Почему люди не ходят в храм? Как быть: перестала ходить в храм, хотя умом понимаю, что надо

Православие психически травмирует

(Последствия воцерковления)

Original Message -----

Sent: Sunday, December 13, 2009 8:40 PM

Subject: Литература по вопросу: "Каких святых никогда не было", а также немного о себе.

Евграф Каленьвич!
С огромным удовольствием читаю Ваши статьи и Ваши ответы на письма к Вам.
Я москвичка, имею высшее образование, инженер. В 1992 году я, к моему большому теперешнему сожалению, решила попробовать ходить в церковь. Подумала, может в этом что-то есть хорошего. Ум сопротивлялся всему, что я видела и слышала в церкви. Но я решила преодолеть внутреннее сопротивление. Начала молиться, исповедываться, причащаться. Уговорила детей и мужа ходить в церковь, они тоже исповедывались, причащались, читали молитвы, хотя часто не хотели этого делать. Но я их уговаривала, говорила им: «Потерпите, может постепенно привыкнем к церковным требованиям» и т. п. Я и муж даже обвенчались, детей мы окрестили - они были школьниками, но не крещеными. Но дети и муж вскоре не выдержали и категорично заявили, что больше в церковь не пойдут. Я же продолжала ходить в церковь. В церкви я купила книгу «Заступница усердная» про так называемую Богородицу. В этой книге был приведен пример, что какой-то священнослужитель читал 1000 раз в день одну и ту же молитву Богородице. Я решила попробовать читать эту молитву также, как указывалось в этой книге, т. е. 1000 раз в день (на это уходит 1,5 часа).. Вскоре я стала чувствовать, что больше не могу ходить в церковь, мое здравомыслие сопротивлялось абсолютно всему церковному. К тому же я убедилась, что священники (гораздо уместнее русское слово «попы») настолько невежественны, что верить им абсолютно нельзя. Поскольку в услышанных мною проповедях попы много раз говорили, что надо избегать всего не христианского, то я на исповеди рассказала, что читаю книгу о Махатме Ганди. Мне священник категорично сказал: «Книгу выбросить, ведь Ганди не христианин». Другой священник велел выбросить мне книгу: «Оздоровление с помощью китайской зарядки». Обоснование тоже: «Это не по-христиански». По тем же основаниям мне велели выбросить альбом с репродукциями Николая Рериха («У него даже сын не христианин»,- сказал поп), перестать заниматься оздоровлением по системе Иванова (чем-то он не угодил церкви), «и вообще, молитесь, и не забивайте себе голову чепухой», - как правило именно так заканчивали священники. Я перестала ходить в церковь, но обнаружила, что чтение 1000 раз в день одной и той же молитвы сделало свое дело. Я потом уже узнала, что психологи и психиатры категорически не рекомендуют повторять одну и ту же фразу более 3 раз подряд, т.к. в противном случае нарушается психика. Мне было трудно делать даже домашние дела, т.к. в голове явственно крутились религиозные мысли. Начиная ходить в церковь, я совершенно не ожидала, что разрыв с религией так долог. Около 10 лет я изгоняю из головы все религиозное. Я думала, что когда я не захочу ходить в церковь, то просто брошу это делать, и дальше я опять атеистка. Но, видимо, все религиозное очень привязчиво, возможно потому, что религиозность основана на нездравомыслии, неуверенности, появляются христианские комплексы, от которых приходится избавляться значительное время. И я имею право сказать: «Осторожно, религия! Осторожно, церковь!». В результате моего церковного опыта я стала воинствующим материалистом. Сейчас я стараюсь своим родственникам и знакомым объяснить, что религия не нужна, даже вредна. В этом мне очень помогают Ваши ответы на присылаемые Вам письма. Очень действенны примеры о том, что церковь обманывает людей. Я имею в виду миротечение, а также то, что церковь возит по городам и весям России мощи или частички мощей никогда не существовавших святых, например, мощи Николая Угодника.
Уважаемый Евграф Каленьевич! Если Вас не затруднит выслать мне названия книг или статей, в которых доказывается, что каких-либо святых никогда не было, я была бы Вам очень благодарна за это. Вы писали, что такие книги есть в библиотеках. Но я сейчас веду домашний образ жизни, т.к. помогаю своим детям вырастить их детей, моих внуков, их у меня трое (внуков). Более точные сведения о том, что некоторых святых не было, очень важны, т.к. напрямую говорят об обмане церковью людей, тем более, что Николай Святитель Мир Ликийских - очень почитаемый в России святой, а на гербе моего родного города Москвы помещен Георгий Победоносец, которого, как Вы писали, тоже никогда не было.
С уважением к Вам.
Нина Владимировна.

Уважаемая Нина Владимировна!

Читая Ваше письмо, я невольно вспомнил себя.

Дела давно минувших дней, а если быть точным, то не дней, а 60 – 63 года тому назад.

Окончив за два года четырёхгодичную Одесскую Духовную семинарию, я в 1947 году стал студентом Московской духовной академии. Из семинарии в академию я пришёл глубоко верующим православным молодым (19-тилетним) человеком. Новодевичий мрнастырь, где сначала располагалась Духовная академия, Елоховский собор, а потом три года за стенами Троице-Сергиевой Лавры предрасположили меня к монашескому житию. Я решил было не только стать монахом, а принять на себя самые спасительные монашеские подвиги. Такими подвигами я посчитал исихазм – полное отдание себя на постоянное молитвенное бдение и созерцание… Исихасты рекомендуют приучить себя к чтению «Молитвы Иисусовой». Её читать надо было тихо, чуть ли не про себя, но… Но слова молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне божий» произносить, вдыхая воздух в себя (таким образом я как бы принимаю в себя «Сладчайшего Иисуса»), а заключительные слова: «Помилуй1 мя грешного», - выдыхая воздух. Таким образом, приняв в себя Христа, я выдыхаю воздух, который убирает из меня мои грехи. Что-то на подобии ёжика, которым чистят бутылки: туду – сюда, вздохом о Христа, выдохом о своих грехах. По совету опытных исихастов я сначала уделил «Иисусовой молитве» 15 минут, на другой день – 20, на третий день, встав спозаранку, – 30 минут. Потом до начала завтрака я тратил на Иисусову молитве 2 часа и успевал прочитать молитву 2.000 раз. Для подсчёта количества прочитанных молитв, я по совету тех же исихастов пользовался чётками. Великие подвижники исихазма за день успевали прочитать молитву Иисуса 12.000 раз. Я сожалел, что из-за занятия не успевал прочитать больше 2.000 раз. После исусовых молитв трудно было слушать лекции. Через две недели у меня молитва читалась сама собой, но я перестал понимать учителей… Пошел к своему духовнику, который с одной стороны похвалил меня за молитвенное усердие, а с другой – приказал приступить к молитвенным подвигам только после окончания духовной академии. Умный был старик! Проявив послушание, я еще дней десять не мог отделаться от мысленного повторения молитвы Иисусовой… Одним словом, я понимаю Ваш психический дискомфорт от попыток стать истовой православной.

Пять причин, почему люди уже не ходят в Церковь

Тяжелый, но честный взгляд на то, почему люди перестали ходить в церковь.

Джон Павловиц.

В последнее время люди не очень-то увлечены религией, верно?

Я вижу панику на лицах священнослужителей.

Я знаю, что все мои друзья вроде как собираются начать ходить в церковь "когда-нибудь", но никогда этого не делают.

