Лидия Козлова: «На комплименты Танич был скуп. Лидия Николаевна Козлова любителям отечественной эстрады знакома, прежде всего, своим хитом «Айсберг», исполненным Аллой Пугачёвой Чем занимаются дочери михаила танича

Детство Михаила Танича, годы войны

Миша родился в еврейской семье в провинциальном Таганроге. Его фамилия при рождении – Танхилевич. Читать он начал в четыре года, а скоро написал первые стихи. Самым большим увлечением мальчика был футбол.

Он заменял Михаилу всё. Первый футбольный мяч, подаренный отцом, появился у него в пять лет. Миша пробовал рисовать, но поняв, что в этом деле он не первый, перестал этим заниматься. А вот стихи он писал всегда, понимая, что это у него отлично получается. С детства Танич принимал только победы, не терпел проигрышей. Когда ему было всего четырнадцать лет, отца расстреляли, а маму арестовали. Миша переехал к деду по линии матери в Мариуполь. Школу он окончил в 1941 году, а в мае 1943 года (по другим данным, в июле 1942 года) Михаил был призван Кировским райвоенкоматом Ростовской области в Красную Армию.

Михаил Танич. Еще раз про любовь

Он воевал на Белорусском и Прибалтийском фронтах. В 1944-ом Танич получил серьёзнейшее ранение, находился при смерти. Посчитав молодого человека мёртвым, его чуть было не похоронили в братской могиле.

Арест Михаила Танича

Приехав после победы в Ростов-на-Дону, Михаил стал студентом инженерно-строительного института, но окончить его он не успел, так как был арестован. Причиной этого стали разговоры о немцах, их быте, немецких автомобилях. Танича арестовали по статье за антисоветскую агитацию. Донёс, скорее всего, кто-то из студентов.

Сначала он сидел в тюрьме, а потом его отправили в лагерь на лесоповал. Лагерь находился в районе Соликамска. Благодаря тому, что Михаил попал в бригаду, отвечающую за наглядную агитацию в лагере, он остался жив. Все прибывшие вместе с ним и попавшие непосредственно на лесоповал люди, не выжили. Так прошло шесть лет его жизни. Он вернулся по амнистии только после смерти Сталина.

Начало творчества поэта Михаила Танича

Первое время Михаил жил на Сахалине. В местной газете он печатал свои стихи, подписывая их фамилией Танич.

Реабилитирован поэт был только в 1956-ом году, а это означало, что с этого времени он имел право проживать в Москве. Там он и поселился. Свою фамилию Михаил заменил на Танич. Он трудился в прессе, а так же на радио. Уже через год вышел первый сборник его стихов.

Как-то Танич, находясь в издательстве «Московский комсомолец», познакомился с Яном Френкелем . Их совместной работой стала песня «Текстильный городок», которая приобрела популярность среди слушателей. Её исполняли несколько известных певцов, среди них и Майя Кристалинская , и Раиса Неменова. Михаил считал встречу в издательстве с Френкелем знаковой. Он говорил, что не будь её, неизвестно как бы сложилась его творческая судьба.

Михаил Танич и гр. «Лесоповал» - Я понимаю

То, что песня стала любимой для множества слушателей, он понял, когда покупая мороженое, услышал, как её напевает продавщица. Он был горд и даже сообщил ей, что это его песня. Продавщица, конечно же, не поверила.

Лучшие стихи и песни Михаила Танича

После столь успешной работы в соавторстве, Танич не раз работал совместно с другими поэтами и композиторами, это Никита Богословский, Эдуард Колмановский, Оскар Фельцман и Владимир Шаинский . Результатом работы с Юрием Саульским стало появление всенародно любимой песни «Чёрный кот». Для начинающей Аллы Пугачевой поэт написал песню «Робот», музыка была написана Левоном Мерабовым. Впоследствии поэт сожалел, что Алла Борисовна нашла для себя других авторов. Он считал, что мог бы написать для неё немало хитов. Такие певцы, ставшие впоследствии известными, как Игорь Николаев и Владимир Кузьмин, в начале своего творческого пути сотрудничали с Таничем. Первый хит «Айсберг» был написан Николаевым на стихи Михаила Исаевича. Кузьмин выступил на «Песне года» в первый раз с песней, которая тоже имела непосредственное отношение к Таничу.


