Икона без изображения. Икона божьей матери взыскание погибших

«СВЯТАЯ ТРОИЦА» - написана Андреем Рублевым. Символ «Троицы» это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой. Или - мудрость, разум, любовь. Одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме. Перед иконой молятся о прощении грехов. Она считается исповедальной.

«ИВЕРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, при помощи которой снимают «венец безбрачия» как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой также молятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в бедах.

«КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - главная икона России, заступница всего русского народа, особенно в тяжёлые смутные времена. Все главные события в жизни проходят именно с ней, начиная с крещения. Икона даёт благословление на брак, также она помощница в
работе. Икона, которая останавливает огонь и помогает тем, у кого проблемы со зрением. Пред иконой молятся о помощи в различных житейских нуждах.

«ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - написана евангелистом Лукой. Икона считается одним из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси. Перед этой иконой короновались цари и избирались первосвятители. Перед ней молятся о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, об исцелении немощи телесной и душевной, а также об исцелении бесноватых.

«ТИХВИНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - написана евангелистом Лукой. Икона считается детской, ещё еёназывают «путеводительницей». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми, то есть дети не бросают родителей в старости. Женщинам помогает при родах и в период беременности. К ней обращаются также и те, у кого проблемы.

«СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» - это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых

Людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её также берут на важные дела. Дома она должна находится напротив входной двери, чтобы видеть глаза входящего. Перед установкой иконы надо прочитать молитву, последствии понаблюдать, кто перестанет ходить в ваш дом.

«СКОРОПОСЛУШНИЦА» - образ был написан в Х веке. Перед иконой молятся, когда нужна быстрая и неотложная помощь, об исцелении душевных и телесных недугов, в том числе от паралича, слепоты, раковых заболеваний, а также просят о рождении здоровых детей
и об освобождении пленных.

«ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА» - икона принадлежит к числу наиболее древних и чтимых. Перед иконой молятся об исцелении души и тела, она оберегает от различных напастей, бед, скорби, вечного осуждения, заботится об освобождении из заключения. Помощница в родах.

«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» - Божья Матерь молится за всех грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой. Она для достатка в доме, а также помогает исцелить от пагубных привычек, пьянства, наркомании, азартных игр.

«НЕРУШИМАЯ СТЕНА» - находится в главном алтаре Киево-Софийского Собора. На продолжении более десяти веков эта чудотворная икона осталась неповреждённой. Вероятно, поэтому так названа. Перед иконой по каждой потребе: болящим - исцеление, скорбящим - утешение, заблудшим - вразумление, охрани младенцев, воспитай и научи юных, ободри и наставь мужей и жён, поддержи и согрей старых, избавь от всяких напастей.

«ТРОЕРУЧИЦА» - чудотворный образ Божьей Матери был написан в восьмом веке в честь преподобного Иоанна Дамаскина - церковного песнописца, невинно оклеветанного.Перед иконой молятся об исцелении от болей рук или их увечий, от избавления от пожара, а также от болезни, скорби и печали.

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» - икона о прощении грехов и благодарном исцелении. Пред иконой молятся об обращении заблудших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о сохранении брака в любви и согласии.

«БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА» - очень сильная святая современности. К ней обращаются по любому тяжёлому вопросу. Она наша самая «скорая помощница» и заступница, молительница за нас перед Господом. Мощи находится в женском Покровском монастыре на Таганке,
куда каждый день приходит бессчётное количество людей и обращаются к ней за помощью.

«НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ» - любимый святой русских людей. Он защищает от нищеты и нужды: когда его икона находится в доме, он следит за тем, чтобы в доме был достаток, уберегает от нужды в чём - либо. Кроме того, он является покровителем всех путешественников, водителей, моряков, лётчиков и просто людей, находящихся в дороге и почитающих Николая Чудотворца. Мощи святого Николая Угодника находятся в Италии.

«СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ПАНТЕЛЕЙМОН» - великий целитель, покровитель врачей. Ещё при жизни принес исцеление многим людям от тяжёлых недугов. И сейчас от иконы с ликом Святого Пантелеймона люди получают заряд для чудесного исцеления.

«ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ» - покровитель Москвы, а также помощник тех людей, работа которых связана с оружием, риском для жизни - военные, милиция, пожарные, спасатели. Кроме того, к ним относятся спортсмены и люди, открывающие новое дело.

«СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» - основатель Сергиево - Троицкой Лавры в 14 веке. Является покровителем всех учеников. Икону берут с собой при сдаче экзаменов и зачётов. Очень хорошо, чтобы икона всегда была в кармане сумочки или портфеле каждый день, когда ребёнок идет на учебу.

«СЕРАФИМ САРОВСКИЙ» - один из любимых и почитаемых святых России. Всю свою жизнь он посвятил служению Господу нашему, основал Дивеевский женский монастырь в Нижегородской губернии. Молитва святому отцу Серафиму Саровскому очень хорошо помогает при заболеваниях опорно-двигательной системы, позвоночника, суставов.

«АНГЕЛ - ХРАНИТЕЛЬ» - ему молятся: о помощи при головных болях; о своем покровительстве, от бессонницы, в скорби, о счастии в браке, о прогнании лукавых духов, об избавлении от вреда со стороны волшебников и чародеев. О заступничестве вдов и сирот, в отчаянии, об избавлении от скоропостижной или внезапной смерти, об изгнании бесов. Идущие спать молятся ему об избавлении от блудных сновидений.

Эта икона очень сильная. Она помогает в различных, часто очень сложных делах. Икону Всех Святых, фото и их значение желательно иметь в каждом доме, чтобы читать перед ней различные молитвы. Но, если нет возможности приобрести крупную и качественную икону, . Вот в чём помогают святые, изображённые на иконе.

Кому и когда молиться

На иконе есть . Он считается самым главным надо всеми ангелами, поэтому ему нужно молиться, если вы хотите, чтобы ваш собственный ангел-хранитель стал более сильным и крепким. Также Архангел Михаил является стражем рая, не пуская в него никого, кто может навредить человеческой душе. Считается, что на страшном суде он будет одним из главных помощников Бога, разделяя людей на добрых и падших. Поэтому тем, кто хочет попасть в рай, стоит молиться именно ему. Считается, что Архангел Михаил помогает побороть страсти, мешающие душе попасть в рай, будь то пьянство, наркомания или разрушительная страсть женщины к мужчине, который ею пользуется.

