Критерии вступления (Копенгагенские критерии). Отношения турции и ес

Состав Европейского Союза, подобно самой организации, формировался тоже постепенно. За время, прошедшее с момента основания Европейских сообществ, он увеличился в четыре с половиной раза, и это не предел.

Первоначальными участниками были шесть стран Западной Европы: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Федеративная Республика Германия, Франция. В таком составе три Европейские сообщества функционировали в 50-е и 60-е гг. XX столетия .

Первое расширение Европейских сообществ произошло в 1970-е гг.: в 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия (вступление осуществлялось одновременно в ЕЭС, ЕОУС и Евратом).

В 1980-е гг. количественный состав государств – членов Сообществ возрос с 9 до 12: в 1981 г. вступила Греция, а в 1986 г. – Испания и Португалия.

Именно представители вышеперечисленных 12 государств в 1992 г. подписали Договор о Европейском Союзе, вступивший в действие в следующем году (1 ноября 1993 г.). С этого времени новые государства вступают непосредственно в ЕС по правилам, изложенным в ДЕС.

Впервые подобная процедура была использована в 1995 г., когда членами Союза и Сообществ стали Австрия, Финляндия и Швеция. Всего, таким образом, к началу XXI в. ЕС включал 15 государств-членов.

В 2004 г. состоялось масштабное расширение Европейского Союза на Восток. С 1 мая этого года членами Союза стали сразу 10 государств, в том числе три республики бывшего Советского Союза (Латвия, Литва, Эстония), пять восточноевропейских стран из бывшего социалистического лагеря (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения) и два островных государства в Средиземном море (Кипр и Мальта) .

В 2005 г. подписан договор о присоединении к Союзу еще двух восточноевропейских государств – Болгарии и Румынии. Этот документ вступил в силу 1 января 2007 г. Таким образом, с 2007 г. количество государств – членов ЕС достигло 27.

Однако это не последнее расширение состава ЕС. В настоящее время еще несколько стран официально признаны государствами-кандидатами и начали или готовятся начать переговоры о своем вступлении в Союз. К середине 2011 г. государствами- кандидатами были признаны Исландия, Македония, Хорватия, а также Турция, возможный прием которой в ЕС вызывает наибольшие споры и вряд ли состоится в ближайшие годы .

Также существуют так называемые потенциальные кандидаты. Этот термин, используемый в текущем законодательстве ЕС , обозначает страны, в отношении которых ЕС на политическом уровне заявил о готовности принять их в свой состав, но в неопределенном будущем (кратко – страны, имеющие "европейскую перспективу"). Для получения статуса государств-кандидатов этим странам еще предстоит предпринять серьезные экономические и политические реформы, которые позволят им начать реальные переговоры о присоединении. К указанной группе в середине 2011 г. относились страны Балканского полуострова (за исключением тех, которые уже являются государствами-членами или государствами-кандидатами): Албания, Босния-и-Герцеговина, Сербия, Черногория.

Наконец, руководство еще ряда стран (в том числе неевропейских) в разные годы выражало желание видеть свои государства в будущем членами ЕС. Сюда относятся, в частности, некоторые страны СНГ (Украина, Молдова), а также ранее входившая в СНГ Грузия . Россия официально не ставит целью стать членом ЕС, но стремится к созданию с ЕС "общих пространств" в экономической и других сферах общественной жизни, что предполагает гармонизацию законодательства России с правом ЕС .

Каковы условия приема в Союз новых государств-членов? Непосредственно в учредительных документах ЕС закреплены две группы основных требований (ст. 49 ДЕС).

Во-первых, государство должно быть европейским, правда, сам этот термин не расшифровывается ("Любое европейское государство... может обратиться с заявкой с целью стать членом Союза"), На практике понятие "европейское государство" рассматривается не только с точки зрения географического положения государства, но и с учетом культуры страны, включая ее политические и правовые традиции .

Во-вторых, государство, желающее стать членом ЕС, должно уважать ценности, на которых основан Европейский Союз, и принять на себя обязательство проводить их жизнь. Сюда относятся, прежде всего, "уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам" (ст. 2 ДЕС).

Наряду с основными требованиями, закрепленными в ДЕС, к государствам-кандидатам предъявляются и другие условия. Эти дополнительные условия названы в ст. 49 ДЕС "критерии соответствия". Их устанавливает высший институт политической координации ЕС – Европейский совет, в состав которого входят руководители всех государств-членов .

Дополнительные условия относятся к экономической, политической и правовой системам государства-кандидата. Они известны под названием "Копенгагенские критерии", поскольку были установлены на сессии Европейского совета, проходившей в Копенгагене 22 июня 1993 г. (впоследствии в них вносились некоторые уточнения и дополнения).

В качестве экономических требований Копенгагенские критерии предусматривают наличие в государстве-кандидате "жизнеспособной рыночной экономики", способной эффективно функционировать в условиях единого экономического пространства ЕС. Требуется также, чтобы в государстве-кандидате существовало эффективное управление и стабильное финансовое положение. Четких количественных показателей для этих требований не установлено. Тем не менее очевидно, что слабо развитое в экономическом отношении государство практически не имеет шансов на вступление в Союз, даже если оно в остальном отвечает предписаниям ст. 49 ДЕС.