Всем известная песня «Три минуты», исполненная Валерием Леонтьевым, была в своё время написана специально для Александра Барыкина, однако он исполнять её не захотел. Первый видеоклип Игоря Саруханова, был снят на песню с названием «Парень с гитарой», её слова написаны Михаилом Исаевичем.

Много песен написаны поэтом для Ларисы Долиной, Эдиты Пьехи и Алёны Апиной. Особенно Таничу нравилось работать с Апиной, ему импонировал её характер, эту певицу он называл «своей».

Михаил Танич и группа «Лесоповал»

Поэт выступил организатором группы «Лесоповал». Её лидером стал Сергей Коржуков, который был и певцом, и композитором. К сожалению, в 1994-ом году он погиб. Спустя год, благодаря Сергею Куприку, который стал новым солистом, группа словно переродилась. Композитором и аранжировщиком стал Алексей Федорков.

Михаил Танич. Стихи (В день Победы. Час воспоминаний 1993)

В конце жизни поэта «Лесоповал» был главным его проектом. При его жизни вышли пятнадцать альбомов, шестнадцатый вышел уже после смерти Танича. Для «Лесоповала» им написано более трёхсот песен. Изначально, Танич думал, что группой будет исполняться русский шансон. Позже о «Лесоповале» журналисты писали как о музыкальной группе, исполняющей «блатняк».

В настоящее время и Федорков, и Куприк из группы ушли, нет уже и Танича. Но продолжают появляться всё новые песни, стихи для которых оставил Михаил Исаевич. В настоящее время готовится к выходу новый альбом. За свою жизнь поэтом было выпущено пятнадцать книг. Две последние вышли в 1998-ом году.

Смерть Михаила Танича

Как-то поэт почувствовал себя плохо. Приехавшая скорая приняла решение о госпитализации. Это было 10 апреля 2008-го года. В больнице поэт пробыл неделю, состояние только ухудшалось. Его перевели в реанимацию. 17-го числа поэта не стало.

Личная жизнь Михаила Танича

Эльфрида Лане – немка, с которой у Михаила завязались серьёзные отношения во время нахождения на фронте, однако свадьбой они не закончились. После войны она жила в ФРГ.

Первая жена поэта развелась с ним, когда он отбывал наказание. Её звали Ирина. Второй женой Михаила стала Лидия Козлова. С ней он познакомился на вечеринке, где она пела, причём это были песни на его стихи. Тогда она ещё не знала, что автор этих стихов находился в их компании. Это было в Волжском. Вскоре они поженились. В столицу супруги переехали, когда поэта реабилитировали. У Лидии и Михаила родились две дочери, которые позже подарили им двух внуков.

После ухода из жизни поэта Михаила Танича , основателя группы «Лесоповал» , руководство мужским коллективом взвалила на свои плечи его вдова Лидия Козлова. Но она совсем не тяготится этой ношей - напротив, бодра, открыта, улыбчива. Танич передал свое детище в надежные руки.

Умирал много раз

Лидия Николаевна утверждает, что оптимисткой ее сделал муж, «воспитывавший» Козлову с самого ее 18-летия, когда взял в жены. Учил на собственном примере: Танич никогда не падал духом, хотя поводов отчаяться хватило бы на несколько поколений. Поэт любил повторять такую фразу: «Жизнь, конечно, мерзкая штука. Но ничего лучше жизни не придумали».

У Танича типичная для его сверстников судьба: отца расстреляли, мать посадили, началась война - отправился на фронт. Михаила Исаевича, еще живого, похоронили в братской могиле.

Но успели вытащить. Потом посадили по ложному доносу. После 6 лет лагерей, в 1953-м, реабилитировали. На свободу он вышел с чистой совестью и целым букетом заболеваний.

Когда мы поженились, он был полный инвалид! - без всякого уныния констатирует Лидия Николаевна. О недугах мужа она вспоминает спокойно - так, как их и воспринимала.

