Доспехи средневекового рыцаря. Главное, чтобы костюмчик сидел. Средневековые доспехи в западной европе

Кольчуги:

1. Кольчуга. (Германия, XV в.) Длина 73 см, рукава до локтя, диаметр кольца 11 мм проволока 1.6 мм, вес 4.47 кг.

2. Кольчуга. Длина 71 см, рукава до локтя, проволока 0.9 мм (кольца плоские), диаметр кольца 4 мм, вес 8.8 кг.

3. Кольчуга с длинными рукавами. (первая половина XV века, Германия). Длина 68 см, Длина рукава (от подмышки) 60 см, проволока 1 мм (кольца полукруглые), диаметр кольца 11 мм, вес 9.015 кг.

4. Кольчуга с длинными рукавами. (конец XV в.) Длина 71 см, проволока 1 - 1.2 мм (кольца плоские), диаметр кольца 11 - 9.9 мм, вес 7.485 кг.

5. Кольчужные рукава. (XV - XVI вв.) Общая длина 90 см, длина собственно рукава 64 см, кольца диаметром 5.4 мм двух типов: клепаные (проволока 0.9 мм) и штампованные (0.4 мм), вес 1,94 кг.

6. Кольчужные рукава. (XVI в.) Общая длина 60 см, длина собственно рукава 53, кольца диаметром 7 мм, вес 1,57 кг.

7. Кольчужная шапочка (Германия(?) XV в.) Вес 0.59 кг.

Шлемы:

1. Топхельм 1376-1448 гг. Толщина передней пластины 3-3,4 мм, затылочной 2,3-2,7 мм., макушка 1,7-22 мм, вес шлема 6,46 кг.

2. Топхельм ок. 1300 г. Вес 2,45 кг.

3. Топхельм найденный в башне г. Больцано (Bolzano) – Италия ок. 1300г. Высота фронтальной части 29 см; высота тыльной части 21.5 см; по окружности 31х22 см; вес 2.5 кг.

4. Топхельм. Высота (сохранившейся части) 28 см, вес 2,48кг.

5. Топхельм ок. 1300 года. Вес 2,34 кг.

6. Топхельм конец XIV в. Вес 5,15 кг.

7. Топхельм конец XIVвека. Вес 4,5 кг.

8. Топхельм ок. 1350 г. Вес 2,94 кг.

9. Топхельм. Вес 2,625 кг.

10. Топхельм Толщина 3 мм, вес 2,6 кг.

11. Топхельм 1352 г. Высота шлема 35,56 см, вес- 3,6кг.

12. Топхельм ок. 1350 г. Вес 3,75 кг.

13. Барбют, Италия, около 1440 г (коллекция Уоллеса, Лондон, 39) – 2,66 кг.

14. Бацинет хундсгугель. Вес с авентайлом 7.1 кг.

15. Бацинет 14в. Вес 3.37 кг

16. . Бацинет (типа хунсгугель), Эрмитаж: затылок 2.8мм лоб - 3 мм.

17. Барбют, Италия, около 1440 г (коллекция Уоллеса, Лондон, 39) – 2,66 кг.

18. Салад Германия 1480-90гг, Весит около 3.8 кг.

19. Салад Германия Иннсбрук(?), ок. 1490. Высота 26 см. Длина 37 см. Вес 2,65 кг.

20. Салад барона де Кассона. Вес 2.3 кг

21. Салад, Эрмитаж: толщина в макушке 2.1мм, толщина с боку 1.8 мм, бивор 1.5 мм.

22. Салад, Инсбрук, около 1485 г. (Чербург, 62) – 3,33 кг.

23. Венецианский салад, рыцарский зал в Эрмитаже: толщина в макушке 1.9 мм, толщина с боку 1.7 мм.

24. Салад на немецкой пехотной готике рыцарский зал в Эрмитаже: толщина в макушке 1.7 мм, толщина с боку 1.4 мм.

25. Салад (на итальянской готике), музеь Артилерии: толщина в макушке 1.6 мм, толщина с боку 1.4 мм.

26. Германский салад, арсенал Эрмитажа: толщина в макушке 2.2 мм, толщина с боку 1.9 мм.

27. Армэ, Эрмитаж: толщина в макушке 1.9 мм, толщина с боку 1.7мм.

28. Армэ, Эрмитаж: толщина в макушке 2.3 мм, толщина с боку 2 мм.

29. Армэ 1530 - 40 гг, Эрмитаж: толщина в макушке - 2.2 мм, толщина с боку - 2 мм.

30. Армэ, Эрмитаж толщина в макушке 2.3 мм, толщина с боку 1.9мм.

31. Армэ, Эрмитаж толщина в макушке - 1.4 мм, толщина с боку 1.3мм.

32. Армэ миланский, Миссалья вторая половина 15 в., Эрмитаж (сильно побит коррозией, насквозь) толщина в макушке 1.3 мм, толщина с боку 1.2 мм.

33. Армэ в максимилиановском стиле 1530-е годы, аугсбурской работы, частная коллекция: макушка 2мм, нолобная часть 1,7мм, забрало 1,7мм, вес 2.2кг.

34. Армэ, Италия, около 1450 г (коллекция Уоллеса, Лондон, 85) – 3,6 кг.

35. Закрытый шлем, Германия, около 1530 г. (коллекция Уоллеса, Лондон, 245) – 3,13 кг.

36. Морион, Нюрнберг, около,1580 г. (коллекция Уоллеса, Лондон, 778) – 1,79 кг.

Доспехи и их элементы.

1. Гарнитур Томаса Сэквила (Thomas Sackville), лорда Бакхурста Мастер Джэкоб Хальдер, Гринвич, 1590-1600 гг.
Негравированые части (темные на снимке) были выкрашены в пурпурный цвет (сохранился рисунок в "каталоге" оружейника)
Вес: шлем (без буфа) 2.8 кг; буф 1.42 кг; ожерелье 1.7 кг; передняя пластина кирасы 5.38 кг; задняя пластина 4.03 кг; юбка и налядвяники 2.3 кг; наплечник левый 3.7 кг; наплечник правый 3.5 кг; перчатки - 0.705 кг каждая; набедренники с наколенниками 1.2 кг каждый; левый понож и ботинок 1,5 кг; правый понож и ботинок 1.6.
Общий вес 32 кг.
Из турнирных частей к этому доспеху есть только плакат (placate – усиление нагрудника кирассы) весом в 4 кг.

2. Максимилиановский доспех (1540) Общий вес 29 кг.

3. Полные позденеготические доспехи. Южная Германия, 1475-1485 гг.
Вес доспеха всадника 27 кг, плюс 7 кг кольчуги.
Вес конских доспехов (включая бронированое седло 9 кг) 30 кг плюс 3 кг кольчуги. Общий вес 67 кг.

