Самая лучшая военная авиация в мире. Самые лучшие самолеты мира и россии. Французский многоцелевой истребитель - Dassault Rafale

Более ста лет назад человечество открыло для себя третье измерение – самолет братьев Райт поднялся в небо. Прошло совсем немного времени, и воздушный океан превратился в очередное поле битвы – боевая авиация стала значимым фактором, серьезно влияющим на исход наземных операций.

Впервые боевую авиацию массово стали применять во время Первой мировой войны . Сперва военные самолеты были безоружными, в основном их использовали для ведения воздушной разведки и бомбометания (если этим термином можно назвать ручное сбрасывание на головы противника разных взрывоопасных предметов). Сама идея воздушного боя многим казалась абсурдной и невозможной. Однако вскоре на аэропланы были установлены пулеметы, появились самолеты-истребители, и в небесах развернулись ожесточенные сражения.

Период между двумя мировыми конфликтами военная авиация стремительно развивалась – боевые самолеты становились быстрее, мощнее, смертоноснее.

9. «Илья Муромец»

На девятом месте топ-10 находится легендарный многомоторный самолет, созданный в России в канун Первой мировой войны. После ее начала «Илья Муромец» стал первым в мире тяжелым бомбардировщиком. На этом самолете установлены несколько рекордов дальности полета и грузоподъемности. «Илья Муромец» стал первым успешным проектом гениального киевлянина Игоря Сикорского.

Всего было построено 76 единиц этого самолета различных модификаций. После начала Первой мировой войны была создана специальная эскадрилья, состоящая из тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Последние модификации этого самолета могли принимать на борт около 1500 кг бомб – неслыханная мощь для того времени. Кроме бомб, на «Илье Муромце» устанавливалось и оборонительное вооружение – от двух до шести пулеметов.

Остальные страны-участницы Первой мировой войны быстро оценили успешный опыт России – вскоре тяжелые многомоторные бомбардировщики появились на вооружении Франции, Германии, Великобритании.

Игорь Сикорский не принял революцию и эмигрировал из России в США.

8. Junkers Ju 87 «Штука».

На восьмом месте топ-10 находится одномоторный пикирующий немецкий бомбардировщик Ю-87 – один из самых известных боевых самолетов Второй мировой войны. Он стал символом немецкого блицкрига в Западной Европе и на Восточном фронте.

Этот самолет имел неубирающиеся шасси (советские солдаты называли его «лаптежником»), что существенно ухудшало его аэродинамику и уменьшало скорость, но по точности бомбометания Ju 87 не имел себе равных. В конструкции «Штуки» были использованы несколько инновационных идей (воздушные тормоза, сирена) благодаря которым самолет и стал настолько эффективным. Однако после потери немецкой авиацией господства в воздухе Ю-87 стал легкой мишенью для истребителей противника.

7. Ил-2

На седьмом месте топ-10 находится еще одна легендарная боевая машина периода Второй мировой войны - советский штурмовик Ил-2 . Пилоты-истребители люфтваффе называли этот штурмовик «бетонным самолетом», а немецкая пехота – «черной смертью» или «чумой».

Серийное производство Ил-2 началась в самый канун Великой Отечественной войны, в начале 1941 года. Всего советская промышленность изготовила более 36 тыс. единиц этой машины.

Ил-2 имел несколько инновационный решений в своей конструкции, главным из которых было включение брони непосредственно в силовую схему самолета. До этого броню также использовали для усиления защиты самолетов, но ее просто навешивали сверху на корпус, что существенно утяжеляло конструкцию.

Несмотря на высокую защищенность самолета, потери этих машин в первые месяцы войны были очень значительны. Есть информация, что пилотам присваивали звание Героя Советского Союза за десять успешных боевых вылетов на Ил-2 (по другой версии, за тридцать).

6. Hawker Siddeley Harrier

На шестом месте топ-10 находится британский самолет вертикального взлета и посадки Hawker Siddeley Harrier. Эта машина впервые поднялась в небо в 1966 году и дала начало целому семейству боевых машин, которые до сих пор находятся на вооружении ВМС США и ряда других стран мира.

В 60-е годы идея создания самолета, который бы мог взлетать и садиться без разбега (СВВП), была очень популярна. Однако разработать и изготовить такую машину оказалось очень непросто. Наиболее успешными оказались англичане, их самолет мог не только обходиться без взлетной полосы, но и эффективно выполнять функции боевого самолета. Hawker участвовали в войне за Фолклендские острова и показали себя с наилучшей стороны. Главной причиной успеха англичан стал великолепный двигатель компании Rolls-Royce.

В СССР также строили СВВП, однако советский Як-38 оказался неудачной машиной.

5. МиГ-15

Этот истребитель является одним из самых известных советских самолетов на Западе. Он был создан в конце 40-х годов, имел большое количество модификаций, выпускался по советской лицензии в нескольких странах мира. МиГ-15 впервые появился в небе Кореи и произвел настоящий фурор на Западе. До этого момента советские технологии считали чем-то отсталым и устаревшим, но этот реактивный истребитель стал холодным душем для западных стратегов.

Американцы готовили армаду стратегических бомбардировщиков для нанесения ядерных ударов по территории СССР, но знакомство с МиГ-15 четко дало понять, что шансы прорвать заслон советских истребителей минимальны.

Основным противником МиГ-15 в корейском небе был американский истребитель F-86 «Сейбр», однако, по мнению большинства экспертов, советская машина превосходила своего оппонента.

4. В-17 «Летающая крепость»

На четвертом месте топ-10 расположился еще один самолет Второй мировой войны – американский стратегический бомбардировщик В-17. Он был разработан в 1934 году и практически сразу стал легендой. Это был первый американский серийный цельнометаллический стратегический бомбардировщик.