Помимо туберкулеза, у него так гнили ноги, что лет 20 я под простыню клала клеенку: каждую ночь натекало с четверть литровой банки гноя. Потом все закончилось, организм восстановился... Танич много раз умирал. Рассказать - будет грустно, а он был веселый человек.

Когда стало беспокоить сердце, поэта прооперировал Ренат Акчурин. Позже обнаружилась онкология. Последние 5 месяцев с красного кожаного дивана в гостиной, на котором сидим и мы, Танич уже не вставал. Так и принимал визитеров, традиционно валивших в его дом с утра до ночи. Успел дать песни Борису Моисееву, Алене Алиной, Лайме Вайкуле. Говорил под конец Михаил Исаевич с большим трудом, а записывать стихи самостоятельно совсем не мог - проснувшись, просил присесть рядом жену с листком и ручкой и ей надиктовывал... Смутившись просьбой («неприлично произносить такое мне, пожилой женщине»), Козлова читает одно стихотворение, посвященное Таничем ей самой:

Кто бы знал, как ты прекрасна поутру,
Как тебе твой макияж не ко двору,
Как восходят надо мною всякий раз
Оба солнышка твоих зеленых глаз.

Эти строки Козлова нашла в мужнином письменном столе, к которому прикоснулась впервые
- В апреле будет три года, как Михаила Исаевича нет, а я делаю все, что делал он, как будто продолжаю жить за него, - делится Лидия Николаевна. - У меня даже нет грусти. Мне жалко только, что эти почти 52 года совместной жизни кончились, что человек смертен... Уже умирая, в реанимации, куда мне разрешили ненадолго войти, когда муж был уже практически без сознания, он, чуть шевеля губами, прошептал: «А мы с тобой... не налюбились». Тут, конечно, у нас обоих полились слезы. А больше я не плакала.

Была Балдой

Особенно вникать в дела художественного руководителя «Лесоповала» Козловой не пришлось. Танич позаботился о жене и в этом. Когда его первые песни - «Текстильный городок», «Как тебе служится» - запела страна, поэту мешками стали приходить письма с предложениями о сотрудничестве. Обороняться от графоманов он поставил жену, которая сама - член Союза писателей СССР.

Чтобы выявлять талантливых композиторов, я у Танича была назначена «работником Балдой», как в сказке Пушкина, - смеется Лидия Николаевна. - Народ приходил, я слушала мелодии и на свой ум-разум соображала, есть ли надежда. Если мелодия ничего, допускала до Танича.

Его песни, исполненные звездами советской эстрады, одна за другой становились популярными, поэт зарабатывал приличные деньги... и вдруг в его жизни возник «Лесоповал». Мало кто знает, что именно Козлова долгими 10-летними уговорами подвела Танича к шансону.

Люди до сих пор по скудоумию ругают Мишу за программы «Лесоповала». Не понимая, что тем плохих нет - есть плохие песни в этом жанре, - защищает группу вдова поэта. - Танич не хотел касаться этой темы, а я всегда такую песню ценила.

Первое же появление группы на телевидении произвело фурор. Телефон дома у Танича не умолкал до самого утра. Одной из позвонивших, вспоминает Козлова, была доктор философских наук. «Я такие песни не одобряю, - отчеканила дама. - Считаю, что они романтизируют преступный мир... Но скажите, где их можно еще послушать?» Поэт рассмеялся в ответ: «Даст Бог - услышите».

Человек и пароход

Танич оставил для «Лесоповала» более сотни стихов. Группа продолжает выступать, выпускать новые альбомы. Музыку коллективу пишут 10 композиторов, которые были еще при Михаиле Исаевиче - ни один не откололся. Дом так же полон гостей. Хотя эта квартира, где провел последние годы Танич, не такая намоленная, как старая, расположенная по другую сторону Садового кольца. Та обставлена антикварной мебелью, туда приходили все нынешние знаменитости, которые тогда еще только поднимались.

Когда мы собирались переезжать сюда, к нам зашел Саша Малинин и спросил, что мы будем делать с обстановкой, - вспоминает Козлова. - «Не знаю», - ответил Михаил Исаевич. «Вы обязаны оставить все как есть, сказал Саша. - Тут будет ваш музей...» А потом Надя Бабкина заглянула. Ее театр «Русская песня» прямо под нами - вот она и попросила продать ей нашу квартиру. А Миша отказал: «Здесь моя Светка (одна из двух дочерей, вторая уехала в Голландию. - Авт.) поселится».

