В церковь с коротким рукавом. «В воню благоухания духовного…». Можно ли прийти в храм накрашенной

Вопрос о том, как женщине одеваться в церковь, мучает многих прихожанок. Некоторые решительно отказываются надевать на себя все черное или серое, говоря, что уж лучше они не пойдут на службу. Другим не нравится носить юбку в пол, которая мешает движению. Третьи свидетельствуют, что все это необходимо. Но так ли это? На самом деле есть 4 главных правила, которых нужно придерживаться православным женщинам:

  • не выглядеть вульгарно и броско;
  • не носить обтягивающие вещи;
  • не надевать броские драгоценности (из украшений обязателен крестик);
  • голова обязательно должна быть покрыта платком.

В остальном христианки могут полностью полагаться на собственный вкус и стиль. Никто не вправе им это запретить. Но давайте перейдем к тому, как женщине одеваться в церковь правильно.

Верхняя одежда

Топы, футболки с короткими рукавами, майки с глубоким декольте и иностранными надписями, во избежание несуразных ситуаций и отвлечения верующих от молитвы, в церковь надевать запрещено. Не забывайте, что все тело православной женщины, пришедшей в храм, должно быть спрятано под одеждою. Поэтому идеальным выбором станут свободные блузы или рубашки длиной до бедра. Они должны иметь рукава и высокий воротник и быть непрозрачными. То же самое касается платьев.

Нижняя женская одежда

Христианок, задающих вопрос о том, как женщине одеваться в церковь, часто также интересует, можно ли пойти туда в брюках. На самом деле нежелательно, так как вы будете отвлекать прихожанок от молитвы, особенно тех, кто якобы все про все знают. Но если другой возможности нет, стоит поверх брюк надеть специальные юбки с завязками, они сейчас продаются во многих магазинах, а иногда предоставляются прихожанам непосредственно в самом храме на время службы.

Но все же лучшим выбором станут просторные юбки длиной ниже колена, не обязательно в пол. Вы должны во время богослужения молиться и обращаться к Богу, а не думать о том, как же некомфортно стоять, и не бояться упасть. Мини-юбки категорически запрещены! Не стоит уводить мысли мужчин, в том числе и священников, в неверную сторону.

Головной убор

Одно из важных правил из тех, как женщине одеваться в церковь, гласит: ее голова должна быть покрыта. Никаких исключений в этом случае быть не может! Другое дело, что вместо платка в некоторых церквях разрешается носить шляпку, шаль, берет или шапочку, главное - чтобы эти изделия были подобраны правильно, а не резали глаза собственной неуместностью. Но о возможности замены следует узнавать в местном храме.

Женская обувь

Церковная служба очень долгая, а стоять во время нее приходится. Поэтому всем интересующимся, как одеваться в церковь женщине летом или зимой, следует знать: обувь для посещения храма необходимо выбирать удобную и закрытую. Никаких босоножек, открытых сандалий, туфель на высочайшем каблуке, которые сильно цокают по полу! Если носить обувь на плоской подошве по какой-либо причине не можете, надевайте туфли на 2-3 см каблучке, к которому прибиты набойки.

Цвет предметов гардероба

Некоторые, отвечая на вопрос о том, как женщина должна одеваться в церковь, отвечают: в темное или даже лучшее черное. Это весьма ошибочный взгляд! Сам патриарх Кирилл, отвечая на вопрос одной из прихожанок, сказал, что цвет одежды и иных предметов гардероба не имеет никакого отношения ни к благообразию, ни к скромности, ни к православию в общем. Впрочем, это не значит, что можно надеть костюм клоуна и в нем отправиться в храм. Православная женщина должна выглядеть мило и скромно, так, словно действительно она собралась на великий праздник, а не на гулянку с подружками. А вот в каком стиле будет пошита ее одежда - в современном ли, деревенском или городском, это уже не имеет никакого значения. Успехов вам!

Правила
благоповедения в храме

На нашей грешной земле Святой Храм есть единственное место где мы, миряне, можем на некоторое время укрыться от бурь и непогод жизни, от житейской нравственной грязи. Храм есть подобие Неба на земле; в Храме с нами "невидимо силы небесные служат" .
Помните: церковь есть Дом Божий, в котором Сам Бог невидимо пребывает, а посему и поведение наше должно соответствовать Его Святости и Его Величию.

