Группировка вкс в сирии. Что такое ВКС? Как расшифровывается данная аббревиатура? Основные этапы операции

30 сентября 2015 года началась операция российских ВКС в Сирии. В этот день Совет Федерации единогласно одобрил использование Вооруженных сил РФ в Сирийской Арабской Республике, а уже на следующий день – 1 октября – воздушно-космические силы нанесли первые удары по позициям боевиков.

Передовая группа российских специалистов прибыла в Сирию в июне 2015 года. В её состав входило несколько высокопоставленных военных и охрана. Перед ними стояла задача – определить место будущей военной базы. Группа изучала несколько объектов, и после тщательного анализа выбор пал на аэропорт Басиля Аль-Асада в провинции Латакия.

В 1980-е годы здесь был советский объект, откуда велась радиотехническая разведка. Аэропорт был хорошо известен нашим специалистам. Также рядом, в Тартусе, находился пункт материально-технического обеспечения ВМФ России. Это гарантировало быструю доставку грузов и военной техники.

Но у аэропорта Аль-Асада был один серьёзный недостаток. На тот момент он находился достаточно близко к линии фронта. Летом 2015 года столкновения между боевиками и правительственными войсками шли в районах горной Латакии – до аэропорта оттуда было чуть более 30 км. И всё же передовая группа рекомендовала развернуть авиабазу именно в аэропорту. В итоге это предложение было одобрено.

С 8 августа заработал так называемый «Сирийский экспресс». Шесть российских больших десантных кораблей приступили к перевозке техники и грузов. До сентября они более десяти раз выполнили переход между базами Черноморского флота и сирийским портом Тартус. Позже к перевозкам был привлечён и грузовой паром.

7 сентября авиабаза Хмеймим приняла первые самолёты. В этот день в Латакии приземлился тяжёлый военно-транспортный Ан-124 «Руслан», а также пассажирский Ил-62М. На следующий день на базу прибыл ещё один «Руслан».

К моменту открытия «воздушного моста» на авиабазе уже были построены стоянки для техники, самолётов и вертолётов. На аэродроме проложили дополнительные рулёжные дорожки и развернули все необходимые для обеспечения полётов радиоэлектронные системы.

18 сентября на авиабазе Хмеймим начала функционировать собственная система ПВО. В этот день в Сирию прибыли четыре истребителя Су-30СМ. Они и взяли на себя функцию противовоздушной обороны. Машины разместили на стоянке в конце взлётно-посадочной полосы. С этого момента темп переброски авиационной техники многократно возрос.

Уже 21 сентября в Латакии помимо четырёх Су-30СМ было развернуто 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24, столько же штурмовиков Су-25, а также четыре новейших многофункциональных бомбардировщика Су-34. К этому времени на авиабазе уже действовала эскадрилья беспилотных летательных аппаратов «Форпост». Для их хранения и обслуживания были построены специальные ангары-тенты.

Всего же изначально в состав авиационной группы ВКС входили 49 самолётов и вертолётов:

  • 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М,
  • четыре фронтовых бомбардировщика Су-34,
  • четыре истребителя Су-30СМ,
  • 12 штурмовиков Су-25СМ/УБ,
  • 12 боевых вертолётов Ми-24П,
  • пять транспортно-боевых вертолётов Ми-8АМТШ.

Группировка была сформирована из экипажей строевых частей ВКС.

Для координации действий авиации, проведения разведки и выдачи целеуказаний были привлечены самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и Ту-214Р, а также самолёт радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы Ил-20М1. Вертолёты Ми-24П задействовались для непосредственной поддержки сирийских сухопутных войск.

Наращивание группировки было продолжено в декабре 2015-го, тогда в Латакию прибыли четыре Су-34, четыре новых боевых вертолёта Ми-35М и несколько транспортных Ми-8. В январе 2016 года в Сирию группировка пополнилась четырьмя новейшими многофункциональными истребителями Су-35С.

Основной ударной силой российской авиагруппы являлся модернизированный фронтовой бомбардировщик Су-24М. Он оснащался специальной вычислительной подсистемой СВП-24 «Гефест», которая расширяла возможности самолёта по поиску и уничтожению целей. Помимо Су-24М, Су-25СМ и Су-34 для ударных задач были задействованы многоцелевые истребители Су-35С и Су-30СМ, хотя изначально их главной задачей было воздушное прикрытие ударных самолётов.

Сирийская кампания стала первым боевым применением сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 и турбовинтовых бомбардировщиков-ракетоносцев семейства Ту-95МС. Также с территории России совершали вылеты дальние бомбардировщики Ту-22М3. Для сопровождения привлекались Су-30СМ и Су-35С, а также модернизированные истребители Су-27СМ3, которые имели две дополнительные точки подвески под консолями крыла.

Тогда мощь «стратегов» поразила Запад, потому что долгое время считалось, что российская авиация не способна воевать вдали от своих границ. Именно благодаря сирийским успехам ВКС было принято решение возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2. Так, в ходе первого боевого вылета, 17 ноября 2015 года, два «Белых лебедя» выпустили в сумме 16 крылатых ракет Х-101. Все они успешно поразили указанные цели, а самолёты благополучно вернулись на российскую авиабазу Энгельс.

Впервые в значительных количествах было задействовано высокоточное оружие, включая авиабомбы со спутниковой коррекцией КАБ-500С, штурмовиками Су-25СМ применялись осколочно-фугасные авиабомбы (ОФАБ) свободного падения. Они использовались для поражения слабо защищённых военных объектов, бронированной и небронированной техники, живой силы.

Для поражения наземных целей Су-24М и Су-34 применяли ракеты с лазерной головкой самонаведения Х-29Л. Использовалась и авиационная управляемая многоцелевая ракета класса «воздух – поверхность», оснащённая полуактивной головкой самонаведения, – Х-25МЛ.

Бомбардировщики Су-34 совершали полёты с новейшими управляемыми противокорабельными ракетами Х-35У, один самолёт этого типа с Х-35У демонстрировался в феврале 2016 года на настенном экране на брифинге Минобороны России для прессы.

В ходе боевых вылетов Ту-160 и Ту-95МС – использовали новейшие крылатые ракеты воздушного базирования Х-101 и Х-555, которые несли во внутрифюзеляжных отсеках. Ту-22М3 применяли свободнопадающие бомбы.

Весной 2016-го в сирийском небе прошло боевое крещение ударных вертолётов армейской авиации – Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор». Сообщалось, что они были оснащены одинаковым набором вооружения – 30-мм автоматической пушкой 2А42, неуправляемыми авиационными ракетами С-8ОФП калибра 80 мм и управляемыми ракетами «Атака» двух типов. Вертолёты применялись при освобождении Пальмиры и Алеппо.

В ноябре 2016-го – январе 2017-го участие в боевых действиях приняла авиагруппа тяжёлого авианесущего крейсера Северного флота «Адмирал Кузнецов». Он совершил дальний поход в Средиземное море, в ходе которого лётчики палубной авиации на истребителях Су-33 и МиГ-29КР/КУБР выполнили 420 боевых вылетов, в том числе 117 ночных, поразили 1252 объекта террористов. Также в составе авиакрыла корабля были вертолёты Ка-27ПЛ, Ка-27ПС и Ка-29.

