Центурион (танк). Средний танк «Центурион Какое оборудование ставить на centurion mk 1

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1943 году британский генеральный штаб разработал тактико-технические требования к крейсерскому танку, способному бороться с новейшими представителями немецкого бронированного «зверинца». Толщина лобовой брони перспективной машины задавалась не менее 5 дюймов (125 мм) и определялась пробивной способностью снаряда 88-мм немецкой пушки. Толщина бортов должна была составлять 60% от лобовой брони. Предполагалось, что форма днища корпуса уменьшит поражающее действие противотанковых мин. Ходовую часть планировалось прикрыть фальшбортами для защиты от фаустпатронов. Кроме того, конструкторам предписывалось установить бензиновый двигатель «Метеор» - танковый вариант знаменитого авиационного мотора «Мерлин», которым оснащались легендарные «спитфайры». Танковая пушка в обязательном порядке должна была поражать «тигры», а в боекомплект - входить бронебойные подкалиберные снаряды. Подвижности машины на пересеченной местности придавалось большее значение, чем достижению высокой скорости движения по шоссе.

Верхняя граница массы танка определялась в 40 т.

Разработка проекта, получившего шифр А41, началась на фирме АЕС. В проекте, в первую очередь, учитывался собственный опыт англичан, но ряд конструктивных решений заимствовался у немецких и советских танкостроителей (В статье, опубликованной в журнале «Интернешнл Дифенс Ревю» и посвященной 25-летию принятия на вооружение танка «Центурион», прямо говорится о том, что к его разработке приложили «руку» специалисты технической разведки Великобритании).

Уже через месяц после начала работ конструкторы пришли к выводу, что выполнить все требования по бронезащите в рамках заданной массы в 40 т невозможно. Генеральный штаб установил новую верхнюю границу - 60 т. Столь быстрое согласие военных на значительное увеличение массы танка объяснялось довольно просто: можно выиграть в весе, но потерять во времени, которое понадобится на поиск конструктивных решений и их проверку, в то время как машина, способная противостоять «тиграм», требовалась армии срочно.

Окончательно техзадание к проекту А41 появилось в феврале 1944 года. В соответствии с ним предусматривалась установка 17-фунтовой пушки, одного-двух спаренных пулеметов BESA калибра 7,92 мм или 20-мм пушки «Польстен»; еще один пулемет BESA следовало смонтировать в шаровой установке кормовой ниши башни. В боевом отделении необходимо было создать избыточное давление воздуха для уменьшения загазованности пороховыми газами при стрельбе и защиты экипажа от боевых отравляющих веществ. Особо оговаривались отказ от пулемета в вертикальном лобовом листе корпуса и замена самого лобового листа на плоскую монолитную бронеплиту.

При выборе типа подвески предпочтение отдали блокированной балансирной подвеске Хорстмана.

Силовой блок включал бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Метеор» и механическую трансмиссию фирмы «Меррит-Браун». Топливные баки обеспечивали расчетный запас хода в 170 км, однако еще на стадии проекта его признали явно недостаточным (похоже, англичане ориентировались скорее на советские требования: так, запас хода по шоссе Т-34-85 - 430 км, ИС-2 - 220 км, в то время как «Пантеры» - 200 км, «Тигра» - 100 км).

Оценивая проект, английские специалисты пришли к выводу, что вместо «Бритиш Тигр» получилась «Бритиш Пантера», что, тем не менее, тоже было совсем неплохо.

Проекту А41 была дана «зеленая улица». К маю 1944-го изготовили деревянный макет; по результатам оценки макетной комиссии, генеральный штаб заказал 20 предсерийных образцов. Все прототипы изготавливались из обычной, а не броневой стали; масса опытного танка составила 45 т. Первый экземпляр был готов в сентябре 1944-го, последний - в январе 1945 года. В победном мае, когда закончились предварительные испытания, шесть новых машин отправили на континент для обкатку в строевых частях, имевших боевой опыт.

«Центурион» Mk.1

Первые серийные танки под обозначением А41 «Стар» («Звезда») поступили в войска уже после окончания боевых действий.

Вскоре их название изменили на «Центурион» Мк.1 (*«Центурионом» первоначально назывался «танк поддержки» АЗО, спроектированный на базе «Кромвеля». После его переименования в «Челленджер» название «Центурион» освободилось.). Всего было построено 100 машин первой модификации.

Танк был спроектирован по классической схеме: с отделением управления в передней части, боевым отделением - в средней и МТО - в кормовой.

Корпус машины - сварной, из катаных бронелистов, бортовые листы для удобства компоновки ходовой части устанавливались с небольшим развалом наружу. На крыше корпуса в районе расположения башни имелись местные уширения.

Толщина брони лобовой детали корпуса составляла 76 мм, бортов - 51 мм. Место механика-водителя находилось справа от оси танка.

Трехместная башня - литая, крыша башни крепилась сваркой. Башня имела незначительный наклон стенок и несколько удлиненную кормовую часть. Толщина лобовой брони башни равнялась 152 мм. В башне размещались 17-фунтовая (76,2-мм) пушка Mk.V и 20-мм пушка «Польстен» (по замыслу конструкторов, она предназначалась для борьбы с легкими противотанковыми орудиями), а в шаровой установке кормовой ниши - 7,92-мм пулемет BESA. Углы вертикального наведения основной пушки - от -10° до +20°. Места командира и наводчика располагались справа от оси башни, заряжающего - слева. В крыше башни были предусмотрены люк командира с откидывающейся назад крышкой и люк заряжающего с двустворчатой крышкой. В левой стенке башни и в корме имелись люки для выброса стреляных гильз.

Двигатель - 12-цилиндровый бензиновый мотор «Метеор» мощностью 640 л.с. Трансмиссия - механическая «Меррит- Браун» Z51R. Емкость топливных баков - 550 л. Силовой блок представлял собой дальнейшее развитие двигателя и трансмиссии танков «Кромвель» и «Комета». Моторное отделение оборудовалось противопожарной системой.

Ходовая часть имела по шесть опорных катков среднего диаметра и по два поддерживающих катка на сторону. Пружинно-балансирная подвеска соединяла в одну тележку два опорных катка (три тележки на борт). В качестве упругих элементов применялись цилиндрические винтовые пружины. Подвеска монтировалась снаружи корпуса танка. На первых тележках каждого борта устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы.

