Икона Божьей Матери «Умиление» — значение, в чем помогает. Значение иконы Умиление Пресвятой Богородицы, в чём помогает

Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери "Умиление"

Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская находилась до революции в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.

Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: "Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему". Икона написана маслом на холсте, закрепленном на кипарисовой доске, размером 67х49 см.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный Серафим Саровский помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник назвал икону "Умиление" -"Всех радостей Радость", и перед ней он скончался на молитве 2 (15) января 1833 года.

Дивеевским сестрам Батюшка неоднократно говорил, указывая на икону Божией Матери "Умиление": "Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной".

После смерти преподобного Серафима Саровского выполняя его завещание настоятель о. Нифонт отдал святую икону сестрам Дивеевской обители.

При первой же возможности была сделана позолоченная риза. Еще одна драгоценная риза с камнями была подарена Государем Николаем II при прославлении Преподобного Серафима. Нимб на этой ризе был выполнен в виде расходящихся лучей сияния, состоящих из драгоценных камней и жемчуга. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными.

В 1903 г. икона "Умиление" приносилась крестным ходом из Дивеева в Саров на торжество прославления Преподобного.

После разгона обители и закрытия монастыря в 1927 году епископ Серафим (Звездинский), архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов) и игумения Александра были арестованы и отправлены в Москву. После освобождения матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Матери "Умиление" вместе с остальными вещами батюшки Серафима.

После ее смерти в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова). В конце жизни она решила передать святыню патриарху Пимену, который когда-то, будучи еще иеромонахом, служил в Муроме, бывал у дивеевских сестер и прикладывался к святыням Преподобного Серафима, пронеся любовь к Святому старцу и Дивеевской обители через всю жизнь. Однако патриарх решил, что святыни следует отдать на хранение протоиерею Виктору Шиповальникову, жившему в подмосковном поселке Кратово.

Девятнадцать лет отец Виктор и его матушка бережно хранили вещи Преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они неоднократно были свидетелями чудес и исцелений. В 1991 году икона, оклад и вещи преподобного были переданы им Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Сейчас икона Божией Матери "Умиление", принадлежавшая батюшке Серафиму, находится у Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы - она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.


Сведения об иконе «Умиление» Серафимо-Дивеевской

Эта икона была келейной иконой преподобного Серафима Саровского. Из жития прп. Серафима: «С особенною любовью святый старец принимал к себе искренно и смиренно кающихся и тех, кто проявлял в себе горячее усердие к духовной жизни христианской. После беседы с ними преподобный Серафим имел обыкновение возлагать на их преклоненные головы конец епитрахили и свою правую руку. При сем он предлагал произносить за собою краткую покаянную молитву, после чего сам произносил разрешительную молитву, отчего приходившие получали облегчение совести и какое-то особое духовное наслаждение; затем старец крестообразно помазывал посетителя елеем из лампады, горевшей пред находившемся в его келии образом Божией Матери Умиления, которую он называл иконою Божией Матери – Радости всех радостей,… потом – с каждым христианином христосовался, в какое бы то время не случилось, напоминая тем о спасительной силе Воскресения Христова, и давал прикладываться к образу Божией Матери или к висевшему на груди его кресту.» Множество чудес по молитвам преподобного совершалось перед этой иконой. Скончался преподобный Серафим стоя на коленях пред иконой Божией Матери Умиление. Его нашли в своей келье в обычном белом балахончике, пред малым аналоем, стоящим на коленях с крестообразно сложенными руками.

Из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря известно, что еще при жизни преподобный Серафим предвидел, что эта икона будет находиться в Дивеевском монастыре. «Сестра их дворян Ольга Михайловна Климова рассказала, что имея послушание быть «лошадницею», она возила лес и дрова. Однажды отец Серафим дал ей тысячу рублей, говоря: «Это матушка на устройство и обзаведение у вас большой кельи, для Высокой Госпожи, которая жить будет у вас! Надо все приготовить для Нее; ты вот и смотри, чтобы у вас все было готово. А, когда прибудет Она, то вы все и служите Ей, а Глафира Васильевна пусть за Ней и походит». На эти деньги был выстоен корпус, который был впоследствии трапезной. Далее Ольга Михайловна прибавила: «И мне все было чудно, какая же Госпожа Великая поселится в нем с нами! Скончался батюшка, и покойный игумен Нифонт призвал к себе отца Павла, келейника батюшки, отдал ему чудотворную икону Царицы Небесной «Умиление», перед которой о. Серафим всегда молился, и приказал отдать ее мельничным. «Она туда им надлежит!» - сказал игумен. Тогда разъяснились слова батюшки, когда принесли в новую приготовленную для Госпожи Высокой келью Владычицу нашу.»

