Церковь и благотворительность в россии. История социально-благотворительной деятельности русской православной церкви

Руководитель пресс-службы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви Василий Рулинский отвечает обозревателю «Эхо Москвы» Юлии Латыниной.

В последней передаче «Код доступа» Юлия Латынина заявила: «Мне не хватает новостей о чем-либо, что эти самые верующие сделали в том, что касается благотворительности, помощи и любви… Как-то я не вижу новостей, чтобы они (верующие) устроили хоспис для бомжей. Бомжами у нас, как известно, занималась Доктор Лиза».

Новости - штука странная. Ведь они есть, но вот не все их видят. Пафос Латыниной понятен: ничего, мол, эти верующие не делают доброго, светлого, вечного, а только и норовят что-нибудь эдакое запретить. И пафос этот был бы оправдан, если бы верующие действительно ничего не делали. Но они делают, даже если кто-то этого не видит!

За последние 6 лет число церковных приютов для женщин в трудной жизненной ситуации увеличилось с одного до 46 . По стране открыто около 150 церковных центров помощи наркозависимым, это и пункты первичного приема, и центры ресоцилизации, и дневные стационары, и «дома на полпути», и конечно, сами реабилитационные центры. На днях, кстати, открыли еще один в Челябинске. Для справки: в стране каждый год открывается от 5 до 10 новых церковных реабилитационных центров .

Материал по теме


Православная служба помощи «Милосердие» организовала для бездомных Москвы праздник Масленицы, который прошел во вторник 21 февраля в «Ангаре спасения».

И бездомными ведь «эти самые верующие» тоже занимаются! Многие слышали, что с 2004 года каждую зиму по вокзалам ночной Москвы курсировал автобус «Милосердие» - это история про спасение жизней тех бродяг, которым негде ночевать. Без такой помощи они просто замерзли бы насмерть на улице. Наверняка проект можно было сделать лучше, но на тот момент ничего другого в Москве в принципе не было. Не так давно этот опыт взяли на вооружение московские власти и запустили аналогичную службу с автобусами «Социального патруля». После чего те самые верующие смогли переключиться на другую помощь бездомным: открыли для них специальную палатку недалеко от Курского вокзала, начали усиленно заниматься профилактикой бездомности: связываться с родными, приобретать для бездомных билеты на родину, восстанавливать документы. Вот недавно открыли центр по трудоустройству бездомных, о чем написали многие СМИ. И эта помощь развивается не только в Москве: по стране у Церкви 95 приютов для бездомных , плюс 10 мобильных служб помощи (подобных московскому автобусу «Милосердие»).

Что же касается хосписов, то позволю себе напомнить Юлии Латыниной, что первый в стране детский хоспис (тот, который в Петербурге) открыл верующий, священник - протоиерей Александр Ткаченко. В конце года, кстати, ему государственную премию вручали в области благотворительности. Об этом сообщали главные СМИ страны, включая - внимание! - «Эхо Москвы».

Ну да что там один протоиерей!.. Мало? Но ведь он не один. В церковной больнице святителя Алексия в Москве несколько месяцев назад открылось паллиативное отделение для жителей всех регионов (естественно, туда поступают вне зависимости от конфессиональной принадлежности ). На Рождество Патриарх Кирилл посещал именно это новое отделение, и тоже не тайным образом - многие СМИ написали и сделали телерепортажи про визит Предстоятеля. Помимо больницы, уже не первый год в Москве работает детская выездная паллиативная служба, респис для тяжелобольных детей православной службы «Милосердие»: это и врачи, и соцработники, и психологи, на попечении которых около 100 детей . В Твери еще один протоиерей - Александр Шабанов старается преобразовать выездную паллиативную службу в полноценный хоспис - именно этим путем в свое время шел и отец Александр Ткаченко.

Есть еще больше 40 богаделен (это такие приюты для стариков), свыше 60 центров гуманитарной помощи - это такие склады, куда все нуждающиеся могут прийти и получить бесплатно одежду, кроватки, коляски, средства гигиены. По инициативе Патриарха Кирилла таких складов в ближайшее время станет больше: средства на их создание уже направлены в 48 епархий (замечу в скобках, что и об этой программе развития центров гуманитарной помощи писали российские СМИ).

Еще в Церкви около 400 сестричеств милосердия : это сообщества «этих верующих» женщин, которые посвятили свою жизнь служению любви и милосердия. И число таких сообществ с каждым годом увеличивается. Сестры милосердия ухаживают за лежачими больными в больницах и на дому, обрабатывают пролежни, выносят судна, ухаживают за инвалидами в психоневрологических и детских интернатах - как правило, в самых тяжелых отделениях, где находятся те, на ком наше общество поставило крест.

Материал по теме


Родители отказались от нее сразу после рождения, как и от остальных обитательниц Елизаветинского детского дома для девочек при Марфо-Мариинской обители в Москве. Половина девочек здесь - с синдромом Дауна. Здесь не хотят спрятать их от жизни. Здесь хотят дать им возможность жить, как обычные люди.

Наверное, Юлия Латынина сильно удивится, если узнает, что в Церкви активно развивается и добровольческое служение, причем добровольцами часто становятся молодые люди. В Москве только в одной православной службе добровольцев «Милосердие» свыше 1500 человек - это и менеджеры среднего и высшего звена, и инженеры, и врачи, и бизнесмены, и студенты. Эти люди, как правило, не делают заявлений, ничего не стремятся запретить, а просто помогают людям - одиноким старикам, инвалидам, многодетным семьям, детям-сиротам.

Скажу еще одну вещь, для многих, наверное, совсем удивительную: Церковь по некоторым направлениям социального служения опережает государство. Я буду рад, если кто-то назовет хотя бы один проект в стране, подобный питерскому церковному Центру социальной адаптации подростков святителя Василия Великого. Сотрудники этого центра возвращают к нормальной жизни подростков, которые совершили правонарушения и получили условные сроки. Будет здорово, если где-нибудь появятся аналоги церковного «Дома слепоглухих» в Пучково, или Свято-Софийского социального дома для детей и взрослых с тяжелыми множественными нарушениями развития, или пензенского проекта сопровождаемого проживания инвалидов «Квартал Луи», или московской службы помощи больным боковым амиотрофическим склерозом, или детского сада для детей со средней и тяжелой степенью ДЦП. Но пока аналогов таким церковным проектам или нет совсем, или их очень мало.

Понятно, что церковная благотворительность находится еще в стадии становления. И то, что при каждом крупном приходе по инициативе Патриарха Кирилла введена должность социального работника, и то, что каждый год появляется больше 100 новых церковных социальных проектов - это, конечно, только начало. Но не говорите мне, пожалуйста, что церковной благотворительности нет, и в новостях о ней ничего не сообщают.

Другой вопрос - почему об этом не знают некоторые обозреватели «Эха Москвы»?

Ведь как получилось? Чтобы поговорить о церковной благотворительности, Юлия Латынина, как она сама признается, «специально посмотрела на соответствующий раздел по благотворительности на сайте patriarchia.ru». Не найдя там конкретики о сегодняшнем состоянии благотворительности, она и сделала ряд, скажем так, поспешных выводов.

Но вот в чем дело. Статья, которую она цитировала и которая действительно опубликована на Патриархии.ру - это статья, во-первых, 2010 года, во-вторых, на тему «правовых аспектов благотворительной и социальной деятельности религиозных организаций», в-третьих, написанная (внимание!) адвокатом Адвокатской палаты Санкт-Петербурга К.Б. Ерофеевым, и в-четвертых, это не материал самого сайта «Патриархия.ру», а перепечатка статьи из журнала «Приход». И эту статью, конечно, никак нельзя назвать «соответствующим разделом по благотворительности на сайте patriarchia.ru». Это просто неверно.

На самом деле с сегодняшним состоянием церковной благотворительности познакомиться очень просто: в Церкви есть целый специальный Синодальный отдел - по благотворительности. И у него есть сайт www.diaconia.ru - можно на него зайти и просто посмотреть, чем занимаются «эти самые верующие».

