V «Пантера» — это самый массовый немецкий тяжелый танк Второй мировой войны. Танк Pz.Kpfw.V «Пантера» — это самый массовый немецкий тяжелый танк Второй мировой войны Танк пз 4 все модификации

4-02-2017, 21:43

Привет всем любителям нововведений, с вами сайт! Друзья, довольно скоро прогремит обновление 0.9.17, которое принесет с собой очень много нового, а сейчас всем доступен тестовый клиент, на котором появился новый немецкий тяжелый танк десятого уровня и сейчас перед вами Pz.Kpfw. VII гайд .

Дело в том, что с приходом патча в игре появится альтернативная ветка развития немецких тяжей. В нее переехали уже знакомые вам машины и , ну а логическим завершением будет новый Pz.Kpfw. VII танк WoT . Давайте же познакомимся с этим нововведением поближе, чтобы вы могли понять, стоит ли его качать.

Но спешу вам напомнить, что сейчас идет открытая стадия тестирования, соответственно, к моменту релиза параметры этой машины еще могут поменяться. Кроме того, по своему внешнему виду Pz.Kpfw. VII имеет брата близнеца - это также топовый немецкий тяж, но выдавали его в качестве награды за бои на глобальной карте, имя ему или как любят говорить игроки - "тапколев". Впрочем, по ТТХ эти машины тоже схожи, но и различий тут довольно много.

ТТХ Pz.Kpfw. VII

Как всегда, начнем мы с того, что данный немец получил в свое распоряжение не рекордный, но весьма достойный по меркам ТТ-10 запас прочности, а также хорошую базовую дальность обзора в 400 метров.

Отдельного внимания в случае тяжелых танков всегда заслуживает их защищенность и в нашем случае этот вопрос не менее важен. У Pz.Kpfw. VII характеристики бронирования с одной стороны, очень хороши, но с другой, тут есть свои серьезные нюансы.

Для начала, корпус в лобовой проекции бронирован очень серьезно, тут везде толщина бронеплит составляет 240 миллиметров, да еще и под хорошим углом, что на 40 миллиметров весомее чем у VK 72.01(K). В общем, танковать можно действительно эффективно, но стоит бояться голды и выстрелов топовых ПТ-САУ.

Башня у нашего героя идентичная той, что установлена на "тапкольве" и со лба у Pz.Kpfw. VII World of Tanks защищена несколько хуже чем корпус. Однако практически всю переднюю часть закрывает огромная маска орудия, которая имеет очень выгодную рикошетную форму, да и щеки отлично скошены, благодаря чему можно ловить массу рикошетов и непробитий.

А вот с бортами тяжелый танк Pz.Kpfw. VII имеет серьезные проблемы и сейчас вы поймете, о чем идет речь. Номинально 160 миллиметров брони – это весьма плохо, с задним расположением башни можно было бы отлично танковать обратным ромбом. Но из-за того, что передняя часть корпуса узкая, при довороте врагу открывается основание башни, стреляя туда, нас будут пробивать очень легко.

В вопросе ходовых характеристик, сразу можно сказать, что среди немецких топовых тяжей мы практически лучшие, но это не значит, что танк очень подвижен. Pz.Kpfw. VII WoT имеет неплохую максимальную скорость (которая уступает максималке VK 72.01(K)), но получил слабенькую динамику и маневренность. То есть движемся мы не откровенно медленно, скорее туговато, так что в целом подвижность слабая.

Орудие

Пушка является основополагающей чертой каждого танка и забегая вперед скажу, что в нашем случае вооружение получилось по-настоящему грозное. Кроме того, данный ствол не имеет ничего общего с тем, что установлен на VK 72.01(K), а вот лучше он или хуже, судите сами.

Итак, у Pz.Kpfw. VII орудие имеет действительно мощный альфастрайк, а также, что немаловажно, хорошие показатели скорострельности, благодаря чему есть возможность наносить около 2100 единиц чистого уровня в минуту.

Помимо хорошей огневой мощи, немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VII располагает выдающимися параметрами пробития. Вы сможете пробивать большинство встреченных противников обычным бронебойным снарядом, но для конфронтации с тяжами стоит возить с собой порядка 10-15 подкалиберов.

С точки зрения точности, снова все хорошо, так как Pz.Kpfw. VII World of Tanks получил весьма приятный ля своего калибра разброс, хорошую скорость сведения и завидную стабилизацию, что делает нас крайне опасным соперником.

Единственным не совсем комфортным параметром можно считать угол вертикального склонения орудия, но при заднем расположении башни возможность опустить пушка на 7 градусов – это также весьма достойный показатель.

Преимущества и недостатки

По большинству характеристик, известных на данный момент, можно сделать вывод, что этот немецкий тяж действительно хорош. Но чтобы реализовать потенциал, заложенный в Pz.Kpfw. VII WoT , нужно четко понимать его преимущества и недостатки, так что стоит заострить внимание на этих подробностях.
Плюсы:
Хорошая лобовая броня;
Мощный альфастрайк и достойный ДПМ;
Высокая пробивная способность даже у ББ;
Отличные параметры точности;
Неплохие углы вертикальной наводки.
Минусы:
Слабая подвижность;
Уязвимое бронирование бортов;
Довольно большие габариты.

Оборудование для Pz.Kpfw. VII

Чтобы правильно укомплектовать машину дополнительными модулями, необходимо знать ее сильные и слабые стороны. В нашем же случае нужно будет сделать упор в повышение уже имеющихся преимуществ, так что на танк Pz.Kpfw. VII оборудование лучше ставить по такому принципу:
1. – это оптимальный и самый востребованный модуль для большинства танков, ведь благодаря ему увеличивается скорострельность и ДПМ.
2. – при уже имеющейся отличной точности такой выбор позволит наносить урон очень эффективно и комфортно.
3. – с параметрами обзора у нашего немца тоже все в порядке, а с оптикой вы без труда добьетесь максимального «зрения».

Но как это часто бывает, третьему пункту есть достойная замена и в нашем случае это будет . Буст в 5% ко всем необходимым характеристикам практически никогда не бывает лишним, а если у вашего экипажа прокачаны перки на обзор, то и по этому параметру вы сильно не просядете.

Обучение экипажа

Нет смысла напоминать вам о важности прокачки экипажа, все и так прекрасно понимают, что от выбранных умений зависит очень многое. Вы только должны понимать, что в ваших руках настоящий тяжелый танк, который должен сдерживать врага, но при этом может наносить тонны урона. Таким образом, для Pz.Kpfw. VII перки учатся следующие:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Pz.Kpfw. VII

Купленное снаряжение также отыгрывает далеко не последнюю роль в бою и от вашего выбора может зависеть не только сэкономленный запас прочности. Однако в тех случаях, когда запасы серебра невелики, можно обойтись набором из , , . В противном случае гораздо надежнее возить на Pz.Kpfw. VII снаряжение в виде , , , а при желании последний вариант вы можете заменить на .

