Страна, расположенная ниже уровня моря. Голландия — отвоеванная у моря

«Нижняя земля» – так в переводе с голландского языка звучит название небольшой европейской страны Нидерланды. Официально это государство называется Королевство Нидерланды, так как является наследственной конституционной монархией. Часто Нидерланды именуют Голландией, что, в принципе, неправильно, потому что Голландиями (Северной и Южной) именуются только две провинции королевства. Правда, это самые развитые в экономическом отношении провинции Нидерландов.

Нидерланды – морская страна, земли которой на западе выходят к Северному морю. Примечательным является то обстоятельство, что около половины всей территории государства находится немного ниже, чем уровень моря. Собственно, поэтому и называют страну «Нижняя земля» или «Низкие земли». Трудолюбивые голландцы «отвоевали» земли у моря, построив довольно сложную систему дамб, плотин и каналов. Такие земли, бывшие некогда морским дном, называются польдерами. Во второй половине 20 века голландцы осуществили грандиозный проект, названный «Проект Дельта». Удивительная по своему инженерному решению система шлюзов, барьеров, дамб и плотин была признана международным сообществом инженеров-гидростроителей поистине уникальной.

Королевство Нидерланды – это самая густонаселенная страна в Европе. На относительно небольшой площади, изрезанной реками и каналами, постоянно живет около 17 миллионов человек. Не удивительно, что почти каждый клочок земли рационально используется: или под застройку, или возделывается для выращивания какой-либо культуры. Довольно много земель отведено для культивирования цветов, продажа которых во многие страны мира является заметной частью нидерландского бюджета.

Нидерланды по праву называют туристической страной. Из года в год ее посещают миллионы туристов со всего мира. Природных и архитектурных достопримечательностей в Нидерландах настолько много, что их хватит на несколько стран. Пожалуй, в первую очередь люди обращают внимание на неотъемлемую часть голландского пейзажа – знаменитые ветряные мельницы, некоторые из которых исправно работают вот уже 300 лет.

Все без исключения города страны обладают множеством культурных и архитектурных достопримечательностей, памятниками, музеями. В первую очередь это относится к столице страны – Амстердаму. Исторический центр города, занимающий довольно большую часть городской территории, окружен сетью больших и малых каналов, через которые переброшено около 1200 мостов. Знаменитые амстердамские музеи, в числе которых Музей Ван Гога, музей Стеделик с интересными экспозициями, Дом-музей знаменитого Рембрандта, Рейксмюзеум, всегда полны посетителями. Пешие прогулки по улицам Амстердама с посещением магазинов, студий, кафе и квартала «Красных фонарей» может добавить некую «изюминку» в голландские путешествия.

Гаага является неофициальной столицей не только Нидерландов, но и Европейского Союза. Именно в красавице Гааге находятся здания Парламента страны, правительственный квартал, резиденция нидерландских монархов, штаб-квартиры и офисы европейских и международных организаций.

Роттердам – второй по величине город Нидерландов после Амстердама и крупнейший порт Европы. Самые известные исторические и современные достопримечательности города такие, как смотровая башня Евромаст, Мост Эразма, морской порт и кубические дома в Роттердаме , ежегодно посещают по несколько миллионов туристов со всех уголков земного шара.

Маастрихт – это старейший город королевства, чьи оборонительные укрепления были возведены в период владычества Римской империи. Остатки этих укреплений можно и сейчас увидеть на берегу реки Маас, а в центре города – полюбоваться архитектурой старинных церквей Святого Яна, Онзе-ливе Врау и Сент-Серваскерк.

Городом-музеем является и старинный Утрехт, история которого насчитывает более 1000 лет. Город примечателен тем, что именно в нем было провозглашено об образовании Голландской Республики в 1579 году. Могут похвастаться своими достопримечательностями и другие крупные города страны: Харлем, Делфт, Лейден.

Нидерланды - очень своеобразны и живописны, поэтому путешествия по этой удивительной стране никого не оставят равнодушным.

Перечисленные здесь суверенные страны отличаются от других. Главными критериями отличия выступают либо природные условия, либо демографические характеристики, а где-то даже и туристические особенности.
Страна-континент - Австралия

Практически на любом континенте находится более чем одна страна, кроме Австралии. Австралия - это единственная страна в мире, которая является континентом, и единственный континент, который является страной. Площадь Австралии составляет 7686850 кв. км, что делает ее шестой по величине страной в мире. Эта страна-континент чуть меньше, чем США, но в 31,5 раза больше, чем Великобритания.

Самая непосещаемая страна - Тувалу


Тувалу представляет собой одну из самых маленьких стран в мире. Она находится между Австралией и Гавайами. По прогнозам специалистов, Тувалу станет первой страной, которая будет затоплена, когда глобальное потепление поднимет уровень моря достаточно высоко. Помимо этого, сюда очень сложно добраться, а рейсы из Фиджи очень дорогие. Таким образом, ежегодно Тувалу посещает только 1100 туристов.

Страна ниже уровня моря - Нидерланды


Удивительно, но примерно 50% территории Нидерландов находится ниже уровня моря. Именно на этих землях проживает более 60 процентов населения страны (15,8 млн. человек). Лишь на юге этого государства уровень над морем повышается на 30 метров и более.

Самая вымирающая страна - Украина


Украина является страной с самым низким уровнем рождаемости, а естественная убыль населения здесь составляет 0,8% ежегодно. По прогнозам, Украина лишится примерно 28% своего населения до 2050 года. Если в настоящее время численность составляет 46,8 млн., то в 2050 году эта цифра составит 33,4 миллионов человек.

Страна в джунглях - Суринам


91% территории Суринам покрывают леса - это составляет 14,8 млн. га или 57 тысяч кв. миль. Низкие показатели вырубки леса здесь обусловлены обширными и непроходимыми лесами, а также маленькой численностью населения - около 400 тысяч человек. Практически все население проживает в столице или прибрежных городах, и лишь 5% населения живет в тропических лесах - это коренные народы и шесть племен негров.

Страна с самой маленькой плотностью населения - Монголия


Плотность населения в Монголии составляет примерно 4,4 человек на квадратную милю или 1,7 на квадратный километр. Население Монголии в 2,5 миллиона человек проживают более чем на 600 тысячах квадратных миль земли (около 1560000 кв. км). Большая часть этих людей находятся в городских районах, так как развитие пастбищ в пустынях Монголии затруднено из-за засухи и частых пыльных бурь.

Страна пустыни - Ливия


Ливия представляет собой страну с самым высоким процентом пустыни - 99 процента. Ливийская пустыня также является и самым засушливым местом на Земле. Некоторые места могут десятилетиями оставаться без дождей, и даже в высокогорьях дожди бывают редко - раз в 5-10 лет.

