Игорь васильевич северянин. Избранные стихи игоря-северянина

Моя двусмысленная слава,

Мой недвусмысленный талант...
И. Северянин

Детство Игоря Васильевича

На самом деле Северянин - это литературный псевдоним. В тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году на свет появился Игорь Васильевич Лотарев в Петербурге в семье отставного штабс-капитана, культурной семье, любившей литературу и музыку, особенно оперную ("одного Собинова я слышал не менее сорока раз"). Мать Игоря происходила из дворянской семьи рода Шеншиных. К этому известному роду принадлежали А.Фет, Н.Карамзин. Родители расстались. И все дальнейшие годы Игорь Васильевич жил в Новгородской губернии в Череповецком уезде. Проживал будущий поэт в имении сестры своего отца.

Путешествия по родной стране и начало творчества

Затем Игорь Северянин вместе с отцом путешествует по всей России. Затем он отправляется на Дальний Восток, где остается на несколько лет. А в тысяча девятьсот четвертом году возвращается к матери. Именно там он встретит многих будущих известных поэтов, литераторов, деятелей культуры. Сам Северянин будет называть свои ранние издания - брошюрами. Юный поэт рассылал по различным редакциям свои поэтические опыты, регулярно возвращавшиеся обратно. Однако в 1905 было опубликовано стихотворение "Гибель Рюрика", затем еще ряд отдельных стихотворений.

Появление псевдонима или громкого имени

Началась новая эпоха в российской литературе и поэзии. Лотарев, или будущий Игорь Северянин, биография которого сложилась так, что как поэт он появился в это же время, по-настоящему известным станет гораздо позже. Но именно в это время возникает его литературный псевдоним. Сначала это был Игорь-Северянин, то есть через дефис, а чуть позже этот знак исчезнет и останется громкое имя.

Интересные факты о творчестве поэта

Первым поэтом, приветствовавшим появление "Северянина в поэзии, был К. Фофанов (1907), вторым - В.Брюсов (1911). С 1905 по 1912 Северянин выпустил 35 поэтических сборников (в основном в провинциальных изданиях).

Одно из стихотворений, которое начинается так: "Вонзите штопор в упругость пробки…", было прочитано в доме Толстого в Ясной поляне. Это был обычный дворянский быт - чтение вслух книг. Вся брошюра Северянина вызвала необычное оживление, но это произведение произвело настоящий фурор. Все смеялись над необычными ходами новой поэзии автора. Но неожиданно Лев Николаевич рассердился и сказал: "Вокруг виселицы, убийства, похороны, а у них штопор в пробке". Вскоре эти слова были растиражированы во многих газетах. Так обрел славу Игорь Васильевич Северянин. Биография и творчество его стали популярны уже буквально на следующее утро.



Истинная популярность творца и самая знаменитая книга

А вот настоящая слава пришла после выхода в свет книги "Громокипящий кубок". Затем последовали другие сборники стихов Северянина - "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и др., много раз переиздававшиеся. Имя Северянина было связано с новым направлением в литературе - футуризмом. В тысяча девятьсот двенадцатом году сложилось направление эгофутуризма, а во главе его стоял Северянин. Потом он отойдет от своих собратьев.

Поиски творческого круга

В стихах Игоря Васильевича было много нового. Ведь неслучайно он заявил о себе как о поэте, который изменил ход русской литературы и поэзии. Он был новатором в области поэтического языка, занимался словотворчеством, ввел в российскую литературу множество новых слов. Настолько многогранен был Северянин.

Король поэтов

Северянин выступил в Политехническом музее, на вечере поэзии. Это было 27 февраля 1918 года. Там регулярно проводились вечера, где выступали поэты различных школ направлений. Предварительно были расклеены афиши, где все приглашались на состязание на звание "короля поэзии".
На эстраде было тесно, как в трамвае. На публику гипнотически действовала манера чтения Северянина.
Избрание "короля" сопровождалось шутливым увенчанием мантией и венцом, но известно, что сам поэт отнесся к этому очень серьезно. В мае вышел в свет альманах "Поэзоконцерт" с портретом Игоря-Северянина на обложке с указанием его нового титула.

Из воспоминаний Гергия Иванова - "Петербургские зимы":
"Потом Северянин был в зените славы. Триумфальные поездки по России. Громадный зал городской Думы, не вмещающий всех желающих попасть на его "поэзо-вечера". Тысячи поклонниц, цветы, автомобили, шампанское. Это была настоящая, несколько актерская, пожалуй, слава".