4. Турнирный полудоспех "штехцойг", Ауксбург, ок. 1590 г.
Толшина шлема (спереди у прорези) 13 мм, вес шлема - 8 кг; толшина нагрудника 3 - 7 мм.
Общий вес - 40.9 кг.

5. Турнирный доспех работы мастера Антона Пефенхаузера. Общий вес - 31.06 кг.

6. Боевой доспех работы мастера Антона Пефенхаузера. Общий вес 25.58 кг.

7. Композитный доспех (Германия, Австрия, италия) 1490-1510гг. Вес 24.6 кг.

8. Доспех городской стражи: толщина бригантины 0.5-0.8 мм, шлема 1.2-1.5 мм.

9. Боевые доспехи, Италия, около 1550-1560 гг. (коллекция Уоллеса, Лондон, 737) 20,8 кг.

10. Боевые доспехи, Италия, около 1590 г. (коллекция Уоллеса, Лондон, 434-439) 32,6 кг.

11. Нагрудник для турнирного доспеха 1510-1520 гг. Высота 37.5 cm. Вес 7.8 кг.


12. Пехотный нагрудничек с юбкой Милан 1480г. 35см в ширину, 52.5см в высоту, 17.5см в глубину. Весит 2.835 кг.

13. Налокотник с Родоса 1490-1500гг.Ширина около 12 см в, длина около 14см и глубина 10 см. Вес 170 г

Источники:
www.tgorod.ru

www.holger.sitecity.ru

К.Блэр "Рыцарские доспехи европы" Москва 2006

Кольчуга - это один из древнейших металлических доспехов. Она считалась универсальным средством защиты воина в бою.

Лексическое значение слова "кольчуга"

Следует сказать, что единого подхода к вопросу происхождения термина нет.

При изучении этимологии слова "кольчуга " исследователи обращаются в основном к польским и русским источникам. В первых встречается понятие kolczuga. Соответственно, русское слово "кольчуга " является заимствованием из польского. Согласно еще одной версии, термин происходит от слова "кольцо". Значение слова "кольчуга " в этом случае - "состоящий из колец".

Общие сведения

Во всех районах, где было хорошо развито кузнечное искусство, а железа было достаточно, изготавливались кольчуги. Доспехи использовались римскими легионерами, варварами, европейскими рыцарями. Активно применяли их на Северном Кавказе, в Северной Африке.

В настоящее время в мясной промышленности используются кольчужные рукавицы. Аквалангисты часто надевают титановые кольчуги. Этот элемент экипировки обеспечивает защиту от акул. Во время Первой мировой танкисты носили маски с забралом из металлических колец.

Особенности

Кольчуга - это своего рода металлическая сеть, сплетенная из колец. Она обеспечивала защиту воинов от ударов холодным оружием.

В древности использовались различные виды кольчуг. Это были кольчужные рубахи, которые закрывали только туловище, и полные хауберки, покрывавшие воина с головы и до ног. В любом случае их преимуществами были относительно небольшой вес и простота изготовления.

Для создания кольчуги требовалось железо (несколько килограммов), приспособление для вытяжки проволоки. Разумеется, человек, делавший доспех, должен был быть терпеливым. На создание одной такой рубахи требовалось довольно много времени. Нужно было изготовить кольца, затем скрепить их. Железные кольчуги могли прослужить многие годы. Любое повреждение можно было залатать новыми кольцами довольно быстро.

История

Считается, что доспех "кольчуга" появился приблизительно за 1 тысячу лет до н. э. в Ассирии. Оттуда он распространился почти по всей евразийской территории. Самые ранние находки датируются 4 в. до н. э.

Между тем многие исследователи полагают, что кольчуга, фото которой представлено в статье, стала изготавливаться независимо в Азии и Европе.

В скифских кладбищах первые находки амуниции датируются 5 в. до н. э. Кельтские и этрусские экземпляры созданы примерно в 3 в. до н. э. В Римской империи впервые узнали о возможности защиты кольчугой во время завоевания галлов. Легионеры достаточно быстро переняли технологию изготовления доспеха. До появления огнестрельного оружия кольчуги стали использоваться повсеместно.

С 10 в. распространенность амуниции достигла предела. В этот период появились хауберки. В 13 столетии европейцы иногда усиливали кольчуги нагрудными и наплечными пластинами. Кроме того, стали активно использоваться и другие сплошные металлические элементы защиты (поножи, наручи, набедренники и пр.). Как правило, они дополнялись кольчужными или кожаными вставками.

В 14 веке сплошные латы из стали начали вытеснять кольчугу. Однако полностью не смогли ее заменить ввиду своей дороговизны. При разработке амуниции кольчужные вставки часто использовали вместе с латами. Первые прикрывали промежутки и сочленения в броне. В России слово "кольчуга " использовалось в обиходе вплоть до конца 17 в., на Востоке, Средней Азии и на Кавказе - до начала 19 столетия.

Японское производство

В 14 в. в Стране восходящего солнца был создан совершенно уникальный вид кольчуги. Он отличался особым плетением колец и устройством.

Японцы использовали металлические шайбы, которые дополнительно сплетали сплющенной проволокой, оборачивая ее дважды. Изготовленные таким способом кольца нашивали на ткань. Как правило, использовалось два типа элементов. Более крупные располагались параллельно основе. Их скрепляли более мелкие, часто овальные кольца. Они размещались перпендикулярно поверхности. Большие кольца соединялись друг с другом с помощью шести мелких. Все элементы покрывали лаком, предотвращавшим появление ржавчины.

Японцам классический вариант был неизвестен. В соседнем Китае, с которым была налажена торговля, технология изготовления амуниции держалась в строгом секрете. Впервые о кольчуге японцы узнали от европейских мореплавателей.

Разновидности

В эпоху Средневековья использовалось 3 основных типа кольчуг (на фото видны их различия):

  1. Короткая. Рукава такой рубахи не доставали до локтей. Такой вид амуниции использовали те, кто был не в состоянии приобрести классический вариант. Однако в некоторых случаях короткая кольчужная рубаха выступала в качестве дополнительной защиты.
  2. Длинная с короткими рукавами. Подол мог покрывать ноги полностью или только до колен. При этом внизу рубахи делали разрезы, чтобы воин смог сесть на коня. Такая кольчуга больше была распространена на Востоке. Как правило, ее носили вместе с поножами и наручами.
  3. Длинная с длинными рукавами. Обычно вместе с ней шли кольчужные чулки. В хауберке дополнительно присутствовал капюшон, составлявший с рубахой одно целое. Однако к некоторым моделям он шел отдельно.

В Европе кольчуга дополнялась рукавицами. Они были довольно непопулярны на Востоке, так как в них сложно было стрелять из лука. На Руси по наличию рукавиц определялось умение пользоваться луком. К примеру, если посмотреть на кольчугу богатырей на картине Васнецова, можно заметить, что у Алеши Поповича есть лук, но нет рукавиц, а у Ильи Муромца же рукавицы есть, но лука нет.