Празднование иконе Божией Матери «Умиление» совершается 28 июля/10 августа и 9/22 декабря – в день основания преподобным Серафимом Девической Мельничной общины.

Пентаграммы на окладе иконы "Умиление"

В фотоальбоме: "Открытие мощей и прославление святого преподобного Серафима Саровского чудотворца, в присутствии Их Императорских Величеств, июль 1903 года", приводится фотография чудотворной иконы Пресвятой Богородицы "Умиление", перед которой скончался преп. о. Серафим. На фотографии хорошо виден дореволюционный оклад иконы, на котором изображены звезды Давида (не гексаграммы!), означающие и символизирующие шесть основных устремлений или чувств человека. Главное из них – стремление человека к своему Богу и Создателю. Это стремление выражает верхний конец звезды.

Для справки. В иудаизме звезда Давида была заменена начертанием сатаны – гексаграммой, а вера в единого Бога подменена верой в сатану. Многие простые иудеи по своей духовной слепоте не видят различия между гексаграммой и звездой Давида, которая изображалась только по контуру и была основой его царской печати. Именно в подражание этой печати некоторые русские князья и цари брали за основу своих печатей звезду Давида.

Иерархи совершили кощунство: великую святыню Православия – икону "Умиление", перед которой молился Батюшка Серафим Саровский, – одели в драгоценный оклад с сатанинскими пятиконечными звездами – звездами магов, волхвов, масонов и коммунистов – и выставили для "моления" в резиденции "патриарха".

Пятиконечная звезда – пентаграмма – есть не что иное, как изуродованная звезда Давида, которой отрезали луч, символизирующий связь с Богом и Небом. Вот почему пентаграмма – это излюбленный символ бесов (низверженных с Неба) и сил зла, каббалы, магии и колдовства.

Пентаграмма на низших уровнях символических соответствий означает "раскрепощённого человека" и иногда изображается с вписанной в неё фигурой голого мужчины, растопырившего руки и ноги, так что особенно ясно виден фаллос. Это знак "освобождения" от послушания Божиему нравственному закону, Его заповедям – эмблема "гуманизма", революций, демократии и "прогресса" во всём мipe. На более глубоких уровнях символики она может иметь ещё более страшные значения.

По учению каббалы пентаграмма, обращенная двумя лучами вверх, означает сатану, а обращенная кверху одним лучом – "мессию". Но каждому Православному известно, какого "мессию" ждут каббалисты. Как нечистого ни крути, он останется нечистым. И то, и другое положение пятиконечной звезды означает фактически одно и то же. Острие вниз – это падающий вниз, низвергнутый сатана, острие вверх – это восстающий антихрист – лжемессия.

Символ "рабоче-крестьянской" власти – пятиконечная звезда – ярко раскрывающая сатанинскую сущность большевизма, появилась всюду: на станциях метрополитена, на школьных учебниках, на паровозах и железнодорожных вокзалах, на фасадах официальных учреждений и, конечно, на кремлевских башнях. Но сначала появилась звезда на головных уборах бойцов Красной армии (также, как она горела во лбу известного Бафомета), о чем лично позаботился сам Лев Давидович Троцкий.

Пентаграммы на плечах Пресвятой Владычицы нашей Богородицы выглядят в точности как в советской армии... Приводимая фотография иконы сделана с календаря, под иконой на календаре надпись: "После кончины отца Серафима икона "Умиление" была передана в утешение дивеевским сестрам и с тех пор стала именоваться Серафимо-Дивеевской. В настоящее время эта великая святыня находится в Крестовом храме Патриаршей резиденции."

В иконописи существует несколько стилей изображения Богоматери, один из них «Умиление». Икона Божией Матери в этом жанре изображает Богородицу в виде портрета по пояс, склонившую взгляд к новорожденному, смотрящую на него с любовью и умилением.

Этот жанр изображения Богородицы - один из самых старых. На Русь он пришел из Византии, как и само православие. Данный иконографический тип по-гречески называется «Елеуса». Иконы, написанные в нем, стали за столетия существования христианства одними из самых почитаемых в православии.

Много ли таких икон?

Икона «Умиление» - не какое-либо отдельно взятое изображение Богородицы, находящееся в определенном храме и имеющее автора. Это тип, жанр иконописи, и подобных изображений очень много. Икона «Умиление» найдется практически в каждом храме, старом сельском доме, живущие в котором не выбросили образа в период советской власти, в этнографических музеях, как в залах, так и в запасниках, и в других местах.

