Какие источники информации помогают найти необходимые. Источники информации и их использования в научно-исследовательской работе. Издательств два и более

Источники информации - это такие системы, компоненты которых обеспечивают размещение, целостность и доступность информации по ее назначению.

В зависимости от типа интересующего вас объекта, источники можно каким-то образом классифицировать.

Виды источников информации

1. открытые или относительно доступные;

2. полуоткрытые (не полностью засекреченные, но контролируемые кем-то);

3. закрытые.

Источники информации могут быть:

1. знающими людьми;

2. документами;

3. средствами проводной и беспроводной связи.

Знающими лицами считаются такие люди, которые явно или потенциально обладают нужной информацией. Это такие источники информации как:

1) Эксперты, т.е. индивиды, чьи профессиональные контакты и знания (работа, хобби) позволяют сориентироваться в интересующем вопросе. Они могут выдать базовые материалы, вывести на новые источники информации.

2) Осведомители - это личности из группировки противника, поставляющие материал о деятельности своего работодателя. Правдивость предоставленных ими материалов может быть достаточно высокой.

3) Напуганные - это все знающие люди, которые предоставляют информацию под нажимом. В данном случае истинность сообщаемого не гарантирована.

4) Агенты - это доверенные люди, которые находятся в окружении объекта. Достоверность поставляемых ими данных зависит от их индивидуальных качеств.

Источники информации, в качестве которых выступают знающие люди, могут быть и другими лицами, случайно владеющими нужными данными.

Документы как источники информации:

1) Официальные документы, характеризующие объект.

2) Архивы и деловые бумаги.

3) Носители компьютерной информации - базы данных, диски, флешки и пр., с которых можно распечатать нужную информацию.

4) Личные архивы и бумаги - записные книжки, пометки на календарях и т.д.

5) Мусор - случайно потерянные или выброшенные черновики и записи.

6) Обнародованные сведения - это публикации в газетах, на сайтах в Интернете, теле- и радио сюжеты, прочитанные кем-то лекции и выступления.

Технические средства связи

Источники информации могут быть средствами проводной и беспроводной связи (разнообразные технические средства обработки и

К ним можно отнести:

1) Проводные телефоны. В данном случае нам сообщают информацию либо она прослушивается специальными службами с целью выяснения того, что их интересует. При этом существует возможность прослушки не одних только телефонных переговоров, но и того, что говорится при закрытых дверях при трубке, положенной на рычаг.

2) Мобильные средства связи и пейджеры. Такие устройства доступны для прослушивания обычным эфирным радиоперехватом соответствующим сканером, если отсутствует специальная защита.

3) Телеграф, телефакс, телетайп. По каналам таких аппаратов циркулирует графическая и знаковая информация, которая выводится на бумажные носители, что очень удобно в деловых связях и взаимоотношениях.

4) Персональные радиостанции, которые применяются для гражданской и служебной радиосвязи. Если объектом не предусмотрены специальные средства защиты, то перехватывать сигналы с такой радиостанции не составляет особых усилий.

5) Многие организации имеют локальные сети для связи между компьютерами с выходом в Интернет. Это позволяет подключиться к кабелю и «сосчитать» информацию, которая находится в памяти непосредственно компьютера, и ту, которая передается по сети.

Следует учитывать, что информация, необходимая для принятия правильного решения, обычно или дорого стоит, или недоступна вовсе. В стоимость информации необходимо включать время, затраченное руководителями и подчиненными на ее сбор. Поэтому предстоит решить, насколько существенна выгода от этой информации.

Редакция принимает только оригинальные, не публиковавшиеся ранее научные статьи, подготовленные с учетом «Этики научных публикаций в научно-практическом журнале “Библиотековедение ”. Тематика статьи должна соответствовать содержанию журнала, а также одной из основных рубрик. При направлении статьи на рассмотрение в журнал необходимость указывать научную специальность и соответствующую ей науку из утвержденного для журнала перечня . Одна статья может соответствовать не более трем специальностям.

В редакцию журнала предоставляются:

Оригинал статьи предоставляется в электронной форме, содержащей текст в формате Microsoft Word, через систему электронной редакции на сайте издания.

Весь текст набирается шрифтом Times New Roman Cyr, кеглем 12 pt, с полуторным междустрочным интервалом. Объем статьи — не более 18—25 тысяч знаков с пробелами (без учета реферата, ключевых слов, примечаний, списка источников).

Структура текста:

Сведения об авторе/авторах — имя, отчество, фамилия, место работы (учебы), в том числе подразделение (при наличии), должность, почтовый адрес организации, ученая степень, ученое звание, ORCID, SPIN, адрес электронной почты автора — размещаются перед названием статьи в указанной выше последовательности и будут опубликованы вместе со статьей. Контактная информация: почтовый адрес для передачи корреспонденции, телефоны (рабочий, домашний, мобильный) — может быть использована только для переговоров между автором и редакцией и не подлежит опубликованию.

Индексы УДК и ББК (по Средним таблицам), раскрывающие тематическое содержание статьи.

Название статьи .

Сведения об источнике финансирования исследования/публикации (в случае наличия) оформляется в виде сноски «звездочка» к названию статьи и представляется в подстрочнике на 1 странице.

Реферат — краткое изложение статьи по следующей структуре: актуальность проблематики и новизна решения, главные содержательные аспекты. Объем — 200—250 слов. Размещается после названия статьи.

Ключевые слова по содержанию статьи (8—10 слов) размещаются после реферата.

Основной текст статьи желательно разбить на подразделы (с подзаголовками).

Инициалы в тексте набираются через неразрывный пробел с фамилией (одновременное нажатие клавиш «Ctrl» + «Shift» + «пробел». Между инициалами пробелов нет.

В тексте используются кавычки «…», если встречаются внутренние и внешние кавычки, то внешними выступают «елочки», внутренними «лапки» — «…“…”».

В тексте используется длинное тире (—), получаемое путем одновременного нажатия клавиш «Ctrl» + «Alt» + «-» (на цифровом блоке клавиатуры), а также дефис (-).

