Ангкор Ват в Камбодже — национальное достояние кхмеров. Ангкор, Камбоджа: описание, фото и отзывы

Подробный исторический экскурс, который расскажет про Ангкор Ват — легендарный храмовый комплекс в Камбодже. Приготовьтесь, будет интересно!

Религиозное сооружение Ангкор Ват — крупнейший в мире индуистский храм. Считается одной из великолепнейших «жемчужин» Ангкора — древней столицы могущественной кхмерской империи. Находясь на отдыхе в Камбодже, самостоятельному путешественнику непременно стоит посетить это таинственное и прекрасное место.

Ангкор Ват: история

Более десяти столетий назад на территории Камбоджи, Вьетнама, Лаоса, Таиланда существовала Кхмерская империя (Камбуджадеша). Ее основателем был царь Джайяварман II (802-850 гг.), объединивший эти земли путем кровопролитных войн.

Своего расцвета империя достигает чуть позже, во времена правления Сурьявармана II (1113-1150 гг.). Царь поклонялся индуистскому богу Вишну, в честь и был воздвигнут Ангкор Ват. Строительство религиозного сооружения продолжалось более 30 лет. Над его созданием трудились не только местные умельцы. По приказу правителя мастеров искали по всей Азии.

В качестве основного материала использовался песчаник, который привозили с карьера, расположенного в 40 км. от места строительства. Камни полировались и укладывались друг на друга. При укладке никакого раствора не применялось.

В те далекие времена правители считались посланниками богов. После смерти Сурьявармана II храм стал его усыпальницей. С тех пор история Ангкора и его главного религиозного памятника неразрывно связаны между собой.


Строительство храмового комплекса подорвало экономику страны. К тому же столица была перенаселена, на тот момент в ней проживало более 1 млн. человек. Воды катастрофически не хватало, а плодородные земли были истощены. Во времена правления Джаявармана VII (1181-1218 гг.) произошло несколько восстаний, в результате которых Ангкор был частично разрушен.

Позднее столица неоднократно подвергалась нашествию сиамских войск. После последнего вторжения в 1431 году, Ангкор окончательно пришел в упадок. Люди навсегда покинули город. В храмах остались жить лишь монахи. Столицу империи перенесли в Пномпень. Территорию Ангкора поглотили тропические леса, а сооружения стали домом для тысяч животных. Но город не исчез навсегда.

Планируете поездку? Вам сюда!

Мы припасли для вас несколько полезных подарков. Они помогут сэкономить деньги на этапе подготовки к путешествию.


В начале XVII века португальские и испанские путешественники случайно наткнулись на таинственные каменные сооружения в джунглях. Но по каким-то причинам европейцы не придали значения необычной находке и об этом вскоре забыли. Своим вторым рождением (конец XIX века) древний Ангкор обязан французскому путешественнику Анри Муо. Он подробно и с восхищением описал в своих рукописях древний город. Толпы исследователей, ученых, историков, паломников и торговцев ринулись в Ангкор.


Фото через 45 лет после открытия: 1906 год

К сожалению, от былого великолепия столицы не осталось и следа. Песчаник, из которого были построены здания, с течением времени разрушился под воздействием ветра, солнца и воды. Большинство деревянных построек было сожжено вандалами в периоды военных действий. Сквозь стены зданий во многих местах проросли корни и ветки деревьев.

Благодаря стараниям тысяч людей, к середине XX века многие здания города, в том числе и Ангкор Ват, были восстановлены. После окончания гражданской войны, реставрацией храмового комплекса занимались, в основном, индийские специалисты. С 1992 года уникальное творение кхмерских мастеров находится под охраной ЮНЕСКО.


Фото через 45 лет после открытия: 1906 год

Устройство и архитектура Ангкор Ват

Находится храм в самом центре древнего города. Ангкор Ват имеет протяженность с севера на юг — 1,3 км, а с запада на восток — 1,5 км. Религиозное сооружение прямоугольной формы. Состоит из трех уровней (ярусов), которые увеличиваются по высоте к центру. По внешнему виду чем-то напоминает пирамиду. Уровни олицетворяют собой три стихии: воздух, землю и воду. Территория комплекса окружена пышной зеленью и надежно защищена со всех сторон рвом с водой. Ширина рва составляет более 100 м. Через него проложен каменный мост, соединяющий прямоугольный «остров» с сушей. Далее дорога ведет к главному входу. Центральные ворота и лицевая сторона сооружения ориентированы на запад. К восточной стороне Ангкор Вата также есть дорога, но она менее заметна, и найти ее можно, воспользовавшись услугами проводника.

Всю территорию храма приходится обходить пешком, транспорт здесь запрещен.

Ангкор Ват расположен таким образом, что при взгляде на него с любой стороны всегда видны только три башни из пяти. Это доказывает мастерство архитекторов того времени. Башни и ярусы соединены между собой лестницами, перекрещивающимися между собой галереями, крытыми переходами. Образующееся таким образом внутреннее пространство поделено на многочисленные, квадратной формы, внутренние дворики.


Стены галерей и коридоров, колонны и лестницы покрыты барельефами, резьбой и росписью. Потолочные перекрытия украшены изображениями лотоса и затейливыми узорами. На территории комплекса сохранилось множество статуй диковинных животных, мифических героев и реальных исторических персонажей.

Первый ярус самый большой, состоит из нескольких галерей и переходов. Стены украшены многочисленными изображениями. Здесь находятся 8 панно, общая протяженность которых более 800 м. Основные «сюжеты» — битвы богов, период правления великого Сурьявармана II и многочисленные сражения за могущество империи. Несколько панно посвящены сценам из эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна». Внешняя стена выполнена в виде двойного ряда колонн.


В конце каждой галереи есть угловые павильоны. Два павильона соединены с главными галереями. Еще два оканчиваются неглубокими нишами в стене. Когда-то эти углубления также были украшены барельефами, но со временем они стерлись и едва заметны.

Надвратные башни главного входа соединены с башнями второго яруса с помощью переходов. Между ними расположены четыре внутренних дворика, которые в сезон дождей наполняются водой и служат бассейнами. Внутренние стены галерей выполнены в виде колонн, сквозь которые видны дворики-бассейны. На противоположных стенах, между окон с фигурно выточенными столбиками, вырезаны фигурки тысяч небесных танцовщиц (апсар). В длинных коридорах установлено множество статуй.

В месте пересечения галерей (с севера на юг) установлены угловые колонны с надписями на неизвестном языке. С обеих сторон на втором ярусе расположены библиотеки, каждая из которых имеет по четыре входа.

Ангкор — храмовый город кхмерской империи, расположенный на берегу озера Тонлесап. Хотя в список Новых Семи чудес Ангкор так и не включили, посетить древнюю столицу кхмеров — заветная мечта многих путешественников. Но что нам известно об Ангкоре? В нашем обзоре прошлое и настоящее священного города кхмеров, а также рассказ о главных храмах Камбоджи.

КАК ВОЗНИК АНГКОР?

Некоторые вещи в этом мире неизменны. Как известно, руины древнего города Ангкор расположены в центре современной Камбоджи. Тут любопытен тот факт, что и в древности Ангкор был не только политическим и религиозным, но и географическим центром империи кхмеров, так что получается, как ни крути, священный город вне зависимости от исторических пертурбаций был и остается центром страны.

Название Ангкор переводится как «город», и свой священный город кхмеры возвели в особенном месте. Он расположен между горой Пном Кулен и Великим озером, а протекает сквозь него река Сиемреап. В расположении рек, озера и горы кхмеры усматривали магический символизм. Пном Кулен считался своеобразным олицетворением горы Махендрапуры, где по легенде жил Шива, а река Сиемреап ассоциировалась со священной рекой Ганг, и, кстати, по легенде именно в эту область Камбоджи спустилась с небес богиня Ганга, запутавшаяся в волосах Шивы.

Строился Ангкор с седьмого века нашей эры по двенадцатый примерно по следующей схеме. Первый храмовый комплекс тут возвел император Индраварман Первый в 881 году нашей эры. Пример оказался заразительным, после Инравармана каждый следующий правитель кхмеров принимал решение построить в Ангкоре храм.

Возле храмов всегда возникали ашрамы, бассейны, лечебницы и дома простых жителей. Кстати, размер домов у кхмеров строго подчинялся иерархии, существовавшей в обществе, — чем ниже социальное положение, тем меньше должно быть жилище.

Большинство домов простых горожан были деревянными с крышей, крытой соломой, именно потому ни одно из этих сооружений до наших дней не сохранилось.

Из-за того, что каждый новый император возводил в Ангкоре очередной храмовый комплекс, центр города постоянно смещался в зависимости от того, какой храм в тот или иной период времени считался здесь главным. В конце-концов территория Ангкора разрослась аж до 200 километров.

Таким образом, примерно с десятого века нашей эры по конец пятнадцатого века Анкор был городом-миллионником, при этом он являлся не только религиозной, но и политической столицей кхмерской империи, господствовавшей в то время в Юго-Восточной Азии.

