Рождество Иоанна Предтечи: от Ивана до Иоанна. От зачатия до страшной смерти: праздники и загадки Иоанна Крестителя

Прочитав эту статью, вы узнаете про Рождество Иоанна Крестителя, его благочестивое житие и усекновение главы святого Пророка.

Рождество Иоанна Предтечи – Крестителя Иисуса Христа

Архиепископ Аверкий Таушев, www.days.ru

Пророк Иоанн Креститель - после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября - зачатие, 7 июля - рождество, 11 сентября - усекновение главы, 20 января - Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта - первое и второе обретение его главы, 7 июня - третье обретение его главы, 25 октября - праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

Священники были разделены Давидом на 24 чреды, причем во главе одной из них был поставлен Авия. к этой чреде причислялся Захария. Жена его Елисавета происходила также из священнического рода. Хотя оба они отличались истинной праведностью, но были бездетны, а это считалось у Иудеев Божиим наказанием за грехи. Каждая чреда проходила свое служение в храме дважды в год по одной седмице, причем священники жребием распределяли между собой обязанности.

Захарии выпал жребий совершить каждение, для чего он вошел во вторую часть Иерусалимского храма, называемую Святое или Святилище, где находился жертвенник кадильный, в то время как весь народ молился в предназначенной для него открытой части храма – “Дворе”. Войдя во святилище, Захария увидел Ангела, и на него напал страх, м. б. и потому, что по иудейским понятиям, явление Ангела предвещало близкую . Ангел успокоил его, сказав, что молитва его услышана, и жена его родит ему сына, который будет “велик пред Господом”.

Трудно предположить, что Захария, будучи с женой столь старым, да еще в такой торжественный момент богослужения, при своей праведности, молился бы о даровании сына. Очевидно он, как один из немногих лучших людей того времени, усиленно молил Бога о скором наступлении Царства Мессии, и именно об этой его молитве Ангел сказал, что она услышана. И вот молитва его получила высокую награду: не только разрешено его скорбное неплодство, но сын его будет Предтечею Мессии, прихода которого он так напряженно ожидал.

Сын его всех превзойдет своим необыкновенным строгим воздержанием и будет от рождения исполнен особых благодатных даров Св. Духа. Ему предстоит приготовить народ иудейский к пришествию Мессии, что он сделает проповедью о покаянии и исправлении жизни, обратив к Богу многих из сынов Израилевых, только формально почитавших Иегову, но сердцем и жизнью далеко отстоявших от Него. Для этого ему будет дан дух и сила пророка Илии, на которого он и будет похож своей пламенной ревностью, строгой подвижнической жизнью, проповедью покаяния и обличением нечестия.

Он должен будет воззвать Иудеев из бездны их нравственного падения, возвратив сердцам родителей любовь к детям, а противящихся деснице Господней утвердит в образе мыслей праведников. Захария не поверил Ангелу, так как был слишком стар, чтобы мог надеяться на потомство, как и жена его, и попросил от Ангела знамения, как доказательства истинности его слов. Чтобы рассеять сомнения Захарии, Ангел называет свое имя. Он – Гавриил, что значит: “сила Божия”, тот самый, который благовестил и пророку Даниилу о времени пришествия Мессии, указав сроки в “седминах” (Дан. 9:21-27).

За неверие Захария наказывается немотой, а, видимо, одновременно и глухотой, так как с ним потом объяснялись знаками. Обычно каждение продолжалось недолго и народ удивлялся замедлению Захарии во святилище, но понял, что ему было видение, когда он стал объясняться знаками. Замечательно, что немой Захария не оставил своей чреды, но продолжал служение до конца. Жена его Елисавета, после возвращения его домой, действительно зачала, но пять месяцев скрывала это, боясь, что люди могут не поверить этому и осмеять ее, а сама в душе радовалась и благодарила Бога за снятие с нее поношения. Зачатие св. Иоанна Крестителя празднуется у нас 23 сентября по старому стилю.

Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники ее сорадовались ее радости и в восьмой день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт. 17:11-14) и требуемый законом Моисея (Лев. 12:3) обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником.