В целях повышения материального благосостояния своих возможных будущих членов ЕС образовал специальный фонд, финансируемый из бюджета ЕС – "Инструмент помощи в подготовке к присоединению" . Бенефициарами средств изданного фонда выступают все упомянутые выше государства-кандидаты (кроме Исландии), а равно потенциальные кандидаты на вступление в ЕС.

К политическим и правовым требованиям Копенгагенские критерии относят стабильность государственных и общественных институтов, которые должны гарантировать демократию, верховенство права, права человека, уважение и защиту меньшинств (последние требования воспроизводят ценности Союза, в настоящее время закрепленные в ст. 2 ДЕС).

Особое значение имеет требование привести законодательство государства-кандидата в соответствие с правом Европейского Союза – причем сделать это нужно заранее, еще до момента вступления. Данное условие фактически означает необходимость осуществить реформы многих отраслей внутреннего права и законодательства государств-кандидатов, что занимает обычно длительное время.

Из сказанного видно, что процесс вступления в ЕС не может быть делом одного дня. Необходима основательная подготовка со стороны государства-кандидата, в том числе подготовка своей правовой системы к интеграции в право Союза.

Кроме того, в отношении самого себя ЕС предъявляет условие о наличии способности эффективно интегрировать в свой состав новые государства . Данное условие, провозглашенное по итогам сессии Европейского совета 14 и 15 декабря 2006 г., указывает на наличие таких потенциальных проблем для ЕС, как угроза проникновения на территорию его действующих государств-членов новых мигрантов, беженцев или преступных элементов, отсутствие в бюджетах ЕС и государств-членов достаточных финансовых средств на поддержку экономики государств-кандидатов или потенциальных кандидатов.

В каком порядке осуществляется вступление новых государств-членов в организацию "Европейский Союз"?

Как и условия вступления, его процедура установлена в ст. 49 ЛЕС.

Первый шаг – подача заинтересованным государством заявления (заявки) с просьбой принять его в члены ЕС.

Заявка подается в Совет Европейского Союза (краткое название: Совет) – институт ЕС, состоящий из представителей правительств государств-членов на министерском уровне. Совет принимает решение по заявке единогласно, что предполагает поддержку со стороны всех входящих в ЕС государств-членов. До принятия решения Совет также должен провести консультации с Европейской комиссией – главным исполнительным институтом ЕС, и получить одобрение института Союза, представляющего интересы всех его граждан – Европейского парламента.

На практике принятию решения о вступлении предшествует еще один этап, по времени самый длительный – переговоры государства-кандидата с Комиссией. В ходе этих переговоров предварительно согласовываются конкретные условия и сроки присоединения нового государства к ЕС, а равно проверяется выполнение государством-кандидатом требований, предъявляемых для приема в эту организацию.

Источником права, на основании которого осуществляется вступление в ЕС новых государств, служит договор о присоединении. Его заключают между собой действующие государства – члены ЕС, которые вместе выступают как одна сторона, и одно или несколько государств-кандидатов. Например, последнее расширение ЕС оформлялось договором о присоединении 2005 г., которой заключили, с одной стороны, 25 государств – членов ЕС того времени, с другой – Болгария и Румыния.

Договоры о присоединении обычно содержат множество переходных положений, призванных обеспечить постепенную адаптацию вновь вступивших государств к экономическим, политическим и правовым реалиям ЕС. Сюда относятся и некоторые отступления от общих правил ЕС, например возможность временного (до 5–7 лет с даты вступления) ограничения свободы передвижения и проживания граждан "новых" государств в "старых" государствах – членах ЕС. Следует также иметь в виду, что вновь вступающие в ЕС государства сохраняют свою национальную денежную единицу. Их переход на евро происходит не ранее чем через два года с даты вступления, для чего требуется выполнение ряда дополнительных условий экономического характера, называемых "критериями сближения". До этого момента соответствующее государство официально именуется "государством-членом, подпадающим под изъятие" в отношении перехода на евро.

Чтобы вступить в силу, каждый договор о присоединении нуждается в ратификации всеми государствами – членами ЕС. Таким образом, для вступления в ЕС наряду с выполнением ряда существенных требований экономического и политико-правового характера требуется получить согласие каждой из входящих в него стран. Как отмечалось выше, обязательным условием является также одобрение института ЕС, представляющего граждан ЕС в целом, – Европейского парламента.

Учредительные документы ЕС в редакции Лиссабонского договора 2007 г. предусматривают возможность не только приема в ЕС новых стран, но и право добровольного выхода (сецессии) действующих государств-членов из состава ЕС.