Перед тем, как идти в храм

Для посещения церкви оденьтесь скромно. Ваша одежда должна быть пристойной и опрятной. Не навешивайте на себя украшений, а тем более драгоценностей. Не одевайте на себя коротенькие платья и юбки, шорты и одежду с коротким (выше локтя) рукавом, майки и пляжные костюмы.

Женщины должны быть одеты в женскую одежду. Собирась в Дом Божий, не накрашивайте губы и лицо, не помазывайте себя даже слабо пахнущими одеколонами или духами.

Женщинам не положено посещать церковь, когда они пребывают в нечистоте по-женски: с первого дня до полного очищения. (Если Вы по каким-либо причинам всё же пришли в церковь, то останьтесь в притворе).

Ещё по дороге забудьте о мирской суете, мелочности, успокойтесь, если раздражены.

Приходить на Богослужение надо заблаговременно, за 10–20 минут, чтобы купить свечи, приложиться к иконам, мощам или каким-то иным святыням храма.

При входе на территорию храма положены три Крестных знамения. Прежде чем их совершить, мужчина должен снять головной убор. (Перекрестившись, мужчина может одеть головной убор, если до входа в само здание храма далеко и на улице очень холодно, по каким-то иным причинам).

Женщины не снимают головных уборов, а напротив, должны покрыться перед Крестным знамением и уже не снимать его.

Крестные знамения совершаются без перчаток, рукавичек и т.п. с поясными поклонами если нет поста. В посты положены Крестные знамения с земными поклонами.

На территории

На территории церкви, а тем более в храме, нельзя: курить, мусорить, громко разговаривать и смеяться, осквернять территорию плевками и сморканиями.

На территории храма категорически запрещено выгуливать животных.

Фото-, кино- видеосъёмку и аудиозапись можно делать только по благословению (разрешению) настоятеля.

При входе в храм также положены три Крестных знамения.

Прежде чем их совершить, мужчина должен снять головной убор и уже не одевать его после Крестного знамения, так как все мужчины должны находиться в храме с непокрытой головой.

Женщина, если она ещё не одела головной убор, должна сделать это перед Крестным знамением и уже не снимать его, так как женщины в храме должны быть с покрытой головой.

Крестные знамения совершаются без перчаток, рукавичек и т.д. с поясными поклонами если нет поста. В посты положены Крестные знамения с земными поклонами.

В храме

В храме нельзя громко разговаривать и смеяться, держать руки в карманах и за спиной, есть, сосать конфеты, жевать.

Не стойте к Алтарю спиной.

Без нужды не ходите по храму.

Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.

Разговоры нужно ограничить до предела. В храме принято знакомых приветствовать лёгким поклоном, отложив беседы на потом, и не принято здороваться за руку.

Придя в храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться.

Плачущего ребёнка нужно сразу успокоить или вывести (вынести).

Подпевать хору можно только очень тихо, чтобы не мешать окружающим. При общенародном пении не допускать "бесчинных воплей".

Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. При этом не закидывайте ногу на ногу. Это считается весьма неприличным.

Категорически нельзя ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения "Херувимской" и Евхаристического канона на Литургии (то есть от Символа Веры до "Отче наш...").

Делать замечания ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и деликатно. Но самое хорошее – воздержаться от замечаний кому бы то ни было.
Лучше следить за собой.

Нельзя уходить из храма до окончания Богослужения. Уйти раньше времени можно лишь по немощи или серьёзной необходимости.

Уходя с Богослужения нужно совершить Крестные знамения при выходе из храма и при выходе за церковную калитку повернувшись лицом к храму.

P.S. У разных людей и в разных храмах могут быть свои обычаи. Если Вас кто-то станет наставлять в иных правилах, сразу не отмахивайтесь от них, а мысленно проверьте не умаляют ли они Ваших благочестивых привычек. Если умаляют, то лучше останьтесь при своём. А если они сообразуются с Вашим понятием благочестия, то можете не постеснявшись принять.