При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчеркивает нам это обстоятельство очевидно потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Св. Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив дщицу, намазанную воском, написал на ней палочкой, для этого употреблявшейся: “Иоанн будет имя ему”, и все удивились необычайности совпадения желания матери, и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в родстве их. И тотчас, по предсказанию Ангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении, как бы предвидя уже наступление царства Мессии, стал прославлять Бога, посетившего народ Свой и сотворившего избавление ему, Который “воздвиг рог спасения в дому Давида”.

Подобно тому, как преступники, преследуемые мстителями, убегали в Ветхом Завете к жертвеннику всесожжения и, ухватившись за его рог считались неприкосновенными (3 Цар. 2:28), так и весь человеческий род, угнетаемый грехами и преследуемый за это Божественным правосудием, находит себе спасение во Христе Иисусе. Это спасение не есть только избавление Израиля от политических врагов его, как думало в то время большинство евреев, особенно книжники и фарисеи, а исполнение завета Божия, данного ветхозаветным праотцам, которое даст возможность всем верным израильтянам служить Богу “преподобием и правдою”.

Под “правдою” разумеется здесь оправдание Божественными средствами, чрез вменение человеку искупительных заслуг Христовых; под “преподобием” – внутреннее исправление человека, достигаемое при содействии благодати усилием самого человека. Далее Захария предрекает своему сыну будущее, предсказанное Ангелом, говоря, что он наречется пророком Вышнего и будет предтечею Божественного Мессии, указывает и цели служения Предтечи в том, чтобы приготовить людей к пришествию Его, дать уразуметь народу израильскому, что спасение его состоит не в чем ином, как именно в прощении грехов. Поэтому Израиль должен искать не мирского величия, о чем мечтали тогдашние духовные вожди его, а праведности и прощения грехов. Прощение же грехов придет “от благоутробного милосердия Бога нашего, вследствие которого приходит к нам Восток свыше”, т.е. Мессия-Искупитель, каковым именем Его называли еще пророки Иеремия (25:5) и Захария (3:8 и 6:12).

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в Иутту. Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям (Матф. 23:35). празднуется у нас 24 июня.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка - его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), диакон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

За что отец пророка лишился дара речи и почему до тридцати лет святой жил в пустыне. Какой христианский подвиг совершил мученик.

Православный праздник Рождество Иоанна Предтечи отмечается 7 июля, а жизнеописание праведника встречается только у одного библейского летописца. Об этом рассказывается в первой главе Евангелия от Луки.

Святой Иоанн Предтеча (также его называют и Крестителем) является одним из самых почитаемых праведников . Он совершил высокий подвиг самоотвержения и принял мученический венец за имя Христово, явив пример долготерпения и кротости.

Мать пророка

Родительница будущего пророка праведная Елисавета происходила из царского рода и приходилась двоюродной сестрой деве Марии, ставшей матерью Мессии. В иконографии Елисавету принято изображать пожилой женщиной. Ведь она зачала Иоанна, будучи уже в преклонных годах. Ее мужем был священник Захария, который погиб во время избиения младенцев по приказу царя Ирода.

Воины убили Захарию прямо в храме, а Елисавета со своим маленьким сыном бежала в Синайскую пустыню. За ними началась погоня, но скала чудесным образом сдвинулась с места и скрыла беглецов. Праведница умерла в пустыне, когда Иоанн был еще отроком, и присмотр за мальчиком осуществлял ангел-хранитель. Православная церковь проводит памятные службы в честь Елисаветы 5 сентября и 30 декабря (по юлианскому календарю), а Католическая — 23 сентября.

Отец святого

Родителем Иоанна был священник Захария, который вел служение в храме во времена царя Иудейского Ирода. Как и его супруга Елисавета он вошел в преклонный возраст, не имея детей, что считалось у евреев большим несчастьем и позором. Захария постоянно молился о том, чтобы небеса ему даровали наследника и его слова были услышаны.

Однажды когда он кадил в храме, то увидел архангела Гавриила. Тот сообщил ему, что скоро родится сын, который должен получить имя Иоанн. Также священник узнал о том, какая судьба ожидает его чадо и что его сыну уготована миссия подготовить людей к пришествию Иисуса Христа.

