Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать? Молитвенное правило или лучше «своими словами»

Альтернатива молитвослову: часослов

Опыт использования часослова в личной молитве мирянина.

Братья Лимбурги. XV век. Иллюстрация к “Великолепному часослову герцога Беррийского”. Весенние месяцы

Статья поставила под сомнение доброкачественность того опыта, который мы можем получить при использовании молитвослова. Возможно, это личные особенности восприятия, но Владимир в них не одинок. Есть ли альтернативы молитве по молитвослову в рамках православного предания, уже существующего опыта Церкви?

Первая приходящая в голову альтернатива — это использование в личной молитве вместо молитвослова богослужений суточного круга — Утрени, вечерни, часов, полунощницы, повечерия… Александр Королев рассказывает о своем опыте использования этих богослужений.

Почему вы читаете не молитвослов, а используете часослов? Если вы когда-то использовали молитвослов, есть ли разница во впечатлениях от часослова и молитвослова?

Начал использовать часослов, когда познакомился с Преображенским братством. Меня всегда очень интересовало богослужение, но оно было — в том виде, в котором оно существует в храме, — таким вот ларцом, в котором хранятся драгоценности, но он закрыт, и ключика ни у кого нет. До знакомства с братством и прохождения в нем оглашения был уже около 8 лет в церкви, активным прихожанином своего прихода. Утреннее и вечернее правило знал наизусть и мог молиться без молитвослова. Когда же начал использовать часослов в виде сборника богослужений в переводе на русский свящ. Георгия Кочеткова, то для меня открылось все богатство богослужебной православной традиции. Обыкновенное утреннее и вечернее правило – это просто набор молитв, довольно новый, собранный не в самую творческую церковную эпоху, кажется, конец XVII-XVIII-XIX век, а все-таки богослужения часослова – это целостные чины, где есть какие-то свои смысловые точки, последовательность, поэтому это гораздо глубже способствует молитвенному настроению. И ты понимаешь, что ты не просто некий обряд отправляешь, а СЛУЖИШЬ Богу. Пусть один, келейно, но ты совершаешь богослужение, традиционное, церковное, духовно, мистически приобщаясь к церкви, к её многовековому опыту. Эклектичное собрание молитв в утреннем и вечернем правиле, конечно, ничего и близко подобного не дает.
Также добавляю в чины молитвы, составленные новомучениками и исповедниками, в частности еп. Макария (Опоцкого), сборник его молитв был недавно издан Преображенским братством. Это тоже уникальный молитвенный пласт, тех, кто жил в историческом плане совсем рядом, но при этом имел духовный опыт, сродный опыту христиан первых веков.

Утреню и вечерню вы используете целиком или какие-то отдельные молитвы? (утреня ведь огромная) А часы, повечерие, полунощницу?

Утреню и вечерню я, конечно, не целиком использую. Только неизменяемые части, и то, конечно, не все. Обязательно читаю так называемые «светильничные молитвы», те молитвы, которые на утрене и вечерне читаются тихо священником, и которые являются главными и конституирующими в данных чинах, но которые никогда не слышатся в храме.
Периодически служу часы, повечерие, полунощницу. Из часов обычно служу 6-й час. Естественно, все в свое время: 6-й час в 12 часов дня, 3-й час в 9 утра, 1-й в 6 утра. Реже всего приходилось служить 9-й час в 15.00. Чинопоследование часов обычно вычитываю полностью: там три псалма, тропари, молитвы, плюс еще добавляю чтение Писания. Но это не часто. 6-й час обычно служу, если по какой-то причине не получилось утреню послужить утром.
Из повечерия беру какие-то части. Великое повечерие состоит из трех частей: беру какую-то одну. И эту одну часть тоже не целиком служу. Одна часть повечерия состоит из трех трехпсалмий, читаю обычно одно трехпсалмие, молитвы и также прибавляю отрывок из Писания. Вообще чтение из Писания всегда прилагаю к молитвенному правилу. Также в обязательном порядке добавляю молитву своими словами.
Если дожил до полуночи, но еще не успел помолиться, то служу полунощницу. Тоже не всю, конечно. Там огромный 118 псалом, он разбит на три кафизмы, читаю какую-нибудь одну кафизму и молитвы.

