Падает снег, каждая снежинка на своем месте. Старообрядческое подмосковье - история в фотографиях. Храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Губино

Беливо - Храм Успения Пресвятой Богородицы
Деревянный летний молельный дом окружнической общины. Представлял собой редкий пример уцелевшего без особых перестроек старообрядческого молитвенного дома XIX века. Закрыт в 1937 году. Возвращён верующим в 1990-е гг. Построена колоколенка.


Фото 2009 г.


Фото 2009 г.


Фото 2010 г.


Фото 2010 г.


Фото 2011 г.


Фото 2012 г.


Фото 2012 г.

Давыдово - Старообрядческая церковь Воздвижения Честного Креста Господня
Зимний молитвенный дом неокружнической общины. Последнее перед революцией деревянное здание простой архитектуры выстроили в 1916 попечением Ф. С. Терехова. Закрыт в 1930, позже сгорел. В 2001 в церковь перестроена старая каменная кладовая, надстроенная главкой и позже обшитая досками, ныне приписанная к храму в Павловском Посаде. Есть планы строительства особой церкви.


Фотографии 2009 года. Сейчас к храму пристроена колокольня

Слободище - Старообрядческая церковь Иконы Божией Матери Казанская
Деревянный старобрядческий молитвенный дом большой окружнической общины построен в 1882 году. Главка надстроена в 1909 году. В 1930-х годах церковь закрыта, вновь открыта в 1946 году и больше не закрывалась. На всю округу это был единственный действующий храм. И не случайно, именно в этом храме меня когда-то крестили.


Фото 2009 года.


Фото 2010 г.


Фото 2010 г.


Фото 2013 г.

В деревне Селиваниха деревянный молитвенный дом существовал в XIX в. В 1907 начата его перестройка в церковь на средства купцов Елисеевых - надстроены восьмерик под шатром, колокольня. Принадлежал окружнической общине. Здание сломано в сер. ХХ в. В 2010-2011 рядом с фундаментом старого храма, на средства Алексея Ивановича Сеноедова, сооружена новая старообрядческая церковь - небольшая деревянная одноглавая постройка. Храм освящен 6 сентября 2011 г. Митрополитом Корнилием. Сейчас идут внутренние отделочные работы храма Алексия, Митрополита Московского, построенного на фундаменте старой Рождественской церкви. Недалеко начато строительство ещё одного храма - Рождества Иоанна Предтечи. Построена часовня над источником. В планах есть создание на месте этого церковного комплекса старообрядческого монастыря.

Селиваниха - Старообрядческая Церковь Рождества Пресвятой Богородицы


Фото 2012 г.


Фото 2012 г.


Фото 2014 г.


Фото 2015 г.

Селиваниха - Старообрядческая церковь Алексия, Митрополита Московского


Фото 2013 г. Фундамент под строительство храма


Фото 2014 г.


Фото 2014 г.


Фото 2014 г.

В настоящее время внешняя отделка закончена. Продолжается внутренняя.


Фото 2015 г.

В начале 2015 года началось строительство третьего храма комплекса в Селиванихе - церкви Рождества Иоанна Предтечи

Селиваниха - Старообрядческая часовня иконы Божией Матери Умягчения Злых Сердец

деревня Мисцево - Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянный молитвенный дом окружнической общины. Закрыт в 1938, позже сломан. В 2000-х в здании быв. каменной кладовой кон. XIX - нач. ХХ вв. вновь устроена моленная, внешне выделенная главкой.

Молоково - Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Община старообрядцев-неокружников зарегистрирована была в Молоково в 1907 году. Деревянная одноглавая церковь построена в 1910 году. Закрыта в 1930-х годах, сломана после войны. В 2002-2004 годах на её месте на средства А.В. Коржакова построен новый деревянный храм с отдельно стоящей колокольней.

Устьяново - Старообрядческая церковь Николая Чудотворца
Кирпичная церковь сооружена на месте прежней деревянной путем её замены по частям при помощи Ф. Е. Морозовой. В 1910-1911 построены шатровая колокольня и притвор, в 1914 выстроен главный одноглавый храм в неорусском стиле. Закрыта в конце 1930-х, открыта в 1945, более не закрывалась.


Фото 2009 г.


Фото 2013 г.


Фото 2014 г.

Чистое Северное - Старообрядческая церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина
Небольшая кирпичная церковь, заложенная в 2004 и оконченная постройкой в 2010. Опекается клиром храма в Губино.

Шувое - Старообрядческая церковь Троицы Живоначальной
Церковь в селе Гридино-Шувое была выстроена старообрядцами в 1915 г. по проекту архитектора Н.Г.Мартьянова. Храм деревянный, с окрашенной вертикальной тесовой обшивкой. Храм не закрывался.


Фото 2009 г.


Фото 2013 г.

