История катюши. Оружие Победы: реактивная система залпового огня «Катюша

Первое, что приходит на ум при слове «Катюша» — смертоносная артиллерийская машина, использовавшаяся Советским Союзом во время . Данные машины широко использовались во время войны и были известны силой наносимого реактивного удара.

Техническое назначение «Катюши» — боевая машина реактивной артиллерии (БМРА), подобные установки стоили меньше, чем полноценное артиллерийское орудие, но при этом могли буквально обрушить ад на голову противнику за несколько секунд. Советские инженеры достигли баланса между огневой мощью, мобильностью, точностью и экономической эффективностью в создании данной системы, что и сделало её всемирно известной.

Создание боевой машины

Работа над созданием Катюши началась в начале 1938 года, когда Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) в Ленинграде получил разрешение на разработку собственной БМРА. Изначально масштабные испытания оружия начались в конце 1938 года, но огромное количество недостатков в машине не впечатлило Советскую армию, однако, после доработки системы, в 1940 году, Катюшу все же выпустили небольшой партией.

Вы, наверняка, гадаете, откуда артиллерийская машина получила своё особенное название – история «Катюши» довольно уникальна. Существование данного оружия было секретом до самого окончания войны, во время которой боевую машину, с целью скрыть её истинную природу, помечали буквами «КАТ», что расшифровывалось «Костикова автоматический термитный», из-за чего солдаты и окрестили её Катюшей, в честь патриотической песни Михаила Исаковского.

Также Катюша издавала громкий воющий звук во время выстрела, а расстановка ракет на орудии напоминала церковный орган, из-за чего немецкие солдаты называли машину «Орган Сталина», за звук и страх, который он порождал в рядах неприятеля. Само же оружие было настолько секретным, что исключительно оперативники НКВД и наиболее доверенные люди были обучены им управлять, и имели на то разрешение, но когда Катюша вышла в массовое производство, ограничения были сняты, и машина поступила в распоряжение Советских войск.

Возможности БМРА «Катюша»

Катюша использовала улучшенный авиационный реактивный снаряд РС-132, адаптированный для наземной установки — М-13.

  • Снаряд содержал в себе пять килограмм взрывчатого вещества.
  • Машина, на которой перемещалась артиллерийская установка – БМ-13 – была создана специально для реактивной полевой артиллерии.
  • Дальность полета ракеты достигала 8,5 километров.
  • Разброс снаряда после выстрела с осколочным действием достигал десяти метров.
  • Установка вмещала в себя 16 реактивных снарядов.

Новая, улучшенная и увеличенная версия снаряда М-13 – трехсотмиллиметровый М-30/31 – была разработана в 1942 году. Данный снаряд также запускался с машины специализированного назначения, названной БМ-31.

  • Луковичной формы боеголовка содержала в себе больше взрывчатого вещества и запускалась, в отличие от М-13, не с рельсовой установки, а с рамы.
  • Раме на БМ-31 не хватало мобильности по сравнению с БМ-13, поскольку изначальные версии подобной пусковой установки не были предназначены для передвижных платформ.
  • Содержание взрывчатки в М-31 повысилось до 29 килограмм, но ценой сокращения дальности до 4,3 км.
  • Каждая рама вмещала в себя 12 боеголовок.

Также использовался и меньший снаряд, М-8, калибром 82 миллиметра, прикрепленный к установке на БМ-8.

  • Дальность М-8 достигала почти шесть километров, а сам снаряд содержал в себе полкило взрывчатого вещества.
  • Для запуска данной боеголовки использовалась рельсовая установка, на которой, благодаря меньшему размеру снарядов, помещалось куда больше ракет.
  • Машина, вмещающая тридцать шесть ракет, называлась БМ-8-36, вмещающая сорок восемь – БМ-8-48 и так далее.

Изначально, М-13 оснащались только взрывчатыми боеголовками и использовались против скоплений вражеских войск, но доказавшая свою функциональность в ходе войны Катюша, стала снабжаться и бронебойными ракетами для противостояния танковым войскам. Дымовые, освещающие и прочие ракеты также были разработаны, дабы дополнять взрывчатые и бронебойные боеголовки. Однако, М-31 по-прежнему оснащалась исключительно взрывчатыми снарядами. Залпом, превышающим сотню ракет, они наносили не только максимальные физические разрушения, но и психологический урон противнику.

Но все подобные ракеты имели один недостаток – они не отличались точностью и были эффективны только в больших количествах и в атаках на крупные и растянутые по территории цели.

Изначально, пусковые установки Катюши монтировались на грузовик ЗИС-5, но дальше, по ходу войны, установки монтировали на разнообразные транспортные средства, включая поезда и лодки, равно как и на тысячи американских грузовиков, полученных в ходе ленд-лиза.

Первые бои БМРА «Катюша»

Катюша дебютировала в бою в 1941 году, во время внезапного вторжения немецких войск на территорию Советского союза. Это было не самое подходящее время для развертывания машины, поскольку единственная батарея имела только четыре дня тренировки, а заводы для массового производства едва-едва были созданы.

Однако, первая батарея состоящая из семи пусковых установок БМ-13 и шестисот ракет М-13 была отправлена в бой. В то время, Катюша была секретной разработкой, поэтому было принято огромное количество мер, чтобы спрятать установку до участия в бою.

Седьмого июля 1941 года первая батарея вступила в бой, атаковав нападающие немецкие войска подле реки Березины. Немецкие солдаты ударились в панику, когда ливень взрывных снарядов обрушился им на головы, осколки снарядов, разлетавшиеся на несколько метров, ранили и контузили бойцов, а воющий звук выстрела деморализовал не только новобранцев, но и закаленных солдат.

