Партийная система - это что такое? Характеристика партийных систем и их разновидности. Многопартийность

Понятие партийной системы возникло в политической сфере жизни общества благодаря появлению политической партий . Партийная система - это совокупность политических партий страны, а также взаимосвязь между ними. Таким образом, партийная система - это особая конфигурация партий в политической системе страны, которая дает основание судить о внутренней и внешней политике самой страны.

Типы партийных систем.

  1. Однопартийная система - частное явление в политической жизни авторитарных и тоталитарных политических режимов . Существуют варианты, когда в однопартийной системе, кроме основной правящей партии, есть и другие политические партии, но они все мелкие и поддерживают основную партию. В нацистской Германии национал-социалисты вытеснили и уничтожили все остальные политические партии, а в СССР других партий, кроме КПСС, и не было, хотя в законодательстве запрета на них не было. В однопартийной системе власть правящей партии закреплена на законодательном уровне.
  2. Двухпартийная система . Характерная для англоязычных стран. Сейчас распространена в США и Австралии, раньше была в Великобритании. Реальную власть в государстве могут получить только две основные партии, причем остальные партии могут присутствовать (но никак не влиять на политическую сферу общественной жизни) или отсутствовать вообще (в США - только республиканцы и демократы).
  3. Двух с половиной партийная система . Подразумевает наличие еще как минимум одной незначительной политической партии, кроме двух основных. Это явление возникает, когда ни одна из двух главных партий на выборах не может набрать необходимого для победы количества голосов, - тогда на арену и выходят мелкие партии.
  4. Многопартийная система . Самый распространенный в Европе тип партийной системы. Менее стабильна, чем двухпартийная система, зато не так консервативна и может отражать больше социальных интересов различных социальных групп , классов, слоев населения.
  5. Партийная система с доминирующей партией. Это многопартийная система на бумаге и однопартийная система в реальности. Явление, когда много лет подряд на выборах побеждает одна и та же партия с огромным отрывом от остальных. В Японии Либерально-демократическая партия находилась без перерыва у власти в течение 38 лет. Такая система объясняется либо успешной политикой правящей партии (Япония), либо неразвитость партийной системы (Индия: Индийский национальный конгресс правил больше 30 лет).
  6. Беспартийная система. Явление, когда в стране не существует зарегистрированных политических партий (кандидаты выступают сами за себя, как в США времен Джорджа Вашингтона) или партии запрещены, как, например, в абсолютных монархиях (Иордания, Оман, ОАЭ).

Анализ понятия «партийная система» необходимо предварить выяснением содержания термина «система».

Система (греч. systema - составленное из частей, соединенное) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Один из классиков системного подхода Т. Парсонс дает следующее определение системы: система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное целостное единство. Важно подчеркнуть, что для системы характерно не только наличие связей и отношений: между образующими ее элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве системы более низкого порядка.

В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение понятия «элемент». Критериальное свойство элемента - его необходимое непосредственное участие в создании системы. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном её рассмотрении. В качестве элемента партийной системы выступает партия.

При анализе литературы, посвященной современным политическим системам, можно зафиксировать системы партийного и апартийного (беспартийного) типа. К апартийному типу относятся системы с отсутствием партий как таковых (например, некоторые страны с монархическим или авторитарным строем) или с номинальной однопартийной системой, в которой единственная партия сливается с государством; и становится формально партией, а реально - просто еще одной ступенью государственного управления. В качестве яркого примера современной апартийной политической системы можно привести Ливию. Как пишет ее лидер М. Каддафи: «Партийная система есть выхолащивание демократии… партийная система является откровенной, неприкрытой формой диктатуры». И все же в большинстве современных стран функционируют политические системы, носящие партийный характер.

В современной литературе существует два основных подхода к определению партийной системы.

