Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм. Сакральное число семь

К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ САКРАЛЬНОГО ЧИСЛА СЕМЬ

С древности среди числовых архетипов (3, 7, 9, 12, 40), известных в культурах многих народов Старого Света, особое место занимало число семь . Например, в древнегреческих мифах встречаются образы семи Гесперид, семи циклопов, семи детей Ниобы, упоминаются семь струн на лире Аполлона, семь трубок флейты Пана; существовали понятия о семи чудесах света, семи мудрецах античности.

Принятый у многих современных народов недельный цикл состоит из семи дней; древние астрономы располагали соответствующие им космические светила на семи ярусах неба (в семи мировых сферах).

Обратившись к западному христианству, можно обнаружить существование представлений о семи добродетелях и семи смертных грехах. Известно, что в античной и средневековой Европе изучали семь свободных искусств (наук), в радуге различают семь цветов, музыкальные звуки разделены на семь нот.

Мусульманский паломник во время хаджа должен семь раз обойти вокруг Каабы; в исламе упоминаются семь райских врат и семь врат ада; восточные географы делили Землю на семь климатов (широтных зон); по поверьям, семь дней проводит душа умершего возле могилы.

В суре 15 “Аль-Хиджр” (стих 87) сказано: “И Мы дали тебе семь повторяющихся и великий Коран”. Комментаторы предполагают, что под выражением “семь повторяющихся” подразумеваются семь аятов первой суры “Аль-Фатиха” либо 2–8 суры Священного Писания мусульман.

Число семь встречается в фольклорных текстах. Так, например, герой хантыйского “Cказания о Мир-сэвити-хо – Владыке, наблюдающем за всем миром” должен был отыскать семь берез, растущих от одного корня, и обойти вокруг них семь раз, чтобы запряженные в нарты олени, с помощью которых он ушел от погони духов смерти, снова обрели силу и вынесли его из мира мертвых .

Великан Улып из чувашской сказки “Племя Улыпа”, прикованный к гранитной скале богом-громовержцем за совершенные им злодеяния, просит своих сыновей пойти к верховьям большой реки, впадающей в море и там, где она сливается с другой рекой, принести жертву богам и быть защитниками людей их племени. Он говорит, что они достигнут указанного места через семь лет пути . В другой чувашской сказке “Как крестьянский сын за солнце работал” главный герой добирается до страны, в которой обитают девы-птицы, также через семь лет .

У казахов свод законов обычного права, принятый при хане Тауке, назывался Jeti jarğı, букв. ‘Семь уложений’. В казахских сказках упоминается чудовище – jeti bastı aydahar ‘семиглавый дракон’. Этот же мифический образ встречается в фольклоре народов Северного Кавказа.

Известны поговорки, пословицы и фраземы, в которых употребляется число семь :

казахск. Jeti’ge kelgenşe bala jer’den tayaq jeydi ‘Пока ребенок не достигнет семилетнего возраста, ему постоянно достается от земли’ (т.е. он часто падает),

Jut – jeti ağayındı ‘Джут – это семь бед’, букв. ‘Джут – это семь братьев’ (т.е. беда не приходит одна),

Jeti atası’nan beri ‘Потомственный’, букв. ‘От седьмого колена предков’,

Jeti jurt ötken jer ‘Древняя земля’, букв. ‘Земля, где обитали семь народов’,

Jeti jurt’tıη tili’n bilüw ‘Быть полиглотом’, букв. ‘Владеть языками семи народов’ (эта фразема нашла отражение в словах Геродота, который знал, что почти за век до него через Скифию, пользуясь услугами "семи переводчиков” держал путь к Рифейским горам (Урал) Аристей, жрец Аполлона из Проконнеса, упоминавший в своей поэме "Аримаспея”, которая, к сожалению, не сохранилась, загадочных аборигенов: "блаженных” гипербореев и свирепых одноглазых аримаспов, "стерегущих золото грифов” и исседонов).

Jeti qabat jer astı’nda ‘Под семью уровнями земли’ (о чем-либо недоступном или труднодоступном),

Jeti qaraηğı tün’de ‘Глубокой ночью’, букв. ‘В ночь семикратной тьмы’,

Jeti qır’dıη astı’nda ‘Слишком далеко’, букв. ‘За семью холмами’;

турецк. Yedisi’nde ne ise, yetmişi’nde de olur ‘Каков в семь (лет), таков и в семьдесят’;

английск. A fool may ask more questions in an hour than a wise man can answer in seven years ‘Дурак в состоянии за один час задать больше вопросов, чем умный – ответить за семь лет’,

Keep a thing seven years and you will find a use for it ‘Продержите вещь семь лет, и вы сумеете извлечь из нее выгоду’ (т.е. любая вещь может когда-то пригодиться);

русск. Семеро одного не ждут,

Семь раз отмерь, один раз отрежь (ср. английск. Measure thrice and cut once ‘Три раза отмерь и один раз отрежь’ ~ Measure twice, cut once ‘Два раза отмерь, один раз отрежь’),

Один с сошкой, семеро с ложкой.

Число семь встречается в топонимике. “Семь тополей” – под таким названием было известно у любителей рыбалки место на Иртыше, расположенное на окраине города Семей в районе дач близ поселка Восточный. В Восточно-Казахстанской области находится село Долонь, название которого представляет собой сокращение старинного топонима Doloon qarağay, в переводе с монгольского – ‘Семь сосен’.

Прежнее название г. Семей – “Семипалатинск” восходит к старому названию “Семиполатная крепость”. Название крепости объясняется тем, что поблизости от нее на берегу Иртыша еще были видны развалины семи строений буддийского монастыря Дорджийн-хид, который был возведен во времена владычества западных монголов-джунгар.

Можно найти немало примеров использования рассматриваемого числа в иудаизме, христианстве, исламе, в культуре народов Ирана, Индии, Китая, Японии и т.д.

В Казахстане среди “престижных” автомобильных номеров свое место занимают те, в которых трижды встречается цифра – 777. Некоторые любители “священного” числа, не имея возможности получить сочетание этих знаков, стремятся к тому, чтобы сумма трех цифр государственного номера составляла число семь.

О том, что число семь остается психологическим архетипом, свидетельствует его использование современными авторами применительно к тем или иным понятиям. Так, например, Дипак Чопра (Deepak Chopra), написавший ряд популярных книг, посвященных вопросам духовности и нетрадиционной медицине, одно из своих сочинений назвал “Семь духовных законов успеха”, другая его книга именуется “Семь Духовных Законов для родителей”. Он же в соавторстве с Дэвидом Симоном издал книгу “Семь духовных законов йоги”.

Попытаемся ответить на вопрос, как возникла традиция использования числа семь и чем объяснить его популярность.

Ab-gal-lu – название семи мудрецов-помощников бога мудрости Энки из шумеро-аккадской мифологии; их считали основателями семи шумерских городов. Исследователи сопоставляют образы семерых архангелов, упоминавшихся в иудейском апокрифе “Книга Еноха” (II в. до н.э.), с семью Амеша Спента – бессмертными святыми в зороастрийском пантеоне и семью духами планет из мифологии вавилонян.

Некоторые исследователи считают, что упоминавшиеся в египетской “Книге мертвых” Семь духов олицетворяют семь звезд астеризма Ковш созвездия Большой Медведицы: “Поклоняюсь и приветствую вас, Семь существ, которые повелевают, которые следят за Весами в ночь суда Уаджет, которые отрубают головы, ломают шеи, отнимают и похищают сердца, разрывают усопшим грудь и совершают убийства в Озере огня…” .

Каждому из астральных духов были даны сложные имена: Неджех-Неджех, Ааткеткет, Анертанефбесф-Хентихехф, Акхерамиуннутф, Тешенмаатиамихетанесс, Убешрамперем-Хетхет, Мааемкерханнефемхру; по другой версии, эти ужасные существа назывались иначе: Кеста, Хапи, Дуамутеф, Кебексеннуф, Маатефф, Херибекф, Херу-Хентианмаати .

Saptha rişi (санскритск. ‘Семь мудрецов’) – семеро сыновей бога Брахмы, рождённые из его ума. Семеро риши считаются творцами Вселенной и прародителями всех ныне живущих. Их общим именем в индийской астрономии называли семь ярких звёзд Большой Медведицы. Ранний список имен семерых риши даётся в “Джайминия-брахмане”: Васиштха, Бхарадваджа, Джамадагни, Гаутама, Атри, Вишвамитра и Агастья. Письменный памятник “Вишну-пурана” приводит следующие имена: Крату, Пулаха, Пуластья, Атри, Ангирас, Васиштха и Бхригу. Согласно китайской мифологии, обитающие на звездах Большой Медведицы божества Доу-му ‘Матушка Ковша’ и Доу-фу ‘Батюшка Ковша’ имеют девять звезд-сыновей, двое из которых – божества Северного и Южного полюсов, остальные же семеро – духи семи ярких звезд, составляющих астеризм Ковш.

У обских угров (ханты, манси) был известен сын создателя мира Корс-Торума – могучий Нуми-Торум, который породил семерых сыновей, богатырей – защитников огня.

Древние тюрки издревле считали, что семь звезд Большой Медведицы – души семерых братьев-разбойников, которые похитили одну из дочерей Плеяд (рис. 1). Так, например, алтайская легенда рассказывает о семи братьях-великанах, впоследствии ставших семью звёздами Большой Медведицы.

Представление о семерых астральных героях стало известно обитателям многих стран, куда мигрировали номады-прототюрки, а также у значительно удаленных от них народов опосредствованно – в результате диффузии древнего астрального мифа, сопровождавшейся значительными изменениями в его сюжете и неизбежной трансформацией легендарных образов.

