Тест егэ наука и образование. Наука. Основные особенности научного мышления. А наука ли обществознание

Приветствую всех читателей блога!

В этом посте мы раскроем очередную тему — «Наука». Чтобы не пропустить другие посты по обществознанию, крайне рекомендую оформить подписку на новые статьи и добавить данный сайт в закладки!

Итак, что же такое наука? Наука — форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины.

Основная задача науки это выявление объективных законов действительности, а её непосредственная цель — объективная истина.

Науки делятся на:

1) Естественные — изучают мир природы;

2) Технические — изучают мир техники;

3) Гуманитарные — изучают мир человека;

4) Социальные — изучают мир общества;

Наука понимается как: форма деятельности, система знаний и социальный институт . Разберем каждую из этих форм по отдельности.

1. Наука как форма деятельности направлена на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.

2. Наука как система знаний выступает как совокупность знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности.

3. А, наука как социальный институт представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Наука как социальный институт определяет определенные функции.

Функции науки:

1) Культурно-мировоззренческая — поскольку наука создает определенные ценности и нормы. Она выполняет функцию передачи знаний из поколения в поколение;

2) Выступает как производительная сила, потому что знания полученные наукой позже применяются в производстве;

3) Функция социальной силы, например научно техническая революция XX века изменила множество сторон общественной жизни;

Таким образом мы можем видеть что наука играет огромную роль в жизни общества и требует применения таких признаков как объективность, внутренняя системность, доказательность и достоверность выводов.

Вот такой небольшой и крайне содержательный пост получился. Рекомендую изучать его с каким-нибудь учебником по обществознанию и тематическим тестом ЕГЭ по теме «Наука». Кстати скоро на моем сайте будут запущены онлайн-консультации по истории и обществу, страница в группе ВК с практическим прорешиванием тестов и многое другое, так что оформи подписку на новые статьи и добавь данный сайт в закладки! До встречи в следующих постах!

© Иван Некрасов 2014

Лучшей благодарностью за этот пост - ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно:) Также, если что думаете по поводу поста - пишите в комментариях.

Тест в формате ЕГЭ по теме: «Наука. Научное познание. Образование».

Задания на классификацию путем установления соответствия (задание 5)

1. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала

Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство

B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы

Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей

Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара

Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата

ФУНКЦИИ НАУКИ

1) производственная

2) прогностическая

2. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

3. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

4. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

5. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6. Установите соответствие между характеристиками и функциями наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

7. Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления

Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования

Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования

Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей

УРОВЕНЬ ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

1) дошкольное образование

2) среднее общее образование

3) начальное общее образование

8. Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

10. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задания на выбор позиций из списка (задание 6,7)

11. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества

12. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обоснование

2) экспериментальная проверка

4) использование специальных понятий

5) сложность усвоения

13. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)

1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.

2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.

3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.

4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.

5) Все более очевидной становится ее социальная функция.

6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.

14. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?

1) версия опровергала положения, принятые в науке

2) выводы членов клуба не имели логических обоснований

3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения

4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств

5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба

6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума

15. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости

2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

3) сбор статистических данных путём анкетирования

4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

5) описание случаев социальной дифференциации населения

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

16.Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Её открытие произошло на основе наблюдений.

2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

3) Для её описания использован метод теоретического объяснения.

4) Она изложена специальным языком математики.

5) Она сложна для самостоятельного изучения.

6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.

17. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разработал модель экосистемы

2) проводил наблюдения в полевых условиях

3) изучил литературу по проблеме исследования

4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов

5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение

6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе

18. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию

6) компьютеризация образовательного процесса

19. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулярно посещает библиотеку

2) руководит комиссией по аттестации сотрудников института

3) анализирует публикации по проблемам развития биологии

4) ведет эксперимент в области молекулярной биологии

5) состоит членом профсоюзной организации института

6) выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме ученых

20. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

1) опора на данные наблюдений

2) экспериментальное подтверждение выводов

3) учет накопленного опыта

4) использование форм рационального познания

5) разработка обоснованных теорий

6) применение строго определенных понятий

21. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей - различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мировоззренческая 2) социальная 3) познавательная

4) производительной силы 5) прогностическая 6) гносеологическая

22. Учёные разгадали тайны многих болезней, установив, что инфекционные заболевания вызываются различными вирусами и болезнетворными бактериями. Это позволило разработать действенные лекарственные препараты и предотвращать массовые эпидемии многих заболеваний. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мировоззренческая 2) познавательная 3) социальная

4) производственная 5) прогностическая 6) образовательная

23. Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.

2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.

3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.

4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.

5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.

6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.

24. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выбрал учебные пособия для подготовки.

2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.

4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.

5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.

6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.


Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на получение знаний о человеке, обществе и окружающем мире с помощью научных исследований. Объект науки – совокупность явлений, которые изучает наука. Предмет науки – это то, что интересует науку в конкретном объекте изучения.

Зачатки научной мысли можно встретить в истории древних цивилизаций, однако родиной науки принято считать Древнюю Грецию. В средние века наука развивалась очень медленно, так как зависела от религии. В XVII в. началась научная революция, во время которой произошло становление классической науки. Открытия Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея заложили основу механистической картины мира. С Ньютона начинает отсчет современная наука (ядерная физика, молекулярная биология).

В зависимости от объекта науки выделяют три основных раздела: естественные науки (физика, химия и др.); социальные науки (общественные науки): философские науки (философия). Также выделяют дополнительные разделы науки, которые находятся на стыке главных разделов, но не входят в них: технические науки, математика, психология, биология, правовые науки.

Функции науки: познание окружающего мира и человека, объяснение законов развития и устройства, формирование мировоззрения, прогнозирование развития и последствий явлений и процессов.

Методы науки – совокупность приемов исследования, применяемых в науке. В зависимости от разделов в науке применяют разные методы:

1) общенаучные методы применяют на отдельных стадиях научного познания, с их помощью определяют подход к изучению объектов в целом: наблюдение, анализ (разложение), синтез (объединение), дедукция (выведение), индукция (обобщение), историзм (хронология), функциональный метод (определение функций);

2) системно-логические методы охватывают все отрасли научного познания и используются всеми науками:

материализм использует теоретический метод познания и опирается на дедукцию и законы диалектики (нельзя ничего считать истинным, пока оно не станет ясным и простым; в изучении чего-либо начинать движение следует от простого к сложному; каждую проблему необходимо расчленять на частные задачи). Главный источник знаний в материализме – теория (мысли и понятия);

идеализм опирается на индуктивный метод (обобщение единичных фактов в общие положения). Главный источник знаний в идеализме – наблюдение, сравнение и эксперимент;

3) частно-научные методы используются конкретными науками исходя из их потребностей: социологический, сравнительный, статистический, моделирование (создание образа), эксперимент (опыт).

Виды экспериментов: исследовательский (исследование, поиск информации о новых явлениях, процессах и свойствах окружающего мира); аналитический (анализ гипотезы, проверка истинности с помощью сравнения с другими гипотезами или теориями).

Человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Наука появилась тогда, когда появилась письменность. Когда пять тысяч лет назад какой-нибудь древний шумер выбил на камне пиктограммы, где запечатлел, как его вождь напал на племя древних евреев, и сколько коров он увел, - зародилась история.

Потом он выбивал все больше полезных фактов о домашнем скоте, о звездах и луне, об устройстве телеги и шалаша; и появлялись новорожденные биология, астрономия, физика и архитектура, медицина и математика.

В современном виде науки стали различать после XVII века. До этого, как только их не называли - ремесло, писание, бытие, житие и прочие околонаучные термины. Да и сами науки больше представляли из себя разные виды техник и технологий. Главным двигателем развития науки являются научные и промышленные революции . Например, изобретение парового двигателя дало мощный толчок развитию наук в XVIII веке и вызвал первую научно-техническую революцию .

