Как работает водитель троллейбуса. «А что мне будет?»

Путь к профессии у каждого свой, но важно слушать свое сердце и жить в гармонии с собой. Такими напутственными словами встречает Алексей Мосляков новичков. Сам он уже 6 лет с неизменной улыбкой приходит в 7-й троллейбусный парк Мосгортранса. Вспоминает, профессию не выбирал, она выбрала его сама.

«Я вернулся из армии в 2008 году. А, как вы помните, год этот был совсем не из простых. Найти работу было очень сложно, тем более возвращаться к своей специальности я не хотел. Вот и пришлось задуматься о новой профессии. Приглянулось предприятие ГУП «Мосгортранс». Но я долго не мог выбрать, на кого пойти учиться – на водителя автобуса или троллейбуса. И вот завтра уже нужно дать ответ, а решения нет. Оно пришло во сне! Я увидел себя в кабине троллейбуса, такого длинного-длинного. Пассажиры ко мне заходят, и я чувствую себя настоящим мужчиной, который способен взять на себя ответственность за безопасность всех этих людей. Проснулся и сразу позвонил в отдел кадров», - рассказывает Алексей.

Любовь к профессии пришла уже во время обучения в учебно-курсовом комбинате Мосгортранса, по окончании которого молодой человек сразу устроился в 7-й троллейбусный парк. О своём первом рабочем дне до сих пор говорит и с улыбкой, и с волнением. Каждая деталь навсегда отпечаталась в памяти. Эмоций было так много, что после рабочей смены все они вылились в стихи:

Мурашки по телу бежали быстрее,
Чем я успевал открывать для вас двери.
Казалось, что день длиться целую вечность,
Коленки дрожали, людей бесконечность!
И в первый же день понял – эта работа
Забрала весь страх и другие заботы.
Троллейбус помог, пассажиры молчали.
Как будто они все понимали.
И вежливо так мне светил светофор
Зеленой дороги, товарищ шофер.

«Не обошлось, конечно, и без сложностей. Очень тяжело было приучить себя к новому режиму работы, к новому ритму. Ведь, когда Москва еще спит, мы уже на первый рейс выезжаем. А когда уже спит – еще работаем. Летом, бывает, возвращаешься домой, когда уже практически светает», - отмечает Алексей.

Неожиданностью для него стали конкурсы мастерства. Он и не думал, что в вождении этого транспортного средства целые соревнования проводят. В первом же конкурсе молодой человек занял почётное третье место. Через два года поднялся на ступеньку выше и уже на четвертый год участия стал абсолютным чемпионом.

«Все эти соревнования очень мотивируют! Есть возможность проявить свои навыки, знания и мастерство! Здесь проверяется и культура обслуживания, и знания правил дорожного движения. Но самое волшебство начинается на площадке, когда такой неповоротливый на вид троллейбус начинает буквально танцевать в опытных руках водителя. Это ощущение ни с чем не сравнить! Считаю, что в любой профессии должны быть такие стимулирующие конкурсы, которые дают толчок работникам и желание никогда не прекращать повышать своё профессиональное мастерство», - подчеркивает Алексей Мосляков.

А ещё, по его мнению, хороший водитель обязательно должен быть и хорошим психологом, самому сохранять спокойствие в сложных ситуациях и при этом уметь подбодрить людей.

«Ведь не сложно подарить людям хорошее настроение, тем более, когда это в твоих руках. А тебе потом на выходе многие спасибо говорят и улыбаются обязательно. Эта лучшая цена за работу», - делится своим опытом водитель.

В августе этого года еще одна награда нашла Алексея – он стал лучшим водителем троллейбуса в Москве.

Марина Карахончева

Весной этого года в мэрии Москвы обсуждался вопрос о закрытии восьми троллейбусных маршрутов. Дескать, сети изношены, троллейбусы неповоротливы, а подстанции слабы. Но жители города и Мосгордума заявили, что столица обязательно должна сохранить троллейбусы, – они в несколько раз тише автобусов, значительно дешевле в эксплуатации и при современных контактных сетях запросто могут входить в повороты со скоростью 40-50 км/ч.

Отменить троллейбусы пытаются и в других городах России. Например, в Вологде и Липецке. Пока не получается – народ завалил жалобами администрации регионов и президента РФ: «Не хотим остаться без привычного, удобного транспорта».

Говорят, всего в мире 27 тысяч троллейбусов, в Москве – 1526, а в том же Липецке – 21. Не так уж и много. Однако профессия водителя троллейбуса по-прежнему популярна, да и деньги она приносит хорошие, что в наше время немаловажно.

