Азарт профессии, верность любви. Личная жизнь Людмилы Касаткиной. Биография касаткиной людмилы ивановны Вам нравятся фильмы с участием Людмилы

Одной из самых титулованных актрис советского кинематографа является Людмила Касаткина. Биография этой знаменитой актрисы охватывает несколько десятилетий работы в кино. Прославилась она благодаря яркому образу укротительницы тигров. Но кроме яркой роли в знаменитой комедии, в фильмографии актрисы - более тридцати работ. Жизненный путь советской актрисы - тема статьи.

Ранние годы

Касаткина Людмила Ивановна родилась в Смоленской области. Однако вскоре родители будущей актрисы переехали в Москву. В столице героиня статьи проявила хореографические способности, благодаря чему и попала в пристижную балетную студию. В одиннадцать лет получила травму юная Людмила Касаткина. Биография ее сложилась бы совсем иначе, если б не это печальное событие. О балетной карьере пришлось забыть.

Начало театральной карьеры

После получения аттестата зрелости Людмила Касаткина поступила в ГИТИС. Уже на вступительных экзаменах абитуриентка проявила себя как драматическая актриса, а потому ее зачислили в Центральный Здесь она проработала до конца своих дней. которой интересует поклонников советского кино, любителям театрального искусства известна была еще до своей дебютной кинороли по таким спектаклям, как «Укрощение строптивой», «Шарады Бродвея».

В начале двухтысячных годов актриса получила профессорское звание. Ведь на протяжении многих лет одним из выдающихся преподавателей ГИТИСа являлась именно Людмила Касаткина.

Фильмы

Актриса дебютировала в кино в 1954 году. В театральных кругах она к тому времени уже была достаточно известна. Фильм «Укротительница тигров» вызвал резонанс в советском обществе, а исполнительница главной роли в киноленте стала мгновенно знаменитый.

Как справилась с ролью укротительницы тигров Людмила Касаткина? Фильмы, в которых впоследствии участвовала актриса, широко известны советским и российским зрителям. Но именно дебютная роль стала самой яркой. Контактировать с животными, артистка не должна была. Однако в процессе съемок оказалось, что образ укротительница недостаточно гармоничен. Касаткиной пришлось зайти в клетку с тигром. Актриса настолько вжилась в образ, что один из деятелей циркового искусства предложил ей после съемок место в своей труппе.

Картины Колосова

Последующие годы Касаткина снялась в нескольких мелодрамах. Но новый виток в ее актерской карьере произошел после встречи с будущим мужем - режиссером Колосовым. Людмила Касаткина, биография которая тесно связана с творческим путем этого постановщика, снялась в его фильмах «Укрощение строптивой», сериале «Вызываем огонь на себя». В телевизионном фильме актриса сыграла партизанку Эта работа стала первым отечественным сериалом на военную тему.

Начиная с начала шестидесятых годов Касаткина снималось очень часто. Она проявила себя как актриса широкого диапазона.

Создала более тридцати совершенно противоположных образов на экране Людмила Касаткина. Биография этой яркой личности - часть истории советского кинематографа. В восьмидесятые годы она поучаствовала всего в четырех фильмах. Но два из них попали в золотой фонд советского кино.

Касаткина Людмила - актриса, которая на протяжении всей своей долгой жизни была предана профессии. Последние годы она снималась не так часто, но преимущественно в главных ролях.

Касаткина Людмила - актриса, как уже было сказано, многоплановая. Она не ограничивалась съемками в фильмах. Голосом великой актрисы вещает знаменитая пантера из мультфильма «Маугли». Но если говорить об удивительном актерском таланте героини этой статьи, следует также вспомнить одну из ее драматических ролей.

«Помни имя свое»

В 1974 году на экраны уже «Помни имя свое». В этой картине Людмила Касаткина сыграла главную роль. «Помни имя свое» - одна из самых проникновенных истории в советском кинематографе. Касаткина сыграла в этом фильме роль советской женщины, попавшей в Освенцим и потерявшийся сына. Найти его ей удалось, но спустя много лет. Образ, который в этой трагической киноленте создала Касаткина - свидетельство ее необыкновенного драматического таланта.

Последнюю роль Касаткина сыграла в 2006 году, в фильме «Потерянные в раю». На театральную сцену она выходила до тех пор, пока хватало физических сил. Ведь не играть для актрисы - сродни катастрофе. Самые известные работы Касаткиной в кино:

  1. «Укротительница тигров».
  2. «Большая перемена».
  3. «Душечка».
  4. «Помни имя свое».

Что известно о семье такой выдающейся актрисы, как Людмила Касаткина?

Личная жизнь

С Касаткина познакомилась еще в студенческие годы. Сначала это были просто дружеские отношения. Затем - удивительно крепкий семейный союз. Этот брак можно назвать едва ли не уникальным в актерской среде. О Касаткиной и ее знаменитом супруге никогда не ходило ни сплетен и пересудов.

Они прожили вместе шестьдесят два года и ушли в мир иной один за другим. Первая их встреча состоялась в 1943 году. Лейтенант Колосов только вернулся с фронта. Уже спустя несколько дней после знакомства он стоял с цветами у центрального входа ГИТИСа. Согласно воспоминаниям актрисы, она уже тогда поняла, что порознь существовать они не смогут.

