Какие налоги платит ано. Налогообложение некоммерческих организаций

Все некоммерческие организации (далее - НКО), как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, признаются плательщиками налога на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом в качестве доходов учитываются, как доходы от реализации, так и внереализационные доходы. Некоммерческие организации, не ведущие предпринимательскую деятельность, не являются плательщиками налога на прибыль, но они могут ее уплачивать при продаже ненужного имущества.
Если некоммерческая организация размещает временно свободные денежные средства на депозитных счетах в банках, сдает в аренду помещения, выполняет платные работы и услуги и т.п., то эта деятельность считается предпринимательской и НКО является плательщиком налога на прибыль.
Согласно требованиям Налогового Кодекса все доходы необходимо разделить на две категории: доходы от реализации; внереализационные доходы. Доходами от реализации признается выручка, полученная в денежной или натуральной форме, от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, от реализации прочих видов имущества и имущественных прав. Выручка определяется исходя из цен реализации, определяемой сторонами сделки. К числу внереализационных доходов относятся доходы от долевого участия в других организациях; курсовые разницы; суммы штрафов, пеней; доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду; в виде процентов по договорам займа (кредита); в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав; другие доходы. Наряду с общими видами доходов, не учитываемых для налогообложения, некоммерческие организации должны внимание уделить следующим особенностям. При определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль не учитываются средства, полученные в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами. К указанным средствам, в частности, относятся средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Кроме того не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций или физических лиц и использованные ими по целевому назначению. К указанным целевым поступлениям относятся вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования; имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования и др. Под средствами и имуществом, полученными на благотворительную деятельность, понимаются средства и имущество, поступившее некоммерческим организациям, образованным в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, на осуществление благотворительной деятельности. Перераспределение целевых поступлений между некоммерческой организацией и входящими в ее структуру территориальными организациями при определении налоговой базы не учитывается. В бюджетных учреждениях в составе доходов, подлежащих налогообложению, не учитывается также стоимость имущества, полученного по решению органов исполнительной власти всех уровней. Все некоммерческие организации, в том числе и бюджетные учреждения, обязаны обеспечить раздельное ведение учета доходов, полученных в рамках целевого финансирования и расходов, произведенных за счет указанных средств. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как средства, подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования отнесены средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц. Ведение некоммерческими организациями и бюджетными учреждениями деятельности, связанной с обеспечением целей и задач, определенных их учредительными документами, производится за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений, и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. При организации налогового учета затрат, учитываемых для целей налогообложения, бюджетные учреждения сумму доходов от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не могут направить на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Если в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов. В любом случае для определения суммы расходов по оплате коммунальных и других услуг, которые могут быть отнесены к расходам по коммерческой деятельности, из фактической суммы произведенных расходов на указанные цели исключается сумма таких расходов в размере лимитов бюджетных обязательств по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. При организации налогового учета необходимо учитывать, что в некоммерческих организациях не подлежит амортизации имущество, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности. Не амортизируется также имущество, полученное в рамках целевого финансирования; имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности; имущество, полученное медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке. Не подлежит амортизации также и имущество бюджетных учреждений, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемое для осуществления этой деятельности. Общая ставка налога на прибыль – 24%, 6,5% уплачивается в федеральный бюджет и 17,5% в бюджет субъектов РФ. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Декларации подаются в налоговый орган не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, должны представлять декларации по налогу на прибыль в упрощенной форме по истечении налогового периода. Следует также учитывать, что все некоммерческие организации, получающие имущество и средства в виде целевых поступлений и целевого финансирования, а также имущество и средства в рамках благотворительной деятельности в составе декларации за налоговый период должны представить Отчет о целевом использовании этих средств.

Система налогообложения – явления, с которым сталкивается абсолютно каждый предприниматель, не зависимо от формы ведения его деятельности. На сегодняшний день существует довольно широкая система налогов. Обязательные платежи предназначены, как за саму деятельность, которую осуществляют субъекты экономической деятельности, так и за объекты, используемые при ведении такого бизнеса.

В большинстве случаев мы привыкли говорить о налогах индивидуальных предпринимателей и организаций, которые ведут свой бизнес с целью получения прибыли, то есть коммерческих субъектов. Но, необходимо отметить, что помимо таких предприятий существуют организации, для которых прибыль — абсолютно не главный мотив ведения деятельности. Такие субъекты имеют название общественных, то есть некоммерческих форм ведения деятельности.

Какие налоги платят такие организации и существуют ли для них какие-либо упрощения или ограничения, в связи со специфичностью их бизнеса? Именно этому вопросу посвящена наша статья.

Некоммерческие формы деятельности

На сегодняшний день существует довольно много организаций, которые занимаются общественной деятельностью, создавая при этом некоммерческие организации. Такие компании закрепляют право каждого гражданина на объединения в общественных целях. Они функционируют на специальных положениях и имеют особый порядок регистрации и ликвидации формы ведения деятельности.