Образ Богородицы в данном иконографическом типе чрезвычайно почитаем. Разумеется, есть и намоленная, известная среди православных икона «Умиление», молитва перед которой обладает чудодейственной силой. Таких образов тоже несколько.

Наибольшей известностью обладают Серафимо-Дивеевская и Псково-Печерская, являющиеся списком с древней Владимирской иконы. Не меньшей силой будет обладать молитва и перед другими образами этого типа иконографии. Икона Богородицы «Умиление» есть в практически в каждой церкви любого из российских городов. Наибольшей известностью, после Дивеевской и Печерской, пользуются Ярославская, Владимирская, Жировицкая, Донская. Однако в каждой из местностей, хранящих известные образы, имеется и еще много икон в этом жанре, не ставших популярными.

К примеру, в Ярославле икона «Умиление» была до революции в каждом доме. Сейчас же в каждом действующем храме этого города можно увидеть несколько образов в данном типе иконографии. Как старых, сохранившихся в годы советской власти, так и новых, написанных совсем недавно, но от этого не утративших ни свое содержание, ни силу эмоционального воздействия на верующих.

Серафимо-Дивеевская икона

Этот образ является обретенным. Значение слова "обретенный" в православной традиции в отношении иконописных образов включает в себя такие понятия:

  • данный свыше;
  • не имеющий автора;
  • пропавший и найденный.

То есть все то, о чем можно сказать - обретено. Согласно преданию, с которым не спорят и официальные представители духовенства, Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» была обретена в лесных чащобах, находящихся вблизи современного Саратова. Далась икона в руки подвижника Серафима, который не расставался с образом в течение всей своей жизни. Именно поэтому название образа связывается с его именем.

Где находится Серафимо-Дивеевская икона?

Этот вопрос волнует не многих верующих, а лишь тех, кто склонен к дотошности и обладает любопытством. Местонахождение чудотворного образа покрыто туманом тайны так же, как и история его обретения столетия назад.

Однако, помимо любопытства и стремления к дознанию, фактическая оригинальность иногда бывает важна, к примеру, если речь идет о необходимости исцеления от заболеваний, чем прославился настоящий Серафимовский образ «Умиление». Икона Божией Матери, согласно многочисленным сохранившимся в церковных записях свидетельствам, обладала такой силой. Серафим лично помещал перед образом на время службы елейницу, а после окончания проводил помазание недужных. После его смерти это продолжили делать и другие священнослужители.

Дивеевский монастырь, в котором хранился чудотворный лик, был закрыт, и, вероятнее всего, разграблен в далеком 1927 году. На десятилетия икона стала считаться церковью утраченной. Однако в 1991 году она вновь была обретена. Образ передали патриарху Алексию Второму люди, чьи имена церкви или неизвестны, либо же сохраняются в тайне.

С тех пор, то есть с 1991 года, оригинальный лик хранится в резиденции Патриарха. Доступна же Дивеевская икона «Умиление», значение которой не только велико для верующих, истории православной русской церкви, но и глубоко символично для всей страны, всего лишь раз в году, в день Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот праздник образ выставляется в зале Богоявленского Патриаршего собора и доступен для молитвы и поклонения.

В Третьяковской галерее выставлена копия иконы, аналоги ее, то есть списки с образа представлены и в других местах. Однако чудотворной силой, подтвержденной свидетельствами, такие списки не обладают. Хотя вопрос воздействия образа на верующего - открытая тема для дискуссий в церковной философии. Многие священнослужители полагают, что чудодейственная сила зависит не от самой конкретной иконы, а от веры того, кто молится.

Как называется Серафимо-Дивеевская икона?

Вопрос о названии чудотворного образа тоже достаточно интересен. Принятое сейчас наименование этой иконы - Серафимо-Дивеевская. Однако, наряду с этим, распространены и другие названия данного изображения. Среди них - просто «Умиление». «Умиление Богоматери» - тоже один из вариантов названия этого образа.

Нередко икону именуют «женской», приписывают к ней названия монастырей, например, Троицкого, где до революции у образа был собственный отдельный предел, часто нарекают попросту Серафимовской или Саровской. Сам же подвижник Серафим именовал образ «Радость всех радостей».

В чем может помочь Серафимо-Дивеевская икона?

Почитание образа начал сам обретший икону Серафим. У святого в келье был не один образ Богоматери, но только эта имела икона «Умиление» значение. В чем помогает данный образ, ответить однозначно не сможет ни один священнослужитель, поскольку влияет она на все, с чем к образу подходит верующий.

