Как найти духовного наставника? Нужен ли человеку духовный наставник? Зачем необходимо духовное руководство? Кто такой духовник

Добрый день, уважаемые читатели.

Не так давно один из моих читателей, Василий, затронул вопрос необходимости / не необходимости Духовника для православного человека. Т.е. Василий обозначил это так: "....необходимо советоваться со своим духовником. Он должен руководить вашим чтением".

До этого момента мне мысли о Духовнике в голову не приходили. А теперь задумалась.

Итак, действительно ли нам, православным (и только начинающим свой путь) нужен такой помощник? Или мы можем сами, с помощью Господа, идти своим путем?

Как всегда начну с определения.
Википедия - Духовни́к или Духо́вный оте́ц - в православной Церкви обычно священник как совершитель таинства покаяния.

Азбука.ру - Духовником в Православной Церкви называется священник как совершитель таинства покаяния.
Духовником в монастыре принято называть особое должностное лицо в обязанности которого входит духовное руководство братии по пути ко спасению. Основной обязанностью духовника является пастырское попечение о насельниках монастыря и их духовном состоянии. Он способствует тому, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн. Для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: так называется в прав. церкви священник как совершитель таинства покаяния. Духовнику под опасением потери духов. сана запрещается открывать грехи исповедающегося или укорять его за них; после исповеди они должны быть им забыты. Исключений из этого правила допускается два: а) если бы кто на исповеди объявил о злом умысле против государя и общественного порядка, не высказав при этом отречения от такого умысла; б) если кто хотя тайно, но умышленно произвел в народе соблазн (религиозный вымысел, ложное чудо) и на исповеди не изъявил согласия публичным объявлением о том уничтожить последствия соблазна. Запрещается при исповеди делать различие между людьми знатными и простыми, поблажать одним и строго относиться к другим, обращать исповедь в средство вымогательства и нескромных просьб. Запрещается исповедовать несколько человек разом, не только взрослых, но и детей. При исповеди глухонемых и говорящих на неизвестном духовнику языке ему дозволяется обращаться для ознакомления с нравственным состоянием исповедающегося к его родственникам, а также предлагать ему изложить свои грехи письменно; эта запись должна быть сожжена в его присутствии. При вразумлении кающегося и при назначении ему епитимии (см.) Д. обязан различать грехи простительные (неведения и немощи) и смертные, в случае нераскаяния лишающие христианина благодати. Подпись Д. как свидетеля на духовном завещании признается в известных случаях равною подписям двух посторонних свидетелей.

Читая эти строки, понимаешь, что помощь такого человека, Духовника, очень бы хотелось иметь. А еще, наверное, хотелось бы, чтобы такой человек был всегда доступен для общения с тобой.

Просматривая свой жизненный и духовный путь, понимаю, что пока что у меня такого Наставника нет....
Что же делать и стоит ли предпринимать какие-либо шаги в поиске Духовника. Вопрос открытый.

Если посмотреть информацию в интернете, то вот что находим.
священник Александр ДЯГИЛЕВ: "Как найти духовного отца?Вопрос очень не простой. Дело в том, что в православной аскетической литературе очень часто звучит тема о необходимости найти опытного духовного наставника и о том, как тщательно следует исполнять его благословения, воспринимая их как волю Божию, избегая самочиния, и регулярно исповедывать ему свои грехи и все помыслы.
Однако эта практика во многом относится к монашествующим....Так что вывод простой: идите в храм, прихожанином которого вы себя считаете, найдите священника из служащих в нем, которому вы духовно доверяете, к которому вы предпочтете ходить на исповедь, и молитесь о нем, чтобы Господь через него открывал вам Свою волю"

Или вот еще один интересный ресурс, который так и называется духовник.ру, и на котором есть целый раздел "Как найти Духовника":

Извините, мои дорогие читатели, что так сумбурно я описала свои мысли. На данный момент и на данном этапе своего становления как православного христианина не могу я точно сказать категорически нужен или не нужен мне/нам Духовник, стоит (и как это делать) или не стоит его искать. Буду находиться в размышлениях. Если же у вас есть опыт в этом вопросе, сомнения или вопросы - пишите! Может быть, вместе легче будет разобраться.