Старый священник усомнился в том, что еще способен родить сына. За это архангел покарал его немотой. Дар речи вернулся к Захарии только тогда, когда супруга на восьмой день после рождения ребенка поднесла к нему сына и он начертал на дощечке его имя «Иоанн».

Житие Захарии было составлено евангелистом Лукой на основе византийских легенд, согласно которым земное существование отца Иоанна Предтечи оборвалось в тот момент, когда к нему в храм ворвались воины царя Ирода и стали допрашивать — где скрывается супруга с младенцем. Священник ничего не сказал и был убит. В церковном почитании от упоминается вместе с праведницей Елисаветой.


Житие праведника в пустыне

Рождество Иоанна Предтечи окружено множеством чудес и они продолжились после того, как праведница Елисавета бежала со своим сыном в пустыню, чтобы не быть убитыми воинами царя Ирода. После смерти матери до тридцати лет он продолжал находиться в пустыне, питался саранчой и носил грубую самотканую одежду из верблюжьей шерсти. Такое одеяние — власяница -плохо защищало от дождя, а намокнув, ранило кожу. В довершение ко всему пророк намеренно стягивал живот широким кожаным поясом, чтобы не съесть больше положенного.

Иоанн постоянно совершенствовал свое умение красноречиво проповедовать, за что и получил от пророка Исаия символическое название «Глас вопиющего в пустыне». По достижению тридцати лет он оставил свое уединение и отправился на берег многолюдного Иордана, чтобы призвать людей избавиться от греховности через исповедь и омовение.

Проповеди аскета были столь убедительны, что он превратился в народного любимца и даже сам Иисус Христос пришел на берег реки, чтобы принять Крещение от рук Иоанна. Во время церемонии небеса разверзлись и Святой Дух снизошел в виде голубя, а голос свыше подтвердил, что Иисус является избранным.

Подвиг пророка

Со временем слух о деяниях праведника дошел до царя Ирода Антипы. Он пригласил к себе пророка, внимательно выслушал речь о покаянии и пообещал придерживаться истинных правил. Однако жена Ирода — Иродиада, которая раньше жила с родным братом Ирода Филиппом, — возненавидела Предтечу. Она решила, что ее новый супруг может прогнать ее, ведь Иоанн строго обличал неправедное сожительство. Своими интригами ей удалось заточить пророка в тюрьму.

Затем наступил день рождения Ирода. Царь попросил Саломею, дочь Иродиады станцевать перед собравшейся знатью один из своих танцев. Он был так восхищен умением Саломеи, что при всех пообещал дать любую награду вплоть до половины царства. Посовещавшись с матерью, юная красавица попросила немедленно принести ей на блюде голову пророка.

Царь был опечален, но слово сдержал и послал оруженосцев отсечь голову Иоанна Крестителя и принести ее на драгоценном подносе.

Таким образом, Саломея получила желаемое и тут же передарила голову матери. Ученикам Предтечи досталось его тело, которое захоронили в самарийском городе Севастия.

Голову пророка Иродиада (по библейскому преданию) «хранила в бесчестном месте» до тех пор, пока ее не выкрала жена царского домоправителя по имени Иоанна. Женщина захоронила сосуд с головой на Елеонской горе. Впоследствии мощи несколько раз меняли свое местонахождение. В итоге их прибежищем стал храм в Константинополе.

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Как повествует Евангелие (Лк. 1, 57 — 80), праведные родители святого Иоанна Крестителя — священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя — Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал «играньми, яко песньми» и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» — и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне — Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в. пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29).

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею). Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41 гг.) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя. Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: «Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн». Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: «Я — Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим». Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение. Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы, Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил был вестником его рождения, открыв в храме отцу, что у него родится сын. Испрошенный молитвами, предвозвещенный свыше, младенец был исполнен Всесвятого Духа. Святой Иоанн в дикой пустыне приготовлял себя к великому служению строгой жизнью, постом, молитвой и состраданием к судьбам народа Божия. В возрасте около 30 лет святой Иоанн вышел на проповедь покаяния. Он явился на берег Иордана, чтобы своей проповедью приготовить народ к принятию Спасителя мира. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем — Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

7 января (по ст.ст.) вспоминается перенесение десной руки святого Иоанна Предтечи из Антиохии в Царьград (956 г.) и чудо святого Иоанна Предтечи на агарян в Хиосе.

