Призвание петра, андрея, иакова и иоанна на апостольское служение. Призвание и рукоположение апостолов

Евангелие на Литургии в неделю 18-ю по Пятидесятнице
От Луки, глава 5, стихи 1-11

1 В то время Иисус стоял у Генисаретского озера

2 и увидел две лодки, причалившие к берегу; а рыбаки, сойдя на берег, мыли сети.

3 Войдя в одну из лодок - а была это лодка Симона, - Он попросил его немного отвести ее от берега, и затем, сидя в лодке, продолжал из нее учить народ.

4 Когда же Он кончил Свои слова, Он сказал Симону: «Отплыви на глубокое место, и закиньте сети для лова».

5 И Симон сказал Ему в ответ: «Наставник, мы всю ночь трудились и ничего не поймали; но раз Ты велишь, я закину сети».

6 И сделав это, они захватили многое множество рыбы, так что их сети стали прорываться.

7 Тогда они подали знак своим сотоварищам на другой лодке, чтобы те плыли к ним на помощь; те подплыли и до того нагрузили обе лодки рыбой, что лодки начинали погружаться в воду.

8 Увидев это, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал: «Господин мой, уйди от меня, потому что я человек грешный!»

9 Ужас напал и на него, и на всех присутствовавших вместе с ним при этом улове,

10 также и на Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея, которые были товарищами Симона. И сказал Симону Иисус: «Не страшись; отныне твоим уловом будут люди».

11 И они, вытащив лодки на берег, все оставили и пошли за Ним.

Перевод Сергея Аверинцева

Каждого человека Господь призывает быть с Ним. И судьба наша зависит от того, как мы отвечаем на этот божественный зов. А бывало и так, что от достойного ответа некоторых людей менялись судьбы мира. В Ветхом Завете так произошло с «отцом всех верующих», Авраамом. И так было уже в новозаветную эпоху, эпоху Христовой Церкви, куда первыми были призваны двенадцать учеников, ставшие апостолами.

Но почему именно этих людей выбрал Господь для того, чтобы их трудами созидать на земле Свою Церковь? В том ли дело что именно эти люди, большей частью галилейские рыбаки, были самыми достойными, самыми мудрыми и нравственными из тех, кто жил тогда среди Израиля?

Евангелие дает понять другое: это были самые обычные люди, но у них было одно общее свойство души: они всем сердцем искали Бога и всем сердцем ожидали Его Мессию - Христа. Не потому ли они и были избраны? Они искали Бога, и Бог ответил им; они ожидали Христа - и встретили Его. Как только Господь начал Свою Проповедь - после Крещения, поста и возвращения из пустыни, - за Ним сразу же пошли люди, чтобы слышать Его слово и видеть Его чудеса. В один из этих дней Господь и выбрал Себе первых учеников. Итак, Генисаретское озеро; на берегу толпятся люди; их столько, что многим не видно и не слышно Иисуса. И вот Он входит в рыбацкую лодку и, отплыв от берега, говорит к народу. Хозяин лодки - Симон, будущий Петр. Он уже знаком с Иисусом - его приводил к Господу Андрей, брат Петра и тоже рыбак, ученик Иоанна Предтечи.

Закончив проповедь, Иисус обращается к Петру, сидящему тут же в лодке, и велит ему отойти на глубину и закинуть сети. Петр знает, что рыбы нет: для рыбака, трудившегося всю ночь и ничего не поймавшего, тщетность новой попытки очевидна. Но Петр повинуется этому Человеку, потому что он слышал Его Слово. Он закидывает сети в воды, которые только что были пусты. Ужас напал на рыбаков, когда сети начали прорываться, не выдерживая тяжести чудесного улова. И Симон, припав к коленям Иисуса, просит Его: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5, 8).

В этот момент Симону Петру приоткрылось, что Тот, кто был с ним в лодке, больше, нежели учитель и наставник. Петр испытал священный трепет, он ощутил, что рядом с Тем, Кто с ним в лодке, человек лишь «прах и пепел». Вокруг лодки была вода, выйти было некуда; «оставь меня, выйди из моей жизни» - вот что значили на самом деле вырвавшиеся у Петра слова. Всем своим существом Петр почувствовал, что прежняя Его жизнь Иисуса не вмещает, и если Господь входит в нее, то нужно, оставив весь мир, идти за Ним.

Петр - человек импульсивный, слова эти - результат его потрясения. Господь же, зная, что причиной им охвативший Петра страх Божий и благоговение, отвечает не на слова, но на глубинное движение его сердца. И Господь одобряет Петра. «Не бойся, - говорит Он, - отныне будешь ловить человеков» (Лук.5.10). Это - метафора. «Ты доставал из пучины рыб, а будешь спасать людей» - вот ее смысл. Передавая в Евангелии эти слова Господа, апостол Лука употребил греческий глагол ζωγρέω - ловить живьем.