Кто такой духовник? Как не ошибиться в выборе духовного наставника? На эти сложные вопросы Вам ответит епископ Пантелеимон (Шатов) в данной статье.

Кто такой духовник, духовный отец? Лучше искать духовника из монахов или из женатого духовенства?

Духовником обычно называют священника, к которому регулярно ходят на исповедь (у кого исповедуются по преимуществу), с кем советуются в сложных жизненных вопросах. Слова духовника принимают как совет. Тот духовник, который требует абсолютного подчинения себе, настаивает на буквальном, строгом, неукоснительном исполнении своих советов, претендует на роль старца – может сильно навредить; духовника нужно выбирать, как мне кажется, кроткого и смиренного.

Духовный отец – это духовник, который давно знает человека, приходящего к нему на исповедь, хорошо с ним знаком, засвидетельствовал своим внимательным отношением к человеку свою любовь к нему. Я обычно не делаю различия между духовником и духовным отцом, мне кажется, это понятия в принципе одинаковые, но духовный отец –– это, возможно, тот духовник, который в большей степени заботится о своих духовных чадах, уделяет им больше времени, кого сами духовные чада называют духовным отцом.

Как выбрать духовника?

Отношение к духовнику должно быть все-таки осторожным. В наше время есть случаи, когда священники уклоняются от того, чтобы быть духовниками, или по ложному смирению, или по нежеланию заниматься пастырским трудом, а бывает другая крайность, когда человек возомнил о себе, что он хороший духовник, и ему нравится управлять духовной жизнью своих чад, – таких духовников, конечно, нужно избегать. Духовник должен быть и добрым и смиренным, но и взыскательным и строгим.

Духовник может быть и из монахов, и из белого духовенства, всё зависит от человека, а не от того, к какому сословию он принадлежит. И в миру есть как очень хорошие священники, так и нерадивые, и в монастыре есть люди, которые дают совершенно неправильные советы, невыполнимые епитимьи и поклоны за уже исповеданные грехи, а есть замечательные старцы. Также бывает, что монашествующие, которые ушли в монастырь в молодом возрасте, плохо знают семейную жизнь и иногда могут ошибиться в своих рекомендациях, не понимая все тонкости семейных проблем.

Исповедаться лучше только у своего духовника, правда бывает такая крайность, когда человек отказывается, даже в случае нужды(болезнь, долгое отсутствие духовника) исповедоваться у другого священника.

Есть опасность, особенно для девушек, женщин – душевной привязанности к духовнику. Иногда это приводит к очень тяжелым последствиям. Здесь нужно отличать душевную привязанность от духовной связи с духовником. Как отличать душевную привязанность? Ее признаками являются: ревность, зависть к другим(«им батюшка больше уделяет времени, а мне меньше»), желание одной ласковости со стороны духовника, обиды на его строгость.

Нельзя допускать душевной привязанности к духовнику, нужно этого очень бояться. Если появляются какие-то проблемы в отношениях с духовником, можно подойти к духовнику вашего духовника и попытаться с ним эти вопросы решить.

Ты когда-нибудь задумывался: есть ли различия между духовником, духовным отцом и старцем?

Давай с тобой сразу определимся в терминах и уточним, кого называют духовником, духовным отцом и старцем. Церковный народ и церковные писатели эти термины часто используют как синонимы. И нередко всеми ими именуют одного и того же священнослужителя. В дальнейшем и я буду придерживаться такой же традиции, однако сейчас нам с тобой важно определить узкий смысл этих понятий: духовник, духовный отец и старец. Тем более, что некоторые церковные писатели проводят четкое разграничение между этими наименованиями.

Духовник.

Кто же такой духовник? Духовниками являются все священники. При рукоположении каждому из них дается право принимать исповедь и давать наставление людям, обращающимся к ним за советом. При этом священники, сознавая свое несовершенство, конечно, не должны дерзновенно брать на себя права и обязанности святых старцев. Наставничество священника заключается в том, чтобы точно излагать людям вероучение Церкви.