Процедура выхода установлена в ст. 50 ДЕС и включает три этапа:

  • 1) сначала заинтересованное государство-член в соответствии со своими конституционными правилами принимает решение о выходе из состава Союза;
  • 2) государство-член, принявшее такое решение, уведомляет о своем намерении высший институт политической координации ЕС – Европейский совет;
  • 3) в свете ориентиров, установленных Европейским советом, с желающим выйти государством проводятся переговоры.

Документом, оформляющем выход государства-члена из ЕС, является соглашение о выходе, которое заключает с ним Совет Европейского Союза после одобрения Европейского парламента. В соглашении, в частности, определяется порядок выхода государства-члена из ЕС с учетом основ его будущих взаимоотношений с Союзом и устанавливается дата, начиная с которой заинтересованное государство прекращает быть членом ЕС.

Однако если соглашение заключить не удалось, то выход в любом случае происходит через два года после уведомления государством о своем решении выйти из ЕС (с согласия выходящего из ЕС государства срок может быть продлен Европейским советом). Государство, вышедшее из ЕС, сохраняет право в дальнейшем вновь вступить в его состав на общих основаниях.

За всю историю существования ЕС ему пришлось столкнуться с единственным случаем выхода (сецессии). Однако выходило из его состава не государство, а географически отдаленная территория одного из государств-членов – остров Гренландия, получивший расширенную автономию в составе Королевства Дания (государство – член ЕС с 1973 г.). С 1 февраля 1985 г. с согласия всех государств-членов, входивших ЕС, Гренландия перестала быть частью территории ЕС и переведена в разряд "заморских стран и территорий" (см. 1.3) .

В настоящее время вопрос о выходе из состава ЕС не рассматривается в практическом плане ни в одном из 27 действующих государств-членов. Напротив, все большую актуальность приобретает вопрос о пределах будущего расширения ЕС, в частности, о возможности приема в его состав ряда республик бывшего СССР и Турции.

Несмотря па сложность условий и порядка приема новых государств-членов, можно прогнозировать, что в ближайшие десятилетия состав Европейского Союза может достигнуть 30 и более государств – прежде всего, за счет приема стран Балканского полуострова, выступающих сегодня в качестве государств-кандидатов или потенциальных кандидатов (в первую очередь Хорватии, в дальнейшем, возможно, Сербии, Македонии, Черногории). Соответственно будет возрастать и территория, на которую распространяют действие нормы создаваемой в рамках ЕС правовой системы – права Европейского Союза.

  • Земли Восточной Германии, бывшей Германской Демократической Республики, стали частью Сообществ после ликвидации ГДР в 1990 г.
  • В 2004 г. в состав ЕС вошла международно признанная Республика Кипр, юрисдикция которой de facto распространяется не на всю территорию острова Кипр. Вхождение в Союз северной части Кипра (самопровозглашенной "Турецкой Республики Северного Кипра") станет возможным только после объединения обеих частей острова в одно государство.
  • Вопрос о возможности приема в ЕС Косово в настоящее время не рассматривается. На момент подготовки настоящего издания учебника статус Косово в качестве государства не был признан всеми действующими государствами – членами ЕС, а равно ЕС в целом. Отсутствие такого признания равнозначно отсутствию самой возможности рассмотрения Косово как потенциального государства – члена ЕС.
  • Как видно из вышеприведенного перечня государств-членов и государств- кандидатов, территория двух из них полностью (Кипр) или большей частью (Турция) расположена в Азии. Droit europeen et droit de l"Union europeenne. Paris: Sirey, 2010. P. 126.
  • Охарактеризованная процедура добровольного выхода (сецессии) впервые установлена Лиссабонским договором 2007 г. и применяется только к целым государствам, которым Гренландия в настоящее время не является. Соответственно, выход Гренландии производился в особом порядке – путем заключения Логовора о Гренландии, подписанного всеми десятью входившими в то время в Европейские сообщества государствами 13 марта 1984 г. и вступившего в силу после ратификации 1 февраля 1985 г.

После выполнения ими ряда требований по трем критериям:

  • политического: стабильность учреждений, гарантирующих демократию, верховенство права, соблюдение прав человека и защита прав меньшинств;
  • экономического: действующее рыночная экономика;
  • "Членского": обязательства, вытекающие из факта вступления в ЕС, в частности признание его политических, экономических и монетарных целей.

Так называемые "копенгагенские критерии" или критерии вступления были подтверждены в декабре г. на Мадридском заседании Европейского Совета, которая подчеркнула, кроме того, значение перестройки административных структур страны-заявителя и создание условий постепенной гармоничной интеграции в ЕС .

Впрочем ЕС оставляет за собой право определять момент, когда он будет готов принять новых членов.


1. Критерии членства в Европейском Союзе

Во время переговоров о присоединении со странами-кандидатами, происходит регулярный мониторинг соблюдения Копенгагенских критериев. На основе данных мониторинга, принимаются решения о присоединении и при присоединении страны, и действия, которые необходимо прежде осуществить.

