Если плохо учиться в начальной школе. Что делать, если ребенок плохо учится в школе

← + Ctrl + →
Что дает ребенку школа Детский психиатр

Если ребенок плохо учится

539. Отставание в учебе имеет много причин. Индивидуальные неудачи бывают обычно в тех школах, которые не стремятся приспособиться к нуждам и уровню каждого ученика, в которых с детьми обращаются грубо, требуя от них безоговорочного послушания, и где классные группы слишком велики для индивидуального подхода.

Причины плохой успеваемости могут быть заложены в самом ребенке. Они могут быть скрыты в его здоровье: плохое зрение или слух, утомляемость или хроническое заболевание. Причиной может быть психическое состояние ребенка: нервность и беспокойство по какому-либо поводу, неумение найти общий язык с преподавателем или учениками. Бывает, что ребенок плохо читает, потому что ему трудно узнавать написанные слова. Один ребенок не работает потому, что задания даются ему слишком легко, другой — потому, что слишком трудно.

Не ругайте и не наказывайте ребенка, у которого нелады с учебой. Попытайтесь выяснить, в чем причина его плохой успеваемости. Посоветуйтесь с преподавателем или директором школы, или с консультантом по воспитанию, если он есть. Проверьте состояние здоровья ребенка, включая зрение и слух.

540. Очень способный ребенок. Если в классе все ученики работают по одной и той же программе, то более способным ребятам может быть скучно, потому что задания оказываются для них слишком легкими. Единственным выходом из положения может оказаться переход в более старший класс. Это может оказаться хорошим решением, если ребенок и физически, и духовно более развит, чем его сверстники. В противном случае он будет изолирован и одинок среди товарищей по классу, особенно когда они вступят в подростковый период. Он может быть слишком тщедушным для спортивных игр и танцев. Интересы ребенка скорее всего определяются его возрастом, что мешает ему найти общий язык с новыми товарищами. Какой ему толк от того, что он поступит в институт в очень молодом возрасте, если из-за этого он всегда будет одинок?

Для такого способного ребенка лучше остаться в своем классе, где учатся его сверстники, при условии, что программа обучения достаточно гибкая, т. е. ее можно сделать более сложной для способных детей. Ему можно поручить проработать в библиотеке более трудную книгу и сделать по ней доклад. Если способный ученик работает ради отметок или чтобы доставить удовольствие учителю, ребята дают ему клички «Умник», «Любимчик», и т. д. Но если он работает над общей темой, совместно со всем коллективом, уважение ребят к нему растет, потому что его ум и способности оказываются особенно полезными в общем деле.

Даже если вы считаете своего ребенка очень талантливым, не добивайтесь перевода его в более старший класс, если школа возражает. Обычно учителю виднее. Вы поступите жестоко с ребенком, если определите его в класс, не соответствующий его способностям. В результате ребенок будет учиться хуже, чем мог бы, или даже просто останется на второй год, возвращаясь к своему классу.

Возникает также вопрос, нужно ли учить смышленых детей читать и считать еще до школы. Родители рассказывают, что часто дети сами просят показать им буквы и цифры и прямо-таки напрашиваются на обучение. Это отчасти так, и нет вреда в удовлетворении любопытства ребенка.

Но во многих таких случаях есть и другая сторона. Часто родители возлагают на ребенка слишком большие надежды и хотят, чтобы он превосходил других детей. Когда он играет в свои детские игры, они относятся к этому спокойно. Но стоит ему только проявить интерес к чтению, они загораются и с энтузиазмом помогают ребенку научиться читать. Ребенок, видя восторг родителей, отвечает на него еще большим интересом. Это может совершенно отвлечь его от естественных занятий его возраста и превратить его в «грамотея» раньше, чем нужно.

Для хороших родителей естественно радоваться прекрасным качествам своих детей. Но необходимо различать, где кончаются интересы ребенка и начинаются большие надежды родителей. Если родители по натуре честолюбивы, они должны честно признаться в этом самим себе и быть начеку, чтобы не позволить своему честолюбию управлять жизнью ребенка. Чтобы ребенок вырос счастливым человеком и стал гордостью своих родителей, они не должны оказывать на него давления ни в каком возрасте, будь то по поводу школьных занятий, уроков музыки или танцев, спорта или выбора друзей.

541. Плохая успеваемость из-за нервности. Учебе ребенка могут помешать различные беспокойства, неприятности и семейные нелады. Вот несколько примеров, хотя они и не исчерпывают всех возможностей.


Шестилетняя девочка мучается чувством ревности к младшему брату. Это ее нервирует, отвлекает от занятий. Иногда она неожиданно нападает на других детей без всякой видимой причины.

Ребенок может быть расстроен болезнью кого-либо из членов семьи или угрозой родителей уехать, или неправильно понятыми половыми взаимоотношениями. В первые годы в школе ребенок может бояться хулигана или злой собаки по дороге в школу, или строгой учительницы, бояться попросить разрешения пойти в туалет или отвечать урок перед всем классом. Для взрослого человека все это может показаться пустяками, но для застенчивого 6—7-летнего ребенка такие вещи могут явиться причиной сильного страха, который совершенно парализует его способность соображать.

Девятилетний ребенок, которого дома часто ругают и наказывают, может дойти до состояния крайнего беспокойства и напряженности и потерять способность удерживать свои мысли на чем бы то ни было.

Обычно ребенок, которого считают «ленивым», на самом деле совсем не ленив. Человек рождается любознательным и энергичным. Если позже он теряет эти качества, то виновато воспитание. Причины кажущейся лености различны. Ребенок может быть просто упрям, потому что его с самого рождения постоянно понукают. Но он не ленится, когда дело касается его личных увлечений. Иногда ребенок просто не решается попытаться сделать что-либо из страха потерпеть неудачу. Это качество развивается у такого ребенка, чьи родители всегда слишком критически относились к его достижениям либо требовали от него очень многого.