Также на иконе Всех Святых есть . Эта святая помогает при различных женских болезнях, способствует счастливой семейной жизни. Её дни отмечают 22 ноября и 2 мая. Она при жизни обладала пророческим даром и могла предсказывать события, не имея физического зрения. К ней обращаются в молитвах, чтобы пролить свет на какую-то жизненную ситуацию, удачно жениться или выйти замуж, а также о благополучии детей. Помогает святая Матрона в болезнях, решении различных бытовых вопросов.

Также на иконе есть лик преподобного Иоанна Крестителя . Этот святой считается одним из самых сильных, так как крестил самого Иисуса Христа. Он является покровителем водной стихии, помогает в душевных и телесных недугах, лечит от пьянства и страстей. День его отмечают 7 июля. Его ещё называют день Иоанна Купалы. Считается, что после этого праздника начинается открытие купального сезона. Иоанну Крестителю молятся в трудных ситуациях, душевных болезнях и об избавлении от пьянства или наркомании, различных душевных переживаний.

Покровителем крестьян и сельского хозяйства, а также защитником от войн и различных конфликтов считается святой . Ему принято молиться от нашествия врагов, для хорошего урожая, а также для удачи в путешествиях по суше. Дни празднования памяти этого святого – 12 сентября и 6 декабря. Молиться ему можно в различных трудных ситуациях, связанных с земледелием и военной службой.

Если вы страдаете перееданием, пьянством и не можете избавиться от жадности и различных форм материальной зависимости, стоит помолиться святому мученику Вонифатию . Его день - 1 января, как раз после Нового года. Этот святитель помогает многим в избавлении от греха пьянства, а также переедания, обжорства, зависимости от материальных благ и алчности, азартных игр.

Если посмотреть икону Всех Святых, на фото и их значение, то там можно найти святую Анастасию Узоразрешительницу , которой молятся от опасности тюремного заключения или о тех, кто там находится в настоящее время. День её памяти церковь отмечает 4 января. При своей жизни она помогала христианам, которые были заточены в темницу, за что и была сама жестоко казнена. Однако она считается покровительницей людей, которым грозит суд, тюрьма и которые там сидят, пусть даже и за справедливые согрешения.

Если вам нужна победа на экзамене, в суде, в различных обстоятельствах, стоит обратиться к иконе Георгия Победоносца. Его лик тоже есть на иконе Всех Святых. Георгий победил опасного аспида, который наводил ужасы на различных людей. Имя этого святого очень известно. Считается, что он помогает в различных неблагоприятных обстоятельствах, болезнях, победах не только в гонке на выживание, но и над собственными страстями и пороками. День его памяти церковь празднует 23 ноября и 6 апреля. Святой способствует победам в различных сферах жизни. Ему молились солдаты и перед отправкой в горячие точки, и обычные люди перед экзаменами, судебными разбирательствами и во многих других ситуациях.

Если вы хотите мира в семье, добрых отношений без ссор и скандалов, лучше всего молиться Гурию, Самону и Ававу. Эти мученики изображены на иконе, и они помогают в различных трудных ситуациях. Их день памяти приходится на 28 ноября. Считается, что они помогают в различных житейских нуждах, а также способствуют семейному благополучию в доме.

Считается одним из самых почитаемых русских святых. Его праздник принято отмечать 14 июня и 2 января. Он при своей жизни помогал в различных проблемах, обладал даром прозорливости, видел будущее и получал множество писем, на которые давал советы и ответы, помогающие в жизни каждому адресату. Поэтому ему молятся при различных недугах, болезнях в семье. Святой помогает и в решении бытовых вопросов, может подсказать, какое принять правильное решение. Ему можно молиться по любому вопросу, и он всегда помогает, пусть и не сразу.

При любовных неудачах, когда происходят супружеские измены и различные неприятности на личном фронте, стоит обратиться к образу Ксении Петербуржской , дни памяти которой приходятся на 6 февраля и 6 июня. Она помогает в различных вопросах, которые касаются семейной жизни, благополучия детей и многого другого. Также она способствует избавлению от пьянства, наркотической и любовной зависимости.

Считается одним из самых любимых в народе святых. Дни его памяти приходятся 19 декабря и 6 мая. Есть Николай Вешний и зимний. Прообразом американского Санта Клауса стал именно этот святой, которого одинаково почитает и православная, и католическая церкви. Молиться Николаю стоит путешественникам, тем, кто служит в армии, находится в море, самолёте, а также при различных бытовых сложностях, финансовых неудачах и долгах. Считается, что этот святой дарит людям радость и помогает всем, кто искренне его просит, в различных делах и начинаниях.

Также на иконе Всех Святых изображён , день памяти которого церковь отмечает 18 июля. Этот святой помогает детям в учении, взрослым – в приобретении жизненных знаний, житейской мудрости, а также в различных вопросах. Ему молятся и в судебных разбирательствах, также в семейных конфликтах, ситуациях, если кто-то ведёт себя очень высокомерно и гордо.

9 августа начинают праздновать день Пантелеймона Целителя – он помогает от различных заболеваний, способствует приобретению здоровья телесного и душевного. Его лик тоже есть на иконе Всех Святых.

2 августа – день памяти Илии Пророка . Он помогает от наводнений, стихийных бедствий и различных неприятностей, связанных с водой. Однако в этот день уже нежелательно купаться, так как есть опасность простуды. Илия Пророк помогает и в решении трудных жизненных ситуаций, конфликтов и ссор, а также, если трудно найти выход.

Также на иконе есть изображения Серафима Саровского, мученицы Варвары, Спиридона Тримифунтского , который помогает в решении финансовых вопросов и в бизнесе. День празднования Серафима Саровского приходится на 1 августа. Он помогает в решении многих жизненных вопросов, исцелении болезней. День Варвары празднуют 17 декабря, а праздник Спиридона отмечают 25 декабря. В эти дни принято молиться ему, чтобы привлечь финансовую удачу и принять правильное решение.

Ну а день иконы Всех Святых отмечают 12 июля. В этот день человек с любым именем в крещении может просить перед иконой о чём угодно. Правда, и на это есть ограничения.

О чем не стоит молиться

Икона Всех Святых, фото и их значениепомогают в различных вопросах - от бытовой неприятной ситуации до излечения тяжёлой болезни. Однако помните, что не стоит обращаться с просьбой, которая противоречит христианским законам и принципам. Например, отбить чужого мужа, убрать человека с должности, разбить пару, пожелать кому-то зла. Всё это вредит человеческой душе и может привести вас к неприятностям. Также икона может не помогать, если ему суждено пройти через какое-то . Или для того, чтобы он со временем вышел на светлый путь.