В ходе этого похода были также испытаны морские вертолёты Ка-52К "Катран", и впервые применялся новый вертолёт радиолокационного дозора Ка-31СВ, другое обозначение – Ка-35.

Сенсацией стало появление в небе Сирии самолёта пятого поколения Су-57. По словам министра обороны РФ, два таких истребителя успешно выполнили двухдневную программу испытаний в боевых условиях.

«Для оценки в боевой обстановке заявленных возможностей разрабатываемой военной техники в феврале 2018 года были проведены практические пуски перспективных крылатых ракет оперативно-тактического назначения с самолёта пятого поколения Су-57», – пояснил позже Сергей Шойгу.

С сентября 2017 года в Арабской Республике успешно применялся истребитель МиГ-29СМТ. «Полученный в Сирии опыт будет учтён в эксплуатации данных самолётов, а также внедрён в рамках разработки новых авиационных комплексов марки «МиГ», в том числе МиГ-35», – отмечал генконструктор Объединённой авиастроительной корпорации Сергей Коротков.

Снабжение группировки осуществляли тяжёлые военно-транспортные самолёты Ил-76 и Ан-124. Всего за всю операцию воздушным транспортом было выполнено 2785 рейсов.

За время операции ВКС России выполнили 39 тыс. боевых вылетов. Интенсивность применения боевой авиации превышала 100 и более самолётовылетов в сутки, 20 ноября 2015 года зафиксировано максимальное количество – 139 вылетов. Также было произведено 66 ударов крылатыми ракетами воздушного базирования.

В состав группировки ВКС России в Сирии входят более 50 самолётов и вертолётов, в том числе фронтовые бомбардировщики Су-34 и Су-24М, штурмовики Су-25СМ, истребители Су-30СМ и Су-35С, ударные вертолёты Ми-24П, а также транспортно-штурмовые вертолёты Ми-8АМТШ.

При подготовке и постановке задач используются данные воздушной разведки и уточнения, получаемые от штаба сирийской армии и с помощью средств космической разведки и беспилотников. Все действия России координируются с сирийской стороной

Помимо ВКС РФ, к операции был также привлечен российский Военно-морской флот. В ночь с 6 на 7 октября 2015 года корабли Каспийской флотилии ВМФ РФ из акватории Каспийского моря нанесли массированный удар крылатыми ракетами ЗМ-14 комплекса морского базирования "Калибр НК" по объектам ДАИШ* на территории Сирии. 26 ракет были выпущены с кораблей "Дагестан", "Град Свияжск", "Великий Устюг" и "Углич".

17 декабря 2015 года самолёты Дальней авиации ВКС РФ Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95МС нанесли удары по позициям ДАИШ* в Сирии, совершены пуски 34 крылатых ракет по целям боевиков в провинциях Алеппо и Идлиб. Прикрытие авиационной ударной группы обеспечивали 4 истребителя Су-27СМ.

20 ноября 2015 года корабли Каспийской флотилии выполнили пуски 18 крылатых ракет по семи целям в провинциях Ракка, Идлиб и Алеппо, поразив все цели.

1 февраля 2016 года на авиабазу Хмеймим были переброшены истребители Су-35С, которые приступили к выполнению боевых задач.

Су-24М "Фехтовальщик"

Основной ударной силой российской авиагруппы в Сирии является модернизированный фронтовой бомбардировщик Су-24М.

Су-24М

Су-24 (по классификации НАТО - Fencer-D) - фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, за свой вытянутый нос получил прозвище "Фехтовальщик". Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах. Главный конструктор - Евгений Фельснер.

Самолёт совершил первый полёт в 1976 году. Бомбардировщик оснащается специальной вычислительной подсистемой СВП-24 "Гефест", принятой на вооружение в 2008 году, которая расширяет возможности самолёта по поиску и уничтожению целей. Су-24М способен совершать полёт на малой высоте с огибанием рельефа местности. Бомбардировщик может наносить удары как по наземным, так и по надводным целям с применением широкой номенклатуры боеприпасов, включающей в себя высокоточные образцы вооружения, в том числе корректируемые авиационные бомбы (КАБ). Максимальная скорость полёта у земли - 1250 км/ч, перегоночная дальность полета - 2 775 км (с двумя подвесными топливными баками ПТБ-3000). Самолёт оснащается двумя турбореактивными двигателями АЛ-21Ф-3А тягой 11 200 кгс каждый.

Вооружение - пушка калибра 23 мм, на 8 точках подвески может нести ракеты классов "воздух - поверхность" и "воздух - воздух", корректируемые и свободно падающие авиационные бомбы, а также неуправляемые авиационные ракеты, съёмные пушечные установки, тактическое ядерное оружие.

Су-34 "Утёнок"

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик поколения "4+" Су-34 (по классификации НАТО - Fullback) предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток. Основной ударный самолёт Воздушно-космических сил России.


Су-34

Среди российских военных Су-34 получил прозвище "Утёнок" из-за носовой части самолёта, напоминающей клюв утки.

Всепогодный фронтовой бомбардировщик является модернизацией истребителя Су-27. Главный конструктор - Роллан Мартиросов.

Первый полёт совершил 13 апреля 1990 года. На вооружение ВВС России принят 20 марта 2014 года. Серийно производится с 2006 года на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Максимальная скорость - 1900 км/ч, дальность полёта - более 4 000 км без дозаправки (7 000 км - с дозаправкой), практический потолок - 14 650 метров. Вооружение - пушка калибра 30 мм, на 12 узлах подвески может нести авиационные ракеты "воздух - воздух" и "воздух - поверхность" разных типов, неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.

Самолёт оборудован системой дозаправки топливом в полёте. Су-34 оснащен двумя турбореактивными двигателями АЛ-31Ф М1 с тягой 13 300 кгс на режиме "форсаж" каждый. Экипаж самолета - 2 человека.

По информации из открытых источников, в декабре 2014 года на вооружении ВВС России состояло 55 единиц Су-34. Всего Минобороны РФ намерено принять на вооружение 120 Су-34.

Су-25СМ "Грач"

Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25СМ (по классификации НАТО - Frogfoot-A), получивший прозвище "Грач", предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях.


Самолёт отличается от базовой модели Су-25 наличием бортового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ "Барс" и аппаратуры для работы с системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Также было серьезно обновлено оборудование кабины - добавлены многофункциональные дисплеи (МФД) и новый индикатор на лобовом стекле (ИЛС) вместо старых прицелов.

Су-25СМ способен применять широкую номенклатуру боеприпасов, в том числе высокоточное оружие. Самолёт оснащен 30-мм двуствольной авиационной пушкой ГШ-30-2. Максимальная скорость полёта у земли - 975 км/ч, радиус действия - 500 км. Самолёт оснащается двумя турбореактивными двигателями РД-195 тягой 4 500 кгс на максимальном режиме каждый.

Су-25 стал самым воюющим самолётом российской армии. Он участвовал во многих боевых действиях (Афганистан, Ангола, Южная Осетия). Именно "Грачи" оставляют на каждом параде Победы над Красной площадью шлейфы цветного дыма в виде флага РФ.