Поженились они не сразу, а лишь спустя четыре года. Колосов и Касаткина совместно написали книгу «Судьба на двоих». В ней авторы вспоминали, анализировали прожитые годы. В их жизни было немало ситуаций, испытывающих их союз на прочность. Касаткина была всегда неотразима и не страдала от недостатка мужского внимания. Говорили, что в любви ей признавался даже Павел Кадочников. А Жерар Филипп, как утверждают очевидцы, на одном из банкетов в Каннах не отходил от советской актрисы ни на шаг. Муж Касаткиной Людмилы создал тринадцать киношедевров. В каждом из них участвовала жена. Но это было совместное творчество.

В последние месяцы у актрисы наблюдалась прогрессирующая болезнь Альцгеймера. Однако на похоронах мужа, который ушел из жизни 22 февраля 2012 года, она присутствовала. Касаткина Людмила Ивановна пережила супруга на двенадцать дней. Знаменитая пара советского кинематографа похоронена на Новодевичьем кладбище.

Семья

Сын актрисы - Алексей Колосов. Он не пошел по стопам родители, а увлекся музыкой. Сегодня Алексей Колосов - известный музыкант, джазовый композитор, музыкальный теоретик. Он основал группу «Аура», организовал несколько проектов. Впрочем, в кино Алексей Колосов также сыграл несколько ролей. Внучки Людмилы Касаткиной - Людмила и Анна. Младшая дочь Колосова, в отличие от своего отца, решила пойти по стопам знаменитой бабушки. С двенадцати лет она принимает участие в детских спектаклях. На одном из вечеров, посвященных памяти Колосова и Касаткиной, девочка спела песню на слова Окуджавы - «Молитва».


Имя: Людмила Касаткина (Ludmila Kasatkina)

Возраст: 86 лет

Место рождения: Новое Село, Смоленская область

Место смерти: Москва

Деятельность: актриса театра и кино

Семейное положение: вдова

Людмила Касаткина - биография

Народная артистка Советского Союза сразу полюбилась зрителям. Её дрессировщица тигров не была похожа на прежних киногероинь. Её женственность и невероятная смелость удивительно сочетались.

Детство и карьера, семья

Рождение Людмилы произошло в небольшой деревне Смоленской области. Родители довольно скоро перебрались в Москву, хотя и были обычными крестьянами. Ученицей была девочка замечательной и очень талантливой. Девочка любила танцевать и оказалась очень способной к этому виду искусства. Люду определили в студию Шацкого.


Биография творческой судьбы будущей актрисы начиналась с балета, она уже с одиннадцатилетнего возраста выступала на профессиональной сцене. Произошла травма, и о профессии балерины пришлось забыть. Мечта сменилась из-за перелома ноги, многие родственники давали свои советы. Касаткина прислушалась к ним и решила стать актрисой театра и кино.


В результате Людмила подала документы в ГИТИС. По окончании и до последних лет жизни актриса служила театру советской армии. В списке ролей у Касаткиной были не только классические произведения, но каждый её образ становился запоминающимся. Актриса много лет работала преподавателем в родном институте в профессорском звании.

Людмила Касаткина - фильмы

Впервые Людмилу Касаткину увидели в кино в комедии «Укротительница тигров». В фильме актриса составила пару известному Павлу Кадочникову . Миниатюрная фигура Люды только ярче помогала раскрыть мужественный характер героини. Касаткина сначала не прикасалась к хищникам, в опасных сценах за неё снималась цирковая актриса Маргарита Назарова . Но тигров нужно было снять с самой киноактрисой.


Девушка оказалась по-настоящему смелой. Она вошла в клетку очень профессионально, звери её слушались, как настоящую дрессировщицу. Биография популярных фильмов стала пополняться. Характер картин и героинь были самыми разнообразными, от мелодрамы до драмы о войне.

Творческий дуэт

Режиссёр Сергей Колосов разглядел в Касаткиной настоящую звезду. Зрители по достоинству оценили появление пьесы «Укрощение строптивой». Дуэт сложился, и в их исполнении рождается телевизионный фильм «Вызываем огонь на себя» об Анне Морозовой. Только после выхода на экран многосерийной картины партизанке присвоили звание Героя Советского Союза посмертно. А актрисе, сыгравшей образ партизанки, была вручена премия Ленинского комсомола. В 60-х и 70-х годах предложений от режиссёров было много, а в 80-ом у актрисы было всего четыре фильма, две из них из Золотого Фонда классического советского кино.


Все роли актрисы в кино в полной мере раскрыли талант Людмилы Ивановны. Касаткина не покидала сцену, всегда жила образами главных героинь. Пожалуй, самым любимым её занятием стала озвучка советского мультипликационного фильма «Маугли». Ради образа пантеры Багиры, созданного Людмилой, поменяли пол животного, который описал в своём произведении Киплинг. Мультфильм о мальчике из джунглей был не единственным, который озвучила актриса. Занятия в качестве педагога радовали Касаткину, В ГИТИСе активно проработала в течение 12 лет под её руководством творческая мастерская, которая выпускала настоящие актёрские кадры.

Людмила Касаткина - биография личной жизни

Режиссёр Сергей Николаевич Колосов, тоже народный артист СССР, который трудился, как и Касаткина в театре всей её жизни, стал мужем актрисы. Встретились парень и девушка в первый год после войны. Сергей Николаевич только что пришёл с фронта, и ему сразу приглянулась Людмила. В течение четырёх лет молодой человек ухаживал за актрисой. В этом творческом и семейном дуэте не было измен, всю жизнь длилась любовь этих двух любящих сердец, более пятидесяти лет. В результате совместной работы у Колосова и Касаткиной было снято двенадцать кинофильмов.