Страна, в которой более чем 17500 островов - Индонезия


Вся территория Индонезии состоит более чем из 17,5 тысяч островов. Протяженность полной береговой линии - 81350 км. Самыми большими островами здесь являются Ява, Суматра, Борнео, Сулавеси, Бали, Ломбок и Флорес. Примерно 6 тысяч из всех островов населены. Помимо этого, Индонезия включает 10-15 процентов мировых коралловых рифов.

Страна с 3 миллионами озер - Канада


Более 60 процентов озер всего мира расположены в Канаде. Водоемов здесь настолько много, что даже их точно количество до сих пор неизвестно. В некоторых районах на каждые 100 кв. км приходится более 30 озер.

НИЖЕ УРОВНЯ МОРЯ

«В течение всего лета Солнце скрывалось за тучами, как будто больше не хотело смотреть на Землю. На Земле царила вечная тишина, и влажный туман словно мокрый парус нависал над жилищами и полями… Тогда-то и началось землетрясение, как будто предвещавшее конец света… Реки изменили свое русло, а в их устье образовались новые острова из песка и наносов. Это продолжалось 3 года, а затем воцарилось спокойствие, и вновь появились леса. Многие страны исчезли под водой, в ряде мест появились новые материки». Так рассказывается в книге фризов «Ура Линда Бук» об одной из страшных катастроф, происшедших в раннесредневековое время на берегах Северо-западной Европы.

Память о древнем племени фризов (кстати, 400 тыс. их потомков живут и сегодня) отразилась в названиях нидерландской провинции Фрисландия и цепочки восточных и западных Фризских островов, ровной линией тянущихся почти параллельно берегу Северного моря. Эти острова тоже память, память о том, что граница суши еще в I тысячелетии н.э. проходила намного севернее.

Вряд ли на нашей планете есть еще район, где за относительно короткий срок истории человечества произошли бы столь крутые повороты в судьбе земли и моря. До сих пор мы говорили о колебаниях земной поверхности в пределах отдельных затонувших или тонущих городов. Здесь же, в северной части Европы, изменения охватили территории сразу нескольких стран от Англии до Финляндии.

Во времена первых египетских фараонов и шумеров еще не существовало Британских островов, не было проливов Па-де-Кале и Ла-Манш, да и вся Северная Европа имела вид, отличный от современного. Только в III тысячелетии до н.э. окончательно отделились от материка острова Британии. Северное море затопило низменные районы Северо-западной Европы.

Но суша не сдавалась. Наносы многочисленных рек и морские отложения создали Нидерланды, почти вся территория которых к I в. н.э. (т.е. ко времени, например, расцвета Боспорского царства) представляла собой огромную болотистую низину с большой морской лагуной в северо-западной части.

Конечно, в одиночку с морской стихией реки справиться не могли. Им помогло счастливое сочетание господствующих направлений ветров и чередующихся в течение суток двух приливов и двух отливов. Они-то и создали удивительное сооружение североевропейской природы - дюны. Нанесенные ветром песчаные холмы высотой 10–30 м (до 60 м) и шириной до нескольких километров образовали защитную дамбу, отгораживающую Нидерланды от моря и предохраняющую страну от затопления.

Геоморфологи различают два типа дюн. Одни из них, так называемые старые дюны, образовались в доисторическое время на западе Нидерландов из песчаных валов, параллельно нынешней линии побережья. Новые дюны (более высокие) были созданы природой в IX–XI вв. Одни из них возвышаются на старых дюнах, другие расположены западнее.

За старыми дюнами в пределах бывшей лагуны в свое время образовались специфические типы грунта. Во-первых, это морские глины, нанесенные морской водой, проникавшей через открытое пространство между дюнами. Во-вторых, это торфяные пласты, сформировавшиеся по мере обмеления лагуны.

Так, в конце I тысячелетия н.э., когда уже многие древние античные города Средиземноморья были поглощены морем, на южном берегу Северного моря возникла новая территория суши, которая стала быстро заселяться и осваиваться.

В VII–X вв. море начало брать реванш. В начале II тысячелетия его наступление приняло гигантские размеры и катастрофический характер, о чем сообщают предания тогдашних жителей Нидерландов.

В День всех святых 1170 г. морской прилив оторвал от суши нынешние Фризские острова. К 1290 г. вода достигла лежащего далеко на континенте оз. Флево и, затопив земли, где проживало около 50 тыс. человек (согласно преданию столько и погибло), образовало новый залив Северного моря - Зейдер-зе.

Наступление моря продолжалось и в XIII–XIV вв. В результате наводнений 1218, 1287 и 1377 гг. на северном побережье возник еще один новый залив Долларт и почти одновременно залив Лауверс-зе. Средневековая хроника XV в. продолжает сообщать о новых набегах моря. В День Святой Елизаветы 1421 г. оно поглотило 65 деревень. Голландским рыбакам долго чудилось, что они слышат звон колоколов затонувших церквей.

К концу средних веков юго-западная часть страны снова превратилась в морскую лагуну, среди которой возвышались отдельные острова. Так они и были названы - Зеландия, что значит «морская земля».

В непрерывной борьбе моря и суши сложились нынешние Нидерланды («низменные земли»), 27% территории которых находится, фигурально выражаясь, под водой, т.е. ниже уровня моря. Кстати, на этой части страны проживает 60% всего ее населения. Самая низкая точка (- 6,7 м) находится на севере Роттердама. Остальная территория Нидерландов тоже не очень высока: более половины ее расположено не выше 1 м над уровнем моря, так что ее может затопить даже самый небольшой нагон воды.

Море не только постоянно держит Нидерланды под угрозой наводнений, оно и само своими заливами глубоко врезается в сушу. Общая протяженность береговой линии страны достигает 1075 км, это более чем в 3 раза превышает длину нидерландской территории по прямой линии от самой юго-западной точки до самой северо-восточной и в 8 раз - ее ширину.

Правда, кроме низменных существуют и возвышенные Нидерланды. Это юго-восточная и восточная часть страны, где есть даже свои «горы». Самая высокая точка 321 м над уровнем моря находится на крайнем юго-востоке. В средней части Нидерландов, в провинциях Утрехт, Оверэйссел и Хордерланд с севера на юг проходят небольшие холмы, называемые Стевваллен. Голландцы настолько их ценят, что не заселяют и не застраивают, а используют как зону отдыха. Всей территории с высотами более 50 м в Нидерландах всего 2% общей площади страны.

«Deus mare, Batavus litora fecit», - «бог создал море, а голландцы - берега», так гласит старая нидерландская поговорка. Еще в глубокой древности жители побережья поняли: для того чтобы выжить, надо бороться с морем. Ведь природа не закончила свое начинание. Дюны не всюду тянулись вдоль берега, они лишь частично защищали сушу от затопления, в них зияли прораны, через которые море постоянно врывалось в низменные Нидерланды.

