Пещерные поселения каппадокии. Пещерные города каппадокии

«Бывает, что крупные центры цивилизации, города, замечательные памятники оказываются в стороне от больших дорог. Жители уходят оттуда, дороги зарастают… Если же люди возвращаются сюда через много лет, то они часто не имеют никакого представления о том, кто же построил этот храм или вырубил в скале эту пещеру. И приписывают ее джиннам, духам, царю Соломону или даже пришельцам из космоса.

Так случилось с Петрой, с Баальбеком, так случилось и с долиной Гореме. И это совсем не значит, что долина заросла джунглями или была засыпана песками. В ней расположены турецкие деревни, и люди взбираются по узким лестницам в покинутые храмы, где хранят зерно и урюк.

Но кто, когда и зачем сотворил это чудо света, одно из самых необыкновенных и, пожалуй, малоизвестных, местные жители не знали.
Долину Гореме «открыл» всего пятьдесят лет назад бельгиец-иезуит, и некоторое время ученые считали шуткой или ошибкой миссионера его странные сообщения.

Почти в самом центре Турции, в провинции Анатолия, стоит одиноко четырехкилометровый потухший вулкан Эрджияс. Его снежная вершина четко выделяется на чистом синем небе Анатолии. У вулкана сходятся три турецкие провинции — Кайсери, Невшехри и Нигде.

Когда-то, в доисторические эпохи, вулкан обильно извергался и на много метров затопил лавой широкую долину. Со временем дожди и ветры прорезали слой лавы, расчленили его на множество холмов, столбов, конусов и стен.


Отчетливо видны разные слои породы.


Хорошо просматривается «разрез» между разными слоями породы — результатам разных извержений вулкана.

Когда сюда пришли люди, а было это несколько тысяч лет назад, и заселили долину, они поняли, что удобнее сооружать дома в лавовых башнях, чем строить их на плоской земле, снизу. Тем более почвы здесь плодородные, и каждый клочок земли, которая родит зерно, виноград и другие фрукты, ценен.

И получился город, вернее, целый фантастический, мир, напоминающий сразу лунные горы, скопища гигантских термитников, прихотливые создания скульптора-авангардиста или гигантскую кровать факира, утыканную гвоздями.



В нем есть дома-грибы, дома-пирамиды, дома-обелиски, дома-купола, дома-стены, дома - сахарные головы, дома-ракеты.


Улыбающийся домик-гномик.

Они группами и в одиночку поднимаются из долины, и никто не знает точно, сколько же пещер здесь - их тысячи.
История заселения долины Гореме, или, как ее называли в древности, Корамы, насчитывает несколько тысячелетий. Уже во времена римлян город Кайсери (Кесария), разместившийся на краю долины, был оживленным торговым центром, через который проходили караваны от Черного моря в Сирию, из Армении к Бейруту. Здесь сталкивались люди многих национальностей, и зарождавшаяся христианская религия нашла в их среде много приверженцев. В III веке образовалась большая, в основном греческая, христианская община. Слухи о ней разносились караванами по всему миру. Отшельники и монахи стекались со всей Восточной Римской империи.
Фанатики и анахореты раннего христианства сочли пещеры Корамы идеальными для отшельнической жизни. Сами пещеры сухи и удобны, в них прохладно в самую жару и тепло зимой, а внизу, в долине, есть вода, фрукты, и местное население не чинит никаких препятствий бородатым, оборванным аскетам, которые чаще всего незлобивы и проводят дни в молитвах своему богу. А свободных пирамид и башен много - хватит и на десять тысяч отшельников.


Гардеробная и полки для для продуктов.


Полочки.

К IV веку здесь образовались первые монастыри, и, потеснив немногочисленных каппадокийцев, они заняли значительную часть обширной долины.
Монастыри множились и процветали в течение двухсот лет, пока в VI веке в эти края не вторглись персы, которые разогнали многие христианские общины. Потом здесь появились арабы, и город Кесария уже не мог дать приюта христианам.
Но гонения на христиан почти не задевали пещерных монастырей. Ни персы, ни арабы не пытались установить прочную власть в лабиринте холмов и башен, где даже днем нетрудно заблудиться, особенно если учесть, что долина занимает площадь почти двести квадратных километров.

Из Кесарии и других городов Анатолии сюда сбегались гонимые и расселялись по пещерам. Предполагают, что в конце I тысячелетия в Гореме обитало до тридцати тысяч христиан.

Башни и конусы давали теперь приют не одному аскету, а нескольким семьям. Вырубались все новые и новые этажи, пещеры соединялись лестницами, переходами, туннелями, мостиками.

В тяжелые времена на первом этаже башни никто не селился, и лестницы в момент опасности убирались. Зато выше заселялось по пять, десять, пятнадцать этажей, и сохранился даже один двадцатиэтажный «дом», источенный внутри комнатами, залами и ходами, как муравейник.

Бывшие кельи отшельников расширялись и превращались в обширные церкви, украшенные колоннами и фресками. Беглецы раскололись на несколько сект, и каждая старалась перещеголять соперников в богатстве церкви и монастырей…
А снаружи непосвященный глаз не разглядел бы ничего. Кое-где на стенах конусов и пирамид чернеют четырехугольники окошек и узких дверей, и никогда не догадаешься, что там, в глубине и полутьме, спрятаны комнаты, залы, церкви, склады. Это был обманчивый мир внешней бедности, маленьких окошек, мир, куда мало кто из посторонних лиц был допущен, и мало кто мог оценить его действительную силу и размах.