Такой у нас код доступа.

Доклад протоиерея Бориса Пивоварова

1. Вступление

Все Вы знаете евангельский принцип, что если делается какое-то доброе дело, «то левая рука не должна знать, что делает правая». Но, к великому сожалению, изучение отечественной истории и культуры имеет многие пробелы, и один из таких пробелов - то, что и школьники, и студенты, изучая нашу славную многовековую отечественную историю Древней Руси, и Средневековья, и Нового времени, не изучают истории благотворительности в России - церковной, общественной, частной. И, наверное, сейчас есть большая необходимость в изучении этой истории для того, чтобы люди имели образ этой благотворительности, чтобы знали, как это было. Иногда возникает вопрос: «Не будет ли развитие благотворительности поощрять иждивенчество, поощрять какие-то недобрые тенденции у части населения?» Мне думается, что такая постановка вопроса является неправомерной, потому что сначала все-таки нужно постараться оказать помощь тем, кто нуждается в помощи. И если даже где-то и возникнет ситуация, что помощь будет оказана тем, кто в ней может быть и не очень нуждался, то все же это будет меньшей ошибкой, чем не оказание помощи тем, кто в ней действительно нуждается. И думается, что лишь объединение усилий государственных, и общественных, и религиозных организаций, занимающихся социальной защитой, оказанием социальной помощи населения смогут, с Божьей помощью, решить эти важнейшие социальные проблемы, когда и больные, и одинокие, и престарелые, и инвалиды и дети будут получать помощь. Прежде чем я начну доклад, мне хотелось бы сказать, что, слава Богу, сейчас издается много замечательных книг по истории благотворительности. Одна из них - «Очерки по истории общин сестер милосердия», изданная в 2001 году в Москве Свято-Димитриевским училищем сестер милосердия, у которого и мы в свое время учились; это училище отца Аркадия Шатова (ныне епископ Пантелеимон) и Первой городской больницы, в котором готовят сестер милосердия.

2-3. История благотворительности в России

(Исторические источники о благотворительности в Древней Руси. Благотворительные учреждения в России в XIX – начале XX вв.)

История благотворительности в России уходит к самому началу нашей православной христианской истории. Я думаю, все вы читали «Повесть временных лет» и другие древнерусские источники, где говорится о том, какую перемену в жизни древнерусского государства произвело принятие Православия. Изменилась жизнь людей, изменилась культура, потому что от служения идолам перешли к служению истинному Богу. Стали укрепляться семейные устои, и одна из самых разительных перемен как раз касалась темы нашей конференции.

В «Повести временных лет» под 996 годом о великом князе Владимире читаем: «И так любил книжное чтение, что услышал он однажды Евангелие: Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут; и еще: Продайте имения ваши и раздайте нищим; и еще: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль истребляет и воры подкапывают, но собирайте себе сокровища на небе, где моль не истребляет, ни воры не крадут; и слова Давида: Благословен человек, который милует и взаймы дает; слышал он и слова Соломона: Дающий нищему взаймы дает Богу. Слышав все это, повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньги. Устроил он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?». И раздавал все необходимое. И еще нечто большее сделал он для людей своих: каждое воскресенье решил он на дворе своем в гриднице устраивать пир, чтобы приходить туда боярам, и гридям, и сотским, и десятским, и лучшим мужам - и при князе, и без князя. Бывало там множество мяса - говядины и дичины - все в изобилии».

Сохранилось похвальное слово князю Владимиру мниха (монаха) Иакова: «И не могу сказати многие его милости. Не токмо в дому своем милостыню творяше, но и по всему граду, не в Киеве едином, но по всей земле русской: и в градех и в селех, везде милостыню творяше, нагия одевая. Алчныя кормя и жадныя напояя, странныя покоя милостию, нищая и сироты и вдовицы и слепые и хромые и трудноватыя - вся милуя и одеваяи накормя и напояя».

Центрами, где в Древней Руси сосредотачивалась благотворительность, служили храмы и монастыри. При многих монастырях, которые славились своей благотворительностью, существовали странноприимницы, устраивались богадельни, больницы. Такая благотворительная деятельность особенно распространялась во время войны, неурожая, голода, и тысячи людей находили себе помощь и пристанище благодаря этим благотворительным церковным монастырским учреждениям.

В 17 столетии патриархами Иовым и Никоном были учреждены так называемые нищепитательницы; в них собирали людей, которые сами не могли себе помочь. Сохранилась даже записка того времени (XVII век) - «Слово о приютах», в котором предлагался следующий, говоря современным языком, проект: предлагалось учредить общества милосердия. Члены этих обществ должны были разделяться на два вида: одни должны посещать бедных в домах и узнавать о их нуждах, а другие - определять пособия. Это был своеобразный проект милосердия в XVII веке.

При Петре I мы видим начатки того, что благотворительность стала составной частью государственной деятельности.

Многие выдающиеся русские люди, писатели, ученые не просто говорили о благотворительности, но и сами, своей жизнью, собственным примером учили благотворительности. Так, например, Жуковский - известный поэт, наставник Пушкина - считал, что «право сделать добро есть величайшая награда, какую только человеку заслужить можно».

Он пишет: «Благотворение есть нечто святое. Не всякой, имеющий деньги, может сметь называться благотворителем! Это храм, в котором присутствует Бог и в который надобно входить с чистым сердцем». Добродетели милосердия посвящены вдохновенные слова многих христианских подвижников. «Милостыня есть царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей на небо и лучшая защитница. Великое дело - милостыня», - говорил святитель Иоанн Златоуст. Авва Дорофей писал, что милосердие уподобляет человека Богу. И вот поэтому любовь Жуковского к милостыне можно считать таким фактом его духовной жизни, который свидетельствует о глубокой христианской настроенности поэта, и одной из самых прекрасных и светлых его черт.

Пример благотворительности подавало само августейшее семейство. Огромную деятельность развернула императрица Мария Федоровна - жена императора Павла, мать императоров Александра и Николая. Она в течение 31 года покрыла Россию сетью различных благотворительных учреждений, которые потом составили особое Ведомство императрицы Марии Федоровны (возникло в 1797 г.).

Император Александр I в 1816 г. учредил Императорское человеколюбивое общество. Его целью было удовлетворять нужды бедных на дому. По его примеру стали устраиваться и другие подобные комитеты и общества.

Особую известность имел Шереметевский Странноприимный дом. Он был основан в 1792 г. Николаем Петровичем Шереметевым. Строительство Странноприимного дома было закончено к 1810 г. Благотворения Дома не ограничивались стенами больницы и богадельни. Ежегодные суммы отпускались: на приданное невестам (неимущим и осиротевшим девицам); на вспоможение семействам всякого состояния, претерпевающим скудость; на помощь обедневшим ремесленникам; на выдачу пособия на воспитание сирот; на выкуп людей из тюрем; на вклады в храмы Божии; на создание библиотеки с читальней; на захоронение неимущих и на другие нужды. Более 200 тыс. человек получили здесь помощь.

Святой праведный Иоанн Кронштадский учреждал Дома трудолюбия. Они были не только в Петербурге, но и в Томске и других городах. Первый такой Дом трудолюбия был освящен в 1882 г. Его цель - дать возможность каждому бедному человеку жить не случайными подаяниями, а трудиться (поэтому и учреждались Дома трудолюбия) и с честью и достоинством самому пропитывать себя и помогать ближним. В состав Домов трудолюбия входили: пенькощипная (в течение года работало до 20 тыс. чел.), сапожная мастерская, женская мастерская, бесплатная амбулатория, бесплатное народное училище, бесплатная библиотека, убежище для сирот, столовая, воскресная школа, ночлежный приют. Средства, на которые они существовали, - личная благотворительность святого праведного Иоанна Кронштадского.

Сестричества милосердия - это одна из самых славных страниц истории благотворительности в России в целом. Первое сестричество появилось в 1844 г.