Иногда плохо учится слишком добросовестный ребенок, как это ни странно звучит. Он много раз повторяет уже выученный урок или сделанное упражнение в страхе, что он что-то упустил или сделал неправильно. Такой ребенок всегда отстает от товарищей из-за своей излишней суетливости.

Ребенок, лишенный любви и заботы в раннем детстве, к школьному возрасту, как правило, становится нервным, беспокойным, безответственным, неспособным заинтересоваться учебой, найти общий язык с учителями и одноклассниками.

Какова бы ни была причина плохой успеваемости ребенка, нужно, во-первых, найти внутреннюю причину его неуспеваемости (см. раздел 539); во-вторых, независимо от того, сумеете вы найти ее или нет, учитель и родители, объединив свои знания о ребенке, должны раскрыть его хорошие качества и интересы и, используя их, постепенно втянуть ребенка в коллектив и его деятельность.

542. Плохое чтение из-за медленного развития зрительной памяти. И для вас, и для меня слово «нос» выглядит совершенно иначе, чем слово «сон». Но для большинства маленьких детей, только начинающих читать, подобные пары слов выглядят почти одинаково. Они могут слово «ров» прочесть как «вор» или слово «вес» — как «сев». В письме они часто путают буквы, похожие по написанию. Со временем такие ошибки становятся очень редки. Но приблизительно 10 % учащихся (в основном мальчики) продолжают страдать этим недостатком в течение нескольких лет. Им требуется больше времени, чтобы научиться относительно хорошо читать, а ошибки в правописании они могут делать всю жизнь, сколько бы они ни тренировались.

Такие дети быстро приходят к выводу, что они «неспособные», и часто начинают ненавидеть школу, потому что не могут идти вровень с классом. Их необходимо успокоить и разуверить, что их беда — в особом дефекте зрительной памяти (так же как отсутствие музыкального слуха), что они не глупы и не ленивы, что рано или поздно они научатся и хорошо читать, и правильно писать.

543. Помощь в занятиях. Иногда учитель советует дополнительно позаниматься с ребенком по тем предметам, по которым он отстает. В ряде случаев родители сами решают «подтянуть» ребенка. Делать это надо с осторожностью. Часто родители оказываются плохими педагогами не потому, что им не хватает знаний, и не потому, что они недобросовестны, а потому, что принимают успехи ребенка слишком близко к сердцу и сердятся, если он чего-нибудь не понимает. Когда ребенок и без того запутался в предмете, нервничающий родитель только ухудшит дело. Кроме того, родитель может объяснить ему не так, как учитель, что еще больше запутает ребенка, не понявшего эту тему в классе.

Я не хочу сказать, что родителям никогда не надо помогать детям в занятиях. Иногда их помощь приносит очень хорошие результаты. Но прежде чем заняться с ребенком, посоветуйтесь с его преподавателем. Немедленно прекратите свои индивидуальные занятия, если они не приносят успеха.


Когда ребенок изредка обращается к вам с просьбой помочь ему в выполнении домашнего задания, нет ничего страшного, если вы объясните ему то, что он не понимает (ничто не доставляет родителям большего удовольствия, чем возможность продемонстрировать ребенку свои знания). Но если ребенок просит сделать за него домашнюю работу, потому что он ее не понимает, посоветуйтесь с учителем. Хороший учитель предпочитает помочь ребенку понять тему, чтобы затем он выполнил задание самостоятельно. Если преподаватель слишком занят для индивидуальных занятий с ребенком, родителям придется самим ему помочь, но даже в этом случае старайтесь, чтобы ребенок понял задание и сделал его сам. Не делайте за него уроков.

544. Боязнь идти в школу. Иногда у ребенка неожиданно появляется необъяснимый страх перед школой и он отказывается туда идти. Это часто происходит после того, как он оставался дома несколько дней из-за болезни или несчастного случая, особенно если начало болезни или несчастный случай имели место в школе. Как правило, ребенок не может объяснить, чего он боится в школе. Изучение таких случаев показало, что действительная причина страха часто не имеет ничего общего со школой. Если позволить ребенку остаться дома, его страх перед школой только увеличится и к нему добавится страх отстать от школьной программы и вызвать недовольство учителя и товарищей по классу. Поэтому родители должны проявить твердость и настоять на возвращении ребенка в школу. Не дайте ему себя обмануть жалобами на здоровье, не пытайтесь уговорить врача разрешить ему не ходить в школу еще несколько дней (разумеется, врач должен проверить состояние его здоровья).

545. Если ребенок не может есть перед тем, как идти в школу. Изредка возникает и такая проблема, особенно с учениками 1-го и 2-го классов в начале учебного года. Добросовестный ребенок может настолько благоговеть перед классом и перед учителем, что это совершенно лишит его аппетита перед тем, как идти в школу. Если мать заставит его поесть, его может вырвать по пути в школу или в классе, отчего к его прочим неприятностям прибавится еще и чувство стыда.

Не заставляйте ребенка есть с утра. Пусть он выпьет сока или молока, если это все, что может принять его желудок. Если ребенок не может даже пить, пусть идет в школу с пустым желудком. Конечно, это нехорошо, но он скорее избавится от своего нервного напряжения и будет в состоянии завтракать перед занятиями, если вы оставите его в покое. Обычно такой ребенок очень хорошо ест за обедом и еще лучше — за ужином, компенсируя пропущенный завтрак. По мере привыкания к школе его желудок будет требовать все больше пищи по утрам при условии, что ему не приходится вести борьбу со своей матерью.

Для застенчивого ребенка особенно важна чуткость учителя. Мать может поговорить с учителем, объяснить ему ситуацию. Учитель постарается быть особенно ласковым с ребенком и помочь ему вжиться в коллектив.