Так выглядит вход в подземный город со стороны.


Не так-то просто осадить такой дом.

Да и поля, вернее, площадки земли, разбросанные среди скал, казались маленькими и, во всяком случае, не такими плодородными и богатыми, как это было в действительности. Самое большое в Азии поселение ранних христиан полностью себя обеспечивало, а монастыри богатели, несмотря на то что власть в стране принадлежала «неверным».

Войны мусульман и походы крестоносцев, закат и крушение Византии - все проходило стороной, и, как прежде, изощрялись в теологических спорах ученые-богословы, отрабатывали на монастырских полях десятину крестьяне; вино, выдержанное в каменных подвалах, бочками увозилось в города, где высоко ценилось.

Но новых пришельцев-единоверцев не было, а старые постепенно разъезжались, иногда меняли веру, покидали обжитые пещеры. В городках по окраинам долины селились турки, они использовали опустевшие пещеры под склады. Еще несколько столетий действовали две или три церкви, но в 1923 году, во время обмена населением по Лозаннскому договору, греки-христиане покинули Гореме. В некоторых пещерах поселились турецкие крестьяне, но большинство осталось пустовать, и в них развелось немыслимое количество голубей. Крестьяне собирают в пещерах птичий помет и удобряют поля.


Прямоугольные дырочки — гнезда для голубей.

…Еще действовали церкви и последние монахи возились по утрам в монастырских виноградниках, но в Европе, отрезанной от турецких внутренних провинций многовековой враждой религий, забыли о долине Гореме. И когда бельгийский миссионер неожиданно натолкнулся в сердце Турции на доживающую последние дни христианскую общину, он был поражен до глубины души. И не столько церквами, вырубленными в лаве, сколько самим фактом такого длительного существования христианской общины в центре мусульманского мира, причем общины, которая не могла похвастаться большим числом мучеников и святых: более тысячи лет долиной почти никто не интересовался и ни один «жестокий магометанский царь» не устраивал резни среди последователей Христа.

До сих пор исследователи (надо признать, что их было немного) не могут сказать с уверенностью, что они изучили большую часть убежищ. Гореме остается пока пещерой Аладдина, сокровища которой разбросаны по разным комнатам.

В башнях Гореме, невидимые за четырехугольниками дверей, спрятаны три сравнительно большие купольные церкви.


Внутри этого холма находится церковь, фотографии которой ниже.

Все они сплошь покрыты фресками - это один из самых древних и хорошо сохранившихся образцов византийского искусства.

Наиболее богатой и интересной считается церковь Тьмы. Ее фрески яркими и светлыми тонами, мягкими и даже нежными линиями напоминают фрески русских соборов. Церкви созданы вдали от бед и потрясений большого мира. Это чувствуется, когда смотришь на фреску, изображающую элегантного юношу с тросточкой, в развевающемся плаще, хотя юноша не на прогулке - он Георгий Победоносец и именно в этот момент борется с драконом, правда довольно миролюбивым на вид.

Спокойствие царит и в большой, чудесно написанной фреске, изображающей Пантократора, в чаше купола. Пророки вытянуты в длину и изогнуты, потому что изогнуты тщательно вырезанные в лаве колонны и пилястры.

Вторая церковь такого рода - Яблочная церковь. Монахи не задумывались подолгу, как назвать свои храмы. Церковные власти Византии были далеко и не могли указать отшельникам на легкомыслие. Поэтому большую церковь, где было темно, назвали церковью Тьмы, а вторую, у входа в которую росли яблони, назвали Яблочной. А если и были другие названия, официальные, для торжественных случаев, их никто не запомнил.

В церквах не все фрески сохранились так, как должны бы сохраниться при ровной и сухой температуре пещер. Виной тому не язычники. Никто сознательно не осквернял церквей. Но начиная с XVII века, когда монастыри и церкви стояли в основном пустыми, сюда начали попадать гости. То заглянет крестьянин, то случайный путешественник. А туристов испокон веку объединяет стремление оставить о себе память потомкам. Турист аккуратно или неаккуратно расписывается на самом видном месте. Кто не видел этих надписей, не удивлялся их потрясающему обилию и однообразию?! За пятьсот лет, как ни редки были туристы, их побывало в Гореме немало. Тем более за последние годы, когда транспорт дал возможность добраться сюда из Анкары за несколько часов, а печать разнесла по всему миру известие о том, что пещеры Гореме стоят того, чтобы на них посмотреть.
Теперь большинство фресок до высоты человеческого роста уничтожены слившимися в белые пятна царапинами автографов.

Сегодня долина населена турецкими крестьянами. Не так густо, как тысячу лет назад, и потому многие пещеры пустуют. Крестьяне, так же как и христианские отшельники до них, выращивают один из лучших в мире сортов винограда, маслины, абрикосы.

Двери и окна некоторых из пещер, особенно полюбившихся миллионному голубиному населению долины, заложены камнями, чтобы голуби жили спокойно и в пещерах накапливался ценный помет. Без черных прямоугольников в стенах эти башни кажутся монолитными, как стволы термитников, изъеденные внутри ходами.