Из воспоминаний Вс. Рождественского о поэзо-вечерах:

"Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке. Держался прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками.

Заложив руку за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более и более нараспев, с особой, только ему одному присущей каденцией с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки...

Заунывно-пьянящая мелодия получтения-полураспева властно и гипнотизирующе захватывала слушателей..."

Последние годы жизни

В 1920 году Северянов уехал на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 году Эстония отделилась от России. Поэт оказался в вынужденной эмиграции.
С Фелиссой Крут он прожил 16 лет. Она его оберегала от всех житейских проблем. Перед смертью он признался, что разрыв с нею в 1935 году, был трагической ошибкой.
И там, отрезанный от России, Игорь Васильевич Северянин будет продолжать творить и создавать своеобразную эпическую лирику, которая отразит жизнь человека, страдания и представления о счастье.
Находясь в эмиграции, он выпустил сборники стихов "Вервена"(1920), "Менестрель" (1921), роман в стихах "Падучая стремнина" и др. Издал антологию эстонской классической поэзии.
Последние годы жилось ему в Эстонии очень плохо.

"У меня голубая лодка,
У меня поэтесса жена".

Он голодал. Целые дни ловил рыбу со своей голубой лодки и от сверкающей водной ряби стал терять зрение.


Присоединение в 1940 Эстонии к Советскому Союзу пробудило в нем надежды на издание своих стихов, возможность поездки по стране. Болезнь помешала осуществлению не только этих планов, но даже отъезду из Эстонии, когда началась война.
22 декабря 1941 Северянин умер в оккупированном фашистами Таллинне.
Северянин когда-то пророчески написал: «Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб!»


Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Игорь Северянин (Лотарев), годы жизни – 1887-1941. Русский поэт, одна из выдающихся фигур Серебряного века, известен как основоположник школы эгофутуризма. Начал публиковаться в возрасте 17 лет. Псевдоним "Северянин" взял по совету старшего товарища, поэта Константина Фофанова.

Известность пришла к Северянину благодаря "черному пиару" Льва Толстого, едко раскритиковавшего его сборник "Интуитивные краски". Не получившее четкого и оригинального теоретического обоснования течение эгофутуризма просуществовало недолго: в 1913 г. Северянин покинул единомышленников и далее отказывался причислять себя к каким бы то ни было литературным объединениям. Выход сборника "Громокипящий кубок" принес автору не только шумную славу, но и репутацию "салонного поэта". Отношение к Северянину всегда было двойственным: им восхищались, как виртуозным мастером пера (помимо прочего, он владел 10-стопным ямбом, крайне редким и трудным для написания размером), его стихи ругали за "безыдейность" и "торжество формы над содержанием".

Во время Первой мировой войны давал концерты, где пел свои стихи, чему способствовала и музыкальность последних, и певческий дар своего автора. После революции 1917 г. эмигрировал в Эстонию и с весны 1918 г. в ставшую советской Россию больше не возвращался.

В эмиграции гастролировал по Европе и продолжал концертную деятельность. Открылся еще один талант Северянина – переводческий: в 20-х годах вышел ряд сборников – переложений эстонской поэзии на русский язык. Издавал автобиографии в стихах.

Умер зимой 1941 г. в Таллине, который уже оккупировали немцы, предположительная причина смерти – туберкулез.

Существует теория, что знаменитые строки Маяковского "Ешь ананасы, рябчиков жуй", относятся к Северянину, с которым Маяковский был в натянутых отношениях.

Биография Игоря Северянина о главном

Игорь Северянин, настоящее имя которого Игорь Васильевич Лотарев, родился 16 мая 1887 года в городе Санкт-Петербург. Отец Игоря – Василий Петрович Лотарев, военный офицер, мать – Наталья Степановна Шеншина.

Первые годы юный Северянин проводит в родном Санкт-Петербурге вместе с семьей. Вскоре, однако, родительский брак распался, и Игорь попеременно жил либо в имении своего дяди, либо в имении своей тети. Имение тети располагалось под Череповцом, соответственно, начальное образование Северянин получал именно там. Окончив 4 класса училища, Игорь Васильевич переезжает к своему отцу Василию, в Манчжурию. Этот переезд состоится как раз незадолго до начала войны. Именно по причине назревавшего конфликта возвращается в родной Санкт-Петербург и живет у матери.