Ряд авторов определяет партийную систему не только как взаимоотношения между партиями, но и как отношения партий с государством и другими политическими институтами страны. К примеру, Л.Н. Алисова определяет партийную систему как политическую структуру, состоящую «из совокупности политических партий разного типа с их стойкими связями и взаимоотношениями между собой, с государством и другими институтами власти, характером, условиями деятельности, взглядами на основные ценности политической культуры общества и степенью согласованности этих взглядов в ходе реализации принятых ими идеологических доктрин, форм и методов практической политической деятельности».

А.И. Соловьев дает еще одно определение подобного рода, согласно которому партийная система представляет собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.

Анализируя данный подход к определению партийной системы, следует отметить, что в нем отсутствует четкое разграничение понятий «партийная система» и ее «среда». Сторонники этого подхода включают в определение партийной системы взаимосвязь партий с различными политическими и общественными институтами (исполнительная власть, средства массовой информации; и др.), а также взаимодействие между партиями и гражданами страны, интересы которых призваны представлять партии. На наш взгляд, эти взаимосвязи относятся к среде, окружающей партийную систему, и, следовательно, включение их в определение партийной системы будет неточным.

Суть следующего подхода заключается в том, что партийная система рассматривается как взаимоотношения между партиями, без включения в понятие партийной системы связей с другими политическими и общественными институтами.

Так, классик политической социологии, французский исследователь партий и партийных систем Морис Дюверже характеризует партийную систему следующим образом: «В каждой стране в течение более или; менее длительного периода число партий, их внутренняя структура, их идеология, их относительные размеры, их альянсы, их типы оппозиции приобретают определенную стабильность. Этот стабильный ансамбль и образует систему партий». М. Дюверже утверждает, что в любой стране (за исключением государств с однопартийным режимом) сосуществуют несколько партий; формы и способы этого сосуществования определяют партийную систему страны. Партийная система характеризуется соотношением числа партий, соответствующих количественных параметров, союзами, географической локализацией, распределением в географическом спектре.

Известный польский исследователь Е. Вятр определяет партийную систему как совокупность отношений между легально действующими политическими партиями; эти отношения выражаются в соперничестве или в совместной борьбе за власть.

Русский мыслитель Б.Н. Чичерин подчеркивал, что характер партийной системы определяется возможностью и степенью реального участия легально существующих политических партий в формировании государственных органов, прежде всего правительства, а также возможностью воздействия этих партий на выработку и осуществление внутри- и внешнеполитического курса государства.

Некоторые исследователи считают, что партийная система России еще не сложилась и речь может идти только о квазисистеме Самсонова Т.Н. Сравнительный анализ многопартийной системы в современной и дореволюционной России // Вестник Московского университета. Сер. 12, Социально-политические исследования. - 1993. - №6., я придерживаюсь другой позиции, согласно которой главным критерием существования системы является не стабильный состав ее составляющих, а прежде всего устойчивость системообразующих связей, детерминирующих развитие системы. С этой позиции можно утверждать, что наряду с достаточно изученными партийными системами стабильных демократических государств существуют и малостабильные и нестабильные партийные системы переходного характера.

Отличительной особенностью российской многопартийной системы стало ее формирование в русле противоречивых, во многом деструктивных изменений в системе социальных отношений и в государственном устройстве России. В этом плане многопартийность в России не создавалась целенаправленно, а складывалась спонтанно как результат деятельности социально активного элемента из представителей различных социальных, национальных и профессиональных групп.

Как правило, при классификации партийных систем, во внимание принимается комплексный критерий, в который включают:

  • 1. Число партий;
  • 2. Наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;
  • 3. Уровень соревновательности между партиями.

Так, Дж. Сартори выделяет семь типов партийных систем, каждой из которых присущи определенные специфические отличия качественного характера. Это однопартийная система с партией гегемоном, система с преобладающей партией, двухпартийная система, система ограниченного плюрализма, система поляризованного плюрализма, атомизированная партийная система. Этот подход может быть использован и при изучении российской партийной системы.

