Цифровое неравенство и пути его преодоления. Числовые неравенства и их свойства. А что в регионах

Подключить оставшиеся две трети человечества к интернету - один из главных вызовов современности. Отсутствие возможности у почти 5 миллиардов жителей Земли свободно получать, пользоваться и распространять информацию - общемировая проблема, которая влияет на экономическое и политическое развитие всей планеты. Apparat решил разобраться, как обстоят дела с цифровым неравенством в России.

Вы - члены информационного общества, одной из главных ценностей которого является наличие доступа к знаниям. В несколько кликов вы можете записаться на месячный онлайн-курс под скромным названием How to Change the World , или прочитать в «Википедии» статью о буйствующем сейчас в Африке смертоносном вирусе Эбола , или начать делать свой Facebook. Вы можете не делать ничего, посмотрев вместо этого подборку селфи красивых подруг футболистов .

Цифровое неравенство
Цифровое неравенство - это ситуация, когда у какой-то группы людей отсутствует возможность доступа к современным информационным технологиям. При этом цифровое неравенство может существовать как в масштабах всей планеты, так и в масштабах страны или даже города. Цифровое неравенство особенно опасно тем, что дополнительно увеличивает и без того заметное конкурентное преимущество богатых слоёв населения перед бедными слоями населения, исключая последних из современной информационной экономики.

Но у вас есть огромное конкурентное преимущество перед людьми, у которых нет компьютеров, смартфонов и интернета: перед ними подобный выбор не стоит в принципе. Именно поэтому ещё в конце XX века ООН официально признала появление в нашей реальности принципиально нового критерия общественной дискриминации - цифрового неравенства.

Ликвидируя цифровое неравенство, мы можем способствовать экономическому и политическому развитию в конкретных регионах планеты - там будут возникать новые сектора экономики, увеличиваться степень участия людей в публичной политике. В России за последнее десятилетие темпы прироста пользователей интернета достаточно внушительны, но всё равно недостаточны: пока только меньшинство людей в нашей стране может использовать Сеть в своих целях.

Проникновение интернета по регионам России:

Процент пользователей интернета от числа жителей каждого федерального округа. Больше половины населения страны не пользуется интернетом. Источник: Фонд общественного мнения

населения России не пользуются интернетом

Это значит, что около 85 миллионов россиян не получают электронных писем, не читают Twitter и не зарегистрированы в «Одноклассниках». Среди них есть те, кто не имеет физической или экономической возможности подключиться, и те, кто просто не интересуется новыми технологиями. Для сравнения: в Норвегии, Голландии, Исландии, Дании, Швеции, Люксембурге интернет есть более чем у 90 % пользователей. Зато по абсолютному количеству интернет-пользователей многонаселённая Россия вышла на первое место в Европе - по данным 2012 года, их в России было почти 68 миллионов человек.

населённых пунктов в принципе не могут быть подключены к Сети

Это значит, что жители, при всём желании, имея финансовую возможность платить за трафик, не могут подключиться к интернету. Интернета нет ни в школах, ни в библиотеках, ни на почте - нигде в городе. В интернет нельзя выйти и через мобильные устройства. К этим городам до сих пор не подведены необходимые коммуникации. Более того, в России есть населённые пункты, в которых отсутствует даже голосовая сотовая связь, - это 1343 малых городов, сёл и деревень.

cемей с доходом менее 12 тысяч рублей не имеют доступа к интернету

Доступ к Сети напрямую связан с доходами людей. Среди российских семей, которые получают более 45 тысяч рублей в месяц, только 21 % не выходят в Сеть. Проблема усугубляется тем, что цена на интернет в отдалённых регионах страны повышается в разы. Жители Дальнего Востока в среднем платят за доступ примерно в 14 раз больше, чем москвичи.

ВВП России приходится на интернет-экономику

Терминология

В русском языке не сложилось единого эквивалента устоявшегося в английском языке термина digital divide. Используются словосочетания «цифровой барьер», «цифровое неравенство», «цифровое разделение», «цифровой разрыв», «цифровая пропасть».