Фигуры семи легендарных братьев, выступавших в роли семи разбойников; семи лиц, обладавших чудесными способностями; семи мудрецов; семи ханов; семи деградировавших, глупых персонажей и даже семи гномов, можно встретить в мифологии и сказках многих народов Старого Света и индейских племен Северной Америки.

Рисунок 1. Созвездие Большой Медведицы и ее наиболее яркие звезды

Казахи называли созвездие Большой Медведицы по-разному: Jeti qaraq ~ Jeti qaraqşı, букв. ‘Семь разбойников, или Семеро стерегущих’, Jeti urı ‘Семь воров’, Jeti qart ‘Семь старцев’1, Jetigen2 (< *Djeti qağan ‘Семь государей’) и Ülken Ayuw ‘Большой Медведь’. Последнее обозначение представляет собой перевод русского космонима, в свою очередь, являющегося лексико-семантической калькой древнегреческого названия упомянутого созвездия. На юге Казахстана Большую Медведицу именовали Baqıraş ‘Медный ковш’, в Павлодарской области – Ojaw, букв. ‘Ковш, половник’.

Чуваши называют семь звезд Большой Медведицы Altăr śăltăr ‘Ковш-звезда’, Śīç śăltăr ~ Sīççe śăldăr ‘Семь звезд’3 и Yĕtĕkе (от Yīdigän), тувинцы – Çedi haan ‘Семь царей’, алтайцам оно известно как Djeti qaan ‘Семь ханов’, кабардинцам – Семь Братьев-звезд, афганцам (пуштунам) – Ovvä storay ‘Семизвездие’, персы используют два астрономических названия Häftbäradäran ‘Семь братьев’ и Häftouräng ‘Семь престолов’ (или ‘Семь венцов’) и т.д.

Согласно казахской легенде о звездах Большой Медведицы (Jeti qaraqşı ‘Семь разбойников’), братья каждую ночь следят за двумя звездами Aqboz at и Kökboz at (Белая лошадь и Сивая лошадь – β и γ Малой Медведицы), чтобы их похитить. Лошади привязаны к звезде Temir qazıq, букв. ‘Железный кол’ (Полярная звезда), кружатся вокруг нее, не имея возможности уйти в сторону. C наступлением утра “конокрады” исчезают c неба.

Древний астральный миф в казахской версии повествует о семерых братьях-разбойниках, которые жили в звездном мире. Их единственным промыслом было воровство и барымта, т.е. угон скота. Однажды они увидели самое прекрасное из звездных скоплений – Ülker (Плеяды). По народной поговорке Qız’ğa kim söz aytpaydı, qımız’dı kim işpeydi? ‘Кто не говорит о девушках, кто не пьет кумыса?’, о прелестных Плеядах заговорили не только семеро братьев, но и все обитатели звездного неба. Некоторые родители спешили со сватовством, мечтая о невестах-красавицах для своих сыновей.

Лишь семь разбойников не желали соблюдать народных обычаев – посылать сватов (quda tüsüw), платить калым (qalıη mal berüw), праздновать проводы невесты (qız uzatuw) и справлять свадьбу в ауле жениха (üylenüw toyı). Решили они поступить проще и эффективнее – умыкнуть невест.

В то время, когда умножилось число людей, приехавших сватать красавиц Плеяд, семеро братьев уже оседлали своих крылатых коней. Беспечные девушки не ведали о преступном замысле разбойников. Ясным весенним днем они как обычно собирали цветы, играли в салки, обливали друг друга водой из ручья и, звонко смеясь, гуляли у подножия горы. Веселье их продолжалось до самой ночи.

В это время к месту, где развлекались красавицы, прилетели на крылатых конях семь разбойников и бросились сверху на безмятежно сидевших девушек. Плеяды прервали свою песню и, быстро взмахивая своими крыльями, рванулись вверх и улетели, спасаясь от преследователей. Но одна из них все-таки попала в руки злодеев.

Когда разбойники вернулись домой, то предложили похищенной девушке выбрать из их числа себе жениха. Она вышла замуж за самого сильного из них, которого можно увидеть в средней звезде ручки небесного Ковша (Мицар).

Опасаясь побега похищенной девушки к своим родным, семеро разбойников не спят сутками, охраняют ее и в то же время подстерегают пару крылатых скакунов – Aq-boz at и Kök-boz at, привязанных арканом к Железному колу – Полярной звезде .

У хакасов, небольшого тюркского народа Южной Сибири, возникла своя версия этого этиологического мифа. Во времена создания земли и сотворения неба созвездие Çīttigen (Большая Медведица) были семью братьями-ханами, а Ülger (Плеяды) – семью сестрами. Семь дев жили на берегу Tīgir köl, букв. ‘Небесное озеро’, у подножия горы Çīti hıs, букв. ‘Семь дев’. Отцом Плеяд был правитель Han Çīgetey. Однажды семь братьев украли одну из его дочерей. Отец Плеяд бросился в погоню, но братья-разбойники по зеркальной поверхности Небесного озера поднялись в небо и превратились в семь звезд Большой Медведицы. Хан-Чигетей в ярости выстрелил из лука в убегающих братьев и стрелой пригвоздил небо. С тех пор Большая Медведица кружит вокруг стрелы Хан-Чигетея – Han Çīgetey uğı (Полярной звезда). Среди семи звезд Большой Медведицы виднеется едва заметная звездочка Алькор – это похищенная дочь Хан-Чигетея. Оставшиеся шесть сестер превратились в созвездие Плеяд, их отец стал созвездием Волопаса, которое пребывает в вечной погоне за Большой Медведицей. Когда Хан-Чигетей догонит семь братьев-ханов, то наступит последний год мира.

В другом варианте хакасского мифа имеются некоторые отличия. Астеризм Плеяд – семь небесных сестер. Звезды Çītigen (Большая Медведица) – это семь братьев, которые украли одну из сестер (Алькор). Плеяды преследуют семерых братьев, но догнать не могут. Отец Плеяд (звезда Арктур) выстрелил в похитителей. Его стрела пригвоздила небо и превратилась в Полярную звезду. Возможно, стрела задела братьев, вынужденных теперь вечно ходить вокруг Полярной звезды.

Восприятие слова qaraqçı (qaraqşı) в значении ‘стерегущий’ привело к появлению у казахов еще одной версии, в которой астеризм Ürker (Плеяды) превращается в воров, укравших двух ханских скакунов (две яркие звезды Малой Медведицы), привязанных к Железному колу. За этими конокрадами гонятся семь караульных Jeti qaraqşı (Большая Медведица). Вариант, в котором Плеядам приписывается роль преступников, от номадов, мигрировавших на Запад, стал известен славянским народам.

В алтайской сказке “Семь каанов” братья наделены от рождения чудесными талантами. По велению хана они похищают жену другого правителя, который посылает в погоню своих воинов, а затем выпускает двух беркутов. Упоминание двух орлов вместо одной мифической птицы в алтайском варианте предания, видимо, было вызвано желанием объяснить, каким образом девушка оказалась в небе, так как в действительности беркут не может поднять в воздух взрослого человека. Когда орлы хватают женщину за плечи и взмывают вверх, один из братьев поражает стрелой этих птиц, другой – ловит ханшу, выпавшую из орлиных когтей.

Оказавшись правителями края, они начинают разорять земли, убивать ни в чем неповинных людей. Тогда бог Üç-Qurbustan, проклял их, превратив в созвездие ‘Семь царей’, а затем определил им вечно кружиться вокруг Полярной звезды. Находясь среди звезд, братья похитили одну из дев Плеяд, которая видна близ созвездия Большой Медведицы. В этой сказке похищенная дева предстает в двух ипостасях – земной женщины и астральной девицы.

Сцена похищения мифическим орлом прекрасной девы представлена на средневековой серебряной чаше, обнаруженной на территории Ирана (рис. 2). Огромная птица удерживает в своих лапах стройную девушку с виноградной гроздью в правой руке. Под орлом изображены двое бегущих мужчин; их фигуры представлены в момент движения и выражают явную обеспокоенность персонажей необычным происшествием: гигантская птица уносит девушку.

Первое число правильного шестиугольника (шесть граней и один центр).
Три и четыре образуют вместе семь, другое священное число. Содержа в себе тройку как символ Неба и души и четверку как символ Земли и тела, семерка является первым числом, охватывающим и духовное, и временное. Число таинств, относящихся к духовной стороне вещей, таинственная божественная

сила в природе.

Семь - это мистическая природа человека: 7 = 3 (ум, душа, дух) + 4 (мир). Семь дверей человека: два глаза, два уха, две ноздри и рот. Кроме того, семь - число Вселенной, макрокосма, означает полноту и совокупность.

Семь ключей миропонимания символизируют собой семь точек зрения на каждую вещь. Это означает, что каждое явление можно рассматривать как форму, отвечающую трем планетным принципам: физически-эфирному, принципу психической жизни и принципу полезности для существования других форм. С другой стороны, каждое явление можно также рассматривать с трех точек зрения духовного видения: как выражение идеи, как проявление жизненного смысла и как проявление любви. Седьмой ключ миропонимания открывает самую сущность вещей. Эти семь творческих сил обозначают семь свечей священных светильников, они запечатлены в символике и легендах Востока. И каждый духовный импульс, даваемый человечеству, имеет семь спектров своего проявления: семь таинственных Кумар, Духов с Венеры, творят семь Посвятительных Школ и Путей, семь религий.

И не только на земле, но и на небе присутствует эта семерка : в семи звездах Большой Медведицы (иногда их считают «нерушимыми», поскольку они видны круглый год в северном полушарии), в семи звездах каждого по-настоящему сгруппированного созвездия. Ибо поистине число семь , изображающее три первоосновы мира, отраженные в четверичном законе динамики, есть число, управляющее жизнью Космоса. Три высших принципа господствуют над четырьмя низшими и владеют их элементами.

