Вопрос: Как и кем было открыто явление запечатления? Какое оно имеет значение в жизни человека?

Импринтинг

Многие из наших убеждений были инсталлированы в нас в детстве родителями, учителями, социальными службами и средствами массовой информации, до того как мы осознали их влияние и смогли сделать свой выбор на их счет. Возможно ли реструктурировать, забыть или изменить старые убеждения, которые могут нас ограничивать, и импринтировать новые убеждения, которые бы расширили наш потенциал за пределы воображения? Если да, то каким образом? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к теории импринтинга.

Импринт (буквально от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) – это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавшие у человека убеждение или целую совокупность убеждений (Роберт Дилтс «Изменение убеждений с помощью НЛП», часть 3).

Импринт – это не просто какое-то травмирующее событие в вашей биографии. Это убеждение или формирующий личность опыт. Он не обязательно должен быть травматическим. Это то, что отражается в вашей личности (Роберт Дилтс «Изменение убеждений с помощью НЛП», часть 2).

Тимоти Лири в «Семи языках Бога» отмечал, что импринты могут быть важным «позитивным» опытом, который привел к полезным убеждениям, или они могут травмировать, могут быть проблематичным опытом, который привел к ограничивающим убеждениям. Он установил, что при определенных условиях то, что было запечатлено в ранние переломные периоды, потом можно перепрограммировать или произвести Реимпринтинг (Т. Лири «Психоделический Опыт», «Психология Будущего»). Цель Реимпринтинга – расширить выбор способов мышления об импринте прошлого опыта. Этот выбор помогает вам изменить ваши убеждения о себе и об окружающем мире. Эти практически неизгладимые «впечатления» закладываются в моменты так называемой импринтной уязвимости.

Импринтная уязвимость – определенное состояние психики, в период которого может сформироваться импринт. Импринтинг происходит в конкретные отрезки жизни, т.е. строго лимитирован по времени. В эти периоды мозг становится особенно восприимчив к специфическим сигналам, ключевым стимулам окружающей среды.

Приведем пример. Питание для появившегося на свет ребенка связано с матерью, как первым источником питания, а точнее – с материнским соском. Мать – это для ребенка теплое, уютное, безопасное место. Поиск такой комфортной и безопасной зоны запрограммирован у новорожденного на уровне ДНК. Если ребенку тепло, уютно и он получает пищу, в результате импринтирования, формируется ряд положительных убеждений о мире и выживании в нем. Если же ребенок вместо этого переживает травмирующий опыт, то могут формироваться убеждения о том, что окружающий мир холодный и злой, а также страх по поводу выживания в нем.

В дальнейшем запечатленные образы играют ведущую роль в специфических поведенческих реакциях человека. Импринтирование, в отличие от кондиционирования (обуславливания, научения) (Кондиционирование – формирование, вырабатывание условных рефлексов; обуславливание, закрепляющее импринты активированного нервного контура, Т. Лири «Семь языков Бога»), не требует многократного стимулирования мозга для запоминания «образца поведения», «биопрограммы». Если в период импринтной уязвимости не поступает ключевого стимула, то соответствующая биопрограмма не запускается либо запускается искаженно или не полностью.

Вот такое определение Импринтирования в этологии (наука о поведении животных) дает Данило Майнарди в своем труде «Рождение и импринтинг»: Импринтирование (досл. «впечатывание») – это бессознательное формирование конкретного впечатления (т.е. образа или символа с прилагающейся эмоциональной нагрузкой, которая может быть довольно объемной и сложной), которое оказывает решающее влияние на дальнейшие реакции личности, формирование ее ценностей и приоритетов и в конечном счете на ее поведение в целом. Обычно последствия импринтирования сохраняются на всю жизнь или на большую ее часть.

Д. Мейнарди рассматривает Импринтинг как форму обретения устойчивых навыков, которые остаются неизменно запечатленными на протяжении всей жизни. Следовательно, главная функция импринтинга состоит в получении информации об окружающей среде и прочном закреплении полученных сведений. Эта форма обучения имеет явные отличия от других форм, которые предоставляют достаточную свободу приспособляемости к среде обитания в зависимости от переменчивости ее условий. Таким образом, импринтинг можно рассматривать как некую переходную форму от инстинкта к познанию и свободному выбору.

Импринтинг совершается в течение определенных, обычно весьма ограниченных периодов жизненного цикла (которые называются сенсибильными, критическими, моментами импринтной уязвимости), причем протекает очень быстро и неосознаваемо. Границы личного «Я» в импринте размыты, т.е. важны не только личностные проявления, но и система отношений со Значимыми Другими, вовлеченными в ситуацию. Поясним: речь идет о бессознательном подражании реакциям этих самых значимых, и это формирует опыт.

Импринт не обязательно негативен, он может быть и благоприятным для развития личности. Все зависит от характера реакции на возникающие импринтинговые обстоятельства. Это, в частности, подчеркивал Тимоти Лири в «Семи языках Бога», отмечая, что импринты могут быть важным позитивным опытом, приводящим к полезным убеждениям, и лишь при травмировании являются проблематичным опытом, который ведет к ограничивающим убеждениям.

Импринты могут складываться в сложные системы, особенно при наличии более поздних травматических запечатлений, которые усиливают более ранний импринт. А проявляются они, например, в виде ощущения «тупика» в жизни, т.е. безысходности, неспособности, покинутости, никчемности и т.д.

Несмотря на необратимость результатов импринтинга, их можно нейтрализовать. В разных направлениях психологии существуют отличные друг от друга подходы к этому процессу, но прежде всего важно понять, в чем он заключается. Ли Кэрролл приводит любопытную метафору для объяснения:

«Представьте себе следующее: вода в шланге для полива лужайки постоянно находится под давлением. Давление обеспечивает крупная водонапорная станция, и оно есть всегда. Однако, установив регулируемые разбрызгиватели воды, вы можете контролировать это давление или даже полностью свести его на нет. Таким образом, для нейтрализации чего-то требуется что-то добавить».

По Т.Лири и Р.Уилсону, «наша нервная система содержит восемь потенциальных контуров, или «уровней», или мини-мозгов. Четыре таких мини-мозга расположены в обычно активном левом полушарии головного мозга и связаны с нашим земным выживанием; четыре других контура – внеземные, они находятся в «молчащем», или неактивном, правом полушарии и найдут свое применение в ходе нашей будущей эволюции. Это объясняет, отчего на данной стадии нашего развития правое полушарие мозга обычно пассивно».

А теперь посмотрим, что это за контуры.

Контур биовыживания . В нем программируются комплексы Питательно-Полезных Вещей и Вредно-Опасных. При импринтинге создается установка «доверия-подозрения». Считается, что увлечение наркотиками связано с желанием возвратиться в младенчество.

Эмоциональный контур . Он срабатывает на стадии «от ползанья – к хождению» и проявляется в территориальных притязаниях, вникании в семейные дела и отношения, выявлении характера принятия решений. Именно в это время формируется эгоизм или альтруизм.

Манипулятивно-символьный контур . Он задействуется в том возрасте, когда ребенок научается манипулировать предметами и обмениваться осмысленной речью с окружающими. При благоприятных условиях человек приобретает ловкость, а также умение толково излагать свои мысли. Но здесь же – увы – можно заразиться и «тупостью».

Социополовой контур . Он связан с передачей родовой и этнической культуры через поколения и становится активным в период полового созревания и, соответственно, определяет сексуальную роль человека на всю жизнь. Негативный импринт может привести к половым извращениям, фетишизму и т.п.

Нейросоматический контур . Его называют «мозгом тела», а импринтинг может происходить в условиях полного или частичного лишения внешнего воздействия одного или более органов чувств (сенсорная депривация), общественной изоляции, физиологического стресса или сильного шока, пребывания в невесомости. Открытие этого контура практикуется в шаманизме, тантризме, хатха-йоге. Это контур наслаждения, достижимый не любым и каждым.

