Как я сдавала егэ рассказы. Личный опыт. ЕГЭ по истории: как я готовилась и сдавала

19 июня – день максимального напряжения, сконцентрированного в школьниках всей страны, выбравших в свой список предметов для сдачи историю. Еще бы, столько дат, столько исторических событий, личностей и монументов, выучить не каждому под силу. Сейчас вы узнаете, как это было и что хотелось бы посоветовать тем, кто приметил этот предмет для сдачи. Поехали.

Начнем с того, что история это такой предмет, который может одному и тому же человеку казаться и трудным, и довольно простым к восприятию. И секрет в том, что нужно просто найти подход к его изучению. Сама я не из тех, кто «зубрил» весь учебный год предмет.

Для меня достаточно было уроков, сборника заданий ЕГЭ, видеороликов на youtube с лекциями, ну и, конечно же, любимого - документальных сериалов и фильмов по истории. Посмотрела и послушала я достаточно, и поэтому, идя на экзамен чувствовала себя уверенно. Хотя и не обошлось без штудирования дат за вечер «до».

Первое, что мне удалось заметить, придя на экзамен, что в классах много свободных парт. То есть многие заявившиеся на экзамен по истории не пришли , видимо, предмет действительно много кого пугает, но пугаться точно не стоит! От лишних накручиваний и переживаний можно неправильно рассчитать время выполнения экзамена.

Кстати, на написание 25 заданий дано 3 часа 55 минут. Этим временем необходимо распорядиться правильно. Неторопливо, рассудительно, но ловко нужно обойтись с тестовой частью. Там вы встретите и раскиданные по периодам события, и исторических личностей, с характеристиками их деятельности, и понятие, термин которого нужно выделить и записать в ответ, так же и контурная карта с соответствующими вопросами, и письма, адресованные кому-то очень важному в истории страны. Ваша задача – не растеряться во всем этом разнообразии и ответить верно, а главное – укладываясь во время.

Я, ознакомясь с заданиями своего КИМа, поняла, что знаю ответы не на все вопросы теста. Что же делать? Идти домой и плакать? Конечно, нет, вспомните, что задания теста составлены людьми . Это поможет вам тем, что вы сможете представить себя на месте составителя задания и понять его логику.

Если и это не поможет, то можно попробовать так же перенестись в тело исторического деятеля и порассуждать, как бы он поступил, в данных обстоятельствах, учитывая его склонности, интересы и черты характера, конечно. Таким образом, вспоминая то или иное событие, территории, временной промежуток или особенности воеводы, князя или императора вы маленькими шагами придете к правильному ответу. Заодно убедившись на пути к нему, что все знания – при себе.

А если тема вопроса совсем незнакома, можно просто довериться интуиции . Порой, она может подсказать то, что мы подозреваем, но боимся ответить.

И вот, добравшись до открытых заданий, идет работа с текстом. В принципе, тут опять же пригодится логика, немного интуиции и знания основных исторических событий. Конечно, деятельность крупных исторических личностей лучше изучить более подробнее, знать хотя бы по одной-две реформе в каждой сфере: социальной, духовной, политической и экономической.

Не обойтись в последнем задании – сочинении, и без писательских способностей. Умение хорошо писать поможет вам рассказать проверяющему достоверно и чисто даже о том событии, которое вы знаете плохо .

Итак, подведем итог, вот мои полезные советы, которые пригодятся сдающим ЕГЭ по истории:

1. Найдите правильный подход к изучению истории. Смотрите документальные фильмы, слушайте интересные лекции учителей, читайте книги, сюжет которых основан на реальных событиях. В общем, займитесь тем, что любите, связывая это с занятие с историей.

2. Не волнуйтесь. Все выучить невозможно и никто этого делать не будет, поэтому чувствуйте себя уверенно и правильно распланируйте время решения заданий, чтобы хватило времени на перепроверку и внесение ответов в бланки.

3. Не знаете ответа? Не беда! Порассуждайте, подумайте, что бы вы делали при такой исторической ситуации. Если это не помогло, подключайте интуицию – ничего страшного в этом нет.

4. Вам все-таки нужно опираться на что-то: выучите основные даты и изучите крупные исторические личности, реформы, которые были ими приняты.

5. Читайте побольше. И практикуйтесь в написании сочинения. Оттачивайте свое мастерство письма и тогда, проверяющий зачитается и получит удовольствие от вашей работы, и это расположит его настрой к вам с первой строки.