Особо важное место занимала деятельность сестер милосердия в период Крымской войны. Впервые на полях сражения появились сестры милосердия. Участие русских женщин в качестве сестер милосердия явилось преддверием того величественного храма благотворительности и милосердия, который затем возрастал в течение почти целого столетия. Независимо от возраста, звания, образования русские женщины самоотверженно трудились в госпиталях, лазаретах, на перевязочных пунктах, стойко переносили все тяготы и лишения, совершали подвиг благотворительности. Первая Кресто-Воздвиженская община, учрежденная по почину и на средства великой княгини Елены Павловны в сентябре 1855 года (в период Крымской войны), открыла, таким образом, женщине новый путь на полях сражения - путь сестры милосердия.

Позднее открывались: Александровская община (основана в 1865 г. Натальей Борисовной Шаховской), Покровская община (основана игуменьей Митрофанией в 1869 г.), Иверская община (учреждена по инициативе великого князя Сергея Александровича, великой княгини Елисаветы Федоровны, митрополита Иннокентия, святого Иоанна Кронштадского).

Одной из лучших больниц в дореволюционной России была больница Покровского монастыря в Киеве. В этой больнице делали самые сложные операции, там трудились самые лучшие врачи. Эта больница была устроена в монастыре, являлась образцовым церковно-благотворительным учреждением и в то же время была самым лучшим по своему уровню медицинским учреждением.

Pyccкие люди всегда были людьми, отзывчивыми на нужды бедных. Это известно еще со времен великих князей Владимира Красное Солнышко, Владимира Мономаха, Ивана Калиты. Сейчас мало что известно об истории благотворительности в России, а в конце XIX – начале XX веков появлялись множество различных изданий, книг, брошюр о благотворительности. Одно из изданий так и называлось «Сборник сведений о благотворительности в России», составлено оно было по распоряжению главно-управляющего канцелярией Ведомства императрицы Марии в 1896 г. В нем приводились не просто сведения о том, где какие сестричества, братства, дома милосердия существовали, там приводились финансовые отчеты, из которых видно, какие огромные средства собирались людьми-благотворителями и тратились на эти нужды.

В конце XIX века в Poccии существовало: 3555 благотворительных учреждений (из них 638 в С. -Петербурге и 453 в Москве) и 1404 благотворительных общества (в С.-Петербурге 334, в Москве 164). Из указанного числа учреждений 179 были основаны в память событий в царской семье (35 в С.-Петербурге, 24 в Москве). Из 4959 благотворительных учреждений и обществ 2772 находятся в ведении Министерства внутренних дел, 90 - Министерства народного просвещения, 5 - Министерства путей сообщения, 52 - военного министерства, 317 - Ведомства учреждений императрицы Марии, 713-Духовного ведомства, 3 - Морского министерства, 23 - Министерства юстиции, 2 - Министерства земледелия и государственных имуществ, 23 - Министерства императорского двора и 959 являлись общественными учреждениями. Общие средства всех этих учреждений и обществ на конец XIX века выражались суммой в 326.609.693 рубля. Из них: 250.776.370 руб. - были капиталы, принадлежащие учреждениям и обществам; 1.199.520 руб. - составляли членские взносы; 772.048 руб. - пожертвования; 2.089.570 руб. - пособия и 65.823.805 руб. - стоимость недвижимости. Число лиц, пользовавшихся благотворительностью в течение года, достигала 1.164.754: в С.-Петербурге ежегодно пользовалось благотворительной помощью 107.414 человек (44.589 детей), в Москве - 105.158 человек (32.800 детей). Из них мужчин было 668.296 человек и женщин 496.458 человек. Кроме того, насчитывалось 1.928.630 человек, воспользовавшихся благотворительной помощью, пол и возраст которых не был указан.

Что касается времени основания благотворительных обществ и учреждений, то из 2.900 обществ 2.817 были основаны в XIX веке и только 83 - в предшествующие века, начиная с ХШ века.

Купеческое сословие ежегодно тратило на благотворительные учреждения 1.123.000 руб., из которых большая часть средств тратилась в Московской и Петербургской губерниях - более 950.000 руб. в год На другие губернии приходилось по 500 - 600 руб. в год. Мещанское сословие тратило 258,673 руб. в год. В сборнике приводятся и другие сведения - сколько, например, хлеба давалось и др. Такая обширная статистика приводилась, потому что так была организована благотворительная деятельность. Существовала такая культура: каждое благотворительное общество ежегодно публиковало свои отчеты в газетах, журналах и даже в виде отдельных брошюр, так что любой человек мог видеть - что за общество, кто его учредил, кто его ревнители, куда были израсходованы выделенные средства.

О деятельности церковно-приходских попечительств сообщалось следующее: в 1897 г. в России было 17.260 церковно-приходских попечительств (если учесть, что в России было около 50 тыс. приходов, то получается, что почти в каждом третьем приходе или монастыре было свое попечительство). В том же 1897 году на школы и дела благотворения попечительствами было истрачено 487.834 руб. Монастыри и церкви имели 198 больниц и 841 богадельня, в которых призревалось 13.062 человека.

К Ведомству учреждений императрицы Марии Федоровны относились: 1) воспитательные дома в Петербурге (33.366 призреваемых в самом доме и в округах - в крестьянских семьях, при расходе 1.388.914 руб.) и в Москве (39.033 призреваемых, 1.200.000 руб. расхода); 2) Императорское женское патриотическое общество: в 1897 г. обучало в своих школах - 2.323 девочки, расходовало 214.300 руб.; 3) Попечительство о слепых имело 23 училища, 3 убежища и 7 больниц и разослало в 1897 г. 33 окулистических отряда. Издавало журнал «Досуг слепца» (для слепых) и «Слепец», расходовало 203,000 руб.; 4) Попечительство о глухонемых; 5) Ведомство детских приютов призревало в 1897 г. 162.395 питомцев, издавало журнал «Вестник благотворительности», кроме того, оно призревало 7.600 престарелых и имело 40 лечебных заведений с 400 кроватями, имело капиталов и недвижимости на 13.310.434 руб.

Императорское человеколюбивое общество, основанное в 1802 г., имело 210 заведений в 29 пунктах и оказывало помощь в форме учебно-воспитательных заведений, приютов, богаделен, дешевых квартир, ночлежных домов, народных столовых, медицинских учреждений, доставления работ бедным, выдачи вещественных и денежных пособий 160.000 лицам, расходовало ежегодно около 1.050.000 руб., имело собственность в 17.345.749 рублей.

Одним из последних по времени учреждения явилось Попечительство о домах трудолюбия и рабочих домах, состоящее под покровительством государыни императрицы Александры Федоровны. Оно было основано в 1895 г. и имело целью поддержание и дальнейшее развитие учреждений трудовой помощи бедным. Под наблюдением попечительства состояли: 125 домов трудолюбия для взрослых и 34 - для детей, 102 - попечительных об этих домах общества, 21 - учебно-показательная мастерская и несколько десятков яслей. Попечительство покровительствовало детским яслям. Немногие знают как они начинались. Появились они в конце XIX века и были чисто церковными учреждениями. В Евангелии от Луки говорится, что когда было Рождество Христово, Матери Деве Марии негде было положить Ребенка. Она спеленала Его в яслях. И от этого евангельского текста пошло название учреждения - детские ясли. Женщина должна была идти работать, но ей негде было оставлять своего ребеночка, и она вынуждена была приносить свое дитя в учреждение, которое называлось евангельским словом ясли. Эти учреждения возникли сначала в Петербурге в конце XIX в., в 1905 г. они появились в Томске, а затем ясли стали распространяться по всей России. Мы знаем, что в советское время также существовали детские ясли, и само название евангельское - ясли - сохраняется до сего времени, а поначалу это были исключительно церковные учреждения.