Примерно со времени переезда начинаются первые публикации стихов, которые перерастают в публикации постоянные. Многие стихи в ту пору были посвящены самой актуальной теме на момент публикации – войне между Японией и Российской империей. Первое время издавался под отвлеченными псевдонимами, а так же своим настоящим именем. Псевдоним “Игорь-Северянин“ появляется приблизительно после 1907 года, и своим появлением обязан дружбе Игоря Васильевича с поэтом Феофановым. Всего за данный период автором было выпущено больше 30 брошюр.

Следующий период в жизни и творчестве Северянина начинается в 1911 году и ознаменован созданием концепции, которая переросла в полноценное литературное направление – эгофутуризм. В рядах эгофутуристов Игорь Васильевич проводит около года. Затем следует сольное творчество, в 1912 году Северянин впервые представляется публике, выступая у Сологуба, а затем и у Брюсова. Годом позже выходит первый сборник под названием ”Громокипящий кубок”. С Сологубом, Игоря Васильевича связывала крепкая дружба, предисловие для ”кубка” было написано именно им. Вместе они отправляются в турне по южной части Российской Империи. Дружба связывала Северянина с еще одним видным поэтом того времени – Владимиров Маяковским. После нескольких совместных выступлений, они так же отправляются в турне. В 1918 году Игорь Васильевич вместе с другими поэтами, среди которых есть и Маяковский, участвует в выборах ”Короля поэтов”, и становится победителем, Маяковский же получает почетное 2 место.

Еще до участия в ”выборах” Северянин с семьей посещает Эстонию и приобретает там дачу. По окончанию выступления в России, он вновь возвращается в Эстонию, на этот раз уже надолго, наступает внезапная для поэта, вынужденная эмиграция. Находясь в эмиграции, Северянин продолжает выступать и активно гастролирует по Европе. Здесь же он продолжает заниматься творчеством, выпуская новые сборники стихов. Начинает заниматься так же переводами с эстонского языка.

Последние несколько лет своей жизни поэт проводит в Пайде. В связи с войной, пытается перебраться в тыл, но все тщетно. Вере Коренди, последней жене Северянина, удается перевести его в Таллин, где вскоре тот и умирает от сердечного приступа, точная дата смерти – 20 декабря 1941 года.

Интересные факты и даты из жизни

Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826) . Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952).В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец ; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине. Учился он всего ничего, закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату) , которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. аж 35. Стихи особого отклика не имели.

20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным.

В 1909 г. некий журналист Иван Наживин привез одну из брошюр ("Интуитивные краски") в Ясную Поляну и прочитал стихи из нее Льву Толстому. Сиятельного графа и убежденного реалиста резко возмутило одно из "явно иронических" стихотворений этой брошюры - "Хабанера II" , начинавшееся так: "Вонзите штопор в упругость пробки, - И взоры женщин не будут робки!..", после чего, говоря словами самого поэта, всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала его сразу известным на всю страну... "С легкой руки Толстого, хвалившего жалкого Ратгауза в эпоху Фофанова, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, - в вечерах, а может быть, и в благотворителях, - участие", - вспоминал позднее поэт.

Как бы то ни было, Северянин вошел в моду. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.

Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление - эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"), в группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894-1958) , вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.

Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну , собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.

27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов" . Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский.

Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.

В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.

В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе"Соловей" . С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"! .

Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений.

Зато в 1931 году вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов "Классические розы" , обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди:

Стала жизнь совсем на смерть похожа:
Все тщета, все тусклость, все обман.
Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась,
Чтобы кануть вместе с ней в туман...
"(В туманный день)"

А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".
Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Известно из анкеты, заполненной поэтом в 1916 г., что его любимые поэты были: "в детстве - гр. А.К. Толстой, затем - Мирра Лохвицкая, Фофанов, Бодлер". Кроме того, А.М. Жемчужников (1821-1908) и, конечно, Ф.И. Тютчев (1803-1873), чьей строкой назван первый нашумевший сборник поэта.

