Ямз 236 на какой маз. Планы на будущее

Двигатель ЯМЗ-236М выпускался Ярославским Моторным Заводом с 1985 г. Предназначен для установки на бортовые, армейские, пожарные автомобили, автокраны, самосвалы, бензовозы, автопогрузчики, топливозаправщики на базе шасси МАЗ-5337 , , , Урал-4320-10 , -557 и их модификации, а также на городские автобусы АМАЗ , МАРЗ и ж/д путевые машины.

Ранее с 1958 выпускался двигатель ЯМЗ-236.

Число цилиндров: 6
Диаметр цилиндра, мм: 130
Ход поршня, мм: 140
Рабочий объём цилиндров, л: 11,15
Номинальная мощность, кВт (л.с.): 132 (180)
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин -1: 2100
Максимальный крутящий момент, H·м (кгс·м): 667 (68)
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, не более, мин -1: 1600

Частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, мин -1:
минимальная: 550-650
максимальная, не более: 2275

Габаритные размеры, мм:
длина: 1020
длина со сцеплением и коробкой передач: 1841
ширина: 1041
высота: 1220

Масса незаправленного двигателя, кг:
без сцепления и коробки передач: 890
со сцеплением и коробкой передач: 1205

Способ смесеобразования: Непосредственный впрыск.

Топливоподающая аппаратура: Разделенная.

Топливный насос высокого давления: Шестиплунжерный.

Регулятор частоты вращения: Центробежный, всережимный.

Форсунки: Закрытые, с многодырчатым распылителем.

Турбокомпрессор: Нет.

Смазочная система: Смешанная под давлением и разбрызгиванием.

Масляные фильтры: Два: грубой очистки с фильтрующим элементом из металлической сетки; Тонкой очистки — центробежный с реактивным приводом.

Система охлаждения: Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости оборудована термостатическим устройством.

Пусковое устройство: Стартер 25.3708-01, постоянного тока, последовательного возбуждения с электромагнитным приводом. Номинальная мощность 8,1 кВт (11 л.с).

Генератор: Г-273В, трехфазный, синхронный, переменного тока с встроенным выпрямительнымблоком и регулятором напряжения. Номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 28 А.

Сцепление: ЯМЗ-236К. Двухдисковое сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением нажимных цилиндрических пружин.

Коробка передач: ЯМЗ-236К. Механическая трехходовая, пятиступенчатая.

Переключение передач: Дистанционное механическое управление.

Среди огромного разнообразия выпускавшейся и выпускаемой сегодня продукции Ярославского Моторного Завода особо выделяется семейство двигателей и силовых агрегатов 236/238. Если быть совсем точным, то именно двигатель ЯМЗ 236 открыл для этого предприятия новые горизонты в момент своего появления, а сегодня продолжает удерживать некоторые места на рынке, которые другими производителями из-за этого не могут быть заняты или хотя бы поделены…

Рождение легенды

Возможно, кому-то подобный подзаголовок покажется излишне претенциозным и в какой-то мере пафосным. Но именно он, по нашему субъективному мнению наиболее точно отражает ситуацию с данным изделием. А как по другому прикажете относиться к мотору, который появился пол века назад и продолжает производиться вследствие отсутствия альтернативы не только на просторах родины, но вообще в мировом автомобилестроении? Ведь если и есть что-то лучше, то оно обязательно дороже, а более-менее сравнимые в ценовом диапазоне моторы до 236-го не дотягивают:

  1. ни по техническим характеристикам;
  2. ни по простоте содержания и обслуживания;
  3. ни по надежности и ремонтопригодности.

В конце 1950-ых в Ярославле уже существовал шестицилиндровый двигатель, а именно – ЯАЗ-206. На момент начала производства это еще были достаточно новационные для нашей страны агрегаты, но данные двухтактники уже «изживали» себя за счет низких технических и экономических показателей. А вот производство автомобилей, и массовая «дизелизация» понимать этого не хотели, и Ярославскому КБ дали прозрачное до невозможности указание – сделать что-то более соответствующее духу времени.