К сожалению, в пятнадцатом веке город захватили сиамцы. После разграбления и эпидемии, которая случилась здесь немногим позже, Ангкор опустел. Вскоре город полностью поглотили джунгли, и многие храмы кхмеров были заново открыты археологами лишь в девятнадцатом веке.

РАСЦВЕТ ИНДУИСТСКОГО АНГКОРА

Расцвет Ангкора пришелся на одиннадцатый и двенадцатый века. Конечно, многие из местных храмов значительно более древние, но самые красивые из сохранившихся (включая легендарный Ангкор-Ват) были построены именно в этот период.

На фото: бассейн у входа в Ангкор-Ват

Путешественники, посещавшие Ангкор в то время, называли столицу кхмеров городом-королевством, ведь на его территории помимо знаменитых храмов располагались лечебницы, бассейны, постоялые дворы и множество ашрамов.

Поражала иноземцев и система водоснабжения, существовавшая в Ангкоре: каналы, дамбы и бассейны, именуемые бараями. Ну, и конечно, Королевский дворец, отстроенный в Ангкоре, был настоящим воплощением роскоши и символом могущества империи.

АНГКОР-ВАТ

Знаменитый Ангкор-Ват — храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, самое крупное культовое сооружение в мире — был построен императором Сурьяварманом во второй четверти XII века.

Нужно сказать, что у всех храмов Ангкора есть общие черты, и дело тут не только в барельефах, на которых традиционно изображаются знаковые сцены из индуистской мифологии, к примеру, великое пахтание — процесс, в результате которого боги и демоны получали амриту — напиток, дарующий бессмертие.

На фото: внутренний двор Ангкор-Вата

Своей структурой храмы кхмеров более всего напоминают пирамиды, сложенные из крупных камней (Ангкор-Ват, к примеру, состоит из трех пирамид). Подобные конструкции получили название храм-гора.

Еще один интересный момент. В кхмерской традиции храм — не место для молитв, но место жительства богов, поэтому простым смертным вход внутрь был заказан, беспрепятственно войти в храм могли только священнослужители и представители аристократии.

На фото: внутренний двор и барай Ангкор-Вата

Ангкор-ват — олицетворение классической кхмерской архитектуры. Прямоугольная конструкция, окруженная рвом; храм-гора, который венчают три пирамиды.

Однако от всех остальных храмов города Ангкор-Ват отличают два важных момента. Во-первых, это первый храм, посвященный Вишну, все предыдущие храмы города посвящались только Шиве. Во-вторых, Ангкор-Ват «смотрит на запад», хотя все остальные храмы Ангкора ориентированы на восток, то есть по направлению к восходящему солнцу. Хотя сегодня в храм открыт доступ всем желающим, посетителям Ангкор-Вата необходимо соблюдать дресс-код, в шортах вас внутрь не пустят.

Впрочем, гораздо интереснее рассматривать не внутреннее убранство храма, а барельефы, украшающие его стены, они представляют собой превосходные иллюстрации сцен из индийской мифологии.

На фото: барельеф «великое пахтание» в Ангкор-Вате

Хотя Ангкор-Ват и был основан как индуистский храм, уже в шестнадцатом веке он «перешел в буддизм» и продолжает оставаться буддийским святилищем по сей день.

На фото: статуя Будды в Ангкор-Вате

Еще один любопытный нюанс: Ангкор-Ват никогда не был полностью заброшен. Несмотря ни на что, здесь всегда проводились службы, именно поэтому храмовый комплекс дожил до наших дней в гораздо лучшем состоянии чем даже более поздние постройки кхмеров.

БУДДИЙСКИЙ АНГКОР

За свою историю Ангкор успел побыть и индуистским, и буддийским храмовым городом.

Дело в том, что изначально кхмеры исповедовали иудаизм, но к концу двенадцатого века его вытеснил буддизм. Самое большое число буддийских храмов в Ангкоре понастроил Джаяварман VII, правящий страной кхмеров в конце двенадцатого века. Кстати, по мнению некоторых историков, император не только строил храмы, но и был моделью для скульпторов, ваявших в этих храмах лики Будды.

АНГКОР-ТХОМ

Главный шедевр Джаявармана VII — храмовый комплекс Ангкор-Тхом . По задумке императора, Ангкор Тхом (в переводе «Большой город») должен был стать отдельным городом внутри Ангкора, столицей внутри столицы кхмерской империи.

Сказано — сделано. Ангкор-Тхом стал не просто комплексом сооружений, это место представляло собой уменьшенную модель мироздания, какой ее видели кхмеры. «Большой город» представляет собой квадрат, защищенный крепостной стеной и рвом, наполненным водой. Таким кхмеры представляли мир — участок суши, окруженный водой.

Вокруг города были проложены каналы, а внутри созданы бассейны-бараи, в которых, как ни парадоксально, разрешалось совершать омовения даже женщинам.

По крайней мере, о коллективных купаниях представительниц прекрасного пола рассказывает китаец Чжоу Дагуань, посетивший Ангкор в тринадцатом веке. На башнях Ангкор-Тхома и стенах, окружающий большой город, можно увидеть лики Будды. Внутрь города ведет дорога, которую «охраняют» скульптуры демонов и богов.

Внутри города сразу несколько любопытных объектов. Первый — — государственный храм Джаявармана VII, он по праву считаемся вторым после Ангкор-Вата храмом Ангкора.

Издалека храм кажется простым нагромождением камней, но когда к нему подходишь ближе, то понимаешь, что это самые настоящие пирамиды, украшенные изображениями Будды. Венчают Байон 54 башни — именно из такого числа провинций состояла древняя империя кхмеров. В восточной части Ангкор-Тхома располагается Терраса Слонов, которую легко узнать по скульптурам слонов и барельефам, изображающим сцены охоты. По общепринятой версии именно тут восседал император во время торжественных церемоний.

Сейчас близ Байона постоянно можно наблюдать личностей, изображающих Шиву, гаруду или апсар. Цена за фото с ними — традиционные 5 долларов.

ТА ПРОХМ

Второй храмовый ансамбль, возведенный Джаяварманом VII, — — видели все те, кто смотрел фильм «Лара Крофт — расхитительница гробниц», ибо снималась картина как раз на территории этого комплекса. Храм посвящен матери императора.

Во времена Джаявармана VII в Та Прохм проживало более 12 тысяч человек, внутри храм был декорирован золотом и драгоценными камнями, а на территории комплекса располагались больницы, в каждой из которых служили не только врачи, но и священники с астрологами.

На фото: деревья, оплетающие храм Та Прохм

Сегодня гигантский храмовый комплекс представляет собой руины, а крыши и стены зданий оплетают корни деревьев. Зрелище прекрасное и жуткое одновременно. .

На фото: руины и деревья в Ангкоре

ПРEАХ КХАН

Название Преах Кнах переводится как «меч славы» или же «победа», потому что именно такое имя носил меч все того же Джаявармана VII. Храм посвящен победе императора над чамами, в результате чего страна чамов стала провинцией Камбоджи.

Как и все оккультные постройки Ангкора, Преах Кнах огромен, храмовый комплекс в купе с больницей и постоялым двором для паломников занимал площадь равную примерно 56 гектарам.

Особенность Преах Кхана в том, что храмовый комплекс со всех сторон был окружен рвами, по ним поступала вода в резервуары и водохранилище, в центре которого была возведена пирамида.

Помимо храма-пирамиды внимания заслуживают местные статуи (они сохранились в удивительно приличном состоянии) и барельефы: скульптуры, изображающие гаруд, и барельефы с танцующими апсарами встречаются тут на каждом шагу.

Кстати, по словам ученых именно Преах Кхан в древности был местом действия любопытного ритуала. Здесь проводились празднования в честь Будды: статую Будды наряжали в роскошные одежды, повара готовили специально для статуи еду, а музыканты и танцоры развлекали статую представлениями. Безусловно, сейчас никаких подобных ритуалов в Преах Кхане не проводят, но храм не то, чтобы совсем заброшен, здесь по-прежнему возжигают благовония и свечи.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Почему самый большой храм в мире покинули люди? Какая связь комплекса Ангкор-Ват со спиралью созвездия Дракона? Зачем на барельефе Ангкор-Вата изобразили динозавра? В статье отражена точка зрения официальной истории и хронологии.

Храмовый комплекс Ангкор-Ват (Angkor Wat) является самым большим храмом индуистов не только в Камбодже, но и в Мире, крупнейшим культовым сооружением человечества, созданный по традиционной версии кхмерским королем Сурьяварманом II около тысячи лет назад. (1113-1150 гг. н.э.)