О своей жизни они написали книгу, которая носила название «Судьба на двоих». У супругов родился сын Алёша, который не пошёл по стопам родителей. Он пошёл по своей, но тоже творческой стезе, он руководит джаз-бэндом, прославил себя как композитор. Его музыка звучит в картинах его отца. Когда у него родилась дочь, она получила имя Люда, в честь своей бабушки, позже родилась вторая дочь Анна. Родные во всём поддерживали Людмилу Ивановну. Тепло семьи помогало актрисе в работе. А многие работы в театре писались специально для неё.

Последние годы жизни Касаткиной

Тяжело было в судьбе и биографии Людмилы Ивановны на закате её жизни. Мужа она пережила, что ей далось с трудом, те одиннадцать дней, которые разделяли их от смерти друг друга, Касаткина провела в больнице. Народная актриса лечилась от болезни Альцгеймера. Но до этого долгое время страдала от тяжёлого кашля, перешедшего в бронхит, а позже в острую пневмонию.

Это заболевание удалось побороть, но тоска по умершему супругу подорвало здоровье женщины. Все военные почести во время похорон Людмилы Ивановны были соблюдены в точности, а покоится она рядом со своим любимым мужем. Множество премий были вручены актрисе при жизни.

Это была одна из редких пар в российском кино – актриса Людмила Касаткина и ее муж режиссер Сергей Колосов. Они прожили долгую счастливую жизнь в кинематографе и в буквальном смысле не могли жить друг без друга. Людмила Ивановна умерла на 87-м году жизни, вслед за мужем, которого пережила всего лишь на одиннадцать дней. Об их страданиях и об их счастливой любви репортеру рассказали сын этой замечательной пары Алексей и его жена.

Из-за февральских праздников похороны Людмилы Касаткиной пришлось отложить на несколько дней. Мне удалось поговорить с родными актрисы еще до прощания с ней. И вот я дома у сына Касаткиной – Алексея. Их почти враз осиротевшая семья в полном сборе – сын актрисы Алексей, его жена Светлана и их 11-летняя дочка Аня. Почти непрерывно раздаются звонки – коллеги и друзья выражают сочувствие. Пока Алексей говорит по телефону, невестка Людмилы Касаткиной приглашает меня на кухню. Мы разговариваем почти шепотом. Она рассказывает обо всем, что семье пришлось пережить за последнее время.

– Все началось 15 мая прошлого года, когда мы в ресторане отмечали 86-летие мамы (именно так Светлана называет свою свекровь. – Авт.). Сергею Николаевичу стало плохо, и его на скорой помощи увезли в ЦКБ. Тогда мы не знали, что он оттуда уже не выйдет, хотя его состояние давно вызывало тревогу. На его 90-летие все близкие и друзья приехали его поздравить. Были букеты от Карена Шахназарова, от коллег с «Мосфильма». Но многого он уже просто не понял, некоторых людей даже не узнал. А вот сына Алешу и внучку Аню до последнего узнавал. Младшую внучку он очень любил и до последних дней беспокоился о ней: «Она так быстро растет, она такая общительная, вы следите за ней!»

У Сергея Колосова были проблемы с сосудами, и в больнице его состояние ухудшалось день ото дня, иногда он целые недели проводил в забытьи. А в конце июня прошлого года в соседнюю палату поместили и супругу режиссера. Она уже не раз лежала в ЦКБ с бронхиальной астмой и другими заболеваниями. Актриса к тому же страдала страшным недугом – болезнью Альцгеймера. Память у нее стала просто пропадать, она могла не помнить, что с ней было пятнадцать минут назад. Последний спектакль актрисы в Театре Российской армии родственники вспоминают с ужасом.

– Это не поддается описанию! – говорит невестка актрисы. – Она плохо себя чувствовала, практически задыхалась. Мы привели ее в театр буквально на руках.

Ее гримерный столик был уставлен лекарствами – кислородом, ингаляторами, таблетками… Периодически Людмила Ивановна говорила: «Не буду играть!» Но все-таки вышла на сцену, где ей нужно было петь и танцевать!

Больная актриса, у которой уже давно установлен кардиостимулятор, отыграла свой последний спектакль до конца. И, о чудо, зарядившись любовью зрителей, она три дня чувствовала себя почти нормально. А потом снова попала в отделение пульмонологии ЦКБ с обострением бронхиальной астмы. Но теперь Людмила Ивановна почувствовала неладное и решила написать завещание.

– Она нам сказала: «Я уже понимаю, к чему дело идет. Не хочу, чтобы, как в случае с моей подругой Натальей Дуровой, были какие-то прения из-за наследства», – вспоминают Колосовы. – Мы, конечно, сначала отмахивались: «Что вы, мама, да бросьте, столько раз выкарабкивались и сейчас выкарабкаетесь!» Но она настоятельно попросила привести нотариуса. Она обозначила все четко: Алеша – ее единственный наследник. В жизни Людмилы Ивановны было столько приживалок и воровок, которые просто обворовывали ее! – вздыхает невестка актрисы. – Последняя домработница вынесла практически все золотые украшения. Людмила Ивановна это не сразу заметила. Милицию мы не стали вызывать, и эта женщина скрылась. Нужно было писать официальное заявление, но если б мы это сделали, имя Касаткиной в связи с этим стали бы трепать на каждом углу. Нам этого не хотелось…

К счастью, после этого случая семье удалось оты-скать другую, порядочную сиделку. Елена из Мурманска все эти месяцы мужественно ухаживала за престарелыми больными супругами. Она жила с ними в больнице, и это освобождало родственников от необходимости круглосуточно сидеть у постели больных.