Новых пещер никто не вырубает, но семьи побогаче расширяют окна и двери и пристраивают к своим пещерам фасады, как к настоящим домам. Даже с балконами. Задние комнаты пещер используются под кладовые, туда никогда не проникает свет. Крестьяне победнее только вставляют раму и навешивают дверь на скалу, да раз в год побелят комнату, чтобы она казалась светлее и больше, но дым из очага чернит ее снова.

Как и прежде, жители пещер поднимаются на верхние этажи по вырубленным внутри скалы лестницам, и в многоэтажных пещерах-небоскребах вытесанные в стенках ступеньки уходят на десятки метров вверх по темным шахтам.

На ровных площадках долины - не всем же по душе жизнь в пещере - выросло за последние годы несколько городков. Башни пещерных небоскребов стоят посреди них, придавая им неестественный, сказочный вид, и пробивающийся сюда по узкой вьющейся дороге автобус из Кайсери гудком вспугивает тучи серых и сизых голубей… Он тормозит у открытого кафе со стульями на каменной террасе, и тень двадцатиэтажного небоскреба, смешиваясь с тенью редких смоковниц, прикрывает его от вечернего солнца…»

Поездка в Каппадокию оказалась одной из лучших поездок за всё время. Был очень насыщенный и интересный график, за который огромное спасибо Сашке ( wints ). Вставали в 5-6 утра, а в 8 вечера уже буквально засыпали на ходу.
Туристами это местро ещё не облюбовано, поэтому местные люди, не испорченные толпами европейцев, очень приветливые, улыбчивые и добржелательные.
А пейзажи здесь сказачные и волшебные. Ощущение, словно попал не просто в другую страну, но на другую планету. А ведь в чем-то так оно и есть: люди, которые здесь жили, существовали в отрыве от других. Месяцами в самом центре мусульманского мира анклавом сущестсвовала христианская община.

Но, пожалуй, самое приятное то, что эта местность еще не получила той популярности, которую приобрели другие места. Все видели тысячи фотографий Эйфелевой башни, тысячи фотографий Китайской стены, тысячи фотографий Кремля… Когда оказываешься рядом с такой достопримечательностью, складывается впечатление, что ты здесь уже был и всё видел. Делаешь по кадру с каждого «традиционного» ракурса и топаешь дальше. Больше здесь делать нечего. Всё так, как ты видел и как себе представлял.
Здесь же было всё по другому. Хочется рассмотреть каждую деталь: расстрояние в 3 километра мы прошли часа за четыре, заглядывая в каждую нору и поднимаясь на каждый холм. Пейзажи с одной стороны одинаковые — холмы да комнаты в них — а с другой стороны все разнообразные и не надоедающие. С удоволсьтвием провел бы там еще пару дней — это одно из немногих мест, куда хочется вернуться второй раз.

Каппадокия является одним из наиболее интересных мест Турции, не связанных со стереотипным пляжным туризмом. Эта область сочетает в себе уникальные достопримечательности, имеющее природные и рукотворные происхождения, которые тесно связаны с друг другом. Ландшафты с причудливыми очертаниями, подземные города и пещерные поселения, каньоны со специфическими формациями, все это сочетает в себе историческая область. Данная местность характеризуется также и обширными пещерными монастырями, ведущие свою историю от раннего христианства. Благодаря этим причинам пещерные поселения Каппадокии вместе с некоторыми ландшафтами вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещерные поселения Каппадокии занимают обширную территорию на востоке Турции. Начиная с I тыс. до нашей эры тут создавался уникальный комплекс селений, включающий в себя подземные города, церкви, вырубленные в скалах жилища и пещерные монастыри. По сути, вся эта территория является сегодня музеем под открытым небом и важным местом паломничества. Еще с начала нашей эры Каппадокия была одним из крупнейших христианских центров того времени. Апостол Павел считал эти места самыми подходящими для воспитания праведников.

Пещерные поселения Каппадокии были образованы на благоприятной для уединения территории, отличающейся уникальным геологическим строением. Такие формации были образованы в результате извержения вулканов около 65 млн. лет назад, покрывшие местность легкими пористыми породами, одним из которых был туф. Далее очертание территориям, которые можно сегодня видеть, придала ветровая и водная эрозия, убравшая мягкие части пород. Туф легко поддается обработке, а войдя в контакт со свежим воздухом, через некоторое время становится более твердым. По этим причинам первые поселенцы выбрали это место и начали выдалбливать пещеры.

VIII-IX века не проходили спокойно на территории полуострова. Этот период вошел в историю как иконоборчество, когда византийский император взял политическое направление против почитания икон. Каппадокия по причине труднодоступности, стала прибежищем большого количества желающих монашествовать и давала возможность каждому обустроить свою аскетическую келью. В добавок ко всему в те года Малая Азия подвергалась многократным набегам захватчиков, а сложный рельеф местности затруднял какие-либо передвижения вражеских полчищ и служил надежным убежищем. С каждым годом количество келий увеличивалось, постепенно превращаясь в пещерные поселения Каппадокии.

Такой вид быта и повседневности повлек за собой появление своего рода традиции, которую местные жители сохраняют и применяют на деле до сегодняшнего дня. Выдалбливание жилишь в скалах имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с удобствами. Внутренняя прохлада помещений делает жизнь приемлемой, многие требующие тихой и спокойной жизни переселяются сюда с шумного и загазованного города. Некоторые пещерные поселения Каппадокии обустроены современными благами цивилизации. Так, например, окна пещер застеклены, внутри проведено электричество, водопровод и канализация, все пространство разбито на жилые комнаты и подсобные помещения.