В Восточной Европе полностью сохранившиеся экземпляры обнаружены недалеко от Чернигова в Черной могиле. Они датируются 970-ми годами.

Недостатки

Несмотря на то что кольчужная амуниция была очень распространена, она обеспечивала довольно слабую защиту воина. Для изготовления использовалось мягкое железо, поскольку твердая сталь при ударе ломалась.

Доспехи легко можно было проткнуть саблей или копьем, разрубить мечом. При ударе тяжелым оружием, даже в случае сохранения целостности защиты, воин получал смертельное ранение.

Кольчуга не была предназначена для защиты от прямого колющего или рубящего оружия. Она защищала от скользящих или режущих ударов. Для амортизации под нее надевали поддоспешник - ватник, акетон, тегиляй. В Европе рыцари использовали стеганку. Она представляла собой куртку, набитую щетиной, паклей и состоявшую из 8-10 слоев холста.

Не очень хорошо защищала кольчуга от стрел: обычные с легкостью проникали в отверстие, а специальные - с граненым наконечником - пробивали доспех.

Дополнительные элементы

На расстоянии 50 м воин в кольчуге не был защищен. Для повышения безопасности дополнительно к ней носили:

  • Чешую.
  • Ламелляр.
  • Байдану.
  • Куяк.
  • Бригантину.

Поддоспешник

Европейцы использовали для его изготовления простеганное льняное полотно, а на Востоке его делали из войлока. Поддоспешник хорошо смягчал удары. Без кольчуги его использовали простые пехотинцы. Другое название этого элемента - гамбезон. Иногда на него нашивали кусочки кольчуги, как правило, в область подмышек - на самую незащищенную область.

Кольчуга никогда не надевалась без поддоспешника, особенно на голое тело. Во время движения кольца сильно натирали бы кожу, а при ударе впечатывались бы в тело. Кроме того, обычно на них были заусеницы и ржавчина. Воин мог быстро получить заражение крови.

В конце 14 в. стали изготавливаться полные латы. Под них рыцари надевали поддоспесшик и кольчугу. Они обеспечивали защиту щелей. Однако вся амуниция весила очень много. Масса лат достигала 20-30 кг, кольчуга - около десяти. В 15 в. состав доспехов изменился. От полной кольчуги начали отказываться. Вместо этого нашивали ее куски на поддоспешник.

Важный момент

Сегодня в некоторых магазинах можно встретить кольчужное белье. Стоит сказать, что выполнено оно из легкого и мягкого материала, подвергнутого специальной обработке. Тем не менее оно не предназначено для постоянного ношения.

Характеристика некоторых моделей

Часто воины использовали байдану. Она представляла собой кольчугу, выполненную из плоских и широких колец. Байдана лучше защищала от сабель, но хуже - от колющего оружия.

Юшман и бахтерец - кольчуги с металлическими пластинами на спине и груди. В последней вставки мелкие и узкие, они располагаются вертикальными рядами. При этом верхние элементы накладываются на нижние. В юшмане полосы больше и не нахлестываются друг на друга.

Колонтарь - кольчуга, похожая на юшман. В нем также вставлены металлические пластины на спине и груди. В юшмане не предусматривались рукава.

Мифы фэнтези

Во многих играх и книгах можно встретить понятие chainmail. Оно используется для обозначения кольчуги. Разбор слова по составу , однако, явно указывает на тавтологию. Достаточно использовать только термин mail. В переводе с английского его значение - кольчуга . Соответственно, понятие chain уже лишнее.

Вероятно, авторы игр были введены в заблуждение другим термином splint mail. Это понятие можно примерно перевести как "дощатая кольчуга". Состав слов позволяет использовать для перевода русский термин "бахтерец".

Защита головы и шеи

Кольчуга надевалась не только на туловище. В Западной Европе применяли специальные капюшоны, обеспечивавшие защиту шеи и головы. На них часто надевали горшковый шлем. К коническим головным уборам присоединяли бармицу. Она прикреплялась к краям шлема. Часто она защищала не только шею воина, но и его лицо.

На территории Восточной Европы использовали мисюрку. Она представляла собой облегченный шлем с бармицей, закрепленной на выпуклом металлическом диске. По своей форме он напоминал еврейскую кипу и обеспечивал защиту только верхней части черепа.

Защита других частей тела

Как выше говорилось, в состав амуниции воина входили рукавицы. Они не были полностью кольчужными. Их изготавливали из прочной ткани либо кожи. Кольчугу нашивали сверху. Кольца на ладони мешали держать оружие.

Западноевропейские рыцари в 11-13 вв. использовали кольчужные чулки для ног. Они назывались "шоссы" и доходили до середины бедра.

Изготовление

Только самые первые варианты кольчуг состояли из сведенных колец. Концы проволоки, из которой делали кольцо, не скреплялись.

Впоследствии начали заклепывать или сваривать элементы. При этом в последнем случае они соединялись друг с другом с помощью заклепанных колец. Однако были и такие кольчуги, в которых все элементы являлись сварными.

Самой простой схемой плетения была "4 в 1". В этом случае кольцо соединяли с четырьмя соседними. Однако такая схема плетения не обеспечивала нужной защиты, поэтому ее усложнили. Стали использовать варианты "6 или 8 в 1" либо "8 в 2".

С увеличением защитных свойств, однако, повышался вес амуниции. Кроме того, для изготовления более сложного сплетения требовалось больше времени. В итоге повышалась конечная стоимость доспеха. Достаточную прочность при простом сплетении получали индийские мастера.

Перед тем , изготавливали проволоку. Было распространено два метода. В первом случае кузнецу нужно было ковать прут примерно до нужного размера. Второй метод был более трудоемким, однако проволока получалась более качественной. Кузнецу нужно было протянуть тонкую часть прута сквозь металлический конус для уменьшения диаметра, удлинения и придания ему круглой формы. Эта процедура совершалась несколько раз до достижения требуемой толщины.

При изготовлении доспехов использовались также бесшовные кольца. Их вырубали из металлических листов. Сварка в основном использовалась в неевропейских странах, в частности, в Индии.

Стоит сказать, что в Средневековье до самого Возрождения европейцы изготавливали кольца не из проволоки. Каждый элемент ковали индивидуально. Дело в том, что в Темные века технология волочения прутьев была утеряна.

Основные параметры

Ими являются внутренний диаметр колец и сечение проволоки. Разумеется, необходимо было, чтобы первый параметр был больше второго. В противном случае воину было бы неудобно двигаться. Вместе с тем, если внутренний диаметр очень большой, доспех не обеспечивал вообще никакой защиты.

Как правило, внутренний размер был больше сечения проволоки в 5 р. В среднем диаметр был около сантиметра. На практике проверка качества кольчуги была довольно простой. Если большой палец проходил в кольцо, то изделие использовать в бою нельзя.