Су-27СМ


Су-27СМ и МиГ-29 на МАКС 2013

Многоцелевой истребитель Су-27СМ (по классификации НАТО - Flanker-B mod.1). Предназначен для завоевания господства в воздухе. Эффективность самолёта по сравнению с базовым Су-27 выросла в 2 раза при работе по воздушным целям.

Су-27СМ оснащен новыми комплексами бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Кабина самолёта оборудована многофункциональными дисплеями (МФД). Расширена номенклатура применяемых авиационных средств поражения (АСП).

На самолётах типа Су-27СМ3 установлены две дополнительные точки подвески под консолями крыла.

Су-30СМ

Задача истребителей Су-30СМ (по классификации НАТО - Flanker-H) - прикрывать бомбардировщики и штурмовики, наносящие удары по позициям боевиков ДАЕШ.

Двухместный многоцелевой тяжёлый истребитель поколения "4+" создан на базе Су-27УБ путем его глубокой модернизации.


Су-30СМ на МАКС 2015

Предназначен как для завоевания господства в воздухе, так и для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В конструкции самолёта применено переднее горизонтальное оперение (ПГО) и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). За счёт применения данных решений самолёт обладает сверхманёвренностью.

На Су-30СМ установлена многофункциональная радиолокационная станция управления (РЛСУ) с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) "Барс". В состав номенклатуры боеприпасов истребителя входит широкий ассортимент средств поражения, включая ракеты класса "воздух - воздух" и высокоточное управляемое оружие класса "воздух - поверхность". Су-30СМ может применяться в качестве самолёта для подготовки лётчиков для перспективных одноместных истребителей. С 2012 года ведётся строительство этих самолётов для ВВС России.

Су-30СМ способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей.

На Су-30СМ установлена система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также усовершенствована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением значительно повышена боевая эффективность самолёта.

Су-35С

Многоцелевой сверхзвуковой сверхманёвренный истребитель Су-35С относится к поколению 4++. Он был разработан в 2000-х годах опытно-конструкторским бюро им. П.О. Сухого на основе фронтового истребителя Су-27. Первый полёт Су-35 совершил в 2008 году.


Истребители Су-35С совершают перелет с аэродрома Приволжский на сирийскую авиабазу Хмеймим

Аэродинамическая схема самолёта выполнена в виде двухдвигательного высокоплана с трёхопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Су-35 оборудован турбореактивными двигателями АЛ-41Ф1С с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги, который был разработан на основе АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолёты Су-27. Отличается от предшественника увеличенной тягой 14,5 тонны (против 12,5), бо льшим ресурсом и пониженным расходом топлива.

На Су-35 – 12 узлов внешней подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб. Еще два – для размещения контейнеров РЭБ.

В состав вооружения Су-35 входит целый набор управляемых ракет типа "воздух - воздух" и "воздух - поверхность", а также неуправляемые ракеты и авиабомбы различных калибров.

По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нём смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб, в том числе с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 8000 кг.

Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас – 150 патронов).

Самолёты Дальней авиации, базирующиеся на территории России

Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла.


Предназначен для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами наземных и морских целей в любое время суток и в любых метеоусловиях.

Главный конструктор - Дмитрий Марков. Первый полёт совершил 22 июня 1977 года, в серийное производство запущен в 1978 году, принят на вооружение ВВС СССР в марте 1989 года.

Самолёт оснащается двумя турбореактивными двигателями НК-25, развивающие мощность с форсажной камерой до 25 тонн. В боевое оснащение самолёта может входить: три сверхзвуковых ракеты класса «воздух-земля», десять аэробаллистических ракет для поражения наземных целей противника, а так же до 12 тонн обычных или ядерных бомб, располагающихся в фюзеляже и на внешней подвеске. Самолёт так же оснащен оборонительным вооружением – пушкой ГШ-23 со скорострельностью до 4 тысяч выстрелов в минуту.

Всего было построено около 500 Ту-22М разных модификаций. Максимальная скорость самолёта - 2 300 км/ч, практическая дальность - 5 500 км, практический потолок - 13 500 м. Экипаж - 4 человека. Может нести крылатые ракеты различных типов с обычным или ядерным зарядом.

В настоящее время ведётся ремонт и модернизация самолётов этой модели, стоящих на вооружении ВКС России.

Ту-95МС

Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец - изделие «В», по кодификации НАТО «Медведь».


Ту-95МС

Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием важных целей в удалённых военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Главный конструктор - Николай Базенков. Самолёт создан на базе Ту-142МК и Ту-95К-22. Первый полёт совершил в сентябре 1979 года. Принят на вооружение ВВС СССР в 1981 году.

Максимальна скорость - 830 км/ч, практическая дальность - до 10 500 км, практический потолок - 12 000 метров. Экипаж - 7 человек. Вооружение - крылатые ракеты большой дальности, 2 пушки калибра 23 мм.

В настоящее время на вооружении ВКС России стоит порядка 30 единиц. Ведётся модернизация до версии Ту-95МСМ, что позволит продлить срок эксплуатации самолётов до 2025 года.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла.


Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удалённых военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Главный конструктор - Валентин Близнюк. Первый полёт машина совершила 18 декабря 1981 года, принята на вооружение ВВС СССР в 1987 году.

Максимальная скорость - 2 230 км/ч, практическая дальность - 14 600 км, практический потолок - 16 000 м. Экипаж - 4 человека. Вооружение: до 12 крылатых ракет или до 40 тонн авиабомб. Продолжительность полёта - до 15 ч (без дозаправки).

Не менее 15 машин этого типа состоят на вооружении дальней авиации ВКС России. До 2020 года ожидается поступление десяти модернизированных машин Ту-160М.

Вертолёты

Ми-8АМТШ "Терминатор"

На авиабазе Хмеймим размещены транспортно-штурмовые вертолёты Ми-8АМТШ "Терминатор". Это новейшая модификация известного и зарекомендовавшего себя военно-транспортного вертолёта Ми-8.


"Терминатор" предназначен для поражения техники, в том числе бронированной, укрытий и огневых точек, живой силы противника.

В номенклатуру применяемых с борта Ми-8АМТШ боеприпасов, помимо неуправляемого оружия, входят высокоточные образцы вооружения, в частности противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) 9М120 "Атака" или 9М114 "Штурм". Вертолёт может перевозить до 37 десантников, до 12 раненых на носилках или транспортировать до 4 тонн грузов, выполнять поисково-спасательные и эвакуационные операции.

Вертолёт оснащается двумя двигателями ВК-2500 увеличенной мощности. Ми-8АМТШ оснащены комплексом средств защиты от поражения. Кабина экипажа нового вертолёта оснащена многофункциональными индикаторами, на которых отображается цифровая карта местности, и новейшим пилотажно-навигационным оборудованием, работающим с системами навигации GPS и ГЛОНАСС. Вертолёты Ми-8АМТШ отличаются также улучшенными ресурсными показателями, позволяющими экономить значительные средства на обслуживании вертолётов в течение жизненного цикла.

Экипаж - 3 человека. Максимальная скорость - 250 км/ч, дальность полёта - до 800 км, практический потолок - 6 000 метров.

