Сотрудник овд требования к характеру. Психологические требования к личности сотрудника овд

Лекции– 2 часа

Семинары- 2 часа

Содержание темы . Предмет, система и содержание юридической психологии. Юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Психология личности преступника. Психология личности юриста. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства), использование знаний о них юристом в практической деятельности.

Сущность и психологическая характеристика деятельности. Психологические особенности действий и деятельности. Психологическая структура деятельности и функции действия. Психология преступного поведения (психология преступления). Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины. Психология преступного группового поведения (психология преступной группы). Психолого-правовая оценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности.

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Основные направления профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Психологическая структура профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Психические познавательные процессы, учет их закономерностей юристом в профессиональной деятельности. Ощущение, восприятие. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Их роль в деятельности юриста. Внимание в профессиональной деятельности юриста. Эмоции и чувства в юридической деятельности, их психолого-правовая оценка. Фрустрация. Аффект. Страдания. Состояние тревожности, психической напряженности. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста.

Общая психологическая характеристика организационно-управленческой подструктуры в деятельности юриста. Психологические особенности принятия решений юристом.

Профессиональная компетенция сотрудника ОВД. Психологические требования к личности сотрудника ОВД. Психологическая готовность сотрудника ОВД к выполнению служебной деятельности. Проблемы профессионально-нравственной деформации личности сотрудника ОВД. Психология антикорупционного поведения сотрудников ОВД.

Методические указания. Под деятельностью в психологии понимается внутренняя или внешняя активность человека, направленная на достижение поставленной цели.

Деятельность человека разнообразна: создание материальных ценностей, управленческая и организационная работа, научные исследования и т.д. Ориентиром и регулятором деятельности для человека является психика.

С точки зрения психологии деятельность:

Раскрывает богатство духовного и психического мира личности;

Связана с проблемами развития личности;

Активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с окружающим миром;

Разнообразна и многогранна;

Неоднозначна (имеется в виду противоправная деятельность).

Понятие профессиональной деятельности охватывает как профессиональную работу, так и профессиональное поведение, что связано либо с пребыванием на определенной должности, либо с исполнением соответствующего поручения.

Общая характеристика профессиональной деятельности:

· повышенная общественная значимость профессии, наличие властных полномочий с элементами принуждения, процессуальной самостоятельностью, высокой формализованостью социально-ролевой функции, процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия;

· познавательно-поисковая и поисковая направленность на восстановление события расследуемого преступления, образцов и лиц, причастных к нему и осведомленных о нем;

· экстремальные психологические условия юридической деятельности: многообразие, сложность и творческий характер решаемых задач, связанных с раскрытием и расследованием преступления, повышенная ответственность за принимаемые решения, другие факторы, вызывающие физическую и психологическую напряженность.

Для осуществления эффективной профессиональной деятельности сотруднику ОВД необходимо обладать психологической пригодностью, которая складывается из следующих компонентов:

1) профессионально важные качества – индивидуально-психологические качества субъекта труда, влияющие на успешность освоения и выполнения определенной профессиональной деятельности;

2) профессиональная мотивация – совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели профессиональной деятельности;

3) профессиональная подготовленность – система знаний, навыков, умений и профессионального опыта, позволяющих успешно осваивать и выполнять определенную профессиональную деятельность;

4) профессиональная готовность – активно-действенное состояние личности, мобилизованность сил для успешного освоения и выполнения определенной профессиональной деятельности;

5) профессиональная успешность – эффективность освоения и результативность выполнения определенной профессиональной деятельности;

6) профессиональная удовлетворенность – активно-оценочное состояние личности, возникающее на основе самооценки процесса и результатов профессиональной деятельности.

Раскрывая понятие профессиональной деятельности, нельзя не уделить особое внимание профессиональным качествам сотрудника ОВД, наличие которых необходимо для осуществления его профессиональной деятельности. Повышенная психическая напряженность и социальная ответственность работы сотрудника ОВД предъявляют особые требования к его личностным качествам. Он должен обладать следующими характеристиками:

Мотивационно-ценностные особенности: высокий уровень правосознания и социальной ответственности, честность, гражданское мужество, совестливость, принципиальность, непримиримость в борьбе с правонарушениями, обязательность, добросовестность и исполнительность, дисциплинированность, развитая мотивация достижения и стремление к самоактуализации;

Познавательные качества: высокий уровень интеллектуального развития, гибкость мыслительных процессов, способность к анализу и обобщению информации, упорство при решении задач, умение прогнозировать, умение выделять в потоке информации главное и второстепенное, способность в реконструкции явлений по косвенным признакам, наблюдательность, творческое мышление, развитая интуиция, эрудированность, хорошая память, развитое произвольное внимание, познавательная активность, критичность к информации;

Коммуникативные качества: умение устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, умение понимать внутренний мир собеседника, его особенности, мотивы и психологическое состояние, коммуникативная компетенция (умение слушать, проницательность, доброжелательность, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, самоконтроль), широкий спектр стилей поведения в конфликте, наличие организаторских качеств, чувство юмора;

Личностные особенности: адекватная самооценка, самостоятельность и независимость, смелость, активность, ответственность и самоуважение.

Все эти качества являются гарантом эффективности профессиональной деятельности сотрудника, решающего международно-правовые вопросы.

Вопросы к семинару:

1. Юридическая психология и ее практическое применение в правоохранительной деятельности.

2. Психологическая характеристика профессиональной деятельности и личности сотрудника подразделения по взаимодействию с правоохранительными органами зарубежных государств.

3. Проблемы профессионально-нравственной деформации личности сотрудника ОВД.

1. История развития и становления юридической психологии.

2. Методы предупреждения и нейтрализации негативных проявлений профессионально-нравственной деформации личности сотрудника правоохранительных органов.

План:

1. Психологическая характеристика деятельности сотрудников ОВД.

2. Психологические особенности личности сотрудника ОВД.

3. Психологическая подготовка сотрудников ОВД.

4. Профессионально-психологические требования к личности работника органов правопорядка. Психологический потенциал сотрудника.

5. Профессиональная деформация. Основные направления профилактики.

1. Психологическая характеристика деятельности сотрудников ОВД.

Вопрос о профессиональной пригодности работника органов правопорядка актуален. Профессиональная деятельность сотрудника ОВД предъявляет определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на личность и образ жизни в целом. Чтобы определить, какими личностными качествами, обусловливающими эффективность профессиональной деятельности, должен обладать сотрудник ОВД, необходимо подвергнуть психологическому анализу саму эту деятельность, выявить её специфические особенности, закономерности, раскрыть её структуру.

Психологические особенности деятельности сотрудников ОВД в настоящее время довольно подробно исследованы в юридической психологии.

По мнению авторов, проводивших эти исследования (В.Л. Васильев, А.В. Дулов, В.Е. Коновалова, А.Р. Ратинов, А.М. Столяренко и др.), деятельность сотрудника ОВД характеризуется следующими специфическими психологическими особенностями.

Правовая регламентация подчиняет деятельность сотрудника ОВД порядку, строго установленному нормами закона (законодательными актами, нормативными документами МВД и т.п.). Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона. Всё это ведёт к повышенной ответственности сотрудника за свои решения и действия.

Наличие широкого тактического простора в рамках норм закона и профессиональной морали.

Наличие властных полномочий . В интересах дела сотрудникам предоставлено право в необходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять скрытые обстоятельства, входить в жилище граждан, ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать её. Применение сотрудником своих полномочий определяется высокой степенью ответственности, разумностью и правомерностью действий; характеризуется особой напряженностью. Умение разумно, законно пользоваться предоставленной властью - одно из важнейших профессиональных требований к сотрудникам ОВД.