  • исцеляет недужных;
  • помогает обрести личное счастье женщинам;
  • способствует зачатию и рождению здоровых малышей;
  • избавляет от горестей и напастей;
  • предотвращает разрушения и беды.

Удостовериться в этом может каждый верующий в день Похвалы Богородицы.

Когда почитается Серафимо-Дивеевская икона?

У данного образа есть особые дни, в которые принято ее почитать. Даты эти выделялись до наступления советской эпохи. Особое богослужение проводилось в Троицком соборе монастыря два раза в год - 28 июля и 9 декабря. Числа были выбраны по следующим причинам:

  • 28 июля - день обретения образа;
  • 9 декабря - дата основания обители.

28 июля и 9 декабря - даты по старому стилю, сейчас это иные календарные дни. В современных же реалиях можно считать днем почитания иконы празднество Похвалы Богородицы.

Любопытен факт того, что на иконописном подворье Дивеевской обители было изготовлено большое количество списков с образа, попросту - его копий. В дни почитания иконы, до прихода власти Советов, отдельные службы проводились перед ее копиями в каждом храме, где были эти аналоги.

Отличается ли от прочих Серафимо-Дивеевская икона?

Уникальна Дивеевская икона Богородицы «Умиление» не только историей своего обретения, но еще манерой художественного исполнения и использованными материалами.

Оригинальная икона написана не на доске, а на холсте, натянутом на древесный срез кипариса. Этот момент мало интересен верующим, но чрезвычайно любопытен для историков. Вопросы о том, как можно было найти в глуши Саратовских икон холст, натянутый на доску кипариса, не дает покоя многим изучающим историю православия.

Интересен и сам образ. Говорить о том, что Богоматерь изображена без младенца - неверно, хотя Иисус на иконе отсутствует. Богородица на этом образе не одна, просто она изображена до факта рождения младенца, то есть - беременной им. Это уникальное изображение Богоматери, не свойственное православной иконописи.

Как молиться перед Серафимо-Дивеевской иконой?

Многих верующих сегодня волнует вопрос, как нужно молиться, чтобы придала сказанному икона «Умиление» значение. В чем помогает прихожанам разобраться духовный наставник или же сборники молитв, имеющиеся в продаже в магазинчиках при каждом храме.

Однако в отношении молитвы перед чудотворящим образом каноны важны лишь для церковников, проводящих посвященные иконе служения. Простому прихожанину следует помнить только о главной заповеди любого моления - об искренности. Не нужно запоминать наизусть слова молитв из сборников, как старинных, так и современных, они даны лишь в помощь истого верующим, но затрудняющимся в выборе нужных слов, способных отразить их чувства.

Если перед прихожанином находится икона «Умиление» Божьей Матери, значение имеет не порядок слов, а вера человека и чистота его помыслов.

О чем молятся перед Серафимо-Дивеевской иконой?

К чудотворному образу приходят с разными бедами. Разумеется, никакой статистики того, как влияет икона «Умиление», в чем помогает, от каких недугов исцеляет - не существует.

  • о здоровье, не только собственном, но и близких;
  • о благополучии детей;
  • о даровании семьи и наследников;
  • обо всем «женском» и материнском.

Есть и убежденность в том, что образ способен предотвратить разрушения, войны и связанные с этим напасти. Однако скептики, которых в современном мире не мало даже среди верующих, ставят под сомнения эти качества иконы, приводя в пример войны при Николае Втором, который поклонялся оригинальному образу и даже даровал иконе одно из ее облачений. Вспоминают и революцию, и Чеченский военный конфликт, и террористические акты.

Вопрос о том, икона Богородицы «Умиление» в чем помогает, а для чего бесполезна - не имеет ответа. Помощь образа зависит от веры и искренности человека, от его нужды в участии, от глубины отчаяния и беды. Не менее важную роль играют и такие качества души, как смирение, терпение, благодарность, о которых большинство современных прихожан забывают.

Какой может быть молитва перед Серафимо-Дивеевской иконой?

Молиться о своем «женском» перед образом можно по-разному. Никаких правил, ограничивающих обращение к Богородице, не существует, кроме чистоты собственного сердца.

Молитва перед образом может быть такой:

«Прими, Всеблагая Пречистая Безневестная Богоматерь мольбу мою (имя собственное). На тебя, Единую Пресвятую Заступницу уповаю в невзгодах моих и немощах. Молю тебя даровать мне (имя собственное), от благ Сына Божия, но избавить от его горестей.

