Пять самых позорных провалов армии сша.  Неудачные военные изобретения Тернистый путь возрождения дирижаблей

Многие страны сегодня гордятся своими достижениями в военной промышленности, но судя по фактам из истории, не всегда армии и правительства получали то оружие, о котором мечтали. Даже малейшее превосходство противника в вооружении может определить исход сражения. Но иногда «гонка вооружений» порождает совершенно комичные модели…

Танк A7V (Германия)

Построен и разработан на поздних стадиях Первой мировой войны производителем тракторов. Отсюда все вытекающие последствия как по использованным материалам, так и по несуразности конструкции. Единственный плюс того оружия - 7-8 пулеметов и тысячи раундов боеприпасов на борту. К сожалению, большинство никогда так и не добрались до поля боя: экипаж терял сознание от жары внутри.

Плавающий танк Кристи (США)

Построен изобретателем Дж. Уолтером Кристи в 1921 году. Он был предназначен для использования в армии при высадке на берег, как наземное оружие, способное взорвать любое сопротивление противника. Он был вооружен 75-мм пушкой, однако, вес пушки, в сочетании с весом в четверть дюйма брони, привели к весу в 7 тонн в общей сложности.

Британский огнеметный джип

Почему бы не нацепить огнемет на бронетранспортер или на джип? Пусть они не только занимаются переброской войск, но и заодно бьют на поражение по противнику. Еще «лучше» – вывести все баки с легковоспламеняющимися жидкостями наружу.

В данном случае джип определенно выигрывает у бронетранспортера – он создает меньше шума при движении, что предоставляет водителю и экипажу, со всех сторон окруженным баками и канистрами с топливом, хотя бы один шанс вернуться с боевого задания.

Джип использовался на завершающем этапе Второй мировой, причем насколько успешным было его использование, никому не известно. На фотографии видно, как из-за спины водитель защищен баллоном с топливом для огнемета, а спереди его заботливо прикрывает бензобак.

В Имперском Военном музее в Даксфорде сохранился один-единственный образец машины. Что, в целом, предсказуемо, учитывая количество баков с легковоспламеняющимися жидкостями, выведенными наружу. Боевые действия на таком джипе по здравому смыслу схожи с курением на бензоколонке.

Царь-танк

Отечественный военный и инженерный гений также отметился на поприще весьма сомнительных военных изобретений. Одним из наиболее достойных упоминания в данном контексте является «адская машина» времен Первой мировой войны под названием «Царь-Танк».

Огромный колесный боевой механизм с проектной скоростью передвижения порядка 17 километров в час мог произвести колоссальный психологический и деморализующий эффект на противника, но увы, на этом его полезные качества заканчивались – даже самый простой залп шрапнели по колесным спицам выводил машину из строя.

Вдобавок, не взирая на тот факт, что гигантские колеса «Царь-танка» на испытаниях и впрямь ломали березы, словно спички – высокой проходимостью он не отличался – задний управляемый каток, при отсутствии двигателя соответствующей мощности, моментально увязал в грунте.

Испытания показали непригодность машины на военном поприще. Вся эта огромная конструкция ржавела в лесу, пока ее не разобрали на металлолом уже при новой российской власти, в 1923 году.

Дирижабль-авианосец

Проекты создания огромных дирижаблей-авианосцев первой половины ХХ века кажутся нам чем-то фантастическим, овеянным романтическим ореолом стимпанка. Однако жизнеспособные прототипы имели место, как в Соединенных Штатах, так и в Германии в межвоенный период.

Военные самолеты того времени – как истребители, бомбардировщики, так и разведчики, не могли похвастаться нынешними показателями дальности полета без дозаправки. Масса их тоже была ниже, поэтому свое место нашел проект создания огромных воздушных судов, которые могли бы доставлять авиацию на значительные расстояния.

Одним из разработчиков был инженер Карл Анштейн, который создал в апреле 1933 дирижабль Макон США, а после его «сестру» — Акрон США. Грузоподъемность Макона позволяла поднять в небо пять самолетов F9C «Sparrowhawk». Механизм выпуска самолетов с дирижабля, равно как и возвращения их обратно, заслуживает отдельного внимания – он представлял собой крючок, к которому самолет цеплялся, подойдя к дирижаблю вплотную.

Провальным этот проект стал из-за своей уязвимости – размеры цепеллинов, небольшая скорость и низкая маневренность делала их идеальной мишенью практически для любых сил противника. Как показал опыт, они плохо переносили и непогоду. Например, уже упомянутый Макон, погиб 12 февраля 1935 года, не справившись с бурей. Боб Семпл Танк (Новая Зеландия)

Во время второй мировой войны Новая Зеландия создала свой уникальный танк. Отсутствие военной промышленности вынудило ученых изобретать что-то новенькое, так и родился танк на основе трактора, построенный в сарае. Каждый танк был оснащен 7 пулеметами. Однако для управления этот танк был крайне неудобен.

«Слава роботам» или ходячий грузовик

Ходячий робот-грузовик был разработан американской фирмой «Дженерал Электрик» в конце 60-х годов. Сия конструкция предназначалась для поддержки пехоты на пересеченной местности, а поддержку предполагалось выражать посредством перенесения груза.

По сути, этот робот должен был взять на себя функцию грузовика или обоза там, где обычный грузовик был пройти не в состоянии. Но, увы – мало того, что робот предупреждал о себе за километры сильным шумом и не отличался устойчивостью, так им еще было невозможно управлять.

Весил он больше тонны и передвигался со скоростью не более 5 миль в час. Так что, невзирая на все современные проекты наподобие BigDog (четырехногий грузовой робот с мощным искусственным интеллектом), лошадей, похоже, рано отправлять в отставку. Бронированный Квадрицикл (Великобритания)

Созданный в Великобритании в 1899 году этот бронированный автомобиль выглядел несколько странно. Броня хорошо защищала тело водителя/наводчика, но имело ли это какое-нибудь значение, если ноги оставались совершенно открытыми и достаточно было кинуть в них мяч, чтобы вывести конструкцию из строя. Про использование на холмистой местности можно было и вовсе забыть. Никакого массового производства.

Вооруженный мотороллер

Французская армия во время Индокитайской войны решила обеспечить себя новым «суперпробивным» оружием, не отказываясь от привычных мотороллеров. Для этого они прикрепили на них 75-миллиметровую пушку, что, по задумке, должно было «пробивать» дорогу.