Первое, что начали делать еще древние фризы, это строить дамбы в промежутках между дюнами. «Вокруг Фрисландии, - написано в законодательном акте XIII в., - повсюду, где волнуется соленое море, плотины, одна в точности подобная другой… Мы, фризы, защитим эту землю тройным оружием: лопатой, заступом и тачкой». А в «Сакеоновом зерцале», составленном в 1230 г., говорилось прямо: кто не хочет строить плотину, тому нет места за плотиной. На средневековом гербе Зеландии даже появилось изображение льва, борющегося с волнами.

Дамбы строились просто. Тачками привозился глинистый грунт, укладывался между дюнами и тщательно утрамбовывался. Наружный откос плотины укреплялся каменной наброской или каменной кладкой. Для берегоукрепления применялись и просто мешки с песком. Часто берег защищался с помощью травяного покрова, кустарников и деревьев, которые сохранились и до наших времен. Ширина дамб в ряде мест доходила до 100 м, а высота до 15 м (средняя высота дамб 7 м). Наиболее интенсивное плотиностроение захватило северо-западные и северные берега, которые защищались почти сплошным поясом земляных дамб, смыкающихся с дюнами.

Голландские гидротехники уже в XIII в. не только оборонялись от моря дамбами, но и наступали на него, осушали отгороженные ими земли. Так, впервые в истории появилось понятие польдера - участка земли, отгороженного дамбами и осушенного с помощью откачки воды и ее сброса в море (рис. 84).

Осушаемые земли польдеров обычно изрезаны параллельными друг другу горизонтальными каналами-дренами, которые в наше время все чаще заменяются закрытым трубчатым дренажем, о котором рассказано выше. Это и позволяет организовывать сельскохозяйственное освоение осушаемых земель - прокладку транспортных путей, производство земледельческих работ, сбор урожая и т.д. Осушительный дренаж отбирает из почвы лишнюю воду и отводит ее в коллектор, который прокладывается вдоль дамбы. В определенном месте сооружается водосборный колодец, откуда ведется откачка воды. В старину для работы насосов использовались ветряные мельницы. Со временем на смену ветрякам пришли паровые машины, потом дизельные двигатели, за ними электронасосы.

Сначала размеры польдеров были весьма незначительны. Во-первых, потому что отсутствовали землеройные и строительные механизмы (все делалось руками, а их в сельских общинах было мало, да и сделать ими много было трудно), во-вторых, ветряные мельницы имели малую мощность, а значит, и насосы для откачки воды обладали небольшой производительностью.

Особенно большой размах для своего времени осушительные работы приняли в «золотом» для Нидерландов XVII в. В результате общеевропейской тридцатилетней войны, согласно Вестфальскому миру (1648 г.), страна, наконец, получила независимость., де-факто была создана республика Соединенных провинций, стало бурно развиваться мануфактурное производство. Нидерланды обзавелись многочисленными колониями в Юго-восточной Азии, в Южной Америке и Африке. «Образцовая капиталистическая страна XVII столетия» - так назвал Нидерланды того времени К. Маркс.

Рис. 84. Схема польдерного осушения

а - план; б - разрез;

1 - дамба; 2 - дрены; 3 - насосная станция; 4 - водосборный и отводной канал (резервуар)

Бурное развитие торговли и промышленности привело к увеличению населения. Выросли такие крупные города-порты, как Амстердам (уже в 1650 г. в нем было 150 тыс. человек), Роттердам и др. Соответственно стало развиваться и сельское хозяйство, которое требовало все новых и новых земель. В Голландии, Фрисландии и других провинциях на месте бывших озер появились десятки новых польдеров. В XVI в. было осушено 710 км 2 низинных земель, в XVII в. эта цифра достигла 1120 км 2 , а в XX в. она составляет 2500 км 2 . Ныне половина всей земельной площади Нидерландов (весь запад и часть севера) - это искусственно осушенные земли (рис. 85).

Первый крупный польдер (Гаарлемский) был построен вблизи Амстердама по проекту, предложенному инженером Легваттером в 1641 г. Гаарлемское озеро образовалось еще в XVI в. путем слияния нескольких мелких озер и угрожало затоплением самому Амстердаму.

В течение 13 лет строился Гаарлемский польдер. Были возведены десятки километров земляных дамб и отрыты сотни километров дренажных канав. Так, в середине XVII в. у стен богатого голландского города Гаарлема вместо внутреннего моря возник новый сельскохозяйственный район.

Рис. 85. Осушительные работы в Нидерландах

1 - осушение земель в 1200–1600 гг.; 2 - осушение земель в 1600–1900 гг.; 3 - осушение земель в 1900–1970 гг.; 4 - перспективные земли для осушения

В наше время ландшафт Нидерландов немыслим без польдеров. Их сотни, больших и малых, торфяных и глиноземных, низких и высоких. Рекорд заглубления ниже уровня моря побил польдер оз. Эйссел - 35 м. Польдеры, образованные в результате осушения озер, расположены на глубине 6–7 м ниже уровня моря. Много польдеров создано на месте бывших торфоразработок, они лежат примерно на 1 м ниже уровня моря. Однако есть польдеры, которые находятся и на несколько метров выше морского уровня - это осушаемые территории в поймах рек. Здесь для отвода воды даже не нужны насосы - она самотеком стекает в отводные каналы через шлюзы - водовыпуски, которые открываются во время морского отлива. Таких польдеров много во Фрисландии и Гронингене.

Осушенные озера и другие польдеры, расположенные вдали от моря или реки, имеют обычно по две кольцевые дамбы, между которыми размещается отводной канал. Откачиваемую воду приходится сбрасывать в этот канал, а не сразу в море или реку, как в прибрежных польдерах. На озерных польдерах, кроме каналов в системе водоотведения могут быть еще и промежуточные регулирующие емкости: водоемы или резервуары, которые накапливают дренажные воды и периодически сбрасывают их в море или реку.

Поддержание определенного уровня подземных вод в польдерах осуществляется автоматически. Если он начинает подниматься выше допустимого, срабатывают датчики, установленные в дренах или непосредственно в осушаемом грунте, сигнал передается на насосную станцию, и она включается в работу. Как только уровень воды снова достигает нужной отметки, насосы сами отключаются.