Материалы

В первую очередь, нужна проволока. Если брать стальные пруты, то их потребуется 7-8 кг на одно изделие. Кроме того, необходимы стержень определенного диаметра и деревянные бруски.

Изготовить кольца с внутренним размером 6 мм можно из прута сечением 1,2 мм. Для элементов большей величины нужно брать проволоку потолще. Стоит сказать, что на Руси кольчуги делали и из колец различного диаметра.

Мастера половину элементов наглухо сваривали, а оставшиеся подвергали дополнительной обработке. Кузнецы немного расплющивали концы отрезков и пробивали в каждом небольшое отверстие. После этого делали очень маленькие заклепки (порядка 2 мм). Каждый разомкнутый элемент продевали в 4 сплошных. Концы после этого сводили, в отверстие вставляли заклепку, которую расклепывали молотком. В результате получали один сварочный и один склепанный ряд.

В кольчуге насчитывалось, как правило, не менее 15 тысяч элементов. В некоторых случаях их число превышало и 20 тысяч. Зависело количество от размера, длины защитной рубахи, а также параметров самих колец. Разумеется, разной была и масса. Первые варианты кольчуг весили около 12-16 кг, а более поздние - не больше 9 кг.

Достоинства

Недооценивать кольчужные доспехи не стоит. Они прекрасно защищали воина от стрел на излете и скользящих ударов. Проткнуть копьем или разрубить мечом ее было довольно сложно, в особенности если воин активно сопротивляется. Разумеется, от пули кольчуга не защитит.

Немаловажным достоинством защиты можно назвать и то, что она практически не сковывает движения воина. Если кольчуга сделана по размеру, то человек может даже кувыркаться в ней, прыгать и пр. Она не будет мешать стрельбе из лука. В ней даже можно спать. Снять и надеть защиту можно очень быстро. Для этого посторонняя помощь не требуется. Кроме того, в сложенном виде она умещается во вьючном мешке и много места не занимает.

Поддоспешник, в свою очередь, может использоваться как повседневная одежда. Он прекрасно защищает от холода.

Вес кольчуги небольшой по сравнению с латами, однако распределен он довольно неравномерно. Основное давление приходится на плечи воина.

Очень просто починить кольчугу. Достаточно заменить потерянные или поврежденные элементы. Если же кузнеца нет, то можно затянуть отверстие кожаным ремнем. Если же помять латы, то помощь кузнеца необходима. Без него починить доспехи невозможно.

Если убрать или добавить несколько рядов колец, кольчугу может носить и другой человек.

Дополнительные сведения

Стоит сказать, что даже самые лучшие кольчуги, изготовленные из высококачественной стали по последним технологиям прошлых веков, не спасали, да и не должны были защищать, от выстрелов и сильных ударов оружием в упор. От воздействия тупыми предметами воина защищала не столько кольчуга, сколько поддоспешник. При этом от рубящих и режущих ударов спастись можно было, а вот от дробящих и колющих - нет.

О недостаточно высоких защитных свойствах кольчуги свидетельствует тот факт, что до тех пор, пока она являлась основным видом доспеха до 14 в., рыцари использовали преимущественно универсальные орудия боя. Ими, в частности, были палицы, мечи, топоры. После появления и активного распространения лат стали применять вооружение, предназначенное для разрушения доспехов. В их число входят, например, клевцы и чеканы, кончары, Соответственно, против легковооруженного противника такое оружие было менее эффективным.

Есть у кольчуги ряд специфических недостатков. В первую очередь, металл подвержен коррозии. Кольца очень сложно очистить от ржавчины. Особенно это проблематично в полевых условиях. Для очищения кольчугу обычно помещали в бочонок с песком и катали в нем некоторое время.

Еще одним минусом является грохот колец при ходьбе. Воинам в кольчугах было сложно подобраться к противникам незамеченными. Для уменьшения шума использовалась смазка. Однако и она не устраняла звук полностью.

Несмотря на сравнительно небольшой вес, кольчуга все-таки была тяжелой. К общей массе прибавлялся вес поддоспешника, оружия. Летом в жаркую погоду после нескольких дней носки амуниция приобретала стойкий неприятный запах.

Заключение

В древности проблема защиты воинов от стрел и ударов стояла довольно остро. Дело в том, что в прежние времена шла активная борьба за территории. Особенно частыми были набеги на Русь со стороны кочевых племен.

При создании защиты учитывалась необходимость обеспечения свободного движения воина, в том числе и в седле. Кольчуга была самым оптимальным вариантом в то время. Она была гибкой, мягкой, нетяжелой. Кузнецы постоянно совершенствовали доспехи, добавляли в них новые элементы, изменяли технологию изготовления.

Даже с появлением тяжелых лат кольчугу продолжали повсеместно активно использовать. Она делала доспехи подвижными, гибкими без ущерба для их защитных свойств. Безусловно, с появлением новых видов оружия кольчуга постепенно стала терять свое значение. Однако она была довольно долго распространена в Европе и восточных странах. Более того, ее постоянно совершенствовали. Активно использовалась амуниция кочевыми народами. Они были постоянно в движении и нуждались в легкой и мобильной защите. Кольчуга подходила для этого как нельзя лучше.

Показательным примером достоинств кольчуги является Ледовое побоище. Тяжелые рыцари, закованные в тяжелые латы, не смогли быстро двигаться по льду. оказались более мобильными.

Ученым стало интересно, сколько энергии тратит человек, облаченный в западноевропейские рыцарские доспехи. Современные любители реконструкции исторических баталий облачаются в более легкие латы, чем воины, которые носили их в XV столетии. Сплошные сочлененные доспехи производили только в Европе, так сказать, на собственные нужды, потому что сражались в таком облачении тоже только в Европе. В Азии оно изредка встречалось только у турецких сипахов.

На одном из фестивалей "Перекресток времен", посвященный Дню крещения Руси, который проходил в формате рыцарского турнира в импровизированных поединках и массовых сражениях участвовали мужчины, облаченные в рыцарские костюмы различных эпох. Весят современные доспехи от 10 до 30 килограммов. Когда столбик термометра превышает 30-градусную отметку сражаться при такой экипировке совсем непросто. Средневековым воинам приходилось и того хуже - в XV столетии вес рыцарских доспехов колебался от 30 до 50 килограммов.

Исследователи из Университета Лидса установили, что двигаться в доспехах вдвое тяжелее, чем без них. Как сообщает веб-журнал, освещающий вопросы биологии, Proceedings of the Royal Society B, участвующие в эксперименте добровольцы надевали рыцарские доспехи и становились на беговую дорожку. К ним прикрепляли датчики, чтобы фиксировать выдыхаемый воздух, частоту пульса, кровяное давление и другие физиологические параметры в то время, когда испытуемые шли пешим шагом или бежали.