Классификация наук.

Попыток классифицировать науки было множество. Аристотель если не первым, то одним из первых, разделил науки на теоретические знания, практические знания и творческие. Современная классификация наук также делит их на три вида:

  1. Естественные науки , то есть науки о природных явлениях, объектах и процессах (биология, география, астрономия, физика, химия, математика, геология и т.д.). По большей части естественные науки отвечают за накопление опыта и знаний о природе и человеке. Ученых, занимавшихся сбором первичных данных, называли естествоиспытателями .
  2. Технические науки - науки, ответственные за развитие техники и технологий, а также за применение на практике знаний, накопленных естественными науками (агрономия, информатика, архитектура, механика, электротехника).
  3. Общественные и гуманитарные науки - науки о человеке, обществе (психология, филология, социология, политология, история, культурология, лингвистика, а также обществознание и др.).

Функции науки.

Исследователи выделяют четыре социальных функции науки :

  1. Познавательная . Заключается в познании мира, его законов и явлений.
  2. Образовательная . Заключается не только в обучении , но и в социальной мотивации, выработке ценностей.
  3. Культурная . Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры .
  4. Практическая . Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.

Говоря о науке, стоит еще упомянуть такой термин как «псевдонаука» (или «лженаука»).

Псевдонаука - это вид деятельности, изображающий научную деятельность, но ею не являющийся. Псевдонаука может возникнуть как:

  • борьба с официальной наукой (уфология);
  • заблуждения из-за недостатка научных знаний (графология, например. И да: это все-таки не наука!);
  • элемент творчества (юмор). (См. передачу Discovery «Мозголомы»).

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Наука рассматривается с трех точек зрения:

Как особая система, совокупность знаний о природе, обществе, человеке;

Как особый вид деятельности, система научных исследований, направленных на получение новых знаний;

Как система специфических организаций и учреждений.

Для всякого научного познания важно, что исследуется, и то, как оно исследуется. Вопрос, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос, как исследуется, какими приемами - метод исследования. По своему предмету науки делятся:

Естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования;

Общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, в том числе социально-экономические, а также самого человека как существа социального (гуманитарные науки).

Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных методов является эксперимент, а в общественных науках - абстрактное обобщение, статистика.

В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов; и уровень теоретический, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженный в соответствующих теориях, законах и принципах.

Специфика научного познания:

Это целенаправленное познание, которое решает вполне определенные задачи;

Оно характеризуется определенными формами и методами познания, ему соответствует точность, строгая определенность;

Цель научного познания - получение новых, более глубоких знаний.

Развитие науки - важнейший фактор обновления всех сфер жизнедеятельности человека: и материального производства, и социально-экономических отношений, и духовной жизни.

Функции науки: -культурно-мировоззренческая; -непосредственная производительная сила общества; -катализатор процесса непрерывного совершенствования производства;

Социальная сила, непосредственно включена в процессы социального развития и управления ими.

По своей направленности научные исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные науки познают законы, управляющие взаимодействия природы, общества, мышления. Цель прикладных наук - применять результаты фундаментальных исследований для решения не только познавательных, но и практических проблем. На стыке прикладных, фундаментальных наук и практики находится особая область изысканий - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Научная деятельность предполагает свободу творчества ученого. Система этических ценностей науки: -общечеловеческие требования и запреты;

Этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины; -свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации. Это процесс осуществляется двумя путями: -в ходе стихийного влияния на человека окружающей действительности;

В результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе формирования личности через систему образования и воспитания, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям. Поскольку общество неоднородно, каждый класс, социальная группа, нация имеет свое представление о содержании образования. Поэтому государство берет на себя функцию регулирования системы образования, отвечающей уровню цивилизации. В век НТР, компьютеризации обществу нужны высокообразованные, уверенные в себе специалисты, способные принимать ответственные решения, знакомые с основами современной техники и технологии, экономики, психологии, социологии. В ряде развитых стран, чтобы сформировать таких людей, предпочитают индивидуальный подход к ученику с учетом личных качеств каждого ребенка, подростка. Такая система образования и воспитания требует достаточного количества учителей.