Нейроэлектрический контур . Его именуют «универсальным транслятором», а состояние, которое характерного для него – «сознанием абстрактного» и «метапрограммированием». Согласно психологии эволюции, этот уровень может позволить общаться без инструментов манипулятивно-символьного тоннеля реальности, в частности, с помощью телепатии.

Нейрогенетический контур . Как полагают авторы, этот тоннель реальности запускается, когда возникает диалог между ДНК и РНК, и он дает внетелесный опыт, характерный для раджа-йоги и его можно считать генетическими архивами.

Нейроатомный контур . По мнению Кеннета Ринга, это проявление «космического бессознательного», охватывающего внутренние квантово-механические связи в человеке, которые не нуждаются в биологической оболочке. А Р.А.Уилсон добавляет: «Когда нервная система подключается к этому контуру квантовых уровней, пространство и время исчезают».

Кто-то может отнестись с сомнением к возможности существования высших уровней, – но тут уж право каждого: принимать или не принимать, соглашаться или не соглашаться.

Существующие теории импринтинга

Генетическая предопределенность плюс стимулы внешней среды. Термин «imprint» был впервые описан в 1935 году Конрадом Лоренцом, лауреатом Нобелевской премии, австрийским этнографом и антропологом. Он установил, что, едва вылупившись из яйца, утята были заняты поиском «образа матери». Для определения своей матери они высматривали всего лишь одну конкретную субмодальность. Единственное, что должна была делать их мать, – это двигаться. Если появлялся двигающийся объект, они начинали повсюду следовать за ним. Например, когда Лоренц прогуливался, они за ним начинали бегать. По прошествии одного дня с небольшим импринт матери у утят завершался. После этого они уже полностью игнорировали даже свою настоящую мать, если таковую им пытались вернуть, и в данном случае повсюду следовали за этим пожилым австрийцем.

Для одного из утят таким импринтом был воздушный шарик, и когда шарик перемещали с места на место, то утенок повсюду следовал за ним. Когда этот утенок вырос, он не обращал абсолютно никакого внимания на своих соплеменниц, и все его ухаживания и стремление образовать пару были направлены на любой круглый предмет. Это говорит о том, что когда утенок вырос, то импринт матери перешел также и на подругу.

Он указывал, что дробление поведения на врожденное (собственно инстинктивное) и приобретенное (сформированное за счет индивидуального опыта, обучения) в большинстве случаев бывает условным.

Согласно Лоренцу, даже у животных целостный поведенческий акт состоял из комбинации врожденных механизмов реагирования – механизмов, в создании которых требуется специфический тип обучения – запечатление (импринтинг), приобретенных индивидуально и спонтанных. Под спонтанностью принято понимать такие изменения на выходе системы, для которых неизвестны соответствующие изменения на входе.

Лоренц указывал, что по своим свойствам запечатление существенно отличается от обычного ассоциативного обучения прежде всего тем, что оно происходит в определенные, достаточно узко ограниченные периоды онтогенеза. Второе его отличие состоит в том, что эффект запечатления практически необратим и в обычных условиях не угашается. Таким образом, информация, запечатленная в импринте, может быть как полезной для адаптации в конкретном социуме, так и нет. Анализируя явление запечатления и его роль в формировании поведения, Лоренц обращал внимание на его сходство с процессом дифференцировки органов в эмбриогенезе. В обоих случаях наличие чувствительного периода – необходимое условие для осуществления определенной реакции формообразования. Наиболее подробно эта проблема изложена в монографии Лоренца «Эволюция и модификации поведения» (1965, Evolution and Modification of Behavior).

Сегодня в этологии и биологии Импринтирование как механизм, реализующий генетические предпосылки в сочетании со стимулами внешней среды, склонны рассматривать как переходную эволюционную форму от полного генетического обуславливания непосредственно к обучению.

Белковый синтез и изменение синаптической структуры. В ряде экспериментов было установлено, что импритинг тесно связан с увеличением белкового синтеза. В опытах с цыплятами Стивен Роуз и его коллеги устранили все возможные посторонние влияния. Синтез белка в мозгу цыпленка увеличивается в первые два часа после воздействия стимула. Исследователи перерезали у цыпленка нервные пути, которые служили для передачи зрительной информации из одного полушария в другое и закрывали один глаз цыпленка. В итоге в той половине мозга, которая была связана с открытым глазом, белковый синтез был выше, чем половине мозга, связанного с закрытым глазом. Возможно, что в процессе запоминания синтезируемые белки транспортируются к синапсу и изменяют его структуру.

Пространственная структура связей между нейронами. Еще немецкий биолог Ричард Симон предполагал, что под воздействием стойкого запечатливания в мозговой ткани так называемых энграмм может происходить модификация мозговой ткани. Он предполагал, что энграмма является биохимическим проявлением памяти и проявляется постоянным изменением нервной ткани, возникающим в процессе научения.

В настоящее время идеи изменения мозговой ткани под воздействием запечатленного опыта нашли некоторое подтверждение. Оказалось, что под влиянием индивидуального опыта происходят изменения в соединительных аппаратах мозговой ткани. Несмотря на то, что зрелые нейроны не делятся, было экспериментально доказано, что можно вызвать направленный рост новых нервных волокон, которые меняют пространственную структуру связей между нервными клетками. В отличие от процесса импринтинга, для появления энграмм необходимо достаточно длительное повторение сигналов, связанных с информацией, находящейся в регистре первичной (кратковременной) памяти. «Следовательно, – пишет Прибрам, – долговременная память является скорее функцией соединительных структур, чем функцией процессов в самой нервной клетке, генерирующей нервные импульсы». Предположительно в периоды импринтной уязвимости импринтирование приводит к устойчивому переструктурированию нейронных связей и изменению пространственного соотношения между ними.

В 1929 г. в своей книге «Механизмы мозга и разума» Карл Лешли, учитель Прибрама, занимавшийся исследованием энграммы, высказал идею, что «хранилищем» долговременной памяти в морфо-функциональном отношении является вся кора головного мозга. Прибрам, пытаясь разрешить ряд вопросов, возникших в ходе экспериментов, как раз и пришел к выводу, что мозг работает на голографическом принципе.

Импринты и импринтная уязвимость как состояние нервной системы. Вот что пишет об импринтах основатель школы творческого мышления Хосе Сильва: «Функция нервной системы состоит в том, чтобы фокусировать, выбирать и суживать, выбирая из бесконечного многообразия те импринты, которые будут определять стратегию и тактику выживания в данном окружении».

Конрад Лоренц, автор теории импринта, пришел к заключению, что условием образования стойкой биохимической связи в нашем мозге, то есть программы, является импринтная уязвимость – полная синхронизация деятельности правого и левого полушарий мозга – состояние, в котором мозг работает в режиме Альфа-ритмов. Для человеческого мышления характерны возрастные изменения – так мозг новорожденного ребенка генерирует преимущественно частоты дельта (0 – 4 Гц) и тета (5 – 7 Гц) – грудной ребенок в основном спит. Мозг ребенка до возраста полового созревания работает главным образом в режиме альфа (расслабленное состояние; 8 – 13 Гц) – это период интенсивного накопления информации. Другое дело, что воспринимается вся информация, независимо от качества. В состоянии бодрствования взрослого человека в мозге преобладают быстрые ритмы – бета (напряженное мышление; 13 – 25 Гц) и меньше альфа-волны, связанные с деятельностью коры больших полушарий. Бета-ритмы – способствуют поддержанию созданных ранее процессов и структур психики. Таким образом, создавая условия, при которых мозг будет работать на Дельта и Тета частотах мы можем как менять программы (предопределенные импринтами), так и создавать новые (Хосе Сильва).