Губино - Старообрядческая Церковь Иконы Божией Матери Казанская
Кирпичная старообрядческая молельня, место хранения местно чтимой Казанской иконы Богоматери. Принадлежала окружнической общине. Построена в 1889 на средства купцов Кокуновых, частично перестроена в 1906. В 1940 закрыта, вновь открыта в 1945.

Кузнецы - Старообрядческая церковь Анны Кашинской
Храм построен в 1913 году архитектором И.Е. Бондаренко на деньги А.И. Морозова. Эклектичный стиль храма близок к т.н. "Васнецовскому" стилю, а также стилю Мамонтовского кружка. В 1930-х храм в Кузнецах был разорён, значительная часть икон - уничтожена. В советское время все архитектурные излишества (главки, крылечки) были сломаны, а основное помещение -кратчайшим образом достроено до параллелепипеда. К счастью для постройки, в помещении бывшего храма был устроен не склад овощей, а производственный цех по изготовлению шалей на уникальных деревянных жаккардовых станках XVIII века. В 1980-х годах цех был закрыт, станки сломаны. В настоящее время началось восстановление храма.

Исторически старообрядцы жили небольшими "анклавами", где по какой-то причине им удавалось закрепиться. Самые известные из таких "старообрядческих республик" Европейской России - Керженец, Иргиз и Гуслицы (все три названы по рекам). В Гуслицу, в глухие Мещерские леса, староверы бежали начиная с 1660-х годов, и именно они освоили в основном безлюдный угол, а позднее купцы-старообрядцы начали создавать на его перифериях крупные производства, сделав западную часть Мещеры главным промышленным районам Подмосковья.
О Егорьевске - одном из таких фабричных городов, будет отдельный рассказ. Пока же я рассажу о трёх гуслицких сёлах: Слободище, Ильинский Погост и Шувое, где по-прежнему, несмотря на близость Москвы и обилие дачников, живо староверие.

В эти края ведёт Егорьевское шоссе, и в принципе отсюда совсем недалеко до крупных городов и промышленных центров: в 30км южнее находится химический гигант Воскресенск, чуть дальше - Коломна; в 50км севернее - Орехово-Зуево и сплошная цепочка городов и посёлков вдоль дороги на Владимир. Полчаса пути на запад автобусом - и начиется сплошная застроенная территория, где деревни следуют одна за другой без перерыва.
Но здесь - удивительно глухой угол!

В этих лесах и жили староверы. Хотя Москва и была рядом, карательные экспедиции сюда ходили редко и своей цели не достигали. Возможно, причина была в том, что в непосредственной близости от столицы (даже и если это "вторая столица" в 18-19вв.) опасно вести боевые действия; возможно, в том, что староверы имели хороших покровителей - купцов, на которых держалась во многом и экономика Москвы.
Так или иначе, гусляки жили тут относительно безопасно. Трудились на фабриках - купцы охотно брали "своих", занимались ремёслами (например, иконописью - конечно же, для других староверов), а также - фальшивомонетничеством. Было нормально иметь несколько чеканных станков на деревню, а иконописцы в тайне "писали" и ассигнации. Кроме того, гусляки считались лучшими в России "тараканниками", то есть дезинсекторами. Известно, что именно гусляки были тараканниками в Кремле и в Большом театре.
Не брезговали тут и разбоем, поэтому Касимовский тракт считался опасной дорогой. Но еще больше Гуслицы известны как "кузница кадров" для Белокриницкого согласия - зажиточность и поголовная грамотность стали причиной того, что значительная часть духовенства РПСЦ на протяжении всей её истори является выходцами из Гуслиц (в том числе нынешний митрополит Корнилий).

Слободище

Панорама села Слободище - правда, не с трассы, от которой оно отрезано полосой рощ, а с окрестных лугов. Слободище находится у перекрёстка Егорьевского шоссе и дороги, соединяющей Егорьевск и Куровское. Именно в Слободище я и отправился из Куровского.

Крест у северного въезда в село (остановка "Слободище-Первое") - еще есть южный, но от северного ближе до церкви.

С первого взгляда Слободище - это обычный дачный посёлок дальнего Подмосковья, с небольшим количеством старых домов, и только вот эта табличка напоминает - село не такое простое:

От креста на възде до церкви идти минут 10-15 - она находится в северо-западном углу села, довольно далеко от обеих трасс - что и немудрено для нелегальной религии:

Деревянная Казанская церковь построена как молельный дом в 1882 году, и при взгляде издали только опытный человек мог признать в ней церковь. Главка появилась позже - в 1905-м, после манифеста о свободе вероисповедания, в "золотое десятилетие" староверов (тут повторяться не буду - могу лишь отослать к моим же постам о Москве старообрядческой).

По своей архитектуре эта церковь больше всего похожа на деревянные татарские мечети - ведь те сформировались так же: молельный дом с минаретом на крыше. Только тут вместо минарета - главка. Сравните с фотографией по ссылке.

