Любит водяной ночевать под мельницей почему. Славянская мифология: Водяной. Легенды о водяном

Водяной.

Я водяной, я водяной,
Поговорил бы кто со мной
А то мои подружки -
Пиявки, да лягушки!
Фу, какая гадость!
(Ю. Энтин. Песенка водяного)


Сегодня Тадана появилась в кабинете уже после того, как студенты собрались и расселись по своим местам за партой. Преподавательница прошла вдоль аудитории к столу, на ходу снимая с плеч небольшой рюкзак, и стало ясно, что что-то здесь не то. Вместо привычных туфелек-сапожек на ногах красовались высокие ботинки из какой-то непонятной кожи, за одним из голенищ которых торчала рукоятка волшебной палочки. Впрочем, и мантия сегодня отличалась - тонкая вязка нескольких оттенков зеленого цвета до колен, но с капюшоном скорее напоминала маггловские свитера и кардиганы, нежели привычное облачение преподавателя.
- Что-то будет! - гриффиндорцы с радостным шуршанием полезли за волшебными палочками.

Всем привет! Что сегодня будет очередная лекция, что же еще:)
Но сначала - небольшие итоги прошлой недели! Хочу сказать вам спасибо, мои дорогие, за ваши домашки, которых было достаточно много, и которые оказались в большинстве своем весьма хорошими:) Надеюсь, продолжим в том же духе! И продолжим мы темой водяных
Обычно и традиционно водяных изучают третьего апреля. Почему именно в эту дату? Просто потому, что третье апреля - не что иное, как день водяного. В этот день они просыпаются от спячки, потягиваются, делают зарядку, заманивают завтрак… хм. В общем, просыпаются.И хотя сегодня не третье апреля, но водоемы еще не замерзли, поэтому почему бы нам не отправиться не посмотреть своими глазами и не познакомиться с водяным?

Но прежде - расскажу-ка я вам небольшую сказочку.
Жил-был на свете нечистик, и звали его водяным. Имел он кучу подпольных имен и кличек - омутник, водовик, водяник, водяной дедушка , и даже водяной черт . Местом постоянной дислокации его были реки, озера, омуты , а изредка даже… дадада, в этом месте надо вздрогнуть и испугаться практики - изредка даже болота ! В качестве основного плавсредства использовал водяной корчаги и чурбаны. А уж водоемы близ мельниц считали понтовыми и выдавались за места отдыха и релаксации - уж настолько там было хорошо и раздольно водяным. Особенно хорошо было водяному, если рядом были заросли старой вербы . Тогда можно было бы на некоторое время забраться повыше и высмотреть очередного героя, с которым можно было бы поиграть.
Однако вот что удивительно. Если старая верба считалась покровителем нечистой силы, то молодая и освященная - напротив, имела обережные свойства и отгоняла ее, но мы отвлеклись.


Ох и не любят водяные смотреть в зеркало. Да и есть, почему - водяной выглядел не лучшим образом, скажем честно. В оригинале это совсем не милый джентльмен с котелком на голове, но обрюзглый, пучеглазый старик с рыбьим хвостом, опутанный тиной, плавно переходящей в зеленые усы и довольно окладистую бороду. С левой полы его хвоста постоянно капает вода.
Иногда у водяного находят черты отдельных животных - то рога на голове, то лапы вместо рук. Ну и наконец, как и практически любая нечисть, водяной мог обернуться как рыбой, так и лошадью или ребенком. Такой набор вполне логичен, и если вы вспомните предыдущие лекции и немного подумаете, вам все станет вполне очевидно.

Из полезных и не очень привычек и особенностей водяного можно выделить, что он очень любил переброситься парочкой-другой "лестных" эпитетов с лешим, хотя чего они не поделили - лично мне непонятно.
Вообще же в профессиональные обязанности водяного входило несколько пунктов. Главный из них - управление всем подводным царством, и русалками с прочими утопленниками в первую очередь. Кроме того, любит водяной и "рыбу пасти", в особенности - присматривать за косяками карпов, сомов и лещей. Особенно в почете сомы - водяной очень любит на них кататься, поэтому рыбину часто называют "чертовой лошадью". Именно поэтому, кстати, рыбакам не рекомендуют ругаться за то, что хотели щуку, а поймали сома - водяной услышит, и всем будет мокро. Да, водяной, как и любая нечисть, любит для развлечения и в педагогических целях у тащить кого-нибудь под воду. Это кстати относится не только к рыбакам, но и тем, кто решит искупаться после окончания купального сезона. Хотя тут конечно спорно - то ли водяной утащил, то ли сам окоченел и пошел на дно.