Ватикан освоил Twitter, Папа Франциск делает все более популистские заявления, но ничего не меняется.

Вы, священники, можете думать, что знаете, почему люди отворачиваются от церкви. Вы думаете, что всему виной "порочная" потребительская культура. Вы можете думать, что люди размышляют только о сексе, деньгах и материальных вещах и вообще не интересуются духовными вопросами. Вы думаете, что все вокруг - геи и атеисты, а звезды эстрады настолько распущенны, что вопросы морали уже никого не интересуют. Вы думаете, что люди массово отказываются от Бога и от веры.

Но все это ерунда. Проблема не в религии. И не в отсутствии морали. Проблема в том, что проблемой стала сама церковь.

Позвольте мне назвать пять истинных причин, почему ваша паства стареет и редеет.

1. У нас больше нет времени ходить в церковь каждое воскресенье

В нашей жизни стало слишком много экранов, интернета и источников информации о жизни для того, чтобы найти себе духовного наставника за пределами храма. У нас стало очень много развлечений. Мы стали работать на выходных.

По сути, если человек работает по воскресеньям, то он не может к вам попасть. Многие из нас ходили бы к вам по вторникам или, например, вечерам среды.

Плюс ко всему, у нас слишком много способов расслабиться и успокоиться. Гораздо больше, чем было сто лет назад. Мы можем сходить на рок-концерт. Можем записаться к психотерапевту. Можем медитировать. У вас больше нет монополии на духовность. А вы все еще не пытаетесь конкурировать за наши сердца и умы так, как это делают другие.

2. Вы говорите на иностранном языке

Церковь использует для общения не современный язык. Заведите любого подростка в любой храм - и он не поймет ни слова из церковной службы. Даже если будет пытаться слушать. Ваша лексика безнадежно устарела. Мы больше не умеем понимать старославянский или латынь.

Вы можете обвинить нас в лени, но, как я уже объяснял в первом пункте, у нас теперь слишком много работы и развлечений для того, чтобы учить еще один "специальный" язык для понимания ваших текстов.

Мы все еще хотим откровенно поговорить с кем-то о любви, радости, смерти, прощении, Боге и мире в целом. Но вы вряд ли хотите нас слушать. В отличие от нашего психотерапевта или верного друга.

3. В современных храмах тяжело долго находиться

Оглянитесь вокруг. В любом районе любого города полно кафе-баров с мягкими диванами, высокотехнологичным освещением и приятной атмосферой. Есть миллион мест, где мы можем отдохнуть от повседневной суеты с комфортом.

Но в храмах православной церкви очень сложно находиться дольше одного часа. Нам приходится стоять, хотя мы, представители поколения автомобилей и офисов, совсем разучились это делать. Нам это физически тяжело.

Вдобавок ко всему, в любом городе церквей слишком мало. Я могу найти десяток кафе рядом со своим домом, но не могу найти здесь ни один, пусть даже самый миниатюрный, храм. Может, всем стало бы лучше, если бы церкви были меньше по площади, но их было бы больше?

4. Вы не на нашей стороне

Церковь всегда сражалась за души обывателей. Но теперь вы проиграли.

Священники православной церкви всегда и во всем поддерживают государство - каким бы алчным, бессовестным или кровожадным оно ни было. Зато они никогда не участвуют в важных для общества социальных акциях. Священники не ходят с нами на акции протеста, не устраивают пикеты, отказываются рассматривать наши проблемы как свои.

Мы каждый день видим, как мир буквально задыхается в пучине нищеты, расизма, насилия и нетерпимости. Но ваша реакция - пугающее молчание. Мы хотели бы, чтобы вы были с нами, а не с сильными мира сего. Мы хотим, чтобы вы вместе с нами боролись за справедливость.

5. Ваша любовь не похожа на любовь

Мы ждем от церкви любви, но не получаем ее. Из Библии мы знаем, что Иисус постоянно общался с подонками, проститутками и маргиналами - и даже им не отказывал в своей любви. Но, кажется, вы, священники, уже не хотите следовать его примеру.

Вы постоянно критикуете нас, свою паству. Вы не пускаете внутрь женщин в джинсах или коротких юбках. Вы требуете от нас безусловного подчинения и безукоризненного следования духовным трактатам. Вы не отпеваете самоубийц, хотя они как никто нуждаются в вашей любви. Вы только требуете от нас безусловной покорности.

Из Нового Завета мы знаем, что Иисус любил людей. Всех. А вы любите только самых "правильных" из нас.

Я знаю довольно много друзей и знакомых, которые пытались найти Бога в церкви, но были очень сильно разочарованы.

А как быть со всеми этими историями про священников на "Мерседесах"? Или про тех служителей церкви, которые живут как сверхуспешные бизнесмены?

Между нами и церковью сейчас слишком большая дистанция. И было бы неплохо, чтобы сократить ее пытались не только мы...

Количество записей: 43

Здравствуйте! У меня такая проблема, как только захожу в церковь, сразу становится не по себе, кружится голова, а как-то я был у гадалки, она сказала, что я хожу под чертом. Иногда кажется, что внутри что-то дёргается. И, если это имеет значение, я родился в пятницу, 13. Объясните, пожалуйста, что бы это могло быть?

Виталий

Виталий, к гадалкам ходить больше не надо, как бы еще хуже они Вам чего не сделали, а в храм ходите, не оставляйте, со временем это искушение от Вас отойдет. Это враг Вас не отпускает: то Вы к нему в гости ходили, к гадалке той, то, может быть, читали какую-то оккультную литературу, его тешили, а теперь Вы отвернулись от него и к Богу пошли. Как же ему такое понравится? Вот и злобствует, пугает, искушает, всякие ощущения почувствовать дает. А Вы не бойтесь! Зато через такие «фокусы» еще больше уверишься, что существует духовный мир. И когда будет плохо, можете даже сказать: «Спасибо, вражина, ты своими фокусами укрепляешь меня в вере: если в духовном мире существует такая дрянь, как ты, то, стало быть, существуют и ангелы, и Сам Господь, вот к ним я и стремиться буду!»

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Когда стою на службе, мне становится плохо - сначала подступает непрерывная зевота, потом плохо. Точно так же в метро. Врачи говорят, что это синдром сердечной недостаточности. Как быть?

Ираида

Вполне возможно, Ираида, так и есть. Во всяком случае, на духовную брань ситуация в метро совсем не похожа. Посоветуйтесь с Вашим приходским священником, возможно, у Вас в храме просто душно.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка. У меня тяжёлая ситуация - у тёщи шизофрения, а у жены некое психическое заболевание, из-за которого у нас весьма ограничена способность к брачному сожитию. Тёща, уходя из дома, выключает электроприборы, жена выключает их перед сном, потому что "они пищат". Жена захотела шкаф с зеркальными дверями, я ей его купил, так она перелегла спать в другое место - зеркал боится. Ни меня, ни священников не слушается, зато по всем вопросам обращается в интернет, либо к подругам В спорных ситуациях неспособна к спокойному диалогу, сразу же срывается на истошный крик, даже если на часах два ночи. Доходило до битья посуды и швыряния телефона. В субботу из-за неё мы не пошли в храм, потому что "в субботу надо в храм идти, только если будешь причащаться". И это несмотря на то, что на дворе пост! Потом и вовсе выдала мне такое, от чего я до сих пор в ступоре: "Мне в храме плохо, вера ничем не подтверждается, зачем Богу мои мучения, меня ведь никто не спрашивал, чтобы я появилась на свет". Много и других страшных слов наговорила, когда же я спросил её: "Так ты христианка или нет", ответила: "Я не знаю". Как это не знаю! Жить с ней стало невыносимо - я постоянно боюсь, что она на себя руки наложит, наверное, от этого скоро сам умом тронусь. Батюшка, венчавший нас, разводиться почему-то не разрешает, хотя к этому есть все причины. Что мне делать?