Старообрядческие церкви, татарские мечети, еврейские синагоги - любые храмы угнетаемой на протяжении долгого времени религии приобретают похожие черты.

Имеется в Слободище и некоторое количество деревянных домов с резными наличниками:

А еще в Слободищах мне очень понравилась живность.

"Над твоей могилой будут кукареки петухать":

"Тебе кто разрешил тут снимать?!"

Видите, как укоризненно гусь на меня смотрит?

А положив фотоаппарат на землю и врубив максимальный зум, можно получить интересный вид:

Из Слободищи я прошёл через луга и рощу, и выбрался на Егорьевское шоссе.

Ильинский Погост

От Слободищ около 4 километров до отворота к следующему интересному селу - Ильинскому Погосту. За отворотом нужно пройти еще 800 метров по лесной дороге:

Помню, как когда-то я ехал поздним вечером на автобусе из Касимова, 6 часов по таким лесам. Была зима, мороз, темнота, мало машин - и мне казалось, что я в Сибири. В этому году обнаружил, что по крайней мере в Западной Сибири трассы действительно похожи на Егорьевское шоссе (на кадре выше - не оно).
А тем временем, за поворотом дороги открывается вот такой вид:

Гигантская колокольня Воскресенской церкви. Дело в том, что Ильинский Погост - это и есть село Гуслицы, "столица" всей "старообрядческой республики", а нынешнее название он получил в конце 19 века, когда Гуслицы объединили с несколькими соседними деревнями.

Северный въезд в Ильинсий Погост - не главный, поэтому здесь путника встречают сюрреалистические пейзажи развалин совхоза:

Неподалёку есть и еще один совхоз, действующий, но его сооружения фотографировать неинтересно.

Между тем, недалеко до Воскресенской церкви, построенной в 1822-50 годах. Освящена церковь была в 1840-м (последующие 10 лет ушли на строительство колокольни), и при её освящении присутствовал московский митрополит Филарет:

Храм вмещает до 2000 молящихся - для села это сверхестественный размер! И думается, строительство такой огромной и в общем-то ненужной тут церкви, которую освящал сам Митрополит - это один из элементов миссионерской деятельности, еще одна попытка искоренить гуслицкое староверие без кровопролития.

Дома и виды вокруг церкви:

На земле валялся вот такой агрегат - кажется, соха. Трудно поверить, что отсюда люди ездят в Москву на работу:

Хотя над Ильинским Погостом доминирует Воскресенская церковь, старообрядческого колорита здесь намного больше, чем в Слободище. На улицах постоянно видишь суровых бородатых мужиков с тяжёлым взглядом. Окладистые старорусские бороды всегда считались характерной чертой староверов, и здесь их видишь чаще на порядок. Если внешность современного "простого русского мужика" восходит скорее к облику фабричных рабочих, то староверы сохранили облик исконных крестьян. Но фотографировать их даже издалека я не рискнул.

В Ильинском Погосте хорошо сохранился небольшой, но чётко локализованный центр села:

Резьба с характерными для Гуслиц полукруглыми завершениями:

Отдельные здания, такие как сельская больница:

Ильинский Погост показался мне самым интересным из трёх посещенных сёл. Да и просто очень красивым:

По южной его окраине пролегает собственно Егорьевское шоссе (на севере - это объездная Егорьевска, переходящая в дорогу на Касимов):

Между Ильинским Погостом и Егорьевском можно увидеть еще несколько совершенно крышесносящих старых изб, облик которых вряд ли изменился за 100 лет - но заснять их у меня не получилось. Однако этот 15-километровый участок трассы интересен и сам по себе, может быть, на нём стоит сделать как минимум 1-2 остановки.

Шувое

Третье село находится севернее Егорьевска, в 10 километрах от последнего, и носит странное название ШувОе (ударение на "о"). Туда каждый час ходят автобусы с автовокзала Егорьевска и маршрутки из другой части города (остановка у перекрёстка Советской и Профсоюзной). Шувое - это даже не село, а ПГТ (до недавнего времени носил название Красный Ткач, оставшееся на некоторых картах).
Здесь, в бывшем селе Нареево (часть Шувого) сохранилась еще одна деревянная старообрядческая церковь - Троицкая. Чтобы пройти к ней, надо высадиться на первой остановке в селе и пройти еще 800 метров налево (теоретически, церковь видна на подъездах к селу).

Троицкая церковь, в отличие от Казанской в Слободищах, изначально строилась как храм - но имеет очень много черт молельного дома (о вероятных причинах я уже писал чуть выше)..

То, что я фотографирую церковь, заметила смотрительница - жещина лет 30, и сразу же подошла и потребовала представиться.
Я уже настроился на неприятный разговор с очередным "ловцом злоумышленников" (на этот раз заподозрили, что я могу привести сюда воров, а воры здесь бывают ежегодно), тем более что вид у женщины был очень боевой... но уже спустя 5 минут разговора она мне поверила, и вскоре мы уже говорили о вере. Вообще, эта женщина произвела на меня впечатление - чем дальше, тем больше я вижу, что не понимаю сути старообрядчества, но чувствую, что суть эту понять надо.
Впрочем, "доверяй - но проверяй". Я оставил смотрительнице свой номер телефона, а стало быть, если в ближайшее время церковь обворуют, я теоретически в круге подозреваемых.