Тактика игры на Pz.Kpfw. VII

Если судить по тому, что собой представляет данный тяж на данный момент, то в наших руках действительно сильная машина, хоть и не лишенная недостатков. Беря во внимание подвижность Pz.Kpfw. VII World of Tanks , можно сказать, что это танк одного направления, так что если вы неуверены в своей команде, лучше не уезжайте далеко от базы.

В то же время нам самое место на передовой, ведь для Pz.Kpfw. VII тактика строится на том, чтобы сдерживать врага, продавливать направления и наносить массу урона, благодаря своему отличному вооружению. Говоря о танковании, необходимо занять позицию, на которой по вам не сможет стрелять арта и принимать урон только лбом, слегка пританцовывая. Доворачивать корпус опасно, так как мы показываем уязвимое основание башни, в которое нас будут пробивать.

В то же время не стоит постоянно находиться под огнем, Pz.Kpfw. VII танк WoT имеет действительно грозную пушку и даже несмотря на ее скорострельность, лучше играть от альфы. Выкатываемся из укрытия подставляя только лоб корпуса или башни, делаем выстрел и прячемся, все довольно просто.

В остальном, как уже говорилось, смотри по сторонам и на мини-карту, берегитесь выстрелов артиллерии, прячьте борта и не давайте себя каруселить. Тяжелый танк Pz.Kpfw. VII имеет слабую подвижность, это значит, что любой подвижный СТ может нас убить без труда, если у него будет пространство для маневра.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что данный аппарат имеет довольно много общих черт со специальным танком VK 72.01(K), особенно это касается внешнего вида (тяжи практически близнецы) и параметров бронирования. Однако на данный момент видно, что Pz.Kpfw. VII танк защищен несколько лучше и на мой взгляд вооружением у него более универсально и грозное. Что же получится на практике и каковы будут конечные ТТХ нашего сегодняшнего гостя, время покажет.

Средний танк Pz Kpfw IV
и его модификации

Самый массовый танк III рейха. Выпускался с октября 1937 г. до конца войны. Всего было выпущено 8 519 танков Pz Kpfw IV Ausf A, B, C, D, E, F1, F2, G, H, J, из них – 1100 с короткоствольной пушкой 7,5cm KwK37 L/24, 7 419 танков – с длинноствольной пушкой 7,5cm KwK40 L/43 или L/48).

Pz IV Ausf A Pz IV Ausf B Pz IV Ausf C

Pz IV Ausf D Pz IV Ausf E

Pz IV Ausf F1 Pz IV Ausf F2

Pz IV Ausf G Pz IV Ausf H

Pz IV Ausf J

Экипаж - 5 чел.
Двигатель - «Майбах» HL 120TR или TRM (Ausf A - HL 108TR).

12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL 120TR (3000 об/мин) имел мощность 300 л. с. и позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе до 40 - 42 км/ч.

Все танки Pz Kpfw IV имели танковую пушку калибром 75 мм (7,5cm – по немецкой терминологии). В сериях от модификации А до F1 устанавливались короткоствольные пушки 7,5cm KwK37 L/24 с начальной скоростью бронебойного снаряда 385 м/с, которые были бессильны против брони советских танков Т-34 и КВ, а также против большинства английских и американских танков. С марта 1942 г. последние машины модификации F (175 машин, получивших обозначение F2), а также все танки модификаций G, H и J, стали вооружаться длинноствольными пушками 7,5cm KwK40 L/43 или L/48. (Пушка KwK 40 L/48 устанавливалась на части машин серии G, а затем на модификациях H и J.) Танки Pz Kpfw IV, вооруженные пушками KwK40 с начальной скоростью бронебойного снаряда 770 м/с, получили огневое превосходство над Т-34 на некоторое время (2-я половина 1942 г. – 1943 г.)

Танки Pz Kpfw IV имели на вооружении также по два пулемета MG 34. В модификациях В и С отсутствовал пулемет радиста; вместо него – смотровая щель и пистолетная амбразура.

На всех танках – радиостанции FuG 5.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf A (Sd Kfz 161)

Произведено 35 танков с октября 1937 года по март 1938 года фирмой «Крупп-Гузон».

Боевая масса - 18,4 т. Длина - 5,6 м. Ширина - 2,9 м. Высота - 2,65 м.
Броня 15 мм.
Двигатель - «Майбах» HL 108TR. Скорость - 31 км/ч. Запас хода - 150км.

Боевое применение: они воевали в Польше, Норвегии, Франции; были сняты с вооружения весной 1941 года.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf B, Ausf C (Sd Kfz 161)

Произведено 42 танка Pz Kpfw IV Ausf B (с апреля по сентябрь 1938 г.) и 134 танка Pz Kpfw IV Ausf C (с сентября 1938 г. по август 1939 г.).

Pz Kpfw IV Ausf B

Pz Kpfw IV Ausf C

Установлен другой двигатель, новая 6-скоростная коробка передач. Скорость возросла до 40 км/ч. Толщина лобовой брони увеличена до 30 мм. Установлена новая командирская башенка. В модификации Ausf C была изменена установка мотора и улучшено поворотное кольцо башни.

Боевая масса - 18,8 т (Ausf B) и 19 т (Ausf C). Длина - 5,92 м. Ширина - 2,83 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса и башни - 30 мм, борт и корма - 15 мм.

В модификациях В и С отсутствовал пулемет радиста; вместо него – смотровая щель и пистолетная амбразура.

Боевое применение: танки Pz Kpfw IV Ausf B, Ausf C воевали в Польше, Франции, на Балканах и на Восточном фронте. Pz Kpfw IV Ausf C оставались в строю до 1943 г. Pz Kpfw IV Ausf B к концу 1944 г. постепенно выбыли из строя.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf D (Sd Kfz 161)

Произведено 229 танков с октября 1939 г. по май 1941 г.

Основным отличием модификации Ausf D стало увеличение толщины брони бортов и кормы до 20 мм.

Боевая масса - 20 т. Длина - 5,92 м. Ширина - 2,84 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса и башни - 30 мм, борт и корма - 20 мм.
Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 200 км.

Боевое применение: воевали во Франции, на Балканах, в Северной Африке и на Восточном фронте до начала 1944 г.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf E (Sd Kfz 161)

Произведено 223 танка с сентября 1940 г. по апрель 1941 г.

На Ausf E увеличилась толщина лобовой брони корпуса до 50 мм; появилась командирская башенка нового типа. Применялись броневые накладки на лоб надстройки (30 мм) и на борта корпуса и надстройки (20 мм).

Боевая масса - 21 т. Длина - 5,92 м. Ширина - 2,84 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса - 50 мм, лоб надстройки и башни - 30 мм, борт и корма - 20 мм.

Боевое применение: танки Pz Kpfw IV Ausf E участвовали в боях на Балканах, в Северной Африке и на Восточном фронте.

Средний танк поддержки Pz Kpfw IV Ausf F1 (Sd Kfz 161)

Произведено 462 танка с апреля 1941 г. по март 1942 г., из них 25 машин переделаны в Ausf F2.

