Как решать а1 по русскому языку егэ. Тестирование по русскому языку как иностранному (трки, уровни а1-с2). Система сертификационных уровней владения русским языком

Если Вы учите русский язык и хотите:

  • проверить собственные знания и мотивировать себя для дальнейшего изучения русского языка;
  • развить у себя навыки самоконтроля и самооценки;
  • устроиться на работу, на которой Вам потребуется знание русского языка,
то Вы можете сдать наш экзамен и получить бессрочный сертификат Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

Мы принимаем сертификационные экзамены по русскому языку как иностранному повседневного общения с 1995 года. За 17 лет экзамены по русскому языку повседневного общения (все уровни) сдали около 20 000 человек более, чем из 45 стран мира.

Система уровней владения РКИ разрабатывалась под эгидой Совета Европы и в соответствии с рекомендациями «Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of reference. Council for Cultural co-operation, Educational committee, Strasbourg, 1996», а также с учетом рекомендаций ALTE.

Экзамены по содержанию, сопоставимому с принятыми в Совете Европы уровнями владения иностранными языками, и по форме (тестовая) соответствуют аналогичным экзаменам по иностранным языкам в Европейском образовательном пространстве.

Экзамены проводят специалисты Института, что гарантирует Вам максимально объективную и беспристрастную оценку Вашего уровня владения русским языком.

Система сертификационных уровней
владения русским языком

Уровни владения иностранным языком по шкале Совета Европы Сертификационные уровни по русскому языку повседневного общения Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина
С2 - Mastery Уровень носителя языка
С1 - Effective operational proficiency Уровень компетентного владения
В2 - Vantage Постпороговый уровень
В1 - Threshold Пороговый уровень
А2 - Waystage Предпороговый (базовый) уровень
А1 - Breakthrough Элементарный уровень

A1 Уровень Элементарного Общения (Breakthrough Level)

Кандидат может устанавливать и поддерживать социальные контакты в стандартных ситуациях повседневной жизни; владеет минимумом языковых средств. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 60-80 часов.

A2 Предпороговый (базовый) Уровень (Waystage Level)

Кандидат может решать практические задачи в стандартных ситуациях повседневной жизни, устанавливать и поддерживать межличностные контакты; владеет типовыми языковыми средствами. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 160-200 часов.

В1 Пороговый Уровень (Threshold Level)

Кандидат может решать практические задачи в типичных ситуациях повседневной жизни(в том числе в профессиональной и учебной сферах), поддерживать социально-деловое взаимодействие. Кандидат владеет основами русской языковой системы. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 400-480 часов.

B2 Постпороговый Уровень (Vantage Level)

Кандидат может решать задачи социально-делового и межличностного взаимодействия, свободно понимать информацию из СМИ; пользоваться различными стилями языка. Чтобы сдать экзамен этого уровня, Вам нужно учить русский язык 560-680 часов.

С1 Уровень Компетентного Владения (Effective operational proficiency Level)

Кандидат может свободно решать задачи в типичных ситуациях в социально-бытовой, социокультурной и профессиональной сферах общения, пользуясь средствами русского языка разных стилей речи и распознавая скрытые компоненты значений. Кандидат может говорить без подготовки в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений, и активно участвовать в полемическом общении. Гибко и эффективно использовать язык в учебе и профессиональной деятельности.

С2 Уровень Носителя Языка (Mastery Level)

Кандидат может легко понимать все услышанное и прочитанное, говорить на сложные темы спонтанно с высоким темпом и высокой степенью точности, подчеркивая оттенки значений, а также письменно составлять связные тексты, опираясь на несколько устных и письменных источников, включая в свое изложение обоснования и пояснения к теме. Может вести преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность в сфере русского языка.

Экзамен на каждый уровень состоит из пяти частей (Тест 1. Чтение. Тест 2. Письмо. Тест 3. Лексика. Грамматика. Тест 4. Аудирование. Тест 5. Устная речь)

Продолжительность экзамена зависит от уровня (от 3-х до 6 часов). Экзамены всех уровней проводятся в один день.

Проходной балл – 65 и более по каждой части теста. Если Вы не набрали необходимое число баллов, то вы получите справку об участии в тестировании с указанием оценки по каждой части теста. В случае если Вы не набираете необходимых баллов только по одной части, Вам предоставляется возможность пройти повторное тестирование только по данной части сертификационного экзамена в течение года (но не раньше, чем через месяц после первой попытки). По другим частям экзамена засчитываются баллы, полученные во время первого тестирования.