Он наносил бомбовые удары по городам Германии, участвовал в боевых действиях на Тихом океане. Четыре двигателя обеспечивали В-17 скорость свыше 500 км/ч и практический потолок более 10 км, а девять (позже – двенадцать) 12,7-мм пулеметов делали этот бомбардировщик весьма непростым противником для любого истребителя.

Кроме того, В-17 отличался фантастической надежностью. Документально известны случаи, когда самолет возвращался на базу с одним работающим двигателем, с огромными дырами в фюзеляже или практически без хвостового оперения.

3. Су-27

2. F-15 Eagle

На втором месте находится основной потенциальный противник Су-27 – американский самолет завоевания превосходства в воздухе F-15 Eagle. Эта машина также относится к четвертому поколению истребителей, но он поднялся в воздух примерно за десять лет раньше Су-27. Данный самолет и сегодня находится на вооружении ВВС США, Израиля, Саудовской Аравии и Японии. Он участвовал в нескольких вооруженных конфликтах, на счету «Орла» более ста подтвержденных побед в воздушных поединках без единой потери – это настоящий убийца. F-15 Eagle воевал в небе Югославии, Сирии и Ирака. Согласно заявлениям военных этих стран, американцы потеряли более десяти единиц F-15. Однако проблема в том, что никто так и не смог предоставить обломки F-15 Eagle в качестве доказательства.

На базе этого истребителя разработаны несколько модификаций, наиболее продвинутой считается F-15E Stike Eagle.

1. F-22 Raptor

Возглавляет наш топ-10 первый (и пока единственный) серийный истребитель пятого поколения – американский F-22 Raptor . Этот самолет способен развивать сверхзвуковую скорость без включения форсажа, он выполнен по технологии «стелс», имеет весьма продвинутую бортовую электронику и радар с фазированной решеткой.

Следует отметить, что F-22 Raptor, входящий в состав ВВС США , превосходит другие истребители не только по своим характеристикам, но и по цене: стоимость одной машины составляет более 146 млн долларов. В настоящее время только американцы могут позволить себе такие траты. Истребители пятого поколения разрабатываются и в Китае, и в России. Проекты пока находятся на стадии испытаний.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В условиях современного цивилизованного мира военные конфликты - редкость, но если они возникают, то огромное преимущество будет на стороне страны, у которой мощнее воздушная техника . Это вовсе не странно, ведь боевые летающие машины способны нанести непоправимый ущерб противнику. Именно по этой причине военная авиация каждой страны комплектует свой арсенал самолётами, способными уничтожить наземные угрозы мгновенно.

Миллионы авиаконструкторов соревнуются между собой , кто создаст самый лучший истребитель в мире, уделяя огромное внимание даже мельчайшим деталям. Для того чтобы понять, какой из существующих на сегодня самолётов-истребителей действительно заслуживает звания лучшего, следует обратить внимание на критерии , которые ставятся перед идеальным боевым самолетом.

Критерии для современных истребителей

Решающий шаг в военных действиях, как показывает практика войн в Корее, Афганистане, Вьетнаме, Ираке и других странах, является именно авиация. Для того чтобы определить, какой именно истребитель способен принести победу своей стране, требуется более детально рассмотреть эксплуатационные характеристики и особенности каждого из претендентов.

Понять, какой истребитель лучше, можно только при наблюдении реального столкновения между ними, но такое развитие событий маловероятно, так как в все проблемы и разногласия решаются мирным путём. Существует, конечно, ряд критериев, которые, по мнению экспертов, являются главными. Итак, важными особенностями самолётов являются:

  • скорость истребителя;
  • его выживаемость;
  • набор вооружения;
  • манёвренность в воздухе;
  • защита от обнаружения;
  • длина и продолжительность полёта.

Критерии, которыми должен обладать идеальный военный самолёт, постоянно меняются, так как каждая новая из моделей модифицируется и переоборудуется. К огромному сожалению, для того чтобы наработать опыт и понять, что именно нужно для создания мощного истребителя, приходится платить - размером в человеческие жизни.

Особенности самых известных машин современности

Как известно, каждый «воздушный боец» имеет несколько своих характеристик, с которыми мы сейчас попробуем разобраться, а в конце подведём итоги и сделаем предположения, кто действительно может войти в топ-10 лучших истребителей мира. Для сравнения мы выбрали представителей различных стран-производителей, но лидируют в топе всё-таки русские и американские разработчики.

  • F-22 raptor;
  • Су-35С;
  • F-35Lightnig;
  • T-50;
  • Messershmitt Me.262 «Schwalbe»;
  • Миг 25;
  • British Aerospace Sea Harrier;
  • Mitsubishi A6M;
  • F-16 Fighting Falcon;
  • Германский Typhoon;
  • Gripen;
  • Rafale;
  • F-15 Eagle.

F-22 Raptor

Начнём с разработки известной фирмы под названием Lockheed Martin - F-22 Raptor.

F-22 Raptor

Эта модель является самым дорогим истребителем во всём мире. Всего таких боевых машин произведено 145 штук. Это единственный в своём роде многоцелевой самолёт, который может развивать скорость без форсажа больше 1,5 маха. Укомплектован двумя двигателями, поэтому имеет большую . Как говорится: «Кто быстрее противника обнаружил, тот и победил в схватке». Благодаря технологии «Stealth», которой оборудован истребитель, он менее заметен в воздухе.

Видео о самолёте «F-22 Raptor»:

Вторым претендентом на звание лучшего мы определили Су-35С

Это боевая машина, которую большинство считает самой мощнейшей разработкой, относящейся к классу 4++.


Су-35С

Единственный фактор, который отделяет Су-35 от пятого поколения самолётов - это отсутствие технологии «Stealth». Но несмотря на это, истребитель включает несколько видов вооружения:

  • управляемое ракетное бомбардирование по типу «воздух-земля»;
  • неуправляемое ракетное;
  • управляемое ракетное типа «воздух-воздух»;
  • стрелково-пушечное бомбардирование;
  • бомбовое.