– Это была большая помощь, учитывая тот факт, что у меня самой отец перенес инсульт, он не может ходить, а брат – инвалид второй группы, страдает ДЦП, да еще больная мать, – объясняет Светлана Колосова. – Да, мы не могли все время проводить в больнице, но нашлись люди, которые осудили нас за это.

И даже создали Общественный совет по спасению Людмилы Касаткиной! Я сейчас говорю об одной женщине и ее муже. Эту м олодую женщину Людмила Ивановна опекала, помогла ей стать актрисой. Та по доверенности получала за нее зарплату в театре. А в последние дни они с мужем очень активизировались, пытались всеми силами проникнуть в больницу к Касаткиной.

Зачем? Видимо, хотели что-то выпросить, а может, даже подписать какие-то бумаги. К счастью, они не успели этого сделать.
В последние дни Людмила Ивановна и Сергей Николаевич уже не могли видеться. Колосов находился в коме, но, видимо, душа его пребывала рядом с женой, потому что, к ужасу сиделки, актриса все время разговаривала с ним.

– Она чувствовала, что муж умирает, видела его, звала. Сиделка говорит: «У меня волосы дыбом вставали», – вспоминают родственники. – Людмила Ивановна тянула руки и говорила: «Сереженька, ну что ты вечно молчишь, ну ты можешь хоть что-то сказать? Что ты там шепчешь, ты же знаешь, я плохо слышу». Аж мурашки бежали по телу! Нам казалось, что она говорила в пустоту, а она будто видела мужа, и они общались.

Когда Сергей Николаевич умер, стало понятно, что Людмила Ивановна не в состоянии присутствовать на похоронах. Для нее решили организовать отдельное прощание. Но вопреки слухам, ее к гробу мужа не привозили в инвалидной коляске. Она дошла сама, перед этим сделала тщательный макияж, прическу и маникюр. Даже этот тяжелый час она встретила достойно и держалась мужественно – не билась в истерике.

– После прощания с Сергеем Николаевичем Людмила Ивановна находилась в тяжелом состоянии. Не знаем, осознавала ли она себя. Она часто разговаривала с умершим мужем, – говорит Светлана Колосова. – По словам сиделки, ее последними связными словами было тоже обращение к мужу: «Сереженька, сдвинь наши кровати, соедини их воедино». А потом наступило резкое ухудшение. Мы знали, что у нее еще и онкология, поэтому не ждали из больницы добрых вестей. Понимали, что это последние дни… А к врачам мы не имеем никаких претензий. Если бы последние полгода родители провели не в больнице, они бы умерли гораздо раньше.

…Алексей Колосов родился в большой любви. Шестьдесят лет Сергей Колосов и Людмила Касаткина прожили вместе!

– Между ними существовала особая духовная связь, постоянная необходимость друг в друге, – говорит сын актрисы. – Думаю, она и привела к тому, что мама после смерти отца так быстро ушла. Неправда, что папа много снимал ее в своих фильмах. Он строго подходил к отбору актеров. А мама была готова на все ради своих ролей – и прыгала с поезда беременная, и в клетку к тиграм входила, и доводила себя до истощения, ночевала в бараке, когда играла заключенную.

Их единственный сын Алексей родился в 1958 году. Его воспитывала бабушка по материнской линии, и благодаря этому Касаткина могла продолжать много сниматься.

– Когда мне было неполных 14 лет, я начал стремительно терять зрение, – вспоминает Алексей. – Мне сделали очень тяжелую нейрохирургическую операцию. После этого я был совершенно выбит из колеи. Слава Богу, не потерял зрение полностью. В этот период я начал увлекаться музыкой, потому что больше воспринимал мир слухом. Слушал западное радио, освоил гитару.

Правда, родители настояли на том, чтобы я получил серьезное образование, и сначала я закончил факультет журналистики МГУ. Но постепенно все равно пришел к музыке.

Когда сын женился, Касаткина и Колосов разменяли свою большую квартиру на две поменьше, в одном подъезде. Но, несмотря на рождение дочери Людмилы, первая семья Алексея распалась. Людмила Ивановна очень переживала, что он живет один. И сама подыскала ему супругу.

– Я работала вместе с Людмилой Ивановной, а она познакомила меня с Алексеем, – говорит Светлана Колосова. – Четыре года нам с Алешей понадобилось, чтобы понять: нам нужно жить вместе. Такой же долгий досвадебный период был и у Колосова с Касаткиной. Так что мы повторили их судьбу.

…Сейчас в семье сына Касаткиной стараются больше говорить не о последних тяжелых днях родителей, а вспоминать, как они были счастливы друг с другом. И в самом деле, это была удивительная пара…

Справка

Людмила Касаткина родилась в 1925 году. После окончания ГИТИСа в 1947 году ее приняли в Театр Красной армии, где она проработала всю жизнь. Первая известность к актрисе пришла после выхода фильмов «Укротительница тигров» и «Медовый месяц», где ее партнером был Павел Кадочников. Он трогательно ухаживал за Касаткиной, но она уже связала свою жизнь с Колосовым.

Сергей Колосов родился в 1921 году, прошел две войны. Среди известных его фильмов – «Укрощение строптивой», «Душечка», «Помни имя свое», «Мать Мария». Во всех снималась Людмила Касаткина. Всего же он снял ее в 11 фильмах.