Сам Игорь-Северянин писал свой псевдоним через дефис: как второе имя, а не фамилия. Имя Игорь было дано ему по святцам, в честь святого древнерусского князя Игоря Олеговича; приложение "Северянин" делало псевдоним близким к "царственным" именам и означало место особенной любви (как приложение "Сибиряк" в псевдониме Д.Н.Мамин). Но традиция писать "Северянин" как фамилию закрепилась так же, как традиция толковать поэта односторонне по его "экстазным" стихам...

Из анкеты - 1916 г.:

Образование: получил в Череповецком реальном училище.
Лучшее воспоминание: директор кн. Б.А. Тенишев , добрый, веселый, остроумный.
Издал 35 брошюр: (1904 - 1912 гг)
Любимые поэты: в детстве гр. А.К. Толстой, затем Мирра Лохвицкая, Фофанов, Бодлер.
Любимые композиторы: Амбруаз Тома, Пуччини, Чайковский, Римский-Корсаков.
Любимый художник: Врубель.
Очень много читал.

(1941-12-20 ) (54 года) Место смерти: Гражданство:

Российская империя , Эстония

Род деятельности: Годы творчества: Направление: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

И́горь Северя́нин (большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин ; настоящее имя - И́горь Васи́льевич Лотарёв ; 4 мая (16 мая н.ст.) , Санкт-Петербург - 20 декабря , Таллин) - русский поэт «Серебряного века ».

Начало биографии и раннее творчество

На пике популярности

Успех пришёл к поэту после выхода сборника «Громокипящий кубок» ( , предисловие к которому было написано Ф. Сологубом). В течение 1913- гг. Северянин выступал со многими вечерами («поэзоконцертами») в Москве и Петербурге, встречая огромную популярность у публики и сочувственные отзывы критиков разной ориентации, в том числе критиков, скептически относившихся к футуризму . Для его лирики характерна смелая для тогдашнего вкуса (до грани пародийности) эстетизация образов салона, современного города («аэропланы», «шоффэры») и игра в романтический индивидуализм и «эгоизм» , условные романтически-сказочные образы. Стих Северянина музыкален (во многом он продолжает традиции Бальмонта), поэт часто использует длинные строки, твёрдые формы (некоторые изобретены им самим), аллитерацию , диссонансные рифмы .

Северянин был основателем литературного движения эгофутуризма (начало ), однако, поссорившись с претендовавшим на главенство в движении Константином Олимповым (сыном Фофанова), осенью 1912 года покинул «академию Эго-поэзии» (о выходе из движения объявил знаменитой «поэзой», начинающейся словами «Я, гений Игорь-Северянин…»). Впоследствии ездил в турне по России в 1914 г. с кубофутуристами (Маяковским , Кручёных , Хлебниковым).

Вышедшие после «Громокипящего кубка» сборники 1914- гг. («Victoria regia», «Златолира», «Ананасы в шампанском») воспринимались критикой более прохладно, чем «Кубок»: Северянин включал в них в большом количестве ранние, незрелые «поэзы», а новые тексты из этих книг во многом эксплуатировали образность «Кубка», не добавляя ничего нового. В 1915- гг. Северянин поддерживал (совместные выступления, турне, сборники) ряд молодых авторов, большинство из которых никакого следа в литературе не оставили; самым заметным учеником Северянина этого периода был Георгий Шенгели, который сохранил признательность учителю и после смерти Северянина посвятил его памяти несколько стихотворений. Поэтика Северянина этого периода оказала также определённое влияние на раннее творчество таких известных поэтов, как Георгий Иванов , Вадим Шершеневич , Рюрик Ивнев , впоследствии примкнувших к другим направлениям.

Поздняя лирика Северянина во многом отходит от его стиля 1910-х годов . Самые заметные его произведения этого периода - несколько получивших большую известность стихотворений («Соловьи монастырского сада», «Классические розы»), автобиографические романы в стихах «Колокола собора чувств», «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина» и сборник сонетов «Медальоны» (портреты писателей, художников, композиторов, как классиков, так и современников Северянина).

Могила Игоря Северянина в Таллине.