Алексей

Дорогой Алексей, необходимо много терпения и любви в Вашей ситуации. Вашей жене плохо, она нервничает, и надо понять, отчего и почему, какие проблемы так ее гнетут. Если это поражение психики, необходима консультация врача, и много может понадобиться усилий, чтобы она согласилась пойти. Прислушивается больше, чем к Вам, к подругам - значит не очень сложился общий язык. Вы, похоже, скорее человек рационального склада ума, а жена больше живет эмоциями. Учитесь взаимопониманию, идите на контакт, который ей понятен. Потихоньку разберетесь, в чем дело. Пока же надо с пониманием относиться к неожиданным, кажущимися странными поступкам, как, например, выключение электроприборов. Некоторые люди особо чувствуют то-ли электро-, то-ли магнитные поля, и испытывают дискомфорт от электротехники. Не разобравшись, в чем внутренняя проблема, остерегайтесь давить на соблюдение внешней стороны. Не апеллируйте к понятиям «ты - христианка». Здесь помогут не слова, а горячая молитва за супругу. Да поможет Вам Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что делать, как поступить, если в церкви становится плохо? Когда стою на службе - чувствую себя очень плохо, в ушах звон, тошнит. Бабульки, которые там, говорят, что, несмотря на это, надо стоять. А я не могу - очень плохо. А в церковь хочется. Подскажите, как поступить? Благодарю!

Катя

Катя, во-первых, не бояться и не смущаться, так бывало со многими, это пройдет. Во-вторых, понять, что эти состояния на нас обрушивает дьявол, наш враг, если не будете отступать и пасовать, то победите: он только попугать может нас, а реально навредить ему Господь не даст. А с другой стороны – чем это не подкрепление в вере?! Видите, как он действует? А нас тем самым невольно уверяет, что реально существует духовный тонкий мир, и что в этом мире кое-кому очень дурно из-за того, что мы идем к Богу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос. В моем мировоззрении все поменялось после того, как я пришла к вере, но когда я прихожу в храм, я не могу сдержать слез, особенно когда слышу пение или стою у чудотворных икон, а на исповеди вся дрожу, и так мне стыдно, и рыдания душат, что слова сказать не могу, зато потом как гора с меня сдвинулась, но плакать не перестаю. Мне стыдно от этого, никто не плачет, а я в слезах, и люди смотрят, мне уже стало страшно ходить в храм, а вдруг опять расплачусь. Что это, как с этим бороться?

елена

Да не надо с этим бороться, Елена, это очень хорошо! Слезы умиления – это замечательный дар. Если они текут, не удерживайте, не стесняйтесь. Не надо, конечно, как-то искусственно их вызывать у себя или подогревать какие-то другие эмоции в храме, но если уж слезы есть, не смущайтесь: поплакать о своих грехах, о своей жизни – это хорошо.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, я сегодня с мамой был на утренней службе, прошло минут 30-40, и мне резко стало плохо, начало гореть в голове, звенеть в ушах, закрывались глаза, терялся в пространстве. Я с трудом дошел до лавочки, мне стало немного легче, потом меня вывели на улицу и мне стало хорошо, и я вернулся в храм. Это уже второй раз, подскажите, пожалуйста, что со мной происходит? Спасибо.

Даниил

По разным причинам это может происходить, Даниил. И от духовных причин, когда нас бес искушать начинает, и просто от духоты в храме и дыма свечей, если их слишком много. Лучше всего поговорить об этом со священником на исповеди: здесь потребуется совместно покопаться в причинах.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я беременна! После того, как я это узнала, не могу выстоять ни одну службу. До этого всё было в порядке. Подскажите, пожалуйста, что делать и почему так происходит? Спасибо.

Марина

Здравствуйте, Марина. Лучше думать сидя о Боге, чем стоя о ногах. Выстаивать службы совсем не обязательно. Можно их высиживать. А вставать только в самые ответственные моменты – на чтение Евангелия и на Евхаристический канон. Главное, чтобы Вы не забывали молиться. Стыдиться тут нечего. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Батюшка, помогите мне, пожалуйста. Иногда, когда я прихожу в церковь, мне хочется плакать. Порой слезы сами идут из глаз во время служения, без объяснимой причины. Скажите, нормально ли такое явление? Не понимаю, почему мне хочется плакать.

Маша

Маша, просто душа истосковалась без Бога. Вы бы, лучше всего, приготовились как-нибудь к исповеди, причастию, пришли бы пораньше с утра на службу, покаялись в грехах, очистили душу, и с чистой совестью причастились бы. Вот было бы утешение для души! И делали бы это почаще. А так, конечно, положение наше плачевное – и грехов море, и над очищением души от них мы, будем откровенны, не трудимся, как нам положено. Вот и польются невольно слезы.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки! Когда венчали в церкви, упала в обморок, но венчание батюшка провел до конца через какое-то время. Мамина подруга спросила у служителей церкви, как к этому относиться, они сказали, что все тяготы семейной жизни я буду нести на своих плечах и нужно набраться терпения. Так ли это на самом деле? И ещё вопрос, слышала, что по усопшим нельзя плакать, им там плохо, так ли это?

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Думаю, такое странное объяснение дал не священник, а какая-нибудь служащая храма из разряда «церковных бабушек». Верить таким объяснениям не следует. Еще святой апостол Павел предупреждал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим., 4;7). Семейная жизнь сама по себе является совместным несением Креста, и обмороки здесь не имеют никакого значения. По отношению к умершим мы должны скорбеть, но с надеждой на милосердие Божие и вечную жизнь. Безутешный плач может говорить только о нашем неверии.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! У меня есть подруга, с которой у меня много общих интересов, и личных, и профессиональных. В этом году она объявила себя "целителем" после нескольких занятий с человеком, называющим себя колдуном. Теперь она «лечит» людей заговорами и, как она говорит, молитвами; «берет силу» от деревьев. Мне это чуждо, передо мной как стена выросла, после лет десяти хорошего, плодотворного общения мне совсем расхотелось общаться. И самое для меня удивительное, что я не могу с ней в церковь входить, просто зайти, свечку поставить, не могу помолиться, если она рядом со мной. Так и остаюсь у порога, а она входит. Не могу молиться рядом с «целителем». Что это, гордыня моя? Как мне себя вести?

Лариса

Лариса, всякие «целители», «колдуны», «экстрасенсы» - это слуги темных сил. Ваша знакомая использует магию – это колдовство, это богопротивно. Если не получается убедить, то лучше держитесь подальше от такой «подруги», а то, чего доброго, общаясь с ней Вы и сами станете «лечить людей». Это не гордыня, просто Ваша душа чувствует, что это не от Бога. В церковь ходите без нее, одна. Или найдите себе другую подругу, православную.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Недавно, в возрасте 63 лет, у меня умер папа. Крещение он принял осознанно в 40-летнем возрасте, но в церковь не ходил. Говорил, что ему там плохо, что с детства чувствовал себя там неуютно, что-то типа страха. Да и спина у него всегда сильно болела, он не мог долго стоять. Не знаю, всегда ли после крещения, но, по крайней мере, последние лет десять постоянно носил нательный крест. Молитв, думаю, он не знал, хотя, может, и ошибаюсь. Но практически каждый день подходил дома к иконам, крестился, о чём-то просил Бога. Последнее время мне казалось, что он всё больше духовно приближается к Богу. Но в то же время отдаляется от него в поступках: страдал грехом винопития. Умер он (был трезв) скоропостижно, от инсульта. О чём я теперь очень сожалею, если бы он хоть несколько дней полежал, может, мы смогли бы пригласить в больницу или домой священника. Но, значит такова была воля Божья. Может ли иметь надежду на спасение душа человека, который к Богу обращался, но в храм не ходил? Как молиться за него?