В те времена указания правительства промышленность старалась выполнять максимально быстро, и уже через пару лет, в самом начале 1960-ых, началось серийное производство шестицилиндрового ЯМЗ-236 с четырехтактным рабочим циклом. Мощность базовой модели составляла 132 кВт (что соответствует 180 л. с.) при 2100 оборотах в минуту. На ее основе была создана не только линейка 6-стицилиндровиков, которая на сегодняшний день насчитывает порядка 15 модификаций, но и отдельная «ветка» еще более мощных, восьмицилиндровых моторов ЯМЗ-238. Плюс к этому ярославчане после серии экспериментов получили «спаренный» 236-ой – ЯМЗ-240 на 12 цилиндров.

В принципе, можно сказать, что практически все, что делал Ярославский моторный в дальнейшем, так или иначе основано на опыте, который они получили, развивая 236-е. Исключением могут считаться современные серии 534-ых и 536-ых ЯМЗ из семейства 530, так как это уже рядные (L-образные) моторы. Но вернемся к основной теме…

Применение и характеристики

Самым слабым представителем линейки является дефорсированная вариация базовой модели ЯМЗ-236Г. Это атмосферный дизель-мотор, мощностью «всего-то» 150 «лошадок». В данной категории самым «серьезным представителем» считается ЯМЗ-236А на 195 «лошадей». Помимо тяжелых автомобилей эта линейка с успехом использовалась и используется для оснащения дизелями малых (а как вспомогательная СУ то и больших) судов, в качестве приводов компрессорных станций, как силовые установки миниэлектростанций и дизель-генераторных систем. Специализированными вариациями могут выступить ЯМЗ-236Д (трактора) и ЯМЗ-236ДК (комбайны).



Когда пришло время подумать не только о повышении мощности, но и об Эко-стандартах, появился двигатель ЯМЗ 236 с турбонаддувом. В отличие от базовых, где стандарт выброса на уровне Евро-0, эти агрегаты уже соответствовали классу Евро-1, ведь турбирование это не просто добавление в конструкцию турбины для увеличения потока воздуха в камеру сгорания. Это целый комплекс переоснащения, иногда даже с существенным изменением изначальных конструктивных решений.

Результатом новаций стала группа силовых агрегатов, самый маломощный из которых (ЯМЗ-236НБ) мог похвастаться 165-ю «лошадками», а наиболее мощный всеми 250-ю. Между ними поместились еще несколько вариаций, предназначенных для установки на грузовики, автобусы, трактора и комбайны.

Нормы росли, а вместе с ними (или если хотите – под их влиянием) увеличивались отличия новых разработок от изначальных версий. Так 236-ой, отвечающий нормам Евро-2 получился после доработки турбированной серии, и помимо турбин имеет:

  • Установку охлаждения надувочного воздуха, которую монтируют сразу на шасси
  • Топливную систему с увеличенной энергией впрыска
  • Муфту включения вентилятора
  • Более производительный водяной насос в системе охлаждения

Кроме этого, тут пришлось немного модернизировать цилиндропоршневую группу и интегрировать в двигатель жидкостно-маслянный теплообменник. Со временем некоторые модернизации позволили получить и 236-ые с характеристиками Евро-3, но дальше дело пока не продвинулось. В основном так складывается из-за стандартных для семейства механических ТНВД (топливных насосов высокого давления), которые априори не дают снизить вредность выброса еще больше.

Несмотря на это, а также на запуск в серию 530-ого семейства, на ЯМЗ-236 покупатели находятся. Это и те, кто до сих пор эксплуатирует снятые с конвейера МАЗы 500-ой серии, а также автобусы ЛиАЗ-5256.30 и МАЗ-104.Х25, и те, кто ездит на модификациях, до сих пор производимых авто концернами. Среди последних можно отметить МАЗ-5551 и «слабосильную» версию МАЗ-5432, плюс одну из двух выпускаемых вариаций Урал-4320.

