Что такое логистика в транспорте. Транспортно-логистические системы, сущность и цели функционировая

Логистика с экономической точки зрения представляет собой деятельность по организации, управлению и оптимизации движения разного рода потоков от их источника до непосредственного потребителя. Эта наука подразделяется на несколько видов. Одним из них является транспортная логистика.

Это своеобразная система, которая отвечает за организацию доставки. Иными словами, транспортная логистика занимается перемещением тех или иных из пункта А в пункт Б. При этом выбирается оптимальный маршрут движения. Активное применение данной области знаний происходит в шестидесятые годы XX века. Именно на этот период приходится интенсивное развитие производств. Стало ясно, что знание обо всех пунктах движения сырья позволяет выявить потери. Таким образом, грамотная транспортная логистика снижает себестоимость товара. Существенную роль в развитии науки сыграли достижения НТП, благодаря которым стала возможна связь на огромных расстояниях.

Функции и задачи

Принято различать оперативные и координационные Первые связаны с менеджментом движения ценностей в сфере непосредственного производства и распределения. Вторые связаны с координированием уровня спроса и предложения. Сюда относят анализ и (преимущественно материальных) производственного процесса, планирование и прогнозирование развития рынков, о потребностях клиентов и многое другое. Иными словами, основываясь на получаемых данных, логистика связывает потребности клиентов с возможностями предприятия.

Теперь о задачах. Их можно разделить на две большие группы: общие (глобальные) и частные. К первым следует отнести достижение максимально возможного результата при минимальных издержках. Ко второй группе задач относят создание минимального уровня запасов, сокращение временного периода, необходимого для осуществления перевозок, и многие другие.

Если говорить о функциях, характерных для такого вида рассматриваемой науки, как транспортная логистика, то здесь важное место уделяется персоналу, без которого невозможно достижение цели. Сюда же относят необходимость проведения классификации а также организацию ценовой политики.

Транспортная логистика: система и инфраструктура

Далее речь пойдет о транспортно-логистической системе. Данное понятие характеризует всю совокупность клиентов и производителей товаров, услуг, а также используемые для их взаимосвязи пути сообщения, транспорт, здания и сооружения, системы управления и иные ресурсы. Транспортная логистика не может существовать без соответствующей инфраструктуры.

Ведь перемещение объектов, их хранение, складирование и сопровождение всех процессов финансовыми и информационными потоками невозможно, если отсутствуют необходимые для этого технические средства. Инфраструктура обеспечивает бесперебойное и точное выполнение всех функций. От качества осуществляемых перевозок во многом зависят итоговые объемы затрат. Поэтому транспортная логистика на предприятии должна учитывать также следующие аспекты: эффективность функционирования каждого в отдельности, эффективность организации перевозок от производителя к потребителю, а также учет хранения и обработки грузов, что особенно важно для клиента.

Заключение

Транспортная логистика играет огромную роль в деятельности предприятия. Это необходимое звено системы, поскольку данная наука отвечает за управление всеми потоками, а осуществление менеджмента материального потока невозможно без организации его перевозки. Таким образом, транспорт должен не только эффективно использоваться, но и быть гибким. Это позволит реализовать основную цель транспортно-логистической системы даже в условиях быстро меняющегося спроса.

26 03

Производя товар, каждый предприниматель в первую очередь думает о его реализации и получении максимально возможной прибыли. Именно поэтому он стремится за короткий период охватить как можно большее пространство, где этот товар будет актуален и востребован. Обратившись в любую компанию, заказчик может столкнуться с несколькими предложениями решения поставленной задачи. В этом случае выбрать правильный вариант помогут основы транспортной логистики для начинающих предпринимателей и частных лиц, которые решили воспользоваться услугами грузоперевозки. Именно знание основ транспортной логистики поможет правильно выбрать компанию среди конкурирующих фирм, которой можно доверить свой груз.

История появления транспортной логистики

Мало кто обращал внимание на тот факт, что логистика появилась ещё в древние времена, когда существовали специальные служители, распределяющие продукты между различными провинциями, поселениями, людьми. Главный смысл заложен в самом слове «логистика» (logistike) – способность вычислять, оценивать, рассуждать. Яркий пример – прокладка торговых путей для караванов с заморским товаром. И всё же как отрасль создание транспортной логистики относят ко времени Второй мировой войны. Приходилось решать стратегические задачи, целью которых было правильное распределение продовольствия и снабжение армии оружием и боеприпасами. Логистика разделилась на несколько видов, и транспортный был только её небольшой долей. Постепенно значение термина видоизменилось и включило в себя управление складским хозяйством и товародвижением. Каждый заказчик будет знать, изучив транспортную логистику, как считать расходы на доставку груза, и какому виду транспорта отдать предпочтение.

При разработке системы доставки грузов в логистике учитываются следующие факторы:

  • габариты груза;
  • грузоподъёмность транспортного средства;
  • дальность пути следования;
  • временной промежуток.

От того насколько быстро будет подобран способ перевозки груза, рассчитан путь, задействованы другие участники транспортной логистики зависит коммерческий успех конкретной компании или предпринимателя. Поэтому цели и основные задачи транспортной логистики заключаются в организации регулярных поставок, максимальном использовании грузоподъёмности транспортного средства, правильно выбранного пути следования груза.

Основные этапы транспортной логистики:

  • подбор оптимального вида транспорта;
  • оценочный расчёт предполагаемых расходов;
  • подготовка пакета документов;
  • погрузка и установка груза;
  • транспортировка;
  • разгрузка на требуемом пункте.

Управление транспортной логистикой при автомобильных перевозках может сочетаться с корректировкой деятельности другого вида транспорта.

Факторы, мешающие стремительному развитию логистики:

  • экономическая нестабильность;
  • слабый уровень производственной базы по изготовлению тары и упаковки;
  • плохие дороги, не позволяющие развивать максимально допустимую скорость;
  • низкий уровень производственной базы.

Но даже при существующих трудностях значение транспортной логистики велико и за ней будущее.

Основные понятия транспортной логистики

Сущность транспортной логистики кратко заключается в следующем – организовать своевременную доставку груза в конкретную местность к конкретному часу. При этом необходимо выполнить следующие задачи:

  • проанализировать пункты доставки и свойства груза;
  • подобрать нужный вид транспорта;
  • выбрать конкретного перевозчика и других партнёров;
  • выстроить маршрут;
  • постоянно контролировать перемещение груза;
  • сформировать и обеспечить единство всех «фигурантов» процесса грузоперевозки;
  • осуществить оптимизацию процесса движения.

Освоив понятия транспортной логистики, каждый заказчик понимает, насколько это важно для дальнейшего развития компании.

Транспортная и складская логистика – «две стороны одной медали»

Транспортная логистика в России не может эффективно существовать без хорошо отлаженной системы складского учёта. Ведь именно запас товаров на складах позволяет избавиться от серьёзных простоев и срывов выполнения спецзаказа. Рассмотрим, как организована транспортная логистика автопроизводителей в Германии. В этой стране автомобильная промышленность занимает значительный удельный вес, и влияет на производственную деятельность поставщиков автозапчастей. Здесь разработаны специальные системы обеспечения внутреннего рынка, где применяется концепция «точно в срок» и «точно одно за другим».

Смысл концепций заключается в своевременной поставке нужных запчастей на производство. А для предприятий, где нет складов, логистика поставки комплектующих деталей настолько точно рассчитана, что поставляет продукцию строго в нужный момент на конвейере. Вся Европа чётко работает по этому принципу и эффективно решает оптимизационные проблемы транспортной логистики. Для России эта модель пока не приемлема из-за относительно низкого уровня развития производства. Для эффективной работы транспортной логистики внедряются специальные программные продукты, которые рассчитывают маршруты для конкретных видов транспорта, объёма продукции, её веса и других аналитических исследований. Информационные технологии в транспортной логистике позволяют сравнивать фактические и плановые маршруты, которые наглядно отражают отклонения и позволят выявить необоснованные простои.