Строительство храма Ангкор-Ват длилось 30 лет, он стал самым крупным храмом в древней столице империи кхмеров – Ангкор. Площадь Ангкор-Вата – 2,5 кв.км. (Это почти в 3 раза больше чем площадь Ватикана), а размеры всей древней Кхмерской столицы Ангкор с населением более 1 миллиона жителей превышали 200 кв.км. Для сравнения, к примеру, вторым по величине известным городом той же древней эпохи был город Тикаль – самый крупный город цивилизации Майя, расположенный на территории современной Гватемалы. Его размер был около 100 кв.км., то есть в 10 раз меньше, а население всего от 100 до 200 тысяч человек.

Туристическая схема расположения основных храмов Ангкора

Ангкор-Ват самый крупный храм древней столицы, но далеко не единственный. Город Ангкор - будучи столицей Кхмерской империи с IX по XIV века включал в себя множество индуистских и буддистских храмов, многие из которых достаточно хорошо сохранились до наших дней. Каждый из них прекрасен по своему и характеризует разные периоды расцвета могущества Империи Кхмеров. Позже историки назовут этот период кхмерской истории – Ангкорианским.

Главный вход в Ангкор-Ват с западной стороны

Строительство Ангкора продолжалось около 400 лет. Его начал основатель ангкорской династии, индусский принц Джайяварман II в 802 г. объявивший себя «всеобщим правителем» и «королем-Солнце» в Камбодже. Последние храмовые комплексы были возведены в XII веке королем Джайяварманом VII. После его смерти в 1218 г. строительство прекратилось. Причиной тому, по одной версии, стало то, что в Кхмерской Империи просто закончились месторождения камня-песчаника, по другой – империя оказалась в условиях жестокой войны и продолжать строительство было невозможно. Ангкорианский период кхмерской истории закончился в 1431 году, когда тайские захватчики окончательно захватили и разграбили столицу Кхмеров и вынудили население уйти на юг в район Пном-Пень, который и стал новой кхмерской столицей. Впрочем, доказательства истинных причин падения кхмерской империи историки ищут и по сей день.

Водяной ров шириной 190 метров вокруг Ангкор-Ват

В Ангкоре особо выделяются наиболее крупные храмовые комплексы - Ангкор-Ват, Ангкор-Том (включающий в себя сразу несколько храмов, самый крупный из которых - храм Байон), Та-Пром, Бантей-Срей и Преа-Кан. Наиболее примечательный храм был и остается Ангкор-Ват, который до сих пор является самым крупным религиозным сооружением в мире. Его высота 65 метров. Храм окружен гигантским рвом шириной 190 метров, размером 1300 метров на 1500 метров. Построенный во время правления Сурьявармана II (1113–1150) за 30 лет, Ангкор-Ват стал самым большим сакральным зданием в мире. После смерти короля Сурьявармана II храм принял его в свои стены и стал усыпальницей-мавзолеем.

Ангкор-Ват - История открытия затерянного города Ангкор

Широкую известность в современном мире Анкор-Ват получил после опубликования 1861 году дневников и отчетов французского путешественника и натуралиста Анри Муо о своих экспедициях по Индокитаю. В его дневнике можно встретить такие строки:

«Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира»


Вид на Ангкор-Ват с северо-западной стороны (отражение в воде)

Анри Муо (фр. Henri Mouhot) родился в 1826 году во Франции, и уже с 18-летнего возраста преподавал французский и греческий языки в российской военной академии в Санкт-Петербурге. После возвращения на родину он женился на дочери известного английского исследователя и переехал в Шотландию. А уже в 1857 году Анри Муо решил отправиться в путешествие по Юго-Восточной Азии (Индокитаю) для сбора зоологических образцов. За время своего пребывания в Азии он объездил Таиланд, Камбоджу и Лаос. Возможно, он что то предчувствовал, спустя несколько месяцев после последнего посещения Ангкор-Вата, в 1861 году он умер от малярии, в своей четвертой экспедиции по Лаосу. Был похоронен там же, вблизи столицы Луанг-Прабанг (Луангпхабанг), месторасположение его гробницы известно и сейчас. Дневники Анри Муо хранятся в Лондоне, в архиве Королевского географического общества (Royal Geographical Society, London).

Могила французского исследователя Анри Муо (1826-1861гг) в Лаосе

Величие впервые увиденного им храма Ангкор-Ват потрясло Анри Муо, в своих записях он писал об Анкор-Вате следующее:

«Храм непостижим для ума и превосходит всякое воображение. Глядишь в смущении и замешательстве, восхищаешься и, охваченный почтением, застываешь в благоговейном молчании… Каким возвышенным должен был быть гений этого Микеланджело Востока, гений создателя подобного дивного творения! Он сумел связать в единое целое различные части с таким искусством, что этому остается только удивляться. Он проследил за исполнением своих грез и добился, и в общем и в частностях, такой законченности деталей, достойных целого, которые под силу лишь одареннейшим».


Величественная центральная башня Ангкор-Вата

Этимология названия храма Ангкор-Ват

«Ангкор-Ват» не является первоначальным названием храма, так как не были найдены ни стелы основания храма, ни каких-либо надписей относительно названия того времени. Как древний город-храм назывался тогда, неизвестно и, вполне вероятно, он назывался «Врах Вишнулок» (буквально «Место святого Вишну»), в честь бога которому был посвящён.

Вид на Ангкор-Ват с северо-восточной стороны здания

Скорее всего, название «Ангкор» происходит от санскритского слова «нагара», означающего «город». По-кхмерски оно читается как «ноко» («королевство, страна, город»), однако в просторечии, кхмерам гораздо удобнее произносить «онгко». Последнее очень созвучно с близким крестьянам понятием урожая, и может быть, в буквальном смысле, переведено как «собранные рисовые зёрна».

Юные потомки всемогущего короля полубога Сурьявармана II

С течением веков, редуцированное простонародное «онгко», приобрело значение имени собственного, которое закрепилось в названии древней столичной области Ангкор (или Онгкор), бывшей столицы ангкорской империи, Ангкор-Тхом , а также храма Ангкор-Ват.

Все в этом мире подвластно природе - даже стены великого Ангкора

Слово «Ват» происходит от палийского выражения «ваттху-арама» («место, где построен храм»), обозначавшего священную землю монастырской обители, но во многих странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Лаос, Камбоджа) оно давно несёт более широкое значение, относясь к любому буддистскому монастырю, храму или пагоде. По кхмерски «воат» может означать и «храм», и «почитание, восхищение». Действительно, Ангкор-Ват - самый большой храм города богов Ангкора, является символом национальной гордости кхмеров.

Скульптуры семиглавых змей по дороге к храму

По кхмерски, название храма Ангкор-Ват произносится «Онгковоат». В подавляющем большинстве источников оно трактуется как «город-храм». Поскольку название «Ангкор» с XV-XVI веков употреблялось в значении имени собственного, можно предположить более точный перевод - «храм Ангкор».

На заднем дворе Ангкор-Вата

Почему самый большой храм в мире покинули люди?

Причину, по которой кхмеры около 500 лет назад оставили на милость джунглей самый большой храм в мире Ангкор-Ват и ушли из Ангкора осваивать новую столицу своего королевства - Пном-Пень, до сих пор являются предметом дискуссий историков и археологов. Более 100 лет, сотни специалистов археологов со всего мира пытаются приподнять завесу тайны над древней Кхмерской столицей – городом богов Ангкор. Дело в том, что прошлое оставило нам ничтожно малое количество письменных свидетельств связанных с историей строительства храмов в Ангкоре. Кропотливый многолетний труд исследователей понемногу приоткрывает нам тайны сакрального храма Ангкор-Ват, внося все новые коррективы в различные исторические теории связанные с его происхождением и предназначением.

Редкий снимок стены храма когда нет туристов и контрастное небо

Кхмерские храмы никогда не предназначались для собраний верующих, они строились как место обитания богов. Доступ в центральные строения комплексов был открыт только для жрецов и монархов. Самый большой храм города богов, Ангкор-Ват имел ещё и дополнительную функцию: он изначально планировался как место для захоронения царей.

Вид сверху на Ангкор-Ват (Высота 200 метров)

Примечательно, что преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства. Каждый новый правитель достраивал город таким образом, чтобы его ядро постоянно перемещалось: центр старого города оказывался на окраине нового. Так постепенно рос этот город-гигант. В центре каждый раз возводился пятибашенный храм, символизирующий гору Меру, центр мира. В результате Ангкор превратился в целый город храмов. Великолепие кхмерской империи несколько потускнело во времена тяжелых и продолжительных войн с тямами и таями. В 1431 году тайские (сиамские) войска полностью захватили Ангкор: город обезлюдел, будто по нему прокатилась безжалостная эпидемия. С течением времени влажный климат и буйная растительность превратили столицу в руины и джунгли полностью поглотили её.