Интересно, но состояние глубокого мистического опыта дает примерно такие же показатели ритмов электромагнитной активности мозга (тета- (5 – 7 Гц) и дельта- (0 – 4 Гц) ритмы, с короткими альфа-ритмами). Это, например, подтверждают опыты В. Б. Слёзина, проведенные с православными священниками, у которых снимались показания ЭЭГ во время глубокой молитвы. Слезин отмечает «лечебный и гармонизирующий эффект молитвы», вызывающей низкочастотную активность мозга и активацию особых участков коры головного мозга.

Известно, что при случайной или специально вызванной гипнотической регрессии, при приеме таких психоделических средств, как LSD, при снижении частоты работы головного мозга до дельта и тета, могут наступать периоды импринтной уязвимости. Импринтная уязвимость может возникать и при наступлении очень интенсивных, «стрессовых» для субъекта событиях, которые могут стать достаточно значимыми для формирования импринта во взрослом состоянии.

Не будем также забывать об исследованиях Станислава Грофа, в ходе которых было выяснено, что человек может актуализировать переживания, выходящие за границы его «биографического» опыта. Если допустить, что мозг играет роль своеобразного посредника между физической реальностью и «разумом», в котором как раз и содержится память, тогда многое может проясниться. Импринты – это то, что определяет количество и качество селекции информации, поступающей (проецирующейся) в нервную систему, в идеале обеспечивая адаптивность человека к среде при условии ее малой изменчивости.

Импринт как моделирование. Роберт Дилтс, один из основателей НЛП, в известной своей работе «Изменение убеждений с помощью НЛП» наглядно показывал, что запечатленные способы взаимоотношений детей и родителей приводят к тому, что когда дети вырастают, то во взрослом состоянии продолжают моделировать прежний тип отношений не только со своими детьми, но и с окружающими, как бы повторяя запечатленную структуру. Если в детстве отец наказывал девочку физически, то, повзрослев, она создаст себе один любопытный стереотип. Независимо от ее логического понимания и от того, как бы ей хотелось поступать, у нее часто будут складываться отношения, в которых она будет подвергаться грубому обращению, поскольку этот импринт подобен архетипу, определяющему, какими должны быть отношения с мужчиной.

Если в детстве девочка подвергалась грубому отношению со стороны матери, то когда она вырастет, вполне возможно, что, так или иначе, будет грубо обращаться со своими собственными детьми, ненавидя себя за это и недоумевая, почему так поступает. Это означает, что наш ранний опыт не только воздействует на наши чувства, но и создает весьма глубинные ролевые модели отношений.

Носитель импринта занимает вторую позицию ролевой модели из прошлого, или может происходить одновременная идентификация с «собой» (1-я позицию из прошлого) и «значимым человеком» (2-ю позицию из прошлого).

Для изменения опыта будет не достаточно привнести ресурс в прошлое только маленькому ребенку. Нервная система носителя импринта организуется вокруг «того значимого человека из прошлого», например, матери. И в своем поведении человек будет одновременно проявлять признаки ребенка, реагирующего на поведение взрослого и признаки того взрослого.

При этом, как считает Р. Дилтс, ребенок чаще отождествляет себя с одной ролью в системе семьи, но бывают и случаи одновременного отождествления со всеми участниками системы. Запечатленные ролевые модели влияют не только на поведение и ценности, но и на формирование идентичности и жизни человека.

Как говорит Р. Дилтс, источником проблемы является структура поддерживаемой системы, а не взаимоотношения. Не возможно убить или застрелить из пистолета взаимоотношение. И вопрос здесь не в том, чтобы прибегнуть к «перенесению ответственности» с целью постоянного перекладывания ответственности на кого-то еще – его можно сформулировать так: «Что может по-настоящему изменить неправильно действующие отношения?»

Импринт как часть системы конденсированного опыта. Система конденсированного опыта (СКО), определенная Гроффом как особое сгущение воспоминаний, состоящее из конденсированного опыта (и связанных с ним фантазий) различных жизненных периодов человека. Или, другими словами, СКО состоит из импринта (импринтов) и кондиционирования, кристаллизующегося вокруг него опыта.

Воспоминания, принадлежащие к отдельной системе конденсированного опыта, имеют похожую основную тему или содержат подобные элементы и связаны с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества. Наиболее глубокие слои этой системы представлены живыми и красочными воспоминаниями из младенческого и детского периодов. Более поверхностные слои такой системы включают память о более поздних периодах, вплоть до настоящего времени. Каждая СКО имеет основную тему, проникающую через все слои и представляющую собой их общий знаменатель. Природа этих тем варьируется в значительной степени от одной СКО к другой. Чрезвычайно большим эмоциональным зарядом, которым наделена СКО, оказывается сумма эмоций, принадлежащих ко всем воспоминаниям, составляющим СКО определенного вида.

Индивидуальные системы конденсированного опыта имеют фиксированные отношения с определенными защитными механизмами и связаны со специфическими клиническими симптомами. Структура личности обычно содержит значительное количество СКО. Их число, характер, размеры и интенсивность в немалой степени варьируются от одного индивида к другому.

В соответствии с основным качеством эмоционального заряда мы можем различать отрицательные СКО (конденсирующие неприятные эмоциональные переживания) и положительные (конденсирующие приятные эмоциональные переживания и положительные стороны прошлой жизни индивида). Хотя и имеет место определенная взаимозависимость и перекрывание, отдельные СКО могут функционировать относительно независимо. В сложном взаимодействии с окружением они избирательно влияют на восприятие человеком самого себя и мира, на его чувства, способность формировать идеи и даже на многие соматические процессы.

Как пишет Грофф, оживление переживаний, составляющих различные уровни СКО, характеризуется разными убедительными признаками регрессии субъекта в те времена, когда он впервые переживал данное событие. Одна из наиболее важных сторон этой регрессии состоит в том, что ощущение своего тела, эмоции, рефлексы и восприятие всегда соответствует возрасту, в который регрессировал субъект.

В концепции СКО детские воспоминания представляют собой ядра или более глубокие уровни сложных сгущений воспоминаний, действующих в качестве управляющих динамических систем.

Отличительные особенности СКО: во-первых, накопившийся эмоциональный заряд – суммарный продукт, сложившийся в результате ряда подобных травматических ситуаций в различные периоды жизни. Это подтверждает непропорционально большое количество высвобожденных эмоций по отношению к «серьезности» имевших место травматических событий (с точки зрения взрослого).

Во-вторых, повторное переживание травмирующих событий детства часто сопровождается далеко идущими изменениями клинической симптоматологии, поведенческих стереотипов, ценностей и позиций. Мощное трансформирующее действие переживания таких воспоминаний и их осмысление предполагают, что имеется более общий динамический принцип.

Третья, и самая важная, причина мышления в терминах СКО, а не отдельных воспоминаний, заключается в затрудненности непосредственного доступа к ядру СКО. До того как испытуемый сможет оживить травмирующее воспоминание раннего детства (ядро переживаний), он должен встать лицом к лицу со многими ситуациями более позднего периода жизни и проработать те из них, где наблюдается та же или похожая тема и включены те же самые основные элементы. Все эти травматические ситуации из различных жизненных периодов связаны с эмоциями одного и того же качества и с такими же защитными механизмами. Их оживление сопровождается тем же самым набором соматических симптомов.