546. Учитель и родители. Вам не трудно оставаться в хороших отношениях с учителем, если ваш ребенок прекрасно учится. Но если он учится плохо, отношения с учителем могут осложниться. Самые лучшие учителя, так же как и самые лучшие родители, — всего лишь люди. Каждый из них гордится своей работой. Каждый из них испытывает собственнические чувства по отношению к ребенку. Каждый в душе считает (справедливо или нет), что ребенок добился бы гораздо лучших результатов, если бы другая сторона обращалась с ним несколько иначе. Родителям следует помнить, что учитель так же обидчив, как и они сами, что они добьются гораздо большего от совместных обсуждений, если будут дружелюбны и сговорчивы. Некоторые родители сознаются, что им страшновато появляться перед учителем, но ведь и учителю часто бывает страшновато предстать перед родителями. Задача родителей в разговоре с учителем — дать ему информацию об интересах ребенка, его реакции на различные явления. А учитель сам решит, как ему использовать эту информацию. Не забудьте поблагодарить учителя за преподавание тем, которые особенно нравятся и даются ребенку.

← + Ctrl + →
Что дает ребенку школа Детский психиатр

Успеваемость ребенка в школе - предмет гордости для родителей, ведь каждому хочется видеть свое чадо успешным, умным и талантливым. Однако далеко не все дети хорошо учатся и становятся отличниками. Как реагировать на плохие оценки школьника, стоит ли его ругать за это и как сделать так, чтобы ребенок делал уроки без принуждения? Эти вопросы мы детально обсудим в данной статье.

Учимся адекватно реагировать на плохие оценки ребенка

Часто мамы и папы интересуются вопросом, стоит ли ругать ребенка за плохие оценки. Психологи советуют не ругать и не наказывать. Даже если это вас очень огорчает, не выплескивайте на сына или дочь кучу упреков, неодобрения и обвинений. Обычно дети такую реакцию родителей воспринимают как оценку своей личности, что в будущем может значительно снизить их уверенность в себе.
Кроме этого, ребенок в следующий раз задумается, нужно ли рассказывать вам о плохой отметке или лучше скрыть этот факт, чтобы не нарваться на ваш гнев. В дальнейшем он вероятнее всего будет утаивать от вас и другие не самые хорошие ситуации, которые могут случиться с ним. Поэтому чтобы стать своему чаду другом, нужно выстроить с ним доверительные отношения.
. Если ребенок плохо учится в школе , не нужно тешить себя иллюзиями, что все само собой как-нибудь решиться. Неуспеваемость сигнализирует об определенных проблемах с вашим школьником, поэтому непременно следует выяснить причину происходящего.
. Не выполняйте за ребенка домашние задания. Вопрос не в том, что не нужно помогать и объяснять. Как раз это при необходимости и следует делать. Но если вы выполняете за дитя все уроки, вы не приносите ему благо, а только лишь усугубляете проблему.
Итак, каков же алгоритм решения вопроса с неуспеваемостью?
. Разузнайте у малыша, как его дела в школе, что они учат, что ему нравится, а что вызывает трудности, какие впечатления от учителей и отношения с одноклассниками. Причем такое общение должно быть постоянным, а не происходить лишь тогда, когда ребенок плохо учится в школе.
. Постарайтесь спокойно и с помощью ненавязчивых вопросов выяснить обстоятельства, при которых ребенок получил двойку или тройку: какая была тема урока, на какой вопрос у школьника не получилось ответить правильно, волновался ли он при ответе и прочее.
. Скажите малышу, что вас расстроила плохая оценка, но вы готовы помочь ему справиться с этой неприятностью. Кроме прочего, не забудьте поблагодарить его за откровенность и честность.
. Теперь нужно искать корень проблемы. Здесь, конечно, вам также понадобится участие ребенка. Вероятнее всего, он не успел разобраться в теме предмета либо же что-то упустил. Если ребенок плохо учится, причиной может быть его неуверенность в себе. Возможно, он попросту растерялся и застеснялся выступать перед классом. Неуспеваемость также может являться следствием плохого самочувствия малыша или отсутствия контакта с учителем.
. Когда причина найдена, время исправлять ситуацию. При необходимости помогите своему чаду с изучением материала.
Если же дело в вопросе психологического характера, успокойте ребенка и найдите слова, чтобы повысить его уверенность в себе. Скажите сыну либо дочери, что получить плохую оценку - это не стать плохим для окружающих. Что сама оценка просто показывает степень владения учебным материалом, а его можно подучить и исправить оценку. Не сомневайтесь - у вас обязательно получится подбодрить ребенка. Ведь кто знает ваше дитя лучше, чем вы сами?
Кроме этого, объясните школьнику, что нужно попросить у учителя возможность пересдать материал. Таким образом, он покажет педагогу свое не безразличие к плохой отметке и желание учиться.

Как научить ребенка делать уроки охотно?

После возращения ребенка из школы пусть часик-другой отдохнет или погуляет на улице. Поскольку 4-5 часов за партой и дома сразу за письменный стол - это уже перебор. Забрав малыша из школы, не нужно с ним в первую очередь говорить об уроках или домашнем задании. Лучше найдите другую интересную тему для общения. Занятия в кружке либо секции после школы - также хороший вариант смены деятельности.
. Ребенок не хочет делать уроки ? Дайте ему понять, что выполнение заданных в школе заданий является для него такой же важной и серьезной работой, как для взрослых их дела. Таким образом, вы параллельно учите ребенка быть ответственным.
. Не отрывайте дитя от уроков, поручая ему какую-то длительную работу по дому. Однако малыш никоим образом не должен часами непрерывно сидеть за столом, ведь это отрицательно влияет на его здоровье. Паузы в учебе необходимы, поэтому можно, например, попросить его полить цветы или дать еще какое-то быстрое и несложное задание.
. Угрозы, укоры и наказания - это не выход. Они могут принести только кратковременный эффект. Ребенок просто будет делать уроки «из-под палки», а это никак не поменяет его истинного отношения к ситуации.
. Выполнение уроков не должно являться способом наказания ребенка за плохое поведение. Но также не стоит использовать его в качестве шантажа: «Сделаешь уроки - пойдем на аттракционы». Иначе получение знаний не будет рассматриваться ребенком как нечто ценное и полезное для него, а всего лишь как средство достижения личных корыстных целей.
. Не следует давать сыну либо дочери каких-то дополнительных заданий к тем, которые он получил в школе. И не «бегите впереди паровоза», изучая с малышом материал, который он еще не проходил. Всему свое время.
. Когда ребенок не хочет делать уроки , скажите, что он может полагаться на вашу помощь. Но это вовсе не означает, что вы будете все делать за него.
. Обязательно подбадривайте малыша. «Ты непременно справишься», «Я в тебя верю, все у тебя все получится», «Ты непременно осилишь это задание» - подобные фразы вселят в ребенка уверенность, и он станет охотнее учить уроки. Помните, что похвала - отличный мотиватор, поэтому не забывайте хвалить своего школьника за успешно выполненное домашнее задание.