Для того чтобы истребитель мог работать автономно и в ситуациях, при которых отсутствует связь со спутниковыми навигационными системами, а пилот мог держать связь с наземными службами, он укомплектован инерциальной навигационной электронной системой БИНС-СП2. Особенностью этой модели, как отмечают эксперты, является его манёвренность. Он способен совершать разворот в горизонтальной плоскости без существенного снижения скорости полёта. Максимальная скорость на большой высоте составляет 2500 километров в час. Дальность полёта - 3600 километров.

Видео о самолёте «Су-35С»:

F-35 Lightning

Это боевая воздушная машина пятого поколения, которая оборудована одним двигателем Pratt&Whitney.


F-35 Lightning

Силовая установка для этой модели разрабатывалась сотрудниками компании Rolls-Royce. Есть три типа модификации истребителя F-35 Lightning:

  • F-35A - стандартная разработка;
  • F-35B - версия истребителя с вертикальной посадкой и существенно укороченным взлётом;
  • F-35C - версия, предназначенная для палубного вида авиации, взлёт типа катапульта, посадка - аэрофинишёр.

Особенностью F-35 Lightning является уникальный шлем пилота. Он находится пока что на стадии разработки, но его функциональность просто поражает. Благодаря современным инновационным технологиям, пилот может видеть сквозь кабину истребителя даже в и в инфракрасном диапазоне. На визоры экипажа подаётся все самая необходимая информация навигации для ведения боя. Способен развивать скорость 1900 км в час.

Видео о самолёте «F-35 Lightning»:

Т-50

Может претендовать на место в линейке лучших, пока что находится в разработке, старт его производства запланирован на 2015 год.


Т-50

Главной должен быть большой радиус поражения. В боевом арсенале истребителя будет высокоточное оружие и РЛС с решетчатой фазированной антенной. Взлётная масса истребителя составляет 20 тонн. Он развивает скорость до 2,5 М. Средняя скорость - 2600 километров в час.

Видео о самолёте «Т-50»:

Messershmitt Me.262 «Schwalbe»

Это первый в мире боевой истребитель, который был способен развивать 900 км в час.


Messershmitt Me.262

Бортовое оружие его включает четыре 30-миллиметровые пушки с сотней снарядов, а также 24 неуправляемые ракеты.

Видео о самолёте «Messershmitt Me.262 «Schwalbe»»:

Миг 25

Разработка советских учёных, которая прошла длинный путь к совершенству и теперь принадлежит к пятому поколению.


Миг 25

Данный сверхзвуковой перехватчик в своё время установил 29 рекордов. В режиме разведки самолёт становится намного легче и разгоняется до 2,8 М. Особенностью истребителя является его способность захватить в полёт более 2 тонн бомб.

Видео о самолёте «Миг 25»:

British Aerospace Sea Harrier

Истребитель вертикального типа взлёта и такой же посадки.

Этот самолёт вот уже на протяжении длительного времени находится на вооружении Морской пехоты в США.


British Aerospace Sea Harrier в небе

Секретом в разработке было создание подъёмной тяги, над которой британские авиаконструкторы трудились не один год. Разработчики использовали единый силовой агрегат - Rolls-Royce Pegasus c отклоняемым вектором тяги.

Видео о самолёте «British Aerospace Sea Harrier»:

Mitsubishi A6M

Называют «самолётом-загадкой», так как разработчикам Mitsubishi удалось сочетать несочетаемое - манёвренность и рекордную для истребителя дальность полёта, составляющую 2600 км при снаряжении в 2,5 тонны.


Mitsubishi A6M

Mitsubishi A6M - это воплощение самурайского духа, который своим внешним видом презирает и все, что с ней связано. Это можно понять по тому, что истребитель японского производства полностью лишён брони.

Видео о самолёте «Mitsubishi A6M»:

F-16 Fighting Falcon

Обладает огромным преимуществом в оптическом обзоре, так как укомплектован безпереплётным фонарём.


F-16 Fighting Falcon

Скорость разворота истребителя - 21,5 градусов в секунду. За секунду истребитель набирает высоту 294 метра. Это довольно неплохой показатель. F-16 Fighting Falcon оборудован огромным комплектом вооружения, он способен применять в бою неуправляемые и управляемые, а также антирадарные ракеты.

Видео о самолёте «F-16 Fighting Falcon»:

F-15 Eagle

Это по версии BBC настоящий «убийца», за свою историю существования он принёс 104 победы без единого поражения.


F-15 Eagle

Сбить эту воздушную машину так никому и не удавалось. Таким показателем, как у F-15 Eagle, не может похвастаться на сегодня ни один из существующих истребителей. Модель истребителя способна вести активный бой даже в экстремальных условиях - в дневное время или ночью, в любых непредвиденных метеорологических условиях, на маленьких высотах и больших.

Видео о самолёте «F-15 Eagle»:

J-10

Также не должен быть обойдён вниманием, так как китайские авиаконструкторы постарались на славу.


J-10

Этот истребитель называют «уткой» из-за его специфической конструкции. Горизонтальный руль истребителя перемещён больше вперёд и находится практически в передней части крыла. Когда пилоту требуется направить самолёт вверх, вместо привычного опускания компоновка самолёта поднимает его нос и этим самым увеличивает его скорость подъёма. Безхвостовая система J-10 при всех особенностях является аэродинамически неустойчивой, особенно если речь идёт о сверхзвуковых скоростях. Экипаж истребителя может состоять из одного или двух человек. Есть функция дозаправки в режиме полёта.

Видео о самолёте «J-10»:

Германский Typhoon

Поражает разнообразием материалов, из которых он произведён.