Число семь - это совершенство, уверенность, безопасность, покой, обилие, восстановление целостности мира, синтез, а также девственность и число Великой Матери. Семь космических эр, Семь Небес, областей ада, основных планет и соответствующих им металлов, мировых сфер, лучей Солнца (седьмой луч Солнца - это путь, по которому человек переходит из этого мира в следующий). Сем ь возрастов человека, столпов мудрости, цветов радуги, дней недели, нот, октав, чудес света, семь смертных грехов, семь категорий абсолютной оценки.

Данные инженерной психологии подтверждают, что число семь есть некий максимум запоминания человеком сигналов-символов. Семь - это «пропускная способность» нервной системы человека, определяющая объем человеческой памяти. Наиболее прочные и работоспособные группы, коллективы состоят из трех или семи человек, связанных одной задачей.

В некоторых традициях существует (или существовала в древности) семеричная система счисления. Таким образом, число 7 выступает как наиболее употребительный космический показатель, универсально характеризующий все, что подлежит счислению. Это число является одним из основных числовых параметров вселенной. Магическая семерка в культурах различных народов мира имела значение максимума, предела, полноты, ограничения: семь мудрецов, семь древнеиндийских риши (обожествляехмых мудрецов), семь великих богов Древнего Шумера, семь Духов в египетской религии, семь матерей-прародительниц нганасан в Африке.

В магии на нити для заговаривания семь узлов, семь раз повторяются заклинания.
В астрологии существуют семиконечная звезда магов; семь Плеяд, семь главных планет (Солнце, Венера, Меркурий, Луна, Сатурн, Юпитер и Марс).
У алхимиков в «Великом Делании» участвуют семь металлов. В Египте семь Хатор - божеств Судьбы; у жриц Хатор - семь сосудов; семь черей Ра делают семь узлов на своих семи туниках; семь ястребов Ра - это семь тренов; семь коров и бык изображают плодородие; семь домов подземного мира; трижды семью вратами. Число семь посвящено Озирису.

У пифагорейцев семь - космическое число, включающее тройку Небес и мира; бог мира; совершенство.
В греко-римской традиции семерка посвящена Аполлону, на лире которого семь грун, а также Афине (Минерве) и Аресу (Марсу). У Пана семь флейт. В Греции семь великих мудрецов.

В еврейской традиции семь - оккультное понимание. В еврейском году семь гаких праздников; менора имеет семь ветвей; семь лет строился Храм.
В шумеро-семитской традиции семь подразделений лунного календаря, семь дней недели. «Тебе светить рогами, чтобы отметить шесть дней, а на седьмой - половиной диска», поэтому седьмой день становится символом оппозиции к Солнцу, темноты и зла. Так что на седьмой день опасно что-либо предпринимать, и он превращается в день отдыха.

Существуют также семь поясов Земли, семь Небес, символизируемых ярусами зиккурата, семь ветвей Древа Жизни с семью листьями на каждой, семь врат ада, семь демонов Тиамат и уничтожающих ее ветров, семь цветов, печатей, божеств судьбы.
Число семь связано с самыми различными христианскими понятиями и предметами; оно соотносится с сакральной областью мистического постижения тайн христианской космологии, богопознания и футурологии.

В христианстве Бог символизируется седьмым, центральным лучом посреди шести лучей творения. Существуют семь Таинств, семь даров Святого Духа, семь (3 + 4) богословских и основных добродетелей, семь смертных грехов, семь горных хребтов в чистилище, семь свободных искусств, семь хрустальных сфер с планетами, семь главных пороков, семь ангелов присутствия, семь бесов, изгнанных Христом, семидневный пост и покаяние, семь радостей и печалей Марии, семь защитников христианства, семь соборов древней церкви, семь престолов, семь печатей.

В Ветхом Завете - семь алтарей Ваала, семь жертвенных тельцов и баранов, семь труб, семь обходов вокруг Иерихона, семь омовений Неемана в Иордане, семь цепей Самсона, семь раз чихает ребенок, воскрешенный Елисеем, Ковчег нельмой месяц, и голубь был послан через семь дней.
В русской культуре неделя; «Быть на седьмом небе от счастья», «Семеро одного не ждут», «Семь бед - один ответ». Слово «семья» происходит от «семь». Народная традиция связывает число семь со святостью, здоровьем и разумом. Семерка объединяет целостность единицы с идеальностью шестерки, создавая своеобразную внутреннюю симметрию.

В исламе первое совершенное число - семь; семь Небес, климатов, земель и морей, цветов, пророков, действенных сил, состояний или остановок сердца; Каабу обходят семь раз, что символизирует семь атрибутов Бога.

Семиглавые драконы известны в Индии, Персии, дальневосточном регионе, особенно в Камбодже, встречаются в кельтском и средиземноморском фольклоре. В индуизме семь драгоценных камней брахманов, семь богов до потопа, от которого спаслось семеро мудрецов.
В буддизме семь - число подъема, восхождения к высшему, обретения центра. Семь шагов Будды символизируют восхождение по семи космическим ступеням, выходящим за пределы времени и пространства. Семиэтажная прасада в Бороба-дуре является священной горой и мировой осью, с вершиной на трансцендентном севере, достигающей царства Будды.

У китайцев существуют семь фей и животных духов.

Тайна цифры 7 никого не оставляет равнодушным. В кириллице это числовое значение буквы з (земля). Творец сказал: АЗ ЕСМЬ. ЕСМЬ - это тоже СЕМЬ (Жаухария Безверхняя, из комментария данной работы).

В Египте семь - символ вечной жизни, число бога Осириса. Согласно легендам, в седьмом часу ночи к Змею Апофису п одплывает лодка Ра, мертвый проходит через семь залов и семь дверей, чтобы попасть в Амерти. Кроме того, семь - символ творения (как и в христианстве). В Древней Греции семь - символ Аполлона (http: utahch.blogspot.com/2011/10/7.html).

В христианстве цифра 7 имеет сакральное значение. Приведем выписку из Википедии об этом числе.

Семь дней Творения
7 печатей в «Книге жизни» из Апокалипсиса (Откр.8:1)
7 ангелов вострубили в Откровении (Откр.8:7-11:15)
7 чаш с язвами в Откровении (Откр.16)
7-главый Красный Дракон (Откр.12:3)
7 церквей (Откр.1:4)
7 диаконов Иерусалимской церкви (Деян.6:3)
Седьмой день недели священный - суббота (Исх.20:10-11)
Семижды семьдесят раз надо прощать врагам своим. (Мф.18:22)
Семь христианских добродетелей: целомудрие, умеренность, справедливость, щедрость, надежда, смирение и вера.
Семь прошений молитвы Отче наш.
Семь святых дев
Седьмой день недели священный - воскресенье. Согласно православному учению Иисус Христос воскрес в этот день.
Семь смертных грехов.
Семь мучеников - семь отроков Эфесских (память 17 августа )
Семь таинств Церкви: крещение, евхаристия (причащение), священство (рукоположение), исповедь (покаяние), миропомазание, брак (венчание), елеосвящение (соборование).
Семь свечей в светильнике алтарном и семь - в запрестольном.
Семь Вселенских соборов, признаваемых православием (в отличие от католиков)
7 постоянных членов Священного синода РПЦ.
Над православными храмами часто семь куполов, символизирующих семь таинств.

Эта цифра также почитается и в других религиях (см. там же).
Индуизм:
Семь мудрецов (Sapta-Rishi)
Семь миров (Sapta-Loka)
Семь священных городов (Sapta-Pura)
Семь священных островов (Sapta-Dvipa)
Семь священных морей (Sapta-Samudra)
Семь священных гор (Sapta-Parvata)
Семь священных деревьев (Sapta-Vriksha)
Семь пустынь (Sapta-Aranya)
Иудаизм:
Семь дней творения Вселенной: 6 рабочих, один день покоя.
Седьмой день недели священный - шаббат. В этот день ничего нельзя делать. Бог в Пятикнижии Моисеевом благословил субботу (Быт.2:3).
7 ветвей в Меноре (иудейском храмовом семисвечнике). Форма Меноры восходит к описанному в Библии семисвечнику, олицетворяющему семь церквей Малой Азии и символизирующему семь планет и семь дней Творения. Например, иудейский философ Филон считал, что Менора символизирует семь планет, являющихся наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана Менора, и ее свет символизируют Божественный свет, или логос (http://utahch.blogspot.com/2011/10/7.html).
Семь законов потомков Ноя - семь заповедей, считающихся, согласно иудаизму, необходимым минимумом, возложенным Торой на неиудеев (в противовес 10 основным и 613 заповедям полного списка, возложенным на иудеев).
Каббала:
Число 7 соответствует Сфире Нецах на Древе Жизни.
Ислам:
Во время Хаджа мусульманин должен:
совершить таваф - 7 раз обойти вокруг Каабы,
7 раз пробежать между холмами ас-Сафа и аль-Марва,
бросить семь камней «в дьявола».
Семь Небес Рая
Семь Врат Ада
Семь дней душа умершего проводит возле могилы.
На седьмой день новорожденный получает имя.

В Японии известны Семь богов счастья (яп. Ситифуку-дзин) - семь божеств, приносящих удачу в синтоизме. Часто изображаются в виде фигурок нэцкэ, плывущих на лодке.

Алхимия:
Считалось, что всего существует 7 металлов и 7 небесных тел, которые соответствуют 7 дням недели.
Семь мудрецов в Древней Греции и индийской мифологии.
Количество сфер в системе Птолемея.
7 звёзд в астеризмах Большая и Малая Медведица.
Семь видимых с Земли небесных тел в Солнечной системе: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн.
В Москве построено семь сталинских высоток в начале 1950-х.
В литературе: "Белоснежка и семь гномов", семь томов романа «Гарри Поттер», а в них - семь крестражей Волан-де-Морта и т.д.
Семь чудес света.