Ходовую часть прикрывали трехсекционные стальные экраны толщиной 6 мм.

Радиооборудование включало приемопередающую радиостанцию УКВ-диапазона, танковое переговорное устройство и аппаратуру подключения ТПУ к полевой телефонной линии.

Для преодоления водных преград по верхнему периметру корпуса крепился водонепроницаемый резиновый чехол с металлическим каркасом, при форсировании рек каркас поднимался с помощью пневмоцилиндров. Корпус танка был герметичным.

Масса машины - 48 т, экипаж - 4 человека.

«Центурион» Mk.2

Первый экземпляр варианта Мк.2 изготовили летом 1946 года. В отличие от предыдущей модели, его башня выполнялась сварной, с командирской башенкой, оборудованной смотровыми приборами, обеспечивающими круговой обзор. Взамен 20-мм пушки устанавливался традиционный спаренный с основным орудием пулемет BESA калибра 7,92 мм, а на месте кормовой шаровой пулеметной установки находился аварийный люк.

Боекомплект - 70 снарядов к пушке и 4000 патронов к пулемету. На танке была смонтирована система стабилизации основного вооружения в двух плоскостях с электромашинными приводами.

Всего построено более 700 таких машин.

«Центурион» Mk.З

Танки Мк.З представляли собой вариант Мк.2, вооруженный 20-фунтовой (83,8-мм) пушкой Mk.l. Их серийное производство началось в 1947 году. Все машины модификации Мк.2 в 1951 - 1952 годах модернизировали до уровня Мк.З. На танках «Центурион», начиная с данного варианта, в передней части башни устанавливалось по шесть 51-мм гранатометов для стрельбы дымовыми гранатами.

FV201

Требования к проекту А41 предполагали разработку крейсерского танка в соответствии с английской «двухтанковой» доктриной, то есть наличия в войсках пехотных и крейсерских танков различных конструкций с четким разграничением их боевых задач. В то же время, военные считали необходимым унифицировать ряд систем и агрегатов пехотных и крейсерских танков. Танковый департамент генерального штаба настоятельно рекомендовал провести такую унификацию еще в 1942 году, поэтому параллельно с проектом А41 создавался вариант пехотного танка с лобовой броней, увеличенной до 6 дюймов (152 мм). Работы эти шли, что называется, ни шатко ни валко. Черту под ними подвел фельдмаршал Монтгомери, выдвинувший в июле 1944 года идею универсального танка, совмещавшего в себе качества пехотных и крейсерских машин. В сентябре 1946-го было разработано техзадание FV200, предусматривавшее разработку на едином шасси не только танка, но и огнеметной машины, мостоукладчика, бронетранспортера и САУ.

Из всех британских танков по своим характеристикам в наибольшей степени этим задачам соответствовал «Центурион». Его «универсальный» вариант получил обозначение FV201. На танке была модернизирована подвеска, стенки корпуса выполнили вертикальными, башню оснастили оптическим дальномером, вооружение усилили вторым пулеметом, установленным на левой надгусеничной полке. Двигатель был оснащен системой аварийного запуска. Экипаж увеличился на одного человека.

В итоге, проектирование универсальной машиной вылилось в создание тяжелого танка. К 1949 году англичане осознали, что для борьбы с советскими танками такого же класса требуется пушка калибра не менее 120 мм. «Центурион» для этого не подходил, и в серийное производство был запущен FV214- «Конкерор».

«Центурион» Мк.4

Танк огневой поддержки, вооруженный гаубицей калибра 95 мм.

«Центурион» Мк.5

В конце 1952 года появился вариант Мк.5, до которого модернизировали значительное число танков Мк.З. Пулемет BESA калибра 7,92 заменили американским 7,62-мм М1919А4 в рамках унификации стрелкового вооружения стран НАТО. Кроме того, была несколько изменена форма башенных люков, а рядом с командирским люком смонтирована турель под пулемет М1919А4. Вместо кормового башенного люка для удаления гильз ставилась заглушка.

Нерешенной проблемой для разработчиков «Центуриона» оставался малый запас хода. На пятой модели его попытались увеличить за счет установки в кормовой части корпуса внешних топливных баков, но по ряду причин более удачным посчитали использование одноколесных буксируемых бронированных прицепов-баков, вмещавших 200 галлонов (900 л). Масса прицепа без горючего составляла 1,3 т.

«Центурион» Mk.6

Эта модель представляла собой Мк.5, оснащенный дополнительной бронезащитой и 105-мм пушкой L7, долгое время считавшейся лучшим танковым орудием Запада. «Центурион» дал путевку в жизнь этой пушке, которая устанавливалась на американских танках М-60, германских - «Леопард-1», швейцарских - Pz-61 и ряде других. Боевая масса машины достигла 51 т. В дальнейшем танки Мк.6 оборудовались ИК-прицелом и 12,7-мм пристрелочным пулеметом.

«Центурион» Mk.7

Танки Мк.7 поступили на вооружение британской армии в 1954 году. До этого все работы по модернизации «центурионов» осуществляли специалисты фирмы «Виккерс-Армстронг», а над Мк.7 трудились уже конструкторы фирмы «Лейланд Моторс». На машинах предыдущих вариантов основное внимание уделялось доработке башни и вооружения, на «семерке» - компоновочному решению корпуса. Разработчикам удалось увеличить емкость внутренних топливных баков, более рационально разместить боекомплект к пушке и органы управления механика-водителя.

«Центурион» Mk.8

В 1955 году для «Центуриона» была разработана новая башня. Она отличалась вращающейся командирской башенкой с двустворчатым люком, новым прицелом и упругой установкой цапф орудия, снижающей вероятность поломки при резких ударах танка (аналогичное конструктивное решение впервые применили немцы на «Ягдпантере»). В башенке размещались перископический прицел и пульт управления стрельбой. Теперь вести огонь из пушки мог не только наводчик, но и командир.

«Центурион» Mk.9

Танк Мк.9 поступил на вооружение в 1959 году. На нем было усилено бронирование лобовой части корпуса, а самое главное - резко повышена огневая мощь за счет установки 105-мм пушки L7, не приведшей к серьезным изменениям в компоновке танка. Пушка оснащалась эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела; эжектор устанавливался в средней части ствола.