Произведения

  • «Зарницы мысли» (1908)
  • «А сад весной благоухает!..» (с откликом И. А. Гриневской). СПБ., типография И. Флейтмана, Спб., Казанская, 45 (1909).
  • «Весенний день» (1911)
  • «Качалка грёзэрки» (1912)
  • «Громокипящий кубок» (1913)
  • «С крестом сирени» (1913)
  • «Златолира» (1914)
  • «Ананасы в шампанском. Поэзы» (М.: Изд-во Наши дни, 1915. - 125 с.)
  • «Victoria regia» (1915)
  • «Поэзоантракт» (1915)
  • «Собрание поэз» (1916) (том 1, издание В. В. Пашуканиса, Москва, 1918)
  • «За струнной изгородью лиры» (1918)
  • «Поэзо-концерт» (1918)
  • «Собрание поэз» (1918)
  • «Creme de Violettes» (1919)
  • «Puhajogi» (1919)
  • «Вервэна» (1920)
  • «Менестрель» (1921)
  • «Миррэлия» (1922)
  • Роман в стихах «Падучая стремнина» (1922)
  • Комедия «Плимутрок» (1922)
  • «Фея Eiole» (1922)
  • «Соловей. Поэзы» (Берлин / Москва: Издание акц. о-ва Накануне, 1923. - 204 с.)
  • «Трагедия титана» (1923)
  • Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925)
  • «Роса оранжевого часа» (1925)
  • Роман в стихах «Рояль Леандра» (1925)
  • Классические розы. Белград, 1931.
  • «Адриатика» (1932)
  • «Медальоны» Белград, 1934.
  • Рукописный поэтический сборник «Литавры солнца» (1934, не был издан)

Изучение творчества

На изучении творчества Игоря-Северянина специализировался рано ушедший из жизни эстонский литературовед-русист Рейн Круус , опубликовавший 25 статей об эстонском периоде творчества поэта. Главным трудом Рейна Крууса стала увидевшая свет в 1988 году в Стокгольме публикация «Игорь Северянин. Письма к Августе Барановой. 1916-1938», в работе над которой участвовал шведский литературовед Бенгт Янгфельдт.

Издания

  • Венок поэту (Игорь-Северянин). - Таллин: Ээсти раамат, 1987.
  • Северянин И. Стихотворения. - Таллин: Ээсти раамат, 1987.
  • Северянин И. Стихотворения. - М.: Сов. Россия, 1988. - 464 с. (Поэтическая Россия)
  • Северянин И. Сочинения. - Таллинн: Ээсти раамат, 1990.
  • Северянин И. Ананасы в шампанском. - М.: Объединение «Глобус», (часть тиража - в сафьяне и коже), 1990.
  • Северянин И. Соловей. Поэзы. - М.: ТОМО, 1990. - 207 с. (Репринт 1923 г.)
  • Северянин И. Классические розы. Медальоны. - М.: Художественная литература, 1990. - 224 с. (Забытая книга)
  • Северянин И. Ананасы в шампанском. Поэзы. - М.: Книга, 1991. - 143 с. (Репринт 1915 г.)
  • Северянин И. Стихотворения и поэмы (1918-1941). - М.: Современник, 1990.
  • Северянин И. Тост безответный. - М.: Республика, 1999.
  • Северянин И. Я избран королем поэтов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Литература

  • Богомолов Н. А. , Петросов К. Г. Северянин Игорь // Русские писатели, 1800-1917. : биографический словарь. М., 2007. Т. 5. С. 533-539.

Каждый интеллектуал, часто открывающий для себя что-то новое, рано или поздно захочет почитать стихи поэтов Серебряного века, которые пытались внести в стандартную и дисциплинированную советскую жизнь что-то свое, живое, естественное и новое. Каждый из них по-своему хотел изменить этот мир, открыть окно и впустить свежий ветер вдохновения. Дать уверенность в делах, в чувствах, отношениях и т. д.

Серебро

Одним из таких представителей является Игорь Северянин (биография его будет представлена ниже). Ему нужно было много трудиться, прежде чем стать «русским интеллектуальным багажом», как о нем говорил педагог Дмитрий Быков. Пришедшие вслед за Золотым веком авангардисты стали смело призывать «сбросить с парохода современности Пушкина и Достоевского», и вместе с ними разные литературные течения и группировки. Произведения Серебряного века действительно будоражат умы, так как в основном относятся к острым вопросам любовной лирики.