Формат экзамена по русскому языку повседневного общения

УРОВЕНЬ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ОБЩЕНИЯ (A1)

Тест Цель Тип задания
Тест 1. Чтение
35 мин. Полное понимание содержания (биографический текст, историческая справка, диалог, записка) - выбор соответствия предложенных вариантов ответа к 2 текстам (по 5 фраз к каждому);
- множественный выбор одного из трёх вариантов;
- выбор одного из трёх вариантов реакции на 10 реплик диалога
Тест 2. Письмо
20 мин. - Написать факс
- Заполнить бланк или поздравительную открытку
- Ответ на факс
- Заполнение бланка или поздравительной открытки
Тест 3. Лексика. Грамматика
20 мин. - Род, число (имя, глагол) - Словосочетание
- Падежные формы (И.п., Р.п., В.п, Д.п., П.п.)
выбор одного правильного варианта ответа из трех (30 заданий)
Тест 4. Аудирование
20 мин. Полное понимание - выбор соответствия предложенных вариантов ответа к 4 диалогам на бытовую тематику (5 фраз к каждому);
Тест 5. Устный экзамен
10 мин. - Реагирование
- Инициирование
- Ответить партнеру в заданной ситуации;
- Начать диалог в соответствии с заданной ситуацией

ПРЕДПОРОГОВЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ (A2)

Тест Цель Тип задания
Тест 1. Чтение
35 мин. - Полное понимание (диалог, реклама, объявления, анонс, справка, прогноз погоды, записка)
- Понимание основного содержания (проблемный текст из газеты)
- выбор одного из варианта ответа из трёх (5 текстов, 19-20 заданий)
Тест 2. Письмо
30 мин. - Написать письмо - Ответ на полученное письмо
Тест 3. Лексика. Грамматика
30 мин. - Предложно-падежные формы
- Структура предложения (субъектно-предикативная)
- Модальность
выбор одного варианта из трёх (30 заданий)(20 заданий)
(10 заданий)
Тест 4. Аудирование
20 мин. - Полное понимание
- Понимание основной информации (анонсы фильмов, новости культуры, спорта)
- выбор одного варианта из трёх (6 текстов, 18 заданий)
Тест 5. Устный экзамен
10 мин. - Решение задачи в стандартных ситуациях - 3 ситуации

ПОРОГОВЫЙ УРОВЕНЬ (B1)

Тест Цель Тип задания
Тест 1. Чтение
45 мин. - понимание основного содержания (справочники, путеводители, проспекты курсов, объявления об услугах, информационные статьи)
- понимание выборочной информации (реклама, объявления, анонс, справка, прогноз погоды)
выбор одного варианта из четырёх (6 текстов, 20 заданий)
Тест 2. Письмо
45 мин. - заполнить бланк
- написать письмо
- заполнение бланка
- свободно конструируемый ответ по заданной программе и ситуации
Тест 3. Лексика. Грамматика
60 мин. - устное высказывание
- письменный текст (лексика)
- письменный текст (грамматические формы и средства связи)
выбор одного варианта из четырёх (85 заданий)(55 заданий)
(30 заданий)
Тест 4. Аудирование
45 мин. - понимание выборочной информации (анонсы радио и телепередач, телефонная информация, реклама, прогноз погоды)
- понимание основного содержания (объявления, политические и др. новости по радио и телевидению)
- полное понимание (инструкции, информация ГАИ и др. гос. служб)
-выбор одного правильного варианта из четырёх (5-6 ситуаций, 19 заданий);
*темп звучания 120/130 слов в мин.; одноразовое звучание; радионовости двухразовое звучание
Тест 5. Устный экзамен
15 мин. - решение задачи- тематическая беседа Кандидаты беседуют друг с другом по заданным ситуациям и программе, по очереди выступая в роли инициатора. Если количество кандидатов нечетное, один из кандидатов беседует с экзаменатором

ПОСТПОРОГОВЫЙ УРОВЕНЬ (B2)

Тест Цель Тип задания
Тест 1. Чтение
60 мин.
  • понимание выборочной информации текстов рекламно-информационного характера (объявление, афиша, аннотация, и т.п.)
  • понимание основного содержания текстов типа инструкция, информационная статья, репортаж, сюжетный рассказ - полное понимание текстов типа аналитическая статья, отзыв, интервью, рассказ-размышление и т.д.
  • 5 заданий на установление асимметричного соответствия на основе 8 текстов;
  • выбор одного варианта из четырех на основе 1 текста; (10 заданий)
  • альтернативный выбор на основе 1 текста (5 заданий)
Тест 2. Письмо
60 мин.
  • Частное деловое письмо клишированной формы (приглашение, корпоративные объявления, заявления, подписи на книгах, альбомах и т.п.)
  • Частное бытовое письмо
  • Отзыв о каком-либо художественном произведении (фильм, книга, выставка, музеи, картины, сайты в Интернете)
  • свободно конструируемый ответ
    • по ситуации и заданной программе
    • ответ на письмо
Тест 3. Лексика. Грамматика
60 мин.
  • Структура предложения
  • Предложно-падежные формы в тексте
  • Видо-временные формы глагола в тексте
  • Средства текстовой связи
  • Атрибутивные формы глагола в тексте
  • 70 (60) заданий на выбор одного варианта из четырех
  • 10 заданий на выбор одного варианта из четырех
  • 10 заданий на альтернативный выбор
  • 10 заданий на установление асимметричного соответствия (12 к 10)
  • 10 заданий на выбор одного варианта из трех
Тест 4. Аудирование
40 мин.
  • Понимание выборочной информации (диалог на бытовую тематику)
  • Понимание основного содержания (радионовости)
  • Полное понимание текстов типа радиобеседы, радиоинтервью и т.п.
  • 5 заданий на альтернативный выбор
  • 10 заданий на выбор 1 варианта из 4 к 10 сообщениям
  • 5 заданий на установление асимметричного соответствия (8 к 5) при 2-кратном прослушивании
Тест 5. Устный экзамен
20 мин.
  • Обсуждение проблемы (2 ситуации)
  • Достижение неформальной договоренности (2 ситуации)
  • Парная беседа по ситуации и программе с использованием визуально-вербальных опор
  • Деловое взаимодействие (диалог) по ситуации и предложенной программе

УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЛАДЕНИЯ (C1)

Тест Цель Тип задания
Тест 1. Чтение
90 мин. 1.1. Полное понимание художественных текстов;
1.2. Понимание основного содержания текстов типа проблемной статьи;
1.3. Понимание выборочной информации текстов полемического характера.
1.1. Художественный текст (задания 1 – 10 на множественный выбор): необходимо понять характер, чувства и взаимоотношения героев рассказа;
1.2. Проблемная статья (задания 11 – 14 на выбор 1 варианта из 4 на основе 1 текста);
1.3. 6 заданий на поиск соответствия.
Тест 2. Письмо
90 мин. 2.1. Инструкция клишированной формы;
2.2. Частное бытовое письмо с элементами рассуждения;
2.3. Тезисы к выступлению на актуальную тему.
2.1. Свободно конструируемый ответ по ситуации, заданным словам. Требуется соблюдение жанра инструкции и умение расположить информацию логически;
2.2. Свободно конструируемый по ситуации и фрагменту письма. Требуется умение использовать элементы рассуждения;
2.3. Свободно конструируемый ответ по ситуации, ключевым проблемам. Требуется умение кратко и логично изложить основное содержание по актуальной проблеме.
Тест 3. Лексика. Грамматика
90 мин. 3.1. Знание лексики (употребление однокоренных слов разных словообразовательных моделей, омофонов, близких по значению слов и т.п.);
3.2. Употребление видов глагола в императиве, управление глаголов, формы существительного, местоимения, прилагательного, числительного;
3.3. глаголы с приставками, видо-временные формы глагола в тексте;
3.4. структура сложного предложения, средства текстовой связи.
часть I (задания 1 – 2):
  • 20 пунктов на выбор одного варианта из четырёх;
  • 15 пунктов на альтернативный выбор;
часть II (задания 3 – 4):
  • 5 пунктов на альтернативный выбор;
  • 10 пунктов на составление словосочетаний с заданными глаголами и словами;
часть III (задания 5 – 6):
  • 25 пунктов на альтернативный выбор нужного глагола из заданного списка однокоренных глаголов с разными приставками и вписывание его в текст в нужной грамматической форме;
часть IV (задания 7 – 9):
  • 5 пунктов на множественный выбор нужного средства связи из предложенных;
  • 10 пунктов на альтернативный выбор нужного средства связи в тексте;
  • 10 пунктов на свободно-конструируемый ответ по заданному началу предложения, средству связи и данному глаголу.
Тест 4. Аудирование
50 мин. 4.1. Понимание выборочной информации (телеинтервью);
4.2. Понимание основного содержания новостей культуры и науки (2 аутентичных телетекста);
4.3. Полное понимание звучащих художественных текстов (фильмы, спектакли т.п.)
4.1. Написать недостающую часть фразы так, чтобы её смысл соответствовал прослушанному тексту. (начало 8 фраз со зрительной опорой);
4.2. 8 заданий на множественный выбор из 4 вариантов ответа после прослушивания двух текстов;
4.3. 9 заданий на множественный выбор 1 варианта из 4; в заданиях проверяется понимание отношения героев друг к другу, их мнения, эмоции, оценки.
Тест 5. Устный экзамен
30 мин. На подготовку 10 минут на задания 1 и 2, и 10 минут на задание 3. 5.1. Взаимодействие и / или воздействие на собеседника при общении на бытовые темы;
5.2. Посредничество; достижение точного понимания в процессе разъяснения;
5.3. Участие в дискуссии.
5.1. Диалог по ситуации с другим кандидатом. (2 ситуации);
5.2. Объяснение значения словосочетаний или фразеологизмов в отрывке из текста газетной статьи публицистического характера или художественного текста по ситуации и выделенным в тексте словам (2 ситуации);
5.3. Полемическая дискуссия, в которой участвует ещё один кандидат и экзаменатор по ситуации (указывается тема/ проблема, описывается позиция говорящего, которую кандидат выбирает сам) по программе с использованием вербальных опор в виде тезисов.

УРОВЕНЬ НОСИТЕЛЯ ЯЗЫКА (С2)

