Каковы предпосылки расовых конфликтов косвенная дискриминация. Каковы предпосылки и этапы развития конфликта (раскрыть с примерами). Каковы основные этапы развития конфликта

предполагает, что работодатель применяет формально нейтральное условие, критерий или практику, которые ставят представителей защищенной категории в явно неудобное положение. Действия работодателя можно считать дискриминационными, если соблюдаются 4 положения : работодатель применяет или применил бы условие, критерий или практику одинаково ко всем работникам в пределах соответствующей группы, включая работника, входящего в защищенную группу; условие, критерий или практика ставят или поставили бы, людей, входящих в защищенную группу, в невыгодное положение по сравнению с другими работниками; условие, критерий или практика поставили или поставили бы работника в затруднительное положение; работодатель не может доказать, что условие, критерий или практика - пропорциональное средство, направленное на достижение законной цели. В отношении понятия дифференциации в российском законодательстве также нет конкретики. Советским энциклопедическим словарем под дифференциацией понимается «разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени». Дифференциацию также определяют через различия в содержании правового регулирования, обусловленные объективно существующими факторами. Также можно встретить определение дифференциации как «любой дискриминации, зависящей от тех или иных условий и закрепленной в нормах» , т. е. дифференциация - это узаконенная дискриминация. В широком смысле под дифференциацией можно понимать -94 всякие градации в нормах, зависящие от тех или иных условий. Применительно, например, к трудовому праву дифференциация предполагает нормативное установление различий, исключений, предпочтений и ограничений в правовом регулировании трудовых отношений отдельных категорий работников . Задача, которую призвана решать дифференциация, заключается, в частности, в том, чтобы приспособить общую правовую норму к отношениям отдельных категорий работников, обладающих неодинаковыми способностями или работающих в разных условиях. Реализация этой задачи обеспечивает наиболее эффективное воздействие трудового права на реализуемые им общественные отношения, совершенствует процесс правового регулирования. Но главная проблема состоит в том, чтобы границы между дискриминацией и дифференциацией, и так довольно размытые, не стирались вовсе. Сам термин «дифференциация» российским законодателем не применяется, но дифференциация в правовом регулировании присуща нормам социальных отраслей российского права. При этом российскому законодателю далеко не всегда удается реализовать принцип единства и дифференциации в правовом регулировании отношений без нарушения запрета дискриминации. Одним из основных направлений дифференциации норм социальных отраслей российского права является защита репродуктивной функции женщины, защита лиц с семейными обязанностями, защита детей. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, в том числе ее ст. 17 (ч. 3), 19 и 55 (ч. 3), допускает существование различий в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, если такие различия объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании. Соответственно, при установлении гарантий государственной поддержки и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства законодатель вправе использовать дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств. Гендерные стереотипы, успешно влиявшие на протяжении ХХ в. на формирование социальных отраслей законодательства как в зарубежном, так и в российском обществе, постепенно уходят, унося с собой и нормы, предусматривающие усиленную защиту материнства как фактор дифференциации. При этом законодательство, предусматривающее дифференциацию правовых норм в отношении лиц с семейными обязанностями, должно основываться на принципе гендерной нейтральности. Суть данного принципа состоит в том, что гарантии и льготы в равной мере должны быть предусмотрены как для матери, так и для отца. Принятие решения по вопросу их использования должно быть полностью отдано на откуп семье. То, что Россия ратифицировала Конвенцию МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями», сделало легально возможным распространение льгот и гарантий, предусмотренных для матерей-одиночек на одиноких отцов и лиц с семейными обязанностями. Но несмотря на большой прорыв в данном направлении, путь до конца еще не пройден. Это подтверждается судебной практикой. В 2010 г. очень показательным стало Постановление Европейского суда по правам человека (далее ЕСПЧ) от 07.10.2010 по делу «Константин Маркин против России» . Заявитель являлся военнослужащим. После развода с женой по решению суда трое детей остались жить с отцом. Заявитель обратился к начальнику воинской части с просьбой о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, однако ему было отказано, т. к. такой отпуск может быть предоставлен только военнослужащим-женщинам. В августе 2008 г. заявитель обратился в Конституционный Суд РФ, оспаривая