На Pz Kpfw IV Ausf F вновь была увеличена броня: лоб корпуса и башни до 50 мм, борта башни и корпуса - до 30 мм. Одностворчатые дверцы в бортах башни были заменены на двухстворчатые, ширина гусеницы увеличилась с 360 до 400 мм. Танки модификаций Pz Kpfw IV Ausf F, G, H производилась на заводах трех фирм: «Крупп-Грузон», «Фомаг» всехи «Нибелунгенверке».

Боевая масса - 22,3 т. Длина - 5,92 м. Ширина - 2,84 м. Высота - 2,68 м.

Скорость - 42 км/ч. Запас хода - 200 км.

Боевое применение: танки Pz Kpfw IV Ausf F1 воевали на всех участках Восточного фронта в 1941-44 гг., участвовали в . Поступали на вооружение во и .

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf F2 (Sd Kfz 161/1)

Произведено с марта по июль 1942 г.175 танков и 25 машин переделано из Pz Kpfw IV Ausf F1.

Начиная с этой модели, на всех последующих устанавливалась длинноствольная пушка 7,5cm KwK 40 L/43 (48). Был увеличен боекомплект пушки с 80 до 87 выстрелов.

Боевая масса - 23 т. Длина - 5,92 м. Ширина - 2,84 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса, надстройки и башни - 50 мм, борт - 30 мм, корма - 20 мм.
Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 200 км.

Поступали на вооружение новых танковых полков и моторизованных дивизий, а также на восполнение потерь. Летом 1942 г. танки Pz Kpfw IV Ausf F2 могли противостоять советским Т-34 и КВ, сравнившись с последними по огневой мощи, и превосходили английские и американские танки того периода.

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf G (Sd Kfz 161/2)

Произведено 1687 машин с мая 1942 года по июль 1943 года.

Введен новый дульный тормоз пушки. По бокам башни устанавливались дымовые гранатометы. Уменьшено количество смотровых щелей в башне. Около 700 танков Pz Kpfw IV Ausf G получили дополнительную 30-мм лобовую броню. На последних машинах устанавливались броневые экраны из тонкой стали (5 мм) по бортам корпуса и вокруг башни. Танки модификаций Pz Kpfw IV Ausf F, G, H производилась на заводах трех фирм: «Крупп-Грузон», «Фомаг» и «Нибелунгенверке».

Боевая масса - 23,5 т. Длина - 6,62 м. Ширина - 2,88 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса, надстройки и башни - 50 мм, борт - 30 мм, корма - 20 мм.
Скорость - 40 км/ч. Запас хода - 210 км.

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf Н (Sd Kfz 161/2)

Произведено 3774 машины с апреля 1943 года по июль 1944 года.

Серия модификации Ausf H – самая массовая – получила 80-мм лобовую броню корпуса (толщина брони башни осталась прежней – 50 мм); броневая защита крыши башни возросла с 10 до 15 мм. Был установлен внешний воздушный фильтр. Антенна радиостанции была перенесена в корму корпуса. На командирской башенке смонтировано крепление для зенитного пулемета. Устанавливались 5-мм бортовые экраны на корпусе и башне, предохранявшие от кумулятивных снарядов. Часть танков имела необрезиненные (стальные) поддерживающие катки. Танки модификации Ausf H производилась на заводах трех фирм: «Нибелунгенверке», «Крупп-Грузон» (Магдебург) и «Фомаг» в Плауэне. Всего было произведено 3 774 Pz Kpfw IV Ausf H и еще 121 шасси для самоходных и штурмовых орудий.

Боевая масса - 25 т. Длина - 7,02 м. Ширина - 2,88 м. Высота - 2,68 м.

Скорость – 38 км/ч. Запас хода - 210 км.

Средний танк Pz Kpfw IV Ausf J (Sd Kfz 161/2)

Произведено 1758 машин с июня 1944 г. по март 1945 г. на заводе «Нибелунгенверке».

Электрическая система горизонтальной наводки башни заменена на двойную механическую систему ручной наводки. На освободившееся место установлен дополнительный топливный бак. Запас хода увеличен до 320 км. Для ближнего боя в крыше башни была установлена мортирка, стрелявшая осколочными или дымовыми гранатами для поражения взобравшихся на танк солдат противника. Удалены смотровые щели и пистолетные амбразуры в боковых дверцах и сзади башни.

Боевая масса - 25 т. Длина - 7,02 м. Ширина - 2,88 м. Высота - 2,68 м.
Броня: лоб корпуса и надстройки - 80 мм, лоб башни - 50 мм, борт - 30 мм, корма - 20 мм.
Скорость – 38 км/ч. Запас хода - 320 км.

Боевое применение средних танков Pz Kpfw IV

Перед вторжением во Францию в войсках было 280 танков Pz Kpfw IV Ausf A, B, C, D.

Перед началом операции «Барбаросса» Германия имела 3 582 боеготовых танков. В составе 17 танковых дивизий, развернутых против Советского Союза, было 438 танков Pz IV Ausf B, C, D, E, F . Советские танки КВ и Т-34 обладали преимуществом перед немец-кими Pz Kpfw IV. Снаряды танков КВ и Т-34 пробивали броню Pz Kpfw IV на значительных дистанциях. Пробивали броню Pz Kpfw IV также 45-мм советские противотанковые пушки и 45-мм пушки легких танков Т-26 и БТ. А короткоствольная немецкая танковая пушка могла эффективно бороться только с легкими танками. Поэтому в течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено 348 Pz Kpfw IV.

Танк Pz Kpfw IV Ausf F1 5-й танковой дивизии в ноябре 1941 г. под Москвой

В июне 1942 года на Восточном фронте насчитывалось 208 танков Pz Kpfw IV Ausf B, C, D, E, F1 и около 170 танков Pz Kpfw IV Ausf F2 и Ausf G с длинноствольной пушкой.

В 1942 г. батальон танков Pz Kpfw IV должен был состоять из четырех танковых рот по 22 Pz Kpfw IV плюс восемь танков в штабной роте полка.

Танк Pz Kpfw IV Ausf C и панцергренадеры

Весной 1943 года

Вместе с обновлением 9.17.1 приходят новые изменения в немецкой ветки исследования World of Tanks, а вместе с ними и новые тяжёлые танки. Pz.Kpfw. VII является топовым танком 10 уровня WoT по ветки исследования (Тапка Б) и VK 45.02 (P) Ausf. A. По своим техническим параметрам, Pz.Kpfw. VII очень похож на VK 72.01 (K), который выдавался в качестве награды за сражения на глобальной карте. Однако при массе схожих характеристик, различий между этими машинами тоже довольно много.

Исторические факты Panzerkampfwagen VII

В январе 1942 года, промышленник Крупп представил на рассмотрение проект принципиально новой тяжёлой машины VK 70.01. Техника должна была пробивать броню танков противника толщиной 160 мм с расстояния в 1 километр. Спустя четыре месяца, проект был переименован Pz.Kpfw. VII.

Новая машина должна была оснащаться улучшенным вооружением и бронированием. При этом расположение плит лобовой брони планировалось под оптимальным углом, с целью повысить шанс рикошета вражеских попаданий. Проект предусматривал вариант заднего размещения башни, что имело только один недостаток: не самый лучший угол обзора. Также конструкторами обсуждалось решение использовать шасси боевой машины «Тигр», чтобы повысить унификацию техники в боевых условиях. Разработка супертяжёлого танка велась до конца июля 1942 года. Однако проект был приостановлен и Pz.Kpfw. VII остался навсегда «бумажным проектом».