Эксперимент показал, что ходьба в доспехах расходует в 2,1-2,3 раза больше энергии, чем без них. Во время бега этот показатель увеличивался в 1,9 раза. Исследователи также установили, что расход энергии при ношении доспехов выше, чем при передвижении с равным по массе грузом на руках. Это связано с преодолением сопротивления доспехов при движении конечностей.

Ответить на простой вопрос, сколько в среднем весили рыцарские доспехи, не так просто. Вся проблема заключается в эволюции, которую претерпевало это воинское облачение. Непосредственными предшественниками западноевропейских рыцарей были тяжеловооруженные конники - катафракты (в переводе: "забронированные" или "одетые в железо"). В поздней Античности и раннем Средневековье они входили в состав иранских, позднеримских и византийских войск. Соответственно, прообразом для рыцарских доспехов служило защитное облачение катафрактов.


С первой половины XII века широкое распространение получает кольчуга, сплетенная из стальных колец (иногда в два-три слоя). Кольчуга просуществовала до середины XIV века.


В следующем столетии появились латы, защищавшие наиболее уязвимые места. Кроме того, кольчуга уже не могла защитить от появившейся в военном деле новинки - огнестрельного оружия.

Английские доспехи 14 века







Отдельные детали рыцарских доспехов соединялись между собой на заклепках, а части скреплялись ремешками и пряжками. Общее количество деталей западноевропейского рыцарского облачения порой достигало двухсот, а их общий вес мог составлять 55 килограммов.

Русские ратники, большей частью сражавшиеся со степными кочевниками, облачались в более легкую броню, которая весила примерно столько же, сколько средняя нагрузка современного десантника, то есть около 20-35 килограммов.


Доспехи XV века надежно защищали от поражения стрелами из лука, выдерживали удары арбалетных болтов и аркебузных пуль, выпущенных с расстояния 25-30 метров. Их не могли пробить ни дротики, ни копья, ни даже мечи, за исключением более тяжелых двуручных мечей.

Английские доспехи 15 века


Во второй половине XV века искусство ковки рыцарских доспехов достигает своего наивысшего развития, не только с технологической точки зрения, но и с художественной. Рыцарские доспехи для знати оформлялись очень богато: они покрывались чернью (специальным сплавом серебра, свинца и серы), на них наносилась таушировка (инкрустация металлом по металлу) или делалась всечка (заполнение специально сделанных в доспехах "канавок" цветным металлом - золотом, серебром, алюминием). Использовались также глубокая чеканка и воронение, то есть получение на поверхности стали окислов железа.


Причем последнее применялось не только в декоративных целях, но и в прагматических, так как способствовало уменьшению коррозии металла. Также употреблялся такой способ декоративного оформления доспехов, как наводка золотом, или золочение. Чтобы покрыть воинское облачение слоем этого драгметалла, золото предварительно растворяли в ртути и перемешивали графитовым стержнем до полного растворения. Полученную амальгаму выливали в воду и остужали, после чего наносили на подготовленное изделие. Наиболее красивым считалось "обмундирование" итальянских рыцарей.

Максимилиановский доспех

В XVI столетии появляется новый "фасон" рыцарских доспехов, которые в отличие от готических стали называться максимилиановскими, в честь императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга (1459-1519), прозванного "последним рыцарем". Впрочем, в немецком языке для их названия существует другой эквивалент - Riefelharnisch, а по-английски их тоже не всегда называют Maximilian armour, а fluted armor.

Доспех представлял собой сложное механическое сооружение, состоявшее из более чем двухсот отдельных частей, изготовленных индивидуально для конкретного лица. Для его ношения требовалась хорошая физическая подготовка, поскольку его вес без вооружения составлял не менее трех пудов (пятидесяти килограммов).


Основная часть максимилиановского доспеха - бармица, пластина с вырезом для шеи, она предназначалась для защиты ключицы и плеч. К ней крепились остальные части доспеха. Грудь и спину рыцаря защищали латы, состоявшие из двух половин. Спереди для большей надежности на латы надевался набрюшник. Его изготавливали из набора металлических пластин, соединенных шарнирами. Верхнюю часть лат усиливали оплечья, к которым прикрепляли наручи. Они состояли из двух частей, соединенных шарнирным налокотником, который позволял рыцарю сгибать руку. А ременный или пружинный механизм, соединяющий латы и оплечья, обеспечивал свободное движение рук.


Но и это еще не все. К верхней части бармицы прикреплялась специальная горловая пластина и затыльник, защищавший шею от рубящего удара сзади.

На горловую пластину опиралась нижняя часть шлема, защищавшая подбородок и нижнюю часть лица. Верхняя ого часть изнутри обивалась мягкой кожей и свободно лежала на голове рыцаря. Только при опущенном забрале части шлема соединялись в единую жесткую конструкцию.


Ноги рыцаря защищали стальные набедренники, к которым прикреплялись шарнирные наколенники. Голени прикрывались специальными поножами, состоявшими из передней и задней половины.

Не только внутренность шлема, но и поверхность доспехов обтягивалась кожей, а в местах возможных ударов под кожу вставлялись войлочные или шерстяные пластины. Снаружи максимилиановский доспех украшали разнообразными узорами и гравировкой.

Чтобы металлический доспех не натирал тело, рыцарь надевал под него гамбизон - тонкое стеганое одеяние, состоявшее из короткой куртки и штанов. После появления облегченных турнирных доспехов гамбизон перестали применять, заменив его кожаным камзолом и лосинами.

Облаченный в максимилиановский доспех рыцарь практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В боевой обстановке его постоянно сопровождал оруженосец. Он подавал необходимое оружие и помогал рыцарю сойти с коня.


Для доспехов были разработаны особые рецепты стали. Благодаря специальной закалке они защищали практически от всех видов метательного и режущего оружия. Изготовление доспехов было делом долгим и трудным, поскольку все детали выгибались вручную методом холодной ковки.

Любопытно, но жесткие металлические доспехи получили распространение только в Европе. В странах Востока максимилиановский доспех заменяла длинная металлическая кольчуга, к которой со стороны спины и груди крепились металлические пластины - зерцала.

Использование кольчуги объяснялось тем, что основным родом войск на Востоке была кавалерия, успешность действий которой обеспечивали скорость и маневренность. Но трудно даже даже вообразить, как можно было бы произвести кавалерийскую атаку, если бы в ней участвовали лошади, до предела нагруженные металлом.

турецкие доспехи


русские доспехи

В среднем вес рыцарского доспеха достигал 22,7-29,5 килограмма; шлема - от 2,3 до 5,5 килограмма; кольчуги под доспехом - около семи килограммов; щита - 4,5 килограмма. Общий вес рыцарских лат мог приближаться к 36,5-46,5 килограмма. Выбитые из седла витязи, уже не могли самостоятельно сесть на коня. Для пешего боя пользовались специальным доспехом со стальной юбкой вместо поножей и сапог.

http://funik.ru/post/86053-ger...