10.1. Транспорт и логистика

Миссия транспортировки в системе логистического сервиса: «доставлять нужный товар требуемо­го качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами ». В структуре логистических затрат транспортные расходы составляют значи­тельную долю – 20-40% и более, поэтому оптимизация решений в транспор­тировке позволит логистическому менеджменту получить значительную эко­номию затрат, но потребует и специального внимания.

Транспортный сервис в современных условиях включает не только соб­ственно перевозку грузов от поставщика потребителю, но и большое число экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.п. Поэтому транспортировку можно определить как ключевую логистическую функцию, связанную с пере­мещением продукции транспортным средством (или средствами) по определен­ной технологии в цепи поставок и состоящую из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.

На уровне логистического менеджмента фирмы управление транспорти­ровкой состоит из нескольких основных этапов:

    выбор способа транспортировки;

    выбор вида транспорта;

    выбор транспортного средства;

    выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке;

    оптимизация параметров транспортного процесса.

При организации транспортировки необходимо согласовать и спланиро­вать ее операции совместно с другими логистическими функциями, напри­мер, складированием, грузопереработкой, упаковкой и т.п.

В процессе транспортировки решается большое число оптимизационных задач. Кроме того, при организа­ции интегрированной логистики необходимо комплексное планирование транспортировки совместно с другими логистическими функциями:

    совместное планирование транспортных процессов на различных ви­дах транспорта в случае смешанных (интермодальных, мультимодальных) перевозок;

    обеспечение технологического единства транспортно-складского про­цесса;

    совместное планирование транспортного процесса со складским и про­изводственным процессами и др.

Достоинства и недостатки различных видов транспорта в ЛС. Существуют следующие основные виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный, трубо­проводный.

При выборе способа транспортировки, транспортного средства и конк­ретного перевозчика логистический менеджер должен учитывать присущие каждому виду транспорта достоинства и недостатки в табл. 10.1.

Каждый вид транспорта (за исключением трубопроводного) имеют соответствующую производственно-техническую базу, необходимую для эксплуа­тации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств и характеризуется технико-эксплу­атационными параметрами подвижного состава, путей сообщения и терминалов. Для подвижного состава такими параметрами являются:

    техническая и эксплуатационная скорость;

    габаритные размеры грузовых емкостей и самих транспортных средств;

    мощность двигателя (силовых установок);

    грузоподъемность и габаритные размеры прицепов, полуприцепов, вагонов и т.п.

Для путей сообщения:

    пропускная способность;

    ширина проезжей части (колеи), глубина фарватера;

Для терминалов:

    полезная складская площадь;

    число оборотов (скорость оборота);

    производительность подъемно-транспортного и складского оборудова­ния и т.д.

Таблица 10.1

Сравнительные характеристики видов транспорта

Вид транспорта

Достоинства

Недостатки

Железнодорожный

Высокая провозная и пропускная способность. Не зависит от климатических усло­вий, времени года и суток, Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы; зна­чительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на расстояния выше 1500 км.

Ограниченное число перевозчиков (естественная монополия). Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энер­гоемкость перевозок. Недоступен в конечных точках продаж (потребления). Недостаточно высокая сохран­ность груза.

Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоемкость перевозок.

Ограниченная география перево­зок. Низкая скорость доставки. Зависит от географических, навигационных и погодных условий. Малая частота отправок. Жесткие требования к упаковке и креплению грузов. Необходимо создавать сложную портовую инфраструктуру.

Внутренний водный (речной)

Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость.

Ограниченность географии пере­возок. Низкая скорость доставки. Зависит от неравномерности глу­бин рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надежность пере­возок и сохранность груза.

Автомобильный

Высокая доступность. Возможность доставки груза «от двери до двери». Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использовать различ­ные маршруты и схемы доставки. Высокая сохранность груза, возможность отправки груза мелки­ми партиями. Широкие возможности выбора наи­более подходящего перевозчика.

Низкая эффективность. Зависимость от погодных и дорож­ных условий. Высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Недостаточная экологическая чис­тота. Невозможность длительного ожи­дания разгрузки. Возможность хищения груза и уго­на автотранспорта.

Воздушный

Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надежность. Наивысшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты пере­возок.

Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы. Высокая капиталоемкость, материало- и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Ограниченная географическая доступность.

Трубопроводный

Низкая себестоимость. Высокая производительность. Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость.

Особые виды грузов (газ, нефте­продукты, эмульсии сырьевых ма­териалов). Транспортировка только больших объемов грузов.

Основные направления повышения конкурентоспособности отечественных транспортных и экспедиторских компаний:

    развитие производственно-технической базы, инфраструктуры транс­портного сервиса, информационных систем поддержки логистического процесса для осуществления транспортировки;

    совершенствование действующий системы документооборота и таможен­ных процедур оформления грузов;

    повышение уровня взаимодействия и информационной связи между участниками перевозочного процесса, терминалами, складами, тамож­нями, другими предприятиями и потребителями их услуг;

    создание единой нормативно-правовой базы, принятие современных законов в области транспортной логистики;

    внедрение современных логистических технологий транспортно-экспедиционной деятельности.

10.2. Основные способы транспортировки (виды перевозок)

Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки (ЗЛС) логистичес­кой цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза в ЗЛС (потребителю), затраты на перевозки, Например, при крупнотоннажных отправках и наличии подъездных путей в конечном пункте доставки целесообразнее применять железнодорожный транспорт, при мелкопартионных отправках на короткие расстояния - автомобильный.

Смешанная перевозка грузов (смешанная раз­дельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта, напри­мер: железнодорожным - автомобильным, речным - автомобильным, мор­ским - железнодорожным и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки являет­ся обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла. Признаками смешанной раздельной перевозки является наличие нескольких транспортных докумен­тов, отсутствие единой тарифной ставки фрахта, схема последовательного взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешан­ной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчи­ка, представляющего другой вид транспорта. Таким образом, грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на «своем» участке маршрута.

Комбинированная перевозка отличается от смешанной использованием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинирован­ных) видов транспортировки часто обусловлено в ЛС структурой дистрибу­тивных каналов: отправка крупных партий груза производится с завода-изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью мак­симального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты рознич­ной торговли - автомобильным.

А.Н. Родников считает смешанные, комбинированные, интермодальные перевозки и прямое смешанное сообщение синонимами, т.е. «транспорти­рование грузов, осуществляемое двумя и более перевозчиками различных видов транспорта общего пользования по единому перевозочному документу с пере­валкой груза в передаточном пункте (или пунктах) без участия грузовладель­ца» . Следует заметить, что в Гражданском кодексе РФ термины «комбини­рованные перевозки» и «прямые смешанные перевозки» используются как синонимы (ст. 788 ГК РФ).

В соответствии с Европейским соглашением СЛКП под термином ком­бинированная перевозка «понимается перевозка грузов в одной и той же грузо­вой единице, транспортном оборудовании, к которому относятся крупнотон­нажные контейнеры, съемные кузова, полуприцепы и автодорожный состав (автофургоны) с использованием нескольких видов транспорта».

Современная практика транспортировки связана с расширением пере­возок одним экспедитором (оператором) из одного диспетчерского цен­тра и по единому транспортному документу (мультимодальные, интермо­дальные, трансмодальные, А-модальные, комбинированные, сегментиро­ванные и пр.).

Необходимо отметить, что до сих пор в России нет устоявшейся терми­нологии по указанным способам перевозки. Обычно «интермодальной (ин­тегрированной) принято называть смешанную перевозку грузов «от двери до двери», осуществляемую под руководством оператора по одному транспорт­ному документу с применением единой (сквозной) ставки фрахта» .