Высечение в скалах обителей производилось как населением из прилегающих городов, так и монахами, благодаря которым тут остались значимые исторические памятники, церкви и монастыри. Условно пещерные поселения Каппадокии можно разделить на два типа: подземные города и наземные поселения. Поземная часть удивляет своими структурами и размерами, споры о коих длятся по сей день. Об этих подземных жилищах еще в V веке до нашей эры описывал греческий историк Ксенофонт.

В настоящий момент удалось обнаружить всего 6 подземных городов, однако археологи не исключают возможность, что пещерные поселения Каппадокии хранят новые открытия. После того, как поселения были покинуты, первым удалось обнаружить такой город французскому священнику Жерфаниону в XIX веке. Он нашел отверстие в скале, куда спустился и увидел колоссальные ходы, уходящие вниз на несколько этажей, имеющие вентиляцию, колодцы, хозяйственные помещения для зерна и домашних животных, оборудование для изготовления вина и церкви. Жители подобных городов выходили на поверхность, чтобы обрабатывать хозяйственные угодья. Все подземные ходы, ведущие наверх, в случае опасности перекрывались тяжелыми каменными засовами.

Крупнейшим и доступным для посещения подземным городом является Деринкую. Он располагается на восьми уровнях и достигает глубины в 60 метров, площадь колеблется в пределах 2,5 км². Размеры города до сегодня окончательно. Археологи утверждают, что на данный момент открыто и исследовано всего лишь не более 15 % территории. Внутри все помещения и туннели хорошо освещаются и вентилируются, температура стоит в пределах 13-15 °C. Для связи между ярусами во многих местах проделаны отверстия.

Каменный засов в Деринкию

Ходы в Деринкию

На уровнях Деринкую находились разные хозяйственные помещения, которые обеспечивали городу полную автономию. Из основного тут можно увидеть конюшни, помещения для виноделия, духовное училище, оружейные склады, церковь с размерами 20×9 метров, зал для собраний, большой сводчатый зал. Деринкую закрывался с помощью больших плоских каменных глыб, доходившим весом до полтонны, закрыть такую дверь могло спокойно два человека благодаря рычагам. Вентиляционные шахты опускаются вниз до грунтовых вод и одновременно служат колодцами. Город предположительно начали высекать в скалах в II тысячелетии до нашей эры. Пещерные поселения Каппадокии имеют еще одну особенность, подземные туннели, связывающие между собой города. Например, Деринкую связан 9-километровым ходом с другим крупным подземным городом Каймаклы.

Колодец в Деринкию

Помещения в Деринкию

Каймаклы с давних времен служил в качестве убежища для христиан во времена религиозных преследований и арабских набегов. Как и по аналогии предыдущего города, этот также имеет сложную систему туннелей с залами и состоит из восьми ярусов. Город начали высекать со времен Хеттского царства, а в период Византии площадь только увеличивалась. Уровни между собой связаны переходами и вентиляционными колодцами на дне которых была вода. В большей мере помещения состоят из двухкомнатных жилишь, также тут расположены кухни, конюшни, винные склады, часовни и складские помещения для хранения продовольствия. Стены Каймаклы вмещали около 15 тыс. человек, инфраструктура города позволяла жителям не подниматься на поверхность в течении нескольких месяцев.

Каймаклы

Ходы в Каймаклы

Пещерные поселения Каппадокии в наземной части изначально были вырублены в скалах в качестве келий, способствовавших духовному просветлению. Количество монахов с каждым годом росло, поэтому некоторые помещения были высечены на большой высоте и добраться до них можно было только посредством веревочных лестниц. Так со временем начали образовываться скальные церкви и монастыри, которые располагаются в долинах Белисырма, Дербент, Ихлара, Гюллюдере, Кызылчукур, Кылычлар и в Национальном парке Гёреме.

Долина Ихлара

Гёреме считается музеем под открытым небом. Он занимает территорию в 300 км² на которой размещаются церкви, женский монастырь Кызлар и прилегающие сооружения со служебными помещениями. В некоторых церквях хорошо сохранились росписи XI века с изображением евангельских сюжетов. Строительство церквей в долине Ихлара началось в IV веке, а на начало IX века уже была украшена фресками сирийского происхождения. Всего до XIV века здесь было построено 105 церквей, 13 из которых сейчас открыты для посещения. Из долины Дербент славится скальный монастырь в Зельве. В XI-XIII веках тут был важный центр местной христианской общины, где помимо церквей и часовен находились жилые постройки и мельница.

Скальный монастырь в Зельве

Еще одной неотъемлемой частью данной области, без которой ее трудно представить, являются каменные столбы. Местные жители их называют перибаджалары, что в переводе значит «волшебные дымоходы» или же «камины фей». Столбы - это останцы в виде разных причудливых форм и очертаний, например, грибов, стрел, зонтиков, труб и фаллосов. Они состоят из вулканических пород: туфа, базальта и андезита. Верхушки столбов - твердые породы, слабо поддающиеся воздействию эрозий, низы - это мягкие породы, их ветер с легкостью обтачивает песчинками (процесс дефляции). В итоге столб со времен становится более тонким, оставляя сверху конусную шляпку, которая в какой-то момент будет обрушена. Таким образом получаются природные скульптуры, окружающие пещерные поселения Каппадокии.