Универсальность и высокие лётно-технические характеристики сделали вертолёты Ми-8 одними из самых популярных в мире российских вертолётов.

Ударный вертолёт Ми-24П (по классификации НАТО - Hind-F) предназначен для визуального наблюдения и организации зоны безопасности в районе аэродрома Хмеймим, а также поисково-спасательных работ. Является модернизированной версией Ми-24.


Каждый Ми-24П, используемый в Сирии, несёт четыре блока по 20 неуправляемых авиационных ракет. Вертолёт также оснащён управляемыми ракетами и 30-мм двуствольной автоматической авиационной пушкой ГШ-30К (боекомплект - 250 снарядов), способен развивать скорость до 300 км/час и подниматься на высоту до 4 500 метров. Может летать на предельно малых высотах до 5 метров.

Вертолёт совершил первый полёт в 1974 году, серийное производство началось с 1981 года.

Ми-24П предназначен для нанесения ударов по скоплениям живой силы, борьбы с техникой, в том числе бронированной, уничтожения низколетящих малоскоростных воздушных целей.

Экипажи вертолётов Ми-8АМТШ и Ми-24П оснащены очками ночного видения, что позволяет им летать ночью.

Вооружение: бомбы и ракеты

Бетонобойная бомба БЕТАБ-500

Бетонобойная бомба БетАБ-500 разработана в ГНПП "Базальт". Предназначена для разрушения бетонированных сооружений, мостов, военно-морских баз. Основная задача бомбы - пробить крышу укрепленного объекта, это могут быть подземные склады ГСМ или оружия, различные бетонные укрепления. БетАБ-500 способна пробить 1 метр бетона, заглубленного в грунт на 5 метров. В грунте средней плотности этот боеприпас образует воронку диаметром 4-5 метров. Такие параметры достигаются, во-первых, за счёт траектории падения бомбы – вертикально вниз. После сброса с самолёта у боеприпаса раскрывается специальный тормозной парашют, который и направляет БетАБ к земле. Кроме того, когда парашют отстреливается, в хвостовой части бомбы включается ракетный ускоритель, который создает дополнительную скорость встречи боеприпаса с целью. Масса боевой части бомбы - 350 кг.

БетАБ имеет усиленную оболочку по сравнению с обычной фугасной бомбой, что помогает проламывать бетон и другие укрепления.

Ракеты Х-29Л и Х-25МЛ

Ракеты семейства Х-29 были разработаны в СССР и приняты на вооружение ещё в 1980 году. Сейчас модернизацию и выпуск боеприпасов ведет корпорация "Тактическое ракетное вооружение".

Ракеты этого типа предназначены для поражения таких наземных целей, как прочные укрытия самолётов, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП.

В версии Х-29Л ракета оснащена лазерной головкой самонаведения. В Сирии эти ракеты применяют фронтовые бомбардировщики Су-24М и истребители-бомбардировщики Су-34.

Ракета оснащена фугасно-проникающей боевой частью. Перед пуском ракеты лётчик может установить вариант срабатывания ракеты - мгновенное, от контакта ракеты с целью или срабатывание с задержкой.

Дальность стрельбы ракеты Х-29Л составляет от 2 до 10 км.

Ракета имеет мощную боевую часть весом 317 кг с массой взрывчатого вещества - 116 кг.

Х-25 - авиационная управляемая многоцелевая ракета класса "воздух - поверхность", оснащенная полуактивной головкой самонаведения (ГСН). На ракете Х-25МЛ установлена лазерная ГСН.

Предназначена для поражения малоразмерных целей как на поле боя, так и в тылу противника. Способна пробивать до 1 метра бетона.

Максимальная дальность пуска - 10 км. Скорость полёта - 870 м/с. Масса боевой части (БЧ) - 86 кг.

КАБ-500С

Эта корректируемая бомба предназначена для высокоточного поражения стационарных наземных целей - железнодорожных мостов, фортификационных сооружений, узлов коммуникаций. Бомба имеет высокую точность поражения за счёт инерциально-спутниковой системы наведения. Боеприпас можно эффективно применять и днём, и ночью в любую погоду.

Бомба может сбрасываться на дистанциях от 2 до 9 км от цели и на высотах от 500 метров до 5 км при скорости самолёта-носителя от 550 до 1100 км/ч. Масса бомбы в разных вариантах - 560 кг, масса фугасно-бетонобойной боевой части - 360-380 кг.

Круговое вероятное отклонение бомбы от цели, по данным Минобороны РФ, составляет 4-5 метров, по данным производителя - от 7 до 12 метров.

КАБ-500С имеет взрыватель с тремя видами замедления.

Прямым попаданием двух таких авиабомб в Сирии был уничтожен штаб группировки формирования "Лива аль-Хак" и сразу ликвидировано более 200 боевиков.

ОФАБ разной массы

Осколочно-фугасная авиационная бомба свободного падения. Она используется для поражения слабо защищённых военных объектов, бронированной и небронированной техники, живой силы. Применяется с высот от 500 метров до 16 км.

В Сирии эти боеприпасы применяются штурмовиками Су-25СМ.

Крылатая ракета Х-555

Дозвуковая стратегическая крылатая ракета воздушного базирования, модификация Х-55, оснащенная обычной боевой частью (БЧ).

Ракета оборудована инерциально-допплеровской системой наведения, в которой сочетается коррекция по рельефу местности со спутниковой навигацией. Х-555 может быть оснащена разными типами БЧ: осколочно-фугасной, проникающей или кассетной с разными типами элементов. По сравнению с Х-55 увеличена масса боевой части, что привело к снижению дальности полёта до 2000 км. Однако Х-555 может быть оборудована конформными топливными баками для повышения дальности полёта крылатой ракеты до 2 500 км. По данным из открытым источников, круговое вероятное отклонение (КВО) ракеты составляет от 5 до 10 м.

Согласно данным, полученным из видеозаписи Минобороны РФ, ракеты Х-555 применялись с самолётов Ту-160 и Ту-95МС, которые несли их во внутрифюзеляжных отсеках.

Стратегические ракетоносцы этих типов оснащаются пусковой установкой барабанного типа МКУ-6-5, на которой могут быть размещены 6 крылатых ракет воздушного базирования.

Крылатая ракета ЗМ-14

7 октября 2015 года три малых ракетных корабля проекта 21631 Каспийской флотилии ("Углич", "Град Свияжск" и "Великий Устюг") и сторожевой корабль проекта 11661К "Дагестан" выполнили пуски 26 ракет по 11 наземным целям, находящимся на удалении около 1500 км. Это стало первым боевым применением ракетного комплекса.

Входящие в состав флотилии ракетные корабли проектов 11661К и 21631 оснащены пусковыми установками тактических крылатых ракет "Калибр" (по классификации НАТО - SS-N-27 Sizzler).

Ракетный комплекс "Калибр" разработан и производится ОКБ "Новатор" в Екатеринбурге на основе комплекса С-10 "Гранат", впервые был представлен в 1993 году.

На основе "Калибра" созданы комплексы наземного, воздушного, надводного и подводного базирования, экспортные варианты. В настоящее время разные виды комплексов "Калибр" стоят на вооружении России, Индии и КНР.