Разумеется, как и любой хозяин, водяной не любит, когда на воде хозяйничают без него, так что запросто может разрушить построенные без его согласия дамбы, запруды и плотины. Раньше люди, зная эту его особенность, приносили водяному в жертву какое-нибудь животное. Но раньше люди в принципе любили чуть что приносить кого-нибудь и кому-нибудь, так что я бы на вашем месте не стала убивать последнего поросенка на деревне в пользу водяного.
Не всем известно, но факт, что водяной может выбираться на сушу. Но - только по ночам. Однако как он это делает - пока вопрос, ответ на который громко и во всеуслышание назван не был. Да и вообще - если говорить о популярности водяных "в народе", то наблюдается презабавный факт: все говорят, что водяной есть. Где-то там. Очевидцев, же, столкнувшихся с водяным нос к носу, не так много. Очевидцев среди людей, разумеется. Потому что если говорить о животных - то тут скорее всего всё наоборот. Водяные очень любят сплести из водорослей шапку боярскую, жилет, подпоясаться, да и попрыгать на водопое, начисто распугивая всю живность. А что? Бегают. Весело. Ну а кому не весело и кто не убежал - сам виноват. Если остается какая корова или лошадь после разминки - водяной может ее оседлать и попробовать покататься. Но тут странная вещь - ноги у животины подкашиваются, и, как правило, заканчивается это преждевременной ее гибелью.

Пожалуй, тут отдельно надо сказать про родниковых водяных. Думаете, таких нет? Как бы не так! Есть, при чем очень часто эти водяные еще более сильные, чем их собратья. С одной стороны - потому что заведуют питьевой водой. С другой стороны - если вы однажды решите не спать на Славянской мифологии, но слушать - вы узнаете, что родники в поверьях славян возникли от ударов молнией. А молниями заведовал кто? Перун. Вот он и наделили хранителей своего детища особой силой, ведь без воды никакой жизни не будет и быть не может.
В таких родниках вода была очень вкусной, так что водяным было что защищать. И назывались такие родники "гремячими".


Теперь о том, как с водяным договориться и как от него защититься .
Есть такое поверье - уж не знаю насколько работает, не проверяла, но. Если ночью сесть у водицы, где водится водяной, на воловью кожу и очертить вокруг себя огарком круг, то в полночь водяной вполне может выскочить из воды и подхватить эту кожу вместе с вами. И тогда вы (хотя еще вопрос, как именно) вполне сможете с ним управиться, указав, куда вы хотите переместиться. Например, на другой берег реки, ну мало ли. Главное, по прибытии на место успеть "зачураться" - произнести "чур меня" и спрыгнуть на землю, иначе с водяного станется утащить вас под воду. Это про "приручивание" водяного.
А теперь про выживание. Ну представьте, что у вашей мельницы водяной поселился. Ломает ее постоянно и ломает, и никакие подношения не спасают. Что в таком случае делать? Как один из способов, бывших на вооружении у наших предков - высыпать утренней и вечерней зорей в воду по мешку золы. Через некоторое время водяной действительно исчезает [И, обозленный, идет мешаться с удвоенной силой куда-нибудь в другое место].
Но это, все же, совсем радикальный метод. Сначала нужно пробовать договариваться. Особенно эффективно это получается как раз третьего апреля. Именно в этот день рыболовы, мельники и все прочие, имевшие контакт с водяным, выходили в полночь на берег и подносили проснувшемуся и голодному водяному в дар крупный гостинец - лошадь (при чем не свою, а чужую), и несколько мелких, приговаривая "Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью ". Впрочем, справедливости ради, надо заметить, что лошадь была обычной старой клячей, которую не особо жалко. Часто таких лошадей покупали у проходящих мимо цыган.
Кстати. Если среди вас есть хорошие музыканты - то вам повезло. Водяные очень любят и очень ценят хорошую музыку, так что бывает, можно обойтись и песнями-плясками, без дорогих подарков.