В списках и перечнях не используется автоматическая нумерация текстового редактора.

Инфографика , в том числе таблицы, схемы, рисунки и формулы в тексте должны нумероваться; схемы и таблицы должны иметь заголовки, размещенные над схемой или полем таблицы, а каждый рисунок — подрисуночную подпись.

Список источников (не менее 20 наименований) оформляется как затекстовые библиографические ссылки в соответствии с принятыми стандартом (ГОСТ Р 7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка»), выносится в конец статьи. Источники даются в порядке упоминания/цитирования в статье. Отсылки к списку в основном тексте даются в квадратных скобках [номер источника в списке, страница] (например: ). В случае необходимости повторного цитирования источника, отсылку дают на номер первого упоминания источника. Повторные и комплексные ссылки не используются. Заголовки (и названия журналов) во второй и последующих ссылках нельзя заменять их словесными эквивалентами «Его же», «Он же», «Там же» и т. д.

При оформлении списка источников автоматическая нумерация текстового редактора не используется, порядковый номер отделяется от текста ссылки знаком табуляции. Знаки «точка» и «тире», разделяющие области библиографического описания, заменяются точкой. Во всех библиографических ссылках на электронные ресурсы обязательно указывается дата обращения.

При цитировании интернет-ресурсов необходимо максимально полно, насколько это возможно указывать ФИО автора (авторов), точное название работы, название ресурса, опубликовавшего описываемый документ, а также точную ссылку на веб-страницу-первоисточник (а не на главную страницу сайта, с которого взят материал).

Любое упоминание в тексте статьи имен ученых и исследователей должно сопровождаться отсылками на их работы.

Редакция рекомендует отслеживать и использовать публикации по теме статьи, вышедшие в предыдущих номерах журнала «Библиотековедение», а также в других научных журналах по тематике авторской рукописи, в целях обеспечения преемственности и подтверждения актуальности темы.

Примечания нумеруются арабскими цифрами (с использованием кнопки меню текстового редактора «надстрочный знак» — a 1 , a 2). При оформлении библиографических источников, примечаний и ссылок автоматические «сноски» текстового редактора не используются. Текст примечаний размещается после текста статьи с заголовком «Примечания».

Подрисуночные подписи оформляются по схеме: название/номер иллюстрации — пояснения к ней (что/кто изображен, где; для изображений обложек книг и их содержимого — библиографическое описание; и т. п.). Имена файлов в списке должны соответствовать названиям/номерам предоставляемых фотоматериалов.

2. Материалы на английском языке

Информация об авторе/авторах — имя, инициал отчества (если имеется), фамилия, место работы (учебы), почтовый адрес организации, адрес электронной почты автора, название статьи, реферат, ключевые слова (в том же объеме и порядке, как в русском тексте), сведения об источнике финансирования — в электронной форме (отдельный файл) через систему электронной редакции как дополнительные материалы, содержащей текст в формате Microsoft Word.

Отдельным файлом предоставляется список источников в транслитерации, с переводом на английский язык (согласно Правилам, принятым в редакции). Нумерация источников должна соответствовать нумерации в авторском оригинале на русском языке.

3. Иллюстративные материалы

Предоставляются в электронной форме (фотография автора обязательна, иллюстрации) — отдельными файлами через систему электронной редакции как дополнительные материалы в форматах TIFF/JPG разрешением не менее 300 dpi одновременно с авторским оригиналом статьи. Не допускается предоставление иллюстраций, импортированных в Microsoft Word, а также их ксерокопий.

Таблицы, схемы, диаграммы и графики предоставляются в файле в формате Microsoft Word или Microsoft Excel, включающем исходные данные, в котором возможно редактирование графических материалов.

Иллюстративный материал и инфографика должны быть адаптированы для черно-белой печати высокого качества.

4. Распечатанный и подписанный Акцепт Публичной оферты

Правовые вопросы, связанные с публикацией в журнале, включая обязательства сторон (автора и издателя), регулируются на основе подписанного Акцепта к Публичной оферте . Предоставляя свои материалы в журнал, авторы гарантируют, что они обладают исключительными правами на передаваемый для публикации материал, который является их оригинальным, нигде ранее не публиковавшимся произведением.

Акцепт может быть представлен в свободной форме, в распечатанном виде на бумажном носителе. Должен быть подписан автором (соавторами) собственноручно шариковой ручкой с синими чернилами и содержать следующую информацию:

Дата рождения:

Адрес почтовый для передачи корреспонденции:

Адрес электронной почты:

Гражданство (для иностранцев):

Паспорт: серия _____ № ___________, выдан __________, дата выдачи __________, код подразделения __________

Текст: «согласен(а/ы) с условиями Публичной оферты Федерального государственного бюджетного учреждения "Российская государственная библиотека" No. 101/02Л/0033 от «25» февраля 2019 г., и акцептую ее, то есть предоставляю Издателю исключительные права на предложенных условиях на Произведение с условным названием ________________________ ».

Для удобства можно воспользоваться подготовленными образцами акцепта (или акцепта для статей в соавторстве ).

  • Цели применения информации
  • Как искать информацию?
  • Как хранить информацию?

Если ХХ век был веком промышленности, то в XХI веке главным ресурсом, несомненно, выступает информация. Большинство престижных и высокооплачиваемых профессий сопряжены с потоками данных, а формирование умений работать с информацией крайне важно для развития и совершенствования своих навыков. Любой, кто заинтересован в достижении успехов в профессии, должен уметь собирать, анализировать, изучать и хранить информацию. И уж конечно, каждый руководитель ежедневно сталкивается с необходимостью работать с большими объемами информации, которая обрушивается на него беспрерывной лавиной. Как не утонуть в этом потоке, как научиться распределять сведения на необходимые, полезные и ненужные, хранить данные так, чтобы быстро ориентироваться в них? Именно этому и будет посвящена статья.