Один из моих читателей написал, что нет такого правила делать Крестные знамения у калитки. У меня нет под рукой правил, но они и не нужны: достаточно встать у любой церковной калитки перед Богослужением. Далее он спрашивает: "Как совершать земные поклоны не улице, да еще, если при этом дождь и грязь?". Действительно, в дождь и грязь на колени не встанешь, ведь в храме должно быть опрятно одетым. Так сделайте эти поклоны в храме перед Алтарём.
В практике подобные нюансы встречаются часто. И решаются они как правило легко. Сложности каждый выдумывает сам.

Александр Востриков

«В Церкви в сё благообразно и по чину да бывает…» (1 Кор. 14:40)

В каждой человеческой общине или, как говорят социологи, «социальной группе» возникают свои особые правила поведения и этикета. Эти правила могут быть различными в различных группах, но это вовсе не означает, что чей-то этикет лучше, а чей-то хуже. Просто в России, например, принято при встрече желать друг другу здоровья («Здравствуйте!»), а в Соединённых Штатах спрашивать: «Как вы?» («How are you?»).

Православная Церковь есть Та инственное Тело Христово, но в то же время она-группа людей соединённых не только духовно, но и социально. Поэтому в Православной Церкви выработались свои особые правила этикета. К сожалению, многие из нас выросли в советской или пост-советской нецерковной среде и пришли в Церковь в том возрасте, когда мамы, папы, бабушки и дедушки уже не подсказывают нам, как малышам, как нужно себя правильно вести. Поэтому мы должны сами присмотреться к обычаям и традициям в Церкви и в нашем приходе.

«Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя …» (Исаия 61:10)

Часто приходится слышать некоторое непонимание причин, по которым в Церкви существуют определённые требования к одежде. «Какая разница Богу во что я одет?» Богу, конечно разницы никакой нет, потому что Он смотрит в наши сердца, а не на одежду. Однако для нас есть существенная разница во что и как мы одеты. Собираясь на бал, например, женщина одевает вечернее платье, и было бы странно, если бы она отправилась на официальный приём в пляжном костюме. А вот в курятник в парадном сюртуке не ходят. Поэтому неудивительно, что и в церковь в каком-то наряде идти можно, а в каком-то-нет.

В Русской Церкви принято, что мужчины носят брюки и рубашку (кофту, куртку, т.п.) с длинными рукавами. Неприлично быть в церкви в шортах, спортивных штанах или майке. Джинсы, особенно со стильными дырами, можно одеть на вечеринку, но не стоит в них идти в храм.

Женщины должны быть в юбке или платье и с покрытой головой. Наряд должен быть с длинными рукавами и без декольте. Вообще подчёркнутая сексуальность в храме неуместна; храм Божий-это место для молитвы, а не для привлечения на себя всеобщего внимания. Центром внимания в церкви должен быть Бог, а не наша персона.

Конечно, всё это вовсе не означает, что в храме неуместна красивая одежда. Наоборот, в храме всё должно быть красиво-и архитектура, и убранство, и облачения. И наш наряд тоже должен быть чистым, опрятным, красивым. Просто нужно развивать свой вкус и отличать красоту радующую от «красоты» вызывающей.

Нужно всячески избегать больших надписей на одежде, особенно если вы не знаете что они означают. Также совершенно неуместны различные изображения на одежде; мы идём в церковь для того, чтобы молиться и вдохновляться ликами святых угодников Божиих, а вовсе не для того, чтобы афишировать свой любимый мультфильм или рок-группу. Наконец, в храме не нужно рекламировать те компании, которые пошили вашу одежду. Если вам нравится быть ходячей ракламной доской для American Eagle, Hollister, или какой-либо другой компании, этим нужно заниматься вне храма.

Что делать, если погода очень жаркая?-Соблюдать правила церковного этикета. Посмотрите на священнослужителей: даже в самую жаркую погоду они одеты в подрясник (с длинными рукавами), подризник или стихарь (с длинными же рукавами), а на священника сверху ещё одевается фелонь. Представьте, что ссылаясь на жару, священнослужители начнут служить в майках, шортах и стихарях без рукавов.-Это было бы немыслимо. Поэтому и миряне не должны роптать на погоду, а смиренно соблюдать правила церковного этикета. Впрочем, в некоторых приходах короткие рукава вошли в норму, поэтому стоит искать совета у настоятеля.