Постоянное противоборство и противодействие заинтересованных лиц. Необходимость преодоления опасных ситуаций, устранение препятствий, которые специально создаются на пути сотрудника, вызывают различные эмоциональные реакции, требуют постоянного волевого напряжения и активной умственной деятельности. В условиях активного противоборства возникает необходимость постоянной сложной интеллектуальной работы, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей.

Коммуникабельность носит многосторонний и исключительный характер. Сотрудник общается с представителями разных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение. Это требует знания психологии человека вообще и психологических основ общения в частности. Отличительной чертой коммуникабельности сотрудника является то, что она требует перевоплощения. Необходимость этого объясняется важностью установления психологического контакта со всеми лицами, попадающими в сферу его деятельности.

Дефицит времени и наличие перегрузок в работе. Оперативность и быстрота входят в число основных принципов профессиональной деятельности полицейского. Чем дольше преступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобы уйти от ответственности, уничтожить следы своей преступной деятельности, скрыться от следствия. Промедление ведет к неудаче.

С другой стороны, дефицит времени проявляется в необходимости соблюдения процессуальных и других сроков, которые отводятся на расследование уголовного дела, рассмотрение заявлений граждан и пр. Сотрудник постоянно находится из-за этого в напряженном состоянии.

Напряженность связана и с большими физическими и психическими нагрузками из-за высокой экстремальности деятельности, с воздействиями различного рода стресс-факторов: работа в условиях конфликтной ситуации, ненормированный рабочий день, наличие отрицательной эмоциональной окраски деятельности и т.п.

Познавательный характер деятельности требует построения различных версий, составления планов, осуществления оперативно-служебных мероприятий и планов работы в целом, соединяется с практической организацией работы, реализующей мысленные схемы и решения.

Виды профессиональной деятельности сотрудника ОВД: познавательный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. В реальной работе все они осуществляются в органическом единстве.

Познавательная деятельность. Без осуществления познавательной деятельности невозможно достичь ни одной цели борьбы с преступностью, без познания не может реализоваться ни деятельность в целом, ни один из указанных ее видов. Только в результате процесса познания появляется возможность целенаправленного осуществления других действий сотрудника.

Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени, дать ответы на вопросы: что неизвестно, что нужно обнаружить для решения конкретной задачи и др., иметь творческий характер.

Конструктивная деятельность – это мыслительная деятельность, направленная на планирование этапов, действий по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений, розыску скрывшихся преступников и т.д. Даёт ответ на вопрос, в какой последовательности мы будем искать неизвестное.

Организаторская деятельность . Она имеет своей целью обеспечение оптимальных условий для осуществления всех остальных видов профессиональной деятельности сотрудника. Ее содержанием является управление процессами раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, что проявляется в оперативном руководстве, учете и контроле, поддержании взаимодействия между участниками этих процессов. Она состоит как из передачи и обмена информацией, так и организации действий других лиц, которые должны по роду своих обязанностей выполнять указания сотрудника.

Коммуникативная деятельность. Коммуникативная деятельность сотрудника заключается в получении необходимой информации посредством общения, т.е. непосредственного речевого контакта с окружающими, в целях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы оказывать влияние на людей в процессе общения, в личности сотрудника должны гармонично сочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной волей, а также комплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность.

Вывод. Служба в ОВД сопровождается экстремальными нагрузками, деятельность протекает в напряженных, сложных условиях, связанных с применением оружия, физической силы, специальных средств. Сохранность жизни и здоровья сотрудника, результаты служебной деятельности во многом зависят от его профессиональной готовности.

2. Психологические особенности личности сотрудника ОВД.

Психологические особенности сотрудников ОВД издавна являются объектом исследования психологов. Само предназначение такого социального института, как полиция, определяет особые требования к личности каждого сотрудника. Постоянное нахождение в агрессивной и криминально-ориентированной среде, доступ к оружию и право его применять и т.п. не может не сказываться на адекватности реакций. Имеющиеся на сегодняшний день исследования в области психологии сотрудников МВД, как правило, касаются изучения их надежности, агрессивности, способности контролировать применение оружия. Структура подразделений МВД широка, и принадлежность к ним сказывается на видах деятельности, объеме, частоте, эмоциональной включенности, характеру контактов с населением и т.д.

Развитие профессиональной компетентности сотрудников полиции определяется сложностями, связанными с временными ограничениями, финансовыми, интеллектуально-информационными и другими ресурсами человека. Выделяется период адаптации к условиям службы в ОВД, в процессе которого осуществляется развитие следующих ключевых компетенций: оперативно-розыскных, нормативно-правовых, организационно-аналитических, коммуникативно-социальных. Они реализуют следующие основные направления : относящиеся к самому себе как к личности, как к субъекту жизнедеятельности; относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; относящиеся к профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность определяется как интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в правоохранительной области. Процесс развития профессиональной компетентности сотрудников полиции определяется как достижение соответствия профессионально-личностного развития сотрудника требованиям служебной деятельности и потребностям самого индивида в мотивированном выполнении своих служебных, оперативных и социальных обязанностей с высоким сознанием общественного долга .

Множественность задач, стоящих перед полицией, ведет к развитию многофункциональности в деятельности, выделению групп сотрудников, выполняющих специфические функции. Различающаяся по применяемым способам деятельность различных работников полиции совпадает по своим целевым параметрам. Звеном, объединяющим их и заставляющим тесно взаимодействовать, является наличие единого объекта деятельности - преступника (правонарушителя).

Даже самый общий обзор основных психологических особенностей и структурных элементов профессиональной деятельности сотрудника показывает, насколько сложна и многогранна его деятельность. Она предъявляет к нему множество различных требований, среди которых одно из самых важных - обладание развитымипрофессионально значимыми качествами личности .

В первую очередь к ним относят:

Ø профессионально-психологическую ориентированность его личности;

Ø психологическую устойчивость;

Ø развитые волевые качества (умение владеть собой в сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к риску);

Ø хорошо развитые коммуникативные качества (умение быстро устанавливать контакт с различными категориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения);

Ø способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении различного рода оперативно-служебных задач;

Ø ролевые умения, способность к перевоплощению;

Ø развитые профессионально значимые познавательные качества (профессиональная наблюдательность и внимательность, профессионально развитая память, творческое воображение);

Ø профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, развитую интуицию;

Ø быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке.

Данные качества не присущи человеку изначально. Их формирование и развитие - длительный и напряженный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления сотрудника органов внутренних дел. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствует нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызывают процессы профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации личности. В этой связи большое значение приобретает профессионально-психологическая подготовка сотрудников, одно из предназначений которой - формирование у сотрудников данных качеств.

3. Психологическая подготовка сотрудников ОВД.

Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности ОВД является психологическая подготовка сотрудников. Цель такой подготовки - формирование у них готовности действовать профессионально, грамотно, чётко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях служебной деятельности.

Оперативно-служебная деятельность предъявляет особые требования к личностным качествам сотрудников, в первую очередь к профессионально важным. Особенности этой деятельности требуют развития эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников, формирования у них психологической надёжности при воздействии стрессовых факторов.

Основные задачи психологической подготовки:

- повысить психологическую устойчивость сотрудников ОВД к действию стресс-факторов и их сочетаний, типичных для ОВД;

Развить у сотрудников психологические качества, сформировать особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях оперативно-служебной деятельности.