Молю тебя, Дева Пречистая о (перечисление того, о чем просится). Уповаю на бесконечную милость твою в надежде и смирении. Молю о сохранении того, что даровано. Молю о даровании того, что могу сохранить. Молю об укреплении (перечисление личного, важного). Молю о защите и даровании благ всяческих (перечисление имен близких). Молю тебя, Пресвятая Богоматерь с благодарностью и смирением, с терпением и верою, с помыслами чистыми и надеждою. Аминь».

Молясь таким образом, важно действительно иметь все те качества, которые утверждаются в тексте. Хотя икона «Умиление» значение для верующих имеет большое, сам факт стояния перед ней уже дарует особое душевное состояние, просьба найдет отклик лишь правдивая, образ - не робот, выполняющий сиюминутные желания.

Какой может быть молитва матери перед Серафимо-Дивеевской иконой?

Матери, беспокоящиеся о своих детях, могут молиться так:

«Богоизбранная Матерь Пречистая, заступница наша пред Сыном Божием и Престолом Небесным. Молю тебя принять тревоги мои и разрешить их. Молю тебя о здравии и целости благополучия детей моих (имена). Молю о защите их от напастей и горестей, помыслов нечистых, путей лживых, искушений бесовских. Молю тебя, пресвятая Богородица о даровании покоя душе моей, о наставлении детей моих неразумных, о защите их и даровании им нужных, господу угодных помыслов. Аминь».

Мольба матери всегда идет от чистого сердца и обладает большой силой. Однако даже мать, молящаяся за своих детей, должна не просто уповать на помощь чудотворного образа, но и обладать искренней и глубокой верой в Господа.

В православных церквях огромное количество всевозможных икон и мощей. Не каждый верующий знает, каково значение иконы «Умиление» и в чём она помогает. В то же время эта святыня - одно из наиболее почитаемых православными христианами изображений Богоматери. Такая известность связана с его чудотворной силой, способствующей преодолению самых разнообразных недугов и хворей.

Икона, называемая «Умиление» («Милующая»), - это поясное изображение Девы Марии, отражающее тот момент, когда она уже получила благую весть от архангела Гавриила, но ещё не родила Иисуса. Образ создан с помощью красок светлых тонов, что позволяет передать радость и восторг Божьей Матери, которая словно бы молится, немного склонив голову, полуопустив глаза и скрестив ладони на груди.

Вокруг её венца начертаны слова «Радуйся, Невеста Неневестная». Эта фраза является напоминанием о том, что Мария зачала и родила ребёнка, не зная мужчины. В этом проявилось чудо Божие, а также отразилась её собственная целомудренность и чистота.

Изначально лик Пресвятой Богородицы был написан на холсте, прикреплённом к кипарисовой доске. Позднее по велению Николая II икона «Умиление» была обрамлена в драгоценную ризу.

Используя масло из лампадки, горящей вблизи образа, святой Серафим Саровский, получивший это изображение лика Богоматери в дар, исцелял верующих от самых различных хворей. Позднее он сам умер во время прочтения молитвы перед святыней.

В 1991 году изображение было передано в Москву, где его должны были поместить в патриаршую церковь, но икону ежегодно отправляют в Богоявленский собор, чтобы она была доступна прихожанам для поклонения.

У неё есть несколько дней особого почитания (по новому/по старому стилю):

  • 22.12/09.12;
  • 01.08/19.07;
  • 10.08/28.07.

Каждый из них связан с каким-либо особым событием или созданием списков (копий) образа. Самые известные из них можно найти:

  • в соборе Серафима Саровского (Голицыно);
  • в Серафимо-Дивеевском храме (Троицкий собор);
  • в Патриаршем Богоявленском Соборе (Москва).

В этот ряд можно добавить Псково-Печерский образ, но стиль его написания заметно отличается, хотя название и сюжет являются такими же, как и у прочих изображений.

Значение и помощь

Семистрельная икона «Умиление» характеризуется тем, что значение напрямую связано с образом самой Богоматери, способной миловать даже самых грешных, давая им своё покровительство. Она символизирует чистоту помыслов и доброту нрава, а также помогает девушке приобрести и сохранить эти качества.

Также образ помогает женщинам:

  • укрепить своё здоровье (как душевное, так и физическое):
  • справиться со сложностями подросткового периода;
  • выйти из депрессии;
  • излечить бесплодие;
  • облегчить роды;
  • успокоить злобу;
  • избавиться от помыслов безнравственного содержания;
  • обрести гармонию и счастье;
  • найти достойного мужа.

К лику Девы Марии можно обращаться с просьбами о помощи во многих других вопросах, если в этом возникнет необходимость. Независимо от того, о чем молится иконе «Умиление» Божией Матери верующий человек, ему следует делать это с открытым сердцем, всецело полагаясь на заступничество Богородицы.