Термин появился как обозначение раскола в семье, когда муж слишком много времени проводил за компьютером в ущерб всему остальному, и жена не могла с этим смириться.

Суть явления

В настоящее время «digital divide» является термином социально-политического характера. На возможности ущемленной группы влияют отсутствие или ограниченный доступ к телевидению, интернету, телефонной связи (мобильной и стационарной), радио. Все это ограничивает возможности этой группы в поиске работы, налаживании социальных связей, культурном обмене и может негативно влиять на экономическую эффективность, развитие и сохранение культуры, уровень образования. Согласно общепринятым воззрениям на информационное общество, его специфика такова, что свободный обмен информацией способствует преодолению нищеты и неравенства, однако у тех, кто отключен от такого обмена, перспективы катастрофически ухудшаются (Кастеллс, Химанен: «Глобальный тренд заключается в том, что информационная экономика подключает к своей сети тех, кто представляет для нее ценность (тем самым придавая им дополнительную ценность), но отключает тех, кто не имеет для нее ценности (тем самым еще более уменьшая их шансы обрести какую-то ценность)» ).

Термин применяется как в отношении разницы между странами (пример: в Исландии доступ к интернету имеет более 86 % населения, а в Либерии - 0,03 %), так и в отношении разницы в возможностях разных социальных слоев внутри одного общества.

Связь с шовинизмом

Некоторые наблюдатели видят в этом явлении целенаправленную «политику исключения», которую ведут те или иные страны и общества - взамен прежней политики репрессий. На саммите ООН по информационному обществу (WSIS) в декабре года по инициативе большинства стран-участников третьего мира была принята Декларация, призывающая западные страны сделать всё, чтобы преодолеть «цифровое разделение» в его сегодняшнем виде к году, однако ведущие европейские страны и Япония даже не делегировали на саммит своих официальных представителей.

Источники

  • Мануэль Кастельс, Пекка Химанен: Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель. - М., 2002

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Цифровое неравенство" в других словарях:

    цифровое неравенство - Неравенство между различными слоями населения, возникающее из за невозможности малообеспеченным гражданам пользоваться преимуществами информационных технологий, Интернета, дистанционного обучения и т.д. Тематики… … Справочник технического переводчика

    Цифровой барьер, цифровое неравенство, информационное неравенство (англ. Digital divide) ограничение возможностей социальной группы из за отсутствия у неё доступа к современным средствам коммуникации. Содержание 1 Терминология 2 Суть… … Википедия

    Цифровой барьер, цифровое неравенство (англ. Digital divide) ограничение возможностей для социальной группы из за отсутствия у нее доступа к современным средствам коммуникации. Содержание 1 Терминология 2 Суть явления 3 Связь с шовинизмом … Википедия

    Запрос «ВТК» перенаправляется сюда. Другая расшифровка Воспитательно трудовая колония. ОАО «ВолгаТелеком» Тип Открытое акционерное общество Год основания … Википедия

    Тип Нетбук Процессор … Википедия

    Викиверситет Wikiversity http://wikiversity.org/ Коммерческий: Нет Тип сайта: Сетевая энциклопедия … Википедия

    Викиверситет Wikiversity http://wikiversity.org/ Коммерческий: Нет Тип сайта: Сетевая энциклопедия … Википедия

    Викиверситет Wikiversity http://wikiversity.org/ Коммерческий: Нет Тип сайта: Сетевая энциклопедия … Википедия

Книги

  • Региональная экономика: теория и практика № 22 (349) 2014 , Отсутствует. В журнале освещаются проблемы экономики и развития административно-территориальных образований, отраслей и производств; экономическая стратегия устойчивого развития РФ и её регионов,… электронная книга

Социологические и социокультурные аспекты

В России проблема «цифрового неравенства» обсуждается относительно давно и исследуется рядом специалистов как технического, так социологического, экономического и других профилей. Проводится ряд научных дискуссий и семинаров, на которых обсуждаются те или иные аспекты цифрового неравенства, выдвигаются основные пути решения этой серьезной социальной проблемы. Также этот вопрос затрагивается на многих Интернет-форумах людьми, которым не безразлично внедрение Электронного Правительства.