Среди других сёл Шувое примечтельно количеством сохранившихся деревянных домов с резьбой:

На некоторых домах - солярные знаки. Такой же знак я увидел на доме священника, так что весьма вероятно, что традиционно они символизировали принадлежность хозяина к староверам:

Недалеко от Шувого находится село Устьяново с Никольской старообрядческой церковью начала ХХ века в новгородском стиле - она считается здесь главной из старообрядческих храмов, и даже служит местом паломничества. Но я туда ехать уже поленился.

December 10th, 2014

Продолжаем обзор- староверческих мест Подмосковья.
(первая часть- )
Для начала- "Карта раскольничьих селений Московской губернии" 1871г.

53. Храм во имя св. влмч. Димитрия Солунского в селе Рахманово
Мос. обл., Павлово-посадский район, с. Рахманово

остатки церкви, начало 50-х.

Ныне, рядом с местом где находилась церковь, установлена Дмитриевская часовня.

54.Церковь Михаила Архангела в Чулково (неокружническая)
Московская обл., Раменский р-н, д. Чулково

Официально община была зарегистрирована в 1906. Молитвенный дом просуществовал до 1952, когда сгорел и более не был восстановлен. Ныне на его месте поставлен памятный крест.


Освященный источник недалеко от несохранившейся церкви.

55.Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Дулёво
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, г. Ликино-Дулево

Деревянный старообрядческий храм - здание в псевдорусском стиле с шатровым куполом и шатровой колокольней. Построен в 1908-1914 вместо молитвенного дома в посёлке при фарфоровой фабрике Кузнецова, принадлежал окружнической общине. Закрыт и сломан в 1934. На его месте поставлен памятник Ленину.

с краю видна колокольня Покровской церкви.

56. Церковь Преображения Господня в Куровской
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Первомайская

Деревянная клетская постройка простой архитектуры, построенная в 1905-1906 вместо старой моленной. Принадлежала неокружнической общине. Закрыта в 1937 и вскоре сломана.
Место, где находилась старообрядческая церковь.

57.Церковь Рожества Пресвятой Богородицы в Петрушино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Петрушино

Место бывшей старообрядческой Церкви

58. Ширинская Церковь Димитрия Солунского
Московская обл., г. Павловский Посад, ул. Урицкого, [в районе д. 32]
Деревянный одноглавый храм со звонницей был построен при помощи К. Г. Ширина в 1908, главы установлены в 1912. Храм принадлежал общине старообрядцев, приемлющих Окружное послание. Закрыт в 1941, венчания сломаны. Занят городской военной комендатурой, затем радиоклубом и ГК ДОСААФ. Снесён в 1988.

59.Церковь Михаила Малеина в Тимково
Московская обл., Ногинский р-н, д. Тимково

Деревянная клетская церковь в псевдорусском стиле, выстроенная на средства А. И. Морозова. Закрыта на рубеже 1920-1930-х, венчания сломаны, занята клубом. К настоящему времени разорена после пожара.

до пожара

60. Церковь Иоанна Богослова в Барышево
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Барышово
Небольшая деревянная постройка с шатровой кровлей, выдержанная в духе модерна. Сооружена по проекту 1910, принадлежала окружнической общине. В сер. ХХ в. закрыта, сруб перевезён в Ильинский Погост и использован для нового строительства.

61. Моленная в Авсюнино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Авсюнино

Деревянный молитвенный дом простой архитектуры, сооруженный в 1896, позже перестраивался. Закрыт в 1929 и вскоре сломан.

62. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Анциферово
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Анциферово
Деревянная одноглавая церковь в псевдорусском стиле с шатровой колокольней, сооруженная по проекту 1911. Принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1939, венчания сломаны, занята школой. В 1957 разобрана для нового строительства, уцелел алтарный прируб, ныне пристроенный к сельской школе.
школа на месте церкви.

63.Моленная в д.Гора.
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Гора (Давыдовский с/о)
деревянная моленная неокружнической общины, сооруженная в XIX в. Сгорела в 1930-х.

64. Молитвенный дом в скиту у Губино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, у д. Губино
Деревянный молитвенный дом в женском старообрядческом скиту, находившемся в лесу недалеко от д. Губино. Скит окончательно ликвидирован в 1930-х, постройки разобраны.

65. Молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы в Зевнево (зимний)и (летний)
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Зевнево
Деревянный молитвенный дом, сооруженный в 1912 вместо старого. Особых признаков церковной архитектуры не имел, служил летним храмом окружнической общины. Закрыт в 1930-х, занят зернохранилищем, в 1960-1980-х разобран.