Орудие, закрепленное на мопеде, являлось безоткатным – то есть оно не давало столь сильной отдачи, которую мы привыкли видеть в фильмах про артиллеристов, и не нуждалось в лафете. Но «чудо техники» французам не помогло. Они проиграли решающее сражение за гарнизон Дьенбьенфу и вынуждены были капитулировать. Летающий танк Антонов-40 (Россия)

Мало того, чтобы танк сметал все на свое пути, проходя любую грязь, русские решили научить его летать. Однако для того, чтобы танк мог взлететь необходимо было снизить его вес, этого можно было достичь только лишением его боеприпасов, что в принципе в итоге лишало смысла его использования. Проблема так и не была решена.

Сферический панцирь (Германия)

Известен также как «шаровой бочок». Впервые был замечен в 1945 году в Маньчжурии. Другие образцы не были найдены. Танк был оснащен крошечными двухтактными двигателями, в качестве вооружения подразумевался пулемет в руках водителя.

Фокке-Вульф Трибфлюгер

В те времена, когда полет все еще являлся чудом, этот “самолет” мог подниматься с пункта А и долетать до пункта Б. Нацисты в ходе второй мировой войны дополнили его ПВРД. Однако использование оказалось в итоге очень неудобным.

Шарль де Голль

Создан в 1986 году, вес около 40 000 тонн, стоимость более 4 млрд долл. Шарль де Голль стал первым и единственным атомным перевозчиком, построенным за пределами США. Однако винты работали неправильно, конструкция была не продумана до конца, ядерный реактор вырабатывал излучение не в том формате, в котором было необходимо. Провальный проект.

Одноколесный Танк

Изобретение немцев. Один человек, сидящий внутри мог управлять двумя пулеметами, если бы не отвлекался на управление самим танком, конечно. По сути изобретение осталось бесполезным и не было поставлено на производство. Ракетный пояс

Был придуман для того, чтобы солдат мог безопасно путешествовать на небольшие расстояния, что сравнимо с прыжком. Изобретение 60-х гг. казалось очень многообещающим. В октябре 1961 г. он был продемонстрирован Дж.Ф.Кеннеди, но уже с середины 1960-х военные перестали интересовать проектом - максимальная продолжительность полета ракеты была 21 секунда, диапазон всего 120 м.

Танк Тортуга (Венесуэла)

Разработан в 1934 году и, как т Квадрацикл выше, был оснащен только пулеметом. Он был задуман в качестве оружия устрашения для соседней Колумбии, хотя логику создателей сложно понять. «Тортуга» переводится как «черепаха» - животное, которое никак не ассоциируется с агрессией.

Сжатие 1K17 (Россия)

Полностью рабочий аппарат, оснащенный лазерами, которые, конечно, не сбивали инопланетные корабли, но вполне неплохо способны были отключать системы наведения ракет противника (в т.ч. на самолете). Таким образом, если эта штуковина в вас попала, вариантов достойно ответить ей своим снарядом у вас уже нет – промажете.

Краб Шерман Флэйл (США)

Основной задачей танка было очищение минных полей для того, чтобы по нему потом могли проехать другие танки. Для этого в передней части были установлены барабаны с цепями и мощным двигателем, вращающим весь массив. Цепи должны были захватывать мины без детонации. Однако в итоге конструкция так и не была доведена до ума.

Танк Штопор

Изобретенный русскими танк был создан для того, чтобы прокладывать путь через грубые, каменистые породы. Транспортное средство было в состоянии маневрировать по всей местности, в т.ч. снег и лед. Несмотря на это у него было много недостатков. В том числе большие размеры, вес, медлительность.

компиляция материала – Fox

Армии многих стран, гордятся своими достижениями в военной промышленности. Даже малейшее превосходство противника в вооружении может определить исход сражения. Но судя по фактам из истории, не всегда армии и правительства получали то оружие, о котором мечтали. Иногда «гонка вооружений» порождает совершенно комичные модели…

Проекты создания огромных дирижаблей-авианосцев первой половины ХХ века кажутся нам чем-то фантастическим, овеянным романтическим ореолом стимпанка. Однако жизнеспособные прототипы имели место, как в Соединенных Штатах, так и в Германии в межвоенный период.

Военные самолеты того времени – как истребители, бомбардировщики, так и разведчики, не могли похвастаться нынешними показателями дальности полета без дозаправки. Масса их тоже была ниже, поэтому свое место нашел проект создания огромных воздушных судов, которые могли бы доставлять авиацию на значительные расстояния.

Одним из разработчиков был инженер Карл Анштейн, который создал в апреле 1933 дирижабль Макон США, а после его «сестру» — Акрон США.

Грузоподъемность Макона позволяла поднять в небо пять самолетов F9C «Sparrowhawk». Механизм выпуска самолетов с дирижабля, равно как и возвращения их обратно, заслуживает отдельного внимания – он представлял собой крючок, к которому самолет цеплялся, подойдя к дирижаблю вплотную.

Провальным этот проект стал из-за своей уязвимости – размеры цепеллинов, небольшая скорость и низкая маневренность делала их идеальной мишенью практически для любых сил противника. Как показал опыт, они плохо переносили и непогоду. Например, уже упомянутый Макон, погиб 12 февраля 1935 года, не справившись с бурей.

Танк Штопор

Изобретенный русскими танк был создан для того, чтобы прокладывать путь через грубые, каменистые породы. Транспортное средство было в состоянии маневрировать по всей местности, в т.ч. снег и лед. Несмотря на это у него было много недостатков. В том числе большие размеры, вес, медлительность.

Танк A7V (Германия)

Построен и разработан на поздних стадиях Первой мировой войны производителем тракторов. Отсюда все вытекающие последствия как по использованным материалам, так и по несуразности конструкции. Единственный плюс того оружия - 7-8 пулеметов и тысячи раундов боеприпасов на борту. К сожалению, большинство никогда так и не добрались до поля боя: экипаж терял сознание от жары внутри.

Одноколесный Танк / шаровая бочка

Изобретение немцев. Один человек, сидящий внутри мог управлять двумя пулеметами, если бы не отвлекался на управление самим танком, конечно. По сути изобретение осталось бесполезным и не было поставлено на производство.

Отечественный военный и инженерный гений также отметился на поприще весьма сомнительных военных изобретений. Одним из наиболее достойных упоминания в данном контексте является «адская машина» времен Первой мировой войны под названием «Царь-Танк».

Огромный колесный боевой механизм с проектной скоростью передвижения порядка 17 километров в час мог произвести колоссальный психологический и деморализующий эффект на противника, но увы, на этом его полезные качества заканчивались – даже самый простой залп шрапнели по колесным спицам выводил машину из строя.

Вдобавок, не взирая на тот факт, что гигантские колеса «Царь-танка» на испытаниях и впрямь ломали березы, словно спички – высокой проходимостью он не отличался – задний управляемый каток, при отсутствии двигателя соответствующей мощности, моментально увязал в грунте. Испытания показали непригодность машины на военном поприще. Вся эта огромная конструкция ржавела в лесу, пока ее не разобрали на металлолом уже при новой российской власти, в 1923 году.