«В воню благоухания духовного…»

Стоит ли опрыскиваться духами и одеколоном? Если это хорошие духи-да, но не в храме. Нужно помнить, что у некоторых людей есть аллергия на парфюмерию, и они могу испытывать удушающий приступ астмы из-за наших духов. Если уж вам очень нужно по какой-либо причине себя чем-то опрыскать, постарайтесь использовать только самый необходимый минимум парфюмерии.

От макияжа тоже стоит отказаться: пачкать икону или крест помадой-это неуважение по отношению не только к святыням, но и к людям, которые будут после вас подходить к иконам и кресту, а также к тем, кто потом будут вынуждены эту помаду вытирать.

«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем…» (Пс. 5:7)

При входе в храм принято трижды осенять себя крестным знамением и произносить молитву. Слова молитвы можно найти во многих молитвословах, но можно и просто сказать: «Господи, помилуй мя, грешного.» Конечно, никто не будет за вами следить,-сделали ли вы три крестных знамения перед входом в храм или нет. Но нужно понимать, что церковь-это не продуктовая лавка, куда забегают за хлебом или молоком, а дом Божий, перед входом в который нужно остановиться, помолиться, или просто задуматься о той святости, на пороге которой мы стоим.

Приходить в храм нужно к началу службы и оставаться до самого конца. Если же есть объективные обстоятельства, по которым мы вынуждены опоздать на службу или уйти пораньше, то заходить и выходить из храма нужно тихо, чтобы никого не отвлекать от молитвы суетой возле входной двери.

«Станем добре, станем со страхом…»

По входе в храм не нужно оставаться в притворе (своеобразной церковной прихожей), а нужно пройти в главную часть (гостиную). Традиционно в притворе стоят любопытствующие туристы, а в древности там стояли отлучённые от Причастия грешники. Христиане должны стоять не в прихожей, а в главной части храма-там, где всем приходом совершается Божественная Литургия. Оставаясь в притворе, люди тем самым показывают, что они-не христиане, совместно совершающие службу Богу, а зрители, туристы. Кроме того, толпясь в притворе, люди просто мешают тем, кто после них заходит в храм.

Принято, чтобы в храме мужчины становились с правой стороны, а женщины-с левой. Говорят, что это связано с тем, что неприлично мужчине стоять во время службы позади женщин, особенно когда те совершают поклоны, или женщине проталкиваться сквозь группу мужчин. Возможно, что это так, но думается, что существует и другая причина. Божественная Литургия совершается не влюблёнными парами или группами друзей, а Церковью-Телом Христовым. Поэтому, влюблённая пара, супружеская чета, брат и сестра разделяются-женщины становятся слева, а мужчины справа, чтобы соборно и без отвлечений совершать службу Богу.

«Востаните! Господи, благослови…»

В Православной Церкви принято стоять во время богослужения. В какой-то мере это связано с чувством глубокого благоговения перед храмом Божиим, богослужением и совершающимися Таинствами. В православном сознании перед Богом стоят и кланяются, а не сидят. С другой стороны, само православное богослужение-это не время для отдыха и медитации, а время для работы-соработничества Богу в деле нашего спасения. Внешним символом нашей готовности к этой работе является именно стояние на ногах, а не сидение.

Однако, если человеку трудно стоять из-за болезни или преклонного возраста, то он может во время службы сидеть. Для таких людей в храмах обычно имеется несколько скамей и стульев. Но даже больной человек, если для него это возможно, должен постараться встать во время анафоры и тогда, когда открыты царские врата. Не нужно вставать во время проповеди; и даже вполне здоровые люди могут слушать проповедь сидя.

«…они любят бродить, не удерживают ног своих…» (Иеремия 14:10)

Конечно, не стоит говорить о том, что неприлично во время службы бесцельно ходить по храму. Но что делать, если вы опаздали на службу, но вам всё же хочется подойти к той или иной иконе, поставить свечи и т.п.? Нужно помнить два правила: не ходить по храму и не ставить свечи при открытых царских вратах (главные врата на иконостасе) и во время евхаристического канона или анафоры. Анафора-это то время, когда совершается преложения евхаристических хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя. Начинается анафора после пения Символа веры («Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…») и оканчивается с пением «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Поэтому, от «Верую…» до окончания «Достойно есть…» по храму ходить не разрешается. Также, грубо и в высшей мере невоспитанно ходить по храму и ставить свечи в то время, когда читается Евангелие или произносится проповедь, и все христиане должны слушать.