Вот так вот.
Но. Сказки, как известно, это лишь страшные истории, осторожно подготавливающие детей к чтению газет и просмотру теленовостей. Сказочки закончились. Начались новости.
Вот тут-то и пришла пора вспомнить про "тот-самый-дурацкий-тест", который ТБ зовется и в ЛД водится, во вкладке "тесты". Сначала те из вас, кто его прошли - шаг вперед. Воот, вот вам будет практическое задание (группа "практики"). Всем остальным - тем кто не прошел ТБ или больше любит библиотеки - задание теоретическое. Итак,

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :

Для "практиков" :
Ваша задача довольно творческая. Задание - небольшое исследование на местности по водяному. Исследование проводится в несколько этапов:
1. Вы сами составляете пять вопросов, связанные с водяным, на которые вы будете искать ответы. Пишете их в начале вашего свитка с домашней работой.
2. Берете в подсобке портал, летите к одному из водоемов средней полосы России (с только проснувшимся водяным), и ищете ответы на свои вопросы.
3. Возвращаетесь назад, сдаете портал, и описываете в домашней работе ваше путешествие, искусно вписав туда ответы на поставленные вами же вопросы.
Учтите, что учитываться будет не только качество ответов, но и качество вопросов .
Для "теоретиков" :
Ваше задание в чем-то схоже с озвученным выше.
1. Вы сами составляете пять вопросов, связанные с водяным, на которые вы будете искать ответы. Пишете их в начале своего свитка с домашней работой.
2. Находите вашего однокурсника (любой студент 1-2 курса любого факультета), который составил свои пять вопросов. И меняетесь с ним вопросами. Указываете в свитке, кому вы отдали свои пять вопросов. Выписываете пять вопросов однокурсника и указываете авторство вопросов, на которые будете отвечать вы.
3. Идете в библиотеку и ищете ответы на вопросы однокурсника.
Учтите, что учитываться будет не только качество ответов, но и качество ваших вопросов.

Ну что, задание понятно? Если остались вопросы - прошу в КЦ . Если остались вопросы по халяве - халявы не будет:)

В подсобке что-то ощутимо бухнуло.
- Он проснулся! - пискнул шушь, тут же исчезая.
- Он проснулся… - задумчиво повторила Тадана, ненароком проверив наличие еще одной волшебной палочки в чехле на поясе . - Ну что ж, заканчиваем. Задание вам ясно, вы уже взрослые. Летите, зайцы! Незримо я с вами.
Махнув на прощанье рукой, преподавательница вышла из аудитории в направлении источника шума.

Мне по-прежнему хватает одного свитка (Таймс, 12). Требования к домашке на 12 можно посмотреть

Этот сказочный персонаж известен и детям, и взрослым, но мало кто задумывался о легендах, которые стоят за популярным образом. Духа водоемов называют по-разному: водяной, водовик, водяник, водяной черт или дедушка. Славянские народы чтили этого духа испокон веку.

Как описывают водяного мифы и легенды народов России

Что мы знаем про Водяного

Обитает Водяной в болотах и озерах, реках разной величины, а также омутах. Большую часть жизни находится в воде, но иногда выплывает наружу, еще реже выходит не берег, но только в ночное время суток. Его друзьями являются лешие, русалки, кикимора, оборотни. Его «вотчиной» считается Олонецкий край, где множество живописных озер.

Откуда он взялся

Согласно народному фольклору, водяные появились одновременно с зарождением самой водной стихии.

Однако существует и другая версия, согласно которой происхождение водяных духов связано с ангельским восстанием против Создателя. Бог в порыве гнева низверг непокорных ангелов на землю, где они превратились в различных существ исходя из места обитания:

  • Ангелы, попавшие в леса, превратились в леших;
  • В дома людей - в домовых;
  • В воду - в водяных;
  • В леса – в леших и т.д.

Есть странная версия, которая гласит, что неудавшиеся дети, родившиеся у Адама и Евы, стали водяными.

Существует еще более мрачная легенда о происхождении водяных духов - это утопленники или покойники, которых пожертвовали в угоду суровым языческим божествам.