Как-то раз к старцу Паисию Афонскому приехал адвокат из Афин. Во время беседы он вынул книгу и открыл ее. Старец, сидевший напротив, спросил:

− Что это у тебя?

− Священное Писание, геронда. Хочу спросить вас о некоторых вещах.

− Возьми, чадо, бумагу, карандаш и пиши! − молвил отец Паисий.

Когда адвокат приготовился к записи, прозорливый старец сказал:

− Напиши на этой бумаге все свои грехи, ступай к духовнику твоему, исповедуйся и очисти свой ум от греха. И после того как очистишь и будешь понимать больше, приходи сюда, спросишь, что хочешь.

Адвокат растерялся и тихо признался:

− У меня нет духовника.

− Знаю, поэтому и говорю тебе это.

Однако адвокат захотел оправдаться:

− Знаете, геронда, у нас в Афинах нет хороших священников-духовников. Может, вы имеете в виду кого-либо, посоветуйте мне.

− Послушай, чадо, − твердо сказал старец Паисий, − все священники-духовники хорошие, потому что носят епитрахиль. На них − Божественная благодать, и когда они читают разрешительную молитву, Бог все прощает. Итак, иди в церковь и исповедуйся!

Старец Паисий часто подчеркивал своим собеседникам, что во время исповеди через священника действует Сам Бог. Поэтому каждый из них имеет возможность принимать исповедь и прощать людям грехи. Однако при этом старец пояснял:

− Если кто нуждается в духовном наставнике, то ему не следует идти наудачу. Наставлять могут только те, кто прежде сам позаботился о своем очищении. Обретя опыт через делание, они получают заповедь и учить.

Ты понимаешь, о чем говорил старец Паисий? Малоопытный в духовном отношении священник в своих проповедях может прекрасно излагать евангельское учение и церковные догматы, однако он неспособен решить конкретную проблему. Он преподаст тебе общие правила, но у него может не получиться применить их в твоем частном случае.

Что же делать, если рядом нет опытных пастырей? За неимением опытных вполне можно обращаться за советом к любому священнику. Однако при этом надо соблюдать благоразумную осмотрительность, которая должна основываться на знании Священного Писания и наследия Святых Отцов.

− Изучай Божественные писания и писания Святых Отцов, − наставлял преподобный Симеон Новый Богослов, − чтобы с ними сличать то, чему учит тебя твой учитель, и чтобы как в зеркале видеть, насколько они согласны между собою. Согласное с писаниями надо усваивать и удерживать в мысли, а несогласное необходимо отвергать, дабы не прельститься: «Ибо знай, что во дни сии много явилось прелестников и обманщиков» 13 .

Если тебя окружают только духовно незрелые священники, то это, конечно, печально. Когда Петр Александрович Брянчанинов оказался в подобной ситуации, он получил от своего знаменитого брата, епископа Игнатия, письмо. Святитель писал: «Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами святителя Тихона, Димитрия Ростовского и Георгия Затворника, а из древних − Златоуста; говори духовнику грехи твои − и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность».

Когда ты попросил у священника наставления, а затем у тебя возникло сомнение в его словах, можно посоветоваться по интересующему тебя вопросу и с близкими тебе благочестивыми христианами. Конечно, это не означает, что тебе надо относиться подозрительно к священникам и обсуждать все их наставления. Просто здесь уместна пословица: «Доверяй, но проверяй». Как это делать? При проверке, разумеется, ни в коем случае не называй имя священника и то, что он тебе сказал, чтобы не оказаться заурядным сплетником. Вопрос, который задавал ему, задай другим, выслушай их ответы и, помолившись, сделай выбор.

Духовный отец.

Святитель Феофан Затворник различал понятия «духовник» и «духовный отец». Духовник − это священник, у которого исповедуются, духовный отец − тот пастырь, чьими советами еще и руководствуются в жизни. «Исповедоваться можно у любого священника, но руководствоваться необходимо советами кого-то одного», − говорил замечательный подвижник XX века архимандрит Серафим (Тяпочкин).