Шумерско-аккадские древние мифы:
"Инанна спускается в Подземное царство и приближается к лазуритовому храму Эрешкигаль. У ворот ее встречает главный привратник, который желает знать, кто она такая и зачем пришла. Инанна выдумывает ложную причину для своего визита, и привратник согласно указаниям своей госпожи проводит ее через семь ворот Подземного царства. При проходе через каждые из этих ворот с нее, несмотря на ее протесты, снимают по частям одежды и украшения. Наконец ее проводят через последние ворота и, совершенно обнаженную, ставят на колени перед Эрешкигаль и Ануннаками, семью ужасными судьями Подземного царства. Они бросают на Инанну свои смертоносные взгляды, и Инанна превращается в труп, который затем подвешивают на колышек, вбитый в стену.

Прошло три дня и три ночи. На четвертый день Ниншубур, видя, что его госпожа не возвращается, начинает свой обход богов, как она ему велела. И Энлиль, и Нанна, как и предполагала богиня, отказывают в помощи. Но Энки придумывает план возвращения ее к жизни. Энки создает два бесполых существа, кургарру и калатурру, вверяет им "пищу жизни" и "воду жизни" и велит отправиться в Подземное царство (http://www.gerginakkum.ru/bibliography/k/kramer1961_1.htm).

Один из аккадских мифов:
"Существуют три мифологических сочинения, в которых главную роль играют смертные. В одном из них действующим лицом является мудрец из Эриду по имени Адапа, который мог бы обеспечить вечную жизнь себе самому и всему человечеству, если бы не последовал неразумному совету Эа, бога, обычно описываемого как лучший друг людей. Миф начинается с описания Адапы как "мудрого сына Эриду", "мудрейшего", "вождя среди людей", "искусного и премудрого", "безупречного и с чистыми руками",42 который ежедневно снабжает пищей и питьем Эриду, город Эа. Однажды, когда Адапа выплыл в Персидский залив, чтобы наловить рыбы для святилища Эа, Южный Ветер поднял своим дыханием шторм и утопил его лодку. Разгневанный Адапа изрек проклятие Южному Ветру и тем сломал его крылья. Южный Ветер не дул на землю семь дней, и тогда бог неба Ану вопросил, в чем дело, и его визирь Илабрат рассказал ему о происшедшем. Вне себя от гнева. Ану поднялся со своего трона и закричал: "Пусть приведут его (Адапу) сюда!" http://www.gerginakkum.ru/bibliography/k/kramer1961_1.htm

Эпос о Гильгамеше "О все видавшем…" (сотворение мира и всемирный потоп).
"Все злобные бури, все ураганы, все они собрались вместе.
Потоп свирепствует надо всем миром.
Семь дней. Семь ночей.
Когда потоп отбушевал над Страною,
Злобный ветер высокой волною
Отшвырял огромное судно,
Солнце взошло, осветило небо и землю,
Зиусудра в огромном своем корабле отверстие сделал,
И солнечный луч проник в огромное судно.
Царь Зиусудра
Пал ниц перед солнцем-Уту.
Царь быков заколол, много овец зарезал".

"В Ветхом Завете - семь алтарей Ваала, семь жертвенных тельцов и баранов, семь труб, семь обходов вокруг Иерихона, семь омовений Неемана в Иордане, семь цепей Самсона, семь раз чихает ребенок, воскрешенный Елисеем, Ковчег нельмой месяц, и голубь был послан через семь дней.
В русской культуре неделя; «Быть на седьмом небе от счастья», «Семеро одного не ждут», «Семь бед - один ответ». Слово «семья» происходит от «семь». Народная традиция связывает число семь со святостью, здоровьем и разумом. Семерка объединяет целостность единицы с идеальностью шестерки, создавая своеобразную внутреннюю симметрию.
В исламе первое совершенное число - семь; семь Небес, климатов, земель и морей, цветов, пророков, действенных сил, состояний или остановок сердца; Каабу обходят семь раз, что символизирует семь атрибутов Бога.
Семиглавые драконы известны в Индии, Персии, дальневосточном регионе, особенно в Камбодже, встречаются в кельтском и средиземноморском фольклоре. В индуизме семь драгоценных камней брахманов, семь богов до потопа, от которого спаслось семеро мудрецов.
В буддизме семь - число подъема, восхождения к высшему, обретения центра. Семь шагов Будды символизируют восхождение по семи космическим ступеням, выходящим за пределы времени и пространства. Семиэтажная прасада в Бороба-дуре является священной горой и мировой осью, с вершиной на трансцендентном севере, достигающей царства Будды.
У китайцев существуют семь фей и животных духов (http://simvolika.com.ua/node/52)".

Под смоковницей с семью плодами сидел Будда.
Семь - самое таинственное и сверхьестественное число, оно является самым важным и в магии. По традиции, седьмой сын седьмого отца обладает магическими способностями.
Нейробиологи считают цифру 7 неким эквивалентом максимального объема «оперативной памяти» мозга
Ученые из Института нелинейной науки в Калифорнии (BioCircuits Institute at the University of California, Institute for Nonlinear Science) в ходе своих исследований пришли к выводу, что число 7 обладает неким магическим смыслом для головного мозга.
По мнению экспертов, семерка – это некий эквивалент максимального объема «оперативной памяти» мозга, поэтому любое значения, связанные с семеркой, проще запоминается.
Число 7 связывают с количеством синапсов головного мозга и спецификой взаимосвязей между ними. Автор теории Михаил Рабинович (Mikhail Rabinovich) опубликовал свою статью в научном издании Physical Review Letters. Его теория гласит, что, несмотря на всю сложность математических моделей, описывающих процессы в нервной системе человека, все сводится к цифре 7.
По мнению оккультистов, тело человека обновляется каждые 7 лет. Они думают, что болезни развиваются в соответствии с семидневным циклом. Выходит, цифра 7 управляет такими циклами и ритмами, как рождение, развитие, старение и смерть. В силу этих причин 7 – это цифра совершенства. Каждый этап развития человека, каждая лунная фаза завершается за 7 дней. Любые 7 объектов состоят из завершенных семи циклов. К примеру, 7 планет, 7 дней недели, 7 цветов спектра, 7 составных частей лица человека, 7 отверстий в его теле и т.д. Оккультисты считают свойства этой цифры тайными ритмами жизни (http://utahch.blogspot.com/2011/10/7.html).
В космогонических представлениях многих народов вся Вселенная (Пространство-Время) состоит из 7 "уровней"... В древнеиндийских мифах, например, центр Вселенной - золотая гора Меру - окружен 7 горными хребтами... В древней буддийской мифологии объединение микро- и макрокосмоса, Вселенной и человека, именуемое Калачакра ("Колесо времени"), состоит из шести циклов, причем с наступлением 7-го цикла должно выпадать "7 видов дождей", после чего колесо времени проворачивается заново... В древней джайнской мифологии вся Вселенная, состоящая из мира и "не-мира" - пространства-акаши, представляет собой сложенные вместе конусы (такие же, как конусообразное Пространство-Время на схематических рисунках современных физиков) с семеричными размерами: длина "нижнего" и "верхнего" миров по 7 радджу, ширина основания "нижнего" 7 радджу... В преданиях ацтеков такой же центр, легендарная и наполовину волшебная страна, великая прародина, именуется Чикомосток, в переводе - "7 пещер"... В древнекитайских летописях "сын неба" Хуан-ди, прибывший из созвездия с 7 звездами (ковш Большой Медведицы?) и способный перемещаться во Времени в Будущее и Прошлое, после жестокой битвы с "Повелителем времени Янь-ди" улетел за восемь (некоторые говорят, за 7) "пределов"... Даже в более поздней космогонической модели Розенкрейцеров "полагалось" именно 7 Миров, по 7 слоев в каждом... Современный психолог, магистр валиологии Александр Степанович БЕЛИКОВ, основываясь на древних источниках, также нашел лишь 7 "принципов на которых вершится Мироздание".

В шумерской поэме "Деяния Богов" есть одно упоминание числа семь: «Он направил ветры, что сотворил он, - всю семерицу, За ним они встали - изнутри сотрясать Тиамат» (http://laiforum.ru/viewtopic.php?t=1438)

В древнем Шумере это число также присутствовало – семь таблиц «энума элиш», номер нашей планеты, если считать с края Солнечной системы. Стоит заметить, что шумеры всегда изображали Землю 7-й по счету, т.е. счет вели не от Солнца, как делают современные астрономы, а наоборот ().

У племени майя упоминаются тринадцать кланов воинов и семь племен. Эти числа являются ключевыми в матрице Майя. Тринадцать, означающее движение, присущее всему сущему, повторенное двадцать раз, образует 260 - гармоническое число Цолькина, галактической матрицы. Семь является числом мистической середины. Если из семи вычесть шесть, получится единица - число единства. Если же к семи прибавить шесть, получится тринадцать - небесная гармоника движения и полноты. Суммой семи и тринадцати является двадцать, а этот множитель вместе с числом тринадцать образует гармонический модуль (http://milogiya.narod.ru/maiya1.htm).

Интересно дополнение Марии Кравченко 2, приведенное в комментарии к данной работе:
"откуда у ненцев, (к которым христианство пришло в 14 веке), знание о числе семь? Симиликий идол - главный идол, повелитель оленей Пыялюта - семирогий олень, есть семикрылая птица... при обряде очищения семь раз окуривают горящим можжевельником..даже при шитье судора - головной повязки, бусинки пришиваются по семь штук."
В интернете сказано: "Новые находки на Вайгаче доказывают, что в этом регионе в течение столетий пересекались пути многих народов Севера, Сибири и Восточной Европы. Так, здесь были обнаружены предметы, датируемые III-II вв. до н.э. Сегодня на Вайгаче зафиксировано 230 объектов культурного наследия. На мысе Дьяконова расположено главное святилище ненцев – глава всех божеств семиликий Вэсако (Старик) в окружении целой свиты из 400 небольших деревянных и 20 каменных идолов. На о-ве Большой Цинковый – Семиликий идол крестообразной формы. Ритуальные места остаются важнейшей составной частью культурного наследия, мировоззрения и связанного с ними традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. На территории заказника имеются стоянки каменного века (р. Воронова, м. Рогатый, оз. Янгото, г. Силянгпорнэй и др.) http://oopt.aari.ru/oopt/Вайгач".

