Могут ли священники жениться. Вопросы — Вопросы священнику. Католики бывают разные

Не раз обсуждалось, как трудно быть женой президента (олигарха, безработного, малооплачиваемого клерка и пр.). А как насчет священнослужителя? Нужно ли (и можно ли?) стремиться замуж за этих благообразных просветленных мужчин?

Об участи, правах и обязанностях жен священнослужителей в основных мировых конфессиях «МК» узнал у них самих и их мужей.

Матушка Ирина Смирнова (на фото слева) с коллегой.

Всякий раз, видя молодых интересных священников (отцов, имамов, раввинов, падре и даже тибетских лам) и ловя на себе их заинтересованные, истинно мужские взгляды, я задаюсь вопросом: интересно, а как у них с «этим»? Кому вообще нельзя? Кому - лишь с законной супругой? Кому можно разводиться? И как живется женам, чьи мужья служат Богу? И вообще, похожи ли их семьи на наши - земные?

Православные: полгода воздержания

В православии духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, диаконы), - объясняет православный психолог Наталья Лясковская. - Монашествующие полностью посвящают себя служению Богу, отказываясь от личной, интимной жизни. Вторые могут жениться, иметь семью. Только вот достичь наивысших ступеней церковной иерархии они уже не имеют права. Например, Илия II, патриарх всея Грузии, принял монашество в 1959 году в возрасте 26 лет.

Православный психолог Наталья Лясковская.

Как психолог Наталья общалась с девушками, желающими стать матушками. Со всех концов страны они съезжаются в деревню близ Сергиево-Посадской лавры с целью выйти замуж за семинариста. Местные старушки помогают молодым людям познакомиться. Но решает все дело духовный отец обоих - после исповеди. Девушка должна быть целомудренной, доброго нрава. Духовный отец чаще всего видит, подходят ли люди друг другу. И благословляет брак - или не благословляет. Поэтому браки у священнослужителей обычно крепкие.

Иногда девушки впадают в грех: обманывают и жениха, и духовного отца, - рассказывает Наталья. - Была у нас такая история: женился семинарист и, уже будучи посвященным в диаконы, узнал, что у его жены есть ребенок. Он отказался от интимных отношений с ней и живет как с сестрой. Второй раз батюшке жениться нельзя - значит, погубила обманщица его надежды на добрую семью, на деток…

По словам психолога, будущие священники и дьяконы женятся совсем молодыми, потому что холостых не рукополагают в сан, такое правило. Неженатый священник не может получить «место» - приход.

Когда началось церковное возрождение в конце ХХ века, повсюду открывались и строились новые храмы - священников часто не хватало. Тогда, с особого разрешения, рукополагали мужчин уже зрелых, женатых, и их супруги становились матушками как бы автоматически.

Так стали матушками две мои сокурсницы по литинституту, - улыбается Лясковская. - Современная матушка может вести мирскую жизнь, делать карьеру и даже заниматься бизнесом, но жить она должна по-церковному: соблюдать посты, исповедоваться, причащаться. Во время постов рекомендуется воздержание от интимных отношений. А если сложить четыре поста - Великий, Петровский, Успенский и Рождественский - плюс среда и пятница каждой недели и некоторые праздники, то получится около полугода воздержания. Тем не менее семьи священников, как правило, весьма многочисленны. Жизнь матушки полна забот и тягот. На приходе она часто - правая рука мужа, его секретарь, дипломат, прораб, регент церковного хора, директор воскресной школы и еще много кто.

А вот что рассказывает молодая матушка Анастасия, ей всего 26:

Разводиться женатым священникам нельзя, кроме одного случая - если жена загуляла. Тогда он может развестись, но жениться вновь, оставаясь священником, нельзя - только принять монашество. То же самое, если матушка умерла. Поэтому некоторые жены шантажируют разводом, зная, что большинству нормальных мужчин (коими батюшки остаются, несмотря на рясу) остаться без женщины навеки куда хуже, чем со стервой-матушкой. Несомненно, хорошо в семейной жизни с батюшкой то, что он обязан быть добродетельным. И если он ведет себя с точки зрения церковной морали плохо - грубит жене или ущемляет ее как-то, она может пожаловаться церковному начальству - и безобразника быстро приструнят.