СКОЛЬКО ВЕСИЛ РЫЦАРЬ?
Историки и исследователи средних веков И.Фляде и Г.Ленц пишут, что слово “рыцарь” произошло от немецкого “риттер”, а оно в свою очередь, от слова “райтер”, т.е. “всадник”. Этот всадник в полном снаряжении весил… 170 кг!
В XI-XVI веках латные турнирные доспехи, - а турнирные были более массивными, чем боевые, - весили около 40 кг. Боевые, миланской работы, состоявшие из 6 частей - около 30 кг. Все прочее вооружение, вместе с копьем - максимум 20 кг. Что можно сказать о конской броне? Сохранившиеся в музеях мира экземпляры польской и немецкой брони, включавшие в себя нагрудник, накрупник, пластины, защищавшие глаза и шею, весят около 20 кг.

Так что, если сложить все приведенные выше цифры, получится 65-70 кг. Плюс вес массивного седла - 15 кг. Если предположить, что рыцарь весил 80-90 кг, то в итоге имеем 160-170 кг. Именно такой вес несла на себе рыцарская лошадь.

Кони, на которых рыцари вели сражения или выступали на турнирах, своим видом напоминали сегодняшних тяжеловозов, и были совсем не похожи на кавалерийских лошадей более поздних времен.

Рыцарских лошадей разводили в специальных конюшнях, которыми заведовали маршалы. Это был придворный чин, который лишь с XVII века стал воинским званием. Хорошая сильная лошадь стоила целой деревни со 100 крестьянами, а боевые рыцарские доспехи с вооружением стоили столько же, сколько 2-3 лошади, а то и больше. В Будапеште в рыцарском зале Королевского музея выставлены образцы рыцарского оружия. Например, чешская боевая секира XIV века имеет в длину всего 114 см, но поднять и удержать ее над головой может далеко не каждый мужчина. Двуручный меч немецкого рыцаря XV века, т.н. “распятие Христово”, весит 16,6 кг и имеет длину 170 см. В поход рыцарь отправлялся не один. За ним следовали оруженосец (он и вез двуручный меч, привязанный к коню), два лучника, пеший копейщик и два слуги. Этот отряд назывался “копьем”. Крупный рыцарский замок мог выставить до 10 и более таких “копий”.

КАКОЙ СИЛОЙ ОБЛАДАЛ РЫЦАРЬ?

Судя по летописям и хроникам тех времен - очень немалой. Например, Чезаре Борджиа (сын Папы Римского Александра II) мог ударом меча отрубить голову быку, а ударом кулака опрокинуть лошадь. Польский рыцарь Завиша Парный, герой Грюнвальдской битвы 1410 года, мог выжать рукой сок из ветви дуба, метнуть копье на расстояние 70 метров, перепрыгнуть через лошадь, будучи в легких доспехах. Немецкий рыцарь Конрад фон Своген, согласно хронике XVI века, обороняя свой замок, в течение двух часов без перерыва разил нападавших громадным двуручным мечом, уложив при этом 19 человек. Правитель Цимисхий в полном вооружении, опираясь на копье, мог перепрыгнуть через четырех лошадей, поставленных бок-о-бок, а также поднимал лошадь на плечи и пробегал с ней до 50 метров.

В Лувре находится копье известного французского рыцаря XIV века Мориса де Жийома, которым он, согласно преданию, в боях с англичанами уничтожил за 10 лет 176 человек. Копье весит 19 кг и имеет в диаметре 7 сантиметров. Русский князь Боброк мог татарской саблей разрубить пополам лошадь. Искусный средневековый английский лучник мог из боевого лука (170 см длины) ярдовой стрелой (91 см) с 300 метров пробить рыцарские доспехи. Сарацинский предводитель и талантливый военачальник Салах-Ад-Дин (Саладдин) бился двумя дамасскими саблями одновременно, и однажды в бою с крестоносцами изрубил 9 рыцарей в доспехах, рассекая их от ключицы до бедра.

Вот такие были раньше славные рыцари!

КАК РЫЦАРИ СРАЖАЛИСЬ?

Всегда - верхом. Пешими рыцари бились только на поединках “на утоптанной земле” или на ристалищах: один на один либо группа на группу. У крестоносцев излюбленным построением перед боем был клин, или “свинья”, как его называли славянские воины. Острие клина составляли от 5 до 35 рыцарей, каждый следующий ряд увеличивался на 5-10 человек. В каждом клине было от 200 до 350 всадников. В крупных сражениях крестоносцы образовывали 9 клиньев, которые составляли три боевые линии. Вот как описывал рыцарей XIV века Генрих Сенкевич: “Ну, и храбрецы немцы! Пригнется рыцарь к луке седла, наставит копье и перед битвой один ринется на целое войско, как ястреб на стадо. Какие рыцари лучше всех? Из луков и самострелов лучше всех стреляют англичане и шотландцы, они панцирь с человеком внутри навылет пробивают, а в голубя попадут за сто шагов. Чехи и сербы страх как секирами рубятся. Что до двуручного меча, так тут немец никому не уступит. Швейцарец железным чеканом легко расколет шлем; но нет лучше рыцаря, чем из французской земли. Этот бьется и конный и пеший, на копьях, на мечах или на секирах”.

«О, рыцари, вставайте, настал деяний час!
Щиты, стальные шлемы и латы есть у вас.
Готов за веру биться ваш посвященный меч.
Дай сил и мне, о боже, для новых славных сеч.

Богатую добычу я, нищий, там возьму.
Мне золото не нужно и земли ни к чему,
Но, может быть, я буду, певец, наставник, воин,
Небесного блаженства навеки удостоен»
(Вальтер фон дер Фогельвейде. Перевод В. Левика)

На сайте ВО было опубликовано уже достаточное количество статей, посвященных теме рыцарского вооружения и, в частности, рыцарским доспехам. Однако тема эта настолько интересная, что углубляться в нее можно еще очень долго. Причина очередного к ней обращения - банальный… вес. Вес доспехов и . Увы, недавно опять спрашивал студентов о том, сколько весит рыцарский меч, и получил следующий набор цифр: 5, 10 и 15 килограммов. Кольчугу в 16 кг они посчитали очень легкой, хотя и не все, а вес латного доспеха в 20 с небольшим кило просто смешным.

Фигуры рыцаря и коня в полном защитном снаряжении. Традиционно рыцарей себе представляли именно такими – «закованными в латы». (Кливлендский музей искусств)

На ВО, естественно, «дела с весом» из-за регулярных публикаций на эту тему обстоят много лучше. Однако мнение о непомерной тяжести «рыцарского костюма» классического типа не изжито до сих пор и здесь. Поэтому есть смысл к этой теме вернуться и рассмотреть ее на конкретных примерах.