В любом случае всем им нужны запчасти, и если вы один из таких владельцев, то интернет-магазин нашего торгового дома «СпецМаш» к вашим услугам. Здесь вы всегда можете найти и заказать качественные (официально проверенные и сертифицированные) комплектующие к силовым агрегатам (то есть, еще и к КПП и сцеплению) семейства 236.

Цены адекватные, оптовикам скидки. Работаем по безналу и с наличными, предоставляем отсрочки. Организовываем доставку по Москве и области, а также в другие регионы страны. Заявки принимаются по телефону и «электронке», можно воспользоваться формой на сайте.

Дизельные двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 Ярославского моторного завода, хоть и уступают импортным аналогам дизельных двигателей жидкостного охдаждения по некоторым технико-потребительским характеристикам, но могут быть рассмотрены в качестве альтернативы современным, надёжным и экономичным дизельным двигателям LOMBARDINI итальянского производителя и дизельным двигателям Perkins английского производства. На сегодняшний день продукцию моторного завода ЯМЗ можно сравнить с китайскими дизельными двигателями Kipor . Но в отношении цена/качество по данной продукции существуют разные мнения.

Технические характеристики дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Тип двигателя Дизельный двигатель размерности DxS=130x140 мм, 4х-тактный, с V-образным расположением цилиндров, шести- и восьмицилиндровый, с турбонаддувом и без него, с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением
Число цилиндров: 6/8
Расположение цилиндров: двухрядное под углом 90 грд.
Диаметр х Ход поршня, мм 130 х 140
Рабочий обьём цилиндров, мм 11.15/14.86
Степень сжатия: 16.5
Номинальное число оборотов, об./мин. 2100
Максимальный крутящий моммент, кГм 67-90/80
Число оборотов при макс. крут. моменте в минуту, не более 1500
Минимальный удельный расход, г/л.с.ч. 175
Число оборотов холостого хода, об./мин. 450-550(мин.) / 2225-2275(макс.)
Направление вращения кол. вала(вид со стороны вентилятора): правое (по часовой стрелке)
Способ смесеобразования: непосредственный впрыск топлива
Камера сгорания: однополостная в поршне
Фазы газораспределения:
впускной клапан: открытие - 20грд./закрытие - 56грд.
выпукной клапан: открытие - 56 грд./ закрытие - 20 грд.
Число клапанов на цилиндр: впускных-1/выпускных-1
Диаметр тарелки клапана, мм впускного-61.5 / выпускного-48
Привод распределительного вала: шестерёнчатый
Топливоподающая арматура: топливный насос высокого давления и форсунки
Регулятор числа оборотов: механический, всережимный
Топливные фильтры: 1) грубой очистки(50-70 мкм), 2) тонкой очистки(4-5 мкм)
Воздушный фильтр: с масляной ванной и контактным элементом
Масло для смазки двигателя: дизельное со специальными вкладками
Система охлаждения: жидкостная с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости
Водяной насос: центробежного типа
Вентилятор: осевой, с шестирёнчатым приводом
Пусковое устройство: электрический стартер(24 В)
Генератор: постоянного тока, марки Г-105Б (не экранированный) или Г-107Б (экранированный); мощность 500 Вт; номинальное напряжение 24 вольт

Материалы и конструктивное исполнение двигателя ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 дизельного:

  • Материал блока цилиндров- чугун серый, специальный.
  • Гильзы цилиндров- мокрые, отлиты из специального чугуна.
  • Головки цилиндров- две, по одной на каждый ряд цилиндров, отлиты из серого специального чугуна.
  • Коленчатый вал- стальной кованый, с противовесами. Поверхности коренных и шатунных шеек закалены с нагревом токами высокой частоты. Число опор коленчатого вала: 4-5.
  • Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала- скольжения, вкладыши сменные стальные с антифрикционным слоем из свинцовой бронзы.
  • Материал поршня- алюминиевый сплав.
  • Число поршневых колец на поршне:
  • 1) компрессионных- 3;
  • 2) маслосъемных- 2.
  • Поршневые пальцы- плавающего типа; осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами.
  • Шатуны- стальные кованые с косым разъемом нижней головки.
  • Маховик- чугунный со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером.
  • Оттяжные рычаги- стальные штампованные (4 штуки), установлены на игольчатых подшипниках.
  • Передаточное отношение рычагов 1: 5,4.
  • Нажимные пружины- витые из стальной проволоки, цилиндрические (28 штук).
  • Средний ведущий диск- литой из чугуна, связан с маховиком шипами.
  • Ведомый диск- штампованный из листовой стали. Фрикционные накладки приклепаны по обе стороны ведомого диска. У сцепления ЯМЗ-236 ведомый диск снабжен демпферным устройством.
  • Нажимной подшипник- шариковый упорный, с постоянной смазкой.
  • Муфта выключения сцепления- литая из чугуна; смазывается через пресс-масленку и гибкий
  • шланг.
  • Картер сцепления- литой из чугуна; крепится болтами с одной стороны к картеру маховика, с другой - к картеру коробки передач.
  • Габаритные размеры двигателя (мм):
  • длина без коробки передач и сцепления: 1020-1222;
  • длина с коробкой передач и сцеплением: 1796-2069;
  • ширина: 1006;
  • высота: 1195.
  • Вес незаправленного двигателя (сухой вес) в кг:
  • без вспомогательного оборудования: 820-1010;
  • с комплектом вспомогательного оборудования: 880-1070;
  • с комплектом вспомогательного оборудования, сцеплением и коробкой передач: 1170-1385;
  • Заправочные емкости (литры):
  • система смазки двигателя (без масляного радиатора): 24-32;
  • система охлаждения (без радиатора): 17-20;
  • воздушный фильтр: 1,6-1,4;
  • топливный насос: 0,15-0,2;
  • регулятор: 0,15-0,15;
  • коробка передач: 5,5;
  • механизм дистанционного управления коробки передач: 0,16.
  • сравнимы с китайскими дизельными двигателями Kipor

Двигатели ЯМЗ-236НЕ2, его модификации и комплектации по выбросам вредных веществ соответствуют Правилам ЕЭК ООН №49-02В; №24-03 — Евро-2, Правилам №96-01. Двигатели данного семейства предназначены для установки на транспортные средства повышенной проходимости, автомобили «Урал», МАЗ, ЗИЛ, автобусы.

Основные характеристики

Тип двигателя: дизель, размерности D×S=130×140 мм, рабочим объемом 11,15 л, 6-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров, четырехтактный с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле.