Тест Цель Тип задания
Тест 1. Чтение
120 мин. 1.1.-1.2. Понять и восстановить текст по контексту и / или по предлагаемым опорам.
1.3. Полное понимание проблемной статьи и обобщение и выделение ключевых идей на основе текстового материала в письменной форме;
1.4. Понимание основного содержания проблемной статьи и составление опорных тезисов на основе предложенного текстового материала
1.1.-1.2. Написать недостающие по смыслу слова в нужной грамматической форме (11 пунктов), а также вписать недостающее слово в нужной грамматической форме, образовав его от предложенного однокоренного слова (10 пунктов);
1.3. Время предъявления текстового материала – 30 минут. Написание резюме (summary) – 20 минут;
1.4. Время предъявления текстового материала – 20 минут. Написание тезисов – 20 минут
Тест 2. Письмо
120 мин. 2.1. Обзорная статья;
2.2. Запись в он-лайн дневнике;
2.3. Ответ на письмо.
2.1. На основе просмотра видеофрагмента (2 раза) и прочтения двух текстов (время предъявления – 20 минут) создается обзорная статья объёмом 350-400 слов;
2.2. На основе текста (время предъявления – 10 минут). Объём – 250-300 слов;
2.3. На основе прочитанного письма в Интернете. Объём – 250-300 слов.
Тест 5. Устный экзамен
50 минут
На подготовку к заданию 1. – 15 минут, к заданию 2 – 10 минут, задание 3 выполняется без подготовки
3.1. Полное понимание видеофрагмента, посредничество, достижение точного понимания в процессе разъяснения;
3.2. Полное понимание и анализ текстового материала;
3.3. Участие в беседе.
3.1. а) определение основной темы фрагмента, точки зрения говорящего, его аргументации;
б) пересказ своими словами содержания фрагмента;

О тестировании по русскому языку как иностранному
(ТРКИ, уровни А1-С2)

Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным (ТРКИ) включает следующую систему тестов:

  • ТЭУ — Тест по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень (А1);
  • ТБУ — Тест по русскому языку как иностранному. Базовый уровень (А2);
  • ТРКИ-1 — Тест по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень (В1);
  • ТРКИ-2 — Тест по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень (В2);
  • ТРКИ-3 — Тест по русскому языку как иностранному. Третий сертификационный уровень (С1);
  • ТРКИ—4 — Тест по русскому языку как иностранному. Четвёртый сертификационный уровень (С2).

Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным соотносится с системами тестирования, принятыми в других странах.

Россия Элементарный уровень Базовый уровень I уровень
(ТРКИ-1)
II уровень
(ТРКИ-2)
III уровень
(ТРКИ-3)
IV уровень
(ТРКИ-4)
A1 A2 B1 B2 C1 C2
Европа Level 1
Breakthrough Level
Level 2
Waystage Level
Level 3
Threshold
Level
Level 4
Vantage
Level
Level 5
Effective Operational Proficiency
Level 6
Good User
США Novice Intermediate Intermediate-High Advanced Advanced Plus Superior Native

C 1997 года Российская государственная система тестирования (ТРКИ) является официальным членом Association of Language Testers in Europe (ALTE).

Порядок проведения тестирования

ТРКИ — международный экзамен по определению уровня владения русским языком. Общее владение русским языком как иностранным включает шесть уровней :

  • Элементарный,
  • Базовый,
  • I сертификационный,
  • II сертификационный,
  • III сертификационный,
  • IV сертификационный.

Тест по каждому уровню состоит из пяти компонентов (субтестов):

  • Лексика. Грамматика,
  • Чтение,
  • Аудирование,
  • Письмо,
  • Говорение.

Для успешной сдачи экзамена необходимо набрать не менее 66% по каждому субтесту. Если по одному из них тестируемый получил менее 66%, он имеет право еще раз за дополнительную плату (50% стоимости экзамена) пройти повторное тестирование по несданному субтесту. В этом случае выдается Справка о прохождении тестирования, в которой указываются все полученные результаты. Справка действительна 2 года, она может быть предъявлена для пересдачи в любое учебное заведение, входящее в Российскую государственную систему тестирования.

Результаты успешно сданных субтестов учитываются при повторной сдаче экзамена.

Продолжительность экзамена

Компонент (субтест) Элементарный уровень Базовый уровень I сертификационный уровень
Лексика. Грамматика 50 мин. 50 мин. 60 мин.
Чтение 50 мин. 50 мин. 50 мин.
Аудирование 30 мин. 35 мин. 35 мин.
Письмо 50 мин. 50 мин. 60 мин.
Говорение 30 мин. 25 мин. 25 мин.
Общая продолжительность: 3 ч. 30 мин. 3 ч. 30 мин. 3 ч. 50 мин.
Письменная часть экзамена: 180 мин. 185 мин. 205 мин.
Компонент (субтест) II сертификационный уровень III сертификационный уровень IV сертификационный уровень
Лексика. Грамматика 90 мин. 90 мин. 60 мин.
Чтение 60 мин. 75 мин. 80 мин.
Аудирование 35 мин. 35 мин. 40 мин.
Письмо 60 мин. 60 мин. 60 мин.
Говорение 35 мин. 40 мин. 50 мин.
Общая продолжительность: 4 ч. 40 мин. 5 ч. 00 мин. 4 ч. 50 мин.
Письменная часть экзамена: 280 мин. 260 мин. 290 мин.

Русский язык как средство делового общения

Типовые тесты по уровням

  • 6 300 руб. 3 150 руб. Третий сертификационный (ТРКИ-III/C1)
    Высокий уровень коммуникативной компетенции. 6 500 руб. 3 250 руб. Четвёртый сертификационный (ТРКИ-IV/C2)
    Свободное владение русским языком, близкое к уровню носителя языка. 6 500 руб. 3 250 руб.

    Максимальное количество баллов, которые можно набрать – 20.

    Задание A1- A7. Понимание запрашиваемой информации.

    Максимум 7 баллов.

    Текст будет звучать дважды.