Татьяна

Таня, мы – христиане верим, что суд Божий милосерднее суда человеческого. Молитесь за папу и не отчаивайтесь. Ваше усердие – его оправдание перед Господом, что у него дочь – христианка.

протоиерей Максим Хижий

Батюшка, добрый день! Сегодня была на исповеди в записке были перечислены мои грехи: раздражение, обида, осуждение. Батюшка упрекнул меня в том, что сколько можно нервничать. Советовалась с ним, что после святоотеческих книг для меня этот мир видится враждебным, переживаю за ребенка, что много обильной разрушительной информации в мире... Батюшка сказал, что на ребёнка может только повлиять моя нервозность. Мне немного стало обидно. Я стараюсь исправиться, мне сложно уйти от своих страстей, каюсь, молюсь, прошу Бога о помощи, хочу, чтоб ребенок был здоровым и благочестивым. Сегодня снова мне было плохо в храме.

Марина

Марина, ситуации, подобные той, которую Вы описали, являются просто проходными, обыденными для духовной жизни. Да, духовники, бывает, нас укоряют, иногда бывают с нами даже очень строги. И есть за что! Если нас все время гладить по головке, что из нас вырастет? Надо помнить, что мы в храм пришли не ласкателей искать, а серьезных духовных людей. Те из прихожан, кто пришел лишь за тем, чтобы их пожалели, поверьте, очень скоро от храма отваливаются. Не скорбите, постарайтесь принять укор священника с мудростью: нам не на что обижаться – мы делаем только первые неумелые и довольно ленивые шаги в вере, по пути спасения. Укоры и встряски – наши дорогие гости, без них, в ласкательстве и неге, никто из нас не спасется.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Я на Воздвижение Господне пошла в храм на раннюю службу. В этот день у меня был день рождения. Поставила свечи святым, простояла на службе 50минут. Потом мне резко стало плохо во время прочтения Евангелия, в глазах потемнело и началась тошнота, на ногах я не могла удержаться, понимаю, что сейчас упаду. Со мной такое впервые. Я вышла из храма, но и свежий воздух мне не помог, пошла домой. Дома лучше не становилось. Я верю в Бога, магией не занимаюсь, хожу в храм. Не могу понять, почему так произошло. Очень хотелось простоять до конца службы, но состояние не позволяло. Мне очень стыдно и неловко, что я покинула храм в такой момент, ведь так нельзя. Почему так, и с чем это может быть связано?

Вивея

Дорогая Вивея, не придавайте значения произошедшему, если это не повторится. Если же это станет регулярным явлением, обратитесь к врачу. В Вашем возрасте произошедшее может быть причиной гормональных изменений в организме. И, конечно, молитесь перед службой, чтобы Господь помог и больше это не повторилось. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

После походов в церковь на службу, на исповедь, на Причастие, я уже несколько раз себя плохо чувствовал. Скажите, о чем это говорит? Подскажите, что делать? Спасибо.

Петр

Петр, я не склонен сразу придавать этому недомоганию какой-то духовный оттенок, хотя и такое, конечно, бывает. Думаю, это может быть следствием усталости, ранних подъемов на службу поутру, может быть, духоты в храме. Не спешите переживать. Но и молиться не бросайте, а то бес воспользуется этой ситуацией и будет симулировать для Вас такие приступы, лишь бы в храм не пустить.

игумен Никон (Головко)

Благословите, батюшка! В последний раз, когда я только причастилась и уже дослушивала Благодарственные молитвы, у меня неожиданно пошла носом кровь. Я не знаю, с чем это связано, только думаю, что все происходит не случайно, и это считаю тоже не просто случаем. И еще мне сразу дали салфетку, она вся была в крови. Что мне с этой салфеткой сделать? Выкидывать я ее не стала, ведь это все произошло после принятия Святых Тела и Крови Христовых.

Светлана

Светлана, салфетку можно было просто выбросить, не надо добавлять мистицизма к таким простым вещам, да и ситуации, даже, если она произошла после причастия. Все хорошо! Не переживайте.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Ходила на причастие в день своего рождения, разболелась голова в церкви, а после стала очень раздражительная, нервная, даже поскандалила в магазине с продавщицей, меня удивило мое поведение. Сегодня второй день, и состояние тоже. Что это может быть?

Наталья

Наталья, это - самое банальное искушение. Жаль, что Вы ему поддались. Так часто бывает: враг нападает на человека либо перед тем, как он собирается в храм, либо после. На будущее будьте бдительнее.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня нет большой возможности посещать церковные служения, потому что я живу от ближайшей Церкви очень далеко, и мой дедушка не может меня возить каждый раз, поэтому я молюсь часто дома. Но с перерывами: например, первую неделю я молюсь, и вторую тоже, но вот на третей неделе уже лень. И вот, спустя одну неделю, я начинаю опять молиться, и с утра мне (во время молитв) становится очень плохо! Я прервалась, прилегла и потом опять продолжила. И опять мне стало так плохо, что я даже не смогла стоять на ногах! Такого ранее не было! Только в Церкви разве что.

Анна

Анна, молитву оставлять не надо, тем более Вам, в Вашем положении, когда Вы не можете часто бывать в храме и получать духовное подкрепление. Постарайтесь по крайней мере, когда у Вас получается приехать на богослужение, неопустительно исповедоваться и причащаться, это Вас очень укрепит. А если долго нет возможности попасть на службу, то можно и договориться со священником, чтобы он причастил дома. Придерживайтесь пока этих несложных правил, и я надеюсь, Ваша немощь пройдет.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Я нахожусь на пути к воцерковлению. К сожалению, не являюсь крепким и выносливым человеком. Не отличаюсь крепким здоровьем, страдаю частыми головными болями, сильно утомляюсь. Для меня даже отстоять службу в храме - серьезное испытание. Из-за этого и храм посещаю не часто (в зависимости от самочувствия). Я понимаю, что Господь каждому из нас дает те испытания, которые он способен вынести, для нашего же блага. Тем не менее, испытываю чувство вины из-за того, что не могу стать доброй христианкой! Как быть? Что вы посоветуете, батюшка? И еще 1 вопрос. Возможно ли сокращать утреннее и вечернее правило? Существует ли какой-то обязательный минимум утренних и вечерних молитв? К сожалению, у меня зачастую не хватает сил и времени читать все утренние и вечерние молитвы, которые содержатся в моем молитвослове.