Технические характеристики

Модель ЯМЗ-236НЕ2-1 ЯМЗ-236НЕ2-3 ЯМЗ-236НЕ2-5 ЯМЗ-236НЕ2-6 ЯМЗ-236НЕ2-7
V6
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Рабочий объем цилиндров, л 11,15
Степень сжатия 17,5
Мощность, кВт (л.с.) 169 (230)
Частота вращения, об/мин 2100
882 (90)
1100-1300
197 (145)
Сцепление ЯМЗ-182
КПП ЯМЗ-236П4 ЯМЗ-236УЗ ЯМЗ-236П4 ЯМЗ-236Л1 ЯМЗ-236П4
Габариты, мм 1840×1045×1070 1885×985×1294 1840×1045×1070 1810×1045×1080 1840×1045×1070
Масса, кг 1280 1280 1275 1280 1275
ТНВД 133.5 324.5-10.01 133.5 324.5-10
Генератор, модель 1322.3771 1322.3771
Применяемость Автомобили, шасси МАЗ-533602, МАЗ-533702; седельные тягачи МАЗ-543202, МАЗ-543302; самосвалы МАЗ-555102, МАЗ-555140, МАЗ-555402 и их модификации Автомобили, шасси Урал-43206-41, Урал-4320-41; самосвал Урал-5557-40; седельный тягач Урал-44202-41; вахтовые автобусы Урал-3255-41, Урал-32552-41 и их модификации Автомобили МАЗ Автобусы ЛАЗ-52523, ЛАЗ-4207, ЛАЗ-5207 Автомобили МАЗ
Модель ЯМЗ-236НЕ2-8 ЯМЗ-236НЕ2-9 ЯМЗ-236НЕ2-10 ЯМЗ-236НЕ2-12 ЯМЗ-236НЕ2-14
Число и расположение цилиндров V6
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Рабочий объем цилиндров, л 11,15
Степень сжатия 17,5
Мощность, кВт (л.с.) 169 (230)
Частота вращения, об/мин 2100
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 882 (90)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1100-1300
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 197 (145)
Сцепление ЯМЗ-182
КПП ЯМЗ-236Л1 ЯМЗ-236П4
Габариты, мм 1810×1045×1080 2035×1045×1165 1810×1045×1080 1840×1045×1070
Масса, кг 1280 1350 1280
ТНВД 133.5 324.5-10 133.5
Генератор, модель 6582.3701-03 или 3112.3771 1322.3771
Применяемость Автобус «Волжанин-5270» Автомобили ЗИЛ-541730, ЗИЛ-54432, ЗИЛ-544332; ЗИЛ-6309 Автобусы МАЗ-104, МАЗ-104С Автобус ЛиАЗ-5256 Автомобили МАЗ-533602, МАЗ-533702, МАЗ-543202, МАЗ-543302, МАЗ-555102, МАЗ-555402 и их модификации
Модель ЯМЗ-236НЕ2-15 ЯМЗ-236НЕ2-16 ЯМЗ-236НЕ2-18 ЯМЗ-236НЕ2-22 ЯМЗ-236НЕ2-23
Число и расположение цилиндров V6
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Рабочий объем цилиндров, л 11,15
Степень сжатия 17,5
Мощность, кВт (л.с.) 169 (230)
Частота вращения, об/мин 2100
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 882 (90)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1100-1300
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 197 (145)
Сцепление ЯМЗ-182 ЯМЗ-182
КПП ЯМЗ-236Л1 ЯМЗ-336-01
Габариты, мм 990×1045×1080 1810×1045×1080 990×1045×1080 1815×985×1294
Масса, кг 985 1265 985 1280
ТНВД 324.5-10 133.5 324.5-10 324.5-10.01
Генератор, модель 6582.3701-03 или 3112.3771 6582.3701-03 или 3112.3771 1322.3771
Применяемость Автобус ЛиАЗ-5256 Автобусы «Неман-5201», «Неман-52012» (РУП «Опытный завод "Неман», Лида) Автобус «Волжанин-5270» Автобусы МАЗ-104, МАЗ-104С Автомобиль «Урал-43206»
Модель ЯМЗ-236НЕ2-24 ЯМЗ-236НЕ2-28 ЯМЗ-236НЕ2-30 ЯМЗ-236НЕ2-33 ЯМЗ-236НЕ2-36
Число и расположение цилиндров V6
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Рабочий объем цилиндров, л 11,15
Степень сжатия 17,5
Мощность, кВт (л.с.) 169 (230)
Частота вращения, об/мин 2100
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 882 (90)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1100-1300
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 197 (145)
Сцепление ЯМЗ-182-15 ЯМЗ-182-10 ЯМЗ-182-15 ЯМЗ-182-15 ЯМЗ-182-10
КПП ЯМЗ-2361-56 ЯМЗ-2361-81 ЯМЗ-2361-06 ЯМЗ-2361-87 ЯМЗ-2361-04
Габариты, мм 1885×985×1294 1810×1045×1080 1840×1045×1070 1810×1045×1080 1840×1045×1070
Масса, кг 1280 1275 1280
ТНВД 324.5-10.01 324.5-10 133.5-20
Генератор, модель 9422.3701-03
Применяемость Автомобили «Урал»: бортовые, шасси «Урал-4320-40, -4320-41, -43203-41, -43206-41», «Урал-4320-1912», «Урал-5557-40, -5557-1112, -55571-40», седельный тягач «Урал-44202-41», вахтовые автобусы «Урал-3255-41, -325512-41, -32552-41, -32552-47» и их модификации Автобус ЛиАЗ-5256 — в запчасти Автомобили МАЗ: бортовые, шасси МАЗ-533602, -533702, самосвалы МАЗ-555102, -555402, сед. тягачи МАЗ-543202, -543302 и их модификации Автобус «Волжанин-5270» Автомобили МАЗ: бортовые, шасси МАЗ-533602, МАЗ-533702, -543202, -543302, -555102, -555402 и их модификации — в запчасти
Модель ЯМЗ-236НЕ2-37 ЯМЗ-236НЕ2-38
Число и расположение цилиндров V6
Диаметр цилиндра, мм 130
Ход поршня, мм 140
Рабочий объем цилиндров, л 11,15
Степень сжатия 17,5
Мощность, кВт (л.с.) 169 (230)
Частота вращения, об/мин 2100
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) 882 (90)
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин 1100-1300
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) 197 (145)
Сцепление ЯМЗ-182-15 ЯМЗ-182-10
КПП ЯМЗ-2361-87 ЯМЗ-2361-01
Габариты, м 1810/1045/1080 1840/1045/1070
Масса, кг 1265 1275
ТНВД 324.5-10 133.5-20
Генератор, модель 6582.3701-03 или 3112.3771
Применяемость Автобусы «Неман-5201, -52012» (ПРУП 03 «Неман») — в запчасти Шасси МАЗ-533702-240, -270, -280