Если лик Божией Матери «Умиление» приходит мужчине или женщине во сне, то это является предвестием радости и добра.

Если говорить о том, каково значение иконы Остробрамской и в чем она помогает, то обнаружится, что эта святыня весьма сходна с образом «Умиление». Однако Остробрамская (Корсунская Благовещенская) Богоматерь почитается и христианами, и католиками, а также обладает более богатой отделкой, изготовленной из золота, серебра, жемчугов и драгоценных камней.

В то же время другое изображение Девы Марии, именуемое «Умиление злых сердец» (и часто ассоциирующееся с «Семистрельной» иконой), напротив, внешне заметно отличается наличием 7 мечей, направленных на Богородицу и символизирующих 7 смертных грехов . Вместе с тем она тоже является чудотворной и помогает укрепить силу духа.

Не последнее место в перечне занимает «Троеручица», которая, хоть и изображена с младенцем Иисусом на руках (в отличие от других икон), однако также помогает в исцелении недугов и поддержании веры в самые трудные периоды жизни человека.

Иногда в этот ряд добавляют «Трилетствующую» Богоматерь (трилетствовать означает «находиться в возрасте трёх лет»). Но этот образ не считается официальным, и РПЦ его не принимает, полагая, что он недостаточно глубок и содержателен для того, чтобы поддерживать духовный рост верующих.

Однако следует помнить, что независимо от того, где находится икона Божией Матери «Умиление», в чём помогает и какое значение имеет, её сила и воплощённая в ней радость всегда открыты верующим людям, что даёт им возможность надеяться на разрешение их жизненных и духовных трудностей.

Икона «Умиление» изображает Деву Марию до рождения младенца Иисуса, но после Благовещения. У Пресвятой Богородицы на этом изображении восторженное, светлое, радостное выражение лица. Оно отражает то состояние умиления, которое испытывала Дева Мария, узнав о том, что ей предстоит стать Божьей Матерью.

У Пресвятой Девы на этой иконе полуопущенные глаза, немного наклоненная голова, скрещенные в молитве руки. Данный образ символизирует смирение перед Божией волей, целомудрие, кротость. Икона Умиление изображает тот момент, когда Архангел Гавриил сообщил Богородице о миссии, которая на нее возложена. День этого святого образа отмечается 1 и 10 августа.

История Святого Образа

Изначально лик Умиления был выполнен на холсте, прикреплённом к доске из кипариса. Автор иконы и история ее написания неизвестны, однако специалисты предполагают, что чудодейственный образ появился в конце XVIII века. Широкую известность лик приобрел благодаря Серафиму Саровскому.

Преподобный был способен видеть души людей и молиться об их исцелении. Он просил у Пресвятой Богородицы заступничества для страждущих. Рядом с иконой располагалась лампадка, масло из которой обладало целебными свойствами. Преподобный Серафим Саровский смазывал тела больных этим маслом, после чего люди исцелялись.

Преподобный называл икону Богоматери «Радостью всех радостей». Серафим Саровский умер, стоя на коленях прямо перед этим образом. Спустя некоторое время Николай II презентовал чудодейственному образу праздничный венец из жемчужин и драгоценных камней, а также роскошную ризу.

В 1991 году икона была передана Московскому патриарху Алексию II, а он переместил ее в патриаршую церковь. Ежегодно икона переносится в Богоявленский Собор для поклонения. Со временем было изготовлено множество копий этой иконы, и некоторые из них обладают чудодейственной силой, сопоставимой с силой оригинала.

Женская помощница

Чудодейственный лик по праву считается женским. Представительницы прекрасного пола обращаются к Пресвятой Деве в период бед и болезней. Но не только в этом способна помогать Богородица Умиление. Через этот образ родители обращаются к Первообразу с просьбой сохранить чистоту, целомудренность и добрый нрав дочери.

К Деве Марии люди обращаются за заступничеством, когда нуждаются:

  1. В избавлении от различных недугов, как физического, так и душевного характера.
  2. В скорейшем наступлении беременности и ее благополучном протекании, а также в максимальном облегчении процесса родов.
  3. В избавлении от злобы и безнравственных мыслей, в обретении гармонии, умиротворения.
  4. В преодолении сложностей переходного возраста, избавлении юношей и девушек от тех душевных тягостей, с которыми сталкиваются подростки.
  5. В поиске достойных спутников жизни для девушек, в обретении семейного счастья и гармонии.

Считается, что если попросить поддержки у Девы Марии, то она обязательно поможет, но при условии искренней веры в ее помощь. И чем сильнее вера, тем скорее молящийся получит то, о чём просит заступницу.