И вода сотворили своеобразный сюрреалистический . А в непосредственной близости с этой красотой находятся таинственные пещеры, высеченные человеческими руками.

Место расположения пещерных городов Каппадокии

Каппадокия - это древнее название местности в средней Анатолии, что находится в Турции. Эта маленькая область располагается возле города Невшерих.

Тысячи лет назад после остались здесь отложения из пепла, грязи и лавы. После этого ветры и непогода снесли мягкий верхний , но способная к сопротивлению порода осталась и придала странные формы ландшафту. Сами пещерные города расположены в долине Гереме. Это место было выбрано по той причине, что камни здесь легко можно выдолбить и превратить в жилище, в них можно создать множество помещений и проложить массу ходов. Пещеры сухие и удобные, в них прохладно летом и тепло зимой. Кроме того, внизу в долине есть замечательные фруктовые сады и источники с питьевой водой.

История пещерных городов Каппадокии

Каппадокией сначала правили хетты, потом персы, а в 17 году н. э. она вошла в состав Римской империи. Все это повлияло на специфику культуры этой местности.

В долине Гереме сохранилось множество церквей и капелл (всего более 360), которые устроены прямо в скалах. Большинство из них относится к X и XI векам, но некоторые - значительно древнее. Самые первые пещерные города были вырублены в IV веке.

Если посмотреть издалека, создается впечатление, что всю поверхность скал изъедена червями, а на самом деле это искусственные пещеры. В них - жилые помещения, церкви, мечети, отели и торговые лавочки. Подобных пещерных деревень, как в Каппадокии, больше нет нигде.

В этой местности когда-то жили общины, насчитывающие тысячи людей, искавших здесь в VII веке убежища от преследований арабов и находивших его в сети подземных пещер. Пещерные церкви в свое время считались идеальным местом для отшельничества. Сюда стекались отшельники и монахи со всей восточной части римской империи. К концу 1 тысячелетия здесь обитало более 40 000 гонимых христиан. Люди строили другие церкви, выбитые в скалах и украшенные фресками и рисунками.

Некоторые из церквей разместились в очень упрощенных помещениях, зато другие представляют сложную систему со сводами и, даже, куполами. На самом юге расположена самая большая система пещерных церквей. Она была построена греками-христианами после мусульманского нашествия. Некоторые из них уходят на глубину, образуя более 50 этажей, хотя снаружи ничего подобного не заметно. Виден только небольшой вход в пещеру.

Все церкви имеют не особенно затейливые названия, так как монахи не придавали этому особого значения. Большую церковь, построенную в темной пещере, назвали Темной церковью. Та, у входа в которую росла яблоня, получила имя церковь Яблока и т. д.

С храмами Каппадокии связаны многие видные последователи христианства. Например, здесь в уединении жил Василий из Кесари, более известный как святой Василий Великий, боровшийся с арианской ересью.

На стенах сотен пещерных церквей - целая выставка византийского искусства. В Каранлик-Килисе (Темная церковь) в Гереме есть фрески исключительной ценности; их краски прекрасно сохранились, потому что никогда не подвергались воздействию дневного света. Церковь относится к XI веку; она пристроена к рефлекторию (трапезной), который явно принадлежал подземному монастырю. Церкви рядом с рефлекторием встречаются очень часто. По всей вероятности, они использовались монастырской братией. В Ииланли-Килисе (церковь Змеи) фрески изображают дракона, которого убивает Святой Георгий. В Эльмали-Килисе (церковь Яблока) стены и купола украшены росписью. Здесь также представлены картины из жизни Иисуса.

Южнее долины Гереме находятся 2 подземных города - Каймакли и Деренкия, которые углубляются вниз на 4 и 8 уровней. В них до сих пор ведутся масштабные археологические работы. Есть предположение, что эти города некогда были связаны между собой системой подземных ходов.

Турция - это не обязательно берег моря. Может быть, более захватывающее путешествие вас ждет, если вы отправитесь в ее центр. Древняя Каппадокия оставляет неизгладимое впечатление. Это фантастические пейзажи, вкуснейшая еда и уроки воздухоплавания.

Встреча нового дня на воздушном шаре Фотография Анастасия Хавжу

Говорят, что Каппадокию хоть раз в жизни видел каждый. Многие наблюдали ее в фантастической саге «Звездные войны». Остальные, хоть и не помнят этого, видели ее в снах, из которых она, похоже, и возникла. Полетав над Каппадокией на воздушном шаре, Михаил Рябов уверен, что сниться она ему будет еще чаще

Каппадокия – трон Турции, центр страны, место любимое, почетное и мистическое. Ее архитектуру миллионы лет назад создавали вулканы, до сих пор доделывает время, а охраняет Юнеско. Вулканический пепел стал туфом, лава превратилась в базальт. Землетрясения, смена температур, ветер и осадки за 30 миллионов лет отняли у плато все лишнее, обнажив чудесный профиль. Получилось настолько красиво, насколько и загадочно.