Что дает вам служба часов в течение дня? отличается ли (и как отличается) день, когда вы служите часы, от дней, когда нет?

Я не могу сказать, что такой день как-то принципиально отличается от тех дней, когда я не служу часы. Для меня это возможность разнообразить свое молитвенное правило, а значит, его оживить, противодействовать механистичности и формализму, которые неизбежно появляются при чтении одних и тех же текстов. Также важно приобщение православной традиции, потому что, как я уже говорил, современный православный человек очень мало приобщен оной. Храмовое богослужение в том виде, в каком оно сейчас существует в храме, надежно защищает верующих от православной традиции.

Если взять темы молитв, которые звучат в текстах молитвослова, и темы, которые звучат в службах суточного круга, — совпадают ли они тематически? Если нет, в чем вы видите разницу?

Совпадают в том смысле, что в утренних молитвах, как в утрене, тема утра и восстания от сна, в вечерних молитвах, как и в вечерне, тема вечера и отхода ко сну. В остальном в молитвослове нет какой-то темы или логики, там просто довольно эклектичный набор молитв. Создаётся ощущение, что автор молитвослова просто собирал молитвы с темой вечера или утра и как-то произвольно их компилировал. В часослове центром являются все-таки псалмы, все остальные молитвы появлялись уже как дополнение к псалмам. В великом повечерии, например, есть три части: молитва после ужина, молитва покаянная и молитва перед сном. Это все три отдельные службы в составе одной. В храме обычно они служатся в первую неделю Великого поста после Канона прп. Андрея Критского. Также и часы все имеют свою тему, которая раскрывается в тропарях, главным образом, и эти темы напрямую связаны со временем, когда должны служиться эти часы. Например, служба третьего часа – это ниспослание Святого Духа на апостолов, которое произошло в третьем часу (по-нашему в 9 утра), тема службы шестого часа (12 часов по нашему) – это распятие Христа. На приходе же эти службы служатся не на своем месте (с утра), а тропари часов вообще никогда не читаются, вместо них поются праздничные тропари.

Есть ли у вас любимые молитвы из суточного богослужения? Если да, то какие?

Я не могу выделить какие-то отдельные молитвы, как любимые. Могу только вслед за о. Александром Шмеманом сказать, что псалмы мне кажутся более живыми молитвами, чем многие молитвы византийского периода, отягощенные тяжеловесной византийской риторикой. Конечно, все это важно служить на русском языке, потому что псалмы на церкословянском — очень часто маловразумительное чтение. Например «уподобиться неясыти пустыней и бых яко нощный вран на нырище» – одни из моих самых любых строчек псалма, входящего в состав великого повечерия. Попробуйте перевести без Гугла).

В целом могу всем пожелать открыть для себя часослов, открыть для себя богослужебное богатство Православной церкви. Не важно, на каком языке, главное, чтобы для вас было близко и понятно. Парадоксальным образом службы часослова стали принадлежности только храмовой молитвы. Хотя изначально часослов — это мирянская книга, потому что монахи были мирянами, часослов был написан для мирянских богослужений, для келейной молитвы. Поэтому служить утреню, вечерню, часы и пр. дома — это не какое-то новшество, а возвращение к сути православной традиции.

Могу поспорить, что большинство из вас видело часовни и знает, как они выглядят. Кладбищенские, придорожные, монастырские. Эти небольшие храмики, в которых не служится литургия, нам известны. Название свое часовни получили от особого молитвенного чина - часов, охватывающих собою суточный круг. Так вот что любопытно: часовни мы видели, почему они так называются, знаем, а вот чтобы читались в часовнях эти самые часы, не видели. Не видели, потому что часы в часовнях не читаются. Мне неведомы причины этого недоразумения и его исторические корни. Но то, что это (нечтение часов в часовнях) не что иное, как болезненная странность без того больной жизни нашей, это мне ясно.

Сами часы нами читаются: третий и шестой - перед литургией, девятый - перед вечерней, первый - после утрени. Читаются они без всякого внимания к времени суток, чтобы только «вычитать». Это, кстати, еще одна молитвенная хворь наша - «вычитать». Но стоит ощутить вкус чтения часов в положенное время. Ей Богу, стоит произвести такой эксперимент. Он покажет нам и то, насколько немолитвенно мы живем, и то, каков смысл существования часовен и Часослова.