В неурожай 1899 г. Попечительство императрицы Александры Федоровны предприняло удачную попытку применения трудовой помощи, главным образом, в открытом призрении; специальные уполномоченные попечительства организовывали в неурожайных губерниях разнообразные общественные работы, устраивали ясли и т.п. Для оказания помощи трудоспособному населению Попечительство устраивало выставки и склады кустарных изделий, учебно-трудовые пункты, учреждало ссудные фонды для приобретения инвентаря. Попечительство обладало капиталом в 1.078.317 руб., получало ежегодно пособие из Государственного казначейства в размере 235.400 руб. С 1897 г. Попечительство издавало журнал «Трудовая помощь», посвященный разработке вопросов трудовой помощи бедным и вопросов общественного призрения и благотворительности.

Вообще, на рубеже XIX–XX веков благотворительность в России была трех видов: частная, общественная и церковная и государственная.

Если говорить, например, о частной благотворительности, то есть множество примеров, когда подвижники веры и благочестия своим примером, своим трудолюбием помогали нищим и обездоленным. Есть такие люди, которые не могут не благотворить. Мне хотелось бы привести пример, как помогал людям один из самых богатейших людей России - Иннокентий Михайлович Сибиряков. Он родился в 1860 г. в Иркутске в богатой семье золотопромышленников Сибиряковых. Отец его, умирая, оставил в наследство каждому из сыновей по несколько миллионов рублей и золотопромышленное дело, которое по тому времени было блестяще поставлено.

Сделавшись миллионером и хозяином колоссального зо-лотопромышленного дела, которое с каждым годом еще увеличивало его миллионы, И.М. Сибиряков не нашел счастья и внутреннего удовлетворения в этом богатстве. Ему казалось, что попавшие ему в руки колоссальные деньги взяты у кого-то другого, нуждающегося. Необычaйнo чуткий сердцем к горю и страданию ближнего, он вскоре стал тяготиться своим положением человека, обеспеченного средствами свыше всякой меры, и стал тратить свои средства на благотворительность и на общественные нужды.

Еще будучи студентом (он получил образование в Петербургском университете), Иннокентий Михайлович проявлял сердечную отзывчивость к своим товарищам и много помогал им. Позднее его благотворительность приняла огромный размах. Так, на первых же порах своей самостоятельной деятельности он пожертвовал своему брату на постройку воздвигаемого им в Иркутске Воскресенского собора несколько сот тысяч рублей. Затем он стал жертвовать громадные суммы на дела просвещения и науки: на поощрение научных работ по исследованию Родины и ее населения, на устройство ученых и просветительных учреждений и т.п. При материальном содействии И.М. Сибирякова в 1880 году открылся Томский университет. По его же инициативе и при его материальном содействии был открыт Восточно-сибирский отдел Географического общества. Он поощрял местные экспедиции и издавал труды научных исследователей. По его инициативе возникли в 1887 году публичные библиотеки в некоторых сибирских городах и было построено много церквей и школ.

Видя, как тяжело живется сибирским приисковым рабочим, И.М. Сибиряков пожертвовал 450.000 рублей на образование капитала для выдачи пособия в случае несчастий с рабочими.

Позднее И.М. Сибиряков перенес свою благотворительность из Сибири и на центральную Россию. Опять полились колоссальные суммы денег на различные просветительные учреждения. Bысшие женские курсы в Петербурге получили от него свыше 200.000 руб. Известный биолог профессор П. Лесгаф получил от Сибирякова 350.000 рублей на устройство в Петербурге биологической лаборатории. Громадные суммы были потрачены И.М. Сибиряковым на издание классических и современных авторов.

Но и всеми этими пожертвованиями щедрая благотворительность Иннокентия Михайловича не исчерпывалась. У него находили поддержку многочисленные общественные деятели, затевавшие так или иначе «сеять разумное, доброе, вечное». При гласной и негласной помощи И.М. Сибирякова устраивались больницы, школы, библиотеки, читальни… На его средства в одном Петербурге жили и учились сотни молодых людей и девушек-курсисток: великое множество учащейся молодежи могло окончить свое образование только благодаря широкой материальной поддержке Сибирякова. Достаточно сказать, что квартира Сибирякова, пока он жил в Петербурге, осаждалась нуждавшимся людом, и никто не уходил от него без помощи.

И этот богач, владеющий миллионами, не переставал испытывать тягостное чувство недовольства своим существованием. Его тяготили миллионы. Он даже ездил к Толстому, два дня общался с ним в Ясной Поляне и говорил с ним о том, что богатство тяготит и мучит его. Толстой признался своему гостю, что и сам он испытывает подобное нравственное состояние, и что его также тяготит та «барская» жизнь, которую он принужден вести и от которой он не может уйти в жизнь простого земледельца, ничем не связанного с «обязанностью» идти после полевой работы «в барские хоромы и за белым столом пить и есть настряпанное и подносимое целой когортой рабов и рабынь». И.М. Сибиряков также жаловался Толстому, что он «облеплен» тучами так называемых дел по заводам, фабрикам, конторам, домам: «Я покоя не знаю, - говорил он, - вижу, что этому конца краю не будет. Я как будто должен, как будто бы надо капиталу дать ход, надо людям дать заработок и на одни просмотры новых планов и построек уходить все мое зрение. Я затеваю устройство новых поселков для интеллигентов, но я лучше бы предпочел сразу сбросить с себя эту тяжесть золотого мешка, да вот не знаю, как это сделать. Научите, как мне раздать мои деньги, мои пpииски, мои земли… С тех нор, как деньги очутились в моих руках, я чувствую неумолкающее гудение в ушах: «Раздай, раздай и раздай».

Чем же закончились эти искания? А закончилось все тем, что он стал монахом. Но перед тем как он стал монахом, раздал свои миллионы и ушел на Афон, с ним произошел такой случай. Он был в Петербурге и увидел монахиню, которая собирала на сою обитель. Он подарил монахини серебряный рубль. Монахиня стала его так благодарить, что он взял адрес обители и на следующий же день явился по этому адресу в одно из столичных подворий и передал монахине все свои свободные деньги - около 190.000 рублей. Монахиня пришла в ужас от такой огромной суммы. Она заподозрила тут что-то неладное и по уходе своего необыкновенного посетителя заявила о нем полиции… Возникло судебное дело, возбужденное родственниками Сибирякова. Суд, однако, признал его действовавшим в состоянии полного разумения и утвердил за бедной угличской женской обителью пожертвованную ей громадную сумму.

Вечное искание правды и душевного покоя привели Иннокентия Михайловича на тот путь, на который так часто вступали русские люди - он решил удалиться в монастырь. В 1894 году он вступил в Андреевское подворье в Петербурге, а 1 октября 1896 года отправился на Афон. Там он вступил в скит святого апостола Андрея Первозванного, где достроил на свои средства собор и выстроил две церкви, больницу и небольшое здание для себя - тоже с церковью. Там же он принял монашество и провел остаток своей жизни в глубоком безмолвии, приняв великую схиму. Скончался И.М. Сибиряков 6 ноября 1901 года. Погребен он был близ достроенного им в ските нового собора. Таков был этот миллионер-бессеребренник, этот необыкновенный человек. Вся его яркая жизнь была запечатлена одним порывом - к личному совершенству и к личной нестяжательности во имя блага своих ближних. О нем есть статья - Б. Никонов «Незабвенный благотворитель» (журнал «Нива», 1911, № 51).

4. Запрет на церковно-благотворительную деятельность в советский период отечественной истории

Церковно-благотворительная деятельность во многом была пресечена революцией 1917 года. В Декрете СНК РСФСР «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (опубликован 23 января 1918 г.) было указано, что «никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица не имеют» (ст.12). «Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ являются народным достоянием» (ст.13).