Критерии членства в Европейском Союзе (англ. European Union Membership criteria ) Определены в трех документах:

При принятии в 1993 году, не существовало механизма, который бы гарантировал, что существующие страны-члены ЕС отвечают этим критериям. Однако было принято решение следить за соблюдением этих критериев, вслед за "санкциями", наложенными на правительство Австрии Вольфганга Шуселя (нем. Wolfgang Sch?ssel ) В начале 2000 года правительствами других 14 стран-членов Союза. Эти договоренности вступили в силу 1 февраля 2003 в рамках Ниццкого договора .


2. Географические критерии

Статья 49 (бывшая статья O) Договора о создании Европейского Союза (TEU) или Маастрихтский договор определяет, что любая Европейская страна, которая уважает принципы ЕС может подавать заявку на присоединение. О приднання в ЕС не-европейских стран не упоминается, но по известным прецедентов отказа Марокко и переговоров о тесную интеграцию Израиля свидетельствуют о невозможности присоединения не-Европейских стран. Однако, существуют различные определения европейскости, и вопрос принадлежности страны к Европе является "предметом политических дискуссий" Европейской Комиссии , и, что важнее Совета .

Существуют прецеденты, когда части стран-членов ЕС расположены за пределами Европы, например, Французская Гвиана находится в Южной Америке и является составной частью Франции . Гренландия которая является частью континента Северной Америки , присоединилась к Европейского экономического сообщества в 1973 как зависимая от Дании территория, но решила покинуть ЕС в 1983 году, через 4 года после получения права на внутреннее самоуправление.

Границы Европы согласно одной из точек зрения.

Европейская территория европейских государств

Территория европейских государств в Азии

Территории, которые иногда относят к Европе

7. Юридическая гармонизация

Последним критерием, который не относится к Копенгагенских, является требование, чтобы все будущие члены согласовывали свое законодательство с Европейськиы актами, также известными как наследие сообщества или acquis communautaire. При подготовке к каждому присоединения, достижения разбивается на отдельные разделы, каждый из которых относится к отдельной отрасли. Во время пятой волны увеличения Европейского Союза, которой было присоединено Болгарию и Румынию в 2007 году, достижения были разделены на 31 раздел. Для переговоров с Хорватией и Турцией , был разделен на 35 разделов.


Примечания

Www.networkeurope.org / feature / georgias-eu-accession-hopes Retrieved 16.03.2010

  • Coe Member States http://www.coe.int/aboutCoe/index.asp?page=47pays1europe&l=en - www.coe.int/aboutCoe/index.asp?page=47pays1europe&l=en Retrieved 16.03.2010
  • Other European Countries According To The EU http://europa.eu/abc/european_countries/others/index_en.htm - europa.eu / abc / european_countries / others / index_en.htm Retrieved 16.03.2010
  • Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

    Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава в 1985-м. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

    В течение переговоров с каждой страной-кандидатом, она регулярно проверяется на предмет соответствия Копенгагенским критериям. На основе этого, принимается решение относительно того, возможно ли вступление, и если да то когда, или же какие действия должны быть предприняты перед присоединением.

    Критерии Членства Европейского союза определены в соответствии с этими тремя документами:

    • 1. 1992 Маастрихтское соглашение (Статья 49) -- географические и общие политические критерии
    • 2. Декларация Европейского совета июня 1993 в Копенгагене, то есть Копенгагенские критерии -- более детальное описание общей политики

    политические;

    экономические;

    законодательные.

    3. Структура переговоров с государством-кандидатом

    определение и детализация условий;

    утверждение, подчеркивающее, что новый член не может вступить в союз, в случае, если сам ЕС не имеет достаточную «поглотительную вместимость» для этого.

    Политические критерии:

    1. Демократия

    Функционирующее демократическое правление должно обеспечивать равное право для всех граждан страны возможность принимать участие в политических процессах принятия решений на всех уровнях власти, от местного самоуправления до национального. Необходимо наличие свободных выборов при соблюдении тайны голосования, право на создание политических партий без каких-либо помех со стороны государства, справедливого и равного доступа к свободной прессе; свободных профсоюзных организаций, свободы личного мнения, и исполнительная власть должна быть ограничена законами и суд должен быть независим от неё.

    2. Верховенство закона

    Верховенство закона предполагает, что государственный орган может действовать только в рамках законов, которые были приняты в установленном порядке. Принцип предназначен для защиты от произвола власти.

    3. Права человека

    Права человека являются «неотъемлемыми» и принадлежат всем людям, то есть ими нельзя наделить, нельзя предоставить, ограничить, обменять, или продать (например, человек не может продать себя в рабство). К ним относятся право на жизнь, право быть привлеченным к судебной ответственности только в соответствии с законами, которые существуют на момент совершения преступления, право быть свободным от рабства и право на свободу от пыток.

    Всеобщая декларация прав человека считается наиболее авторитетным нормативным документом в области прав человека, хотя у неё нет столь эффективного механизма обеспечения соблюдения положений, как у Европейской конвенции по правам человека. Соблюдать требования этой конвенции обязаны и несколько стран, которые недавно присоединились к ЕС с целью осуществления серьёзного реформирования законодательства, государственных служб и судебной системы. Многие изменения, имеют отношение к свободам и правам этнических и религиозных меньшинств, или устранению неравенства в обращении между разными политическими группами.