Алексей Колосов родился в 1958 году. Окончил факультет журналистики МГУ, Училище им. Гнесиных. Он сочиняет музыку, занимается джазом, ведет свою программу на радио.

Училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении. Сценическую карьеру начала как балерина, но была вынуждена прекратить занятия танцами из-за перелома ноги в 14 лет.

В 1943 году поступила и в 1947 году окончила ГИТИС имени А. В. Луначарского, и была принята в труппу ЦАТСА, где проработала всю жизнь. Сыграла на сцене ЦАТСА более сорока ролей, среди которых наиболее известны такие постановки, как «Орфей спускается в ад», «Шарады Бродвея» и «Ваша сестра и пленница» и другие.

Дебютировала в кино в 1954 году в фильме « » и сразу в главной роли, получив признание критиков и зрителей ярким образом Лены Воронцовой.

В 1964 году муж актрисы, режиссёр Сергей Колосов снял первый отечественный телевизионный многосерийный художественный фильм «Вызываем огонь на себя» по одноимённому произведению Овидия Горчакова и Януша Пшимановского. Его главной героине, реально существовавшей партизанке Анне Морозовой после показа фильма по телевидению было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Её роль в сериале исполнила народная артистка СССР Людмила Касаткина.

Лучшие роли Людмила Ивановна сыграла в фильмах своего мужа - режиссёра Сергея Николаевича Колосова. Получила известность также благодаря своим работам по озвучиванию мультфильмов («Маугли», 1967-1971, персонаж - Багира).

В последние годы Людмила Касаткина преподавала в РАТИ, профессор, выступала на творческих вечерах.

Людмила Ивановна Касаткина ушла из жизни после длительной болезни в Москве 22 февраля 2012 года на 87-м году жизни, через 11 дней после смерти мужа.

Людмила Касаткина Личная жизнь

Отец - Касаткин Иван Алексеевич (1902-1981)
Мать - Касаткина Варвара Николаевна (1903-1983)
Муж - Сергей Николаевич Колосов (1921-2012) - кинорежиссёр, народный артист СССР.
Сын - Алексей Сергеевич Колосов (1958) - джазмен.
Внучки: Людмила (1984) и Анна (2001).

—Однажды мама возмущенно рассказала, как к ней в театре подошел один коллега и то ли в шутку, то ли всерьез поинтересовался: «Ты так давно живешь с Сергеем Колосовым. Неужели ни разу не изменяла ему?» — «Никогда!» — отвечает ему мама. И он, махнув рукой, говорит: «Ну, тебе и вспомнить перед смертью будет некого». — «Почему же?! — нашлась мама. — Я Сережу буду вспоминать…»

Так оно и получилось. После смерти отца мама оказалась в больнице и в своем полусознательном состоянии часто видела его перед собой. Обращалась к Елене — женщине, которая ухаживала за ней: «Сергей, почему ты молчишь? Сережа, где ты был?» К сожалению, постоянно быть рядом с мамой я не мог: мне пришлось увеличить число концертов, чтобы заработать деньги на дорогостоящие лекарства. Но когда приезжал в больницу и наблюдал эти сцены со стороны, чувствовал невыносимую боль в сердце. Накануне смерти мама приподнялась на кровати, снова посмотрела на Леночку. Взгляд как будто прояснился, лицо помолодело, словно болезнь отступила. Мама четко произнесла: «Сережа, зачем ты раздвинул кровати? Сдвинь воедино!» Потеряла сознание и больше в себя не пришла. А на следующий день ее не стало.

Я человек не религиозный, но когда думаешь об их жизни — особенно о том, как они вместе ушли, — невольно начинаешь размышлять, что есть все-таки высшие силы, которые нас ведут.

Приходи ко мне на день рождения!

— Думаю, и встреча их тоже была предопределена. И, как ни страшно это звучит, если бы не война, они могли разминуться по жизни. Ведь на режиссерский факультет ГИТИСа папа поступил в 1939 году, когда мама еще была школьницей. Только вот долго учиться в вузе ему не пришлось — ушел на фронт. Сначала воевал в советско-финской войне, а затем в Великой Оте­чественной… И только после победы смог продолжить обучение.

Родители часто со смехом вспоминали историю своего знакомства. Папа впервые увидел маму в мае 1946 года накануне дня ее рождения — где-то в коридоре института — и просто не смог пройти мимо. «Так она мне понравилась, — спустя много лет рассказывал мне отец, — что я тут же решил с ней познакомиться». Его можно понять: мама всю жизнь была такой обаятельной, открытой, искренней. Папа подошел, представился. Узнал, что зовут ее Людмила Касаткина, что учится она на третьем курсе актерского факультета, и пригласил на свидание. Она немного растерялась: надо же какой напор! Помолчала, что-то обдумывая, и неожиданно улыбнулась: «Хочешь, приходи ко мне завтра на день рождения!» И назвала адрес. В назначенный час папа в парадном костюме с букетом цветов позвонил в дверь. Ее открыли совершенно незнакомые люди. «Нет-нет, молодой человек, вы ошиблись, Касаткины тут не проживают!» Вот так моя будущая мама подшутила над настойчивым кавалером. Расстроенный, он вернулся домой. Через несколько дней, когда они снова пересеклись в коридоре ГИТИСа, папа посмотрел на нее с упреком, а мама подошла и… извинилась. Смотрела на него и улыбалась настолько искренне, что он не смог на нее сердиться.