Осушение земель - это лишь половина дела. Освоение польдеров занимает обычно много лет. Поначалу вообще что-либо строить, сажать или просто ходить по дну бывшего моря или озера совершенно невозможно. Илистый грунт не выдерживает самой небольшой нагрузки, расплывается и поглощает все, что на него попадает. Даже после его консолидации и уплотнения (осадка поверхности земли достигает 0,5–1 м), на что уходит обычно несколько лет, строить здания приходится на сваях длиной не менее 6 м. В течение всего периода освоения работы на польдерах ведутся государством, и только после этого осушенные земли сдаются в аренду фермерам.

Говоря о польдерном осушении, нельзя умолчать и об одном побочном неприятном результате многолетней откачки дренажных вод, который ранее никем не был предвиден. Это интрузия, вторжение снизу соленых морских вод, процесс, о котором было рассказано выше. Он приводит к засолению почв в польдерах и гибели сельскохозяйственных растений. Для ликвидации последствий интрузии голландцы применяют методы искусственного восполнения подземных пресных вод путем безнапорной инфильтрации поверхностных вод через песчаные грунты в районе дюн.

В Нидерландах действует и общественная служба эксплуатации польдеров, которая возникла еще в средневековье, когда каждая сельскохозяйственная или городская община выбирала своего «смотрителя плотин». Существует более 1,5 тыс. управлений надзора за польдерами, их директоров выбирают владельцы участков земли, расположенных в пределах того или иного польдера, - ингеландены. Управления подчиняются властям провинций и следят за состоянием плотин, каналов, насосных станций и дренажных систем, иногда и за всем водным хозяйством района, а также осуществляют мероприятия но охране природы.

Наиболее впечатляющая победа голландцев над морем - это осуществление проекта осушения целого морского залива - Зейдер-зе. Образовавшееся всего лишь несколько столетий назад прямо на глазах потрясенного населения тогдашней Фрисландии, это мелкое, но обширное внутреннее море давно уже ждало своих покорителей. Первый проект его осушения был составлен еще в 1667 г. Х. Стевином, которого воодушевила победа над Гаарлемским озером. Однако в то время этот проект казался слишком смелым.

Принципиальное решение по осушению Зейдер-зе, в последующем принятое к осуществлению с некоторыми изменениями, предложил в конце XIX в. инженер-гидротехник К. Лели. В течение 1.1 лет он вел изыскания под свой проект и стал даже секретарем специальной ассоциации. Лели предложил построить широкую защитную дамбу, соединяющую берега Фрисландии и северной Голландии. Эта дамба должна была оставить морю лишь небольшой залив Ваддензее, вся же основная часть Зейдер-зе превращалась во внутреннее оз. Эйсселмер. Постепенно озеро должно опресниться благодаря тому, что морская вода поступать в него не будет, и начнет служить городам и промышленности как источник водоснабжения. Пополнять водные запасы Эйсселмера должна впадающая в озеро одноименная река, паводковые излишки стока которой сбрасываются в море двумя водосливами, встроенными в защитную дамбу у ее левого и правого плеча.

Следующий этап плана осушения Зейдер-зе - строительство у берегов оз.Эйссел пяти крупных польдеров общей площадью 2,2 тыс. км 2 , что дает увеличение территории Нидерландов более чем на 6%. При этом наиболее плодородные земли предназначались для сельскохозяйственного освоения (овощеводство, цветоводство).

Вначале и этот проект Зейдер-зе был встречен с недоверием, слишком трудоемкими и дорогими казались работы по его осуществлению. В то время нигде еще никто не строил плотин длиной в несколько десятков километров и не пытался отсечь от моря целый залив. Почти четверть века нидерландский парламент, прислушиваясь к мнению налогоплательщиков, отклонял вопрос о финансировании проекта.

Природа сама оказала нажим на общественное мнение: в 1916 г. на Нидерланды обрушилось катастрофическое наводнение с многометровым нагоном морской воды. Это была последняя «капля», добавившаяся ко всем предыдущим натискам моря и к серьезной нехватке сельскохозяйственных земель и продовольствия, особенно сильно проявившейся в суровые и голодные годы первой мировой войны.

Проект осушения Зейдер-зе начал осуществляться. При этом последовательность работ была несколько изменена, Строительные работы развернулись не только в районе защитной дамбы, но и на участках польдеров. В 1927 г. у северо-западного побережья оз. Эйселл был построен небольшой опытный 40-гектарный польдер Андейк, который послужил моделью для другого крупного участка польдерного осушения - Вирингермера площадью 20 тыс.га, пущенного в эксплуатацию в 1930 г.

Возведение защитной дамбы, отгораживающей залив от моря и имевшей длину 30 км и ширину 90 м, было начато сразу в шести местах. Нижнюю часть дамбы сначала строили в периоды отливов, затем стали вести отсыпку грунта прямо в воду. 28 мая 1932 г. после шестилетнего интенсивного строительства в торжественной обстановке был перекрыт последний проран и морской залив Зейдер-зе перестал существовать. На географической карте Европы появилось новое озеро - Эйссельмер, предназначенное для последующего осушения (рис. 86). Несколько позже, в 1937–1942 гг. был построен северо-восточный польдер площадью 48 тыс.га с центром в Эммелорде. Его территория расположена на 4,5 м ниже уровня моря. Откачка воды осуществляется тремя насосными станциями, на каждой из которых установлено по 8 центробежных насосов с электродвигателями производительностью по 4 тыс.м 3 /ч.

7 апреля 1945 г. за несколько недель до конца войны отступающие немецкие войска взорвали защитную дамбу польдера Вирингермер и бессмысленно затопили его. После войны в 1950–1957 гг. был построен самый большой польдер - восточный Флеволанд площадью 54 тыс.га, территория которого заглублена на 5 м ниже уровня моря. Здесь также установлены три насосные станции для откачки воды. Непосредственно к этому участку примыкает законченный строительством в 1968 г. четвертый польдер - южный Флеволанд (43 тыс.га) с одной мощной осушительной насосной станцией, расположенной возле северо-западной дамбы.

Рис. 86. Осушение залива Зейдер-зе

1 - линия побережья в 1920 г.; 2 - дамба; 3 - строящаяся дамба; 4 - насосная станция; 5 - отметка ниже уровня моря; 6 - шлюз-водоспуск; 7 - постоянное соединение со шлюзом; 8 - мост; 9 - пресная вода; 10 - соленая вода

Уже первые годы эксплуатации северо-восточного польдера показали актуальность охраны окружающей прибрежной территории. Дело в том, что интенсивная откачка дренажных вод довольно быстро привела к переосушению почв на прилегающих землях. Понижение уровня подземных вод распространилось на большую прибрежную территорию Фрисландии, и радиус депрессионной воронки достиг нескольких десятков километров. Было принято решение, несмотря на значительное удорожание работ, строить польдеры в окружении обводных кольцевых Каналов. Поэтому польдеры южный и восточный Флеволанд к берегу не примыкают и отделены от него каналом, разделенным системой шлюзов. Это позволяет не только оперативно регулировать уровень подземных вод на прилегающих берегах, но и обеспечить водный транспорт новыми путями.