Поискам духовного отца собственно и посвящены мои письма к тебе. Как найти духовного отца и жить под его руководством − цель нашего с тобой разговора.

Не ожидай, что духовный отец будет каждый день вещать тебе пророчества и совершать перед тобой чудеса. Его задача совсем другая: он должен постоянно руководить твоей жизнью. Для этого совсем не требуется человек, достигший святости. Конечно, было бы замечательно, если бы ты обрел такого наставника. Однако святых во все времена было немного, тем более их мало в современном мире. Поэтому для тебя вполне подойдет благочестивый и духовно опытный пастырь, каких немало на нашей православной Руси.

Если человек ставит перед собой цель найти только святого наставника, он может оказаться на своем жизненном пути и вовсе без духовного руководства. Будь смиренным в своих стремлениях, и Господь пошлет тебе истинного духовного отца. Если для твоего спасения будут необходимы чудеса и пророчества, Спаситель даст тебе и то и другое через самого простого и скромного священнослужителя.

Хочу сказать тебе, что история старчества и духовничества насчитывает много столетий. Об этом церковном явлении написано немало книг. Если есть желание, можешь их прочитать. Отмечу только, что современное духовничество является преемником древнего старчества, зародившегося среди монахов египетских пустынь.

В Византии, а затем и у нас на Руси, центрами старчества были монастыри! В Древней Руси духовные отцы, служившие на приходах, по своему влиянию на своих духовных чад почти ничем не отличались от монастырских старцев. В наше время, когда многое в церковной жизни изменилось, большинство приходских и монастырских священников, конечно, старцами не являются. Жизнь под их руководством во многом напоминает «жительство по совету», когда духовный отец выступает для своей паствы в качестве более духовно опытного брата во Христе.

Расскажу тебе о том, как искала духовного руководителя одна православная христианка.

Ольга Михайловна Чавчавадзе в молодости очень хотела найти духовного отца. Когда девушка услышала, что в Гжатске живет игумен Никон (Воробьев; 1894-1963), известный своей духовностью пастырь, она с надеждой отправилась в этот город.

Отец Никон очень доброжелательно принял Ольгу Михайловну, но сказал, что будет ее духовником, а не духовным отцом − так он никогда себя не называет.

Ольга Михайловна вспоминала: «Кроме того, отец Никон почти сразу заметил, что неполезно жить рядом с человеком, который знает, как надо жить, но не живет так. Он говорил это по великому смирению, но с большой простотой.

Игумен Никон руководил духовной жизнью многих людей. При этом его представления о духовничестве были настолько высоки, что он не находил себя вправе называть духовным отцом кого-либо. В одном из своих писем игумен Никон объяснял: «У Вас должно было бы напечататься в сознании мое мнение, что я не могу никак руководить в духовной жизни, потому что не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел никого способного к этому, также не видел ни одного «чада», способного к послушанию и к жизни под руководством духовного «отца». Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей».

Несмотря на весь свой благодатный опыт и духовный авторитет, отец Никон до конца жизни старался быть для своих многочисленных духовных детей не отцом, а братом. Желаю тебе, чтобы в поисках духовного отца ты ориентировался на такие личности, как приснопамятный игумен Никон.

Старец.

Известный церковный писатель Иван Михайлович Концевич писал, что один опытный священник, говоря о духовном руководстве и оттеняя различие между старчеством и духовничеством, выразился так: духовный отец направляет на путь спасения, а старец ведет по этому пути.

Ты хочешь узнать, каким образом строятся отношения старца и его ученика? Между ними, можно сказать, заключается духовный договор: старец берет на себя обязанность спасти душу ученика, а тот отдает себя в полное послушание старцу, отсекая свою волю во всех жизненных обстоятельствах.

Старец руководит каждым шагом ученика, сделанным им в своей жизни. Ученик должен беспрекословно и без рассуждения выполнять все распоряжения своего наставника, так как непосредственно через него открывается воля Божия. Старец принимает исповедь ученика, который рассказывает ему обо всех своих мыслях, чувствах и делах без исключения. Старец наказывает и поощряет ученика сообразно своей воле, движимой Духом Святым. Поэтому, как ты понимаешь, для старца мало быть человеком праведным. Для выполнения своей миссии ему необходимы особые дары Божии.