Typhoon

В изготовлении принимали участие и карбоновые композитные рёбра, и углеродные композиты, и титан, и даже алюминиево-литиевые сплавы. Технология Стелс делает самолёт визуально невидимым даже на маленьком расстоянии от противника. Вооружён пушкой Маузер ВК27, а также ракетами «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Видео о самолёте «Typhoon»:

Gripen - шведский истребитель четвёртого поколения

На сегодня является одной из главных воздушных боевых машин страны.


Gripen

Этот истребитель способен безупречно выполнять одновременно несколько боевых задач, а именно - быть штурмовиком и разведчиком. Оборудован турбовентилятором Volvo Aero RM12, благодаря которому способен развивать дальность полёта 2800 километров.

Видео о самолёте «Gripen»:

Rafale

Является французским боевым самолётом, который может выполнять большой спектр задач на коротких и дальних от противника расстояниях, в том числе безупречно поражать своего противника и на море, и на земле.


Rafale

На разработку этого истребителя французское правительство выделило 3 миллиона евро. В марте 2007 года этот истребитель на вооружения взяло НАТО. Он оборудован двухконтурным турбореактивным двигателем. Развивает скорость 1900 километров в час, боевой радиус составляет 1800 километров.

Видео о самолёте «Rafale»:

Каждая война и воздушный боевой конфликт вводят свои правила и особенности ведения боевых действий, поэтому, читая характеристики всех вышеперечисленных воздушных боевиков, достаточно сложно с первого раза определить, кто является лидером среди них. Пока что первенство отдают F-22 raptor, но каждый из истребителей постоянно подвергается доработкам и обновлениям, поэтому меняется очень быстро. На сегодня существует пять поколений воздушных машин, шестое поколение, которое будет обладать ещё большими инновациями, пока что находится на стадии разработки и полностью засекречено. Чем же удивит мир истребитель шестого поколения, нам остаётся только гадать.

Наиболее важным критерием оценки является боевой опыт. Все представленные истребители, кроме 10 места (но на то есть веская причина), участвовали в боевых действиях. Во-вторых, все без исключения машины обладают каким-то своим явным преимуществом, большинство имеют выдающиеся ТТХ.

10 место – F-22 ”Raptor”

Единственный в мире истребитель 5 поколения, построенный согласно концепции «первым увидел, первым выстрелил, первым поразил цель». Сверхзвуковая «стелс-машина», оснащенная по последнему слову техники, стала объектом жарких споров о ее цене, возможностях и актуальности. Дословно со слов американской передачи: «Зачем тратить 66 миллиардов долларов на программу F-22, если глубокая модернизация F-15 и F-16 может дать сравнимый эффект? Потому что технологии обязаны развиваться, прогресс нельзя остановить…»
Отсутствие реального боевого опыта негативно сказывается на оценке «Рэптора». Самый современный истребитель занимает лишь 10-ое место.

9 место - Messerschmitt Me.262 «Schwalbe»

Первый в мире реактивный боевой самолет. 900 км/ч. Это был прорыв. Использовался в роли истребителя-перехватчика, блиц-бомбардировщика и разведчика.
Комплекс бортового включал в себя 4 30 мм пушки со 100 снарядами на ствол и 24 неуправляемые ракеты, что давало возможность изрешетить 4-х моторный бомбардировщик с одного захода.
Получив трофейные «Ласточки», союзники были впечатлены их техническим совершенством и технологичностью. Чего только стоила кристально чистая радиосвязь.
До конца войны немцы успели выпустить 1900 «Ласточек» из которых только три сотни смогли подняться в небо.

8 место – МиГ-25

Советский сверхзвуковой высотный перехватчик, установивший 29 мировых рекордов. В этом амплуа МиГ-25 не имел конкурентов, но его боевые возможности остались невостребованы. Единственная победа была достигнута 17 января 1991г., когда иракский МиГ сбил палубный истребитель ВМС США F/A-18С Hornet.
Гораздо продуктивнее оказалась его служба в роли разведчика. За время боевой службы в зоне Арабо-Израильского конфликта, МиГ-25Р вскрыли всю систему укреплений линии Бар-Лева. Полеты проходили на максимальной скорости и высоте 17-23 км, что было единственным средством защиты невооруженного разведчика. В таком режиме двигатели сжирали каждую минуту полтонны топлива, самолет становился легче и постепенно разгонялся до 2,8 М. Обшивка МиГа раскалялась до 300 °С., по словам летчиков, даже фонарь кабины нагревался так, что к нему невозможно было прикоснуться. В отличии от титанового SR-71 «Black Bird», тепловой барьер становился проблемой для МиГ-25. Разрешенное время полета со скоростью более 2,5М было ограничено 8 минутами, что, впрочем, было достаточно, чтобы пересечь территорию Израиля.
Еще одной замечательной особенностью МиГ-25Р была его потенциальная способность «захватить» в полет 2 тонны бомб. Это особенно щекотало нервы израильским военным: несбиваемый разведчик - еще терпимо, но несбиваемый бомбардировщик это действительно страшно.

7 место - British Aerospace Sea Harrier

Первый самолет вертикального взлета и посадки (сухопутная версия Hawker Siddeley Harrier появилась в далеком 1967 году). Пройдя череду модернизаций, до сих пор остается на вооружении Корпуса Морской Пехоты США под именем McDonnell Douglas AV-8 Harrier II. Неуклюжий с виду самолет очень фотогеничен в полете - вид зависшей на одном месте боевой машины не оставлет никого равнодушным.
Главным секретом британских конструкторов был способ создания подъемной тяги. В отличии от их советских коллег из КБ Яковлева, использовавших схему с 3 независимыми реактивными двигателями, «Харриер» использует единый силовой агрегат Rolls-Royce Pegasus с отклоняемым вектором тяги. Это позволило увеличить боевую нагрузку самолета до 5000 фунтов (около 2,3 тонн).
Во время Фолклендской войны «Харриеры» Королевских ВМС действовали на расстоянии 12000 км от дома и добились отличных результатов: сбили 23 аргентинских самолета, без единой потери в воздушных боях. Весьма неплохо для дозвукового самолета. Всего в боевых действиях принимали участие 20 «Харриеров», из которых 6 были сбиты при атаке наземных целей.
По мнению всех экспертов, без поддержки палубной авиации, Королевский флот не смог бы отстоять Фолкленды.