Первая батарея продолжала участвовать в бою, раз за разом оправдывая возложенные на неё ожидания, но в октябре солдаты противника смогли окружить батарею – однако, захватить её им не удалось, поскольку отступающие войска советской армии разрушили снаряды и пусковые установки, чтобы секретное оружие не попало в руки врага.

Залп ракет М-13, выпущенный батареей из четырех БМ-13 в течении 7-10 секунд запускал 4.35 тонн взрывчатки на площадь более 400 квадратных метров, что примерно равнялось разрушительной мощи семидесяти двух однокалиберных артиллерийских батарей.

Отличная демонстрация боевых возможностей первой батареи БМ-13 привела к массовому производству оружия, и уже в 1942 году советской армии было доступно впечатляющее количество пусковых установок и ракет. Они широко использовались в защите территорий СССР и дальнейшем наступлении на Берлин. Более пятисот батарей «Катюши» участвовало в войне с огромным успехом, а к концу войны было произведено более десяти тысяч пусковых установок и более двенадцати миллионов ракет с участием около двухсот разнообразных фабрик.

На руку быстрому производству орудий играло то, что для создания Катюши требовалась только легкая техника, а время и ресурсы, затрачиваемые на производство, были куда меньше, чем необходимые для создания гаубиц.

Наследники БМРА « Катюши»

Успешность Катюши в бою, её простое устройство и выгодное производство гарантировали то, что сейчас это орудие по-прежнему изготавливается и используется по сей день. «Катюша» стало нарицательным именем для российских БМРА разнообразных калибров вместе с префиксом «БМ».

Самый известный вариант, послевоенный БМ-21 Град, поступивший в арсенал армии в 1962 году, используется до сих пор. Как и БМ-13, БМ-21 основан на простоте, боевой мощи и эффективности, что обеспечило его популярность, как среди государственных военных, так и среди милитаризированной оппозиции, революционеров и других незаконных группировок. БМ-21 имеет сорок ракет, которые запускает на расстояние до 35 километров в зависимости от типа снаряда.

Существует также и другой вариант, появившийся раньше БМ-21, а именно в 1952 году – БМ-14, калибром 140 мм. Что интересно, данное орудие широко используется экстремистами, поскольку имеет дешевую, компактную и мобильную вариацию. Последнее подтвержденное использование БМ-14 – в 2013 году, в Гражданской войне в Сирии, где вновь продемонстрировало возможность обеспечивать огромную огневую мощь в массивных атаках.

Это унаследовали БМРА БМ-27 и БМ-30, которые используют калибр 220 и 300 мм соответственно. Подобные «Катюши» могут быть оснащены дальнобойными ракетами с системной наведения, позволяющими атаковать противника с куда большей точностью на больших расстояниях, чем во времена Второй Мировой. Дальность БМ-27 достигает 20 км, а дальность БМ-30 – до 90 км. Данные установки могут запускать огромное количество снарядов за очень короткое время, заставляя старый БМ-13 выглядеть невинной игрушкой. Хорошо координированный залп трехсотым калибром из нескольких батарей легко может сравнять с землей целую дивизию противника.

Последняя наследница Катюши – РСЗО Торнадо — универсальная ракетная пусковая установка, комбинирующая ракеты БМ-21, БМ-27 и БМ-30, на восьми колесном шасси. Она использует автоматическую установку боеприпасов, наведение, спутниковую навигацию и системы позиционирования, позволяющие вести огонь с куда большей точностью, чем её предшественники. РСЗО Торнадо – будущее российской ракетной артиллерии, гарантирующее, что Катюша всегда останется востребованной в будущем.

Уникальное оружие времен Великой Отечественной войны, в народе прозванное «Катюшей», давно стало легендой, а необычное название, которым окрестили ракетную установку в военные годы, так и закрепилось за ней. Фронтовики рассказывают, что когда начиналась стрельба из грозного оружия, советские граждане часто заводили пластинку с песней «Катюша»…

Оглушительный вой, которым сопровождался полет ракеты, буквально сводил с ума. Те, кто не погибал во время обстрела, часто уже не могли оказывать сопротивление, так как были контужены, оглушены, психологически подавлены.

Происхождение названия

Почему страшное фронтовое оружие получило столь ласковое прозвище «Катюша»? И почему именно Катюша?

По этому поводу существует несколько версий.

Первая принадлежит фронтовикам. Мол, перед самой войной была очень популярна песня Матусовского и Блантера о девушке Катюше, и красивое русское имя как-то само собой пристало к новой реактивной установке.

Вторую версию выдвинули военные специалисты. Читая статью в «Правде», они строили догадки, что же за оружие применено под Оршей? Целый залп! Значит, пушка автоматическая и многоствольная. В сообщении указывалось, что в районе поражения все горело. Понятно: снаряды зажигательные — термические. Огненные хвосты?! Это же ракеты. А кто тогда считался их «отцом», специалисты преотлично знали: Андрей Костиков. Полигонщики называли «БМ-13» по-своему: «Костиковские автоматические термические», сокращенно — «КАТ». И среди фронтовиков, приезжавших на полигоны, слово «кат» прижилось быстро. Это слово бойцы увозили на передовую, а уж там оставалось недалеко и до любимой всеми «Катюши».

Другой вариант версии, порожденной спецами, предполагает, что прозвище связано с индексом «К» на корпусе миномета — установки выпускались заводом имени Коминтерна...