Другим отрицательным последствием осушения Зейдер-зе оказалось ухудшение рыбного промысла. После постройки защитной дамбы, ликвидировавшей залив, до этого в буквальном смысле кишевший рыбой, многие рыболовецкие поселки опустели - ловить стало нечего. Особенно серьезная угроза нависла над знаменитым угрем, уникальной рыбой; которая, подчиняясь какому-то таинственному закону, ходит нереститься отсюда в Северное море.

Эти и другие вопросы охраны окружающей среды поставили в наше время под сомнение целесообразность осушения пятого польдера - Маркерварда, который начали уже было строить.

Кроме того, в новых условиях появились и новые соображения. Раньше экстенсивный характер земледелия требовал все новых и новых площадей. В современных условиях интенсификации сельскохозяйственного производства, широкое применение химических удобрений, успехи селекции растений, создание мощной земледельческой техники дают возможность получить высокие урожаи даже с небольшой площади сельскохозяйственных угодий. Поэтому осушенные земли в Нидерландах все больше начинают использоваться для промышленной и жилой застройки, организации зон отдыха, транспортного, энергетического строительства и т.д.

Примером может служить частично уже осуществленный проект строительства в восточном Флеволанде большого нового города Лелистада (в память К. Лели) с численностью населения 50 тыс. жителей. Аналогичное строительство намечено и южном Флеволанде, где г. Альмере также послужит делу разуплотнения перенаселенной северной части западной Голландии. К новому городу будет примыкать промышленная зона, места отдыха и заповедники. Возникает новая, 12-я провинция Нидерландов.

Воодушевленные успехами в борьбе с морем, нидерландские гидротехники приступили к защите территории от половодий. Ведь в Нидерландах находятся устья трех крупнейших рек Европы - Рейна, Мааса, Шельды, и ведут они себя далеко не спокойно. Кроме основных русел, каждая из них имеет множество протоков, рукавов. Из-за этого общая длина всех водотоков Нидерландов составляет огромную величину - 7 тыс. км, т.е. в 7 раз больше длины сильно изрезанных морских берегов страны.

1 февраля 1953 г. юго-восточные Нидерланды постигло страшное стихийное бедствие: катастрофическое наводнение обрушилось на весь район дельты Рейна, Мааса, Шельды. На участке более чем в 100 м вода прорвала дамбы, только за одну ночь погибло 1800 человек, свыше 40 тыс. жилых домов и хозяйственных зданий было разрушено, территория площадью около 160 тыс. га оказалась затопленной, убытки составили 250 млн. долларов. Это событие ускорило осуществление проекта «Дельты», который имел своей целью не только предотвращение наводнений, но и решение многих других водохозяйственных (в том числе ирригационных) и транспортных задач.

Сразу же после катастрофы 1953 г. на Голландском Эйсселе восточнее Роттердама была построена сборно-разборная плотина, которая в случае наводнения могла быть быстро установлена. Этот барраж ныне защищает большую часть польдеров западных Нидерландов. После этого были построены плотины в глубине дельтовых рукавов, а затем и на их границе с морем. Результатом отгораживания дельты от моря кроме защиты от наводнений, так же как в случае с Зейдер-зе, будет образование водохранилищ с пресной водой. К этому добавляется значительное сокращение - береговой линии: расстояние между крайними точками А и Б (рис.87) уменьшается в 10 раз - с 800 до 80 км, а путь от Роттердама до Флиссингена сокращается на 40 км.

Рис. 87. Освоение дельты

1 - дамба; 2 - барраж для защиты от наводнений; 3 - канал; 4 - шлюз-водовыпуск; 5 - главная транспортная магистраль; 6 - дорога; 7 - мост; 8 - судоходный шлюз; 9 - соленая вода; 10 - пресная вода; 11 - дюны; 12 - затопленные участки при наводнении 1953 г.

Большие работы проводятся и в целях улучшения условий судоходства по Рейну. В нижнем его течении построены три водопроводные плотины со шлюзами. Самая восточная из них позволяет часть стока реки перебрасывать по каналу в бассейн Эйссела. Для сосредоточения всего речного стока в одном русле воды Мааса и Ваала отрезаны от Харингвлита - северного рукава дельты, и направлены в море мимо Роттердама, что делает нижний Рейн более полноводным.

Проект «Дельта» предусматривает значительный рост промышленности и торговли вдоль новых путей от Роттердама до Антверпена и к югу от Восточной Шельды. Широкое развитие ожидает и территории, окружающие дельту, например район Роттердама - Евро-порта. Выигрывают и прибрежные сельскохозяйственные земли - благодаря появлению больших объемов пресной воды предотвращается засоление почв, которое до сих пор было одним из предметов постоянной заботы голландских цветоводов и овощеводов. Помимо рассоляющего эффекта пресноводные водохранилища дадут фермерам и прямую выгоду - станут новым источником орошения.

К 1972 г. по проекту «Дельта», предусматривающему соединение дамбами пяти морских рукавов нижнего течения Рейна, Мааса и Шельды, была выполнена большая часть работ. Северный рукав превращен в полноводный судоходный канал, одновременно улучшен подход к гавани Роттердама. На берегах южного рукава Западной Шельды, по всей длине подходного канала Ньюве Ватервег построены или реконструированы старые защитные дамбы, предотвращающие в случае наводнений затопление прибрежных районов Антверпена. Три средних пролива должны были быть полностью перекрыты одиннадцатью глухими земляными плотинами, отгораживающими их акватории от моря. Вследствие прекращения поступления сюда морской соленой воды и пропусков речного стока, они постепенно должны были превратиться во внутренние озера - водохранилища с пресной водой, которая могла бы использоваться для орошения сельскохозяйственных земель и водоснабжения городов и промышленности. Кроме того, имелось в виду, что исчезнет, наконец, существующая угроза засоления прибрежных земель - постоянный бич урожаев голландских фермеров.

До 1972 г. на средних рукавах дельты было построено семь из запроектированных одиннадцати земляных плотин. В первой половине 70-х годов в Нидерландах началась шумная кампания в защиту окружающей среды, и многие видные специалисты и общественные деятели выступили против осуществления проекта «Дельта» в полном объеме. Дело еще было и в том, что как раз в это время начал резко сокращаться традиционный промысел жителей дельты - разведение и лов устриц, креветок, мидий. Их развитие в этом районе связано с особыми гидрологическими условиями, когда благодаря постоянному вторжению свежих соленых вод в пресные образуются в воде воронки, способствующие росту рыбной молоди и моллюсков. Прекращение морских приливов и отливов изменяет условия обитания для многих видов водных форм растительного и животного мира этого района.