Итак, для проведения эксперимента нам нужны одни сутки свободного времени, умение читать по-церковнославянски, желание ощутить молитвенное движение суточного круга. Начинать придется около половины седьмого утра с чтения утрени. Она будет непродолжительна, состоя из шестопсалмия, песни Богородицы и великого славословия. При храмовом богослужении в утреню добавляются кафизмы, каноны, ектении, но мы сейчас не утреню полноценную служим, а вникаем в смысл суточного круга. Поэтому шестопсалмия, песни Богоматери и славословия довольно. Сразу после этого можно прочесть первый час. Все это займет не более получаса, и в семь вы уже свободны. До девяти.

В девять часов нужно читать час третий. Зажигайте свечу, бейте в колокол три раза и читайте. Так поступать должен чтец в урочное время. Один богослужебный час читается не более 15 минут. Если сердце разогрелось - по окончании добавьте главу Евангелия, но помните: время чтения шестого часа наступит в полдень.

Солнце в зените, свеча зажжена, в колокол сделано шесть ударов. Читаем шестой час. Сразу к нему добавляем обедницу. Это - костяк литургии без жертвоприношения, то есть без совершения Евхаристии. Антифоны, кондаки, Символ веры, «Отче наш». Все, как на службе. Где-то около часа гасим свечи.

Девятый час положено читать в три часа пополудни. А к нему сразу добавлять вечерню. В Часослове вечерня, как и утреня, лишена кафизм, ектений, стихир. Следовательно, займет она минут 10-15. После вечерни наступает время самого продолжительного перерыва. До сих пор перерыв занимал не более двух с половиной часов, а теперь может продлиться часа четыре. Следующая служба - малое повечерие. Это аналог вечерних молитв. Если читать ее без канонов, то длится она недолго. Ну и остается полунощница. Ее в практике крутят в разные стороны. Вот и вы можете ее прочесть сразу после повечерия. А можете с нее день начать, то есть прочесть перед утреней. Но поскольку мы с вами ставим некий эксперимент, то прочтем ее на законном месте - в полночь. Все! Мы круг закончили и молитвенные сутки нами промолены пядь за пядью. Если круг завтра продолжится, то спать вам осталось часов пять с половиной (полунощница длинна). Но вряд ли вы захотите продолжить эксперимент. Того, что уже было (если кто-то рискнет это воплотить в дело), хватит для того, чтобы многое понять и ощутить. Станет понятно, что жизнь, родившая наши богослужебные чины, и жизнь, которую мы ведем, относятся друг к другу, как чаша воды из горного ручья и стакан хлорированной воды из крана соответственно.

Конечно, темп жизни ускорился, и мы ничего не успеваем. Конечно, подобное молитвенное служение предполагает жизнь на одном месте, а мы ежедневно преодолеваем огромные расстояния на работу и обратно. Конечно, минувшие исторические события так много в нас перепахали и выжгли, что диву даешься, как мы живы вообще. Но это не все.

В монастырях люди никуда не ездят, живут ради Бога в молитве, но и там суточный круг читается как попало, как до революции привыкли, лишь бы «вычитать». Значит, дело не только в темпе жизни. Дело в невнимательности нашей к смыслу молитв. В третий час Дух Святой сошел на апостолов. Молитвы третьего часа напоминают об этом. В шестой час Христос был ко кресту пригвожден. Молитвы шестого часа напоминают об этом. В девятый час Христос сказал: «Совершилось», - и, преклонив главу, отдал душу. Молитвы девятого часа об этом напоминают. Время суток, таким образом, освящается воспоминаниями спасительных событий евангельской истории. Солью Евангелия осаливается время. Попробуйте сказать, что это не важно!

Почему бы не освящать день краткими, но частыми службами часов? Да какое там! Село пьет и вымирает. Оно в христианских делах неученое. А на базарах люди стоят весь день. Почему бы там не читать часы? Что вы! До часов ли ваших на базаре? Там если и молятся, то только об успехе в торговле. Вот и я говорю, что есть хрустальные воды, сохраненные в книгах, а есть хлорированная бурда, которую мы пьем. А кто виноват, не ясно.