Официально разглашались данные о предельной дальности только экспортного варианта ракеты, она составляет 275-300 км. В 2012 году на встрече с президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым вице-адмирал Сергей Алекминский, занимавший на тот момент пост командующего Каспийской флотилией, сообщил, что тактический вариант крылатой ракеты комплекса "Калибр" (3М-14) может поражать береговые цели на расстоянии до 2 600 км.

Тактико-технические характеристики ракеты 3М-14 являются секретной информацией и в открытом доступе отсутствуют.

* ДАИШ - террористическая организация, запрещена в России*

Источник:
https://rusi.org/publication/rusi-defence-systems/detailing-russian-forces-syria
Примечание: Подразделение 120-й Гв.АБр нашим МО подтверждено.

Итак, Сутягин сообщает:

Сухопутные войска:

1. Батальонная тактическая группа 810-й бригады морской пехоты (Севастополь)- 542-й отдельный десантно-штурмовой батальон, штаб и подразделения управления - примерно 580 человек.
Без комментариев

2. 162-го отдельный разведывательный батальон 7-й десантно-штурмовой дивизии (Новороссийск) - примерно 320 человек.

3. Разведывательный батальон 74-й гвардейской мотострелковой бригады (Юрга) - примерно 440 человек.

4. Батальонная тактическая группа 27-й гвардейской мотострелковой бригады (г.Москва)- две мотострелковые и танковая рота - примерно 300 человек.

5. Батальон специального назначения, вероятно, 3-й бригады спецназа (Тольятти); также возможно, что данный батальон принадлежит 22-й Гв.Бр СпН (Ростов-на-Дону) - 230 человек.

6. Снайперская команда ЦСН "Сенеж" (Солнечногорск) - количество неизвестно.
Без комментариев

7. Гаубичный дивизион 120-й гвардейской артиллерийской бригады (Кемерово,если точнее Юрга ) - восемнадцать 2А65 Мста-Б, 270 человек.
Примечание. МО подтверждена 5-я гаубичная батарея бригады в районе н.п. Хамрат (Хомс)

8. Две батареи РСЗО 9А52 "Смерч", предполагается 439-я гвардейская ракетно-артиллерийская бригада (Знаменск, Астраханская область) - 4 установки, 50-60 человек.
Без комментариев

9. Гаубичная батарея 8-го артиллерийского полка (Симферополь) - шесть буксируемых гаубиц 2А65 Мста-Б, семьдесят человек.
Примечание. Без комментариев

10. Огнемётная батарея из состава 20-го полка РХБЗ (Нижний Новгород) - шесть ТОС-1А "Солнцепёк" , тридцать человек.

11. Рота РЭБ - шесть ПУ Р-330B, три станции радиопомех Р-378B и шесть станций помех радиовзрывателям СПР-2 "Ртуть-B", предполагается 64-я мотострелковая бригада (Хабаровск), примерно шестьдесят человек.
Без комментариев

12. Рота РЭБ - комплекс Краснуха-4 (на двух автомобилях), предполагается 17-я бригада РЭБ (Нижнеудинск) - около двадцати человек.
Без комментариев

Общая численность сухопутного компонента Российской группировки оценивается в примерно 2400 человек.

Воздушно Космические Силы:

1. Четыре истребителя Су-30СМ из состава 120-го смешанного авиационного полка (Домна; все четыре самолета идентифицированы по бортовым номерам "26, 27, 28, 29 красный").

2.Четыре бомбардировщика Су-34 47-го смешанного авиационного полка (Бутурлиновка; все четыре самолета идентифицированы с бортовыми номерами "21, 22, 25, 27 красный").

3. От двадцати четырёх до тридцати бомбардировщиков Су-24М и Су-24м2 2-го гвардейского бомбардировочного полка (Шагол; привязаны семь самолетов с бортовыми номерами "04, 05, 08 , 16, 25, 26, 27 белый") и 277-го бомбардировочного полка (Хурба; привязаны пять бортов с номерами "71, 72, 74, 75, 76 белый").

4. Десять штурмовиков Су-25СМ два Су-25УБ 960-го штурмового авиационного полка (Приморско-Ахтарск; привязаны все двенадцать самолетов - Су-25СМ бортовые номера "21, 22, 24, 29 красный" в коричнево-зелено-синем трехцветном камуфляже, и "25, 27, 28, 30, 31, 32 красный" в сером окрасе, Су-25УБ с бортовыми номерами "44, 53 красный").

5. Двенадцать вертолетов Ми-24ПН и два Ми-8АМТШ 113-го вертолетного полка (г. Новосибирск; все четырнадцать вертолетов привязаны - Ми-24ПН бортовые номера "03, 13, 21, 22, 23, 24, 25, 30, 34, 36, 37, 40 желтый", Ми-8АМТШ "212, 252 желтый")

6. До восьми вертолетов Ми-28Н - предполагается 2-я эскадрилья 487-го вертолетного полка (Буденновск).

7. Летающий командный пункт Ил-22М - из состава 144 авиационного полка ДРЛО(Иваново; регистрационный номер RA 75917)

8. Один или два разведывательных Ил-20М с неизвестными номерами из 257-го смешанного авиаполка (г. Хабаровск).

9. Батарея ПВО из шести установок "Панцирь-С1" (SA-22) предположительно 1537-го зенитно-ракетного полка(Новороссийск) - примерно девяносто пять человек.

10. Батальон аэродромного обслуживания (реактивная авиация) - 360-380 человек.

11. Рота аэродромного обслуживания (вертолеты) - 90-110 человек.

12. Батальон связи и управления воздушным движением - 240-270 человек.

В целом численность группировки ВКС РФ в Сирии оценивается в 1200-1350 человек, в том числе 150-180 лётчиков, 280 авиационных техников, 690-760 человек в обеспечении и до 100 человек в ПВО.

Предполагается наличие дополнительных к Хмейиму авиабаз, в частности с базированием там Ми-28.

P.S. Неточностей и ошибок у Сутягина хватает.

Легитимное военное присутствие в Сирии является одним из преимуществ России на дипломатическом фронте. Воздушно-космические силы РФ действуют в арабской республике на основании договора от 26 августа 2015 года, который позволяет Москве держать в стране авиационную группировку.

Первые удары по «Исламскому государству»* были нанесены 30 сентября 2015 года. Бомбардировке подверглись скопления военной техники, транспортные средства, склады оружия, боеприпасов и горюче-смазочных материалов (ГСМ).

В общей сложности за два года проведения операции российские ВКС совершили более 92 тыс. авиаударов. По состоянию на сентябрь 2017 года авиация РФ уничтожила более 53,7 тыс. боевиков, 8,3 тыс. командных пунктов, 17,2 тыс. опорных пунктов, 970 лагерей подготовки и 9,3 тыс. объектов инфраструктуры террористических организаций.

Также удары ВКС были направлены на подрыв финансового благосостояния ИГ*, которое зарабатывало на торговле энергоресурсами. По данным Минобороны, российские самолёты разбомбили 132 станции перекачки топлива и колонн топливозаправщиков, 212 нефтяных месторождений и нефтегазовых комплексов и 6,7 тыс. складов ГСМ.