    4. Уважение и защита прав меньшинств

    Члены таких национальных меньшинств должны иметь возможность сохранить свою особую культуру и иметь право на свой родной язык (насколько это не противоречит соблюдению прав других людей, а также демократическим процедурам и общей законности), также не должны страдать от какой-либо дискриминации.

    Соответствующая конвенция Совета Европы по этому вопросу была крупным прорывом в этой области. Однако, конвенция до сих пор не включает четкое определение таких меньшинств. Как результат, многие из подписавших его государств добавили официальные разъяснения, описывающим, кто в их стране причисляется к меньшинству. Многие другие подписавшие просто заявили, что они не имеют каких-либо национальных меньшинств.

    Был достигнут консенсус (среди экспертов-юристов так называемой Венецианской комиссии), что эта конвенция относится к какой-либо этнической, языковой или религиозной группе, которая определяет себя как отличительная, которая формирует историческую часть населения и нынешнего меньшинства в четко определённой области, и которая поддерживает стабильные и дружественные отношения с государством, в котором оно живёт. Некоторые эксперты и страны хотят идти дальше. Тем не менее, некоторые группы меньшинств, как, например, иммигранты, которые нигде не упоминаются, обеспокоены этой конвенцией.

    Экономические критерии, в широком смысле, требуют, чтобы страны-кандидаты имели функционирующую рыночную экономику и чтобы их производители могли справиться с конкурентным давлением в рамках Союза.

    Юридическое выравнивание, формально, не копенгагенский критерий. Дополнительное требование о том, что все потенциальные члены должны привести свои законы в соответствие с принципами европейского права, формировавшимися на протяжении всей истории Союза, известными как акты сообщества.

    В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Турция, Исландия, Македония, Сербия и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

    Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры. Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

    Важное значение для усиления процессов европейской интеграции имел Маастрихтский договор о создании ЕС (февраль 1992 г.), который подписали 12 государств (Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Великобритания, Дания, Ирландия, Португалия, Испания, Греция).

    Маастрихтский договор предусматривал трансформацию Европейского Сообщества в ЕС и предоставлял странам Восточной Европы право присоединиться к нему; превращал каждого подданного государств-участниц на "гражданина Европы", который может свободно поселяться во всех странах Союза; предоставлял каждому гражданину (например французу), что живет в Бельгии, Италии, Греции, право голосовать и быть избранным в стране своего пребывания на выборах в местных и европейских органов власти. Он создал предпосылки для введения единой европейской валюты (не позже 1999 г.).

    Маастрихтский договор по значимости можно сравнить с договором о создании ЕЭС в 1957 г. Он основывается на трех основных дополнениях: дополненный договор об интеграции, включая валютный союз; создание общей внешней политики и политики безопасности и обороны; сотрудничество стран-членов во внешней политике, борьбе с преступностью. В документе была отмечена необходимость "защитить общие ценности, фундаментальные интересы и независимость Союза; укрепить всеми возможными средствами безопасности Союза и его стран-членов; сохранять мир и международную безопасность" (Ст. 1.2).

    Правительства стран-членов договорились:

    Начать новый этап европейской интеграции, принимая во внимание историческое значение прекращения разделения Европейского континента и испытывая потребность создание основы для построения будущей Европы;

    Подтвердить свое признание свободы, демократии, основных прав и свобод человека и верховенства закона;

    Углублять солидарность между своими народами с уважением к их истории, культуры и традиций;

    Способствовать демократическому и эффективному функционированию институтов с целью улучшения выполнения ими задач в рамках единой системы;

    Достичь укрепления и слияния экономик своих стран, сформировать экономический и валютный союз с последующим введением единой стабильной валюты;

    Способствовать экономическому и социальному развитию своих народов в контексте создания внутреннего рынка, а также осуществлять политику, которая обеспечила бы их рост во всех сферах;

    Установить общее гражданство;

    Проводить общую внешнюю политику и политику безопасности с целью поддержания мира и стабильности в Европе и мире;

    Подтвердить свою цель в отношении свободного передвижения людей, одновременно гарантировав надежность и безопасность собственных народов;

    учитывая необходимость европейской интеграции продолжить процесс создания более прочного союза народов Европы, в котором решения будут приниматься с максимальным участием граждан согласно принципу субсидиарности.

    Договор вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он начал новый этап сплочения народов Европы, целью которого было: содействие экономическому и социальному прогрессу благодаря созданию внутреннего рынка без внутренних границ и установления экономического и монетарного союза с единой валютой; отстаивание интересов Союза на международной арене; укрепление защиты прав и интересов представителей разных национальностей стран-участниц через введение гражданства ЕС; развитие тесного сотрудничества в области правосудия и внутренней политики.