Третья версия еще более экзотична и требует особого пояснения. На шасси автомобиля установки «БМ-13» имели направляющие, которые на техническом языке назывались скатами. Сверху и снизу каждого ската устанавливалось по снаряду. В отличие от ствольной артиллерии, где расчёт пушки делится на заряжающего и наводчика, в реактивной артиллерии расчет не имел официальных названий, но со временем разделение солдат, обслуживающих установку по выполняемым функциям, тоже определилось. 42-килограммовый снаряд для установки «М-13» обычно выгружали несколько человек, а затем двое, впрягшись в лямки, подтаскивали снаряды к самой установке, поднимали их на высоту скатов, и третий человек обычно помогал им, подталкивая снаряд, чтобы тот точно вошёл в направляющие. Двое солдат держали тяжеленный снаряд, и для них в этот момент сигнал «толкача-катилы-катюши» о том, что снаряд встал-закатился-накатился в направляющие скаты, означал благополучное окончание очень ответственной части работы по снаряжению установки для залпа. Разумеется, все солдаты таскали снаряды и каждый выполнял тяжёлую работу по их поднятию к скатам. Специально выделенного человека, ответственного за установку снаряда в скаты, не было. Но сама работа приводила к тому, что в последний момент кто-то должен был брать на себя роль «катюши» по заталкиванию снаряда на направляющие, принимая ответственность о благополучном завершении операции на себя. Ясно, что были случаи падения снарядов на землю, и тогда его приходилось поднимать с земли и начинать все заново, если «катюша» в чем-то ошибался.

И еще одно. Установки были настолько засекречены, что запрещалось даже подавать команды «пли», «огонь», «залп» и тому подобное. Вместо этого звучали команды: «пой» и «играй». Ну а для пехоты залпы реактивных установок были самой приятной музыкой, означавшей, что сегодня немцам достанется по первое число, а потерь среди своих почти не будет.

Создание «Катюши»

История появления на Руси первых ракет уходит корнями в пятнадцатый век. Широкое распространение получили пиротехнические ракеты в конце 17- начале 18 веков, этот период связан с деятельностью Петра Первого, при котором были созданы первые фейерверочные лаборатории. В 1680 году в Москве было организовано специальное «ракетное заведение» для производства фейерверочных, осветительных и сигнальных ракет.

В 1717 году на вооружение русской армии была принята однофунтовая осветительная ракетная граната, поднимавшаяся на высоту более 1 километра. В 1810 году военное ведомство России поручает Военно-ученому Комитету при Главном артиллерийском управлении заняться вопросами создания боевых ракет для применения их в боевых операциях.

В 1813 году талантливый русский ученый генерал А. Д. Засядко создал несколько типов боевых ракет калибра от 2-х до 4-х дюймов. Созданные другим видным представителем русской артиллерийской школы генералом К. И. Константиновым 2-, 2,5- и 4-х дюймовые ракеты были приняты на вооружение русской армии, и имели более высокую точность стрельбы, лучшую надежность и выдерживали более длительные сроки хранения. Однако в то время боевые ракеты не смогли выдержать конкуренцию с бурно совершенствовавшейся артиллерией из-за ограничений по дальности полета снарядов и их значительного рассеивания при обстреле.

В результате в январе 1886 года Артиллерийский комитет принял решение о прекращении производства в России боевых ракет.

Развитие прогресса в ракетостроении все же остановить было невозможно, и в годы перед первой мировой войной, в России были сделаны попытки создания ракет для поражения аэропланов и аэростатов противника. Бывший вице-директор Путиловского завода И.В. Воловский в апреле 1912 года представил в Военное министерство России в перспективный проект вращающихся ракет нового типа и проект двух «Метательных аппаратов» для пуска ракет с самолета и автомобиля. Несмотря на ряд положительных результатов, полученные в области реактивного вооружения в начале двадцатого века, этот проект не нашел применения. Причиной было то, что уровень научных знаний в области ракетостроения в этот период по-прежнему оставался невысоким. Большинство изобретателей ракет на твердом топливе не были знакомы с теоретическими трудами К.Э. Циолковского и других ученых в области ракетостроения. Но, главным недостатком всех проектов ракет начала двадцатого века было использование в качестве источника энергии низкокалорийного и неоднородного по структуре топлива - черного дымного пороха.

Новое слово в совершенствовании ракетного оружия было сказано в 1915 году, когда преподаватель Михайловской артиллерийской академии полковник И.П.Граве впервые предложил новое твердое топливо - бездымный пироксилиновый порох, обеспечивающий ракете большую грузоподъемность и дальность полета.

Новое живительное дыхание в развитие отечественного ракетостроения пришло в советское время. Понимая важность и значимость реактивной техники для обороноспособности страны, государство создало в 1921 году в Москве специальную ракетную лабораторию для разработки ракет на бездымном порохе. Ее возглавили инженер Н.И. Тихомиров и его сподвижник и единомышленник В.А. Артемьев. 3 марта 1928 года, после множества исследований и экспериментов, испытаний, был произведен первый успешный пуск, сконструированные Н.И.Тихомировым и В.А.Артемьевым, ракеты с зарядом двигателя из крупношашечного бездымного пороха. Созданием этой первой ракеты на бездымном порохе был заложен фундамент для разработки реактивных снарядов гвардейских минометов - для знаменитых «Катюш». Дальность снарядов уже тогда достигала 5-6 километров, но они имели большие отклонения от цели, и проблема обеспечения удовлетворительной кучности стрельбы оказалась наиболее сложной. Было испробовано множество различных вариантов, однако долгое время испытания не давали положительных результатов.

Осенью 1937 года в РНИИ начали претворять в жизнь идею механизированных ракетных установок. В институте создали отдел под руководством И. И. Гвая. В конструкторскую группу вошли А.П.Павленко, А. С. Попов, В.Н. Галковский. Сейчас именно этих ученых считают «отцами» легендарного ракетного миномета «Катюша». Трудно точно выяснить, кому именно пришла в голову идея установить реактивную систему на грузовой автомашине. Одновременно решили использовать в качестве направляющих для реактивных снарядов конструкцию типа «Флейта», которую ранее разработали для авиации.