Авиационное крыло

Главная задача ВКС — поддержка сухопутных операций сирийской армии. На начальном этапе российской миссии правительственные войска находились в очень тяжёлой ситуации. Различные группировки боевиков оккупировали 85% Сирии.

Эффективная работа российской авиации позволила сократить наступательные возможности боевиков в конце 2015 года. В 2016 году сирийская армия смогла взять несколько крупных городов, включая Алеппо, а в ходе весенней и летней кампании 2017 года освободила центральную часть страны.

Ожидается, что до конца текущего года правительственные войска выбьют террористов с востока САР, и «Исламское государство» прекратит существование как военная структура. 22 сентября Минобороны сообщило, что за минувшие два года от ИГ было освобождено 2235 населённых пунктов, или 87,4% территории Сирии.

Состав российской авиационной группы в Сирии постоянно менялся. В сентябре 2015 года его основу составляли 12 штурмовиков Су-25СМ, 12 бомбардировщиков Су-24М, четыре многоцелевых тяжёлых истребителя поколения 4+ Су-30СМ, вертолёты Ми-8 и Ми-24.

В октябре-ноябре 2015 года авиакрыло увеличилось примерно до 70 единиц за счёт бомбардировщиков и истребителей. В феврале 2016 года после достижения договорённости о перемирии президент РФ Владимир Путин распорядился сократить авиагруппировку.

Сегодня регулярные боевые вылеты совершает не только оперативно-тактическая, но и дальняя авиация — Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160. Как правило, стратегические бомбардировщики вылетают с аэродрома Энгельс Саратовской области.

  • Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 во время нанесения авиационного удара по объектам террористов в Сирии
  • РИА Новости

Бомбами и ракетами

Основными средствами поражения террористов являются Су-24М и Су-25СМ «Грач». Машины способны нести значительное количество боеприпасов, прежде всего корректируемые и свободно падающие авиационные бомбы. Именно эти виды боеприпасов, произведённых ещё в советский период, чаще всего использовались в сирийской операции.

Причин массового использования авиационных бомб в САР несколько. Во-первых, ВКС России требовалось разгрузить склады с советскими боеприпасами, которые подлежали утилизации. Во-вторых, фугасные бомбы прекрасно справляются с задачей по уничтожению инженерных сооружений террористов.

Авиационные бомбы не являются высокоточным оружием, однако большая их часть оснащена головками самонаведения, что позволило повысить точность бомбометания до максимально возможного уровня.

Точность попадания даже 500-килограммовых бомб может достигать нескольких метров. В итоге российские ВКС получили эффективное и относительно недорогое средство поражения.

Однако ВКС нередко используют ракеты, в том числе новейшие. Например, 17 и 19 ноября 2015 года бомбардировщики дальней авиации выпустили по объектам ИГ стратегическую крылатую ракету с использованием технологий снижения радиолокационной заметности X-101.

Ракета является разработкой подмосковного МКБ «Радуга». Х-101 призвана заменить Х-55, стоящую на вооружении с 1980-х годов. В ходе боевого применения в Сирии была доказана способность Х-101 с большого расстояния (до 5500 км) поражать статичные и подвижные цели с отклонением не более чем в 10 метров.

Боевое крещение в САР получили самолёты дальней авиации Ту-95 и Ту-160. 17 ноября 2015 года 25 стратегических бомбардировщиков осуществили массированный ракетно-бомбовый удар по позициям террористов. Ударами 34 крылатых ракет было уничтожено 14 объектов ИГ.

Экипажи российских самолётов продемонстрировали свою боеготовность и способность к реальному применению высокоточного оружия.

За время операции российские ВКС потеряли одну машину (без учёта потерь нескольких вертолётов, которые относятся к армейской авиации). Трагедия произошла 24 ноября 2015 года. Выпущенная турецким истребителем F-16 ракета «воздух —воздух» поразила Су-24М. Пилот, подполковник Олег Пешков, погиб, штурмана Константина Мурахтина удалось спасти.

После инцидента российские штурмовики и бомбардировщики, включая машины дальней авиации, вылетают на боевое задание только под прикрытием истребителей. Кроме того, Россия перебросила в Сирию зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-400 Триумф».

  • Штурмовики Су-25 ВКС России
  • РИА Новости
  • Ольга Балашова

Тест на мастерство

Операция в Сирии позволила Минобороны РФ проверить боеготовность практически всех военных лётчиков.

По состоянию на сентябрь 2017 года боевой опыт получили 86% лётного состава ВКС.

В частности, сирийскую кампанию прошли 75% экипажей дальней авиации, 79% — оперативно-тактической, 88% — военно-транспортной авиации и 89% — армейской авиации (вертолёты).

По результатам боевых вылетов были выявлены положительные и отрицательные стороны лётной подготовки. Они легли в основу изменения процесса обучения личного состава, что позволит сделать работу лётчиков более эффективной. В учебные центры поставили новые тренажёры, изменились схемы ведения воздушного боя.

Практически ни одна крупномасштабная операция не обходится без применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Россия перебросила в САР разведывательные «Орланы-10», «Эникс-3», выполняющие наблюдение за территорией вокруг базы Хмеймим, и тяжёлые «Форпосты», осуществляющие съёмку бомбовых ударов авиации по позициям боевиков.

Применение БПЛА позволяет определять цели артиллерийских ударов и проводить спасательные операции. Достаточно сказать, что с помощью «Орланов» был обнаружен штурман сбитого Су-24М.

Условия договора с Дамаском об аренде Хмеймим не ограничивают Россию в выборе и количестве самолётов и боеприпасов. Это означает, что командование ВКС на своё усмотрение может менять состав авиакрыла и испытывать новые летальные и нелетальные вооружения.

  • Российские военнослужащие на авиабазе Хмеймим, Сирия
  • РИА Новости
  • Максим Блинов

База с нуля

Несомненным достижением Минобороны является развёртывание в течение месяца авиабазы в Латакии. Военное ведомство решило сложную логистическую задачу, сумев задействовать ресурсы транспортной авиации и флота, которые осуществляют снабжение авиагруппировки.

Только за 2015 год в рамках подготовки инфраструктуры аэродрома Хмеймим экипажами тяжёлых самолётов Ил-76 и Ан-124 «Руслан» выполнено более 280 рейсов и перевезено 13 750 тонн грузов. Транспортная авиация перебрасывает в САР военную технику, продовольствие и различное оборудование.

Однако зарубежные СМИ утверждают, что ведущую роль в материально-техническом обеспечении базы Хмеймим играет так называемый Сирийский экспресс — регулярные рейсы больших десантных кораблей (БДК) ВМФ, а также зафрахтованные Минобороны гражданские суда.

Хмеймим находится в 50 км порта Тартус, который с советских времён является пунктом обеспечения ВМФ. В данный момент Россия модернизирует порт.

На базе были созданы и бесперебойно функционируют все системы материального и инженерного обеспечения авиагруппировки. На аэродроме развёрнуты десятки объектов — пункты заправки техники, склады для хранения ГСМ, ракет и других боеприпасов.