Психологическая подготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерства сотрудников. Это совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления. Она складывается из четырех групп компонентов :

- профессионально-психологической ориентированности и чувствительности сотрудника (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело, умение разобраться в них);

- подготовленности сотрудника по психологическим аспектам эффективности профессиональных действий и тактики, проявляющейся в понимании психологических условий эффективности профессиональных действий и умении обеспечивать их создание; умелом использовании психологических средств реализации профессиональных действий (речевых и неречевых), в умелом применении всего комплекса психологических приемов, обеспечивающих более высокую эффективность решения оперативно-служебных задач;

- развитой профессиональной наблюдательности и памяти сотрудника (включает умение применять психологически обоснованные приемы и правила для повышения эффективности профессионального наблюдения, развитой профессиональной внимательности, натренированности органов чувств и восприятия, натренированности в быстром, полном и точном запоминании, хорошем сохранении в памяти и правильном воспроизведении значимой для решаемых задач информации);

- психологической устойчивости (выражается в способности сотрудника действовать спокойно и уверенно в психологически сложных, эмоционально напряженных, опасных и ответственных ситуациях оперативно-служебной деятельности).

Психологическая подготовленность существенно повышает профессиональное мастерство сотрудника. Научные данные и имеющийся положительный опыт указывают на необходимость введения специальных задач, форм и методов целенаправленного повышения психологической подготовленности в системе профессионального обучения. Психологическая подготовка - важный вид профессиональной подготовки в органах внутренних дел, это специально организованный, целенаправленный процесс воздействия на сотрудников по формированию, развитию и активизации необходимых качеств, обусловливающих успешное, эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

Сама психологическая подготовка определена особенностями служебной деятельности сотрудников. В соответствии с этим содержание психологической подготовки должно характеризоваться четко выраженной профессиональной направленностью.

Содержание психологической подготовки сотрудников:

· формирование психологической готовности к борьбе с преступностью;

· развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности;

· формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств;

· совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан;

· формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности;

· совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами;

· формирование психологической устойчивости умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности;

· развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления;

· формирование волевой активности и навыков волевых действий;

· подготовка к психическим перегрузкам в работе.

Формирование психологической готовности к борьбе с преступностью является самым важным в психологической подготовке. Главное здесь - формирование профессиональной направленности сотрудников, развитие у них стойких профессиональных интересов к их деятельности. Также предполагает формирование у сотрудников нетерпимости ко всякого рода правонарушениям, стойкой привычки безоговорочного исполнения правовых норм, обостренного чувства правды, справедливости и законности.

Развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности предполагает ознакомление сотрудников с основами психологии, формирование у них навыков и привычек учитывать психологию людей, групп в своей работе, знание и учет сотрудниками психологических особенностей проводимых следственных, оперативно-розыскных и иных действий.

Профессионально значимые познавательные качества обеспечивают эффективность познавательной деятельности сотрудников. К таким качествам относят: профессиональную чувствительность, восприятие, наблюдательность, память, мышление, воображение. Специальные упражнения и тренировки по развитию этих качеств предполагают овладение сотрудниками основными приемами и знаниями определенных правил повышения эффективности запоминания, сохранения и воспроизведения профессионально значимой информации, развития логического мышления и творческого воображения.

Совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан также весьма значимы для психологической подготовки. Деятельность сотрудника органов внутренних дел немыслима без постоянного общения с различными категориями граждан (потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, подучетными и т.д.). От умения сотрудников общаться с ними, устанавливать психологический контакт, доверительные отношения зависит качество получаемой оперативно значимой информации, что в свою очередь влияет на успешность деятельности в целом. В ходе психологической подготовки сотрудники должны овладеть системой методов и приемов установления психологического контакта. У них должны быть сформированы умения быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе, умение выслушивать людей, умение преодолевать психологические барьеры в процессе общения. Психологическая подготовка предполагает усвоение сотрудниками правил установления психологического контакта.

Необходимым компонентом профессионального мастерства сотрудника ОВД являются навыки ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности , они используются с целью получения необходимой для раскрытия или предупреждения преступлений информации. В этой связи в ходе психологической подготовки сотрудники должны вырабатывать умения маскировать свою принадлежность к ОВД, свои истинные качества, состояния и цели общения.

Необходимо развивать и совершенствовать умения применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных конфликтных ситуациях общения с гражданами. Подобные ситуации являются наиболее типичными для деятельности сотрудников органов внутренних дел, поэтому весьма важным становится формирование у сотрудников умения нейтрализовать конфликтную ситуацию, обучение их способам разрешения конфликтов. Эффективность деятельности сотрудников во многом зависит и от умелого использования определенных методов психолого-педагогического воздействия на людей, таких как убеждение, внушение, принуждение, стимулирование. У сотрудников должны вырабатываться и навыки использования различных тактических приемов поведения в ситуации конфликтного поведения, в том числе и использования конфликтной ситуации в оперативных целях.

Психологическая устойчивость, умение владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности рассматриваются как один из важнейших показателей психологической подготовленности, которая проявляется в способности сотрудников не поддаваться воздействию негативных обстоятельств. Здесь важно формирование знаний и умений предвидеть эти трудности при решении оперативно-служебных задач. Формирование психологической устойчивости способствует натренированности сотрудников в безукоризненном выполнении профессиональных действий в условиях максимальных психологических трудностей, что может достигаться путем моделирования напряженности в процессе тренировок и практических занятий.

Развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления также является неотъемлемой частью психологической подготовки. Формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в напряженных ситуациях предполагает выработку у сотрудников определенных эмоционально-волевых качеств личности, таких как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка и т.д. Сотрудник должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять своим поведением и эмоциями. В процессе занятий и тренировок сотрудники должны овладеть приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

Психологическая подготовка включает формирование волевой активности и навыков волевых действий . В практической деятельности сотрудникам органов внутренних дел приходится сталкиваться с различными препятствиями, которые затрудняют качественное выполнение работы, а порой и достижению поставленной цели. В этих ситуациях им приходится проявлять волевую активность, побуждающую их к преодолению этих трудностей и препятствий. Развитию навыков волевых действий способствует включение в процесс занятий определенных элементов, помех, препятствующих реализации поставленной задачи. Опыт волевой активности, накопленный в процессе таких тренировок, будет влиять на развитие воли, волевых качеств личности.

Подготовка к психическим перегрузкам в работе также необходима и целесообразна, поскольку деятельность сотрудников ОВД характеризуется тем, что воздействующие на них различные факторы, зачастую носят стрессовый характер, приводят к чрезмерным нагрузкам и перегрузкам нервной системы. Это сказывается на эффективности осуществляемой ими деятельности. Поэтому сотрудники должны быть ознакомлены с основными закономерностями протекания этих процессов и приемами (в частности, например, приемами психорегулирующей тренировки), которые позволяют в короткое время восстановить работоспособность и снять излишнее психическое напряжение.

4. Профессионально-психологические требования к личности работника органов правопорядка. Психологический потенциал сотрудника.

Психологический потенциал личности (ППЛ) - это уровень сформированности ее психических свойств и качеств, представляющих в совокупности резерв повышения эффективности деятельности, дальнейшего развития и творческого проявления. ППЛ - это психологические возможности сотрудника как субъекта труда и управления.

Систему знаний, опосредованную индивидуальным опытом, реально используемую личностью в качестве руководства к действию, называют индивидуальной концепцией личности.