Скутер-пушка

Она была создана французами для использования во Вьетнаме. Средств на сложные конструкции не хватало, что объясняет использованные материалы и странный формат. В итоге получился скутер как транспортное средство, оснащенное оружием. Стоит ли говорить, что изобретение не прошло проверку войной?

В те времена, когда полет все еще являлся чудом, этот самолет мог подниматься с пункта А и долетать до пункта Б. Нацисты в ходе второй мировой войны дополнили его ПВРД. Однако использование оказалось в итоге очень неудобным.

Британский огнеметный джип

Почему бы не нацепить огнемет на бронетранспортер или на джип? Пусть они не только занимаются переброской войск, но и заодно бьют на поражение по противнику. Еще «лучше» – вывести все баки с легковоспламеняющимися жидкостями наружу.

В данном случае джип определенно выигрывает у бронетранспортера – он создает меньше шума при движении, что предоставляет водителю и экипажу, со всех сторон окруженным баками и канистрами с топливом, хотя бы один шанс вернуться с боевого задания.

Джип использовался на завершающем этапе Второй мировой, причем насколько успешным было его использование, никому не известно. На фотографии видно, как из-за спины водитель защищен баллоном с топливом для огнемета, а спереди его заботливо прикрывает бензобак.

В Имперском Военном музее в Даксфорде сохранился один-единственный образец машины. Что, в целом, предсказуемо, учитывая количество баков с легковоспламеняющимися жидкостями, выведенными наружу. Боевые действия на таком джипе по здравому смыслу схожи с курением на бензоколонке.

Кибернетическая машина Ходьба

Экспериментальный четвероногий робот создан в 1968 году Ральфом Мошером. Машина должна была помочь солдатам переносить оружие на пересеченной местности. В производство он так и не отправился, но прототип можно найти в Музее армейского транспорта США в ВА. И это пятое место Топ-10 Самые неудачные военные изобретения.

Шарль де Голль

Создан в 1986 году, вес около 40 000 тонн, стоимость более 4 млрд долл. Шарль де Голль стал первым и единственным атомным перевозчиком, построенным за пределами США. Однако винты работали неправильно, конструкция была не продумана до конца, ядерный реактор вырабатывал излучение не в том формате, в котором было необходимо. Провальный проект.

Боб Семпл Танк (Новая Зеландия)

Во время второй мировой войны Новая Зеландия создала свой уникальный танк. Отсутствие военной промышленности вынудило ученых изобретать что-то новенькое, так и родился танк на основе трактора, построенный в сарае. Каждый танк был оснащен 7 пулеметами. Однако для управления этот танк был крайне неудобен.

Ракетный пояс

Был придуман для того, чтобы солдат мог безопасно путешествовать на небольшие расстояния, что сравнимо с прыжком. Изобретение 60-х гг. казалось очень многообещающим. В октябре 1961 г. он был продемонстрирован Дж.Ф.Кеннеди, но уже с середины 1960-х военные перестали интересовать проектом - максимальная продолжительность полета ракеты была 21 секунда, диапазон всего 120 м.

Бронированный Квадрицикл (Великобритания)

Созданный в Великобритании в 1899 году этот бронированный автомобиль выглядел несколько странно. Броня хорошо защищала тело водителя/наводчика, но имело ли это какое-нибудь значение, если ноги оставались совершенно открытыми и достаточно было кинуть в них мяч, чтобы вывести конструкцию из строя. Про использование на холмистой местности можно было и вовсе забыть. Никакого массового производства.

Летающий танк Антонов-40 (Россия)

Человечества не было вооруженных сил настолько обороноспособных, умных и сильных, с таким же командованием и ресурсами, как вооруженные силы США в настоящее время». Эти слова официального представителя американского Госдепартамента Джона Кирби, брошенные им всему миру в лицо в ответ на заявление Владимира Путина о том, что российская армия сегодня сильнее любого потенциального агрессора, повеселили многих. Впрочем, не дай Бог кто-то воспринял сказанное всерьез. Для того, чтобы прояснить данный вопрос окончательно, предлагаем вашему вниманию обзор лишь самых ярких и громких «эпик фейлов» американской армии.


Удар Бешеной Лошади

Первое, пожалуй, по-настоящему позорное поражение регулярной армии США было нанесено 25 июня 1876 года. И кем? Теми, кого бледнолицые янкесы и за людей-то не считали, называя «кровожадными дикарями». Речь, естественно, о коренных жителях Америки – индейцах.

Ну, дикари там или не дикари, но, тем не менее, в произошедшей у Литтл-Биг Хорна битве их потери составили 50 человек убитыми, и 160 – ранеными. Американские же вояки были истреблены наголову. Убитых было более 250 человек, из которых 13 – офицеры. Далеко не геройской смертью пали и все возглавившие лихую кавалеристскую атаку на индейский лагерь командиры – майор Маркус Рено, капитан Фредерик Бентин, а также руководивший операцией Джордж Армстронг Кастер. Кстати, далеко не «зеленый» новичок – Гражданскую войну в США он закончил в звании генерала, а впоследствии восстановился в армии США в чине подполковника. На свою голову… Вообще из всех «сил вторжения» каким-то чудом уцелела мирная обозная скотинка (то ли конь, то ли, по некоторым источникам – мул) по кличке «Команч». Бедное животное потом гоняли по парадам, пока оно не откинуло копыта и не упокоилось в виде чучела в Канзасском музее истории.

Долгое время причиной столь жуткой катастрофы считалось банальное численное превосходство «дикарей» над бравыми парнями в драгунских мундирах. Однако, проведенное впоследствии археологическое исследование показало, что дело обстояло еще хуже. На месте битвы были массово найдены гильзы от карабинов «Генри» и «Винчестер». Но у солдат Кастера такого просто не было! На тот момент в армии США на вооружении состояли однозарядные «Спрингфилд» и «Шарпс». Свинцом с невиданной в то время скоростью – 25 выстрелов в минуту, их поливали как раз индейцы!

Ответ на загадку крайне прост и кроется в американской психологии. Бойкие торговцы, для которых каждый лишний заработанный доллар был и остается намного дороже человеческих жизней (в том числе – и собственных соотечественников), от души снабдили «кровожадных дикарей» самым скорострельным и современным оружием. Результат – налицо. Сражаться с противником, равным, или превосходящим в вооружении - это не к армии США… Вот сжигать индейские поселения, сотнями уничтожая там всех, вплоть до глубоких стариков и грудных младенцев – это у ее солдат получалось замечательно.