Мы постоянно находимся в информационном поле, но лишь часть поступающей информации имеет значение для нас как личности и нашей профессиональной деятельности. Слишком большие объемы сведений являются причиной поверхностности восприятия, что приводит к «клиповости» мышления, свойственного новому поколению. «Клиповость» (от слова «клип») - явление, при котором человек усваивает только короткие поверхностные отрывки информации, из-за чего его память наполнена большим количеством разномастных, но бесполезных сведений. Чтобы не попасть в эту ловушку, необходимо научиться работать с информацией правильно, отсеивая ненужное и сохраняя полезное.

Чтобы справиться с поступающими данными, нужно изучить самые действенные приемы работы с информацией - они помогут в распределении и систематизации сведений.

Как анализировать полученную информацию

В первую очередь необходимо уяснить для себя, какие данные вы считаете информацией, а какие являются лишь информационным шумом. Чтобы сделать это, достаточно ответить на вопросы: Несет ли пользу данная информация? С какой целью вы будете ее применять? Если вы не можете дать ответов на эти вопросы, значит, полученные сведения не являются нужной информацией. Она должна быть связана с действиями - если определенным данным не соответствуют никакие действия, значит, информация бесполезна.

Существуют такие критерии оценивания информации как достоверность (правдивость) и надежность - они определяются посредством изучения первоисточника и сопоставления его с другими первоисточниками. Нужно учитывать новизну и актуальность информации - свежи эти сведения и факты или уже устарели.

Определите подходящие вам темы, и тогда станет намного проще отсеивать полезные данные от бесполезных. Благодаря выбранным темам вы сможете легко воспринимать, сортировать и обобщать полученную информацию. Желательно разобраться со смежными темами, чтобы их подразделы не дублировались и не вносили путаницу в вашу систему. В таком случае нужно четко определить, в какую тему вы определяете конкретный подраздел.

Анализ полученной информации очень важен - если данные прошли все вышеприведенные фильтры, значит, их можно пускать в дело.

Цели применения информации

Исходя из целей применения информации в работе организаций ее можно разделить на тактическую, стратегическую и оперативную.

Стратегическая информация необходима для длительного планирования, решения глобальных задач и поиска путей развития организации. Она может быть на первый взгляд не связана с деятельностью компании, но при этом определять ее судьбу. К примеру это могут быть политические события или экологические изменения в вашем регионе. Стратегические данные касаются мировых экономических тенденций, современных методов производства (сырье, технологии), действующих лиц в вашем секторе рынка (конкуренты, клиентура, партнеры).

Как может выглядеть база стратегических данных:

  • развитие в разных странах сектора промышленности (или другого бизнеса), в котором работает ваша компания;
  • внешние факторы (экология, наличие сырья, стоимость товаров и услуг на рынке);
  • изучение областей применения вашего продукта.

Тактическая информация. Если стратегические цели компании определяют ее направление (куда?), то тактические - путь следования (каким образом?). Тактическая информация помогает в планировании, касающемся преодоления конкуренции, расширения масштабов производства, выведения на рынок новых продуктов, внедрения новых технологий.

База тактических данных может иметь такую структуру:

  • продукция (изучение аналогичных товаров конкурентов, внедрение новинок и выведение из оборота неактуальных товаров, соответствие новых продуктов законодательству страны);
  • увеличение производственных объемов (прогнозируется ли рост популярности вашего товара на рынке, каковы предполагаемые затраты и доходы, поведение конкурентов);
  • выход на зарубежный рынок (экономическая, политическая и социально-культурная обстановка);
  • изучение факторов, влияющих на развитие компании (конкуренты, лицензирование и патентование, виды востребованной продукции, территории конкурирования).

Оперативная информация включает в себя базы данных, полезных для решения срочных вопросов: поиск новых поставщиков или точек сбыта, внезапно возникшие угрозы существованию фирмы (банкротство субподрядчика, утрата крупных клиентов). Такие базы данных состоят из информации, которую можно быстро применить в сложных ситуациях. Важно, чтобы данные были максимально точны, ведь во время преодоления кризиса от этого может зависеть судьба предприятия.

Как искать информацию?

Сегодня информации так много, что она чаще сама находит нас, чем мы ее. И все же немаловажно определять правильные принципы работы по поиску информации.

В данном случае на первый план выступает работа с источниками информации, то есть их обнаружение, проверка на правдивость и полезность предоставляемых сведений. Среди источников информации выделяются:

  • Медийные источники: интернет и СМИ (газеты, телевидение);
  • Узкоспециальные источники (методические пособия и научные труды специалистов в конкретной области знаний);
  • Живые источники (специалисты, коллеги, партнеры, способные предоставить необходимую информацию).

Предпочтительно иметь несколько надежных постоянных источников, к которым можно обращаться по разным вопросам, а для тех, которые используются впервые, разработать методику быстрой и точной проверки на достоверность, актуальность и ценность предоставленных сведений.

Как хранить информацию?

Вы должны решить, каким образом вы будете хранить информацию, чтобы она находилась на идентичных носителях, а не была разбросана по разным дискам, флеш-накопителям, компьютерам и бумажным документам.

К слову, о бумаге. Сегодня мало кто хранит данные в виде отпечатанных документов - электронные варианты занимают куда меньше места, их проще искать, можно редактировать и быстро копировать, пересылать по почте и сбрасывать на носители. Но существует немало профессий, где сохранение бумажных документов является обязательным условием, и об этом мы поговорим немного ниже. Но в первую очередь коснемся способов хранения электронной информации.

Как известно, техника регулярно сбоит, поэтому помимо оригиналов на вашем рабочем или домашнем ПК нужно иметь копии, и желательно две. Скопировать документы можно на второй компьютер или ноутбук, с рабочего на домашний или наоборот. Если речь идет о текстовых документах, то все ваши многолетние труды запросто уместятся на флеш-накопителе - можно сделать два экземпляра. Диски уже начинают терять свои позиции, к тому же имеют существенный недостаток - после длительного хранения или многократного использования они становятся не пригодными к запуску, могут не прочитаться дисководом. Конечно, можно делать копии на дисках, но они не должны быть единственными.