Многие прихожане, когда переступают порог храма, целенаправленно подходят к нужной иконе и молятся святому образу. А вы знаете, что это за известные иконы, как они выглядят, кто на них изображен и какое имеют значение?

А также - какие молитвы с ними связаны? Перед тем, как пойти в церковь, необходимо изучить правила поведения, а еще, как минимум, знать о святых ликах.

Как правильно помолиться перед иконой

Большинство людей придерживаются мнения о том, что не важно какому святому молиться, главное, что вера идет от чистого сердца.

Ведь молитвенные слова, человек возносит не иконе, а тому, кто на ней изображен. Существуют определенные правила, связанные с молебным процессом:

  1. Для привлечения Божьего благословения необходимо встать перед святыней. Нужно стоять максимально ровно.
  2. После молитвы нужно поцеловать образ. Таким образом человек выражает почтение Богу.
  3. Затем необходимо обязательно три раза перекреститься. Ну и возможно поставить свечи – по желанию.

Во время того, как будете просить у Господа помощи, ваши мысли должны быть светлыми. Простите всех людей, которые вас обидели.

Семистрельная

Икон в духовном мире очень много, и каждая из них связана с определенной молитвой. Давайте обратим внимание на значение самых известных святынь: «Семистрельная» является одной из самых мощных икон.

О ней следует знать:

  1. Пресвятая Богородица при жизни пережила много мучений и страданий, символизирующие семь стрел. Если человек плохо себя чувствует, то он подходит просить защиты и помощи именно к этой иконе.
  2. Образ Богоматери защищает от завистливых людей, от порчи, сглаза и проклятий всех, кто носит цепочку с ее образком. Для примирения враждующих, а также для семейного взаимопонимания, покоя и мира в доме необходимо молиться данной реликвии.

Когда человеку нужно выполнить ответственное дело, то образ Девы Марии его поддержит.

В доме такую икону рекомендовано ставить напротив двери, так чтобы ей было «видно» глаза всех входящих в помещение людей. Перед тем, как установить святую реликвию выше половины стены, необходимо прочесть молебен. Через некоторое время можно заметить, что человек, у которого мысли злые, перестал приходить в дом.

Богоматерь является защитницей от преступного мира. Семья, которая молится такому святому лику, может быть уверена в том, что она защищена от плохих людей. Если у вас проблемы с начальством, то икона Девы Марии, которую вы возьмете с собой на работу сможет уберечь от ссор в коллективе.

Неупиваемая чаша

«Неупиваемая чаша» - это икона Богоматери, которую связывают с духовным источником радости, веры и прощения. Божья Матерь утешит всех, кто оступился на своем жизненном пути.

Если обратиться с чистыми мыслями и верой, то неупиваемая чаша обязательно поможет, защитит и направит на истинный путь. Она поможет исцелиться от наркомании, пьянства.

Иконку с образом Богоматери нужно поставить у человека в изголовье, который злоупотребляет спиртными напитками, увлекается азартными играми. Известны случаи того, что реликвия помогала ускорить процесс купли-продажи жилья. Богоматери молятся родители, дети которых повзрослели.

Целительница

«Целительница» является иконой Божией Матери, которая защищает человека от душевных, а также физических болезней. На этой реликвии, Дева Мария изображена возле постели не здорового.

Нечаянная Радость

К иконе «Нечаянная радость» обращаются те, кому нужна духовная сила. Также молитва с этой святыни помогает беременным женщинам выносить и родить здорового ребенка, сохранить брак, семейное согласие. Богоматерь поддерживает родителей, дети которых ступили на не правильный путь.

Люди, у которых есть заболевания, связанные со слухом, молятся этому святому.

Троеручница

Реликвия «Троеручница» помогает исцелить от болезни, связанной с руками. Молебны адресованные Богоматери способствуют защите от скорби, пожара, разных недугов.

Скоропослушница

Написание лика «Скоропослушницы» относят к 10 веку. Людям, которые нуждаются в неотложной помощи, рекомендовано молиться этой святыне. Она также помогает исцелиться от таких болезней, как:

  • раковые опухоли;
  • слепота;
  • обездвиживание конечностей.

Беременные молятся этому образу о рождении малыша здорового.

Серафим Саровский

«Серафим Саровский» очень почитается в России. Произнесенный молебен этой святыни помогает при болезни позвоночника и ног.

Георгий Победоносец

«Георгий Победоносец» является реликвией, которая защищает всех, кто связан с опасной работой.

Николай Угодник Чудотворец

Святыня «Николая Угодника Чудотворца» помогает морякам, водителям, а также всем путешествующим. Практически в каждом доме возможно увидеть лик этого святого.

Он заботится о семейном достатке и благополучии.

Владимирская Богоматерь

Святая мощь Руси «Владимирская Богоматерь» является иконой, на которой изображена Пресвятая Богородица. Перед названной реликвией короновали царей, а также избирали первосвятителей. Молитвы этой святыне помогут:

  • помирить враждующих;
  • исцелить грешника от хвори душевной или телесной;
  • изгнать беса;
  • вселить в злые сердца доброту.

Неопалимая купина

«Неопалимая купина» является иконой Святой Марии. К святыне обращаются за помощью и просят защитить от пожаров, для очищения от грехов.

Молитвы помогают докторам, летчикам.

Иверская икона Святой Марии исцеляет больных, избавляет от врагов и восполняет утраченную энергию.

Неувядаемый цвет

Неувядаемый цвет считается реликвией, несущей в себе олицетворение чистоты и целомудрия, поэтому она защищает невинных девушек.

Незамужние молятся возле этой иконы и просят выйти замуж по любви.

Умиление

Умиление является чудотворным ликом, оберегающим и помогающим женщине сохранить хороший нрав, выдержку и чистоту.

Девушкам Дева Мария помогает найти хорошего спутника, а у женщин, которые прошли тяжелые жизненные испытания, после молитв наладится жизнь.

Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона Богоматери считается заступницей. Если у человека проблемы на работе или в личной жизни, то просто необходимо помолиться этому образу.

Если просящий помощи будет с чистой просьбой, то путеводительница ему поможет. Человек с негативными помыслами может помощи не ждать. «Казанская» благословляет молодоженов.

Просим о помощи у себя в доме

Если вы привыкли молиться дома, а не в церкви, то читать молитву необходимо утром:

    1. Умойтесь. Потом перекрестите свои руки.
    2. Постарайтесь освободиться от угнетающих и раздражающих вас мыслей. Это важно.
    3. Зажгите свечи, преклонитесь перед святым образов, став на колени. Можно на полотенце.
    4. Прочтите молебен. Можете воспользоваться Библией.
    5. Произнесите свою просьбу словами, которые будут идти от чистого сердца. Мысли должны быть искренными.