Ярославский моторный завод (ЯМЗ) принадлежит к лидерам производства силовых агрегатов для разных видов транспорта. Дизельные двигатели (бензиновых аналогов просто нет!) этого производителя устанавливаются на более трех сотен машин и различных силовых установок для промышленных надобностей.

У моторов ЯМЗ разный расход топлива на 100 км. Эти показатели зависят не только от модели двигателя, но и от модификации транспорта, на которые он установлен, веса автомобиля и других его параметров. Поэтому с одним и тем же двигателем расход горючего у грузовиков МАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Урал и автобусов будет существенно отличаться. В технических характеристиках моторов ЯМЗ потребление топлива указывается в самом минимальном количестве и в единицах измерения г/кВт·ч (г/л.с.·ч), которые не являются литрами!

Расход топлива ЯМЗ-236

Одна из самых распространенных линеек дизельных моторов советского периода — ЯМЗ-236, их производство стартовало еще в 60-х годах прошлого века. Модели этого вида, которые выпускались в атмосферной (базовый вариант) и турбированной модификациях, заслужили репутацию самых безупречных и надежных двигателей отечественного производства. Моторами ЯМЗ-236 комплектовали грузовые автомобили и самосвалы: МАЗ, ЗИЛ, Урал, а также автобусы ЛАЗ и ЛиАЗ.

Двигатель Расход (город) Расход (трасса) Вид топлива
236М2 180 л.с. 214 (157) Дизель
236А 195 л.с. 214 (157)
236БЕ2 250 л.с. 197 (145)
236НЕ2 230 л.с. 197 (145)

Расход топлива ЯМЗ-238

Дизельные силовые агрегаты ЯМЗ-238, которые на Ярославском моторном заводе изготавливают с 1965 года, несмотря на свою устаревшую конструкцию и средние технические характеристики, до сих пор пользуются популярностью. Эти моторы зарекомендовали себя надежностью и высокой ремонтопригодностью. В наши дни двигатель ЯМЗ-238 прошел модернизацию и отвечает нормам Евро-2 и Евро-3. Чаще всего такие дизельные установки можно увидеть на грузовых автомобилях МАЗ (особенно на моделях МАЗ 5336), КрАЗ и Урал. Покупатели могут выбирать между обычным «атмосферным» вариантом и двигателем в турбированной версии.