6 место – Mitsubishi A6M

Легендарный палубный Зеро-сэн. Самолет-загадка от инженеров Mitsubishi, в котором сочеталось несочетаемое. Великолепная маневренность, мощное вооружение и рекордная дальность полета – 2600 км (!) при снаряженной массе 2,5 тонны.
«Зеро» являлся воплощением самурайского духа, всей своей конструкцией демонстрируя презрение к смерти. Японский истребитель был полностью лишен брони и протектированных топливных баков, весь резерв полезной нагрузки был потрачен на топливо и боекомплект.
Целый год самолеты этого типа господствовали в небе над Тихим океаном, обеспечивая победоносное наступление Императорского флота. Под конец Второй Мировой «Зеро» сыграл мрачную роль, став одним из основных средств пилотов-камикадзе.

5 место – F-16 «Fighting Falcon»

Обзор F-16 написан в виде сравнения с МиГ-29, надеюсь это поможет ответить читателям на многие вопросы.

Правило истребительной авиации гласит: кто первым обнаружит своего противника, тот имеет преимущество. Поэтому оптический обзор в воздушном бою имеет большое значение. Здесь «американец» имеет преимущество. Лобовая проекция F-16 почти соответствует МиГ-21, о котором американские пилоты говорили, что на дистанции 3 километра почти невозможно визуально заметить. Обзор из кабины F-16 тоже лучше, благодаря беспереплетному фонарю. Для МиГ-29 невыгодным является то обстоятельство, что двигатель РД-33 на некоторых режимах полета создает плотный шлейф дыма.
В ближнем маневренном бою, благодаря интегральной компоновке и наличию 2-х двигателей, МиГ имеет выдающиеся летные характеристики. F-16 несколько отстает. Скорость разворота МиГ-29 достигает, согласно российским данным, 22,8 °/с, в то время как у F-16 - 21,5 °/с. МиГ набирает высоту со скоростью 334 м/с, скороподъемность F-16 - 294 м/с. Разница не столь велика и хорошие пилоты могут ее нивелировать.

Вооружение фронтового истребителя должно включать как категорию оружия класса «воздух-воздух», так и «воздух-земля». F-16 имеет в распоряжении самый большой набор вооружения, способен применять управляемые и неуправляемые бомбы и антирадарные ракеты. Электроника, размещенная в дополнительном контейнере, делает возможным точечное применение оружия. МиГ-29, напротив, вынужден ограничиваться неуправляемыми бомбами и НУРСами. По грузоподъемности чистый проигрыш: у МиГ-29 этот показатель равен 2200 кг, у F-16 - до 7,5 тонн.

Столь огромная разница объясняется просто: резерв полезной нагрузки МиГ-29 «съел» второй двигатель. Согласно мнению многих экспертов, у МиГа во-многом ошибочная компоновка, 2 двигателя для фронтового истребителя – это перебор. Лучше всего сказал по этому поводу Генеральный конструктор КБ МиГ Ростислав Беляков на Фарнборо-88: "Если бы у нас был такой надежный и тяговитый двигатель, как Pratt&Whitney , мы бы без сомнений спроектировали однодвигательный самолет.» От таких перипетий пострадала и дальность: у МиГ-29 она не превышает 2000 км с ПТБ. У F-16 дальность полета с ПТБ и 2 2000-фунтовыми бомбами может достигать 3000-3500 км.

Оба истребителя равной степени вооружены ракетами средней дальности класса «воздух-воздух». Например, российская Р-77 имеет впечатляющие заявленные ТТХ, тогда как американская AIM-120 не раз подтверждала свои, достаточно скромные, характеристики в бою. Чистый паритет. Но МиГ-29 имеет большую дальность стрельбы из авиапушки и больший калибр. Шестиствольный «Вулкан» F-16 наоборот имеет больший боекомплект (511 снарядов против 150 у МиГа).

Важнейшим элементом является авионика. Радары оценивать сложно, т.к производители скрывают точные характеристики. Но по некоторым заявлениям летчиков можно определить, что РЛС МиГ-29 имеет самый большой угол обзора - 140 градусов. Радар APG-66 у F-16А и, соответственно, APG-68 у F-16С имеют уголы обзора не более 120 градусов. Значительное преимущество самолета МиГ-29 заключается в наличии у пилота шлема с прицелом «Щель-ЗУМ», который дает решающее превосходство в ближнем воздушном бою. Но у F-16 опять же находится свое важное преимущество - система управления полетом (Fly-by-Wire) и система управления двигателем HOTAS (Hands on Throttle and Stick), что делает самолет исключительно удобным в управлении. Уже после нажатия единственного переключателя Falcon готов к бою. Напротив, МиГ-29 настраивается вручную, что требует гораздо больше времени для вступления в бой.
КБ МиГ и General Dynamics продемонстрировали абсолютно разные подходы решения для одной и той же задачи. В обоих самолетах реализованы интересные конструкторские решения и в целом вердикт таков: F-16 многофункциональный истребитель, тогда как МиГ – чистый воздушный боец, ориентированный в первую очередь на ближний маневренный бой. Здесь ему нет равных.

Почему же победил Falcon, а МиГ-29 вообще не вошел в рейтинг «10 лучших»? И снова ответом будут результаты боевого применения этих машин. F-16 воевал в небе Палестины, прошел Балканы, Ирак и Афганистан. Отдельной страницей Falcon"а стал налет на Иракский ядерный центр «Озирак» в 1981 году. Преодолев 2800 км, F-16 ВВС Израиля скрытно проникли в воздушное пространство Ирака, уничтожили реакторный комплекс и без потерь вернулись на авиабазу «Эцион». Общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из стран НАТО, Израиля, Пакистана и Венесуэлы составляет около 50 самолётов. Данных о поражении F-16 в воздушном бою отсутствуют, хотя один самолет этого типа был сбит огнем ЗРК в Югославии.