Только изучая закономерности соотношения личности и жизнедеятельности, можно выявить способности и те конкретные психические возможности, которые непосредственно «работают» на профессиональное мастерство сотрудника и результаты его деятельности. Это умение соизмерять и мобилизовать свои личные (природные, психические, социально-психологические) возможности с масштабами решаемых задач, за которые человек берется; это умение вырабатывать социально зрелое, реалистическое понимание хода жизни, общественных событий; это умение не только приспособиться к окружению, но найти или изменить свое место в жизни.

Выступая в единстве пространственных и временных характеристик, потенциал личности концентрирует в себе все резервы и возможности человека - потенциал разума, потенциал воли, потенциал чувств, потенциал тела, общественный потенциал, креативный потенциал, духовный потенциал.

Психологический потенциал конкретизирует в себе психические возможности человека во всем их спектре, начиная от психических свойств и кончая профессиональными умениями и личностными психофизиологическими ресурсами.

Структура ППЛ включает в себя:

Мотивационный, идейный и нравственный потенциал (что побуждает к труду);

Квалификационный (профессиональные знания, навыки, умения), коммуникативный, интеллектуальный и творческий потенциал (что может личность);

Эмоционально-волевой потенциал, работоспособность (каковы психологические ресурсы личности).

Структура ППЛ представляет собой целостное образование личности.

Целостность ППЛ означает:

Способность к саморазвитию и преобразованию действительности;

Полноту представленности психических свойств и качеств личности, обеспечивающих активность жизненной позиции, деловитости, чувства нового, компетентности, сознательного отношения к труду и преданности служебному долгу;

Уровень развития ППЛ сотрудника как дополнительная психическая сила сотрудника в выполнении профессиональных обязанностей.

Компоненты психологического потенциала.

1. Индивидуальная профессиональная концепция. Индивидуальная профессиональная концепция работника органа правопорядка представляет собой субъективное, личностное видение системы основных профессиональных проблем, содержания, способов и приемов труда, трудностей в организации взаимодействия и личного труда. Индивидуальная профессиональная концепция в ее сформированном виде раскрывает личностный смысл деятельности работника, оказывает влияние на мотивацию труда, постановку конкретных служебных и жизненных целей.

2. Морально-психологические качества. Эти качества отражают нравственные обязательства и этические нормы поведения работника органов правопорядка. Речь идет о должном и необходимом поведении с точки зрения нравственности, профессиональной этики, конкретных норм морали, гуманного отношения к другому человеку. Нравственную основу поведения работника составляют следующие морально-психологические качества: чувство профессионального долга; профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдение законности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений и т.д.

3. Познавательные и интеллектуальные качества. Известно, что хорошо развитые качества, такие как восприятие и внимание, позволяют работнику получить достаточную информацию о складывающейся криминогенной обстановке, особенностях личности правонарушителя и т.д. Профессиональная память работника на лица, внешность человека, числа (даты рождения, например), имя, отчество, фамилию и т.д. позволяет эффективно решить профессиональные задачи. Продуктивное мышление работника характеризуется такими качествами, как гибкость, широта, критичность, быстрота, сообразительность, прогностичность, эвристичность и др.

4. Эмоционально-волевые качества. Деятельность работника органов правопорядка сопряжена со стрессами и отрицательными переживаниями. Среди стресс-факторов, связанных с профессиональной деятельностью, часто называют: большую загруженность работой и отсутствие свободного времени; сложности, связанные с вхождением в новую должность; повышенную ответственность за принимаемые решения; ощущение несоответствия между тем, что должен, что хотел бы и что реально делает; необходимость часто идти на компромиссы во имя сохранения служебной карьеры; недостаток обратной информации о своей деятельности; неудовлетворительные отношения с начальством; неопределенность должностного роста; неблагоприятный социально-психологический климат в профессиональном коллективе и др. Работнику следует обращать внимание на развитие у себя таких эмоционально-волевых качеств, как решительность, настойчивость, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, выносливость, осмотрительность, хладнокровие, уверенность в своих силах и др.

5. Коммуникативные качества. Следующие коммуникативные качества способствуют эффективности делового взаимодействия: организованность, уверенность, независимость, установка на сотрудничество, готовность к помощи, сочувствие, обязательность, владение техникой общения, чуткость, отзывчивость, заботливость, справедливость, искренность в общении, активность в совместной деятельности, общительность, последовательность, тактичность. Затрудняют деловое взаимодействие такие качества: скептицизм, застенчивость, покорность, сверхконформность, агрессивность, стремление к доминированию, самодовольство, обособленность, вспыльчивость, обидчивость, недоверчивость, подозрительность, робость, грубость, снисходительность, замкнутость, скрытность.

Современные требования к профессиональным качествам сотрудника ОВД.

Профессиональная пригодность к работе в правоохранительных органах в большей мере зависит от высокого уровня общего развития личности, нежели от каких-то специальных способностей. Отбор лиц, поступающих на службу в правоохранительные органы, с точки зрения их профессиональной пригодности, предполагает четкое описание требований, предъявляемых служебной деятельностью к личности сотрудника правоохранительных органов.

Применительно к личности специалиста той или иной службы ОВД выделяют несколько групп общих требований, предъявляемых ко всем категориям сотрудников.

1. Требования, связанные с содержанием работы сотрудника ОВД как видом государственной службы и политической деятельности.

2. Требования, связанные с правовой регламентацией деятельности.

3. Требования, связанные с противодействием заинтересованных лиц.

4. Требования, связанные с наличием властных полномочий.

5. Требования, связанные с сохранением служебной тайны.

6. Требования, связанные с социально-психологической атмосферой деятельности сотрудника правоохранительных органов.

7. Требования, связанные с разнообразием деятельности сотрудников ОВД.

8. Требования, связанные с дефицитом времени, своеобразием условий и перегрузкой в деятельности работника полиции.

Таким образом, сотрудник ОВД должен быть личностью высокого уровня развития и максимально соответствовать общим и специальным требованиям выбранной им деятельности, самостоятельно проявляя активность.

5 Профессиональная деформация. Основные направления профилактики (Буданов А.В., 1992).

Факторы возникновения профессиональной деформации:

1 связанные со спецификой правоохранительной деятельности:

Детальная правовая регламентация деятельности приводит к излишней формализации и бюрократизму;

Наличие властных полномочий по отношению к гражданам может привести к злоупотреблению и необоснованному их использованию;

Корпоративность деятельности может стать причиной возникновения психологической изоляции сотрудников и отчуждения от общества;

Повышенная ответственность за результаты деятельности;

Психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха;

Экстремальность деятельности (выполнение профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

Необходимость вступать в контакт с правонарушителями может приводить к усвоению криминальной субкультуры (уголовный жаргон, клички и т.п.);

2 обусловленные психологическими особенностями личности сотрудника ОВД:

Неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

Недостаточная профессиональная подготовленность;

Специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);

Профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных правонарушителей может привести к глобальной подозрительности и обвинительному уклону в деятельности);

Особенности социально-психологической дезадаптации личности сотрудника, приводящие к агрессивности, склонности к насилию, жестокости и т.п.;

Изменение мотивации деятельности (потеря интереса, разочарование в профессии).

3 связанные с возможными неблагоприятными социально-психологическими условиями деятельности:

Неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

Неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например: семьи, друзей и др.);

Низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, ведущая к профессиональному бессилию и неуверенности в необходимости своей деятельности.

Проявления профессиональной деформации:

1 в процессе служебной деятельности (во внешней среде):

Уверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка;

Наличие установки на «обвинительный уклон», чрезмерная подозрительность, грубые ошибки в восприятии и оценке действий других людей;

Правовой нигилизм, проявляющийся в пренебрежительном отношении к требованиям закона, игнорировании требований закона и произвольном толковании закона и подзаконных нормативных актов;

Правовой ригоризм: выраженная установка на ужесточение наказания, применение к правонарушителю более жестких мер наказания безотносительно к особенностям его личности, к ситуации совершённого правонарушения;

Стереотип закрытости: стремление к излишней секре

    Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел: причины, проявления.