неконституционность законоположений, касающихся трехлетнего отпуска по уходу за ребенком, однако определением Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 было отказано в принятии к рассмотрению жалоб заявителя. Ссылаясь на ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод во взаимосвязи со ст. 8 Конвенции, заявитель пожаловался в ЕСПЧ на отказ предоставить ему отпуск по уходу за ребенком, утверждая, что отказ является дискриминацией по признаку пола. Суд не убедили аргументы Конституционного Суда РФ о том, что разное отношение к военнослужащим-мужчинам и военно- QO URL: http: //cmiskp. echr. coe. int/tkp 197/view. asp?action=html&documentI d=875216&portal=hbkm&source=externalbydocnumber&table=F 69A27FD8FB 86142BF01C1166DEA398649 служащим-женщинам в части предоставления отпуска по уходу за ребенком оправдано особой социальной ролью матерей в воспитании детей. В отличие от отпуска по беременности и родам отпуск по уходу за ребенком связан с последующим периодом и предназначен дать возможность заботиться о ребенке дома. В отношении этой роли оба родителя находятся в сходном положении. Неубедительны были и аргументы о том, что военная служба требует непрерывного исполнения обязанностей и что, следовательно, массовое получение военнослужащими-мужчинами отпусков по уходу за ребенком окажет негативное воздействие на боеготовность вооруженных сил. В самом деле, отсутствуют экспертные оценки или статистические исследования числа военнослужащих- мужчин, которые могут претендовать на получение трехлетнего отпуска по уходу за ребенком и которые хотели бы его получить. Таким образом, Конституционный Суд РФ основал свое решение на чистом допущении. ЕСПЧ счел, что непредоставление военно- служащим-мужчинам права на отпуск по уходу за ребенком, в то время как военнослужащим-женщинам такое право предоставлено, разумно не обосновано. ЕСПЧ шестью голосами против одного (против голосовал избранный от Российской Федерации судья Анатолий Ковлер) постановил, что была нарушена ст. 14 Конвенции во взаимосвязи со ст. 8 Конвенции. Полностью согласимся с мнением ЕСПЧ по данному делу: если в РФ решили создать программу отпусков по уходу за ребенком, то она не должна носить дискриминационного характера, а также с тем, что восприятие женщин как главных воспитателей детей является «гендерным предрассудком» (п. 58 дела). К сожалению, вместо того чтобы устранить дискриминационную норму, Председатель Конституционного суда России посчитал, что позиция ЕСПЧ по данному делу «прямым образом затрагивает национальный суверенитет, основополагающие конституционные принципы» и «Россия вправе выработать защитный механизм от таких решений» Попытку ЕСПЧ помочь российским гражданам добиться гендерно нейтральной нормы о специальных отпусках военнослужащих В. Зорькин назвал «навязываением внешнего "дирижирования" правовой ситуацией в стране», которое игнорирует «историческую, культурную, социальную ситуацию». При этом он указал, что «таких "дирижеров" надо поправлять. Иногда 83 89т 90
самым решительным образом». Жесткая позиция России по данному делу повлекла передачу его в Большую палату, что, по сути, перевело гендерный вопрос в политическую плоскость. Большая палата оставила первоначальное решение ЕСПЧ в силе. Предоставление преимуществ отдельным категориям лиц призвано сделать их конкурентоспособными на рынке труда, защитить наиболее уязвимых из них от произвола работодателя. А в защите, попадая в тяжелую жизненную ситуацию, нуждаются не только матери, но и другие члены семьи, которые наравне с женщиной обладают семейными обязанностями. Установление для работников с семейными обязанностями повышенного уровня защиты, в том числе и защиты от увольнения, направлено на обеспечение им действительно равных с другими гражданами возможностей для реализации прав и свобод в сфере труда, что обусловлено объективно существующими трудностями, связанными с воспитанием детей. Исторически на законодательном уровне матери и отцы в трудовом праве были не равны в правах. Даже сейчас, несмотря на ратификацию значительного числа международных актов, закрепляющих гендерное равноправие, вопрос равных возможностей лиц с семейными обязанностями остается актуальным для России. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 г. № 28-П по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А. Е. Остаева указало еще на один серьезный недостаток дискриминационного характера, состоящий в исключении многодетных работающих отцов из защищенной законом категории. Жалоба уволенного по сокращению гражданина Остаева А. Е., отца троих малолетних детей, один из которых не достиг трехлетнего возраста, а другой является инвалидом, была направлена на проверку конституционности части 4 статьи 261 ТК РФ. Остаев посчитал свое увольнение необоснованным и незаконным, указав, что запрет расторжения трудового договора по инициативе работодателя должен распространяться и на мужчин-отцов, имеющих детей в возрасте до трех лет (тем более в ситуации, когда мать, как в его случае, в связи с уходом за детьми, не работает). Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой и второй инстанции указал, что истец не входит в круг лиц, которым предоставляется гарантия, предусмотренная частью четвертой статьи 261 ТК РФ. Конституционный Суд признал положение ч. 4 ст. 261 не соответствующим Конституции России, ее ст. 7, 19, 37 (ч. 1) и 38 (ч. 1 и 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми. На наш взгляд, данные два дела определенным образом связаны. Оба они основаны на отсутствии гендерной нейтральности отдельных норм российского законодательства и нарушении принципа равноправия. Да, Остаев, в отличие от Маркина, не являлся военнослужащим, но оба они являются многодетными отцами, которым российское законодательство не дало гарантий для того, чтобы в равной с матерями мере, как требует того Конвенция о правах ребенка, возлагающая на государство обязанность предпринимать все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка, позаботиться о своей семье. Конституция Российской Федерации признает заботу о детях, их воспитание равным правом и обязанностью родителей (ст. 38, ч. 2). Принцип равенства прав и обязанностей обоих родителей в отношении их детей получил свое закрепление и конкретизацию в Семейном кодексе Российской Федерации. Считаем абсолютно верным вывод Конституционного Суда о том, что на обоих родителей может распространяться и государственная поддержка, в которой нуждается семья, имеющая ребенка, не достигшего трехлетнего возраста и потому требующего особого ухода, тем более если в такой семье воспитывается несколько малолетних детей. Несмотря на позитивную тенденцию изживания с помощью международных актов и судебной практики гендерного дисбаланса, в российском законодательстве есть еще нормы, которые должны быть скорректированы в русле гендерной нейтральности. В частности, это нормы, ограничивающие допуск женщин к определенным видам работ. Ограничение права женщин на свободный трудовой выбор не защищает их, а автоматически лишает права на трудоустройство. В связи с чем не согласимся, несмотря на мотивацию, с позицией Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации , оставившей без изменения решение ВС РФ от 2 марта 2009 г. по заявлению гражданки Клевец А. Ю. о том, что запрет женщинам на доступ к профессии «машинист электропоезда» и «помощник электропоезда» является законным и не нарушает прав женщин распоряжаться своими способностями к труду и правом выбирать род деятельности и профессию. Проблема разграничения дифференциации и дискриминации поднималась и на уровне региональных организаций. Седьмой Европейский конгресс по трудовому праву и социальному обеспечению, проходивший в г. Стокгольме, Швеция, 4-6 сентября еще в 2002 г., выработал следующие критерии отграничения дискриминации (как нарушения принципа равенства и прав человека) и дифференциации (как свойственного трудовому праву способу регулирования отношений, необходимого для создания гарантий той же самой недискриминации): - в некоторых сферах искусства (так, например, мужчина не может выступать в качестве модели для скульптора, если перед последним поставлена задача вылепить Еву); - в зависимости от культурных или религиозных особенностей (в некоторых государствах женщины исключены из сферы государственной службы или бизнеса в силу религиозной специфики); - когда особые требования объясняются интересами третьих лиц (не только работодателя и работника). Так, например, в исправительно-трудовых учреждениях, тюрьмах, когда работник должен быть одного пола с лицом, которое подвергается личному досмотру. Приводился пример судебного решения, которое признало проявлением дискриминации тот факт, что существование единственного служащего тюрьмы (мужчины), ответственного, в том числе, и за осмотр заключенных, есть проявление дискриминации в отношении заключенных женщин; - в целях гарантий соблюдения прав на защиту чести и достоинства, частной жизни; - в интересах безопасности самих женщин - ограничение применения женского труда на подземных работах, ночного труда и т. д. Нужно отметить, что одной из тенденций законодательства ЕС является постепенное сокращение таких работ, где запрещается или ограничивается применение труда женщин. В ряде стран (Германия - запрет привлекать женщин на ночные работы) такие запреты рассматриваются как нарушение принципа равенства возможностей и, как следствие, Конституции; - установление гарантий повышенной защиты для беременных женщин и женщин, воспитывающих детей (как правило, это проявляется в возможности перевода таких женщин на более легкие работы, а также запрета увольнения в период беременности и до окончания отпуска по уходу за ребенком). Признаками дифференциации являются: - существование причин дифференциации, которые приводят к необходимости принятия специального регулирования. Прежде всего, это необходимость защиты работников от воздействия производственных факторов, а также обеспечение равенства; - наличие оснований дифференциации - различия в правовом регулировании основаны на объективно существующих устойчивых особенностях субъектов трудовых отношений и условий труда работников.