Число 7 постоянно встречается и в нашей повседневной жизни (). Это 7 дней в неделе, 7 цветов радуги, 7 нот, 7 периодов в таблице Менделеева, 7 основных кристаллических систем в кристаллографии, Рим и другие города построены на семи холмах, поговорки типа "Семь раз отмерь - один раз отрежь" и т.д. Даже в неканонических Евангелиях эта цифра встречается неоднократно. Например, в апокрифическом Евангелии от Петра сказано, что после распятия Иисуса Христа, место его погребения запечатали семью печатями (Евангелие от Петра, 8.33).
Отсюда возникает вопрос: почему в "Откровении" Иоанна Богослова так часто встречается цифра семь?

Первая печать - конь белый со всадником-победителем, имеющим в руках лук ()
Вторая печать - конь рыжий со всадником, взявшим с земли мир ()
Третья печать - конь вороной со всадником, несущим на землю голод ()
Четвёртая печать - конь бледный со всадником по имени Смерть ()
Пятая печать - убиенные за Слово Божие облачаются в белые одежды ()
Шестая печать - день гнева: великое землетрясение, падение звёзд с неба, небо становится как свиток, луна как кровь, солнце как власяница ()
Седьмая печать - сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса ()

И здесь возникает интересная аналогия. Бог СОТВОРИЛ мир за семь дней. В "Откровении" идет разговор также о Божественном ТВОРЕНИИ: о поэтапном продвижении людей к Божьему Царству. Это ТВОРЕНИЕ заключается в постепенном изменении нашего мировоззрения посредством скачкообразного научно-технического прогресса. Думаю, мало кто станет отрицать, что нынешний кризис в науке знаменует окончание двухсот-/трехсотлетнего периода (примерно) ее же бурного расцвета. Выполняется закон диалектики: после подъема обязательно идет спад, по окончании которого происходит переосмысление и затем - цикл повторяется, но уже на более высоком уровне. Так, в физике, период освоения энергетического масштаба А(0) {т.е. атома} достиг апогея (). Сейчас наблюдается "топтание на месте". То же можно сказать и о других разделах науки. Но, кроме науки, упадок наблюдается и в нравственности, мировой экономике, политике. В мире царят деньги. Развал СССР. Нынешняя угроза развала США (астрономический внешний долг, заявки в Белый Дом от всех штатов о выходе http://www.nr2.ru/policy/412028.html). Экономический кризис. Однополые браки. Вялотекущие военные конфликты. И ТАК ДАЛЕЕ И ТОМУ ПОДОБНОЕ...
Радует другое: согласно "Откровению", будет происходить переосмысление роли человека в этом мире за счет полноценного осознавания смысла жизни и усиление позиции Церкви. Падение Вавилона () - яркий пример того, что мы, в конце-концов, изменим свое отношение к деньгам, богатству, тщеславию и искренне поймем, что религия - не вымысел, а Богом данная концепция развития разумной ЖИЗНИ во Вселенной.

к постам ---

7 древних чудес света и 7 планетарных магических квадратов


16 окт. 2011 г.

число(7) Семь - Символ тайны

Семь - одно из самых удивительных чисел. Таинственное число семь! Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым.

Семь - число духовного порядка, священное число . Согласно Священному Писанию, семь - совершенное число. Оно правит временем и пространством.
Все народы мира уделяли числу семь особое внимание.

В Египте семь - символ вечной жизни, число бога Осириса. Согласнолегендам, в седьмом часу ночи к Змею Апофису подплывает лодка Ра, мертвый
проходит через семь залов и семь дверей, чтобы попасть в Амерти. Кроме
того, семь - символ творения (как и в христианстве).

В Древней Греции семь - символ Аполлона.
Аполлон- символ красоты, покровитель искусств в древнегреческой мифологии культ этого греческого бога пришел из Малой Азии

Аполлон родился в седьмой день
месяца, его лира имела семь струн. В легендах можно встретить семь
Гесперид, семь кругов ада, семь врат, семь дочерей Астарты, семь циклопов,
семь детей Ниобы, семь трубок флейты Пана
и т. д.

Число семь упоминается в Ветхом и Новом Заветах 700 (!) раз. В исламской
традиции существует семь невест и семь земель, семь врат рая и семь
ступеней ада, семь пророков (Адам, Ной, Авраам, Моисей, Давид, Иисус,
Мухамед). Во время Хаджа в Мекку, паломники должны семь раз обойти вокруг
священного камня Каабы. Семь дней душа умершего проводит возле могилы. На
седьмой день новорожденный получает имя.


Древние знали семь планет и каждой из них предавали большое значение.
МЕНОРА, ИЛИ МИНОРА (евр. — светильник) — один из наиболее древних символов иудаизма, металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами.

Форма меноры восходит к описанному в Библии семисвечнику, олицетворяющему семь церквей Малой Азии и символизирующему семь планет и семь дней Творения. Например, иудейский философ Филон считал, что менора символизирует семь планет, являющихся наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана менора, и ее свет символизируют Божественный свет, или логос.

Это наиболее известное и детальное изображение храмовой Меноры, сохранившееся до наших дней.

Семисвечник знаменует собою семь таинств. Православной Церкви, тех благодатных даров Святого Духа, которые изливаются на верующих благодаря Искупительному Подвигу Иисуса Христа.

Эти семь светов соответствуют также семи духам Божиим, посланным во всю землю (Откр. 5:6), семи церквам, семи печатям таинственной книги, семи трубам ангельским, семи громам, семи чашам гнева Божия, о которых повествует Откровение Иоанна Богослова.

Из всех возможных соответствий числа семь важнейшим для верующих людей является соответствие семи таинствам Церкви: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Брак, Священство, как объемлющим собою все благодатные средства спасения души человеческой; от рождения до смерти человека. Средства эти стали возможны только благодаря пришествию в мир Христа Спасителя.

Таким образом, свет Даров Святого Духа, заключенных в семи таинствах Церкви, и свет Православия как вероучения истины, — вот что прежде всего означают семь огоньков церковного семисвечника.

За плечом, где горит семисвечник,
И где тень Иудейской стены,
Изнывает невидимый грешник
Под сознаньем предвечной вины.

Многоженец, поэт и начало
Всех начал и конец всех концов
. . . . . . . . . . .Анна Ахматова
(1963) . . . . . . . . . . . .


В народной мудрости «семерке» отводится роль божественного числа.
Семь печатей, семь чаш гнева, семь громов, семь золотых подсвечников,
семь голов зверя, семь цветов радуги, семь нот, семь богатырей, семь
гномов, семь дней недели, семь ветров, семь Столпов Мудрости, за семью
горами, семь пядей во лбу, семь пятниц на неделе, семь, семь, семь... число
окружающее нас повсюду - седьмое ноября, выходной день для всех россиян.


Рим построен на семи холмах. В неделе семь дней. Под смоковницей с семью плодами сидел Будда. Спектр состоит из семи основных цветов. В музыке выделяются семь тонов (нот) звукоряда.

Цифру «7» мы встречаем в Библии, в которой утверждается, что Бог сотворил все сущее на Земле за семь дней. И далее — семь таинств, семь даров святого духа, семь вселенских соборов, семь звезд в венце, семь мудрецов на свете, семь свечей в светильнике алтарном и семь — в запрестольном, семь смертных грехов, семь кругов ада.

Семь смертных грехов:

священное, мистическое, волшебное число пожалуй, самое распространённое (наряду с тройкой) мистическое число общий символ для всех религий, начиная с культур Древнего Востока связано с пространственной и временной Используется как основа большого числа классификаций большое число объектов, событий, персонажей, и т. д. группируются по семь
  • семь дней недели
  • семь цветов радуги
  • семь космических эр,
  • семь Небес,
  • областей ада,
  • семь основных планет и соответствующих им металлов,
  • семь мировых сфер,
  • семь лучей Солнца
  • семь холмов
  • семь возрастов человека,
  • семь столпов мудрости
  • семь нот
  • семь чудес света
  • семь дней поста и покаяния
7=3+4 — соединение Неба и Земли или души и тела соответственно первое число охватывающим и духовное, и преходящее. соединение сакральных чисел сотносится с пирамадой, образованной 4-мя треугольниками 7=6+1 седьмой луч Солнца — это путь, по которому человек переходит из этого мира в следующий
многие представления о символике семёрки, например о семи небесах, восходят к иудаизму, опирающемуся, в свою очередь … блуждающие звёзды породили представление о семи небесах, через которые проходит душа, возвращаясь к Вечному, Единому Началу, организующему мир представление положения семи планет как проявление божеств, их воли и тайных сил природы привносит в символику семёрки значение судьбы…
символическая значимость семёрки определяется
  • связь с астрономией и делением времени
с первых астрономических наблюдений
  • видимые невооружённым глазом семь «блуждающих звёзд», планет и светил
  • во многих культурах послужили названиями для дней недели
  • семидневные фазы луны, составлявшие 28-дневный лунный календарь
  • сумма первых семи цифр равна 28
  • связь с пространственной ориентацией
  • психофизиологическими особенностями человеческого мышления
В арабской и других фольклорных традициях числу семь приписывают способность оберегать от зла семиглавые драконы (в Индии, Персии, на Дальнем Востоке (особенно в Камбодже), в кельтском и средиземноморском фольклоре)
Основные значения:
  • девственность
  • число Великой Матери, женского посвящения (?)
  • совершенство, гармония, космический и духовный порядок и организация пространства (с древних времён)
  • интеллектуальное могущество
  • вселенная, макрокосм
  • полнота (вещи или группы к которым относится), совокупность, цельность, целостность (божестенная), её восстановление, синтез
  • солнечное число
  • правит Временем и Пространством
  • (из)обилие,
  • очищение, покаяние
  • действующий фактор эволюции:
  • Космос, сотворение Мира, Пространство, Время и Судьба;
  • Божественность, святость, семи степеней совершенства;
  • равновесие, утверждённость, непреложности, начинания, спокойствия, светила;
  • уверенность, безопасность, покой, конечность, правильность, здоровье, мудрость, неутомимость, интеллигентность, сила,
  • победы, счастья;
  • приключения; упрямства,
  • боли, столкновения, соединения единств;
  • вечной жизни…
  • образ совершенной упорядоченности, цельности пространства, завершение (завершенности) какого-либо цикла (природного)
Символизируется
  • на древних (восточных) памятниках представлено в виде короны с семью зубцами
  • треугольник, вписанный в квадрат,
  • семилучевая звезда,
  • октавой,
  • основная цветовая гамма, радуга