А вот 67-летняя матушка Ирина Смирнова называет себя «не канонической дважды матушкой». Дважды - потому что у нее священник не только муж, но и сын, а нестандартной - потому что она матушка-разведенка.

О себе Ирина говорит мало, больше о других. Но люди рассказывают мне, что ее спокойный, умиротворенный батюшка выгнал из дому чересчур социально активную жену, а вслед за ней ушли и все 8 детей. Когда-то Ирина была директором Дворца пионеров и школьников в Шахтинске, а ее супруг - сначала славным компьютерщиком, потом важным нефтяником, потом учителем в школе-интернате. Пока во всем не разочаровался, не пошел в духовную семинарию и не стал сельским священником. Говорят, что он с ленцой, с некоторой долей равнодушия к окружающим. А вот его матушка всегда принимала чужую беду слишком, по мнению мужа, близко к сердцу - помогала то детям, то зэкам, что в конце концов и привело к семейному конфликту.

Мой бывший муж, отец Михаил, на эту Троицу скончался. Мне не раз говорили, что он жалел о нашем разводе, - вздыхает Ирина.

Она рассказывает о том, насколько разными бывают матушки. Например, одна из них, Ольга, дом ведет, как домашний монастырь: все дети с рождения в храме, все читают в церкви и поют, посты все держат. В доме чистота, в каждой комнатке по маленькому иконостасу. По дому ходит только в платочке.

Помню, как-то забежала я к ней в гости. А тут как раз батюшка зашел. Ох, как она забегала, чтобы платочек мне найти на голову! А то как же буду на благословение подходить и за стол садиться! Ольга никогда не стриглась, не красилась, а хороша собой так естественно - по-христиански. Перед батюшкой ниц, как и должно быть. Все у нее всегда наготовлено, настряпано, обработанный громадный огород под окном, корова, куры и прочая домашняя живность. А еще вынуждена работать по профессии и опыту - продавцом. Она моя путеводная звезда в мире православия... Но бывает и такое, что изменяют батюшки матушкам, и наоборот. Бывает, что матушки даже аборты делают. Все они люди, а человек слаб...

Патриарх всея Грузии каталикос Илия II.

Ислам: если б он был имам...

«Ислам не делает различий между имамом (он же мулла) и рядовым мусульманином», - первым делом оговаривается Али Абый, который служит в одной из московских мечетей.

В понимании ислама, - объясняет Али Абый, самый плохой мужчина - это тот, который не женится. А поскольку у нас нет разницы между имамом и рядовым мусульманином, то и священнослужитель может иметь до четырех жен. На тех же условиях, что и его прихожанин: если можешь содержать каждую жену и ее детей в равной мере, предоставить каждой отдельное жилье и выплатить за каждую калым ее родителям. Паломничество в Мекку Коран рекомендует хотя бы раз в жизни совершить каждому мусульманину, но только не в ущерб содержанию семьи, а если есть на то свободные деньги. Но муллы, конечно, совершают чаще - должность обязывает. А жене имама, как и любой жене правоверного, рекомендуется соблюдать шариат. Но, как правило, они соблюдают строже - чтобы поддерживать авторитет мужа в глазах прихожан. У меня жена одна-единственная и любимая моя Хамися! - улыбается Али Абый.

Семьи имамов - их жены, дети и они сами - всегда очень пристойно себя ведут: не пьют спиртного, не сквернословят, не сплетничают, всегда любезны и скромны, - делится прихожанка мечети в Алматы по имени Зухра. - Имаму можно в любой момент дня и ночи позвонить и позвать читать Коран на похороны (жиназа-намаз читается на кладбище), на поминки, на обрезание мальчикам или никах - мусульманское венчание. И часто жены их сопровождают. Никакой таксы за этот визит нет: сколько могут люди, столько и дают.

41-летний красавец Имам Шамиль Аляутдинов - имам-хатыб (иначе говоря, самый главный имам) Московской мемориальной мечети и заместитель муфтия Духовного управления мусульман по религиозным вопросам - тоже муж одной жены и отец пятерых детей.