Западноевропейская кольчуга (хауберк) 1400 – 1460 гг. Вес 10.47 кг. (Кливлендский музей искусств)

Начнем с того, что британские историки вооружения создали очень разумную и четкую классификацию доспехов по их специфическим характеристикам и в итоге поделили все Средневековье, ориентируясь, естественно, по доступным источникам, на три эпохи: «эпоху кольчуги», «эпоху смешанного кольчужно-пластинчатого защитного вооружения» и «эпоху цельнокованых доспехов». Все три эпохи вместе составляют период с 1066 по 1700 год. Соответственно первая эпоха имеет рамки 1066 – 1250, вторая – эпоха кольчужно-пластинчатой брони – 1250 – 1330. А вот дальше так: выделяется ранний этап в развитии рыцарских пластинчатых доспехов (1330 – 1410), «великий период» в истории рыцарей в «белых доспехах» (1410 – 1500) и эпоха заката рыцарских доспехов (1500 – 1700 гг.).


Кольчуга вместе со шлемом и бармицей (авентайл) ХIII – XIV вв. (Королевский Арсенал, Лидс)

В годы «замечательного советского образования» о такой периодизации у нас и слыхом не слыхали. Зато в школьном учебнике «История средних веков» для VΙ класса в течение многих лет с некоторыми перепевами можно было прочитать следующее:
«Нелегко было одолеть крестьянам даже одного феодала. Конный воин – рыцарь – был вооружен тяжелым мечом и длинным копьем. Большим щитом он мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга – рубашка, сплетенная из железных колец. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из железных пластин.


Классические рыцарские латы, о которых в учебниках для школы и вузов чаще всего и шла речь. Перед нами итальянские доспехи XV в., реставрированные в XIX в. Рост 170.2 см. Вес 26.10 кг. Вес шлема 2850 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые так же были защищены доспехами. Вооружение рыцаря было очень тяжелым: оно весило до 50 килограммов. Поэтому воин был неповоротлив и неуклюж. Если всадника сбрасывали с коня, он не мог подняться без посторонней помощи и обычно попадал в плен. Чтобы сражаться на коне в тяжелых доспехах, нужна была долгая выучка, феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании, метании копья.


Германские латы 1535 г. Предположительно из Брунсвика. Вес 27.85 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Боевой конь и рыцарское вооружение стоили очень дорого: за все это нужно было отдать целое стадо – 45 коров! Нести рыцарскую службу мог землевладелец, на которого работали крестьяне. Поэтому военное дело стало занятием почти исключительно феодалов» (Агибалова, Е.В. История средних веков: Учебник для 6-го класса/Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.: Просвещение, 1969. С.33; Голин, Э.М. История средних веков: Учебное пособие для 6 класса вечерней (сменной) школы / Э.М. Голин, В.Л. Кузьменко, М.Я. Лойберг. М.: Просвещение, 1965. С. 31-32.)


Рыцарь в доспехах и конь в конских латах. Работа мастера Кунца Лохнера. Нюрнберг, Германия 1510 – 1567 гг. Датируется 1548 г. Общий вес снаряжения всадника вместе с конскими доспехами и седлом 41.73 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Только лишь в 3-м издании учебника «История средних веков» для VΙ класса средней школы В.А. Ведюшкина, вышедшем в 2002 г., описание рыцарского вооружения стало несколько по-настоящему продуманным и соответствующим вышеназванной периодизации, используемой сегодня историками всего мира: «Сначала рыцаря защищали щит, шлем и кольчуга. Затем наиболее ранимые части тела стали прятать за металлическими пластинами, а с ХΙV века кольчуга окончательно сменяется сплошным доспехом. Боевой доспех весил до 30 кг, поэтому для сражения рыцари выбирали выносливых коней, так же защищенных доспехами».


Доспех императора Фердинанда I (1503–1564) Оружейник Кунц Лохнер. Германия, Нюрнберг 1510 – 1567 гг. Датируется 1549 г. Рост 170.2 см. Вес 24 кг.

То есть в первом случае умышленно или по невежеству доспехи по эпохам разделялись упрощенно, при этом вес в 50 кг приписывался как доспехам «эпохи кольчуги», так и «эпохе цельнометаллических доспехов» без разделения на собственно доспехи рыцаря и доспехи его коня. То есть, судя по тексту, нашим детям предлагалась информация о том, что «воин был неповоротлив и неуклюж». По сути, первыми статьями о том, что это на самом деле не так, стали публикации В.П. Горелика в журналах «Вокруг света» в 1975 году, однако в учебники для советской школы эта информация в то время так и не попала. Причина понятна. На чем угодно, на каких угодно примерах показать превосходство военного дела русских воинов над «псами-рыцарями»! К сожалению, инертность мышления и не слишком-то уж большая значимость данной информации затрудняют распространение информации, соответствующей данным науки.


Доспешный гарнитур 1549 г., принадлежавший императору Максимилиану II. (Коллекция Уоллеса) Как видите, вариант на фото представляет собой турнирные доспехи, поскольку на них присутствует грангарда. Однако ее можно было снять и тогда доспехи становились боевыми. Этим достигалась немалая экономия.

Тем не менее положения школьного учебника В.А. Ведюшкина полностью соответствуют действительности. Более того, информация о весе доспехов, ну, скажем, из Метрополитен-музей в Нью-Йорке (как и из других музеев, включая и наш Эрмитаж в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде) была доступна очень давно, однако в учебники Агибалова и Донской почему-то так в свое время и не попала. Впрочем, почему как раз понятно. Ведь у нас же было лучшее образование в мире. Впрочем, это частный случай, хотя и достаточно показательный. Получалось, что были кольчуги, потом – р-р-раз и вот уже латы. Между тем процесс их появления был более чем длительным. Например, лишь около 1350 года отмечалось появление так называемой «металлической груди» с цепями (от одной до четырех), которые шли к кинжалу, мечу и щиту, а иногда на цепь прикрепляли и шлем. Шлемы в это время еще не соединялись с защитными пластинами на груди, но зато под ними носили кольчужные капюшоны, имевшие широкое оплечье. Около 1360 года у лат появились застежки; в 1370 году рыцари уже практически полностью оделись в железные латы, а кольчужную ткань использовали в качестве основы. Появились и первые бригандины – кафтаны, и подбоем из металлических пластинок. Их использовали и как самостоятельный вид защитной одежды, и носили вместе с кольчугой, причем как на Западе, так и на Востоке.