    Внутренняя и внешняя политика ЕС основывается на трех основных принципах:

    Уважении к национальной принадлежности граждан стран-участниц;

    Соблюдении основных прав и свобод, что гарантирует Римская конвенция защиты прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и обусловленные общими для стран-участниц конституционными традициями, то есть общими принципами права Сообщества;

    Обеспечении средствами, необходимыми для достижения цели.

    В 1994 г. после успешных переговоров к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция; в 2004 г. - Польша, Венгрия, Чешская Республика, Словакия, Словения, Кипр, Мальта, Эстония, Литва, Латвия, а в 2007 г. - Болгария и Румыния.

    Можно выделить пять основных этапов процесса вступления в ЕС:

    1. Консультативный этап - продолжается перед представлением страной заявления о вступлении. Практика показывает, что на этом этапе страны - претенденты на вступление укладывают одну из трех типов ассоциативных соглашений:

    - Европейское соглашение (European Agreement) - в 90-х годах прошлого века такие соглашения были заключены с десятью бывшими социалистическими странами Центральной и Восточной Европы: Польшей(1991), Венгрией(1991), Румынией (1993), Болгарией (1993), Чехией (1993), Словакией (1993), Эстонией (1995), Литвой (1995), Латвией (1995), Словенией (1996);

    - Соглашение об ассоциации (Association Agreement) - заключенные с Турцией (1963), Мальтой (1970) и Кипром (1972);

    - Соглашение о стабилизации и ассоциации (Stabilization and Association Agreement), были подписаны с Балканскими странами.

    Консультативный этап завершается представлением страной-претендентом заявки о вступлении в ЕС.

    2. Оценочный этап - продолжается между представлением страной-претендентом заявки о вступлении и началом переговоров о вступлении. На этом этапе страны пытаются достичь критериев членства в ЕС. Государство официально становится страной - кандидатом на вступление в ЕС.

    3. Переговорный этап - длится от начала и до завершения переговоров о вступлении. В процессе переговоров определяются условия, на которых каждый кандидат может присоединиться к ЕС, и сроки принятия, реализации и правового внедрения acquis communautaire (совместного доработку ЕС). В отдельных случаях возможен учет переходных мер, но они должны быть четко определены по содержанию и продолжительности. Каждая страна-кандидат действует по отдельному графику и может быть принята в ЕС, как только достигнет соответствия критериям вступления и членским обязательствам. Переговоры проходят в форме двусторонних конференций между странами-членами и каждой из стран - кандидатов по каждому из 31 раздела acquis communautaire: конкурентная политика, транспортная политика, энергетика, налоговая политика, таможенный союз, сельское хозяйство, юстиция и внутренние дела, финансовая сфера, региональная политика, бюджетные ассигнования и т.д. Общий успех в переговорном процессе оценивается количеством разделов, по которым переговоры являются вполне завершенными. Результаты переговоров приобщаются к проекту соглашения о вступлении страны-кандидата в ЕС.

    4. Ратификационный этап - продолжается между подписанием соглашения о вступлении и ее ратификацией. Перед подписанием соглашения о вступлении она должна быть подана до Совета ЕС для одобрения и в Европейский Парламент для получения согласия. После подписания соглашение о вступлении направляется к стран - членов ЕС и стран-кандидатов для ратификации и принятия странами-кандидатами решение относительно поступления, при необходимости - через процедуру референдума. Именно поэтому успешный ход переговоров не является гарантией вступления страны в ЕС, Норвегия, правительство которой дважды (в 1972 и 1994 г.) удачно завершил переговоры и даже подписал соглашение о вступлении, так и не стала членом ЕС, поскольку вопрос вступления в ЕС дважды не нашло должной поддержки населения. В 1972 г. в референдуме принимали участие 78 % населения, 53,5 % из которых проголосовали против вступления в ЕС. В 1994 г. противники членства в ЕС снова победили, получив 52,3 % голосов. За вступление высказались лишь 47,7 % тех, кто пришел на референдум. Швейцария также подавала заявление на вступление, но процесс не был завершен, поскольку на референдуме в декабре 1992 г. швейцарцы высказались против ратификации соглашения о Европейской экономической зоне.

    5. Имплементационный этап - начинается после выполнения всех ратификационных процедур и вступления соглашения в силу. Только после этого страна становится полноправным членом ЕС.

    Некоторые специалисты к предыдущему этапу вступления в ЕС причисляют и участие страны-претендента в Европейской Конференции.

    Европейская Конференция (впервые состоялась 12 марта 1998 г. в Лондоне) - это многосторонняя структура, в рамках которой государства - члены ЕС и страны-кандидаты обсуждают насущные вопросы сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности, юстиции и внутренних дел.

    Однако, по мнению других специалистов, заседания Европейской Конференции в ЕС всегда воспринималось как символический мероприятие, участие в котором стран - нечленов ЕС всегда имела характер почетного присутствия. Целесообразность встреч такого формата неоднократно ставилась под сомнение, но Европейская Конференция не прекращала своей деятельности именно для того, чтобы продемонстрировать сплоченность Европы вокруг ЕС.