Pz.Kpfw. VII Тактико-технические характеристики

Для начала, стоит отметить весьма приличный обзор для тяжа 10 уровня: 400 метров. Кроме этого, запас прочности танка также выглядит вполне пристойно – 2 500 единиц. Разумеется, это не самые рекордные показатели, однако, на фоне одноклассников позволяют чувствовать себя вполне уверенно. Если говорить о скоростных показателях, то среди бронированных «немцев» Pz.Kpfw. VII вполне может считаться рекордсменом. При этом танк имеет откровенно слабую динамику и манёвренность, поэтому подвижность машины будет вызывать массу нареканий.

Среди характеристик любого тяжёлого танка основополагающими являются параметры орудия. В случае с Pz.Kpfw. VII, тяж получился по-настоящему грозным и убийственным в плане вооружения, поэтому разберём основные показатели пушки.

Итак, в первую очередь, в глаза бросается сравнительно неплохой альфастрайк, дополненный отличной для тяжа скорострельностью. Это даёт возможность наносить до 2 100 единиц чистого урона за единицу времени. К слабым местам орудия можно отнести плохие углы вертикального наведения, но если учесть заднее расположение башни, 7 градусов вниз смотрятся весьма приемлемо.

Приличные показатели огневой мощности органично дополняются внушительными показателями бронепробития, что помогает уверенно расправляться с бронированными противниками при помощи базовых снарядов. Однако для более комфортной игры рекомендуется включать в боекомплект 10-15 голдовых снарядов, чтобы противостоять одноклассникам. Если затрагивать точность, то здесь тоже всё выглядит довольно неплохо. Кроме этого, орудие имеет минимальный разброс и завидную скорость сведения, что делает Pz.Kpfw. VII очень опасным противником в рандоме.

Значения тестируемых характеристик тяжёлого танка 10 уровня немецкой ветки исследования представлено на изображении ниже в сравнении уже с имеющимися ТТ 10 уровня World of Tanks:

Бронирование Pz.Kpfw. VII

Отдельного внимания заслуживает важный нюанс для всех тяжёлых танков: бронирование. На первый взгляд, Pz.Kpfw. VII смотрится довольно защищённым, однако здесь всё не столь ординарно, как кажется. Значения бронирования на данный момент не отличаются от аналогичного танка VK 72.01 (K):

Лобовое бронирование выглядит просто отлично: толщина бронеплит 240 миллиметров и расположены они под правильными углами. В совокупности, это даёт на 40 мм больше чем у VK 72.01 (K), поэтому можно уверенно вытанковывать урон, но с опаской относиться к топовым ПТ и голдовым снарядам. Башня тяжа аналогична той, что установлена у его брата-близнеца, при этом лобовая броня смотрится несколько хуже, чем защита передней части корпуса. Положение спасает маска орудия, которая закрывает почти весь лоб башни и имеет скошенные щёки. В результате попадания противников в маску неизменно приводят к рикошетам и непробитиям.

Проблемы у тяжа наблюдаются с бортами, и довольно серьёзные. По заявленным характеристикам, бортовое бронирование имеет значение в 160 мм, что смотрится неплохо, и учитывая заднее размещение башни служит поводом эффективно танковать обратным ромбом. Однако передняя часть заужена, соответственно при довороте корпуса врагу открывается основание башни, куда тяжа могут пробить даже противники ниже уровнем.

Как танкует Pz. Kpfw VII

Исследование Pz.Kpfw. VII

Как играть на Pz.Kpfw. VII

Pz.Kpfw. VII представляется действительно мощной техникой, пусть и не лишённой некоторых изъянов. Если вспомнить слабую динамику, можно сделать вывод, что мы имеем дело с танком одного направления. Кроме того, если нет уверенности в надёжности сокомандников, можно просто занять выгодную позицию недалеко от базы.

На полях рандома, Pz.Kpfw. VII может находиться на передовой, уверенно выдавливая противников или сдерживая атаку на выбранном направлении. Этому способствует хорошая броня и мощное вооружение. Однако позиции следует выбирать с таким расчётом, чтобы избежать огня артиллерии. Кроме этого, вытанковывая урон не стоит слишком доворачивать корпус, подставляя под выстрелы основание башни. Учитывая эти особенности, действовать можно так: выкатываемся под прямым углом, делаем шот и откатываемся в укрытие на КД, ловя лобовой бронёй башни рикошеты. В остальном действуем по стандартной схеме: следим за мини-картой, оберегаем борта от ст и прячемся от артиллерии. Чтобы избежать смертоносной карусели средних танков, позицию подбираем так, чтобы исключить место для манёвров ст: в лобовом столкновении, даже одноклассники не смогут пробить броню грозного тяжа.

Если сравнивать танк с его практически полным аналогом VK 72.01 (K), можно увидеть, что защищён Pz.Kpfw. VII намного лучше. Однако мы имеем дело с предварительными характеристиками, которые в дальнейшем могут быть изменены разработчиками.

Оборудование и навыки экипажа Pz.Kpfw. VII

При выборе модулей, игроки обычно стараются нивелировать слабые стороны техники. В случае с Pz.Kpfw. VII, рекомендуется улучшить его преимущества, чтобы получить по-настоящему убойную машину. Поэтому выбор оборудования может выглядеть так:

  1. Досылатель – это стандартный модуль для большинства техники в игре, помогающий повысить скорострельность, а соответственно урон в минуту.
  2. Стабилизация орудия – поможет снизить разброс и повысить точность орудия.
  3. Просветлёнка — даёт право первого выстрела и увеличивает и тах неплохие показатели обзора.

Впрочем, последний модуль можно заменить «Вентиляцией»
, чтобы получить незначительный бонус ко всем характеристикам машины.

Если говорить об экипаже, то важность прокачки правильных перков для танкистов известна даже начинающим игрокам. Немецкий танк Pz.Kpfw. VII насчитывает пять человек экипажа. При этом важно учитывать, что речь идёт о тяже 10-го уровня, который должен продавливать направление и раздавать соперникам максимум урона. С учётом этих особенностей, выбор перков будет следующим:

Немаловажную роль играет и снаряжение. Набор для тяжёлых «немцев» обычно стандартный:


малые огнетушитель, аптечка и ремкомплект. Впрочем, если запас игрового серебра позволяет, снаряжение можно заменить полноразмерными аналогами. Важно отметить, что автоматический огнетушитель можно заменить плиткой шоколада, чтобы ещё немного прибавить к возможностям машины.

Итоги по Pz.Kpfw. VII

Если сравнивать общие характеристики, можно понять, что Pz.Kpfw. VII действительно хорош. Однако чтобы получить полное представление о его возможностях, нужно суммировать его преимущества и недостатки. В итоге получится такая картина.