«Если не дальтоник, иди к нам»

Сначала я разговариваю с московскими водителями. Ловлю их на конечной остановке и расспрашиваю о требованиях к соискателям вакансий, о том, сколько часов в день они работают, как стали водителями.

«Увидели объявление о курсах и пришли. Так и стали, - отвечает молодой парень, представившийся Сергеем. – Работаю два года. Управлять троллейбусом сложнее, чем автобусом – другая специфика из-за… Нет, это не рога, а токоприемники. По-нашему – штанги. Когда падают, приходится повозиться, чтобы поставить. Запутаются – вызываем тягач».

«Кого не возьмут водителем? Человека без глазомера, слуха, чувства времени. Если ты не дальтоник, иди к нам, - дружелюбно предлагает 45-летний коллега Сергея, Николай. – Водитель должен быстро оценивать обстановку, уметь видеть дорогу и чутко реагировать на любые изменения в движении. Такое приходит с опытом. Характер надо иметь спокойный, нельзя психовать по пустякам, собранным нужно быть и тактичным с пассажирами».

«А что мне будет?»

Водители работают до 9 часов в день, после трех дней работы им полагается выходной.

Стандартный набор льгот и гарантий для водителей троллейбусов:

  • полностью оплачивается период обучения;
  • регулярно и бесплатно проводится подготовка и повышение квалификации;
  • водителей периодически отправляют на полный медицинский осмотр;
  • для штата предусмотрено питание в столовых;
  • предприятия городского транспорта выделяют водителям путевки на базы отдыха и в санатории;
  • водители троллейбусов вправе рассчитывать на направления для себя или своих детей в профильные высшие учебные заведения;
  • их зарплата в Москве достигает 60 тысяч рублей, в регионах она меньше – от 25 до 40 тысяч.

Требования к водителю троллейбуса:

  • категория «Tb» в водительских правах,
  • трехлетний водительский стаж,
  • возраст не менее 21 года,
  • отсутствие медицинских противопоказаний,
  • и главное – желание работать водителем.

В течение 3,5 месяцев в организациях городского транспорта обычно проходит обучение претендентов.

«Я со своим троллейбусом в клипе снимался»

Александр Нижаловский, бывший водитель
троллейбуса, с недавних пор - пенсионер

«Давным-давно я впервые прокатился по высокогорной троллейбусной трассе и влюбился в нее с первого взгляда. Маленьким пацаном носился по двору с крышкой от кастрюли - это у меня был руль.

Работал водителем с 1979 года в Ялтинском парке, последние три года – на троллейбусе в Алуштинском. На нашу трассу не первый год точат зубы чиновники из Минтранса, поговаривают о закрытии, но у них руки коротки. Троллейбусная трасса – Алушта - Ялта - уникальная и единственная в мире.

Я всегда был в восторге от своей работы, несмотря на то, что ежедневно проходил из-за нее в общей сложности по 30 километров - общественный транспорт в четыре утра еще стоит, вот и шагал.

Время работы водителя зависит от выпуска. Если на междугородней трассе, то рабочее время – от 6 до 10 часов. Требования самые высокие: дисциплина и здоровый образ жизни. У меня за 30 с лишним лет не было ни одного ДТП. А их и не может быть, если ты любишь и уважаешь своих пассажиров.

Зарплата у нас здесь, не как в Москве, – в два раза меньше: от 25 тысяч рублей и выше. Работа сложная – с людьми же. Каждый со своим нравом, каждого надо хорошо обслужить и доставить в хорошем настроении, тогда в следующий раз они вновь сядут к тебе.

За годы работы много всякого было. Сразу, с ходу, и не припомнишь интересные случаи. Помню, однажды вёз в Ялту самую настоящую "ночную ведьму". Так во время Великой Отечественной войны называли наших лётчиц, они на У-2 по ночам бомбили немецкие позиции и наводили на них ужас. За то ведьмами и прозвали… Мне было неудобно, что она взяла билет в кассе, хотел вернуть ей деньги, но женщина отказалась. «Таких героев, - сказал я, - нужно заносить в троллейбус на руках, а вы билет берёте». Она только посмеялась.

Еще я снимался в клипе группы «Ундервуд» со своим троллейбусом, актерами Татьяной Друбич и Никитой Ефремовым. Возил съемочную группу два дня.

Кстати, у меня троллейбус-то был музыкальный – по дороге я пел свои песни и известных бардов, проводил маленькие концерты и экскурсии. Я ведь даже в телешоу выступал «Украина мае таланты».

Быть водителем троллейбуса – сложно. Не все выдерживают - тяжёлая профессия. Если говорить о , то страдают, в основном, сердце и нервы, а также спина и желудок.