Козлова шутит, что дочь там так и живет - «как служитель музея»... Но одну вещь из старой обстановки Таничи все-таки забрали: любимую скульптуру, купленную I на гонорар от песни Козловой «Айсберг», которую исполнила Алла Пугачева. Стены двухэтажного жилища вдовы поэта увешаны картинами, причем ни одну из них она не покупала. Зная любовь Танича к живописи и скульптуре (он и сам учился в архитектурном), друзья старались дарить ему предметы искусства. Но самого, пожалуй, шикарного презента поэт удостоился лишь после смерти. Недавно к Лидии Николаевне обратился мужчина - с просьбой разрешить назвать пароход, который возит туристов по Волге, именем Михаила Исаевича. При ближайшем знакомстве судовладелец оказался племянником Евгения Леонова. - У меня нет причин грустить, - оставив перебирать фотографии мужа, поднимает глаза Козлова. - Можно сожалеть только о том, что сделал в жизни подлость, предательство. Прошло время - и ты осознал. Ты будешь сидеть и убиваться над собой, какую же ты совершил мерзость. А мне чего плакать? Только рада, что была с Таничем. Мне очень повезло встретить человека такого ума, такого благородства, такого юмора и такого мужества. Расставание - трудная штука, но Танич так обогатил меня любовью к жизни, что я даже не понимаю, что его нет. И продолжаю эту любовь, эти отношения из души в душу...

Ольга Сабурова
Собеседник, 5, 2011


Их встреча была предначертана судьбой. Лидия Козлова впервые увидела его во сне. Михаилу Таничу ее нагадала цыганка. Они узнали друг друга с первого взгляда, а после прожили вместе 52 года. Вместе прошли через нищету, отсутствие признания, славу. И не переставали благодарить Бога за ниспосланную им встречу друг с другом.

«Я тебя себе придумал…»



Она училась в техникуме в Сталинграде и снимала старый диванчик в подвале у древней бабушки. Это хозяйка рассказала Лидии, как суженого во сне увидеть. И Лидия увидела, даже красоту его рассмотреть успела.

После техникума Лидия отправилась не в Москву, куда ее направляли, а попросилась на Сталинградскую ГЭС. Работала на стройке, жила в общежитии. А 7 ноября 1956 года к ним на вечеринку зашел тот самый мужчина, из ее девичьего сна. Когда ее попросили спеть, она легко тронула струны гитары и стала петь ту песню, для которой музыку написала сама, прочитав стихи неизвестного ей Танича в местной газете. А он шепнул ей на ухо: «Танич – это я!» Позже он рассказывал, что встреченная как-то на рынке цыганка сказала, что его жену будут звать Лидией.


В этот вечер они долго еще вдвоем сидели за столом, а она все время отодвигалась от него, смущаясь и робея. До этой встречи она даже в кино ни с кем не ходила. Он казался ей невероятно взрослым, был старше на 13 лет, прошел всю войну, а затем попал в лагеря, отсидев 6 лет якобы за антисоветскую пропаганду. По сути, он всего лишь сказал о хороших дорогах в Германии. Во время его заключения первая жена подала на развод.

После встречи с Лидией Михаил уволился со стройки и уехал в небольшой городок. Ему наконец-то дали работу, соответствующую его квалификации. Он писал ей письма. Трогательные, полные тепла и нежности.

Лидия жила этими письмами и своей любовью к взрослому, умудренному опытом человеку. Когда же он попросил ее приехать, она тут же уволилась со стройки и поехала навстречу своей любви.

«Женой буду, но замуж не выйду!»


Расписались они, когда у них уже родилась старшая дочь, Инга. Лидия жила с ним, любила безмерно, а регистрировать отношения отказывалась. Она осознавала, насколько талантливый человек с ней рядом. Он прошел через многое. А юная Лидия не знала, будет ли ей верен этот взрослый мужчина.