В Септуагинте (греческом тексте Ветхого Завета) он означает также спасение людей от смерти (см. Числ. 31. 18). И Петр, а с ним и его друзья - братья Иаков и Иоанн, вытащив лодки на берег, оставляют их и идут вслед за Господом.

Затем было три года, которые они провели с Иисусом. Их Учитель совершал чудеса, исцелял безнадежно больных, возвращал к жизни уже умерших, и самое главное - учил как «власть имеющий», и слова Его были словами вечной жизни. И Петр от лица всех учеников уже назвал Иисуса Христом, Сыном Живого Бога.

Но ученики, так же, как и большинство их современников, полагали, что Мессия приходит, чтобы восстановить былую славу Израильского Царства. И когда Господь открывает им, что Ему предстоит принять смерть, это слово еще не вмещается в их души. Когда же Христос был казнен и погребен, вся их вера, надежда, любовь - вся их жизнь казалась разбитой и потерявшей смысл. Так же, как и вера Авраама, вера апостолов прошла через катастрофические испытания.

И тогда история с лодками и чудесным уловом повторяется снова. Господь снова творит то же чудо, чтобы возродить учеников к вере. Эта новая история начинается со знака крушения всех надежд: ученики возвращаются к тому, что они оставили, когда пошли за Христом.

«Иду рыбу ловить», - говорит Петр. «Идем и мы с тобою», - соглашаются другие. И так же, как тогда перед призванием, они трудились всю ночь безрезультатно, и сети их были пусты.

Но вот проходит ночь и наступает утро. И с берега их окликает воскресший Господь. И Петр, когда-то просивший Иисуса выйти из его лодки, теперь сам бросается в воду и плывет к берегу, к Господу. Следом приплывает лодка с множеством пойманной рыбы - как и в тот раз, по слову Господа (см.: Ин. 21, 3-11).

И слова Господа о Петре, что он станет «ловцом человеков», начнут исполняться именно теперь, после Воскресения Христова. Проповедь апостола Петра привлечет ко Христу сердца миллионов людей - не только тех, что видели его и слышали его живое свидетельство, но и всех тех, кто на протяжении двух тысячелетий читает в Новом завете о Петре и его призвании.

Иерей Михаил Браверман

“Нет больше той любви, как если кто положит
душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю
вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его;
но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего”
(Иоанна 15:13-15).

В этом уроке мы не только
встречаем Иоанна Крестителя, но также знакомимся с учениками Иисуса и Его ближайшими
друзьями. Ближе всего к Иисусу были двенадцать учеников, которых он призвал,
чтобы совместно служить человечеству. Самоотверженная жизнь этих людей, описанная
на страницах Святой Книги, всегда наполняет наши сердца благоговением. Возвратимся
к тому месту, где мы оставили Иисуса в прошлом уроке. После искушения в пустыне
Он пошел к Иордану, где проповедовал Иоанн Креститель. В это время туда прибыла
делегация от синедриона, верховного иудейского суда. Синедрион, состоявший из
70 старейшин, послал священников и левитов, чтобы подробнее разузнать о деятельности
Иоанна и спросить о его полномочиях в этом деле.

I. Важная
миссия Иоанна Крестителя

1. Какие вопросы задавали Иоанну посланные от
синедриона?
(Иоанна 1:19-22). Разница между проповедником пустыни и пришедшими
из города учителями очевидна. Иоанн был одет в грубую одежду из верблюжьей шерсти
великие же люди из Иерусалима в богатые одежды. Иоанн не имел от синедриона
официального разрешения проповедовать, и его независимость задевала их самолюбие.
Кроме того, в душу их закралось беспокойство- а вдруг окажется, что Иоанн действительно
пророк, посланный Богом? Как быть тогда?

2. Какое обоснование своей миссии представил
Иоанн?
(Иоанна 1:23-25). Иоанн определенно заявил, что Он не Христос, и
назвал себя голосом, который должен возвестить о пришествии Спасителя. Тогда
священники обвинили Иоанна в том, что он не имеет права крестить: “И они спросили
его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?” Говоря о “пророке”,
иудеи имели в виду Моисея, ибо верили, что он будет воскрешен и взят на небо.
Они не знали, что он уже был воскрешен и находился на небе (Иуд. 9; Матф. 17:1-3).
Они также верили, что перед приходом Спасителя должен опять явиться пророк Илия,
взятый Богом живым на небо.