Остробрамская

Икона Девы Марии «Остробрамская» оказывает помощь супружеским парам обрести любовь и счастье. Молитвы возле этой иконы помогут защитить дом от нечистой силы и злых недоброжелателей.

Человек сможет избавиться от депрессивного состояния.

Если разместить реликвию у входа в жилище, то все недруги перестанут вас посещать. Тогда в вашем доме воцариться мир и благополучие.

Большинство людей утверждает, что «Остробрамская» помогла решить им много проблем.

Нерушимая стена

«Нерушимая стена» - это икона, названа в честь силы и стойкости, связанная с пережитыми войнами, бедствиями образом Богоматери.

Дева Мария защитит человека от пожара, болезни, плохих людей, а также поможет укрепить семейные отношения. Самым лучшим местом для иконы будет стена напротив дверей, в которые входят гости.

Скорбящая

Икона Богоматери «Скорбящая» оказывает помощь людям, которые в ней нуждаются, приносит скорбящим утешение, поддерживает в трудной ситуации, а также исцеляет от болезни физической или душевной.

Купцы молятся святому образу перед отправлением в дальнюю дорогу.

Молятся названному лику прихожане, у которых не ладится на работе, в семье.

Радость всех радостей

«Радость всех радостей» поддержит всех, кто просит без злости и какой-либо суеты. Святой образ молят о:

  • помощи солдатам, служащим;
  • защите во время поездки за границу;
  • возврате ценных потерянных ценностей;
  • освобождении заключенного;
  • положительном ответе в суде.

Святая Троица

Икона «Троица» является святыней к которой обращаются люди за помощью. Она помогает тем, кто самостоятельно не может справиться с тяжелыми испытаниями, отыскать верный жизненный путь.

Важно знать

Эта информация должна была помочь вам узнать о самых известных иконах, подсказать к какому святому и с какой просьбой нужно обращаться для избавления от проблем.

Молитвы вам помогут обрести покой, счастье и здоровье. Благодарите святых за свою жизнь и тогда оберете душевное умиротворение, будете успешными.

Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение Рабы Своей,
ибо отныне будут ублажать Меня все роды.
(Лк. 1:47-48)

Предание относит первые изображения Богоматери к раннехристианскому времени, называя первым автором Ее икон апостола и евангелиста Луку, однако написанные им иконы до нашего времени не дошли, и можно достоверно говорить лишь о позднейших списках первописанных икон Пречистой Девы, с большей или меньшей точностью воспроизводящих древние иконографические типы, создан-ные врачом возлюбленным (Кол. 4:14) и сотрудником (Флм. 1:24) апостола Павла. Л. А. Успенский так говорит об иконах, приписываемых евангелисту Луке: "Авторство святого евангелиста Луки нужно понимать в том смысле, что иконы являются списками (вернее, списками со списков) с икон, написанных когда-то евангелистом" [Успенский, с. 29].

Самые первые из известных изображений Богоматери относятся к II в. - они не относятся к числу списков с икон апостола Луки; это изображения Рождества Христова в римских катакомбах. Как отмечал Н. П. Кондаков, "главным иконографическим типом Богоматери во втором и третьем столетиях остается ее исходное и главнейшее изображение с Младенцем на руках, сидящей перед по-клоняющимися волхвами" [Кондаков, с. 14].

Первые иконы Пресвятой Богородицы появились там, где проходила Ее земная жизнь - в Палестине, но уже в первые десятилетия существования Константинополя все главные святыни, связанные с Нею, перемещаются в этот город - новую столицу империи, принявшей Христа [Квливидзе, с. 501]. В Византии складывается почитание Матери Божией как Покровительницы столицы: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая; в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение… В словах Богородична 9-й песни Великого канона содержится напоминание о том, что почитание Пресвятой Богородицы в Константинополе многократно проходило испытание на верность: по горячей молитве жителей перед чтимыми иконами Пречистой Девы сохранялся град . Большая часть святынь, связанных с Богородицей, находилась в посвященной Ей церкви во Влахерне - предместье столицы. В числе тех, кто подвергал град искушениям , были и древние славяне; их походы - как "удачные" (завершавшиеся разграблением города), так и неудачные - были, по-видимому, первыми контактами наших предков с верой и почитанием Той, Которая изберет позднее землю Русскую одним из Своих земных уделов.

После III Вселенского Собора (431 г.), догматически закрепившего именование Пресвятой Девы Богородицей , почитание Её получило широкое распространение во всем христианском мире. С VI в. почитание Божией Матери не мыслилось уже без Её святых икон. Основные типы икон Богородицы сложились в доиконоборческий период и, вероятно, представляли собой творческое развитие первописанных образов, созданных апостолом Лукой.

Первые сюжеты с изображением Богородицы ("Рождество Христово" и "Поклонение волхвов") в римских катакомбах Присциллы (II-IV вв.) носили исторический характер; они иллюстрировали события священной Истории, но по сути своей еще не были теми святынями, перед которыми возносились христианские молитвы Пречистой Деве. Кондаков так говорил о развитии иконографии Божией Матери: "Икона Божией Матери, помимо характера и типа, в ней изображенного, приобретает постепенно, вместе с ходом христианского искусства и развитием в нем своей роли (приблизительно уже с V века), особую черту, проводимую на ней тем самым отношением к ней молебщика, по которому она становится "моленной" иконой. Начавши с безразлично холодного представления исторического характера, икона вообще, а икона Богородицы в особенности, меняется, как бы по требованию и нуждам того, кто ей молится" [Кондаков, с. 5].

Вероятно, "гранью", разделяющей иллюстративно-исторические изображения Божией Матери и иконы моленные, является иконографический тип "Богородица на престоле", появившийся уже в катакомбах Присциллы в IV в. В несохранившейся росписи церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440) сидящая на престоле Богородица с Младенцем Христом была представлена в конхе апсиды - этот храм был первым, сооруженным после Собора 431 г., - и Церковь, преодолевшая ересь Нестория, молилась в нем Пречистой Деве Марии уже как Матери Божией [Лазарев, с. 32].

С середины V в. изображения Богородицы на престоле, а затем и Её изображения с Богомладенцем Христом, становятся типичными для росписи алтарной части храмов: собор Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553 гг.); церковь Панагии Канакариас в Литрангоми, Кипр (2-я четверть VI в.); базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне; церковь вмч. Димитрия в Фессалонике (обе VI в.). В VI в. такое изображение появляется на иконах (монастырь вмц. Екатерины на Синае) [Квливидзе, с. 502].