Иван Михайлович Концевич отмечал, что «старчество − это особое благодатное дарование, харизма, непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости».

Наверное, ты уже немало наслышан о старцах и о том, что многие христиане полагают за счастье жить под их руководством?

Иногда люди, прочитав в книгах о старцах, начинают искать для себя подобных духовных руководителей. При этом часто они не отдают себе отчета в том, что сами неспособны по своему духовному развитию преклонить свою душу под благое и беспрекословное иго послушания. Поэтому Господь и не дает незрелым христианам старцев. Да где же и взять старцев, когда не хватает людей, готовых к послушничеству.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) считал, что послушание старцам в том виде, в котором оно существовало в среде древнего монашества, не дано нашему времени. Истинное послушничество есть высокое духовное Таинство. «Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное, благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его».

Если человек неразумно упорствует в поисках старца, он может принять за такового лжестарца, к которому приведут его нечистые духи.

Советую тебе пока не помышлять о старце. Если будет необходимость, Сам Господь пошлет тебе истинного старца. Сейчас же ищи хорошего духовного отца. Послушание ему не является безусловным. Поэтому, если вдруг твой наставник окажется неискусным в духовном руководстве, ты не понесешь большого вреда. При полном же послушании лжестарцу урон, принесенный тебе, может оказаться непоправимым.

Ты можешь спросить: почему, рассказывая тебе в основном о духовном отце, я часто привожу примеры из жизни различных знаменитых старцев? Потому что эти случаи очень яркие и поучительные. Взаимоотношения между истинным старцем и настоящим учеником − идеальны. В отношении к своему духовному отцу ты должен ориентироваться именно на них.

Протоиерей Вячеслав Тулупов

Духовник

Духовни́к или Духо́вный отец - в православной церкви священник как совершитель таинства покаяния .

У духовника православный христианин регулярно исповедуется, являясь по отношению к нему «духовным чадом». Духовник не только руководит духовной жизнью чада, утешает в скорбях и советом помогает ему разрешить различные житейские вопросы, но обычно также молится о своём чаде. Основные качества духовника, по учению Православной Церкви - это смирение , рассудительность и любовь.

Духовнику под опасением потери духовного сана запрещается открывать грехи исповедающегося или укорять его за них; после исповеди они должны быть им забыты. До 1917 года допускалось два исключения из этого правила:

  • если бы кто на исповеди объявил о злом умысле против государя и общественного порядка, не высказав при этом отречения от такого умысла;
  • если кто, хотя тайно, но умышленно произвёл в народе соблазн (религиозный вымысел, ложное чудо) и на исповеди не изъявил согласия публичным объявлением о том уничтожить последствия соблазна.

В настоящее время грехи, открытые на исповеди, не подлежат огласке ни под каким видом , в том числе и при даче показаний на следствии и в суде .

Запрещается при исповеди делать различие между людьми знатными и простыми, поблажать одним и строго относиться к другим, обращать исповедь в средство вымогательства и нескромных просьб. Запрещается исповедовать несколько человек одновременно, не только взрослых, но и детей. При исповеди глухонемых и говорящих на неизвестном духовнику языке ему дозволяется обращаться для ознакомления с нравственным состоянием исповедающегося к его родственникам, а также предлагать ему изложить свои грехи письменно; эта запись должна быть сожжена в его присутствии. При вразумлении кающегося и при назначении ему епитимии , духовник обязан различать грехи простительные (неведения и немощи) и смертные , в случае нераскаяния лишающие христианина благодати .