3. Каким именем Иисус назвал Иоанна Крестителя?
“И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти” (Матф. 11:14).

4. Как Иоанн представил своим собеседникам Иисуса?
“…я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете Он-то Идущий
за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви
Его” (Иоанна 1:26-27). Христос стоял среди них. Ни учителя, ни народ не знали
Его. Здесь и представился случай расспросить Иоанна подробнее о Христе, но они
не проявили к этому никакого интереса.

5. Какими словами Иоанн представил Христа народу?
“…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал:
«за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня”
(Иоанна 1:29, 30).

6. Чьими учениками были большинство из апостолов
Иисуса?
Они были учениками Иоанна Крестителя.

II. Призвание
двенадцати апостолов

7. Кто были первые призванные Христом на служение?
(Иоанна 1:40-42). Вероятно, Петр уже раньше слышал о Христе и искал случая увидеть
Его. Когда Андрей сказал, что они нашли Мессию, Петр охотно пошел с ним к Иисусу.
Из этих двух братьев Петр был избран Богом для большего дела, чем его брат.
Андрей же был орудием в руке Божьей, чтобы привести Петра к Иисусу. Как хорошо
было бы, если бы все, принявшие Христа, приводили к Нему своих родственников!
Может быть, и вы приведете кого-нибудь ко Христу, предложив заниматься на этом
заочном курсе, повествующем о жизни Христа.

8. Кто были следующие два ученика? (Иоанна
1:43-45). Мы не находим имени Нафанаила среди двенадцати апостолов в Евангелии
от Марка (3:13-19) и Луки (6:12-16). В этих текстах рядом с Филиппом назван
Варфоломей. Предполагают, что Нафанаил и Варфоломей - одно и то же лицо. Нафанаил
молился под смоковницей, прося Бога открыть ему истину. Нашед Христа, он тот
час же принял Его как Спасителя мира.

9. Когда Христос вторично призвал учеников на
постоянное служение?
(Марк. 1:14-20). Первые призванные Христом ученики
проводили все свое время с Ним. Он начал работу один и только впоследствии
предложил ученикам оставить прежние занятия и целиком посвятить свое время служению
ближним. Иисус обещал этим рыбакам сделать их “….ловцами человеков”. Он исполнил
это обещание Его ученики сделались способными учителями и проповедниками истины.
Благодаря их деятельности весь известный тогда мир узнал о Христе и Его учении.

10. В чё м заключалась проблема в призвании
мытаря Матфея?
(Лук. 5:27–28). Матфей-Левий был сборщиком податей, т. е.
чиновником на римской службе. Его соотечественники-иудеи ненавидели таких людей
за то, что они служили завоевателям, и не общались с ними. Но Иисус не остановился
перед этим и призвал Матфея. Чтобы установить царство правды в сердцах людей,
необходимо было разрушить преграды, созданные иудеями в обществе, и уничтожить
предрассудки и предубеждения, из-за которых некоторые классы людей не допускались
к Богу и ко спасению. Иисус на примере показал, что каждый, верующий в Него
как в Сына Божия и готовый следовать за Ним, может быть Его учеником и другом
независимо от общественного положения. Он призвал Матфея, презираемого всеми
мытаря, в число Своих учеников, ближайших последователей и друзей; и Матфей
был глубоко тронут любовью Спасителя.

11. Как отреагировали фарисеи на общение Христа
с мытарями и грешниками?
(Лук. 5:30–32). Мытари чувствовали, что Иисус,
избрав одного из них в число Своих учеников, оказал им большую честь. Они очень
заинтересовались учением Христа. Но вожди фарисейской секты критиковали Иисуса.
Иисус отразил их нападки их собственным оружием: если мытари страдают ужасной
болезнью греха, то Он, как Врач души, как раз и пришел, чтобы помочь таким людям
– духовно больным. Но тем, кто не чувствовал нужды во Враче, Он не мог помочь.

12. Почему Христос принял в число апостолов Иуду?
(Иоанна 6:64). “И, тем не менее, Христос не лишил его призыва благодати и дара
любви. Видя опасность, угрожающую Иуде, Спаситель ближе привлек его к Себе,
ввел его в тесный круг Своих избранных учеников… Что касается Иуды, то работа
любви Христа оказалась тщетной” (Воспитание, стр. 92-93).

13. Какова была цель избрания двенадцати апостолов?
(Марк. 3:13-19). Они были призваны Иисусом, чтобы стать руководителями Его церкви.
Это был первый шаг в организации христианской церкви.