Классификация материалов по конфликту

Материалы по конфликту были организованы в учебнике в четырех главах:

  • а) конфликт как осознанная конкуренция,
  • б) война, инстинкт и идеалы,
  • в) соперничество, культурные конфликты и социальная организация,
  • г) расовые конфликты.

А) Осознанная конкуренция .

Самосознание индивида формируется во время контактов и конфликтов личности с другими личностями. Оно проявляется весьма разнообразно: в гордыне и смирении, суетности и достоинстве, скромности и заносчивости, жалости и презрении, равно как и расовых предрассудках, шовинизме, классовых и кастовых различениях и в любом другом социальном порождении, посредством которого сохраняются социальные дистанции. Именно из реакций, вызванных социальными контактами и взаимовлияниями, развивается личность индивида, и определяется его статус. Именно из усилий сохранить этот статус или улучшить его, защитить личность, увеличить ее достояние, расширить ее привилегии и сохранить ее престиж возникает конфликт. Это относится ко всем конфликтам, будь то личные или партийные перепалки, сектантские различия, или национальные и патриотические войны; ибо личность индивида, безусловно, настолько тесно связана с интересами и порядком своей группы или клана, что в борьбе группа становится побудительным источником личности. Много было сказано и написано об экономических причинах войны, но какими бы иными ни были источники наших чувств, видимо, верно и то, что люди никогда не идут на войну только лишь из экономических побуждений. Как раз потому, что богатство и имущество связаны с престижем, честью и положением в мире, люди и народы воюют за них.

Б) Война, инстинкт и идеалы .

Война — это превосходный и типичный пример конфликта. На войне, когда враждебность подавляет всякий утилитарный интерес и всякое чувство, которые в другое время могли бы объединить соперничающие стороны или группы, мотивы и роль конфликта в социальной жизни предстают в самых явных своих очертаниях. Более того, есть и практическая причина, чтобы остановиться на примере войны для иллюстрации конфликта. Огромный интерес, проявляемый к войне во все времена, невероятные силы и ресурсы, мобилизуемые людьми, организованными для военной агрессии или обороны, колоссальный ущерб и жертвы, приносимые во имя славы, чести или безопасности отчизны, сделали войны незабываемыми. Ни один другой крупный аспект коллективной жизни не бывает столь памятен для нас. Проблема отношения войны к человеческим инстинктам, с одной стороны, и к человеческим идеалам - с другой, находится в центре многих нынешних исследований и дискуссий. Утверждать, что враждебность не коренится изначально в природе человека - дело, видимо, пустое. Конкретные материалы, приводимые в этой главе, показывают без всяких сомнений, как легко желания и инстинкты человека принимают форму конфликта. С другой стороны, представления о том, что традиция, культура, коллективные репрезентации никак не определяют предрасположенность наций к войне, кажутся равно несостоятельными. Значение социологического исследования и заключается в том, чтобы определить, каким именно образом соединение наклонностей в изначальной природе (человека) с силами традиции и культуры и с потребностями ситуации обусловливает организацию установки на борьбу. Есть исторические примеры того, как воинственные народы становились мирными, и как миролюбивые превращались в воинственных. Понимание механизма этого процесса - первейшее условие любого применения контроля.

В) Соперничество, культурные конфликты и социальная организация.

Соперничество - это сублимированная форма конфликта, когда борьба индивидов подчинена благополучию группы. Точно так же в соперничестве между группами конфликт или конкуренция подчинены интересам более широкой группы. Соперничество, таким образом, можно определить как конфликт, контролируемый группой в своих интересах. Исследование феномена соперничества выявляет его роль как организующей силы в жизни группы. В изучении конфликтных групп не всегда легко с уверенностью применять проведенное здесь различие между соперничеством и конфликтом. Секта является конфликтной группой, ее борьба с другими группами за выживание и успех имеет целью высшее благополучие включающего ее в себя общества. Однако фактически сектантская борьба может идти наперекор моральным, социальным и религиозным интересам сообщества. Принадлежность к вероисповеданию означает вхождение в группу аккомодации, которая посредством соперничества и конкуренции стремится способствовать благополучию не только всеобъединяющего общества, но и других составляющих это общество групп. В случае культурного и политического конфликта функция конфликта в социальной жизни становится понятной и приемлемой. Роль ментальных конфликтов в жизни индивида имеет целью создание, приспосабливаемое к изменяющимся ситуациям и усвоение нового опыта. Именно в процессе конфликта между противоположными импульсами к действию индивид приходит к заключениям или, как мы называем это, - «принимает решение». Только там, где есть конфликт, поведение осознанно и самосознательно; только в этом случае есть условия для рационального поведения.

Г) Расовые конфликты.