Населившие эти земли люди больше всего оценили мягкий и податливый туф. Идеальный строительный материал, особенно когда все вокруг уже построено. Фрактальный орнамент каньонов, долин и скал стал картой поселений. Троглодиты, или подземные жители, опасаясь врагов, не возводили домов, а обживали туфовые недра. Горы стали полыми. Они превратились в похожие на термитники крепости. Вырытые пещеры-многоэтажки – в жилища с лабиринтами коридоров и лестниц. Мебель сразу высекалась из камня, как единое целое со стеной и полом. Дуэт природы и времени создал архитекторам много образцов для подражания. Антонио Гауди сделал Каппадокию темой своего творчества. Ле Корбюзье для вдохновения рисовал наброски среди местных гор. Посмотрите на его капеллу Роншан – мне одному кажется, что она отсюда родом?

На фасадах, обращенных в долину, устроены голубятни. Голуби были не только операторами связи, но и помощниками виноделов. Местное вино с римских времен предмет гордости, а голубиный помет – лучшее удобрение для лозы.

Крепость Учхисар зимой

Космический силуэт минарета Фотография Михаил Рябов

Начиная с III века нашей эры Каппадокия – приют для ранних христиан. О ней упоминается в священных писаниях. Монахи-отшельники, ища просветления, удалялись от суетного мира в пещеры. Георгий Победоносец, согласно латинским текстам родившийся здесь, перебрался на герб Москвы. Эти горы с их многочисленными скальными монастырями и храмами, великолепно сохранившимися древними фресками – сами по себе святыни.

«Экорше», «мускулы земли» - тугие линии холмов, словно кубики пресса спящего великана. Терракотовый цвет как завидный загар. Рыжий закат отдает склонам солнце­. Это тени играют или гора шевелится? Марево нагретого воздуха. Все здесь живое, полное жизни, налитое соком. Эротика эрозии. У Бродского в «Каппадокии» царь Митридат перед боем видит волнующий сон – линии бедер, плечи, женская грудь. Его бодрствующее войско довольствуется этим видом под полной луной. Сон, слившийся с ландшафтом. Становится очевидным, что пейзаж имеет пол. Занимательная гендерная геология. У долины с гладкими полусферами шатров род явно женский. Множество столбов-колоссов с округлыми базальтовыми верхушками заполнили собой соседнюю долину Любви. Эти торчащие к небу гигантские фаллосы здесь называют «дымоходами фей». Изящно. Валентина Терешкова в ответ на во­прос, как выглядит Земля сверху, долго восхищалась именно Каппадокией. Режиссер Лукас превратил одну из долин в съемочную площадку Star Wars. Несмотря на мнение геологов, находятся и те, кто считает все вокруг следами гигантского внеземного космодрома. Может, как раз они и правы?

1 /7

фото Михаил Рябов

фото Михаил Рябов

Мустафа Кемаль Ататюрк и все-все-все фото Михаил Рябов

Анастасия Хавжу

Высота 1000 метров фото Михаил Рябов

Мы выше всех! фото Анастасия Хавжу

фото Анастасия Хавжу

Ощутить чувство полета – вот что обязан испытать приехавший в Каппадокию. Этот ландшафт придуман, чтобы над ним медленно и величественно парить. Особенно завораживает, что с вами в воздух в предрассветных сумерках стартуют сотни разноцветных шаров. Наш опытный британский пилот теплового аэростата показывает чудеса управления этим огромным транспортным средством. Мы подлетаем и замираем практически у входа в пещеру на самой вершине горы, легко касаемся­ гондолой ее макушки, уверенно, из самой гущи шаров, взмываем на рекордную высоту­. Сердце замирает: мы выше всех и первыми встречаем рассвет. Приветствуя новый день, воздушные шары под лучами солнца сверху вниз наливаются яркими цветами. С шумом вырывающееся из сопла пламя, переговоры по рации, просторная открытая гондола, дюжина пассажиров, невероятная высота. Хочется парить бесконечно. Чистый восторг. Отщелкав на телефон подробнейшую карту местности, каждый пытается запечатлеть себя на таком волнующем фоне. Вот где пригодилась бы палка для селфи!

Михаил Рябов: Сертификат на память. Фотография Анастасия Хавжу

Ящерица на камне, черепаха под ним, двугорбый верблюд, дремлющий на песке. Животные сливаются с ландшафтом. Ландшафт напоминает окаменевший зоопарк. Предел каппадокийской мимикрии. Группа закутанных в одинаковые одежды турчанок, повторяя силуэтами скалы, бесшумно исчезает во входах пещер. Танцуют суфийские дервиши. Дисками кружатся белоснежные юбки-купола. Одна рука антенной поднята над головой ладонью к небу, другая склонилась к земле. Медитативный танец-молитва сеятеля космической энергии.