Две звезды

В России всего двое таких – творческих – водителей троллейбусов: Александр Нижаловский в Крыму и Константин Тихомиров в Петрозаводске. Тихомиров по дороге цитирует пассажирам Юрия Шевчука и Уильяма Шекспира. В Карелии он – звезда, люди специально стараются попасть в его «четверку» с номером 363.

По-моему, это здорово, когда человек не относится к работе как к рутине, а превращает ее во что-то увлекательное, интересное и радующее окружающих. Если бы все водители в стране были такими, как наши герои, сейчас никому бы не приходили в голову мысли об отмене троллейбусов, потому что кто захочет отменить праздник?

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Путь к профессии у каждого свой, но важно слушать свое сердце и жить в гармонии с собой. Такими напутственными словами встречает Алексей Мосляков новичков. Сам он уже 6 лет с неизменной улыбкой приходит в 7-й троллейбусный парк Мосгортранса. Вспоминает, профессию не выбирал, она выбрала его сама.

«Я вернулся из армии в 2008 году. А, как вы помните, год этот был совсем не из простых. Найти работу было очень сложно, тем более возвращаться к своей специальности я не хотел. Вот и пришлось задуматься о новой профессии. Приглянулось предприятие ГУП «Мосгортранс». Но я долго не мог выбрать, на кого пойти учиться – на водителя автобуса или троллейбуса. И вот завтра уже нужно дать ответ, а решения нет. Оно пришло во сне! Я увидел себя в кабине троллейбуса, такого длинного-длинного. Пассажиры ко мне заходят, и я чувствую себя настоящим мужчиной, который способен взять на себя ответственность за безопасность всех этих людей. Проснулся и сразу позвонил в отдел кадров», — рассказывает Алексей.

Любовь к профессии пришла уже во время обучения в учебно-курсовом комбинате Мосгортранса, по окончании которого молодой человек сразу устроился в 7-й троллейбусный парк. О своём первом рабочем дне до сих пор говорит и с улыбкой, и с волнением. Каждая деталь навсегда отпечаталась в памяти. Эмоций было так много, что после рабочей смены все они вылились в стихи:

Мурашки по телу бежали быстрее,
Чем я успевал открывать для вас двери.
Казалось, что день длиться целую вечность,
Коленки дрожали, людей бесконечность!
И в первый же день понял – эта работа
Забрала весь страх и другие заботы.
Троллейбус помог, пассажиры молчали.
Как будто они все понимали.
И вежливо так мне светил светофор
Зеленой дороги, товарищ шофер.

«Не обошлось, конечно, и без сложностей. Очень тяжело было приучить себя к новому режиму работы, к новому ритму. Ведь, когда Москва еще спит, мы уже на первый рейс выезжаем. А когда уже спит – еще работаем. Летом, бывает, возвращаешься домой, когда уже практически светает», — отмечает Алексей.

Неожиданностью для него стали конкурсы мастерства. Он и не думал, что в вождении этого транспортного средства целые соревнования проводят. В первом же конкурсе молодой человек занял почётное третье место. Через два года поднялся на ступеньку выше и уже на четвертый год участия стал абсолютным чемпионом.

«Все эти соревнования очень мотивируют! Есть возможность проявить свои навыки, знания и мастерство! Здесь проверяется и культура обслуживания, и знания правил дорожного движения. Но самое волшебство начинается на площадке, когда такой неповоротливый на вид троллейбус начинает буквально танцевать в опытных руках водителя. Это ощущение ни с чем не сравнить! Считаю, что в любой профессии должны быть такие стимулирующие конкурсы, которые дают толчок работникам и желание никогда не прекращать повышать своё профессиональное мастерство», — подчеркивает Алексей Мосляков.

А ещё, по его мнению, хороший водитель обязательно должен быть и хорошим психологом, самому сохранять спокойствие в сложных ситуациях и при этом уметь подбодрить людей.

«Ведь не сложно подарить людям хорошее настроение, тем более, когда это в твоих руках. А тебе потом на выходе многие спасибо говорят и улыбаются обязательно. Эта лучшая цена за работу», — делится своим опытом водитель.

В августе этого года еще одна награда нашла Алексея – он стал лучшим водителем троллейбуса в Москве.

Марина Карахончева

Конкурс профессионального мастерства среди водителей троллейбуса проводится ежегодно. Тестируют их по полной: гонки на скорость и маневренность, экзамены на знание собственной машины и правил дорожного движения и даже голос оценивают, объявляющий остановки.