III. Великая
миссия двенадцати

14. Как велика была миссия двенадцати? Они
были призваны на самое высокое служение, доступное человеку (Матф. 19:27, 28),
и имели преимущество общаться с Сыном Божиим и сотрудничать с Ним в спасении
погибающих (Иоанна 17:1-9). Как двенадцать патриархов были представителями Израиля,
так апостолы вместе со Христом являются основанием христианской церкви (Ефес.
2:19-22). Восемь книг Нового Завета написаны учениками из числа 12-ти, а именно:
Евангелия от Матфея и Иоанна, два послания Петра, три послания и Откровение
Иоанна. Со дня Пятидесятницы, движимые Духом Святым, они возглавляли самое большое
миссионерское движение. Почти все ученики, кроме Иоанна, умерли мученической
смертью. Они являются примером для служителей церкви всех веков.

15. Как изменился характер учеников под влиянием
Иисуса?
«Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные
и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом». (Деяние
4-13).

16. Каково наше отношение к миссии двенадцати
апостолов?
“Как Христос послал своих учеников, так Он сегодня посылает членов
Своей церкви. Долг каждого христианина заключается не только в том, чтобы ожидать
пришествия Спасителя, но чтобы ускорить его” (“Деяния апостолов”, стр. 360,
361).

Заключение

Каждый желающий учиться от Христа может стать Его
учеником и соработником.

Контрольные вопросы

Отметьте, истинны или ложны следующие утверждения:

1. Синедрион состоял из семидесяти старейшин.

2. Иоанн имел от синедриона разрешение проповедовать.

3. Иисус назвал Иоанна Крестителя Илией.

4. Большинство учеников Иисуса были учениками Иоанна
Крестителя.

5. Из двух братьев Петр был избран Богом для большего
служения, чем его брат Андрей.

6. Предполагается, что Нафанаил и Варфоломей –
одно и тоже лицо.

7. Иудеи уважали сборщиков податей, потому что
они были чиновниками римской власти.

8. Мытари чувствовали, что Иисус, избрав Матфея
Своим учеником, оказал им большую честь.

9. Избрание 12 апостолов явилось первым шагом в
организации Христианской Церкви.

10. Со дня Пятидесятницы, движимые Духом Святым
апостолы возглавляли самое большое миссионерское движение.

11. Каждый желающий учиться от Христа может стать
Его учеником и соработником.

Есть предание, которое вошло в Русскую Православную Церковь, как определенное верование, что святой апостол Андрей Первозванный, когда ему была определена та часть мира, в которую он должен был пойти, посетил также и места Киевской Руси, и был на Киевских холмах, и благословил эти холмы, и сказал, что здесь, на этих холмах, будет воздвигнут дивный город, который обратится ко Христу. И поэтому имя святого Андрея, Апостола Первозванного, имеет совершенно особое значение для русского человека, для верующего, и всегда было в истории России так, что Андрей Первозванный был тем Апостолом, который начал, можно сказать, крещение Руси, водрузив Крест на Русь. За тысячу лет, почти что, до того, как само Крещение Руси совершилось.

Как это удивительно! Совершилось как бы небесное предзнаменование, небесное указание, ибо это было еще до того, как оно осуществилось. В молитвах, когда Святой Апостол Андрей перешел из сей жизни в иную, он стал еще до Крещения Руси уже молитвенником за нее, как бы готовил ее, молясь перед престолом Божиим на небесах за Русь. Это была как бы Небесная Русь, которая воплотилась уже во дни Святой Ольги и Святого Владимира.

И здесь следует нам обратить внимание на Евангелие, которое читается в день Святого Апостола Андрея – призвание его. И, когда он первый видит, слушая сначала слова своего первого учителя Иоанна Предтечу о том, что Иисус, как показал Иоанн Предтеча, является тем Агнцем Божиим, который берет на себя грехи мира, он идет к Иисусу сам, и Христос его призывает к апостольству. И он идет и зовет своего брата Симона и говорит ему: «Я нашел Мессию, Христа».

Призвание апостолов Андрея и Петра. Роспись Покрово-Никольского храма г. Клайпеда, Литва. Фото: pokrov.lt

Он увидел Христа, и после этого Симон идет ко Христу, и Христос впервые дает ему имя Петр – камень, скала. И позднее скажет: «На этой скале Я воздвигну Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». На вере Петра, когда Петр исповедует Его позже. Интересно, что Андрей исповедует раньше, Петр позже, не в тот еще момент. И получает эти изумительные слова Христовы о том, что Церковь не будет одолена никогда вратами ада, позже, после апостола Андрея. И интересно, что в Евангелии дальше говорится о том, как зовут также и Нафанаила, и как приходит Нафанаил и сначала не верит, сомневается. И Христос ему говорит: «Я знаю тебя, Я видел тебя под смоковницей».