Законами предусмотрено довольно широкий перечень организационных форм, регистрация которых предназначена именно для некоммерческих организаций (например: фонд, общественная организация, религиозное объединение и т.д.).

Важно заметить, что отсутствие цели заработка не означает, что прибыль в таких субъектах предпринимательской деятельности отсутствует. Организации общественного типа могут иметь доходную часть. Но, в отличии от коммерческих форм, которые распределяют такие доходы между учредителями, прибыль коммерческих организаций направляется на достижение целей компаний. Если говорить о привлечении денежных средств, то чаще всего она поступает в качестве взносов участников таких объединений.

Налогообложение организаций

Как уже говорилось, некоммерческая деятельность подлежит налогообложению. При этом, вся бухгалтерская отчетность такой организации ведется в соответствии с общими правилами, предназначенными и для компаний, ориентированных на получение прибыли.

Организации общественного типа обязаны вести отчетность, в которой будут обозначаться все доходы и расходы такого предприятия. Такие действия необходимы для того, чтобы составлять правильные налоговые отчеты. При этом, рекомендуют для операций, связанных с прибылью и расходами иметь отдельные учеты.

Налогами облагается предпринимательская деятельность общественной компании, которая предназначена для обеспечения функционирования предприятия и достижения целей, предусмотренных уставными документами. К этому пункту добавляется и налог на прибыль, которая не связана с предпринимательской деятельностью. Абсолютно все доходы коммерческой организации подлежат налогообложению.

Система налогообложения организации

Прежде всего, определимся, какие именно налоги платят организации общественного типа. При регистрации любой формы ведения деятельности учредитель имеет право выбрать упрощенную систему налога, или платить обязательный взносы по общей основе. Довольно часто возникает вопрос по поводу упрощенного налогообложения, ведь такая система является наиболее популярной сегодня. Налогообложение некоммерческих организаций может проводиться по упрощенке. На сегодняшний день существует две формы уплаты налогов при использовании такой системы:

  • «Доходы»;
  • «Доходы – расходы».

Главным отличием таких типов является процентная ставка. Так, для вида «доходов» она составляет 6%, а для «доходы – расходы» – 15%. Довольно важно понимать, какая экономическая составляющая облагается такими ставками. Для первого вида налог исчисляют исключительно от прибыли. Для второго варианта характерно то, что проценты отсчитывают от разницы между прибылью и потраченными средствами.

Для того, чтобы лучше понять систему такого вычисления предлагаем рассмотреть действие видов упрощенного налога на примере. Общественная организация «ААА» за налоговый период имела прибыль в размере 485 000 рублей. При этом, потраченные средства на достижение целей составили 415 000 рублей.

Просчитаем сначала по системе «Доходы». Для этого просто умножим прибыль организации на процентную ставку:

485 000 рублей * 6% = 29 100 рублей.

Теперь узнаем налогообложение по виду «Доходы – Расходы». В таком случае нам необходимо от прибыли отнять расходы, а полученный результат умножить на процентную ставку:

(485 000 рублей – 415 000 рублей) * 15% = 10 500 рублей.

В данном случае очевидно, какую систему выгоднее использовать. Но, стоит заметить, что такой подбор довольно индивидуален и напрямую зависит от деятельности организации. Не всегда то, что подходит одному — будет выгодно и другому. Поэтому, перед тем, как выбирать вид упрощенного налогообложения проведите эти элементарные подсчеты. Такие действия сделают деятельность организации более экономной.

Особенности налогообложения некоммерческих организаций по упрощенной системе

Довольно важно ознакомится с основными нюансами перед тем, как выбирать упрощенное налогообложение. Прежде всего, существует два способа применения упрощенных налогов:

  • подача заявления при регистрации;
  • изменение системы налогообложения, которой пользуется организация на упрощенную.

Первый вариант осуществляется путем предоставления специального заявления на использование упрощенного налога при первоначальном обращении организации в налоговый орган для предоставления статуса плательщика налогов.

Второй способ используется тогда, когда организация использует иной вид налогообложения, но в силу определенных обстоятельств хочет поменять его на упрощенный вид. В такой ситуации главное запомнить, что переход возможен исключительно со следующего календарного года. Для его осуществления необходимо предоставить специальное заявление в налоговую службу до окончания текущего года.

Кроме того, для тех организаций, которые используют упрощенную систему налогообложение, существует ряд ограничений. К ним относят:

  • количество наемной рабочей силы не может превышать 100 человек;
  • годовой доход организации не может быть больше 45 000 000 рублей;
  • имущество, принадлежащее организации не может оцениваться в сумму, которая не превышает 100 000 000 рублей.

Кроме того, для организаций такой тип обязательных платежей предусматривает тот факт, что организация не может использовать упрощенный налог в случае, когда владельцем капитала становится другое юридическое лицо и его часть больше четверти. К некоммерческим организациям такое правило не имеет отношения. В данном случае, абсолютно неважно, какая часть капитала и кому принадлежит.

Налогообложение некоммерческой организации по общей системе

Существует ряд общих налогов, которые организации общественного типа обязаны уплачивать. К ним относят налог на добавленную стоимость, налог на доход.