Норманнские пляжи, «Омаха» и «Юта» - этапы «большого пути»

О «героической высадке» союзных войск в 1944 году в Нормандии, ознаменовавшей собой открытие Второго фронта во Второй мировой войне написано и снято безмерное количество произведений. «Спасение рядового Райана» и прочее бла-бла-бла. Вот только правды в них… Как бы дипломатичней выразиться… Мало.

Те, кто пытается представить ее в качестве чуть ли не главной битвы той войны, либо просто не знает, о чем говорит, либо сознательно и бессовестно грешит против истины. Битвы не было!

Начнем с того, что грозный «Атлантический вал», в том виде, в котором его представляют сегодня многие, существовал лишь в амбициозных планах верхушки Третьего Рейха. А также – в современных фильмах и компьютерных «стрелялках». В реальности же укрепления его к моменту высадки десанта построены были едва на 50%, вооружены всякой ржавой дрянью (иногда – орудиями времен Первой мировой!), либо трофейными пушками, снарядов к которым не хватало катастрофически. Под стать был и «личный состав» - что-то среднее между инвалидной командой и штрафбатом. Служившие в Нормандии немцы были либо «могучими воинами» с плоскостопием, косоглазием и язвой желудка, либо 40-50 летними «нестроевиками», годными разве что охранять обозы. А большая половина «защитников» состояла и вовсе из подонков, собранных со всей Европы и не только. Даже «власовцы» имелись! А еще - 162-я пехотная дивизия, целиком сформированная из так называемых «восточных легионеров» (туркменских, узбекских, азербайджанских и т.д.).

Казалось бы – для американской армии то, что надо. Слабый, деморализованный, практически небоеспособный противник, вооруженный как попало и чем попало. Приди и возьми! Не тут-то было…

Длившаяся полчаса артподготовка ушла… в никуда! НИ ОДИН из 15 тысяч снарядов, выпущенных по немцам орудиями двух линкоров, трех крейсеров и шести эсминцев (это – не считая вовсю лупившей с десантных барж полевой артиллерии!), реальные цели не поразил! Мало, что ни единого бункера не разрушили – вшивого окопа засыпать не удалось.

Еще круче отличились доблестные американские асы. Вываленные ими с «Либерейторов» несколько сот тысяч тонн бомб не то, что по немецким укреплениям – в пляж не попали! Сыпали, придурки в ПЯТИ километрах от берега…

Высадка десанта проходила не лучше - из 32 плавающих танков (DD Sherman), 27 умудрились утопить при попытке спуска на воду! Из 16 бронированных бульдозеров для разрушения укреплений до берега добрались только три. Командиры некоторых десантных барж, наклав полные штаны в страхе перед немецкой артиллерией, отказались рисковать и начинали высадку десантников на глубинах в два и более метра! Бравые американские парни шли ко дну не хуже пресловутых топоров. А дальше… Дальше началось то, что я называю «торжеством боевого духа американской армии». Во всей красе.

Из трех бульдозеров саперы смогли использовать два. За еще одним массово попрятались «морпехи», угрожавшие пристрелить любого, кто попытается лишить их этого укрытия. Мало того. Эти же клоуны отгоняли собственных саперов… от бетонных надолбов, которые необходимо было взорвать, чтобы в дело смогли войти танки. А прятаться где?! Неудивительно, что в итоге саперы гибли десятками…

Но самый восхитительный пример героизма явили десантники армии США. За несколько часов до начала операции их попытались забросить вглубь немецких позиций – для захвата бункеров и прочих ключевых узлов обороны. Почему-то меня совсем не удивляет тот факт, что три десятка парашютистов были вывалены (по ошибке) прямиком на бункер W-5. Те, кому повезло остаться в живых после близкого знакомства с немецкими инвалидами, благополучно сдались в плен. Так вот – ровно в четыре утра эти обделавшиеся бойцы «элиты армии США» коллективно упали фрицам в ноги с требованием бегом отправить их подальше с передовой! А на удивленный вопрос герра офицера: «С чего бы это?» со всей возможной откровенностью рассказали, что ровно через час начнется артподготовка и высадка… Никто их не бил, не пытал. Немцы, надо думать от такого сами офигели. О, славная американская армия!

Гитлеровская Германия, конечно, была разбита. Это – факт. Однако, считать, с учетом рассказанного выше, вступление в ту войну американцев чем-то иным, кроме позора, я лично не могу. Берлин взяли наши деды! Давайте помнить об этом всегда.

«Я иду по выжженной земле…»

Многие люди моего поколения, и чуть старше помнят песню, из которой взяты строки. О Вьетнамской войне. Этот конфликт, без преувеличения, стал для армии США не просто позором, а всемирным позорищем. Причем во всех отношениях – в военном, политическом, экономическом и прочих.

Ну, посудите сами – когда страна с сильнейшей в мире экономикой, многомиллионным населением, океанским флотом и реактивной авиацией вторгается в крохотное государство, раздираемое гражданской войной, ВОСЕМЬ лет забрасывает его бомбами, заливает напалмом и дефолиантами, а впоследствии бежит, поджав хвост и бросив «союзников»… Это что?

А потери американской армии в шестьдесят тысяч без малого – только убитыми? Девять тысяч сбитых там американских самолетов, тысяча летчиков, попавших в плен к партизанам? Оснащенная самым современным оружием «умная и сильная» армия США была бита партизанами, начинавшими войну с винтовками времен второй мировой и ППШ. Была позорно изгнана со всем своим «командованием и ресурсами».

Но это – лишь военная часть поражения. Именно во Вьетнаме американская армия показала себя во всей «красе» - со своей тактикой «выжженной земли», уничтожением экосистемы целой страны, массовыми убийствами мирного населения и зверствами, сравнимыми только с тем, что творили в свое время гитлеровские головорезы.

Кто-то подсчитал, что за период войны американская авиация сбросила больше СТА килограмм бомб на каждого жителя Вьетнама – как Северного, так и Южного. По данным министерства обороны США, с 1962 по 1971 годы американцы распылили на территории Южного Вьетнама 77 миллионов литров дефолианта «Агент Оранж», в том числе 44 миллиона литров, содержащих диоксин. Этой сверхтоксичной мерзостью было залито более 14% территории Вьетнама. Химическое оружие поразило 60 % джунглей и более 30% равнинных лесов. Только в течение 1969 г., в Южном Вьетнаме американцы отравили газами свыше 285 000 человек, уничтожили ядохимикатами более 905 000 гектаров посевов. И все равно – они проиграли эту войну!

Разговор о Вьетнамской войне, а также рассказ о прочих, еще более позорных эпизодах истории американской армии мы продолжим во второй части публикации.