Проблема информационного неравенства чрезвычайно сложна из-за множества особенностей и причин и представляет большую угрозу дальнейшему позитивному развитию российского общества. Поэтому главной задачей государственной политики должно стать объединение интересов и возможностей всех заинтересованных сторон – представителей исполнительной и законодательной власти, ученых, общественных деятелей – в целях создания развитого цивилизованного информационного общества, общества людей с равными возможностями.

Проблема цифрового неравенства получила достаточно большое распространение в российской публицистике и стала предметом обсуждения на самых высоких политических уровнях. Обсуждение сопровождалось и действиями, направленными как на стимулирование конкуренции среди телекоммуникационных провайдеров, так и принятии специальных программ ликвидации цифрового неравенства. Например, в 2002 г. начала реализовываться Федеральная целевая программа "Электронная Россия". Президент несколько раз высказывался по этому поводу на различных заседаниях и даже в ежегодном послании Федеральному Собранию. В частности, в самом начале своего президентского срока на заседании президиума Государственного совета, он заявил, что "разница в информационной подготовке, информационных возможностях, которая существуют между людьми, живущими в нашей стране, и создает так называемый информационный разрыв, или цифровой разрыв, цифровое неравенство".

Стоит отметить также, что стоимость безлимитного подключения к Интернету во Владивостоке, например, стоит 1300 руб. в месяц при очень низкой скорости Интернет-соединения, а в Москве за высокоскоростной Интернет в месяц платят лишь 167 руб. (В Ульяновске – около 400 руб.). Такой колоссальный разрыв объясняется тем, что региональным провайдером приходится платить Ростелекому за трафик до крупного регионального узла, где проходит магистральный канал. Другой причиной является относительно низкая в регионах конкуренция среди провайдеров. К счастью, в последнее время эта ситуация стала медленно исправляться с приходом регионы крупных межрегиональных и национальных провайдеров и появлением в регионах Wi-Fi точек доступа.

Однако «информационное неравенство» не сводится только к отсутствию доступа к компьютерам и Интернету: мало обеспечить доступ - необходимо, чтобы люди могли этим доступом воспользоваться. Осведомленность и квалификация в сфере современных информационных технологий - это социальный навык, который стремительно становится необходимостью для современного человека. Следует учесть, что за неравенством по уровню компьютерной/информационной грамотности населения скрываются еще как минимум два тесно связанных между собой аспекта информационного неравенства. Во-первых, это проблема отсутствия мотивации, когда люди не хотят пользоваться информационно-компьютерными технологиями, хотя и имеют такую возможность. Во-вторых, информационное неравенство порождается еще и недостаточностью контента: отсутствие мотивации зачастую объясняется именно тем, что люди не могут найти в Интернет-пространстве то, что им нужно, или получить нужные услуги.

Недостаток навыков или возможности работы с компьютером и интернетом, а также отсутствие такой необходимости - основные причины, по которым у многих людей нет желания пользоваться электронными госуслугами. Подобные мотивы шире распространены среди людей старшего возраста. По данным фонда "Общественное мнение" (ФОМ) 10% таких людей, проживающих в городах с населением от 250 тыс.челове до 1 миллиона человек, не владеют ни компьютером, ни Интернетом, это сложно для них, еще 10% не хотят владеть ими потому, что им это не нужно, 6% не имеют ни компьютера, ни выхода в Интернет, 5% не доверяют Интернету.

Число пользователей интернета растет во всем мире. Однако, как показали результаты исследования Олеси Волченко "Динамика цифрового неравенства в России" , в то же время растет и неравенство, связанное с использованием интернета как источника информации.

Кто выбирает жизнь в виртуальном пространстве

Повсеместность интернета в России пока является иллюзией, если не говорить о самых молодых группах населения. Однако дело не только в проценте пользователей, но и в целях выхода в виртуальное пространство. Это один из показателей цифрового неравенства.

Цифровое неравенство - это неравенство в доступе к интернету, а также в целях его использования. Неравенство в доступе постепенно уменьшается, все больше людей имеют возможность выхода в Сеть. Однако неравенство в целях только набирает обороты. В то время как опытные и образованные пользователи повышают с помощью интернета уровень своих знаний, начинающие видят в нем, главным образом, источник развлечений.