Вопросы посетителей и ответы экспертов:

Как он выглядит?

Во Владимирской, Архангельской губернии, а также Олонецком крае водяного воспринимают как древнего старца. По преданию, это старик с длиной седой или зеленой бородой.

Для жителей Орловщины, водяной – это старик с длинными волосами и бородой зеленого оттенка. При этом в полнолуние его волосы и борода приобретают белый цвет. Считается, что водяной всегда находится в воде, в своей стихии. Он может выйти из воды максимум по пояс.

Жители Пошехонья считали, что водяной, наоборот, предпочитает проводить время, гуляя по берегу. При этом его неотъемлемым атрибутом была красная рубашка.

Водяной немного похож не лешего, но без шерсти и излишнего внимания к людям.

У жителей Смоленской области водяной ассоциируется со старцем достаточно жуткой внешности. Считалось, что это существо с большой головой, на которой расположено два рога. Кроме этого у водяного длинные пальцы на ногах с некрасивыми перепонками. Глаза же у этого существа горят ярко, словно раскаленные угли. Такие глаза не гаснут даже в воде.

Жители Вологодчины представляли водяного невысокого роста. Все его одежда непременно должна быть обросшей тиной и мхом. Глаза его должны сверкать как два огонь, а нос быть величиной с сапог.

Как попросить его о помощи

В зимний сезон водяной впадает в спячку и просыпается голодным и крайне недоброжелательным, когда начинает таять лед на реках. Ранней весной лучше воздержаться от общения с ним во избежание неприятностей. Но когда наступает его день рождения (16 апреля), то можно смело обращаться к водяному с просьбами и не забывать при этом приносить угощения.

Славяне издревле знали, что все живое на земле не может существовать без воды. Поэтому они уделяли воде большое значение в обычаях и традициях. Они верили, что от водяной может влиять на многие жизненные сферы человека, начиная с удачи рыбаков до судьбы людей, живущих у воды либо просто находившихся рядом.

Водяной дух очень внимательно следит за соблюдением правил в его владениях. Ему не по духу шумные и болтливые люди, особенно если они вспоминают лешего, зайца, медведя, Бога и попа. Если водяной не в настроении, то он способен разогнать всю рыбу, порвать рыбацкие сети, поломать удочки и т.д. Дабы задобрить водного духа, рыбаки бросают в воду хлеб или табак, выливают вино, при этом говоря такую фразу:

«Мы тебе табак да хлебную посыпку,

А ты взамен побольше рыбки».

У славян принято часть улова или первую пойманную рыбу кидать обратно в воду, как бы возвращая ее водяному.

Издревле хозяина вод задабривали и крестьяне, жившие рядом с реками и озерами. По традиции весной они жертвовали ему скот, как падший, так и живой, также хлеб и масло, приговаривая:

«Батюшко-водяной, с приходом красной весны и новой воды! Прими от нас угощение на новоселье, люби и балуй нас. А мы отблагодарим не раз».

Провести гадание

Водяному приписывали способность видеть будущее, например, когда девушки кидали в воду венки из цветов или березовых ветвей, по поведению венка они могли узнать о будущем замужестве.

Еще один способ гадания, остающийся актуальным и в наши дни: необходимо взять щепку или любой кусок коры дерева и нашептать на него желание, затем отпустить в воду.

Материал из RaWiki

Водяные командуют русалками и пасут на дне рек и озёр сомов, карпов, карасей, лещей, щук и прочей рыбы. Излюбленные места жительства водяных по общеславянским поверьям - омуты (особенно у водяных мельниц), водовороты, глубокие и опасные места на реках. Водяной живёт в глубоких ямах, в озёрах или реках. На теми ямами он вертит воду. Такие места называют "чертовыми домовищами". Обитает он также и в бездонных болотах, и в провалах под землёй, куда, по мнению русских крестьян , водяные уходят жить на зиму . Водяной уходит туда через отверстия в русле, таинственные отверстия эти бывают во всяком озере. Жилищем водяного может быть и дворец. Под водой у водяных есть целые царства.

Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ибо родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного и грозного божества славян . Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.