По определениям UNCTAD ( United Nation Conference on Trade and Development ) «интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов перевалки до пункта назна­чения и – в зависимости от распределения ответственности за перевозку – выдает различные виды транспортных документов, а мультимодальной если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути сле­дования независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом офор­мляется единый перевозочный документ» .

Винтермодальных системах укрупненные грузовые места перевозятся по единым тарифам и перевозочным документам с равными правами всех уча­ствующих видов транспорта, в мультимодальных перевозках один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транс­порта выступают в качестве клиентов, оплачивающих его услуги.

В «Терминологическом словаре» по логистике под мультимодалъными перевозками понимаются «смешанные перевозки, выполняемые транспортны­ми средствами, принадлежащими одному и тому же юридическому лицу или находящимися в его оперативном управлении (например, доставка грузов в аэро­порт, воздушная перевозка и доставка грузов из аэропорта, выполняемые транс­портными средствами, принадлежащими одной и той же фирме экспресс-по­чты)» .

При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор о пере­возке на весь путь следования с одним лицом (оператором). Им может быть, например, экспедиторская фирма, которая, действуя на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает гру­зовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями. Признаками интермодальной (мультимодальной) перевозки являются:

    присутствие оператора доставки от начального до конечного пункта логистической цепи (канала);

    единая сквозная ставка фрахта;

    единый транспортный документ;

    один ответственный за груз и исполнение договора перевозки.

Основными принципами интермодальных и мультимодальных систем перевозок в ЛС являются следующие:

    единый коммерческо-правовой режим;

    комплексный подход к решению финансово-экономических вопросов организации перевозок;

    максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота;

    единый организационно-технологический принцип управления пере­возками и координация действий всех логистических посредников, уча­ствующих в транспортировке;

    кооперация логистических посредников;

    комплексная инфраструктура перевозок различными видами транспорта.

Для мультимодальных перевозок за пределы страны (экспортно-импорт­ных операций) существенное значение приобретают таможенные процеду­ры оформления грузов, а также транспортное законодательство и коммерческо-правовые аспекты перевозок в тех странах, по которым проходит мар­шрут следования груза. В международных мультимодальных перевозках единство коммерческо-правового режима означает:

    гармонизацию габаритных характеристик грузовых единиц и транспортных средств;

    упрощение таможенных формальностей;

    внедрение стандартных коммерческих грузовых и транспортных документов международного образца.

Как было указано выше, до сих пор нет согласованной терминологии по видам транспортировки (способам перевозки), причем это касается не только России, но и международной практики. Это свидетельствует о необходимо­сти продолжить стандартизацию терминологии смешанных грузовых пере­возок и формирование законодательной базы. Некоторые основные определения в области международного транспортного права, касающиеся способов перевозки, приведены в табл. 10.2.

Таблица 10.2

Определения способов перевозок и сопутствующих терминов,

применяющиеся в международной практике

Термин

Определение

Источник

Унимодальная перевозка

Перевозка грузов одним видом транспорта одним или не­сколькими перевозчиками. Если участвует только один перевозчик, то он выдает собственный документ перевоз­ки, например, коносамент, транспортную накладную, на­кладную на авиаперевозку и т.д. Если перевозчиков не­сколько {например, перевозка осуществляется из одного порта через другой в третий с перевалкой груза в проме­жуточном порту), то один из них может выдавать сквозной коносамент на всю перевозку от порта до порта или только на ту ее часть, которая осуществляется его собственным судном).

Интермодальная перевозка

Перевозка грузов несколькими видами транспорта, причем один из перевозчиков организует всю перевозку из пункта (или порта) отправки до пункта (или порта) назначения через все промежуточные пункты (или порты). В зависимо­сти от того, как разделяется ответственность за перевозку, выдаются различные виды документов перевозки.

Правила ЮНКТАД (UNCTAD)

Сегментирован­ная перевозка

Перевозчик, организующий перевозку, берет на себя от­ветственность только за «свою» часть. Он может выписать коносамент на интермодальную или комбинированную перевозку.

Правила ЮНКТАД (UNCTAD)

Мультимодаль­ная перевозка

Оператор, организующий перевозку, берет на себя ответ­ственность за всю перевозку. При этом он выдает доку­мент мультимодальной перевозки.

Правила ЮНКТАД (UNCTAD)

Комбинирован­ная перевозка

Перевозка грузов в одном и том же контейнере или транс­портном средстве последовательно различными видами транспорта (автомобильным, железнодорожным и т.д.) с использованием сквозного документа, например, коноса­мента FIATA .

Правила ЮНКТАД (UNCTAD)

Договор смешанной перевозки

Один договор на перевозку грузов, по крайней мере, двумя различными видами транспорта.

Правила ЮНКТАД/МТП в отношении до­кументов сме­шанных пере­возок

Оператор смешанных перевозок (ОСП)

Любое лицо, заключившее договор смешанной перевозки. Подразумевает ответственность за осуществление ука­занного договора в качестве перевозчика.

Правила ЮНКТАД/МТП в отношении до­кументов сме­шанных пере­возок

Документ смешанной перевозки

Документ, удостоверяющий договор смешанной перевозки, может быть заменен сообщениями электронного обмена данными: в виде оборотного документа; в виде необоротного документа с указанием имени грузо­получателя.

Правила ЮНК­ТАД/МТП в отношении до­кументов сме­шанных пере­возок

В последние годы технология транспортировки, особенно для мульти- и интермодальных перевозок, связана с использованием в логистических це­пях и каналах грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки получили название терминальных перевозок.

Терминальные перевозки. Одними из основных объектов логистической инфраструктуры МТК яв­ляются грузовые терминалы (определение было дано в 9.2).

Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, назы­вается терминальной перевозкой. Значение этого вида транспортировки в современных РТЛС чрезвычайно возросло, что предопределено прежде всего интегрированием большого числа логистических функций. Терминал взаи­модействует с перевозчиками, экспедиторами, клиентами, посредниками, таможней, банками и рядом других контрагентов.

В общем случае терминал осуществляет операции консо­лидации/комплектации груза и разукрупнения партий груза. В обычном режиме грузы, возвратная тара и товарно-транспортные до­кументы проходят циклы терминальной грузопереработки,

Основные технологические процессы сопровождаются рядом поддержи­вающих процессов и дополнительных логистических услуг, в частности, ве­дением расписания и графика выполнения технологических процессов; кон­тролем за состоянием и подготовкой тары; оказанием разнообразных услуг клиентам, начислением оплаты и контролем за движением платежей и т.п.

Грузовая единица. Одним из ключевых параметров для организации операций, связанных с транспортировкой и последующей складской обработкой, является грузовая единица – некоторое количество товаров, которые погружают, транспорти­руют, выгружают и хранят как единую массу. Параметры этой массы связы­вают технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.

Существенной характеристикой грузовой единицы является соответствие ее размеров транспортному средству и способность сохранять целостность и первоначальные геометрические формы в процессе транспортировки и грузопереработки. Согласованные размеры грузовых единиц, а также парамет­ров оборудования для их переработки позволяют эффективно использовать материально-техническую базу различных участников логистического про­цесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания (платформы) для формирования грузовой едини­цы используют обычно стандартные европоддоны (европаллеты), для авто­транспорта их размер составляет 1200x800x150 мм или 1200x1000x150 мм. Исходя из этих размеров определяется базовый модуль упаковки.

Грузовая единица сохраняет целостность в процессе выполнения логистических опе­раций благодаря пакетированию – т.е. связыванию грузовой единицы и под­дона в единое целое.