В варианте Мк.9/1 танк оборудовался ИК-приборами ночного видения, а на Мк.9/2, наряду со спаренным 7,62-мм пулеметом, в маске пушки ставили еще один пулемет калибра 12,7 мм, используемый для пристрелки орудия на дальних дистанциях.

«Центурион» Mk.10

Мк.10 приняли на вооружение в 1960 году. Он представлял собой танк модификации Мк.8, на котором были установлены 105-мм пушка и командирская башенка новой конструкции. Вариант Мк.10/1 имел ИК-аппаратуру ночного видения, Мк.10/2 - пристрелочный 12,7-мм пулемет в маске пушки.

«Центурион» Mk.11, Mk.12, Mk.13

Танки этих вариантов оснащались активными подсветочными приборами ночного видения (у командира и механика- водителя), а также оборудованием для подводного вождения. Вместо спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета на них устанавливался пулемет калибра 12,7 мм. В варианты Мк.11/12/13 переоборудовались танки Мк.6/9/10 соответственно.

Серийное производство танков «Центурион» осуществлялось в Великобритании заводами «Лейланд Моторс», «Ройал Орднэнс Фэктори Лидс», «Ройал Орднэнс Фэктори Вулвич» и «Виккерс-Армстронг» с 1945 по 1962 год. Всего изготовлено 4423 машины.

«Центурионы» разных вариантов состояли на вооружении Австралии, Австрии, Дании, Египта, Израиля, Индии, Иордании, Ирака, Канады, Кувейта, Ливана, Нидерландов, Сингапура, Сомали, Швеции, Швейцарии (под обозначением Pz-55 и Pz-57). По данным на начало 2000 года, эти боевые машины оставались в танковых войсках только в ЮАР. Совсем недавно, в конце 1990-х годов, их сняли с вооружения в Иордании, Израиле, Швеции и Дании. Шведские «центурионы» (290 танков) снимались с вооружения по мере поступления танков «Леопард-2А5», датские - «Леопард-2А4», иорданские- «Челленджер 1» (местное название «Апь Хуссейн»), В Австрии башни отслуживших свой срок танков установлены в альпийских укрепрайонах и используются как долговременные огневые точки.

29-09-2016, 12:42

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Дорогие СТ-воды, сегодня у нас в гостях весьма противоречивая машина, имеющая одновременно очень существенные недостатки и отличные преимущества. Перед вами британский средний танк восьмого уровня - это Centurion Mk. I гайд.

ТТХ Centurion Mk. I

Без лишних слов перейдем сразу к разбору параметров нашего британца и первое, что бросается в глаза - его отличный базовый обзор в 400 метров, в то время как запас прочности у нас типичный по меркам одноклассников.

Что касается живучести, то в далеком патче 0.9.0 наш танк получил HD-модель, с этого момента Centurion Mk. I характеристики бронирования стали сильно хуже. Будьте готовы к тому, что в лоб корпуса нас пробивают все орудия, имеющие пробитие больше 150 миллиметров. Вдоль борта у нас есть экран, но сильно он не спасает, брони тут, как видите, совсем немного.

Башня у нас более крепкая, она часто способна получать непробития и рикошеты от танков 7-8 уровней (хотя, и тут бывают печальные исключения), но все, кто выше, пробивают Centurion Mk. 1 World of Tanks в лоб башни без какого-либо труда.

Хочу также отметить, что при пробитии нашей машины в лоб, очень часто критуют боеукладку, это сильно портит нам жизнь.

Теперь хотелось бы сказать, что данный агрегат имеет очень большие для среднего танка габариты, весит тоже довольно много, так что привыкайте к тому, что Centurion Mk. I WoT обладает посредственной максималкой, динамикой и поворотливостью. Нашего британца без угрызений совести можно назвать медлительным.

Орудие

Теперь поговорим о гораздо более приятных вещах, ведь вооружения в нашем случае действительно достойно уважения, хотя, тут тоже будут свои недостатки.

Итак, Centurion Mk. 1 орудие обладает отличными, лучшими среди СТ-8 параметрами пробитием базовым снарядом. Это практически избавляет нас от надобности возить голду, хотя для непредвиденных ситуаций прикупить 10-15 снарядов не будет лишним, боекомплект тут огромный.

В то же время нам дали маленький альфастрайк, но благодаря хорошей скорострельности Centurion Mk. I танк может наносить около 1725 единиц чистого урона в минуту, что вполне неплохо.

Еще одной положительной чертой в нашем случае будут комфортные углы вертикальной наводки, пушка опускается вниз на 10 градусов, благодаря чему будет удобно отыгрывать от рельефа местности.

А теперь обещанные недостатки - британский средний танк Centurion Mk. I World of Tanks получил небольшой разброс, но вот стабилизация тут плохая и сводится пушка долго, с этим обязательно нужно что-то делать.

Преимущества и недостатки

Все что нужно знать о танке для его правильного применения в бою мы рассмотрели, но чтобы вам было легче ориентироваться, давайте разберем наиболее важные сильные и слабые стороны отдельно.
Плюсы:
Довольно крепкий лоб башни;
Комфортные углы вертикальной наводки;
Отличный обзор;
Хорошая скорострельность;
Лучшее на уровне бронепробитие.
Минусы:
Слабое бронирование в целом;
Плохая подвижность;
Сарайные габариты;
Маленький альфастрайк;
Посредственная точность;
Частые криты боеукладки.

Оборудование для Centurion Mk. I

Для повышения комфорта игры вам необходимо правильно подобрать дополнительные модули, ведь они могут хорошо повысить имеющие преимущества, а также скрасить недостатки. В случае Centurion Mk. 1 оборудования ставится следующее:
1. - этот модуль всегда в почете, ведь он позволяет сделать наш урон в минуту еще более опасным.
2. - ввиду того что с точностью и стабилизацией у нас беда, этот вариант обязателен.
3. - даст прирост к ДПМу, улучшит обзор, ускорит сведение, тут есть все, что нужно для нагиба.

В качестве альтернативы последнему пункту можно поставить , если у вас еще не прокачаны перки на обзор. А если вас достали криты или даже взрывы боеукладки, можно даже поставить , хотя, этот вариант совсем запасной.