За неделю коллектив авторов подготовил технический проект установки, включавший двадцать четыре направляющих типа «Флейта». Их предполагалось расположить в два ряда на металлической раме, установленной поперек продольной оси типовой грузовой машины марки ЗИС-5. Наводку реактивной системы по горизонтали намеревались осуществлять с помощью самого грузовика, а вертикальную — специальным ручным механизмом. Летом 1938 года в обстановке строгой секретности изготовили два первых опытных образца реактивной системы залпового огня, смонтированной на автомашинах ЗИС-5. В декабре 1938 года новые типы установки прошли войсковые испытания уже на другом полигоне, где их проверяла Государственная войсковая комиссия. Испытания проходили в тридцатипятиградусный мороз. Все системы сработали отлично, и ракеты поразили расчетные цели. Комиссия высоко оценила новый вид оружия, и декабрь 1938 года можно считать месяцем и годом рождения легендарных «катюш».

21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям Советского правительства и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина 13).

Таким образом, была создана высокоманевренная, быстроходная боевая машина, способная вести одиночный, групповой и залповый огонь.


Известная фраза: «Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая камнями и палками» принадлежит Альберту Эйнштейну. Пожалуй, всем понятно, что имел ввиду великий ученый.

Процесс развития и совершенствования вооружений, идущий нога в ногу с достижениями науки и техники, ведет, в конечном счете, к массовому уничтожению людей. Каким может быть итог афористично объяснил отец «теории относительности». О чем тут можно спорить…?

Но вот парадокс. Понимая, что любое оружие предназначено для уничтожения человека (глупость про летальное и не летальное повторять не стоит) люди с уважением сохраняют память об отдельных его видах.

«Оружие победы»: танк Т-34 или реактивная установка «Катюша».

Кто не слышал о трехлинейке Мосина или знаменитом пулемете Максим. Разве не заслуженно носят звание «Оружие победы» танк Т-34 или реактивная установка «Катюша». Все так. И пока «голуби мира» уступают «ястребам», оружие будут производить.

Как создавалось оружие Победы

Реактивные снаряды, принцип действия которых основан на пороховых ракетах, пытались использовать во многих армиях е ще в XIX веке. Более того, к концу позапрошлого столетия от них, как от неэффективных, даже отказались. Обосновывалось это следующим:

  • существовала опасность поражения своего личного состава при несанкционированном взрыве таких снарядов;
  • большое рассеивание и недостаточная точность стрельбы;
  • небольшая дальность полета, практически не отличающаяся от этого показателя у ствольной артиллерии.

Причиной недостатков было использование некачественного ракетного топлива. Черный (дымный пороха) не подходил, а другого и не было. И почти на полвека о ракетах забыли. Но как выяснилось, не навсегда.

В Советском Союзе к работам по созданию новых снарядов приступили в начале 20-х годов. Возглавили этот процесс инженеры Н. И. Тихомиров и В. А. Артемьев.

к концу года после многочисленных испытаний для авиации были созданы 82-х и 132-х миллиметровые снаряды системы воздух-земля

Результаты испытаний они показали неплохие. Дальность полета составила 5 и 6 км соответственно. Но большое рассеивание сводило эффект выстрела на нет.

Как и в других сферах жизни страны, многие инженеры и конструкторы — авторы новых видов вооружения, испытали на себе «прелести» репрессий. Тем не менее в 1937-38 гг. были разработаны и приняты на вооружение для бомбардировочной авиации реактивные снаряды РС-82 и РС-132

Одновременно велась работа по созданию аналогичных боеприпасов, но для артиллерии. Наиболее удачным вариантом оказался модифицированный РС-132, который стал называться М-13.

После проведенных 21 июня 1945 г. очередных испытаний, новый снаряд М-13 отправили в серийное производство. Соответственно начали производить и пусковые установки БМ-13 — оружие победы «Катюша».


Военная машина Катюша БМ-13 с пусковой установкой

Первым укомплектованным новыми системами подразделением, прибывшим на фронт, стала батарея, в составе 7 пусковых установок на базе грузовиков ЗиС-6. Командовал подразделением капитан Флеров.

Первый залп Катюша произвела 16 июля 1941 г. по железнодорожному узлу станции Орша, где находилось большое количеству вражеских войск. Эффект оказался впечатляющим. Взрывы и пламя уничтожили все. После нанесения первого сокрушительного удара Катюша стала главным оружием ВОВ.

Успешные результаты применения реактивных минометов (вслед за подразделением капитана Флёрова, были сформированы еще 7 батарей) способствовали наращиванию темпов производства нового вооружения.

Уже к осени 1941 г. оборонная промышленность смогла поставить на фронт около 600 БМ-13, что позволило сформировать 45 дивизионов. В составе каждого три батареи по четыре пусковые установки. Эти подразделения укомплектовывались боевой техникой и личным составом в первую очередь и на 100%.

Позднее началось реорганизация реактивной артиллерии, объединившая отдельные дивизионы в полки. Полки были четырех дивизионного состава (кроме трёх реактивных был один зенитный дивизион). На вооружении полка находились 36 «Катюш» и 12 зениток (37 мм калибра).

На вооружении полка находились 36 «Катюш» и 12 зениток.

В штатном расписании каждого полка было 1414 человек личного состава. Сформированным полкам сразу же присваивали звания гвардейских и их официально называли полками гвардейских минометов.