Налог на добавленную стоимость. Вне зависимости от того, ведет организация предпринимательскую деятельность, или нет – она обязана платить НДС. Но существует исключение, вот к примеру, организация получила прибыль за реализацию услуг (например, образовательных), далее на эти деньги закупила необходимые для достижения целей средства. Сумма, уплаченная за такую покупку облагаться налогом не будет. Такая деятельность была целенаправленна на достижение целей и имела образовательный характер. Для таких операций организации необходимо вести специальные раздельные книги учета доходов и расходов. Только в таком случае существует возможность исключить налогообложения на проведение таких операций.

Но, в случаях, когда такая прибыль была получена коммерческим путем, то суммы от таких операций подлежат налогообложению. В таком случае отчетность необходимо вести по обычной системе – иметь специальную книгу, где отображаются все доходные и расходные части.

Ежегодно, организация должна предоставлять налоговому органу специальную декларацию заполняется она в соответствии с данными, которые имеются в учетных книгах по доходам и расходам. При этом, стоит отметить, что особую внимательность стоит переделить седьмому разделу. Заполнять его необходимо исключительно в том случае, если некоммерческая организация проводила операции следующего типа:

  • деятельность, которая согласно к государственному законодательству вообще не облагается налогом на добавленную стоимость;
  • операции по отношению к обетам, которые по Закону не облагаются НДС;
  • если организация проводит деятельность, результаты которой реализуются вне территории России;
  • если срок производства товара или его поставки превышает полугодие.

Остальные разделы заполняются всеми организациями вне зависимости от деятельности и ее характера. Декларация – документ государственного образца. Ознакомиться с ним можно в любом отделении Налоговой службы, на официальном сайте, либо же скачать ее у нас (образец):

К такому документу существуют определенные правила по заполнению. Так, если вы вписываете информацию вручную, а не при помощи компьютера, то используйте печатные буквы заглавного шрифта. Ни в коем случае не выходите за рамки, предназначенные в декларации. Лучше всего пользоваться чернилами черного цвета.

Налог на прибыль. Организации коммерческого типа платят налогообложение на доходную часть. Для того, чтобы определять сумму такого налога, компания обязана вести специальные книги доходной и расходной части. В них отображаются абсолютно все финансовые операции, которые имеют отношение к организации.

Особенностью становится то, что налог на прибыль не исчисляется из доходов, которые были получены для целевого использования организации. Если из таких доходов платятся зарплаты для работников организации, то их суммы подлежат налогообложению на основе социального налога, который применяется и к другим типам организаций. Такой налог исчисляется по каждому работнику отдельно.

Ежегодно необходимо предоставлять в налоговый орган соответствующую декларацию. Скачайте ее у нас (образец):

Налогообложение автономной некоммерческой организации

Прежде всего, необходимо обозначить, какие именно организации принято называть автономными. К ним относят компании, основанные на общественных началах для достижения целей в сфере культуры, здравоохранения, науки, права, физкультуры т.д. Создается такая организация как юридическими, так и физическими лицами. Доля одного из них в каптале компании больше четверти обще суммы. Каждый из учредителей безвозвратно передает имущество в собственность автономной организации общественного типа. При этом, учредителей не несет ответственности за потери организации, а организация не отвечает по обязательствам учредителей.

Одним из наиболее часто задаваемых вопросом становится возможность применения к таким организациям упрощенного налога и налогообложения на вмененный доход. Обе эти системы имеют право использоваться к автономной общественной компании.

Об упрощенной системе говорилось выше. Покажем расчет ЕНВД. Для его исчисления существует специальная формула:

ЕНВД = Б * П * К * КК * 15%.

  • Б – базовая доходность организации доход, которая установлена государством для каждого отдельного вида деятельности.
  • П – физический показатель, что представляет собою число, предназначенное для каждого отдельного вида работ в зависимости от количества работников, рабочей площади и т.д.
  • КД – коэффициент дефляции, что устанавливается государством ежегодно с учетом определенных показателей. Так, в 2015 году он составляет 1,798.
  • КК – корректирующий коэффициент, предусмотренный органами местной власти. Устанавливается в зависимости от особенностей региона.

Публикации \ 23.03.2015

Некоммерческой организацией (далее по тексту НКО) признается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В то же время НКО имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, если она направлена на достижение основных целей организации. Сочетание бесприбыльной деятельности, ориентированной на социальный эффект, и деятельности, направленной на получение прибыли, требует особого подхода при расчете налога на прибыль.

Классификация доходов и расходов НКО

При расчете налога на прибыль НКО необходимо определить те доходы и расходы, которые будут учтены для целей исчисления налога на прибыль. Порядок определения налоговой базы при расчете налога на прибыль НКО установлен пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). Данная норма содержит закрытый перечень видов целевых поступлений, которые не учитываются в целях исчисления налога на прибыль.

К целевым поступлениям НКО относятся поступления на ведение уставной деятельности, полученные безвозмездно от других организаций и физических лиц и использованные по назначению. Таким образом, применение полученных целевых средств не по назначению влечет последствия, установленные п. 14 ст.250 НК РФ, а именно признания таких поступлений в качестве внереализационного дохода.