66. Моленная в Ионово (поморская)
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Ионово
Деревянный молитвенный дом общины старообрядцев поморского брачного согласия. Закрыт в 1930-х, занят клубом. Сгорел в 1980-х.

67. Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы в Коровино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Коровино
Деревянный молитвенный дом, перестроенный в церковь в 1910-х. Община была зарегистрирована в 1910. Сломана в сер. ХХ в. В селе также имелась неокружническая община, молитвенный дом которой, построенный в 1891, сгорел в 1916.

68. Молитвенный дом в Коротково
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Коротково
Деревянный старообрядческий молитвенный дом, построенный в XIX в. Принадлежал неокружнической общине. Закрыт в 1930-х, сломан в 1960-х.

69.Церковь в Кудыкино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Кудыкино
Деревянная старообрядческая церковь, выстроенная в нач. ХХ в., вероятно, вместо старого молельного дома. Закрыта в 1931, позже сломана.

70. Молитвенный дом в Мальково
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Мальково
Деревянный молитвенный дом окружнической общины, сооруженный в XIX в. Закрыт в 1930-х, позже сломан.

71.Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Поминово
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Поминово
Деревянная церковь окружнической общины. Была перестроена в 1912 из старой моленной, над которой надстроили четверик с главкой. Закрыта в 1941, разобрана в 1952-1953.

72. Молитвенный дом в Понарино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Понарино
Деревянный молитвенный дом окружнической общины. Новое здание с главкой на кровле было сооружено в нач. ХХ в.

73.Молитвенный дом в Равенской
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Равенская
Деревянный молитвенный дом был разрешен к постройке в 1905. Принадлежал окружнической общине.

74.Молитвенный дом в Степановке
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Степановка
Деревянный молитвенный дом неокружнической общины, сооруженный в XIX в. Закрыт в кон. 1930-х, позже сломан.

75.Церковь Никиты Великомученика в Хотеичах
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, с. Хотеичи
Деревянный старообрядческий молельный дом, принадлежавший неокружнической общине, поновленный в 1892. Реконструирован в церковь в 1910-х, освящен в 1914. Закрыт в 1930-х, позже сломан. Малочисленная неокружническая община - видимо, последняя в Подмосковье - цела в Хотеичах по сей день.

76.Церковь Николы Чудотворца в Юрятино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Юрятино
Небольшая деревянная старообрядческая церковь окружнической общины, сооруженная в 1909 вместо сгоревшей моленной. Сломана в сер. ХХ в.

77.Церковь в Язвище
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Язвищи
Деревянный храм был заложен в 1906, окончен ок. 1910. Закрыт во 2-й пол. 1930-х, позже сломан.

78.Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Яковлевской
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Яковлевская
Краткое описание Деревянный молитвенный дом окружнической общины, сооруженный в нач. ХХ в. на средства Ф. Е. Морозовой (по другим данным сооружен на основе здания XIX в.). Представлял собой клетское здание с крупной главкой на кровле. Закрыт в 1939, сломан в нач. 1970-х.
место где находилась церковь.

79. село Семёновское
ныне Москва, Ленинский и Ломоносовский пр-т

80. Моленная в селе Орлово
Ныне- г.Москва, Солнцево

83.Моленная в д. Пласкинино.
Московская обл., Раменский р-н, д. Пласкинино
"Гжельский куст"
Деревянный молитвенный дом старообрядцев-неокружников, к которому в 1910-х пристроили каменную колокольню. Молельня сгорела в 1930-х, колокольня разобрана в 1950-х.

84. Церковь в Речицах.
Московская обл., Раменский р-н, с. Речицы
"Гжельский куст" - http://rechitzkiy.narod.ru/text/old.html
Старообрядческая моленная, поддерживавшаяся купцами Храпуновыми. не позже кон. XVIII в. неокружники. Община официально была зарегистрирована в 1907. Здание сломано в сер. ХХ в.

85. Церковь Иконы Божией Матери Владимирская в Осташево
Московская обл., Воскресенский р-н, с. Осташево
Моленная старообрядцев-окружников в деревянном доме, выстроенном в 1906 и надстроенном куполом в 1911-1914. Община зарегистрирована в 1907. Закрыта в 1929, разобрана в 1938.

86. Церковь Михаила Архангела в Талдоме
Московская обл., Талдомский р-н, г. Талдом
Небольшой деревянный храм старообрядцев-поповцев, перестроенный после 1905 из старого молитвенного дома. Богослужения прекращены не ранее кон. 1930-х. В настоящее время старообрядческой общины в Талдоме нет.

87. Моленная в усадьбе Иславское.
Мос.обл., Одинцовский р-он, Иславское. (Рублевское шос., рядом Горки-10)
до 1682 года владелица- св.Федосья Прокопьевна Морозова.
В начале XX в. усадьбу купил И. В. Морозов, представитель линии Морозовых-«Викуловичей». Он также владел расположенным по соседству конным заводом для разведения русских рысаков.