Другой известный с раннехристианских времен тип изображения Богоматери называется Оранта. Пречистая Дева изображается в этом случае без Богомладенца, с воздетыми в молении руками. Так Богородица изображена на ампулах из сокровищницы собора Боббио (Италия), на рельефе двери церкви Санта-Сабина в Риме (ок. 430 г.), на миниатюре из Евангелия Раввулы (586 г.), на фресках апсиды монастыря преподобного Аполлония в Бауите (Египет, VI в.) и капеллы Сан-Венанцио в Риме (ок. 642 г.), а также на донышках стеклянных сосудов [Квливидзе, с. 502, Кондаков, с. 76-81]. Богоматерь Оранта в храмовой росписи появляется в доиконоборческую эпоху часто - обычно в композиции Вознесения Господня - и надолго остается одним из излюбленных изображений (церковь св. Апостолов в Константинополе, церковь Успения в Никее, церковь св. Софии в Фессалониках, собор св. Марка в Венеции).

Именно такой тип изображения в числе первых появляется и на Руси: в Преображенском храме псковского Мирожского монастыря, в церкви св. Георгия в Старой Ладоге и новгородской церкви Преображения Господня (Спаса на Нередице) [Лазарев, с. 63].

Самыми ранними из дошедших до нас изображений Богоматери в храмовой росписи являются мозаики собора Киевского Софийского собора. Об основании этого величественного храма сообщает Ипатьевская летопись под 1037 г.: "Заложи Ярослав город великий Киев… заложи же и церковь Святыя София, Премудрость Божию митрополью". Другая летопись, Густынская, говорит о том, что "церковь прекрасная Св. Софии" украшена была "всякою красотою, златом и каменеем многоценным, иконами и кресты…" [цит. по: Этингоф, с. 71-72]. Мозаики Софии Киевской были созданы в 1043-1046 гг. византийскими мастерами. Храм был задуман как кафедральный собор Митрополита и полностью соответствовал своему предназначению - был главным храмом Святой Руси.

Пятиметровое изображение Богоматери в Софии Киевской получило название "Нерушимая Стена". По краю апсиды, в которой изображена Богоматерь, сделана надпись: Бог посреде его, и не подвижится, поможет ему Бог утро заутра (Пс. 45:6). Русский народ, делавший первые шаги в своей христианской истории, воспринимал Богоматерь как свою Небесную Покровительницу. Молящаяся с воздетыми руками Богоматерь Оранта воспринималась как олицетворение Церкви Земной - и в то же время как Небесная ходатаица и молитвенница за Церковь Земную. Изображения Богоматери в убранстве Софии Киевской встречаются неоднократно [Лазарев, с. 64].

Название Оранты носит и еще одно древнее изображение Богоматери - это икона "Ярославская Оранта" (XII в., ГТГ). Этот иконографический тип был известен в Константинополе как Влахернитисса. Название Оранты было дано этой иконе ошибочно одним из ее первых исследователей А. И. Анисимовым. Икона была найдена в "рухлядной" кладовой Спасского монастыря в Ярославле. Такой тип в литературе по византийской иконографии именуется Великой Панагией [Кондаков, т. 2, с. 63-84; 114]. В Древней Руси такое изображение называлось Богородица Воплощение [Антонова, с. 52]. Богоматерь стоит на овальном орнаментированном красном подножии с воздетыми руками; на Ее груди помещен золотой диск с поясным изображением Спаса Еммануила. Богомладенец обеими руками благословляет именословным благословением. В верхних углах иконы расположены круглые клейма с изображениями архангелов Михаила и Гавриила, держащих в руках зерцала с изображением креста. В литературе существуют разные мнения о времени и месте написания иконы: от начала XII в. (Киев) до первой трети XIII в. (Владимирская Русь) [Антонова, т. 1, с. 51-53; Древнерусское иск., с. 68-70].

Кондаков указывает, что этот иконографический тип с изображением Богоматери с воздетыми руками и Предвечного Младенца в круге у Нее на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве VI-VII вв., а затем вновь широко распространился в X-XII вв. [Кондаков, т. 2, с. 110-111]. На Руси такое изображение встречалось в несохранившейся росписи церкви Спаса на Нередице (1199 г.).

Одной из самых известных и, несомненно, самой почитаемой в центральной Руси была икона Богоматери, именуемая Владимирской, привезенная на Русь в первой трети XIII в. Судьба ее складывалась драматично. В 1155 г. князь Андрей Боголюбский перенес ее из Вышгорода во Владимир, украсил дорогим окладом и поместил в Успенский собор, построенный в середине XII в. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 г. князь Ярополк снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у князя Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея Боголюбского, над Ярополком Глеб вернул икону и оклад во Владимир. При взятии Владимира татарами, во время пожара Успенского собора в 1237 г. собор был разграблен, и с иконы Богоматери вновь содрали оклад. В 1395 г., во время нашествия Тамерлана, икона была привезена в Москву, и в тот же день (26 августа) Тамерлан отступил от Москвы и покинул пределы русского государства. Позднее икона пребывала в иконостасе главного храма страны - Успенского собора Московского Кремля. В 1812 г. перед древней святыней, увезенной в Муром, молились об избавлении от нашествия двудесяти языков . В 1918 г. икону из Успенского собора забрали; сейчас она в Третьяковской галерее. В 1993 г. перед Владимирской иконой возносил горячие молитвы святейший Патриарх Алексий II - стране грозила опасность быть ввергнутой в пучину новой гражданской войны.

Владимирская икона относится к иконографическому типу Умиление (Елеуса). Композиция, известная с раннехристианских времен, широкое распространения получила в XI в. Вместе с Владимирской в Киев была привезена другая икона Богоматери, названная Пирогощей (для нее была построена церковь). Ипатьевская летопись под 1132 говорит: "В се лето заложена бысть каменна святая Богородица, рекомая Пирогоща". Образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в русской традиции Умиление), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., в монастыре вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.), распространяются в послеиконоборческий период. Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца [Квливидзе, с. 503].

Еще один известный - и столь же чтимый в западных пределах Руси, как Владимирская в центральной ее части, - образ Богородицы Одигитрии, или Путеводительницы. Название свое она получила по имени константинопольского храма Одигон, где была одной из почитаемых святынь.

По преданию, она была написана евангелистом Лукой и прислана из Иерусалима императрицей Евдокией. Самое раннее изображение Одигитрии сохранилось в миниатюре из Евангелия Раввулы (лист 289 - в рост). На иконах этого типа Богородица держит Младенца на левой руке, правая протянута к нему в молитвенном обращении [Квливидзе, с. 503].