Наиболее важной частью СКО служит ядро переживаний. Это первое переживание особого вида, зарегистрированное мозгом и заложившее фундамент отдельной СКО. Таким образом, ядро воспоминаний представляет собой прототип, матричный образец для записи последующих событий подобного рода в память. Не так просто объяснить, почему определенные виды событий имеют настолько мощное травмирующее действие на ребенка, что они влияют на психодинамическое развитие индивида на протяжении многих лет и десятилетий. Психоаналитики обычно предполагали в этой связи некоторые конституциональные или наследственные факторы неизвестной природы. Исследование ЛСД, видимо, указывает на то, что эта специфическая чувствительность может иметь важные детерминанты в глубоких слоях бессознательного, в функциональных врожденных динамических матрицах, трансперсональных по своей природе. Некоторые из этих факторов, будучи вынесенными в сознание при ЛСД-психотерапии, имеют форму родовой, расовой или филогенетической памяти, архетипических структур или даже переживаний прошлых воплощений. Другим важным фактором могло бы явиться динамическое сходство между отдельными травмирующими инцидентами в детстве и определенной гранью родовой травмы.

Факторы, выделяемые Гроффом, предрасполагающие к образованию СКО, являются теми же, что для импринтов и конденсирования.

Факторами наибольшей важности, обладающими патогенным значением для развития, может оказаться как одно-единственное событие (импринтинг), так и ежедневные патогенные взаимодействия с одним из членов семейства, длящиеся в течение месяцев и лет. Они могут непрерывно регистрироваться в памяти, собираться в конденсированном виде и образовывать в конечном итоге патологический фокус, сравнимый с фокусом, возникшим в результате макротравмы. В последнем случае ядро переживаний представляет вид переживания, несущего в себе сумму подобных событий.

Вследствие комбинации вышеприведенных факторов (а возможно, и других неизвестных в настоящее время переменных), определенное событие жизни ребенка становится ядром СКО. Когда ядро переживаний запечатлелось (импринтинг состоялся), оно начинает работать как матрица памяти, а более поздние аналогичные переживания записываются в тесной связи с первоначальным событием. Повторяющееся наложение следующих слоев может привести в результате к появлению специфического динамического сгустка воспоминаний, который Грофф называет системой конденсированного опыта (СКО). Очевидно, формирование периферийных слоев СКО может происходить в силу двух динамических механизмов. Иногда пополнение новыми воспоминаниями происходит, так сказать, механическим путем. Жизнь приносит массу эмоциональных переживаний, и некоторые из них, так или иначе, напоминают ядро переживаний. Благодаря аналитической и синтетической работе памяти, эти переживания включаются в СКО на основе схожих компонентов или общего сходства. Однако предположительно существует значительно более важный динамический механизм. На самых ранних стадиях развития ребенок выступает более или менее пассивной жертвой окружения и обычно не играет активной роли в ядре переживаний, которую следовало бы рассмотреть. Позднее эта ситуация меняется, и индивид постепенно сам становится все более определяющим фактором в формировании своих межличностных отношений и жизненного опыта в целом. Однако когда фундамент СКО заложен, он явно начинает влиять на субъекта в плане его восприятия окружения, переживания мира, в плане его позиций и поведения. Под влиянием ядра переживаний он развивает устойчивые специфические ожидания и общие опасения в отношении определенной категории людей и определенных ситуаций. Они порождаются общим формообразующим ядром переживаний и могут быть логически выведены из его особого содержания.

Таким образом, механизм образования и поддержания СКО есть динамическая самоподдерживающаяся структура, постоянно существующая в психике.

Имея ядра, человек как бы моделирует прежние отношения, присутствующие в момент образования, на тех людях, которые присутствуют в настоящий момент. И одно из предположений заключается в том, что человек моделирует эти отношения как бы с намерением завершить их поведенческим способом. Итак, непрерывная активизация и подкрепление первичного патогенного сгустка опыта многими другими взаимодействиями в более поздние периоды жизни могут, вероятно, объяснить интенсивность эмоционального заряда, связанного с индивидуальной СКО. Механизм самоподкрепления СКО, который не исправляет норму, а создает тенденцию к уклонению от нее и к первоначальному сбою, закрепляя СКО, работает на принципе прямой связи.

Принцип суммирования эмоциональных зарядов, связанных с различными слоями СКО, – это только одно из объяснений огромного количества аффективной энергии, которая обычно должна разрядиться, прежде чем ядро переживаний будет изжито и система или истощится, или будет интегрирована, включена в сознательный опыт. Другой мощный источник энергии может быть обнаружен в перинатальных матрицах, лежащих в основе СКО. Сходство между родовым переживанием и определенными травматическими событиями более позднего периода жизни предполагает возможность разряда глубоких эмоциональных и инстинктивных энергий, связанных с этой наиболее фундаментальной травмой человеческой жизни.

Постепенный рост СКО отвечает за скрытый «инкубационный» период между первичными травмирующими событиями и будущим невротическим или даже психотическим расстройством. Психопатологические симптомы проявляются, как правило, к тому времени, когда СКО достигает определенной критической величины и травматические повторения затрагивают жизненно важные области клиента, мешая удовлетворению его основных потребностей.

Импринты могут быть важным «позитивным» опытом, который привел к полезным убеждениям, или они могут травмировать, могут быть проблематичным опытом, который привел к ограничивающим убеждениям. Тимоти Лири исследовал феномен импринта у людей. Он установил, что при определенных условиях то, что было запечатлено в ранние переломные периоды, потом можно перепрограммировать или произвести Ре-импринтинг. Цель Ре-импринтинга – расширить вам выбор способов мышления об импринте прошлого опыта. Этот выбор помогает вам изменить ваши убеждения о себе и об окружающем мире.

Рассмотрим процесс ре-импринтинга (самопрограммирования):

1. Выделите какие-нибудь чувства, слова или образы, которые ассоциируются у вас с тупиковым опытом. Многие люди пытаются избежать этих чувств, в связи с тем, что они неприятны. При этом нужно помнить, что их избежание не разрешит наложенное ограничение. Итак, войдите в это состояние. Выразите словами те убеждения, которые сформировались в результате этого опыта.

2. Отделитесь от события. Сделайте так, чтобы вы смотрели на себя, будто видите себя на экране кинотеатра. Выразите словами остальные убеждения и обобщения, которые сформировались после этого негативного опыта.

3. Подумайте о том, что хорошего хочет дать вам это чувство. В чём вторичная выгода от тупикового состояния? Если в этой ситуации есть другие люди, подумайте, каково их положительное намерение? Можно прямо на представленной вами картинке спросить их о том, чего они хотят добиться. Это важный шаг в процессе самопрограммирования.

4. Подумайте, чего вам и другим людям не хватало в этой ситуации, какие нужны были ресурсы, чтобы этот опыт был не травмирующим, а позитивным? Помните, что вам не стоит ограничивать себя до тех возможностей, которыми обладает человек или другие значимые лица в то время. Получите доступ к этим ресурсам. Теперь вы можете использовать эти ресурсы для изменения нежелательного опыта.

5. Проиграйте эту ситуацию в своём воображении от лица каждого из тех людей, которые в ней участвовали. Понаблюдайте, как этот опыт изменился бы, если бы все необходимые ресурсы были доступны человеку. Проделайте это для каждого лица, убеждаясь, что ресурсов достаточно. Если нет, то вернитесь к шагам 3 и 4 и найдите другие положительные намерения и связанные с ними ресурсы, которые вы могли обойти вниманием. После этого выразите словами новые убеждения и обобщения.

6. Примените ресурс из шага 4 и переживите опыт самопрограммирования каждого человека. Войдите в тело другого человека и увидьте события его глазами. В конце вернитесь в своё тело. Пройдите опыт достаточное, количество раз, чтобы он стал ещё более стойким, чем импринтинг. Пересмотрите и измените убеждения и обобщения, которые вы сделали из негативного опыта.

7. Вернитесь из прошлого опыта в настоящее время. По пути вы можете наблюдать, как этот опыт влиял на вашу жизнь после травмирующего события и изменять ограничивающие убеждения и поведение, которые были следствием этого импринтинга.

Вот такая техника позволит нам осуществлять самопрограммирование, которое способно изменить наши реакции, а значит и нашу жизнь.