Пример 1. НКО получила целевые средства для осуществления уставной деятельности. Фактически эти средства не были использованы по назначению и были размещены на депозитном счете в банке. В этом случае средства будут учтены как внереализационные доходы НКО, ровно как и проценты, начисленные по договору вклада на остаток депозита.

Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, возникших в рамках целевого финансирования согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Следует отметить, что расходы, связанные с ведением основной деятельности НКО, покрываются за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений. Однако иногда таких средств для покрытия расходов бывает недостаточно. В этом случае используются оставшиеся после исполнения обязанности по уплате налога на прибыль источники, полученные в результате осуществления коммерческой деятельности.

При ведении деятельности, направленной на получение дохода от реализации товаров, работ, услуг, а также в случае получения внереализационных доходов, НКО не включают доходы и расходы по ведению уставной деятельности в целях исчисления налога на прибыль. Доходы от коммерческой деятельности могут быть уменьшены лишь на величину документально подтвержденных и обоснованных расходов, произведенных для осуществления этой деятельности, за исключением расходов, поименованных в ст. 270 НК РФ.

Учет общехозяйственных расходов между коммерческой и некоммерческой деятельностью

Нередко в НКО встает вопрос о порядке учета общехозяйственных расходов, которые связаны с деятельностью НКО в целом и не могут быть полностью отнесены к коммерческой или уставной деятельности. Несмотря на то, что Налоговый кодекс содержит норму о порядке распределения общехозяйственных расходов, возможность применять эту норму НКО оставалась спорной. Однако Письмо Минфина России от 18.04.2013 г. №03-03-06/4/13345 дает разъяснение по этому вопросу.

На основании п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика на основании п. 1 ст. 272 НК РФ. Однако положения п. 1 ст. 272 НК РФ действуют в отношении доходов и расходов, формирующих налоговую базу налогоплательщика в соответствии со ст. 274 НК РФ как разницу между суммами полученных доходов и расходов.

Распределение таких расходов требуется налогоплательщику только в случае ведения им видов предпринимательской деятельности, для которых установлен разный режим налогообложения. Следовательно, порядок распределения расходов, установленный ст. 252 и 272 НК РФ, применяется в отношении расходов, произведенных налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, для некоммерческих организаций положения главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью.

Вместе с тем в вышеуказанном Письме Минфина России отмечается то, что данное мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от изложенной трактовки.

Для минимизации налоговых рисков организациям можно посоветовать производить распределение затрат прямым методом. Данный метод предполагает составление смет расходов на ведение уставной и коммерческой деятельности. Общехозяйственные расходы в таком случае будут распределяться между видами деятельности на основании утвержденных смет.

Порядок признания курсовых разниц при исчислении налога на прибыль

В процессе своей деятельности НКО могут осуществлять операции, связанные с валютой, которые непременно ведут к необходимости учета курсовых разниц. Примером таких операций может служить получение средств целевого финансирования в иностранной валюте, имущества и обязательств по договору пожертвования, реализация иностранной валюты.

Так, когда средства целевого финансирования предоставляются нерезидентом (иностранным физическим или юридическим лицом), НКО может получить такие средства в иностранной валюте. Курсовые разницы, возникшие в результате изменения официального курса иностранной валюты, признаются доходами и расходами, возникшими в рамках целевых поступлений.

По этой причине они не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Курсовые разницы, возникшие при использовании средств по целевому назначению, в том числе при продаже иностранной валюты, для целей налогообложения прибыли в составе доходов (расходов) также не учитываются.

Однако следует отдельно выделить такие виды целевого финансирования, поименованные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ и не подлежащие налогообложению, как гранты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 года №485 «О перечне Международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов».

В том случае, если гранты получены от иностранных и международных организаций, не включенных в перечень, они учитываются как внереализационные доходы. На практике же для того, чтобы снизить налогооблагаемую базу, получение таких грантов зачастую оформляются организациями как безвозмездная помощь, или как средства, полученные по договору пожертвования (Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 28 июля 2011 года №2902/11 по делу №А65-5833/2010).

Налог на прибыль при реализации имущества некоммерческих организаций

В вопросе о порядке учета доходов и расходов при реализации имущества НКО следует сначала определить общие правила учета имущества, а именно порядок начисления амортизации. Так, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации амортизируемое имущество НКО, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности. Имущество, приобретенное НКО не за счет целевых поступлений и целевого финансирования, используемое для осуществления некоммерческой деятельности, также признается амортизируемым, но амортизации не подлежит. Таким образом, остаточная стоимость такого имущества будет равна первоначальной стоимости.

Согласно положениям пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущества, являющегося амортизируемым, налогоплательщик вправе уменьшить доходы от такой реализации на остаточную стоимость амортизируемого имущества. При реализации имущества НКО, которое было приобретено не за счет средств целевого финансирования, НКО имеет право уменьшить доходы от реализации на остаточную стоимость имущества. Однако принимая во внимание то, что имущество ранее использовалось для осуществления некоммерческой деятельности, убытки от реализации этого имущества не учитываются в целях налогообложения прибыли ввиду несоответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 7.10. 2013 года №03-07-11/41428).