В этом году безоговорочным победителем стал Олег Очкуров из депо № 4. «Комсомолка» прокатилась с ветерком на «рогатом», и попыталась почувствовать разницу - как водит лучший из лучших.

Романтик на дороге

В троллейбус запрыгиваем на конечной двенадцатого маршрута «Детский центр».

Уже знакомое «Осторожно: двери закрываются!» начинает наше троллейбусное путешествие.

Вы только на перегонах меня не отвлекайте, запрещено, - предупреждает Олег Очкуров. Так что общаемся только на остановках. Все остальное время смотрим вместе с водителем на дорогу. И не зря. Уже при выезде от остановки нас подрезает «девятка»: бессовестно и нагло. Троллейбус дергается. Вместо Олега показываю лихачу кулак.

И часто так?

Постоянно. Обычно, не обращаешь внимания, но иногда погрозишь кулаком. У нас правила в городе соблюдаются плохо. Это мы полгода учимся, прежде, чем сесть за руль. А обычный водитель максимум 50 часов. Поэтому нарушают, паркуются, где хотят и как хотят.

Ну а гаишники почему не следят?

А потому что их очень мало. Вместо того, чтобы сокращать штат, увеличили бы число инспекторов, хоть порядок бы на дороге был.

Пока мы болтаем, в салон на «Современнике» набиваются пассажиры. Бабулька с авоськами едва удерживает равновесие на ступеньках и, дотащив скарб до сиденья, плюхается на раскаленное солнцем место.

Следующая остановка «Комсомольская». Будьте внимательны, двери закрываются. Во время движения держитесь за поручни, - Олег улыбается в микрофон. И предугадывает мой вопрос.

Я запись не люблю. Больше нравится говорить с пассажирами. Мне иногда жаль, что у нас такие старенькие микрофоны. Ведь голосом можно сказать очень много.

Вам тогда надо было в дикторы идти, почему стали водителем троллейбуса?

В детстве мечтал стать комбайнером - мама отправляла на лето к бабке в деревне. У меня вызывали восхищение эти махины. Но после армии тетка предложила попробоваться на водителя троллейбуса. Тогда был жесткий отбор. Но меня взяли. Вот так вот 18 лет и работаю на этом месте.

А как просыпаетесь? Не тяжко в 4 утра?

Как первый раз вышел на смену, увидел звездное ранее небо и эта проблема отпала. Правда, жена утром в пустой постели просыпается, но она уже привыкла.

И не надоело по одному маршруту день за днем кататься?

Нет, - и водитель-романтик опять дарит нам улыбку. - Тут столько всего на маршруте… Я знаю, где лучше притормозить, где обычно подрезают машины, где какая яма.

А их, по словам водителя, в этом году несравнимо много.

Сейчас от Комсомольской до Порт-Саида проезжать будем, увидите.

И мы не только увидели, но и почувствовали. Весь салон синхронно подпрыгивает на своих сидениях, кондуктор повисает на поручне. И так каждый раз. Объехать колдобину троллейбус не может.

«Пассажиры маршруток рискуют, а мои - нет»

Следующий перегон обходится без ям. В салоне бурлит жизнь: женщина на весь салон разговаривает с дочкой. Пассажиры заинтересованно следят за ходом развития событий - почти мыльная опера, только по радио. Но мне не до этого. От кабины водителя пышет жаром. По лбу скатывается капелька пота.

Жарко? У нас тут до 60-70 по Цельсию доходит. Через окна небольшой ветерок, но в самый час пик и он не спасает. Потерпите чуть-чуть: до конечной на площади Возрождения одна остановка осталась.

Но добираемся до цели с новым приключением. Прямо перед носом маршрутка проскакивает из первого в третий ряд. Водитель Газели чудом успевает убрать «зад» от столкновения.

Для маршрутчиков никаких правил не существует, - уже на конечной станции поясняет Олег. - Их пассажиры ездят каждый день с риском для жизни.

У нас безопасный транспорт, ведь за рулем профессионалы. Правда, сейчас все больше женщин стало. Зарплата скорее для них подходит, чем для мужчины. Но мне нравится работа, а потребности не такие уж большие. Хотя в последнее время хлопот прибавилось - сын родился, Ярослав. Первенец, - с гордостью делится радостью сорокалетний Олег. - Так что днем за баранкой, а вечером с коляской.

Теперь в Москву на всероссийский конкурс поедете?

Я его уже выигрывал в 2000 году. Так что вместо меня поедет более молодой парень. А я на свой маршрут поеду: доставлять волгоградцев из точки «А» в точку «Б».

x HTML-код

Лучший водитель троллейбуса Олег Очкуров. Геннадий БИСЕНОВ