Нигде социальные контакты не вызывают конфликты так легко, как в отношениях между расами, в особенности если расовые различия усугубляются не только различиями в культуре, но и цветом кожи. Можно добавить, что нигде реакции на социальный контакт не выступают с такой очевидностью и в то же время не поддаются анализу и определению с таким трудом. Расовые предрассудки, так мы называем чувства, сопровождающие (поддерживающие) расовые табу, не являются, по крайней мере, в Америке, чем-то необычным. Но еще никому не удалось сделать их вполне понятными. В расовом предрассудке, в отличие от классового или кастового предрассудка, явно проявляется инстинктивный фактор, коренящийся в страхе перед незнакомым и непонятным. Цвет кожи или какой-либо другой расовый признак, подчеркивающий физические различия, становится символом моральной несовместимости, которой, возможно, и не существует. Чужак одновременно и привлекает нас, и вызывает страх, а индивид другой расы всегда кажется нам чужаком в большей мере, нежели человек одной с нами расы. Этот наивный предрассудок, если он не подкрепляется другими факторами, легко видоизменить, о чем свидетельствуют близкие отношения негров и белых в рабстве. Более позитивный фактор расового антагонизма - конфликт культур: нежелание одной расы вступать в личную конкуренцию с расой другой или низшей культуры. Это нежелание оказывается, в долгосрочной перспективе, нежеланием народа или класса, занимающего более высокий статус, конкурировать на равных с народом низшего статуса. Расовые конфликты, как и войны, в сущности, являются борьбой расовых групп за статус. В этом смысле и с этой точки зрения борьба европейских наций и так называемых «порабощенных народов» за независимость и самоопределение - это фактически борьба за статус в семье народов. В условиях этой борьбы расовое и национальное сознание в таких его проявлениях, как, например, ирландский национализм, еврейский сионизм или расовое сознание негров, является естественной и очевидной реакцией на конфликтную ситуацию. Националистические движения в Европе, Индии, Египте, подобно войне, соперничеству и более личностным формам конфликта, есть в основном борьба за признание, т. е. за честь, славу и престиж.

- 25.92 Кб

На тему «Каковы предпосылки и этапы развития конфликта(раскрыть с примерами)?»

Введение………………………………………………………… ……………...3

1. Каковы предпосылки и этапы развития конфликта(раскрыть с примерами)?................... .............................. .............................. ..........................3

Заключение…………………………………………………… …………………

ВВЕДЕНИЕ

У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями жизнедеятельности. Каждый стремится достичь чего-то своего или пробует что-либо делать по-своему. Поэтому в повседневной жизни люди часто встречаются с конфликтными ситуациями. Ибо конфликт – это столкновение, а столкнуться могут мнения, силы, интересы, влечения, притязания… Список может быть продолжен сколь угодно, так как проявления человеческих чувств очень многогранны, и причины, толкающие человека к конфликту, тоже разнообразны. В любом случае конфликты занимают большое место в нашей жизни.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Но в целом конфликт - не трагедия, а естественный процесс, который возникает внутри человеческого сообщества, будь то классный коллектив, семья, учебное заведение, организация, где вы работаете. Часто это помогает выявить рациональное зерно в разрешении ситуации, если конфликт не выходит за рамки разумного в способах выяснения истины. Такие разногласия даже являются стимулом и к личностному росту, и к объединению коллектива, и к укреплению взаимоотношений.

  1. Понятие «конфликт» и его сущность.

Существует огромное множество определений термина «конфликт» . Наиболее полным и универсальным для многих дисциплин, на мой взгляд, является данное: «Конфли́кт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.»

Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, отдельные личности и особи животных, технические системы.

Также конфликт может пониматься как противодействие свойств двух явлений, претендующих на определяемое ими состояние действительности

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

  1. Предпосылки и стадии развития конфликта

Не торопитесь видеть конфликт там, где его еще нет. Конфликтное поведение одного человека - еще не конфликт. Объективно конфликтная ситуация - сильная предпосылка конфликта, но конфликт в этой ситуации может и не состояться.

В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же. Конфликт включает в себя 2 фазы: латентная (конфликт скрытого характера) и фаза открытого конфликта.

Предконфликтная ситуация образует латентную стадию. Это рост напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Конфликт всегда имеет причины, он не возникает на пустом месте, хотя наличие конфликтных интересов не всегда сразу осознается.

Многообразие причин возникновения конфликта можно отнести к 5 группам:

  • Стремление к превосходству;
  • Проявление агрессивности;
  • Обесценивание потребностей других людей;
  • Нарушение правил;
  • Обстоятельства, вызывающие негативную реакцию или состояние еще до конфликта, до общения.