Примечания

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Духовник" в других словарях:

    Исповедник, священник, духовный отец Словарь русских синонимов. духовник духовный отец, исповедник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    духовник - (не рекомендуется духовник) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ДУХОВНИК, духовника, муж. (церк.). Священник, который принимает исповедь (по отношению к исповедующемуся лицу). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ДУХОВНИК, а, муж., чей или кого. Священник, к рый принимает исповедь у кого н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Духовник - священник православной церкви, совершающий таинство покаяния, духовный отец христианина или образовательного учреждения православной ориентации. Он принимает исповеди, наставляет, дает советы, благословляет, участвует в религиозных праздниках,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Духовник - (или дух. о., калька с греч.) в правосл. церкви свящ. (монашествующий или женатый), проводящий исповедь и совершающий таинство покаяния. Под угрозой потери священного сана Д. запрещается разглашать грехи исповедующегося или укорять его за них… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    ДУХОВНИК - [духовный отец; греч. πνευματικὸς πατήρ], в правосл. Церкви священник или старец монах (в древности часто не имевший хиротонии, но обладавший духовным авторитетом), регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к… … Православная энциклопедия

    Так называется в прав. церкви священник как совершитель таинства покаяния. Духовнику под опасением потери духов. сана запрещается открывать грехи исповедающегося или укорять его за них; после исповеди они должны быть им забыты. Исключений из… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    М. 1. Священник, который постоянно принимает исповедь у исповедующегося лица (в православной церкви). 2. Духовный наставник. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Духовник, духовники, духовника, духовников, духовнику, духовникам, духовника, духовников, духовником, духовниками, духовнике, духовниках (

Как пастырь, совершитель таинства покаяния; 2) духовный наставник; 3) особое должностное лицо в , в обязанности которого входит духовное руководство братиями (сестрами) на пути ко (основной обязанностью такого духовника является пастырское попечение о насельниках монастыря и их духовном состоянии; он способствует тому, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн; для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути).

Духовник

Кандидат богословия, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии, протоиерей Александр Глебов