Так они и начали дружить. В своих чувствах папа маме долго не признава­лся. Она сама догадалась. Как-то группа студентов ГИТИСа отправилась в Севастополь — выступать. Жили почти без денег, были вечно голодные. И вот идет однажды мама по улице, видит — у ларька, где продают виноград, стоит ее друг Сергей Колосов и пересчитывает копеечки. Решила за ним понаблюдать. А он протягивает продавцу деньги — все, что были на ладони, — и берет маленькую кисточку винограда. Повернулся, увидел ее на другой стороне дороги, обрадовался. Перебежал к ней и, счастливый, протянул только что купленные ягоды. Всю жизнь мама вспоминала эту историю. «Знаешь, — говорила она, — именно в тот момент я поняла, что он меня любит. Последние монетки на меня потратил!»

Поженились они в 1950-м — через четыре года после знакомства. Мама хотела, чтобы Сергей Николаевич сначала встал на ноги. Еще студентом папа стал ассистентом режиссера в Центральном театре Советской армии — там потом всю жизнь работала мама. Только начав зарабатывать, родители смогли подумать о свадьбе. Праздничный стол накрыли в квартире у маминых родителей — все без особых излишеств. Ну какие в те годы могли быть роскошные лимузины или рестораны?! К тому же оба — выходцы из дос­таточно скромных семей. Папины родители трудились в одном московском издательстве. Дедушка по материнской линии — на кондитерской фабрике «Красный Октябрь», бабушка — разнорабочей. Все они были интеллигентами по своей сути, доброжелательными, деликатными.

Сына назвали в честь учителя

— Родители папы ушли из жизни рано, я их и не знал. А вот бабушка и дедушка по маме приняли самое активное участие в моей жизни. Ведь мама все время играла в театре, папа стал режиссером Театра сатиры, а потом перешел на «Мосфильм». Когда он начал снимать фильмы, они с мамой часто вместе уезжали на съемки… Родители и мое-то появление долго не могли себе позволить оттого, что оба много работали. (Смеется.) Решились завести ребенка, только когда стали узнаваемыми, приобрели отдельную квартиру. Маме было тогда 33 года. Она успела сняться в популярных фильмах «Укротительница тигров» и «Медовый месяц». А папа ставил спектакли в московских театрах. Уезжая в отпуск — в какой-нибудь санаторий, — родители редко брали меня с собой: все-таки им надо было отдохнуть и подлечиться. Но потом обязательно приезжали на дачу, где мы жили с дедушкой и бабушкой.

Я так ждал их приезда! Мы с папой могли разговаривать часами — я доверял ему все свои тайны, задавал множество вопросов. Любопытный был. А он, кажется, знал обо всем на свете, потому что всегда находил на них ответы. Никаких обид по отношению к родителям у меня не возникало. Комплексовал я только из-за маминой популярности. Идем вместе в магазин, например, а к ней каждую минуту подходят люди: кто-то за автографом, кто-то — чтобы сказать: «Ах, Людмила Ивановна, мне так понравился фильм! Вы моя любимая киноактриса!» Мне все это не нравилось — я стеснялся, что на нас все смотрят.

Родители поддерживали меня во всех творческих начинаниях. Когда я увлекся рисованием, попросили со мной позаниматься прекрасного кинохудожника Ми­­­­­­­­­­хаила Карташова. Обнаружив у меня слух, купили домой пианино и пригласили учителя. Но когда мне надоело играть ненавистные гаммы, я взмолился о пощаде — и они отступили. (Смеется.) К музыке я пришел сам — намного позднее. Видимо, те первые уроки не были напрасными. А еще мама отвела меня в городской Дворец пионеров в студию художественного слова. Как же мне там нравилось! К нам приходили туда великолепные актеры — Сергей Никоненко, Всеволод Абдулов и другие — и столько всего интересного рассказывали о своей профессии. Мама в детстве и сама занималась в такой студии и часто со сцены, да и дома, декламировала стихи. Ее любимой поэтессой была Марина Цветаева. А еще мы с мамой не раз выступали перед гостями нашего дома. Мне было лет 10-11, когда мы вдвоем показали им отрывок из спектакля Театра Советской армии «Укрощение строптивой» — сцену знакомства главных героев. Я изображал Петруччо — на меня надевали большую шляпу, к поясу подвешивали шпагу. А мама в вечернем платье была строптивой Катариной.

«А, котик! Слышал я, вас так зовут?» — произносил я, совсем еще маленький мальчишка, с усмешкой. «Вы глуховаты на ухо, должно быть?! Меня зовут все люди Катариной», — возмущенно отвечала мама. «Ты лжешь. Тебя зовут царапка-котик!..»

Наше выступление после домашнего застолья прошло на бис. (Смеется.) Кстати, этот спектакль в Театре Советской армии поставил режиссер Алексей Попов. Мои родители его боготворили и меня назвали в его честь. Благодаря Алексею Дмитриевичу мама сыграла в юности свои лучшие роли на сцене. А отец на основе спектакля Попова снял фильм «Укрощение строптивой» с мамой в главной роли — и он стал его первым крупным успехом в кино.