Очень удобны облачные сервисы хранения персональных данных. Самые крупные почтовые сайты предоставляют бесплатное облако - Яндекс.Диск, Google.Диск, Облако@mail.ru. Есть и платные сервисы, где ваша информация будет более защищена. Плюс в том, что вы имеете доступ к своим данным из любой точки мира, где есть интернет. Но и этот способ не является абсолютно надежным - может случится сбой в работе сервиса, хакерская атака, и тогда ваши файлы окажутся недоступными.

Поэтому, как уже говорилось, храните информацию сразу в нескольких копиях. Однажды из-за своей беспечности мне довелось оказаться в пренеприятнейшей ситуации. Очень важные для работы файлы хранились на двух компьютерах. И вдруг у одного сломался винчестер (без возможности дальнейшего восстановления), а у другого - слетела операционная система. Когда мы получили второй компьютер с установленной ОС, то обнаружили, что горе-настройщик отформатировал диск D. Информация, хранившаяся на двух носителях, была безвозвратно утеряна.

Знайте, что в данном случае осторожность и запасливость не могут быть излишними: один оригинал и две копии - золотое правило хранения данных.

Большинство государственных и юридических учреждений и сегодня хранит свои записи в виде бумажных документов - несмотря на удобство электронных копий этот вариант намного надежнее. Потому следующие рекомендации будут касаться и электронных, и бумажных носителей информации.

Три зоны

Самый удобный способ работы с информацией заключается в размещении документов таким образом, чтобы их возможно было найти быстро и без труда. Нужно создать три рабочих зоны, каждая из которых будет соответствовать частоте обращения к информации.

Первая зона - это данные, к которым вы обращаетесь ежедневно, они должны быть под рукой. В случае с обоими видами носителей они располагаются на рабочем столе.

Если говорить о рабочем столе компьютера, то не рекомендуется хранить на нем сами файлы. Дело в том, что этот раздел находится непосредственно в операционной системе Windows и размещен на системном диске С. При сбоях в работе компьютера данные с системного диска могут быть полностью или частично утеряны. По этой же причине лучше не хранить информацию в «Моих документах» - они также размещены в ОС. При неполадках проще спасти файлы с других локальных дисков (D, Е), поэтому храните информацию первой зоны на этих дисках, выведя ярлыки на рабочий стол.

Вторая зона - это информация, которой вы пользуетесь периодически, но не ежедневно. В кабинете это могут быть периферийные зоны и ящики рабочего стола, в электронном варианте - хранение документов на не системных локальных дисках без выведения ярлыков на рабочий стол.

Третья зона - архив. В нем содержатся документы, с которыми вы работали ранее и которые могут понадобиться вам в будущем: для подтверждения авторства, для использования содержащихся в них сведений и других целей. В компьютерном варианте это скорее всего будет папка «Архив», находящаяся в корне локального диска, а в бумажном - стеллажи, шкафы, отдельный кабинет для хранения папок с документами.

Для электронных носителей важно правило: сохраняйте файлы в распространенных расширениях, которые смогут прочитать все аналоги и версии программ.

Постарайтесь сохранять информацию идентичными способами. Например, если вы решили держать одну копию на облачном сервисе, а вторую на флеш-накопителе, то следуйте своему решению, а не разбрасывайте копии по разным носителям. Если часть копий будет на дисках, часть на втором ПК, часть на флешках и еще часть в облаке, то вы просто запутаетесь. Типов носителей для хранения копий должно быть не больше двух.

То же самое касается бумажных документов - существует немало способов запечатлеть данные на бумаге, но вы должны выбрать лишь самые приемлемые для вас: распечатанные на принтере документы, ксерокопии, выписки от руки и т.д.

Не стоит забывать, что работа по обработке информации включает в себя и четвертую, не названную зону - это мусорное ведро (хоть реальное, хоть виртуальное). Если информация устарела, если вы уверены, что она не пригодится, если она не имеет отношения к работе - безжалостно удаляйте ее из своего жизненного пространства, иначе потом просто не сможете разобраться с завалами накопившихся данных.

Классификация

Если вам приходится ориентироваться в больших объемах информации (чаще это касается архивов), то разбейте ее на разделы. Это могут быть темы («Пейзажи», «Животные», «Люди») - так хранят свои архивы фотографы. Можно создать классификацию по временным отрезкам: например, папка с годом, а в ней - папки по месяцам. Если в вашей работе важна хронология, то вы с легкостью вспомните, к какому периоду относится данная информация и найдете ее по дате - так хранят информацию журналисты. Если в вашей работе много названий или имен, можно рассортировать их по алфавитным папкам - к примеру, по фамилиям клиентов.

Существует немало профессий, где удобно использовать все три метода классификации: к примеру, архив хранится в хронологическом порядке, рабочие материалы разбиты по темам, а в папке «Клиенты» находится алфавитный каталог.

Такую систему точно можно организовать и в случае с бумажными документами - создать тематические папки с надписями на корешках, отметить их разными цветами или цифрами.

Бывает, что поступившая информация не вписывается в вашу концепцию расположения данных. Что делать? Вариант первый - создать новую тему, второй - создать раздел «Другое», где хранятся не подошедшие другим темам сведения, и третий - оставить информацию «отлежаться». Через некоторое время вы сумеете понять, к какой теме ее отнести или выбросить совсем.

Чтобы знать, как работать с информацией эффективно, нужно научиться правильно ее обрабатывать. После того, как вы провели первичный анализ, расположили и классифицировали сведения, вам нужно определить максимально удобные пути их усвоения.

В каком виде к нам поступает информация? Это печатная литература (книги, журналы, газеты), видеоролики, аудиозаписи и электронные документы. К слову, большая часть печатных документов существует в электронном формате, и вы можете выбрать, как вам удобнее работать с информацией. Людям старшего поколения привычнее листать осязаемые страницы, молодежи проще обзавестись планшетом с программой для чтения.