Рассматривая первую группу «стремление к превосходству», можно сказать, что это самая большая группа конфликтов. Основой возникновения которых является слово. Ведь, как известно, на каждое слово, порождающее конфликт, в свой адрес человек отвечает более сильным конфликтным словом.

Примером конфликтной ситуации здесь, можно назвать очень много. Таковыми, по моему мнению, являются подшучивание, перебивание собеседника, навязывание своих советов. Также, я считаю, способствуют конфликту прямые проявления превосходства: угрозы, приказания, обвинения. Нередко причиной конфликта является снисходительное отношение, такие слова как «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Не надо так волноваться» и др. – также могут вызвать агрессию со стороны оппонента разговора.

Во второй группе «проявление агрессии» как правило, выделяют два вида агрессии: природная и ситуативная. Примеров природной агрессии существует очень мало, так как она сдерживается, почти может быть сведена на-нет образованием, примером поведения близких людей (особенно в раннем возрасте), моральными устоями, законами общества и структурами, ответственными за соблюдение этих законов. А вот ситуативную агрессивность, я считаю, может спровоцировать плохое настроение или самочувствие, неприятности (личные или профессиональные), а также как ответная реакция на полученное обидное сообщение.

Основной чертой обесценивания потребностей других людей, я думаю, является эгоизм, а также обман или попытку обмана. Человек ведет себя как ребенок, думающий, что весь мир крутится вокруг него, и все люди обязаны отказаться от своих потребностей и обслуживать его собственные. Такая личность добивается конкретной цели за счет других людей, а не за счет своих собственных ресурсов.

Говоря о нарушении правил, я могу сказать, что нарушение любого правила является фактором, провоцирующим конфликт – будь то правило этики, внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, дорожного движения, семейных договоренностей и т.д. Собственно, правила и выработаны как средство предупреждения конфликтов.

Провокацией конфликта может послужить случившийся до вашей встречи с собеседником контакт с раздраженным человеком, неприятное известие или происшествие, нежеланное изменение ситуации, скверная погода и т.п.

На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Конфликт проявляется лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения не всегда выливается в непосредственные действия, направленные на изменение ситуации: противоположная сторона иногда либо смиряется с несправедливостью, либо ожидает своего часа, затаив обиду.

Если конфликт все же продолжает развиваться наступает вторая фаза – фаза открытого конфликта (конфронтация). Данная фаза включает в себя несколько стадий: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.

Я считаю, что инцидент – это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. Наиболее ярким примером, как мне кажется, является убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28 августа 1914 г., послужило формальным поводом для начала Первой мировой войны, хотя напряженность между Антантой и Германским военным блоком существовала уже много лет.

Важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: “разведка”, сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние. Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Далее конфликт может развиваться только двумя путями - посредством усиление враждебных действий по отношению друг к другу (эскалации); либо посредством дифференциации предмета конфликта (деэскалация). Примером эскалации, я думаю, можно назвать специфику действий Германии во Второй мировой войне, когда за нападением ее на Польшу последовали вооруженные вторжения в Данию, Бельгию, Люксембург и т.д.

На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентации, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

Последнюю стадию называют завершением конфликта. На этом этапе конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта. В целом можно сказать, что каждая из сторон либо выигрывает, либо проигрывает, причем выигрыш одной из них не всегда означает, что вторая проиграла. Например, компромисс не всегда можно считать победой обеих сторон; сторона нередко добивается компромисса лишь для того, чтобы ее оппонент не смог считать себя победившим, и данное происходит даже в том случае, если компромисс для нее так же невыгоден, как и проигрыш.

Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении хочу сказать, чтобы уметь справляться с конфликтами и пытаться их предупредить, необходимо понимать природу конфликтов, причины их возникновения, возможные пути развития и модели поведения в них. Также, я считаю, что тщательный анализ конфликта необходим для преодоления трудностей при погашении конфликтов, для установления возможных причин и последствий данного конфликта.

Нет конкретных рекомендаций для предотвращения конфликта, если не изучена вся многогранность его: причина возникновения, психологическое состояние сторон, объект конфликта, готовность оппонентов к сотрудничеству по предотвращению, либо урегулированию конфликта и т.д.