88. Моленная в усадьбе Рябушинских.
Мос.обл. Мытищи, усадьба Александрово.

По устным преданиям Губино существует более 300 лет. В прошлом большая деревня Губино называлась Губинской. Существуют две версии происхождения названия. По одной из них, чисто народноэтимологической, название селения произошло от губительной, гиблой, болотистой местности окрест деревни, где скрывались преследуемые царем и никонианской церковной властью старообрядцы. Более правдоподобной назвать версию, по которой основателем деревни является бежавший от преследования Губин.

В те далекие времена Губинская входила в состав Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии и имела три улицы, названные по именам трех братьев помещиков: Измайловскую (ныне ул. Ленинская), Николаевскую (ныне ул. Ленинская), Александровскую (ныне ул. Советская).

Все дома в селе имели окна на улицу и обязательно окно во двор (судне окно), т. е. как бы сочетали признаки бывших однодворческих и помещичьих сел, что подтверждают и другие особенности села. Внутренний вид дома: святой угол – в левом углу, около входной двери; печь – в правом углу, по диагонали от святого угла. По рассказам жителей, в селе пожилые женщины раньше носили кичку, а старухи –поневы;молодые женщины надевали ковты и юбки, поверх них – занавески (вид фартука). Сарафаны в селе не носили (зимней верхней одеждой из домотканой белой шерсти был шушпан). В речи д. Губино отмечены отличительные признаки говоров однодворческих сел (произношение що на месте что, к-мягкое после мягких согласных (Манькя, Петькя), коготанье (произношение прилагательных, местоимений, числительных в род. падеже ед. числа на – го: кого, чего, молодого.

Крестьяне, жившие на улицах Измайловской и Николаевской, сумели ещё до 1861 году откупиться от своих помещиков, в чём им помог какой-то богатый меценат, бывавший в этих местах и выделевший крупную сумму на откуп. Крестьяне помещика Александра откупились лишь после 1861 гола. На службе у этого барина состоял самодур – управляющий Никеша, который завёл порядок – после каждой крестьянской свадьбы в деревне самолично проводить с невестой первую брачную ночь. На одной из таких свадеб мужики вытащили Никешу за волосы через окно из избы и удавили. По вызову барина из Владимира в Губинскую прибыл взвод солдат, расселившийся по домам крестьян, которые сбежали от наказания в болота. Местность в болотах, где спрятались крестьяне стали называть Бежной ← бежать.

В 1859 году деревня состояла из 130 дворов с 990 жителями. Текстильное производство (ручное ткачество) зародилось здесь после отмены крепостного права, и население работало на фабриках местных хозяев Кокуновых, Ешковых, Липатовых, а также на предприятиях Орехово-Зуево, Дрезны, Ликина. Первыми хозяевыми ручного ткачества были местные крестьяне Крыловы и Петровы. Владельцами фабрик хлопчатобумажного и камвольного производства были братья Ешковы (Василий, Кирилл, Платон, Иван), которые имели 4 ткацкие фабрики с 400 механическими станками. У Липатовых в Губино была фабрика на 50 ткацких станков, впоследствии её оборудовали под клуб.

До революции на Губинских фабриках работало около 1000 рабочих. В деревне было три отдельных общества: Измайловское, Николаевское, Александровское, которыми управляли старосты, избираемые на сельских сходах. Накануне революции в Губино было около 2000 жителей.

Губинская старообрядческая моленная ← молиться находилась в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено деревянное здание. Это храм старообрядцев – поповцев, его главная икона – Казанской Божией Матери. Существует предание об истории написания этой чудотворной иконы. В Губинской в начале восемнадцатого века свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, ужасно страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами иконописи. На полдороги им встретился иконописец, который взялся за написание иконы и обещал принести её в деревню. Ходоки вернулись домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону не нёс. Люди уже хотели сделать заказ другому мастеру, но вдруг встретили прежнего иконописца на том же самом месте. Он отдал им икону Божией Матери Казанской, ничего не взял за работу и ушёл. По сей день никто не знает, кем была написана чудотворная икона. Всенародные почести и православления Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры сельца Слободищи Богородского уезда. В народной памяти этот год затерялся.

Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своём видении. В тот же день были происланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить молебен. Поднялся сильный вихрь, затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Её везде принимали с радостью и умилением. До 1915 года икона находилась в доме братьев Кокуновых.

3. О неофициальных (уличных) фамилиях в д. Губино.

Уличные фамилии:

Без этих фамилий в деревне не обойтись: они помогают различать однофамильцев. В Губино уличные фамилия образовались:

1. От имени хозяина дома: Павелины (Павел), Степановы (Степан), Филипповы (Филипп), Илюшены (Илья) и др.