Определенный уровень образования есть непременное свойство каждого человека. На образование требуется большие затраты, отсутствие средств приводит к снижению качества образования.

В истории общества изменялись место и роль образования. Из элемента повседневной жизни человека оно превратилось в сферу самостоятельной научно-образовательной деятельности общества. Существует внутреннее противоречие между содержанием образования (чему учить) и методами и формами (как учить). Отставание школы от современных требований поставило многие страны перед необходимостью школьных реформ.

Реформа происходит в настоящее время и в российской системе среднего и высшего образования. Среди многих проблем можно выделить следующие: гуманизацию, гуманитаризацию и интернационализацию образования.

Гуманизация предполагает большое внимание общества к личности, ее психологии, интересам, запросам, потребностям, правам и обязанностям. Гуманизация предполагает приоритет человеческих ценностей, главная из которых - сам человек. В области образования гуманизация проявляется в возможности индивида выбрать образовательный путь в соответствии с запросами и возможностями индивида.

Гуманитаризация означает усиление внимания по всему спектру общественных, гуманитарных наук, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека: экономической теории, истории, социологии, политологии, литературе, праву, искусству.

В России в настоящее время проходит реформирование образования в направлении введения многоуровневой структуры, целью которой является расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, в повышении общекультурной, научной и общепрофессиональной подготовки специалистов с учетом современных потребностей экономики и рынка труда.

Введение многоуровневой системы образования в России позволит осуществить его интернационализацию - создание единой системы образования для разных стран.

В современном мире образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее развитие человечества.

Задания к тексту

1. Наука - это:

1). Совокупность знаний об окружающем мире.

2). Система исследований для получения новых знаний.

3). Специфические организации и учреждения.

4). Все вышеперечисленное.

2. Верны ли суждения? Под наукой понимают: А. Систему знаний.

Б. Производство знаний. Варианты ответов:

    Верно только А. 3) Верно А и Б.

    Верно только Б. 4) Оба неверны.

3. Науки, изучающие законы природы, называются:

    Физическими. 3) Математическими.

    Гуманитарными. 4) Естественно-техническими.

4. Законы развития общества изучают науки:

    Философские. 3) Гуманитарные.

    Экономические. 4) Исторические.

5. Главным методом естественных наук является:

    Эксперимент. 3) Статистический метод.

    Абстрагирование. 4) Описательный метод.

6. Образование предполагает:

1). Получение знаний об окружающем мире, обществе, человеке.

2). Создание новых знаний.

3). Усвоение этических норм и ценностей.

4). Изучение чужого опыта.

7. Человек получает образование в результате:

    Адаптации. 3) Взросления.

    Социализации. 4) Старения.

8. Система образования регулируется:

    Государством. 3) Социальной группой.

    Обществом. 4) Отдельными людьми.

9. Индивидуальный подход к ребенку предполагает: 1). Изучение большого количества предметов.

2). Сокращения объема изучаемых дисциплин. 3). Наличие большого количества учителей. 4). Усиления влияния церкви на школу.

10. Гуманизация образования - это:

1). Отказ от выставления низких отметок.

2). Свободное посещение занятий в школах.

3). Большее внимание к индивидуальным особенностям личности.

4). Уменьшение учебной нагрузки.

    Какие проблемы стоят перед наукой и образованием в современной России (в дополнение к тексту или развитие уже перечисленных)?

    Согласен ли ты со следующими тезисами:

1). Наука доказывает лишь то, что общество сегодня стоит на тупиковом пути развития.

2). Формы проведения школьной реформы в современной России доказали, что нашему государству больше нужны послушные исполнители, чем высококвалифицированные специалисты, способные принимать ответственные решения (всеобщая лихорадка тестирования, ЕГЭ и т.д.).