Полученные результаты подтвердили, что активнее пользуются интернетом люди с более высоким уровнем образования и дохода и, само собой разумеется, молодежь. Помимо этого, жители Москвы чаще провинциалов ведут "сетевой" образ жизни. Гендерных различий в охвате интернет-сетью результаты исследования не показали.

По данным Всемирного банка, в 2011 году в России интернетом пользовались 49 человек из 100, а в конце 2012 года - 64 человека. Прирост составил 15%, и это наи­более резкий скачок числа пользователей за всю историю распространения ин­тернета.

Исследователь выяснила, что жизнь в виртуальном пространстве стала одинаково доступна людям с разным уровнем достатка. Причем рост числа пользователей в последние годы произошел за счет граждан со средним образованием, жителей провинциальных городов и старших возрастов.

Зачем россияне выходят в Сеть

Молодежь чаще, чем люди старшего возраста, использует интернет в качестве источника информации, выяснила* исследователь. Также и высокообразованные и более состоятельные россияне чаще, чем менее образованные и хуже обспеченные, ищут в Сети информацию, а не развлечения. Географическое разделение тоже присутствует: по сравнению с москвичами, жители других городов и сел реже выходят во всемирную паутину за полезными сведениями. Заметны и гендерные отличия: за новостями и важной информацией в Сеть чаще заходят мужчины. Интересно, что с 2011 по 2013 годы разрыв между разными группами (по целям использования интернета) увеличился.

В целом только 25% респондентов подтвердили, что используют интернет, чтобы следить за последними новостями, и только 14% - чтобы разобраться, что происходит в стране и за рубежом. При этом 40% россиян на момент опроса не имели привычки заглядывать в ноутбуки и смартфоны для поиска нужной информации.

Среди соцсетей наибольшей популярностью у россиян пользуется «ВКонтакте» - аккаунты там имеют 52% пользователей. Ее выбирают 86% людей в возрасте от 18 до 24 лет, но лишь 20% - те, кому больше 60 лет. Вторую строчку в топе занимает теряющий популярность ресурс «Одноклассники». В 2012 году этой соцсетью пользовался 61% респондентов, то сегодня - 42%. Чаще в «Одноклассниках» можно встретить пользователей с начальным и среднем образованием (50% и 51% соответственно) и женщин (53%), реже - людей с неполным высшим и высшим образованием (34%) и мужчин (30%). Мессенджер Whatsapp (18%) обходит по популярности сети Facebook (13%) и Instagram (12%).


Таким образом, есть разнонаправленные тенденции - цифровое неравенство в сфере доступа снижается, а в целях использования интернета увеличивается. Такая картина с одной стороны может быть связана с изменением практик Интернет-пользования: Интернет становится быстрее, появляется больше возможностей для развлечения. С другой стороны, изменилась структура Интернет-пользователей: люди, начавшие использовать Интернет на ранних стадиях более образованы и, соответственно, имеют более высокие навыки пользования интернетом, поясняет Олеся Волченко. «Присоединившиеся к Сети позже - не обладают высоким уровнем культурного капитала, что может быть связано с тем, что они не интересуются поиском информации в Интернете, а используют его для других целей (играть, смотреть фильмы, слушать музыку)». В будущем по мере публикации новых данных планируется продолжить исследование.

По данным ВЦИОМ, россияне стали внимательно относиться к защите персональной информации. Число тех, кто не уделяет внимания безопасности своих данных в виртуальном пространстве с 2013 по 2016 годы сократилось с 32% до 20%. Количество использующих антиврусные программы выросло с 31% до 53%. Каждый четвертый пользователь избегает публикации личной информации в соцсетях, использует сложные пароли и часто меняет их.