Часы составлены по очень важному принципу: молиться понемногу, но часто. Мы же исторически склонны к полной противоположности: выстаивать изредка длинные службы, а потом вовсе не молиться некоторое время. Это чередование больших усилий с длительными расслаблениями способно кого хочешь искалечить.

Благоприятный режим может быть таков: в праздничные и воскресные дни молиться долго и торжественно, но в будни молиться часто по чуть-чуть. Эти частые, но краткие моления не дают остыть духу, но и не утомляют его. Часослов для этих нужд подходит как нельзя лучше.

Впрочем, начинали мы не с этого. Начинали мы с того, что неплохо было бы пожертвовать один день жизни на то, чтобы провести его в молитвах по Часослову; в молитвах, произносимых в то самое время, для которого эти молитвы предназначены. Плод стоит того, чтобы этот опыт произвести.

Читать на клиросе - это прекрасная возможность стать важным, нужным и полезным для вашего храма и вашей церковной общины. Скажу вам по секрету - читать на клиросе (по моим внутренним ощущениям) даже более радостно и благостно, нежели петь. Я и пел и читал на клиросе и могу сказать со всей ответственностью - у певчего нет такого погружения в суть конкретной службы и конкретного праздника, как у чтеца. И главное - это доступно многим, ведь для чтения не нужно специальное образование. Так как же начать читать на клиросе?

Конечно, мы не будем уделять много внимания теме "как начать". Это совсем не сложно. Узнаете, кто настоятель в храме, подходите к нему, и проситесь на клирос - читать. Могу вас заверить - певчие ОЧЕНЬ редко бывают против приходящих гостевых чтецов, так как берегут голоса от повышенной нагрузки (пение и чтение одновременно немало утомляет). И потому обычно певчие рады приходу чтецов на клирос. Так что - не стесняемся, не теряемся, подходим...

Готовимся к чтению

По собственному клиросному опыту могу вам сказать, что особенно рады певчие чтению следующих частей службы - часам (1-3-6-9), кафизмам (псалтырь), молитвам ко причастию и благодарственным молитвам после причастия.

Я бы предложил вам начать с молитв ко причастию. Обычно этот текст хорошо знаком всем верующим, и можно ожидать, что вы хорошо знаете все ударения в тексте. Но все же стоит проверить. Сядьте с карандашиком, возьмите в руки текст и внимательно пройдите его, следя за ударениями. Главная ошибка всех начинающих чтецов - неверные ударения в словах. Это неудивительно, так как многие слова в церковно-славянском звучат иначе, с необычными ударениями и потому первое, что делать сделать церковный чтец - выучить верные ударения.

Подчеркнув слова, которые не верно произносятся в тексте, вы можете снова и снова каждый день проговаривать данный текст, обращая внимание на выделенные участки. Рано или поздно молитвы ко причастию, как и благодарственные - будут вами читаться верно.

Но это только начало работы. Главное в церковном чтении - его бесстрастность, монотоннность, но монотонность умиротворяющая, придающая пространству храма уют и успокоение. Одна из характерных ошибок начинающих чтецов - чтение на разных нотах. Голос привык в разговоре к речевым модуляциям (постоянной смене высоты звука) и нужно учиться говорить на одном звуке, иначе церковным чтецом вам не стать (постоянная смена высоты звука воспринимается слушающими как спешка, чтение взахлеб и сразу слышен не церковный характер такого чтения.

Очень важно при чтении буквально произносить слова. Буква "о" в современной речи часто редуцируется в "а", например "Господь" произносится как [Га"сподь]. В церковно-славянском нужно "окать" - подчеркнуто округляя рот на "о" и вытягивая губы дудочкой ну "у". Аналогичная ситуация с буквой "я" - ее надо произносить подчеркнуто утрированно, например "СвЯтый Боже, СвЯтый крепкий, СвЯтый бессмертный, помилуй нас".

Поскольку формировать качественные "о", "у" и "я" требует времени (при определенной скорости губы просто не будут успевать сложиться в нужную для произнесения звука конфигурацию) - скорость чтения должна быть размеренной и ровной.

После изучения и запоминания правильных ударений в часто используемых молитвах последования ко причастию и благодарственных молитв можно переходить на псалтырь. Для начала - приобретите псалтырь с русским написанием, но церковно-славянским текстом псалмов.