К данной классификации следует добавить критерии наличия или отсутствия мнимой и искусственной многопартийности. Под искусственной многопартийностью следует понимать наличие среди элементов партийной системы партий - сателлитов крупной партии, под мнимой многопартийностью - наличие среди зарегистрированных на федеральном уровне элементов, которые не отвечают требованиям, предъявляемым к политической партии.

Таким образом, партийная система является тем институтом политического пространства, который связывает общество и власть, непосредственно содействует развитию политического участия граждан и, следовательно, способствует их политической социализации. Она выступает важным элементом гражданского общества и представительной демократии. Особенности партийной системы в значительной мере определяют специфику функционирования всей политической системы.

В зависимости от положения партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих партий складывается партийная система. Выбор партийной системы обусловлен уровнем политической и правовой культуры граждан, историческими традициями, этническим составом населения, конфессиональным спектром и расстановкой классовых сил. Правовой основой партийных систем являются конституция, избирательные законы, законодательство об общественных объединениях (ассоциациях) и политических партиях конкретной страны.

Партийная система - это система взаимоотношений политических партий между собой, с государством, с другими элементами политической системы и гражданами. Специфика партийных систем во многом определяется количеством партий, которые существуют и реально влияют на функционирование институтов государственной власти.

Одной из первых появилась традиционная буржуазно-демократическая партийная система , сформировавшаяся в Западной Европе и Северной Америке в XIX в. Деятельность ее подчинена следующим правилам:

  • - в обществе идет легальная борьба за власть;
  • - власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечивают себе поддержку парламентского большинства;
  • - постоянно существует легальная оппозиция, в том числе в парламенте;
  • - между политическими объединениями внутри партийной системы существует согласие (некий консенсус, от лат. consensus - согласие, единодушие) относительно соблюдения ранее установленных "правил игры".

В XX веке в результате кризиса демократических и авторитарных систем управления возникла социалистическая партийная система, характеризующаяся следующими параметрами:

  • - действует, как правило, одна легальная правящая партия (в редких случаях могут сосуществовать несколько других политических организаций - "демократических", "союзнических" при безусловной гегемонии правящей коммунистической партии);
  • - правящая партия руководит государством на всех уровнях управленческого аппарата и находится в привилегированном положении.

Авторитарная партийная система существует при таком типе правления, который является промежуточным. Здесь доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет отнюдь не главную роль в процессе осуществления власти и принятии решений. При этом допускается существование других партий.

Другая типология партийных систем основана на количественном критерии: многопартийная система, система фиксированного на основе закона числа партий, двухпартийная система, однопартийная система.

При классической многопартийной системе в избирательной борьбе участвует большое количество (всегда более двух) политических партий, и все они могут принимать участие в формировании правительства (Италия, Бельгия, Дания и т.д.). Поэтому в этих странах по итогам парламентских выборов обычно создаются коалиционные правительства, в которых участвуют представители из числа наиболее влиятельных трех-четырех или даже пяти партий. Некоторые влиятельные партии не участвуют в формировании правительства, представляя собой крупнейшие оппозиционные партии, оказывающие благодаря этому воздействие на выработку и проведение государственной политики (Бразилия с 1979 г. по настоящее время).

Выделяют многопартийные системы с одной доминирующей партией, когда в парламенте преобладает одна партия, формирующая правительство. Другие существующие в стране партии выступают как сотрудничающие или оппозиционные. Многопартийная система с одной доминирующей партией не предполагает законодательного закрепления монопольного господства доминирующей партии. Такую разновидность многопартийной системы зачастую называют "латиноамериканской моделью" из-за длительного ее использования в странах Центральной и Южной Америки. Наиболее показательный пример - Мексика, где президентом на протяжении 70 лет (с 1930 г. по 2000 г.) регулярно избирался представитель Институционно-революционной партии. И только в 2000 г. на президентских выборах смог победить кандидат от Национальной партии действия (создана в 1939 г.). Случаи таких систем не редки и в других частях света: Италия со второй половины 40-х гг. XX в. до 1963 г., где господствующей была Христианско-демократическая партия; Япония, где с середины 50-х гг. XX в. у власти стоит Либерально-демократическая партия; Швеция, где практически без перерывов с 1932 г. правительство формирует Социал-демократическая рабочая партия.