От Вьетнама до Кыски

В чем, в чем господа из США могут дать сто очков вперед любому – так это в умении выдавать желаемое за действительное. Тут равны им разве что их же прилежные ученики из некоторых… слаборазвитых стран. Прежде чем на весь мир объявлять армию США самой «обороноспособной, умной и сильной» едва ли не за всю историю человечества, господину Джону Кирби не худо было бы вспомнить историю. Собственную. Ну что ж… Поможем?

Пепел Сонгми

Первую часть нашего разговора мы закончили рассказом о том, как армия США за восемь лет не смогла совладать с крошечным, в сравнении с ними, Вьетнамом. При этом необходимо помнить, что одними только военными потерями позор Америки в данном случае не ограничился.

В 1967 году был создан так называемый «Трибунал Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме». Этот Международный трибунал провел два своих заседания - в Стокгольме и в Копенгагене, и уже после первого им был вынесен вердикт, в котором, в частности, говорилось:

«…Соединенные Штаты несут ответственность за применение силы и, как следствие, за преступление агрессии, за преступление против мира. США нарушили установленные положения международного права, закрепленные в Парижском Пакте и в Уставе ООН, а также установления Женевских соглашений о Вьетнаме 1954 года. Действия США подпадают под статью: Нюрнбергского трибунала и подлежат юрисдикции международного права.
Соединенные Штаты попрали фундаментальные права народа Вьетнама. Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия стали соучастниками этого преступления…»

«…Трибунал считает, что Соединенные Штаты, осуществлявшие бомбежки гражданских целей и гражданского населения, виновны в военных преступлениях. Действия США во Вьетнаме должны быть квалифицированы в целом как преступление против человечества (согласно статье 6 Нюрнбергского Статута) и не могут рассматриваться как простые следствия агрессивной войны…»

16 марта 1968 армия США встала навечно в один ряд даже не с гитлеровским Вермахтом, а с самыми гнусными подразделениями нацистской Германии, вроде айнзацкоманд или иных карателей, которых гнушались сами немцы. Отныне вместе с белорусской Хатынью, польским Лидице и другими местами наиболее страшных фашистских преступлений в истории упоминается вьетнамская деревня Сонгми в провинции Куангнгай. Там американскими солдатами было убито более 500 жителей. Причем – с особой жестокостью. Деревня была буквально стерта с лица земли – сожжена вместе с людьми до последнего дома и сарая.

Об ублюдках из сугубо карательных команд типа «разведчиков» из «Тайгер Форс», 101-я воздушно-десантная дивизия (ох, уж эти бравые американские десантники…), специализировавшихся на расправах над пленными и мирным населениям, да вдобавок вовсю обвешивавших себя скальпами и ожерельями из отрезанных ушей вьетнамцев тоже знает весь мир. Как хотите, но по-моему, ТАКОЙ позор не смывается никак и никогда – ни с мундира, ни со знамени, ни с солдатской чести.

Напоследок не могу удержаться от рассмотрения еще одной, ставшей уже расхожей темы. В свое время очень модным (особенно в некоторых, любящих «либеральные ценности», кругах), стало приравнивание войны во Вьетнаме к участию СССР в афганской войне. Вроде как – одно и то же… Ну что ж, давайте сравним. В предыдущей части я уже приводил цифры потерь армии США за восемь лет Вьетнама. Напомню очень вкратце – потери убитыми только армии США – 58 с лишним тысяч человек. Сбитых самолетов – около 9000. Пропавших без вести – более 2000 человек. Около тысячи американских военнослужащих попало в плен. В основном – летчики.

СССР за десять лет конфликта в Афганистане потерял около 14 с половиной тысяч человек (безвозвратные боевые потери), 118 самолетов и 333 вертолета. Можно сравнивать и дальше, но, по-моему, и этого хватит. Идиотские домыслы либеральных «историков» о том, что «афганские потери занижены в разы», основанные исключительно на тезисе: «чтой-то мало они насчитали», рассматривать не собираюсь. С этим – к господину Кирби. В одну палату…

Ах, да! Еще в СССР не имелось тех 27 тысяч человек дезертиров и уклонистов от войны, которые в США повылезли, как тараканы из всех щелей, когда в 1974 году президент Форд объявил им амнистию. Почувствуйте, как говорится, разницу.

Как «Черный ястреб» над «Черным морем» обгадился

Первыми военнослужащими армии США, удостоившимися после войны во Вьетнаме высшей военной награды - Медали Почета, были сержант первого класса Рэндалл Шугарт и мастер-сержант Гарри Гордон. Кстати, посмертно… Интересно - за какие заслуги?

Гражданская война, начавшаяся в Сомали в 80-е годы прошлого столетия, идет по сей день. В начале 90-х, по своеобычной привычке «нести демократию» всему миру, как бы он при этом не брыкался, американцы инициировали введение в страну «многонациональных сил ООН» Под своим, естественно, командованием. Операция получила, как всегда, донельзя пафосное название «Возрождение надежды».

Тем не менее, «надежду по-американски» разделяли далеко не все жители Сомали. Один из полевых командиров - Мухаммад Фарах Айдид, так и вовсе посчитал присутствие иностранных солдат вмешательством во внутренние дела страны. Дикарь какой… Понятное дело, американцы попытались разобраться с ним в обычной манере – с многочисленными жертвами среди мирного населения и без всякого вреда лично для Айдида.

Завязавшееся противостояние привело к тому, что в 1993 году в Сомали непосредственно по душу Айдида пожаловала целая тактическая группа «Рейнджер» - Task Force Ranger. В нее входили одна рота 3-го батальона 75-го полка рейнджеров, эскадрон подразделения «Дельта» и вертолеты из 160-го авиационного полка специальных операций «Ночные охотники». Спецназ – спецназей некуда! Всем элитам элита. Ну, эта элита и развернулась с ходу…

Первая операция по захвату «неудобного» полевого командира была проведена «блестяще» - добычей спецназеров стали… официальный представитель ООНовской Программы развития, три старших сотрудника UNOSOM II и престарелая египтянка, представитель одной из гуманитарных организаций. Уп-с-с…

Впрочем, как оказалось в том рейде недоумки только разминались – все дальнейшие операции сами же американцы оценили, как «не очень успешные». В ходе одной из них героическая «Дельта» с грохотом, стрельбой и всеми положенными спецэффектами героически взяла штурмом дом целого сомалийского генерала, эффектно уложив «мордой в землю» его самого и, вдобавок еще 40 членов клана Абгаль. Правда, впоследствии оказалось, что как раз этот генерал является в Сомали лучшим другом ООН, США, и вообще-то выдвигался в качестве кандидатуры на пост нового начальника полиции страны. Мдя… С такими союзниками, как американцы, враги как бы и не нужны…