2. От имени хозяйки семьи: Катеринины (Катерина), Марьины (Мария), Ульянины (Ульяна), Любашкины (Любаша ← Люба ← Любовь).

3. От прозвища: Барановы (Баран), Мазановы (Мазан), Точиловы (Точила), Хрюмины (Хрюмка).

Они давались по святцам и в память родных. Полные единичные имена мужчин старшего поколения: Арсений, Вячеслав, Гавриил, Глеб, Илья, Пахом, Егор, Ефим, Семён, Степан. Единичные имена женщин: Аграфена, Аксинья, Анастасия, Дарья, Варвара, Прасковья, Ульяна, Устинья, Матрёна. Эти имена старшего поколения забыты частично потому, что прекратилось крещение детей. Детей, молодых людей и людей среднего возраста часто называют сокращёнными именами. Из них мужские: Славка (Вячеслав), Митька (Дмитрий), Юшка → Юха (Илья), Пашка (Павел), Федька, Федя (Фёдор), Коля (Николай), Шура →Сашура (Александр), Ванька (Иван), Вася (Василий). Сокращённые имена женщин: Груша (Агрофена), Глашка, Глаша (Агрофена): Г на место К можно услышать Г от пожилых; Настька, Настя (Анастасия), Маня, Маруся (Мария), Уля (Ульяна), Анка, Нюра (Анна), Валька (Валентина).

В семье к своим детям, сёстрам и братьям чаще обращались ласково: Аннушка, Ванечка, Ленок и т. п. Отца с матерью в нашей деревне называли тятя, мама, редко мамка, тятька. К старшим братьям и сёстрам обращались так: братушка Шура, Сестрица Катя, нянька Уля; к родным дедушке и бабушке: дедушка, бабушка, деда, баба. К крёстным матери и отцу: крёстный, крёстная, кока. Часто при обращении были слова, обозначающие родственную степень: свекр, сват, сваха, свояк, деверь, золовка. К старшим по возрасту обращались словами: дядя, тётя. К особо уважаемым людям по имени-отчеству: Иван Тимофеевич, Ефим Прохорович и др.

4. Прозвища в д. Губино

1. Прозвища-ругательства, скрытые: Их говорят за глаза. Эти прозвища обычно сопровождаются именем человека: Борька Глухой (за глухоту), Гаврила Неумытый (за неряшливость), Мишка Серый(малограмотный, простоватый), Васька Фунтик(небольшого роста). Прозвища женщин: Марья Рыжая (за цвет волос), Манька Чекистка (по мужу чекисту).

2. Прозвища, характеризующие особенности внешнего вида: физические недостатки – Косоручка (без руки), Кулак (телосложение), Голова (размер головы), Крокодил (черты лица), Белый, Рыжий, Чёрный (цвет волос), Чебурашка (размер ушей), Феликс, Чапаев (сходство с известными людьми).

3. Прозвища, связанные с личностными свойствами: Кулак –твёрдость, Святой – доброта, Дубина, - глупость, Живодёр – жестокость, Лиса – хитрость, Зараза – дурной нрав, Балабол, Каляка – излишняя открытость.

4. Прозвища, отражающие манеру поведения: Топтыга – медлительность, Бодрый, Волчок – суетливость.

5. Прозвища, связанные с речевыми особенностями: Мяуколка, Сорока – манера говорить, Заяц – заикание, Батя – любимые слова.

6. Прозвища по профессии: Монах – по занятиям родственников, Агрономка – муж агроном, Цыплятница – по бывшей профессии.

7. Прозвища по увлечению: Мотаня – ловко танцует или мотается, меняет партнёров, Деньга – пляшет, как деньги звенят.

8. По месту жительства: Камчетка – расположение дома, Магадан, Таджикистан – по бывшему месту жительства.

9. Прозвища, образованные от других антропонимов: от имени матери – Марьян, от фамилии – Докучай (фамилия Докучаев), Зубарь (Зубарёв), от прозвища данного в детстве – Моряк, Бутус.

Эта работа позволила мне, будущему филологу, расширить свои знания в области этимологии, диалектологии, пополнить свои знания по краеведению, этнографии.

Данная работа не претендует на полноту знаний и будет продолжена мною и учащимися нашей школы.

Полученные результаты работы используются на уроках русского языка, литературы и истории. Школьный краеведческий музей пополнен материалами диалектологии родного края.

Село Губино находится между реками Клязьмой и Нерской и Сеньгой-озером, в 25 километрах от ст. Орехово-Зуево. После 1861 года в село Губино переехали гуслицкие купцы-староверы Кокуновы.

Губинская старообрядческая моленная находилась сначала в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено отдельное деревянное здание. В 1876 году на месте деревянной моленной на средства Серапиона и Тихона Кокуновых была выстроена каменная церковь старообрядцев белокриницкого согласия. Здесь разместилась главная губинская святыня — икона Казанской Божией Матери.