    Психологическая профилактика профессиональной деформации.

ПД- негативное изменение его личностных черт и качеств, приводящих к искажению общественной и моральной направленности его профессиональной деятельности.

Причины- своеобразие соц.сферы, в которой действует сотрудник.

Специфика служебной деятельности.

Проявления- профессиональные стереотипы оценки и соответствие установки

Перенос своей служебной роли, проф.установок и стереотипов во

внеслужебные взаимоотношения.

Правовой нигилизм

Наиболее значимые изменения при проф.деформации:

    Гипертрофия проф. Важных качеств, их трансформация в противоположную сторону.

    Актуализация и развитие соц.- негативных черт.(вседозволенность, цинизм)

    Угнетение и дальнейшее атрофия качеств, к-ые субъективно оцениваются как второстепенные.

    Не соразмеренное, дисгармоничное, искаженное соотношение и взаимодействие отдельных качеств.

Формы проявления проф. Деформации:

1)Проф. Стереотипы оценки и соответствие установки.

2)Перенос своей служебной роли, проф.установок и стереотипов во внеслужебные взаимоотношения.

3)Правовой нигилизм.

3. Психологические требования к личности сотрудника овд

- связанные с содержанием работы сотрудника ОВД

С правовой регламентацией деятельности.

С противодействием заинтересованных лиц.

С наличием властных полномочий.

С охранением служебной тайны.

С дефицитом времени.

4.Роль общения в профессиональной деятельности сотрудника овд.

Общение- это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Включает в себя обмен информации, восприятие и понимание другого человека.

Сотрудник ОВД как субъект всевозможных межличностных контактов активно участвует в различных видах проф.общения- с различной категорией гр-н, руководством…(очная ставка, допрос, а т.ж. не процессуальные формы общения)

5.Приемы и способы эффективной коммуникации в правоохранительной деятельности.

Коммуникация (общение)- это намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При коммуникации происходит обмен информации, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера.

Способы передачи информации в общении: ВЕРБАЛЬНЫЕ (речевые) и НЕВЕРБАЛЬНЫЕ(мимика, жесты, поза, интонация)

Способы эффективной коммуникации:

    Психотехника визуальной диагностики собеседника

    Техника психологического воздействия

    Техника установления психологического контакта и доверительного общения

    Психотехника бесконфликтного взаимодействия.

6.Основные формы взаимодействия в общении. Специфика профессионального общения сотрудника .

Профессиональное общение сотрудника ОВД - это обусловленный правом и служебным этикетом процесс установления, и поддержания психологического контакта, позволяющего решать задачи по поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью.

Основными функциями коммуникаций являются:

1.Интеллектуальная функция - связана с взаимным восприятием и пониманием друг друга, оценкой психических состояний, проявлений других индивидуальных особенностей людей.

2 .Информационная функция - включает в себя передачу различных сведений, обмен мыслями и чувствами в процессе общения.

    Функция взаимного воздействия – организация взаимодействия, коррекции поведения других лиц.

Основными факторами ,влияющими на успешность коммуникаций и установления психологического контакта в служебной деятельности являются:

1. Личность сотрудника (его общительность, умение установить и поддерживать контакт даже при неблагоприятных обстоятельствах).

2. Личность людей ,с которыми сотрудники полиции вступают в общение.

3.Условия общения , в ходе которого устанавливаются психологический контакт и взаимоотношения с гражданами и сотрудниками при решении профессиональных задач.

7.Сущность взаимодействия и воздействия в процессе общения.

Способы воздействия:

    Заражение- бессознательное, невольное подверживание человека опред.псих.состоянием.

    Подражание- воспроизведение черт и образа демонстрирующего поведения.

    Внушение- это целенаправленная, не аргументированное воздействие одгого человека на другого.

    Убеждение- целенаправленное аргументированное воздействие одного чел-ка на др.

Психологическое воздействие является важной составляющей процесса межличностного взаимодействия в правоохранительной деятельности, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие («его слова запали мне в душу, хотя он даже не догадывается о моем существовании»), Оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто - инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются.

Исследователями выделяются виды, направленность, формы, методы, приемы, принципы психологического воздействия. Виды психологического воздействия:

По характеру воздействия различают простое (связанное с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения), включающее беседу, опрос, допрос, консультацию, экспертизу и пр., обусловленное достижением всего одной или нескольких тактических целей; и сложное (состоит из ряда простых, является средством или способом достижения стратегической цели). Например, для сотрудника - это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр.

По объекту психологическое воздействие может быть индивидуально направленным или групповым.

Психологическое воздействие - преднамеренное и целенаправленное вмешательство в процессы психической деятельности

По форме осуществления психологическое воздействие может быть открытым (обращено непосредственно к сознанию, подвергающиеся воздействию имеют возможность отслеживать применяемые приемы, понимать их направленность и ожидаемый эффект применения), закрытым (приемы, воздействующих на сферу подсознания - косвенное внушение, «косвенный допрос», нейро-лингвистическое программирование и др.) и комбинированным (сочетает в себе одновременно простую и сложную).

По технической оснащенности различают воздействия простые (субъектные - воздействия личности, слов, приемов, применяемых сотрудником), и инструментальные - воздействия с помощью материальных объектов и условий (предъявление вещественного доказательства), выбора места (квартира, храм, место происшествия и пр.).

По направленности воздействия может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное - на группу людей. Например, работа так называемых «пиарщиков», пресс-секретарей правоохранительных органов и возглавляющих их должностных лиц связана как раз с оказанием социально-психологического воздействия на общественное мнение.

По применению норм права психологическое воздействие может быть правомерным (допускаемым законом) и неправомерным (противозаконным). По сути, это центральная проблема в большинстве дискуссий: какое воздействие можно использовать в процессе дознания, предварительного следствия; где правовые и моральные границы; может ли власть в лице своих законных представителей в интересах государственной и общественной безопасности избирать любые методы воздействия на личность?

Законодательство регламентирует формы воздействия, которые допустимы при производстве оперативно-разыскных и следственных действий, хотя в самом Уголовном кодексе нет терминов «психическое» либо «психологическое» воздействие. Понятия «психическое воздействие», «психическое насилие», «давление на психику» и некоторые другие возникают только в Комментарии к УК.

Психическое воздействие правомерно, если оно не ограничивает свободу волеизъявления проходящего по делу лица. Все то, что ограничивает свободу волеизъявления подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, «подтягивает» их показания в желаемое русло ранее возникших установок следователя, наносит ущерб раскрытию истины и является противозаконным.

Правомерное психологическое воздействие - формирования сознательного отношения допрашиваемого к правосудию, установки на дачу правдивых показаний

К неправомерным способам получения доказательств относятся такие виды психологического воздействия, как насилие, угроза, шантаж, обман, необоснованные обещания, использование религиозных предрассудков, малокультурности допрашиваемого, незнания им своих прав и т. и. Наряду с этим существуют и нравственно-психологические пределы средств воздействия. Издевательское отношение, усугубление тяжелых психических состояний, психический садизм недопустимы. Обнаружение фактов их применения однозначно вынудит поставить вопрос об уголовной ответственности самого сотрудника органов правопорядка. Таким образом, психологическое принуждение рассматривается законодательством в двух планах: с одной стороны, это связано с осуществлением правомерного воздействия на препятствующих правосудию, а с другой - на тех, кто пытается его осуществить противоправными способами.