Очень часто на телефон доверия обращаются родители, жалуясь на то, что ребенок плохо учится, ленится. Причин снижения учебной мотивации и "лени" может быть много. Рекомендации родителям будут зависеть от причины этого явления. Очень часто причины плохой учебы ребенка заключаются не в ребенке, а в напряженной семейной ситуации, в педагогической некомпетентности родителей, в их чрезмерной амбициозности. Очень часто родители к ребенку относятся как к проекту, в который они вкладывают инвестиции, и он должен соответствовать этим вложениям. При этом они забывают, что самые важные инвестиции, которые всегда дают положительный результат - это любовь и принятие ребенка таким, какой он есть.

За жалобой "ребенок в школе плохо учится" только в 20% случаев стоит задержка психического развития , требующая специальных коррекционных мер или посещения ребенком специальной школы. В данной статье это рассматриваться не будет.

Также редко за этой жалобой стоит лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно и уклоняется от всего прочего. Первоначальной причиной, как правило, является избалованность.

Причиной неуспеваемости ребенка могут быть нарушенные отношения с учителем . Причины нарушения этих отношений могут быть разные, и в каждом случае их стоит рассматривать отдельно.

Часто за жалобой "ребенок в школе плохо учится, ленится" стоят завышенные требования родителей . У детей, как правило, в норме развит познавательный интерес. Они с удовольствием идут в школу, в первый класс. Но, часто, к концу первого года обучения, познавательный интерес снижается, учебная мотивация падает. С чем это связано?

В начале учебы ребенка в школе обычно возникают трудности - нелегко адаптироваться к новому образу жизни, к новым требованиям. Эти трудности могут проявляться в плохих оценках. Дальнейшее отношение к учебе будет зависеть от реакции родителей. Если родители считали своего ребенка "вундеркиндом", а он получает в школе четверки или тройки - реакция у них может быть негативной. Ребенку и так трудно, а родители недооценивают его старания. Он старается, но все время не оправдывает их ожидания, он все время чувствует себя плохим. В итоге у него падает уверенность в себе, повышается тревожность, которая приводит к дезорганизации учебной деятельности. Ребенок очень медленно делает домашние задания, уходя в детали и отвлекаясь от смысла. Он все время боится совершить ошибку и поэтому все проверяет и перепроверяет. Стремление сделать работу как можно лучше лишь ухудшает дело. Ему трудно отвечать у доски. Если какое-то задание кажется ему сложным, он не будет его делать, так как боится ошибиться. От важности заданий его тревожность возрастает - контрольные он пишет гораздо хуже. Здесь формируется замкнутый круг - неоправданные ожидания родителей вызывают тревожность. Тревожность мешает нормально учиться и получать от учебы удовольствие. Тревога понижает результативность учебной деятельности - ребенок из-за нее не может полноценно усваивать материал. Ребенок в школе старается, боится ошибиться, но при этом получает низкие оценки, что вызывает негативную реакцию родителей и повышает тревожность. Родители хотят "подтянуть" своего "нерадивого" ученика и устраивают ему дополнительные занятия. Дополнительная нагрузка плохо сказывается на физическом и психическом состоянии ребенка, вызывая астенизацию . В итоге ситуация только ухудшается - ребенок много занимается, устает, а его оценки остаются на том же уровне. У ребенка складывается о себе негативное представление - представление о себе как о безнадежно неуспешном . И, понятно, это представление вовсе не способствует улучшению ситуации. Что же делать?

Прежде всего, родителям необходимо понять, что если продолжать действовать по тому же сценарию - результат может оказаться плачевным. К подростковому возрасту у ребенка сформируется резко отрицательное отношение к учебе, и он может стать законченным хулиганом, и это в лучшем случае.

Постоянный неуспех со временем приводит к появлению пессимистического подхода к действительности, а иногда и к развитию депрессивного состояния. Признаки депрессии характерны для давно начавшейся хронической неуспешности. Как правило, они появляются к концу начальной школы. В подростковом возрасте у детей с хронической неуспешностью нередко совершается переход от позиции плохого ученика к самосознанию безнадежно неуспешной личности . Подросток отказывается от каких-либо проявлений активности, от общения, как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ окружающие отворачиваются от подростка, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей никчемности. Такие подростки отказываются от учебы и каких-либо контактов с внешним миром. Все прежние увлечения, которые у них были, перестают их интересовать. И такое состояние уже требует серьезного лечения.

Из любой ситуации есть выход и он не так сложен. Самое главное - не считать свою воспитательную позицию единственно верной и учиться, - учиться любить, учиться принимать, учиться поддерживать, а не требовать, критиковать, наказывать. Дети нас тоже учат - и многому!