Длительные и бурные дискуссии привели к тому, что в 1976 г. голландский парламент вынес постановление пересмотреть проект «Дельта».

В результате переработки проектных решений сплошные земляные водоподпорные плотины средних рукавов дельты решено было прорезать широкими водопропускными отверстиями. Через дамбу Харингвлит (рукав Мааса) было проложено 17 шлюзов-водовыпусков со стальными затворами, которые будут закрываться только во время наводнений. На соседней плотине Брауэрс построено три донных водовыпуска в виде тоннелей длиной по 200 м. Теперь между эстуариями Мааса, Шельды и морем во время приливов осуществляется свободный водообмен. Западную Шельду было решено не перекрывать вообще и ограничиться упомянутыми выше береговыми защитными дамбами.

Особенно много возражений вызвала та часть проекта, которая предусматривала строительство глухой плотины через рукав Восточная Шельда (Остершельде) - самый широкий рукав дельты. Победу одержали специалисты, которые считали необходимым построить здесь хотя и более дорогую, но экологически целесообразную систему водопропускных и заградительных сооружений, перекрывающих поток морской воды только в экстремальных случаях. Такое предложение было принято и начато строительство, которое продолжалось почти 10 лет.

Рис. 88. Противоштормовой барьер в устье Западной Шельды - «гребенка» с 65 стальными затворами, каждый массой 500 т (Это морское инженерное сооружение - одно из крупнейших в мире)

4 октября 1986 г. в торжественной обстановке в присутствии королевы Голландии и представителей многих иностранных правительств состоялось открытие защитных сооружений Остершельде (рис. 88). Этим завершилось возведение последнего объекта «Дельта», чем и закончилась тридцатилетняя история осуществления одного из самых грандиозных проектов XX в.

Для перекрытия пролива, имевшего в створе строительства ширину 9 км, использованы естественные песчаные отмели, которые путем отсыпки песчаного грунта были превращены в острова. В результате этого пролив оказался разделенным на три протоки шириной 2,5, 1,8 и 1,2 км.

Наиболее крупный из них остров Неелтье-Янс размером 4x0,8 км был использован в качестве основной строительной площадки для изготовления 15 полых железобетонных мостовых опор сборной конструкции. Для изготовления каждой из таких опор - столба высотой 40 м и массой 18,5 тыс. т было израсходовано 7 тыс. м 3 бетона. Всего было сделано 65 железобетонных блоков-звеньев, из которых собирались опоры плотины.

Изготовлялись эти блоки в трех специальных строительных траншеях на глубине 15 м от уровня моря под защитой земляных дамб. Изготовление каждой детали длилось около 1,5 месяца, одновременно делалось по несколько штук.

После того как опоры были готовы, дамбы были прорваны и траншеи затоплены, морем. Затем в проход в дамбе на стройплощадку вплывал понтонный У-образный корабль Острее («Устрица»), который с помощью двух 10-тысячетонных подъемников отрывал опору от дна, закреплял ее гидравлическими амортизаторами и отправлялся в путь, доставляя каждую опору на свое место.

Установка опор, которые опускали на глубину 25–30 м под уровень воды, осуществлялась в основном в условиях спокойного моря, хотя судно Остреа и допускает возможность работы при высоте волны до 1 м. Монтаж железобетонных конструкций осуществлялся с помощью 6 якорных лебедок с компьютерным управлением и ориентированием по береговым вехам. Точность установки опор на дно моря составляла 5 см, допуски при подгонке отдельных железобетонных конструкций не превышали 1 см. Контроль за точностью монтажа велся с применением лазерного прибора.

После установки на дно внутренняя полость опор заполнялась в нижней части глинистым, в верхней части песчаным грунтом, играющим роль балласта и предотвращающим всплывание опор под действием архимедовой силы. Грунт в опорах уплотнялся вибраторами. Внизу опоры засыпались еще и камнем - валунами весом до 0,1 кН, привезенными из Финляндии, ФРГ, Бельгии и Швеции, так как в Голландии крупного камня практически нет.

Железобетонные опоры поверху соединялись полыми железобетонными балками. По дну моря между опорами были уложены металлические швеллеры, на которые установлены стальные щиты-затворы шириной по 42 м, весом от 2,6 до 4,8 кН. Высота затворов определяется глубиной воды в тот или иной период штормового нагона волны со стороны моря. Общее число щитов - 62.

Подъем и спуск затворов, отведение их в сторону осуществляется с помощью гидравлических приводов. Операция по перекрытию всех трех проливов занимает 60 мин.

Большая и важная работа была проведена по укреплению основания сооружении. В естественном состоянии покрытое илом мелкопесчаное дно моря не могло бы выдержать большие нагрузки от тяжелых опор. Уплотнение придонного слоя песка толщиной до 15 м осуществлялось четырьмя игольчатыми вибраторами, опускавшимися с плавучей понтонной установки Митилус («Мидия»). Уплотнению была подвергнута полоса морского дна длиной 3 км и шириной 80 м.

Планировка дна производилась землесосным снарядом, смонтированным на еще одном строительном судне Кардиум («Моллюск-сердцевидка»), передвигавшемся по створу плотины с отклонением от курса не более 0,5 м. Оно было оснащено 12 рабочими органами, которые выравнивали дно с точностью до 10 см. В углубление дна укладывали разматывающийся с барабана мат шириной 42 м и толщиной 35 см, который представлял собой как бы матрац в виде сетки из искусственных волокон, заполненной щебнем. Сверху был уложен еще один более тонкий защитный мат шириной 32 м. Всего по фронту водоудерживающих сооружений было уложено 130 матов. Такое укрепление дна не только создает прочную опорную поверхность для сооружений плотины, но и надежно защищает их основание от размыва донными течениями.

Для контроля подводных строительных работ, а также последующего мелкого ремонта подводных механизмов в процессе эксплуатации плотины сконструировано автоматическое водолазное устройство - робот под названием Портунус («Краб»), оснащенный телевизионной камерой и механическими манипуляторами.

Итак, защитный щит Остершельде вступил в работу. Предполагается, что необходимость полного перекрытия водопропускных отверстий плотины может возникать 1–2 раза в год во время совпадения морского прилива с экстремальным ветровым нагоном волны. Помимо этого, с частотой 1 раз в месяц будут проводиться контрольные и ремонтные опускания затворов.

Весь обслуживающий персонал этой не имеющей пока в мире прецедента гидротехнической системы состоит из 50 работников, которые располагаются в управленческом здании на острове Неелтье-Янс. Здесь же размещается музей, рассказывающий о проекте «Дельта» и истории его осуществления.