Если священник или епископ во время богослужения находится на середине храма (как, например, во время литии-освящения хлеба, пшеницы, вина и елея-на всенощном бдении), то непозволительно переходить с одной стороны храма на другую перед служащим, то есть, между ним и алтарём. Если вам совершенно необходимо попасть на противоположную сторону храма, то нужно пройти за спиной служащаго, то есть, со стороны притвора.

Не должно стоять в храме спиной к алтарю. Впрочем, это вовсе не означает, что выходить из храма нужно пятясь задом. Просто нужно помнить, что алтарь-это святая святых храма и относиться к нему нужно с должным почтением.

«Приидите чада послушайте мене, страху Господню научу вас…» (Пс. 33:11)

В Православной Церкви нет особой детской службы, подростковой службы, взрослой службы и т.д.-есть Божия служба, к которой призваны все. Дети непременно должны быть на службе с самого раннего возраста, то есть, с самого рождения. Но, как и во всех других вещах, родители должны постепенно приучить малыша к пребыванию в храме и научить его правилам поведения. Конечно, нельзя ожидать от трехлетнего ребёнка двухчасового стояния по стойке «смирно», но нельзя и позволять ему бегать по храму, кричать, хватать всё, что можно схватить, и т.п. Нужно ласково, но твёрдо направлять энергию малыша в правильное русло, а иногда просто учить его котролировать очень уж бурные всплески этой энергии. Не нужно думать, что шалость естественна для малышей, и поэтому их не надо останавливать.-Дефекация в штанишки тоже естественна для малышей, но всё же мы учим их этого не делать. Родители должны учить детей правилам поведения в церкви с самого раннего возраста и не смущаться, если этот процесс займёт некоторое время.

Те же, кто пришли в храм без детей, должны не гневно озираться на «мешающих сосредоточиться» малышей, а радоваться, что в Церкви Божией есть дети, и молиться за них и за себя.

Мамы и бабушки! Воздержитесь от угугукания и улюлюкания, даже если ваша малышка очень мила! Это не только создаёт шум в храме, но и вызывает нормальную ответную реакцию ребёнка, который тоже начинает угугукать и улюлюкать. Единстенная разница состоит в том, что мамы и бабушки шумят намного больше, чем сам малыш, особенно когда они начинают в полный голос увещевать его: «Тихо,тихо, тихо. Тихо, тихо, тихо».

Давая детям антидор и просфоры, необходимо строго следить за тем, чтобы крошки не падали на пол. Крошить антидором или просфорой совершенно непозволительно. Часто самый лучший способ избежать крошек, это самим взрослым осторожно отламывать кусочки просфоры и класть их прямо в рот ребёнку.

«Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите…»

О причащении написано много, но стоит напомнить некоторые моменты. В Русской Церкви к Причастию допускаются православные христиане, которые были на исповеди и получили благословение причаститься. В нашем храме исповедь бывает после вечернего богослужения и до начала Литургии. В самое время служения Литургии в нашем храме исповеди не бывает. Если вы пришли на исповедь, потрудитесь сообщить об этом священнику. Находясь в алтаре, священник не имеет никакой возможности знать, что кто-то ждёт исповеди. Попросите дьякона или прислужника сказать священнику о том, что вы ждёте. В самом крайнем случае, можно лёгким стуком в северную дверь привлечь внимание священника, если он находится в алтаре.

Женщины в период месячных, а также и мужчины, когда с ними случилось естественное ночное истечение, не должны подходить к Причастию. Кроме того, семейным людям перед причащением необходимо воздержаться от интимных отношений. Впрочем, эти правила относятся не столько к этикету, сколько к церковным канонам. Если у вас возникают вопросы, непременно поговорите со священником.

Ко святым иконам нужно прикладываться до, но не после Причастия. После причастия нужно сразу идти к столику с запивкой, съесть кусочек просфоры и запить водой смешанной с вином для того, чтобы ни одна малая часть Причастия не осталась во рту.