Главная задача родителей при подозрении, что ребенок считает себя неудачником, - это развить в нем ощущение возможности успеха. Для этого ребенка можно сравнивать только с ним самим и ни в коем случае с кем-то, более успешным. Не нужно определять соответствие ребенка эталонам школьной программы. Важно хвалить ребенка за любой минимальный успех: если вчера он в диктанте сделал десять ошибок, а сегодня девять - это успех, достойный похвалы. А если завтра он сделает двенадцать ошибок, нужно выразить твердую уверенность, что он справится и послезавтра будет лучше. Вашему ребенку нужна поддержка, ему нужно ощущение, что он хороший, что он может, что он справится. Дайте ему это ощущение! Отношение вашего ребенка к себе напрямую зависит от вашего отношения к нему, его самооценка зависит от ваших оценок.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, где ребенок будет успешным, сможет реализовать себя. Этой сфере нужно придать высокую ценность в его глазах. Может быть, это будут домашние дела. Иногда родители не могут найти у ребенка каких-либо способностей. Такого не бывает. Хоть что-то ваш ребенок делает хорошо - может быть быстро бегает, плавает, рисует, играет на компьютере. Отдайте его в секцию или кружок, где у него что-то будет хорошо получаться, и это ему будет нравиться. Эта деятельность должна стать предметом живого интереса родителей и их поддержки. Не переживайте, что из-за этого ваш ребенок не будет успевать делать уроки. Успех в одной деятельности со временем перейдет и на другие виды деятельности. А если ваш ребенок останется в позиции хронического неудачника, то через некоторое время вас будут уже интересовать не его оценки, а его психическое состояние.

Ни в коем случае ребенку нельзя ставить в вину его неуспехи в школе. Следует снизить ценность школьных оценок (но не знаний). Необходимо выражать уверенность, что если что-то он научился делать хорошо, то научится и всему остальному. Расспрашивая ребенка о школе, смещайте акценты на взаимоотношения с детьми, на школьные экскурсии, развлекательные мероприятия и т.д. Не говорите про оценки! Не стоит ожидать быстрого улучшения успеваемости - это длительный процесс, нужно запастись терпением. Снижение тревожности происходит медленно. Постепенно у ребенка повысится уверенность в себе, снизится школьная тревога и начнут накапливаться достижения.

Все вышеуказанные рекомендации подходят и для детей с повышенной тревожностью, но с еще не сложившимся ощущением хронической неуспешности. Но чтобы это ощущение не стало синдромом, нужно проводить профилактические меры, описанные выше.

Бывает, что ребенок в школе плохо учится потому, что у него просто нет интереса к учебе . Этому могут быть две причины. Либо родители не вели с ним совместных познавательных занятий и познавательный интерес у ребенка просто не сформирован; либо родители "напичкивали" ребенка с раннего возраста различными знаниями, что вызвало у него отторжение. И в том, и в другом случае можно рекомендовать разнообразные совместные занятия с ребенком, включающие в себя познавательные элементы. Например, совместное наблюдение за ростом растений, фиксация изменений в природе, ведение дневника погоды, изучение различных видов растений, наблюдение за домашними животными. Набор "Юный химик" тоже может быть здесь очень полезен. Если у родителя есть какой-то свой, личный познавательный интерес, он может приобщить к нему ребенка в доступной для него форме. Можно порекомендовать также какой-либо кружок с познавательной направленностью. Любые совместные познавательные занятия с ребенком должны проводиться с позиции "на равных" - мы вместе познаем мир, и учитывать интересы ребенка. Позиция "сверху вниз", - учительская позиция вдалбливания знаний нерадивому ученику, может здесь только навредить. Ваша цель - вызвать у ребенка самостоятельный интерес к познанию мира.

Еще одной причиной плохой успеваемости может быть уход ребенка в мир фантазий . Ребенок в школе как бы отсутствует на уроке, все пропускает мимо ушей, "витает в облаках". Он не сосредоточен на чем-то постороннем, он погружен в себя, в свой внутренний мир, в фантазии и мечты. Естественно, учеба от этого страдает. Развитие ребенка по этому типу происходит у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться неблагополучием в семье или повышенной потребностью ребенка во внимании к себе. Ребенок хочет внимания, но у него повышенная тревожность, которая мешает ему развернуть те формы поведения, которые бы привлекли к нему внимание взрослых. В итоге ребенок уходит во внутренний мир, в мир фантазии и мечты. Фантазирование позволяет ему восполнить недостаток внимания. Ребенок отключается от внешней активности, он пассивен, его поведение ифантильно. Вся его активность проходит на внутренних планах. Реакция социального окружения, пытающегося "вернуть" ребенка к скучной и неинтересной для него деятельности, дополнительно стимулирует его уход в замещающее фантазирование.

Причиной возникновения и поддержания повышенного уровня тревожности является конфликт между стремлением получать реальное (а не только воображаемое) внимание и его отсутствием. Так порождается замкнутый круг причин и следствий: неудовлетворенность потребности во внимании порождает тревогу, блокирующую те формы поведения, с помощью которых ребенок мог бы привлечь к себе внимание. Это, в свою очередь, поддерживает неудовлетворенность.

Если вовремя не скорректировать это состояние, в подростковом возрасте у такого ребенка возникает самосознание одиночки, непонятого окружающими и далекого от их интересов и устремлений. Социальное окружение воспринимает подростка как "странного", поддерживая тем самым его специфическое самосознание. Происходит смещение акцентов: если раньше ребенок был пассивен в учебе, то теперь к этому добавляется пассивность в сфере общения. Для подростков межличностное общение со сверстниками - их центральная и чрезвычайно важная деятельность.

И у подростка, склонного к фантазированию, потребность в общении со сверстниками столь же высока, что и у любого другого подростка. Неудовлетворенность этой потребности приводит к развитию депрессивных тенденций. Защитную роль продолжает играть компенсаторное фантазирование, которое, разумеется, не может заменить собой реального удовлетворения потребности, но, тем не менее, существенно снижает психотравмирующий эффект.

Тревожность, в сочетании с высокой потребностью в эмоциональном общении и во внимании окружающих приводит к таким последствиям.