Водовики почти всегда женаты и имеют по многу детей ; женятся они на водяных девах, русалках , утопленницах и тех несчастных девушках, которые были прокляты родителями и вследствие этого проклятия уведены нечистою силою в подводные селения. Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой Домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. Жители Архангельской губернии полагали, что своих детей у водяного нет и потому он топит купающихся детишек. По поверьям Русского Севера, водяные женят своих детей между собой. Их свадьбы сопровождаются стихийными бедствиями - не только наводнениями, но и возникновением новых рек, исчезновением озёр.

Недоброжелательство Водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит (следит) за каждым человеком , являющимся, по разным надобностям, в его сырые и мокрые владения. Он уносит на безвозвратное жильё всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озёрах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. Под водой он обращает свою добычу в кабальных рабочих , заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок.

Занятия Водяного разнообразны. Вода - насущно необходимая, всеохватывающая стихия , и Водяной, в поверьях некоторых районов России , предстаёт существом почти универсальным. Он (особенно в обличии коня и других животных) "хозяин" не только определённых территорий (даже вне воды), но и погоды, плодородия: Водяной поднимается над землёй тучей, он может создавать реки и озёра, а также двигать острова.

Видимо, именно как существа связанные со всеобъемлющей стихией воды, водяные обитатели наделяются способностью знать и предсказывать будущее. Один из распространённых способов гаданий - у проруби на конской или коровьей шкуре: "Носят кожу коровью или коневую к проруби, и тамо садятся на неё, очертясь кругом от проруби огарком. По времени выходят из проруби водяные черти, взяв кожу, и с тою особою, которая сидит на оной, загадавши, носят мгновенно в дальние расстояния, например: в дом будущего жениха и прочая. По окончании же сей работы желают присвоить себя сидящую на коже и с великим стремлением летят к проруби, дабы погрузиться с нею в воду, где успевать должно выговорить при самой проруби "Чур сего места", чем спасти себя можно, а инако следует неминуемая погибель".

Отношения Водяного с рыбаками в этнографическим источниках описаны не очень подобно: традиционно Водяного "кормят" и угощают, приносят ему "жертвы". Перед началом лова ему бросают две-три рыбы, крошки хлеба, посуду с остатками еды. Ему возвращают, кидая в воду, и первую выловленную рыбу или часть улова. Весною, когда хотят в первый раз ловить рыбу, то, прежде чем намочить сети, берут хлеб-соль и бросают в воду. Это делается для того, чтобы круглый год был хороший улов рыбы. Водяного хозяина одаривали не только рыбаки, но и жившие близ рек и озёр крестьяне . Обычно весной, при пробуждении Водяного, они бросали в воду или топили сдохших или живых лошадей, бараньи головы, петухов, хлеб, масло, мёд, приговаривая при этом: "На тебе дедушка, гостинец на новоселье, люби и жалуй нашу семью".

Хозяин вод тщательно следит за своими владениями и требует соблюдения при ловле рыбы определённых правил. Он любит почёт и мстит за злые шутки ; ловля с подсветом и глубокое опускание невода его злят. Он может забраться на невод, порвать и спутать его, особенно если тот плохо починен или вязан в праздники. Водяной не любит шумных людей, не переносит когда у воды поминают Богов или зверей, бранятся. За это он может схватить и утащить под воду каждого, кто нарушает эти запреты. Он также рвёт удочки и сети, заталкивает в них траву, камни и грязь, разгоняет рыбу и т.п. Но если же человек ловит рыбу молча, то она сама идёт к нему в сети. Сожалея о выловленной рыбе, Водяной стонет два дня "так, что слышно во всей окрестности".

Удачу на рыбном промысле нередко приписывали колдовству и нередко перед началом рыбалки читались особые заговоры и приносились требы (жертвы) водяному хозяину. На Ярославщине оскорбивший бранью или каким-либо неуместным действием воду, опуская в неё кусочек хлеба с поклоном , произносил: "На море на океане, на острове, на Буяне, гулял добрый молодец, да соскучился, пришёл он к тебе, матушка вода, с повислою головой да с повиною. Прости меня матушка вода, простите меня и вы, водяные деды и прадеды, отцы и матери и ваши малые детушки, чем я кого прогневил".