В ходе войны для создателей реактивной артиллерии, несмотря на достигнутые результаты, неизменными сохранялись боевые задачи: добиться увеличение дальности стрельбы, усилить мощность боевой части ракеты, повысить точность и кучность ведения огня.

Для их решения одновременно велись работы и по усовершенствованию ракетного заряда, и по увеличению боевых возможностей ракетного снаряда в целом. Наряду со снарядами, принятыми на вооружение еще до войны, был разработан и начал серийно выпускаться вариант М-31.


БМ-13 на Студебекере

Характеристики реактивных снарядов

Параметры M-13 М-8 M-31
Масса корпуса ракетного двигателя, кг 14 4,1 29
Внутренний диаметр корпуса, мм 123,5 73 128
Толщина стенки корпуса, мм 4 3,5 5
Диаметр критического сечения сопла α кр, мм 37,5 19 45
Диаметр соплового раструба α а, мм 75 43 76,5
Отношение α а /α кр 2 2,26 1,7
Критерий Победоносцева 170 100 160
Плотность заряжения, г/см 3 1,15 1,0 1,0
Коэффициент массового совершенства двигателя α 1,95 3,5 2,6
Показатель интенсивности двигателя β, кгс.с/кг 95 55 70

Немцы ужасно боялись этого нашего смертоносного оружия, называя его «сталинскими органами». Реактивные снаряды чаще всего применяли для подавления наступающего противника. Обычно после нанесения ракетного удара пехота и танки прекращали движение вперед и долго не проявляли активности на данном участке фронта.

Поэтому и не нуждается в объяснении стремительное развитие реактивной артиллерии в ходе войны.

пусковых установок и 12 млн. ракетных снарядов выпустила оборонная промышленность страны в период с 1941-1945 год

Основная масса установок базировалась сначала на автомобилях ЗиС-6, а после поставок по «ленд-лизу» на американских машинах «Студебекерах». Использовались и другие транспортные средства: мотоциклы, аэросани, бронекатера, железнодорожные платформы и даже отдельные виды танков. Но БМ-13, «Катюша» была самой эффективной установкой.

Секрет названия реактивной установки БМ-13 — «Катюша»

Практика присвоения официальных и неофициальных имен отдельным видам вооружения известна давно. Существует она во многих странах мира.

В Красной Армии некоторые модели танков носили имена государственных деятелей (КВ – Климент Ворошилов, ИС – Иосиф Сталин), самолеты именовались по фамилиям их создателей (Ла –Лавочкин, Пе- Петляков).

А вот к заводским аббревиатурам артиллерийских систем, с учетом их особенностей, имена собственные добавляла солдатская выдумка (Например, гаубицу М-30 величали «Матушкой»).

Существует несколько версий о том, почему артиллерийская установка «Катюша» получила именно такое название:

  1. Имя ракетной установки связывают с популярной песней М. Исаковского и М. Блантера «Катюшей». Первый залп реактивной батареи производился с возвышенности. Вот и возникла ассоциация со строчкой из песни…
  2. На корпусе миномета красовалась буква «К», обозначавшая завод им. Коминтерна. Не исключено, что первая буква имени и стала причиной присвоения его ракетной установке.
  3. Существует еще версия. В боях на Халхин-Голе бомбардировочная авиация использовала снаряды М-132, сухопутным аналогом которого стал боеприпас для «Катюши» М-13. А эти самолеты иногда называли «Катюшами».

В любом случае, самым массовым, известным и заслужившим звания «оружие Победы», реактивным минометом (а во время войны он был не единственным) стала «Катюша».

Модификации военной техники Катюша

Еще в годы войны, немецкие специалисты пытались получить описание, характеристики, схемы, технические тонкости, связанные с грозным советским оружием. Одному из эпизодов войны, связанному с повышенной секретностью, окружавшей БМ-13 был посвящен художественный фильм «Отряд особого назначения».

Как уже отмечалось во время войны было создано несколько модификаций реактивных минометов. Среди них стоит выделить:

К особенности этой установки относится наличие спиралевидных направляющих. Такое новшество способствовала повышению точности выстрела.


Военная техника Катюша БМ-13-СН (фото)

БМ-8-48

Здесь происходила проверка взаимосвязи количества и качества. Применялся менее мощный, снаряд М-8 и одновременно увеличивалось количество направляющих до 48.


По цифрам видно, что для данной установки применяли более мощный 310мм боеприпас М-31.


Но, судя по всему, разработчики новых вариантов, пытаясь усовершенствовать БМ-13, приходили к банальному выводу, лучшее враг хорошего. Характеристики, представленные в таблице подчеркивают главное достоинство гвардейского миномета — его простоту.

Тактико-технические характеристики БМ-13

Характеристика пусковой установки БМ-13

Характеристика реактивного снаряда М-13

Шасси ЗиС-6 Калибр (мм) 132
Количество направляющих 16 Размах лопастей стабилизатора (мм) 300
Длина направляющих 5 Длина (мм) 1465
Угол вертикальной наводки (град) +4/+ 45 Вес (кг)
Угол горизонтальной наводки (град) -10/+10 снаряженного боеприпаса 42,36
Длина в походном положении (м) 6,7 снаряженной головной части 21,3
Ширина (м) 2,3 разрывного заряда 4,9
Высота в походном положении (м) 2,8 снаряженного реактивного двигателя 20,8
Вес без снарядов (кг) 7200 Скорость снаряда (м/сек)
Мощность двигателя (л.с.) 73 при сходе с направляющей 70
Скорость (км/час) 50 максимальная 355
Экипаж (чел.) 7 Длина активного участка траектории (м) 1125
Переход из походного полож. в боевое (мин) 2-3 Максимальная дальность стрельбы (м) 8470
Время заряжания установки (мин) 5-10
Время полного залпа — 7-10 минут

Преимущества и недостатки

Несложное устройство Катюши и ее пусковой установки — главный козырь в оценке батарей БМ-13. Артиллерийская часть состоит из восьми пятиметровых двутавровых направляющих, рамы, поворотного механизма и пускового электрооборудования.