Цифровое неравенство себя воспроизводит

Когда интернет только появился, была популярна идея, что максимально дешевая информация уравняет между собой различные группы населения. Однако позже оказалось, что вместо того, чтобы устранить неравенство, всемирная паутина только усугубила его. «Различия в доступе к технологиям должны вызывать опасения, так как в информационном обществе распространение знания среди различных групп напрямую связано с новыми устанавливающимися формами неравенства, - отмечает автор исследования. - В настоящее время все большее количество сервисов становится доступно онлайн. Соответственно, люди, не использующие интернет, лишены не просто доступа к абстрактной информации, но и к реальным ресурсам».

Кроме того, цифровое неравенство работает по принципу петли обратной связи: например, люди с низким уровнем образования реже пользуются интернетом, что ограни­чивает их возможности в получении хорошего образования. Таким образом, в отличие от других форм, цифровое неравенство вос­производит само себя и является ярким примером эффекта Матфея - образованные и обеспеченные слои населения, имея доступ к интернету, становятся еще успешнее. Тем временем, изначально находящиеся в менее привилегированном положении, исключаются из практик пользования интернетом, что лишает их возможности выйти из данного положения. Ученые замечают, что цифровое неравенство, в отличие от экономического, усугубляет прочие формы неравенства.

Цифровое неравенство определяется как расслоение общества и государств по возможности получать и использовать информацию, передаваемую с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.

Цифровое неравенство понимается автором как следствие экономического и технологического отставания отдельных групп населения, стран и даже целых регионов от прогресса в области образования и инфокоммуникаций, не регулируемого на государственном уровне, на уровне международного сообщества развития информационных процессов. Его можно охарактеризовать следующими положениями:

цифровое неравенство – многокомпонентное целое, оно проявляется в затрудненном доступе к информационно-коммуникационным технологиям; в неготовности пользователей к работе с ними; в ограниченности национальных информационно-функциональных ресурсов; первые две составляющие позволяют представить цифровое неравенство как внутриэкономическое явление, третья – как феномен, существующий между странами;

 цифровое неравенство мешает не только тем, кто оказался во «втором эшелоне», но и самим странам нового информационного порядка в достижении мира и стабильности, укреплении собственной безопасности: информационные технологии делают государства зависимыми от техники и технологий, уязвимыми для внешних воздействий и террористических акций;

 цифровое неравенство одновременно служит полем взаимодействия для сотрудничества государств с различным уровнем информационно-коммуникационной оснащенности;

 цифровое неравенство, однако, не является следствием линейных социальных процессов. Страны с сильной экономикой и развитыми институтами политики и права имеют ограниченные преференции в информационной сфере, тогда как небольшие и даже отсталые государства, которые стали развивать новые технологии, смогли благодаря этому резко вырваться вперед, дать импульс в развитии своим экономикам, повысить благосостояние граждан;

 цифровое неравенство преодолевается с помощью изменения ментальности граждан и социальных институтов, прежде всего, бизнеса; новое образование способствует обращению к возможностям интернета все большего количества людей; активность предпринимателей позволяет добиться прорыва в области освоения мировых рынков информационных технологий: успешное развитие фирм, их партнеров и смежников начинает определять поведение, предпочтения граждан, которые по прошествии короткого времени уже без интернета не представляют себе ни государственного управления, ни системы образования, ни экономики своей страны;

 цифровое неравенство преодолевается и благодаря целенаправленной политике государства; повсеместно сегодня создаются так называемые электронные правительства, под которыми понимаются новые способы взаимодействия граждан и органов управления с помощью информационных технологий.


В условиях интенсификации информационных обменов на внутреннем состоянии отдельных стран сказались и их стартовые возможности в экономике и политике в момент наступления новой, информационной эры, состояние интеллектуального потенциала общества, науки и образования. Большое значение, как выяснилось, имеет характер национальных традиций, в том числе и в такой сфере, как средства массовой информации, в частности то, является тот или иной народ вербальным, для которого традиции устной речи доминирующие, или его культура основана на письменности. Крайне важны были и географические особенности страны, компактность или дисперсность проживания ее населения.

Происходит модернизация международных отношений, в их основу ложится обмен информацией, причем это идет «поверх барьеров»: неконтролируемое виртуальное пространство одинаково доступно любому подключенному к Сети пользователю, вне зависимости от места его нахождения.