Однако, если реализуемое имущество было приобретено за счет средств целевого финансирования, обложению налогом на прибыль подлежит не только полученный от реализации доход, но и вся стоимость имущества в том случае, если не истек срок его полезного использования. Имущество в этом случае не признается использованным по назначению.

Пример 2. НКО получило целевое финансирование на покупку ОС стоимостью 54 000 руб. для осуществления некоммерческой деятельности. Срок полезного использования ОС составляет 36 месяцев. НКО приняло решение продать ОС за 47 200 руб. (в том числе НДС 7 200 руб.) по истечении года после ввода ОС в эксплуатацию. В этом случае налог на прибыль с реализации ОС составит 18 800 руб. (47 200 руб. – 7 200 руб. (НДС) + 54 000 руб.) * 20%.

Порядок учета представительских расходов некоммерческих организаций

Представительские расходы представляют собой расходы налогоплательщика на официальный прием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания руководящих органов налогоплательщика, независимо от места указанных мероприятий в соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ. Представительские расходы включаются в состав прочих расходов организаций только в размере 4 процентов от расходов на оплату труда за налоговый период.

Однако положения п. 2 ст. 264 НК РФ не распространяются на представительские расходы, осуществляемые за счет целевых поступлений от других организаций и физических лиц на ведение ими уставной деятельности. Таким образом, в целях налогообложения прибыли такие расходы не принимаются. Данный вывод приведен в письме Минфина России от 03.09.2014 №03-03-10/44000.

Резервы предстоящих расходов

НКО, занимающиеся коммерческой деятельностью, вправе создавать резервы предстоящих расходов, относящихся к коммерческой деятельности. Такая возможность появилась у НКО относительно недавно в связи с дополнением Налогового кодекса статьей 267.3 НК РФ. Отчисление в резерв происходит на последнее число налогового периода в пределах 20 процентов от суммы доходов за этот период, учитываемых в целях обложения налогом на прибыль. В том случае, если резерв не был использован полностью в течение срока, на который он был создан, сумма остатка резерва включается в состав внереализационных доходов НКО.

В заключение стоит отметить, что порядок расчета налога на прибыль НКО, сочетающих уставную и предпринимательскую деятельность, действительно вызывает сложности. Необходимость грамотно классифицировать доходы и расходы, направленные на осуществление коммерческой и уставной деятельности, требует особого внимания со стороны налогоплательщика.

Законодательство допускает создание различных обществ. Большая часть из них учреждается для ведения предпринимательской деятельности. Однако в последнее время все большее распространение получают некоммерческие организации. Налогообложение и бухучет таких объединений имеют ряд специфических черт. Разберемся далее в некоторых нюансах.

Общие сведения

Объединения, осуществляющие общественно-полезную деятельность, регистрируются как некоммерческие организации. Учет и налогообложение таких обществ осуществляются по общим и специальным правилам. В большинстве случаев объединения создаются для ведения социально-значимой, законной деятельности. Однако на практике встречаются и недобросовестные лица, учреждающие НКО для сокрытия доходов и уклонения от исполнения бюджетных обязательств. Деятельность таких объединений регламентируется ФЗ № 7 и иными нормативными актами. В них определяются условия и правила работы, порядок оформления и сдачи отчетной документации, а также . Необходимо сказать, что вне зависимости от цели, для достижения которой было учреждено НКО, объединение является полноправным участником бюджетных правоотношений.

Классификация

Некоммерческие организации разделяются на следующие типы:

  1. Негосударственные. Они осуществляют деятельность за счет собственных средств.
  2. Государственные. Такие НКО находятся на бюджетном финансировании.
  3. Автономные.

НК закрепляет за НКО обязанность составлять отчетность и предоставлять декларации с приведением всех расчетов по отчислениям в местный, федеральный и региональный бюджеты. Кроме того, организациям необходимо вести бухучет и сдавать документацию на общих основаниях.

Специальные правила

Рассматривая бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций, необходимо отметить, что объединения вправе самостоятельно разрабатывать формы отчетности, на основании образцов, утвержденных Минфином. В документации, используемой для расчета бюджетных платежей, должна присутствовать информация о предпринимательской и уставной работе объединения. Если коммерческая деятельность не осуществляется, соответственно, данные о ней отсутствуют, и организация вправе не предоставлять отчеты о:

  1. Корректировке капитала.
  2. Движении финансовых средств.

Кроме того, НКО может не сдавать приложения к балансу и пояснительную записку. Общества, находящиеся на бюджетном финансировании, обязаны отчитываться об использовании полученных средств. Информацию указывают в формах, утвержденных Минфином. Этот документ включается в общую отчетность. К ней прилагается письмо, в котором приводится перечень бумаг, передаваемых контрольному органу.