У каждого из нас бывает такой момент, когда мы можем сказать, что мы под смоковницей. Это тайна. Тайна наша и тайна Божия, когда совершается нечто такое, что мы абсолютно уверены: есть некая сила Божия. Мы не знаем, что было тогда с Нафанаилом под смоковницей, молился ли он, получил ли ответ от Бога или, наоборот, было что-нибудь, какое-нибудь видение было – это Евангелие нам не говорит, но ясно, что был такой момент, таинственный и божественный.

И вот Нафанаил, когда слышит эти слова, узнает Того, Кто видел его под смоковницей, духовно. И говорит ему, исповедуя: «Ты – Царь Израилев, Ты – Сын Божий». Вы видите, как с одной стороны человек видит Бога в лице Иисуса Христа, как Андрей. И Бог видит человека, как в случае Нафанаила, под смоковницей. И такое происходит соединение в этом Евангельском повествовании, соединение человеческого и божественного, которое осуществляется и воплощается в личности Самого Христа.

Вот так и нам с вами надо с одной стороны посмотреть лучше, как было сказано Нафанаилу: «Прииди и посмотри, прииди и виждь», так и мы сейчас говорим многим: «Приди и посмотри, посмотри, послушай, почитай Евангелие и увидишь тогда Христа, Кто и Что Он есть. Это с одной стороны, а с другой стороны имей в виду, что Бог видит тебя всегда, всюду, даже под смоковницей, и может быть, именно под смоковницей, то есть в тот тайный момент, который, ты думаешь, принадлежит только тебе одному».

Да даст же Господь всем нам быть верными и истинными искателями правды, чтобы Господь открылся нам, как Он открылся своим апостолам и как Он призвал святого Андрея Первозванного, первого Крестителя Руси. Аминь.

Православная психотерапия [святоотеческий курс врачевания души] Влахос Митрополит Иерофей

ПРИЗВАНИЕ И РУКОПОЛОЖЕНИЕ АПОСТОЛОВ

ПРИЗВАНИЕ И РУКОПОЛОЖЕНИЕ АПОСТОЛОВ

Господь призывает людей, пригодных для этого дела, и дает им Свое священство. Таким образом, первыми епископами были апостолы. Господь призвал их к апостольскому званию, находился вместе с ними целых три года, в дальнейшем же дал им Святого Духа, чтобы они могли прощать грехи, и послал их проповедовать «всем народам» и наставлять людей. Он сделал их евангельскими рыбаками и проповедниками. Именно это избрание и миссия сделали их апостолами. В Священном Писании нет свидетельств о том, чтобы Господь воспользовался специальным обрядом для передачи апостолам священнического служения. Однако мы можем заметить, что «Господь, Сам будучи основателем таинств, не был связан ими, но мог осуществить ту цель, ради которой они существуют, простым изъявлением Своей воли»23. Во всяком случае, несомненно то, что призвание двенадцати апостолов Христом, явление Его им по воскресении, дар прощать грехи и нисхождение Утешителя в день Пятидесятницы сделали их пастырями народа Божия.

Тем не менее у нас есть и случай апостола Павла, который не был учеником Христа при Его земной жизни. Однако и он был призван в апостольское звание. Сам он считает себя апостолом Иисуса Христа: «Павел, апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа...» (1Тим. 1:1). Более того, он пишет также: «Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2Кор. 11:5). В другом месте тот же апостол пишет: «Благодарю давшего мне силу Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение...» (1Тим. 1:12). Апостол уверен, что является свидетелем воскресения Христова, поскольку видел Христа, направляясь в Дамаск. Поэтому, описывая явления воскресшего Христа, он осмеливается утверждать: «...а после всех явился и мне, как некоему извергу» (1Кор. 15:8), причисляя себя к свидетелям воскресения.

Явление апостолу Павлу Христа и призвание его в апостольское звание стало апостольским рукоположением. И ему Христос также дал Свое священство.