Изменение глубинных убеждений с помощью визуализаци

Глубинные убеждения уходят корнями в детство. Возможно, вы помните, что думали так же, как и сейчас, в четыре, семь или двенадцать лет. Существует эффективная техника изменения глубинных убеждений с помощью визуализации своего «внутреннего ребенка».

С психологической точки зрения неверно, что нельзя изменить прошлое. Хотя вы и не в силах поменять произошедшее и свои действия, с помощью визуализации вы можете реструктурировать воспоминания так, чтобы они приносили меньше страданий и меньше влияли на вашу жизнь в настоящем. Визуализация «внутреннего ребенка» может изменить негативные глубинные убеждения, снизить депрессию, повысить самооценку и освободить от сильных чувств стыда и вины. Однако, несмотря на то, что имеется множество примеров эффективности предлагаемого метода, масштабных исследований его применения не проводилось.

Эта техника эффективна потому, что вате подсознание не придает особого значения времени. Для подсознания то, что случилось, когда вам было полгода, может быть столь же важным и непосредственным, как то, что произошло вчера. Глубоко внутри ваша детская личность сохраняется во всех подробностях. Этот «внутренний ребенок» не знает других, более поздних и взрослых версий вас самих. Он остается ребенком с детскими потребностями, возможностями и пониманием мира, а также эгоцентричными и противоречивыми чувствами малыша. Внутри вас находятся бесчисленные версии самих себя: всех возрастов – с рождения до настоящего времени.

«Внутренний ребенок» – это больше, чем просто интересная метафора. Он объясняет, почему люди ведут себя «по-детски» или «незрело». Некоторые стрессовые события напоминают им о детских травмах и пробуждают более юную версию их собственного «я». Они реагируют, как будто им до сих пор пять или десять лет.

Болезненные чувства, которые вы испытали в детстве, возвращаются и мучают вас в образе негативных мыслей о вас самих. Неудовлетворенные потребности детства могут управлять вами в настоящем.

За последние несколько лет были разработаны методы «перевоспитания внутреннего ребенка», которые помогают освободиться от давних болезненных чувств и символически удовлетворяют прошлые потребности. Такая работа обычно проводятся в рамках двенадцатиэтапной программы реабилитации выросших детей алкоголиков или тех, кто в детстве стал жертвой сексуального насилия или жестокого обращения. Эти действенные методы также хорошо помогают тем, кто борется с давнишними негативными глубинными убеждениями о себе и мире.

Визуализируя своего «внутреннего ребенка», вы представляете, что как опытный взрослый человек навещаете себя в детстве в особенно трудные времена – в особых ситуациях, которые, как вы уже установили, повлияли на зарождение одного из ваших негативных убеждений о себе самом. Вы наделяете себя маленького мудростью, которую обрели, и навыками, которые развили для того, чтобы справляться с трудностями. В частности, вы противопоставляете негативному убеждению, сформировавшемуся в детстве, более позитивное и адекватное убеждение. Вы на самом деле становитесь в своем воображении опытным родителем или другом, который нужен был вам тогда. Ваше подсознание больше не верит в реальность так же, как не верит во время. То есть не проводит различий между реальным опытом и мечтами или фантазиями. Хороший совет и поддержка, которые вы даете своему «внутреннему ребенку» спустя годы после произошедшего, могут восприниматься, сохраняться и использоваться вашим подсознанием так, как будто вы получили их во времена былой травмы. Тот факт, что у вас имеется две противоречащие версии одного и того же воспоминания, не беспокоит ваше подсознание, поскольку ему не нужна логика событий, которой требует ваше сознание.

Тирания «Надо»

«Надо» заставляет нас жить в соответствии с величественным представлением о себе. Эти «Надо» – продукт идеального образа себя, а поскольку идеальный образ себя по большей части – это прославление принятого решения (смириться, стремиться к абсолютному совершенству, мстить, уйти в сторону или нарциссического), следовательно, разные «Надо» определены, в основном, чертами характера и ценностями, связанными с главной защитой.

Однако подчиненные тенденции также представлены в идеальном образе себя, и в результате мы зачастую оказываемся «под перекрестным огнем враждующих Надо». Мы пытаемся подчиняться противоречивым внутренним приказам и обречены ненавидеть себя за все, что бы мы ни делали, и даже в том случае, если, парализованные этими конфликтами, мы не делаем ничего.

Жить «как Надо» невозможно не только потому что Надо дергают в разные стороны, но и потому что они нереалистичны: нам Надо всех любить, Надо никогда не ошибаться, Надо всегда выходить победителем, Надо никогда ни в ком не нуждаться...

С Надо связаны многие вынесения вовне. Мы ощущаем наше Надо как «они Должны» (как ожидание, направленное на других), нашу ненависть к себе как их отвержение, наше самоедство как их несправедливое осуждение. Мы ждем, что другие будут жить по нашим «как Надо» и выливаем на них нашу ярость за собственную неудачную попытку так жить.

Надо, выработанное для защиты от отвращения к себе, только усиливает болезнь, которую призвано было исцелить. «Угроза наказания ненавистью к себе» превращается в «режим террора».

Надо – основа для сделки с судьбой. Неважно, какое было принято решение: сделка состоит в том, что наши требования будут выполнены, если жить «как Надо». Подчиняясь внутренним правилам, мы устанавливаем контроль над внешней реальностью. Мы, конечно, видим наши требования не как нечто непомерное, а только как то, чего мы вправе ожидать, принимая во внимание наше величие, и считаем, что жизнь несправедлива, когда наши ожидания не сбываются. Наше чувство справедливости определено нашим главным решением и связанным с ним сделкой.

Обычно ненависть к себе означает мое чувство вины за то, что я совершил или не совершил, и мы ассоциируем «вину» с определенными моментами нашего прошлого. Но это сознательное переживание вины есть лишь верхушка айсберга. Если вы вообразите себе остальную часть айсберга, скрытую под водой, то громада его массы и будет представлять вину. В действительности, виною будет сумма всех негативных чувств, убеждений и переживаний, которые мы когда-либо испытывали по отношению к себе. Вина, таким образом, может быть любой формой ненависти к себе, неприятия себя, чувства некомпетентности, неудачливости, опустошенности, ощущения недостатка в себе, потерянности, неполноценности.

Ненависть к себе – конечный продукт внутрипсихических стратегий защиты, каждая из которых имеет тенденцию увеличивать наше ощущение неудачи и собственной никчемности.

Ненависть к себе – по сути, ярость, которую идеальное Я испытывает к наличному Я за то, что оно не такое «как Надо».

Ненависть к себе в основном бессознательна, так как она слишком болезненна, чтобы встречаться с ней открыто.

Ненависть отличается от просто злости или раздражения большей силой и большей длительностью. Это парадоксальная эмоция – казалось бы, как может человек враждовать с самим собой? Как ни странно, это возможно благодаря эволюционным преимуществам психики человека. Наша психика устроена так, что мы по отношению к себе одновременно являемся наблюдателем и наблюдаемым, оценивающим и оцениваемым. Мы можем видеть себя словно бы со стороны, и оценивать себя так, как если бы это был другой человек. А раз есть такая возможность, то и оценка может быть как положительной, так и негативной или даже враждебной. Ненависть к себе переносить сложно, потому что, ненавидя себя, человек тем не менее остается самым ценным для самого себя. И это очень непростое переживание – ненавидеть самое ценное, что у тебя есть. Не зря говорят, что это такая форма любви, просто очень пристрастная.