Обучение экипажа

Еще более ответственным и важным вопросом всегда будет выбор и прокачка умений экипажу. В нашем случае в танке сидит 4 танкиста, заряжающий выполняет одновременно две роли, так что на Centurion Mk. I перки качать будет в такой последовательности:
Командир - , , , .
Наводчик - , , , .
Механик-водитель - , , , .
Заряжающий (радист) - , , , .

Снаряжение для Centurion Mk. 1

Ну а с расходниками, как всегда, ситуация предельно простая. Если вы ограничены в запасах серебра или золота, можно кататься с , , . Но ввиду больших габаритов танка, слабой брони и критуемости боеукладки, лучше возить на Centurion Mk. 1 снаряжение в виде , , , где последний вариант при желании можно заменить на .

Тактика игры на Centurion Mk. I

Первое, о чем вы всегда должны помнить при игре на данном агрегате - он имеет слабое бронирование и большие габариты. По этой причине, куда бы вы ни поехали, действовать нужно предельно осторожно.

Но есть еще один нюанс - точность у нас тоже не верх совершенства, так что на Centurion Mk. I тактика ведения боя, все-таки, сводится к позиционированию на первой или второй линии.

Если вы решили подъехать поближе, необходимо играть в тандеме с более бронированными союзниками, ведя огонь из-за их крепких спин и стараясь беречь свой запас прочности. В таких реалиях Centurion Mk. 1 World of Tanks является превосходным танком поддержки и благодаря своей скорострельности способен внести значимый вклад в продавливание направления.

Касательно игры на второй линии, нужно постараться занять выгодную позицию, с которой будет открывать хороший прострел, и мы сможем скрывать свою большую тушку от арты и остальных противников. В такой тактике Centurion Mk. I танк должен сводиться до конца, чтобы стрелять более результативно.

Еще одной оправданной стратегией будет игра от рельефа. В нашем случае башня является наиболее крепкой частью машины, а углы вертикальной наводки дают возможность эти пользоваться. Прячась в складках местности, постоянно выныривая, производя выстрел и прячась назад, средний танк Centurion Mk. I WoT может выигрывать дуэли, получая рикошеты и сохраняя свой запас прочности.

В остальном все как обычно, следите за мини-картой, опасайтесь артиллерии, которая без труда попадает по нашей медлительной и большой тушке, а также старайтесь максимально эффективно использовать свои сильные сторон и нивелировать слабые.

Основные характеристики

Кратко

Подробно

5.7 / 5.7 / 5.7 БР

4 человек Экипаж

Подвижность

46,9 тонн Масса

5 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

74 снарядов боезапас

12° / 20° УВН

3 375 снарядов боезапас

225 снарядов размер обоймы

600 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

В 1943 году британский генеральный штаб разработал техзадание на новый крейсерский танк, который был бы способен противостоять Pzkpfw. VI Tiger I и Pzkpfw. V Panther.

Centurion Mk.1 - первый представленный в игре представитель серии танков Centurion, расположенный на IV ранге ветки исследования Британии.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Бронезащита Centurion Mk.1 неоднозначна. В лобовой проекции этот средний (по игровой классификации) танк забронирован ничуть не хуже многих тяжёлых: ВЛД имеет толщину 76,2 мм (3 дюйма) и установлено под серьёзным углом - 57 градусов, а лоб башни хоть и не имеет особых рациональных углов наклона, но при этом хорош своей толщиной - 127 мм, притом как маска орудия, так и башня забронированы одинаково. Кое-где имеет место перекрытие маски пушки и лобовой брони башни, но площадь этого перекрытия очень невелика, потому рассчитывать на него не приходится. Нижняя лобовая деталь имеет ту же толщину, что и верхняя, но при этом угол её наклона меньше, что делает из неё потенциально уязвимую зону.

Если отбросить цифры и говорить по факту, то с расстояния в 500 метров броня Центуриона защищает от подавляющего большинства орудий вражеских танков: его броню не в силах пробить Д-5Т , 8.8 cm KwK36 , SA45, 7.5 cm KwK40 и, при должном везении и небольшом довороте - даже 7.5 cm PaK42. Вблизи же ВЛД не теряет своих защитных качеств - разве что PaK42 начинает пробивать Центуриона почти каждым выстрелом, а вот башня начинает активно пропускать снаряды даже такого сравнительно слабого орудия, как PaK/KwK40 - сказывается отсутствие рациональных углов наклона и литая гомогенная броня в качестве материала - в игре она имеет на 6% меньшее сопротивление снарядам, нежели катанная гомогенная.

Бортовая броня Centurion Mk.1 - одна большая головная боль. 51 мм брони с мизерным углом наклона не защищают ни от чего, даже ЗСУ вполне способны пробивать Центуриона в борт примерно до 200-250 метров. От орудий одноклассников в эти борта прилетает с завидной регулярностью, при том порой под очень острыми углами, потому доворачивать корпус нужно очень осторожно - малейшая ошибка может стоить вам жизни.

Живучесть у машины на среднем уровне - снаряд, пробивший башню, довольно часто оставляет в живых 2 членов экипажа из 4. Пробития в корпус тоже имеют не всегда однозначные последствия - порой от пробившего НЛД боеприпаса погибает один лишь механик-водитель, а иногда пробитие НЛД заканчивается выведением из строя всего экипажа или, что вероятнее, пожара боекомплекта. Огромный его блок содержится под ВЛД, потому любое пробитие в левую (для игрока) половину лба корпуса обычно приводит к пожару БК.

Топливные баки вынесены в МТО, потому пожар достаточно долго "убивает" Центуриона. Но не стоит обольщаться - под перегородкой с моторно-трансмиссионным отделением находится ещё один блок боеукладки, который достаточно часто детонирует при продолжительном пожаре боекомплекта.

Подвижность

Центурион 1 радует своей подвижностью. Да, удельная мощность в 13,3 лс/т не впечатляет, но благодаря грамотному подбору передаточных чисел трансмиссии движется танк крайне бодро. Centurion Mk.1 резво разгоняется до максимальных 37 км/ч по хорошей дороге и уверенно держит 28-30 км/ч на пересечённой местности. На плохих грунтах Центурион себя тоже чувствует неплохо - широкие гусеницы хорошо сказываются на проходимости.

В отличии от более ранних британских танков, Центурион имеет приличные 11 км/ч заднего хода, что серьёзно облегчает жизнь его водителю в городских перестрелках и позволяет играть от обратного склона холма, резво откатываясь назад сразу после выстрела.