См. также:

Числа Семь слоников счастья

Древний Восток

В шумеро-семитской традиции представлены семь планет, почитавшихся как божества символами этих божеств служили семь звёзд, крестов, бюстов, пылающих жертвенников, ножей, воткнутых в землю, деревьев семь соответствующим им небес (Заратустры) семь поясов (зон) земли символизируемые семью ярусами (этажами) семи вавилонских зиккуратов — ступени соединяющие Небо и Землю семидневная неделя — установлена ещё в древней Халдее, и распространилась как мера времени на пространстве Малой Азии и Ближнего Востока семь подразделений лунного календаря. «Тебе светить рогами, чтобы отметить шесть дней, а на седьмой — половиной диска», поэтому седьмой день становится символом оппозиции Солнцу, темноты и зла. В этот день опасно что-либо предпринимать, и он превращается в день отдыха. семь завес в Вавилонском храме Иштар — как и ступени зиккуратов представляют иерархию постижения и достижения Древо Жизни изображается с семью ветвями и с семью листьями на каждой семь врат ада семь цветов семь печатей семь божеств судьбы «злая семёрка» — семь демонов Тиамат (и уничтожающих её ветров?), отмеченная в шумеро-аккадских письменных источниках: выступают против людей сообща, соотносятся с семью звёздами Плеяд.

символ вечной жизни, творения священное число Осириса
  • провёл семь месяцев в утробе своей матери Нут
  • в некоторых храмах его статую на семь дней ставили на ветви сикоморы — атрибут Нут
  • в седьмом часу ночи лодка Ра подплывает к Змею Апофису
  • мёртвый должен пройти через семь залов (домов) и (трижды) семь дверей (врат), чтобы подняться в высшие сферы Аменти
  • семь, богов света и семь — тьмы
  • семь Хатхор, божеств Судьбы
  • семь сосудов у жриц Хатхор
  • семь дочерей Ра делают семь узлов на своих семи туниках
  • семь ястребов Ра — это семь мудрых
  • семь коров и бык изображают плодородие

Античность

В греко-римской традиции священная цифра, атрибут солнечных богов, символ небесной гармонии Аполлона-Феба — седьмой день был посвящён Аполлону, рождённому на седьмой день месяца, богу Седьмому, Седьмой Двери
Гелиоса Афины Марса.
  • семь струн на лире Аполлона (гептахорд)
  • семь трубок флейты Пана
  • семь Гесперид
  • семь сыновей и семь дочерей Гелиоса
  • семь детей Ниобы
  • семь Циклопов
  • семь дочерей Астарты
  • семь врат и Кругов Ада
  • семивратные Фивы
у пифагорейцев семь — космическое число, включающее тройку Небес и четвёрку мира; бог мира; совершенство / символ сотворения Вселенной, пространства число девственности, посвящаемое Афине, вышедшей из головы Зевса, — а значит, не имеющей матери,— вечно девственной богине Разума (4 + 3, то есть Материя плюс Дух)
семь чудес: самым давним по времени садом (II в. до н. э.) были стены Вавилона, затем статуя Зевса в Олимпии, «висячие» сады царицы Семирамиды в Вавилоне, Колосс Родосский, египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе семь (великих) мудрецов и наидостойнейших мужей (VII—VI вв. до н. э): Талес из Милета, Солон и Питтакос из Митилены, Биас из Приены, Клеобулоса из Линдоса, Периандра из Коринфа, Хилона из Лакедемона, Милона из Спарты и др.
семь городов спорили за честь считаться родиной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Итака, Пилос, Аргос, Афины (варианты? — Саламин, Иос, Кумы, Родос).
согласно Филону, седьмая степень любого числа является одновременно кубом и квадратом…
семь холмов, на которых стоит Рим: Палатин, Капитолийский, Квиринальский, Виминальский, Эсквилин, Авентин, Целиус семь легендарных царей Рима: Ромул, Нума Помпилий, Туллий Гостилий, Анкус Марсий, Тарквиний Старый, Сервиус Тулиус, Тарквиний Гордый

Северная традиция

  • семь быков запряжённых в солнечную колесницу (скандинавские легенды)
  • семь священных деревьев, используемых в Ирландии для ворожбы и изготовления талисманов: яблоня, берёза, лещина, ясень, остролист, дуб, верба, ольха; того, кто осмеливался срубить какое-либо из этих деревьев, карали смертью

Числу 7 приписывается сакральное значение у многих народов; в славянской традиции оно чаще всего относится к единицам времени или к лицам (ср. в сербских заклинаниях градовых туч: семилетняя девочка, родившая семерых детей, но также и представление о семи небесах).
Лит.: Топоров В. Н. О числовых моделях в архаичных текстах // Структура текста. М., 1980. С. 58. СМ. Толстая
SMES

Семёрка (ки), число ян, но одновременно ассоциируется и с женщиной (инь), определяя ритм её развития и жизни:
  • в семь месяцев появляются молочные зубы
  • в семь лет они выпадают
  • 7 × 2 = 14 открывается дорога инь («инь-улица») — начало менструального цикла
  • 7 × 7 = 49 закрывается дорога инь — менопауза
в седьмой день седьмого месяца года устраивала большой праздник молодых женщин и девушек.
душа умершего отделяется от мира и семьи постепенно, периодами по семь дней каждый седьмой день устраиваются обряды поминовения усопших и жертвоприношения на 49-й день усопший попадает в мир иной
Семь раз по семь дней играло большую роль в культе мёртвых — на каждый седьмой день после смерти (до 49 дня) совершалось поминовение.
  • семь планет — менее традиционная группировка, чем ряд из пяти планет (возможно, следствие индийского влияния)
  • семь фей и животных духов

Семь богов счастья — излюбленная тема для песен, изобразительного искусства, театра

Северная Америка

семь великих ритуалов индейцев сиу: Защиты Души Обряда Очищения Моления о Видении Танца перед Солнцем Обрядов Возмужания Породнения Игры в Мяч

Священное число Митры в святилище (пещере) Митры семь дверей и семь алтарей, а также лестница с семью ступенями, символизирующими семь степеней посвящения в таинства Митры:
  • Ворон
  • Грифон
  • Солдат
  • Перс
  • Гелиодром (гонец Солнца)
  • Отец
в парсизме почитаются семь «бессмертных святых» — Амеша Спента

  • 7=3+3+1 — «целое число, получаемое при сложении трёх божественных начал и трёх начал Вселенной и добавлении к ним седьмого начала единения, начала Сознания Истины»
в ведической системе существуют
  • Семь риши,
  • семь наслаждений (сапта ратнани),
  • семь огней Агни (сапта архишах),
  • семь лучей, или коров (сапта гавах),
  • семь рек,
  • семь коров, или кормящих матерей
  • семь драгоценных камней Брахманов
  • семь богов до потопа, от которого спаслись семеро мудрецов.
  • Мировая Гора имеет семь граней
  • солнце имеет семь лучей: седьмой луч — символ центра, могущество Бога

  • число подъёма, восхождения к высшему, обретения центра
  • семь шагов Будды символизируют восхождение по семи космическим ступеням, выходящим за пределы времени и пространства
Семиэтажная прасада в Боробадуре является священной горой и мировой осью, с вершиной на трансцендентном севере, достигающей царства Будды.
Священное число Будды — семь символов, обозначающих его ипостаси

Библия / Ветхий Завет

В Ветхом Завете семёрка упоминается 77 раз, в Ветхом и Новом Заветах — 700 раз
  • семь дней Творения, включая день отдыха — субботу (Бытие)
  • Ковчег остановился на седьмой месяц и голубь посылался через семь дней
  • семь алтарей Ваала
  • семь жертвенных тельцов и баранов
  • семь труб и семь обходов вокруг Иерихона в сюжете «Падение Иерихона» или «Сцена семи» (Притчи 24: 16)
  • семь омовений пророка Неемана в Иордане для исцеления от проказы (4-я книга Царств 5: 9-14)
  • семь цепей Самсона
  • семь раз чихает ребёнок сонамитянки, воскрешённый Елисеем (4-я книга Царств 4: 35, Иисус Навин, 6:2-20)
  • Иаков служил по семь лет за каждую из своих жён
  • семь лет Соломоном строится Храм в Иерусалиме (3-я книга Царств 6: 38)
  • семь вещей, ненавистных Господу:
«Глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братьями» (Притчи 6: 16-19).
  • семь народов изгнал Господь из земли Ханаанской, чтобы отдать её Израилю: хеттеи, гергесеи, аморреи, хананеи, ферезеи, еввеи, иевусеи (Второзаконие 7: 1).
  • семь ангелов числятся в апокрифической книге Еноха: Самуэль, Гавриил, Иофиил, Михаил, Рафаил, Уриил, Задкиил.
число искупления и мести:
  • Каин отмщён семь раз
  • Лемех, его потомок,— 77
  • последний прожил 777