1 /2

Скала-верблюд фото Анастасия Хавжу

Долина Земи фото Анастасия Хавжу

Отель Argos in Cappadocia

Квинтэссенция Каппадокии и гарантия, что вы, остановившись здесь, не упустите ничего. Отель разместился­ на склоне горы-крепости Учхисар, главного символа региона. Комплекс Argos in Cappadocia – это бережно восстановленное поселение с историческими домами, улочками, тоннелями и пещерами. Каждая из террас номеров – ваша личная смотровая площадка с фантастическим видом на Голубиную долину. Пролетающие прямо над вашей террасой воздуш­ные шары будут украшать ваш зав­трак. Сюда действительно хочется водить экскурсии. Местные жители будут учтиво осматривать вас. А не знаменитость ли вы какая-нибудь? argosincappadocia.com

1 /7

Спальня в отеле

Тераса с видом на долину

Зал церемоний - бывшая пещерная базилика

Винотека

До того как стать отелем, это место было и монастырем, и караван-сараем на Великом шелковом пути, и даже фабрикой по производству льняного масла. В глубине скалы, в монашеских катакомбах, располагаются вин­ные склады ресторана SEKI и его великолепной винотеки, в трапезной – зал церемоний. Дегустационные залы больше похожи на базилики и часовни. Консьерж-служба отеля с радостью организует вам любые туры и виды активности. Argos in Cappadocia расположен в 37 километрах на восток от аэропорта города Невшехир, в эпицентре арт-галерей, антикварных лавок и ресторанов. Подробную инструкцию, как добраться от Стамбула до Каппадокии, можно найти на сайте cappadocia-elenatruva.ru/kak-dobratsya-do-kappadokii.html

To Do List

  1. Крепость Учхисар. 60-метровая скала-крепость, забравшись на которую, можно увидеть всю Каппадокию, включая вершины вулканов.
  2. Открытый Музей Гёреме Сердце Каппадокии. Представляет собой группу скал с пещерами вокруг небольшой долины. В них располагаются церкви, часовни, монастыри с прекрасно сохранивши­мися фресками и элементами декора.
  3. Подземный город Деринкую. Самый известный из этих городов (название в переводе с турецкого означает «глубокий колодец») имеет 12 (!) уровней. Не для страдающих клаустрофобией.
  4. Ближние Долины: Земи, Любви, Красная, Розовая, Голубиная и «Долина монахов» Пашабаг. Трудно выбрать что-то одно для прогулок. Лучше обойти их все, можно объехать на велосипеде, верхом на лошади или муле, восхищаясь разнообразием.
  5. Воздушные шары. Для воздухоплавания я рекомендую использовать компанию Royal Balloon royalballoon.com. Великолепный сервис (вас заберут из гостиницы), полуторачасовой полет, лучшие пилоты, мягкая посадка, встреча на земле с шампанским и подарочная медаль с сертификатом после.
  6. Винотека SEKI. Насладитесь бокалом Kalecik Karasi от Corvus в винотеке SEKI отеля Argos in Cappadocia под прекрасное сопровождение традиционных турецких закусок. Уверен, вы, как и великий шеф Хестон Блюменталь, оцените высочайшее качество напитка и увезете с собой на родину бутылку этого красного вина.

Несколько миллионов лет назад, еще в третичный период, в Анатолии произошло извержение вулкана Эрджиеш-Дагы – самой высокой горы Малой Азии. Потоки лавы, смешанной с пеплом, хлынули в долину Гереме и толстым слоем покрыли территорию в несколько тысяч квадратных километров.

Потом за долгие века ветры унесли, дожди смыли легкие породы, а застывшая лава и спрессовавшийся пепел постепенно превратились в туф – мягкий в обработке и одновременно прочный строительный материал. Так появились высокие конусообразные скалы Каппадокии (местности в средней Анатолии) – целый лес разноцветных каменных столбов, шпилей, грибов и башен, тянущийся на десятки километров.

Перед глазами путешественников встает очень необычная картина, когда повсюду простирается море… застывших каменных волн, сотворенных из туфа и песчаника. Волны эти гуляют в разных направлениях: то круто взмывая вверх, то обрываясь вниз или выстраиваясь в ряд, напоминающий гигантские мехи растянутой гармони.

В этих местах, изолированных от остальной части Малой Азии непроходимыми лесами и высокими горами, люди селились очень давно. В туфовых нагромождениях, легко поддававшихся обработке, они вырубали себе жилища и погреба, на плодородных землях долин выращивали зерно, овощи и фрукты.

В IV веке пустынные и уединенные пещеры долины Гереме привлекли монахов-христиан, которые стекались сюда из всех районов Римской империи. Они нашли пещеры, образовавшиеся в лавовых конусах, идеальным местом для отшельнического скита, где можно быть ближе к Богу. Пещер было много, а странной формы скалы можно легко выдолбить и превратить в жилища, в них можно было вырубить другие помещения и проложить множество ходов. Монахи усердно долбили пещеры, устраивая в них кельи и церкви, стены и своды которых украшали разноцветными фресками.

Церкви отличались друг от друга и по форме строения, и по своим размерам. Монахи недолго размышляли над названиями своих храмов. Церковные власти были далеко в Византии и не могли указать отшельникам на их легкомыслие. Потому большую церковь, где было темно, монахи назвали просто Темной; а другую – с растущими у входа яблонями – церковью Яблока.

В IV веке был основан монастырь Архангелов. По преданию, в 325 году на его месте был ночлег царицы Елены, когда она уже в весьма преклонных летах путешествовала в Иерусалим.

Тогда явился ей во сне небесный архангел Михаил и возвестил, что Святой Крест Господень, скрытый в земле, извлечется ею оттуда. Обрадованная этим известием, мать императора Константина пообещала воздвигнуть храм на том самом месте, где ей явился архистратиг.