Произведите ту же процедуру разучивания всех псалмов, как для молитв ко причастию. Этот объемный труд святого Давида не даст заскучать, ибо 20 кафизм зададут вам хорошую работенку. Зато на псалмах Давида очень хорошо учиться церковно-славянскому языку. Читая каждый день дома по одной кафизме, вы очень быстро привыкните к правильному произношению и ударениям (за ударениями надо обязательно следить, ибо в ударениях иногда ошибаются даже опытные монахи, чего уж говорить про начинающих чтецов).

Когда текст кафизм начнет постепенно запоминаться и ложиться на слух, переходите на псалтырь в церковно-славянском написании. Вот тут и скажется вся ваша работа. Знакомые слова начнут складываться в фразы, вы будете просто узнавать текст. А постепенно сможете читать и малознакомый текст на церковно-славянском.

Чтение часов не сильно отличается от чтения псалтыри, так как часы в основном из псалмов и состоят. За той разницей, что на часах в определенных местах вставляется тропарь и кондак сегодняшнего праздника дня или святого. Запомнив место вставки тропарей, вы сможете читать часы без посторонней помощи.

Обретенная радость

Читать на клиросе очень радостно. Певчие зачастую во время пения лишены радости, так как озабочены тем, чтобы и попасть в ноты, и создать динамический и ритмический ансамбль, и красиво вокализировать звуки, и правильно прочитать подстрочный текст.

Все эти сложности приводят к тому, что часто певчему становится попросту не до молитвы. Дай Бог службу хорошо спеть. Но вот чтение...

Какая радость и благодать бывает после службы у чтеца (я это знаю, так как сам читал), если он читает канон святому или псалтырь с умиленным, покаянным и горячим сердцем. Какая радость у чтеца бывает, когда он может через внимательное вдумчивое чтение молиться сам и помогать молиться всем прихожанам.

В каком-то смысле, читающий на клиросе щедрой рукой раздает милость - и певчим, помогая им на службе, и прихожанам, помогая им молиться. А ведь Господь сказал - "блаженны милостивые, ибо те - помилованы будут". Мне радостно думать, что наши дорогие чтецы обретут милость у Господа и будут вовеки помилованы и обретут вечную радость в неземном царстве великого Царя.

«Церковь осознает наше земное время как священное время спасения. Это относится не только к церковному году с его кругом праздников, но и к каждым суткам с их вечерней, повечерием, полунощницей, утреней и часами. Освящение времени - это ключевая цель Часослова как книги» - сказал священник Михаил Желтов на круглом столе, который прошел в рамках международной конференции «Часослов и службы суточного круга: история и современная практика», организованной Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия.

15 апреля в Даниловом монастыре в Москве прошла международной конференции «Часослов и службы суточного круга: история и современная практика», организованная

Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению ее ректора, митрополита Волоколамского Илариона. Конференция прошла в две сессии. Во время научной сессии конференции свои доклады представили: профессор Богословского факультета Университета Осло Симеон Фрейсхов ; старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Андрей Виноградов ; санкт-петербургский исследователь Евгений Слива ; профессор римского университета святого Ансельма Стефано Паренти ; заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доцент Московской Духовной академии священник Михаил Желтов ; настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов ; заведующий редакцией богослужения и литургики ЦНЦ «Православная энциклопедия» Александр Ткаченко .

Вторая сессия конференции, посвященная церковно-практическим вопросам, прошла в форме круглого стола. Помимо выступавших с научными докладами, в нем приняли участие насельник Данилова монастыря игумен Петр (Мещеринов) , настоятель храма святой Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов , ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин , преподаватель ПСТГУ Алексей Черкасов и другие.

Вечерня, утреня, часы

Игумен Петр (Мещеринов) заметил, что современная практика совершения вечерни и утрени может быть приведена в большее соответствие содержанию литургических текстов путем совсем небольших изменений - например, опущения слова «утром» в просительной ектении утрени или замене совершенной формы глаголов несовершенной в священнических молитвах этой же службы.

Смущение оттого, что вечерние молитвы совершаются утром и наоборот, по мнению протоиерея Максима, обычно бывает недолгим. «Проблема в другом: для значительной части нашей паствы вечерня и утреня остаются непонимаемыми». Литургию тот, кто хочет, понимает (а кто не хочет, того и заставлять не стоит), благо ее текст многократно издавался специально для новоначальных - с переводом и комментариями. Но с всенощным бдением сложностей больше даже для тех, кто хочет в нем разобраться и все в этой службе понимать. И дело тут даже не в структуре всенощной и не в утомлении от ее продолжительности.