    Суть задания : в задании предложено семь утверждений, связанных с тестом аудиозаписи, необходимо решить является ли каждое утверждение, исходя из содержания аудиотекста, верным (true), неверным (false), или в тексте об информации, данной в утверждении ничего не сказано (not stated).

    Советы по эффективному выполнению задания.

    Прежде чем начнется воспроизведение аудиозаписи нам нужно:

    1. Определить о чем пойдет речь в тексте, исходя из установки, прописанной в самом задании.
    2. Бегло просмотреть все утверждения, а затем каждое утверждение последовательно. Мысленно сформулировать уточняющие вопросы к каждому утверждению. Они помогут сконцентрировать внимание на нужных моментах текста, игнорировать ненужную информацию, определить есть ли запрашиваемая информация в тексте.
    3. Если в утверждении есть информация (чаще всего уточняющая деталь), которая отсутствует в тексте – это является основанием для выбора ответа - нет информации (not stated).
    4. Если вы не успели изучить и понять все семь утверждений, не расстраивайтесь и не впадайте в панику. Все задания идут последовательно по тексту записи, опережения понимания утверждения на одно задание вполне достаточно.

    Когда запись звучит в первый раз , отмечайте все возможные варианты ответа по мере прослушивания записи, принимая во внимание уточняющие детали и ваши вопросы, которые вы задали к каждому утверждению до начала звучания аудиозаписи.

    Во время повторного прослушивания обратите внимание на задания, где изначально были выбраны несколько возможных ответов. Слушая текст, записывайте ключевые слова, позволяющие обосновать правильность выбора вами ответа.

    После второго прослушивания проверьте правильность ответов и перенесите ответы в бланк.

    Иллюстрация применения алгоритма действий на примере.

    Пример задания:

    Аудиозапись к заданию: {mp3}a1-a7{/mp3}

    До прослушивания текста:

    1. Читаем установку. В установке к этому заданию дополнительной информации нет, кроме как то, что мы услышим диалог. Зато дополнительная информация появится после того как мы бегло просмотрим утверждения.
    2. Итак, бегло просмотрев утверждения, делаем вывод, что речь пойдет об учебе Питера и Джейн.

    А1. Кто? Питер. Что делает? Ходит. Куда ходит? В библиотеку. Как часто ходит? Редко.

    А2. Кто? Питер. Что делает? Удовлетворен. Чем? Своей учебой в семестре.

    А3. Кто? Питер. Что делает? Надеется. На что надеется? На то, что справится с курсом. Справится как? Также как и его однокурсники.

    А4. Кто? Питер. Что делает? Предпочитает работать. С чем? С компьютером. Где? Дома.

    А5. Кто? Джейн. Что делает? Не ожидает (не надеется). На что? Что Питер сдаст. Сдаст что? Экзамен по языку.

    А6. Кто? Джейн. Что делала? Всегда была. Была кем? Лучшей студенткой. Лучшей студенткой где? В группе.

    А7. Кто? Джейн. Что делает? Имеет ряд проблем. Проблем с чем? С одним из предметов.

    1. Обращаем внимание на уточняющие детали в утверждениях.
    2. Помним, что все утверждения идут последовательно по тексту записи, стараемся опережать понимание утверждений на одно, если не успели проработать их все до того, как начала звучать аудиозапись.

    Во время первого прослушивания:

    Отмечаем все возможные варианты, принимая во внимание уточняющие детали и заданные нами вопросы к утверждениям : А1. 1 А2. 2,3 А3. 2,3 А4. 3 А5. 1,2 А6. 3 А7. 1

    Во время второго прослушивания:

    Обращаем особое внимание на утверждения, для которых мы выбрали несколько вариантов ответа и выбираем окончательный вариант: А1. 1 А2. 2 А3. 2 А4. 3 А5. 2 А6. 3 А7. 1

    Остается только перенести наши ответы в бланк ответов.

    Используемая литература:

    1. ЕГЭ. Английский язык. Тематические тестовые задания. Россия и мир / Е. Н. Соловова, John Parsons. - М. : Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011.
    2. ЕГЭ - 2012. Английский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под редакцией М. В. Вербицкой. - М. : Национальное образование, 2011.

    На основе данного списка ударений формируются задания 4 / бывшие А1 тестов ЕГЭ по русскому языку.

    Материал создан на основе «Орфоэпического словника», размещенного на сайте ФИПИ.

    Имена существительные

    аэропОрты, неподвижн.ударение на 4-ом слогебАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге
    бОроду, вин. п., только в этой форме ед. ч. ударение на 1-ом слоге
    бухгАлтеров, род. п. мн. ч., неподвижн. ударение на 2-ом слоге
    вероисповЕдание, от: веру исповЕдать
    граждАнство
    дефИс, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге
    диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через франц. яз., где удар, всегда на последнем слоге
    договорЁнность
    докумЕнт
    досУг
    жалюзИ, из франц. яз., где удар, всегда на последнем слоге
    знАчимость, от прил. знАчимый
    каталОг, в одном ряду со словами: диалОг, монолОг, некролОг и т. п.
    квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге
    корЫсть
    крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге
    лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)
    мЕстностей, род. п. мн. ч., в одном ряду со словоформами: пОчестей, чЕлюстей, но: новостЕй
    намЕрение
    недУг
    нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей
    нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед. ч.
    Отрочество, от Отрок - подросток
    партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге
    портфЕль
    пОручни
    свЁкла
    сирОты, им. п. мн. ч., ударение во всех формах мн. ч. только на 2-ом слоге
    срЕдства, им. п. мн. ч.
    созЫв
    тамОжня
    тОрты, тОртов
    цепОчка
    шАрфы, см. бАнты
    шофЁр, в одном ряду со словами: киоскЁр,контролЁр…
    экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

    Имена прилагательные

    вернА, краткое прил. ж. р.