Возникновение информационного неравенства, т.е. разделения стран по уровню «информационного развития», связано с тем, что экономика традиционно ориентируется на платежеспособный спрос населения. Сегодня в мире насчитывается около 100 млн. людей, имеющих доход более 20 тыс. долл. США в год. Они и могут воспользоваться всеми благами процесса информатизации, а вот остальная часть населения может из этого процесса выпасть.

 В целом существующее в США цифровое расслоение характеризуется следующим :

 выпускники колледжей или университетов имеют в восемь раз больше компьютеров в домашнем пользовании, чем те, кто окончил только среднюю школу, а среди последних число имеющих доступ в интернет в 16 раз меньше, чем среди первых;

 число семей с высоким уровнем доходов, проживающих в городских регионах и имеющих доступ к интернету, в двадцать раз больше, чем аналогично оснащенных семей в сельских регионах и с низким уровнем доходов;

 дети в белых семьях с низкими доходами в три раз чаще пользуются интернетом по сравнению с аналогичными негритянскими семьями и в четыре раза – по сравнению с семьями латиноамериканского происхождения;

 богатые семьи на тихоокеанском побережье США имеют в 13 раз больше домашних компьютеров, чем бедные негритянские семьи, и в 34 раза чаще пользуются интернетом;

 дети в белых семьях с двумя родителями в два раза чаще пользуются интернетом, чем дети в белых семьях с одним родителем; дети в негритянских семьях с двумя родителями имеют почти в четыре раза больше возможностей доступа в интернет, чем дети из негритянских семей с одним родителем.

Наличие цифрового расслоения приводит к неравенству граждан не только в получении новейших видов услуг, предоставляемых через интернет, но и в реализации конституционного права на равноправный доступ к государственным информационным ресурсам. Озабоченность проблемой цифрового расслоения в США существует на всех уровнях власти, она рассматривается американским правительством и частным сектором экономики как ключевая для будущего страны

В целом, адаптация технологии не происходит однородно в масштабах всей страны. Степень распространенности факсовых аппаратов, к примеру, намного выше в сфере бизнеса, чем в домашних хозяйствах. Факс никогда не конкурировал с телефоном или почтой в домашних коммуникациях, в то время как для бизнеса имеется значительная ценность в мгновенной передаче документов

Существуют и особые, отличные от традиционно рассматриваемых факторы, обусловливающие неравномерность распространения информационно-коммуникационных технологий. В этом убеждают примеры тех стран, которые в экономическом или политическом отношении никогда не были влиятельными на мировой арене и только теперь благодаря освоению рынка информационных технологий стремительно вырвались вперед, стали ведущими поставщиками технологий и «законодателями мод» в установлении нового стиля жизни. Водораздел между теми, кто пользуется и кто не пользуется интернетом, пролег по линии «город – деревня»: российская аудитория интернета в июле–сентябре 2000 года составила 3,1 млн. человек, из них 2,8 млн. – жители крупных и средних городов, в первую очередь Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга

Отдаленные области, малые города и сельская местность были и остаются непривлекательными рынками предоставления услуг доступа в интернет.

Среди российских пользователей интернета, как показали исследования, доминируют мужчины. В Санкт-Петербурге, например, в середине 1997 года они составляли более 80% интернет-аудитории. Сейчас ситуация меняется.

Доступ к интернету открывает не только экономические возможности, но и оказывает все более весомое воздействие на сферу социального развития. Информационные технологии содействуют становлению дистанционного обучения. Интернет-медицина может предоставлять доступ к современной информации в области охраны здоровья врачам и больным в самых отдаленных регионах страны.

Цифровое неравенство влечет за собой явный социальный проигрыш, усугубляет социокультурные различия между людьми, имеющими и не имеющими доступ в интернет. Это неравенство отражает противоречия современной эпохи. Оно имеет материальную основу, которая коренится в экономических отношениях внутри стран и в разрыве между ними на международной арене, оно свидетельствует о культурных различиях, политических дифференциях. Оно отражает и другие стороны бытия, такие как этнические, географические, демографические особенности людей и обществ