Бодяга с попытками захвата самого Айдида или хотя бы кого-то из его ближайшего окружения тянулась долго, нудно и безуспешно. Вне всяких сомнений, свою роль тут сыграло то, что «руливший» процессом американский генерал Хоу воспринимал его, как очередного «грязного туземца», В то время, как Айдид имел приличное военное образование, полученное, в том числе и в СССР. Ну, самая умная армия, вопросов нет…

И вот, наконец, настал долгожданный день «Х»! По полученным агентурным данным, 3 октября 1993 года в районе столицы Сомали, Могадишо, носившем название «Черное море», должны были встретиться Омар Салад - советник Айдида и Абди Гасан Аваль, по прозвищу Кебдид, министр внутренних дел в Айдидовском «теневом правительстве». Допускалось появление и самого Айдида. Такой возможности янкесы упустить не могли! К проведению захваты была подготовлена настоящая армада - двадцать единиц авиатехники, двенадцать автомобилей и около ста шестидесяти человек личного состава. Бронированные «Хаммеры», набитые рейнжерами грузовики, ну, и, конечно – «Черные ястребы». Куда ж без них…

Кстати, первый такой вертолет был сбит сомалийцами еще 25 сентября - с помощью самого обычного советского РПГ-7. Напыщенный болван… простите, главнокомандующий генерал Гаррисон счел этот инцидент не более, чем случайностью. «Случайность, говоришь?! Ну, ну…» - сказали партизаны Айдида. И тут же запасли РПГ побольше.

Начало операции ознаменовалось событиями… скажем так, в чисто американском стиле. Она вообще чуть не сорвалась оттого, что агент, который должен был, остановив машину около дома, где соберутся потенциальные цели, и тем подать сигнал к захвату, с перепугу бросил свою тачку в совсем другой точке. Вся упомянутая выше армада чуть было не ломанулась на штурм пустого места. Разобрались. Агента то ли усовестили, то ли припугнули, и он, еще раз объехав квартал, остановился-таки там, где надо. И понеслось!

Не будем (из жалости) акцентировать внимание на таких моментах операции, как ляпнувшийся при высадке из вертолета с двадцатиметровой высоты «элитный рейнджер». Или на отчаянном штурме двумя четверками спецназовцев неприступной крепости, оказавшейся… магазином письменных принадлежностей. Ну, бывает… Так или иначе, двое приближенных Айдида и еще два десятка человек с ними были американцами захвачены, и для их извлечения в район «Черного моря» выдвинулась эвакуационная колонна. И вот тут смешечки закончились. Начался кровавый ад.

«Черное море» взорвалось огнем и свинцом. До базы худо-бедно удалось добраться жалким ошметкам колонны, увозившей чуть не самоубившегося спецназовца. В той части колонны, что осталась для вывоза пленных в самом начале боя из РПГ были сожжены «Хаммер» и один из грузовиков. А дальше с неба начали сыпаться «Черные ястребы». Первый из них с гордым позывным «Супер-61» был сбит уже через пять минут. Из все того же РПГ, естественно. Следующая граната прилетела «ястребу», высаживавшему поисково-спасательную группу. Его пилотам крупно повезло – до базы они худо-бедно дотянуть смогли.

«Черному ястребу» с позывным «Супер-64» повезло меньше. Совсем не поперло, если честно. Получив выстрел из РПГ в хвостовую часть, он грохнулся в двух милях от 61-го. Для защиты его экипажа «Супер-62» были доставлены снайперы. Те самые, о которых я упомянул в самом начале. Выжить в итоге удалось лишь одному из пилотов 64-го, да и то, лишь потому, что его захватили в плен для последующего обмена. И…Да – «Супер-62» словил свою гранату, но ляпнулся оземь уже около самого аэродрома.

Все это время прибывшая изначально для эвакуации рэйнджеров и пленных колонна под командованием полковника МакНайта… кружила по улицам Могадишо! За что впоследствии и удостоилась «почетного» титула – «Потерявшийся конвой». Сперва командование требовало от полковника оказать помощь сбитым вертолетчикам, потом, уяснив что помощи тут будет, как молока с известного животного, потребовало немедленно ехать на базу – чтобы хоть пленных-то доставить по назначению! Водители колонны тем временем с достойным восхищения упорством… поворачивали не в те улицы, пропуская нужные повороты и развилки. Средь бела дня! Как сами они писали впоследствии в рапортах – «из-за ураганного огня противника». Ну, самые умные – вы ж не забыли?!

Еще одна колонна, отправленная для спасения гибнувших тем временем одного за другим рэйнджеров, завязла намертво буквально на первых сотнях метров движения. Два «Хаммера» пылали веселенькими кострами, а бравые горные стрелки и рэйнджеры, вместо того, чтобы выручать боевых товарищей, лихорадочно отстреливались во все стороны (впоследствии было подсчитано – в процессе боя они расстреляли 60000 единиц боеприпасов!). В итоге отцы-командиры опять плюнули и велели «спасателям» возвращаться на базу.

К девяти часам вечера стало окончательно ясно – своими силами «самой-самой в мире армии» не справиться никак. Американцы сломя голову понеслись просить помощи у коллег по миротворческому контингенту. В итоге – «элиту армии США» спасла пакистанская и малайзийская «броня»! Вытащила, так сказать, их задницы – как сами же американцы любят в подобных случаях говорить.

Колонна, в которой было четыре пакистанских танка, двадцать четыре малайзийских бронетранспортера и еще около трех десятков автомашин, поддерживаемая с воздуха целой стаей вертолетов, сумела пробиться сквозь баррикады и шквальный огонь к месту трагедии. К утру эвакуация (в ходе которой части спасаемых пришлось идти за «броней» пешкодралом целую милю), благополучно завершилась

Итогом побоища стала смерть 18 элитнейших бойцов армии США, плен одного из них и ранения различной тяжести – примерно восьмидесяти. Сомалийцы потеряли по разным оценкам от 300 до 800 человек. Правда, посол США в Сомали впоследствии плел что-то о двух тысячах убитых, но это, уверен подсчет результатов прохождения известной компьютерной игрушки «Delta Force: «Black Hawk» Down». В уровне «легко»…

Но даже если предположить, что эта цифра хоть сколько-нибудь близка к истине, то счет получается не позорнейший, а архипозорнейший! Не надо забывать, что сомалийцев поливали огнем из бортового вооружения десятки «вертушек» - только вертолеты прикрытия последней эвакуационной колонны расстреляли по городу 80 тысяч патронов и 100 реактивных снарядов! «Непревзойденной элите» армии США, великолепным суперспецназовцам, от одного вида которых, теоретически, должны были бы разбегаться «плохие парни» в радиусе, минимум, сотни миль, противостояли вооруженные отнюдь не самыми новыми «Калашниковыми» и, как максимум – РПГ, повстанцы. По некоторым данным, чуть ли не половину из них составляли женщины и дети.