Вооружение

Основное орудие

Орудие A41 Centurion Mk.1 - отличная 76-мм пушка Ordnance QF 17-pounder , установленная на львиной доле британских боевых машин III ранга. Несмотря на высокий (как для такой пушки) БР Центуриона, это орудие вполне неплохо справляется с вражеской техникой, особенно если речь идёт о советских и японских танках. Хорошая скорострельность и великолепные УВН, дополненные мощными снарядами, дают Центуриону возможность комфортно чувствовать себя в почти любых условиях.

Отдельного рассмотрения заслуживают снаряды. После полной прокачки основными типами боеприпасов будут бронебойный сплошной с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком (APCBC) и подкалиберный с отделяющимся поддоном (APDS). Первый хорош своим заброневым действием и достаточно неплохим пробитием - его хватает, чтобы поражать цели до БР 6.3 включительно в уязвимые зоны лобовой проекции. Подкалиберный же снаряд необходим в случае, когда Центурион попадает к БР 6.7 - Королевские Тигры не пробиваются в лоб башни ни под каким предлогом, и лишь подкалиберные снаряды способны исправить положение. Заброневое действие у них сильно зависит от случая - так, порой залетевший внутрь подкалиберный снаряд просто изничтожает содержимое танка, а иногда убивает 1-2 членов экипажа и не делает больше ничего. При должном везении можно играть и исключительно на APDSах, но время от времени вы будете проигрывать дуэль лишь потому, что ваш подкалиберный снаряд не нанёс должного урона по противнику.

На данном аппарате присутствует механика боеукладки первой очереди. Боеукладка эта содержит в себе 11 выстрелов и находится частично под левой стенкой башни, частично - в ногах у заряжающего. После их израсходования перезарядка падает до ~10 секунд.

Пулемётное вооружение

На этом танке установлен хорошо знакомый 7.62-мм пулемёт BESA , однако тут он установлен в специальной шаровой установке, имеющей собственные углы наведения как по горизонтали, так и по вертикали. Управляется пулемёт заряжающим, потому при его смерти данный пулемёт теряет возможность стрелять.

Применение в бою

A41 Centurion Mk.1 в бою может показывать себя с абсолютно разных сторон. На картах с обилием холмов, вроде Валлонии или Зимнего перевала, он чувствует себя более чем комфортно - отличные УВН, хорошая скорострельность и высокая скорость заднего хода позволяет ему отыгрывать от обратных склонов холмов. На картах с относительно плоским рельефом и большими размерами (Курск) Центурион тоже неплохо себя показывает - на дистанции начинает показывать себя броня, а неплохая динамика позволит вовремя добраться к позиции. Городские же карты - не самое удобное место для Центуриона - крайне маленькие дистанции позволяют без труда выцеливать его уязвимые зоны (НЛД, шаровая установка пулемёта), скорости поворота башни будет не хватать, а слабые борта будут постоянно принимать снаряды после каждого выезда из-за угла, хотя при должном навыке и капле везения можно хорошо себя показывать даже в городе.

Стрельба из 17-фунтовой пушки подразумевает использование исключительно сплошных и подкалиберных боеприпасов, то есть таких, которые не имеют заряда взрывчатки внутри. Да, заброневое действие у снарядов этого орудия более чем достаточное даже на 5.7, но при встрече с немецкими танками, заброневое пространство которых очень просторное, могут возникать некоторые проблемы с уничтожением - конуса осколков просто не будет хватать. В большей степени это относится к подкалиберным снарядам - у сплошных заброневое действие редко разочаровывает.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Прекрасное бронирование корпуса
  • Неплохое бронирование башни
  • Высокая скорострельность
  • Отличные УВН
  • Хорошая скорость заднего хода
  • Неплохая живучесть

Недостатки:

  • Тонкие борта
  • Низкая скорость поворота башни
  • Тонкая крыша корпуса
  • Боеукладка, расположенная под ВЛД
  • Всего 11 выстрелов в боеукладке первой очереди
  • Не самое стабильное заброневое действие снарядов

Историческая справка

В 1943 году британский генеральный штаб разработал техзадание на новый крейсерский танк, который был бы способен противостоять Pzkpfw. VI Tiger I и Pzkpfw. V Panther. Толщина лобовой брони определялась пробивной способностью 88-мм немецкого орудия KwK36, толщина брони бортов должна была составлять 60% от лобового бронирования. Орудие должно было успешно поражать тех самых Тигров и Пантер в лоб, а в качестве двигателя был выбран хорошо зарекомендовавший себя на "Кромвелях" Rolls-Royce Meteor. В течении разработки техзадание для фирмы AEC, которой была поручена разработка, менялось несколько раз: так, изначальная планка по массе была поднята с 40 до 60 тонн, а в качестве орудия была однозначно утверждена Royal Ordnance 17-pdr QF. В конце 1944 года первые образцы будущего Центуриона покинули заводской цех, и в самые последние дни войны новый крейсерский танк A41 Centurion Mk.1 был принят на вооружение Королевского бронетанкового корпуса.

Медиа

Обзор от CrewGTW

Обзор от Arbitr

Обзор от Omero


См. также

Ссылки

· Английские средние танки
Серия Valentine

В 1944 году фирма АЕС в Саутхолле (графство Миддлсекс) начала работы по проектированию крейсерского танка А41 «Centurion». Серийное производство новых машин было развернуто на королевском арсенале в Лидсе и в Элсвике, на предприятиях фирм «Виккерс» и «Лейланд моторс». В последние дни войны со сборочной линии завода сошли шесть прототипов, но когда они прибыли в Германию, все уже было кончено.


Танк «Centurion» был создан в качестве машины, объединяющей в себе свойства крейсерских и пехотных танков и способной выполнять все основные задачи, возлагаемые на бронетанковые войска. В отличие от предшествующих английских танков на данной машине было существенно усилено и усовершенствовано вооружение, а также улучшена броневая защита. Однако, вследствие весьма просторной компоновки, вес танка оказался слишком большим для машин данного типа. Этот недостаток значительно ограничил подвижность танка и не позволил осуществить достаточно сильное бронирование.
Первые образцы танков «Centurion» появились в 1945 году, а уже в 1947 году на вооружение была принята основная модификация – «Centurion» Mk 3 с 20-фунтовой пушкой калибра 83,8-мм.