Одним из чтимых образов Новгородской земли была икона Благовещения Пресвятой Богородицы, именуемая Устюжской (30-е г. XII в., ГТГ). Название связано с преданием о том, что икона, находившаяся в Георгиевском соборе новгородского Юрьева монастыря, происходит из Великого Устюга и именно перед нею молился в 1290 г. блаженный Прокопий Устюжский об избавлении города "от тучи каменной". Вместе с другими новгородскими святынями икона Благовещения была привезена в Москву Иваном Грозным [Древнерусское иск., с. 47-50].

Иконописный подлинник сообщает об Устюжском Благовещении: "Сын в персех у Пречистыя вообразися", т. е. на иконе изображается Боговоплощение. Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная Багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем (преподобный Андрей Критский). Иконы Богоматери, наглядно иллюстрирующие догмат о Боговоплощении, пользовались благоговейным молитвенным почитанием с древнейшего времени. Назовем здесь фреску середины XII в. в алтаре Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове, а также излюбленный иконографический тип новгородцев - иконы Божией Матери Знамение, прославленные многими чудотворениями. Выносная икона Знамения (1169 г.), находящаяся в Новгородском музее, относится к иконографическому типу Богоматери Великой Панагии. Утвердившееся на Руси наименование иконы "Знамение" восходит к летописно засвидетельствованному чуду, бывшему в 1170 г. от чтимой новгородской иконы при осаде Великого Новгорода суздальцами. Благодаря Ее заступничеству Господин Великий Новгород был избавлен от беды.

К этой же иконографической традиции относится и киевская икона второй половины XIII в. - Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием. Находилась икона в Свенском монастыре недалеко от Брянска, где, по преданию, был в 1288 г. исцелен от слепоты черниговский князь Роман Михайлович, основавший в том месте обитель. То же предание говорит, что икона была принесена в новый монастырь из Киевского Успенского Печерского монастыря, где была написана в начале XII в. преподобным Алипием Печерским. Надо отметить, что Свенская икона является древнейшим изображением основоположников русского монашества. Текст на довольно хорошо сохранившемся свитке, который держит в руках преподобный Антоний, гласит: "Молю вас так, чада: держимся воздержания и не ленимся, имея в сем Господа помощником" [Древнерусское иск., с. 70-72].

Один из ранних исследователей русской иконописи, Иван Михайлович Снегирев, в письме к основателю отечественной археологии графу А. С. Уварову писал: "История иконописи у нас неразрывно связана с историей нашего христианства. На Русь она вошла из Византии рука об руку с Крестом и Евангелием". Русь в древние времена не знала иконоборческой ереси - ей пришлось пережить эту трагедию в ХХ столетии. Лишь немногие из тех древних святынь, которые пришли на Русь из Византии или были созданы уже на русской земле, дошли до наших дней. И тем ценнее для нас, христиан третьего тысячелетия, знание об этих святынях, память и благоговейное почитание их.

Епископ Балашихинский Николай

Источники и литература:
Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. Древнерусское искусство Х - начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Т. 1. М., 1995.
Иоанн Дамаскин, св. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы. Полное собрание творений. Т. 1. СПб., 1913.
Квливидзе Н. В. Богородица: Иконография. ПЭ. Т. 5. С. 501-504.
Колпакова Г. С. Искусство Византии. Т. 1-2. СПб., 2004.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. I-II. СПб., 1914-1915.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1986.
Лившиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI - первая четверть XII века. СПб., 2004.
Сарабьянов В.Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007.
Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М., 1976.
Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989.
Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000.

В народе давно разграничивают «обязанности» тех или иных святых. То же и с образами Ликов Богородицы. Каждая икона Божией Матери отвечает чаяниям молящихся.

Лики Богородицы

Я расскажу о тех чудотворных иконах, с которыми мне лично приходилось встречаться и силу которых я познал на себе.

В детстве дедушка рассказывал мне, что у Господа много есть помощников – святых и праведных старцев, пророков и сил бесплотных. Но наипервейшую помощь люди получают от Матери Господа нашего Иисуса Христа Девы Марии. Мы подолгу разговаривали с ним о том, как устроен этот мир. Дедушка Николай рассказывал, что всё, что нас окружает, сотворил Господь, и Его за это нужно благодарить.

Дедушка и сам умел чудесные вещи делать. Он реставрировал музыкальные инструменты и картины. Забавно было видеть, как к нему приносили поломанную скрипку, а он оживлял ее, вдыхал в нее жизнь, и через некоторое время она снова пела чудесные мелодии, то смеясь, то плача, и на душе становилось тепло и умиротворенно. И его всегда все благодарили!

Однажды принесли чудную картинку на доске. Красивая женщина с ребенком – будто кто их спеленал вместе в красивых красных одеждах. Очень хотелось мне ее рассмотреть поближе, и, приставив табурет, я полез за ней на книжный шкаф. Пришлось приземлиться на пол вместе с книжками, одна из которых больно ударила по коленке.

Вошедший дедушка усмехнулся в бороду и сказал: «Просить надо Богородицу, чтобы ума тебе прибавила».

Так я впервые познакомился с почитаемым, сегодня редким образом «Прибавление ума» или «Подательница ума».

Это удивительный образ с удивительной историей и загадочной иконографией, привлекающий всех, кто его хоть раз увидел. Появившаяся на Руси еще в XVI веке, эта икона имеет свой древний прообраз. Помощник , апостол Лука был не только евангелистом, но и писал иконы. Он же, по преданию, создал и скульптуру Лоретской иконы Божией Матери, которая и стала впоследствии прообразом иконы «Прибавление ума». Несмотря на то, что потом было установлено, что автор статуи – не апостол Лука, тем не менее, создание им образа неоспоримо до сих пор: «Благослови евангельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистого лика Твоего изображение».

На Руси первые списки Лоретской иконы Божией Матери появились после возвращения послов князя Василия от папы Климента VII, который стремился распространить свое влияние и на русские княжества. И уже здесь был написал новый образ, который в народе стали называть «Прибавление ума».

Сказывают, что некий неизвестный художник заинтересовался исправленными книгами Патриарха Никона, в результате чего помешался рассудком. Когда болезнь отступала, он молил Пресвятую Богородицу о прощении и просил послать ему исцеление. Еще сказывают, что Пресвятая Богородица несколько раз являлась художнику, и он создал Ее образ, после чего болезнь отступила, вернулся рассудок и здравие.