Многие до сих пор цитируют любимые и популярные строки из стихов Пастернака, Маяковского, Ахматовой, Блока, Мальденштама, Цветаевой и т. д. К ним относится и Игорь Северянин. В биографии его есть не случайные, очень важные и судьбоносные моменты, о которых дальше и пойдет речь. Это настоящий мастер пера. Он был очень популярным не только у взрослых, но и у молодежи. Однако из постоянно критикующих его статей можно составить целый томик. Но как бы то ни было, на своих выступлениях он собирал огромную толпу благодарных слушателей. Знаменитыми его стихотворения являются «Ананасы в шампанском», «Я - гений», «Это было у моря» и т. д.

Игорь Северянин. Биография (кратко и самое важное о семье и детстве поэта)

Невозможно однозначно относиться к его литературному наследию. В его краткой биографии самое главное состоит в том, что он работал и публиковался исключительно под псевдонимом. Настоящая его фамилия была Лотарев. Он родился в Санкт-Петербурге 4 мая 1887 года. Всей семьей они жили на Гороховой улице в доме под номером 66, которая являлась центральной фешенебельной магистралью Северной столицы. Игорь воспитывался в культурной и весьма состоятельной семье.

Его отцом был Василий Петрович Лотарев - мещанин, дослужившийся до высшего чина - штабс-капитан железнодорожного батальона. Мать, Наталья Степановна Лотарева, была дальней родственницей Афанасия Фета. Она происходила из дворянского рода Шеншиных.

В 1896 году родители Игоря развелись и решили идти каждый своим путем. Что стало причиной их развода, осталось неизвестным.

Перемены

Еще мальчиком он стал проживать в имении у родственников отца, живших в Череповецком районе в деревне Владимировке, куда отец отправился жить после своей отставки и развода. А потом Василий Петрович поехал в город Дальний в Маньчжурию, приняв должность коммерческого агента.

В Череповце Игорь смог окончить только четыре класса училища, а потом, когда ему исполнилось 16 лет, он переехал к отцу (в 1904 году). Ему непременно хотелось увидеть этот замечательный край собственными глазами. Он был вдохновлен красивой и суровой природой дальневосточного края, поэтому и псевдоним он потом взял Северянин, в подражание Мамину-Сибиряку. Но в этот же год перед Русско-японской войной его отец умирает, и Игоря отправляют обратно к матери в Санкт-Петербург.

Первые успехи в поэзии

Игорь Васильевич с самого детства проявлял свой недюженный литературный талант. Первые свои стихи он начал писать в 7-8 лет. В ранней юности он был вдохновлен Женечкой Гуцан, и поэтому его стихи были лирическими. Затем началась война, и в его произведениях стала появляться военно-патриотическая нотка. С 1904 года его стихи начинают печатать в периодических изданиях. На это повлиял его любимый писатель Алексей Константинович Толстой. Игорь больше всего хотел получить отклик от редакторов, а вот у читателей стихи особого восторга не вызывали, поэтому ему возвращали его произведения обратно.

Отмечая самое главное в биографии Игоря Северянина, нельзя не сказать о том, что он начинал печататься под псевдонимами «Граф Евграф д’Аксанграф», «Игла», «Мимоза». Примерно в это же время он берет себе окончательный псевдоним Игорь Северянин. В 1905 году он публикует свое стихотворение «Гибель Рюрика».

В 1907 году поэт знакомится с Константином Фофановым, который первым оценил талант молодого писателя и стал его наставником.

Начинающий поэт

В 1909 году стал образовываться поэтический кружок, причем благодаря именно Игорю Северянину. К 1911 году появилось уже целое творческое объединение эгофутуристов. Это было новое течение, которому были свойственны рафинированность ощущений, неологизмы, себялюбие и культ личности. Все это они старались выставить напоказ. Но основатель этого нового литературного движения вскоре покинул его, оказался в кругах символистов и стал выступать сольно.

Появление в российской поэзии такого мастера пера, как Северянин, приветствовал Брюсов. И с этого момента вышло 35 поэтических сборников поэта Северянина. Одна из его рукописей «Хабанера II», благодаря писателю Ивану Наживину, попала в руки самого Льва Толстого, который беспощадно, в пух и прах раскритиковал постмодерниста Северянина. Но этот факт не сломил, а наоборот, пропиарил его имя, хоть и «по-черному». Он стал известным.

Король поэтов

Журналы, нашедшие в этом сенсацию, стали охотно печатать его произведения. В 1913 году вышел его знаменитый сборник, принесший ему славу, - «Громокипящий кубок». Северянин стал ездить со своими выступлениями по всей стране и собирал полные аншлаги. Поэт обладал великолепным исполнительским даром. Борис Пастернак говорил о нем, что в эстрадной декламации стихов он мог соперничать только с поэтом Маяковским.