Существуют различные методы пакетирования грузовых единиц: обандеролирование стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, рези­новыми сцепками, клейкой лентой и др. Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки.

Правильно сформированная грузовая единица позволяет обеспечить:

    высокую степень сохранности грузов;

    сравнительно низкие затраты труда;

    эффективное выполнение погрузо-разгрузочных работ благодаря их комплексной механизации и автоматизации; перегрузку без перефор­мирования;

    безопасное выполнение складских работ.

10.3. Выбор логистических посредников транспортной логитике

В логистическом процессе фирма может использовать различные вариан­ты транспортировки, виды транспорта, а также различных логистических партнеров (посредников) при организации доставки продукции к конкрет­ным пунктам логистической цепи (цепи поставок). Прежде всего логисти­ческий менеджмент фирмы решает вопрос, создавать ли свой парк транспорт­ных средств или использовать наемный транспорт (общего пользования или частный). При выборе альтернативы обычно исходят из определенной сис­темы критериев:

    затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств (аренду, лизинг подвижного состава);

    затраты на оплату услуг транспортных, транспортно-экспедиционных фирм и других логистических посредников;

    скорость (время);

    качество (надежность доставки, сохранность груза и т.п.).

Создание собственного парка связано с большими капитальными вложе­ниями в подвижной состав, производственно-техническую базу для обслу­живания и ремонта транспортных средств и инфраструктуру. В конечном итоге оно может быть оправдано в случае получения значительного выигры­ша в качестве, надежности и себестоимости при больших устойчивых объе­мах перевозок. Как правило, оправдано создание собственного парка авто­мобильных транспортных средств (железнодорожных вагонов, цистерн и т.п.). Оценка альтернатив должна проводиться комплексно с учетом воз­можно большего числа критериев.

В большинстве случаев центральная компания в цепи поставок (фирма - производитель товара или торговая компания) обращается к услугам специ­ализированных транспортных или транспортно-экспедиционных фирм.

Логистические процедуры выбора включают:

    выбор вида транспортировки (способа перевозки или системы достав­ки грузов);

    выбор вида (или нескольких видов) транспорта;

    выбор основных и вспомогательных логистических посредников.

Все указанные процедуры выполняются на основе одного или системы критериев при соблюдении заданных ЛС ограничений. Эти ограничения обусловлены целями логистической стратегии фирмы или факторами окру­жающей макро- и микроэкономической среды. Например, в системе дистрибьюции ограничениями могут быть время доставки ГП, затраты на транс­портировку, сохранность груза, дислокация ЗЛС, где осуществляется скла­дирование или перевалка груза на другой вид транспорта, и т.п.

Выбор способа транспортировки, вида транспорта и логистических по­средников производится на основе системы критериев. К основным крите­риям выбора способа транспортировки и вида транспорта относятся:

    минимальные затраты на транспортировку;

    согласованное время транзита (доставки груза);

    максимальная надежность и безопасность;

    минимальные затраты (ущерб), связанные с запасами в пути;

    мощность и доступность вида транспорта;

    продуктовая дифференциация.

В зарубежной практике выбора перевозчиков часто используются специально разработанные системы ранговых показате­лей. С точки зрения приоритета отдельных критериев (показателей) процеду­ра ранжирования при выборе отдельных видов транспорта при организации транспортировки в ЛС служить лишь для прибли­зительной оценки соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Выбирая соответствующий вид транспорта, логисти­ческий менеджер должен учитывать мощность и провозные возможности, технико-эксплуатационные характеристики и пространственную доступ­ность транспорта. Важным условием выбора является обеспечение сохран­ности груза в пути, соблюдение стандартов качества перевозочного процес­са, международных экологических требований.

В то же время процедуры выбора способа транспортировки (перевозки), вида транспорта и перевозчика являются взаимосвязанными и по сути многокритериальными и должны решаться специальными методами векторной оптимизации. Сложность многокритериального подхода к рассматривае­мой проблеме выбора заключается в разнонаправленности критериев, раз­ной размерности и качественном характере многих показателей.

Центральное место среди решений относительно транспортировки зани­мает выбор перевозчика (или нескольких перевозчиков). Часто логистичес­кий менеджер доверяет этот выбор транспортно-экспедиционной фирме (экспедитору), с которой у грузовладельца имеются давние деловые отноше­ния. При этом экспедитору выдаются определенные характеристики груза, критерии и ограничения из перечисленных.

Когда логистический менеджер выбирает перевозчика самостоятельно, он должен следовать определенному алгоритму (рис. 5.5). Когда определе­ны способ перевозки и вид транспорта, проводится анализ специфического рынка транспортных услуг, на котором действует, как правило, достаточно большое число перевозчиков, имеющих разную организационно-правовую форму. Основными критериями предварительного отбора пе­ревозчиков являются затраты на перевозку груза, надежность соблюдения сроков поставки, сохранность груза. Процедура выбора включает дополнительно систему других количественных и качественных показателей.

10.4.Транспортно-экспедиционное обслуживание

Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в транс­портировке является транспортно-экспедиторская фирма (или экспедитор). Согласно ст. 801 Гражданского кодекса (ГК) РФ по до­говору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за воз­награждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или гру­зополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных до­говором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В договоре транспортной экспедиции предусмотрены обязанности экс­педитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избран­ным экспедитором или клиентом, заключить от своего имени или от имени клиента договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и полу­чение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Экспедитор , как правило, оказывает клиентам дополнительные услуги:

      оформление документов для экспорта-импорта грузов;

      выполнение таможенных формальностей;

      проверка комплектности и состояния груза;

      погрузка-разгрузка транспортных средств;

      уплата пошлин, сборов и других расходов, связанных с транспортировкой;

      хранение, складирование, сортировка, комплектация груза;

      информационные услуги, страхование и т.п.

Как видно из приведенного перечня услуг, транспортно-экспедиционные фирмы по существу интегрируют большое число логистических операций и функций в ЛС.

За рубежом многие крупные транспортно-экспедиторские фирмы и ком­пании по экспресс-доставке - такие, как Ryder , DHL , Schenker - BTL , Federal Express , UPS , Leasnay , TNT , ASGAB , и другие выполняют большое число раз­личных логистических операций и функций, стремясь захватить как можно большее число или протяженность логистических каналов, интегрируя ло­гистические функции в территориальной зоне или по признаку продуктовой ориентации . Это позволяет фирмам-производителям ГП и грузоотправите­лям значительно сократить расходы, связанные с транспортировкой, грузопереработкой, хранением, улучшить качество логистического сервиса.

Транспортно-экспедиторское обслуживание начинается с момента принятия груза к перевозке и включает следующие операции :

    подготовку груза к транспортировке,

    доставку его к станциям железнодорожного и ав­томобильного транспорта, портам морского и речного транспорта, аэропор­там,

    оформление товарораспорядительных документов и сдачу груза пере­возчику,

    его хранение, упаковку и маркировку.

Экспедиторское об­служивание выполняется также в процессе самой транспортировки и связано с передачей груза с одного вида транспорта на другой. Последнее включает работы по доработке груза, приведению его в случае необходимости в транс­портабельное состояние, исполнению таможенных формальностей в портах и пограничных станциях, рассылке транспортных документов и извещений об отгрузке. Транспортно-экспедиторское обслуживание также осуществля­ется в конечных пунктах назначения груза.

В настоящее время транспортно-экспедиторские компании и фирмы выполняют следующие основные операции:

    Организацию и оформление перевозки.

    Складские операции, связанные как непосредственно с процессом транспортировки груза, так и с его складским хранением.

    Приведение товара в транспортабельное состояние.

    Подготовку документов, представляемых таможенным органам, для перемещения товара через таможенную границу.