Русский народный фольклор

Водяной - колоритный представитель мира нечистой силы, а конкретно - водной стихии. Внешность его обусловлена местом обитания существа и не слишком приятна: противный обрюзглый старец, ноги которого заменяет скользкий рыбий хвост. Вместо рук могут быть гусиные перепончатые лапы. Кожа холодная и слизкая. Волосы длинные, зеленого цвета, переплетенные с тиной. В продолжение образа - окладистая борода такого же болотного оттенка. Выпученные как у рыбы глаза пристально наблюдают за каждым, кто осмелится приблизиться к границе его владений.

Легенды о водяном

Обитает это создание исключительно в водоемах с пресной водой. Это может быть озеро или река либо даже болото. Водяной любит забираться в самые глубокие уголки, подальше от любопытных взоров. Также по душе ему крайне опасные для человека участки стихии: губительные водовороты, места, находящиеся под давно заброшенными, а иногда и новыми, водными мельницами.

Перемещается по своим владениям чудище вплавь самостоятельно либо использует для этого крупных обитателей своего водного царства, например, усатого сома. Недаром эту рыбу в народе прозвали «чертовой лошадью». Считают, что иногда водяной покидает свои владения и даже совершает путешествия в ближайшие селения.

В течение дня водяной не показывается людям, предпочитая скрываться в темноте своего убежища. Любимое время бодрствования - это время заката солнца и полночь. Поэтому стоит взойти луне, как он появляется на поверхности водоема. Особенно опасными водные духи становятся накануне больших праздников и во время них. В ночь перед Ивана Купала или в Ильин день люди стараются обходить водоемы стороной и ни в коем случае не заходить в них. А вот в период от большого церковного праздника Крещения до светлого дня Пасхи считается абсолютно безопасным для купания. Кроме того, опасаться стоит тем, кто в воду зашел, не осенив себя крестным знаменем, не носит вообще или по рассеянности забыл надеть нательный крест.

Водяной не всегда считается абсолютно злобным духом, творящим гадости без цели. Но вот те, кто осмелился нарушить границы его владений и растревожить покой хозяина водоема, получают сполна. Старик может основательно покалечить провинившегося или затянуть его на самое дно. Души и тела утопленников навсегда остаются в плену хозяина водной стихии, вынужденные вечно развлекать своего губителя и заниматься кабальной работой: переливать беспрестанно воду, промывать песок. Если водяной отправил труп утопленника на поверхность, то на нем обнаруживают кровоподтеки и ссадины, что свидетельствует о том, что несчастный побывал в лапах водного монстра. Есть только один способ откупиться от чудища, но цена очень велика. Чтобы вернуться на землю придется пожертвовать душегубу своего первенца.

Дабы незаметно подкрасться к не подозревающей ничего жертве, водяной любит превращаться в различных представителей водного мира, таких как сом или щука, например. Может обернуться уткой или гусем. А для пущего страха принимает облик неподвижного бревна либо даже утопленника.

В своем водоеме это создание является беспрекословным хозяином. Он способен управлять родной ему стихией. Развлекаясь, он то создает бурные волны на поверхности, то заставляет реку или озеро выйти из берегов, затапливая близлежащие территории. Все живые существа, будь то рыбы или русалки, находятся в полном подчинении у него. Последних, к слову, водяные нередко берут себе в жены, причем сразу нескольких. Иногда в пару себе водяной выбирает какую-нибудь утопленницу. Особенно по нраву ему приходятся те девицы, которые были прокляты родителями.

В подвластных ему владениях, водяной обладает беспрекословной властью и губительной силой. Но выбравшись на поверхность, на сушу, он рискует столкнуться со своими заклятыми врагами, которыми являются лешие и домовые. Чаще всего собственник рек и озер не рискует вступать в схватку на чужой территории, а ретируется бегством в свою родную стихию.

Если водяной находится в хорошем настроении, то может даже по-доброму позабавиться, даровав рыбакам хороший улов. Но способен и наказать непрошеных гостей, не дав поймать даже самого маленького карася. Поэтому умудренные опытом старцы, рассказывают свои секреты, как завести дружбу с хозяином водоема. Прежде всего, отправившись на рыбалку, запрещается отвечать на вопросы о том, куда именно человек направляется. Первую рыбу из улова необходимо обязательно бросить обратно в воду. Это своеобразная жертва, позволяющая задобрить вредного старика.