Ночь в концлагере

— Еще одно из самых ярких воспоминаний детства: 1965 год, родители впервые взяли меня с собой в киноэкспедицию на съемки фильма «Душечка» в Суздаль. Папа — режиссер, мама играет Ольгу. Я потрясенно смотрел, как она перед кинокамерой плачет. До сих пор я видел маму только в спектаклях. Там все понятно — она играла для зрителей. А тут для кого?! Да так вошла в образ, что слезы по щекам текут! Когда папа сказал: «Стоп, еще дубль!» — я понял, что сейчас будет повтор сцены, и пошел исследовать декорации. И в них обнаружил человека, который лежал, свернувшись калачиком, и сладко спал. Это был Ролан Быков. Он играл в фильме первого мужа Душечки и в ожидании своих эпизодов решил отдохнуть… Я увидел тогда, как на съемках делают дождь: льют на несчастных актеров воду из пожарного брандспойта. В общем, столько открытий для себя сделал! И конечно, мне самому захотелось сниматься в кино. Но стоило только заикнуться об этом — родители тут же заявили: они против. Посчитали, что известность для детской психики вредна. Только уже когда стал взрослым — школу оканчивал, появился в эпизодах нескольких фильмов. Первый раз я возник на экране в папином фильме «Помни имя свое». Это был эпизод без слов. В Крылатском построили несколько бараков концлагеря. И я изображал немецкого солдата-охранника. Стоял с автоматом в каске и шинели, а ветродуй (аппарат такой, похожий на огромный пропеллер) «метель» на меня гнал. Замерз жутко, но вида не показывал. Не хотел подводить папу. Потом за свой съемочный день получил законные три рубля. (Смеется.) Так и попробовал актерскую профессию.

Я считаю, что «Помни имя свое» — один из лучших фильмов моих ро­ди­телей. Мама играла в нем женщину, которая, попав в Освенцим, была разлучена с маленьким ребенком. Мальчика как своего сына вырастила полька. Только через 25 лет русская мать смогла встретиться со своим уже взрослым сыном. Это, кстати, реальная история.

В работе папа был очень требовательным и даже родную жену не щадил. Некоторые эпизоды снимали в Польше — в настоящем концлагере Освенцим. И там он потребовал, чтобы мама переночевала в бараке. Одна! На следующий день ей предстояло сниматься в сложной сцене — когда фашисты отнимают у Зинаиды сына. И отцу хотелось, чтобы она как можно сильнее прочувствовала роль. Мама безоговорочно согласилась. Но спать не смогла. Ночью в одиночестве перебирала детские ботиночки, которые остались от убитых в концлагере детей и представляла себе этих малышей…

Когда отец брался за историческую картину, достоверность для него была на первом месте. Он добивался правды во всем: в декорациях, в костюмах, в эмоциях актеров. И всегда перед мамой ставил сложные задачи, не делал никаких скидок. А она мужественно все исполняла. Осознавала: раз Колосов просит — значит, это нужно для результата.

Доверчивая вне сцены

— Если на съемках ведущим был папа, то дома главную роль он уступал маме. Впрочем, поскольку она была слишком занята, то готовила, например, редко. И всю жизнь нанимала домработниц, чтобы поддерживали в доме порядок. Бывало, что ошибалась в них. Ее обманывали, обсчитывали. А одна женщина, когда никого не было дома, вынесла все золотые украшения родителей. Но мама не стала заявлять в милицию: пожалела ту деревенскую бабу, да и огласки публичной не хотела. Эта же ситуация повторилась и в последние два года жизни мамы. Наша домработница, которая за ней ухаживала, оказалась мошенницей. И тут уже я не стал подавать официаль­ное заявление, чтобы имя родителей не трепали некоторые желтые издания. Мама вообще была человеком доверчивым. Но при этом достаточно жестким и принципиальным. В театральных коллективах часто возникают интриги, «дружбы против» — мама никогда в этом не участвовала. Если что-то ей не нравилось, предпочитала все с достоинством сказать человеку в глаза, не держала негатива за пазухой. За это все ее уважали.

А эмоции она несла домой и только тогда выплескивала. Могла под горячую руку с отцом поссориться. Но он все понимал и старался вернуть ей хорошее настроение. Подойдет, обнимет, поцелует и успокоит. Папа мамой очень дорожил.

Внучки называли Люлей

Пока Земля еще вертится,


Пока еще ярок свет,


Господи, дай же ты каждому,


Чего у него нет.

— Эту песню Булата Окуджавы «Молитва» родители часто пели в компаниях. Поэтому, когда в позапрошлом году на сцене Театра Российской армии отмечали 85-летний юбилей мамы, я решил исполнить именно «Молитву». Родителям нравилось то, чем я стал заниматься по жизни — музыкой. В старших классах у меня ухудшилось зрение. Пришлось даже делать операцию, чтобы остановить процесс. Я даже как-то растерялся: чем же мне заниматься после школы? Не знал, куда поступать. Мама посоветовала журфак МГУ: и высшее гуманитарное образование будет, и разностороннее развитие. К третьему курсу я понял, чего хочу на самом деле. Я был увлечен джазовой музыкой, да так, что поступил на заочное отделение в Музыкальное училище имени Гнесиных. Джаз поначалу был ей не очень близок. Но ее отношение к этой музыке сильно изменилось после того, как она побывала вместе со мной на концертах знаменитого варшавского фестиваля «Джаз-джембори» в 1979 году. Кстати, мама повезла меня на этот фестиваль, разумеется, по моей просьбе. С того времени она тоже заболела джазом. (Смеется.) А со временем стала поклонницей того, что я делаю на сцене. Ходила на мои концерты, слушала дома мою музыку. Свой новый альбом я записал в начале этого года в Осло (Норвегия) с участием всемирно известного джазового скрипача Михала Урбаника. Я посвятил его родителям. Только они, к сожалению, его так и не успели послушать…

Пригодились мои способности и па­пе. Он приглашал меня писать музыку для своих фильмов: «Дневник профессора Готье», «Судья в ловушке» и «Потерянные в раю». Это не было, как говорят, по блату. Если бы моему принципиальному и требовательному отцу не нравилось то, что я делаю, он отказался бы от моей музыки, несмотря на родительскую любовь. Он работал с прославленными композиторами: Альфредом Шнитке, Алексеем Рыбниковым, Юрием Саульским. Так что, работая, я понимал, что должен сделать как минимум не хуже.