Достоинства:

  • Отличное лобовое бронирование корпуса и башни.
  • Комфортные ДПМ и альфастрайк.
  • Высокий уровень пробития орудия базовым снарядом.
  • Один из лучших показателей точности на уровне.
  • Вполне приемлемое для заднего расположения башни горизонтальное наведение ствола.

Недостатки

  • Откровенно слабая динамика.
  • Картонные борта.
  • Громоздкий силуэт.

Видео Pz.Kpfw. VII

Он многократно улучшался и модифицировался, благодаря чему весьма эффективно противостоял другим средним танкам на протяжении всей войны.

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя — танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – средний танк;
  • Боевая масса – 25 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – с 1936 по 1945;
  • Годы эксплуатации – с 1939 по 1970;
  • Всего выпущено – 8686 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 5890 мм;
  • Ширина корпуса – 2880 мм;
  • Высота – 2680 мм.

Бронирование

  • Тип брони – кованая стальная, катаная с поверхностной закалкой;
  • Лоб – 80 мм/градус;
  • Борт – 30 мм/градус;
  • Корма корпуса – 20 м/градус;
  • Лоб башни – 50 мм/градус;
  • Борт башни – 30 мм/градус;
  • Корма рубки – 30 мм/градус;
  • Крыша башни – 18 мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 75-мм KwK 37, KwK 40 L/43, KwK 40 L/48, в зависимости от модификации;
  • Длина ствола – 24, 43 или 48 калибров;
  • Боекомплект – 87;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34.

Подвижность

  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 300 км;
  • Удельная мощность – 13 л.с. на тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемый ров – 2,2 метра

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen» — зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV — средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) — средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind — зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.


Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.


Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.


Pz. IV в Сирии

Танк в культуре

Танк Pz. IV был одним из самых популярных немецких танков, так что он широко представлен в современной культуре.

В стендовом моделизме пластиковые сборные модели в масштабе 1:35 выпускаются в Китае, Японии, России и Южной Корее. На территории РФ наиболее распространены модели фирмы «Звезда» — поздний экранированный танк и ранний короткоствольный, с пушкой 75-мм.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А, модель

Очень часто танк встречается в играх. Pz. IV А, D и H можно найти в игре Word of Tanks, в Battlefield 1942 это основной немецкий танк. Также его можно увидеть в обеих частях Company of Heroes, в Advanced Military Commander, в играх “В тылу врага», Red Orchestra 2 и др. Модификации Ausf. C, Ausf. E, Ausf. F1, Ausf. F2, Ausf. G, Ausf. H, Ausf. J представлены . На мобильных платформах Pz.IV Ausf. F2 можно увидеть в игре «Armored Aces».

Память о танке

PzKpfw IV выпускался очень массово, так что многие его модификации, особенно поздние, представлены в разных музеях мира:

  • Бельгия, Брюссель – Музей королевской армии и военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Болгария, София — Музей военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Великобритания – Военный музей в Даксфорде и Танковый музей в Бовингтоне, Ausf. D;
  • Германия – Музей техники в Зинсхайме и Танковый музей в Мунстере, Ausf G;
  • Израиль – Музей Армии обороны Израиля в Тель-Авиве, Ausf. J, и музей Израильских танковых войск в Латруне, Ausf. G;
  • Испания, Эль Голосо – Музей бронетехники, Ausf H;
  • Россия, Кубинка – Бронетанковый музей, Ausf G;
  • Румыния, Бухарест – Национальный военный музей, Ausf J;
  • Сербия, Белград – Военный музей, Ausf H;
  • Словакия – Музей Словацкого восстания в Банска-Бистрице и музей Карпатско-Дукельской операции в Свиднике, Ausf J;
  • США – Музей Military Vehicle Technology Foundation в Портола-Вэлли, Ausf. H, Музей вооружений армии США в Форте Ли: Ausf. D, Ausf. G, Ausf. H;
  • Финляндия, Парола – Танковый музей, Ausf J;
  • Франция, Сомюр – Танковый музей, Ausf J;
  • Швейцария, Туна – Танковый музей, Ausf H.

Pz.Kpfw.IV В Кубинке

Фото и видео


Flakpanzer IV «Möbelwagen»


Легкий танк Panzerkampwagen I в период кампании в Польше сентября 1939 г. являлся самым массовым танком панцерваффе. Танки данного типа составляли ядро панцерваффе также в период похода вермахта на Запад весной-летом сорокового года. В меньшем числе танки Pz.Kpfw I использовались весной 1941 г. на Балканах, Африке и на Восточном фронте. По мере комплектации танковых частей более совершенными образцами, Pz.Kpfw I передавали в части второй линии и в учебные подразделения.

Предыстория танка

Подписание Версальскиго договора 1919 г. наложил на Германию серьезные ограничения в части развития вооруженных сил. В частности, Германии запрещалось вести разработку бронетехники, ее производство и формирование бронетанковых частей. Разрешалось построить лишь ограниченное количество бронеавтомобилей Schupowagen Kfz.3. предназначенных для нужд полиции.

Германия не соблюдала ограничения Версальского договора в полном объеме. Работы по строительству новых видов оружия и военной техники проводились в условиях абсолютной секретности. Глубокая и непроницаемая военная тайна покрывала опыты по отработке новых тактических приемов вождения войск. В 1925 г. фирмы Рейнметалл-Борзиг, Крупп и Даймлер-Бенц согласно распоряжению Wa Pruf 6 начала проектные работы по тяжелому танку нового типа. Проект получил в целях сохранения тайны наименование «Грострактор», этим термином в Германии назывались агрокультурные и тяжелые дорожные машины. Годом спустя, в 1928 г. прототипы «сельскохозяйственного трактора» на суд жюри представили фирмы Круп и Рейнметалл.

На следующий год, прототип фирмы Даймслер-Бенц проходил широкомасштабные полевые экзамены на полигоне близ Казани. В этот же период был изготовлен прототип легкого танка под кодовым наименованием «Легкий трактор», а фирма Рейнметалл представила прототип 77-мм САУ на шасси тягача WD. Ни одна из вышеозначенных машин не удовлетворяла требованиям технического задания, хотя к 1930 г. немецкий инженеры получили солидный опыт проектирования гусеничных бронированных самодвижущихся объектов.

Этап создания

В 1931 г. рейхсвером представлена масштабная программа развития бронетанковых частей, которая стала определяющим при разработке технического задания к массовому танку для их вооружения. Она предусматривала проектирование и строительство танка весом в пять тонн, главным предназначением коего было подготовка экипажей и проработка тактики использования создаваемых танковых частей. Однако в учебных целях стали использовать деревянные макеты танков на шасси автомобилей Ганомаг-24Р8, Опель-24 и Адлер «Стандарт -6».

Изготовление танков поручено фирмам Даймлер-Бенц, Рейнметалл, MAN и Крупп. Машина LKA-1 «Kleintractor» проектировалась под руководством инженеров Хогелоха и Вудьферта. В целях конспирации танк получил наименование LaS - сельскохозяйственный трактор. Первый прототип трактора был построен в июле 1932 г. Шасси разработано по образцу английской танкетки Карден-Ллойд Mk VI, две таких танкетки СССР закупил в 1929 г. в Великобритании и передал Германии.