В этих статьях Декрета нет упоминания о благотворительной деятельности Церкви, но ими запрещалась вообще всякая социально-общественная деятельность религиозных объединений. Эти две статьи знаменитого Декрета (12 и 13) имели самое непосредственное отношение к благотворительной деятельности Русской Православной Церкви. А дальше в Постановлении Народного Комиссариата Юстиции «О порядке проведения в жизнь Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»» (инструкция от 24 августа 1918 г.) категорически приказывалось:

«Благотворительные, просветительные и другие подобные им общества (…), а равно те из них, которые и не скрывают своих религиозных целей под видом благотворительности или просвещения и т.п., но расходуют денежные средства на религиозные цели, подлежат закрытию, причем имущество их передается Советам рабочих и крестьянских депутатов в соответствующие комиссариаты или отделы».

Так в августе 1918 года законодательно были упразднены, а затем и фактически закрыты, уничтожены в России тысячи церковно-благотворительных учреждений, которые создавались верой и жертвенной любовью наших благочестивых и милосердных предков, создававшиеся, как мы видели, чаще всего в годы военных и послевоенных народных бедствий, а затем поддерживавшиеся и государством, и частными благотворителями, и общественными и церковными организациями и объединениями.

В Постановлении Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» среди таких категорических запретов, как создание «литературных, рукодельческих, трудовых кружков или групп» содержались и запреты на всякую организованную благотворительную деятельность религиозных организаций: «Пункт 17. Религиозным объединениям воспрещается: а) создавать кассы взаимопомощи…; б) оказывать материальную поддержку своим членам; в) …организовывать санатории и лечебную помощь».

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. внесла коррективы в государственно-атеистическую политику эпохи сталинизма. Русская Православная Церковь с первого дня войны стала всемерно помогать народу и государству победить захватчиков российских земель, захватчиков нашего народа, нашей культуры. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны - это не только систематические сборы денежных пожертвований на строительство самолетов, танков и других видов оружия, это и огромная благотворительная помощь воинам - защитником нашего Отечества: вагонами на фронт шли собранные для воинов приходами Русской Православной Церкви носки, варежки, другие виды одежды, а также пожертвования на помощь обездоленным войной детям-сиротам и раненным воинам. Примеров очень много. Приведу известный вам: знаменитый профессор-хирург - ныне причисленный к лику святых архиепископ Лука Войно-Ясенецкий - свою премию (он получил 200.000 руб. Сталинской премии I степени) за капитальный труд по гнойной хирургии - всю отдал таким обездоленным войной детям.

Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны - это сама по себе очень большая тема и тема не более известная по сравнению с темой сегодняшней научно-практической конференции - «История социально-благотворительной деятельности Русской Православной Церкви». Поэтому мною не будут приводиться многочисленные примеры благотворительной деятельности Церкви в эти страшные военные годы. Общественно-благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны - это то самое исключение, которое не нарушало правило (то есть гражданское законодательство), а дополняло его. А общее правило (то есть гражданский закон) оставалось прежним: запрет на всякую самостоятельно организованную благотворительную деятельность Русской Православной Церкви на всех уровнях - от высшего церковного руководства - до приходов. Нарушителям могло грозить уголовное наказание.

Возникает вопрос: почему советской властью так строго запрещалась церковная благотворительная деятельность?

Ответ: прежде всего потому что советское государство целиком и полностью приняло на себя все проблемы в области организации и осуществления социальной защиты и социальной помощи населению. Но главное - при этом насаждалась новая социальная доктрина. Все прежние социально-благотворительные институты требовалось «разрушить до основания», а ради счастливого будущего планировалось выстроить новую систему социальной защиты и социальной помощи. Русская Православная Церковь со своими многовековыми общественно-благотворительными традициями никак не вписывалась в новую концепцию общественного устройства, и потому любая попытка организованной церковной благотворительности жестко пресекалась.

Выросшим еще в дореволюционной России первым руководителям советского государства (и тогдашним антирелигиозным деятелям-пропагандистам) было понятно, что общественно-благотворительная деятельность Русской Православной Церкви это та же христианская проповедь любви, милосердия и сострадания, проповедь не словом, а делом, проповедь не менее важная, но более действенная, чем только словесная проповедь. И поэтому ради успеха антирелигиозной пропаганды, ради борьбы с российской православной благотворительной традицией категорически воспрещалась всякая самостоятельно организованная церковно-благотворительная деятельность.

Но нельзя утверждать, что церковная благотворительность в советские годы вообще не существовала или была сразу уничтожена. Даже в 20-е годы XX века, когда происходило массовое закрытие не только православных приходов, но и православных монастырей, она все же сохранялась. При этом многие мужские и женские монастыри закрывались не сразу. Поначалу в 1921–23-х годах их «преобразовывали» в трудовые общины или хозяйства. Их называли даже коммунами. Но и под новым названием насельники этих монастырей (в особенности женских) продолжали не только Богослужения в своих монастырях, но и занимались благотворительной деятельностью. Без юридического оформления при некоторых приходских и монастырских церквах появлялись сестричества, и особенно важно, что они в первую очередь старались помочь арестованным священносужителям и репрессированным активным мирянам.

Перелом в государственно-церковных отношениях наступил в период подготовки празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.). А вскоре после этого празднования, а именно в октябре 1989 года, Архиерейский собор, посвященный 400-летию учреждения патриаршего управления Русской Православной Церкви, принял целый ряд важных для церковно-общественной жизни постановлений, среди которых было постановление: возродить приход как основную христианскую общину с активной деятельностью мирян, «включающую в себя Богослужение, диаконию, научение в вере, взаимную поддержку его членов…, благотворительность, милосердие и катихизацию».

Этот Архиерейский собор состоялся в октябре 1989 года, а 15 декабря 1989 года состоялось учреждение Прихода Всех Святых в земле Российской просиявших, сестричество которого почти сразу же стало активно заниматься диаконией - церковно-благотворительной деятельностью.

На этом же Архиерейском соборе было высказано пожелание, чтобы Церковь получила права на благотворительную деятельность. Примерно через год, а именно 1 октября 1990 года, вышел Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», 23 статья которого называлась «Благотворительная и культурно-просветительная деятельность религиозных организаций». Эта статья гласила: «Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность и милосердие как самостоятельно, так и через общественные фонды. Пожертвования и отчисления на эти цели исключаются из сумм, подлежащих налогообложению».

Так в конце 1990 года советское государство дозволило благотворительную деятельность Церкви, а запретительные положения Декрета 1918 года и Постановления ВЦИК и Совнаркома 1929 года только тогда утратили юридическую силу.

25 декабря того же 1990 года вышел в свет Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». В нем 25 статья (подобная аналогичной 23-й статье вышеупомянутого союзного закона) называлась «Благотворительная деятельность и культурно-просветительная деятельность религиозных объединений». Эта статья гласила: «Религиозные объединения вправе осуществлять благотворительную деятельность как самостоятельно, так и через общественные организации (фонды)».

Если союзный закон от 25 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных объединениях» утратил свое употребление с распадом СССР, то Закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» действовал до 1997 года, пока не был заменен ныне действующим Законом Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях», где также разрешается самостоятельная и совместная с другими организациями благотворительная деятельность Русской Православной Церкви.

Возрождение благотворительной деятельности Русской Православной Церкви происходило в последнее десятилетие XX века и во многом связано с деятельностью возродившихся сестричеств милосердия.

А свой доклад позвольте мне закончить словами из книги профессора П.Ф. Власова «Обитель милосердия»:

«Мы призваны воссоздать забытое, напомнить об уцелевшем и призвать к его сохранению, воздать должное тем, кто в меру сил и возможностей в соответствии с духом времени творил благие дела во имя любви к людям. Они оставили нам памятники человеколюбия, доброты и милосердия

"Пройдут годы, пронесутся столетия, забудутся не только имена наши, но самые могилы наши, исчезнет всякая память о нас в потоке веков и поколений, но если во дни земной жизни нашей мы отверзали руку свою посильному благодеянию храмам Божьим, то никогда не забудет о сем Святая Церковь".
Отец Варлаам, первый настоятель Белогорской обители

Древнейшими правовыми актами, определяющими благотворительность как составную часть жизни и деятельности церкви, можно считать Уставы первых православных русских монастырей, о которых, к сожалению, История донесла до нашего времени очень мало официальных сведений. Но до нас дошли жития святых и праведников, исторические повести, древнейшие летописные своды.