Всю территорию Ангкора поглотили джунгли, расчищена только территория вокруг храмов

Тяжёлые времена (внешние и внутренние войны) в истории Камбоджи (Кампучии) не позволяли иностранцам посещать блистательный шедевр азиатской архитектуры. Долгое время храмы Ангкора были труднодоступны для широкого круга исследователей, археологов и историков. Ситуация изменилась в декабре 1992 года, когда храмы Ангкора и в том числе «Ангкор-Ват», заслуженно пополнившего список одного из самых больших храмов в мире, были включены в список мировых памятников культурного наследия ЮНЕСКО, а через год в Токио был создан Международный координационный комитет, поставивший своей целью возродить былое великолепие Ангкора. Были найдены источники финансирования проекта и начались активные реставрационные работы. Спиливаются огромные деревья, которые разрушают стены, восстанавливаются входы, перекрытия, стены, дорожки. Активное участие в восстановлении истории Ангкора принимают ученые из разных стран. Работы всем хватит на многие десятилетия.

Внутренние переходы в разных храмах Ангкора очень похожи

Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона

В 1996 году, британский археолог и историк Джон Григсби, исследуя Ангкор, пришёл к выводу, что храмовый комплекс Ангкор представляет собой земную проекцию определенного участка млечного пути, а главные сооружения Ангкора моделируют волнистую спираль северного созвездия Дракона. Начать исследования в направлении поиска корреляций неба и земли применительно к Ангкору, его подтолкнула загадочная надпись времен Джаявармана VII, кхмерского короля во времена которого был построен Ангкор-Тхом и Байон в XII веке. На стеле, откопанной на территории храма Байон, было начертано - «страна Камбу аналогична небу».

Созвездие Дракона и Малой Медведицы в наше время

На определенную связь со звездами, также указывала надпись сделанная строителями крупного пирамидального храма Пном-Бакенг, построенного во времена короля Ясовармана I (889-900 гг. н.э.). Надпись гласит, что назначение храма - символизировать «своими камнями небесные движения звезд». Возник вопрос, существовала ли в Камбодже подобная египетской (связь пирамид Гизы с созвездием Ориона) корреляция неба и земли?

Точная схема расположения основных храмов Ангкора

Дело в том, что проекция созвездия дракона основными храмами Ангкора на Земле оказалась не совсем точная. Расстояния между храмами пропорциональны расстояниям между звездами, но взаимное расположение храмов, т. е. углы между отрезками, соединяющими храмы, не повторяет в точности картину на небе. Вдобавок нужно отметить, что Ангкор - не проекция созвездия Дракона на земную поверхность, а проекция целого участка неба вокруг Дракона, включающая несколько звезд из Северной короны, Малой и Большой медведиц, Денеб из Лебедя. Все сакральные места на Земле воспроизводят тот или иной участок неба вдоль Млечного Пути.

Созвездие дракона 10500 лет до н.э.

В том же 1996 году к научно-исторической работе по Ангкору подключается еще один британский исследователь любитель - Джон Григсби. Задавшись целью установить точную дату, когда картина неба соответствовала данному расположению храмов в Ангкоре, они с помощью компьютерных технологий провели большую исследовательскую работу. Результаты их исследования всколыхнули мировое археологическое сообщество. Компьютерное исследование показало, что главные храмы Ангкора действительно являются земными отражениями звёзд созвездия Дракона и что именно в таком положении звезды находились в день весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э.

Сравнения схемы расположения храмов Ангкора и звезд созвездия Дракона

Сейчас мало у кого вызывает сомнений тот факт, что Ангкор действительно был построен между IX и XIII вв. н.э., однако, откуда могли знать подданные камбоджийских королей картину неба более 10000 лет назад, ведь к их времени прецессия уже спрятала за горизонт часть проецируемой картины. Была выдвинута гипотеза, что все главные храмы Ангкора возводились на более древних сооружениях, о чём свидетельствуют огромные плиты облицовки искусственных каналов, выполненные из мегалитов, наличие полигональной кладки, высокое мастерство обработки камня, каменные замки, но не известно, когда были построены те. Впрочем, если они уже тогда проецировали созвездие Дракона…

Покрытые километрами тонкой резьбы, огромные камни кладки храмов идеально подогнаны друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Есть такие храмы, где промеж камней невозможно просунуть лезвие, мало того, они неправильной формы и выгнутости, словно пазлы, где ни одна из современных технологий не способна воссоздать бывалую красоту этих храмов.

Великолепные барельефы на внешних стенах Ангкор-Вата Апсары - Небесные танцовщицы

Стегозавр в Ангкор-Ват. Могли ли видеть кхмеры динозавров?

Гипотеза создания Ангкора в XI веке до н.э. не противоречит тому, что храмы, какими видим мы их сегодня, были возведены между IX и XII веками н. э. известными кхмерскими монархами, однако не все так однозначно. Например в храме Та-Пром полно замысловато высеченных статуй и каменных колон с высеченными на них барельефами. Наряду с изображениями богов и богинь мифологических сюжетов древнего индуизма, сотни барельефов изображают реальных животных (слонов, змей, рыб, обезьян). Почти каждый дюйм серого песчаника покрыт декоративной резьбой. Какого же было изумление ученых обнаруживших в Та-Пром на одной из колон изображение Стегозавра - травоядного динозавра, существовавшего 155-145 млн. лет назад.


То, что этот барельеф не подделка доказали исследователи. Остается только гадать, где кхмеры увидели стегозавра? Как это объяснить?

Барельеф с изображением Стегозавра на одной из колон Ангкор-Вата

Сакральная нумерология Ангкора - совпадение или пророчество?

Что же за загадочная дата – День весеннего равноденствия 10500 года до нашей эры? Именно в этот день звезды созвездия дракона находились в той проекции, которую воспроизводит на земле храмовый комплекс Ангкор, если посмотреть на него сверху. Эта дата связана с процессом прецессии небесных тел. Земля подобна гигантскому волчку, под влиянием гравитации Солнца и Луны, совершает медленное круговое вращение. Луна и Солнце своим притяжением стремятся повернуть ось Земли, в результате возникает явление прецессии.

Проекция земной оси как бы очерчивает на Севере небесной сферы гигантский круг, охватывающий созвездия Дракона и Малой Медведицы. На краю окружности находятся Вега, Альфа Дракона и Полярная звезда. Это движение земной оси по круговой линии, своеобразное покачивание оси вращения, и названо прецессией.

Схематичное изображение прецессии земной оси

Астрологи считают, что цикл прецессии составляет 25920 лет, так называемый Великий год (период в течение которого полюс небесного экватора описывает полный круг около полюса эклиптики). За это время земная ось проходит полный круг по Зодиаку. При этом одна астрологическая эра равна 1/12 цикла (25920:12=2160) и составляет 2160 лет. Один месяц Великого года, продолжительностью в 2160 земных лет и есть астрологическая эпоха. Каждая космическая эпоха (2160 земных лет) представляет целый этап в развитии человечества, связанный с тем знаком Зодиака, через который идет земная ось. Этот период каким-то мистическим образом был известен знаменитому греческому философу Платону, который считал, что это (25920 лет) - срок существования земной цивилизации. Поэтому период прецессии еще называется Великий Платонов год (Великий год Платона). Один день Великого года теоретически равен 72 нашим годам (25920:360=72 года - земная ось проходит 1 эклиптики).

Движение по звездной спирали времени - Все возвращается на круги своя...

В наши дни Северным полюсом мира является, как известно, Полярная звезда, но так было не всегда, и в III тыс. до н.э. Северный полюс мира находился там, где находится звезда α (Альфа) - Дракона. Прецессия земной оси, как известно, вызывает видимое изменение положения звезд с периодом 25 920 лет, то есть 1 градус составляет 72 года. В 10 500 г. до н.э. в наинизшей точке траектории находилось созвездие Ориона, а в наивысшей - созвездие Дракона. Существует своего рода «маятник Ориона-Дракона». С тех пор прецессионный процесс успел повернуть небесный полюс на половину окружности относительно полюса эклиптики, и сегодня Дракон находится вблизи наинизшей точки, а Орион - наивысшей. Профессор истории Массачусетского технологического университета Джорджо де Сантильяна со своей коллегой, доктором Гертой фон Дехехенд, на основе своих исследований, сделали вывод о том, что весь Ангкор - это огромная модель прецессии. В ее пользу говорят и следующие факты:

    На Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок;

    По обеим сторонам 5 мостов, ведущих к воротам в Храм Ангкор-Тхом, стоят параллельными рядами огромные скульптуры - 54 Дэва и 54 Асура. 108х5 = 540 статуй х 48=25920;

    Храм Байон окружен 54 массивными каменными башнями, на каждой из которых, высечены четыре гигантских лика Локешвары, ориентированные на север, юг, восток и запад, что в целом составляет 216 лиц - (216:3=72), (216:2=108). 216 - в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет); 108 - это 216 разделенное на два;

    Центральное святилище Пном-Бакхенга окружают 108 башенок. Число 108, одно из наиболее священных в индуистской и буддисткой космологиях, равняется сумме 72 и 36 (то есть 72 плюс половина от 72);

    Правильный пятиугольник имеет угол 108 градусов, а сумма его 5 углов составит 540 градусов;

    Расстояние между пирамидами Гизы в Египте, где правили мудрецы, что шествовали астрономической «дорогой Гора», и священными храмами Ангкора в Камбодже, составляет с небольшим округлением важную геодезическую величину - 72 градуса долготы. С древнеегипетского языка «Анкх-Хор» дословно переводится как «бог Гор живет»;

    Всего в Ангкоре 72 основных каменных и кирпичных храма и памятника.