Для иудейской традиции характерны
  • Семь Столпов Мудрости — известное выражение (название книги Лоуренса Аравийского)
  • семисвечник (менора)
  • семь планет, 28-дневный лунный цикл
  • семь религиозных (великих) праздников
  • начало еврейского нового года празднуется в новолуние седьмого месяца — «день Труб»
  • Во время Пасхи Бог повелел есть опресноки (мацу) в течение семи дней (Исход 12: 15)
  • семилетний цикл исчисления человеческой жизни
  • каждые седьмой год — субботний (год Избавления)
  • каждый год после 49 лунных лет (7x7) — юбилейный
  • семилетнее покаяние за каждый грех
  • семь дней ношения траура
семь — оккультное понимание

Христианство

В представлении ранних христиан, Дева Мария родилась через семь месяцев после зачатия
В европейском средневековье:
  • седьмой день после шести дней творения — день отдыха.
  • седьмой (центральный) луч посреди шести лучей творения символизирует Бога
  • семь даров Святого Духа (в готических изображениях в образе голубей)
  • семь Таинств
  • семь ангелов присутствия (Духов Пресуществления) и семь дьяволов < египетские боги света и тьмы
  • семь архангелов
  • семь великих пророков
  • семь патриархов
  • семь добродетелей
  • семь смертных грехов
  • семь свободных искусств (наук)
  • семь обращений и просьб в молитве «Отче наш» / Pater noster (Мф. 6: 9-13)
  • семь горных хребтов в чистилище
  • семь планетарных (хрустальных) сфер
  • Мария Магдалина, «из которой вышли семь бесов», изгнанных Христом (Лк. 8:2)
  • семидневный пост и покаяние
  • семь радостей и печалей Марии
  • семь соборов древней церкви
  • семь обязанностей милосердия
В Откровении Иоанна Богослова упоминаются:
  • семь светильников
  • семь звёзд
  • семь духов
  • семь церквей (Азии): христианские общины Эфеса, Смирны, Пергама, Тиатиры, Сардеса, Филадельфии, Лаодекеи
  • семь рогов дракона
  • семь бедствий
  • семь чаш гнева (кар Господних), но также — изобилие Божье
  • семь печатей, снимаемых с Книги
  • семь труб
Самостоятельную группу образуют семь защитников христианства, покровителей стран:
  • Англия — Георгий,
  • Шотландия — апостол Андрей,
  • Ирландия — Патрик,
  • Уэльс — Давид,
  • Франция — Дионисий (Сен Дени),
  • Испания — апостол Иаков, сын Зеведеев,
  • Италия — Антоний Падуанский.
Широко известны (также и мусульманской традиции) семь спящих отроков эфесских.
Семь возрастов (периодов в жизни) человека:
  • плод становится жизнеспособным после семи месяцев внутриутробного развития
  • жизнь делится на семилетние периоды:
детство (до семи лет) — возраст постепенного обретения разума; 7 × 2 = 14 — конец детства; 7 × 3 = 21 — совершеннолетие, конец подросткового периода; 7 × 4 = 28 — молодость; 7 × 5 = 35 — взрослый возраст; 7 × 6 = 42 — зрелость, силы человека идут уже на убыль. У Шекспира: («Как вам это понравится») : младенец, ученик, любовник, солдат, седой, драные панталоны, второе младенчество
В христианской мистике рассматривается как число, заключающее в себе тайну истинного Креста, бесконечно простирающегося из центра в шести направлениях. Число, всегда равновеликое, которое «совершенствует Мир». Символизирует начало и конец — «в нём завершаются шесть фаз Времени, и от него они получают свою бесконечную протяжённость».

Семь — первое совершенное число, символ совершенства
  • семь Небес
  • семь климатов, земель и морей
  • семь адов (семь ступеней ведут в ад)
  • семь райских врат
  • семь действенных сил, состояний, остановок сердца
  • семь дней проводит душа умершего возле могилы
  • на седьмой день получает имя новорождённый
  • семь пророков, уподобляемые в суфизме семи тонким телам и семи цветам:
  • Адам — матово-чёрному;
  • Ной — голубому;
  • Авраам — красному;
  • Моисей — белому;
  • Давид — жёлтому;
  • Иисус — блестящему чёрному;
  • Мухаммад — зелёному.
  • паломник во время хаджа должен семикратно преодолеть расстояние между горами Кафа и Марния, семь раз обойти вокруг Каабы, что символизирует семь атрибутов Бога

Астрономия/логия

В системе астрологических соответствий:
  • созвездие и знак Зодиака — Весы
  • планета (покровитель) — Сатурн (вар. Нептун)
  • свойства — холодная, медлительная цифра
  • цвет — фиолетовый
  • покровительствует — композиторам, философам
  • характер — флегматична, пуглива, осторожна в действии
  • семь планет древности (основных, главных небесных тел) — пять планет и два светила
  • семидневные фазы Луны
  • семь «нерушимых» (видимых круглый год) звёзд Большой Медведицы
  • семь звёзд Плеяд, древнее название которых — Семь сестёр
  • седьмой знак зодиака как местоположения Солнца в момент летнего солнцестояния
  • на семь знаков отдалены друг от друга солнцестояния и равноденствия
  • седьмой дом в гороскопе влияет на супружеские отношения

В Великом Деланье участвуют семь металлов: золото — Аполлон-Солнце, серебро — Диана-Луна, ртуть — Меркурий, медь — Венера, железо — Марс, цинк — Юпитер, свинец — Сатурн. Могут символизироваться (как в алхимии, так и в других родственных магических системах) шестилучевой звезда с точкой в центре, обозначающей золото или солнце «в кругу других шести металлов или планет».

при заговорах завязывается (на нити) семь узлов и семь раз повторяются заклинания
число семь часто используется в при проведении ритуала и в составе талисманов, а также в бытовой магии:
  • цифра «7»
  • семикратное умножение объектов или их элементов (семь подков, или подкова с семью гвоздями)
Самое широкое распространение получили семь слоников счастья
  • положение в ряду (седьмой ребёнок в семье)
  • семиугольник
  • шестиугольник с обозначенным центром
  • сочетание треугольника и квадрата
как талисман семёрка обычно призвана обеспечивать здоровье и привлекать счастье одинаково сильной семёрка считается как в «доброй», так и во вредоносной магии

Семь земель Каббалы:
  • Тибал заселена людьми;
  • Адамах — призраками;
  • Арка — потомками Каина;
  • Ге — строителями Вавилонской башни;
  • Нешиах — безносыми карликами;
  • Зиах — земля неутолимых желаний, для богатых;
  • Эрец — наинизшее царство тьмы.
Семь небес Каббалы:
  • первое состоит из отдельных окон, при каждом из которых находится ангел — на всякое время жизни и смерти;
  • во втором — Ангелы огня и воды;
  • в третьем — охранители-стражники пахарей, всех, кто занимается сельским хозяйством;
  • в четвёртом — духи планетарные;
  • в пятом — Ангелы огненно-снежные, которые возносят хвалу Богу;
  • в шестом — Сфера серафимов;
  • в седьмом — Здесь восседают Афа-Гнев и Хуна-Злость — ангелы-гиганты, созданные по Божьей воле; тут же находится и Самуил, который берёт у человека его душу в минуту смерти.

Оккультизм

среди оккультистов семёрка именуется «мистической», соотносится с именами:
  • Адама,
  • Индры,
  • Ормузда,
  • Яхве,
  • Урана,
  • Аполлона,
  • Гелиоса.
число свершения, представленное:
  • арканом Колесница
  • седьмой Сефирой Незах — Победа

Психология

  • конфликт

  • Септентрион, Septentrion — поэтическое наименование севера < латинского названия семи звёзд Большой и Малой Медведицы — Septem Triones — семь волов (быков)
  • «Быть на седьмом небе» — быть абсолютно счастливым < к древним восточным представлениям о семи небесах
  • «Злая семёрка», «вредная семёрка» — в старой Европе семёрка служила подобием «джокера» и могла побивать любую другую карту (например, в популярной игре XV в. «Karnoffelspiel»). Эта карта первоначально несла не себе изображение дьявола, которое в XVI в. сменило изображение сварливой женщины
  • «Быть злой семёркой» — о вздорной, злой, сварливой женщине (ср. Ксантипа)
< либо к астрологическим представлениям — страсть к спорам как следствие неблагоприятного расположения звёзд (седьмой «дом» имеет особое значение для супружества) < либо к «злой семёрке» карточной колоды как аналог выражения «ведьма», «чертовка» и т. д.
  • « Семь светочей (светильников) архитектуры» — название трактата Джона Рёскина (1849 г.). Содержит принципы, обязывающие художника, творца неукоснительно следовать Правде, Силе, Красоте, Жизни, Памяти и Послушничеству, стилю, народным традициям. И прежде всего, посвящение своего творчества Прекрасному.
  • "За семью горами, за семью реками… " — частый зачин сказок самых разных народов.
  • Семь сказочных персонажей (богатырей, братьев, воронов, гномов и т. д.) — обычное явление: семь швабов, например, действуют в одной из сказок братьев Гримм…

Черновые материалы

«…в легенде о Граале с героем Галахадом сражаются семь рыцарей, охраняющих семерых девственниц. Этот образ указывает рыцарю на то, что он должен освободить „семёрку“, наделить её духовным сиянием, без которого люди не могут обойтись в жизни».