На основе изучения "Жития Феодосия Печерского", повести "Чего ради прозвался Печорский монастырь", Киевского свода "Повести временных лет" мы можем судить о том, что Устав древних монастырей определял обители как форму социальной организации людей, причем форму многофункциональную. Монастыри решали различные социальные задачи: от приготовления своих членов к загробной жизни, создания образцовых хозяйств до призрения нетрудоспособных, организации больниц, домов инвалидов, выделяя на социальные цели десятину из своих доходов.

В Киевской Руси, где Церковь и экономически, и организационно зависела от князя, ее благотворительность была следствием политики князя. Например, Владимир Святославович в 996 г. издал Устав, который поручал общественное призрение, попечительство - духовенству, и выделял для этого определенные материальные средства. Подобную политику проводили и князья Ярослав Владимирович, Изяслав Ярославович, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах. В период феодальной раздробленности и золотоордынского ига Церковь была единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. Церковь и монастыри в XII-XIII вв. фактически взяли на себя благотворительную функцию.

В основном трактате о месте Церкви в обществе XIII в. - "Правила о церковных людях" немало строк посвящено перечислению благотворительных дел, требующих внимания Церкви. Вот несколько строк из этого трактата: "Нищих кормление и чад их; сиротам и убогим промышление; вдовам пособие; девицам потребы; обидным заступление; в напастях поможение; пленным искупление; в гладе прикормление; в худобе умирая - покровы и гробы".

В XIV-XVII вв., когда экономическая помощь Церкви была очень высокой, и ее роль в государстве укрепилась, задачи благотворительности Церковь решала самостоятельно. Но нужно заметить, что в XV-XVI вв. великий князь и Церковь часто координировали свои усилия по развитию благотворительности. Государство на эти цели выделяло церквям и монастырям средства. При Иване III были собраны все прежние грамоты и установления, приняты новые законы по выделению средств церквям и монастырям на содержание бедных. При Василии III по инициативе и с помощью князя в некоторых монастырях создавались больницы и богадельни. Иван Грозный в своих вопросах Стоглавому Собору поставил задачу расширения благотворительности.

Важную роль в правовом определении социальной функции Православной Церкви в целом и монастырей, в частности, сыграла монастырская реформа митрополита Алексия во второй половине XIV в., ее задачей являлось принятие нового монастырского Устава, главной целью которого было утверждение "общежительского" типа монастыря и превращение его, во-первых, в своего рода "монашеские университеты", где бы готовились церковные кадры нового типа, во-вторых, в экономически крепкие, не зависимые от князя хозяйства, в-третьих, в социальные обители, где могло бы найти приют и "успокоение" "убоги и обездолены чада земли наша".

На церковных Соборах XVII в. подтверждалась необходимость расширять благотворительность монастырей. Таким образом, мы видим, что благотворительность рассматривалось Русской Православной Церковью как неотъемлемая составная часть ее жизни и деятельности, высший церковный орган - Собор - своими постановлениями закладывал правовую основу этой деятельности.

Анализ практической работы Церкви по выполнению постановлений Соборов и Устава монастырей позволяет говорить о том, что церковная благотворительность носила как системный, так и эпизодический характер. Наивысшего подъема церковная благотворительность достигла в XIV-XVII вв., и это вполне закономерно, так как именно в этот период Церковь стала экономически сильной, способной в больших масштабах развивать благотворительность. Именно в это время развивается широкая сеть инвалидных домов, больниц, богаделен, приютов, созданных на постоянной основе при крупных московских, подмосковных, северных монастырях (Волоколамский монастырь, Троице-Сергиева Лавра, Кирилло-Белозерский монастырь, Чудов монастырь, Соловецкая обитель, Боровский Пафнутьев монастырь, Тихонова пустынь и многие другие). Богадельни создавались и при некоторых епархиальных домах (Новгородском, Казанском, Ростовском). Это была систематическая, целенаправленная благотворительная деятельность.

Монастыри, митрополичьи и епархиальные дома периодически оказывали материальную помощь неимущим. Обычно такая помощь оказывалась в неурожайные годы, а также беженцам из мест, занятых противником во время военных действий. Так, Волоцкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, Соловецкий монастыри в голодные годы кормили из своих запасов сотни и тысячи крестьян. Когда закончились запасы в Волоцком монастыре, его игумен Иосиф закупил хлеб и другое продовольствие для голодающих в долг. Имели место случаи, когда матери, спасая своих детей от голодной смерти, оставляли их у стен монастырей. И монастыри активно создавали приюты. Многие дети оставались в монастыре, вырастали там и принимали монашество. Троице-Сергиева Лавра дала приют многим сотням ограбленных и изувеченных крестьян, сбегавшихся под защиту от поляков во время смуты 1604-1612 гг. Никон, будучи митрополитом Новгорода, во время голода ежедневно кормил на архиерейском подворье сотни неимущих, устроил богадельню для престарелых и увечных.

Новгородский священник Сильвестр (20-е гг. XVI в.) создал школу для сирот, обучая их грамоте, ремеслу, торговле, иконописи, учитывая их способности и таланты. Многие из его учеников стали священниками, подьячими и даже дьяками новгородских приказов, ремесленниками. Под руководством его жены, матушки Пелагеи, девушки-сироты овладевали рукоделием, кулинарией. Переехав в Москву, став протопопом Благовещенского Собора и духовником государя Ивана Грозного, о. Сильвестр и в Москве, в собственном доме, на собственные средства создал школу для сирот. В настоящее время работа в школе была бы предметом внимания и всяческой похвалы, а в XVI в. она представляла необычное для России явление, вызывала общее изумление.

С усилием централизации власти, наступлением на исторически-традиционные права Церкви, секуляризацией и, наконец, ликвидацией Патриаршества, превращением Церкви в составную часть государственного аппарата, церковная благотворительность потеряла свою самостоятельность. Была создана государственная система общественного призрения, в котором и определялась роль Церкви и монастыря. После Октябрьской революции 1917 г. Декретом СНК и инструкциями НКЮ от 26 августа 1918 г. Церкви запрещалось заниматься какой-либо благотворительностью.

Но, когда в 1921 г. на обширных просторах страны был страшный голод - бедствовало до 15 000 000 человек, - Патриарх Тихон, несмотря на инструкцию Наркомата юстиции, направил во ВЦИК письмо, в котором написал, что Православная Церковь не может безучастно взирать на бедствия, постигшие русский народ, и сделает все возможное для оказания помощи. С большим трудом Церкви дали разрешение, но на местах чинили всяческие препятствия, присваивали церковные пожертвования и даже арестовывали церковных деятелей, занимавшихся благотворительностью.

В 1990 г. был принят Закон "О свободе вероисповеданий". Церковь была освобождена от государственного контроля и получила новые возможности своего внутреннего развития и внешнего служения. В это время в епархиях (в том числе и в Калужской) начался процесс духовного возрождения: оживилась церковноприходская жизнь, стали открываться храмы и монастыри, строиться новые храмы и молитвенные дома, открылись первые воскресные школы, возобновилось духовное образование, стала проводиться работа с молодежью и осуществляться благотворительная деятельность.

Социальная работа в Калужской епархии осуществляется приходами, Отделом по благотворительности и социальному служению и двумя благотворительными миссиями в г. Калуге и г. Обнинске. Деятельность Калужской благотворительной миссии направлена на оказание помощи тем группам населения, которые лишены или ограничены в возможности передвижения, а Обнинская - осуществляет попечение над больными детьми.