Подходя к Причастию, нужно скрестить на груди руки и не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть рукой Чашу.

Родители, котрорые подносят к Чаше малолетних детей, должны посадить их на свою правую руку, а левой придерживать руки младенца. Если у вашего малыша насморк или он слюнявый, непременно насухо вытрите его нос и рот перед тем, как поднесёте его к Чаше.

Подходить к Чаше нужно чинно, то есть по чину. Сначала причащаются священно-церковнослужители, затем монашествующие, если таковые присутствуют, затем мужчины, женщины и дети. Сложившаяся во многих приходах практика пропускать вперёд детей, хотя сама по себе и неосудительна, но не отражает сущности богослужения, частью которого и является причащение. Пропускать детей вперёд нужно в зоопарке или при покупке мороженого, но в храме действуют несколько иные принципы очерёдности.

«С миром изыдем…»

По окончании богослужения нужно с благоговением выйти из храма и только потом делиться со своими знакомыми последними новостями. Хотя богослужение и закончилось, но храм остался храмом, и мы должны об этом помнить. А вот на улице или в приходской трапезной можно вволю наговориться (конечно, если только это не монастырская трапезная).

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам…» (Мф. 6:33)

Несмотря на всю важность некоторых правил церковного этикета, нужно помнить, что смысл христианской жизни состоит не в соблюдении правил, а в теснейшем единении с Богом. Правила же имеют вспомогательное, утилитарное значение. Смысл пилы и молотка, например, состоит не в том, чтобы ими обладать и их лелеять, а в том здании, которое с их помощью можно построить. Поэтому в заключение стоит напомнить о ещё одном правиле: если вы заметили, что кто-то по незнанию нарушил одно из правил церковного этикета, не нужно брать в руки кнут и изгонять такого человека из храма, особенно, если вы-пожилой человек, а тот, кого вы намерились изгнать, намного моложе вас. Научитесь сначала исцелять и воскрешать, а только потом изгонять. Играть роль церковного надзирателя или полицейского совершенно непозволительно: поучение, назидание и исправление ошибок прихожан-это дело епископа или священника, которому епископ поручает данный приход.

Конечно, эта краткая памятка не может быть исчерпывающей, но хочется надеяться, что она окажется полезной. Если какой-то вопрос церковного этикета вас очень интересует, но вы не нашли на него ответа в данной памятке, непременно задайте этот вопрос настоятелю вашего приходского храма или составителю этой памятки:

Священник Сергий Свешников

Наш приход существует исключительно на пожертвования.

Поддержите наш приход!

Пожертвование на церковь можно сделать

по кредитной карте через систему PayPal: НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ

или послать по адресу:

Russian Orthodox Church, P.O. Box 913, Mulino, OR 97042

Недавно картина мира, которая субъективно видится с моей «колокольни», серьёзно скорректировалась. Я теперь с гораздо большим уважением стал относиться ко многим нашим околоцерковным традициям, выражающим народное , которые раньше вызывали у меня чувство некоторого пренебрежения, а то и приступы горделивого интеллектуализма. Хотя, признаюсь честно, я никогда не был интеллектуалом.

Чтобы понять, что я имею в виду, посмотрите любую телепередачу, где священник отвечает на вопросы зрителей. О чём они, в основном, спрашивают?

Значительная часть дорогостоящего эфирного времени обязательно занята вопросами о том, большим ли грехом является выкидывание на помойку скорлупы от пасхальных яиц, можно ли мыться через три дня после соборования и что делать с заплесневелыми просфорами. Отдельная категория тем непременно посвящена проблемам ношения платочков, допустимости присутствия в храме «женщин в штанах», «мужчин в шортах» и яде ния майонеза в .

«Ну, неужели нет более серьёзных вопросов», - конфузливо думал я раньше при выслушивании очередного терпеливого и заурядного ответа миссионера, выступающего по телевидению и говорящего о том, что скорлупу от освящённых яиц выкидывать не грех, мыться можно и сразу после участия в таинстве елеосвящения, так как благодать Божия водой не смывается, а в хождении в храм в свободной одежде нет ничего такого страшного, ведь главное, собственно, ходить туда, а вопрос внешнего вида - он второстепенный. «Да и вообще, - заключал, как правило, опытный батюшка-миссионер и был, несомненно, прав - бойтесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Мф 16:6).