Уже в 18 лет эта хрупкая девочка, похожая на подростка, рассуждала о свободе в любви. Она считала: поэта нельзя ограничивать несвободой. Она предложила ему дозреть до брака с ней.

Лишь через восемь лет совместной жизни они поняли: друг без друга невозможно жить. И расписались в срочном порядке, чтобы получить маленькую дворницкую квартирку, которую Лидия буквально выпросила в ЦК ВЛКСМ. К тому времени они уже жили в Железнодорожном: Михаил Танич, его жена и две их дочери, Инга и Светлана. Позже только благодаря Лидии Николаевне они получат московскую прописку.

Союз двух сердец


Михаил Танич сам никогда ни о чем не просил. Вопросами переговоров с официальными лицами целиком заведовала Лидия. Она три года боялась признаться ему в том, что тоже пишет стихи. Когда же набралась стихов целая толстая тетрадь, Лидия вручила ее ошарашенному супругу. Он ведь даже не догадывался о ее творчестве. После прочтения он выразил ей свое полное одобрение.

Они оба писали настоящие шлягеры. У него были «Черный кот», «Ходит песенка по кругу», «На дальней станции сойду», «Любовь - кольцо», «Гляжусь в тебя, как в зеркало», «Идет солдат по городу», «Возьми меня с собой», «Проводы любви», «Комарово», «Погода в доме» и еще более 1000 песен. Но и у нее были свои хиты: «Айсберг», «Роза красная моя», «Снег кружится», «Перекати-поле».


Лидия Николаевна всегда утверждала, что ее и Танича никак нельзя ставить на одну ступень: он гений. А сам Михаил Исаевич говорил о супруге: «Я встретил удивительного человека - и по уму, и по характеру… Она - моё счастье. Сам я ничего не стою, мне просто выпал жизненный выигрыш - моя Лида».

Лидия Николаевна в течение 10 лет уговаривала супруга создать группу «Лесоповал». Этот коллектив до сих пор пользуется невероятной популярностью. Михаил Танич писал для них свои песни и практически в каждой – его собственная боль и его опыт. Впрочем, Лидия Николаевна в детстве тоже несколько лет подряд общалась с заключенными, которых свозили фактически умирать в Дом инвалидов. Она жила напротив и ей было любопытно, что это за люди. Так и бегала она в этот дом с 4 до 13 лет.

Не налюбились…



Михаил Исаевич долго и тяжело болел. Онкология прогрессировала, съедала постепенно его изнутри. Но он никогда не капризничал и не жаловался. А она верила, что вместе они победят все болезни, они смогут. До самого последнего мгновения верила. Незадолго до его кончины они обвенчались. Михаил Танич ушел 17 апреля 2008 года, шепнув на прощанье, что они так и не налюбились...

Он оставил ей в наследство «Лесоповал», художественным руководителем которого она теперь является. И строки, полные любви, найденные ею уже после его ухода:

Кто бы знал, как ты прекрасна поутру,
как тебе твой макияж не ко двору,
как восходят надо мною всякий раз
оба солнышка твоих зеленых глаз.
Кто бы знал да кто бы видел? Да любой.
Он бы должен просыпаться бы с тобой.
Кто бы знал, как ты прекрасна - ты сама.
Ну а я б сошел от ревности с ума...

Их семейное счастье было настоящим, они прожили целых 52 года, не успев наговориться, насмотреться друг на друга. История семейной жизни - это конфликт между реальным и возвышенным, между бытом и мечтой, и неизбежно следующей за этим душевной пропастью.

«Айсберг».

Биография

Первые стихи начала сочинять еще в юности. Играет на гитаре.

Автор ряда популярных песен, среди которых: «Айсберг», «Снег кружится», «Роза красная моя», «Перекати-поле». Её песни исполняют популярные исполнители. Среди них Алла Пугачёва , Филипп Киркоров , Александр Малинин , Надежда Чепрага , Валентина Толкунова , Эдита Пьеха , Людмила Гурченко и Вячеслав Малежик . Среди композиторов-соавторов: Игорь Николаев , Сергей Коржуков , Игорь Азаров , Давид Тухманов , Сергей Березин , Вячеслав Малежик , Руслан Горобец , Анатолий Кальварский , Александр Левшин , Александр Федорков , Александр Малинин , Михаил Муромов , Ирина Грибулина , Вадим Гамалия и др.