4 место – МиГ-15

Одноместный реактивный истребитель, имя которого стало на Западе нарицательным для всех советских истребителей. Поступил на вооружение ВВС Советского Союза в 1949 году. Самолет, предотвративший Третью мировую войну.
Дословно со слов Military Channel: «В западном обществе сложилось мнение, что советские технологии – это что-то громоздкое, тяжелое и устаревшее. Ничего подобного не было в МиГ-15. Быстрый и маневренный истребитель с чистыми линиями и элегантной формой…» Его появление в небе Кореи вызвало фурор в западной прессе и головную боль для командования ВВС США. Рушились все планы о нанесении ядерного удара по территории СССР, отныне стратегические бомбардировщики B-29 не имели ни единого шанса прорваться сквозь заслон реактивных МиГов.
И еще один важный момент, - МиГ-15 стал самым массовым реактивным самолетом в истории. Стоял на вооружении ВВС 40 стран мира.

3 место - Messerschmitt Bf.109

Любимый истребитель асов Люфтваффе. Четыре знаменитые модификации: E («Эмиль») – герой битвы за Англию, F («Фридрих») – именно эти истребители «разорвали на рассвете тишину» 22 июня 1941 года, G («Густав») – герой Восточного фронта, самая удачная модификация, K («Курфюрст») – перефорсированный истребитель, попытка выжать из машины все оставшиеся резервы.
104 немецких пилота, сражавшихся на Мессершмитте смогли довести свой счет до 100 и более сбитых машин.
Зловещий, быстрый и мощный самолет. Настоящий Истребитель.

2 место - МиГ-21 vs F-4 «Phantom II»

Два разных взгляда на облик реактивного истребителя 2 поколения. 8-тонный легкий фронтовой истребитель и 20-тонный универсальный истребитель-бомбардировщик, ставший основой истребительного парка ВВС, ВМС и Корпуса Морской Пехоты.
Два непримеримые противника. Жаркие бои в небе Вьетнама, Палестины, Ирака, Индии и Пакистана. Сотни сбитых машин с обеих сторон. Яркая боевая история. До сих пор стоят на вооружении ВВС многих стран.

Советские конструкторы сделали ставку на маневренность. Американцы – на ракеты и радиоэлектронное оборудование. Оба взгляда оказались ошибочными: после первых воздушных боев стало понятно, что «Фантом» зря отказался от пушек. А создатели МиГа осознали, что 2 ракеты «воздух-воздух» - недопустимо мало.

1 место – F-15 «Eagle»

Убийца. 104 подтвержденные воздушные победы без единой потери. Таким показателем не может похвастаться ни один из современных самолетов. F-15 создавался специально как самолет завоевания превосходства в воздухе и 10 лет, до появления Су-27, был вообще вне конкуренции.
Первый раз F-15 пошли в бой 27 июня 1979 года, когда израильские «Иглы» расстреляли в ближнем маневренном бою 5 сирийских МиГ-21. За более чем 30 лет боевой службы трофеями F-15 стали МиГ-21, МиГ-23, Мираж F1, Су-22 и МиГ-29 (4 в Югославии, 5 в Ираке). Не менее впечатляющи были достижения «Иглов» в Азии, так, например, во время учений "Тeam Spirit-82” 24 истребителя F-15, базировавшиеся на о. Окинава, за 9 дней совершили 418 "боевых" вылетов, из них 233 - в течение трех суток. При этом степень боевой готовности всех самолетов почти непрерывно составляла 100%.
Высокие летные характеристики F-15, его возможность действовать автономно в условиях применения противником средств РЭБ, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на больших и малых высотах дали возможность создать на основе его конструкции ударный самолет F-15E «Stike Eagle» (выпущено 340 машин). К 2015 году в войска поступит «стелс»-версия истребителя-бомбардировщика на базе F-15 - F-15SE «Silent Eagle».
Боевое применение F-15 служит причиной многих споров. Особенно подвергается сомнению факт о том, что ни один «Игл» не был потерян в бою. Согласно заявлениям сирийских и югославских летчиков, как минимум десять F-15 были сбиты над Ливаном, Сербией и Сирией. Но подтвердить их слова не представляется возможным, т.к. никто ни одна сторона не смогла продемонстрировать обломки. Несомненно одно, участие F-15 в боевых действиях во многом определяло ход многих военных операций (например Ливанская война 1982 года).
F-15 «Игл» является самой грозной и эффективной боевой машиной, поэтому заслуженно занимает 1 место.

Заключение

К сожалению, многие из выдающихся конструкций остались вне рейтинга «10 лучших». Герой всех авиасалонов Су-27 – лучший самолет мирного времени, летные качества которого позволяют выполнять сложнейшие фигуры высшего пилотажа в рейтинг не попал. Не попал в рейтинг и Supermarine Spitfire – просто хороший во всех отношениях самолет. Слишком много было создано удачных конструкций и было очень тяжело выбрать из них лучших.

Люди давно покорили воздух. Сейчас военная сила государств меряется не только оружием, но и запасом истребителей. Быстрые самолеты гражданской авиации за считаные часы могут переместить вас на другой конец Земли. Некоторые могут даже позволить купить себе такой транспорт и бороздить небо. Во все времена авиация привлекала самых разных людей. Некоторые любят летать, а другие – создавать все более совершенные машины для этого.

Неудивительно, что существуют всевозможные рейтинги. Ведь различные транспортные суда отличаются друг от друга, некоторые даже в столь развитый век вызывают восхищение и уважение. Лучшие самолеты мира могут классифицироваться по разным параметрам. Но общий знаменатель тут все-таки существует, то есть, они уникальны в своей отрасли.