В то же время понятно, что надо стараться всячески избегать возникновения, а если это не возможно, то разрастания конфликтов в глобальные катаклизмы, как в коллективе на предприятиях, так и в общемировых масштабах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Основы психологии и педагогики [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии / сост.: Н. А. Гончарук, Г. П. Костевич.
  2. Анцупов, А. Я. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. - С. 81. - 551 с.
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб., 2003.
  4. Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов. М., 2000.
  5. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды -- М.; Воронеж, 2005.
  6. 1. Каковы предпосылки и этапы развития конфликта(раскрыть с примерами)?.........................................................................................................3
    Заключение………………………………………………………………………
    Список использованных источников………………………………………….8

В отличие от других западных обществ, в США расово-этнические отношения и конфликты на многих этапах играли самостоятельную, а то и ведущую роль в социальной среде. На протяжении всœей истории США его цветное населœение по своей социально-профессиональной структуре значительно отличалось от белого. Цветные всœегда подвергались сверхэксплуатации и расовой дискриминации, принадлежали к самым обездоленным слоям населœения.

В результате массовых антирасистских демонстраций, в 1964 ᴦ. был принят Закон о гражданских правах, который запретил дискриминацию черных американцев при обслуживании в местах общественного пользования, при приеме на работу и т.д. Также черное населœение добилось квот при поступлении в образовательные учреждения. Но расизм, исчезнувший с языка американцев, продолжал сохраняться в их сознании. Получившие те же права и льготы ʼʼафроамериканцыʼʼ стали вызывать недовольство у белых, т.к. они имеют больше детей, чаще сидят в тюрьме, чаще получают пособия по бедности, безработице, воспитанию детей. Белые стали отделяться от черных плотной стеной и, вопреки своим ответам на вопросы служб общественного мнения, не проявляют желания смешиваться с ними в единую нацию. В ответ черные американцы заняли собственную расовую позицию: чтобы обособиться от белых по причинœе их ʼʼнеискоренимого расизмаʼʼ, они стремились сформировать собственную субцивилизацию: создавали школы, театры, высшие учебные заведения.

Дискриминации в США подвергались и группы американских граждан, говорящих на испанском языке, в большинстве своем мексиканцев - чиканос . С начала 70-х годов в США въехало около 16 млн. легальных иммигрантов Число нелœегалов не точно не известно, но также измеряется миллионами. По этой причине расово-этнический вопрос по-прежнему остается важным.

Хотя сегодня прямой угрозы единству американского общества нет, тем не менее с начала 1970-х гᴦ. обозначились тенденции, которые могут способствовать возникновению расовых конфликтов. Сейчас под влиянием массовой иммиграции из стран Азии, Африки и Латинской Америки усиливается "пористость" американского общества, поскольку в нем наблюдаются более или менее крупные вкрапления общностей китайцев, корейцев, бирманцев, вьетнамцев, мексиканцев и др.
Размещено на реф.рф
Типичным примером такого вкрапления является возникший постепенно в американских городах мир "чайнатаунов" (китайских общин), куда "стопроцентному" американцу хода нет и куда он не стремится.

Расово-этническая проблема в современной Америке представляет собой немалую угрозу для будущего существования белого, англосаксонского населœения. В результате неравномерности расселœения различных расово-этнических групп по территории страны в ряде регионов сложились мощные кластеры небелого населœения (Техас, Калифорния, Нью-Джерси и др.). В результате территориальной концентрации национальных меньшинств на карте США появились многочисленные "цветные" города (Вашингтон, Майами, Детройт, Атланта͵ Новый Орлеан, Нью-Йорк и др.). Именно озабоченность сохранить себя как западную нацию лежит в базе растущих общественных настроений в пользу ограничения иммиграции. Но ограничение потоков иммигрантов из других частей мира приходит в столкновение с экономическими выгодами для Америки от этого процесса. В результате сегодня снова встает задача интеграции американского общества.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие факторы определяют североирландский конфликт?

2. На чем основаны противоречия между валлонами и фламандцами в Бельгии?

3. Каковы методы борьбы этнических меньшинств за свои права в странах Запада?

4. Каковы тенденции в развитии расово-этнических отношениях в США?

Тема 2.5. Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ в конце XX - в начале XXI вв.

Краткое содержание: Причины этнических и межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. Восстановление конституционного порядка в Чечне. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Конфликт в Молдове, образование Приднестровской Молдавской Республики. Обстановка в Таджикистане. Острые межнациональные противоречия на Кавказе. Межнациональные конфликты в Грузии: события в Абхазии и Южной Осетии. Крах вооруженного нападения Грузии на Южную Осетию. Признание Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии.

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление: об истории и современном состоянии развития межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве.

Знать: причины межнациональных конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье и на Кавказе.