Из суммы этих двух основных числовых параметров возникает число 7. «Магическое число 7» (по словам Дж. Миллера) характеризует общую идею вселенной, константу в описании мирового дерева, полный состав пантеона, число сказочных героев — братьев (ср. «Семь братьев», «Семь Симеонов» и сестёр и т. п.), число дней недели, число дней праздников, количество цветов спектра, тонов в музыке, основных запахов стереохимической теории, константу, определяющую объем человеческой памяти, и т. п. В некоторых культурно-языковых традициях существует семиричная система счисления и/или число 7 выступает вообще как наиболее употребительное число, характеризующее почти универсально всё, что исчисляется в мифопоэтическом космосе (ср. число 7 у кетов на Енисее).

Литература

Иллюстрации

  • Семь звёзд и глаз Бога. Эмблема Якоба Бёме
  • Семь свободных искусств под покровительством философии. Г. Рейш. Маргарита Философика. Страсбург, 1508 г.
  • Семь планет, связанные с днями недели в семиконечной звезде.

Число 7 — число полноты, законченности, совершенства (Быт. 4, 24; Пс. И, 7; Мф. 18, 21-22), вечности, бесконечности (пространства и времени). У евреев (то есть Богоизбранного народа) число 7 почиталось за священное число (Чис. 19,12; Зах. 3, 9; 4 Цар. 4, 35; 5,10; Притч. 9,1). В Священном Писании число 7 имеет чрезвычайную важность. Оно может быть рассматриваемо в двух отношениях: как 6 + 1 или как 4 + 3, и от этих двух отношений зависит его значение. В первом случае символическое его значение определяется повествованием о творении. В 6 дней Бог сотворил небо и землю, а на седьмой день почил от дел. Так и дела творения, чтобы найти себе покой и освящение, должны соединяться с единицей, т. е. Богом, дела мира должны возвращаться к Богу, где они упокоятся и освятятся. С другой стороны как 4 есть об- раз мира (с его 4 углами и 4 ветрами) и 3 образ Святой Троицы, так 4 в соединении с 3 представляют мир, соединенный с Богом, творение, воссоединенное со своим Творцом. Таким образом, семь есть заветное число, выражающее гармонию, единство, совершенство и покой. В книге Иисуса Навина (Нав. гл. 6) описывается взятие города Иерихона. 7 священников, 7 юбилейных труб или рогов, 7 дней обхождения вокруг Иерихона, 7 обхождений в 7-ой день определяется священным числом 7 — числом дел Божиих при творении мира, показывает, что эти лица, предметы и действия имеют характер не военный, а священный, проникнутый мыслью о Боге, как единственном Виновнике того, что имеет совершиться. Как ничтожно было участие народа во взятии Иерихона, выражением этого служит то, что ему представлено было кроме хождения вокруг города, одно действие— громкое восклицание при обхождении города в 7-ой раз 7-го дня. В 3-ей книге Царств (3 Цар. гл. 8) Соломон умоляет Иегову о милостивом принятии молитв в храме Его имени во всякое время (ст. 28-30), преимущественно о прощении грехов (ст. 30, 34,36,39,46,50). За этим общим прошением (ст. 29) следует семь отдельных и более частных прошений (ст. 31-53). Семеричное число этих прошений может обозначать всю совокупность возможных молений; семь — число священное, число полноты и совершенства (Быт. 21, 28; Исх. 37, 23; Лев. 4, 6) и, кроме того, в данном случае вполне аналогично по значению семи прошениям молитвы Господней (Мф. 9 и след.). В 3-ей книге Царств (3 Цар. гл. 19) говорится, что наряду с возвещением суда над Израильским государством (ст. 17), пророку Илии даруется и благодатное утешение, что среди широкого распространения нечестия в Израиле, есть и неведомые миру и даже пророку, но ведомые единому Богу носители истинной веры и благочестия: 7000 (мужей), не преклонивших колена пред Ваалом, и не лобызавших его статуи (ст. 18). 7 тысяч— круглое определенное число. 7— символическое число святости, завета, культа, и здесь естественно взято для обозначения остатка верных завету израильтян как «святаго семени» народа завета (ср. Ис. 6,13; Рим. 11, 7). В книге Иова (Иов. 2, 13) говорится: «И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей, и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико». Семидневное (семь — число полноты) молчание свидетельствует о силе печали друзей. Пророк Иезекииль (Иез. 3,15), когда пришел к переселенцам в Тель-Авив, живущим при реке Ховаре, остановился там, где они жили и провел среди них семь дней в изумлении. У евреев время торжественной скорби продолжалось семь суток. Семь— символическое число, которое прилагается к делам Божиим, а для Иезекииля, как священника, оно имело особое значение по богослужебному применению, например в отношении обрядовой чистоты, посвящения (Исх. 29, 29; Лев. 8, 33; ср. Иез. 39, 9,12,14). «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» (Притч. 9, 1). Дом Премудрости Божией есть Царство Божие или Церковь, основание которой Божественным Домостроительством было положено еще в раю. Это Царство Божие, затем во многообразии священных библейских событий и лиц, теократических установлений и учреждений, под руководством Закона и пророков, раскрывалось в течение всего Ветхого Завета вплоть до явления Христа Спасителя, когда оно сменилось новозаветной Церковью или новозаветным Царством Божиим (1 Тим. 3,15; Евр. 3, 6; Апокалипсис 3,12). Дом Премудрости основан на семи столбах (ст. 1), т.е. согласно общему библейскому значению числа 7 в смысле полноты, законченности, совершенства (Быт. 4,21; Пс. 11, 7; Мф. 18, 21-22) Царство Божие или Церковь Премудростью Божией снабжена многоразличными дарами и дарованиями — всем, что нужно для ее благоустройства, процветания и славы. Семь столбов— семь даров Святого Духа (Ис. 11, 2-3; сн. Апокалипсис 1,4,12; 3,1; 4, 5), затем семь таинств. В 3-ей книге Ездры (3 Езд. 7, 75-99) говорится о семи видах мучений грешников в загробном мире и о семи видах блаженств праведников. Мучения грешников состоят: 1) в сознании своих преступлений, 2) в невозможности раскаяния, 3) в созерцании блаженства, ожидающего праведников и 4) мучений, которые будут уделом грешников, 5) в созерцании места, где станут жить праведники, 6) в сознании близости своих мучений и, наконец, 7) в чувстве страха при мысли предстать пред лице Судии. Блаженство праведников состоит: 1) в сознании победы над злым помышлением, 2) в созерцании мучений, ожидающих грешников, 3) в сознании своей правоты, опирающейся на закон, 4) в созерцании будущего блаженства, 5) в радости по поводу ос-вобождения от бренных оков тела, 6) в предчувствии близкого прославления и 7) в лицезрении Бога. В Апокалипсис е (Апокалипсис 1, 4) святой Тайновидец говорит о семи духах, находящихся пред престолом Всевышнего. Большинство толкователей под семью духами разумеют Святого Духа. Право на такое толкование дают те аналогии, которые мы находим в других местах Священного Писания (Ис. 11, 2-3; Зах. 4, 6, 10). Единая Ипостась Святого Духа символически изображается седмерицею духов (ни более, ни менее) потому, что число семь — как бы печать духа и выражает собой полноту благодатных даров, раздаваемых от Святого Духа (1 Кор. 12, 4-11). Эти семь даров Святого Духа суть: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух света, дух разумения, дух мудрости, дух Господень, или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (ср. Ис. 11,1-3). Откровение дается семи церквам. Число 7 имеет таинственное значение, означающее полноту и потому может здесь быть поставлено как эмблема вселенской Церкви, к которой в целом и обращен Апокалипсис . Число 7 имеет некоторое таинственное значение и в целом Апокалипсис е: семь духов пред престолом Божиим, семь Свешников, семь звезд, семь светильников, семь рогов и семь очес Агнца, семь печатей, семь труб, семь таинственных громов, семь фиалов ярости Господней. С достоверностью можно полагать, что число это выражает собой полноту, по числу ли дней творения Божия, в которое совершишася небо и земля и вся украшения их, или по другой какой-либо причине. А поэтому и под именем семи церквей должно разуметь вселенскую Церковь во всем ее пространстве и продолжении времени — это новое превосходнейшее творение Божие, которое вполне совершится и украсится по скончании всех веков, егда будет Бог всяческая во всех. Интересно и толкование ст. 16, 21-ой главы Апокалипсис а святого Богослова: «Город расположен четвероугольником, и длина его такая, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны». Здесь седмиричное число, будучи таинственным, чрез деление представляет искомое. Ибо 12 тысяч стадий, разделенные на число 7, представляют меры, называемые милями— 1714, где тысяча показывает совершенство бесконечной жизни, семьсот — совершенство покоя, четырнадцать— двойное субботствование души и тела, так как дважды семь — четырнадцать. Хотя число ангелов безмерно велико, тьмы тем, по выражению Священного Писания, но архангелов известно только семь: «Я — Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Что касается седмиричного числа предстоящих Богу ангелов, то в ветхозаветной канонической письменности до времени плена нет ясных свидетельств о семи именно ангелах. Но в книге пророка Иезекииля (9, 1-2) выступают семь мужей— карателей — видимо ангелов (ср. Зах. 4,10), а в Апокалипсис е не раз говорится о семи духах или ангелах, стоящих пред престолом Божиим (Апокалипсис 1, 4; 4, 5; 8, 2, 6). При этом и книга Товита и книга Апокалипсис представляют этих семь ангелов высшими, т. е. архангелами. «Отчего главных ангелов только седмь— не менее и не более? Это — тайна творения, доведомая Господу и Творцу ангелов. Мы с благоговением можем приметить только, что седмиричное число— число священное: ибо воззрим ли на царство благодати?— обретаем седмь даров Духа Святого, седмь таинств. Посмотрим ли на царство природы? — находим седмь лучей света, седмь тонов звука, седмь дней творения и проч.» (Из сочинений Иннокентия, архиепископа Херсонского.) — символ возрождения, возобновления, воскресения.