Ведущая. Кто такой духовник, для чего он нужен, и обязательно ли каждому верующему человеку иметь своего духовника?
Отец Александр. Вопрос о духовнике, или духовном отце, очень сложен, и в границах нашей передачи дать какой-то исчерпывающий ответ на этот вопрос достаточно сложно. Поэтому я обращу внимание наших телезрителей на несколько тем, которые мне представляются наиболее важными.
Первое: кто такой духовник? Духовник руководствует и наставляет человека в его духовной жизни, в деле спасения. Понятно, что духовник в первую очередь должен сам обладать духовным опытом. Он также должен обладать умением передать этот опыт другим людям. Не каждый священник может быть духовником. За это не стоит упрекать священников, потому что научиться быть духовником невозможно ни в семинарии, ни в академии, это не дается человеку в Таинстве Священства. Это, своего рода, харизма, некая способность. Такой способностью обладает далеко не каждый человек, поэтому лучше вовсе остаться без духовника, нежели выбрать себе в духовные наставники человека, который этой способности не имеет, человека малоопытного в духовной жизни. Для того чтобы быть ведущим, для того чтобы вести за собой кого-то, надо знать цель, к которой ты ведешь этого человека. Надо знать также дорогу, которая ведет к этой цели. Вести надо туда, где ты уже сам бывал, в противном случае, получится, по словам Христа: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».
Второе: сфера деятельности духовника – это исключительно духовная, религиозная жизнь человека. Духовник – это не оракул, не стоит задавать ему вопросы, которые вне его компетенции. Духовник не решает вопросы семейного благополучия, вопросы, связанные с профессиональной деятельностью людей, со здоровьем и так далее. Если духовник опытный, то его советы могут быть авторитетными только в области духовной жизни. По всем остальным вопросам он может, как и всякий человек, высказывать свое собственное суждение, но это не значит, что его мнение будет правильным. Приведу такой пример: многие люди выбирают себе в качестве духовного наставника представителя монашествующего духовенства. Они приезжают к нему в монастырь и начинают задавать вопросы о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Например: как наладить семейную жизнь и взаимоотношения с супругом или как наладить бизнес, или как воспитывать детей? Ну, скажите, что монах в этом понимает? Что монах понимает о том, как воспитывать детей, даже если он святой человек? Надо спрашивать у многодетной матери, а не у монаха – это совершенно естественно. Если духовник неопытный, то он может насоветовать такого, что, если человек все серьезно воспримет, то он может себе просто жизнь искалечить. Кому и на ком жениться, кому разводиться, кому принимать монашество, кому уходить со светской работы и принимать священный сан, у каких врачей лечиться или вовсе не лечиться, какое образование давать детям и тому подобное. Если воспринимать все эти рекомендации, как голос с неба, то тогда можно наделать много бед, но к духовнику и не надо обращать такие вопросы – это не его сфера деятельности.
Третье: когда человек становится членом церковной общины, он должен не духовника искать, он должен искать Христа. А для того чтобы обрести Христа в своем сердце, каких-то особых рекомендаций и советов не надо – в Евангелии все написано. На практике происходит совершенно обратное. Люди кочуют из одного монастыря в другой, пытаются найти где-то особую духовность, особую благодать. Они заняты поисками старца, который решит все их проблемы, ответит на все их вопросы, и при этом забывают, а, может, и вовсе не знают такие люди, слова святого о том, что перемена места не приближает нас к Богу. Господь совершенно ясно в Евангелии сказал, что Царство Небесное – оно не в Иерусалиме, не на Афоне, оно – в сердце человека. Для того чтобы обрести это Царство в своем сердце, достаточно регулярно ходить в храм, исповедоваться, причащаться и исполнять то, что велит Господь: жить согласно Его заповедям. Тогда человек обрящет тот «дух мирен», на который указывал как на цель христианской жизни. Если этот дух будет жить в человеке, если он будет действовать в человеке, то тогда Господь уже изнутри укажет человеку, как ему поступать в той или иной жизненной ситуации.
Ведущая. Означает ли это, что советы духовника необязательны к исполнению? Как быть тогда с церковной дисциплиной, с послушанием?
Отец Александр. Отвечая на Ваш вопрос, я зачитаю цитату из интервью покойного . Это интервью владыка дал еще в 1999 году, и оно как раз касалось злоупотреблений в практике духовничества. Владыка Антоний говорит: «Послушание не заключается в том, чтобы раболепно исполнять указания священника, даже если они подаются в форме советов. Послушание — от слова «слушание», и цель послушания – научить человека оторваться от собственных мыслей, от собственного отношения к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек. Здесь начинается послушание, и оно относится не только к церковной практике, но ко всем взаимоотношениям между людьми». Мне, собственно, нечего к этому добавить, я могу лишь прокомментировать. Послушание, действительно, не слепое исполнение всего, что говорит тебе духовник или священник. У каждого из нас есть свой взгляд на вещи, у каждого из нас свое мнение. Мы всегда считаем, что правы мы, а не наши оппоненты, так вот, послушание – это попытка взглянуть на мир глазами другого человека. Не замыкаться в себе, услышать мнение другого, и прав владыка Антоний, когда говорит, что послушание касается не только церковной дисциплины. Без послушания вообще невозможно никакое общежитие, никакая общность людей невозможна, если мы не будем учитывать мнение тех, кто рядом с нами. Почему возникают конфликты? Почему семьи распадаются? Потому что люди часто просто не слышат тех, кто рядом с ними. Тем более – в вопросах духовной жизни. Опираться только на свое мнение в духовной жизни, на свои представления, которые у нас бывают очень искажены, неосмотрительно. Надо послушать опыт других людей, может быть, воспринять что-то из чужого опыта в свою жизнь – вот это и называется послушанием.
Ведущая. Если нет духовника, то перед причащением приходится исповедоваться у любого священника, который может быть моложе, а люди, приходящие на исповедь, могут быть опытнее в духовной жизни. Можно ли считать исповедь состоявшейся, если священник, принимающий ее, малоопытен в духовной жизни?
Отец Александр. Вопрос о взаимоотношении между личными качествами священнослужителя и действительностью тех Таинств, которые он совершает, поднимался в Церкви с глубокой древности. Уже в первые века возникло такое учение, согласно которому Таинство бывает действительным только тогда, когда его совершает достойный по своим моральным качествам священнослужитель. Если священнослужитель недостойный, то и Таинства никакого не совершается. опровергла это учение как ересь, и вот почему: что значит достойный или недостойный? Что подразумевается под достоинством? Ведь каждый человек, несмотря на то, какую иерархическую ступень он занимает, имеет свои недостатки, слабости, ограничения. Если под достоинством понимать некую безупречность человека или его безгрешность, то в этом смысле достойных людей просто не существует. У святых отцов часто проскальзывает такая идея, что святые – это грешники, осознавшие себя, осознающие себя грешниками. Все люди грешны, но те люди, которые осознают свой грех, приносят Богу покаяние, стараются исправиться, – что-то у них получается, что-то нет, – вот их мы и называем святыми. Но эти святые все равно грешники, все равно люди со своими недостатками. Практически в каждой из молитв чина Литургии содержится обращение священнослужителя, епископа или священника, к Богу о том, чтобы Господь, несмотря на его личное недостоинство, совершил Таинство пресуществления. Наиболее ярко это выражено в чине Литургии в молитве . Там есть такие слова: «Да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров».
Таинство совершает Господь. Священник не совершитель Таинства, он служитель Таинства. Он священнослужитель, а не священносовершитель, и в данном случае личные качества священника не имеют отношения к действительности Таинства. Как еще в четвертом веке говорил святой : «Неважно, какой оттиск с печати – золотой или глиняный, печать все равно ставится одинаковая». То же самое относится к Таинству Исповеди. Священник не судья и не следователь-дознаватель. Функция священника в Таинстве Исповеди, в молитве из этого чина определена, как свидетель. «Христос невидимо стоит, я же только свидетель есть», – читает священник молитву. Это свидетельство при Таинстве Исповеди сравнивал со свидетельством друга жениха, которое бывает на свадьбе. Вы знаете, что при заключении брака всегда со стороны жениха и со стороны невесты есть свидетель, который ставит свою подпись, удостоверяя то, что брак состоялся. Действительно, эта параллель очень уместна, так как свадьба – это радостное событие и покаяние человека тоже радостное событие. Господь говорил, что у него больше радости от обращения одного грешника, от его покаяния, нежели от девяноста девяти праведников, не имеющих нужды в этом покаянии. Функция свидетеля на свадьбе не первостепенна. Он просто свидетельствует о том, что брак заключен. То же самое и священник свидетельствует об искренности кающегося человека. Священник может быть и молодой, и неопытный, и плохо образованный, но для того чтобы разделить с человеком радость покаяния, помолиться с ним, для этого университетов заканчивать не надо. Таинство Покаяния, то есть, обновления человека, очищения его души от болезни греха, совершает Господь в ответ на раскаяние и молитву того человека, который подходит к исповеди. Личные качества священника в данном случае не являются определяющими, как, впрочем, и в остальных Церковных Таинствах.