    Каждый институциональный орган ЕС имеет свои четко определенные полномочия относительно принятия новых членов. С точки зрения последовательности действий и реализации полномочий определенных институтов ЕС (Совета, Комиссии и Парламента) можно выделить двенадцать шагов:

    1) европейское государство подает заявку о вступлении в Совет ЕС;

    2) Совет ЕС обращается к Европейской Комиссии с просьбой высказать свою позицию относительно поданной заявки;

    3) Европейская Комиссия представляет свою оценку Совете ЕС;

    4) Совет ЕС единогласно принимает решение начать переговоры о вступлении со страной-кандидатом;

    5) Европейская Комиссия предлагает, а Совет ЕС единогласно утверждает основные составляющие и принципы позиции ЕС на переговорах с государством-кандидатом;

    6) Совет ЕС проводит переговоры с государством-кандидатом;

    7) проект договора о вступлении согласовывается между ЕС и государством-кандидатом;

    8) проект договора о вступлении подается в Совета ЕС и Европейского Парламента;

    9) Европейский Парламент одобряет Договор о вступлении большинством голосов;

    10) Совет ЕС единогласно утверждает Договор о присоединении;

    11) Страны-члены и страна-кандидат официально подписывают Договор о вступлении;

    12) Страны-члены и страна-кандидат ратифицируют Договор о вступлении в соответствии с собственными конституционными нормами. Страна-кандидат становится членом ЕС.

    Отдаление Молдавии от европейского проекта может привести к радикальной перемене мнения теми молдаванами с двойным гражданством, которые пока не поддерживают унионистское предложение…

    В Брюсселе вырисовывается ясная судьба стран Западных Балкан в рамках Европейского Союза. Окруженный странами ЕС, этот регион стал предметом новой европейской стратегии «заслуживающего доверия расширения» и «расширенного обязательства», которая была объявлена приоритетной на период председательства Болгарии в ЕС. Европейские официальные лица ожидают, что первое балканское расширение состоится не ранее чем через 7 лет, после 2025 года. Первыми на очереди стоят Черногория и Сербия, а БЮР Македония, Босния и Герцеговина и Косово закрывают этот список.

    Полное поглощение Западных Балкан и расширение ЕС до 33 государств получит конкретный график реализации и будет осуществлено в срок, если ЕС завершит собственную модернизацию, а также цифровую, банковскую, энергетическую и иную интеграцию. Работоспособность правового государства, повышение экономической конкурентоспособности и разрешение территориальных споров с соседями — таковы условия вступления в ЕС. До тех пор Брюссель преисполнен решимости укрепить европейскую демократию, а также облегчить процесс принятия решений за счет поощрения голосования большинством по тем вопросам, которые считаются более чувствительными (внешняя и внутренняя политика и т. д.).

    Далее к востоку находится Молдавия, чьи европейские устремления признаны, но чья перспектива вступления в ЕС не подтверждена, сталкивается с ростом унионистского дискурса в публичном пространстве. Поборники унионизма вовсе не скрывают своего утилитарного подхода к европейской интеграции. Это, похоже, не беспокоит общественное мнение ни в Брюсселе, ни в Бухаресте, ни в самом Кишиневе.

    Споры вокруг унионизма становятся более активными. Одни считают его антиконституционным движением и инициативой по демонтажу молдавской государственности. Другие, однако, расценивают его как проявление права на самовыражение и как попытку исправить прошлое, искалеченное договоренностями периода Второй мировой войны.

    Все же, отсутствует осознание того факта, что унионизм, вне зависимости от подпитывающих его соображений, является тяжким испытанием для европейской повестки дня страны. Для большинства унионистов важен конечный результат, то есть воссоединение с Румынией обычно представляется в качестве единственного способа стать частью Европы. Унионистами европейская интеграция рассматривается скорее как ускоритель геополитического подключения к европейскому пространству, но никоим образом не как конечная цель. Это противоречит аргументу относительно внутренних преобразований, поддерживаемых ЕС посредством реализации Соглашения об ассоциации, которое направлено на укрепление устойчивости Молдавии и, тем самым, на предотвращение распада молдавской государственности, к которому стремятся унионисты.

    Евроинтеграция на Западных Балканах, рост унионизма в Молдавии

    Почти десять лет назад, сразу после вступления Румынии в ЕС, политики по обе стороны Прута заявляли, что, лишь заняв место в «западнобалканском поезде», Молдавия сможет получить европейские перспективы. Отдельные голоса, включая президента Румынии в 2004-2014 годах Траяна Бэсеску, даже сегодня дают понять, что европейский путь Молдавии окажется успешным в том случае, если он пройдет через Бухарест.

    Реальные реформы, которых Евросоюз ждет от государств Западных Балкан, столь же необходимы и для стран Восточного партнерства, которое Россия рассматривает как геополитического банкрота. Вступлению в ЕС должны в обязательном порядке предшествовать содержательные реформы, которых ни один из двух этих регионов не демонстрирует в полном объеме и необратимого характера.