    знАчимый
    красИвее, прил. и нареч.в сравн. ст.
    красИвейший, превосх. ст.
    кУхонный
    ловкА, краткое прил. ж. р.мозаИчный
    оптОвый
    прозорлИва, краткое прил. ж. р., в одном ряду
    со словами: смазлИва,
    суетлИва, болтлИва…, но: прожОрлива
    слИвовый, образовано от: слИва

    Наречия

    вОвремя
    добелА
    дОверху
    донЕльзя
    дОнизу
    дОсуха
    зАсветло
    красИвее, прил. и нареч. в сравн. ст.
    навЕрх
    надОлго
    ненадОлго

    Деепричастия

    начАв
    поднЯв
    начАвшись
    понЯв
    отдАв
    прибЫв

    Глаголы

    брать - бралА, брАться - бралАсь
    взять - взялА
    взЯться - взялАсь
    влИться - влилАсь
    ворвАться - ворвалАсь
    воспринять - воспринялА
    воссоздАть - воссоздалА
    вручИть - вручИт
    гнать - гналА
    гнАться - гналАсь
    добрАть - добралА
    добрАться - добралАсь
    дождАться - дождалАсь
    дозвонИться - дозвонИтся, дозвонЯтся
    ждать - ждалА
    жИться - жилОсь
    закУпорить
    занЯть - зАнял, занялА,
    зАняло, зАняли
    заперЕть - заперлА
    заперЕться - заперлАсь
    (на ключ, на замок и т. п.)
    звать - звалА
    звонИть - звонИшь, звонИт, звонИм
    клАсть - клАла
    клЕить
    крАсться - крАлась
    лгать - лгалА
    лить - лилА
    лИться - лилАсьнаврАть - навралА
    наделИть - наделИтнадорвАться - надорвалАсь
    назвАться - назвалАсь
    накренИться - накренИтся
    налИть - налилА
    нарвАть - нарвалА
    начАть - нАчал, началА, нАчали
    обзвонИть - обзвонИт
    облегчИть - облегчИт
    облИться - облилАсь
    обнЯться - обнялАсьобогнАть - обогналА
    ободрАть - ободралА
    ободрИть
    ободрИться - ободрИшься
    обострИть
    одолжИть - одолжИт

    озлОбить

    окружИть - окружИт
    опломбировАть – в одном ряду со словами формировАть,нормировАть, сортировАть
    освЕдомиться - освЕдомишься
    отбЫть - отбылА
    отдАть - отдалА
    откУпорить - откУпорил
    отозвАть - отозвалА
    отозвАться - отозвалАсь
    перелИть - перелилА
    плодоносИть
    повторИть – повторИт
    позвАть - позвалА,
    позвонИть - позвонИшь - позвонИт
    полИть - полилА
    положИть - положИл
    понЯть - понялА
    послАть - послАла
    прибЫть - прИбыл - прибылА - прИбыло
    принЯть - прИнял - принял
    рвать - рвалА
    сверлИть - сверлИшь - сверлИт
    снять - снялА
    создАть - создалА
    сорвАть - сорвалА
    убрАть - убралА
    углубИть
    укрепИть - укрепИт
    чЕрпать
    щемИть - щемИт

    Причастия

    довезЁнный
    зАгнутый
    зАнятый - занятА
    зАпертый - запертА
    заселЁнный - заселенА
    наделЁнный
    нажИвший
    налитА
    начАвший
    нАчатый
    низведЁнный - низведЁн
    ободрЁнный - ободрЁн - ободренА
    обострЁнный
    отключЁнный
    повторЁнный
    поделЁнный
    понЯвший
    прИнятый
    приручЁнный
    прожИвший
    снЯтый - снятА
    сОгнутый

    А вот еще один замечательный вариант тренинга с блога Петра Чернова!

    Теория

    Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

    Ударение в именах прилагательных

    У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные – на окончании. Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

    И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый - красИв - красИва - красИво - красИвы; немЫслимый - немЫслим - немЫслима - немЫслимо - немЫслимы и т.п.

    Ударение нередко падает на основу в форме мужского, среднего рода и мн. числа и на окончание в форме женского рода: прАвый - прав - прАво - прАвы - правА; сЕрый - сер - сЕро - сЕры - серА; стрОйный - стрОен - стрОйно - стрОйны - стройнА.

    Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

    Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА - сильнЕе, больнА - больнЕе, живА - живЕе, стройнА- стройнЕе, правА - правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва - красИвее, печАльна - печАльнее, протИвна - протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

    Ударение в глаголах

    Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах - это формы прошедшего времени. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть - сидЕла, стонАть - стонАла. прЯтать - прЯтала, начинАть - начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе.