– Не здесь, не здесь, – сказал посланник Божий, – а на месте, поросшем тернием, куда я сам тебя поведу, построить обитель во имя Архангелов и всех бесплотных сил, которые хранят человека и споспешествуют праведнику стоять в правоте.

Проснувшись, царица Елена увидела над собой огненную звезду, которая и повела ее в путь, а потом остановилась над местом, где лежал один камень. Здесь и был поставлен престол Архангелов, а поднятый из земли камень вделали в стену так, чтобы можно было видеть обе противоположные его стороны, различающиеся цветом.

Все храмы Каппадокии богато расписаны: стены, потолки, колонны и своды покрыты красочными фресками. Роспись делалась в IX–X веках, но в сухой прохладе фрески и до настоящего времени сохранили первозданную чистоту красок. Основу красок во всех фресках составлял яичный желток в сочетании с растительными и минеральными компонентами. Благодаря такой основе краски, плотно положенные на туфовый грунт, не боятся сырости и не трескаются. Лишь кое-где лики святых иссечены прямыми полосами – это следы от сабель сельджуков.

История не сохранила имена тех, кто создавал эти иконописные шедевры. В литературе лишь туманно упоминается, что среди украшавших пещерные храмы живописцев были армяне, а также греки из Киликии и Византии.

Входы в подземные жилища и храмы тщательно маскировались, переходы из жилищ в церкви и монастыри перекрывались круглыми каменными блоками, которые выкатывались из потайных ниш. Наружу выводились дымоходы и вентиляционные стволы, не заметные для постороннего глаза.

Подземные города, а их в Каппадокии несколько, значительно старше по возрасту пещерных храмов. Исследователи считают, что их начали возводить еще во втором тысячелетии до нашей эры. Люди, занимавшие подземные катакомбы, были выходцами из государств хеттов, ассирийцев и других районов Малой Азии. Здесь находили убежище рабы-беглецы и гладиаторы Римской империи, а позднее подземные города стали заселять рабы, бежавшие из Византийской империи.

Южнее долины Гереме находятся два города – Каймакли и Деринкюю, в которых до сих пор ведутся археологические исследования. Небольшой город Каймакли интересен тем, что под ним находится еще один город – подземный. Это довольно просторный, хотя и несколько мрачноватый лабиринт из ходов и залов, расположившихся на четырех уровнях.

Город Деринкюю имеет восемь подземных уровней и уходит в глубь земли на 85 метров. Эти города-катакомбы, вырубленные все в том же туфе, располагались на 6–8 уровнях-этажах и потому могли служить убежищем сразу для нескольких тысяч человек. Все в городах было приспособлено для длительного проживания: продовольственные склады, колодцы, кухни, вентиляция, выдолбленные в камне чаны, в которых давили виноград и делали вино. Здесь жили, справляли свадьбы, рожали детей, умирали. В городах-катакомбах, кроме монастырей и церквей, имелись мастерские, даже конюшня и загон для скота.

Когда не было непосредственной опасности нападения, люди выходили из подземных городов на поверхность и занимались сельским хозяйством. В случае же опасности они снова скрывались под землей, тщательно замаскировав все ходы в свои жилища.

Из поколения в поколение обитатели Каймакли и Деринкюю углубляли и совершенствовали свои подземные жилища, делали все возможное, чтобы обезопасить себя от вражеских нападений. Они сооружали ложные коридоры, которые заканчивались глубокими провалами, делали тайные переходы в жилые комнаты и залы. Воздух в городах был чистым и свежим, поэтому дышалось там легко. Через все этажи, под которыми протекают грунтовые воды, были пробиты вентиляционные шахты с проемами в каждом ярусе. Бадьями, привязанными к толстым канатам, подземные жители поднимали наверх воду.

Ученые предполагали, что города Каймакли и Деринкюю, возможно, были соединены между подземным тоннелем, но найти его долгое время не удавалось. Но вот спелеологи совершенно случайно обнаружили в Деринкюю, на уровне третьего яруса, высокий и широкий коридор, который отходил в сторону от одного из тоннелей. Оказалось, что именно этот коридор и соединял два города, так что их жители, даже не выходя на поверхность, могли общаться между собой и помогать друг другу в борьбе с врагом.

В XIV веке могущественная Византийская империя пала под ударами турок, и на смену христианству пришел ислам. Турки знали о проживающих здесь христианах, но довольно терпимо относились к ним, не разрушали их храмы и жилища. Но впоследствии монастыри в долине Гереме распались, и монахи разбрелись в разные стороны. Действующих церквей здесь в настоящее время нет, так как нет христианского населения: последние христиане покинули Каппадокию в 1924 году.

Однако опыт христианских монахов переняли турки-крестьяне. Так как не было дерева для возведения домов, они тоже стали вырубать себе жилища в лавовых конусах. Такие дома даже имели некоторые преимущества: они ничего не стоили (кроме собственного труда), не требовали ремонта и защищали от грабителей. Кроме того, их можно было постоянно расширять, добавляя к основному помещению кладовые: а если семья разрасталась, то и новые комнаты.

В таких жилищах обычно имеется большая комната высотой до трех метров, которая одновременно является и гостиной, и столовой. Посередине ее стоит большой стол, высеченный из камня, и каменные сиденья, которые тянутся вдоль стен. Они покрыты ковром и тонкими подушками; несколько ковров висят на стенах. Во всех помещениях вырублены обычно два окна.