Икона была написана в непривычной на то время манере. Пресвятая Богородица и Иисус Христос изображены окутанными пурпурным богослужебным облачением. На их головах венцы, в верхних углах иконы – лампады, под аркой – звездное небо. Именно облачением, скрывающим фигуры Пресвятой Богородицы и Младенца Христа, икона напоминает свой прообраз – статую Лоретской Богоматери. Архитектурные детали в виде арки в верхней части образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Под ногами Богоматери и над Ее головой изображены херувимы с распростертыми крыльями.

Так ли это было или только вымысел народный, доподлинно неизвестно, а вот то, что многие от этой иконы получили помощь и вразумление – свидетельств более чем предостаточно.

У иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» просят о вразумлении неразумных, об удачной учебе, экзаменах, успокоении сумасшедших, исцелении недугов, связанных с мозгом.

Лично я верю, что именно благодаря молитве у этой иконы я поступил в художественную школу и на всю жизнь связал себя с искусством.

Икона эта редкая. В Киеве я знаю только один храм, где находится список образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» – в Храме Рождества Христове на Оболони.

Икона Божией Матери «Отрада или Утешение»

От Ватопедской чудотворной иконы Божией Матери «Отрада или Утешение» получали исцеления многие люди. Происходят чудеса и сейчас – по молитвам у точных списков этого образа.

История иконы такова: образ Божьей Матери был написан изначально в виде фрески. Существовал обычай, когда монахи, выходившие из собора после молитвы, прикладывались к иконе, после чего игумен вручал ключи от монастыря привратнику, чтобы тот открывал ворота обители.

Однажды игумен услышал от иконы предостережение не открывать ворот, а остаться в монастыре и обороняться от пиратов. Старец посмотрел на икону и увидел, как младенец Иисус простирает руку, чтобы заградить уста Пресвятой Богородицы, но Она, взяв руку Христа, повторила те же слова. Монахи не посмели ослушаться приказа Богородицы, в результате монастырь был спасен от нашествия пиратов.

С тех пор монахи Ватопеда поддерживают неугасимой лампаду перед этой чудотворной иконой. Такой сюжет мы и видим в иконографии образа Пресвятой Богородицы «Отрада или Утешение». Лицо Богоматери исполнено сострадательной любви и материнской нежности, а лик маленького Христа, напротив, суров и грозен.

Многие свидетельствуют, что не могут насмотреться на этот дивный, поистине нерукотворный образ, созданный Божьей, который дарит умиротворение и покой.

Перед иконой Пресвятой Богородицы «Отрада или Утешение» молятся и просят о помощи в бедствиях, при нападении врагов, об избавлении от болезней и несчастий, а также об устроении мира в конфликтных ситуациях и во всех жизненных делах.

Пресвятую Богородицу просят заступиться перед Господом нашим Иисусом Христом и простить грехи человеческие, спасти от бед. К Ней обращаются, когда безвинно оклеветали, втянули в скандальную ситуацию, просят укрепить дух и волю, помочь справиться с трудностями, пережить и преодолеть кризис.

Икона Божьей Матери «Отрада или Утешение» – список, хранящийся в одноименном женском монастыре

Точная копия Ватопедской чудотворной иконы Божией Матери «Отрада или Утешение», написанная на Афоне, передана в дар одноименному женскому монастырю на Киевщине.

Икона Богоматери «Троеручица»

В Ионинском монастыре в Киеве находится чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Этот образ был написан в середине ХІХ века по заказу преподобного Ионы и был у него келейным. Икона находилась со старцем Ионой и в Никольском монастыре, и затем в Выдубецком монастыре, а когда был устроен Ионинский, заняла место на правой колонне храма.

Икона Богоматери «Троеручица» – любимый образ преподобного Ионы Киевского

Образ прославился многими случаями и исцелений и чудотворений, его особенно почитал старец Иона.

Вот один из впечатляющих случаев. В 1918 году, когда Киев несколько раз переходил из рук в руки между разными политическими революционными силами, в то время, когда у власти было правительство гетмана Скоропадского, на оружейных складах на Зверинце, расположенных в непосредственной близости от обители, произошел страшный взрыв. Взорвались склады боеприпасов всего Юго-Западного фронта времен .

Сейчас уже не установить, была ли то диверсия или просто небрежность хранения смертоносных материалов. Но во время взрыва пострадало множество людей, было разрушено огромное количество домов и строений. И икона «Троеручица» предупреждала киевлян о грядущем трагическом событии. Накануне взрыва во время вечернего богослужения и братия монастыря, и многочисленные прихожане видели икону плачущей. И только на следующий день, после взрыва, люди уразумели, о чем скорбела Пресвятая Богородица.

И сегодня братия монастыря и прихожане надеются, что Божья Матерь, Которая любит всех, Которая молится о тех, кто нуждается в Ее помощи, помилует и Киев, мать городов русских, и Украину, и защитит верных Господу людей от скорбей, и те тяжелейшие испытания, которые выпали на его долю, благополучно прекратятся.

Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» написана в характерном стиле украинской иконописи середины XIX века. Если внимательно ее рассмотреть, увидим, что на полях написаны так называемые клейма с изображениями небесных покровителей преподобного Ионы и его родителей. Они написаны очень тщательно, профессионально и с любовью. Это свидетельствует о том, что икона была написана в одной из монастырских иконописных мастерских Киева. Увидеть икону и приложиться к ней можно на том же самом месте, где сто лет назад ее расположил преподобный Иона.

У «Троеручицы» в Киевском Троицком Ионинском монастыре

Вообще «Троеручица» – одна из самых прославленных и широко почитаемых в православном мире Богоматери типа Одигитрии. Это святыня сербского монастыря Хиландар на Афоне. Отличается от других подобных икон левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери).

С этим образом связано несколько преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе .

Согласно одному из преданий, благодаря молитве у этого образа исцелил свою руку, отрубленную по навету врагов, защитник и гимнограф Иоанн Дамаскин. В благодарность он принес в дар чудотворной иконе серебряное изваяние исцеленной руки, которое было привешено к иконе, за что она и получила наименование «Троеручица».

Согласно другому преданию, иконописец дважды стирал с нее изображение третьей руки, а оно снова и снова проявлялось на доске. И лишь потом во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела оставить образ без изменений, «чудотворения ради, а не по естеству».

Несмотря на противоречия в возникновении образа Богоматери «Троеручицы», смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые Она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».