Чтобы сделать богослужение понятным, есть несколько путей. Один путь - издание соответствующих сборников с песнопениями, подобных уже изданным издательством ПСТГУ и другими. «У нас на двунадесятые праздники полхрама с книжками стоит и следит за текстом», - поделился наблюдением прот. Максим Козлов.

Второй, и важнейший, путь - петь понятно и читать отчетливо. Как подчеркнул протоиерей Максим, сказано об этом уже очень много, но, видимо, процесс улучшения качества исполнения богослужебных текстов нужно каким-то образом контролировать. Священноначалие могло бы поощрять тех клириков, у кого в храмах читают и поют хорошо - и наоборот.

Также настоятель университетского храма заметил, что нужно как-то соотнести богослужебный круг и личное молитвенное правило христианина. «Нужно ли мне читать три канона и вечернее правило перед Причастием, если я был на всенощной? А если я причащаюсь два дня подряд?» - такие вопросы часто задают прихожане. По мнению прот. Максима Козлова, общественное богослужение не должно полностью заменять личное келейное правило. Но можно выработать некий компромисс, чтобы при многочасовых службах сокращение личного правила было регулярным и происходило без укоров совести, не по индивидуальному благословению священника.

При любой корректировке устава прот. Максим Козлов призвал следовать одному правилу: «Не колебать того, что твердо стоит».

Правило для каждого

Ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин отметил парадоксальность ситуации, когда личный суточный круг православного мирянина - это отнюдь не Часослов, но вечерние и утренние молитвы из Молитвослова, тогда как всенощная и литургия составляют не суточный, а фактически «недельный» круг.


Игумен Петр (Мещеринов)

Ссылаясь на архимандрита Софрония (Сахарова), Сергей Чапнин отметил, что не только для монахов, но и для мирян богословские идеи из утреннего правила не соответствуют «христианским задачам дня»: «Мы изменились психологически по сравнению с авторами этих молитв».

Первое что нужно, по мнению Сергея Чапнина, - осмысление того молитвенного ритма, в котором Церковь советует жить современному человеку. Возникли такие временные промежутки, которые можно использовать для молитвы: например, сорок минут поездки на метро или час на электричке. «Нужно не подстраиваться под структуру времени современного человека полностью, но учитывать ее», - считает он.

Священник Михаил Желтов обратил внимание на то, что круг суточных служб, содержащихся в Часослове и регламентируемых богослужебным уставом, сложился в условиях совершенно иного, по сравнению с современным, укладом жизни. В мегаполисе XXI века вряд ли можно ежедневно начинать утреню по уставу, то есть в 3-4 часа ночи. Поэтому проблемы осмысления современного уклада жизни с точки зрения церковной молитвы и освящения ритма жизни современного человека - весьма серьезны. Кроме того, священник Михаил заметил, что с точки зрения содержания современные вечернее и утренее правила из Молитвослова поражают почти полным отсутствием библейского элемента (только Пс 50 в утреннем правиле), тогда как Часослов состоит в основном из псалмов.

Протоиерей Максим Козлов поставил вопрос об авторитетности самого текста утреннего и вечернего правила, о мере его обязательности для мирян. «Идеальная семья мирян эпохи Домостроя не знает вечернего и утреннего правила, она читает службы Часослова», - напомнил настоятель университетского храма. Молитвы утреннего и вечернего правила не состыкованы ни с Часословом, ни с приходским богослужением. Они не предполагают изменяемого элемента, словно их составители думали, что у человека нет психологии, у него не возникает привычки и т.п. Сухость при молитве возникает у многих, кто по 15 лет каждый день читает одни и те же страницы.

По мнению отца Максима, нужно искать варианты: можно прочитать повечерие с каноном вместо вечерних молитв; можно составить отдельное келейное правило для двунадесятых праздников, для воскресных и будничных дней. В дни больших праздников место покаянного канона перед Причащением вполне может заменить праздничный. Также и причастившись, человек вместо покаянного по тематике вечернего правила хотел бы обратиться к Богу словами благодарения по преимуществу. «Хорошо бы - подытожил прот. Максим Козлов, - чтобы миряне не сами размышляли, какой тропарь вставить в честь праздника в свое правило, а чтобы Церковь предложила им общие непогрешительные варианты».