Для самолета не так важен салон, как его скорость. Ведь внутри можно сделать любые диваны и окна, гораздо серьезнее стоит вопрос того, как это все поднять в воздух. Чем больше самолет – тем мощнее он должен быть, а значит, и медленнее передвигаться. Но не всегда. Можно привести такой рейтинг самых быстрых самолетов:

  1. X-43A. Пожалуй, это самый лучший самолет в мире, если главная характеристика – скорость. Минус лишь в том, что модель до сих пор экспериментальна, хоть и является сверхзвуковой. Этот агрегат достигает 11 тысяч км в час.
  2. X-15. А это уже самый лучший военный самолет в мире, на который в свое время впервые установили ракетные двигатели. Комментарии излишни – 7 тысяч километров в час.
  3. Black Bird. Самолет американских военных. Достигает 3500 км/час, может уворачиваться от ракет, считается очень маневренным.
  4. XB-70. В США его еще называют Валькирия. Это настоящая гордость страны, ее символ. Несмотря на то что скорость тут меньше чем у предыдущих моделей (3100 км/час), этот бомбардировщик маневренный, удобный и выглядит просто шикарно.
  5. МИГ-25. Советские самолеты не уступают западным, и по скорости тоже. Этот агрегат по праву считается шедевром инженерной мысли. По классификации – истребитель-перехватчик. Развивает скорость около 3000 км/час.
  6. МИГ-31 развивает немного меньшую скорость, но у него поразительная дальность полета. Также он не боится сложных погодных условий.
  7. ТУ-144. Нельзя игнорировать и гражданскую авиацию. Ведь этот самолет – сверхзвуковой, при этом отличается комфортом и большим количеством посадочных мест. Скорость – до 2500 км/час.
  8. Конкодор. Самолет гражданской авиации, который благодаря своей конструкции (напоминает вытянутую стрелу) развивает сверхзвуковую скорость. За все время было выпущено всего 6 экземпляров.

Конечно, есть еще много быстрых самолетов в гражданской авиации, но мало какие из них развивают сверхзвуковую скорость.

Прекрасные самолеты гражданской авиации

Среди самолетов, на которых люди летают каждый день, есть и свои знаменитости. Некоторых из них отличаются габаритами, другие – характеристиками, третьи – удобством. Можно привести такой список:

  • «Руслан». Этот тяжелый и вместительный самолет предназначен для дальних перелетов;
  • АН-22 – самый большой в мире турбиновинтовой самолет;
  • Airbus A340 самый длинный в мире самолет с четырьмя моторами;
  • Ан-225 ­– самый большой агрегат в мире, он поднимает в воздух массу в 640 тонн.

Про последний пункт можно сказать и то, что он неактивен, имеет 4 мотора и самый большой в мире размах крыла.

Самые крутые самолеты в мире

Звание крутых агрегатов берут на себя наиболее дорогие, роскошные и комфортабельные модели. Во все времена их используют президенты, звезды, политики. Такие транспортные средства стоят непомерно дорого, а порой стоимость исчисляется миллионами долларов. Можно привести следующий список:

  • Falcon 900 Ex. Стоит такая модель примерно 35 миллионов, а летает на ней президент Ганы. Преимущество транспорта в том, что он оснащен скрытыми топливными баками и может лететь на расстояния около 8000 километров. Мощные двигатели, продвинутая электроника, скорость около 1000 км/час;
  • ИЛ-96-300 – самолет президента РФ. Имеет четыре турбодвигателя, системы безопасности, различные радары и электронику. Все самое современное оборудование инженеры постарались установить на борту. Специальная модель существует в 1 экземпляре. Хоть на борту может быть больше 250 человек, обычно там летает только глава государства;
  • Airbus A319 принадлежит президенту Бразилии. На борту настоящий мини-дворец с шикарными креслами и развлечениями. При этом транспортное средство очень экономно расходует топливо, выбрасывает минимум отходов в воздух;
  • Самолет судного дня. Именно так называют специальный агрегат (всего их в мире 4) для президента США. Это, пожалуй, еще и самый таинственный самолет в мире, ведь про его характеристики и внутреннее убранство ничего не известно. Сейчас ясно лишь то, он может остаться цел во время теракта, ядерного взрыва или столкновения с астероидом.

Самолет судного дня


Военно-воздушные войска, являются одной из самых важных составляющих обороноспособности каждой страны. Ежедневно ученые всего мира работают над созданием более быстрых и эффективных боевых самолетов. В нашем сегодняшнем обзоре представлены 19 самых лучших моделей истребителей, которые уже успели отлично зарекомендовать себя в бою.

1. Американский истребитель-штурмовик - Boeing F/A-18E/F Super Hornet


Данная модель является модернизированным вариантом военного самолета F/A-18 . Весит образец 14,5 тонн, при этом одного полного бака будет достаточно чтобы пролететь 3300 километров. Воздушное судно оборудовано мощным двигателем F404, благодаря которому максимальная скорость может достигать 1915 км\ч. Стоит Super Hornet около 67 миллионов долларов США.

2. Немецкий истребитель-моноплан - Focke-Wulf Fw 190 Wurger


Представленная модель отлично зарекомендовала себя в Люфтваффе во время Второй мировой войны. Курт Танк является разработчиком истребителя под названием - Focke-Wulf Fw 190 Wurger, который был создан специально для военно-воздушных сил Германии. Свой первый полет воздушное судно совершило в далеком 1939 году.

3. Американский легкий истребитель - Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon


Данная модель была разработана еще в 1974 году, но в эксплуатацию была передана в конце 1979-го. Длина образца составляет 15 метров. Образец оснащен мощным двигателем General Electric F110. Стоимость General Dynamics F-16 Fighting Falcon составляет около 19 миллионов долларов США.