Имам рассказывает, что в мечеть приходят с мирскими вопросами не только мусульмане, тут беседуют со всеми. А в последнее время часто стали приходить девушки не мусульманки с вопросом: как выйти замуж за правоверного? А на вопрос, зачем им это, отвечают: настоящие мусульмане не пьют, им запрещено прелюбодеяние и наркотики. Вредных привычек нет, зато есть ответственность.

Если у человека нет семьи, если он не взял на себя ответственность за женщину и детей, этот человек многого не понимает, - говорит имам. - Мужчины и женщины абсолютно равны, в Коране об этом четко сказано.

- А почему же тогда женские половины?

Если имеется в виду в мечети, то это чтобы не отвлекать мужчину от молитвы. Мужчины обычно больше молятся. Для мужчины, например, посещать пятничную проповедь обязательно, а для женщины - нет. Потому что мужчина - глава семьи, ему послушать проповедь полезно, и он может потом дома это передать. А у жены много дел, связанных с детьми, с домашним хозяйством. У мусульман, живущих в светских странах, нет женских половин в домах.

Также имам Шамиль Аляутдинов разъясняет отношения Корана к разным деликатным аспектам интимных отношений и отвечает на вопросы молодоженов на специальном портале «Секс и ислам». Как это ни странно несведущим, но Коран считает интим милостью Аллаха. Вот соответствующая сура: «Интимные отношения ваши с супругой - милостыня, - сказал Пророк. Сподвижники в недоумении спросили: «Человек удовлетворяет свои плотские желания и получает за это вознаграждение пред Богом!?» Посланник Господа ответил: «Разве вы не разумеете, что если бы он имел отношения на стороне, то был бы грешен!? А имея интимные отношения внутри семьи, он будет вознагражден!»

Иудаизм: плодитесь и размножайтесь!

У иудаизма и ислама немало общего, но главное - священная необходимость интима. И та и другая конфессии, очевидно, заботятся о том, чтобы их прихожан становилось как можно больше. О тонкостях вероисповедания рассказывает научный сотрудник Центра восточно-европейских библиографических исследований им. Якова Шуба в Бостоне д-р Андрей Бредштейн , который заодно держит в Честере (Нью-Хэмпшир) кошерную пекарню-пивоварню:

Раввин - это прежде всего должность и ни в коем случае не священник! Никакой монополии на общение с Богом или права на совершение обрядов у раввина нет. Слово раввин означает «большой, великий», и этот титул в качестве приставки перед именем получают те евреи, которые много учились и ведут еврейский образ жизни.

Доктор Бредштейн в своей пекарне.

Как и всякий еврей, раввин не только может, но и должен иметь жену. Для этого есть много причин, но главных, на мой взгляд, две: в Торе сказано, что человеку плохо быть одному, и женатый человек может выполнить важную заповедь «Плодитесь и размножайтесь!» Жену раввина обычно называют ребецн (идиш) или рабанит (иврит). Раввин может жениться на любой еврейке без каких-либо ограничений. Точно так же раввин может и развестись - согласно общим для всех евреев законам расторжения брака.

Что касается ритуальной женской чистоты, среди ортодоксов она соблюдаются очень строго: довольно много дней в месяце даже законные супруги вообще не могут прикасаться друг к другу.

Рав Ехуда Кац живет в старой части Иерусалима. После вечерней молитвы он спешит домой, где его ждет прекрасная жена, Малка. Рабанит Малка занимается домом, детьми, а также выступает в роли духовной наставницы для женщин. «Для раввинов не растят специальных невест, - поясняет рав. - Девушка, конечно, должна быть соблюдающей традиции. Трудно себе представить рядом с верующим человеком молодую особу в короткой юбке и с ярко накрашенными губами. Кстати, религиозным девушкам не рекомендуют пользоваться косметикой. А в ортодоксальных семьях женщина сбривает все волосы с головы, дабы не соблазнять мужчин, и носит парик или головной убор».