Система фиксированного законом числа партий имеет место в ряде развивающихся стран, где разрешается деятельность только тех партий, которые упомянуты в законе (например, двухпартийности в ряде государств Тропической Африки). В последней трети XX в. цель подобной системы - обеспечить приоритет сложившейся партийно-политической элите, а также рационализировать работу парламента и правительства в условиях большого разброса социальных интересов.

Своеобразие двухпартийной системы состоит в том, что при наличии множества партий реально претендуют на власть и попеременно формируют правительство лишь две из них. Одна партия правит, а другая, находясь в оппозиции, критикует ее, после чего в результате выборов они постоянно меняются местами. Мелкие партии могут иметь небольшое представительство в парламенте, выдвигать кандидатов в мэры городов и региональные органы власти (Великобритания). Тогда как в США только Республиканская и Демократическая партии были представлены в конгрессе за его более чем 200-летнюю историю.

Применение двухпартийной системы обеспечивает главным образом стабильность власти и очень высокую степень управляемости всеми процессами. При многопартийной системе органам власти приходится считаться с необходимостью согласования политических и экономических интересов многих активных политических акторов и групп. Кроме того, многопартийная система также предполагает необходимость учета интересов контрэлиты и населения в равной степени.

Однопартийные системы характерны для стран с недемократическими режимами, где легальный статус и право формировать правительство предоставляется одной, фактически государственной партии, пришедшей к власти революционным путем. При этом может сохраняться видимость многопартийности, которая сводится на нет закреплением в конституции ведущей роли одной партии (Куба на первом этапе социалистического развития, КНР, КНДР), т.е. недопустимостью реальной оппозиции.

В двух десятках зарубежных стран легальные политические партии отсутствуют - это преимущественно развивающиеся афро-азиатские государства (например, Саудовская Аравия, Бруней).

Функции и структура политических партий

Партии, будучи необходимым компонентом общественно-политической жизни, в современных обществах выполняют следующие функции:

  • o представительская - выражение интересов определенных групп населения (иногда на одинаковые социальные слои ориентируется несколько политических партий);
  • o социализаторская - вовлечение части населения в число своих членов или сторонников;
  • o идеологическая - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы и ее пропаганда;
  • o коммуникативная - поддержание устойчивых связей, в том числе и обратной связи между правящими кругами, институтами публичной власти и населением, избирателями. Партийные организации ориентируются и в определенной мере воздействуют на общественное мнение;
  • o собственно организационно-политическая - участие в борьбе за власть (подбор, выдвижение кадров и обеспечение условий их деятельности).

Поэтому под функциями политических партий следует понимать основные направления их деятельности, обусловленные стоящими перед ними целями и задачами.

Юридическим признаком политических партий является их признание в качестве одного из видов общественных объединений, специфическая задача которых - участие в формировании институтов государственной власти, органов регионального местного управления. Например, согласно закону ФРГ о политических партиях 1967 г. (в последней редакции) объединение утрачивает правовое положение партии, если оно в течение шести лет не участвует в выборах Бундестага или одного из ландтагов путем выдвижения своих кандидатов.

Партия организуется по инициативе учредителей (физические и юридические лица) и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в соответствующих государственных органах.

Цели и задачи партий формируются в их программах и уставах, к которым законодатель может предъявлять особые требования.

Структуру политических партий составляет партийный аппарат и рядовые члены. Партии, как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции - группы, выдвигающие программы, несколько отличные от общей, основной партийной программы, и выражающие особые интересы. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей. Однако по некоторым параметрам фракционность ослабляет партию, разрушает ее организационное единство, чем нередко пользуются политические конкуренты.