Считается, что российское командование переняло опыт ведения советскими войсками войны в Афганистане. Сирийская база создана по подобию 14-го военного городка, где в Кабуле дислоцировались штаб 103-й воздушно-десантной дивизии, 50-го парашютно-десантного полка, 1179-го артиллерийского полка и части обеспечения.

Для создания необходимой жилой и административной инфраструктуры в Хмеймиме Минобороны использовало универсальные контейнеры размером два на шесть метров — КИМБ (конструкция инженерная модульная блочная).

Сооружения могут быть оборудованы под жилой блок с кроватями, кондиционерами, душем и шумоизоляцией, а также под другие бытовые (пункты приёма пищи, бани, прачечные, мобильные хлебозаводы) и военные (пункты управления и связи) нужды.

Эшелонированная оборона

Численность военного и гражданского персонала базы Хмеймим является засекреченной. Известно, что помимо лётных экипажей, инженеров, персонала обеспечения и руководства на базе дислоцированы сотрудники военной полиции и бойцы 810-й отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота.

Огромное внимание Минобороны уделило выстраиванию эшелонированной системы защиты базы от нападения с суши и воздуха. Первую линию обороны составляют расчёты ПВО, вторую — блокпосты морских пехотинцев, расставленные по всему периметру базы, третью — инженерные сооружения, четвёртую — блокпосты сирийских военных.

За противовоздушную оборону Хмеймима отвечают ЗРК С-400, зенитный ракетно-пушечный комплекс ближнего радиуса действия «Панцирь-С1», ЗРК среднего радиуса действия «Бук-М2», комплексы «Оса», Печора-2М и С-200. Также развёрнут комплекс радиоэлектронной борьбы «Красуха-4». Дозор внешнего периметра базы осуществляется с помощью БПЛА.

Такие меры безопасности вполне оправданны, поскольку при возведении базы линия фронта пролегала буквально в 5—10 км. Более того, со стороны боевиков предпринимались попытки миномётного обстрела и нанесения бомбового удара лёгкими беспилотниками.

  • Нанесение ударов по объектам террористов в Сирии

Бесценный опыт

Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин заявил RT, что Россия обрела необходимый опыт использования транспортной и боевой авиации. Испытание в Сирии прошли практически все виды авиационной техники. Это позволило выявить их преимущества и недостатки.

«Сирийская воздушная операция дала серьёзную пищу для анализа и последующей работы. Огромный пласт полезной в военном отношении информации скрыт от публики. Но не стоит сомневаться, что необходимые выводы были сделаны», — сказал Козюлин.

По его мнению, Россия подтвердила в Сирии надёжность и высокую эффективность советских самолётов Су-24 и Су-25. Также Козюлин обратил внимание на то, что операция в САР позволила «разгрузить» склады с советскими бомбами.

При этом почти все боеприпасы были снабжены современными головками самонаведения. Корректировкой бомбовых ударов занимаются Силы специальных операций, а проверку результатов бомбометания осуществляют БПЛА.

«Хотелось бы отметить, что Сирия подсказала России острую необходимость внедрения новых беспилотных систем и комплексов уничтожения вражеских БПЛА. Даже в условиях войны с технологически слабым противником без беспилотников невозможно обходиться», — заметил Козюлин.

Собеседник RT полагает, что Минобороны не лукавит, утверждая, что боевые действия в Сирии укладываются в рамки военного бюджета. Операция в арабской республике не требует миллиардных затрат, а вложенные средства окупаются получением бесценного опыта боевого применения.

«Война счёт любит. Но Россия крайне редко применяла дорогое оружие, если не считать полёты дальней авиации, хотя и они абсолютно оправданны. Минобороны избавляется от старых боеприпасов, а ВКС в целом совершают такое количество полётов, которое и должны. Мы выполняем важнейшие задачи по укреплению безопасности без масштабных затрат», — подчеркнул Козюлин.

* «Исламское государство» (ИГ) — террористическая группировка, запрещённая на территории России.

В минувшую среду, 14 октября, пролив Босфор курсом на Средиземное море миновало вспомогательное судно российского Военно-Морского флота «Двиница-50». Внешне - ничего необычного, сухогруз как сухогруз. Не очень крупный, водоизмещением всего 4,5 тысячи тонн и длиною в 108 метров. Но можно не сомневаться, что этот проход черноморских проливов заметят военные даже за океаном.

Дело в том, что еще несколько месяцев назад видавшее виды судно (1985 года постройки) по всем находившимся на борту документам называлось совсем иначе - «Alican Deval». И на его мачте вился совсем другой флаг. А именно - турецкий. Но сравнительно недавно «Alican Deval» был продан, сменил владельца и отправился в Новороссийск. Там поднял военный флаг нашего вспомогательного флота. И уже 10 октября встал к новороссийскому причалу под погрузку. Практически никто не сомневается, что предназначены те грузы нашим военным в Сирии.

Тут же появились сообщения, что на самом деле Министерством обороны РФ срочно приобретено в Турции не одно, а сразу восемь подержанных транспортных судов. Все они будут срочно поставлены на маршрут Новороссийск - сирийский порт Тартус. Тогда этот маршрут, и без бывших турецких сухогрузов весьма оживленный в последние месяцы, заработает просто в бешеном темпе. А все вместе означает, что масштабы участия группировки Воздушно-Космических сил России в войне в Сирии в обозримой перспективе будут только возрастать. Таким образом, прогноз, опубликованный 14 октября в статье под заголовком очень быстро нашел свое подтверждение.

Российская авиационная группа, размещенная на аэродроме «Хмеймим» в Сирии

Вкратце напомню: в ближневосточной прессе со ссылкой на источники в расположенном в Багдаде координационном штабе по борьбе с «Исламским государством» * появились сообщения, что, по мнению сирийского командования, нынешней интенсивности воздушных налетов на позиции исламистов совершенно недостаточно. Чтобы решительно сломить сопротивление бородатых головорезов, российские летчики должны ежесуточно наносить по врагу втрое больше ракетно-бомбовых ударов. А именно: вместо сегодняшних примерно 60 совершать в среднем по 200 боевых вылетов в сутки.

Для того, чтобы воевать в таком темпе, необходимы хотя бы три вещи:
— первое - срочно увеличить группировку наших ударных самолетов и вертолетов в Сирии.
— второе - оборудовать для них еще, как минимум, один аэродром. Поскольку тот, что называется авиабазой «Хмеймим», работает на пределе возможностей.
— третье - резко нарастить тыловое снабжение растущей авиационной группировки.

Первый пункт, судя по появившимся сообщениям, уже выполняется. На этой неделе в сирийской небе впервые отмечено появление наших новейших ударных вертолетов . Еще несколько дней их там не было. В огневой поддержке наступающих сирийских войск и в охране периметра предоставленной России авиабазы «Хмеймим» прежде участвовали сравнительно старые российские боевые вертолеты . Часть из которых еще помнит небо Чечни. А то и Афганистана.

Откуда в Сирии новенькие «Ночные охотники»? Не через Иран и Ирак же они прилетели? На это вам никто из военных не ответит. Но можно предположить, что вертолеты доставлены в воюющую страну в минувшую субботу двумя самолетами российской военно-транспортной авиации. Потому что именно в субботу два наших приземлились в Латакии. Как объявило Минобороны РФ, «с грузами гуманитарной помощи для сирийского населения». Возможно, на борту этих самолетов-гигантов были не только банки с тушенкой и сгущенкой. Где-нибудь в дальних углах бездонных фюзеляжей «Русланов» «Ночные охотники», наверное, как раз и залежались.