Секс в семье раввина очень важен, - рассказывает член общины Беэр-Шева писатель Семен Хащанский. - Наверное, все хоть раз слышали о том, что евреи занимаются сексом «через отверстие в простыне». Этот миф родился из того, что религиозные евреи вывешивают за окна на просушку свои так называемые «талес-котн» - одеяния шириной около 50 см и длиной в 1 м, украшенные по углам бахромой и с отверстием для головы посередине. И кто-то из прохожих - очевидно, с богатым эротическим воображением - решил, что это евреи так вывешивают простыни после секса.

А автор книги «Кошерный секс» Шмуэль Ботеах утверждает, что иудаизм - единственная религия, которая не только разрешает секс ради удовольствия, но и считает его самым святым актом, потому что он несет в себе жизнь. Он связывает двух людей в единое: в единое тело и единую душу.

Женщина в иудаизме, как и в исламе, молится по желанию, потому что у нее и без того дел полно - дети, хозяйство. Супружескую измену разбирает раввинский суд: в древние времена за нее предавались анафеме и изгонялись из стана как женщины, так и мужчины. Даже в древности иудеи не убивали женщин за неверность. А теперь раввинский суд может вынести порицание обоим супругам - по обстоятельствам.

Католики бывают разные...

Католические ксендзы обязаны соблюдать целибат - обет безбрачия и вечного воздержания. Это касается большинства ответвлений католицизма. Однако Греко-католическая церковь (часть Римско-католической, предписывающей своим святым отцам строгий целибат) имеет семейные традиции, сходные с православием.

Греко-католический богослов Павел Смицнюк.

Об этом рассказывает греко-католический богослов Павел Смицнюк, изучавший богословие в Петербурге, Афинах и Риме, а сейчас работающий над докторской диссертацией в Оксфорде:

У нас священнослужителям разрешено жениться, нельзя жениться монахам. Епископов (это высшая степень священства) избирают только из монахов. В то же время большинство священников женаты. Желающий стать священником может сочетаться браком только до принятия сана; если кто-то стал дьяконом или священником, будучи неженатым, он уже не может жениться. Если священнослужитель разведется (или овдовеет), он также не может заключить второй брак. Таким образом у молодого человека, желающего стать священником, только одна попытка в выборе жены.

Богослов поясняет, что супруга священнослужителя должна быть готова к особенности служения своего мужа, которое часто предполагает отсутствие совместных выходных (самые загруженные дни для священника - это воскресенья и праздники), или готова изменить место жительства, если священника переводят с одного прихода на другой. Также случается, что у прихожан, особенно старшего возраста, имеются определенные ожидания от матушки: например, что она будет ходить в длинной юбке, а не в джинсах, или что она не будет посещать определенные места или мероприятия. Эти ожидания могут быть ровно ничем не связаны с церковными канонами или вообще с христианством, но от этого они не становятся менее реальными.

Понятно, что такой крест не по силам каждой женщине, - соглашается Павел. - Если в прошлом матушка занималась домом и воспитанием детей, то сегодня она может быть менеджером, журналистом или адвокатом. Такая ситуация является своеобразным вызовом традиционным представлениям о семье священника, но с этим вызовом священники научились справляться. И это хорошо!

Буддисты: просто любовь

Буддизм - патриархальная конфессия, которая рассматривает женщин как похотливых соблазнительниц, погруженных в чувственность, а не в дхарму (универсальный закон бытия). Раньше существовали буддийские монахини, но со временем они исчезли, только несколько из уцелевших по сей день живут в Непале и Шри-Ланке. Они бреют головы и сохраняют целомудрие.

Однако буддистка из США по имени Ванесса утверждает, что на территории Штатов даже буддизм приобрел демократичные и космополитичные черты:

Вообще буддистский монах не может жениться, а лама - учитель в тибетской традиции - может, но только если он не принял венец безбрачия. Причем вера не запрещает ему разводиться и жениться снова. Его жена обычно следует его учениям и является учеником. В нашем штате один лама женат на католичке. А еще у меня на соседней улице живет семья верующих буддистов, где муж - американский еврей, а жена - русская из Москвы. Она была не замужем, но с дочкой 7 лет, когда поехала из России на Тибет к монахам - познавать основы буддийской культуры. Жила там несколько месяцев. Встретила американского еврея, который тоже совершал паломничество. Они полюбили друг друга, и она переехала к нему в Калифорнию. У них родилась дочь, ее назвали Будда. Кто она - еврейка, русская или тибетянка? Они об этом не думают, просто любят друг друга.