Тело святого Иоанна Крестителя было погребено в самарийском городе Севастии. Святой евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, пришел в Севастию, где ему передали правую руку святого Иоанна Пророка, которой он крестил Спасителя. Апостол Лука принес ее в родной город Антиохию. Когда магометане овладели Антиохией, диакон Иов перенес святую руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она в самое навечерие Богоявления Господня была перенесена в Константинополь (956 г.), где и хранилась. Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из деяний святых известно, что в 1263 году по взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который передал ее цистерионскому аббатству во Франции. Десная рука продолжала храниться в Константинополе. В конце XIV — начале XV вв. эту святыню видели в Царьграде в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. По взятии турками Константинополя в 1453 году, его святыни по воле завоевателя Магомета были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью.В Деяниях святых приводятся ясные свидетельства, что правая рука святого Предтечи отдана была в 1484 году сыном Магомета султаном Баязетом родосским рыцарям, чтобы приобрести себе их расположение, так как у них находился опасный соперник Баязета, его брат. Об этом событии говорит его современник и участник, вице-канцлер родосский Вильгельм Гаорсан Галло. Родосские рыцари, утвердившиеся на острове Мальта (в Средиземном море), перенесли туда полученную ими святыню. Когда император Павел I (1796 — 1801 гг.) стал гроссмейстером Мальтийского ордена в честь святого Пророка Иоанна, десная рука Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери были перенесены в 1799 году с острова Мальта в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине (память 12 октября). В том же году эти святыни были перенесены в церковь в честь Нерукотворенного Спаса в Зимнем дворце. На этот праздник была составлена особая служба.

Первое (IV в.) и второе (452 г.) обретение главы Иоанна

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337 г., память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

Третье (ок. 850 г.) обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 — 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847 — 857 гг.) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.

Перенесение десной руки Иоанна Предтечи (1799 г.)

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году.

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века Праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами - его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

Церковь относит праздник Рождества Иоанна Крестителя к категории великих праздников: он менее значим, чем двунадесятые, но более почитаем в народе по сравнению с остальными.

Событие это отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в Хевроне, состарились, но, по неплодству Елисаветы, не имели детей.
Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет провозвестником (предтечей) ожидаемого Мессии.
Захария же, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения. На это Архангел Гавриил ответил: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 20). И знамение было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.
Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк. 1, 44).
Настало время, и святая Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Когда об имени, выбранном для новорожденного сына, спросили святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, узы, связывавшие по предсказанию Архангела его речь, разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.
После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А святой Захария, продолжая свое священническое служение, находился в Иерусалимском храме, когда Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что оно ему неизвестно, и был убит прямо в храме (Мф. 23:35). Праведная Елисавета осталась с сыном в пустыне, и там умерла.
Когда Иоанну исполнилось тринадцать лет, он покинул пустыню, пришел в долину Иордана и начал свою проповедь. "Покайтесь - говорил пророк, - ибо близко Царство Небесное!" (Мф. 3:2). Пророк говорил о Суде над миром, и казалось все вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих событий. Его слова сразу же нашли широкий отклик в душах иудеев. Толпами шли люди из окрестных городов к реке Иордану, в которой Иоанн крестил народ водой. Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана символом вступления в мессианскую веру. Подобно тому как вода омывает тело, так покаяние очищает душу. Иоанн требовал от людей переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед омовением люди исповедовали свои грехи.
Многое и другое проповедовал святой пророк Иоанн Предтеча, поучая приходивший к нему народ (Мф. 3:1-12; Мк. 1:1-18; Лк. 3:1-18; Ин. 1:15-28). И сам Иисус Христос принял Крещение от Иоанна.