История взаимоотношений жителей Нидерландов с Северным морем - характерный путь взаимодействия цивилизации с окружающей средой. Начав со слепого преклонения перед стихийными силами природы, страха перед их разрушительными набегами, человек постепенно перешел сначала к пассивной обороне и защите своих позиций, а затем к решительному наступлению.

Он победил природу, отвоевал новые плацдармы, но вдруг остановился и задумался… Не уподобляется ли он эпирскому царю Пирру, который в кровопролитных боях победил, но остался почти без войска.

С этого времени (в которое мы и живем) начался период сомнений и раздумий. Продолжит ли человек осуществление своих широких планов преобразования природы или откажется от них и займется больше ее охраной и защитой?

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

29.5. Игра в карты при трех градусах ниже нуля В ходе визита американского президента Ричарда Никсона в Китай 21–28 февраля 1972 г. несколько раз устраивались «потемкинские деревни». Когда Никсон со своими спутниками посетил Великую китайскую стену, местные власти согнали

Из книги Черная легенда. Друзья и недруги Великой степи автора Гумилев Лев Николаевич

На два порядка ниже Все приведенные случаи пассионарных взрывов хотя и объясняют смену этносов, но оставляют, при изложении материала, тень сомнения: «А может быть, это – взрыв этногенеза, толчок – можно объяснить как-нибудь иначе? Конечно, проповедь Мухаммеда в Медине и

Из книги День позора. Второй Перл-Харбор автора Лорд Уолтер

ПОСЛЕСЛОВИЕ, которое вполне можно считать и предисловием к публикуемому ниже материалу. Многие прекрасно документированные события нашей истории, включая и историю новейшего времени, не имеют рационального объяснимых причин. Это признают сегодня серьезные

Из книги Черная легенда автора Гумилев Лев Николаевич

На два порядка ниже Все приведенные случаи пассионарных взрывов хотя и объясняют смену этносов, но оставляют, при изложении материала, тень сомнения: «А может быть, это - взрыв этногенеза, толчок - можно объяснить как-нибудь иначе? Конечно, проповедь Мухаммеда в Медине и

автора Коллектив авторов

2. Повышение уровня доходов трудящихся Первая пятилетка ознаменовалась огромным ростом численности рабочих и служащих, занятых в народном хозяйстве. Если в 1913 г. в народном хозяйстве было занято 12,9 млн. рабочих и служащих (в границах СССР до 17 сентября 1939 г.) и к началу

Из книги Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926-1932 гг.) автора Коллектив авторов

3. Повышение уровня и улучшение структуры потребления Прямым свидетельством улучшения материального положения широчайших слоев трудящихся города и села за годы первой пятилетки служат данные о росте производства промышленных предметов потребления на душу населения:

Из книги Сталин – гробовщик Красной Армии. Главный виновник Катастрофы 1941 автора Бешанов Владимир Васильевич

«Летающие гробы» Сталина. «Всё ниже, и ниже, и ниже…»

Из книги Евреи и жизнь. Как евреи произошли от славян автора Дорфман Михаэль

Что у евреев ниже пояса Иудаизации подвергались не только понятия религиозные и теологические, но и бытовые, приличные и не очень. Процесс, названый иудаизацией, не является чем-то исключительным, присущим лишь еврейскому языку. Аналогичные процессы постоянно происходят

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ОТ МОРЯ ДО МОРЯ: «ПОТОП» И ДРУГИЕ ВОЙНЫ В то время как на Западе Европы шла к концу затянувшаяся франкоиспанская война, Восток континента от Балтики до Черного моря стал ареной многостороннего международного конфликта, в который помимо главных протагонистов (Россия,

Из книги Маленькая книга о капоэйре автора Капоэйра Нестор

Три уровня игры Деление на три, издавна было распространенным способом анализа целого: Фрейдисты говорят об эго, суперэго и индивидууме. Индуисты говорят о Брахме, Вишну и Шиве. Христиане говорят об Отце, Сыне и Святом Духе. Давайте же и мы в дидактических целях разделим

Из книги Как Зюганов не стал президентом автора Мороз Олег Павлович

I. Все ниже, и ниже, и ниже… Как падал ельцинский рейтинг Итак, к концу 1995-го - началу 1996 года Ельцин подошел почти с нулевым рейтингом. Это при том, что на старте первого президентского срока его популярность была весьма высока.Впервые политиком № 1 Ельцин стал в 1990 году. В

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги Последняя крепость Сталина. Военные секреты Северной Кореи автора Чуприн Константин Владимирович

Чосон от моря и до моря: география и население Северная Корея (по-корейски Корея – «Чосон», что переводится как «Страна утренней свежести») носит официальное название Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР, «Чосон Минджуджуый Инмин Конхвагук»). По

Из книги Религиозные войны автора Ливе Жорж

2. Рост цен и падение уровня жизни. Не зная истинных причин роста цен, большинство современников довольствуются тем, что констатируют этот рост. Они изобличают излишнюю дороговизну предметов первой необходимости и вызванный ею рост податей, уменьшение количества

Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович

XXXIII. О непредставлении к пожалованию в звание камер-юнкеров чиновников ниже титулярного советника, а в камергеры ниже статского советника32 Государь император, по статье журнала Комитета министров 9 сего июня о том, что Ваша светлость изволили сообщить г. председателю

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

Глава V ПОВЫШЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ ТРУДЯЩИХСЯ РЕСПУБЛИКИ Война значительно ухудшила материальное положение советских людей. На месте боев, на территории, подвергшейся временной оккупации фашистов, - всюду остались руины и пожарища, разрушенные жилые здания, школы,

Хульяка, Перу © instagram.com/peru/

Если ты когда-нибудь взбиралась на вершины гор, то тебе знакомо чувство, когда даже при глубоком вдохе не хватает кислорода. А ведь есть в мире люди, которые в таких условиях живут, работают, отдыхают. Они сумели адаптироваться к самым разным природным условиям, включая высоченные горы, возвышающиеся более двух миль над уровнем моря.

  • Самые высокогорные города мира - Ла Ринконада, Перу

© commons.wikimedia.org

Самый высокогорный город в мире находится в Андах недалеко от границы с Боливией, на высоте более 5100 метров над уровнем моря. Населения городка составляет 30 тысяч человек. Как твердят врачи, такая высота является пределом для людского организма.

Город был основан на шахте, где и работает большинство жителей. Несмотря на очень суровый климат: днём температура поднимается на несколько градусов выше нуля, ночью мороз, люди не спешат покидать свои дома в поисках лучших условий жизни. Даже нехватка кислорода не остановила прирост населения. В 21 веке оно увеличилось на 231%.