Прочие модификации того времени различались следующим образом:
на Mk 1 была установлена сварная башня со спаренной системой 76,2-мм и 20-мм пушек;
на образце Mk 2 – литая башня с 76,2-мм пушкой;
на Mk 4 – такая же башня, как и на Mk 2, но с 95-мм гаубицей.
Все эти образцы были выпущены в ограниченном количестве и впоследствии часть их была переделана на вспомогательные машины, а другая часть модернизирована до уровня модели Mk 3.
В 1955 году на вооружение были приняты более совершенные модели танка «Centurion» – Mk 7, Mk 8 и Mk 9.
В 1958 году появился новый образец – «Centurion» Mk 10, вооруженный 105-мм пушкой. По новой английской классификации танки «Centurion» относились к среднепушечным танкам.
Сварной корпус «Centurion» Mk 3 выполнялся из катаной стали с целесообразным наклоном носовых броневых листов. Бортовые листы корпуса располагались с небольшим наклоном наружу, что позволило более удобно разместить вынесенную из корпуса подвеску. Для опоры башни были предусмотрены местные уширения. Борта корпуса прикрывали бронеэкраны. Башня была литой, за исключением крыши, которая приваривалась с помощью электросварки, изготавливалась без рационального наклона броневых поверхностей и имела вытянутую нишу.

Роль экранов на башне выполняли установленные по бортам ящики для инструмента и вспомогательного оборудования.
В целом броневая защита танка была резко дифференцирована. На лобовой части башни устанавливались мортирки для постановки дымовой завесы. На крыше башни размещалась вращающаяся командирская башенка. Место механика-водителя находилось впереди справа, три остальных члена экипажа размещались в башне: командир танка и наводчик – справа, заряжающий – слева, поэтому левая часть отделения управления была использована для размещения части боекомплекта. Трансмиссия и двигатель располагались в корме машины.


Длинноствольная пушка с весьма высокой начальной скоростью снаряда была оборудована обычными клиновым затвором и противооткатными устройствами и устанавливалась в башне непосредственно на цапфах. Секторный механизм вертикального и дифференциальный механизм горизонтального наведения имели электроприводы и управлялись от одной рукоятки.
Благодаря электрической связи командирской башенки с механизмом поворота башни командир мог грубо наводить пушку в горизонтальной плоскости (система командирского наведения). У наводчика был установлен перископический прицел с переменным увеличением. Боекомплект пушки располагался в носовой части корпуса, по бортам и на вращавшемся полу боевого отделения.

На танке «Centurion» Mk 3 были применены стабилизаторы вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях наведения. Разработка двухплоскостной, надежно работающей системы стабилизации явилась серьезным успехом английского танкостроения, поскольку при наличии двухплоскостной системы стабилизации вероятность попадания в танк противника при средних условиях движения незначительно отличается от вероятности попадания при стрельбе с места. Следует иметь в виду, что стабилизатор повышает не только точность стрельбы, но и среднюю скорость движения танка на поле боя, уменьшая тем самым его уязвимость.
Моторно-трансмиссионная установка танка была создана в результате дальнейшего совершенствования соответствующих агрегатов танков «Кромвель» и «Комета».
На танке «Centurion» Mk 3 устанавливались бензиновый 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения «Метеор» и трансмиссия «Меррит-Браун».
В трансмиссии были использованы трехдисковый полуцентробежный главный фрикцион сухого трения и поперечно расположенная пятиступенчатая коробка передач с зубчатыми муфтами, объединенная с многорадиусным планетарным механизмом поворота с фрикционными элементами сухого трения. Трансмиссия связана с главным фрикционом и двухрядными бортовыми передачами муфтами с резиновыми упругими элементами.

В ходовой части танка «Centurion» Mk 3 были использованы гусеницы с открытыми шарнирами, опорные катки среднего диаметра, поддерживающие катки и блокированная по два катка подвеска с винтовыми пружинами и гидравлическими амортизаторами. В тележке каждый каток монтировался на двуплечем балансире. Между верхними плечами балансиров располагались три вставленные одна в другую винтовые пружины. В верхней части тележки находились два поршневых амортизатора, связанных с балансирами с помощью тяг.
В качестве средств связи на танке «Centurion» Mk 3 применялись ультракоротковолновая дуплексная радиостанция, танковое переговорное устройство и телефон для связи с пехотой.


В состав стандартного оснащения танка «Centurion» Mk 3 входило стационарное противопожарное оборудование, а также оборудование для преодоления водных преград на плаву. С этой целью корпус танка был герметизирован и к нему по верхнему периметру крепился брезентовый водонепроницаемый кожух с металлическим каркасом.
Перед погружением в воду кожух поднимался с помощью пневматических цилиндров и механического привода типа «ножницы». Танк двигался по воде со скоростью около 10 км/ч с помощью двух гребных винтов, шарнирно укрепленных на кормовой части корпуса и приводившихся от ведущих колес посредством цепных передач. В «сухопутном» положении винты откидывались кверху.

Недостатками такого оборудования являлась уязвимость кожуха от ружейно-пулеметного огня противника и невозможность использования собственного вооружения, закрытого кожухом.
Более поздние образцы «Centurion» Mk 7 и «Centurion» Mk 8 отличались от «Centurion» Mk 3 рядом усовершенствований и многочисленными мелкими изменениями, но по существу являлись лишь модернизацией последнего, а не новыми машинами.
Пушка этих модификаций была оборудована эжекционным устройством для удаления пороховых газов, выполненным по образцу американских конструкций. В командирской башенке вместо смотрового прибора имелись перископический прицел и дополнительный пульт управления механизмами наведения. Таким образом, как и на американских танках, командир располагал своей системой управления огнем и при необходимости мог точно навести пушку на цель и произвести выстрел.
За счет более рациональной компоновки моторно-трансмиссионного отделения удалось установить дополнительный топливный бак и существенно увеличить общий запас топлива. Мощность двигателя была незначительно повышена, но вес танка сохранился почти прежним.

«Centurion» Mk 10 существенно отличался от предшествующих модификаций новой 105-мм пушкой и несколько большей толщиной ответственных броневых деталей. Пушка обладала весьма высокой пробивной способностью благодаря использованию бронебойного подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном и высокой начальной скоростью, равнявшейся 1415 м/сек. Такая же пушка использовалась также на американском танке М60. На танке «Centurion» Mk 10 было предусмотрено автоматическое выбрасывание стреляных гильз.