При таком типе развития важно развернуть активное воображение ребенка во внешний мир, направить его на решение реальных творческих задач. В этой деятельности ему нужно сразу обеспечить положительное эмоциональное подкрепление, ощущение успеха, внимание - ведь это именно то, что ребенку не хватает, из-за чего произошел уход от деятельности во внутренний мир. При выборе деятельности нужно найти такую сферу, где ребенок сможет насытить свою неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Можно порекомендовать занятия живописью, причем абстрактной. Рисование "абстракций" обречено на успех. Потом его картины стоит развешивать на стенах и "хвастаться" перед гостями. В общем, родителю стоит потрудиться в поиске сферы деятельности для своего ребенка, удовлетворяющей этим требованиям. Ощущение успеха, внимание, эмоциональная поддержка - необходимые условия "лечебного" воздействия творческой деятельности, которую вы должны помочь найти свому ребенку. И не надо бояться, что ощущение успеха приведет к "самомнению". Ощущение успеха приводит к устойчивой позитивной самооценке, побуждающей ребенка в школе стойко преодолевать трудности и неудачи и добиваться реальных успехов, а не воображаемых.

Часто причиной плохой успеваемости может быть астенизированность ребенка (нервное истощение). Дети психастенического склада личности (повышенная тревожность и высокая чувствительность) легко астенизируются. Родители, желающие развивать ребенка в разных направлениях, перегружают его различными занятиями. В результате повышается утомляемость ребенка в школе и снижается успеваемость. Ребенок может подолгу валяться в кровати, часами ничего не делать, т.к. у него нет сил что-либо делать. Родителям же может казаться, что ребенок ленится. Если у вас есть подозрение на астенизацию вашего ребенка, то необходимо строго дозировать нагрузки. Ослабленному ребенку необходимы частые перерывы в учебных занятиях, заполненные активными движениями либо релаксацией. Полезны активные игры на свежем воздухе, занятия гимнастикой, бассейн и все, что способствует укреплению здоровья. В особо тяжелых случаях ребенку нужно предоставить дополнительный выходной день, желательно посреди недели. Стоит пересмотреть нагрузку ребенка, возможно от каких-то дополнительных занятий стоит отказаться, а ввести другие - укрепляющие здоровье, например, занятия спортом.

Замедленность темпа деятельности ребенка может выглядеть как "лень". Ребенок трудится совершенно добросовестно и целенаправленно, но так медленно, что окружающим кажется, что ему лень пальцем шевельнуть. И, конечно, он не успевает сделать хорошо все домашнее задание. На самом деле, замедленность темпа деятельности имеет физиологическую природу - медленное протекание нервных процессов, и никак не может рассматриваться как лень. Эти особенности необходимо просто учитывать. Нельзя осуждать ребенка за медлительность. Важно определить его темповые характеристики и регулировать объем работы в зависимости от его возможностей. Объем домашнего задания стоит сократить и лучше выполнить хорошо меньший объем, чем плохо, но все. Важно принять ребенка таким, какой он есть!

Статья написана по материалам книги А.Л. Венгера "На что жалуетесь?" и на основании консультативного опыта автора.

Что делать, если ребенок плохо учится в школе?

Успеваемость ребенка в школе – предмет гордости для родителей, ведь каждому хочется видеть свое чадо успешным, умным и талантливым. Однако далеко не все дети хорошо учатся и становятся отличниками. Как реагировать на плохие оценки школьника, стоит ли его ругать за это и как сделать так, чтобы ребенок делал уроки без принуждения? Эти вопросы мы детально обсудим в данной статье.

Учимся адекватно реагировать на плохие оценки ребенка

Часто мамы и папы интересуются вопросом, стоит ли ругать ребенка за плохие оценки. Психологи советуют не ругать и не наказывать. Даже если это вас очень огорчает, не выплескивайте на сына или дочь кучу упреков, неодобрения и обвинений. Обычно дети такую реакцию родителей воспринимают как оценку своей личности, что в будущем может значительно снизить их уверенность в себе.
Кроме этого, ребенок в следующий раз задумается, нужно ли рассказывать вам о плохой отметке или лучше скрыть этот факт, чтобы не нарваться на ваш гнев. В дальнейшем он вероятнее всего будет утаивать от вас и другие не самые хорошие ситуации, которые могут случиться с ним. Поэтому чтобы стать своему чаду другом, нужно выстроить с ним доверительные отношения.
Если
ребенок плохо учится в школе , не нужно тешить себя иллюзиями, что все само собой как-нибудь решиться. Неуспеваемость сигнализирует об определенных проблемах с вашим школьником, поэтому непременно следует выяснить причину происходящего.
Не выполняйте за ребенка домашние задания. Вопрос не в том, что не нужно помогать и объяснять. Как раз это при необходимости и следует делать. Но если вы выполняете за дитя все уроки, вы не приносите ему благо, а только лишь усугубляете проблему.
Итак, каков же алгоритм решения вопроса с неуспеваемостью?
Разузнайте у малыша, как его дела в школе, что они учат, что ему нравится, а что вызывает трудности, какие впечатления от учителей и отношения с одноклассниками. Причем такое общение должно быть постоянным, а не происходить лишь тогда, когда ребенок плохо учится в школе.
Постарайтесь спокойно и с помощью ненавязчивых вопросов выяснить обстоятельства, при которых ребенок получил двойку или тройку: какая была тема урока, на какой вопрос у школьника не получилось ответить правильно, волновался ли он при ответе и прочее.
Скажите малышу, что вас расстроила плохая оценка, но вы готовы помочь ему справиться с этой неприятностью. Кроме прочего, не забудьте поблагодарить его за откровенность и честность.
Теперь нужно искать корень проблемы. Здесь, конечно, вам также понадобится участие ребенка. Вероятнее всего, он не успел разобраться в теме предмета либо же что-то упустил. Если ребенок плохо учится, причиной может быть его неуверенность в себе. Возможно, он попросту растерялся и застеснялся выступать перед классом. Неуспеваемость также может являться следствием плохого самочувствия малыша или отсутствия контакта с учителем.
Когда причина найдена, время исправлять ситуацию. При необходимости помогите своему чаду с изучением материала.
Если же дело в вопросе психологического характера, успокойте ребенка и найдите слова, чтобы повысить его уверенность в себе. Скажите сыну либо дочери, что получить плохую оценку – это не стать плохим для окружающих. Что сама оценка просто показывает степень владения учебным материалом, а его можно подучить и исправить оценку. Не сомневайтесь – у вас обязательно получится подбодрить ребенка. Ведь кто знает ваше дитя лучше, чем вы сами?
Кроме этого, объясните школьнику, что нужно попросить у учителя возможность пересдать материал. Таким образом, он покажет педагогу свое не безразличие к плохой отметке и желание учиться.