Знаете, на удивление, после того, как я написала последний экзамен, и точка напряжения была позади, мне не захотелось забыть все пройденное, как это бывает иногда. Наоборот, захотелось изучать историю дальше. Ведь, выучить пару дат, послушать интересные лекции,почитать факты и биографии,– это совсем не сложно, а то, какими глазами на тебя смотрят друзья и одноклассники, не сдающие ЕГЭ, когда ты рассказываешь о том, что написал – бесценно.

Всем бодрого времени суток! На линии Андрей Пучков. В этой статье я бы хотел дать некоторую оценку прошедшему ЕГЭ, по крайней мере той части, которая касается истории и обществознания.

Сразу стоит сказать, что сам экзамен прошел совсем не так, как ожидали многие. Многие решили «сброшенный» «досрочный» вариант по истории или обществу, и посчитали, что тест будет простым. Но на самом деле нет. Я не устаю повторять вот уже который год, что Единый государственный экзамен, да и вся система образования, эволюционирует в сторону все большей кастовости и сословности.

Из лифта вертикальной социальной мобильности, как предполагалось, ЕГЭ теперь становится своеобразным ситом, сквозь которое просеивают тех или иных людей. Что я имею в виду? Высшее образование становится элитарным. Думаю, если все будет идти как сейчас, бюджетных мест совсем не останется к 2020 году. Вся конкуренция будет вестись уже за коммерческие места в вузах.

Не хочу тут нести какую-то «социальную скорбь», я просто фиксирую факты.

Во-первых , реальный основной этап ЕГЭ оказался намного сложнее, чем такой же экзамен в предыдущий год. Вся сложность экзамена заключается однако не в знаниях. Очень многие ребята действительно много выучили. Вся сложность заключалась именно в навыках: формулирования мыслей, реальной ориентации в исторической карте, исторической эрудиции, умении видеть причинно-следственные связи и пр. Те ребята, которые даже многого не знали, однако умели такое, может сами по себе, — сдали егэ действительно неплохо.

К примеру Эдуард пришел ко мне на курсы подготовки в начале мая. Начал заниматься примерно с 6, 7 числа. Я сам, если честно не очень был уверен в его успехе, поскольку в мае только начинать с полного нуля подготовку — это жесть. Однако ученик сдал общество (напомню, готовился с полного нуля) — на 71 балл.


Про остальных учеников писать не буду без их разрешения, захотят, сами напишут отзывы. Скажу лишь, что есть те, кто сдали и на 87, есть и те, кто сдал на 84, есть те, кто сдал на 76 баллов. Есть и те ребята, которые сдали ниже 60 баллов. Собственно, говорить что-то излишне: кто готовился и учитывал мои рекомендации, сдали неплохо, кто подходил посредственно, также и сдали. Были и случаи эксцессы, связанные со здоровьем.

Во-вторых , тестирование ЕГЭ и дальше не будет учитывать, какая именно работа проходит в школе. А школах творится тихий ужас. Я уже не удивляюсь, а просто слушаю своих учеников: в погоне за рейтингом в школе ведутся аж все дисциплины прямо до последнего звонка учебного выпускного года. Очень многие учителя занимаются чем угодно, только не преподаванием дисциплины. Может многие коллеги просто не видят смысла в занятиях из-за катастрофически урезанного времени. Может дело в чем-то другом. Но факт остается фактом: современная школа не может обеспечить успешную сдачу выпускного экзамена.

А ЕГЭ строится прямо по программе. Очень многие выпускники, которые «проснулись» (!) весной были в искреннем шоке от того объема тем, которые есть в Контрольно-измерительных материалах.

В-третьих, в этом году вскрылся некий субъективный фактор: очень многие эксперты по проверке второй части по всей видимости получили негласную отмашку «валить» вторую часть. Очень и очень немногие пошли подавать на апелляцию, поскольку их запугали в школе или еще где. Но факт фактом — некоторые задания второй части были завалены абсолютно несправедливо.

И сейчас ты немедленно спросишь: «Ну а дальше-то как, что делать?» Немедленно даю рекомендации.

Чем раньше вы начнете разбор материала по КИМ ЕГЭ, тем лучше. Лучше всего начать готовиться с 10 класса. Если вы уже закончили 10-й класс, то я настоятельно рекомендую готовится летом. Преимущества ранней подготовки очевидны:

  • Раннее изучение всего курса даст время, чтобы углубиться в некоторые наиболее сложные темы.
  • Раннее изучение, например по истории, позволит лучше повторить события, явления, процессы и причинно-следственные связи во Всемирной истории.
  • Раннее изучение сделает возможным успешное участие в олимпиадах в год выпуска, что существенно повысит шансы поступления на бюджет в вуз.