Как может возникать ненависть к себе? На этот счет в психологии есть множество разных теорий, но большинство из них сходятся в том, что ненависть к себе возникает из-за того, что человек видит какое-то свое несоответствие социальным требованиям, а эти требования для него оказываются чрезвычайно важны. Умение видеть себя со стороны часто делает нас особо чуткими к тому, как нас воспринимают окружающие люди. Начиная с раннего детства, каждый из нас знакомится с множеством требований к себе – с множеством властных идей о том, каким нужно быть, чтобы получить одобрение. Со временем человек усваивает эти требования окружающих и начинает предъявлять их самому себе. Часто бывает, что ребенок сталкивается с тем, что взрослые недовольны его поведением. У ребенка еще нет возможности критично относиться к реакциям окружающих, понимать их ситуативный смысл – он может сделать вывод, что он по определению плох, что в нем есть какой-то неисправимый дефект. А значит, что он не может никому нравиться, и что он достоин только ненависти. Постепенно этот приписываемый другим людям взгляд на самого себя ставится собственным взглядом на самого себя – недовольным, враждебным и даже ненавидящим.

К сожалению, многие культурные стереотипы, принятые в нашем обществе, способствуют тому, чтобы сформировался этот ненавидящий взгляд. В нашей культуре есть идеи о том, что ошибки ребенка – это не естественная часть взросления и обучения, а какой-то дефект личности. Также часто встречается идея о том, что поведение человека определятся не ситуацией, не внешними условиями и влияниями, не особенностями его развития, а некой глубинной сущностью человека, которая может быть плохой или хорошей. Под влиянием таких идей в уязвимом положении оказываются не только дети, но и родители. На родителей часто влияет идея о том, что если ребенок не соответствует каким-либо стандартам, то в этом виноват родитель – плохо воспитывает, не способен к воспитанию, сам плохой человек. Под давлением таких мыслей родители часто обращаются с детьми жестко, пытаются контролировать каждый шаг ребенка, не дают ему права на ошибки, постоянно негативно его оценивают. Такое обращение с ребенком тоже может способствовать возникновению у него ненависти к себе, которая может сопровождать человека и тогда, когда он уже стал взрослым.

В подростковом возрасте требования родителей могут стать уже не так важны – гораздо важнее для подростка могут быть требования его сверстников и той подростковой субкультуры, на которую он ориентируется как на источник норм. Кто-то, особенно часто мальчики, попадает под влияние дворовой-мачистской субкультуры, где больше всего ценится грубая сила и умение доминировать, унижая других людей. Если подросток находит в себе несоответствия этим жестким требованиям, то он сам для себя может стать изгоем, который достоин ненависти. Другой пример влиятельной подростковой субкультуры, особенно часто влияющий на девочек – культ звезд поп-музыки, кино и спорта, которые задают глянцевые стандарты внешности, поведения, успеха. Эти стандартам бывает очень сложно и почти невозможно соответствовать, но на их фоне подросток может воспринимать себя как некрасивого, слабого, беспомощного. Он словно бы сам себе говорит обидные и унизительные вещи – ты хуже всех, ты урод, ты слабак и т.п. И такое восприятие себя оказывается настолько невыносимо, что весь свой гнев за такое несоответствие подросток обрушивает на себя.

Такие сильные переживания могут препятствовать социальному развитию, успешной деятельности в чем-то, что могло бы улучшить представления о себе. У человека опускаются руки, и он укрепляется в вере в то, что он изначально плох и достоин только ненависти. Другой частый вариант – человек добивается в чем-то успеха, и вроде бы формальных поводов для ненависти становится все меньше. Но ненависть не проходит, потому что все свои успехи человек обесценивает или игнорирует – мол, этого недостаточно; это совсем элементарное, а должно было в разы лучше и т. п. Человек укрепляется в убеждении, что корень всех его бед в нем самом, а социальные стандарты – безупречны, безусловны и абсолютны.

Основная защита против ненависти к себе – вынесение вовне, которое может быть активным или пассивным. Активное – «это попытка перенаправить ненависть изнутри наружу: против жизни, судьбы, институтов или людей». При пассивном «ненависть остается направленной вовнутрь, но воспринимается или переживается как идущая извне».

Чувство ненависти к себе вызывает защитный механизм. Он проявляется через:

1) унижение себя, ради получения выгоды (денег, внимания власти)
2) унижение других, ради ощущения собственной ценности как существа.

Человек, который лишается уважения самого себя, пытается восстановить его за счет свободы делать все, что он хочет по отношению к другим существа. Уважение теряется в тот момент, когда человек отказывается от того, во что он верит больше всего в жизни. Например, человек верит в искренность. Но в какой-то момент, из-за страха, он решает соврать или скрыть часть своих чувств, мнения, отношения. С этот момента он перестает себя уважать. И если такой человек в тот же период не использует возможность, чтобы понять, почему он так сделал, то придет снова к ситуации, когда его действия (слова, поступки) будут расходиться с тем, во что он верит всем сердцем.

Конечно, намного проще не замечать внутренних диссонансов, вспышек агрессии или раздражения, негодования, цинизма, попыток обесценить то, во что верят другие. В этом и проявляется компенсация собственного страха. Но расплатой за это обязательно будет появление ненависти к себе.

Как ненависть к себе маскируется:

  • уменьшительное обращение к людям старшего возраста (например, вам 17, а вы обращаетесь к людям старше « моя деточка», «девочка моя милая», «ты мой хороший» и т.д.;
  • ложное восхищение. (Красивые эпитеты к навыкам, действиям и результатам, которым сам не учишься. Поскольку восхищение – это потребность перенять навык, умение, способность, уметь делать так же или лучше);
  • непрямые ответы и скрытность мнения;
  • цинизм, ирония, сарказм. Не стоит принимать чужое презрение, высмеивание и цинизм на свой счет.

Если перед вами раскрылась чужая ложь, неискренность, помните, что ненависть к себе (непонимание себя, своего страха и побег от боли) переходит в презрение, как унижение себя или другого (защита, зона комфорта). Если вы понимаете, как это работает, нет смысла относить это к себе лично. А если вы еще сможете обнаружить этот механизм в себе, тогда возрастет понимание других людей.

Когда ненависть к себе сознательна, в ней часто есть примесь гордости, которая служит поддержкой самопрославления: «Даже осуждение несовершенств подтверждает божественные нормы, с которыми личность отождествляет себя». К. Хорни рассматривает ненависть к себе как «величайшую трагедию человеческого сознания. В своем стремлении к Бесконечному и Абсолютному человек начинает разрушать себя. Заключая сделку с Сатаной, обещающим ему славу, он вынужден отправиться в ад – в ад внутри самого себя».

Что же можно сделать в такой ситуации? В отношениях с ненавистью может помочь особенность человеческой психики – мы можем видеть себя со стороны, а значит и корректировать то, что делает нам плохо. Психологи называют этот навык рефлексией. И если человека не устраивает влияние ненависти на его жизнь, то можно присмотреться к ней и понять, каким образом она добилась такой власти. И поняв способы, которыми пользуется ненависть, эту власть можно ослабить, а то и вообще выйти из под нее. Можно попытаться понять, какими способами ненависть влияет на человека. Часто она воздействует при помощи критикующих и стыдящих мыслей, которые вызывают агрессивные по отношению к себе эмоции. Ненависть может убеждать в том что, что бы человек ни делал – все будет плохо, что ошибки приведут в невероятному позору, что все его отвергнут, что он глубоко ущербен по сравнению с другими людьми. Но дело не в только в содержании этих мыслей, но и во внутренней интонации, с который ненависть их нашептывает – она может быть ядовитой, язвительной, яростной. Эти мысли могут казаться неопровержимо истинными, но можно оценить их результат – последствия, к которым они приводят. Если критические мысли приводят к злобе на себя, отчаянию, подавленности, то стоит ли полностью доверять тому, что они говорят? Бывают ли моменты, когда у вас возникают иные, более одобрительные мысли про самого себя, про свои качества, про свои успехи? В какие моменты, в каких ситуациях вы свободны от ненависти к себе? В общении с кем из вашего окружения ненависть к себе не посещает вас? Под влиянием каких мыслей вы себя лучше чувствуете, какие мысли помогают вам жить и что-то делать? Как это ни странно звучит, мы не обязаны идти туда, куда ведет нас неприятная для нас мысль. Есть такой культурный стереотип, что приятные мысли о себе скорее всего лгут, а неприятный – скорее всего правда. Такое критическое восприятие человека сложилось в нашей культуре под влиянием непростой истории нашего общества. Но в большинстве индивидуальных случаев такая логика приносит людям скорее вред, чем пользу – чаще ведет не к самосовершенствованию, а к депрессии и беспомощности. И мы можем отказаться идти туда, куда ненависть нас зовет, если знаем, что она приведет в отчаяние. Более того, при помощи рефлексии мы можем выходить из отчаяния, даже если туда забрели, если принимаем решение не оставаться там.