Рыцарский доспех с бригандиной поверх кольчуги и шлемом бацинет. Около 1400–1450 гг. Италия. Вес 18.6 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

С 1385 года бедра стали закрывать латами из сочлененных полос металла. В 1410 году доспехи с полным прикрытием из пластин для всех частей тела распространились по Европе повсеместно, но кольчужное прикрытие горла все еще применялось; в 1430 году на налокотниках и наколенниках появились первые выемки-желобки, а уже к 1450 году латы из листов кованной стали достигли своего совершенства. Начиная с 1475 года, желобки на них приобретают все большую популярность, пока полностью рифленые или же так называемые «максимилиановские доспехи», авторство которых приписывается императору Священной Римской империи Максимилиану I, не становятся мерилом мастерства их изготовителя и состоятельности их владельцев. В дальнейшем рыцарские латы вновь сделались гладкими – на их форму повлияла мода, но навыки, достигнутые в мастерстве их отделки, продолжали развиваться. В броне теперь сражались не только люди. Ее получили и кони, в результате рыцарь с конем превратился в нечто вроде настоящей статуи из полированного и сверкающего на солнце металла!


Еще один «максимилиановский» доспех из Нюрнберга 1525 – 1530 гг. Принадлежал герцогу Ульриху – сыну Генриха Вюрттембергского (1487 – 1550). (Музей истории искусств, Вена)

Хотя… хотя и модники, и новаторы, «бегущие впереди паровоза», тоже были всегда. Например, известно, что в 1410 году некий английский рыцарь по имени Джон де Фиарлес выплатил бургундским оружейникам 1727 фунтов стерлингов за изготовленные ему доспехи, меч и кинжал, которые он приказал украсить жемчугом и… бриллиантами (!) – роскошь, не только неслыханная по тому времени, но даже для него совсем и не характерная.


Полевые доспехи сэра Джона Скудамора (1541 или 1542–1623). Оружейник Якоб Jacob Халдер (Мастерская в Гринвиче 1558–1608) Около 1587 г., реставрированы в 1915 г. Вес 31.07 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Каждая деталь латного доспеха получила свое название. Например, пластины для бедер получила название кюисс (cuisses), наколенники – полены (poleyns), жамберы (jambers) – для голеней и сабатоны (sabatons) для ступней. Горжет или бевор (gorgets, или bevors), защищали горло и шею, куттеры (couters) – локти, э(с)паулеры, или полдроны (espaudlers, или pauldrons), – плечи, рер(е)брасы (rerebraces) – предплечье, вамбрасы (vambraces) – часть руки вниз от локтя, и гант(е)леты (gantelets) – это «латные перчатки» – защищали кисти рук. К полному набору доспехов принадлежал также и шлем и, по крайней мере, сначала – щит, который впоследствии перестал применяться на поле боя примерно уже к середине XV столетия.


Доспех Генри Герберта (1534–1601), Второго графа Пемброка. Изготовлены около 1585 – 1586 гг. в оружейной мастерской Гринвича (1511 – 1640). Вес 27.24 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Что до количества деталей в «белых доспехах», то в латах середины ХV века их общее число могло достигать 200 единиц, а с учетом всех пряжек и гвоздей, вместе с крючками и различными винтами, то даже и до 1000. Вес доспехов составлял 20 – 24 кг, и по телу рыцаря он распределялся равномерно, в отличие от кольчуги, которая давила человеку на плечи. Так что «никакого крана, чтобы посадить такого всадника в его седло, вовсе не требовалось. А сбитый с коня на землю он вовсе не походил на беспомощного жука». Но рыцарь тех лет – это и не гора из мяса и мускулов, и он отнюдь не полагался лишь только на одну грубую силу и звериную свирепость. И если мы обратим внимание на то, как описываются рыцари в средневековых произведениях, то увидим, что очень часто они обладали хрупким (!) и изящным телосложением, и при этом обладали гибкостью, развитой мускулатурой, и были крепкими и весьма проворными, даже будучи одетыми в латы, с отлично развитой мышечной реакцией.


Турнирные доспехи, изготовленные Антоном Пеффенхаузером около 1580 г. (Германия, Аугсбург, 1525–1603) Высота 174.6 см); ширина в плечах 45.72 см; вес 36.8 кг. Следует отметить, что турнирные доспехи обычно всегда были тяжелее боевых. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В последние годы ХV века рыцарское вооружение стало предметом особой заботы европейских государей, и, в частности, императора Максимилиана I (1493 – 1519), которому приписывается создание рыцарского доспеха с желобками по всей их поверхности, в итоге названного «максимилиановским». Его без особых изменений использовали и в XVI столетии, когда потребовались новые усовершенствования, вызванные непрекращающимся развитием стрелкового оружия.

Теперь совсем немного о мечах, потому что если писать о них подробно, то они заслуживают отдельной темы. Дж. Клементс – известный британский специалист по холодному оружию Средних веков, считает, что именно появление многослойного комбинированного доспеха (например, на эффигии Джона де Креке мы видим целых четыре слоя защитной одежды) привело к появляются «меча в полторы руки». Ну, а клинки у таких мечей колебались от 101 до 121 см, а вес от 1,2 до 1,5 кг. Причем известны клинки для рубящих и колющих ударов, так и уже чисто для колющих. Он отмечает, что такие мечи всадники использовали вплоть до 1500 года, причем особенно популярны они были в Италии и Германии, где получили названия Reitschwert (всаднический) или рыцарский меч. В XVI веке появились и мечи, имеющие волнистые и даже зубчатые пилообразные клинки. При этом сама их длина могла достигать человеческого роста при весе от 1,4 до 2 кг. При этом в Англии подобные мечи появились лишь только около 1480 года. Средний вес меча в Х и ХV вв. составлял 1,3 кг; а в ХVI в. – 900 г. Мечи-бастарды «в полторы руки» имели вес около 1,5 – 1,8 кг, а вес двуручников был редко больше 3 кг. Своего расцвета последние достигли между 1500 – 1600 гг., но всегда являлись оружием пехоты.


Кирасирские латы «в три четверти», ок. 1610–1630 гг. Милан или Брешия, Ломбардия. Вес 39.24 кг. Очевидно, что поскольку у них нет доспехов ниже колен, то вес излишек веса получен за счет утолщения брони.

А вот укороченные латы в три четверти для кирасиров и пистольеров даже в своем укороченном виде весили нередко больше, чем те, что предполагали защиту только лишь от холодного оружия и они были очень тяжелы для носки. Сохранились кирасирские латы, вес которых составлял около 42 кг, т.е. даже больше классических рыцарских доспехов, хотя закрывали они значительно меньшую поверхность тела того, кому они предназначались! Но это, следует подчеркнуть, не рыцарские латы, вот в чем дело!


Конские доспехи, возможно, изготовленные для графа Антонио IV Колаллто (1548–1620), около 1580–1590 гг. Место изготовления: вероятно Брешия. Вес с седлом 42.2 кг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Между прочим, лошадь в полной броне под всадником в броне могла даже плыть. Конский доспех весил 20–40 кг – считанные проценты от собственного веса огромного и сильного рыцарского коня.