Олеся

Здравствуйте, Олеся. Случившееся можно объяснить физическими причинами. Возможно, шестичасовое напряжение не по силам девочке-подростку. Не сомневайтесь, Господь Бог слышит молитвенные обращения всех, кто пришел поклониться Святым Мощам Блаженной и подвиг вашего стояния не остался незамеченным Богом. Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! В воскресенье я ходила на исповедь и причастие. Уже после исповеди (на службе) мне стало плохо (разболелась поясница, голова закружилась). После причастия стало еще хуже - дома до вечера лежала, к тому же еще депрессия какая-то началась, такая тяжесть на душе... Но вечером все неожиданно прошло - боли утихли, и настроение стало прямо замечательным. Что это значит? Как это расценить? Когда раньше я ходила в церковь - я отдыхала там душой. Никогда в церкви плохо не было. К причастию готовилась - это для меня очень важно было. Последний раз на причастии была лет 15 назад...

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия. Поздравляю Вас с принятием Святых Христовых Таин. Тот, кто 15 лет удерживал Вас от Святого Причастия, не сразу сдается, всеми силами старается навести уныние на человека, но под действием Благодати Божией в конце концов отступает. Старайтесь чаще приступать к Исповеди и Святому Причащению, чтобы не подвергать себя таким нападениям вражьих сил. Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

1

Три недели назад закончился праздник . Совсем недавно афонские монахи вернулись на Святую гору с . Тысячи людей, готовых прийти в храм за крещенской водой или же выстоять на морозе многочасовую очередь к привезенной святыне, сделали новую «передышку» от посещения храма. Кто-то до ближайшей Пасхи, кто-то до следующего Богоявления, кто-то до приезда новой святыни. В чем причина этого явления, стоит ли по этому поводу сильно сокрушаться, а главное – можно ли и как привести этих людей в храмы на будничные и воскресные службы, рассуждают священники России, Украины и Белоруссии.

«Раньше в храм на праздник собиралось столько народу,
что, стоя в толпе, я мог поджать ноги и не упасть»

Протоиерей Сергий Правдолюбов , настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве:

– Нельзя осуждать тех, кто приходит прикоснуться к святыням, но не спешит в храмы на службу. Придя к Поясу Богородицы или Дарам волхвов, эти люди уже делают первые шаги к Небесному. К ним нужно относиться с пониманием и терпением, надеяться на Бога, Который укажет им дорогу к Церкви. Постепенно люди поймут, что нужно ходить в храмы, потому что только там человек начинает общаться с Господом Иисусом Христом, Спасителем нашим, во всей возможной полноте, в Причастии святых Христовых таин. К сожалению, не все люди сразу это понимают, поэтому к ближним нужно относиться с терпением, мягче.

Рядом с храмом Христа Спасителя находится храм , что в Обыденском переулке, где тихо и спокойно, где нет такого количества народа. Если человеку хочется спокойной помолиться, чтобы его не толкали с разных сторон, то в этот храм стоит зайти. В нашей стране сегодня, слава Богу, много храмов. Если набирается большое число людей в одном, то всегда можно пойти на службу в другой. Во времена Брежнева в один храм со мной ходил седой дедушка, который не чувствовал праздника, если в храме его хорошенько не потолкают, в чем он мне не раз признавался.

А когда я был юношей, в храм на праздник собиралось столько народу, что, стоя в толпе, я мог поджать ноги и не упасть. Сегодня такого уже нет. говорил: «Можем жить в изобилии, можем жить и в нищете». Так и здесь: если хочешь уединения и тишины, можешь пойти в храм, куда приходит меньше людей, а если хочешь быть там, где большинство, тогда потерпи и порадуйся, что ты молишься с православным народом.

«Каждому из нас нужно разрушить ту стену,
за которой, как нам кажется, прячется Бог»

, клирик минского Свято-Духова кафедрального собора:

– Ответ, по-моему, лежит на поверхности: потому что люди всегда в своей массе одни и те же, несмотря на то, что нас друг от друга может разделять время, расстояние, языковой барьер и многое другое. Вспомним Евангелие: за Христом следовали толпы людей. Пока Господь совершал видимые чудеса, народ вокруг Него всё более прибавлялся. Как только Он заговорил о Хлебе Жизни, даже некоторые ученики смутились и покинули Его. Вопрос веры – качественного характера. По-настоящему верующих людей всегда немного. Они и составляют « ».

Многие люди не хотят труда. В духовности они ищут расслабления

Насколько сильной и глубокой или же слабой и поверхностной может быть вера человека? На мой взгляд, это зависит от его личных качеств, воспитания, ментальности, исторического пути его родины, привитых ему культурных традиций и многих других факторов. И всё же среди прочего есть то, что зависит от нас самих и что напрямую питает наше врожденное религиозное чувство. Это стремление к познанию Бога путем повседневного труда. Чтобы обрести живое общение с Христом, не обойтись без аскезы. Конечно, она будет не столь строгой, какова она была у светильников Христовой веры. Здесь речь не идет о монашеском посте, предложенном всем мирянам. Каждый должен сам найти ту меру духовных упражнений, которая будет ему под силу и которая будет давать результат. К этому возможно прийти только через опыт. А многие люди не хотят труда. В духовности они ищут, наоборот, – расслабления. Поэтому, попробовав однажды призывающей благодати, даром подаваемой человеку, многие ищут именно ее всю жизнь. Не Источника благодати, а лишь Его энергию, хоть скудно питающую духовно иссохшую душу. И как ни странно, такие люди называют себя истинно верующими православными христианами.

Нужно упрекнуть и нас самих, священнослужителей, в таком положении вещей. Для многих нужен пример. Верующие от нас ждут более того, чему нас учат в духовных семинариях и академиях. Конечно, радостно, что растет научный потенциал Церкви, но духовному опыту только по книжкам не научишься. Батюшка-молитвенник всегда востребован, его всегда любят и вокруг него сплачиваются. Такие священники способны своим словом и личным примером исправить некоторую кривизну духовной жизни прихожан. Но и здесь сделаю оговорку, на мой взгляд, существенную. Да, можно сетовать, что нет сейчас в городах таких подвижников, как народный батюшка . Но если бы такой сейчас и нашелся (а они есть, просто, может быть, не такого духовного роста и силы пока), всё равно не многие бы сами исправились. Народу хочется, чтобы кто-то за них работал. «Я грешу, но есть батюшка, который отпустит грех… Я болею, но зачем самому искать лекарства, если есть чудотворец?..» И если батюшки нет, его может заменить любая религиозная реликвия, святыня, которую привезли откуда-нибудь. В принципе, это примерные стереотипы поведения людей нашего времени.

Нужно искать Христа, а не только Его даров

Священник понимает, сколь мучительно состояние, когда Бог уже довольно давно не отвечает на твои молитвы, когда ты не слышишь Его голос. Тогда начинаешь просыпаться, ищешь причины, работаешь усердней. И когда снова слышишь Христа – наступает настоящая жизнь. Но ведь к этому призваны все мы. Нужно искать Христа, а не только Его даров.

Общение с Богом действительно требует тишины. Только внутренней. Большинству людей свойственно поверхностно воспринимать духовные истины, поэтому в их общении с Богом немаловажную роль играют естественные органы чувств. Ничто не должно им мешать. Здесь замечается некий буквализм евангельского изречения: «вера от слышания». Упрекать таких людей нельзя. Им нужно помочь поскорее преодолеть этот начальный этап в духовной жизни. Ведь, следуя святоотеческой литературе, мы можем заметить, что учиться молитве нам советуют с произношения ее вслух. Свое ухо должно слышать свой голос. Этим духовным упражнением мы как бы приводим в гармоничное состояние то, что у нас расстроено с течением времени. Слово Божие выступает здесь неким камертоном. Когда человек не настроил свой ум к пониманию до сей поры незнакомых ему слов, ему сложно не отвлекаться на посторонние звуки и движения вокруг него. Нередко при этом человек раздражается, когда что-то или кто-то ему мешает. Вспомните тот пример, который приводил митрополит Антоний (Блум) . Одна старушка сетовала на то, что, несмотря на свой многолетний «церковный стаж», она ни разу не почувствовала, что Бог есть и слышит ее. По совету духовника в свой монолог она наконец дала возможность вставить слово Богу. Именно в абсолютной тишине она и почувствовала то, о чем опытно говорил : Бог к нам ближе, чем вдыхаемый нами воздух. То есть важно не останавливаться на том, что уже пройдено, как это случилось с упомянутой старушкой. Ведь от вычитки всех молитвенных правил, стояний на Литургиях, соблюдении всех постов можно закостенеть, и всё это мало будет походить на живое общение с Богом.