В народе этот день называют Иван Купала или Иванов день - один из важных праздников славянского календаря, отмечается в день летнего солнцестояния, в христианской традиции - праздник в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Рожество честнаго и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня, Иоанна - так полностью в старообрядческой традиции называется праздник, установленный в честь рождения сына у праведных Захарии и Елисаветы , впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе именуемого Предтечей). Относится к праздникам, непереходящий, ежегодно празднуется 7 июля (24 июня по старому стилю). День этот всегда приходится на . Праздник рожества Иоанна Предтечи на полгода отстоит от , согласно Евангельскому повествованию. Поскольку Рожество Христово было приурочено к зимнему солнцестоянию, то рожество Иоанна Предотечи - к летнему. После Рожества Христова день начинает прибавляться, а после рожества Иоанна Предотечи - убывать. Это напоминает нам о словах самого Иоанна Предотечи :

Не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться (Ин, 3:28–30).

Сам Господь Исус Христос назвал Иоанна ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10–11). В православной традиции Иоанн Предотеча почитается как самый великий святой (после Богородицы); его называют первым монахом, первым миссионером и даже первым мучеником.

_________________________________________

От редакции: Написание и произношение эпитета «Предотеча» к имени Крестителя Господня Иоанна разнится в старообрядческой и новообрядческой традициях. Слово «предтеча» было заимствовано из старославянского языка, в котором образовано от глагола пръдътечи - «идти (течь) впереди, опережать» по методу кальки с греческого prodromos (где pro - «перед», dromos - «движение»). Предтечей (буквально - «предшественник») называют Иоанна Крестителя, который, согласно Евангелию, возвестил приход Исуса Христа. В старой дораскольной традиции Иоанна Крестителя принято именовать «Предотеча» (в результате развития языка на месте Ъ возникла О), в то время как в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви звук Ъ был по каким-то причинам изъят, и стало общеупотребительным название «Предтеча». В этой статье мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Предтеча».
_________________________________________

В тридцатилетнем возрасте Иоанн Предтеча начал всенародную проповедь:

Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное!

Множество народа стекалось на берега Иордана, чтобы услышать пламенную проповедь. Потрясенные словами проповедника, люди крестились в водах Иордана. Это было прообразом христианского Таинства Крещения. На Иордан пришел и сам Господь Исус Христос, чтобы принять крещение от Иоанна. В молитве мы обращаемся к великому святому со словами:

Святыи великии Иоанне, Пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о нас!

Мы называем его пророком , потому что он возвестил скорое пришествие Спасителя. Предтечей - потому что он пришел незадолго до выхода Христа на всенародную проповедь, говоря: «За мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня » (Ин. 1, 30). Крестителем - потому что крестил Исуса Христа в Иордане.

Праздники в честь Иоанна Предтечи

Уже в первые века христианства возникла традиция праздновать рожество Иоанна Предтечи и день его мученической кончины - . Начиная с III века праздник Рожества Иоанна Предтечи был известен как среди восточных, так и западных христиан. С начала IV века этот праздник приобретает общецерковное значение. Продолжая древние традиции, старообрядцы празднуют следующие события, связанные с жизнью и служением Иоанна Предтечи:

  • 20 (7) января - собор Иоанна Предтечи (на следующий день после );
  • 9 марта (24 февраля) - ;
  • 6 июня (25 мая) - ;
  • 7 июля (24 июня) - его рожество;
  • 11 сентября (29 августа) - усекновение главы;
  • 5 октября (23 сентября) - зачатие.

В новообрядческой церкви празднуется также перенесение десницы Иоанна Предтечи из Мальты в Санкт-Петербург - 12 (25) октября.

Рождество Иоанна Крестителя. Богослужение

По значимости и торжественности службы праздник рождества Иоанна Крестителя приравнен к . Стихеры праздничной службы написали Анатолий, патриарх Царьграда (V век), Иоанн Дамаскин и Андрей Критский (VIII век) и другие православные гимнографы. За вечерней службой читается два канона: один написан Иоанном Дамаскиным, второй - Андреем Критским. В праздничных песнопениях вспоминается встреча матери Иоанна Предтечи с Богородицей:

Елисаве́ть зача́т Предоте́чу Благода́ти, Де́вая же Го́спода сла́вы. Целова́стеся о́бе ма́тери, и младе́нец взыгра́ся. Вну́трь бо ра́б хва́лит Влады́ку. Уди́вльшися ма́ти Предоте́чева, нача́т вопи́ти: отку́ду мне́ се́, да Ма́ти Го́спода моего́ прии́де ко мне́? Да спасе́т лю́ди отча́янныя, име́яи ве́лию ми́лость.