Вопросы, которые мы только начинаем ставить перед собой, уже имеют длительную историю дискуссий за рубежом. Начало их открытого обсуждения положила знаменитая книга Джона Маркса «В поисках кандидата из Манчжурии», где впервые на подлинном архивном материале было рассказано об опытах ЦРУ по контролю над человеческой психикой и поведением, включая гипноз, наркотики, психопрограммирование и пр. Итогом этих обсуждений стало усиление общественного контроля за деятельностью спецслужб.

Методы психологического воздействия: убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач.

Выделяют принципы, которыми определяется допустимость использования психологического воздействия в уголовном процессе: законности, научности, целесообразности. Принцип законности", психологическое воздействие должно соответствовать российскому законодательству, международным правовым актам и документам, регламентирующим гарантии осуществления этих прав. Принцип научности предполагает, что все применяемые методы, приемы и специальные психологические техники воздействия на личность научно обоснованы и апробированы. Принцип целесообразности указывает, что воздействие не должно быть чрезмерным. С одной стороны, оно должно быть адекватным физическому и психическому состоянию человека, подвергающегося воздействию, с другой - задачам конкретного использования.

Приемы психологического воздействия - конкретные техники управления психическим состоянием партнера по общению

Приемы психологического воздействия можно разделить на три группы:

1) приемы, содействующие распознанию ложности показаний;

2) приемы преодоления лжи и получения правдивых показаний;

3) приемы оказания мнемической помощи.

Внутри этих групп возможна дополнительная классификация. Так, приемы психического воздействия на противодействующее лицо с целью изменения его позиции и получения правдивых показаний могут быть подразделены на следующие подгруппы:

* приемы, основанные на использовании отдельных психологических качеств личности;

* приемы, основанные на доверии;

* приемы осведомления допрашиваемого о наличии значительной достоверной

доказательственной информации.

Так, допрашивая К, подозреваемого в убийстве, следователь рассматривал фотографии, которые были видны К. лишь с оборотной стороны. Конверт, из которого были извлечены фотографии, с надписью «лично прокурору» лежал на столе. Решив, что эти фотографии изобличают его, К. сознался в преступлении;

* приемы повышенной эмоциональной насыщенности, связанные с предъявлением неожиданной информации, вызывающие острые эмоционально-волевые состояния.

Так, следователем было установлено, что обвиняемый П. вел аморальный образ жизни, сожительствовал одновременно с несколькими женщинами, в том числе с К Зная, что жена П. ревновала мужа к этой женщине, следователь использовал это обстоятельство. Перед тем как вызвать на повторный допрос жену П. (ранее отрицавшую свою осведомленность о преступной деятельности мужа), следователь разложил на своем столе изъятые у П. фотографии К. Увидев их, жена П. сразу же сообщила об известных ей фактах совершения ее мужем преступлений.

Имел ли следователь моральное право использовать такой прием? Не разглашал ли он при этом интимные стороны жизни подследственного лица? Нет, не разглашал. Фотографии К. могли оказаться у него на столе и по другому поводу. Вымогательства показаний от жены П. не происходило. Процессуальные права и законные интересы личности не были нарушены

Итак, сталкиваясь с упорным запирательством, следователь использует «жесткие» приемы психического воздействия, но эти приемы не должны быть связаны с его предвзятой, ригидной позицией. Следователь воздействует не на содержание показаний, а на мотивационную сферу допрашиваемого лица (путем разъяснении преимущества правдивого признания, юридического значения имеющихся улик, использования особой системы их предъявления и т. п.). Существенное значение имеет при этом воздействие на антиципирующую (предвосхищающую) деятельность лица, уклоняющегося от дачи правдивых показаний

Все приемы, основанные на эффекте «блокировки» возможных уклонений допрашиваемого от дачи правдивых показаний, являются правомерными Следователь, предвидя возможные направления уклонений, заранее «блокирует» их, демонстрируя их бесперспективность, и тем самым побуждает к даче правдивых показаний.

* в тех случаях, когда допрашиваемый начинает колебаться в выборе линии поведения, целесообразно использовать прием накопления положительных ответов. Формирующийся стереотип продуктивного взаимодействия может облегчить дальнейшее общение.

Психологически обоснованный тактический прием отличается избирательной направленностью - он должен оказать наибольшее воздействие на психическое состояние допрашиваемого и быть нейтральным в отношении невиновных. Шаблонные приемы, примитивные хитрости не только не действенны, но и показывают тактическую беспомощность следователя.

Итак, во всех сферах жизнедеятельности людей, особенно там, где имеет место тактическое взаимодействие - будь то дипломатия или игра, военное дело или расследование преступлений - неизбежно имеет место психическое воздействие одной стороны на другую.

1. Эмоциональная сфера личности. Влияние эмоциональных состояний сотрудников ОВД на выполнение ими служебных задач.

2. Психологические условия эффективности осмотра места происшествия.

3. Задача.

Список литературы

1. Эмоциональная сфера личности. Влияние эмоциональных состояний сотрудников ОВД на выполнение ими служебных задач.

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.

Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.

Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.

Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.

Информационная теория эмоций (П.В. Симонов) утверждает: «Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент».

Эмоции, по П.В. Симонову, являются механизмом вычленения тех потребностей, которые в данных условиях имеют преимущественную вероятность удовлетворения. В зависимости от реальных возможностей удовлетворения одна и та же потребность может вызвать или положительную, или отрицательную эмоцию. Отрицательные эмоции подавляют потребности с очень низкой вероятностью их удовлетворения.

Итак, эмоции - это механизм непосредственной, импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственной оценке жизненных явлений и ситуаций.

Можно выделить следующие относительно самостоятельные виды эмоциональных состояний:

1) интерес - возбуждение;

2) удовольствие - радость;

3) удивление - изумление;

4) горе - страдание;

5) гнев - ярость;

6) отвращение - омерзение;

7) презрение - пренебрежение;

8) страх - ужас;

9) стыд - застенчивость;

10) вина - раскаяние.

Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, с возбуждением определенных подкорковых областей мозга и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы.

Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные или отрицательное), глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению.

В зависимости от того, насколько существенны отражаемые в чувствах стороны действительности, различаются глубокие и неглубокие чувства.

В зависимости от влияния эмоций и чувств на активность деятельности они подразделяются на стенические и астенические Стенические эмоции мобилизуют силы человека. Астенические эмоции и чувства расслабляют человека, парализуют его силы (чувство паники или страха).

Эмоции и чувства различаются также по интенсивности (сильные и слабые) и продолжительности (кратковременные и устойчивые).

Высшие чувства подразделяются еще и по своему содержанию. В связи с этим различаются следующие виды высших чувств: праксические, интеллектуальные, моральные и эстетические.

Эмоции, являясь психическим процессом, имеют свои закономерности и динамику протекания (возникновение, высшее напряжение и разряжение). Эмоции влияют на все другие психические процессы. Они могут быть как организующими, так и дезорганизующими факторами сознания, деятельности.

По регулирующей функции эмоции делятся на следующие виды:

1) эмоциональный тон ощущения;

2) эмоциональный отклик;

3) настроение;

4) конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация.

1. Эмоциональный тон ощущений. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.д.) являются для нас приятными, нейтральными или неприятными. Эмоциональный тон ощущения - наше отношение к качеству ощущения.

2. Эмоциональный отклик - оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в окружающей среде. Вы увидели красивый пейзаж - возникнет эмоциональный отклик.