Летом 1933 г. первые пять шасси трактора Las доработанные в вариант LKA, проходили испытания на полигоне Куммерсдорф. Доработка заключалась в установке стальных конструкций, связывающих ленивец и три опорных катка, а также в монтаже двух небольших роликов для поддержки верхней ветви гусеницы. Башню и корпус разработали специалисты фирмы Даймлер-Бенц. Каждая из пяти фирм, Крупп, MAN, Даймлер-Бенц, Хеншель и Рейнметалл-Борзиг собрали по 3 машины.

Первые шасси, поименованные I LaS Krupp, были выпущены под конец 1933 г. заводом Крупп-Грузон, другую партию изготовила фирма Хеншель к февралю 1934 г. Первые 15 полноценных танков были собраны в апреле 1934 г.

Panzerkampwagen I Sd.Kpz. 101 ausf. A

В июле тридцать четвертого года шасси I A LaS Krupp прибыли в 3 учебные части Kraftlehrkommando «Zossen», в сентябре подразделения получили первые танки. Месяцем позднее название Kraftlehrkommando «Zossen» изменено на 1-й танковый полк. Аналогичное подразделение переименовано в 1- танковый полк. Аналогичное подразделение, в Орлруфе, стало ядром 2-го танкового полка.

Годом позднее, в 1935 г., после открытою отказа Гитлера от соблюдения ограничений Версальского договора, информация о наличии в германской армии 2х полков танков была официально подтверждена. Уже летом машины обоих полков участвовали в крупных учениях под Мюнхеном.

Тогда же аббревиатура I A LaS Krupp было изменено на Panzerkampwagen I (MG) Sd. Kfz. 101 Ausf A (танк тина I с пулеметами, модель А) и обновлена система обозначения бронетехники. Танки классифицировались, по массе и вооружению - Panzerkampwagen I, II... Модификации танков одного типа обозначались буквами - Ausf. А, В... Для упрощения организационного процесса была введена система нумерации, позволявшая определять тип и функциональное предназначение боевых машин.

Любой, знакомый с обозначениями немецкой бронетехники и танков эпохи Второй мировой войны, в состоянии оценить и подивиться простоте, краткости и оригинальности германского подхода к наименованию бронетехники.

Танки Pz.Kpfw I., машины на его основе обозначались в системе нумерации от Sd.Kfz 101 до Sd.Kfz 120 командирские танки Sd.Kfz 165.

В сентябре 1936 г. 41 танк Pz.Kpfw I Ausf А направлен в Испанию в вместе с легионом «Кондор». Через год, в 1937 г. один танк продали Венгрии, в 1937 г. - 12 танков в Китай (информация о продаже танков Китаю точно не подтверждается). Всего изготовлено 444 ганка Pz.Kpfw I Ausf. А, в том числе 339 машин построила фирма Хеншель и 128 фирма МАХ. Один танк Pz.Kpfw I Ausf. А в экспериментальных целях оснастили дизельным двигателем Крупп М-601 мощностью 66 л.с., машина получила обозначение IА LaS IА.

Panzerkampwagen I Sd.Kpz. 101 Ausf. B

Эксплуатация танков в армии Pz.Kpfw I Ausf B показала важность внесения в конструкцию необходимых улучшений. Главным недостатком танков первой модели являлась нехватка мощности двигателя Крупп М-305 - всего 57 л.с. Как вариант, рассматривалась возможность установки дизеля Крупп, но испытания выявили неадекватность и этого мотора. Единственным вариантом улучшения подвижности п проходимости танка представлялась замена двигателя Крупп М-305 двигателем Майбах NL-38 TRKM в 100 л.с. Заодно с мотором заменили трансмиссию. Новая силовая установка имела большие габаритные размеры из-за чего потребовалось удлинить двигательное отделение на 400 мм. перепроектировать его крышу и корму.

Увеличение размеров корпуса повлекло внесение изменений в конструкцию шасси - добавлены пара опорных катков и один ролик, изменен способ фиксации связующей балки опорных катков и ленивца.

Танки Pz.Kpfw I Ausf.выпускали Хеншель и Крупп-Грузон (Магдебург), в 1936 г. к серийному выпуску подключились заводы МАХ в Нюрнберге и Вегманн в Касселе. Серийное производство завершено в середине 1937 г., но фирма Вегманн выпускала танки Ausf. B до конца 1938 г.

Капитальный ремонт танков обоих первых модификаций выполнялся заводами -производителями и, после аннексии Германией Богемии и Моравии (так называемой Чехии), заводами Ceskomorawska-Kolben-Danek (немцы переименовали в BMM) в Праге, Шкода в Пильзене.
Танки Pz.Kpfw I могли перевозить на большие расстояния грузовые автомобили, оснащенные рампами для заезда танков в кузова. Также для перевозки танков применялись трейлеры грузоподъемностью 8 и 22 т.

Kleiner Panzerbefehlswagen Sd.Kfz. 265.

В 1934 -1935 г.г. танки Pz. Kpfw. I Ausf A не оснащались радиостанциями. Средствами связи служили только сигнальные флажки и ракеты, не позволявшие надежно п эффективно управлять бронетанковыми подразделениями. Позже на танки стали ставить коротковолновые приемо-передающие р/с Fu-5 или передатчики Fu-2. Радиоаппаратура фиксировалась в передней части БО.

Работал с рацией механик-водитель. Учения сразу продемонстрировали насколько неудобно механику-водителю отвлекаться от управления танком для работы на рации. Одновременно управлять танком и обслуживать радиоаппаратуру механик-водитель не мог. Очевидным стала необходимость создания специальной командирской машины с выделенным радистом.

В 1935 г. на некоторых танках Pz. Kpfw. I (MG/Fu) Ausf A поставили радиостанции большой мощности. Рамные антенны ставили в корме. В конце 1935 г. фирма Даймлер-Бенц изготовила шесть командирских танков под обозначением 1 Kl A. То были переоборудованные танки 1 A Las (Pz. Kpfw. I Ausf A). с увеличенной на 250 мм высотой боевого отделения. Танки не имели башен и вооружения, с 1936 г. они назывались Kleiner Panzerbefehlswagen.

В сентябре 1936 г. два или три танка KlPzBfWg (вариант 1 Kl A) доставлены в Испанию. На каждом малом командирском танке стояла одна коротковолновая приемо-передающая р/с Fu-5 с передатчиком мощностью 20 Вт, обеспечивающим радиосвязь на дистанции 13 -16 км, а также передатчик Fu-2. Расчет малого командирского танка включал в себя: радиста, водителя и командира. Позднее командирские танки получили вооружение в виде пулемета 7,92 мм MG-13, оперировал которым командир машины.

В 1935 - 1938 г.г. фирма Даймлер-Бенц изготовила 200 командирских танков KlPzBfWg на шасси линейных танков Pz. Kpfw. I Ausf B с номерами 15001 - 15200. Командирские танки строились двумя партиями - 2 Kl B и 3 Kl B, которые различались составом оборудования. На машинах 2 KI B отсутствовала командирская башенка, а вместо пулемета MG-13 ставился пулемет MG-34, толщина лобовой брони составляла 13 мм на 1 Kl A и 14,5 мм для 2 Kl B, на командирских танках 2 Kl B последней производственной серии толщина лобовой брони увеличена до 19 мм.