4. Шведский многоцелевой истребитель - Saab JAS 39 Gripen


Представленная модель с 1997 года стоит на вооружении военно-воздушных сил Швеции. Вес данного образца составляет 6622 килограмма, при этом дальность полета с одного полного бака достигает 3250 километров. Создателем воздушного судна является компания Saab AB. Стоит Saab JAS 39 Gripen примерно 60 миллионов долларов США.

5. Истребитель - Su-30MKI (Flanker-H)


Модернизированная модель воздушного судна весит 18 400 килограммов, при этом его дальность полета с одного полного бака достигает 3000 километров. Свой первый полет данный образец совершил в 2000 году. Истребитель оснащен мощным двигателем АЛ-31Ф. Стоимость Su-30MKI составляет 25 миллионов долларов США.

6. Двухместный истребитель - McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle


Данная модель создана на базе учебно-боевого истребителя F-15D. Это воздушное судно можно использовать для патрулирования и обеспечения прикрытия сухопутных войск. Образец оснащен мощным двигателем Pratt & Whitney F100, благодаря которому максимальная скорость полета может достигать 2655 километров в час. Стоимость McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle составляет примерно 31 миллион долларов США.

7. Французский многоцелевой истребитель - Dassault Rafale


Французская компания Dassault Aviation является создателем 15 метрового истребителя под названием - Dassault Rafale . Максимальная скорость данной модели достигает 2130 км\ч, а дальность полета с одного полностью заправленного бака составляет 3700 километров.

8. Экспериментальный самолет - Sukhoi Su-35


Данный истребитель весит 18 400 килограммов, при этом его дальность полета с одного полностью заправленного бака составляет 3600 километров. Модель оснащена мощным двигателем АЛ-31Ф, благодаря которому максимальная скорость самолета достигает 2500 км\ч. Стоит Су-27М около 65 миллионов долларов США.

9. Многоцелевой истребитель - Eurofighter Typhoon


Данная модель была создана компанией Eurofighter GmbH в 1986 году. Весит воздушно судно 11 тонн, при этом его дальность полета с одного полностью заправленного бака составляет 3790 километров. Максимально допустимая скорость самолета составляет 1838 км\ч.

10. Истребитель-бомбардировщик - Lockheed Martin F-35 Lightning II


Американская компания Lockheed Martin Aeronautics Company является создателем малозаметного истребителя под названием - Lockheed Martin F-35 Lightning II . Данная модель оснащена мощным двигателем Pratt & Whitney F135, благодаря которому максимальная скорость может достигать 1930 км\ч, а дальность полета составляет 2220 километров. Свой первый полет образец совершил в 2006 году.

11. Американский ударный самолет - Lockheed F-117 Nighthawk


Данная модель является разработкой компании Lockheed Martin . Этот образец предназначен для незаметного проникновения через систему противовоздушной обороны противника и уничтожения стратегически важных целей. Воздушное судно оснащено мощным двигателем General Electric F404, благодаря которому максимальная скорость самолета может достигать 993 километров в час. Стоимость Lockheed F-117 Nighthawk составляет около 100 миллионов долларов США.

12. Многоцелевой истребитель - Миг 21


Данная модель оснащена турбореактивным двигателем, благодаря которому максимальная скорость самолета может достигать 2175 километров в час. Свой первый полет образец совершил в далеком 1955 году. Миг-21 является одним из самых распространенных сверхзвуковых самолетов во всем мире.

13. Английский истребитель - Supermarine Spitfire


Данная модель является одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Данный образец оснащен мощными двигателями типа: Rolls-Royce Merlin, Rolls-Royce Griffon, благодаря которым максимальная скорость самолета может составлять 584 километра в час. Свой первый полет воздушно судно совершило в далеком 1936 году.

14. Российский истребитель - МиГ-35


Данная модель оснащена мощным двигателем РД-33, благодаря которому максимальная скорость самолета может достигать 2600 км\ч. Свой первый полет образец совершил в 2007 году. Одного полного бака воздушному судну хватит на 2000 километров.

15. Многоцелевой истребитель - Chengdu J-10


Данная модель является разработкой китайской компании Chengdu Aircraft Industry Group .
Представленный образец оснащен турбовентляторным двигателем, благодаря которому максимальная скорость полета самолета способна достигать 2327 километров в час. Свой первый полет воздушное судно совершило в 1998 году. Стоимость Chengdu J-10 составляет 28 миллионов долларов США.

16. Британский истребитель - Hawker Siddeley Harrier


Данная модель является разработкой компании Hawker Siddeley, которая в 1960 году создала истребитель под названием Hawker Siddeley Harrier . Максимально допустимая скорость полета этого образца составляет 1175 километров в час.

17. Американский истребитель - North American P-51 Mustang


Данная модель создана конструктором Эдгаром Шмюдом совместно с компанией North American Aviation . Данная модель оснащена мощным двендцатицилиндровым двигателем, благодаря которому максимальная скорость самолета может достигать 703 километров в час.

18. Российский истребитель - Су-47 Беркут

Данная модель оснащена мощными двигателями типа АЛ-31Ф, Д-30, благодаря которым максимальная скорость самолета может достигать 2650 км\ч. Весит образец 16380 килограммов, при этом дальность полета с одного полностью заправленного бака составляет 3 300 километров. Стоит Су-47 Беркут около 70 миллионов долларов США.

19. Многоцелевой истребитель - Су-27


Данная модель оснащена мощным двигателем АЛ-31Ф, благодаря которому максимальная скорость полета может достигать 2500 км\ч. Весит образец 16380 килограммов, при этом дальность полета с одного полностью заправленного бака составляет 3530 километров. Стоит Су-27 приблизительно 30 миллионов долларов США.

А любителям воздушных суден, наверняка будет интересно посмотреть на эти