Практически одновременно, как сообщают арабские СМИ, гражданский аэропорт в Латакии, ранее обслуживавший даже международные рейсы, объявлен закрытым для пассажиров. Таким образом, очень похоже, что именно это теперь второй аэродром для российской группировки.

Конечно, для охраны и обороны второго аэродрома потребуется дополнительный контингент морской пехоты. Да и много чего еще требуется. А именно - тысячи тонн авиационного и автомобильного горючего, разного рода боеприпасов, продовольствия, запасных частей к технике и т. д. И вот тут-то мы выходим на, возможно, самое сложное в организации боевой работы группировки российских Воздушно-Космических сил в Сирии. На их тыловое обеспечение.

Недавно в британской The Financial Times была опубликована статья небезызвестного ненавистника нашей страны Збигнева Бжезинского. Среди прочего в ней написано: «Присутствующие в Сирии российские военно-морские и военно-воздушные силы весьма уязвимы, поскольку изолированы от своей страны ». Можно ненавидеть Бжезинского, но он знает, что говорит. Снабжение воюющей группировки - на самом деле наша ахиллесова пята в Сирии.

Впрочем, Москва это отлично осознает и без подсказок старого американского русофоба. Все, что можно, брошено сегодня на обеспечение транспортных коммуникаций России с Сирией. А можно, увы, немногое. Воздушное пространство Болгарии по требованию Вашингтона закрыто для полетов российской военно-транспортной авиации. Турецкое - тем более. Для самолетов остается долгий и влетающий в копеечку кружной путь через Иран и Ирак.

Проще и дешевле, хотя и куда дольше, необходимые грузы доставлять в Сирию морем. Поэтому основная нагрузка в обеспечении воюющей группировки легла на российских военных моряков.

Впрочем, вначале пробовали привлечь и гражданских. Конечно, никакой нашей группировки под Латакией еще не было, но армия Асада уже вовсю сражалась с исламистами и нуждалась в поддержке России. Мы ее и оказывали.

Но подряд случились сразу два международных скандала. Вначале в январе 2012 года в кипрском порту Лимассол было задержано для досмотра судно «Чариот» компании Westberg Ltd. По флагом государства Сент-Винсент и Гренадины оно совершало рейс из Санкт-Петербурга в Латакию. Как выяснилось - с грузом боевых патронов, абсолютно легально закупленных сирийцами у «Рособоронэкспорта». Поскольку Сирия из-за вспыхнувшей гражданской войны находилась под санкциями Евросоюза, киприоты «Чариот» отпустили с условием, что оно изменит курс. Но вскоре, как сообщили турецкие власти, патроны все равно были выгружены Тартусе.

В июне того же года у побережья Шотландии была задержан сухогруз «Алаид» с сирийскими боевыми вертолетами и системами ПВО, отремонтированными в России. Сухогруз находился в собственности компании Volcano Shipping NV, зарегистрированной на Кюрасао. Оператором выступала сахалинская компания ФЕМКО.

В итоге разбирательств экипаж лишился страховки и был вынужден вернуться в Мурманск.

Стало понятным, что гражданскими судами блокаду не прорвать. С той поры любая наша военная помощь армии президента Башара Асада (а с недавних пор - и собственной группировке Воздушно-Космических сил) идет исключительно под флагом ВМФ РФ. Поскольку палубы и трюмы военных кораблей являются национальной территорией и осмотру гражданами других государств не подлежат.

То, что после 2012 года началось на этом маршруте, в мире известно как «сирийский экспресс». Практически весь наличный состав больших десантных кораблей (БДК) всех четырех наших флотов уже три года безвылазно снует между Новороссийском и сирийским Тартусом . В разное время, сменяя один другого, в этой работе участвовали и участвуют шесть из семи БДК Черноморского флота, все восемь исправных БДК Северного флота и Балтийского флота. За тысячи верст средиземноморского киселя хлебать пришлось даже двум из четырех оставшихся в строю кораблям с Тихого океана.

Кое-как этого потенциала хватало, пока 30 сентября в сражение в Сирии не вступила наша авиабаза «Хмеймим» под Латакией. Как известно, это три десятка бомбардировщиков и штурмовиков. Судя по сведениям, регулярно публикуемым Минобороны, каждый из них совершает не менее 2−3 боевых вылетов в сутки. Боевая нагрузка фронтового бомбардировщика Су-34 (таковых в Сирии пока шесть) - порядка 12 тонн. Его старшего собрата Су-24 (их на авиабазе двенадцать) - 7 тонн. Штурмовика Су-25 - около 4,5 тонн.

Даже если не считать вертолеты огневой поддержки и четверку истребителей , которые летают не менее интенсивно, не считать аналогичные потребности усиленного батальона морской пехоты и прикрывающего «Хмеймим» подразделения ПВО, подразделений радиоразведки и радиоэлектронной борьбы, все равно ежесуточный расход одних лишь боеприпасов и только российской ударной фронтовой авиацией в Сирии исчисляется не одной сотней тонн. Каждый день и каждую ночь! А, скажем, большой десантный корабль проекта 1171 типа «Николай Фильченков» способен принять на борт максимум 1750 тонн грузов.

Далее. Тащить их в Сирию приходится минимум четверо-пятеро суток. Еще нужно время на погрузку-разгрузку. На кое-какой межпоходовый ремонт. Больше пары рейсов в Тартус в месяц на каждого никак не выходит. А это всего порядка 3 тысяч тонн грузов. На неделю боевой работы авиации не хватит.

А что будет, если она численно возрастет и начнет вскоре летать и из бывшего аэропорта в Латакии? Никаких БДК флоту не хватит. Хоть с Дальнего Востока их вызывай, хоть из Заполярья.

Новые строить долго. Вон только что с грехом пополам спущенный на воду в Калининграде и лишь приступивший к швартовым испытаниям большой десантный корабль проекта 11 711 «Иван Грен»… Волынка с ним тянется с 2004 года. Следующий такой - «Петр Моргунов» - только собираются закладывать на «Янтаре». В строй этот БДК по плану войдет не ранее 2017 года. Так что на пополнение страдальцам «сирийского экспресса» еще долго рассчитывать не приходится.

Что остается? Срочно закупать, где придется, работоспособные сухогрузы и ставить их на обеспечение ставших фронтовыми коммуникаций с Сирией. Что в Минобороны РФ и сделали, умножив свои возможности восемью турецкими сухогрузами.

Кстати, не исключено, что закупят суда и покрупнее, чем бывший турецкий «Alican Deval». Для чего-то же начались на входе в Тартус спешные дноуглубительные работы. Их ведет килекторное судно КИЛ-158 и гидрографическое «Донузлав» (оба - Черноморский флот). Задача - как можно скорее начать принимать в нашем пункте материально-технического обеспечения морские транспорты более солидного водоизмещения. Потому что не исключено: война с террористами в Сирии - надолго.

________________________________________________________________________________________

* «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.