В Сомали 3 октября получило название «День рейнджера» и до сих пор является чуть ли не национальным праздником. В США эти события окрестили «вторым Пирл-Харбором. С Айдидом пришлось заключать унизительное «перемирие». Министр обороны США был отправлен в отставку, а «самая сильная армия» убралась после этих событий с территории Сомали буквально на следующий год. Вскоре за ней последовали и остальные войска ООН. С тех пор соваться на эту территорию никто из «миротворцев» более не рискует.

Операция «Коттедж». Полная Кыска…

В этой части рассказа мне, волей-неволей придется нарушить хронологический принцип, которого я придерживался ранее. Просто эпизод, о котором речь пойдет ниже, не только однозначно является самой позорной страницей в истории армии США, но и вполне может быть признан едва ли не наибольшим военным позором всех времен и народов.

За каким рожном японцы поперлись в 1942 году на Алеутские острова, доподлинно так никто и не установил. Некоторые военные историки говорили о том, что оттуда императорская армия готовилась «брать Аляску». Или – строить авиабазы для бомбовых ударов по США. Впрочем, такое объяснение представляется сомнительным. Да не в этом дело.

В 1943 году американцы, на протяжении года забрасывавшие острова многими тоннами бомб, наконец-то набрались храбрости их отвоевать. В мае они высадились на остров Атту, и на три недели он превратился в арену кровавейшей схватки. При всем том, что японская армия была военным противником СССР, не могу удержаться от слов восхищения в ее адрес. Японцы сражались, как герои, как настоящие самураи – Воины, ставящие честь выше жизни. Оставшись без патронов и гранат, они встречали американцев штыками, мечами и ножами. Свою смерть на Атту нашли более полутысячи американских солдат и офицеров, более тысячи армия США потеряла ранеными. Ну, и небоевые потери – вдвое больше…

Так или иначе, к малюсенькому острову Кыска бравые американские парни подходили уже… с изрядно подмоченными форменными брюками. На его взятие были брошены более сотни военных кораблей, с 29 тысячами американских и пятью – канадских десантников на борту. Их, как считало командование «самой умной в мире», должно было хватить для того, чтобы сломить восьмитысячный японский гарнизон.

15 августа американцы обстреляли остров ВОСЕМЬ раз, обрушили на него 135 тонн бомб и горы листовок с призывами к сдаче в плен. Сдаваться японцы и не подумали. «Опять катанами резаться собрались, гады!» - смекнуло американское командование, и высадило десант. На землю Кыски ступили 270 американских морпехов, а вслед за ними – несколько севернее, и канадская десантная группа.

За два дня храбрые десантники сумели продвинуться на 5-7 километров вглубь острова. По всей видимости, основное время они потратили на переворачивание камней и допросы подвернувшихся под руку крабов – в поисках ответа на вопрос: «Куда же подевались хитрющие самураи?!» И только 17 августа им, наконец, выпал шанс проявить себя во всей красе.

На двух фугасах при осмотре СОВЕРШЕННО ПУСТОГО японского дзота умудрилось подорваться 34 американских морпеха. Двое – насмерть… Очевидно, кому-то из них не втолковали вовремя золотое правило сапера: «Не протягивай руки, а то протянешь ноги!» Услышавшие столь мощную канонаду канадцы не сплоховали, и-и-и-и… Как вжарили по тому месту откуда она раздавалась! Да из всех стволов! Сильно обидевшиеся на такой оборот американцы в долгу не остались – очереди «Томми-ганов» скосили пятерых канадцев, как траву. И в этот момент…

В этот момент адмирал Кикнейд, командовавший всем этим бардаком, вспомнил, что он тут чем-то командует. И решил тоже поиграть в войнушку. «А ну-ка, братишки комендоры, дайте-ка огоньку из всего бортового!» - очевидно, его обращение к экипажу эсминца «Abner Rean» звучало как-то так. Ну, те и рады стараться… На дурные головы едва-едва начавших «разруливать» ситуацию морпехов обрушились снаряды корабельной артиллерии. Бившей, как это не удивительно, «в яблочко». «Дружественный огонь» стоил жизни еще семи американцам и трем канадцам. Плюс – полсотни раненых.

На следующий день удалось (наконец-то!) наладить нормальную связь и адмиралу доложили: «Японцев на острове НЕТ! Нэнси! Енот! Твою Мать!» Ну, наверное звучало как-то похоже… Вытерев наверняка заструившийся из-под белоснежной фуражки пот, Кикнейд решил отвалить. В прямом и переносном смысле – дал команду «Abner Rean» «присоединиться к основным силам флота». Однако, вместо этого эсминец, едва отойдя от берега, умудрился напороться на мину, которую вовсе невообразимым образом умудрился про… пропустить шнырявший вдоль острова тральщик. 71 моряк погиб, полсотни – ранено, а пятеро и вовсе сгинули в туманных водах без следа.

Вы, наверняка думаете, что на этом цирк идиотов под названием операция «Коттедж» закончился? Ага, как же… Парни униматься не собирались и с новыми силами продолжили в том же духе. И еще круче!

Уже 21 августа (НЕДЕЛЯ, как всем известно, что ни единого японца на острове НЕТ!) минометный расчет американцев, непонятно с какого перепугу обстрелял собственную же разведгруппу, возвращавшуюся из поиска. Из своего же, уточняю конкретно, подразделения! Стреляли, как видно, из рук вон плохо, поскольку уцелевшие под минами разведчики… вырезали минометчиков до последнего человека! Ну, тут у меня просто слов нету…

Мало того, и в последующие дни – 23 и 24 августа американские и канадские морпехи не раз и не два открывали огонь друг по другу в процессе осмотра японских укреплений. В общем и целом, американцы и канадцы потеряли при штурме СОВЕРШЕННО БЕЗЛЮДНОГО ОСТРОВА более СТА человек убитыми. Еще несколько сотен – раненными, обмороженными и больными. Без комментариев…

«А как же японцы?!» - спросите вы. Ах, да… Японцы преспокойно покинули остров за пару недель до штурма, не желая гробить людей и ресурсы в совершенно бесполезном бою И правильно – «самая умная в мире армия» прекрасно справилась и без них.

Остается лишь добавить, что после разбора операции по штурму Кыски становится предельно ясно – откуда «растут ноги» у недавней трагедии на Украине. С взаимостреблением полицейских. Украинский «спецназ» готовили как раз американские инструкторы…

Вот, собственно, и все – об армии США. Ну, разве что еще пара штрихов. Армия США – единственная на планете, применившая ядерное оружие. Причем – не против частей и соединений противника, а против совершенно мирных городов.