Что касается новостей, их тоже можно получать из бумажных и электронных источников - из газет или с информационных сайтов. Обычно предпочтение отдается новостным порталам, поскольку новости там появляются очень быстро и объем поступающей информации не ограничен полосами. Недостаток - новостийщики Интернет-порталов обычно сначала выкладывают новости, а потом уже проверяют их. А иногда и не проверяют совсем - поэтому нужно уметь ориентироваться в потоке информационного мусора. В газетах информация более проверена и ввиду ограниченного объема собраны самые важные новости.

Очень удобный метод работы с информацией - аудиофайлы. Имея диктофон, можно надиктовывать данные, чтобы потом преобразовать их в текстовый формат. Это очень удобно в тех случаях, когда нужно зафиксировать сведения очень быстро и нет времени писать или печатать. К слову, часть информации можно хранить в аудиофайлах, если нет необходимости предоставлять их кому-то в напечатанном виде.

Информацию для изучения или ознакомления можно получать с помощью прослушивания аудиозаписей - много книг и тренингов переведены в аудиоформат. Это значительно экономит время: аудиокниги можно слушать в пути, им не страшно недостаточное освещение, при этом у вас свободны руки и можно делать какую-то несложную работу, например, домашнюю.

Важным источником получения и передачи информации является Интернет-почта. Старайтесь проверять свои ящики каждое утро, сразу же рассортировывая письма. Ненужное отправьте в «Спам» (сделав эту пометку, вы больше не будете получать письма от этого адресанта), а остальное распределите по степени важности. На что-то нужно ответить сразу же, а каким-то письмам нужно отлежаться до уточнения или получения дополнительной информации.

Умение работать с информацией предполагает ежедневные манипуляции, направленные на сортировку и обработку поступающих данных. Не позволяйте залеживаться письмам и не обработанным документам. Периодически разбирайте папку «Другое», где хранятся сведения, с которыми вы пока что не знаете что делать. Если они не понадобились в течение длительного времени - выбрасывайте.

Идите в ногу со временем. Существует немало приспособлений и программ, позволяющих оптимизировать работу с информацией. Не пожалейте денег и времени, приобретите их и научитесь ими пользоваться - это обязательно окупится.

Узнав, как правильно работать с информацией, вы сможете высвободить немалое количество времени, которое раньше тратилось на блуждание в лесу разрозненных сведений и фактов. А время - очень ценный рабочий материал, который можно использовать для саморазвития, повышения квалификации или расширения своего дела.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


В процессе подготовки и проведения любого исследования можно выделить пять основных этапов:

Этап накопление научной информации: библиографический поиск научной информации, изучения документов, основных источников темы, составление обзора литературы, выбор аспектов исследования;

Формулировка темы, цели и задачи исследования, определение проблемы, обоснование объекта и предмета, цели, главных задач, гипотезы исследования;

Теоретическое исследования - обоснование направлений, выбор общей методики, методов, разработка концепции, параметров, формулировка выводов исследования;

Проведение эксперимента - разработка программы, методики, получение и анализ данных, формулирование выводов и результатов исследования;

Оформление результатов научного исследования, выводов, рекомендаций, уточнения научной новизны и практической значимости.

Как видим, исследование начинается с анализа информационных материалов по выбранной теме. Информацию разделяют на:

Обзорную (вторичную) обзор научных материалов;

Релеративну, что содержится в описаниях прототипов научных задач;

Реферативную (вторичную), что содержится в аннотациях, резюме, рефератах;

Сигнальную (вторичную) - данные предыдущего сообщения;

Справочную (вторичную) - систематизированные краткие сведения в любой отрасли знаний.

Следовательно, при обработке информации ее можно разделить на две группы.

Первичная информация - это исходная информация, которая является результатом непосредственных социологических экспериментальных исследований, изучение практического опыта (это фактические данные, собранные исследователем, их анализ и проверка).

Вторичная информация - это результат аналитической обработки и публикации информации по теме исследования (это опубликованы документы, обзор информации по теме). Это:

Информационные издания (сигнальная информация, реферативные журналы, экспресс-информация, обзоры);

Справочная литература (энциклопедии, словари);

Каталоги и картотеки;

Библиографические издания (схемы 10,11).

Эта информация служит теоретическим и экспериментальным фундаментом, основой проведения научного исследования, является доказательством научной обоснованности ее работы, достоверности и новизны.

Схема 10. Схема процесса сбора и анализа научной информации.

Схема 11. Общая схема сбора и анализа научной информации.

Достоверность - это достаточное правильность, доказательство того, что названный результат (закон, совокупность фактов) является истинным, правильным. Достоверность результатов и выводов обосновывается экспериментом, логическим доказательством, анализом литературных и архивных источников, проверенных на практике. Есть три группы методов доказательства достоверности: аналитические, экспериментальные подтверждения практики.

К важнейших методов научного познания принадлежат аналитические методи. их суть - доказательство результата через логические, математические преобразования, анализ статистических данных, опубликованных и неопубликованных документов (учетных, плановых, аналитических, анкетных).

В процессе эксперимента проводятся научные исследования сравниваются теоретические и экспериментальные результаты. При сопоставлены научного результата с практикой необходимо совпадение теоретических положений с явлениями, которые наблюдаются в практических ситуациях. Поэтому для изучения теоретических основ темы исследования требуется глубокая проработка источников информации.

Знания опубликованной информации позволяет глубже осмыслить научный и практический материал других ученых, исследователей, выявить уровень изученности конкретной темы, подготовить обзор литературы по теме. Необходимую научную информацию исследователь получает в библиотеках и органах научно-технической информации.

Формы обслуживания читателей в библиотеках почти везде одинаковы:

Справочно-библиографическое обслуживание;

Читальный зал;

Абонемент или межбиблиотечный обмен (МБО);

Заочный абонемент;

Изготовление фото и ксерокопий;

Изготовление микрофильмов.