Бывает полезно узнать, с чем и с кем ваши критические мысли вас сравнивают – с какими правилами, образцами, стандартами, эталонами, по отношению к которым вы оказываетесь уязвимы для критики? Критика часто возникает именно в процессе сопоставления «правильного» варианта и имеющегося. «Правильный» воспринимаются зачастую идеализированно, а собственная жизнь оценивается заведомо скептически. При этом именно на фоне «правильного» варианта имеющийся может показаться никчемным, тогда как без идеального фона он может быть вполне приемлемым. Например, многие люди сравнивают себя со знаменитостями, жизнь которых они только то, что узнают из СМИ – то есть, представляется идеализированная отфильтрованная картинка, на фоне которой картинки из собственной жизни воспринимаются далекими от идеала. Но ведь эти картинки никто не отфильтровывал и не обрабатывал в графическом редакторе. И получается, что ненависть к себе часто возникает как последствие такой несправедливо настроенной «оптики».

Поэтому, бывает важно смотреть на свою жизнь не только в привычную «оптику ненависти», но и глазами людей, которые видят вас в более позитивном свете, чем вы сами. Кто из уважаемых для вас людей не согласился бы с идеями «ненависти» о том, что по сравнению с правильными образцами вы в чем-то плохи? Чем этот человек мог бы поддержать вас? Что он мог бы ответить «ненависти» на ее нападки, как он мог бы ей возразить? Что этот человек мог бы посоветовать вам, чтобы вы могли лучше защищаться от «ненависти»?

Импринтинг в психологии - это одно из интереснейших понятий. Переводится данный термин как “оставить след”, “отметить”. Встречается это явление не только в среде животных, но и в человеческой среде. Однако если импринтинг братьев наших меньших обусловлен инстинктом и служит целям приспособления и выживания, то в социуме он превратился в более сложное явление, и ему даже нашли применение в коммерческих целях.

Импринтинг (запечатление) представляет собой избирательную фиксацию в памяти значимой информации. Импринтинг - это целостный психофизиологический механизм, при котором зрительный, слуховой или иной образ прочно сохраняется в мозговых центрах. Особенности этого процесса схожи и у животных, и у человека. Во-первых, он возникает в четко определенное время - критические периоды жизни, когда организм оказывается максимально чувствительным и восприимчивым к новому. Во-вторых, только одна встреча с объектом запечатления достаточна для его формирования. В-третьих, для возникновения явления импринтинга не нужно какое-либо подкрепление (пищевое, эмоциональное или иное). И в-четвертых, результаты импринтинга крайне стабильны и результат запечатления может оставаться в течение всей жизни.

Механизм импринтинга наглядно можно продемонстрировать на так называемой реакции следования у большинства птиц и млекопитающих. Она развивается уже в первые часы жизни детеныша, который видит мать, слышит ее зов и реагирует тем, что подходит к ней и начинает повторять ее движения. В ходе этого взаимодействия родители знакомят новорожденных с местом их обитания и необходимыми для жизни моделями поведения.

Импринтинг у животных

В зоопсихологии этот термин хорошо известен. Он был изобретен одним из ведущих ученых Австрии который на тот момент изучал образ жизни Запечатление в животном мире является одним из видов научения, то есть индивидуального приобретения новых форм поведения и действий, которые будут необходимы в конкретных условиях. В основе любого обучения лежит процесс образования нервных связей по типу рефлекса. Те животные, которые способны к этому, имеют больше шансов выжить.

Встречаясь каждый день с людьми, мы можем обратить внимание на отдельного человека и позабыть его довольно скоро. Но иногда память об этом человеке остается на очень долгое время.

Задаваясь вопросом, почему запомнился именно он, мы начинаем перечислять его качества, внешний вид. Но на самом деле все гораздо сложнее. Это очень интересное явление в психологии, и оно имеет свое название – импринтинг. По сути, у животных происходит подобная реакция, когда они помечают определенную территорию и привыкают к ней, когда они находят себе партнера.

Но у животных это больше происходит на инстинктивном уровне, помогающем им приспосабливаться к окружающему миру ради выживания. А вот в социальной среде между людьми импринтинг является сложным проявлением отношений. Люди настолько привыкли к нему и так широко используют, что теперь это не просто привыкание к определенному месту или к любимому человеку, но и основной психологический прием в бизнесе.

Значение

Довольно часто люди путают слово «импринтинг» со словом «запечатление». Очень важно понимать и различать эти два понятия. Хотя многие и полагают, что это синонимы одного и того же явления, подобное предположение ошибочно. Чтобы понять разницу между этими схожими состояниями, стоит дать каждому определение.

Запечатление – это неожиданное внимание, которое уделяется некоторым вещам или людям. Это своего рода мгновенная «запись», и она остается на очень долгое время. Помимо того, что мы храним в памяти образы, которые запечатлели, они имеют немаловажное влияние на наше последующее поведение.

Импринтинг – это особый вид запечатления. По сути, это готовность к принятию образов на всю жизнь. Именно благодаря импринтингу мы никогда не забываем и храним в своей памяти родителей, родные земли, родной дом. Это явление тесно связывает мать и детей с самого рождения.

Для импринтинга не требуется времени на привыкание. Мать с первого взгляда привыкает к своему ребенку и ощущает с ним близость и связь. То же самое происходит и с ребенком. Однако у людей критический период импринтинга несколько больше, чем у животных.

Это объясняется тем, что ребенок не получает сразу способности к полному восприятию мира при помощи органов чувств и запечатлевает мать на подсознательном уровне. У некоторых животных это происходит гораздо быстрее, так как уже с рождения детеныши имеют развитые органы чувств, и им гораздо проще выделить и прочувствовать свою мать.

Запечатление при импринтинге у человека происходит только в раннем возрасте. Младенец в любой момент осознает связь между собой и мамой, после он запечатлевается со своим домом и родиной. Ведь не просто так мы храним теплые воспоминания о детских годах, вспоминая отчий дом и привычную природу.

Однако для животных это имеет большее значение на протяжении всей жизни. Наша несостоятельность и беспомощность в младенческие годы пробуждает в нас инстинкты, в то время как животные все время живут инстинктивно.

Запечатление при импринтинге имеет свои особенности:

  • Возможно в очень ограниченные и короткие сроки. Такой мгновенный период называется критическим.
  • Сам процесс запечатления совершается молниеносно. Осознать длительность процесса нереально.
  • Этому явлению свойственна необратимость, то есть созданные образы сохраняются навсегда.
  • Этот процесс не требует специальной подготовки. Происходит он на подсознательном уровне, независимо от окружающей среды.

Неосознанное применение

Как мы уже выяснили, импринтинг для человека очень важен и играет огромную роль в становлении человека в ранние годы. А вот с запечатлением мы сталкиваемся постоянно. Наиболее знакомое и очевидное – это запечатление с любимым человеком.

Запечатление имеет и слабую сторону, которая называется впечатление. По сути, это тот же самый процесс, только он длится недолго. Память постепенно стирает следы от впечатления, и в конечном итоге мы перестаем думать о тех вещах или человеке, которые нас впечатлили. Впечатление не влияет на наше поведение или жизнь в целом.