Нельзя, конечно же, не согласиться. Фарисеи поставили во главу угла форму, позабыв про содержание. Променяли дух Закона на его букву. Отцеживая комара и исполняя с аптекарской точностью предписания (вплоть до уплаты десятины с выращенных на их огородах специй) «поядали домы сирот и вдовиц» (Мф 23:14). Ну и, конечно же, главной отличительной их чертой было тщеславие, ради которого они «увеличивали воскрилия одежд своих» (Мф 23:5) и помрачали лица свои «чтобы показаться людям постящимися» (Мф 6:16).

Горе тому, кто закапывает скорлупки от освящённых яиц в землю, а сам при этом злословит и осуждает ближнего.

Поэтому горе тому, кто превращает Православие в сплошной фольклор, состоящий из множества мелких и крупных предписаний, второстепенных по отношению к главному. Горе тому, кто бережно закапывает скорлупки от освящённых яиц в землю в чистом поле или выкидывает их вместе с испорченными просфорами в реку, подвесив грузик, дабы святыни благочестиво утонули, а сам при этом злословит и ближнего.

Нередки сейчас в православной среде отчасти справедливые размышления вслух про ханжеское да тщеславное ношение в миру длинных юбок до пят и платков, повязанных «по-старообрядчески», цель облачения в которые - любой ценой выделиться, горделиво самоутвердиться и показать этим окружающим «ничтожествам», не доросших до такой духовной «высоты», как они ничтожны.

Многое здесь верно. Но мне, с недавних пор, постоянно приходится наблюдать совсем другую проблему, которую я бы назвал «фарисейство-наоборот». Суть этого явления в том, что отрицается всякая форма вообще, а следование любым благочестивым традициям сразу же рассматривается как пленение страстью тщеславия, гордыни и пре лестного (от слова прелесть , означающего на языке православной аскетики состояние духовного самообмана) самоутверждения.

Отход от формы вызван не искоренением в себе фарисейства, но желанием следовать своим страстям

И здесь мне нередко видится некое лукавство. Ведь очень часто отход от формы вызван вовсе не искоренением в себе , но простым желанием следовать своим страстям и соответствовать нынешней мирской моде.

Сейчас мне часто приходится видеть, как, в общем-то, простые люди - не академики - красноречиво жонглируя понятиями, приводя вышеперечисленные цитаты и требуя следования духу Закона, но не его букве, абсолютно уничтожают и букву, и сам дух, делая христианство чем-то совершенно абстрактным, типа философского учения, которое в зависимости от настроения и моды можно толковать абсолютно по-разному.

Теперь на моё мягкое замечание, сделанное в шутливой форме, о том, что вполне благочестивой юной студентке, выпускнице православной гимназии, перемещаться в ночнушке по городской улице, и уж тем более приходить в храм Божий как-то не пристало - я слышу грозную отповедь, в которую помимо банальных тезисов о том, что «жара» и «сейчас так модно, а я не старушка», обязательно включено деликатное (спасибо и на этом) обличение меня в фарисействе.

«Обрядоверие» и «православный фольклор», ныне вытеснен воистину тщеславной модой, из-за которой буквально «святых выноси». Куда подевались те, ручной работы, белоснежные расшитые чу дными узорами рушники или немного смешные, но сделанные с любовью из конфетной фольги «рюшечки», которыми наши бабушки украшали старинные дореволюционные бумажные иконы? Нет ни рушников, ни безалаберных «рюшечек», ни тех бабушек в платочках, а сами старые, уже «не модные» иконы действительно выносят.


Не так давно меня «поймала» на лестничной клетке соседка моих родителей. Я часто сталкиваюсь с этой уже пожилой женщиной, которая периодически просит помолиться за мужа, детей и внуков и безуспешно старается при этом сунуть мне в руку денежку. Но в этот раз просьба её была совсем другая: она настойчиво попросила меня забрать фамильные иконы - старинные очень красивые литографии в рамках под стеклом, которые принадлежали когда-то ещё её прабабушке.