Несмотря на то, что «Centurion» был создан более пятидесяти лет тому назад, этот танк до сих пор остается весьма эффективной боевой машиной. Одна из причин такого успеха заключается в его способности легко приспосабливаться ко все возрастающим требованиям современной войны: «Centurion» допускает установку более мощного вооружения и усиления бронирования. Его единственный недостаток – невысокая скорость и малый запас хода. У первых моделей он не превышал 104 км, и для того, чтобы устранить этот недостаток, приходилось идти на различные ухищрения.
Одним из способов увеличения автономности танка была установка у него на корме дополнительных топливных баков, однако бочки с топливом в любой момент (особенно в бою или при движении по сильно пересеченной местности) могли стать источником пожара. Существовало и другое решение проблемы: «Centurion» Mk 1, например, буксировал за собой одноосный прицеп-цистерну с 909 литрами топлива. На более поздних моделях имелись дополнительные топливные баки, которые обеспечивали запас хода до 190 км.

Модификация Mk 13 – это последняя модель танка «Centurion», которая представляла собой модернизированную версию Mk 10. Всего же за время производства этого танка было создано по меньшей мере двадцать пять версий «Centurion».
На танке «Centurion» Mk 13 в башне кругового вращения устанавливалась отличная 105-мм пушка серии L7, стабилизированная в двух плоскостях и имевшая вертикальный угол наведения от +20° до -10°. С пушкой был спарен 7,7-мм курсовой пулемет, второй такой же находился на командирской башенке.
Это вооружение дополняли 12,7-мм крупнокалиберный пулемет и две батареи по 6 дымовых гранатометов, которые располагались по обе стороны башни. Боекомплект состоял из 64 артвыстрелов, 600 патронов калибра 12,7 мм и 4750 патронов калибра 7,7 мм.
Когда «Centurion» еще только принимался на вооружение, он не имел приборов ночного видения, но последующие модификации оснащались инфракрасными фарами для ночного вождения и инфракрасным прожектором, который устанавливался слева от пушки. Танк мог без подготовки преодолевать броды глубиной до 1,45 м, но, как ни странно, на нем не прижилось оборудование для плавания, разработанное специально для него.

В качестве силовой установки на Mk 13 использовался усовершенствованный авиационный двигатель «Метеор» фирмы «Роллс-Ройс», которым во время второй мировой войны оснащались истребители «Спитфайр» и «Харрикейн».
В ходовой части применялась подвеска типа Хортсман – три тележки с попарно сблокированными опорными катками на борт. Ведущее колесо находилось впереди, а направляющее – сзади. Кроме того, в состав ходовой части входили шесть поддерживающих катков. Верхнюю часть шасси прикрывали бронированные фальшборты, которые уменьшали эффект от воздействия кумулятивных снарядов.
Всего было построено 4000 танков «Centurion» различных модификаций, причем последние серийные машины обходились казне почти в 50000 фунтов стерлингов каждая.
За время боевых действий в Корее, Индии, Саудовской Аравии, во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и особенно в зоне Суэцкого канала «Centurion» проявил себя как один из наилучших танков послевоенного периода.



Технические характеристики танка «Centurion» A41:
Боевая масса, т: 43 – 51;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина корпуса – 7200, ширина – 3390, высота – 3010;
Бронирование, мм: лоб корпуса 76…126, борт корпуса – 51, корма корпуса – 32, днище – 16, крыша корпуса – 13…30, лоб башни – 152…202, маска орудия – 200, борт башни - 112, корма башни – 90…112, крыша башни – 30…51;
Вооружение (Mk 13): 105-мм пушка L7A2, соосный 7,62-мм пулемет MG, зенитный 7,62-мм пулемет MG, 2 х дымовой гранатомет;
Двигатель: Rolls-Royce Mk IVB, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя, л. с.: 600;
Скорость, км/ч: по шоссе – 35, по пересечённой местности – 25;
Запас хода по шоссе, км: 192;
Удельная мощность, л. с./т: 14;
Преодолеваемые препятствия, м: стенка - 0,914; ров, м - 3,352; брод - 1,45; брод с подготовкой - 2,74

И снова здравствуйте. В игре происходят значительные перемены, но на фоне общих улучшений, мы совсем забыли о новой технике, а разработчики помнят о пополнении, и не перестают радовать игроков новыми единицами боевой техники.

Танк Centurion Mk. 5/1 RAAC – представитель Туманного Альбиона, который не так давно появился в числе танков Великобритании в проекте World of Tanks. Машина премиумная, относится к категории средних танков и комфортно расположилась на VIII уровне.

Удивительно, но в отличие от большинства последних новинок, в игре появился не очередной «бумажный проект», а вполне реальная и боеспособная машина, которая стояла на вооружении армии Австралии.

Несмотря на то, что некоторые тестеры окрестили новичка «кенгуру», танк является типичным англичанином, с характерным для представителей этой нации точным орудием и неплохим уроном в минуту. Теперь обо всём по порядку.

Предлагаем начать гайд по Centurion RAAC с краткого обзора основных параметров. Это в жизни человека встречают по одёжке, а в игре танкам сразу лезут в моторное отделение и изучают вооружение. Итак, заявленная прочность нашего гостя составляет 1 400 ХР. В целом, это стандартно-усреднённый показатель, поэтому сильно выделяться на фоне одноклассников машина не будет. При этом в плане обзора WG приятно удивляет, подарив «британцу» дальнозоркость в 400 метров.

Удивительно, что и коэффициент незаметности нового танка смотрится неплохо: 20% в статично-неподвижном состоянии. Отсюда следует вывод, что в игре танк сможет неплохо светить врага, притаившись в плотных кустах и получая дополнительное серебро за нанесённый по засвету урон. От себя добавим, что стрелять в тех же самых кустах крайне не рекомендуется: маскировка моментально слетает, словно опавшая листва, опускаясь до критически-унылых 4%.

Теперь лезем к Centurion Mk. 5/1 RAAC WoT в обещанное выше моторное отделение. Несмотря на то, что «британец» заявлен на VIII уровень, весит он как полноценная «девятка». Конструкционный вес машины 51 тонна, но и двигатель установлен соответствующий: 950-сильный дизель. Такое соотношение даёт нам 18.6 «лошадок» на тонну. Это неплохо, но лёгким на подъём и манёвренным танк точно не назовёшь.