Значением иконы определяются те чудеса, которые были сотворены Богом при посредничестве Богородицы Умиления. Так, зафиксированы случаи, когда благодаря лику люди избавлялись от тяжёлых онкологических заболеваний. Например, одна женщина долго молилась перед образом Девы Марии незадолго до предстоящего хирургического вмешательства по поводу злокачественной опухоли. В результате операцию отменили, поскольку на очередном обследовании новообразование просто не обнаружили. Оно исчезло, не оставив следа.

Нужно помнить, что все иконы Божьей Матери помогают в тяжёлые моменты жизни как отдельного человека, так и всего Православного Мира. Пресвятая Дева является первой молитвенницей и защитницей христиан перед Божьим Престолом, поэтому к ней можно обращаться в любых душевных терзаниях, болезнях и нуждах. Она всегда услышит искренние молитвы и поможет просящим.

Общаться с Девой Марией можно как своими словами (но обязательно идущими от сердца!) так и при помощи специальных молитв.

В Православной церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы, один из них - «Умиление». На иконах «Умиление» (в греческой традиции - "Елеуса") Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс. Она держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных, на ней Божия Матерь изображена одна. Ее руки крестообразно сложены на груди, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Этот образ не относится к типу иконописи "Елеуса", тем не менее носит идентичное название.

«Умиление» - икона Божией Матери Псково - Печерская

Псково-Печерская икона Божьей Матери «Умиление» (фото расположено ниже) является списком «Владимирской Богородицы». Ее написал монах Арсений Хитрош в 1521 году. В Псково-Печерский монастырь икона была привезена благочестивыми купцами в 1529-1570 годы, когда игуменом монастыря был преподобный Корнилий. Эта святая икона на весь мир прославилась своей чудодейственной помощью, поддерживая и защищая православных христиан в трудные жизненные моменты.

«Умиление» - икона Божией Матери Псково-Печерская - относится к иконописному типу "Елеуса", который является самым распространенным в русской иконописи. Здесь изображена Дева Мария, держащая на руках своего Сына Иисуса Христа. Младенец прижимается своей щекой к Богоматери, проявляя высшую степень сыновней любви.

К данному типу относятся такие иконы Богородицы, как Донская, Владимирская, Ярославская, Феодоровская, Жировицкая, Гребневская, Почаевская, Взыскание погибших, Ахренская, Дегтярёвская и др. Одним из образов этого типа является икона Божьей Матери «Умиление» Печерская.

История прославления чудотворной иконы

В 1581 году польский правитель король Стефан Баторий совершил попытку осады Пскова. С колокольни Мирожского монастыря солдаты противоборствующей стороны сбрасывали каленые ядра, одно из которых попало в икону Богородицы «Умиление», висевшую на вершине городской стены. Но образ чудесным образом был сохранен, а ядро упало возле него, не принеся каких-либо повреждений. Проиграв в этой войне, литовское княжество было вынуждено в очередной раз заключить перемирие с Россией.

Благодаря помощи Богородицы было совершено отнятие у французов города Полоцка. Событие произошло 7 октября 1812 года во время Отечественной войны при нашествии войск Наполеона Бонапарта. Командир I корпуса приписывает свою победу именно помощи Богородицы и ее святого образа «Умиление». Икона Божией Матери своей чудодейственной силой помогла одержать очередную победу.

Известны многочисленные случаи помощи этой иконы при чудесном исцелении слепых людей. Вдова, молившаяся Пресвятой Деве Марии, получила выздоровление после горячей молитвы перед иконой «Умиление». Икона Божией Матери прославилась великим чудом. Женщина была слепа на протяжении почти трех лет, а после горячей молитвы перед чудотворным образом прозрела. Также от ослепления был исцелен и крестьянин, не видевший перед этим шесть лет. Кроме того, были отмечены различные случаи выздоровления от тяжелых болезней, происходившие при помощи Богородицы после молитвы перед этим святым образом.

«Умиление» - Серафимо-Дивеевская икона

Икона Божией Матери «Умиление» считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей. Икона эта находилась в келье Серафима Саровского. Он очень глубоко почитал эту икону, называя ее «Всех радостей радость». Стоя на молитве перед образом Богородицы, преподобный мирно отошел ко Господу. Еще при жизни святого перед иконой горела лампада, маслом из которой он помазывал всех приходящих к нему людей, исцеляя от душевных и телесных недугов.

Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз. Над головой надпись слов из акафиста: "Радуйся, Невесто Неневестная!"