    Ущербность реформ, наблюдаемых в странах Западных Балкан, в худшем случае означает отсрочку их вступления в ЕС. Совсем иной смысл, однако, имеет эта ущербность для Молдавии и других стран Восточного партнерства, значительно продвинувшихся в отношениях с ЕС. Для них фиаско реформ не только развеивает европейскую перспективу, но и может стимулировать процессы дезинтеграции, вызванные неконтролируемым ростом лояльности к иным центрам легитимности, нежели самих этих стран.

    До тех пор, пока унионистское движение решительно выступает за объединение с Румынией, регионы, в которых доминируют русофильские группы, оставляют за собой право обратиться за помощью к России, если Модавия исчезнет как государственное образование.

    За первые месяцы 2018 года более 30 населенных пунктов страны подписали декларации о символическом объединении с Румынией, отметив тем самым столетие объединения румынских княжеств, осуществленного один век назад. Хотя пока этот жест и является символическим, он мобилизует пророссийские политические силы в Молдавии, заявляющие о необходимости стратегического диалога с Россией для спасения молдавской государственности.


    Актуальные цифры, относящиеся к унионизму

    Ссылаясь на защиту персональных данных, румынские власти не публикуют совокупных официальных данных о количестве молдавских граждан, восстановивших гражданство Румынии и получивших румынские паспорта.

    По неофициальным оценкам, число молдавских граждан с румынскими документами может превышать 500 тысяч человек, что составляет около 1/3 населения страны. Доступные на «Евростате» (Eurostat) данные показывают лишь информацию о полученном гражданстве (максимум, в 9 тысяч 399 человек, был в 2009 году, а минимум, в 29 человек, — в 2006-м). Это никоим образом не отражает процента лиц, воспользовавшихся процедурой восстановления гражданства, которая действует для уроженцев Молдавии, Украины и других стран региона.

    Согласно опросу IPP от 2007 года, лишь 7% молдавских граждан заявили о наличии у них румынского паспорта. Упрощение порядка восстановления румынского гражданства, особенно во время второго президентского срока Траяна Бэсеску, а также снятие ограничений для румынских граждан на доступ к рынку труда в странах ЕС, стимулировали интерес молдавских граждан к румынским документам.

    Недавние опросы подтверждают, что унионистское движение становится более заметным и привлекательным для молдаван. Идея объединения с Румынией пользуется популярностью среди 15-22% молдавских граждан. Однако более 50% выступают против этой идеи.

    Российский фактор

    Россия критикует планы ЕС по активизации европейской интеграции на Западных Балканах, используя аргументы, аналогичные тем, с помощью которых она осуждает Восточное партнерство. Говоря конкретнее, российская дипломатия считает, что ЕС требует от стран этих регионов сделать выбор между Западом и Россией. Кроме того, по мнению Москвы, Евросоюз вмешивается во внутренние дела стран Западных Балкан, продвигая программу реформ. Российская сторона также обеспокоена слишком высокой скоростью, с которой европейцы хотят решить существующие в регионе проблемы. В том числе, Москва обеспокоена теми критериями, которые были отобраны Брюсселем и касаются судебной системы, демократии, средств массовой информации и т. д.

    Превращение стран Западных Балкан, как и стран Восточного партнерства, в работающие демократии — России не очень-то по вкусу. Поэтому она открыто выступает за более медленные реформы и отсутствие каких-либо условий, которые стимулировали бы преобразования, соответствующие европейской модели (демократия, правосудие и т. д.). Однако перспектива вступления в ЕС является тем, чего хотят страны региона, включая Сербию, союзника России.

    В случае Модавии и унионизма, демонстрирующего признаки укрепления, Россия не имеет четко выраженной позиции. Во-первых, унионизм используется в качестве страшилки, чтобы пророссийские силы могли мобилизовать электорат на парламентских выборах, которые, возможно, состоятся в декабре 2018 года. Во-вторых, вследствие усиления унионизма президент Игорь Додон и другие политики-русофилы получат новые аргументы для того, чтобы вернуть на повестку дня федерализацию страны. Не в последнюю очередь, толерантно относясь к унионизму, Россия способствует будущей враждебности в отношениях между Украиной с Румынией, которые уже являются напряженными вследствие принятия в 2017 году лингвистического законодательства, которое сокращает долю обучения на родных языках этнических меньшинств, в том числе румын.

    Вместо заключения…

    Отношение молдаван к вопросу объединения с Румынией может варьироваться в диапазоне от идеологических и исторических соображений до прагматичных и утилитарных аргументов. Однако несомненно, что не все молдавские граждане с румынскими документами одновременно являются поборниками унионизма.

    Отдаление Молдавии от европейского проекта может привести к радикальной перемене мнения теми молдаванами с двойным гражданством, которые пока не поддерживают унионистское предложение.

    Хотя он неприятен и разрушителен для геополитических позиций России в регионе, унионизм содержит в себя элементы, которые могут служить российским интересам. К ним относятся стимулирование пророссийских сил и идеи федерализации Модавии, а также усиление недоверия Украины к Румынии.

    Подпишитесь на нас