В ходе технических доработок на установке появились подъемный механизм и прицельное устройство.

В составе экипажа было 5-7 человек.

Реактивный снаряд Катюши состоял из двух частей: боевой, схожей с осколочно-фугасным артвыстрелом и реактивного порохового снаряда.

Боеприпас был также достаточно простым и недорогим. Словом, наряду с эффективностью боевого применения, простота и дешевизна системы смело могут быть отнесены к преимуществам «Катюши».

Объективности ради надо указать и на недостатки БМ-13:

  • низкая точность и рассеивание снарядов при осуществлении залпа. С появлением спиралевидных направляющих эта проблема была частично решена. Между прочим, и у современных РСЗО эти недостатки в какой-то мере сохраняются;
  • малая, по сравнению со ствольной артиллерией, дальность боевого применения;
  • сильная задымленность, появляющаяся во время стрельбы, демаскировала боевую позицию подразделения;
  • осколочно-фугасный эффект реактивного снаряда не представлял особой опасности для находящихся в долговременных укрытиях или в бронетехнике;
  • тактика действий дивизионов БМ-13 предусматривала их быстрое перемещение с одной на другую огневые позиции. Повышенный центр тяжести автомобилей, нередко приводил к их перевертыванию на марше.

Послевоенная история системы залпового огня

После победы, история создания Катюши продолжилась. Работы по совершенствованию установки залпового огня не прекратились. Продолжались они и в мирное время. Основной моделью стала реактивная система БМ-13-СН, совершенствование и испытание которой с разной степенью успеха продолжались несколько лет.

Интересно, что реактивная система залпового огня «Катюша» в почти неизменном виде (менялось только шасси) оставалась востребованной вплоть до 1991 года. СССР продавал РСЗО практически всем социалистическим и некоторым развивающимся странам. А Иран, Китай, Чехословакия и Северная Корея производили их.

Если абстрагироваться от сложных технических новшеств, то все послевоенные РСЗО, известные под названиями: БМ-24, БМ-21 «Град», 220 мм «Ураган», «Смерчь», без сомнения могут считать своей «проматерью» знаменитую во всем мире «Катюшу».

Всё началось с разработки реактивных снарядов на основе дымного пороха в 1921 году. Участие в работе над проектом принимали Н.И. Тихомиров, В.А. Артемьев из газодинамической лаборатории.

К 1933 году работа была практически завершена и начались официальные испытания. Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки. Эти снаряды были прототипами тех, что позже использовались на "катюшах". Доработкой занималась группа разработчиков Реактивного института.

В 1937-38 годах реактивные снаряды данного типа были приняты на вооружение военно-воздушными силами Советского Союза. Их использовали на истребителях И-15, И-16, И-153, а позже - на штурмовиках Ил-2.

С 1938 по 1941 годы в Реактивном институте шла работа по созданию многозарядной пусковой установки, смонтированной на базе грузового автомобиля. В марте 1941 года были проведены полигонные испытания установок, получивших название БМ-13 - Боевая Машина 132 мм снарядов.

На боевых машинах стояли осколочно-фугасные снаряды калибра 132 мм под названием М-13, буквально за несколько дней до начала войны пущенные в серийное производство. 26 июня 1941 года в Воронеже была завершена сборка двух первых серийных БМ-13 на базе ЗИС-6. 28 июня установки прошли испытания на подмосковном полигоне и поступили в распоряжение армии.

Экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И. Флёрова впервые приняла участие в боях 14 июля 1941 года за занятый накануне немцами город Рудня. Два дня спустя это же соединение обстреляло железнодорожную станцию Орша и переправу через реку Оршица.

Производство БМ-13 было налажено на заводе им. Коминтерна в Воронеже, а также на московском "Компрессоре". Производство снарядов было организовано на московском заводе им. Владимира Ильича. За время войны было разработано несколько модификаций реактивной установки и снарядов к ней.

Через год, в 1942-ом, были разработаны снаряды калибром 310 мм. В апреле 1944 года под них создали самоходную установку с 12 направляющими, которая монтировалась на шасси грузовой автомашины.

Происхождение названия


В целях сохранения секретности руководство настоятельно рекомендовали называть установку БМ-13 как угодно, лишь бы не раскрывать подробностей её характеристик и назначения. По этой причине солдаты первое время называли БМ-13 "гвардейским миномётом".

Что же до ласкового "Катюша", то версий относительно появления такого имени для миномётной установки существует множество.

Одна из версий гласит, что миномётную установку назвали "катюшей" по названию популярной перед войной песни Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского "Катюша". Версия весьма убедительна потому, что при обстреле Рудни установки были расположены на одной из местных возвышенностей.

Другая версия отчасти более прозаична, но не менее душевна. В армии существовала негласная традиция давать оружию ласковые прозвища. К примеру, гаубица М-30 получила прозвище "Матушкой", пушка-гаубица МЛ-20 звали "Емелькой". Первоначально БМ-13 какое-то время называли "Раисой Сергеевной", таким образом расшифровывая сокращение РС - реактивный снаряд.


Установки были настолько охраняемой военной тайной, что в ходе боевых действий категорически запрещалось использовать традиционные команды вроде "огонь", "залп" или "пли". Их заменили на команды "играй" и "пой": для запуска надо было очень быстро крутить ручку электрогенератора.