    Протяженность отрезков основных дорог в Ангкор-Вате отражает длительность четырёх юг (великих мировых эпох индуистской философии и космологии) - Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги. Их продолжительность соответственно - 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет. А в Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата.

Они смотрят на нас со стен храмов сквозь тысячелетия и... улыбаются)))

Космический смысл числа 72 и его власть над человечеством

Остановимся подробнее на сакральном числе – 72 подробнее, потому что, уж слишком много совпадений связано с ним в нашей жизни:

    Число 72 считается сакральным числом во всех религиях.

    В кхмерском алфавите 72 буквы и столько же звуков.

    В древнеиндийском языке «Санскрит» (язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма) используется алфавит деванагари. Деванагари означает «письменность Богов» или «Городской язык» и в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем (72:2=36). В деванагари используются 72 основные лигатуры (сочетания согласных букв, изображаемые самостоятельным символом).

    Самая древняя руническая система, так называемый «Старший Футарк» состоит из 24 рун, каждая руна может обозначать букву, слог, слово или образ. Причем образ имеет приоритетное значение. Но в одной руне может скрываться до трех образов в зависимости от контекста (24х3=72). При этом все эти образы будут так или иначе связаны. Древний рунический алфавит стал корневым почти для всех ныне существующих индоевропейских алфавитов. Те 24 руны, которые знают сегодня, это третья часть настоящего языка, потому что, если умножить 24 на три, то получится как раз 72 руны. Поскольку древние учили, что мир трехсоставной. Один из них - это земной мир Гетиг, второй - промежуточный мир Ритаг, а третий - высший мир Меног. Вот три формы рун.

    В древнем авестийском языке (язык Авесты, священной книги Зороастризма) было 72 буквы для обозначения всех возможных вариантов произношения звуков;

    Наиболее значимая книга Авесты - Ясна, представляющая собой текст, читаемый на основной зороастрийской литургии «Ясна», содержит 72 главы;

    Число 72 как в санскрите, так и в изначальной Авесте нашло свое проявление в 72-х нитях священного пояса Кушти, который имеет каждый зороастриец, как символическое присоединение к религии, а точнее, как пуповина, соединяющая человека с Господом Богом.

    В Иудаизме число 72 считается священным и неразрывно связано с именем Бога, запретном имени, которому подвластна вселенная. Это 72 последовательности букв еврейского алфавита, каждой из которой соответствует определенный звук, которые обладают поразительной силой преодоления законов природы во всех формах, включая человеческую природу. По преданию, имя Бога заключает в себе все сущее, значит тот, кто сумеет правильно произнести его, сможет попросить у Создателя все, чего пожелает.

    Непроизносимое имя Бога - основной предмет исследования средневековых каббалистов. Считалось, что это имя содержит в себе все силы природы, в нем заключена сама суть вселенной. Имя бога также изображается тетраграмматоном - треугольником с вписанными в него буквами. Если сложить числовые значения букв, помещенных в тетраграмматон, получается - 72.

    В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в священном обряде, он представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию. Мистическим корнем числа 72, также является легендарная девятка.

    Число 72 есть число божьей матери. Она оставила этот мир в возрасте 72 года. Не зря Высоцкий поёт в одной из своих песен: «девушка, 72-я, не оставляй алтаря!»;

    Молекула ДНК человека представляет собой вращающийся куб. При повороте куба последовательно на 72 градуса по определённой модели, получается икосаэдр, который, в свою очередь, составляет пару додекаэдру. Таким образом, двойная нить спирали ДНК построена по принципу двухстороннего соответствия: за икосаэдром следует додекаэдр, затем опять икосаэдр, и так далее. Это последовательное вращение через куб на 72 градуса создаёт молекулу ДНК.

Точки пересечения диагоналей в пентагоне всегда являются точками "золотого сечения

Трехуровневое устройство храма Ангкор-Ват

Храмовый комплекс Ангкор-Ват имеет три уровня. Он состоит из ряда концентрических, прямоугольных огороженных пространств, включающих в себя три прямоугольных галереи, каждая возвышающаяся над следующей с открытыми дворами, связанных между собою крестообразными галереями. По сути Ангкор-Ват - представляет собой огромную трехступенчатая пирамиду.

Один из видов на храм Ангкор-Ват

Поднявшись по лестнице и пройдя через две первые из трех последовательно поднимающихся галерей, попадаешь в третью галерею, известную своими барельефами, большинство из которых великолепны в своем исполнении.

Один из барельефов на стене Ангкор-Вата - Сцена из жизни кхмерского короля

Не считая барельефов в угловых павильонах, они простираются почти на 700 метров, будучи почти 2 метра в высоту, являясь самыми длинными барельефами в мире. Тысячи фигур изображают сцены из индуистского эпоса Бхагавад Пурана, дворцовой и военной жизни в дни Сурьявармана II - основателя храма Ангкор-Ват.

Древние воины на барельефах Ангкор-Вата

Поскольку по периметру главный вход в Ангкор-Ват окружает ров с водой шириной 190 метров, образуя остров квадратной формы, то на территорию храма можно попасть только по каменным мостам с западной и восточной стороны храма. Главный вход в Ангкор-Ват с запада, представляет из себя широкий тротуар, построенным из массивных блоков песчаника. Пересекая крестообразную террасу, которая является более поздним дополнением к комплексу, мы видим впереди вход к западной гопуре с остатками трех башен.

Непосредственно главный вход в Ангкор-Ват

Сейчас вход в гопуру осуществляется справа, через святилище под южной башней, где восьмирукая статуя Вишну заполняет всё пространство. Эта статуя, которой явно мало места в этом помещении, возможно, первоначально находилась в центральном святилище Ангкор-Вата.

Большая статуя десятирукого бога Вишну - Храм Ангкор-Ват

Пройдя через гопуру, открывается великолепный вид на главные башни храма в конце дороги. В восходе солнца они окружены сияющим силуэтом утреннего неба, а на закате пылают оранжевым. Продолжая свой путь внутрь Ангкор-Ват, наблюдаем с обеих сторон от главной дороги - две больших, так называемых «библиотеки» с четырьмя входами на каждую сторону света. Они были своего рода святилищами, а не складами рукописей, как можно представить из названия.

Завораживающая картина восхода солнца над Ангкор-Ват

Ближе к храму, с обеих сторон от дороги располагаются ещё два водоема, вырытые позже, в 16-ом столетии. Внутри храма Вас встретят 1800 апсар (небесных танцовщиц).

Наряду с туристами, буддийские монахи частые гости в Ангкор-Ват

Поднявшись на второй уровень храма можно увидеть захватывающее зрелище - пики центральных башен, поднимающиеся из-за внутреннего двора. От входа, ко всем центральным башням, а также двум внутренним библиотекам второго уровня, можно пройти по пешеходным мостам на коротких круглых столбиках.

Вид со второго этажа храма

Постепенно поднимаясь по каменным ступеням к самому высокому, третьему уровню храма Ангкор-Ват - сердцу комплекса, открываются огромные конические башни, расположенные по центру и углам квадрата, символизирующих пять небесных пиков священной Горы Меру - центра мироздания.

Одна из четырех больших угловых башен Ангкор-Вата

Высший уровень Ангкора Ват и его галереи только подчёркивают совершенные пропорции знаменитых башен храма и делают общий вид незабываемым. Центральная башня или алтарь, была обителью бога Вишну, а поскольку Ангкор-Ват был изначально вишнуитским храмом, и только позднее превращённый в Буддистский, в ней когда-то стояла статуя Вишну, возможно, та, что сейчас стоит при входе в западной гопуре. У кхмеров существовал древний обычай, делать подношения богу в виде золотых листов или маленьких драгоценных камней, которые оставлялись в углублении ниже статуи бога. К сожалению, за прошедшие столетия эти подношения были разграблены.

Одна из статуй будды внутри храма

Сегодня только некоторая часть из статуй бога Вишну или Будды представлена в южной части галерей. Большой лежачий Будда до сих пор является предметом поклонения местных и азиатских посетителей.

«Будда спит» - Эта статуя будды, место особого почитания для буддистов в Ангкор-Вате

Вся храмовая столица Ангкор и самый большой храм Ангкор-Ват в особенности - душа и сердце кхмерского народа, народа свободной Кампучии, символ процветания кхмерской цивилизации, оказавший огромное влияние на культуры всех государств Юго-Восточной Азии. Изображение храма Ангкор-Ват украшает государственный флаг Камбоджи (Кампучии) и является её символом.