Профессор Иоанн Романидис пишет: "У апостола Павла приходские пророки (1Кор. 14:29) вместе с апостолами (1Кор. 15:5-8) являются людьми, достигшими об?жения, то есть лицезрения Христа в славе Святой Троицы. Павел ясно выделяет это, когда пишет о тайне Христовой, что она не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (Еф. 3:5). В этом контексте надлежит объяснять высказывание «славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12:26), которым вводится перечисление членов тела Христова. Ведь прославленным членом является об?женный, достигший об?жения, которого Бог сделал пророком. Поэтому, перечисляя члены тела Христова, Павел начинает с апостолов и пророков во главе и завершает имеющими разные языки (1Кор. 12:28), что было одним из видов богослужения (Еф. 5:19-20). Согласно апостолу Павлу, пророчествующий должен заниматься толкованием Ветхого Завета (Новый считался не требующим толкования) на основе опыта умной молитвы, которая зовется «разными языками», в то время как пророк – это достигший об?жения. Это в точности соответствует позднейшему различию, которое святые отцы проводили между богословствующим и богословом. Все, от апостола до пророчествующего и толкующего, имели в сердце разные языки, то есть различные виды умного служения Святого Духа, будучи поэтому богоизбранными членами тела Христова и храмами Духа Святого. В качестве богоизбранных они отделяются от простолюдинов (1Кор. 14:16), не принявших еще дара посещения Святого Духа, который бы совершал в их сердцах непрестанную молитву, и, следовательно, не сделавшихся Его храмами. По-видимому, это были люди, крещенные водою во оставление грехов, но не крещенные Духом, то есть не помазанные. Вероятно, таинство миропомазания совершалось как подтверждение нашествия на молящегося Святого Духа, почему оно и называется по-латыни confirmatio.

Во всяком случае, об?женные апостолы и пророки и просвещенные учители, имевшие силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1Кор. 12:28), по-видимому, составляли помазанный клир и царственное священство, как это явствует из последования святого мира. Простолюдинами, по свидетельству отцов, являются миряне. Слова «иных Бог поставил в Церкви» (1Кор. 12:28) ясно указывают на то, что посещение Святого Духа происходило через об?жение апостолов и пророков и просвещение прочих, а не через специальный обряд"24.

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

9. Что такое рукоположение? Вопрос: Что такое рукоположение?Отвечает священник Константин Пархоменко:Это возложение рук епископа на того, кто поставляется на служение Церкви.Чаще рукоположение называют просто посвящением. Возлагать руки на преемников стали еще св.

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Призвание первых апостолов и Нагорная проповедь Призвание рыбарей Мф. 4, 18–22; Мк. 1, 16–20; Лк. 5, 1-11 Первым действием Христа Спасителя в Капернауме было призвание Симона, Андрея и сыновей Зеведея к последованию за Ним. Проходя по берегу озера, Господь увидел на озере две

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Рукоположение во епископа Преклонение колен перед Престолом.Возложение на голову ставленника Евангелия и рук архиерея.Чтение тайносовершительной молитвы.«Кирие, элейсон».Две молитвы.Ектенья, произносимая первым и вторым митрополитами.Облачение новопоставленного в

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

Неделя 2-я по Пятидесятнице. Призвание апостолов Во имя Отца и Сына и Святого Духа.По мере нашей веры, по мере открытости наших сердец. Господь разно нас призывает. В глубине ночи, из сна был вызван Авраам; его Господь вызвал по имени, и Авраам отозвался, и Господь ему велел:

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Рукоположение во диакона Во диаконы может быть рукоположен только тот, кто уже посвящен в чтеца и иподиакона. Поэтому в настоящее время часто бывает так, что рукополагаемый во диакона в тот же день сперва посвящается в чтеца и иподиакона (если он не был до того посвящен в

Из книги Не от мира сего автора

Рукоположение во священника Это рукоположение может быть совершено только на полной литургии и притом сразу после Великого входа, дабы новорукоположенный иерей мог принять участие в освящении Св. Даров.Хиротония во священника совершается во всем подобно хиротонии во

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Рукоположение во епископа Совершается с особой торжественностью. Накануне дня рукоположения совершается наречение избранного во епископа. Все рукополагающие архиереи (ибо рукоположить нового епископа может только собор епископов, и никак не меньше трех или, по крайней

Из книги Толковая Библия. Том 11 автора Лопухин Александр

Рукоположение Жизнь тождественна учению, так учение тождественно жизни.Св. Григорий Богослов.УЖЕ СЕМЬ ЛЕТ ЖИВЯ В ПУСТЫНИ, отцы отказывались от священства. Еще в 1970 году, принимая постриг, о. Герман объяснил, что не хочет создавать видимость, будто их скит стал для

Из книги Таинства исцеления, служения и любви автора Алфеев Иларион

§94. Рукоположение J. Morinus (католик): Comment. Hist, ас dogm. de sacris Ecoles, ordinationibus. Par., 1655, etc. Fr. Halierius (католик): De sacris electionibus et ordinationibus. Rom., 1749. 3 vols. fol. G. L. Hahn: l. с, p. 96, p. 354 ff. См. также соответствующие разделы в археологических трудах: Bingham, Augusti, Binterim, etc.Доставление священников на служение,