Постоянное решение и разбор тестов с профессионалом, который наглядно покажет, в чем ошибки и как их преодолеть.

Необходимо уже сейчас начать формировать навыки формулирования мыслей, ориентации в картах, формировать историческую и обществоведческую эрудицию. Это дело не одного дня и не одной недели, и даже не одного месяца.

В целом, девиз того человека, который готовиться к ЕГЭ, можно сформулировать так: системность, ответственность и систематичность.

  • Системное изучение материала включает в себя логично выстроенные темы по истории и обществу.
  • Ответственное отношение к экзамену и к себе, требовательность к себе.
  • И систематическое повторение, чтобы не было эффекта фрагментарных знаний.

Post Scriptum

Кстати, сейчас мы проводим акцию: только до 10 июля у вас есть возможность прийти на наши курсы по серьезной скидке — 4990 р. Таким образом годовая подготовка по одной дисциплине составит всего 20 000 рублей вместо 24 990 рублей.

Купон скидки: iun2017

С уважением, Андрей Пучков

Пресс-служба Ведомства по контролю в образовании сообщила о том, как школьники сдали ЕГЭ 2017. В течение прошедшей итоговой аттестации 21 выпускнику удалось получить максимальное количество баллов на трех экзаменах, в сумме 300 баллов.

Ребят, которые не смогли преодолеть минимальный порог баллов, стало значительно меньше, чем в прошлом году. В два раза меньше старшеклассников, не сдавших ЕГЭ по истории и русскому. Количество заваливших физику уменьшилось в 1,6 раза; русскую литературу, географию и базовый экзамен по математике - почти в 1,5 раза; иностранный язык, информатику и ИКТ, обществознание - на четверть.

Большинство старшеклассников сдавали единый госэкзамен в основной период, который стартовал 29 мая и закончился 1 июля. Заранее зарегистрировались на прохождение аттестации приблизительно 703 тысячи участников, среди которых примерно 617 тысяч выпускников 2017 года. Организаторами были подготовлены особенно комфортные помещения для прохождения итоговой аттестации детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Пункты проведения экзаменов были оборудованы системами видеоконтроля, техникой для распечатки материалов ЕГЭ, металлодетекторами, в помещениях дежурили общественные наблюдатели. Все эти меры направлены на то, чтобы государственный экзамен был максимально прозрачным и объективным. Как сообщают представители Рособрнадзора, суммарное число нарушителей порядка проведения ЕГЭ уменьшилось почти в полтора раза, если сравнивать с прошлогодней экзаменационной кампанией.

Какие учебные дисциплины чаще всего выбирают школьники для сдачи ЕГЭ?

Как правило, это те предметы, которые требуются в вузах, куда выпускники собираются поступать. Самым популярным экзаменом по выбору в этом году стал ЕГЭ по обществознанию, который сдавали 54 процента от общего числа участников единого госэкзамена.

Физику сдавали 26 процентов экзаменующихся,
историю – 21 процент,
биологию – 20 процентов,
химию – 13 процентов.

Выпускники, не прошедшие аттестацию, смогут повторно сдавать Единый государственный экзамен после 1 сентября.

Выбирая вуз для продолжения образования и конкретное направление подготовки, абитуриенты могут воспользоваться новой услугой, которая помогает оценить свои шансы на поступление. Например, в Петербурге на сайтах СПбГУ, Политехнического университета и многих других вузов появилась страничка Калькулятор ЕГЭ. Здесь расположены специальные формы, в поля которых следует вводить полученные результаты ЕГЭ по нескольким предметам, указать имеющиеся индивидуальные достижения, к которым могут относиться золотой и серебряный знак ГТО, школьный аттестат или диплом учреждения среднего профессионального образования с отличием, участие в олимпиадах и конкурсах. Обработав данные, система предложит на выбор направления подготовки, куда можно поступать с имеющимися данными. Будут показаны минимальные проходные баллы прошлых лет на бюджетные и контрактные места, а также пороговые баллы для участия в конкурсе.

Из петербургских вузов самые высокие пороговые баллы у Большого университета (СПбГУ) – 65 баллов по всем предметам. Если у выпускника 64 балла (или ниже) по русскому языку или другому предмету, необходимому на выбранном направлении, то документы у него в приемной комиссии не принимают. Зато могут принять в других вузах, где данный порог ниже.

В Политехническом университете Петра I, например, по русскому языку для участия в конкурсе достаточно иметь 45 баллов, столько же – по физике и математике. Если же на выбранную специальность требуется обществознание или информатика, то набранные за ЕГЭ баллы должны быть не ниже 50.