Так, например, со дня своего возобновления - 10 февраля 1992 г. - Казанский девичий монастырь в г. Калуге занимается благотворительностью. Основное внимание уделяется людям, лишенным возможности посещать храм - больным, инвалидам и престарелым, - чтобы они в полной мере могли участвовать в церковных таинствах и богослужениях. Монастырь опекает детей, больных детским церебральным параличом, находящихся на лечении в санатории "Калуга-бор". С 1992 г. в монастыре действует сестричество, члены которого помогают в реализации различных благотворительных программ.

Сестры Богородице-Рождественской девичьей пустыни в с. Барятино также ухаживают за престарелыми, нуждающимися прихожанками. Неимущим оказывается посильная помощь продуктами, лекарствами и одеждой.

Благотворительный отдел Успения Пресвятой Богородицы Калужской Свято-Тихоновой пустыни занимается попечением о нуждающихся, обращающихся за помощью.

Свято-Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце также ведет благотворительную и просветительскую деятельность среди населения г. Малоярославца, принимает многочисленных паломников. С 1993г. при монастыре действует приют-пансион "Отрада" для девочек из семей с наркотической и алкогольной зависимостью. В нем проживает более 50 воспитанниц. Попечителем строительства детского приюта является благотворительный фонд "Связь поколений".

До революции вопросами благотворительности занимались и храмы. При некоторых из них были организованы братства. Так, например, в число прихожан храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы входили такие известные в Калуге люди, как Городской голова И.И. Борисов, губернский архитектор И.Д. Ясныгин, а также известные в городе семейства Унковских, Оболенских и др. 8 сентября 1903 г. при храме было организовано церковноприходское братство, основной задачей которого было оказание помощи нуждающимся. Братство также занималось просветительской деятельностью. Стараниями его членов была организована церковная библиотека.

Духовенство храма в честь Преображения Господня (Спаса за Верхом) также активно занималось благотворительной и духовно-просветительской деятельностью, 6 декабря 1898 г. по инициативе настоятеля храма священника Алексия Макарова было открыто церковноприходское попечительство. До конца 20-х гг. XX в. при храме активно функционировало братство, занимавшееся вопросами благотворительности и игравшее заметную роль в общественной жизни г. Калуги. 13 ноября 1899 г. в с. Аненки была открыта школа грамоты, приписанная к приходу.

Благодаря новому этапу духовного возрождения России, в настоящее время Русская Православная Церковь всячески поддерживает и развивает свои многовековые традиции по благотворительности и меценатству.
Впервые опубликовано в

Начало церковной благотворительности было положено еще во времена земной жизни Спасителя, когда Апостолы собирали пожертвования и раздавали их бедным и неимущим, устраивали братские трапезы. После Пятидесятницы Апостолы продолжили совместное служение Богу и людям, которое предусматривало не только литургическую жизнь, но и диаконию, включающую в себя заботу о нищих, неимущих и нуждающихся. В Деяниях Апостолов благотворительности посвящается отдельная глава, в которой рассказано о делегировании полномочий по осуществлению благотворительной деятельности общины первохристиан семи избранным на это служение мужам - диаконам.

Во всех раннехристианских писаниях уделяется особое внимание благотворительности. Призывы к тому, чтобы творить добро нуждающимся в нем можно встретить в Посланиях Апостолов, в «Пастыре» Ермы, в сочинениях Климента Римского, Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, Тертуллиана Карфагенского и других древних авторов. Даже во времена гонений на христианство Церковь не распространяла свое служение только на своих членов, но также выходила и за рамки христианских общин. Благотворительность христиан заключалась как и в реализации буквального призыва Христа «накормить голодных», так и в других видах служения: помощь в больницах, посещение заключенных, пожертвования, попечение о вдовах, сиротах, престарелых. Однако все это время благотворительность христианской Церкви имела стихийный характер в связи с невозможностью централизации данного служения.

После IV в., когда гонения прекратились, и Римская империя официально стала христианской, церковная благотворительность начала приобретать организованный характер. Церковь стала заниматься строительством больниц, сиротских домов, домов для престарелых, богаделен, а также контролем за их деятельностью. С этого времени благотворительность не ограничивалась частной милостыней, но стала служением, которое осуществлялось через особые учреждения. Фактически весь византийский период Церковь непрерывно осуществляла свою благотворительную деятельность. Об этом свидетельствуют и писания Отцов Церкви, в которых они призывают к благотворительности, исторические сочинения и императорские законы. Известно, что во время правления императоров Аркадия и Гонория монахам и клирикам было позволено ходатайствовать за осужденных. О наличии большого количества богоугодных заведений в Церкви говорит и восьмое Правило Халкидонского собора, которое определяет подчиненность клириков при богадельнях епископу соответствующего города. В византийский период (33-1453 гг.) мы можем наблюдать в крупных городах империи около сотни различных благотворительных институтов, попечителями которых были церковные деятели. Большую роль в благотворительности играли и монастыри, которые также собирали пожертвования на помощь страждущим и имели при себе богадельни. Даже в довольно сложные периоды жизни Церкви христианская благотворительность не прекращалась. Однако со времени падения Византийской империи Восточная Церковь фактически оказалась в парализованном состоянии, что, естественно, ограничило ее социальное служение.

Благотворительную роль Церкви взяла на себя и Русь вместе с принятием христианства в конце X века. Князь Владимир после своего крещения сразу организовал множество богоугодных заведений на территории своего княжества. По его приказу кормили нищих и убогих прямо на княжеском дворе и на улицах. Общественное призрение князь поручил духовенству, а также определил десятину на содержание храмов, монастырей, богаделен и больниц. Все последующие князья также уделяли благотворительности большое значение и поручали это служение Церкви. Положительно отношение к диаконии выражено и в сборнике XVI века - «Домострое», в котором имеются предписания относительно бытовой жизни русского народа.

С XI по XVII вв. прерогативой Церкви было призрение бедных, в связи с чем строилось большое количество богаделен, скудельниц при кладбищах. В конце XVII века по всем епархиям был установлен сбор на содержание нищих. Активно содействовали благотворительности и монастыри. Это служение началось еще с Киево-Печерского монастыря, когда Феодосий Печерский постановил отчислять десятую часть доходов монастыря на бедных. В голодные годы монастырями обеспечивались окрестные жители. Около обителей всегда были богадельни, больницы, гостиницы.

В XVII стало возрастать значение частной благотворительности, начало которой положил Московский Патриарх Филарет, который основал на собственные средства больничный монастырь. Эта традиция, вместе с церковным служением, продолжалась и в синодальный период, когда императоры повсеместно устраивали госпитали при монастырях (многие из которых были преобразованы в лечебницы и другие заведения). Свою благотворительную деятельность Церковь продолжала и во время революционных действий, когда св. Патриархом Тихоном было благословлено учредить Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. Однако позже благотворительная жизнь Церкви была запрещена особым указом советской власти. Подобное состояние Православных Церквей было и в других странах, где к власти пришли коммунисты.

В 90-х гг. XX века социальное служение Церкви стало возрождаться. Русская Церковь сейчас осуществляет свою благотворительную деятельность через специально созданный Синодальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, который взаимодействует с различными благотворительными учреждениями. Также на территории России создано множество братств и сестричеств, некоммерческих организаций, которые осуществляют свое социальное служение.

Элладская Церковь также имеет несколько благотворительных учреждений - больниц, приютов, общежитий для нуждающихся студентов, психиатрических больниц. Оказывается помощь и другим странам на нужды жертв голода, землетрясений, наводнений и гражданских войн.
Расширяет свою благотворительную деятельность и Болгарская Православная Церковь, в том числе направляя священников в больницы и тюрьмы.
В Сербской Церкви гуманитарная организация «Филантропия» занимается распределением помощи, окормлением и другими видами благотворительности.

В нынешнее время происходит консолидация усилий Церквей, которая нацелена на совместную диаконию и на следование древним традициям благотворительности, которые зародились еще в Древней Церкви.