Разогнаться машина может только до 50 км/час, оставаясь твёрдым середнячком. Кроме этого, хромает и манёвренность: скорость поворота ходовой в 36 град/сек выглядит довольно скромно. Логично предположить, что на подъёмах, песках и болотах СТ будет сильно терять в скорости и вряд ли разгонится больше 40 км/час.

Разобравшись в деталях, предлагаем вместе с нами порадоваться вооружению, которое действительно выглядит очень достойно. Итак, для игры нам предлагают орудие OQF 20-pdr GUN Type B Barrel, способное дырявить броню толщиной 226 мм.

Добавим, что бронепробитие указано для бронебойных снарядов. В этом плане Centurion Mk. 5/1 RAAC превосходит всех одноклассников за исключением собственных соотечественников. Благодаря этой особенности, можно заметно сэкономить на голде, которая, кстати, пробивает всего 258 мм брони.

Разовый урон составляет 230 единиц, что является абсолютным минимумом для машин VIII-го уровня. Поэтому и ДПМ получается сравнительно невысоким: порядка 1 900 единиц. К слову, орудие довольно точное: с разбросом в 0.31 на сотню можно вполне комфортно расстреливать врага на дальней дистанции.

Сводится ствол за 2.2 секунды, склоняется к земле на 10 градусов. Перезаряжается техника за 7 секунд, что позволяет производить 8 выстрелов в минуту.

Оборудование

Как вы смогли убедиться, Centurion Mk. 5/1 RAAC танк весьма своеобразный, поэтому некоторые параметры явно нуждаются в улучшении. Для этого в игре предусмотрено доп. оборудование. К сожалению, установкой модулей нельзя повысить альфу, зато можно улучшить другие характеристики. Мы рекомендуем попробовать такой джентльменский набор:

  • Досылатель. Стандартный вариант для многих танков, позволяющий увеличить скорострельность.
  • Стабилизатор. Средним танкам часто приходится вести огонь на ходу, поэтому стабилизация орудия никогда не бывает лишней и заметно повышает эффективность ведения огня.
  • Противоосколочный подбой. Довольно результативная страховка, позволяющая заметно снизить ущерб от фугасных снарядов.

Просветлённую оптику ставить не имеет смысла: обзор у танка хороший. Можно попробовать «Вентиль», но обещанный прирост ко всем характеристикам будет незаметен. Не забывайте загружать ремкомплекты и огнетушители. Обидно будет сгореть в начале боя от удачного попадания фугаса в моторное отделение или стоять под огнём противника, не имея возможности починить гусеницу и бесполезно растрачивая и без того небольшой запас прочности.


оборудование от вододлов

Перки для экипажа

Второй вариант повысить эффективность «британца» – прокачать экипаж. Здесь можно не отклоняться от стандартной схемы и изучать навыки в традиционной последовательности:

  • Ремонт.
  • Пожаротушение.
  • Маскировка.

После этого сбрасываем навыки, получая 100% «Боевое братство» и, например, ремонт. Дальше продолжаем обучение по своему усмотрению, ставя танкистам профильные перки. По нашему мнению, командиру нужно сразу вкачать «Лампочку», а механику-водителю «Короля бездорожья».

В плане бронирования Centurion Mk. 5/1 RAAC в WoT точно не будет мальчиком для битья. Защищена машина достаточно хорошо, что объясняет посредственные скоростные показатели при довольно неплохом двигателе.

Наиболее крепкой частью машины является лобовая проекция башни, где имеются 258 мм, отлично прикрытые широкой орудийной маской. Форма у башни достаточно рикошетная, но многочисленные обвесы и выступающие элементы несколько портят положительную картинку. Борта башни также не являются нерушимым бетоном, но 89 миллиметров вполне могут танковать большинство снарядов, летящих по касательной под большими углами.

Верхнюю лобовую деталь защищает внушительная бронеплита толщиной 120.7 миллиметров, расположенная достаточно удачным углом. С НЛД у танка классическая для английских машин беда, поэтому прятать его нужно любыми способами, стыдливо укрывая за грудами камней и рельефом местности. Борта корпуса слабенькие: 50 мм и отсутствие экранов превращают танк в лакомую добычу для многих.

Как играть на Centurion Mk. 5/1 RAAC

Действовать нужно максимально грамотно и осторожно. Во-первых, не стоит забывать, что основная задача премиумного танка – приносить доход. Оптимальными вариантами для этого остаются урон, нанесённый союзниками по вашему засвету, и персональная эффективность. Попадая на открытые карты стоит играть более сейвово, совмещая работу пассивного светляка и достаточно эффективной в плане орудия ПТ.

Во-вторых, не стоит слишком полагаться на крепкую броню и бодро ломиться с тяжами продавливать направление. Если команда сольётся Centurion Mk. 5/1 RAAC не успеет быстро сбежать от преследования, а оставшегося без подмоги и прикрытия неповоротливого «британца» разберут практически мгновенно. Танк не является рекордсменом скорости, поэтому до начала боя выбираем не только выгодную позицию, но и заранее просчитываем пути отхода. Постоянно мониторим игровую карту, чтобы в случае опасности прибиться к союзным танкам.

Данная машина является выраженным танком поддержки, основная задача которого – прикрытие команды со второй или даже третьей линии: точность орудия располагает к дистанционным перестрелкам. Желающим получить порцию адреналина и оказаться в эпицентре событий советуем практиковать такую тактику игры взводом, чтобы не остаться в одиночестве против превосходящих сил противника.

Подведём итоги

Безусловными положительными характеристиками танка являются:

  • Доход. Хорошее пробитие бронебойным снарядом позволяет отказаться от голды, что заметно повышает вознаграждение по результатам боя.
  • Броня. Здесь имеются погрешности, но в целом лобовая проекция машины достойна уважения.
  • Обзор. Для средних танков его никогда не бывает слишком много. Берите, пока дают.
  • Точность. Любители пострелять издалека наверняка оценят эту характеристику орудия.

Недостатки :

  • Уязвимый НЛД.
  • Низкий разовый урон.
  • Посредственная скорость и откровенно слабая динамика.
  • Отсутствие льготного уровня боёв.

Centurion Mk. 5/1 RAAC ● Честный обзор