Ну и ещё одна из версий совсем проста: неизвестный солдат написал на установке имя любимой девушки - Катюша. Прозвище прижилось.

Тактико-технические характеристики

Главный конструктор А.В. Костиков

  • Число направляющих - 16
  • Длина направляющих - 5 метров
  • Вес в походном снаряжении без снарядов - 5 тонн
  • Переход из походного положения в боевое - 2 - 3 минуты
  • Время на заряжание установки - 5 - 8 минут
  • Продолжительность залпа - 4 - 6 секунд
  • Тип снаряда - реактивный, осколочно-фугасный
  • Калибр - 132 мм
  • Максимальная скорость снаряда - 355 м/с
  • Дальность - 8470 метров

Публикации раздела Музеи

Выходила на берег «катюша»

З наменитая боевая машина в музеях, фильмах и компьютерных играх .

14 июля 1941 года недалеко от железнодорожной станции города Орши знаменитая батарея капитана Ивана Флёрова впервые атаковала противника. На вооружении батареи находились совсем новые, неизвестные немцам боевые машины БМ-13, которые бойцы ласково назовут «катюшами».

Тогда еще мало кто знал, что эти машины будут участвовать в самых важных боях Великой Отечественной и наряду с легендарными танками Т-34 станут символом победы в этой страшной войне. Однако их мощь и русские, и немецкие солдаты и офицеры смогли оценить уже после первых выстрелов.

Рассказывает профессор Академии военных наук РФ, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков .

Первая операция

Сведения о количестве машин, находившихся на вооружении батареи, разнятся: по одной версии, их было четыре, по другой - пять или семь. Но мы точно можем сказать, что эффект от их применения был ошеломительный. На станции была уничтожена военная техника и железнодорожные составы и, по нашим данным, батальон немецкой пехоты, а также важное военное имущество. Взрыв был настолько сильный, что Франц Гальдер, начальник генерального штаба сухопутных войск Германии, сделал запись в своем дневнике о том, что в месте попадания снарядов плавилась земля.

Батарея Флёрова была переброшена в район Орши, так как прошла информация, что на этой станции скопилось большое количество важных для немецкой стороны грузов. Есть версия, что кроме немецких частей, которые туда прибывали, на станции осталось и секретное оружие СССР, которое не успели вывезти в тыл. Его надо было быстро уничтожить, чтобы оно не досталось немцам.

Для выполнения этой операции была создана специальная танковая группа, которая поддерживала батарею, поскольку она шла к Орше по уже оставленной советскими войсками территории. То есть немцы в любой момент могли ее захватить, это было очень опасное, рискованное предприятие. Когда батарея только готовилась к выходу, конструкторы строго наказали взорвать БМ-13 в случае отступления и окружения, чтобы машины ни в коем случае не достались противникам.

Этот наказ бойцы выполнят позже. В отступлении под Вязьмой батарея оказалась в окружении, и в ночь на 7 октября 1941 года она попала в засаду. Вот здесь батарея, сделав последний залп, была взорвана по приказу Флёрова. Сам капитан погиб, посмертно ему был присвоен Орден Отечественной войны I степени, в 1942 году, а в 1995 году он стал Героем России.

Образ БМ-13 («катюша») активно используется в видеоиграх о Второй мировой войне:

БМ-13 («катюша») в компьютерной игре Company of Heroes 2

Залп БМ-13 в компьютерной игре «В тылу врага - 2»

Машина БМ-13 («катюша»)

Залп «катюши» в компьютерной игре War Front: Turning Point

Об истории создания ракетных установок

Разработки реактивных снарядов начались у нас еще в 20-е годы XX века и проводились сотрудниками Газодинамического института. В 30-х исследования продолжились в Ракетном научно-исследовательском институте, возглавляемом Георгием Лангемаком. Впоследствии он был арестован, подвергся репрессиям.

В 1939–1941 годах происходило усовершенствование реактивных систем, проводились испытания. В марте - июне 1941 года был показ систем. Решение о создании батарей, включавших в себя новое оружие, было принято буквально за несколько часов до начала войны: 21 июня 1941 года. Вооружение первой батареи составили машины БМ-13 со снарядом 130 мм. Одновременно шла разработка машин БМ-8, а в 1943 году появились БМ-31.

Помимо машин, был разработан еще и специальный порох. Немцы охотились не только за нашими установками, но и за составом пороха. Его секрет им так и не удалось разгадать. Отличие в действии этого пороха было в том, что немецкие орудия оставляли длинный дымный шлейф, который составлял более 200 метров, - сразу можно было понять, откуда стреляют. У нас такого дыма не было.

Готовились эти реактивные системы залпового огня на заводе «Компрессор» (в мирное время это был завод холодильного оборудования, что с хорошей стороны характеризует взаимозаменяемость в сфере тяжелой промышленности) и на воронежском заводе «Коммунар». И конечно, кроме первой батареи капитана Флёрова в начале войны создавались и другие батареи, на вооружении которых находились реактивные системы. Как представляется современным исследователям, в самом начале войны они посылались для охраны штабов. Большинство из них были посланы на Западный фронт для того, чтобы немцы не могли внезапно захватить штаб, чтобы ошеломить противника огнем и остановить его наступление.

О прозвище

Первая батарея Флёрова принимала участие в сражениях за Смоленск, Духовщину, Рославль, Спас-Деменск. Другие батареи, их было около пяти, находились в районе города Рудни. И первая версия о происхождении прозвища этих машин - «катюша» - действительно связана с песней. Батареи сделали залп по площади Рудни, где в тот момент находились немцы, кто-то из свидетелей происходящего якобы сказал: «Да, это песня!» - а кто-то другой подтвердил: «Да, как «Катюша». И вот эта кличка сначала перекочевала в штаб 20-й армии, при которой находилась батарея, а потом распространилась по всей стране.