Из книги Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Глава IV. Заключение Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (1-4). Допрос Апостолов в Синедрионе и ответ их (5-12). Недоумение Синедриона и освобождение Апостолов (13 - 22). Молитва Апостолов и новое чудесное знамение (23 - 31). Внутреннее состояние первенствующей

Из книги Избранные творения автора Нисский Григорий

Рукоположение в сан диакона Если поставления в чтеца и иподиакона совершаются посреди храма, то рукоположения в сан диакона, священника и епископа совершаются внутри алтаря, поскольку эти служения связаны с алтарем и с совершением Таинства Евхаристии. Однако ввиду того,

Из книги Автобиографические заметки автора Булгаков Сергей Николаевич

Рукоположение в сан пресвитера Чин хиротонии во пресвитера имеет ту же структуру, что и чин диаконского рукоположения. Однако совершается он после великого входа, перед началом евхаристического канона – для того, чтобы новорукоположенный священник мог участвовать в

Из книги автора

Рукоположение во епископа Чинопоследование рукоположения во епископа по своей структуре сходно с чинами диаконской и священнической хиротонии, однако совершается значительно более торжественно. Кроме того, епископской хиротонии предшествуют два самостоятельных чина

Из книги автора

Рукоположение во иеромонаха 2 сентября 1793 года по ходатайству старцев преподобный Серафим был рукоположен во иеромонаха епископом Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым; †1811) и некоторое время совершал богослужения, ежедневно причащаясь Святых Христовых Таин.

Из книги автора

На свое рукоположение Служение духовному пиру дошло и до нас, способных более пользоваться услугами других, нежели себя предлагать в услугу другим. И я всячески упрашивал освободить меня от таких даней по убожеству моему в слове, ссылаясь на некий закон пиршеств. Ибо

Из книги автора

МОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ (24 года)Игорю Платоновичу ДемидовуЯ родился в семье священника, во мне течет ле–витская кровь шести поколений. Я вырос у храма Преп. Сергия, благодатно обвеянный его молитвой и звоном. Мои впечатления детства эстетические, моральные, бытовые связаны с

§467. "Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы; и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним." ("Еванг. от Матф.", гл.4, ст.18-22.)
"Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним." ("Еванг. от Матф.", гл.9, ст.9.)
§468. В этих фактах нет ничего удивительного, если известна сила двойного зрения и весьма естественная причина этой способности. Христос обладал ею в наивысшей степени и можно сказать, что оно было его обычным состоянием, о чём свидетельствует множество фактов его жизни, которые в настоящее время объясняются магнетическими явлениями и Спиритизмом.
Также и ловля, именуемая "чудесной", объясняется двойным зрением. Иисус не творил произвольно рыбы там, где её не было; он видел так же, как увидел бы ясновидящий, духовным зрением то место, где она находилась; он мог с уверенностью сказать рыбакам бросить туда сети.
Проницательность мысли, а с нею и некоторое предвидение были следствием духовного зрения. Когда Иисус призвал Петра, Андрея, Иакова, Иоанна и Матфея, он должен был знать сокровенное расположение их души, чтобы быть уверенным, что они пойдут за ним и что они способны были исполнить ту миссию, которую он хотел возложить на них. Нужно было, чтобы они сами имели внутреннее сознание этой миссии, чтобы предаться ему. То же самое, когда на тайной вечере он объявил, что один из двенадцати предаст его, и когда указал его, сказав, что это тот, который опускает руку свою в блюдо, и когда сказал, что Пётр отречётся от него.
Во многих местах "Евангелия" сказано: "Но Христос, зная их мысли, сказал им...". А как мог он знать их мысли, если не одновременно через флюидическое лучеиспускание, приносившее ему эти мысли, и духовное зрение, которое позволяло ему читать в глубине душ человеческих?
Часто тогда, когда мы думаем, что какая-нибудь мысль наша глубоко сокрыта нами в изгибах души, мы и не подозреваем, что мы сами в себе носим зеркало, которое её отражает, показатель в собственных лучах нашего флюида, который весь проникнут ею. Если бы мы видели механизм окружающего нас незримого мира, разветвление тех нитей-проводников мысли, которые соединяют все разумные существа воплощённые и бесплотные, все флюидические токи с отразившимся на них моральным миром, которые, как воздушные течения, пересекают пространство, мы бы менее поражались некоторым явлениям, каковые незнание приписывает случаю. (Гл.XIV, §§425, 432 и след.)