ЯМЗ-7511

Силовой агрегат ЯМЗ-7511 стал достойным преемником версии ЯМЗ-238, получив несколько улучшенных характеристик в сравнении со своим предшественником. У моторов, к производству которых в Ярославле приступили в 1996 году, существенно выросла мощность (в диапазоне от 360 до 400 «лошадок»), а еще они получили эффективный топливный насос высокого давления. Такими установками комплектуют грузовые автомобили МАЗ, КрАЗ и Урал. Чаще всего на таких грузовиках можно встретить модификации 7511.10, 7511.10-06, 7511.10-12, 7511.10-16, 7511.10-36.

Двигатель Расход (город) Расход (трасса) Мин. уд. расход, г/кВт.ч (г/л.с.ч) Вид топлива
7511.10 400 л.с. 195 (143) Дизель
7511.10-06 400 л.с. 195 (143)
7511.10-12 400 л.с. 195 (143)
7511.10-16 400 л.с. 195 (143)
7511.10-35 400 л.с. 195 (143)


ЯМЗ-240

Силовые агрегаты ЯМЗ-240 являются гордостью отечественного моторостроения. Их используют для автомобильной и строительной техники, но чаще всего такие двигатели можно увидеть на карьерных самосвалах БелАЗ различной модификации и грузоподъемностью от 30 до 52 тонн. Дизельные моторы этого ряда выпускают с 1988 года, и к настоящему времени они имеют три основных модификации – ЯМЗ-240М2, ЯМЗ-240 НМ2 и ЯМЗ-240 ПМ2.


ЯМЗ-536

К производству дизельного мотора ЯМЗ-36, отвечающего стандартам Евро-4 и Евро-5, в Ярославле приступили в 2010 году. С 2012 различные варианты этого силового агрегата можно увидеть на грузовиках МАЗ, Урал, КрАЗ, ГАЗ, автобусах ЛиАЗ и ПАЗ. Ведутся разговоры о том, что с 2018 года моторы ЯМЗ-536 будут устанавливаться на грузовиках КАМАЗ, предназначенных для Министерства обороны РФ.

Двигатель Расход (город) Расход (трасса) Мин. уд. расход, г/кВт.ч (г/л.с.ч) Вид топлива
536 312 л.с. 194.5 (143) Дизель
536.10 312 л.с. 194.5 (143)
536.30 312 л.с. 194.5 (143)
536.40 312 л.с. 194.5 (143)


Большинство водителей привыкло рассчитывать расход топлива для ЯМЗ на 100 км в литрах, поэтому показатели в таблицах для таких людей могут оказаться непонятными. Максимальное теоретическое потребление дизеля в единицу времени считается по формуле: Q=N*q. В которой N – это показатель мощности мотора, q – показатель удельного расхода горючего, а Q – максимально возможное теоретическое потребление дизеля в граммах за 1 час работы силового агрегата на максимуме мощности. Такой показатель, в теории, всегда на десяток грамм выше от реального расхода, поскольку на практике силовой агрегат постоянно не работает на своем максимуме.

Получив расход горючего в граммах, можно перевести его в литры. В зависимости от температуры дизеля, вес 1 литра топлива составляет 830-860 грамм.

Важно помнить, что расход топлива у грузовиков увеличивается на 1.4 литра от нормы с каждой тонной груза. На реальное потребление горючего также влияют качество масла, залитого в мотор, и низкое давление в шинах.