Подробную информацию о пороговых баллах каждый вуз размещает на своем официальном сайте. Также на данных площадках можно найти сведения о приеме прошлых лет и списки поступающих, что позволяет оценить свои возможности и шансы на поступление.

Views: 11460

ЕГЭ – это, на мой взгляд, достаточно трудный экзамен, по крайней мере, он намного сложнее, чем ОГЭ (опять-таки, это моё личное мнение). В 9 классе мне было очень тяжело, но я даже не представляла, насколько трудно будет в 11! Поэтому подготовку к ЕГЭ я начала достаточно поздно – в октябре 2016 года (а сдавала экзамен в 2017 году). Знала бы я, что меня ждёт, начала бы готовиться к ЕГЭ почти сразу после окончания 9 класса!

К счастью, всё позади, и, несмотря на явные ошибки в процессе подготовки (о которых я расскажу позже) и длительные поездки на турниры я всё же смогла сдать два экзамена на высокий балл (80+). Я получила 82 балла по профильной математике и 91 балл по русскому языку. В этой статье я расскажу вам, дорогие читатели, о том, что помогло мне достичь столь высокого результата. Замечу, что к математике я готовилась полностью самостоятельно, с сочинением по русскому мне немного помогла учительница. Также значителен вклад мамы в мою подготовку, ведь часто я не могла придумать аргументы, а мама мне почти всегда в таких случаях очень хорошо подсказывала. И я очень ей за это благодарна.
Итак, перейдем к советам.

  1. В первую очередь, необходимо выбрать специальность, которая вам нравится, затем определиться с университетом и узнать, какие экзамены вам нужно сдавать. Я, конечно, понимаю, что многие долго не могут определиться, с чем бы они хотели связать свою жизнь, но ведь время не терпит, поэтому решиться нужно как можно скорее! Существуют, например, разные тесты, с помощью которых вы сможете определить, какая специальность будет вам по душе. Если вы не определитесь со специальностью и выберете очень много разных экзаменов, то вы вряд ли сможете сдать ЕГЭ на высокий балл.
  2. Начинайте готовиться как можно раньше! Желательно – сразу после окончания ОГЭ. Я неоднократно слышала о том, что стобалльники начинали подготовку к ЕГЭ за два года до его начала.
  3. Но если даже вы начали подготовку к ЕГЭ в 11 классе – не беда! Самое главное – это сначала определить темы, которые для вас являются наиболее простыми. Всё очень легко: открываем сайт РЕШУ ЕГЭ и смотрим каталог заданий. Если со стереометрией у вас, например, проблемы, то лучше всего оставить её на потом, сначала разберите лёгкие задания. Я слишком сильно понадеялась на себя и поэтому стала разбирать всё подряд, но горько об этом пожалела! Я надолго застряла на стереометрии, большинство задач так и не поняла. За три месяца до начала экзамена я поняла, что лучше сначала разобрать лёгкие темы (для меня это были, например, неравенства, финансовая математика). Так я и сделала.
  4. Будьте спокойны, не впадайте в истерику, не доводите себя до ненормального состояния! Некоторые выпускники до того измучили себя, что даже закончили жизнь самоубийством из-за ЕГЭ, но это же сумасшествие! Понятно, что подготовка к ЕГЭ для многих выпускников (и для меня в том числе) – это большой стресс, потому что они боятся не успеть подготовиться и плохо сдать экзамен. Но волнение ничем не поможет, наоборот, сделает только хуже. Приведу пример из своего жизненного опыта. В марте я осознала, что неправильно готовилась к экзамену по математике (см. 3-ий пункт) и поэтому зря потратила много времени. На меня напало истерическое состояние и, желая себя успокоить, я решила пробник на РЕШУ ЕГЭ, в надежде на то, что я сделаю это хорошо. Но, поскольку у меня в тот день было немного времени, я решила пробник всего за 40 минут, и результат, конечно, был ужасен – 50 баллов! В итоге моё состояние лишь усугубилось. К счастью, родители меня успокоили, сказав, что даже если не получится хорошо сдать экзамен в этом году, я смогу пересдать его в следующем. И я поняла, что плохая сдача ЕГЭ – это, на самом деле, ерунда, бывают проблемы и хуже, а проблема с ЕГЭ вполне разрешима, ведь его можно пересдать! Я успокоилась, изменила метод подготовки, и мои результаты резко улучшились. Кстати, на плохое психическое состояние также влияет недосып. Я, боясь не успеть, втайне от родителей не спала ночами: готовилась к ЕГЭ. Когда я успокоилась, ночные уроки прекратились.
  5. Заведите себе тетради для подготовки к ЕГЭ, в которых Вы будете записывать задания, которые вам не очень понятны. Когда, например, я встречалась с незнакомым типом задачи по математике, я эту задачу выписывала в тетрадь, а потом учила алгоритм её решения. В итоге я исписала не одну тетрадь, и во всех тетрадях было очень много задач по математике! Зато я теперь знаю, как они решаются. Так же можно использовать тетрадь для подготовки к ЕГЭ по любому предмету.
  6. Чтобы научиться хорошо писать сочинения ЕГЭ, нужно написать очень много сочинений. Я, например, перед экзаменом написала около 100 сочинений по русскому языку! Но оно того стоило. Я получила максимальный балл за проблему, комментарий, авторскую позицию и аргументацию своей точки зрения. Замечу, что, если бы я не готовилась к ЕГЭ, я бы не смогла аргументировать своё мнение на реальном экзамене.