НДС и отчисление с дохода

Можно сказать, что налогообложение социально-ориентированных некоммерческих организаций базируется на этих двух платежах. При их расчете и взимании во внимание принимаются льготы, связанные со спецификой деятельности НКО. Она обуславливается следующим:

  1. Получение прибыли не выступает как приоритетная задача. При этом для осуществления некоторых видов деятельности объединение должно иметь лицензию.
  2. НКО вынуждены возмездно предоставлять гражданам и юрлицам определенные виды услуг или выполнять работы, приносящие прибыль. Такая ситуация обуславливается необходимостью обеспечивать основную деятельность объединения. При этом НКО не проходит регистрацию в статусе субъекта предпринимательства.

Эти два признака обуславливают особенности налогообложения некоммерческих организаций .

Условия для льгот

Перечень видов дохода, которые могут не включаться в число объектов бюджетных обязательств при использовании средств по назначению, утверждается Минфином. Налогообложение некоммерческих организаций в РФ может осуществляться по таким льготным условиям при соблюдении ряда требований. Они закрепляются отраслевыми нормами. Требований всего два:

  1. Ведение раздельного учета целевых поступлений и использование их исключительно по назначению. В конце отчетного года НКО предоставляет в ФНС отчет.
  2. Ведение учета не только целевых, но и прочих поступлений.

Последние можно условно поделить на два вида:

  1. Реализационные доходы. Их НКО получает по итогам предоставления услуг или производства работ.
  2. Внереализационные доходы. В их число входят средства, которые объединение получает из других источников. Например, это могут быть доходы от сдачи внаем собственности, штрафы и пени за неуплату взносов и пр.

В случае несоблюдения какого-либо из приведенных выше условий НКО теряет льготы.

Расходы и доходы

Налогообложение прибыли некоммерческих организаций осуществляется во всех случаях, когда объединение получает доход, делающий его работу выгодной. Для расчета, в первую очередь, определяется база. Она представляет собой разницу между величиной поступлений (без акцизов и НДС) и затрат. Последние должны иметь документальное подтверждение и обоснование. предполагает отнесение к расходам:

  1. Затрат на зарплату сотрудникам.
  2. Материальных издержек.
  3. Амортизационных отчислений.
  4. Прочих расходов.

Документально подтвержденными могут считаться только такие издержки, которые указаны в первичных или иных отчетных документах (договорах, платежных бумагах и пр.), Экономически обоснованными затраты являются тогда, когда они произведены в рамках нормативных локальных актов общества. К таким издержкам относят, например, командировочные, расходы на ГСМ и пр. Как указывает 41 статья НК, в качестве дохода может выступать исключительно экономическая выгода. Ее НКО может получать в денежном либо натуральном эквиваленте. Соответственно, если выгоды поступления не принесли, то доходом они не признаются.

НДС

Налогообложение некоммерческих организаций , осуществляющих продажу продукции либо предоставляющих услуги, включает в себя это отчисление в обязательном порядке. Между тем законодательство предусматривает освобождение от НДС некоторых видов деятельности. Следует особо подчеркнуть, что послабления не предусмотрены для объединения в целом. Освобождение допускается в отношении только определенных видов деятельности общества. К ним относят все работы, имеющие социальную значимость. В их число, в частности, входит присмотр за пенсионерами и инвалидами в специализированных муниципальных и госучреждениях соцзащиты населения. Между тем наличия только социально-значимого характера недостаточно для освобождения деятельности от НДС. Законодательство закрепляет следующие дополнительные требования:

  1. Соответствие оказываемой услуги установленные предписаниям (к примеру, месту или срокам предоставления).
  2. Наличие разрешения на ведение деятельности (если она подлежит лицензированию).

Таможенная пошлина

Ставка того или иного сбора не зависит от организационно-правового типа общества, характера сделки или иных факторов. Законодательство допускает освобождение некоторых товаров от таможенных пошлин. В эту категорию попадают:


Отчисления с имущества

Налогообложение некоммерческих организаций включает в себя взимание ряда региональных платежей. К ним, в первую очередь, относят отчисления с имущества. При этом отчетность по данным платежам должны сдавать все НКО, даже те, которые пользуются льготами. Право на послабления при уплате налога с имущество следует заявлять при подаче декларации. Для определения величины платежа используется среднегодовая стоимость собственности. Для ее расчета необходимо знать остаточную цену имущества (недвижимого и движимого). Она определяется как разность между начальной стоимостью и амортизацией, начисляемой каждый месяц. Этот порядок расчета используется во всех обществах как коммерческих, так и некоммерческих. НК закрепляет ставку отчисления с имущества в 2.2 %. Региональные власти, однако, могут ее снизить.

Особенности льгот

Налогообложение некоммерческих организаций осуществляется по разным правилам, в зависимости от характера послаблений, предусмотренных законодательством. По данному признаку можно разделить НКО на 3 группы:


Транспортный платеж

Система налогообложения для некоммерческих организаций предусматривает обязанность осуществлять такое отчисление по общим правилам. Объединения должны направлять платежи в региональный бюджет за любые транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке и находящиеся у них на законных правах (в оперативном управлении, собственности, хоз. ведении). Речь в данном случае не только об автомобилях, но и о воздушных, водных судах, снегоходах и прочих ТС.