В настоящее время в разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. В зависимости от положения партий в политической системе, взаимодействии между ними, типа самих политических партий складывается партийная система.

Партийная система - это совокупность всех политических партий, действующих в рамках определенной политической системы и отношений между ними .

Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов. Среди них особо следует выделить такие, как:

    уровень политической зрелости общества;

    действующее законодательство;

    политическое сознание и культура общества, исторические традиции;

    национальный состав страны;

    религиозная ситуация в стране;

    расстановка социально-классовых сил и др.

Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и, прежде всего, конституция и избирательные законы.

Партийная система играет одну из главных ролей в политической жизни общества. Она как бы структурирует социальные интересы и политические взгляды, дает им возможность выражаться на общенациональном и местном уровнях, организует политические силы, в частности, избирателей, помогает партиям выдвигать своих представителей в законодательные и исполнительные органы власти. Наряду с государством институт партийной системы является вторым важнейшим каналом осуществления власти.

В политической литературе существуют разные методики классификации партийных систем. Наиболее распространенная основана на количественном критерии - числе партий, которые реально борются за власть или имеют влияние на нее. Соответственно этой методике выделяют однопартийную, двухпартийную и многопартийную системы (см. схему).

Партийные системы

однопартийная

двухпартийная

многопартийная

Одна легальная партия

Несколько партий, среди которых две ведущих

Много партий, среди них несколько влиятельных

Сращивание партийного аппарата с государственным

Формирование состава правительства партией, которая победила на выборах

Правительство формируется или на внепартийной основе или на условиях мирной коалиции

Демократический политический режим

(Куба, Северная Корея, Ливия и др.)

(США, Великобритания и др.)

(Украина, Франция, Италия и др.)

Схема

Однопартийные системы характерны для стран с авторитарными и тоталитарными режимами, где легальный статус и право формировать правительство представленные одной, практически государственной партии. Единственная партия превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией и государственная администрация лишь осуществляет их на практике.

Однопартийная система существовала в 20-40-х гг. ХХ в. в Италии, в 30-40-х гг. в Германии, в 20-80-х гг. - в Советском Союзе и в ряде других государств. Сегодня однопартийные системы сохраняются в таких странах, как Куба, Северная Корея, Лаос, Камерун, Габон и др.

В однопартийных системах единственная партия вынуждена выполнять намного более широкие и разнообразные функции. Она становится многофункциональной, особенно в тоталитарных системах, тяготеющих к контролю над всеми видами активности в обществе. Эта система может иметь временный успех. Но, в конечном итоге, она нестабильна и неэффективна. Она приемлема как временное явление в конкретных условиях отдельных государств. Однопартийность целесообразна и оправдана лишь в условиях переходных, исключительных или чрезвычайных.

Двухпартийная система представляет собой систему с двумя сильными политическими партиями, каждая из которых имеет возможность победить на выборах и сформировать свое правительство.

При двухпартийной системе возможное существование и иных партий, однако они не имеют реальных шансов встать у руля государства.

При такой системе одна партия правит, а другая, находясь в оппозиции, критикует ее. В результате выборов они время от времени меняются местами.

Двухпартийность полезна, поскольку ее результаты способствуют хорошему функционированию политической системы. Двухпартийность гарантирует стабильность правительства, поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство парламентских мест.

Одним из самых существенных недостатков двухпартийной системы является вынужденный обстоятельствами акцент на критику противников, а не на свои конструктивные предложения. Еще один недостаток состоит в том, что перестает существовать политический "центр".

Наиболее ярким примером двухпартийной системы является существование в США демократической и республиканской партий. Попытки в этой стране третьих партий победить на президентских выборах всегда заканчивались неудачей.