У разных народов есть свои предания, касающиеся водяного. Так,белорусы считают, что в канун Крещения, перед непосредственным освящением всех водоемов, зеленых дух стремится вывезти своих детей из воды. Для этого ему нужны сани. Поэтому в селеньях жители переворачивают телеги и сани, имеющиеся в хозяйстве, дабы не дать водяному использовать их в своих целях. Русский народ испокон веков верит, что во время зимы хозяин водоемов почивает в своем убежище на дне, а с наступлением апреля, первого числа, просыпается. И в это время он очень голоден и зол, отчего начинает буйствовать, ломая застоявшийся на поверхности лед и мучая рыбу.

Как бороться с водяным?

Находясь на его территории, смертному человеку вступать с ним в схватку абсолютно бессмысленно. Поэтому люди издавна учились жить в мире с водяным, стараясь не тревожить его без надобности лишний раз. Многие мудрецы пытались заранее задобрить владельца водоема. Для этого бросали в воду хлеб. Но самым эффективным способом было принесение в жертву какого-нибудь животного черной масти. Особенно это актуально было для владельцев водяных мельниц, под которыми мог поселиться водяной.

Водяной, теряющий на поверхности свои силы, мог хитростью заманивать нерадивых путников в воду. Одурманенный несчастный приближался к берегу и моментально оказывался захваченным хитрым злобным чудищем. Чтобы освободиться от дурмана, манящего к гибели, необходимо было сразу кольнуть себя железной иглой. Это позволяло снять чары и избежать гибели.



В народном сознании и фольклоре образ Водяного возник вовсе не случайно. Более того, в существование Водяного некоторые вполне прагматичные сограждане верят, потому что встречались с ним. Что это за персонаж? Что несёт он - добро или зло?

Водяной — хозяин водной стихии: морей, рек и озер.

Он повелитель и покровитель рыб и других водных существ. Также эта нечисть является командиром русалок, ундин и других обитателей вод. Водяные по своей природе добрые, однако, не лишены и некоторого озорства: стоит какому-нибудь человеку зазеваться на берегу или в воде, и водяной утащит его в свое царство, ради своего развлечения.

Существует множество мнений по поводу внешнего вида Водяного.

Например, в славянской мифологии водяные описываются как голые старики, с выпученными, как у рыб глазами и рыбьим же хвостом. Тина является одежной Водяного, кроме того, он имеет длинную белую или зеленую бороду и такие же усы. Водяной обладает силой превращения в крупных рыб, а также детей или лошадей. Он может утопить купающихся, утягивая свою жертву в глубину, может разогнать всю рыбу или выпустить ее из невода, разорвав его, может прорвать плотину или сделать еще какую-нибудь пакость. Даже там, где Водяные вроде бы сжились с людьми, они иногда могут так расшалиться, что напугают человека насмерть.

Красивые утопленницы могли стать женами Водяного, а утопленник может жениться на его красавице-дочери. В этом случае они рожали водному «водянёнков». Поговаривают, что причиной выхода воды из берегов является буйное празднование свадьбы Водяных. Один из главных членов свиты дедушки-Водяного — сом, которые выступает как транспортное средство и является «правой рукой» Водяного. Поэтому эту рыбу иногда называли «чертовой лошадью», а в некоторых областях советовали не употреблять ее в пищу. Кроме того, в адрес пойманного сома старались не говорить ничего дурного, чтобы не рассердить его хозяина. От Водяного можно откупиться дарами или можно заключить с ним договор о взаимных обязанностях.

Водяные, как уже говорилось, обитают в омутах и водоворотах, на водяных заброшенных мельницах и на дне рек. Вода, где бы, не обитал Водяной, должна быть , то есть «живой». Славянская мифология описывает владения Водяного как богатые подводные хоромы из хрусталя и несметные подводные сокровищницы. Иногда же в более реалистичном преставлении Водяных описывали, как простых трудяг, лишенных роскоши.