Чем я пользовалась при подготовке к экзаменам?

Конечно, существует много хорошей литературы и прекрасных сайтов по подготовке к ЕГЭ, но я расскажу вам лишь о тех книгах и сайтах, по которым готовилась я. В первую очередь, это РЕШУ ЕГЭ (но об этом, наверное, все знают). Для подготовки к ЕГЭ по математике я также смотрела видеоуроки репетитора Анны Малковой , в которых нашла немало интересных идей для себя.

Для подготовки к сочинению по русскому я пользовалась замечательной книжкой С.В. Драбкиной и Д.И. Субботина «ЕГЭ по русскому языку. Сочинение: алгоритм написания, анализ типичных ошибок, примеры образцов работ учащихся». В этой книге очень ясно и подробно объяснено, какой примерно должна быть структура сочинения , кроме того, там очень много речевых клише . Эту книгу всему моему классу заказала учительница русского языка, и огромное ей за это спасибо, ибо эта книга значительно облегчила мне работу! Чуть позже я напишу статью про сочинение, в которой приведу некоторые советы из этой книги.

Стоит ли сдавать базовую математику?

Известно, что с профильной математикой можно поступить куда угодно, а с базовой – лишь на гуманитарную специальность. Практически все мои одноклассники, даже те, которые точно не собирались становиться гуманитариями, сдавали базовую математику! Кто-то боялся не сдать профиль, кто-то не выдержал давления со стороны завучей, которые почему-то пытались заставить всех сдавать базовую математику. Но я убеждена: сдавать базовую математику следует только в том случае, если вы точно уверены, что вам не понадобится профиль для поступления. А бояться того, что вы не сдадите профиль – неправильно. На самом деле задания там не такие уж сложные, если вы нормально готовитесь к ЕГЭ, то точно не завалите профиль. Ну, а если вдруг даже произойдёт такое чудо, что вы не сдадите профильную математику, то вы сможете в дополнительный день сдать базу и всё-таки получить аттестат. Почему-то завучи и учителя ничего не говорили об этом! Я считаю, что, хоть базовая математика и очень лёгкая, не стоит тратить на неё время, которое можно уделить подготовке к более важным экзаменам. К тому же, для многих людей любой экзамен – это стресс, даже если он лёгкий. Поэтому я рекомендую определиться, что вы будете сдавать: или базу, или профиль, не нужно браться за всё сразу.

Как я совмещала подготовку к ЕГЭ с учёбой в школе?

Моя точка зрения такова: учёба в 11 классе очень мешает подготовке к ЕГЭ. Чтобы знать все предметы на отлично, нужно очень много трудиться, а полноценная учёба занимает так много времени, что его практически не остаётся на подготовку к экзаменам. Поэтому я выполняла письменные домашние задания на уроках (хорошо, что я сидела на последней парте, и учителя ничего не видели:-)), а устные выполняла крайне редко (если, например, я узнавала, что будет самостоятельная по истории, я быстро пролистывала параграф, писала на самостоятельной то, что запомнилось, и получала хорошие оценки). Когда делать было нечего – я даже на уроках готовилась к ЕГЭ, уча алгоритмы решения задач! Но я, конечно, не могу советовать вам поступать точно так же, потому что для кого-то, например, важно иметь аттестат с отличием, а с таким отношением к учёбе, как у меня в 11 классе, заслуженно получить его трудно. Самое главное в этот сложный период – правильно расставить приоритеты и определиться, что для вас важнее: как можно лучше сдать экзамен или получить золотую медаль? Я очень надеюсь, что у вас получится и заслуженно получить аттестат с отличием, и сдать экзамен на высокий балл.