Но рассмотрим ситуацию с запечатлением близкого и любимого человека подробнее. В отличие от импринтинга, который более связан с осознанием и инстинктом, запечатление близкого происходит и во взрослом состоянии. Этот процесс обусловлен не врожденными факторами, а ситуативными и даже социальными.

То есть этот процесс происходит случайно и довольно неожиданно. Очень возможно, что он будет даже странным. Порой мы встречаем свою «вторую половинку» при весьма необычных и удивительных событиях. Запечатление имеет свою силу, которая зависит от определенных обстоятельств:

Более сильному запечатлению способствуют бурные эмоции и моменты, связанные с волнением. Специалисты в различных отраслях стараются использовать это для заключения сделок с партнерами. В таком случае главное – произвести сильное впечатление, что в свою очередь обеспечивает весьма успешный ход бизнеса.

В межличностных отношениях впечатления тоже важны, поэтому девушки стараются красиво выглядеть, эффектно преподносят себя, парни же пытаются покрасоваться своими достижениями. Для создания более тесной связи запечатление – это важный шаг, и все, что мы делаем для его осуществления, диктуют инстинкты.

Второе обстоятельство, влияющее на силу запечатления, – это внимание. Неожиданный блеск глаз говорит о вспышке внимания. Вот этим человек уже может управлять и показывать свою симпатию. Либо можно наблюдать за партнером и по блеску его глаз, по тому, насколько часто они вспыхивают, определять его впечатлительность.

Впечатлительным людям следует с осторожностью и вниманием относиться к волнующим ситуациям. Зачастую именно такие люди отличаются повышенной влюбчивостью. Но с другой стороны, психологи расценивают влюбленность как самое приятное и полезное состояние.

Подведем итоги. Запечатление – важная часть нашей жизни, отражающаяся на связях и привязанности. Этот процесс происходит постоянно на протяжении всей жизни. Импринтинг – это врожденная готовность к запечатлению, имеющая наибольшую значимость на ранних этапах жизни человека. И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

Любите давать советы? Работа-мечта для женщин Как изменить свою жизнь?

Импринтинг исследовали главным образом у выводковых и зрело-рождающихся видов, поскольку многие элементы поведения, "уже готовые" сразу после рождения, позволяли более надежно оценивать реакции животных. Однако сходные с импринтингом явления наблюдались и у незрелорождающихся животных, например реакция следования за матерью, хорошо известная у копытных, землероек и даже у бурого медведя (см.: Хайнд, 1975).

Запечатление считается специфическим видом обучения, очень важным для формирования в онтогенезе индивидуальных адаптации (см: гл. 3). Оно заключается в том, что молодое животное или птица начинает следовать за тем животным (или предметом), которые попали в поле его внимания в первые часы после появления на свет. Как говорит об этом Д. Мак-Фарленд (1988), импринтинг – это "...совершенно неразборчивая привязанность к движущимся объектам".

Как известно, импринтинг начали изучать, наблюдая реакцию следования птенцов выводковых птиц (из отрядов куриных и гусеобразных) за матерью. Одним из первым описание импринтинга дал английский ученый Д. Сполдинг (см.: 2.3).

К. Лоренцу принадлежит заслуга подробного и тщательного описания импринтинга на основе наблюдений за дикими гусями, выращенными человеком. Он выделил две важные особенности, которые отличают данный феномен от других типов обучения. Во-первых, этот феномен приурочен к определенному периоду онтогенеза, называемому чувствительным (или критическим). У разных видов животных и птиц он имеет разную длительность. Во-вторых, процесс импринтинга необратим. Если запечатление объекта молодой птицей или зверем произошло, то эффект этого раннего опыта практически устранить нельзя. Например, если у птенца произошло запечатление на особь другого вида, позднейшие его контакты с представителями своего вида не смогут изменить возникшей привязанности.

Считается, что существует импринтинг двух типов – запечатление привязанности и половое запечатление. Хотя такое подразделение несколько условно, два типа импринтинга, тем не менее, следует анализировать с помощью разных подходов.

Запечатление привязанности обычно исследуют, анализируя этоло-гические и физиологические закономерности собственно реакции следования. Наиболее часто для этого используют птенцов выводковых птиц (рис. 7.2 и 7.3).

Специальные эксперименты были проведены американским исследователем Э. Хессом (Hess, 1964). Вкратце суть приемов анализа запечатления такова. Появление птенцов из яйца происходит в темноте. Впервые они получают зрительный опыт на экспериментальной площадке, куда их можно помещать в том или ином возрасте, и где на специальной круговой дорожке им демонстрируют тот или иной объект. Объект может перемещаться с разной скоростью, так что реакция следования за ним у экспериментального птенца может быть охарактеризована количественно. Движущимся предметом может быть чучело птицы, коробка или что-либо еще. Чем ярче этот предмет окрашен, тем более сильную реакцию следования он вызывает. Упрочению реакции способствуют также звуки, которые сопровождают перемещение предмета.

(импринтинг) - 1. Специфическая форма научения у высших позвоночных (-> животное: научение), при коем фиксируются отличительные признаки объектов некоих врожденных поведенческих актов. Сразу после рождения - в первые часы и дни жизни - животные способны запоминать подвижные предметы, кои находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей. Возможности запечатления локализованы в достаточно ограниченный период времени, который в силу этого получил название сенсибельного или критического, а сам процесс совершается очень быстро (иногда для него достаточно единственной встречи с объектом запечатления) и происходит без пищевого или иного подкрепления. Повторное связывание исходной инстинктивной реакции с другими ключевыми признаками, как правило, невозможно. Так некие врожденные поведенческие реакции (инстинкты) связываются с отличительными признаками некоих внешних объектов, на каковые они после этого переносятся, реализуясь как инстинктивное поведение. В естественных условиях как объекты выступают прежде всего важные для биологического выживания особи: родительские особи как носители типичных признаков вида; детеныши того же помета; половые партнеры; биологические враги; пищевые объекты, в том числе животные-жертвы, и пр. 2. Глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который увиден животным после его появления на свет. В условиях эксперимента может быть вызван любым объектом, живым или неживым, - лишь бы этот объект двигался. По-видимому, механизм запечатления важен для выживания. В природных условиях первый движущийся объект, попадающий в поле зрения детеныша, - это обычно его мать. Явление запечатления проявляется главным образом у выводковых птиц, у некоторых рыб и млекопитающих, но, видимо, существует и у птенцовых птиц. У обезьян детеныши гораздо дольше зависят от родителей, и запечатление происходит намного позднее и выражено сильнее. Такая форма запечатления, как реакция следования птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом, достаточно изучена; биологический смысл следования заключается в обеспечении сплоченности семьи и видовых групп. Механизм запечатления служит как бы связующим звеном между врожденным и приобретенным. Так, у видов, коим свойственно значительное запечатление, формы сыновнего и дочернего, а также социального и полового поведения детерминированы генетически, но направленность их зависит от опыта, получаемого с первых минут жизни - то есть приобретена. происходит преимущественно на ранних этапах постнатального (послеродового) развития и возможно лишь в течение определенного, обычно короткого (сенсибельного, критического) периода. Процесс запечатления совершается весьма быстро, часто при первой же встрече с объектом запечатления, и без внешнего подкрепления. Результат запечатления обычно необратим. обеспечивает животным: 1) охрану потомства - следование детей за родителями; 2) узнавание родителей, членов сообщества, сородичей, будущих половых партнеров; 3) узнавание признаков местности, и пр. 3. Мгновенное запоминание. У человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития функций психических. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. обнаруживает в процессе опредмечения важные черты потребностей: 1) первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность; 2) быструю фиксацию потребности на первом удовлетворившем ее предмете.