Попросила забрать вовсе не потому, что пожелала отдать в храм самое ценное, а потому, что «мы ремонт сделали в квартире, и они теперь как-то не смотрятся… Лучше потом новые купим». Уговоры мои «не выносить святых из избы» были безуспешны и закончились тем, что эта дама, пространно богословствуя о том, что и разницы-то никакой нет - старые иконы висят или новые, наиболее подходящие к «салатовым» обоям, пригрозила мне, что если я образа не заберу, то придётся их всё равно «куда-нибудь деть». Вот тебе и фольклор.

Про ношение платочков, заповеданное апостолом Павлом, и прочие «условности» типа точного соблюдения постов, выраженного, к примеру, в не вкушении яблок до Преображения и мёда до праздника , говорить вообще не приходится.

А как сейчас встречают священника в своих домах некоторые благочестивые миряне?

Помню, когда я ещё мальчишкой учился в православной гимназии, мне довелось навестить умирающую от тяжёлой болезни и прикованную к постели пожилую родственницу, проживающую в сельской местности. На мою настоятельную просьбу пригласить священника она с благоговейным ужасом сказала, превозмогая боль, что сейчас это никак невозможно, поскольку сама она не встаёт, а её дед не сможет убрать с такой тщательностью, с какой подобает это сделать, встречая священника со Святыми Дарами. «Какой формализм», - подумал я тогда.

Какой смысл в платке, когда вы одеты как на пляже?

А теперь вот почти каждый раз теряюсь, когда прихожу в дом, например, причащать больного и вижу, что там совершенно не убрано, а члены пригласившего священника со Святыми Дарами почтенного семейства одеты по-домашнему: в дамские пижамы и шорты-майки. «А платок надевать?» - участливо спрашивает меня хозяйка, и я не знаю, что ответить, поскольку какой смысл в платке, когда вы одеты как на пляже, или будто бы «от сна восстав»?

Захожу в комнату к больной, которую необходимо причастить и озираюсь вокруг. И на вопрос: «Есть ли какой-нибудь столик, куда можно поставить Святые Дары и горящую свечу?» - довольно часто слышу предложение «поставить на телевизор» в ответ…

Но самое страшное вовсе не в том, что люди просто не знают, как себя вести, а в том, что, за редким исключением, им невозможно это рассказать. На любой совет и тем более обличение, сделанное в мягкой форме, нередко в ответ слышишь обиду и опять же пространные рассуждения о том, что фарисеев-де много развелось.

Да почти что и нет их уже, фарисеев-то. Даже жалко. Ведь Господь говорит: «Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в » (Мф 5:20). Наша же праведность не только не превзошла меру фарисейскую, она и оной-то меры не достигла.

Ведь если мы внимательно вчитаемся в обличительные слова Спасителя, обращённые к фарисеям, то мы увидим, что укоряет Он их вовсе не за трепетное отношение к исполнению закона и отеческих преданий, а за горделивый и тщеславный дух, которым была мотивирована их деятельность и за неимение навыка увидеть где главное, а где второстепенное. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф 23:23).

Или ещё вот про послушание «фарисействующим» попам и иерархам: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф 23:1-3).


Я теперь даже хочу стать фарисеем. Ревнителем отеческих приданий

Так что я теперь даже хочу стать фарисеем. Правда, чтоб без примеси тщеславия, гордыни и лицемерия. Ревнителем отеческих приданий. Таким, каким был великий апостол Павел, вышедший из этой секты и вынесший оттуда всё самое лучшее, что он почерпнул, находясь у «ног Гамалиила» (Деян 22:3) - другого выдающегося члена этой ветхозаветной секты.

Ведь «каков поп - таков и приход», и многие из вышеперечисленных сложностей, если быть честным, связаны с тем, что мы, священники, любим в миссионерских целях иногда чрезмерно упрощать проблему внешнего благочестия в жизни христианина, совершенно игнорируя простой принцип, согласно которому внешнее, в известной степени, влияет и на внутреннее.

Ну, а некоторые уважаемые батюшки откровенно стыдятся своего духовного платья, надевая его только в храме, и коротко стригут волосы и бороды, стараясь идти в ногу со временем и «не пугать прохожих».

Хотя для многих прохожих узнать на улице в священнике священника - это единственный шанс подойти к нему с вопросом, ответ на который - кто знает - когда-то, может быть, изменит чью-то жизнь.