Государственный флаг королевства Камбоджа (Кампучия, Cambodia)

Эпоха Ангкора длилась семь веков. Многие считают, что основатели города богов Ангкора были потомками предыдущей цивилизации и это прямое наследие великой и таинственной Атлантиды. До сих пор не смолкают баталии историков по поводу официально озвученных дат строительства храмов в Ангкоре и Ангкор-Вата. Появляется все больше фактов, указывающих на то, что люди в этих местах поселились задолго до расцвета кхмерской культуры, но в датах многие источники противоречат друг другу, причём достаточно существенно.

Великая история Ангкора продолжается, чтобы спасти наши души...

Однако все цифры достаточно точно отражают пик расцвета и величия кхмерской ангкорианской эпохи, в которую были достигнуты высшие культурные достижения. История этого периода, не оставившая нам бумажных рукописей, восстанавливается при помощи надписей на пали, санскрите и кхмерском языке, найденных на памятниках и скульптурах Ангкор-Вата и других храмовых комплексов Ангкора. Активные археологические и исторические исследования в Ангкоре продолжаются по сей день, продолжая удивлять мир все новыми открытиями тайн и загадок великого храма Ангкор-Ват.

Документальный фильм «Ангкор-Ват - Дом достойный богов»

«Ангкор-Ват - Дом достойный богов» - Это научно-популярный, документальный фильм от National Geographic из серии «Суперсооружения древности», посвященный всемирно известному храму Ангкор-Ват (Angkor-Wat) в Камбодже (Кампучии). Авторы фильма сделали попытку показать всю грандиозность города богов Ангкор и раскрыть тайну строительства самого крупного храма в мире «Ангкор-Ват». Заброшенный людьми при невыясненных обстоятельствах более 500 лет назад, Камбоджийский город Ангкор, впечатляет своими масштабами - это гигантская каменная карта мироздания и одно из самых замечательных творений человечества.

Увидел отличную панораму с воздуха известнейшего на весь мир камбоджийского храма, впечатлился, и решил вам рассказать подробнее. Но для начала все равно обязательно полетайте над этим древним сооружением. Впитайте дух древней цивилизации. Огромный храм с остроконечными башнями - чудо симметрии. Символизирует священную гору из индийской мифологии. Вокруг храма находятся рвы, которые символизируют океаны, омывающие подножья божественной горы. Ангкор Ват - самый огромный храмовый комплекс в мире. Интересен он своими галереями, башнями, павильонами и воротами, богато украшенными резьбой по камню, но все они уступают по величию центральному храму.

В 1150 году гигантский комплекс Ангкор Ват был воздвигнут в Камбодже. Скорей всего строительство заняло около 30 лет, поэтому можно считать, что Ангкор Ват начал строиться где-то в 1110 году. Развалины Ангкора лежат приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи (бывшей Кампучии) - города Пномпеня, неподалеку от большого озера Тонлесап. Хотя, по идее, храмам Ангкор Ват самое место в Индии, так как они являются типичным образцом индуистской архитектуры.
Кликабельно 3000 рх Ангкор Ват посвящен индуистскому богу Вишну и служит одновременно святилищем и усыпальницей самого Сурьявармана. Ангкор Ват для кхмерцев, которые правили с IX до XV век в Камбодже - это что-то вроде небесного дворца, в котором может пребывать дух царей. Перед храмом находится ров шириной в 200 метров. В сезон дождей, который в Камбодже может продолжаться до 4 месяцев, ров наполняется водой. Кроме того, в пределах города вырыто еще несколько озер. Внутрь можно попасть только через главный портал в стене, которая окружает Ангкор Ват на участке в 260 квадратных километров.
Сам храм построен из нескольких платформ, следующих одна за другой. Первая платформа (180 на 180 метров) высотой в 3,5 метра, вторая платформа (110 на 115 метров) возвышается на 7 метров, а третья (75 на 75 метра) - находится над землей в 13 метрах. Все три террасы окружены галереями с двускатными крышами. Башни соединены между собой абсолютно симметричными галереями. Все постройки симметрично расположены. Это странно, ведь в древние времена кхмеры были не знакомы с законами равновесия. Все постройки в Ангкор Вате отличаются строгостью линий и четкостью. Пышные украшения никак не соответствуют этому. Каждый камень храма покрыт резьбой или барельефами. Чего стоит только галерея первой платформы длиной в 600 метров. Здесь 8 панно общей площадью более 1000 квадратных метров. Чаща всего изображаются сцены из жизни богов. Много эротических мотивов. Самая популярная фигура, которая здесь встречается - это танцующая богиня Апсара. В центре комплекса на храме Байон изображен лик Бодхисатвы Авалокитешвары, одного из главных персонажей буддийской мифологии. Кроме изображений богов в храмах есть исторические картины. Например, те, которые изображают местных правителей, воинов, идущих на сражение.
Всего в храме 5 главных святынь. Первая расположена в 60-метровой башне, в которую можно попасть только через ворота, лестницу и открытые дворы. Вокруг этой башни находятся еще четыре, где хранятся оставшиеся святыни. Всего в Ангкор Вате более 200 мелких храмов.
Обычно туристы начинают свое путешествие по Ангкор Вату от западного входа. Поднявшись по короткому лестничному пролету на первую террасу в форме креста, охраняемую гигантскими каменными львами, попадают на длинный тротуар, ведущий к центру вашего путешествия. Взгляд падает на гопура (gopura - подъезд, вход в индуистской терминологии) с тремя башнями, верхняя часть которых полуразрушена. Форма этого гопура столь развита и удлинена, что почти походит на отдельное здание. Длинная закрытая галерея, через которую приходится проходить, простирается вдоль рва в обе стороны. Это главный фасад Ангкор Вата. В середине достаточно узкий для основного входа проход, а по краям галереи можно пройти через громадные арки, расположенные на уровне земли. Арки раньше служили проходами для слонов, лошадей и телег.
От центрального входа экскурсоводы ведут туристов направо и проводят до конца галереи, обращая внимание на окна с точеными колоннами и искусно вырезанные барельефы на стенах. В конце галереи можно увидеть все пять башен Ангкора.
Во внутреннем дворе слева и справа находятся два небольших здания - это библиотеки. Они, как и все строения Ангкор Вата, имеют форму креста. За библиотеками - два бассейна (65×50 метров). Левый всегда заполнен дождевой водой, а правый, обычно, сух. Стоя перед левым бассейном можно хорошо разглядеть 10 башен Ангкора (пять из них отражаются в воде).
Между первым и вторым уровнем комплекса находятся крестообразные переходные галереи с квадратными колоннами, делящими двор на четыре части. Некоторые колонны украшены надписями на кхмерском языке и Санскрите. Все остальное свободное место отдано под изящные розетки, карнизы и барельефы. Фактически нет места, которого не коснулась бы рука резчика. Далее вверх по лестнице можно попасть в галерею второго уровня (100×115 метров). Ее главной особенностью является изображение более 1500 скульптур прекрасных богинь.
Следующий третий, и последний, уровень разрешено было посещать только королю и монахам. Двенадцать лестниц с 40 ступенями каждая - одна в центре каждой стороны и 2 по углам - поднимаются под углом 70 градусов к самому важному уровню. Ступени очень узкие, поэтому подниматься нужно боком, а спускаться спиной, то есть лицом к ступеням.
Ангкор Ват мог до нас и не дойти. Слишком много желающих было уничтожить его, даже после того, как Ангкор Ват был открыт. Сегодня на стенах храма видны следы стрельбы. Согласно политическим убеждениям красных кхмеров, страну нужно было освободить от религиозной зависимости, поэтому многочисленные фигуры богов были обезглавлены. Теперь, по прошествии двух десятилетий, начинаются реставрационные работы. Как ни странно, но об этом мощном комплексе узнали сравнительно недавно - примерно 100 лет назад. Заблудившись в камбоджийских джунглях близ озера Тонлесап, французский путешественник Шарль Эмиль Буйво долго плутал среди густых зарослей, гигантских деревьев, напуганный хищниками и замученный тучами москитов, но вдруг наткнулся на древний город. До этого о существовании этого комплекса даже не догадывались. Так был «извлечен из небытия» Ангкор Ват («Пагода столицы») - жемчужина мастерства древних кхмеров, крупнейшее в мире культовое сооружение, воздвигнутое в середине XII века, в правление короля Сурьявармана II.

История Ангкорского периода берет свое начало в 800 г. до НЭ, когда кхмерский король Джаяваман II объявляет о независимости Кампучии (Камбоджи) от Явы и основывает столицу нового государства — город Харихаралая, располагавшуюся на севере озера Тонле Сап . Начиная с этого момента, Джаяваман II ведет активную деятельность по захвату территорий ближних государств и к 802 г. до НЭ Кампучия владеет землями, которые сейчас принадлежат Китаю и Вьетнаму. В том же 802 г. он объявляет себя полноправным правителем и создает культ поклонения богу Шиве.