В 48 сборных поэтических концертах он принял участие и 87 дал лично. Участвуя в поэтическом конкурсе в Москве, он получил звание «Короля поэтов». По баллам он обошел своего главного соперника - Владимира Маяковского. Огромное количество поклонников собрались в просторной аудитории политехнического института, где поэты читали свои произведения. Было горячо в беседах, между поклонниками происходили даже потасовки.

Личная жизнь

В личной жизни не сильно везло Игорю Северянину. К биографии его можно добавить, что с юности он любил свою кузину Лизу Лотареву, которая была старше его на 5 лет. Детьми они вместе проводили лето в Череповце, играли и много беседовали. Но потом Елизавету выдали замуж. Игорь был вне себя от горя и даже чуть не потерял сознание на церемонии венчания в церкви.

Когда ему исполнилось 18 лет, он познакомился с Женечкой Гуцан. Она просто сводила его с ума. Он называл ее Златой (из-за золотых волос) и каждый день дарил ей стихи. Им не суждено было стать супружеской парой, однако от этих отношений у Женечки родилась дочь Тамара, которую поэт увидел только через 16 лет.

Потом мимолетных романов у него будет много, как и гражданских жен. С одной из них, упомянутой ранее Марией Волнянской - певицей цыганских романсов, - у него сложились длительные отношения. В 1912 году поэту понравился эстонский город Тойла, в котором он однажды побывал. В 1918 году он перевозит туда свою больную мать, а следом приезжает и его жена Мария Волнянская. Первое время они жили там на ее гонорары. Однако в 1921 году их семья распалась.

Единственный и официальный

Однако вскоре он обвенчался с лютеранкой Фелиссой Круут, которая ради него приняла православную веру. Она родила Игорю сына Вакху, однако не стала долго его терпеть и в 1935 году выгнала его из дома.

Северянин постоянно изменял ей, и Фелисса об этом знала. Каждый его гастрольный тур заканчивался новой пассией поэта.

Последней его женщиной стала учительница школы - Вера Борисовна Коренди, которая родила ему дочь Валерию. Уже позднее она призналась, что записала ее под другим именем и отчеством, назвав в честь Брюсова.

В 1940 году они переехали в город Пайде, где Коренди стала работать учительницей. Состояние здоровья Северянина сильно ухудшилось. Вскоре они переехали в Таллин. Он скончался от сердечного приступа в 1941 году 20 декабря. Похоронная процессия была скромной, поэта предали земле на Александро-Невском кладбище.

Знаменитые стихи

Вот такой неугомонный и любвеобильный был поэт Игорь Северянин. На его могиле и до сих пор существует пророческие слова, написанные им при жизни: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!».

Самыми известными произведениями поэта стали «Громокипящий кубок» (1913 г.), «Златолира» (1914 г.), «Ананасы в шампанском» (1915г.), «Собрание поэз» (1915-1918 гг.), «За струнной изгородью лиры» (1918 г.), «Вервэна» (1920 г.), «Менестрель. Новейшие поэзы» (1921 г.), «Миррэлия» (1922 г.), «Соловей» (1923 г.), «Роса оранжевого часа» (поэма в 3 частях, 1925 г.), «Классические розы» (1922-1930 гг.), «Адриатика. Лирика» (1932 г.), «Медальоны» (1934 г.), «Рояль Леандра (Lugne)» (1935 г.).

Заключение

Свой неизгладимый след в поэзии, как и многие другие поэты, оставил после себя и Игорь Северянин. Биографию и творчество поэта изучают те, кто понимают, что творцы Серебряного века, как и Золотого, черпали свое вдохновение в любви к другу, женщине и Родине. Патриотизм не был им чужд. Они не были равнодушными к происходящим вокруг них событиям, отображая все в своих стихах. Чуткость и ранимость предопределяла их характер, иначе сложно быть хорошим поэтом.

Конечно, творчество и биография Игоря Северянина, кратко описанные в этой статье, многим могут не дать полноты понимания его истинного таланта, поэтому его произведения лучше почитать самому, поскольку в них есть и отголоски его непростой жизни, и проявления удивительного поэтического дара.