Как научить ребенка делать уроки охотно?

После возращения ребенка из школы пусть часик-другой отдохнет или погуляет на улице. Поскольку 4-5 часов за партой и дома сразу за письменный стол – это уже перебор. Забрав малыша из школы, не нужно с ним в первую очередь говорить об уроках или домашнем задании. Лучше найдите другую интересную тему для общения. Занятия в кружке либо секции после школы – также хороший вариант смены деятельности.
Ребенок не хочет делать уроки ? Дайте ему понять, что выполнение заданных в школе заданий является для него такой же важной и серьезной работой, как для взрослых их дела. Таким образом, вы параллельно учите ребенка быть ответственным.
Не отрывайте дитя от уроков, поручая ему какую-то длительную работу по дому. Однако малыш никоим образом не должен часами непрерывно сидеть за столом, ведь это отрицательно влияет на его здоровье. Паузы в учебе необходимы, поэтому можно, например, попросить его полить цветы или дать еще какое-то быстрое и несложное задание.
Угрозы, укоры и наказания – это не выход. Они могут принести только кратковременный эффект. Ребенок просто будет делать уроки «из-под палки», а это никак не поменяет его истинного отношения к ситуации.
Выполнение уроков не должно являться способом наказания ребенка за плохое поведение. Но также не стоит использовать его в качестве шантажа: «Сделаешь уроки – пойдем на аттракционы». Иначе получение знаний не будет рассматриваться ребенком как нечто ценное и полезное для него, а всего лишь как средство достижения личных корыстных целей.
Не следует давать сыну либо дочери каких-то дополнительных заданий к тем, которые он получил в школе. И не «бегите впереди паровоза», изучая с малышом материал, который он еще не проходил. Всему свое время.
Когда
ребенок не хочет делать уроки , скажите, что он может полагаться на вашу помощь. Но это вовсе не означает, что вы будете все делать за него.
Обязательно подбадривайте малыша. «Ты непременно справишься», «Я в тебя верю, все у тебя все получится», «Ты непременно осилишь это задание» - подобные фразы вселят в ребенка уверенность, и он станет охотнее учить уроки. Помните, что похвала – отличный мотиватор, поэтому не забывайте хвалить своего школьника за успешно выполненное домашнее задание

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Накануне начала нового учебного года многих родителей начинает волновать это вопрос

Хорошие оценки - повод для гордости родителей и учителей, шанс успешно поступить в ВУЗ и обеспечить удачный старт в будущее. Но отнюдь не все дети показывают блестящие результаты, одни носят двойки с первого класса, другие - с четвертого, третьи - скатываются в неуспеваемость к пубертату. Почему так происходит и можно ли помочь школьнику?

Детство гения

Прежде всего следует знать, что успехи в освоении школьной программы - не показатель будущей успешности или таланта человека. У многих великих людей были проблемы с учителями и учебными заведениями. Великий естествоиспытатель Карл Линней успевал настолько плохо, что преподаватели советовали родителям забрать мальчика из гимназии и отправить в ремесленники. Будущего изобретателя Томаса Эдисона американские учителя посчитали умственно отсталым. Мэрилин Монро до конца дней писала с чудовищными грамматическими ошибками. Альберт Эйнштейн в гимназии отставал по всем предметам, кроме математики. К сожалению, гениев среди двоечников гораздо меньше, чем обычных детей, которые по тем или иным, как правило, подлежащим корректировке причинам не осваивают школьную программу. Что мешает ребенку учиться?

1. Дисфункция мозга. Легкая степень умственной отсталости не всегда диагностируется вовремя, в особенности если ребенок проявляет способности в какой-то области - хорошо запоминает информацию, старательно выводит буквы, учит стихи, рисует. Но как только дело доходит до алгебраических или химических формул, сложных правил русского языка, его интеллекта не хватает для анализа новых знаний и построения логических цепочек.

2. Отставание в развитии. По каким-то причинам мозг школьника «взрослеет» медленней, чем у сверстников. Причиной может быть алкогольный синдром плода, госпитальный синдром (встречается у детдомовцев и детей, долго лежавших без мам в больнице), инсульт, травма головы, тяжелая затяжная болезнь, несколько операций с наркозом, сильная психотравма.

3. Проблемы с получением информации. Плохое зрение или слух, повышенная утомляемость мешают ребенку учиться, верно понять преподавателя и точно ответить ему. В первых классах снижение слуха и особенно зрения может произойти внезапно и быстро.

4. Проблемы с восприятием информации. Аутизм с выборочным подходом к предметам, гипервозбудимость, мешающая сконцентрироваться на словах учителя. Интеллект сохранен, но получить знания затруднительно.

5. Проблемы с обработкой информации. Дислексия, дисграфия и дискалькулия - патологическое неумение читать, писать (особенно грамотно) и воспринимать печатное слово. Маме с учительницей кажется, что ребенок ленится, а он просто не видит разницы между «ещё» и «исчо».