В транспортно-экспедиторских фирмах, как правило, заняты специали­сты не только по транспортным вопросам, таможенным процедурам, меж­дународным торговым и транспортным обычаям, но и работники, которые наблюдают за конъюнктурой рынка транспортных услуг, в частности тари­фов на морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные перевоз­ки. Существуют специальные компании, занимающиеся сбором дополнений и изменений к транспортным тарифам, классификацией этих изменений, публикацией и рассылкой их заинтересованным клиентам.

Почти у всех транспортно-экспедиторских фирм и компаний есть посто­янные перевозчики, которым они доверяют грузы. Получив поручение орга­низовать перевозку грузов, экспедиторы устанавливают контакты с транспортными компаниями, чтобы забронировать под грузы необходимые транспортные средства. Современный экспедитор - часто одновремен­но и владелец (или арендатор, генеральный подрядчик) автопоездов, морс­ких, речных и воздушных судов. Крупные экспедиторские фирмы обыч­но располагают различными транспортными средствами для перевозки гру­зов: грузовыми автомобилями, фургонами, рефрижераторными автопоезда­ми. Экспедиторские фирмы часто содержат эти средства в крупных специа­лизированных автотранспортных предприятиях, которые обеспечивают их техническое обслуживание.

Крупные транспортно-экспедиторские компании располагают собствен­ным складским хозяйством, мастерскими по изготовлению тары и упаковке товаров, сортировочными центрами, собственным парком транспортных средств и оборудованием, в том числе контейнерами, поддонами, лихтера­ми и вагонами. Перечислим услуги транспортно-экспедиторских фирм:

    консультации грузоотправителей или грузополучателей при выборе вида транспортного средства с учетом удобства, скорости и стоимости доставки груза;

    организация доставки груза со склада отправителя на железнодорож­ную станцию или в порт и со станции или порта на склад получателя;

    новая упаковка, маркировка и комплектация погрузочных партий, кон­солидация мелких партий в сборную крупную отправку для максималь­ного использования провозной способности контейнера, вагона или судна;

    подготовка и оформление документов для заключения договора перевозки груза с перевозчиком или с его агентом, брокером;

    помощь в таможенном, санитарном, карантинном и ином оформлении отправок;

    передача груза перевозчику или его агенту (порту, станции) и оформ­ление приемо-сдаточных и перевозочных документов (коносаментов, накладных и т.д.);

    организация хранения груза на складах и погрузочно-разгрузочных работ в пунктах перегрузки и перевалки грузов с одного вида транспорта на другой;

    содействие в расчетах между продавцом и покупателем за реализованный товар путем передачи банку по месту отгрузки товара необходи­мых транспортных и товарных документов;

    прием груза в пункте назначения от перевозчика или его грузового аген­та (порта, станции), проверка числа мест, массы груза, состояния его тары и упаковки;

    оформление с перевозчиками или их грузовыми агентами коммерчес­ких и других актов о недостаче или излишках груза, порче и поврежде­нии груза и тары, пересортице и т.п.;

    расчеты за перевозку грузов и погрузочно-разгрузочные работы в пункте отправления/прибытия;

    рассортировка крупных партий импортных грузов в более мелкие, а также по сортам, размерам и т.п., последующая их переупаковка и пе­ремаркировка;

    организация сопровождения груза проводниками в процессе его транспортировки; оборудование вагонов и судов для перевозки специальных грузов (цитрусовых, зерновых и т.п.).

Необходимо также отметить, что определенную часть транспортно-экспедиторских операций выполняют поставщики экспортной и потребители импортной продукции силами своих специальных структурных подразделе­ний - транспортных отделов или дочерних вспомогательных предприятий.

Помимо вышеназванных услуг, транспортно-экспедиторские предпри­ятия помогают экспортерам определить минимальные затраты на упаковку и транспортировку товара и составить оптимальную калькуляцию транспорт­ной составляющей его экспортной цены. В международной торговле суще­ствует практика составления расценочного листа, куда включаются все рас­ходы по доставке товара покупателю в пункт назначения, с помощью экспе­дитора. Данные расходы обычно зависят от базисных условий поставки товара, условий работы линейных конференций и т.д. Для удобства экспор­теров многие транспортно-экспедиторские фирмы могут предоставить не отдельные элементы транспортных расходов, а твердую ставку, куда вклю­чены все расходы международного экспедитора в процессе транспортиров­ки товара, в том числе расходы, связанные с выпиской документов и веде­нием переписки.

Также необходимо отметить, что экспедитор зачастую действует как опе­ратор смешанной перевозки. Современный экспедитор - часто одновремен­но и владелец (или арендатор, генеральный подрядчик) автопоездов, морс­ких, речных и воздушных судов. Поэтому, приняв поручение на перевозку груза, он прежде всего использует свои транспортные средства.

Транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции, так как логистика как наука занимается управлением всеми потоковыми движениями, а управление материальным потоком невозможно без его перевозки.

Логистические операции на пути движения материального потока происходят с применением различных транспортных средств.

Затраты на эти операции составляют примерно половину от суммы затрат на логистику.

С учетом данного подхода к транспорту как части логистической цепи, логистика коммерции рассматривается в разных аспектах:

1) с позиции эффективности работы отдельных видов транспорта;

2) с точки зрения организации перевозок от грузопроизводителя до получателя;

3) с учетом интересов клиента важны не только основная перевозка, но и обработка, хранение.

Качество перевозок в большей степени отражается на общих расходах, чем их себестоимость, поэтому учет вышеперечисленных аспектов способствует оптимальному выбору транспортных услуг.

Транспорт, являясь важным звеном логистической системы, должен быть достаточно гибким для обеспечения перевозочного процесса с удовлетворением изменяющегося спроса.

Сам транспорт делится на:

1) транспорт общего пользования (охватывает нужды народного хозяйства в транспортировке грузов и пассажиров);

2) транспорт необщего пользования (транспорт самого предприятия и транспорт, принадлежащий нетранспортным фирмам).

Задачи транспортной логистики заключаются в обеспечении участников транспортного процесса техническим соответствием – это согласованность параметров транспортных средств, позволяющая работать как с контейнерами, так и с пакетами; технологическим соответствием, где технологическое соответствие – это применение единой технологии транспортировки и прямых перегрузок; согласование экономических интересов и использование единых систем планирования.

Создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор пути следования и вида транспортного средства – все эти задачи также относятся к транспортной логистике.

2. Основные понятия транспортировки и экспедирования грузов

Основная функция транспортной логистики заключается в создании системы для оптимизации процесса перевозок, а также в транспортном и экспедиционном обеспечении.

Основные понятия транспортировки и экспедирования грузов включают:

1) деятельность по прогнозированию, организации и осуществлению доставки продукции от места ее изготовления до конечного пункта и дополнительных услуг по перевозке;

2) оформление необходимых документов;

3) юридическое сопровождение (заключение договоров) на перевозку;

4) расчет за перевозку грузов;

5) проведение и организация погрузочно-разгрузочных работ;

6) расфасовку, упаковку, складирование;

7) увеличение объема мелких и сокращение объема крупных отправок;

8) информационное обеспечение;

9) услуги по страхованию, финансовые и таможенные услуги.

Транспортное обеспечение – это работа, сопряженная с движением, перемещением грузов и пассажиров, оказанием погрузочно-разгрузочных услуг и услуг по хранению.

Технология перевозок заключается в последовательности технологических операций при выполнении транспортного процесса.

Экспедиционное обеспечение является частью процесса движения товаров от производителя к потребителю и включает ряд дополнительных работ, без которых перевозочный ход не может быть начат и окончен.

3. Виды транспортных перевозок грузов

Информация о характерных особенностях различных видов транспорта является основой для выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки.

По численности видов транспорта, принимающих участие в перевозке, системы доставки делятся на одновидовые и многовидовые.