Уметь: обобщать опыт в разрешении конфликтов на религиозной и национальной почве в современной России.

Распад Советского Союза поставил под вопрос законность власти правительств бывших советских республик. Это спровоцировало оппозиционные брожения, активизацию антикоммунистических и националистических сил. Между некоторыми государствами возникли споры и противоречия.

Расовые конфликты в США - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Расовые конфликты в США" 2017, 2018.

Причины конфликтов крайне разнообразны, а для некоторых видов конфликтов бывают свои, особенные причины. Выделяют несколько причин, которые приводят к конфликту либо в одиночку, либо в сочетании.

1. Ограниченность ресурсов , подлежащих распределению. Это могут быть самые разнообразные ресурсы: материально-технические, финансовые, социально-экономические и др. Их ограниченность может вызывать противоречие интересов между индивидами и социальными группами, ибо выделение их какому-либо индивиду или производственному объединению означает, что другие получат меньшую долю. При этом не важно, о чем идет речь – премиях, компьютерах, новом оборудовании и т.д.

2. Взаимозависимость ответственности и заданий. Возможность конфликта в организации существует везде, где один человек или группа зависят от выполнения заданий других людей. Это обусловлено тем, что всякая организация представляет собой систему, элементы которой функционально взаимосвязаны между собой. Поэтому, если какой-либо элемент системы (работник, подразделение) не выполняет возложенные на него обязанности и задачи, то есть функционирует неадекватно, допускает сбои в работе, то в этом случае нарушается нормальное функционирование всей системы. А это уже чревато конфликтом на разных уровнях и между различными действующими лицами организации.

3. Несогласованность целей. Причина конфликта при этом кроется в том, что различные функциональные группы в организации могут уделять достижению своих целей больше внимания, нежели организации в целом. При этом конфликт может возникнуть как между группой и организацией, так и между группами внутри организации. Например, между отделом сбыта и производственным отделом.

4. Различия в представлениях и ценностях . Представление о какой-либо ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.

5. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Исследования показывают, что люди с такими чертами характера, как авторитарность, догматизм, скорее вступают в конфликт.

6. Плохие коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других.

10. Каковы основные этапы развития конфликта?

Любой конфликт – это процесс, развивающийся в определенной последовательности. Выделяют следующие этапы развития конфликта: предконфликтная ситуация, стадия открытого конфликта, стадия завершения конфликта, послеконфликтный период.

Для предконфликтной (латентной) стадии характерно возникновение и накопление противоречий в системе межличностных и групповых отношений, рост недоверия и социальной напряженности, появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере. Данная стадия характеризуется тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и «мирным», бесконфликтным путем, если условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут «сняты» в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной.

Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента. Инцидент действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих резкое обострение противоречия и начало борьбы между участниками. Другими словами, инцидент – это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта.

Стадия открытого конфликта характеризуется тем, что действия оппонентов становятся практическими, они приобретают внешнюю форму, включая насилие, угрозы и т.д. Эскалация конфликта – это самая напряженная стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками, и используются все возможности для победы в противоборстве. Эскалация представляет собой такое прогрессирующее во времени изменение конфликта, при котором разрушительные последующие воздействия сторон на интересы друг друга (помехи, применение силы и т.д.), выше по интенсивности, чем предыдущие. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, физических, психических и других. Характерные признаки эскалации конфликта – это создание образа врага, демонстрация силы и угроза ее применения, применение насилия, тенденция к расширению и углублению конфликта.

Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения борьбы, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных способов нахождения консенсуса и т.д.

Завершение конфликта – это последний этап открытого периода конфликта. Он означает любое его окончание и может выражаться в коренной перемене ценностей субъектами противоборства, появлении реальных условий его прекращения или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта.

Наиболее типичными способами завершения конфликта являются следующие:

    устранение (уничтожение) оппонента или обоих оппонентов противоборства;

    устранение (уничтожение) объекта конфликта;

    изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта;

    участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения;

    обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи;

    переговоры как один из наиболее эффективных и часто встречающихся способов разрешения конфликта.

Следует отметить, что понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта, и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной. Кроме этого, формами завершения конфликта могут быть: затухание (угасание конфликта), устранение конфликта, перерастание конфликта в другой конфликт.

Последней стадией в динамике конфликта является послеконфликтный период , когда ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.

Однако следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию. Случается и так, что окончание одного (первичного) конфликта может дать толчок другим, производным конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности людей. Таким образом, за завершением конфликта может следовать постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий между ними постконфликтный синдром может стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом уровне и с новым составом участников.