Существует предание об истории написания этой чудотворной иконы. В Губинской в начале XVIII века свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, ужасно страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами иконописи. В пути ходокам встретился незнакомый иконописец, который взялся написать икону и привезти ее в деревню. Ходоки возвратились домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону все не нес. Народный сход заставил ходоков отправиться в путь для розыска пропавшего иконописца. Посланные уже подумывали сделать заказ другому мастеру, как вдруг на том же самом месте встретили того же самого иконописца, которого искали. Он отдал икону Божией Матери Казанской, ничего не взял с губинцев за работу и ушел неизвестно куда. По сей день никто не знает, кем же все-таки написана чудотворная икона. (Автор, рассказавший об этой иконе в № 47 журнала «Церковь» за 1910 год, считал, что это случилось в начале XVIII века, но, поскольку в устных сказаниях время часто искажается, естественней предположить, что это было во время страшной моровой язвы 1771 года.)

В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года.

Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением.

Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит — основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители Московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий.

Первым священником, настоятелем храма стал о. Иоанн. В 20-е годы в возрасте около 70 лет отец Иоанн был репрессирован и по дороге в ссылку умер. Об этом позже сообщили прихожанам местные купцы-старообрядцы, также подвергшиеся репрессиям.

Преемник о. Иоанна — священноиерей Филарет — служил также в 20-е годы, дальнейшая судьба его неизвестна. Печальную участь предшественников разделил настоятель храма о. Никола, служивший до 1937 года. Он также пополнил ряды страдальцев за веру. Пришедшему ему на смену отцу Еразму довелось окормлять храм в Губине всего лишь два-три года. В 1940-м его служба прервалась, и можно догадаться, по какой причине. В эти же самые годы преследований за святую веру многое претерпело и само здание православного старообрядческого храма — на рубеже 1939-1940 годов святыня горела, а вскоре храм использовался (вплоть до 1945-го) не по назначению. По воле власти, здание отняли у верующих в пользу местного колхоза.

И в эти страшные годы разгула атеизма, войны, голода и разрушений к православным христианам, лишенным святыни, приезжали духовные пастыри из других мест. Священники проводили богослужения на дому. Среди духовных подвижников, приезжавших в Губино в 1940-1945 гг., известны орехово-зуевские старообрядческие священнослужители о. Стефан и о. Иоанн.

После Победы нашего народа над фашизмом верующим и духовным православным пастырям со стороны сталинского правительства оказывалось некоторое послабление. Поруганное властями здание губинского храма возвратили местной старообрядческой общине. С 1945 по 1960 гг. здешний приход возглавлял отец Сергий. Он сразу же принял деятельное участие в восстановлении храма. По воспоминаниям прихожан, о. Сергий обладал великолепным певческим голосом. Также рассказывают, что он долгие годы до своего священства служил диаконом в старообрядческом Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище в Москве. Вслед за ним, с 1960 по 1962 гг., настоятелем губинского храма стал о. Максим. По словам старожилов, он родом из Гуслиц. В эти годы верующие ощутили на себе новые «приступы» хрущевского воинствующего атеизма.

На смену о. Максиму пришел священноиереей Антоний. По некоторым данным, он был из Орехово-Зуева. Как и везде, в Гуслицах в это время остро недоставало старообрядческих священников, о. Антонию выпала нелегкая миссия окормлять несколько приходов. К примеру, в его ведении находился и старообрядческий храм деревни Язвищи. Служил этот священник-подвижник и в московских храмах. Он умер в 1983 году, в возрасте сорока с небольшим лет.

Затем почти целое десятилетие у губинского храма не было постоянного настоятеля. В 80-е годы священников сюда направляла Московская старообрядческая Архиепископия. И, наконец, в 1992 году постоянным священником стал отец Зотик (Еремеев). В этот сан его рукоположил первый старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Еще в бытность о. Антония о. Зотик ревностно служил в губинском храме уставщиком. Сам Зотик Иоасафович Еремеев родился в 1947 году в семье коренных староверов. Позднее закончил Духовную семинарию. До 1994-1995 гг. о. Зотик являлся настоятелем храма, многое претерпел от святотатцев, пытавшихся ограбить святыню и украсть чудотворную икону Казанской Пресвятой Богородицы.

В 1994 году о. Зотик принял иноческий постриг с именем Зосима, хиротонисан в епископы митрополитом Алимпием в сослужении с епископом Силуяном и архиепископом Иоанном и направлен в епархию Кишиневскую и всея Молдавии Русской Православной Старообрядческой Церкви.

С 1 июня 1995 года в Губинском храме служит священник Александр (Селин), рукоположенный митрополитом Алимпием. Его дед Петр Александрович Селин (1890-1967 гг.) был известным старообрядческим деятелем, протоиереем, благочинным Горьковской области.

Нынешний храм деревни Губино освящен во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 2014 году исполняется 125 лет со дня его освящения.

Славная история старообрядческой святыни продолжается.