3. Настроение. Каждому человеку из опыта известно, насколько велика роль хорошего настроения в нашей повседневной деятельности. Веселое и серьезное, грустное и жизнерадостное - самые разнообразные настроения постоянно чередуются в нашей жизни.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях проявляется в стабильности или нестабильности его настроения и в работоспособности при различном настроении. Один человек при плохом настроении теряет работоспособность, другой способен взять себя в руки и продолжать необходимую работу.

В зависимости от преобладающих в опыте данного человека эмоций и чувств соответствующее настроение становится устойчивым и характерным для данного человека. Очень важно дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует нас к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми. Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая свое сознание на положительных сторонах жизни.

Стресс - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации.

Стресс - это эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта. Звучит резкий сигнал аварии на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры в панике мечутся по палубе корабля, некоторые из них прыгают в пучину океана, другие в состоянии оцепенения - такова типичная картина стрессовой ситуации.

Стрессовое состояние возникает в результате сверхсильных травмирующих воздействий. В отличие от всех других видов эмоций стресс не имеет парных проявлений и во всех случаях является отрицательно-эмоциональным состоянием. Это состояние побуждает к поиску выхода из экстремальной ситуации.

Состояние стресса характеризуется общей мобилизацией всех ресурсов организма на приспособление к сверхсложным условиям.

Сверхсильные раздражители - стрессоры (например, неожиданное нападение вооруженного преступника) вначале вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержания сахара в крови и т.д.) и резкое понижение способности принятия решения о правильном поведении в данной ситуации, дезорганизацию, понижение всех психических функций. В ответ на очень сложную обстановку организм нередко реагирует пассивно-оборонительным рефлексом. Не видя выхода из стрессовой ситуации, человек нередко тормозит свою деятельность. Так, внезапно возникшая производственная авария вызывает у многих людей заторможенность реакций.

При этом возникают ошибки в отражении действительности: неправильно оцениваются количество и качество объектов, их пространственные и временные характеристики, сужается объем внимания, затрудняется его переключение. Затем постепенно к человеку возвращается способность к правильным действиям.

Физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия).

Психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т.п. Так, злостный хулиганский поступок прохожего для одних людей представляется очень опасной, а для других - не очень опасной ситуацией. Сообщение о тяжелой болезни, предсмертном состоянии близкого человека на одних людей оказывает сверхсильное воздействие, на других - умеренное воздействие.

При психическом стрессе происходят сложные психические процессы оценки опасности и поиска соответствующих средств ее предотвращения. Психический стресс сопровождается чрезмерно повышенным эмоциональным напряжением. Характер стрессовой реакции зависит не только от оценки степени вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т.п.).

Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции на них.

Аффект является эмоциональным взрывом в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное возникновение очень большой опасности, грубое физическое насилие - все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности - избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление. Это «сужение сознания» при аффекте с нейрофизиологической точки зрения связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состоянии аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную самостоятельность, что и выражается в бурном проявлении примитивных реакций, «человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без... социальной покрышки при помощи больших полушарий».

Нейрофизиологическим механизмом аффекта является резкое изменение уравновешенности нервных процессов, «сшибка» нервных процессов, сопровождающаяся нарушением системы упрочненных связей. Аффект сопровождается значительными изменениями в деятельности внутренних органов (дыхании, сердечной деятельности, химизме крови и т.д.), резкими внешними движениями (жестикуляция, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т.п.).

Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией, расстройством памяти.

Во всех многообразных аффектах (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т.п.) можно выделить следующие этапы. На первом этапе резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности. На втором этапе перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями. На заключительном этапе происходит спад нервного напряжения, возникает состояние депрессии, слабости.

Субъективно аффект переживается как состояние, происходящее помимо воли человека, как бы навязанное извне. Однако состояние аффекта не является патологическим состоянием. Усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта этого состояния можно не допустить. Особенно важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. Одним из приемов преодоления аффекта является произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение деятельности.

Однако самым важным условием преодоления аффектов является моральное качество личности, жизненный опыт человека и его воспитание. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность с успехом может быть преодолена в результате самовоспитания.

Рассмотрим одну разновидность аффекта, которая наиболее часто встречается в следственной и судебной практике - страх.

Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма.

Страх возникает по ассоциации с болью в результате жизненного опыта человека и окружающих его людей. Ребенок не боится тех ситуаций, от которых мать приходит в ужас. Но повторяющийся испуг матери в определенных ситуациях начинает формировать чувство страха у ребенка. У некоторых людей часто отмечается гиперболизация опасностей, непомерное разрастание страха, который завладевает всей их психикой.

Социально обусловленные причины страха - угроза общественного порицания, потери результатов длительного труда, унижение достоинства и т.п. вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Страх можно уменьшить активной деятельностью, принятием разумных мер по обеспечению безопасности. В этих случаях страх переходит в осторожность, в состояние опасения.

Страх преодолевается волевым усилием, мыслительной деятельностью. Различные формы преодоления страха в опасных ситуациях приобретают черты храбрости (разумное действие в опасной обстановке), удали (действия, при недостаточно критическом мышлении), отваги (смелые действия, вызванные чувством долга).

Страх является пассивно-оборонительной реакцией на опасность, исходящую от более сильного лица. Если же какая-либо угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция на эту опасность может приобрести активно-оборонительный, наступательный характер - гнев.

Фрустрация - стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное крушением близкодостижимой и значимой цели, срыв стратегических планов личности, сопровождающееся, как правило, агрессивными проявлениями в отношении фрустратора.

Состояние фрустрации связано со значительной и продолжительной дезорганизацией психических процессов (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т.п.).

Чувства - психический механизм непосредственно эмоциональной оценки социально значимых явлений.

Чувства являются эмоциональным регулятором социальных функций личности.

Чувства - это психическая форма отражения социальных потребностей. Отрицательные чувства вызываются отклонением обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности. Положительные - приведением обстоятельств к нормам, соответствующим мировоззрению данной личности.

Чувства обеспечивают интеграцию сознания, подсознания и поведения человека, являются адаптационным механизмом межличностного взаимодействия.

Отклоняющееся и в особенности преступное поведение во многих случаях связано с неразвитостью чувств, с неспособностью к сопереживанию, с эмоциональной тупостью. Каждое третье тяжкое преступление против личности совершается из-за неприязни, ревности или мести.

Совесть - это чувство, вызывающее реакцию человека на требования общества. Эта реакция зависит от понимания данным человеком моральной ответственности за свое поведение. Чувство совести является важнейшим стимулом нравственного усовершенствования личности.

Чувство чести - это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам своей деятельности, которые наиболее значимы для данного общества в целом или для отдельной социальной группы.

Чувство вины - это самопорицание человека за нарушение своих собственных позиций, норм, убеждений. Чувство вины связано с нарушением норм, которые приняты личностью, интернализированы ею.

2. Психологические условия эффективности осмотра места происшествия.

Осмотр места происшествия - обнаружение и непосредственное исследование материальных объектов, их признаков и взаимосвязей, имеющих существенное значение для расследования происшествия и находящихся в пространстве, в котором оно произошло или обнаружены его следы.

Осмотр места происшествия является следственным действием, основанным на чувственной сфере познания и направленным на отражение пространственно-предметного единства воспринимаемой обстановки, временной последовательности событий и на выявление их причинно-следственных связей.

Место происшествия выступает для следователя как информационно-содержательный комплекс (вещественный источник информации о механизме события преступления, личности преступника и потерпевшего, динамике их взаимодействия и мотивах их поведения).