В армии США… ну как-то так уж сложилось… никогда не было своих Матросовых, Гастелло, Талалихиных. Зато были бравые десантники, ползавшие на коленях перед фрицами в Нормандии, и «сдававшие» по своей инициативе сроки наступления, или сжигавшие детей Сонгми во Вьетнаме. НИЧЕГО ПОДОБНОГО не было ни в Советской, ни в Русской армии. Никогда.

Вот теперь – точно все. Большой привет господину Джону Кирби!

В минувшем году неудачи преследовали как многие армии мира, так и некоторых гражданских лиц, решивших приобрести оружие. Среди этих неприятностей немало событий, поистине достойных громкого звания «эпичный провал». Портал Warspot предлагает вспомнить Топ-10 самых значимых, запомнившихся и просто курьёзных неудач 2017 года, связанных с вооружениями.

Altay «забуксовал»

Первенец турецкого танкостроения Altay оказался «обездвижен». В январе минувшего года поставщик двигателей для танков Altay компания Tümosan расторгла договор с австрийской компанией AVL List GmbH, которая должна была передать турецкому подрядчику технологии производства моторов. Минобороны Турции ищет нового поставщика танковых двигателей, по состоянию на сегодняшний день - безуспешно.

Танк Altay.

Ядерная неудача британцев

Ещё в 2016 году ВМС Великобритании испытали новую межконтинентальную баллистическую ракету Trident II D5, произведя пуск с подлодки Vengeance. Однако в январе 2017 года британская газета The Sunday Times, ссылаясь на свои источники в военном ведомстве, сообщила о проблемах с ракетой во время испытаний. При этом Минобороны называет испытания успешными и не разглашает их подробностей, ссылаясь на «очевидные причины национальной безопасности» .

Как бы там ни было, в Великобритании разгорелся нешуточный скандал, поскольку неудачный пуск мог поставить крест на выделении средств на строительство нового поколения субмарин-носителей ядерных ракет.

Подводный пуск ракеты Trident.

Танковый провал Индии

В ближайшие годы индийская армия не получит танков отечественной разработки, поскольку программа Организации оборонных исследований и разработок (DRDO, Defence Research and Development) по разработке танков Arjun потерпела фиаско. В апреле прошлого года Минобороны Индии предложило DRDO внести изменения в конструкцию танка Arjun Mk-2, так как в базовом варианте он неприемлем для армии.

DRDO заявила, что внесение изменений, требуемых военным ведомством, может задержать крупносерийное производство на семь лет - именно столько времени потребуется, чтобы создать новую боевую машину массой до 50 т.

Танк Arjun Mk-2.

Первая неудача американского «Рейдера»

Перспективный вертолёт компании Sikorsky пострадал во время испытательного полёта. 2 августа 2017 года в лётном центре компании Sikorsky Development, расположенном на аэродроме Уэст-Палм-Бич (штат Флорида), совершил жёсткую посадку опытный образец S-97 Raider. Пресс-служба компании Sikorsky сообщила о том, что системы вертолёта сработали неправильно, и вместо мягкого приземления произошло падение машины с двухметровой высоты. Разработчики назвали проблему программной и заявили о начале работ по её устранению.

Снимок с места аварии S-97 Raider.

Потери американского флота

В 2017 году в авариях пострадали два эсминца ВМС США. В июне эсминец USS Fitzgerald столкнулся с филиппинским контейнеровозом ACX Crystal (см. первое фото в начале статьи ) - погибли 7 американских моряков, корабль получил серьёзные повреждения.

Два месяца спустя однотипный эсминец USS John S. McCain не разминулся с танкером Alnic MC (погибли 10 человек). При этом в обоих случаях гражданские суда получили минимальные повреждения. По результатам расследования командование ВМС США разработало новые инструкции и внесло правки в программу обучения военных моряков.

Танк как способ поссориться с соседями

В Соединённых Штатах покупка танка не составляет проблемы. Настоящая проблема - сделать так, чтобы он не мешал соседям. В октябре прошлого года стало известно о том, что в элитном районе в центральной части Хьюстона (штат Техас) соседи ополчились на адвоката Тони Базби, припарковавшего свой личный танк на проезжей части у дома.

По словам Базби, он купил танк из патриотических чувств на личные сбережения. Ассоциация местных домовладельцев не оценила патриотизм Базби и направила ему письмо с требованием убрать танк с проезжей части. В письме-претензии было указано, что танк «препятствует движению» , вызывает «проблему безопасности» и создаёт «серьёзные проблемы для соседей» .

Тони Базби и его танк. Скриншот из сюжета телеканала KHOU-TV

ВВС Индии забраковали российский «стелс»

Индийско-российский проект FGFA оказался под угрозой срыва. В октябре минувшего года командование ВВС Индии потребовало закрыть проект Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA) , в рамках которого для индийской армии планировалось создать истребитель пятого поколения на базе российского самолёта Су-57. В своём недавнем докладе командование ВВС Индии сообщило о том, что программа FGFA не отвечает их требованиям, и в её рамках не удастся создать самолёт с возможностями, близкими к американскому истребителю F-35.

Прототип истребителя Су-57 на авиасалоне МАКС-2011.

«Южнокорейские Абрамсы» задерживаются

В прошлом году в Южной Корее должно было стартовать производство танков K2 Black Panther второй партии. Из-за проблем с южнокорейскими двигателями, которые не показали должного уровня надёжности, производство обновлённых K2 Black Panther перенесли на несколько лет. 29 октября стало известно о том, что их подменят танки K1A2 - новая версия ОБТ K1, созданного на базе американского танка Abrams.

Танк K1A2.

Тернистый путь возрождения дирижаблей

18 ноября прошлого года на английском аэродроме Кардингтон рухнул крупнейший в мире дирижабль Airlander 10. Накануне происшествия воздушное судно отрабатывало тестовые полёты, после чего было закреплено на швартовой мачте. Компания Hybrid Air Vehicles, которая владеет аппаратом, заявила, что, вероятнее всего, Airlander 10 был сорван с креплений порывом ветра. Аварийная система сбросила давление в резервуарах с гелием, и дирижабль упал на землю.

Дирижабль Airlander 10 после аварии.

Немецкое качество подвело

Военно-морские силы Германии впервые в своей истории вернули производителю корабль на доработку. 24 декабря 2017 года Агентство по закупкам BAAINBw при Минобороны Германии сообщило о том, что после серии приёмочных испытаний новейшего фрегата Baden-Württemberg возвращает его верфи Blohm + Voss для устранения обнаруженных недостатков. В военном ведомстве не уточнили причин возврата, однако ранее ВМС Германии заявляли о том, что новый фрегат имеет проблемы с программным обеспечением и крен на правый борт.

Фрегат Baden-Württemberg.