Вдова популярнейшего поэта-песенника Михаила Исаевича Танича (1923-2008) . Именно Лидию Николаевну можно считать первым соавтором Михаила Исаевича, свои первые песни она сочинила когда ей было 18 лет, написав музыку к его стихам.

После смерти супруга является продюсером и художественным руководителем группы «Лесоповал ».

  • 1984 г. - «Айсберг» (муз. Игоря Николаева) - исп. Алла Пугачева
  • 2000 г. - «Роза красная моя» (муз. Сергея Коржукова) - исп. Филипп Киркоров

Дискография

  • 1990 - «Перекати-поле» - Песни на стихи Лидии Козловой
    • Надежда Чепрага - Перекати-поле (А. Лунев (С.Коржуков))
    • Лариса Долина - Не повторяй (А. Кальварский)
    • Владимир Куклин - Я жду тебя (В. Куклин)
    • Гая Галицкая - Купавна (Г. Галицкая)
    • Алиса Мон - Я волнуюсь (С. Муравьев)
    • Алла Пугачева - Айсберг (И. Николаев)
    • Алиса Мон - Согрей меня (С. Муравьев)
    • Гая Галицкая - Черная речка (Г. Галицкая)
    • Ансамбль «Пламя» - Снег кружится (С. Березин)
    • Гая Галицкая - Камин (Г. Галицкая)
  • 2015 - «Лети, мой милый» - Песни на стихи Лидии Козловой
    • Надежда Чепрага - Перекати-поле (муз. С.Коржуков)
    • Александр Малинин - Пугачев (муз. А.Малинин)
    • Филипп Киркоров - Роза красная моя (муз. С.Коржуков)
    • Игорь Азаров - Это только кажется (муз. И.Азаров)
    • Лев Лещенко - Снег кружится (муз. С.Березин)
    • Алла Пугачева - Айсберг (муз. И.Николаев)
    • Алиса Мон - Обещаю (муз. С.Муравьев)
    • Ольга Зарубина и Михаил Муромов - Птица - синее крыло (муз. М.Муромов)
    • Эдита Пьеха - Этот вечер (муз. И.Николаев)
    • Валентина Толкунова - Проводы (муз. И.Грибулина)
    • Вячеслав Малежик - Моцарт (муз. В.Малежик)
    • Ансамбль «Пламя» - Синяя волна (муз. С.Березин)
    • Ольга Зарубина - Лети, мой милый (муз. Р.Горобец)
    • Валентина Пономарева - Амулет (муз. С.Коржуков)

Напишите отзыв о статье "Козлова, Лидия Николаевна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Козлова, Лидия Николаевна

– Говорите, мама, что же вы молчите? Говорите, – сказала она, оглядываясь на мать, которая нежным взглядом смотрела на дочь и из за этого созерцания, казалось, забыла всё, что она хотела сказать.
– Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит.
– Сходит? – повторила Наташа.
– Я тебе про себя скажу. У меня был один cousin…
– Знаю – Кирилла Матвеич, да ведь он старик?
– Не всегда был старик. Но вот что, Наташа, я поговорю с Борей. Ему не надо так часто ездить…
– Отчего же не надо, коли ему хочется?
– Оттого, что я знаю, что это ничем не кончится.
– Почему вы знаете? Нет, мама, вы не говорите ему. Что за глупости! – говорила Наташа тоном человека, у которого хотят отнять его собственность.
– Ну не выйду замуж, так пускай ездит, коли ему весело и мне весело. – Наташа улыбаясь поглядела на мать.
– Не замуж, а так, – повторила она.
– Как же это, мой друг?
– Да так. Ну, очень нужно, что замуж не выйду, а… так.
– Так, так, – повторила графиня и, трясясь всем своим телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом.
– Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа, – всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья… Постойте… – Она схватила обе руки графини, поцеловала на одной кость мизинца – июнь, и продолжала целовать июль, август на другой руке. – Мама, а он очень влюблен? Как на ваши глаза? В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?…Узкий, знаете, серый, светлый…
– Что ты врешь! – сказала графиня.
Наташа продолжала:
– Неужели вы не понимаете? Николенька бы понял… Безухий – тот синий, темно синий с красным, и он четвероугольный.
– Ты и с ним кокетничаешь, – смеясь сказала графиня.
– Нет, он франмасон, я узнала. Он славный, темно синий с красным, как вам растолковать…
– Графинюшка, – послышался голос графа из за двери. – Ты не спишь? – Наташа вскочила босиком, захватила в руки туфли и убежала в свою комнату.
Она долго не могла заснуть. Она всё думала о том, что никто никак не может понять всего, что она понимает, и что в ней есть.
«Соня?» подумала она, глядя на спящую, свернувшуюся кошечку с ее огромной косой. «Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет. Мама, и та не понимает. Это удивительно, как я умна и как… она мила», – продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина… «Всё, всё в ней есть, – продолжал этот мужчина, – умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, – плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!» Она пропела свою любимую музыкальную фразу из Херубиниевской оперы, бросилась на постель, засмеялась от радостной мысли, что она сейчас заснет, крикнула Дуняшу потушить свечку, и еще Дуняша не успела выйти из комнаты, как она уже перешла в другой, еще более счастливый мир сновидений, где всё было так же легко и прекрасно, как и в действительности, но только было еще лучше, потому что было по другому.