В 889 г. Ясоварман I восходит на трон и принимает решение о начале строительства новой столицы — Ясодхармапура, что в переводе с санскрита - «святой город». Сохраняя традицию, он также, как и его предшественники, строит огромное водохранилище. Строительство водохранилищ было связано не только с бытом и нуждами города, но так же и с соблюдением традиции, корни которой уходят в миф о священной горе Меру, окруженной великим океаном. Гору Меру в религиозном строительстве символизировал храм окруженный водой, а лингам*, находящийся внутри храма, символизировал правителя, который являлся наместником бога на земле. Ясоварман I построил свой храм на холме Пном Бокенг и окружил его рвом, который наполнялся водой из созданного им водохранилища. За время своего правления Ясоварман I построил немало храмов и провел не меньше реформ.

На протяжении последующих 300 лет великие правители Кхмерской Империи построили немало храмовых комплексов, которые по прошествии многих веков, донесли до нас историю о жизни великой цивилизации. Последний храм был возведен во времена правления Джаявамана VII. После его смерти многовековое строительство прекратилось.


Известно, что уже к 1000 году, в период наивысшего расцвета, город занимал территорию в 190 кв. км, а это означало, что он был крупнейшим городом средневекового мира. Город Ангкор был размером с современный Манхэттен. На обширном пространстве его улиц, площадей, террас и храмов жило 600 000 человек, а в окрестностях города - еще не менее миллиона. Жителями Ангкора были кхмеры, исповедовавшие индуизм, принесенный в Юго-Восточную Азию в I веке н. э. Самые ранние упоминания об Ангкоре в камбоджийских летописях относятся лишь к XV веку. К сожалению, документов от самого древнего народа не осталось. Они использовали в качестве материала для записей очень непрочный материал, который не выдержал времени. Но большое историческое значение имеют высеченные в камне надписи, их насчитывается более тысячи, большинство из них сделаны на кхмерском языке и на санскрите. Как возводился комплекс не известно - не сохранилось ни одного источника, кроме легенды, в которой говорится о божественном происхождении города. По этой легенде, принц Преа Кет Меалеа гостил на небесах у бога Индры. Жил там он в прекрасном дворце. Однако принц не понравился небесным танцовщицам, и те упросили бога вернуть его на землю. Чтобы не обидеть Преа Кет Меалеа, Индра велел небесному зодчему Преа Пушнуку построить на земле дворец-храм в точности повторяющий тот, в котором гостил принц. Так по легенде возник Ангкор Ват.
Абсолютно точно, что Ангкор Ват был процветающим городом. Совершенно не понятная причина - почему же он превратился в заброшенный город, куда делись все его жители? Ведь плодородная почва давала три урожая риса в год, озеро Тонлесап изобиловало рыбой, а густые леса - различной дичью. Сейчас существует две основные теории. По первой, в 1171 году город был разгромлен чамами - соседями кхмеров. А в 1431 году тайцы окончательно добили и без того ослабевший народ. Но, тогда совершенно не понятно, почему захватчики не заняли отвоеванные земли …
Существует и вторая теория, которая отрицается ученым миром, так как совершенно фантастична. Она опирается на буддистскую легенду: император был так оскорблен сыном одного из жрецов, что приказал утопить мальчика в водах озера Тонлесап. В ответ разгневанный бог вывел озеро из берегов и сокрушил Ангкор вместе со всеми его жителями.
Ангкор Ват, пожалуй, самое крупное религиозное сооружение когда-либо возводимое человеком. Он гораздо больше любой мусульманской мечети, европейского собора, любой пагоды или пирамиды. Однако, несмотря на всю историческую и культурную ценность, комплексу угрожает серьезная проблема. К сожалению, реконструкцией Ангкор Вата не хотят заниматься серьезно, так как это требует очень больших затрат. Но этот исторический памятник древней культуры находится в очень плачевном состоянии. Очень пагубные последствия для памятников имела война, ведущаяся здесь в течение двух последних десятилетий, а также разграбление храмов ворами. Но, кроме того, неумолимо наступающая растительность джунглей разрушает ангкорские комплексы, его каменные строения покрыты мхами и лишайниками.

На сегодняшний день храмовый комплекс Ангкор внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Интересный факт: все храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. При возведении храмов чаще всего использовались блоки из камня-песчаника, которые сцеплялись по принципу замка, а крепостные стены выкладывали из туфа.


Ангкор Ват окружён рвом шириной 190 м. В старину в нём разводили крокодилов. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, которая и является входом на территорию храма. Территория Ангкор-Вата обнесена стеной длиной 1025 м на 800 м. От ворот к храму ведёт длинная и широкая дорога, проложенная по насыпи, поднимающейся над землёй почти на полтора метра.

Ангкор Ват сохранился намного лучше, чем многие другие сооружения комплекса Ангкор, что объясняется тем, что после того, как последние поселения покинули эти места в Ангкор Вате жили буддийские монахи. Живут они здесь и сейчас.

Комплекс был обнаружен 22 января 1861 года французским путешественником Анри Муо. В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1922 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО.


Велосипед — хорошая идея для прогулки по храмам. Безусловно, только в том случае, если вы предполагаете задержаться в Сием Рипе больше чем на день.

Большинство местного населения предпочитают именно этот вид транспорта, когда посещают Ангкор, а значит у вас есть возможность быть ближе к местному населению, что влечет за собой не только радость и удовольствие, но более низкие цены на еду и напитки на территории храмовых комплексов.

White Bicycles - довольно крупная местная компания, которая сдает велосипеды в аренду. Они поддерживаются многими отелями и гест-хаусами, т. к. основной процент их дохода идет на благотворительные нужды, в поддержку образовательных программ для детей из малоимущих семей.

Такси - довольно распространенный вариант путешествия по храмам. Он удобен для тех, кто хочет «прикоснуться» к сокровищам Ангкора, но предпочитает подобные путешествия в кондиционированной кабине автомобиля. Отрицательной стороной подобных прогулок вероятно может быть то, что вы оказываетесь изолированы от звуков, запахов и многих других прелестей.

Стоимость одного дня аренды такси, колеблется от 25$ до 35$. В основном цена зависит от того, во сколько вы планируете начать прогулку по храмовым комплексам. Если вы предпочитаете встретить рассвет в на одной из чудных террас Ангкор Вата, то стоимость аренды такси будет выше.

Аренда мопедов иностранцами в Сием Рипе запрещена законом. Однако некоторые умудряются привезти мопед из Пномпеня. Если вы нашли способ арендовать мопед, то настоятельно рекомендуем оставлять его на платных парковках, т.к. существует огромная вероятность кражи или угона.


Для желающих открыть вид на Ангкор Ват с высоты птичьего полета, компания Angkor Balloon может предложить вам путешествие в корзине воздушного шара. Маршрут фиксированный и нет возможности менять курс, высота полета около 200 метров над землей. Стоимость удовольствия 11$ с человека (в корзину помещаются до 30 человек). К сожалению, этот вид путешествия не всегда бывает доступен из-за погодных условий.
Путешествие на слонах было на пике популярности в начале 20-го века. Именно на слонах были проложены первые маршруты по храмам Ангкора. Сейчас, конечно же, все более цивилизованно и поставлено в колею организованного туризма. Вы можете прокатиться на слоне от ворот Ангкор Тома до храма Байон. Стоимость такого путешествия обойдется вам приблизительно в 10$. А вот в местечке под названием Ангкор Виладж вы можете не только заказать прогулку на слоне, но даже получить настоящий урок у профессиональных погонщиков. Они обучат вас уверенно сидеть на слоне и вы разучите некоторые команды, чтобы управлять слоном. Стоимость такого курса - приблизительно 50$. Популярен среди путешествующих группами. Стоимость аренды микроавтобуса с водителем (на 12 человек) - приблизительно 50$ в день.
Пожалуй, самый популярный транспорт для передвижения по территории комплекса Ангкор. Кабины рикш бывают достаточно удобные и важный бонус в том, что они могут защитить вас от дождя. Если вам повезет с водителем, то он может оказаться неплохим гидом, а так же, зная временные потоки туристов на основных маршрутах в комплексах, сможет помочь вам избежать толпы фотографирующих и кричащих людей. Стоимость аренды мото-рикшы колеблется от 10$ до 20$ в день.
Как мы и говорили ранее, прогулка пешком не самый удобный вариант путешествия и на то есть много оснований. Во-первых, Ангкор Том находится в 8 км от Сием Рипа. Во-вторых, немало живописных храмов находятся на расстоянии 15-10 км от Ангкор Тома. Немаловажно также учесть и тот факт, что после 11 часов утра солнце пребывает в зените и длительные пешие прогулки могут оказаться очень серьезной нагрузкой на организм. Однако если описанные выше факты не отпугнули вас вы решились на прогулку пешком, то откройте для себя дорогу, пролегающую за стеной Ангкор Тома. Этот маршрут откроет вам не только малоизвестные храмы, спрятанные в зарослях тропических деревьев, но и даст возможность насладиться пением птиц и музыкой джунглей.