На командирских танках 3 Kl B пулеметы MG-34 монтировались в установках, унифицированных с пулеметными установками танков Pz. Kpfw. III и Pz. Kpfw. IV . В 1939 - 1940 г.г. на толике командирских танков KlPzBfWg поставили вместо радиостанции Fu-6 радиостанции Fu-8, обладавшие большей дальностью связи. Командирские танки KlPzBfWg поначалу оборудовались полужёсткими мачтовыми антеннами, позже на них стали монтировать рамные антенны, а с 1939 г. ставить гибкие антенны.

В каждом танковом батальоне согласно штату, полагалось иметь по два командирских танка KlPzBfWg, по одному в танковой роте, танк командира роты (Kompanie Chefpanzer). В штабе полка - три KlPzBfWg (или два KIPzBfWg и один PzBfWg III). По мере насыщения войск новыми командирскими танками PzBfWg 38 (t) и PzBfWg III, командирские танки KlPzBfWg передавались во вспомогательные подразделения. С машин снимали вооружение, после чего их применяли, в частности, для эвакуации раненых.

Командирские машины KlIPzBfWg Sd.Kfz. 265 3 Kl B использовались в роте «Глинике» и 1-м Minenraum батальоне, как машины управления. Боевые отделения командирских танков оборудовались аппаратурой для управления самоходными машинами разминирования Боргвард. На командирских танках KlIPzBfWg этих подразделений монтировались добавочные рамные антенны управляющей радиоаппаратуры, а в левых верхних люках монтировались панорамные телескопические приборы наблюдения.

Водителям командирских танков предписывалось вести машины на постоянной скорости для экономии зарядов аккумуляторных батарей, необходимых для питания радиоаппаратуры. Движением самоходок Боргвард В I управлял командир. На вооружении 1-м Minenraum батальона имелось 18 командирских танков KlPzBfWg, еще одну такую машину с рамной антенной использовал командир батальона инженер-майор Мюллер.

Другие варианты

Танк - VK.601, Panzerkampfwagen I Ausf. C

Вскоре, 15 сентября 1939 г. Генеральный штаб заказал новый тип разведывательного танка, адаптированного под транспортировку воздушным способом на транспортных планерах типа Мессершмитт Ме-321 «Гигант». Этот танк не являлся дальнейшим развитием танка Pz.Kpfw. I Ausf. В, а был новой разработкой. Шасси машины разрабатывала команда специалистов, ведомая дипломированным инженером В. Книпкампом. Серийный выпуск шасси заказали фирме Краус Маффей из Мюнхена. Корпуса с башнями были разработаны и строились компанией Даймлер-Бенц. На танке стоял бензиновый Майбах HL-45P(150 л.с.)

Ширина корпуса танка Ausf. C по сравнению с Pz.Kpfw. I Ausf. Была увеличена на 30 мм. Машина вооружена 20-мм автоматической пушкой EW и пулеметом MG-34. В 1943 г. выпущена пробная партия из 30 машин Pz.Kpfw. Ausf. C. Некоторые их них употреблялись на Восточном фронте в рядах 1-й панцердивизии, остальные применялись в качестве учебных. На прототипе VK.602 в экспериментальных целях установили дизель Майбах HL-61 мощностью 180 л.с.

Танк VK. 1801, Panzerkampfwagen I Ausf. F.

Итоги компании в Польше потребовали создания эффективно защищенного танка сопровождения пехоты предназначенного для атак фортификационных сооружений линии Мажино. 12 декабря 1939 г. управление вооружений вермахта заказало промышленности разработку н изготовление партии из 30 танков Pz.Kpfw. I Ausf. F с толщиной брони 80 мм и вооружением из 2-ух пулеметов MG-34. Шасси танков строила фирма Краусе Маффей, корпуса с башнями - фирма Даймлер-Бенц. Танк был оснащен мотором Майбах HL - 45P. Гусеницы набирались из траков шириной 540 мм.

На прототипе VK. 1801стояла трансмиссия ZF SSG-47, на прототипе VK 1802 - трансмиссия Майбах VG-15319. Первые серийные машины изготовлены в конце 1942 г. На следующий год 8 танков Pz.Kpfw. I Ausf. F передали в действовавшую на Восточном фронте 1 -ю панцердивизию, семь танков в июне 1943 г. получила 12-я панцердивизия. Несколько танков Pz.Kpfw. I Ausf. F использовалось в Югославии против партизан Тито. Всего изготовлено тридцать танков Pz.Kpfw. I Ausf. F.

Описание конструкции.

Танк Pz.Kpfw I - разведывательная машина легкого класса, имевшая двух членов экипажа. По своей конструкции разделена на два отделения - боевое и моторное.

Корпус.

Бронекорпус танка Pz.Kpfw I - сварной из цементированных катанных стальных бронелистов, закрепленных несущей стальной конструкции. Толщина брони танков Pz.Kpfw I Ausf. A -14,5 - 15 мм. У Ausf. C и Ausf. H, а также KlPzBfWg 3 KI В, лобовая часть усилена дополнительной накладной броней. По левой стороне бронекорпуса устроен посадочный люк.

Переднюю часть корпуса занимал отсек управления, место водителя пребывало слева по борту сразу за трансмиссией. Управление танком осуществлялось рычагами. Правее сиденья расположили рычаг стояночного тормоза и рукоятку переключения передач.

Машина оснащена полным комплектом приборов контроля работы двигателя, часами и компасом. Приборы размешены на специальном щитке справа от места водителя. В лобовой части бронекорпуса и в его бортах имеются приборы наблюдения. Впереди бронекорпуса устроен большой люк прямоугольной формы обеспечивающий доступ к трансмиссии. Правее трансмиссии установлена радиостанция Fug-5. Сиденье водителя собрано из стальных труб, перетянутую тканью.

Средняя часть корпуса занята боевым отделением, с вооружением в виде 2-ух пулеметов MG-13 с боекомплектом. Здесь устроено место обитания командира, который по совместительству стрелок из пулемета.

В корме бронекорпуса устроено моторное отделение, отделенное от БО противопожарной перегородкой с круглым люком в ней. В бронекрыше моторного отделения сделаны вентиляционные отверстия, в корме (танки Ausf. A) - два отверстия выпуска воздуха из моторного отделения.

На танках Ausf. B воздухозаборники и отверстия для сброса воздуха обустроены по правому борту. На крыльях танков Pz.Kpfw I Ausf. A монтировались глушители выхлопной системы двигателя, на танках Pz.Kpfw I Ausf. B глушитель и дымопусковая аппаратура монтировались на корме бронекорпуса. Дымопусковая аппаратура активизировалась электроимпульсами, подаваемыми из боевого отделения.