Водяные жили, согласно славянскому колесу года. В зимний период он, как его лесной собрат — Леший, спал, лишь, когда весна вступала в свои полноправие — в начале апреля, Водяной пробуждался от спячки. Но так же зимой его можно пробудить. Чаще всего это делали молодые девушки для проведения святочных гаданий у проруби.

В славянские летние праздники — Купала, Петров день и другие Водяной трудился больше всего: например, на Купалу приходятся дни летнего солнцестояния, в этот период вода впитывает в себя больше жизненной природной энергетики. Вода, а также роса, в это время имеет самые высокие лечебные и очищающие качества.

Праздник "День Водяного"

3 (16) апреля (старый-новый стиль) у восточных славян, по народному календарю, праздник рыбака (Ледокол, Водопол, Пробуждение Водяного, Угощение Водяного). Названиями праздника наши мудрые предки все сказали на 100%. Гуляние посвящено открытию нового сезона ловли на открытой воде.

Суть праздника — привлечение пробудившегося от зимней долгой спячки Водяного и его свиты. В День Водяного необходимо было поднести водному духу часть от первого улова, остатки хлеба и вина, щепоть табака или еще какое-то угощение. Одобрение повелитель водных стихий высказывал через обеспечение рыбаков хорошим уловом. Также в случает удовлетворения Водяной не мешал рыбакам, не рвал неводы и не гонял рыбу, а напротив, даже переманивал больших рыб в свой водоем из соседних, защищал людей от бурь и затопления.

Чтобы умилостивить Водяного мельники, строя мельницу, бросали под водяное колесо голову петуха и произносили заклинания: «На тебе, Водяной, табаку, давай мне рыбку», «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью». Рыбаки бросали ему в омут лапоть: «На тебе, черт, обутку, загоняй рыбу». Бывало, во время половодья крестьяне всем селом покупали лошадь, откармливали ее, мазали ей голову медом и топили в реке. Если не угостить Водяного, он может наслать дождь или не пустить воду на луга.

При каких обстоятельствах можно встретиться с Водяным?

Чаще всего это происходит при купании или нырянии. Но Водяной может схватить свою жертву в тот момент, когда человек пьет из реки, озера или даже колодца. Если же человек будет подсматривать за купанием дочерей водяного или морского царя, то встреча с Водяным неизбежна. Бывало, что Водяного удавалось случайно поймать сетью в виде большой рыбы, тогда уже водяному приходилось откупаться от рыбака. Водяного привлекают звуки музыки или девичьи гуляния, если они в шутку позовут Водяного. Но Водяной может и сам обратиться к мужикам, чтобы те ему одолжили сани или телегу для перевозки его пожитков, или чтобы прогнать чужого Водяного.

Байки про Водяного

Но все эти случаи происходили где-то и с кем-то. Так один крестьянин в Вологодской губернии якобы сам видел Водяного и спасся от него молитвой. Он так описывал Водяного:

"Сам черный, вид его наподобие человека, но только глаза красные, большие — с ладонь, нос — как сапог, не меньше".

В другой раз Водяной схватил этого же мужика за руку, отчего у него долго сохранялся отпечаток пятерни Водяного, но и в этот раз мужику удалось отмолиться.

Чтобы избавиться от Водяного, нужно схватить его за средний палец - в нем сосредоточена вся его сила. Или загадать загадку, которую он не сможет разгадать. Можно защититься, бросив в него чесноком. Водяного выманивали из воды, позвав его по имени или бросив ему обглоданную баранью кость. Его можно поймать в мешок, сшитый не обычными стежками — не к себе, а от себя. Водяной не любит лесных зверей, и если рыбаки, находясь на воде, упомянут их, он рассердится, поднимет бурю или порвет сеть.

Больше всего Водяной боится медведя. Одному мельнику благодаря медведю удалось однажды изба-виться от Водяного, который повадился каждую ночь приходить к нему на мельницу и варить там себе рыбу. Он пустил к себе переночевать поводыря с медведем. С тех пор испуганный Водяной еще долго спрашивал мельника, нет ли у него этой страшной «кошки».

Из всего вышесказанного видно, что с Водяным без особой нужды встречаться не стоит. В отличие от Лешего, живых свидетелей встреч с ним не так уж и много.