К одновидовым относят юнимодальную, к многовидовым мультимодальные и интермодальные перевозки.

Юнимодальная перевозка в отличие от интермодальной и мультимодальной совершается транспортом одного вида. Мультимодальные перевозки осуществляются, как правило, внутри страны, интермодальные перевозки – система доставки грузов в международном сообщении.

4. Достоинства и недостатки отдельных видов транспорта

Все перечисленные виды перевозок имеют свои отличия, но наряду с этим у них есть и сходство, они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки различных видов транспорта.

Автомобильный транспорт участвует в транспортировке грузов на относительно короткое расстояние (в пределах 200–300 км), главный плюс этого вида транспорта – хорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери».

Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке.

Необходимо отметить и скорость доставки грузов и пассажиров, по своим скоростным характеристикам он уступает только воздушному.

Основными недостатками являются:

1) высокая себестоимость перевозок;

2) вероятность кражи груза и угона самого транспортного средства;

3) малая грузоподъемность;

4) плохое состояние дорог и незначительная их протяженность;

5) дорогое обслуживание, большая стоимость материально-технической базы;

6) автотранспорт экологически неблагоприятен, что сокращает возможность его использования.

Но, несмотря на перечисленные недостатки, автомобильный транспорт активно обеспечивает грузовые перевозки для всех служб народного хозяйства.

Автомобильный транспорт выполняет большую часть пассажирских перемещений на короткие расстояния, в пригородном сообщении, а также в междугородных перевозках на расстоянии до 500 км.

Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов в любую погоду. Организация перевозок этим видом транспорта регулярна и осуществляется на большие расстояния.

Ключевым преимуществом является сравнительно невысокая себестоимость и наличие скидок.

Также положительным аспектом является возможность прокладки железнодорожных путей сообщения практически на любой территории страны и высокая провозная и пропускная способность железных дорог.

Железнодорожный транспорт характеризуют относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.

Для объективности оценки необходимо перечислить недостатки, к ним относят: ограниченное количество перевозчиков, невозможность доставки при отсутствии железнодорожных путей.

Использование железнодорожного транспорта выгодно при перевозках грузов (каменный уголь, минеральные удобрения, металлы и т. п.) на дальние и средние расстояния, между предприятиями, имеющими железнодорожные пути. В некоторых случаях использование железнодорожного транспорта выгодно даже при незначительном грузообороте.

Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических связей с зарубежными странами, он является самым крупным перевозчиком в международных перевозках.

По сравнению с другими типами транспорта морской транспорт имеет ряд позитивных отличий в обеспечении массовых межконтинентальных перевозок.

Морские пути не требуют дополнительных затрат, поэтому этот транспорт не нуждается в дополнительных капиталовложениях.

Для этого транспорта характерны: низкая себестоимость перевозок, неограниченная пропускная способность.

К недостаткам морского транспорта относятся:

1) зависимость от природных и навигационных условий;

2) необходимость строительства сложного портового хозяйства;

3) низкая скорость и жесткие требования к упаковке.

Морской транспорт связан с заграничными перевозками и доставкой грузов по импорту и экспорту в страны с торговыми связями.

Внутренний водный транспорт характеризуется низкими грузовыми тарифами и является важным звеном общей транспортной системы в тех районах, где есть реки.

Речной транспорт отличает большая провозная способность, невысокая себестоимость перевозок, малые капитальные вложения.

Недостатки заключаются в ограничении использования подвижного состава, связанном с сезонностью работы, удлинениям маршрутов следования грузов, небольшой скоростью перевозок. Речной транспорт эффективен в районах, где нет других видов транспорта.

Воздушный транспорт. Основное преимущество – скорость. Также воздушный транспорт отличает возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

Воздушный транспорт занимается в основном пассажирскими перевозками, грузовые перевозки, осуществляемые им, по сравнению с объемом перевозок, осуществляемых другими видами транспорта, имеют небольшой вес.

Воздушный транспорт занимается доставкой грузов в промышленные центры и доставкой в северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также почты и других ценных грузов.

Высокая себестоимость перевозок – главный недостаток этого вида транспорта. К недостаткам можно отнести зависимость от метеоусловий.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы делят на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Этот тип транспорта предоставляет низкую себестоимость при высокой пропускной способности и большой степени сохранности грузов. Недостатком трубопроводного транспорта является небольшое количество грузов, подлежащих транспортировке. Трубопроводный транспорт занимается перекачкой нефти и газа с месторождений, перемещением продуктов перегонки нефти.

5. Транспортная документация

Основными документами, регламентирующими правила перевозок, являются Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

Уставы и Кодекс определяют обязанности и права, а также ответственность транспортных организаций и граждан, пользующихся транспортом. Они регламентируют взаимоотношения транспортных организаций между собой и с потребителями продукции.

При перевозке грузов заключается договор в виде соглашения, по которому перевозчик принимает на себя обязательства доставки груза своими средствами от места направления и до конечного пункта в установленные сроки, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Для разных видов транспортных перевозок существуют разные договора.

Договором при грузоперевозке на железнодорожном транспорте является накладная, которую оформляет отправитель груза. Дорожная ведомость – документ, который сопровождает груз в пути следования.

Вагонный лист – документ, составляемый на каждый загруженный вагон.

В линейном судоходстве договором является коносамент, который одновременно служит распиской перевозчика в получении груза.

Коносаменты бывают именные (составленные на определенного получателя), ордерные, предъявительные (действуют по предъявлении).

В заграничном плавании, при нелинейной форме судоходства, договор оформляется чартером.

При перевозке морским транспортом первичным документом является погрузочный ордер.

В прямом, водном или смешанном сообщении вместо погрузочного ордера используется накладная.

Накладными оформляется буксировка плотов и других плавучих объектов, перевозки на воздушном транспорте.

Для автотранспортных организаций установлен типовой договор. Водителю грузового транспорта при выходе автомобиля в рейс выписывается путевой лист, который является основным документом учета работы, он выдается, как правило, на один день и в конце работы возвращается.

Товарно-транспортная накладная является основанием для расчетов заказчика с автотранспортным предприятием.

Перечень документов, необходимых для перевозки грузов: товарно-транспортная накладная, накладные, доверенность на перевозку, спецификация, счет-фактура поставщика, доверенность на перевозку, сводные ведомости.

6. Управление транспортом

На федеральном уровне центральным звеном государственной системы управления транспортом является Министерство транспорта РФ.

Создание управляющих структур и распределение между ними функций и полномочий предполагает наличие организации системы государственного регулирования транспортной деятельности.

Министерство транспорта РФ имеет свой центральный аппарат и департаменты по видам транспорта и дорожному хозяйству. Департаменты транспорта осуществляют тщательный анализ состояний и тенденций развития подотрасли, в соответствии с единой государственной политикой разрабатывают политику развития транспорта региона.

Центральный аппарат занимается стратегическими проблемами, разработкой, подготовкой, согласованием проектов законов и нормативных актов, реализацией их на месте занимаются самостоятельные центры власти в виде местных администраций. Формирующаяся система территориального управления работой транспорта состоит из органов транспортной администрации, неадминистративных хозяйственно-финансовых подразделений и координационных структур.

7. Маршрутизация грузопотоков

Важным методом логистики при определении оптимального маршрута является анализ полной стоимости.

Разработкой оптимального маршрута занимается экспедитор грузовладельца при получении заказа на оказание транспортных услуг по перевозке нового для него груза или знакомого груза на новом направлении.

По окончании предварительной оценки определяются несколько конкурентоспособных вариантов, каждый из которых дополнительно анализируется для выбора конечного оптимального варианта.

Принимается во внимание не только цена грузоперевозки, но и время транспортировки, возможность непредвиденных расходов, задержек в пути и вероятность повреждения груза.