И всё же человеку не следует пренебрегать посещением храма Божиего. Во-первых, того требует одна из заповедей декалога. Во-вторых, личный пример исполнения этой заповеди нам подал Спаситель. Обличая невежество учителей веры, в субботу Он неизменно находился в храме на молитве. Но это аргументы, которые обязывают человека, принявшего Крещение в Православии, приходить в храм. Есть другие, которые должны побуждать его участвовать в церковной молитве. Именно тогда человек может позиционировать себя христианином, когда его не принуждает что-то или кто-то идти в храм, а когда он делает это по велению своего сердца. И здесь всё очень просто: когда человек осознает, что Бог его любит, когда он ответит взаимностью, тогда всё становится на свои места. На это уходят порой годы. Человеку с улицы сложно понять, что Церковь – это Тело Христово, это Невеста Агнца, это Богочеловеческий организм… Человеку нужно почувствовать свое родство Богу.

Идя в храм, нам кажется, что мы идем в гости. Но когда приходим, то ощущаем себя дома. Это ли не чудо?

Господь открывает Свою любовь к нам через Воплощение, Распятие и . А любовь, как говорил тот же митрополит Антоний Сурожский, делает неравных равными. Попросту говоря, каждому из нас нужно разрушить ту стену, за которой, как нам кажется, прячется Бог. И эта стена легче всего разрушается именно в храме. Потому что, идя в храм, нам кажется, что мы идем в гости. Но когда приходим, то ощущаем себя дома. Это ли не чудо?

Я не знаю универсальной формулы, следуя которой, человек пришел бы в храм. Для священника тяжелее всего, наверное, когда его близкие родственники не считают необходимым для себя посещать храм хотя бы раз в неделю. Да что там! Даже если бы раз в месяц они удосужились прийти туда, это был бы повод к ликованию. Да, не бывает пророка в отечестве своем. Но здесь, по-моему, проблема намного глубже и комплексней. Мне кажется, что одного совета для всех просто не бывает. Есть одна для всех заповедь. И кто как ее транслирует в своем сознании, от этого зависит, какие советы ему нужны. Я, например, не люблю, когда кто-либо ждет удобного момента заманить близкого ему человека в храм. Наступила проблема – бегом туда, там всё очень скоро разрешится. А если не скоро? Спешим мы часто за Бога всё решать. А человек в случае «отказа» обиду на Бога затаил и ультиматум объявил: в храм ни ногой.

Не спешите обличать других в неисполнении 4-й заповеди, а себя заставляйте усерднее молиться за них и тем самым переносить их немощи

Нужно самому быть всегда на той частоте и в той чистоте с Богом, чтобы от Него услышать совет, как помочь человеку войти в храм и возвратиться туда по собственной воле. По-моему, человека нужно сначала расположить к храму. Допустим, сначала не его самого тащить туда, а сказать ему, что я в храме за тебя усердно помолюсь. Получит просимое – в следующий раз, может быть, сам попросит помолиться за него. Если и тогда заметит помощь свыше, то и сам придет. Особенно в том случае, если человек по натуре благодарный. Можно радоваться и тому, что в конце жизни кого-то Господь привел в храм твоими и стараниями. У меня есть такой опыт. И мне казалось, что этот человек совершил подвиг. Наверняка, и радость Неба передается в таком случае тебе. Так что я бы один совет дал не тем, кто не ходит в храм, а тем, кто считает его своим домом: докажите, что вы по-настоящему любите своих ближних. Не спешите обличать других в неисполнении 4-й заповеди; пытайтесь сами оправдывать других, а себя заставляйте усерднее молиться за них, тем самым переносить их немощи. Всему этому учит нас Евангелие и апостольские послания.

Но этим советом я не хотел бы утвердить в самоуспокоении и самооправдании принявших обеты Крещения, но их не исполняющих. Им бы я напомнил, что в вечности останется только любовь, всё остальное упразднится. И только любовь к Богу соединит нас с Ним навсегда. Рассмотрите беспристрастно свою любовь к Нему и Его к вам. Любящий Бога не задает себе вопрос, сколько нужно ходить в храм. Разве ожидание встречи для любящих друг друга – это не томительное испытание? Что же можно сказать об отношениях двух сторон, если для одной из них свидание с другой – это необходимость, усилие воли или нечто подобное?

Один святой сказал, что тот, кто не встретит Бога здесь, на земле, не встретит уже никогда Его. Не может Бог Сам Себе противоречить, отменяя то, что когда-то уже передал нам в заповедях. Если бы Он не объединял всех верующих в Него через Свою Церковь, то не пришел бы на землю подобным нам Человеком, не претерпел бы страшные страдания на Кресте, не предстал бы пред Своими учениками Воскресшим. Не было бы Тайной вечери, Которую Он заповедал творить в Свое воспоминание. И не сказал бы слов, которые свидетельствуют, есть ли на самом деле Бог в нашей душе (ведь так многие «богоносцы» любят оправдывать свое не хождение в храм): «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). Ведь именно Он сказал, что «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). О чем здесь идет речь, у всех еще есть время понять. А пока многим только кажется, что они живут. На самом деле медленно умирают. Потому что живут пока только для себя.

«Мы собираемся в Церкви ради любви
и ее выражения к Богу и друг другу»

, настоятель храма свв. апостолов Петра и Павла на Нивках, Киев:

– Господь дал людям дар веры вместе с мудростью и совестью. Человек устроен так, что он не всегда знает, но надеется и верит. Потребность в вере созидает человека, формирует его внутреннее «я» и дает осознать, что человек в мироздании не один, не выброшен на берег существования, как в пустыню. Это держит людей в трудное время, дает продвигаться к познанию смысла жизни.

Человек, умея организовывать всё вокруг себя, приводит к порядку, к чину и свою веру. Поэтому рождается религиозность как ответ на свою способность верить. Потому естественным является потребность людей поддерживать свою религию, религию своих родителей, видеть в ней источник своей культуры, видеть начало национальной и наднациональной идеи в религиозных переживаниях по отношению к своему Творцу.

Это вызывает искренний энтузиазм в дни всплеска религиозной самоидентификации, например в большие праздники, в дни прибытия тех или иных святых реликвий. Человеку приятно из своего окна видеть храм, который становится украшением пейзажа. Церковное здание одним своим существованием делает человека соучастником того, что в храме происходит. Особенно это касается людей, которые как-то участвовали в возведении церкви.