Мировой практике известные и такие партийные системы, которые называются "два плюса". Эта система является как бы переходной от двухпартийной к многопартийной: рядом с двумя традиционными партиями появляется и даже участвует во властных структурах третья партия. В ФРГ существуют крупные христианско-демократическая и социал-демократическая партии. Рядом с ними и партия свободных демократов, и "зеленых" завоевывают достаточно голосов для того, чтобы с ними считались две первых партии при формировании правительства. В Великобритании также в течение длительного времени рядом с двумя основными (консервативной и лейбористской) партиями существует и либеральная партия.

Многопартийная система означает, что на политической арене выступают три и более партии, каждая из которых на выборах собирает значительное число голосов. При многопартийной системе каждая партия имеет четко определенные идейно-политические или идеологические позиции, занимает свою нишу в политической системе. Спектр воззрений может простираться от крайне левых до крайне правых. Между двумя полюсами имеются партии, занимающие промежуточное положение и умеренные позиции.

Многопартийные системы более типичны для парламентской формы правления. Чаще всего ни одна из парламентских партий не способна набрать абсолютное большинство мест в парламенте и править в одиночку, и поэтому они вынуждены идти на компромисс и формировать правительственные органы на основе коалиций.

В целом, как и любому другому явлению, многопартийности также присущи свои плюсы и минусы. Их в свое время всесторонне проанализировал русский политолог ХІХ ст. Б. Чигерин. Но его выводы в полной мере относятся и к нашему времени.

К позитивным сторонам многопартийности относятся:

    всестороннее освещение политических вопросов, наличие у людей политической позиции;

    существование оппозиции, не прощающей промахов, сдерживающей бюрократизацию, заставляющей правительство действовать эффективно;

    воспитание в партиях организованности, дисциплины, необходимых для победы над конкурентами;

    выявление и выдвижение в политической борьбе действительно даровитых людей.

Негативное в многопартийности Б. Чигерин видел в следующем:

    систематическое одностороннее направление взглядов и действий членов партии, так как они на все смотрят ее глазами и интересами ее политической борьбы. Например, член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно;

    в политической борьбе разгораются страсти. Для победы сторонники различных партий взывают к самым низменным потребностям масс. В силу этого портятся общественные нравы;

    для достижения своих целей партии прибегают к любым, порой нечистоплотным средствам: лжи, клевете и др. Ложь становится обыденной в общественной жизни, и к ней привыкают;

    непрерывная борьба ведет к ослаблению правительственной власти, ее силы расходуются на борьбу с оппозицией.

Следовательно, многопартийность – это общественное благо, источник развития политической жизни, но и фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали вообще.

Многопартийная система может принимать блоковую форму, когда политические партии группируются в блоки.

Вопросы и задания:

1.Что такое политическая партия? Чем отличается политическая партия от других общественных организаций?

2. Назовите основные предпосылки возникновения современных партий:

А) действие закона общественного разделения труда;

Б) введение всеобщего избирательного права;

В) отмена запрета на формирование партий;

Г) усиление роли отдельных личностей в истории;

Д) формирование социально-классовой структуры индустриального типа.

3. Перечислите основные (безусловные) признаки политической партии:

А) наличие официально принятой программы;

Б) фиксированное членство;

В) уплата членских взносов;

Г) стремление к завоеванию и участию во власти;

Д) наличие формальной организационной структуры;

Е) специфический правовой режим функционирования в обществе.

4. Какие функции выполняют партии в обществе?

5. Сравните кадровые и массовые партии по следующим признакам: а) строение партии, б) принципы деятельности, в) характер членства.

6. В чем различие оппозиционных и правящих партий?

7. Партийная система – это:

А) свод правил, принятых в той или иной партии;

Б) союз дружественных партий;

В) совокупность всех партий, действующих в рамках политической системы и отношений между ними;

Г) совокупность легально действующих в стране политических партий.

8. Сформулируйте достоинства и недостатки однопартийной, двухпартийной и многопартийной систем.

9. От каких факторов зависит выбор той или иной партийной системы в обществе?