Цифры, факты и основные итоги социального служения Церкви за последние 25 лет представил глава Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон в рамках III Международного форума «Религия и мир»

29 октября в Москве прошел третий международный форум «Религия и мир». На секции, посвященной теме «Религиозные благотворительные организации в России и в мире», выступил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Он подвел промежуточные итоги социальной деятельности Русской Православной Церкви за последнюю четверть века.

« в Православной Церкви совершается людьми не из страха наказания, а с пониманием того, что человек создан по подобию Божию. Как Бог в Своем существе есть любовь, так и человек в своем существе есть любовь, - свидетельствовал викарий Святейшего Патриарха. - Человек должен жить по любви, в этом главная радость жизни, в этом человек обретает полноту своего бытия».

По словам епископа Пантелеимона, благотворительность всегда была неотъемлемой частью церковной жизни. В XX веке c приходом советской власти церковная благотворительная деятельность была запрещена, но эта попытка прервать традицию не удалась: Церковь продолжала заниматься благотворительностью тайно.

«В 1991 году, когда Церковь наконец обрела свободу, мы получили возможность вновь беспрепятственно заниматься социальным служением», - сказал владыка Пантелеимон. По его словам, вначале в основном это были частные инициативы отдельных приходов и общин, возникавшие в разных городах и в разных формах: помощь бездомным, детям-сиротам, добровольческая помощь в больницах.

Социальная система государства в 90-е годы находилась в очень тяжелом состоянии: в больницах не хватало медикаментов, средств гигиены, персонала для ухода за больными. Добровольцы, сестры милосердия, которые приходили в больницы, являли ту любовь, которой так не хватало нуждающимся, напомнил архипастырь.

«Ключевым этапом в развитии социального служения Церкви стал 2011 год, когда при каждом крупном приходе по благословению Святейшего Патриарха Кирилла появились должности социальных работников», - отметил епископ Пантелеимон. Это решение священноначалия позволило вывести церковную социальную помощь на принципиально новый, системный уровень.

Благотворительностью стала заниматься вся Церковь: начиная от Святейшего Патриарха, который принимает личное участие в делах милосердия, и заканчивая прихожанами храмов, подчеркнул епископ Пантелеимон.

«Каждое Рождество и Пасху, а также в другие дни, во время своих визитов в епархии Святейший Патриарх Кирилл посещает социальные и медицинские учреждения, приходит к тем, кто нуждается в помощи, переживает лишения и страдания», - сказал духовник православной службы «Милосердие», подчеркнув, что личный пример Святейшего Патриарха очень важен для всей Русской Церкви.

«Еще несколько лет назад в России работал только один церковный приют для женщин в трудной жизненной ситуации. За 5 последних лет создано 26 новых приютов от Калининграда до Южно-Сахалинска. Сегодня их 27 на территории России», - отметил глава Синодального отдела.

Причем в ближайшее время их может стать еще больше. В этом году в рамках направления «Социальное служение» грантового конкурса «Православная инициатива» введена специальная номинация «Приюты для беременных», отметил епископ Пантелеимон . Номинанты смогут получить до миллиона рублей на открытие нового центра помощи и поддержку первого года его функционирования. По конкурсу поступили 43 новые заявки на создание приютов для будущих мам.

Еще одно важное направление церковной социальной работы - помощь инвалидам. «В 1991 году появилась первая община глухих в Москве, которая впервые начала проводить богослужения на жестовом языке, - отметил владыка Пантелеимон. - Сейчас в 50 храмах на территории России ведется работа с глухими и слабослышащими людьми, в 9 приходах окормляют слепоглухих людей». Кроме того, Синодальным отделом совместно с Всероссийским обществом глухих организованы региональные курсы по обучению священнослужителей жестовому языку.

«Мы помогаем семьям с детьми-инвалидами и взрослыми инвалидами, - отметил также в своем докладе владыка Пантелеимон. - В России открыто более 50 таких проектов, а недавно в Москве открылся первый в стране негосударственный детский дом для детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития - Свято-Софийский детский дом ». Сегодня благодаря индивидуальной заботе и вниманию эти дети, которые считались самыми тяжелыми, научились регулярно гулять, самостоятельно кушать, ходить. Кроме того, все дети в этом году пошли в школу.

«За 25 лет принципиально изменилась наша помощь бездомным, - отметил глава Синодального отдела. - Десять лет по Москве курсировал автобус «Милосердие», который в мороз подбирал бездомных - зимой умирали сотни людей на улицах Москвы - и буквально спасал им жизни. Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону. Департамент соцзащиты города Москвы организовал «Социальный патруль», и смертность среди бездомных уменьшилась в разы. Это позволило нам переключиться на профилактику бездомности».

Сегодня растет число реабилитационных центров и приютов для бездомных, отметил также епископ Пантелеимон. За 25 лет создано 72 приюта для бездомных, 56 пунктов выдачи и 11 автобусов милосердия.

Также растет количество сестричеств милосердия. Еще в середине 90-х годов насчитывалось 10 - 15 сестричеств, то сегодня сестричества есть в большинстве епархий. Они объединены в Ассоциацию. В настоящее время в базе данных Ассоциации около 400 сестричеств.

Страшной бедами для современной России являются алкоголизм и наркомания. За последние 25 лет Церковью было открыто 70 реабилитационных центров для наркозависимых, появились новые компоненты системы помощи: кабинеты первичного приема, православные группы поддержки, амбулаторные мотивационные программы и адаптационные квартиры. Сегодня действуют 232 церковных проекта, в которых помощь получают алкоголезависимые и их родственники, напомнил председатель Синодального отдела.

«Выстроена целая система сопровождения человека, который решил отказаться от алкоголя или наркотиков», - сказал епископ Пантелеимон, отметив, что Церковь активно занимается профилактикой алкоголизма и утверждением трезвости. По инициативе Церкви во многих регионах в этом году проводился День трезвости 11 сентября.

Кроме того, Синодальный отдел проводит бесплатное социальному служению через Интернет. Ведущие специалисты в области социальной работы передают свой опыт в режиме онлайн. Ежегодно более 1000 человек участвуют в обучающих интернет-семинарах и дистанционных курсах обучения. Благодаря этому в год появляется в среднем 150-200 новых социальных проектов в разных регионах России и других странах ближнего зарубежья. В обучении участвуют как церковные, так и светские социальные работники.

В Синодальном отделе по благотворительности отлажена четкая система реагирования на крупные чрезвычайные происшествия. «Во время Церковь стала одним из самых главных в стране координаторов помощи пострадавшим: в работе участвовало около 8 тысяч добровольцев, - сказал епископ Пантелеимон. - Многие священники и сестры милосердия прошли обучение при МЧС и готовы в кратчайшие сроки выехать на место происшествия, чтобы оказать людям помощь». Глава Синодального отдела особенно отметил кампании церковной помощи пострадавшим от наводнений в Крымске, на Дальнем Востоке, на Алтае, в Хакасии и Забайкалье, а также в других странах, например, в Сербии и на Филиппинах.

«Важным направлением нашей работы стала помощь мирным жителям, пострадавшим от военного конфликта на юго-востоке Украины, - рассказал владыка Пантелеимон. - По благословению Святейшего Патриарха Кирилла с лета 2014 года работал церковный штаб помощи беженцам, горячая линия, пункты гуманитарной помощи и церковные приюты. Было собрано свыше 130 миллионов рублей, около 120 миллионов уже израсходованы. об этой помощи размещаются на нашем сайте, ни одна копейка ни потрачена зря. Только в Москве в церковный штаб обратилось свыше 20 тысяч беженцев, которые нуждались в помощи».

Регулярно направляется гуманитарная помощь нуждающимся мирным жителям на юго-восток Украины. С конца декабря 2014 года Синодальный отдел по благотворительности отправил на юго-восток Украины , что позволило обеспечить питанием более 80 тысяч человек.Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности

Церковная благотворительность: главные итоги за 25 лет | Русская Православная Церковь, Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
Цифры, факты и основные итоги социального служения Церкви за последние 25 лет представил глава Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон в рамках III … ДИАКОНИЯ.RU