После определения оптимального варианта маршрута экспедитор выбирает участников перевозки и заключает необходимые договора.

8. Транспортно-логические цепочки, информационное обеспечение

Принципы логистики наиболее просто применяются к перевозке массовых грузов (каменного угля, железной руды, нефтепродуктов).

Транспортно-логистические цепочки наиболее эффективно реализуются в сфере транспортирования грузов. Развитие конкуренции между участниками рынка за качественное обслуживание с минимальными затратами, развитие процессов объединения между предприятиями различных отраслей, применение достижений новейших информационных технологий, имеющих большой потенциал для позитивного управления – все это оказывает содействие образованию новых организационных форм взаимодействия логистических цепочек и сетей.

До недавнего времени рыночная ориентация считалась основным фактором успеха, однако для рентабельности предприятий необходимо правильно выбирать и комбинировать ресурсы.

Именно ресурсная ориентация сформировалась в экономически развитых странах, что неизбежно привело к пониманию необходимости объединенной (интегрированной) логистики.

Характерные особенности интегрированной логистики оказывают прямое воздействие на эффективность и производительность транспортной системы, а также на качество ее функционирования.

Особенности заключаются в учете и использование ресурсов, которыми конкуренты не располагают, в возможности клиентов, оплачивая дополнительные услуги, извлекать для себя дополнительную выгоду, сохранение стабильности в долгосрочной перспективе.

Суммируя все вышеперечисленное, можно сделать вывод: используя «цепочку ценностей», логистический подход имеет ориентацию на всех участников товарно-логистического процесса. Цепочка ценностей состоит из четырех звеньев: связи с поставщиками, потребителями, технологических процессов внутри предприятия; логистических процессов внутри предприятия между его подразделениями; объединенной связи между предприятиями транспортно-логистической цепи.

Предприятия транспортно-логистической цепи стремятся к снижению расходов за счет скорой оборачиваемости ресурсов, урезания времени выполнения заказа, координации транспортной работы с сетью грузоотправителей и грузополучателей.

Важным стратегическим ресурсом для транспортной логистики является логистическая информация.

Информационное обеспечение позволяет наиболее эффективно реализовать цели бизнеса, оно нацелено на своевременность поставок и предотвращение нерациональных потерь ресурсов.

Использование электроники приводит к снижению издержек транспортировки благодаря позитивному управлению информационными потоками, увеличению их скорости и координации.

В зависимости от источника получения информации в пределах информационного обеспечения транспортной логистики выделяют внешнюю и внутреннюю информацию.

К внутренней логистической информации относится информация о транспортных услугах, затратах, тарифах, методах транспортировки и поставки.

К внешней – информация о рынках, конкурентах, потребностях клиентов, изменениях транспортного законодательства.

Объединенные в цепочку транспортно-логистические предприятия заинтересованы в получении верных и своевременных данных на всех уровнях управления.

Полученная при этом информация принимается во внимание как ресурс и самостоятельный фактор транспортно-перевозочной деятельности.

От полноты и точности информационных ресурсов в транспортной логистике зависит степень удовлетворенности запросов потребителей на перевозку.

Неудовлетворение информационным обеспечением свидетельствует об отсутствии полной информации о грузах, условиях перевозки и транспортных процессах, несвоевременном поступлении информации на запросы, разности уровней подготовки рабочего состава, обрабатывающего логистическую информацию и использующего ее, отсутствии или неразвитости коммуникационной сети, отсутствии технологий наблюдения за свойствами информационных ресурсов.

Транспортно-логистические процессы включают в себя поиск, обработку и распределение информации.

Время и качество являются ключевыми факторами в системе транспортной логистики.

Транспортные операции подчиняются требованию логистики, доставке сохранного груза точно в срок.

Логистический подход необходим для предприятий, оказывающих транспортные услуги; сфера услуг должна функционировать таким образом, чтобы полностью удовлетворять потребности клиента.

Для доставки грузов без опозданий с наименьшими затратами ресурсов разрабатывается и осуществляется единый технологический процесс, который учитывает интеграцию производства, транспорта и потребления. Единый технологический процесс позволяет осуществлять отлаженную работу всех частей логистической системы.

9. Системы доставки и распределения

Современный подход к транспорту как составной части крупной системы подразумевает рассмотрение всего процесса перевозок от начальной до конечной точки (от грузоотправителя до грузополучателя), включая процессы грузопереработки, упаковки и распаковки, хранения и информационного обеспечения доставки груза.

Сложность данного процесса привела к созданию специальных логистических центров.

Эти центры осуществляют анализ данных и разрабатывают предложения по улучшению грузопотоков, распределению перевозок по всем видам транспорта, комплектации отправок, порядку заключения договоров.

В логистических цепях при доставке грузов возникают технологические процессы, которые имеют свои особенности, зависящие от характеристики груза.

Доставка грузов – это комплекс мероприятий, проводимых после получения продукции к перевозке и до получения ее потребителем. Они включают в себя доставку материалов, их складирование и хранение, а также упаковку и перевозку любым видом транспорта.

Сюда же включаются такие операции, как разработка графика движения и выбор маршрута. Цель этих мероприятий – надежная доставка грузов и исключение разрыва между производством и потребителем. Транспортно-экспедиторское обслуживание – основная часть процесса движения груза от производителя до потребителя.

Основными участниками системы доставки являются экспедиторы, перевозчики, склады и т. д.

При выполнении заказа от грузопроизводителя фирма выступает в роли организатора процесса доставки, подбирая и координируя работу участников процесса, и при этом несет ответственность перед грузопроизводителем и участниками системы. Распределение продукции включает в себя работу по движению товаров от производителей к конечным или промежуточным потребителям.

Система распределения базируется на:

1) согласованности отдельных производств и фирм, участвующих в процессе движения продукции от производителя к потребителю;

2) совокупности предприятий и организаций, через которые проходит товар со момента его изготовления до момента его потребления;

3) слаженности деятельности юридических и физических лиц в продвижении продукции как логистических провайдеров между производителем и потребителем продукции.

Совокупность каналов распределения составляет распределительную сеть.

С развитием экономики увеличивается объем внешней торговли, а вместе с этим увеличивается объем перевозок внешнеторговых грузов, количество пассажирских перевозок.

В современных условиях транспорт занимает ключевую позицию в интеграционных процессах. При глобализации экономики и внешнеторгового обмена требуются новые подходы к развитию транспорта и поиску рентабельных путей освоения перевозок людей и грузов.

10. Международные автомобильные перевозки

Международные перевозки грузов автомобильным транспортом обеспечивают экономические связи нашей страны со странами Европы, Ближнего Востока и Азии.

Структура перевозок весьма разнообразна. Они делятся на две основные группы: перевозки грузов внешней торговли (машин, станков, оборудования, сырья и ресурсов) и перевозки грузов неторгового характера (дипломатических грузов, движимого имущества при переселении, экспонатов и т. п.).

Международные перевозки в зависимости от периодичности выполнения могут быть регулярными и разовыми.

Международные перевозки регламентируются соглашениями о международном автомобильном сообщении между правительствами нашей и договаривающейся страны.

Перевозка грузов осуществляется на основании разрешений, выдаваемых на каждый рейс и дающих право совершить перевозку туда и обратно.

Если же общая масса грузов и автотранспортных средств или их габаритные размеры не входят в установленные и действующие на территории другой страны нормы, а также если необходимо перевозить опасные грузы, то, кроме обычных разрешений, требуются еще и специальные.

Все автотранспортные средства и управляющие ими водители подвергаются таможенному контролю. Подвижной состав, осуществляющий международные перевозки, должен иметь национальные регистрационные номера и отличительные знаки.

На международных перевозках используются большегрузные автомобили и автопоезда-фургоны. Движение осуществляется по сквозной системе. Экипаж автомобиля состоит из двух водителей.