10. Чем обусловливается существование такого многообразия партий в современной Украине?

11. По каким критериям различаются современные украинские партии?

Литература

Білоус А. Виборче законодавство та партійна система України в порівнянні з деякими країнами ЄС та Східної Європи // Нова політика. – 1999. - № 1.

Білоус А. Політико-правові системи: світ і Україна. – К., 2000.

Галкин А. Массовая партия сегодня // Свободная мысль – ХХI. – 2000. - № 1.

Галкин А. Модель партии ХХI в. // Свободная мысль – ХХI - 2000. - № 6.

Дюверже М. Политические партии. - М., 2000.

Нікорич А.В. Політологія. - Харків, 2001.

Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. - К., 2001.

Политология / Под ред. М.А. Василика. – М.. 2001.

Політологія / За ред.. О. В. Бабкіної, В. П. Горбатенка. – К., 2001.

Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Полис -1991. - № 1,2.

Партийная система – это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть.

В мире существует большое многообразие политических систем. И проявление того или иного типа партийной системы зависит от следующих факторов:

· уровня экономического развития общества;

· соотношения социально-классовых сил в обществе;

· степени зрелости общественных отношений;

· национального состава населения;

· исторических и религиозных традиций.

Кроме этого, проявление определенной партийной системы в обществе зависит от политического режима, каждому политическому режиму присущ определенный вид партийной системы.

При демократическом режиме существует многопартийная система. Многопартийность – это результат длительного развития политических систем. Количественный параметр носит при всей его значимости формальный характер, так как множество партий не является критерием демократизма, показателем развитости и эффективности партийной и политической системы, так как несколько партий может существовать и при авторитарных режимах.

Многопартийность – необходимый фактор для развития демократии. При многопартийности преодолевается монополия одной партии на власть, внедряется в партии и сознание людей альтернативность мышления.

Конкретная структура многопартийной системы меняется в зависимости от страны. Рассмотрим некоторые возможные варианты партийных систем при демократии:

1. Уклад доминаций – многопартийная система с одной доминирующей партией. Примером проявления такого типа партийных систем является Япония, Италия.

2. Двухпартийный уклад – партийная система с двумя влиятельными партиями. Пример – США, Англия, Канада.

Феномен партийной системы США заключается в существовании двух партий, республиканской и демократической, мало чем отличающихся друг от друга.


У каждой, конечно, есть свой взгляд на власть и общественное отношение, но они сходятся в главном – в своем отношении к существующему общественному строю. Характерная черта для этой системы – это то, что она автоматически обеспечивает одной, из двух партий, большинство мест в парламенте или победу на президентских выборах.

3. Неполяризованная коалиционная партийная система. Эта система отличается тем, что ни одна из партий не пользуется преобладающим влиянием на избирателей. При неполяризованной коалиционной партийной системе отсутствует возможность для создания прочных партийных коалиций. Страны, где имеет место рассматриваемая партийная система: Бельгия, Дания, Нидерланды, Финляндия.

4. Поляризованная коалиционная партийная система. При такой системе существует две партии с полярными политическими ориентациями, в течение длительного времени по своему влиянию на избирателей почти не уступающие друг другу. Однако в такой системе, рядом с двумя основными партиями находится третья, в чьей возможности определить успех одной из первых двух путем создания коалиции с одной из них.

Для авторитарного режима характерны однопартийные системы. Роль партии в этой системе – организация поддержки со стороны масс относительно государственного руководства. Кроме этого, при авторитарных режимах может проявляться «квази­многопартийная» система, прикрывающая многопартийными формами однопартийное содержание. При такой системе политические партии являются карманными у одной правящей партии. И однопартийная система, и «квазимногопартийная» система не предоставляют возможностей для выражения различных интересов и идей.

Для тоталитарного режима характерна только одна партия, другие распущены или запрещены. Чаще всего такие партийные системы трансформируются в партгосударственную систему, при которой наблюдается сращивание государственных и партийных структур.