Вторая версия о «катюше» связана с заводом «Коммунар»: на машинах ставилась литера «К». В пользу этой теории говорит то, что гаубицу М-20 с литерой «М» бойцы прозвали «матушкой». Есть много других предположений по поводу происхождения прозвища «катюша»: кто-то считает, что в момент залпа машины протяжно «пели» - в одноименной песне тоже есть длинный распев; кто-то говорит, что на одной из машин было написано имя реальной женщины, и так далее. Но, кстати говоря, были и другие названия. Когда появилась установка М-31, кто-то стал называть ее «андрюша», а немецкий миномет Nebelwerfer прозвали «ванюша».

Кстати говоря, одним из названий БМ-13 среди немецких солдат была кличка «сталинский орга́н», потому что направляющие машины были похожи на трубы. И сам звук, когда «катюша» «пела», тоже походил на органную музыку.

Самолеты, корабли и сани

Ракетные установки типа БМ-13 (а также БМ-8 и БМ-31) монтировались и на самолетах, и на кораблях, и на катерах, даже на санях. В корпусе Льва Доватора, когда он пошел в рейд по немецким тылам, эти установки находились именно на санях.

Однако классическая версия - это, конечно, грузовик. Когда машины только попали в производство, они ставились на грузовик ЗИС-6 с тремя осями; когда он разворачивался в боевое положение, сзади устанавливались еще два домкрата для большей устойчивости. Но уже с конца 1942-го, особенно в 43-м году, все чаще эти направляющие стали монтироваться на поставляемых по ленд-лизу и хорошо зарекомендовавших себя американских грузовиках «Студебекер». У них была хорошая скорость и проходимость. Это, кстати, одна из задач системы - сделать залп и быстро скрыться.

«Катюша» действительно стала одним из главных орудий Победы. Все знают танк Т-34 и «катюшу». Причем знают не только у нас в стране, но и за рубежом. Когда СССР вел переговоры по ленд-лизу, обменивался информацией и техникой с англичанами и американцами, то советская сторона требовала поставок радиоаппаратуры, радаров, алюминия. А союзники требовали «катюши» и Т-34. Танки СССР дал, насчет «катюш» - не уверен. Скорее всего, союзники и сами догадались, как делаются эти машины, но ведь можно создать идеальный образец и не суметь наладить массовое производство.

Музеи, в которых можно увидеть БМ-13

Музей является составной и одновременно основной частью мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в Москве. На его территории расположена выставка вооружения, военной техники и инженерных сооружений (оружие Победы, трофейная техника, железнодорожные войска, военно-автомобильная дорога, артиллерия, бронетехника, военно-воздушные силы, военно-морской флот). В музее имеются уникальные экспонаты. Среди них - раритетные самолеты, один летающий - У-2, лучший танк Второй мировой войны Т-34 и, конечно, легендарная БМ-13 («катюша»).

Центр военно-патриотического воспитания открылся в 2000 году. Фонд музея составляет около 2600 экспонатов, среди них исторические реликвии и реплики по истории России и Воронежского края. Экспозиционное пространство - четыре зала и семь выставок.

Музей расположен у братской могилы № 6. В мае 2010 года перед зданием музея была установлена стела в связи с присвоением Воронежу звания «Город воинской славы». На площади перед музеем посетители могут увидеть уникальную выставку боевой техники и артиллерийских орудий.

Старейший военный музей России. Днем его рождения считается 29 августа (по новому стилю) 1703 года.

Экспозиция музея размещена в 13 залах на площади более 17 тысяч квадратных метров. Особый интерес у посетителей вызывает внешняя экспозиция музея, открытая после реконструкции в ноябре 2002 года. Основная ее часть расположена во внутреннем дворе Кронверка на площади более двух гектаров. Внешняя экспозиция уникальна по своей полноте, исторической и научной ценности. На открытых площадках размещено около 250 единиц артиллерийских орудий, ракетного вооружения, инженерной техники и техники связи, в том числе отечественные и иностранные орудия - от древних до самых современных.

Руднянский исторический музей официально открыт 9 мая 1975 года, сегодня его экспозиция занимает четыре зала. Посетители могут увидеть фотографии первых ракетчиков легендарной реактивной минометной установки БМ-13; фотографии и награды участников Смоленского сражения; личные вещи, награды, фотографии партизан Смоленской партизанской бригады; материал о дивизиях, освобождавших Руднянский район в 1943 году; стенды, рассказывающие посетителю об ущербе, нанесенном району в годы Великой Отечественной войны. Пожелтевшие фронтовые письма и фотографии, вырезки из газет, личные вещи воскрешают перед глазами гостей музея образы героев войны - солдат, офицеров.

Историко-краеведческий музей имени Н.Я. Савченко - центр гражданско-патриотического воспитания молодежи. Он состоит из двух частей: основное здание и демонстрационная площадка. Именно на площадке размещена вся военная и раритетная техника, имеющаяся в музее. Это самолет Ан-2, танк Т-34 и паровоз.

Достойное место в экспозициях занимает знаменитая «катюша» на базе ЗИЛ–157, автомашины ГАЗ-АА (полуторка), ЗИС-5 (трехтонник), ГАЗ-67, бронетранспортер, трактор ДТ-54, трактор «Универсал», полевая солдатская кухня и пр.

«Катюша» в кино

Одним из главных фильмов с ее участием стала мелодрама Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша». В этом фильме БМ-13 можно увидеть практически во всех ракурсах общим и крупным планом.