    Это глаголы брать. быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать - ждал - ждАло- ждАли - ждалА; лить - лил - лИло - лИли- лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

    Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить - вЫжила, вЫлить - вЫлила, вЫзвать - вЫзвала.

    У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла.

    И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться - началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться - принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

    О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт.

    ЕГЭ по русскому языку. А1

    Орфоэпические нормы (произношение, ударение).

    Задания по орфоэпии обычно включают слова общеупотребительные, которыми мы постоянно пользуемся в речи. Но, к сожалению, многие из них не верно произносятся.

    Приведем примеры слов, в произношении которых часто делают ошибки:

    АрАхис, Августовский, асимметрИя, баловАть (балУю, балУешь), бАнты, бАрмен, без Умолку, берЕста, бралА, втрИдорога, гастронОмия, граждАнство, гОлоден, дефИс, диспансЕр, добелА, добралИсь, дОгмат, дОнизу, дОсуха, дОчиста, добЫча, договОр, досУг, еретИк, жалюзИ, ждалА, завИдно, зАговор, закУпорить, занятА, звонИт (звонИм, позвонИшь), знАмение, Иконопись, иссУшит, исключЕнный, исчЕрпать, каталОг, кАшлянуть, квартАл, клАла, красИвее, кулинАрия, кУхонный, мАнит, мизЕрный, мышлЕние, нАбок, надОлго, намЕрение, начАть, начатА, нЕ был, не былА, недУг, нефтепровОд, новорождЕнный, обеспЕчение, облегчИть (облегчИм), оптОвый, Отроду, отчАсти, партЕр, пЕреданный, пИхта, планЕр, платО, пломбировАть, пО двое, поднялАсь, полчасА, пОнял. понялА, поутрУ, переключИт (переключИм), пиалА, положИть, предложИть, прибЫвший, приговОр, прИняты, приобретЕние, пулОвер, свЕкла, слИвовый, скОльких, созЫв, сОслепу, стирАльный, столЯр, танцОвщик (танцОвщица), тОрты (тОртов, тОртами), тОтчас, украИнский, углубИть, умЕрший, фенОмен, ходАтайство, хвОя, щавЕль, Экскурс, экспЕрт.

    Для лучшего запоминания можно применять неформальные правила. Например, подобрать и запомнить ритмичные слова: малЯр - столЯр, вИдно - завИдно, диалОг - каталОг, кОрты - тОрты и т. д.

    Правильное произношение некоторых слов можно объяснить, а значит и запомнить. Например, прилагательное мизЕрный происходит от французского miser (бедный). Ударение во французском языке падает на последний слог, поэтому надо произносить мизЕр, мизЕрный.

    ПулОвер - слово английского происхождения (pullOver - надеть через голову), и произносят его по-английски, с ударением на второй слог.

    Ударение в словах квартал и договор приходится на последний слог. Ударение на первый слог в этих словах принято в производственной сфере, такое произношение считается профессионализмом.

    Следует помнить о словах омографах (от греч. "одинаково пишу"), которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному. Ударение в таких словах нужно ставить с учетом контекста:

    географический Атлас - метр атлАса

    средневековый зАмок - дверной замОк

    меткая острОта - остротА восприятия

    языковЫе нормы - языкОвая колбаса

    К орфоэпическим нормам относится не только постановка ударения, но и произношение звуков.

    Назовем некоторые слова, произношение согласных звуков в которых вызывает сомнение: адекватный [д’], академик [д’], атеист [т], детектив [д], [т], компетенция [т’], менеджер [м], [н], музей [з’], партер [т], патент [т], протекция [т], темп [т], термин [т’].

    Нередко слышны ошибки в произношении иноязычных слов, таких как: дерматин, дуршлаг, инцидент, конфорка, почтамт, прецедент, скрупулезный, эскорт. А также в русских словах: поскользнуться, одышка, чрезвычайно, бессребреник, пирожное, учреждение.

    Имена существительные

    агЕнт

    алфавИт, от Альфа и вИта

    аэропОрты, неподвижн. ударение на 4-ом слоге

    бАнты,

    бОроду, вин.п.,только в этой форме ед.ч. ударение на 1-ом слоге

    бухгАлтеров, род.п.мн.ч., неподвижн. ударение на 2-ом слоге

    вероисповЕдание, от веру исповЕдать

    граждАнство

    дефИс, из нем.яз., где ударение на 2-ом слоге

    диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

    договорЁнность

    докумЕнт

    досУг

    еретИк

    жалюзИ,

    знАчимость, от прил. знАчимый

    Иксы, им.п. мн.ч., неподвижн. ударение

    каталОг, в одном ряду со словами диалОг, монолОг, некролОг т.п.

    квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

    киломЕтр, в одном ряду со словами сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

    кОнусы, кОнусов, неподвижн. ударение на 1-ый слог во всех падежах в ед.и мн.ч.

    корЫсть

    крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

    кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

    лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

    лыжнЯ

    мЕстностей, род.п.мн.ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

    мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

    намЕрение

    нарОст

    нЕдруг

    недУг

    некролОг, см. каталОг

    нЕнависть

    нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

    нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед.ч.

    Отрочество, от Отрок- подросток

    партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

    портфЕль

    пОручни

    придАное, сущ.

    призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв(посла), созЫв, но: Отзыв(на публикацию)

    процЕнт

    свЁкла

    сирОты, им.п.мн.ч., ударение во всех формах мн.ч. только на 2-ом слоге

    срЕдства, им.п.мн.ч.

    стАтуя

    столЯр, в одном яду со словами малЯр, доЯр, школЯр

    созЫв, см. призЫв

    тамОжня

    тОрты, тОртов

    цемЕнт

    цЕнтнер

    цепОчка

    шАрфы, см. бАнты

    шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

    щавЕль

    экспЕрт, из франц. яз., где ударение всегда на последнем слоге

    Имена прилагательные

    вернА, краткое прилаг. ж.р.

    давнИшний

    знАчимый

    красИвейший, превосх.ст.

    кровоточАщий

    кУхонный

    ловкА, краткое прилаг. ж.р.

    мозаИчный

    оптОвый

    прозорлИва, краткое прилаг. ж.р., в одном ряду со словами смазлИва, суетлИва, болтлИва..., но: прожОрлива

    слИвовый, образовано от слИва

    Глаголы

    баловАть, в одном ряду со словами баловАться, избаловАть, разбаловАть…, но:бАловень судьбы

    брать-бралА

    брАться-бралАсь

    взять-взялА

    взЯться-взялАсь

    включИть-включИшь,

    включИт, включИм

    влИться-влилАсь

    ворвАться-ворвалАсь

    воспринЯть-воспринялА

    воссоздать-воссоздалА

    вручИть-вручИт

    гнать-гналА

    гнАться-гналАсь

    добрАть-добралА

    добрАться-добралАсь

    дождАться-дождалАсь

    дозвонИться-дозвонИтся,

    дозвонЯтся

    дозИровать

    ждать-ждалА

    жИться-жилОсь

    закУпорить

    занЯть-зАнял, занялА,

    зАняло, зАняли

    заперЕться-заперлАсь (на ключ, на замок и т.п.)

    звать-звалА

    звонИть-звонИшь, звонИт,

    звонИм

    исключИть-исключИт

    исчЕрпать

    клАсть-клАла

    клЕить

    крАсться-крАлась

    кровоточИть

    лгать-лгалА

    лить-лилА

    лИться-лилАсь

    наврАть-навралА

    наделИть-наделИт

    надорвАться-надорвалАсь

    назвАться-назвалАсь

    накренИться-накренИтся

    налИть-налилА

    нарвАть-нарвалА

    насорИть-насорИт

    начАть-нАчал, началА, нАчали

    обзвонИть-обзвонИт

    облегчИть-облегчИт

    облИться-облилАсь

    обнЯться-обнялАсь

    обогнАть-обогналА

    ободрАть-ободралА

    ободрИть

    ободрИться-ободрИшься

    обострИть

    одолжИть-одолжИт

    озлОбить

    оклЕить

    окружИть-окружИт

    опломбировАть, в одном ряду со словами формировАть, нормировАть, сортировАть…

    опОшлить-опОшлят

    освЕдомиться-освЕдомишься

    отбЫть-отбылА

    отдАть-отдалА

    откУпорить-откУпорил

    отозвать-отозвалА

    отозвАться-отозвалАсь

    перезвонИть-перезвонИт

    перелИть-перелилА

    плодоносИть

    повторИть-повторИт

    позвАть-позвалА

    позвонИть-позвонИшь-позвонИт

    полИть-полилА

    положИть-положИл

    понЯть-понялА

    послАть-послАла

    прибЫть-прИбыл-прибылА-прИбыло

    принЯть-прИнял-прИняли

    принУдить

    рвать-рвалА

    сверлИть-сверлИшь-сверлИт

    снять-снялА

    создАть-создалА

    сорвАть-сорвалА

    сорИть-сорИт

    убрАть-убралА

    убыстрИть

    углубИть

    укрепИть-укрепИт

    чЕрпать

    щемИть-щемИт

    щЁлкать

    Причастия

    балОванный

    включённый-включЁн, см. низведЁнный

    довезЁнный

    зАгнутый

    зАнятый-занятА

    зАпертый-запертА

    заселЁнный-заселенА

    избалОванный, см. балОванный

    кормЯщий

    кровоточАщий

    молЯщий

    нажИвший

    нАжитый-нажитА

    налИвший

    налитА

    нанЯвшийся

    начАвший

    нАчатый

    низведЁнный-низведЁн, см. включЁнный…

    ободрённый-ободрЁн-ободренА

    обострЁнный

    определЁнный-определЁн

    отключЁнный

    повторЁнный

    поделЁнный

    понЯвший

    прИнятый

    приручЁнный

    прожИвший

    снЯтый-снятА

    сОгнутый

    Деепричастия

    балУясь

    закУпорив

    начАв

    начАвшись

    отдАв

    поднЯв

    понЯв

    прибЫв

    Наречия

    вОвремя

    добелА

    дОверху

    донЕльзя

    дОнизу

    дОсуха

    завИдно, в значении сказуемого

    зАгодя, разговорное

    зАсветло

    зАтемно

    Исстари

    красИвее, прил. и нареч. в сравн.ст.

    навЕрх

    надОлго