Кстати, буквально в Августе 2014 года

Являются ее храмы, которых на территории страны великое множество. Сегодня мы расскажем вам о самых интересных и величественных, которые поражают воображение немыслимыми барельефами и оригинальной кладкой.

Комплекс храмов в Камбодже занимает огромные территории, и необходимо отметить, что многие из них до сих пор находятся в стадии исследований.

Особенности страны

Камбоджа привлекает туристов самобытностью — это не Таиланд, немного приукрашенный и удобный для туристов. На путешественников обычно производят неизгладимое впечатление дикие земли, свободные улыбчивые люди и необыкновенные храмы Камбоджи. Это поразительные ансамбли, которые не оставил без внимания даже Голливуд, неоднократно выбиравший их в качестве декораций к своим картинам.

Бывалые туристы отмечают особенности, которые непосредственно связаны с осмотром достопримечательностей этой страны, о которых необходимо знать тем, кто только планирует поездку:

  1. Все храмы великолепны в разное время суток: одни на рассвете, другие днем, третьи в сумерки.
  2. Осмотр древних комплексов занимает немало времени, поэтому мероприятию следует уделить не менее трех дней, чтобы увидеть самые интересные места. На это время можно снять номер в одном из отелей расположенного поблизости городка Сиемрип.
  3. Для осмотра комплекса Ангкор имеет смысл подумать об аренде автомобиля, поскольку многие сооружения находятся на приличном расстоянии друг от друга.

Ангкор: древние храмы Камбоджи

Это регион страны, ставший колыбелью для крупнейшей империи Южной Азии — Кхмерской. Ее величие и процветание относится к IX—XV векам. В тот период Ангкор был одним из крупнейших городов мира, а о его храмах уже тогда знали далеко за пределами империи.

В 1431 году войска Сиама разрушили город, а его жители вынуждены были его покинуть. С тех времен Ангкор вместе с более чем сотней храмов и дворцов остались, по сути, заброшенными среди густых тропических лесов. И лишь в конце XIX века натуралист Энн Муо из Франции опубликовал несколько работ, которые были посвящены Ангкору.

Даже Редьярд Киплинг написал свое знаменитое произведение о Маугли - «Книгу джунглей» - после посещения Ангкора. С 1992 года храмовый комплекс находится под охраной ЮНЕСКО. Эта древняя камбоджийская провинция стала родиной бесценных архитектурных памятников Кхмерской империи.

Ангкор — древний город

Храмы Ангкора являются свидетелями существования крупнейшего доиндустриального городского центра на нашей планете, который по своим размерам превосходил нынешний Нью-Йорк Сегодня это огромный музей под открытым небом площадью 200 км². Здесь создается впечатление, что каменные храмы с украшенными стенами словно вырастают из непроходимых джунглей.

Ученые и сегодня пытаются разгадать загадки их строительства, но Ангкор бережно хранит свои тайны. Как и во времена расцвета империи, Ангкор и сегодня как магнит притягивает к себе путешественников и исследователей со всего мира. И если в былые времена сюда ехали купцы, то сегодняшние гости этой земли — туристы.

Без преувеличения, можно сказать, что храмы Камбоджи, и Ангкора в частности, - самое впечатляющее место в Юго-Восточной Азии. Короли Кхмерской империи не жалели средств, чтобы построить храм богаче и внушительнее, чем у предшественников.

Ангкор-Ват

Великолепный храм является бесспорной жемчужиной Ангкора. Его шпили стали символом и визитной карточкой Камбоджи. Храм состоит из пяти башен святынь, трех галерей, которые увеличиваются по высоте к центру и окружены рвом, наполненным водой, шириной 190 метров. Профиль сооружения имитирует нераскрывшийся бутон лотоса.

Первая галерея — это наружная стена надо рвом. Она имеет квадратные колонны с внешней стороны. Потолок между ними с внешнего фасада украшают розетки в виде лотоса, а на внутренней стороне изображены фигуры танцовщиц. Барельефы, на стенах всех трех галерей, изображают сцены из разных мифов и многих исторических событий.

Длинная аллея связывает первую галерею со второй. Подняться к ней можно по лестнице, которую по бокам украшают скульптуры львов. В этой галерее внутренние стены украшены изображениями апсар— небесных дев.

Третья галерея состоит из пяти башен, которые и венчают самую высокую террасу. Здесь очень крутые лестницы, которые символизируют трудность восхождения в царство богов. На стенах галереи можно увидеть многочисленных змей. Их тела заканчиваются в пасти львов.

Камни Ангкор-Ват, гладкие, словно отполированный мрамор, уложены без какого-либо сцепляющего раствора. Основным строительным материалом для этого сооружения стал песчаник, который к месту строительства доставлялся с горы Кулен, которая находится в 40 км.

Почти все поверхности, включая колонны и перемычки крыши, вырезаны из камня. В период с 1986 по 1992 год индийское археологическое общество проводило в Ангкоре реставрационные работы. Храм вошем в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Байон

Этот храм построен в честь Джаявармана VII. Он имеет три уровня. Главная часть декора храма — картины, изображающие повседневную жизнь кхмеров. Храм Байон в Камбодже имеет и одну глухую стену, высотой в 4,5 метра. На ней можно увидеть сцены битвы на в которой победу над чамами одержал Джаяварман VII.

В 1925 году Байон был признан буддийским святилищем. В 1933 году в храме, точнее, в скважине его фундамента, нашли в которой явно просматривалось внешнее сходство с Джаяварманом VII. Во время брахманисткой реставрации, которая проводилась сразу после смерти правителя, она была осквернена. Позднее ее отреставрировали и установили на террасе.

Бапуон

Храмы Камбоджи абсолютно разные и этим они тоже поражают гостей страны. Насладившись необыкновенной атмосферой Байона, пройдите к соседнему храму Бапуон. Долгое время на этой территории была лишь строительная площадка, на которой несколько десятилетий трудились реставраторы. Свою работу они в шутку называли собиранием самого сложного в мире пазла. Лишь два года назад туристы получили возможность посещать этот древний Он посвящен Шиве.

Надо отметить, что все древние храмы Камбоджи очень величественны. Историки утверждают, что в древности Бапуон был одним из самых красивых в Ангкоре. Но в начале пятидесятых годов прошлого века он оказался почти на грани разрушения. Французские археологами вместе с командой реставраторов решили, что есть только один способ сохранить его — полностью разобрать, укрепить фундамент, и только после этого собрать здание.

В начале 60-х годов Бапуон был разобран. В ходе демонтажа блоки храма переносили в джунгли, причем каждый блок имел свой номер. В середине 70-х годов к власти в стране пришли красные кхмеры, и работы по реставрации были остановлены. Позднее выяснилось, что уничтожили документы по разборке храма, и не осталось информации, как следует собирать 300 тысяч каменных блоков. Архитекторам пришлось использовать фотографии и воспоминания местных жителей.

Та-Пром

Наверное, никогда не перестанет удивлять туристов Камбоджа. Храмы в джунглях можно увидеть практически по всей стране. Но один из них - Та Пром - просто идеально подходит под описание Киплинга. Это огромный храм-монастырь, полностью поглощенный джунглями.

Специалисты считают, что он самый поэтичный в Ангкоре, в нем царит удивительная атмосфера, которую создают огромные деревья, которые обвивают стены. Они проросли сквозь камни и нависают над башнями. За долгие века корни так срослись со стенами, что деревья невозможно убрать, не повредив строений.

Та-Пром был построен в эпоху правления Джаявармана как буддистский храм, занимающий огромную территорию. Однако по архитектуре он не похож на другие храмы Камбоджи. Он представляет собой цепочку одноэтажных строений, которые соединяются между собой сквозными галереями и проходами. Многие из них сегодня недоступны, поскольку завалены камнями.

Уникальность этого храма заключается в том, что на каменных стенах высечено множество древних надписей. На каменной стеле, которую сегодня можно увидеть в Национальном музее Ангкора, высечено, что во времена расцвета храму принадлежали 3140 деревень, здесь работали 79 365 человек, несли службу 18 верховных жрецов, 2800 клерков. Внутри храма проживали постоянно более 12 000 человек.

На месте леса, который сегодня окружает храм, в древности был оживленный большой город, а в его сокровищницах хранилось большое количество драгоценностей. Сейчас поверить в это сложно, так как многие постройки превратились в руины. Деревьев здесь два вида: самое большое — баньян с толстыми, светло-коричневыми корнями, и второе — фиговое дерево-душитель. Оно отличается множеством тонких, совершенно гладких корней серого цвета.

Семена дерева попадают в щель в кладке сооружения и корни растут вниз, вытягиваясь к земле. Мы уже говорили о том, что храмы Камбоджи способны удивить своими загадками даже современных ученых. Одна из них — вырезанное на стене храма Та Пром изображение динозавра, к которому гиды любят приводить экскурсионные группы. Однако до сих пор никто не может объяснить, где древние кхмеры могли видеть динозавра.