Земельные отчисления

Они относятся к категории местных налогов. Обязанность по отчислению таких платежей установлена для НКО, имеющих землю в собственности, пожизненном владении, бессрочном пользовании. В последнем случае участки передаются предприятиям муниципальной и госсобственности, органам госвласти, структурам территориального самоуправления, а также казенным ведомствам. Ставка земельного налога - 1.5% от кадастровой стоимости надела. Законодательство допускает безусловное освобождение от обязанности уплачивать его для:

  1. Обществ инвалидов, если они выступают в качестве единственных собственников земли и в них участвует не менее 80% лиц с ограниченными возможностями.
  2. Религиозных объединений.
  3. Учреждений уголовно-исполнительной сферы.

Не имеют права на льготы бюджетные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры, спорта, искусства, кинематографии, здравоохранения, образования. Определенные послабления для них могут предусмотреть местные власти.

УСН для НКО

Упрощенная система налогообложения для некоммерческих организаций предусматривает освобождение объединений от обязанности осуществлять ряд бюджетных отчислений. В частности, льготы распространяются на платежи с доходов и имущества, а также НДС. При этом обществу придется перечислять единый налог, предусмотренный на УСН. Объединение может выбрать один из двух вариантов, закрепленных в НК. Так, для НКО предусмотрены ставки:

  1. 6 % при выборе типа обложения "доходы". Отчисления производятся с любых поступлений, признаваемых в качестве экономической выгоды согласно НК.
  2. 15 % при выборе типа обложения "доходы минус затраты". Соответственно, из поступлений вычитаются расходы, и с разницы производится отчисление. В случае ее отсутствия (или если затраты превышают доход) выплачивается налог по минимальной ставке 1 %.

Важный момент

На практике часто возникает вопрос: предусмотрено ли ? Ведь, по факту, они являются доходом. Между тем такие поступления признаются целевыми средствами. Соответственно, налогообложение пожертвований некоммерческим организациям не предусмотрено. По всем целевым поступлениям должны отражаться доходы и расходы. Стоит также заметить, что не предусмотрено налогообложение:

  • членских взносов некоммерческих организаций ;
  • грантов;
  • целевых субсидий;
  • средств, переданных учредителями.

При использовании УСН руководитель объединения может самостоятельно вести отчетные документы.

Автономная некоммерческая организация: налогообложение

Прежде чем рассматривать специфику начисления и уплаты средств в бюджет, необходимо понять, что такое АНО. В качестве автономной признается организация, учрежденная на общественных началах. Как правило, такие объединения создаются для оказания разных услуг в сферах культуры, науки, спорта, здравоохранения и так далее. Общество может учреждаться и гражданами, и юрлицами. При этом доля каждого участника в капитале не может превышать 1/4. Учредители передают свое имущество объединению безвозвратно. На практике чаще всего возникает вопрос: может ли применять УСН автономная некоммерческая организация? Налогообложение по упрощенному типу действительно предусмотрено законодательством. Для АНО действуют те же правила, что и для других объединений. Другими словами, руководство общества может выбрать наиболее подходящую ставку (6 % или 15 %). При этом важно точно рассчитать ту экономическую составляющую, которая станет объектом обложения.

Пример

Рассмотрим схему расчета налога по УСН для условного объединения, получившего прибыль 485 тыс. руб. и потратившего 415 тыс. руб. Сначала определим величину отчисления по ставке 6 %. Для этого доход умножим на тариф:

485 000 х 6 % = 29 100.

Теперь произведем расчет по ставке 15 %:

(485 000 - 415 000) х 15 % = 10 500.

Соответственно, из расчетов понятно, какой тип обложения выгоден для объединения. Не следует забывать, что выбор осуществляется в строгой зависимости от специфики деятельности общества. Не всегда расчет, выгодный для одной организации, будет эффективен для другой.

ЕНВД

Этот тип налогообложения также может использоваться автономной организацией. Величина отчисления определяется по формуле:

ЕНВД = П х Б х КК х КД х 15%, в которой:

  1. П - физическая величина, установленная для конкретного вида деятельности в зависимости от рабочей территории, численности сотрудников и пр.
  2. Б - базовый уровень дохода, устанавливаемый на государственном уровне для отдельного типа работ, выполняемых объединением.
  3. КД - коэффициент-дефлятор. Он устанавливается ежегодно Правительством и учитывает целый ряд показателей.
  4. КК - коэффициент корректировки. Он предусматривается на местном уровне.

Для расчета необходимо принимать во внимание специфику деятельности объединения, критерии, утвержденные органами власти.