На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых.

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.
Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шопот и снимались шапки.
– Государь?… Нет, министр… принц… посланник… Разве не видишь перья?… – говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех, и называл по имени знатнейших вельмож того времени.
Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одевания.
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.
В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
– Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
– Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.

Лидия Николаевна Козлова любителям российской эстрады знакома прежде всего хитом «Айсберг», исполненным . А ещё Козлову знают как вдову известного поэта-песенника .

Лидия Козлова родилась в ноябре 1937 года в столице. Детские годы будущей поэтессы опалила Великая Отечественная война. После получения школьного аттестата Козлова поступила в строительный техникум. Когда она окончила учебное заведение, то сразу же отправилась вместе с остальными выпускниками в Саратов.

Молодые строители должны были возводить Волжскую ГРЭС. Там, в Саратове, Лидия Козлова встретила будущего мужа – Михаила Танича. Через несколько лет после свадьбы молодая семья смогла переехать поближе к Москве – в городок Орехово-Зуево.

Литература

Творческая биография Лидии Козловой «расцвела» рядом с Михаилом Таничем. В юности девушка научилась играть на гитаре и неплохо пела. А ещё она писала стихи. Но после замужества любительское занятие переросло для Козловой в профессию. Первую песню Лидия написала на стихи мужа. На тот момент ей исполнилось 18 лет.


Писательство давно влекло молодую Лидию Козлову. Ей было о чём рассказать современникам. Она видела трагедии солдат, калеками вернувшихся с фронта. Многие из них, безрукие и безногие, не желали возвращаться домой и становиться обузой для своих родных. Для таких несчастных создавались дома инвалидов, где эти люди могли дожить свой век за государственный счёт. О таком доме Лидия Николаевна Козлова написала повесть «Рядом с войной».

Затем наступила длительная пауза, тянувшаяся 20 лет. Однажды Козлова поймала себя на желании писать стихи. Она утверждает, что толчком послужила творческая атмосфера, царившая в доме благодаря мужу. Свои сочинения Лидия Николаевна решила не показывать Михаилу Таничу.

Композиция Лидии Козловой «Снегопад»

Песню «Снег кружится, летает, летает» она отдала руководителю ВИА «Пламя» Сергею Березину, попросив не говорить мужу, кто написал композицию. Спустя 2 дня Березин сообщил, что песня понравилась всем. Она была названа «Снегопад» и стала первым хитом Лидии Козловой.


Вскоре Козлова написала композиции к песням, которые взяли в свой репертуар и . Михаил Танич, к которому певцы и композиторы становились в очередь, некоторых переправлял к жене. Он отправил к Козловой и молодого . Так родился второй хит под названием «Айсберг». Это одна из лучших песен репертуара примадонны российской эстрады Аллы Пугачёвой.