В психологическом отношении осмотр места происшествия является особым эмпирическим методом исследования - включенным наблюдением. Особенности этого метода состоят в том, что исследователь преднамеренно активно взаимодействует с исследуемыми объектами на основе исходных знаний, конкретных предложений. Исследование ведется целенаправленно и планомерно на базе определенных методических приемов. Ведущей мыслительной операцией здесь является сравнение. При этом устанавливаются специфические изменения в объектах и выявляется смысл этих изменений на основе теоретического мышления. Результаты исследования строго контролируются и фиксируются.

Результативность включенного наблюдения определяется четкой постановкой задачи исследования, обоснованностью выдвигаемых предустановок. При этом возможны искажения результатов включенного наблюдения; они в значительной мере связаны с привычными, стереотипными суждениями, с тенденциозной направленностью исследователя. Первоначально возникшие установки могут порождать тенденциозность в интерпретации воспринимаемых явлений.

Объективность включенного наблюдения обеспечивается: 1) вариативностью предположений; 2) отказом от преждевременных обобщений и выводов; 3) многократностью наблюдения с измененных позиций; 4) контролем с помощью других методов исследования (например, эксперимента).

Активность включенного наблюдения проявляется как в общей поисково-исследовательской направленности, так и в осуществлении всевозможных проверочных действий.

Осмотр проводится системно - отдельные объекты объединяются в системы, комплексы, обусловленные сущностью изучаемых явлений, с соблюдением такого порядка наблюдения, чтобы ни один существенный для исследования объект не остался вне поля внимания.

При этом оценивается значение одного факта в системе других фактов, новое сопоставляется с известным. Так, анализируя способ взлома, возможность применения при этом определенного орудия, следователь сопоставляет эти факты с известными ему лицами, совершающими преступления аналогичными способами.

Осмотр места происшествия должен быть точным, полным, объективным и строго целенаправленным. Точность наблюдения не допускает смещения порядка последовательности отдельных элементов наблюдаемого целостного явления и предполагает четкое выявление исследуемых признаков.

Использование криминалистической техники значительно расширяет границы наблюдаемого и повышает точность наблюдения.

На основе наблюдений следователь делает предварительные вероятностные заключения.

При осмотре места происшествия следователь проявляет важнейшее профессиональное качество - криминалистическую наблюдательность, способность обнаруживать и юридически оценивать малозаметные обстоятельства и признаки объектов в качестве вещественных доказательств. Для раскрытия преступления существенными могут оказаться на первый взгляд мало значительные предметы: проездные билеты городского и железнодорожного транспорта, окурки, следы зубов, рук и ног, остатки пищи, следы губной помады, волокна тканей, остатки грунта, пыли, обрывки бумаги, отломанные части предметов, расположение предметов, исчезновение вещей определенного рода и другие признаки.

Следователь критически рассматривает объекты и их признаки с различных точек зрения, постоянно решая вопросы: «Что это значит?», «Почему и в связи с чем это произошло?». Во многих случаях следователь отвечает на вопрос: «Могло ли это произойти?»

Характер совершенного преступления, похищенные вещи свидетельствуют о возрастных особенностях, направленности интересов преступника. Взрослые воры похищают наиболее ценные вещи, подростки - вещи, наиболее для них привлекательные. Действия подростков нередко сопровождаются проявлением озорства, нецелеустремленности, нетранзитивности.

Итак, как неотложное и первоначальное следственное действие осмотр места происшествия является активным познавательно-поисковым процессом, в ходе которого формируется информационная база расследования. При этом обнаруживаются и исследуются отдельные состояния, свойства и признаки материальных объектов и их взаимосвязи с целью установления механизма происшедшего события, получения информации о личности преступника, мотивах совершенного деяния и всех иных обстоятельствах, подлежащих установлению при расследовании преступлений.

Результатом осмотра места происшествия является установление взаимосвязи отдельных доказательств, отражающих криминальную сущность расследуемого происшествия.

Существенным психологическим аспектом осмотра места происшествия является распределенность, сосредоточенность и переключаемость внимания следователя. Распределенность внимания особенно существенна на обзорной стадии осмотра. Следователь должен воспринять целостность обстановки места происшествия. При этом необходимо выделить наиболее значимые группы объектов, определить объекты, требующие максимального сосредоточения внимания.

Осмотр места происшествия связан с высокой распределенностью внимания, с перегрузкой оперативной памяти и в конечном итоге - с психологической напряженностью, которая может отрицательно повлиять на результативность следственного поиска. Поэтому определение исходных позиций, выдвижение четких вероятностных предположений, ограничение поля деятельности, строгая последовательность действий - важнейшее условие организации деятельности следователя при осмотре места происшествия.

Итак, психология осмотра места происшествия - это прежде всего психология мыслительной деятельности следователя, состоящая в концептуальном охвате эмпирических данных, обнаруживаемых на месте происшествия, в их вычленении, анализе в качестве юридически значимых фактов и объединении, синтезе во взаимосвязанные системы и в конечном итоге - в реконструкции расследуемого события по его отдельным проявлениям. При этом ход мышления следователя развивается в направлении от фиксации отдельных фактов к их групповым объединениям. На этой основе формируется вероятностно-информационная модель происшествия. Она является базой поиска новых фактов, в результате чего вероятностная модель события превращается в его достоверную информационно-логическую модель. Следователь преодолевает гностические барьеры - «молчание» одиночного факта, заставляет факты «говорить», объединяя их в объективно взаимообусловленные ансамбли. В ряде случаев он преодолевает и умышленно созданные преступниками «логические» барьеры - маскировку преступлений и фальсификацию доказательств.

3. Задача.

Для проведения следственного эксперимента необходимо несколько человек: в том числе пастухи (которые слышали звуки) и незнакомые с делом люди. Моделируя, воспроизводя звуки выстрела, следователь устанавливает:

Возможно ли осуществить определенные действия при данных условиях;

Возможно ли произвести данное действие за определенное время;

Имелась ли возможность слышать и различать определенные слова, звуки.

Основными требованиями к проведению такого эксперимента являются:

Проведение опытных действий в условиях, максимально приближенных к условиям, в которых осуществлялось проверяемое действие или событие. К этим условиям относятся:

Проведение следственного эксперимента в том же месте, где произошло событие; проведение эксперимента в то же время суток и года;

Проведение эксперимента при однородных физических условиях;

При тех же погодных и климатических условиях (солнце, жара, мороз, дождь, снег, грязь, оледенение и т.п.);

Проведение эксперимента с использованием всех первоначальных средств действия (оружие);

При той же величине заряда и направлении выстрелов.

Данная операция имеет пробно-проверочный, поисковый характер.

Результаты следственного эксперимента интерпретируются как наличие объективных возможностей осуществления определенного действия или события и как субъективная возможность выполнения определенного действия данным лицом. Сделанные выводы, заключения будут носить достоверный характер.

Список литературы

1. Аверьянова Т.Е., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2001.

2. Андреев И.С., Грамович Г.И., Поркбов Н.И. Криминалистика. – Мн.: Высшая школа, 1997.

3. Баев О. Я. Основы криминалистики: Курс лекций. - М.: Экзамен, 2001.

4. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М.: БЕК, 1997.

5. Белкин Р.С. Курс криминалистики: В 3 т. - М.: Юрист, 1997.

6. Васильев В.П. Юридическая психология. – СПб.: Питер, 1997.

7. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. – М.: Юрист, 1997.

8. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. В.А.Образцова. - М.: Юрист, 2001.

9. Криминалистика: Учебник для вузов / Отв. ред. Н.Л. Яблоков. - М.: Юрист, 2002.

10. Криминалистика / Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. - М.: Юридическая литература, 1993.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по юридической психологии