И вот на тот мамин юбилей я вышел на сцену вместе со своей девятилетней дочкой Аней. Мама не ожидала — это был сюрприз. И когда мы с Анечкой вместе пели «Молитву», глаза у мамы, которая сидела в кресле на сцене, заблестели от слез…

Она очень любила внучек, и они отвечали ей взаимностью. Называли ее не бабушкой, а Люлей. (Смеется.) Старшую дочь, от первого брака, я назвал в честь мамы — Людмилой. Но больше похожей на нее получилась младшая, Анечка. Она тоже у нас артистическая натура: танцует, поет, очень хорошо рисует, занимается в музыкальной школе.

С мужем попрощалась наедине

— Папа превращал дни рождения мамы в праздники. Если не получалось отметить торжество в ресторане, созывал друзей домой. За столом собирались только самые близкие. Приходили и драматург Леонид Зорин, и актриса Людмила Иванова с мужем — бардом Валерием Миляевым, и коллеги по Театру Российской армии… Пели, аккомпанируя на пианино и на гитаре. Мама и папа читали стихи. Я любил эти вечера: такая возникала удивительная праздничная атмосфера­!

В прошлом году 86-летие мамы па­па решил отметить в ресторане. Но в самый разгар праздника он вдруг схватился за серд­це. Вызвали скорую. У отца уже были прежде проблемы, связанные с сосудами мозга, — микроинсульты. Но до сих пор Бог миловал… На этот раз он уже не поднялся. В последние месяцы он существовал в каком-то параллельном мире, лишь изредка приходя в сознание. Мама навещала его каждый день. У нее от волнения обострились собственные болезни. И она несколько раз сама попадала в ту же ЦКБ. Когда ей становилось легче, она приходила в папину палату — навещала его. Сидела целыми днями рядом…

В последний раз мама вышла на сцену Театра Российской армии перед закрытием театрального сезона — 29 июня прошлого года в спектакле, который поставил специально для нее папа: «Странная миссис Сэвидж». Зрители не догадывались, как тяжело маме было играть. Подводила память, она забывала слова. Но помогали актеры рядом — незаметно для публики подсказывали ей. Мама сильная была, волевая, доиграла спектакль до конца. Когда вышла на поклон, зрители устроили овации!

После спектакля мама сказала: «Все лето буду готовиться к новому театральному сезону». Это был бы ее юбилейный, 65-й сезон на сцене Театра Российской армии. Но наступила осень — и мама попала в больницу. Как оказалось, в последний раз…

Отец накануне смерти мне приснился — такой здоровый, улыбающийся. Я удивился и обрадовался: он здоров — от болезней ни следа не осталось. А когда открыл глаза утром, не сразу поверил, что это был всего лишь сон…

В тот же день папы не стало. Об этом я сам сказал маме. Она выслушала меня молча. Без истерик и слез. Думаю, она понимала, что папа уйдет. Мне кажется, что и о своем уходе она догадывалась. В день похорон мама попросила, чтобы ей дали возможность попрощаться с ним не на людях. Мы привели ее в ритуальный зал ЦКБ за два часа до начала официальной панихиды. Потом ходили слухи, что маму привезли туда на инвалидной коляске. Нет, мама подошла к нему сама! Молча стояла и смотрела на папу. Беззащитная… О чем она думала в тот момент? Что мысленно обещала? Не знаю. Вслух не было произнесено ни слова. Мама наклонилась, поцеловала, постояла еще немножко рядом. Повернулась и медленно пошла прочь.

Через неделю во сне я увидел маму — веселая, здоровая: смотрит на меня, смеется. Совсем как папа в моем прошлом сне…

Образование: в 1952 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа

Карьера: с 1948 по 1951 год — ассистент режиссера в Театре Советской армии. С 1952 по 1955 год — режиссер Театра сатиры. Снял более 20 фильмов, среди которых: «Укрощение строптивой», «Вызываем огонь на себя», «Операция «Трест», «Помни имя свое», «Душечка» и другие. Преподавал на режиссерском факультете ВГИКа

Звания и награды: лауреат премии Ленинского комсомола (1968) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976), народный артист СССР (1988)

Семья: сын — Алексей Колосов (53 года), музыкант, композитор и радиоведущий; внучки — Людмила (27 лет), окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров, и Анна (11 лет)

Карьера: с 1947 по 2012 год — актриса театра Российской армии (ранее — Театр Советской армии). В кино с 1954 года («Укротительница тигров»). Снялась более чем в 30 фильмах, среди которых: «Большая перемена», «Принцесса цирка», «Яды, или Всемирная история отравлений»

Звания и награды: народная артистка СССР (1975), лауреат Государственной премии им. братьев Васильевых (1976), кавалер ордена Ленина (1985), ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000), III степени (2005) и II степени (2010)