История иконы

История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века. После смерти Серафима Саровского образ был перенесен в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В послереволюционное время, когда Дивеевская обитель была закрыта, икону Богородицы вывезла в Муром Дивеевская игуменья Александра. В 1991 году чудотворный образ был передан Алексию II - Патриарху Московскому, который поместил икону в патриаршей церкви, где она и находится в настоящее время. Один раз в год чудотворный образ выносят в Богоявленский собор для поклонения. Приложиться к нему можно всем желающим православным христианам. В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа.

Новгородская икона «Умиление»

Жители Новгорода уже на протяжении почти 700 лет почитают другую икону Божией Матери «Умиление». Она известна благодаря многочисленным чудотворениям, происходившим от молитвы ко Пресвятой Богородице.

Пресвятая Дева защищала город от пожаров, разорений и войн. Благодаря горячей сердечной молитве перед этим святым образом многие люди получали исцеления от душевных печалей и телесных болезней. Празднование иконы совершается 8 июля.

Смоленская икона Божией Матери «Умиление»

На смоленской богородичной иконе «Умиление» Святая Дева изображена с руками, крестообразно сложенными на груди. Она любуется на своего Божественного Сына, играющего на складках Ее одежды. Лик Пресвятой Девы исполнен глубокой любовью и одновременной печалью за Своего Сына.

Образ известен миру еще с 1103 года. А прославился он благодаря чудесному заступничеству Пресвятой Богородицы, защитившей Смоленск от нападения польских воинов в начале XVII века.

Чудотворная Икона «Умиление» Божьей Матери, значение для верующих

При молитвенном обращении ко Пресвятой Богородице «Умиление» многие христиане просят об укреплении веры, о примирении враждующих, об избавлении от нашествия врагов и сохранении Российского государства. Но наиболее часто к ней приходят молодые девушки и женщины, изливая многочисленные просьбы о благополучном замужестве, исцелении от бесплодия и рождении здоровых детей. Любая икона «Умиление» изображает состояние святой души Богородицы: ее нескончаемую любовь к людям, великую чистоту и святость.

Многие христианки после совершения искренней молитвы перед святым образом отмечают глубокое успокоение, веру и надежду в чудодейственную силу Пресвятой Девы. Помогает в этом икона «Умиление» Божьей Матери. Значение этого святого образа заключается в помощи Богородицы всем просящим у нее людям.

Многие православные христианки вышивают иконы Пресвятой Богородицы. В последнее время для этой цели стали чаще использовать бисер. Существует благочестивая традиция посвящать сей труд Пресвятой Деве. Во время вышивания верующие женщины совершают молитву и трудятся с чувством покаяния. В просьбе родить здоровых детей некоторые матери берут на себя труд вышивания икон. Когда икона Божьей Матери «Умиление» бисером готова, ее заключают в застекленную рамку и освящают в православном храме. После этого молятся перед образом в надежде получить просимое.

Гимнография

Известны многие молитвословия, посвященные Пресвятой Богородице. Перед иконой «Умиление» верующие читают акафист. Молитва иконе Божьей Матери «Умиление» содержит глубокий смысл: православные восхваляют Пресвятую Деву, называя Ее Заступницей и Защитницей нашей Страны, Красотой и Славой обители, а также просят сохранить людей от зла, спасти русские города и защитить православный народ от нашествия врагов, землетрясения, потопа, от злых людей и других несчастий. Эту молитву принято произносить, обращаясь за помощью к Пресвятой Деве Марии, в надежде на Ее небесную помощь и поддержку.

Акафист

Акафист иконе Божией Матери «Умиление» содержит преимущественно хвалебные тексты. В нем содержится 13 икосов и кондаков, которые освещают некоторые исторические события, связанные с появлением и прославлением святой иконы. В акафисте также изложены различные просьбы ко Пресвятой Богородице о помощи, защите и молитве за грешный род человеческий. В конце всегда читается заключительная коленопреклонная молитва, исполненная просьб ко Пресвятой Деве Марии о спасении и защите всех людей.

Заключение

Существует несколько различных видов православных икон Божией Матери, именуемых «Умиление»: есть чудотворные, местночтимые и почитаемые образа.
Несмотря на то, что все эти образы разные, у них есть одно общее – они всегда передают безграничную любовь Пресвятой Богородицы к православным христианам и всем людям.

Храм иконы Божией Матери «Умиление» в Москве находится при центре социальной судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Это домовый действующий храм, расположенный по адресу: Хамовники, переулок Кропоткинский, 23. Здесь всегда ждут верующих, желающих помолиться и обрести душевный покой.