Перевод: Елисавета зачала Предотечу Господня, Девая - Господа славы. Когда, приветствуя друг друга, целовались обе матери, младенец Иоанн взыгрался. Во чреве матери раб хвалит Владыку. Удивилась матерь Предотечева и сказала: «Откуда мне это, что пришла ко мне Матерь Господа моего »? Пусть спасет отчаявшихся людей тот, Кто имеет великую милость. Кондак и икос праздника, читаемые по шестой песни канонов, разъясняют нам смысл и значение праздника. Кондак :

Непло́ды дне́сь Христо́ва Предоте́чу ражда́ет, и то́й е́сть соверше́ние вся́каго проро́чества. Его́ же бо проро́цы пропове́даша, на То́м во Иорда́не ру́ку положи́в, яви́ся Бо́жию Сло́ву проро́к и пропове́дник, вку́пе и Предоте́ча.

Перевод: Сегодня неплодная рождает Христова Предотечу, который есть исполнение всякого пророчества. Потому что на проповеданного всеми пророками, возложил во Иордане руку. И явился Божию Слову пророк и проповедник, вместе с тем и предшественник. Икос :

Восхва́лим ны́не Госпо́дня Предоте́чу, его́же свяще́ннику Елисаве́ть роди́, из ложе́сн непло́дове, но не без се́мене. Христо́с бо еди́н вмести́лище про́йде непроходи́мо без се́мене. Иоа́нна непло́ды роди́, бе́з мужа же сего́ не роди́. Ису́са же осене́нием Отца́ и Ду́ха Бо́жия, Де́вая роди́ Чи́стая. Но Безсе́менному яви́ся от непло́дове про́рок и пропове́дник, вку́пе и Предоте́ча.

Перевод: «Восхвалим сегодня Предотечу Господня, которого священнику (Захарии) родила Елисавета из бесплодного чрева, но не без семене. Только один Христос родился безсеменно. Иоанна родила неплодная, но не без участия мужа. Исуса же родила Девая Чистая, осенением Отца и Духа Божественного. Но рожденному без семени (Богу) явился пророк и проповедник, вместе с тем и предшественник».

————————

Библиотека Русской веры

Народные традиции праздника рождества Иоанна Предтечи

В мифологии славян до принятия христианства дни летнего солнцестояния были связаны с почитанием языческих богов. Эти представления оказались настолько крепкими, что и спустя столетия Стоглавый собор 1551 года констатировал: «против праздника Рожества Великого Иоанна Предотечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесни, омываются водою ».

Церковь всегда осуждала подобные языческие отголоски и кощунства, но, несмотря на это, поселяне очень стойко держались купальских традиций. Ночь на Ивана Купалу была заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Славянские народные названия праздника: Иван Купала, Иванов день, Иван Цветный, Иван Травный, Иван Колдовник, Иван Любовный, Иван Чистоплотный, Иван Весёлый, Иван Травник и другие. Последнее название указывает на общенародное верование, которое гласит, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу, когда творческие силы земли достигают своего наивысшего напряжения. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускают Ивановой ночи и собирают целебные коренья и травы на весь год. Обязательным обычаем этого дня было массовое купание: на севере Руси чаще купались в банях, а на юге - в реках и озёрах. Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигались костры. Порой огонь добывали древним способом - трением дерева о дерево. В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками (венок - символ девичества), поиски цветка папоротника и купание в утренней росе.

К сожалению, и в наше время многие считают, что на «Ивана Купалу» непременно надо плести венки и прыгать через костер. Но следует понимать, что это отголоски язычества, подмена православного понимания праздника суеверными представлениями. Святому Иоанну Крестителю принято молиться при головной боли и за детей.