Вскоре песни на стихи Лидии Козловой поют такие звёзды эстрады, как , Эдита Пьеха, Людмила Гурченко и . Нередко Козлова писала свои произведения в соавторстве с композиторами, чьи имена сегодня знакомы всем. Это уже упомянутый , Игорь Азаров, и другие.

Песня на стихи Лидии Козловой «Айсберг» в исполнении Аллы Пугачевой

Когда не стало Михаила Танича, Лидия Козлова не позволила исчезнуть любимому детищу мужа – группе «Лесоповал». Она взялась за продюсирование коллектива и стала художественным руководителем группы. Вместе с Козловой «Лесоповал» записала ещё несколько альбомов.

После смерти Танича Лидию Козлову, наконец, приняли в Союз писателей России. Но вдова знаменитого поэта, несмотря на немалые достижения, считает себя в сравнении с мужем «ученицей первого класса, старательно выводящей палочки».

Сегодня Лидия Николаевна продолжает писать стихи и продюсировать популярный музыкальный коллектив. Еще поэтесса приводит в порядок огромный архив Михаила Танича. Козлова утверждает, что у покойного поэта-песенника осталось ещё множество стихов, на которые появятся замечательные песни.

В декабре 2016 года Лидия Козлова стала гостем программы «Наедине со всеми».

Личная жизнь

Единственной любовью в жизни Лидии Козловой оказался супруг Михаил Танич. Вместе возлюбленные прожили счастливые 52 года. И мало кому известно, что первые годы совместной жизни паре приходилось преодолевать невероятную бедность и лишения. Долгий и тернистый путь к славе супруги прошли рука об руку, сумев не растерять любовь. Перед смертью Михаил Танич признался жене, что они «не налюбились», несмотря на прожитые десятилетия.


Лидия Козлова оказалась и музой, и творцом. Эта женщина заставила мужа отослать свои сочинения в Москву, где стихи прочитал и позвал поэта из сибирской провинции в столицу. При этом Лидия Николаевна сумела реализовать и свой талант, оставаясь в тени знаменитого супруга.

Личная жизнь Лидии Козловой, по утверждению поэтессы, сложилась счастливо. Женщина уверяет, что в ранней молодости будущего мужа она увидела во сне. И когда встретила, то сразу же узнала. В браке родились две дочери – Инга и Светлана. По желанию отца девушки не связали жизнь с музыкой и пением.

У старшей дочери, Инги, появились двое детей – Вениамин и Лев. Веня уже подарил бабушке правнука.


Позже в интервью вдова великого поэта поделилась, что Танич не баловал супругу комплиментами. А спустя пару десятков лет, прожитых вместе, признался, что считает возлюбленную красивой. И только тогда Лидия Николаевна примирилась со своей внешностью.

Однажды журналист спросил поэтессу, есть ли недостаток, который автор так и не простила Михаилу Таничу. На что женщина ответила, что научилась любить мужа, несмотря ни на что, и прощать.


По словам Козловой, она – счастливый человек. Поэтесса никогда никому не завидовала. И любимого мужа не ревновала ни к одной женщине. Лидия Николаевна оказалась мудрой женой. А еще Козлова не любила жаловаться. Лидия Николаевна просто понимала, что живет с великим человеком. В Сети можно встретить много совместных фото семейной пары.

Иногда в Интернете попадается вопрос, кем по национальности является Лидия Козлова. Знаменитая поэтесса – русская.

Лидия Козлова сейчас

В 2017 году Лидия Козлова появилась в качестве одного из судей в первом выпуске второго сезона музыкальной телепередачи «Три аккорда».

Лидия Козлова в качестве одного из судей в телепередаче «Три аккорда»

Суть конкурсной программы состоит в том, что знаменитые участники представляют на суд жюри музыкальный номер на популярную композицию, исполненную в собственном стиле. А мэтры оценивают выступления по 4-балльной системе. В мае 2018 года стартовал третий сезон телешоу. В первом и третьем выпусках в жюри вновь присутствовала Лидия Козлова.

Бессменным ведущим программы является .

Библиография

  • 1984 - «Айсберг»
  • 1990 - «Перекати-поле»
  • 2000 - «Роза красная моя»
  • 2015 - «Лети, мой милый»