Икона Божьей Матери «Троеручица» защитит от врагов, угрожающих благополучию в доме и всем, живущим в нем. Перед ней молятся об исцелении и здоровье близких, об излечении заболеваний рук, ног, глаз.

По молитве перед «Троеручицей» отступает тоска и горестные мысли. Также этот образ Богородицы особенно почитают те, кто занимаются ремеслами.

Икона «Не рыдай Мене, Мати»

В скором времени все мы будем поклоняться еще одной дивной иконе. Божия Матерь изображена рыдающей над полагаемым во гроб Спасителем. Иногда образ называют по-гречески – «Пиета», но более он известен под названием «Не рыдай Мене, Мати».

Икона относится к страстным и участвует в богослужении только один раз в год. На , чаще всего в пятницу, ее выкладывают на аналой.

Название взято из ирмоса девятой песни канона на Великую Субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына, восстану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Так Сам Христос утешает Мать, говоря Ей о грядущем Воскресении, сквозь скорбь слышится весть о .

Икона «Не рыдай Мене, Мати» в Никольском храме

Дивный список именно этого иконографического сюжета повстречал я недавно в Никольском храме в городе Васильков на Киевщине. Он написан еще в 1870-х годах по благословению игумена Никона, служившего в этой церкви, и подарен прихожанами храму.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Не рыдай Мене, Мати» молятся о страждущих, а также о близких родственниках и детях.

Существуют в православном мире иконы, количество которых очень невелико. И среди них икона Божией Матери «Августовская».

Написана в память явления Божией Матери в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября – 26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне территория Восточной Польши).

По рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом. Богородица рукой указывала на запад. И последующее большое сражение под Августово ознаменовалось полной победой. Причем в этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках.

С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Святейший Синод рассматривал вопрос о явлении Богородицы около полутора лет и 31 марта 1916 года принял решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…»

Почти каждая икона уникальна и, без преувеличения можно сказать, имеет огромную историческую ценность, поскольку, как правило, связана с теми или иными историческими событиями. Вот и это изображение Божьей Матери сродни народному лубку и самодеятельному примитиву, который, кстати, никогда не умирал в иконописной практике, и только в начале XX века был признан как уникальная форма искусства. В результате получилось редкое оптимистическое соединение высокой иконографической формы и простого народного творчества.

Я повстречал эту уникальную икону недалеко от Киева, в чисто-белом намоленном сельском храме. Там всё просто, по-домашнему, без суеты и вычурности. Местный настоятель, батюшка Гурий, всегда всех принимает с радостью – независимо от социального происхождения и материального благополучия, и долго потом еще живут в памяти теплые воспоминания об этих встречах.

У «Августовской» иконы

Вот и на этот раз седые ветераны получили заряд бодрости и надежды и возвращались в столицу с шутками и улыбками на лицах, сильно контрастировавшими среди серой массы столичного народа. Не раз и не два Богородица улаживала распри, проявляла чудодейственную силу. Вот и едут к ней опаленные войной ветераны просить помощи и заступничества у Господа за своих родных и близких, за народ, за прекращение гражданского противостояния и чудесного спасения сынов наших.

У Матери Божьей просят вразумления те, у кого неладно в семейных отношениях, кто не может найти выход из, казалось бы, тупиковых жизненных ситуаций.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

История этой иконы связана с одним из афонских монастырей, а именно Дохиаром, где и явлена была благодатная сила этого чудотворного образа. Предполагают, что фреска, послужившая прообразом иконы, была написана еще в X веке при основателе Дохиарской обители преподобном Неофите. Она находилась в нише наружной стены, перед входом в монастырскую трапезную.

В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с горящей лучиной, услышал от иконы голос: «Впредь не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Инок вначале испугался, но потом, решив, что это шутка кого-то из братии, скоро забыл об этом случае. Через некоторое время, когда Нил проходил вечером мимо иконы, раздался тот же голос: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!» После этих слов монах Нил был поражен слепотой и расслаблением тела. Раскаявшийся инок упал перед иконой на колени и всю ночь, до прихода братии, молил Пресвятую Деву о прощении. Когда иноки узнали о произошедшем чуде, сразу же затеплили неугасимую лампаду и с благоговением пали перед чудотворной иконой.

Нил же в надежде на великое милосердие Божией Матери остался возле иконы и решил не уходить от нее, пока не получит . Через некоторое время, стоя на коленях перед иконой, он опять услышал знакомый голос: «Нил! услышана твоя молитва, ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Когда получишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я – их покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого; всем с благоговением ко Мне прибегающим буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений».

На Руси списки с чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» всегда пользовались большой любовью. Многие из них прославились чудесами.

В знак единства во Христе и молитвенного общения Дохиарского Архангельского монастыря и возрождающейся Архангело-Михайловской обители на Зверинецких пещерах в Киеве была написана точная копия этой древней чудотворной иконы.

У иконы Божьей Матери «Скоропослушница» в Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре

В первую очередь перед иконой Божией Матери «Скоропослушница» молятся о духовном прозрении, когда человек пребывает в растерянности и не знает, как поступить, а также во всех случаях, когда нужна особенно скорая и действенная помощь.

Пресвятая Богородица через Свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических. Перед Ее святым образом возносят молитву за детей и о помощи в родах – о рождении здорового ребенка, перед различными операциями и совершении особо важных дел.

Не раз и не два приходилось и мне испытать на себе чудесную помощь Пресвятой Богородицы.

Как-то попросили отснять интерьеры храма Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря, где находится тот самый точный список афонской иконы «Скоропослушница». Сам храм небольшой, камерный; условия съемки таковы, что нужно снимать короткофокусными объективами и без дополнительного освещения. Кто ни пробовал, ни у кого на то время не получалось. Обратились ко мне. А у меня как раз было обострение болезни позвоночника – давала о себе знать застарелая травма после серьезной аварии. Да неудобно было владыке Ионе отказывать, и я, превозмогая боль, поехал.

Да вот незадача: ни один объектив не захватывал потолок. Тогда я лег на пол и стал фотографировать, лежа на спине. За окном – зима, мороз, в храме не топлено, а я в одном свитерке лежу на бетонном полу и холода совсем не чувствую…

«Скоропослушница» в Киевском Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре

Полтора часа ушло на съемку, и фотографии получились! Довольный работой, я возвратился домой и только тогда почувствовал, что боли в спине, которые мучили несколько месяцев, прошли. Видимо, не зря звала меня Пречистая Мати Богородица к Себе!

Слава Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Матери Его, о всем людском роде пекущейся, за неусыпную заботу о нас, грешных. Да святится имя Ее ныне и присно и во веки веков!