Башни

Башня кругового движения поставлена на кольце диаметром 911 мм. Башня смещена вправо от оси корпуса. И еще в лобовой детали башни сделано два обсервационных отверстия. И установлены два прицела для двух пулеметов. Сверху башня закрыта крышей, в котором есть одностворчатый люк.

На танке Pz.Kpfw I Ausf. F установлено четыре телескопических наблюдательных приборов. В задней стенке танковой башни имеется два обсервационных отверстия. Разворот башни осуществляется мускульными усилиями командира-стрелка-пулеметчика. Устройства поворота башни и нацеливания пулеметов по вертикали установлены в левой части.
Высота башни 360 мм, высота башни от днища корпуса - 1212 мм, длина - 914 мм.

Силовая установка

Немецкий танк Pz.Kpfw I Ausf. A оснащен 4-цил. двигателем внутреннего сгорания Крупп М-305 с воздушным охлаждением. Двигатель Крупп М-305(57 л.с.)
Танк Pz.Kpfw I Ausf. B оборудован 6-цил. (с рядным расположением цилиндров) двигателем Майбах NL-38TR (100 л.с.) жидкостного охлаждения.
На танки Pz.Kpfw I Ausf. C и Pz.Kpfw I Ausf. F ставились двигатели Майбах HB- 45p (150 л.с.), 6-цил. жидкостного охлаждения. Циркуляцию охлаждающей жидкости обеспечивает помпа. Движение воздуха в отсеке и подвод его к карбюратору обеспечивал вентилятор.

Двигатель снабжен двумя карбюраторами Солекс-40 JEP (Ausf. A) или JEF II. Питание бензином октановым числом 74. Бака – два, совокупная емкость 144 л (Ausf. A) или 146 л (Ausf. B). Затрата топлива - 100 л - 100 км (Ausf. A) либо 125 л - 100 км (Ausf. B). Бензин подается к двигателю двумя механическими бензонасосами, в аварийном режиме - ручной помпой. Правее двигателя расположен маслобак. Масло к двигателю подается маслонасосом. Емкость маслосистемы - 12 л.с.

Вращающий момент от двигателя к трансмиссии передастся посредством карданного вала. Трансмиссия Ausf. A и Ausf. D пятискоростная (5п+1з). На танках Ausf. C установлена восьмискоростная трансмиссия (6п+2з). Переключение передач осуществляется гидравликой, рычаг переключения передач установлен справа от водителя. Управление танком осуществляется посредством двух основных сцеплений и сцеплений рулевого механизма. Танки снабжены вешними механическими тормозами фирмы Крупп.

Шасси

Шасси танка включает четыре опорных катка 530x80 с резиновыми бандажами (танк Pz.Kpfw I Ausf. B - пять). Последний опорный каток танка Pz.Kpfw I Ausf. A одновременно являлся ленивцем. Ленивец диаметром 600 мм был связан с механизмом перемещения в горизонтальной плоскости для изменения натяжения гусеницы. На танках Pz.Kpfw I Ausf. A и Ausf. B ставилось, по 4 обрезиненных поддерживающих ролика размером 190x85-72 мм. Ведущее колесо с 21 зубцом помещено в передней части бронекорпуса. 1-й опорный каток оснащен амортизатором, остальные три или четыре опорных катка объединены в тележку с длинной эллиптической рессорой.

Подвеска опорных катков шасси танков Pz.Kpfw I Ausf. C/F выполнялась независимой торсионной, с каждого борта ставилось по 5 опорных катков большого диаметра (670x140 мм), опорные катки обрезинены. Ведущее колесо впереди, ленивец - сзади.
Гусеница из траков шириной 280 мм с двойными зубцами. Длина контактной поверхности 2470 мм, колея гусеницы - 1672 мм. Гусеницы имели сравнительно слабое натяжение, в силу чего довольно часто сбрасывались. Часто отмечались случаи поломки зубцов ведущих колес.

Вооружение

Базовое вооружение танков Pz.Kpfw I заключалось в 2-ух пулеметах MG-13, скорострельностью 685 в/мин., с боекомплектом 1525 патрона (61 магазин). С 1936 г. на танках Pz.Kpfw I Ausf. B боекомплект доведен до 2100 патронов (90 магазинов). Восемь стеллажей для магазинов расположены на полу БО и в корме башни.

Командирские танки вооружены одним пулеметом MG-13 - 2 Kl В или MG-34 скорострельностью 825 в/мин., с боекомплектом 900 патронов - 3 Kl В.

Танк Pz.Kpfw I Ausf. С оснащался 20-мм автоматической пушкой EV-141 и MG - 34. Pz.Kpfw I Ausf. F вооружен 2-мя пулеметами MG -34.

Оптические приборы, радиооборудование и противопожарные устройства

Пулемет снабжен прицелом Цейс KgZF-2 (Ausf. A и Ausf. B обеспечивающим прицельную стрельбу бронебойными нулями на дальностях до 1200 м. Прицел имеет 2-кратное увеличение, поле зрения - 8 град. Танки Ausf. С-F оснащались прицелами TZF-8.

Танки Pz.Kpfw I Ausf. С-F оснащались р/с FuG-5 SE-10U и передатчиками Ukw. E тип c.1 мощностью 10 Вт. В телефонном режиме передатчик обеспечивал устойчивую радиосвязь в радиусе 6.4 км, и телеграфом до 9,4 км. Р/с FuG-5 оснащена 2 метровой штыревой антенной длиной. Светосигнальное оборудование танка Pz.Kpfw I Ausf. A заключалось в ракетнице Вальтер калибра 27 мм и сигнальных флажков.

Танк снабжен самодействующей аппаратурой пожаротушения. При превышении температурой воздуха в МО заданного значения срабатывал биметаллический датчик, но которому активизировался огнетушитель, распылявший реагент на карбюраторы и бензонасосы. Резервный огнетушитель закреплен на левом крыле. Там же, на крыльях также размещен разнообразный шанцевый инструмент, посредством которого очаг возгорания засыпался грунтом.
Танки, предназначенные для действий в Африке, снабжались дополнительными фильтрами и вентиляторами.

Тактико-технические характеристики танка Pz.Kpfw I

Характеристика Pz Kpfw I
Ausf A Ausf B
Год выпуска 1934 1935
Боевая масса, кг 5400 5800
Экипаж, чел. 2
Основные размеры
- длина по корпусу, мм 4020 4420
- ширина, мм 2060
- высота 1720
Защищенность:
толщина броневых листов, мм
(угол наклона к вертикали, град.)
- лобовая часть корпуса 13 (27)
- борта корпуса 13 (0)
- лобовая часть башни 13 (10)
- крыша и днище корпуса 6 и 6
Вооружение
- марка пушки -
- боекомплект, выстрелов, шт. -
- Число пулеметов и их калибр, мм 2 - 7.92
- боекомплект, патронов, шт. 2250
Подвижность
- двигатель, тип Krupp Maybach
- марка M305 NL38TR
- мощность двигателя, л. с. 57 100
- максимальная скорость по шоссе, км/ч 37 40
- запас топлива, л 145
- запас хода по шоссе, км 145 170
- среднее давление на грунт, кГс/см 2 0.4 0.42