Помните: сдать ЕГЭ на высокий балл – вполне реально, главное – правильно к нему подготовиться! Будьте спокойны, рассудительны, правильно распределяйте время, и всё будет отлично. Не повторяйте моих ошибок 🙂 Для самоуспокоения важно понимать: что бы нам ни говорили родители и учителя, ЕГЭ – это всего лишь экзамен, и даже плохая его сдача – это мелочь, которую можно исправить в следующем году. Желаю успехов! 🙂

Если есть вопросы — обязательно задавайте их в комментариях!

Формат

Сдавшие последние этапы ЕГЭ российские школьники рассказывают об ужесточении правил экзамена: перед испытанием их досматривают с металлоискателем, весь процесс записывается на видеокамеры, а по пункту проведения экзамена (ППЭ) можно передвигаться только в сопровождении организатора. Пережившие ЕГЭ выпускники и организатор рассказали Medialeaks, насколько строго соблюдались правила, как много людей удалили за нарушения и можно ли было списать на экзамене.

Анастасия Ющук (имя изменено), организатор на ППЭ

Я работаю организатором ЕГЭ третий год. В школе учителей, которые могут работать в этом качестве, заносят в специальную базу и потом случайным образом распределяют по ППЭ. Всё происходящее в аудитории записывается на камеру, но идёт только видео без звука, поэтому следят, чтобы ученики не шевелили губами. Любой неправильный поворот головы, взгляд под парту расценивается так, будто ученик уже списывает.

За эти три года процедура сильно ужесточилась, они постоянно выдумывают что-то новое. Например, на информатике ученики обязаны расписаться, что они ознакомлены с правилами использования компьютера на экзамене. Так вот, теперь листок, в котором они расписываются, может передавать только организатор. Если один выпускник по инерции передаст список другому, то это будет нарушением процедуры и школьника даже могут удалить за это с экзамена. Ручку или линейку передать другому тоже нельзя.

В моём ППЭ организаторам не отмечали мелом место на полу, где они должны стоять, но я легко могу себе это представить. Потому что если организатор, который проводит инструктаж, нечаянно заслонит перед камерой какого-то ребёнка, то председателю государственной экзаменационной комиссии сразу же звонят и сообщают об этом. Организаторы могут получить выговор. Видимо, так делают в тех школах, где уже не раз такое случалось, и директора просто решают перестраховаться.

Раньше на экзамен можно было брать с собой воду в бутылке и еду, например, шоколад. Теперь еду могут принести только дети с ограниченными возможностями здоровья. И те оставляют её у дежурных перед аудиторией и выходят туда поесть. Воду можно набрать только из кулера - это правило ввели, кажется, в прошлом году.

В этом году девятиклассник из школы, в которой я работаю, умудрился притащить на экзамен целый планшет, с которым его и засекли. Ученика удалили с экзамена, но теперь выговор получат и директор школы, и даже классный руководитель. Якобы школьник не знал, что нельзя приносить с собой технику на экзамен, а не предупредил, конечно, классный руководитель. В моём ППЭ никого с экзаменов не удаляли.

Организаторам платят 300 рублей в час, но это очень тяжёлая работа - могут уволить с основной работы за любой промах. Я знаю, что в этом году уже уволили двоих. Одного за то, что он забыл выложить из кармана телефон и он зазвонил в аудитории. И так происходит каждый год.

Школьники, конечно, сильно боятся из-за всей атмосферы. С другой стороны, сейчас гораздо меньше стали списывать. Выпускники знают, что если их засекут на экзамене с телефоном, то в этом году они уже никуда не поступят. Я считаю, что это повышает шансы детей из глубинки на то, что они смогут поступить в хорошие вузы. С другой стороны, камеры пока есть не везде. До сих пор некоторые выпускники с юга приезжают в Москву со 100 баллами по русскому языку, а в итоге вообще не могут на нём говорить. Но это теперь бывает гораздо реже.

Марина Легоньких, школьница из Хабаровска

Металлоискателями проверяли. Насчёт телефонов я не знаю, по-моему, из моих знакомых никто не проносил. Моих одноклассниц обыскали на экзамене по обществознанию и отобрали шпаргалки, но меня никто не обыскивал. В туалете могли спокойно собраться четыре человека и обсуждать задания. У одного парня на металлоискателе ручка запищала. На некоторых экзаменах не полностью проводили металлоискателем, а только до пояса, поэтому, наверное, кто-то мог пронести телефон.