Исцеления

§469. "Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла ещё в худшее состояние, - услышавши об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у неё источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время, Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился к народу и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь, кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мир и будь здорова от болезни твоей." ("Еванг. от Марка", гл.5, ст.25-34.)
§470. Эти слова: "Почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила", весьма выразительны. Они означают флюидическое движение, которое переходило от Иисуса к больной женщине; оба почувствовали только что происшедшее действие. Замечательно, что оно не было вызвано ни одним актом воли Христа; не было ни магнетизации, ни возложения рук; достаточно было обычного флюидического лучеиспускания, чтобы произвести исцеление.
Но почему же это флюидическое истечение направилось именно к этой женщине, о которой Иисус не думал, а не к другим?
Причина весьма проста. Флюиды, данные как терапевтическая сила, должны касаться расстроенного организма, чтобы его исцелить; они могут быть направлены на больного по воле исцеляющего, или же привлечены горячим желанием, доверчивостью, верой больного. По отношению к флюидическому току первое оказывает действие, как бы нагнетательного насоса, второе - всасывающего. Иногда необходимо одновременное действие обоих, иногда достаточно одного: в данном случае было второе.
Итак, Христос был прав, когда сказал: "Твоя вера спасла тебя". Понятно, что здесь вера не есть та мистическая сила, какою представляют себе её некоторые лица, а настоящая притягательная сила, тогда как не имеющие веры противопоставляют флюидическому току силу отталкивающую или, по меньшей мере, инертную, которая парализует его действие. После этого понятно, что из двух больных одной и той же болезнью, находящихся в присутствии исцелителя, один может быть излечен, а другой нет. Это один из самых важных принципов целительного медиумизма, объясняющий совершенно естественной причиной некоторые кажущиеся аномалии. (Гл.XIV, §§441, 442, 443.)



Слепой из Вифсаиды

§471. "Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки, и спросил его, видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелился и стал видеть всё ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении." ("Еванг. от Марка", гл.8, ст.22-26.)
§472. Здесь магнетическое действие очевидно; исцеление было не мгновенное, но постепенное; действие выдержанное и повторное, но всё же более быстрое, чем обыкновенный магнетизм. Первое чувство этого человека было именно то, какое испытывают слепые, к которым возвращается зрение; вследствие оптического явления предметы кажутся ему несоизмеримо велики.

Расслабленный

§473. "Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сём некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи; - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошёл в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам." ("Еванг. от Матф.", гл.9, ст.1-8.)
§474. Что могли означать слова: "Прощаются тебе грехи твои", и как они могли привести к выздоровлению? Спиритизм даёт к этому ключ, а равно и ко множеству других слов, до настоящего времени непонятных; он учит нас по закону множественности существований, что болезни и страдания жизни суть по большей части искупления прошлого и что мы претерпеваем в настоящей жизни следствие проступков, совершённых в прежней жизни, различные существования имеют отношение одно к другому до тех пор, пока мы не заплатим все долги наших несовершенств.
Если же болезнь этого человека была наказанием за то зло, которое он мог совершить, - сказать ему: "Прощаются тебе грехи твои" было всё равно, что сказать: "Ты заплатил твои долги; причина твоей болезни изгладилась твоей настоящей верой; следовательно, ты заслуживаешь быть избавленным от твоей болезни." Потому-то Христос и сказал книжникам: "Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или, встань, возьми постель твою и ходи?"; если прекратилась причина, то должно прекратиться и следствие. Это то же самое, что сказать заключённому: "Ты искупил своё преступление и прощён", или: "Ты можешь выйти из тюрьмы."

Десять прокажённых

§475. "Идя в Иерусалим Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились издали и громким голосом говорили: Иисус-Наставник, помилуй нас! Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославил Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его, и это был самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя." ("Еванг. от Луки", гл.17, ст.11-19.)
§476. Самаритяне были раскольники, как приблизительно протестанты по отношению к католикам, и презираемы иудеями, как еретики. Иисус, исцеляя без различия самаритян и евреев, давал в то же время урок и пример терпимости; ставя на вид, что один только самаритянин вернулся воздать славу Богу, он показал, что в нём было больше истинной веры и чувства благодарности, чем у тех, которые называли себя правоверными. Прибавив: "твоя вера спасла тебя", он хочет показать, что Бог смотрит в глубину сердца, а не на внешнюю форму почитания Его. Тем не менее и прочие были исцелены, это нужно было для того урока, который он хотел преподать и показать в то же время их неблагодарность; но как знать, что могло выйти из этого и воспользовались ли они тою милостью, которая была им дарована? Сказав самаритянину: "твоя вера спасла тебя", Христос даёт понять, что этого не будет по отношению к прочим.

Сухорукий

§477. "И пришёл опять в синагогу, там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему высохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, вышедши немедленно, составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус с учениками Своими удалился к морю, и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышавши, что Он делал, шли к Нему в великом множестве." ("Еванг. от Марка", гл.3, ст.1-8.)