Для обработки источников по выбранной теме используют информационно-поисковый аппарат библиотеки.

В библиотеках применяется информационно-поисковая язык (ИПМ) библиотечно-библиографического типа: универсальная десятичная классификация (УДК) и библиотечно-библиографическая классификация (ВБК).

УДК систематизирует все человеческие знания в 10 разделах, где каждый раздел имеет десять подразделений и т.д. При этом каждое новое понятие получает свой числовой индекс

Обозначения индекса знаний

Наименование индекса знаний

Философия, психология

Общественные науки, экономика туризма

Философия, языкознание

Математика, естественные науки

Прикладные знания

Искусство, прикладное искусство

Художественная литература, литературоведение

География, история

Кодовым обозначением индексируются все научные знания, явления, понятия. И каждое новое знание при его возникновении находит свое место. В зависимости от потребностей разделения информационно-поисковой языка в основных индексов добавляются другие знаки, чем повышается специализация УДК. Для удобства восприятия каждые три знаки отделяются точкой (например: 53376).

Много лет УДК применялась как наиболее совершенная классификация знаний. Но впоследствии возникновения новых понятий в научной и практической деятельности людей обусловили внедрение библиотечно-библиографической классификации (ББК), которая имеет другую систему классификации и индексации человеческих знаний. Основная часть ее буквено-цифровых индексов построена по десятичным принципу. Основные разделы ББК распределены в 21 отделах, каждый из которых имеет свой индекс с больших букв русского алфавита, например:

Индексы знаний Наименование индексов знаний

Б Естественные науки

В Физико-математические науки

Г Химические науки

Д и т.д. Науки о земле и т.д.

Эти информационно-поисковые языки применяются при организации библиотечных фондов. Основой информационно-поискового аппарата библиотеки являются каталоги. Это расположены в порядке алфавита карточки с описанием изданий. В алфавитном каталоге - по фамилиям авторов и названиям публикаций независимо от их содержания; в предметном - карточки с описанием литературных источников сгруппированы по предметным рубрикам тоже в алфавитном порядке основные каталоги формируются по принципу алфавита или по принципу систематизации знаний. Кроме основных каталогов создаются вспомогательные: каталог периодики, картотеки статей и рецензий. Основными каталогами является систематический и алфавитный.

Алфавитные каталоги содержат карточки на книги, расположенные в алфавитном порядке фамилий авторов или названий, при этом берется сначала первая буква слова, по которым идет описание, затем - вторая и т.д.

Систематические каталоги содержат карточки на книги, в которых названия работ расположены по отраслям знаний, в соответствии с действующей классификацией науки.

Предметные каталоги содержат карточки с названиями произведений из конкретных проблем и вопросов одного содержания.

Чтобы пользоваться каталогами, нужно хорошо знать принцип их построения.

Ведущее место принадлежит алфавитному каталогу. По ним можно установить, какие произведения того или иного автора имеются в библиотеке. Карточки каталога расставлены по первым словом библиографического описания книги: фамилии автора или названия книги, которая не имеет автора. Если первые слова совпадают, карточки расставляются за вторым словом. Карточки авторов с одинаковой фамилией - по алфавиту их инициалов.

В систематических каталогах карточки сгруппированы в логическом порядке по отраслям знаний. Последовательность размещения карт соответствует определенной библиографической классификации - УДК или ББК.

Справочный аппарат систематического каталога включает ссылки отправления, справочные карточки и алфавитно-предметный указатель. Ссылка указывает, где находится литература из ближнего или смежного вопрос («см. также»), отправные карточки («см.») показывают в каком отделе находится литература по данному вопросу.

Предметный каталог концентрирует близкие по содержанию материалы в одном месте, что очень удобно для исследователя.

Ключом к каталогам библиотеки являются библиографические указатели. Они могут быть разными по своим задачам, содержанию и форме. Для определения состояния изученности темы нужно обратиться в информационных изданий, которые выпускают институты и службы научно-технической информации, центры информации, библиотеки и охватывают все отрасли народного хозяйства. Здесь можно ознакомиться не только со сведениями о напечатаны труда, но и с встроенными идеями и фактами. их характеризует новизна представленной информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, что облегчает поиск и систематизация литературы.

Сбор и обработку этих материалов в Украине осуществляют Книжная палата Украины, Украинский институт научно-технической и экономической информации (Укринтэи), Национальная библиотека Украины им. В.и.вернадского и другие библиотечно-информационные учреждения общегосударственного или регионального уровня.

Основная масса изданий названных учреждений делится на три вида:

Библиографические;

Реферативные;

Обзорные.

Библиографические издания показывают, что выдано по вопросу, интересующему исследователя; часто это сигнальные указатели без аннотаций и рефератов. Ценность их - в оперативности информации о выходе в свет отечественной и зарубежной литературы.

Реферативные издания содержат публикации рефератов с кратким изложением содержания первичного документа, фактическими данными и выводами (экспресс информационные, реферативные журналы, сборники и др.), например: РЖ «Экономика. Экономические науки». Изданием Книжной палаты Украины являются библиографические указатели: «Летопись книг», «Летопись газетных статей», «Новые издания Украины» и т.д.

Для поиска и анализа литературы, изданной в прошлые годы, имеет ретроспективная библиография, назначение которой является подготовка и распространение библиографической информации о издания за определенный период времени в прошлом. Это могут быть: тематические обзоры, прайс-листы издательств, пристаттєві списки литературы и т.д.

Наряду с информационными изданиями органов НТИ для информационного поиска следует использовать автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных, Internet. Через службу Internet можно получить разнообразную информацию. Не случайно говорят, что Internet знает все.

За последние годы широко развивается государственная система сбора, обработки, хранения, эффективного поиска и передачи информации с использованием современной вычислительной техники. Разработкой методологии создания эффективных информационных систем занимается наука информатика, которая имеет ряд специфических направлений развития:

Техническое создания автоматизированных информационно-поисковых систем;

Программное обеспечение вычислительных машин программами для пользователей;

Алгоритмический - разработка алгоритмов содержания баз и банков данных.