Когда мы выходили, у нас проверяли, чтобы все разрешённые предметы оставались на экзамене, чтобы даже ручки не выносили. Следили строго. Даже до самого экзамена в некоторых школах говорили, чтобы мы не разговаривали до инструктажа, хотя, по сути, нас должны были пускать погулять или поговорить. В туалет пускали только по одному, а в конце экзамена по два человека начинали пускать. В туалет организаторы вроде как не заходили. Было две камеры.

Были мелкие нарушения со стороны организаторов. На одном экзамене у всех нас собрали паспорта, хотя не имеют на это права. Никого из моих знакомых с экзамена не удаляли - я не знаю таких случаев. К репетиторам я не ходила. Вообще нас в школе готовили хорошо - особенно к русскому. Русский язык и обществознание были очень лёгкими. Ну и реально соответствовало тому, что говорили в начале экзамена: все задания из школьной программы. А в математике точно есть парочка заданий олимпиадного уровня.

Публикация от kseniya neverova (@neverovakseniya) Июн 19 2017 в 7:57 PDT

Я думаю, все брали шпаргалки. Большинство из нашего класса делали маленькие блокнотики и записывали туда всё. Правда, блокнотики не особо помогли, хотя там были все формулы. Кто-то прятал их в лифчике, кто-то просто в карман, потому что их не обыскивали. Кто-то даже пронёс в туалет вариант прорешенный пробный, но это не те задания, которые у нас были. Ещё один парень рассказывал, что его друг всю руку исписал формулами, надел рубашку с длинными рукавами, а в туалете закатывал рукав и так списывал. В туалете валялось немного шпаргалок - только на математике.

Обстановка на ЕГЭ и весь этот тоталитарный контроль пугали - особенно на математике, потому что это был экзамен, к которому я больше всего готовилась, и с математикой у меня очень плохо было в школе. Поэтому когда я увидела задания и поняла, что не могу их решить, то начала плакать. Кстати, организаторы подходили: сначала первый, потом через минут 15 второй. Спрашивали, всё ли хорошо.

Сильно напрягало, что некоторые организаторы не разрешали выходить до начала инструктажа. Так ещё сложнее: даже с друзьями перед экзаменом не поговоришь. Многие, кто попал в разные аудитории, договаривались о встрече, например в 12.20, и выходили в туалет. Наблюдатели не могли зайти в туалет. Это по моему опыту, потому что у одноклассниц же отобрали как-то шпаргалки. На математике меня тоже спалили со шпаргалкой, но не отобрали: организатор просто улыбнулся.

Я хотела поступать в академию им. Скрябина, но мне баллов не хватит. Поэтому пока не знаю.

Владислав Саяпин, школьник из Елани, Волгоградская область

Я сдавал английский, обществознание, русский, математику - базу и профиль. К английскому готовился с учителем на консультациях, к математике, профилю - к репетитору ходил. К обществу не готовился, только на уроках.

Металлоискатели были во всех пунктах проведения, камеры тоже везде были. Списать было нельзя в аудитории, потому что камеры. Плюс там сидел тот, кто наблюдает за тобой. В общем, сопровождающий.

Они сидели и стояли, ходили по аудитории. Когда тебе нужно выйти в туалет, они тебя выводят, отдают другому сопровождающему, и он тебя сопровождает до туалета. Во время проведения экзамена просто так одному нельзя было ходить, только с сопровождающим. У меня есть много знакомых, которые говорили, что их одноклассники, друзья смогли пронести телефон.

Английский язык мы сдавали в Волгограде, потому что в нашем районе было мало выпускников, которые выбрали этот экзамен. Волгоград в 360 километрах от моего посёлка, на машине ехать в одну сторону пять часов. В первый день сдавали письменную часть, во второй день - устную. Я и ещё один одноклассник остались ночевать в Волгограде, а третий возвращался домой и на следующий день вместе с классным руководителем снова ехал в Волгоград пять часов на машине, которую предоставила администрация посёлка.

Для меня самым сложным экзаменом было обществознание. Потому что я ему уделял меньше времени, чем другим предметам. Пока что я знаю баллы только по обеим математикам: базовая у меня сдана на четвёрку, профильная - на 45 баллов. Это немного, но я планирую поступать на факультет экономической безопасности. У них нет бюджета, поэтому для меня главное - перейти порог и набрать средний балл.

Мне не было сложно психологически из-за надзора. Я просто делал задания и не отвлекался на сопровождающего в аудитории. Иногда, когда они подходили, смотрели рядом с тобой, вот тогда ощущалось какое-то давление. Я не видел, чтобы парни переживали, но видел, что некоторые девочки плакали, когда выходили. В ППЭ, где был я, никого не удаляли. Может, такое и было, но точно не в моей аудитории.