Эффективность выполнения международных перевозок автомобильным транспортом состоит в обеспечении доставки груза «от двери к двери».

Современный рынок грамотно выстроенных транспортных услуг реализует огромное количество разных предложений. Компаний, которые предлагают такую услугу, как логистика транспортных перевозок, существует достаточно много. Есть возможность без проблем подобрать оптимальный по стоимости и разнообразию оказываемых услуг вариант облуживания.

Управление транспортной логистикой – это механизм управления перевозками и транспортировка уже готовой продукции или важных элементов, предназначенных для организации производственных процессов. Грамотно построенная логистика – это один из важных факторов коммерческого успеха. Логистика в современном коммерческом мире представляет собой систему по организации доставки разной категории груза с минимальными временными и материальными тратами.

Виды транспортной логистики

Современное управление перевозками и логистика могут быть двух основных видов – внешняя и внутренняя. Первая предназначена для снабжения организаций и предприятий готовой продукцией, вторая используется для организации внутрипроизводственных перевозок. Основной целью логистики является использование максимального потенциала грузоподъемности подвижного состава и гарантии регулярных поставок при отсутствии складов. Профессиональная логистика проводится несколькими этапами, достигающими следующие цели транспортной логистики:

  1. Подбор максимально подходящего автомобиля.
  2. Определение важных расходов.
  3. Подготовка документации.
  4. Погрузочные работы.
  5. Транспортировка.
  6. Разгрузка в конечном пункте.

При необходимости осуществления доставки продукции за пределы страны, в обязательном порядке учитываются таможенные вопросы. Осуществляется таможенная очистка, а оформление груза проводится по особым принципам. Отвечая на вопрос, что представляет собой транспортная логистика и что это такое, можно отметить, что это универсальный вид деятельности.

Основные задачи логистики

Главные принципы транспортной логистики основаны на создании цепей передвижения. По ним производится транспортировка груза. Особого внимания заслуживает подборка транспорта и обеспечение полного контроля за сохранностью груза. Сущность и задачи транспортной логистикизаключаются в следующих моментах:

  1. Анализ конечного пункта. Это прокладка оптимального маршрута между пунктами. На этом этапе принимаются во внимание максимально подходящие транспортные средства. В особо сложных ситуациях может потребоваться использование на одном маршруте транспорта разной категории.
  2. Анализ свойств перевозимого груза. Проводится детальный анализ эксплуатационных и технических характеристик перевозимого груза.
  3. Проводится выбор максимально подходящего транспорта и удобный маршрут. Если организуется перевозка опасных веществ, прокладывается безопасный для населения маршрут, а также продумывается применение специального транспорта. В определенных случаях может потребоваться разрешение.
  4. Подбор транспортных средств. На данном этапе принимается во внимание скорость доставки, предварительно оговоренные с заказчиком сроки. Выбор транспорта производится на основании географического расположения точек маршрута.
  5. Контроль над производимой транспортировкой. В процессе перевозки тщательно соблюдается время доставки, при необходимости вносятся определенные правки в общий маршрут. В пути может возникнуть задержка по причине поломки транспорта, задержка погрузочных и разгрузочных процессов. Все это максимально своевременно устраняется, чтобы не были нарушены временные сроки поставки. Отслеживание транспорта осуществляется при помощи современных навигационных устройств.

Основная сущность транспортной логистики основана на обеспечении своевременной поставки груза, на полной его сохранности. Без соблюдения перечисленных выше правил и задач добиться данного результата будет невозможно. Профессиональная компания старается всеми возможными способами обеспечить положительный результат в процессе транспортировки. Для этого создается несколько разных вариантов доставки и после отсеивания малоперспективных и сложных маршрутов выбирается самый оптимальный, который будет сопровождаться минимальными временными и материальными тратами.

Важно! При необходимости даже в выбранный маршрут могут вноситься те или иные корректировки. Их могут вызвать особенности климатических условий и возможные поломки .

Критерии выбора профессиональной компании

Для быстрой и максимально безопасной транспортировки груза в обязательном порядке нужно найти профессиональную компанию. Только опытные специалисты в состоянии обеспечить оперативную и качественную . При выборе организации стоит принимать во внимание такие важные параметры, как:

  • Опыт работы транспортной организации. Имеет значение возраст компании и годы работы, так как это является свидетельством ее устойчивости и отлаженности основных рабочих механизмов;
  • Технология транспортных услуг. Компании, имеющие большой практический опыт работают по определенным годами отлаженным технологиям, что позволяет без проблем добиваться положительных результатов в процессе доставки грузов. Постоянное взаимодействие с подрядчиками на этапах движения груза позволяет решить самые разные вопросы;
  • Сотрудники компании. Каждый из сотрудников должен иметь серьезный практический опыт, что является гарантией профессионализма организации;
  • Специализация логистической фирмы. Есть компании, оказывающие только посреднические услуги, есть и более серьезные фирмы, которые оказывают полный спектр логистических услуг. Достойны внимания организации, которые занимаются доставкой сборных грузов.

Важно! В процессе выбора транспортной компании требуется отдать предпочтение организации, которая занимается перевозками длительное время и оказывает широкий спектр услуг.

Долговременная работа компании на рынке транспортных услуг является гарантией того, что все поставленные задачи решаются своевременно и максимально профессионально. Это поможет ей выдержать серьезную конкуренцию с многочисленными аналогичными компаниями. Предпочтение стоит отдать фирмам, которые осуществляют свою трудовую деятельность на рынке транспортных услуг более пяти лет. Сотрудники серьезной компании будут максимально оперативно реагировать на все возникающие сложности и конфликтные ситуации. Именно по этой причине практический опыт, функции транспортной логистики и высокий уровень квалификации штатных сотрудников не должны вызывать никаких сомнений.

Преимущества сотрудничества с профессионалами

Для транспортировки грузов стоит обратиться в организацию, где работает штат квалифицированных специалистов. Они обладают глубокими знаниями в данной сфере деятельности и достаточно успешно применяют их на практике. Высокий профессионализм наделяет их такими навыками, как:

  • Знакомство с основными транспортно-логистическими комплексами большого количества стран мира;
  • Возможность отслеживания всех происходящих изменений и новшеств в данной сфере деятельности;
  • Своевременная разработка максимально эффективных схем по транспортировке грузов;
  • Оказание услуг в строгом соответствии с интересами партнеров и многочисленных клиентов;
  • В процессе выполнения транспортных задач применяются самые современные и креативные решения в логистике.

Современные транспортно-логистические компании – это многоуровневые организации по доставке груза и контроля над ним на всех этапах передвижения. Профессиональные компании работают в полном соответствии со всеми требованиями и пожеланиями клиента, с учетом их потребностей и особенностями перевозимого груза. К каждому заказчику осуществляется строго индивидуальный подход.Основы транспортной логистики — это полная согласованность действий всех участников транспортных процессов. Профессиональные логистические компании готовы взять на себя решение самых разных по сложности и по объему работ задач. Обратившись к специалистам, можно гарантированно получить желаемый результат.

Подводя итоги

Современная логистика автомобильного транспорта – это стремительно развивающаяся сфера бизнеса, которая набирает обороты во всех государствах. Это вполне обоснованно, так как развитие логистики в глобальной экономике является важным условием для получения прибыли.

Логистика транспортная – это подробный анализ большого количества факторов, профессиональная разработка оптимальных маршрутов и схем перевозок грузов разного объема и сложности. Профессиональные транспортные компании обеспечивают высокую скорость и разумную стоимость всех производимых операций. Реализация грамотной логистики в настоящее время является обязательной для проведения и организации максимально эффективной деятельности компаний, работающих в области международных и междугородних перевозок.