6. Нелады с учебной обстановкой. Учителя - тоже люди. Не всякий учитель способен наладить контакт с любым ребенком, особенно если тот выделяется из коллектива. Маленький нонконформист, умник, грубиян, плакса или задира порой вызывает отторжение у преподавателей. А конфликт со сверстниками, моббинг в классе тоже не способствуют пятеркам.

7. Несчастье в семье. Развод родителей, болезнь или смерть близкого человека, семейное насилие, алкоголизм, финансовые или карьерные проблемы родителей - всё это неизбежно сказывается на оценках.

8. Психологические сложности. Ребенок слишком застенчив, чтобы отвечать у доски, или слишком самоуверен, чтобы делать домашние задания, не привык к регулярным занятиям, «врос» в образ двоечника и гадкого утенка и т.д.

9. Затруднения с мотивацией. Нет внутренних оснований для успешной учебы. Ребенку скучно на занятиях, зато он реализуется в спортшколе, на самодеятельных концертах или в дворовой компании, ему не нужны литература, история и т.д. Или, в очень редких случаях, мальчик или девочка с младших классов уже знают, кем хотят стать, и наотрез отказываются осваивать знания, помимо тех, которые ведут к этой цели.

Комплекс из нескольких причин. Возможно и неудачное совпадение обстоятельств - сложный ребенок, затяжная болезнь, неделикатный, нечуткий преподаватель, конфликт со сверстниками - и теоретически вполне способный ученик не вылезает из двоек.

Не может или не хочет?

Причин, ведущих к плохой успеваемости, очень много. Долг родителей - выяснить, что именно мешает сыну или дочери нормально учиться и постараться устранить помеху. Это не всегда очевидно. Так, причиной двоек у ребенка с плохим зрением может быть не само зрение, а уродливые, громоздкие очки, вызывающие насмешки у одноклассников. Поэтому придется запастись терпением, понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.

Прежде, чем обращаться к специалистам, протестируйте ребенка сами. С какого расстояния он способен увидеть номер автобуса или прочесть надпись на витрине? Хорошо ли различает слово «конфета» произнесенное шепотом или тихий шорох включающегося компьютера? С каким трудом вычитает свою долю из магазинной сдачи и может ли подсчитать самостоятельно, сколько месяцев нужно копить на новый айфон? Проявляет ли бытовую смекалку в работе с простыми механизмами, в состоянии ли починить сломанный будильник, заштопать прореху, рассортировать сложную стирку? Станет ли сам читать книгу про любимых героев, напишет ли без ошибок поздравление маме, заучит ли наизусть задорный стишок? Пользуется ли компьютером и для чего именно? В состоянии ли поладить с доброжелательными и интересными сверстниками, найти контакт с умным и добрым преподавателем?

Поищите логические задачи для детей его лет, порешайте их вместе, играючи, и понаблюдайте, как он справляется. Поиграйте в настольные игры, требующие разнообразных навыков. Обсудите его опасения и тревоги по поводу учебы, спросите, что препятствует, что не нравится в школе. Уточните - возможно, он плохо себя чувствует, страдает от головных болей, приступов паники или гнева, тремора, частых мочеиспусканий. Не настаивайте, не давите на ребенка, просто оцените сохранность интеллекта, коммуникативных навыков и восприимчивости к информации.

В случае проблем со здоровьем, проконсультируйтесь с терапевтом. Снижение зрения и слуха, постоянные головные боли, тремор и сильная утомляемость - опасные симптомы. Психологические проблемы лучше решать с психологом, не дожидаясь деформации личности. Детям с дислексией, дисграфией, заиканием, аутичными чертами требуется профессиональная помощь для нормальной социализации. Если же ребенок свободно считает деньги, конструирует роботов, в состоянии справиться с барахлящим телефоном или порванными штанами, с удовольствием учит «Вредные советы», обыгрывает отца в шахматы, маму в «Зельеварение», а сверстников в «Монополию», скорее всего проблема в мотивации ребенка, а не в его интеллекте.

Дважды два - пять!

Заставить ребенка хорошо учиться практически невозможно - «выбитые» и «выплаканные» пятерки тут же превратятся в плохие оценки, стоит лишь родителям снизить контроль. Однако вытащить ребенка из двоек вполне реально - даже строгие учителя снисходительны к старательным и трудолюбивым ученикам.

Для начала поговорите с отпрыском начистоту, объясните ему, зачем именно необходимы хорошие оценки и серьёзные знания, где они пригодятся и для чего. Будьте честны с сыном или дочерью - это поможет. Объясните, зачем нужны те или иные предметы, для чего будущему космонавту неправильные глаголы, а будущей модели формула H2O. Скажите, что любите своего мальчика или девочку, верите в них, гордитесь их успехами. Отмечайте каждое достижение, хвалите за каждую хорошую оценку, выдавайте положительное подкрепление и старайтесь избегать наказаний, отрицательных подкреплений, фиксирующих негативное восприятие.

Как разовая мера может сработать перевод ребенка в другую школу, туда, где его ещё не знают как двоечника. Смена учителя и коллектива зачастую хорошо мотивирует, помогает собраться и начать учебу с чистого листа.

Не забывайте о режиме сна и отдыха, полноценном питании школьника, комфортном, тихом месте для занятий - чем лучше ребенок себя чувствует, тем лучше будет учиться. Позаботьтесь, чтобы в распорядке дня нашлось время для физической активности, прогулок, активных игр.

Очень важно, чтобы ребенок добивался успеха, испытывал интерес к занятиям в целом - неважно, будут это школьные предметы, спорт, искусство или работа с компьютером. Это поможет поднять самооценку, «распробовать» вкус побед.

В любом случае не стоит концентрироваться на одной лишь учебе в школе - куда важнее вырастить хорошего человека, чем круглого отличника. И не забывайте, что Билл Гейтс (основатель Майкрософт) и Марк Цукерберг (учредитель Фэйсбука) стали миллионерами, хотя не были успешными учениками.