Участники круглого стола единодушно согласились с тем, что молитва должна быть не скучной и чужой, напечатанной или написанной, она должна быть личной. Сергей Чапнин предложил побуждать людей выучивать правило наизусть: не вполне правильно, что навык молитвенного настроения связывается с книжкой перед глазами. Тогда личная молитва будет естественно изливаться традиционными словами. Преподаватель ПСТГУ Алексей Черкасов отметил необходимость популяризации Часослова - например, с помощью занятий в воскресных школах. Когда ты представляешь себе ход богослужения, оно становится интереснее, а участие в нем - осознаннее.

На конференции скорее ставились вопросы, чем давались ответы. Для того, чтобы появились общепризнанные варианты решения существующих проблем, нужны еще многие обсуждения, а в итоге - решения священноначалия.

В дневное богослужение входят 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. 3-й час соответствует нашим 10-12 часам дня, а 6-й – 1-3 после полудня.

Службы этих часов приняты Святой Церковью от древних времен. Часы 3-й и 6-й сделались особенно важными для христиан по знаменательности совершившихся в них событий: с 3-м часом Православная Церковь соединяет воспоминания о суде Пилата над Спасителем, мучения, которые Он претерпел в претории, а также о Сошествии Святого Духа на апостолов; на 6-м часе воспоминаются шествие Спасителя на крестные страдания и Его крестная смерть.

Апостолы освящали эти часы молитвой (Деян 2, 15; 10, 9). Распределение псалмов, которые читаются в настоящее время за службами, было известно уже в IV в. Как полагают, оно сделано преподобным Пахомием Великим († 348).

3-й и 6-й часы совершаются в храме, а иногда в притворе.

В Великие четверток и субботу, а также в праздник Благовещения, выпадающий на эти дни, 3-й, 6-й, 9-й часы и изобразительные совершаются вместе, но отдельно от Божественной литургии. По Уставу в Великий четверток часы положены в 3-м, а Божественная литургия – в 8-м часу дня, в Великую субботу часы совершаются в 4-м, а Божественная литургия – в 10-м часу. Как совершаемые отдельно от Божественной литургии, эти часы вместе с изобразительными по Уставу отправляются в притворе, а в конце их бывает отпуст. Если Благовещение случится в Великие понедельник, вторник и среду, то часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме. В эти дни после изобразительных отпуста не бывает, а вслед за молитвой «Пресвятая Троице» читается «Приидите, поклонимся» и затем служится вечерня.

Часы бывают великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные.

Великопостные часы совершаются в среду и пяток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.

Великие часы отправляются в Великий пяток и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. На этих часах 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы соединяются вместе и отправляются в храме. Царскими эти часы стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры.

Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. Вседневные часы отправляются во все остальные дни года. Последование вседневных часов находится в Часослове и Следованной Псалтири; великопостных – в Часослове, Следованной Псалтири и в Уставе на 1-ю седмицу Великого поста; пасхальных – в доследованиях Святой Пасхи и царских – в Триоди на Великий пяток, в Минее на 25 декабря и 5 января и в Уставе на эти дни.

Междочасия составляют как бы продолжение служб часов. Их положено совершать лишь в седмичные дни. В настоящее время они совершаются обычно только в православных монастырях, но не во всех.

Последование их находится в Следованной Псалтири. Последование изобразительных, называемое также обедница, – краткая служба, совершавшаяся пустынножителями вместо Божественной литургии, которая своими песнопениями и молитвословиями являлась как бы изображением ее или подобием. По своему положению в ряду других суточных служб изобразительные соответствовали той части Божественной литургии, которая записывалась не в Евхологии, а в Типиконе. Под названием изобразительные и обедница это последование известно и в соединении с Божественной литургией, и отдельно от нее.

В дни Великого поста, когда на утрене поется «Аллилуиа», изобразительные совершаются после 9-го часа. Если изобразительные бывают не в дни Великого поста, когда на утрене поется «Бог Господь», они отправляются после 6-го часа. Последование службы находится в Часослове и Следованной Псалтири.