Духовник

На должность Духовника монастыря поставляется в совершенных годах иеромонах честного и богоугодного жития, одаренный от Бога духовным рассуждением и прилежный к чтению Слова Божия и святоотеческих писаний. Обязанность Духовника состоит в совершении таинства Покаяния и в духовном руководстве братии по пути ко спасению. Духовник должен вести у себя запись, кто когда приобщался Святых Христовых Тайн, дабы все неуклонно приступали к сему великому таинству. Также Духовник обязан по своему непременному долгу посещать болящих, утешая и ободряя их в болезнях душевных и телесных.

Если Духовник за множеством братии или по немощи не будет успевать принимать всех своих духовных питомцев, то с разрешения Настоятеля, часть их предоставляется вручить опытному духовному старцу, но за правильность духовного руководства со стороны старца отвечает Духовник.

Кроме того, по благословению Настоятеля, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления.

Помимо старцев-наставников Духовнику монастыря подчиняются исповедующие богомольцев духовники-иеромонахи, среди которых один может быть старшим и ответственным за общее дело исповеди говеющих. В великом, ответственном и трудном деле духовного руководства Духовник руководствуется Словом Божиим, богомудрыми отеческими писаниями, правилами Святой Церкви и правилами, положенными в Уставе монастыря. В недоуменных делах Духовник спрашивает Настоятеля и его рассуждению и воле следует».

Из Устава Свято-Троицкого мужского монастыря