Храмы во имя рождества Иоанна Предтечи

Русские летописи сообщают, что в начале XII века, при Владимире Мономахе, в Киев из Константинополя был принесен перст (т.е. палец) Иоанна Предтечи. В связи с этим была построена церковь «Святаго Иоанна на Сетомли». Известны и другие древнерусские храмы во имя Рождества Иоанна Предтечи . В 1243 году в Пскове княгиня Ефросинья основала монастырь. Его главный храм был посвящен рожеству Иоанна Предотечи. Новгородские мастера построили четырехглавый с посводным (позакомарным) покрытием собор из плинфы (кирпича) и местного известняка. Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, часть его была разрушена снарядами и пожарами. В 1949–59 гг. была произведена реставрация по проекту П. М. Максимова. Исследования и реставрация были продолжены в 1970-1980 гг. архитектором С. П. Михайловым.

В Великом Новгороде известна церковь Иоанна на Опоках , заложенная в 1127 году князем Всеволодом Мстиславичем. В 1130 году по уставной грамоте храм был передан Ивановской общине купцов-вощаников, торговавших медом и воском. При храме хранились как «локоть иванский» для измерения длины сукна, «гривенка рублёвая» для взвешивания драгоценных металлов, весы - «скалвы вощаные», «медовый пуд». В середине XV века архиепископ Евфимий перестроил храм. На основе фундамента и нижней части древних стен был возведен большой одноглавый храм. Он также пострадал во время Великой Отечественной войны, восстановлен в середине 1950-х годов. В настоящее время внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В начале XII века был построен и в Москве храм во имя рождества Иоанна Предтечи на Бору . При митрополите Петре церковь стала соборной. Она находилась на митрополичьем дворе, на вершине Боровицкого холма. На месте старинного деревянного храма в 1461 году был построен новый каменный. После пожара обрушилась, заново отстроена в начале XVI века Алевизом Новым. После рождения царевича Димитрия, сына Ивана Грозного, придел этого храма был освящен во имя мученика Уара. В некоторых источниках под этим именем упоминается вся церковь. Император Николай I повелел разобрать церковь по причине ветхости и несоответствия с панорамой Кремля, где только что был возведен Большой Кремлевский дворец. Придел мученика Уара был перенесен в Архангельский собор, а сам храм Рожества Иоанна Предотечи в Боровицкую башню Кремля.

Один из древнейших храмов Нижнего Новгорода также был посвящен рожеству Иоанна Предотечи. Он упоминается в летописях с XV века. В Смутное время с паперти именно этого храма (тогда еще деревянного) Козьма Минин призвал нижегородцев освободить Москву от захватчиков. В 1683 году на месте деревянной церкви была построена каменная. По имени этого храма ближняя башня нижегородского Кремля называется Ивановской.


Старообрядческие храмы во имя рождества Иоанна Предтечи

Старообрядцы сохранили традицию строить храмы во имя рождества Иоанна Предтечи . Сегодня престольный праздник отмечают приходы Русской Православной старообрядческой Церкви в Пермской области, Свердловской области и Кировской области. Храмовый праздник сегодня в белокриницком приходе в Мануйловке Сучавского уезда (Румыния).

Во имя рожества Иоанна Предотечи построен храм староверов-поморцев в д. Подмолодье Псковской области.

Иконография праздника рождества Иоанна Предтечи

Самое древнее изображение рожества Иоанна Предтечи сохранилось на фресках византийской церкви в Охриде - оно датируется серединой XI века. В эпоху Византии иконописцы изображали праведную Елисавету на ложе, рядом изображали Захарию с табличкой в руках (эпизод наречения имени). Ниже - служанок, омывающих и пеленающих младенца. Русские иконописцы продолжили эту традицию. Постепенно сюжет иконы усложнялся, в него стали включать и бытовые детали: накрытый стол рядом с постелью, сцена укачивания младенца.

В XVI - XVII веках изображения рождества Иоанна Предтечи стали частью его житийных циклов: в центре большой иконы его изображали ангелом пустыни - в полный рост с крыльями за спиной, вокруг располагали клейма с сценами жития.

Широко распространен и древнейший иконописный тип Деисус - Господь Исус Христос с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей. Эта иконописная композиция зародилась еще в Византии. Ныне мы видим ее на иконостасах всех православных храмов, на отдельных иконах.

Святыи великии Иоанне Предотече Господень, моли Бога о нас!