Сроки сдачи документов

Как и для любых других обществ, для НКО установлена обязанность своевременного предоставления отчетности контрольным органам по всем налогам. При этом для каждого отчисления предусматривается свой срок сдачи декларации. Рассмотрим некоторые периоды:

  1. Единый налоговый отчет. Он предоставляется плательщиками, которые ведут деятельность, не приводящую к движению денег на банковских счетах либо в кассе, и не имеют объектов обложения по соответствующим отчислениям.
  2. Отчет по НДС. Он сдается ежеквартально до 25 числа первого месяца, идущего за завершенным кварталом.
  3. Декларация по отчислению с дохода. Она направляется только теми субъектами, у которых возникает обязательство по уплате такого налога. Предоставление отчетности осуществляется до 28 марта периода, следующего после отчетного года.
  4. Декларация по единому налогу по УСН. Она сдается до 31 марта периода, идущего вслед за завершенным.

Специфика перехода на УСН

Некоммерческая организация вправе начать использовать упрощенную систему обложения при соблюдении ряда условий:

  1. Ее доходы за 9 мес. не превысили 45 млн руб. Эта сумма определяется за год, в котором объединение подает заявление.
  2. Среднее количество сотрудников не больше 100 чел.
  3. Объединение не имеет филиалов.
  4. Остаточная стоимость активов составляет не больше 100 млн руб.
  5. НКО не выпускает подакцизные товары.

Переход на УСН допускается с 1 января будущего года. Уведомление в ФНС необходимо направить до 31 декабря текущего периода. Эксперты не рекомендуют спешить с переходом на УСН, если в этом нет острой необходимости для объединения.

Согласно законодательству РФ, некоммерческие организации, занимаясь своими прямыми социальными обязанностями, имеют право вести приносящую доход деятельность. При этом им необходимо регулярно отчитываться перед налоговыми органами в установленные сроки. Руководитель организации или бухгалтер должны знать, какая установлена система налогообложения, какие необходимо платить налоги и сдавать отчеты, чтобы не нарушать закон и не давать основание для внеплановых проверок контролирующими органами. Система налогообложения напрямую зависит от деятельности, которую ведет НКО (изучите статьи 246 и 251 НК РФ, чтобы разобраться в нюансах).

Согласно российскому законодательству, все некоммерческие организации могут функционировать как на общем, так и на упрощенном режиме налогообложения.

Когда происходит регистрация НКО, она по умолчанию попадает под общий режим налогообложения. Если учредители / руководитель хотят перевести организацию на упрощенный режим, то им следует обратиться в Инспекцию федеральной налоговой службы РФ с соответствующим заявлением.

На каком бы режиме налогообложения не осуществляла свою деятельность некоммерческая организация, она в обязательном порядке производит следующие платежи:

1. Страховые взносы, объектом которых признаются выплаты и иные вознаграждения, которые НКО начисляют в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Каждые три месяца некоммерческая организация направляет в Инспекцию Федеральной налоговой службы составленный «Расчет по страховым взносам». В данный документ вносятся начисленные обязательные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
2. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по трудовым и гражданско-правовым договорам.
3. Ежеквартально НКО представляют в ИФНС «Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом» по форме 6-НДФЛ. В случае, если НКО имеет соответствующие объекты налогообложения в собственности, то данное имущество облагается соответствующими налогами: транспортным (глава 28 НК РФ) и земельным (глава 31 НК РФ).

Общий режим налогообложения

Некоммерческие организации, применяющие ОРН, независимо от наличия в их деятельности объектов налогообложения, официально являются плательщиками НДС (глава 21 НК РФ) и налога на прибыль (глава 25 НК РФ).

Обязанность по уплате НДС и налога на прибыль может возникнуть и при отсутствии предпринимательской деятельности. Например, налог на прибыль может возникнуть при разовой продаже имущества, при однократном оказании услуг за плату, при получении безвозмездных средств.

Обязанность по уплате НДС может наступить при безвозмездной передаче товаров, работ и услуг, если такая передача осуществляется не в рамках благотворительной деятельности. Кроме того, НКО, применяющие ОРН, могут признаваться плательщиками налога на имущество в случае владения имуществом.

Особенностями налогообложения НКО являются следующие:

1. право не облагать налогом на прибыль и НДС целевые поступления, (например, гранты, субсидии) и некоторые другие виды доходов (пожертвования, членские взносы);
2. наличие льгот по отдельным налогам (НДС, налог на имущество и др.) при продаже товаров, работ и услуг, относящихся к социальной сфере;
3. необходимость раздельного учёта при осуществлении основной и приносящей доход (предпринимательской) деятельности.

Упрощенная система налогообложения

При применении УСН НКО не признаются плательщиками НДС, налога на прибыль и налога на имущество. В случае появления дохода, подлежащего налогообложению, предусмотрен «налог, уплачиваемый в связи с применением УСН».

Для НКО, чьи доходы состоят из выручки, целесообразно использовать объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Если доходы НКО в значительной части состоят из безвозмездных поступлений, можно порекомендовать в качестве объекта налогообложения – «доходы».

Налоговая декларация по УСН представляется в ИФНС только 1 раз в год до 31 марта года, следующего за истёкшим, а платить налог УСН необходимо поквартально, не позднее 25 числа месяца после окончания квартала.