И все из-за богатых запасов золотой руды. Работают жители в тяжелых условиях. Некоторые из них даже работают бесплатно целый месяц, чтобы в его последний день иметь возможность взять себе руды столько, сколько смогут унести самостоятельно.В город можно добраться только по одной узкой горной дороге.

  • Самые высокогорные города мира - Намче-Базар, Непал

© Vasudev Bhandarkar, flickr.com

Излюбленное место для туристов и альпинистов со всего мира, потому что находится по дороге к Эвересту, и высота его 4150 метров над уровнем моря. Городок служит главным перевалочным пунктом для людей, собирающихся подниматься дальше в лагерь на гору. Это последнее пристанище цивилизации перед самой высокой горой мира.

Изначально город строился как торговая зона, где пастухи, разводящие высоко в горах стада яков, могли обменивать масло и сыр, производимые из молока этих животных, на сельскохозяйственные продукты, выращиваемые в более низких областях Непала. Намче-Базар по-прежнему является главным торговым центром региона Кхумбу.

В городке есть электричество, неподалёку находится аэропорт (точнее, вертолетная станция), однако большинство туристов не могут им пользоваться из-за протестов местных жителей. Для массового туризма используется аэропорт города Лукла, от которого до Намче-Базара туристы должны осуществить суточный переход (в случае очень быстрой ходьбы достаточно шести часов). Обслуживание туристов на этом участке обеспечивает работу и доход местным жителям.

В Намче-Базаре находятся также официальные учреждения, полицейский контроль, почта и банк. Вверху расположены казармы непальской армии. На территории города есть отели, в которых оборудованы специальные комнаты, помогающие людям адаптироваться к разреженному горному воздуху.

  • Самые высокогорные города мира - Эль-Альто, Боливия

© Danielle Pereira, flickr.com

Несмотря на расположение в 4150 метров над уровнем моря, город Эль-Альто занимает второе место по числу жителей в Боливии - 1 миллион 700 тысяч человек.

Данный городок был основан при постройке железной дороги, соединяющей Ла-Пас и озеро Титикака. Эль-Альто относится к числу наиболее быстрорастущих городов в мире. В 1992 году здесь проживало 424 тысячи человек, в 2001 - 647 тысяч человек, в 2010 - уже 992 тысячи, в 2011 число горожан Эль-Альто превысило 1 миллион.

В регионе вокруг Эль-Альто расположены многочисленные промышленные предприятия; здесь также находится один из самых высокогорных аэропортов мира - La Paz.

  • Самые высокогорные города мира - Потоси, Боливия

Потоси, Боливия © instagram.com/aglobefortwo/

Еще один высокогорный город в Боливии расположился на высоте 4 090 метров над уровнем моря. Этот город в свое время был построен, как горнодобывающее поселение и был самым популярным и самым богатым городом в мире. А все потому что здесь добывали серебро. По состоянию на сегодняшний день запасы серебра иссякли, но данная промышленность до сих пор функционирует.

  • Самые высокогорные города мира - Хульяка, Перу

Хульяка, Перу © instagram.com/peru/

Этот город интересен не только своим местоположением, но и названием. Его можно включать в рейтинг городов со смешными названиями. Расположен город на высоте 3 825 метров над уровнем моря в регионе Пуно, в 45 километрах от знаменитого озера Титикака. Также город является важным транспортным узлом региона.

Любому туристу, путешествующему по новым странам, станет интересно, как же существуют города, расположенные ниже уровня моря, и почему не обязательно брать с собой резиновые сапоги, чтобы остаться с сухими ногами.

Заниженные участки или так называемые впадины образуются на границах тектонических плит. Формирование впадин происходит, когда плиты сходятся или расходятся. Большая часть таких участков расположена в северном полушарии. А вот жара и испарение как раз препятствуют заполнению впадин водой.

Первой страной, о которой вспоминают многие, становятся Нидерланды . Прилетая в аэропорт Схипхол, расположенный ниже уровня моря на 4,5 метра, становится жутко интересно, как же голландцам удается удержать такое неспокойное море. Самой низкой сухой точкой Европы является город Роттердам , расположенный на 7 метров ниже уровня моря. Далее следует город Ньивекерк, находящийся на 6,74 метра ниже уровня моря, за ним Амстердам, построенный на сваях. Все еще не знаете,

Если отправиться в США в штат Луизиану, обязательно стоит посетить Новый Орлеан , расположенный на 4 метра ниже уровня моря. Многие помнят 2005 год и нашествие урагана «Катрина», унесшего жизни тысяч людей, оставившего без крова семьи, разрушившего все на своем пути.

Отправляясь в Израиль и посещая Мертвое море , не забудьте, что оно расположено ниже уровня моря на 422 метра. В это сложно поверить, но так и есть. Но раз уже мы начали говорить о городах, то сразу вспомним о небольшом поселении на юге Израиля под названием Неве-Зоар . Проездом здесь бывает мало туристов, за исключением тех, кто едет сюда целенаправленно, не так много шикарных отелей, однако именно тут можно найти массу исторических ценностей, например римско-византийские укрепления, развалины времен Иудейских царей, а также уходы в пещеры, где располагаются захоронения византийского периода. Не все знают, что Неве-Зоар – одно из самых низких поселений, расположенное еще ниже, чем берега Мертвого моря. Коренные жители представлены 30 семьями.

А вот в Республике Джибути (Восточная Африка) есть озеро Ассаль , расположенное а 155 ниже уровня моря. Концентрация соли в воде достигает 34.8%, что еще больше, чем в Мертвом море. Главным промыслом здесь, конечно, является добыча соли, которую везут в Судан.

Самым низким городом является Иерихон , расположенный на территории частично признанного государства Палестина. Это один из древнейших городов, о котором упоминалось в Библии. Город известен не только как древнейший с первыми следами людей здесь, но и самым низким, расположенным на высоте -275 метров. Отправиться на экскурсию в Иерихон можно вместе с группой туристов, при этом желательно, чтобы гид согласовал все с министерством туризма, ведь, как известно, ситуация в Палестине на границе с Израилем нестабильна. На случай, если не знаете, где остановиться, к вашим услугам.

А теперь отправимся на Апшеронский полуостров , где высота равнины составляет -26 метра ниже уровня моря. Здесь происходит добыча нефти и газа, а кроме того это место уникально своими историческими памятниками, например, Нардаранской крепостью, построенной в XIV веке, круглым замком XI века и храмом огня, который возвели в XVII-XVIII веках. А сам Баку – столица Азербайджанской Республики, расположен на два метра ниже равнины и тут без преувеличений есть чем заняться не только туристу, но и путешественнику, желающему провести здесь несколько дней.

Отправляетесь в путешествие и хотите забронировать жилье со скидкой?