Дарья Русских, школьница из Новосибирска

Самое страшное, на мой взгляд, это определиться с будущей профессией. В начале 11 класса я выбрала много предметов, потому что не знала, куда пойду. В конце концов, я сдавала математику - оба уровня, русский язык, биологию и химию. Сама процедура проведения не страшна, все взрослые понимают детей, стараются подбодрить. Меня больше всего тревожило содержимое конвертов с заданиями, но, как показала практика, и там ничего страшного нет. Если ты готов, то всё будет по силам. Волнительно - это ждать результаты.

Не скажу, что было как-то психологически сложно… Все ждали этого, все знали, что это будет. Для меня это было обычной процедурой. У меня, конечно, на металлоискателе пикало всё, не знаю вот только почему. Видимо, это были лямки бюстгальтера. Тогда я как-то заволновалась. Проверяла женщина, и она спросила: «Что у тебя там?» У меня ничего не было, совсем! Думаю, телефона у меня нет. На белье вот эти железки, они, видимо, побрякивали. Я говорю: «На бюстгальтере, скорее всего», - потому что пикало, когда проводили по лопатке. Она: «Ну ладно». Мне запомнилось, потому что проверяющая так удивлённо меня спросила. Господи, что у меня может быть на лопатке?! Ну, наверное, телефон!

Публикация от Управление образования (@uochegem) Июн 5 2017 в 11:53 PDT

А так… Обычно проходишь - всё нормально, люди вовсе не звери и никакие не изверги. Проходят спокойненько, проверяют.

Мне так выпадало, что почти везде я сидела за первой партой. Есть эта камера и есть - меня лично она не смущала. Я пришла, чтобы написать. Тишина, меня ничто не отвлекает: ни видеокамеры, ни учителя, ни ребята. Я знала, что будут камеры и металлоискатели, и смирилась.

Не знаю, проносил ли кто-то телефон: я сидела за первой партой. В туалет запускали нас по одному… Поэтому не знаю - по крайней мере, я ничего не заметила. Может, кому-то что-то удалось, но это на их совести. В моей школе и в моём ППЭ никого не удаляли. Была только одна девочка, она очень сильно плакала под конец экзамена, очень сильно рыдала. Ей организатор сказал: «Ну ты запиши хоть, что у тебя есть». Она говорит: «У меня ничего нет», - и рыдает.

Честно говоря, я ещё не знаю, куда буду поступать. Всё зависит от результатов. Вообще планирую в медицинский, но это видно будет.

Кристина Соколова (имя изменено), школьница из Москвы

Наблюдатели проверяли нас очень даже хорошо, но не везде было так. Знаю ребят, которые смогли протащить телефон! Шпоры делали практически все, но не пользовались. Не знаю почему. Наблюдатели очень хорошие: за дисциплиной следили, строгие, но приветливые.

Я написала математику, обществознание, русский, биологию и химию. Самым сложным для меня экзаменом была химия. Химия с её органикой - это для каждого, наверное, сложновато. Да и как бы ни звучало, я готовилась сначала к сочинению (декабрь), а потом уже к химии, биологии и обществознанию (пять месяцев). Не особо хватает времени для хорошей подготовки.

На химии было сложно и потому, что я не увидела часть заданий. Напечатали часть С на обратной стороне таблицы Менделеева, которую я не перевернула! У всех знакомых спрашивала, сказали, что долго искали, в конверте смотрели, вдруг лист не достали, некоторые вообще не нашли! Главный организатор сказал, что нельзя ничего сделать. Мол, надо было внимательнее всё смотреть, вертеть, крутить. Я там чуть ли не плакала, но потом успокоилась.

В аудитории пользоваться шпаргалками было нельзя. Да и в туалете не особо, там наблюдатели ходили, смотрели. Но в туалете можно ведь было спросить у девочек - если повезёт и если они там будут. Я спрашивала, у меня тоже спрашивали. С разных аудиторий нас выпускали по одному, а заходили мы вместе.

Ещё в ППЭ я сфотографировала сборник заданий для подготовки к ЕГЭ, который выбросили в мусорную корзину - от счастья. Телефон сопровождающая отдала после экзамена. (Прим. Medialeaks: выпускники должны оставлять все запрещённые вещи за территорией ППЭ, пользоваться телефоном там можно только в штабе начальника ППЭ).

Из моей школы с экзамена никого не удаляли, а в ППЭ одного человека удалили. Было довольно строго: первые пять минут кипиш просто, а потом всё ок. Я планирую поступать в мед.