Однако религиозность создает свои правила, свои порядки, которые требуют подчинения как ради сосуществования внутри общины верных, так и ради отношений с Богом. Человек признает в большинстве случаев, что эти правила хороши, полезны. Но чаще всего относит их к другим. Показателен пример из Евангелия (см. главу 21). Воскресший Христос трижды спрашивает апостола Петра, любит ли он Его. Христос зовет его за Собой: «Иди за Мной». Но Петр оглядывается на другого ученика – Иоанна – и спрашивает не о своем призвании, а об Иоанне: «Господи! а он что?» Спаситель вынужден Петра урезонить: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною». На этом примере мы видим сущность человека – даже если он ученик Христов, – осознающего, что он обязан, но по греховной сути ищущего, на кого свои обязанности можно взвалить. Если дать развиться этим слабостям, то можно породить лицемерие, лукавство. О лукавстве говорят, что это последняя дань порядочности. То есть человек стремится выглядеть в глазах других, да и в своих тоже, как бы добропорядочным, но при этом он думает: «Я, что, сумасшедший поступать так?» или «Я же не фанатик…»

Чем больше рядом оказывается инакомыслия и иного поведения, тем чаще человек склоняется к «прогрессивному» мышлению, которое якобы заботится о самом человеке, бросая вызов его порядочности

Когда Церковь была частью жизни всего общества, благодаря государственной идеологии, тогда невозможно было человеку находиться вне жизни христианской общины, иначе он чувствовал себя изгоем. Человек невольно подчинялся существовавшим в Церкви правилам. Для него они не были чем-то чуждым, не становились обузой: все так жили. Возможно, он соблюдал их формально, но от этого они не были вне его внутреннего порядка. Чем больше рядом оказывается инакомыслия и иного поведения, тем чаще человек (после возмущений совести) склоняется к «прогрессивному» мышлению, которое якобы заботится о самом человеке, бросая вызов его порядочности. Ведь порядочность – это, прежде всего, приверженность порядку – порядку в душе. И теперь оружием против веры и надежды становится сомнение, а с ним и измельчание человека, который всё более превращается в обычного потребителя с псевдорелигиозными диванными запросами. Всё! Теперь в церковь он не пойдет: у него есть всё для оправдания, почему он не идет в храм.

И чем реже человек заглядывает в церковь, тем меньше у него на это потребности. Каждый приход в храм сопровождается сложным борением и уговариванием самого себя. А потом и близкими, оставшимися верными Церкви. В конце концов человек в некоем революционном порыве разрывает «религиозные ковы», применив решительность в вопросе ходить или не ходить в церковь. И теперь он чувствует себя свободным: он раз и навсегда решил, что Церковь с ее условностями и правилами ему не нужна. Такой человек никогда не признается даже себе, что в нем победил элементарный замшелый эгоизм и примитивная лень.

Однако всплески религиозной активности будут давать о себе знать время от времени, в дни радостных и печальных событий. Такие люди всё равно будут посещать церковь для того, чтобы поставить свечу и найти повод, чтобы еще некоторое время после не ходить в храм. А для этого целое раздолье: «кто ищет, тот всегда найдет».

Господь учит: если «молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Это написано в Евангелии от апостола Матфея в главе 6-й. Значит, молиться Богу надо тайно. А какова цель собрания верующих?

Апостол Павел и в Послании к Коринфянам, и в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам пишет о том, что Церковь есть Тело Христово. И делается она таковой посредством единства. В 1-м Послании к Коринфянам звучат такие слова апостола Павла: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». То есть Церковь собирается ради Литургии – общего дела. Так, собственно, и переводится слово «Литургия» – совместная работа.

Литургия – квинтэссенция чаяний Церкви, где высшее проявление единства есть . Через Них в наших жилах течет Кровь Христа! Те, кто причащался, становятся братьями и сестрами по одной крови – крови Христовой. И это нас делает христианами. Единство проявляет любовь. Потому невозможно причащаться, если имеешь гнев, обиду. Ибо тогда нет любви. Мы же в Церковь собираемся ради любви, ради ее выражения Богу и друг другу.

Каждый раз, когда ты в воскресенье или в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в своей жизни решение. Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной.

Ты – крещеный человек. Слава Богу. Но если крещеный, это не значит, что место в раю тебе обеспечено. Такой взгляд – не православный, еретический. Ведь важно еще, как живешь, ходишь ли в храм, какие мысли тебя отводят от Церкви…

А ведь отводят именно мысли.

Это только кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Мы говорим: «Мне пришла мысль». Вот именно – мысль пришла! Только вот – откуда? Есть мысли от Бога и есть мысли от лукавого. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал».

Вот набор самых распространенных мыслей, преграждающих нам путь к Богу, в церковь.

«Но я же посещаю храм…»

Так зачастую, оправдывая себя, говорят люди, которые заходят в церковь время от времени – освятить куличи, запастись крещенской водой. Постоять на крестинах. Проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И они искренне считают, что в церковь ходят.

Но сама Церковь так не считает.

Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу.

День седьмой – это воскресенье.

Воскресение Христово – основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение.

А знаешь ли ты, брат, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает.

Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в мiру с его целями и ценностями, порой чуждыми делу твоего спасения.

Всё живое растет постепенно и постоянно. И у нас не иногда, а постоянно живет душа. Она нуждается в постоянном питании и очищении. Питается она благодатью Святого Духа, которая нам подается прежде всего в православном храме. Тогда мы живем духовно, растем.

На работу мы идем, не задумываясь: идти? не идти? Как рабочий день – так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это всё – в основном для тела. Но человек – это, прежде всего, его душа.

Или, если бы школьники лишь время от времени заходили в школу, чему бы они научились?

Церковь – это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет толк.

«У меня Бог в душе».

А следовательно, в церковь ходить не обязательно. Он, мол, и так в душе.

Но ведь это же неправда.

Если бы действительно в нашей душе был Бог! Тогда бы мы стремились туда, где всё говорит о Боге, где славится Его имя, где находятся Его изображения, где Его особое присутствие, Его благодать. Тогда бы мы старались жить так, как Бог велит. А это Его воля – чтобы мы ходили в храм.

Церковь учит нас, что дьявол особенно боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви.

Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил:

– Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается – не мню.

Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к таинствам исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Ведь мы же регулярно моемся – очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня.

«Я еще не созрел»

«Зрей! – говорит дьявол. – Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни.

Этим приемом враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко крещению и венчанию. «Я еще не пришел к этому».

Чтобы прийти, нужно идти. Ну, так иди.

А куда идти?

Конечно, в храм.

«Не хожу в церковь, потому что это стало просто модой»

Не так давно одна молодая женщина, юрист по профессии, сказала:

– Я не хочу креститься, потому что это мода такая.

– А почему же вы в узких брюках? Разве это не стало модным в последнее время? – пришлось спросить у нее. – А то, что делали люди у нас на Руси тысячу с лишним лет, вы считаете чем-то мимолетным и изменчивым?

Вы – юрист, ваша профессия построена на логике. И вот видите, она перестает действовать в духовных вопросах. Почему? Потому что в жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу.

Было бы просто прекрасно, если бы модным было верить в Бога, честно трудиться, уважать старших, защищать Родину, хранить семейную верность… Еще лучше – если бы эта мода не менялась от сезона к сезону. Что плохого в такой моде?

«В церковь стало ходить много людей напоказ: политики стоят со свечками в руках, бандиты, я не хочу им уподобляться»

Правильно, не уподобляйся. Уподобляйся множеству других людей, которые всегда скромно ходили в церковь, рискуя даже своим положением в советское время, исповедовались, причащались… Уподобляйся полководцам Суворову и Кутузову, Пушкину и Достоевскому, академикам Павлову и Виноградову, святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, преподобным Сергию и Серафиму, миллионам православных русских людей – они ведь ходили в церковь. Уподобляйся множеству наших современников, которые сегодня искренне молятся Богу, проливая невидимые мiру слезы (как писал Гоголь, который ходил в церковь) за наше страждущее Отечество и вымирающий без Бога, без молитвы народ.

«Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мiровоззрение»

Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело, и мы увидим совершенно точно, что всё, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мiр, мiр ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще всё изменить и спасти свою душу. В будущей – будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно.

Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа – и получил от Него прощение и вечное спасение.

Значит, здесь, на этой земле, как бы мы ни жили до этого, никогда не поздно покаяться за всю прошлую жизнь и обратиться ко Господу.

«Я не знаю, как себя вести в церкви. А вдруг меня плохо встретят?»

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!) Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста…» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко – не всегда хорошо). По всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.

Набирайся духовного опыта: любимый бесовской прием – делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово (и сам, может, об этом уже пожалел), – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни – и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

«Я не такой уж сильно верующий»

Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера. Мы все – в пути.

Нужно не жизнь подстраивать под свое маловерие, а веру свою укреплять.

«С кем поведешься, от того и наберешься», – говорит народ.

Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой, – станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее.

Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помози моему неверию (Мк.9,24).

Господь поможет, Господь даст.

А верующему – всё возможно. Это тоже евангельская истина.

«На Бога надейся, а сам не плошай»

Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела… У христианина, который надеется на Бога, дел – невпроворот. И прежде всего – с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями – болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием… Только поворачивайся!

И, конечно, занимайся своими обычными делами – перекрестившись, помолившись.

Если Господь благословит твои труды, всё будет спориться, всё успеешь, и всё пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно.

А если год?

А если жизнь?

Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия – не задумываться.

Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его.

«А что в церкви делать?»

У каждого православного в церкви дел очень много.

Входя в храм (лучше – до начала службы), перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым. Поставь свечи: за здравие – перед иконами и за упокой – на канун, перед Крестом Спасителя. Подай записки с именами крещеных православных христиан – о здравии, о упокоении.

Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли.

С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся . То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли и чувства. Ты пришел говорить с Самой Любовью, с Богом. Не так давно почивший старец протоиерей Николай Гурьянов говорил:

– Какие вы счастливые, что вы верующие… Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве.

Старайся ни с кем не беседовать – вслушиваться, вдумываться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся – от всея души и от всего помышления нашего , как призывает нас Святая Церковь.

Можно молиться и своими словами – о самом важном, самом сокровенном. У всех есть такие сердечные просьбы.

О чем мы говорим с Богом?

Прежде всего, мы Бога благодарим.

Вот для чего мы ходим в церковь – в первую очередь.

А что касается болезней и всяких бед, которые тоже совершаются в жизни, то это – не от Бога, это от нашей греховности и от дьявола.

Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мiр бы захлебнулся в нем.

Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога.

Никакое добро не бывает «само собой разумеющимся». Это всё – победа над злом в главной битве, которая и есть – жизнь.

«Слава Богу за всё», – сказал в конце своей жизни, среди скорбей, великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.

Вторая наша просьба к Богу – о прощении грехов.

Все мы – грешные. И только Господь может нам прощать грехи, очищать наши души.

Третья просьба – о помощи Божией.

Все наши вопросы решаются прежде всего в церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные…

Генералиссимус А.В. Суворов учил своих солдат: «Молись Богу – от Него победа!»

У него не было ни одного поражения.

Мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Как и живем и всё делаем не только для себя, и не только своими силами. Мы молимся в церкви со всеми вместе о мире всего мiра. О Богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве. О своем городе или селе, и верою живущих в них. О изобилии плодов земных. О плавающих в море, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. О всех прежде почивших православных христианах.

«Я такой грешный, куда мне еще в церковь?»

Представьте себе человека, который скажет: «Я такой грязный, куда мне еще в баню?»

А куда же тебе еще?

Вот только в церковь вам и надо, драгоценные грешники! Нагрешили с три короба – пора очищаться, омываться, набираться сил для борьбы с грехом, учиться, как это делать. Церковь – школа борьбы с грехом. А хуже греха ничего нет. От него все беды, все слезы. Грех хуже смерти. Смерти никому из нас не избежать, а вот умирать с нераскаянными грехами – не приведи Господь. Уж больно тяжко будет потом. Пока есть возможность, пока еще не поздно – надо бежать в церковь, не откладывать ни дня.

Вот тут и подстерегает еще один прием.

«У меня нет времени. Мне некогда»

Если перевести эти слова на язык честный, то получится: «Я считаю, что у меня есть дела поважнее».

Но это не так. Более важного дела, чем спасение души, у нас нет.

Если же быть еще честнее, то придется признать, что мы, к сожалению, предпочитаем хождению в церковь не только дела, но даже их отсутствие.

Разве мы не уделяем часы и дни телевизору, интернету, чтению газет, телефонным разговорам? Мы ведь не отказываемся от этого, потому что на это нет времени. А это, может, и не приносит никакой пользы.

Сколько у нас ежедневных не только бесполезных, но даже вредных занятий: мы осуждаем, обсуждаем других людей, перемываем косточки начальству, от чего оно нисколько не становится лучше, и нам не прибавляется. Более того, мы духовно беднеем: набираем себе грехов, делаем более строгим к нам Суд Божий. Ведь Господь сказал: Не судите, да не судими будете (Мф.7,2).

А есть занятие, которое всегда меняет и жизнь, и нас самих к лучшему – это молитва.

«Я не понимаю, что в церкви говорят»

Пришел, допустим, первоклассник в школу, посидел, послушал, что говорят на уроках, сказал: «Мне непонятно!» – собрал ранец и пошел домой: «Лучше останусь дошкольником».

В первом классе нам многое было непонятно из программы десятилетки. Но в школу мы ходили. Каждый день вставали по будильнику. Преодолевали свою лень. (Вот еще что маскируется под всеми этими вескими якобы «причинами»).

Изучать английский язык мы не бросаем, сказав: «Слишком много непонятных слов».

Так же и здесь. Начни ходить в церковь – с каждый разом будет понятнее.

Да ведь уже многое понятно. Господи, помилуй – понятно. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу – понятно. Пресвятая Богородице, спаси нас – понятно. В молитве Отче наш… всё понятно. А ведь это – главные молитвы. Если вслушиваться, будет понятно и многое другое, всё больше и больше.

Язык Богослужения – церковно-славянский язык – это особый язык. На нем легче всего говорить с Богом. Это великое наше сокровище. Полностью он непереводим, незаменим русским языком.

Богослужение воспринимается не только разумом. Богослужение – это благодать. Это особая красота. Богослужение обращено ко всей душе человека. Оно и для глаза, и для уха, и для обоняния. Всё это вместе питает душу человека, и душа меняется, очищается, возвышается, хотя разум и не понимает, что с ней происходит.

Никто не выходит из храма таким же, каким в него вошел.

Купи Евангелие, читай дома. На современном русском языке, современным русским шрифтом. Всё это сегодня, слава Богу, доступно.

Один молодой человек как-то сказал батюшке, что не может ходить в церковь, пока не поймет, что там происходит.

Батюшка спросил его:

– А ты понимаешь, как у тебя в животе пища переваривается?

– Нет, – чистосердечно признался молодой человек.

– Ну, тогда пока не поймешь, не ешь, – посоветовал ему батюшка.