Совокупность унифицированных информаций и услуг представленных в стандартизированном виде называется информационным продуктом - это специализированные нормативные издания, государственные стандарты, строительные нормы и правила и т.д.

Накопление и хранение больших информационных массивов - баз данных, позволяет систематизировать документы по признакам определенной тематики, а также формировать банки данных, для оперативного многоцелевого использования соответствующей информации.

Достаточно популярным за последние годы стало использование информационной WEB-страницы компьютеров.

Не является ли сеть WEB противовесом библиотеке?

Эта сеть дает возможность изменить наиболее важные основы создания, распространения и применения знаний в мире - в короткие сроки. Миллионы людей пользуются сетью WEB для оперативного поиска информации, проверки и дискуссии.

Интернет и WEB становятся информационным источником для миллионов людей. К тому же это чаще всего дети школьного возраста. Эти будущие взрослые получают умения и навыки накопления информации и работы с ней, и для большинства из них эта сеть является более привлекательной, чем библиотека или учитель. Почему?

Ее привлекательность в том, что пользователи имеют доступ к информации без любой помощи, участия или руководства второго лица (преподавателя, библиотекаря) и можно использовать в любое время суток, не нужно никуда ехать, тем более, что информация может быть получено по необходимости.

И все же сеть WEB не является универсальной заменой библиотеки.

В чем же недостатки WEB?

1. Не вся информация размещенная на страницах WEB, a та, что есть очень короткая по объему, содержание который содержится в цифровой форме очень ограничен по сравнению с печатными материалами.

2. WEB - не всегда соответствует стандартам достоверности. Большинство материалов публикуемая без рецензий, без проверки, гарантий (например, по медицине, это мысли и видения отдельных авторов).

С. WEB - не имеет каталогизации (описание содержания, формы) является лишь минимальная структура информационных материалов.

4. Не обеспечивается эффективный поиск информации фундаментальных научных знаний, и она больше подходит для обмена свежей информацией и общения.

В будущем библиотека будет существовать как:

Специально установленные фонды документов, которые должны находиться в помещении библиотек;

Как физическое пространство для материалов в нецифровій форме и как точка доступа для тех, кто не может позволить себе иметь необходимые средства для получения информации;

Накопление метаданных или описания содержания материалов, для ссылки и облегчения поиска информации;

Сохранение документов и связанных с ними метаданных;

Сфера доступа и услуги по інструктуванню.

Функционирования автоматизированных систем обработки информации (АСОІ) основывается на машинном преобразовании информации с соответствующей проблемы. АСОІ используется в научно-исследовательском процессе в связи с ростом объемов информации до таких пределов, когда исследовать любую проблему без ЭВМ невозможно. Структура информационной системы включает в себя банк данных: файл, секцию файла, набор файлов, сгруппированных в банке данных.

Банк данных является совокупностью наборов файлов, сгруппированных в массивах данных.

Известно, что в практике международных организаций в процессе обмена информацией и при решении задач международных экономических, научно-технических, культурных, спортивных и других связей используются сокращенные названия стран - блоки буквенной и цифровой идентификации стран.

Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала коды для каждой страны.

Относительно Украины традиционно употребляют такие блоки буквенной и цифровой идентификации:

Двобуквений алфавитный код Украины-UA - рекомендованный Международной организацией по стандартизации (ИСО) для международных обменов, который дает возможность образовывать визуальную ассоциации с общепринятым названием Украины без любого ссылки на ее географическое положение или статус;

Трибуквений порядковый номер - 804 - присвоен статистическим бюро Организации объединенных наций и используется для статистических расчетов.

Эти блоки идентификации Украины зафиксированы для использования Международной организацией по стандартизации в стандарте НСО 3166-88 «Коды для представления назван стран».

ООН в своей работе также пользуется этими тремя блоками идентификации Украины.

Писательство нынче становится занятием популярным. И писать пробуют все – и люди молодые, и зрелые – и обо всем: и в ключе фанфиков, и рассказывая собственные истории. Но тенденция среди начинающих авторов одна: кажется, что для необходимы только фантазия и воображение. Придумал – продумал – написал, и все. И кайф от работы получил, и счастье, что закончил книгу. И можно браться за следующую, опять полагаясь лишь на жизненный опыт, зачастую скромный, и фантазию. Однако это дилетантский подход.

Почему дилетантский? Потому что одной фантазии для достоверности мало. Очень мало. И когда начинающим авторам задаешь вопросы – а где в вашей истории другие города и села, неужели один населенный пункт и все? а почему две страны воюют друг с другом? потому что исстари повелось, и земли пограничные они не делят, и политика ни при чем? а злодей сам по себе такой злобный появился, и темного прошлого у него нет? а как же психология формирования ? – ответ один. Безапелляционный и предсказуемый: «Это же выдумка! Это же книга! Это же, в конце концов, ! И здесь все возможно!» А на самом деле…

Все ли возможно в выдуманной истории?

Конечно, многое. Авторским произволом можно оправдать и магию, и великанов, просочившихся в наш мир, и пришельцев с апокалипсисом, в конце концов. Но вот отсутствие достоверности одной выдумкой не оправдать. А для достоверности необходимы знания, хотя бы базовые, и логика. Ибо в нелогичную историю никто не поверит. И вам как автору никто не поверит. И книгу закроют, не дочитав, устав .

Что необходимо для достоверности

1. .

Герои любой истории живут в мире – в современном, альтернативном или выдуманном. А мир – это география, культура, история, экономика, социология, политика и геополитика. Как минимум.
Мир должен быть развернутым, даже если все события происходят в одном селе. У читателя должно создаваться ощущение, что за пределами села есть другие страны и города, горы и моря. Значит, понадобятся знания о ландшафтах, климатических зонах, флоре и фауне и так далее.

Люди (или иные существа) в любом мире:

Живут в обществе, а это социология: в первую очередь, структура общества (социальная лестница, кланы и рода, аристократия и купечество, социальное неравенство, этикет и нормы обращения);

Вступают в экономические отношения (бартерные, товарно-денежные) друг с другом и с государством – и платят налоги;

Живут по законам государства, а это система политического управления, властная верхушка и правящие круги (как государства, так и отдельно взятого города), уголовные и административные законы.

Плюс – внешняя политика, если города или страны воюют друг с другом. Плюс культура – мифология, религия и прочие верования; исконные ремесла и промыслы; одежда. Плюс история мира (вехи развития страны/города) – возможные войны, периоды расцвета/упадка. Плюс – элементарные (или несколько измененные, но стабильные и единые для мира) законы физики.

Кстати, все вышеперечисленное существует в нашем мире, и построить на его основе выдуманный или альтернативный мир не так уж сложно. Главное – определиться, на чем вы ходите сделать акцент, и исходя из этого набираться необходимых знаний. И если вы, например, пишете о двух воюющих государствах, о культуре и обществе можно упомянуть вскользь. И все силы бросить на изучении геополитики, дипломатии и экономики.


2. Герои/ .

Важно помнить, что это самостоятельные люди. И здесь пригодятся знания:

  • психологии (личность, темпераменты, цели и мотивы личности, пирамида потребностей и т.д.);
  • межличностных отношений и конфликтологии;
  • социологии;
  • культуры (ибо любой человек есть продукт культуры – или бескультурья);
  • философии («быть или не быть», ага, — извечная философская проблема, как и «что делать?» и «как жить дальше?»);
  • биологии и медицины – особенно физиологии и анатомии, чтобы ваш герой не перебинтовывал ушибленную икру на коленке.

Вообще знать физиологические понятия необходимо, а то бывает, что человек потер ушибленное предплечье, а перевязывают ему плечо, потому как автор не в курсе, где заканчивается предплечье и начинается плечо. То же самое касается расположения внутренних органов, основных костей скелета и особенностей артериального и венозного кровотечений. И основ питания, если вы жаждете поместить героя в экстремальные условия выживания. И ради интереса можно почитать, какие болезни приобретаются при длительном исключительно мясном питании.

3. Наука.

В любом мире наука будет присутствовать: даже в древнем обществе были медицина на уровне знахарства, астрономия и мифология, природоведение на уровне знаний сезонов и их особенностей (в первую очередь, для ведения сельского хозяйства). И если вы пишете о знахаре, то знания о внешнем виде растений, об лечебных свойствах и сочетаниях необходимы.

Полезный совет: разрабатывая мир, прикиньте, с каким периодом (раннее, развитое или позднее средневековье), с каким укладом – мануфактурным, индустриальным или технологическим – нашего мира можно соотнести ваш. И ищите конкретную информацию, анализируя особенности – есть канализация или нет, в богов верят или в высшую силу, какие типовые постройки в городах – дерево или камень. Соответственно анализируются и развитие ремесел, и социальная лестница, и даже одежда и состав тканей.

Сложно? Конечно, сложно. 🙂 И будет еще сложнее, если вспомнить о логике, ибо все явления, все особенности мира связаны между собой, а основу всех связей составляют , за которыми нужен глаз да глаз. И потому странным будет казаться и деревянный город в каменной пустоши, и унитаз с душем при отсутствии канализации.

С одной стороны, кажется, это мелочи, детали, но именно эти детали либо придадут истории достоверность, либо заставят читателя пренебрежительно фыркнуть, заявить «Автор, да быть такого не может, ты бредишь!» — и закрыть книгу.

Также не помешают знания из области филологии :

  • о том, что такое и композиция,
  • о том, чем герой отличается от персонажа,
  • об основных и так далее.

Многие советуют авторам получать филологическое образование как профильное, однако не каждый хороший писатель нынче филолог, и далеко на каждый филолог способен стать хорошим писателем. Но по литературоведению и лингвистике точно лишними не будут.

Где брать необходимую информацию?

Во-первых, конечно, в Интернете. Главное, повторюсь, выделить те области знаний, которые вам необходимы. Главный герой – медик, заблудившийся в сибирской тайге? Чудно. Ищем информацию о:

1) профессии медика, особенно изучая биологию, признаки болезней/отравлений, правила оказания первичной медпомощи;

2) об особенностях сибирской тайги, включая климат и сезонность, флору и фауну;

3) о выживании в экстремальных условиях по принципу Робинзона Крузо – чем и как питаться, где ночевать, чего бояться, как пользоваться огнем и т. д.

Во-вторых, очень пригодится личный опыт . В Яндексе, конечно найдется все, но «живой» опыт дороже. И если ваш герой-медик собирается мужественно идти через дикий горный перевал, вам точно не помешает съездить в горный поход и своими глазами увидеть красоту гор, на своей шкуре ощутить все прелести «дикого» отдыха. И поучаствовать в ролевых играх и хотя бы подержать в руках меч, если ваша история – о великих битвах и красивых поединках. Книга от этого только выиграет.

В-третьих, информацию приносит наблюдательность . Мы многое упускаем из виду, торопясь на работу или уткнувшись носом в смартфон. А ведь практически все, что нам необходимо для работы над «живой» историей, с самого рождения. И в транспорте вместо проверки сообщений в соцсетях можно понаблюдать за людьми – за типажами, за поведением и привычками, за отношениями в компании или паре. А можно вообще несколько остановок пешком пройти и цветением сирени или переливами снежных сугробов в свете фонарей. И у родителей и бабушек-дедушек тоже можно узнать многое – о том, как жили при другой власти и, по сути, в другом мире, какие тогда были ценности, какие проблемы.

Нас повсюду окружает бездна полезной информации, которую мы не замечаем, которой не хотим пользоваться (ведь надо ж учиться!), ориентируясь на собственный опыт как на единственно верное средство. А зря. Но – все в ваших руках, коллеги 🙂 Было бы желание учиться. Ибо профессиональный писатель – это психолог, и филолог, и социолог, и политолог, и философ, и много кто еще.