Менее известные конфессии подчас поражают своими неожиданными брачными традициями. Например, у мормонов (патриархальная религия, община в штате Юта, США) разрешено многоженство. Женщины тут повинуются мужьям, а мужья - Богу. При этом все женщины должны быть замужем, чтобы попасть в рай. Если жена плохо себя ведет, то мужчина вправе заменить ее другой, а вот жена от мужа сама уйти не может. На «должность» жены девушку утверждают церковные старшины, невеста обязательно должна быть девственницей. До свадьбы девушка не должна позволять мужчине даже дотронуться до себя. Аборты делать нельзя: детей нужно рожать, сколько Бог даст.

Но самые демократичные - протестанты: у них есть и женщины-епископы, и геи, и гей-браки. Жена пастора обычно берет слово после субботней службы и обращается к пастве: цитирует наставницу адвентистов Елену Уайт, напоминает о важности здорового питания (категорически нельзя свинину) и призывает к вегетарианству. Матушка обязательно принимает участие в церковном общественном совете, где решаются не только вопросы по выбору служителей церкви, но и отлучение от церкви за нарушение правил (развод, несоблюдение субботы, прелюбодеяние и пр.). От церкви отлучают на определенный период или насовсем - зависит от тяжести содеянного. Замуж адвентисткам можно выходить только за партнера из своей общины, а развод категорически запрещен. В общине рассказывают случай: 19-летняя адвентистка стала встречаться с парнем не из общины, ее отлучили и она ушла. А через несколько месяцев они с тем парнем расстались. Прибежала в церковь, ее не пустили. Потом матушка сжалилась и сказала, что через месяц она может прийти и публично покаяться. Лишенной права посещать храм девушке так плохо было весь месяц, что, придя в указанный день, она упала на колени перед кафедрой и ее охватили судороги, которые не прекращались до конца богослужения. А когда беглянку трясти перестало, матушка удовлетворенно сказала, что все: дьявол из нее вышел.

Проблемам молодой семьи посвящен майский номер журнала Санкт-Петербургской епархии «Вода живая» . Уже супруги, еще не родители - так обозначен период в жизни молодоженов, который пристально рассматривается в этом номере.

Для многих верующих священство и жизнь в браке представляются состояниями едва ли совместимыми. Многие из читающих эти строки могут вспомнить свое недоумение или даже разочарование, когда впервые узнали о том, что священники женаты! Действительно, как может обещавший посвятить себя Богу целиком делить свою любовь между Богом и теми, с кем он связан исключительно в своей «частной» жизни - со своей семьей? Какая еще семья нужна священнику, если Сам Господь указал на общину верных как на тех, кто по сути заменяет ее (Мк. 3, 33-35)?

Семейная жизнь неразрывно связана с атмосферой «мирского»: отец семейства заботится о материальном достатке, постоянно поглощен решением различных сиюминутных проблем. Сами радости супружеской жизни, как кажется, далеки от какого-то по-настоящему сакрального содержания. Поэтому подход Католической Церкви (предписывающей обязательный целибат, то есть безбрачие священнослужителя) представляется наиболее логичным: священник полностью посвящает себя горнему, освобождаясь от мирских привязанностей.

В православном христианстве брачный вопрос решается иначе. В приходских храмах служит «белое» духовенство, то есть священники, имеющие семьи. Духовенство «черное», связанное обетами воздержания, и нестяжания, несет служение в монастырях и на подворьях, а также поставляет наиболее достойных лиц для епископского служения. Рукоположение священника, не связанного узами брака и при этом не принадлежащего к монашескому званию, рассматривается в православии как событие экстраординарное, отношение к которому до сих пор остается настороженным.

Итак, 90% всех священнослужителей, с которыми имеют дело прихожане,- люди, состоящие в браке, возлюбленные своих жен и отцы своих детей. Каждый кандидат в священнослужители помимо того, чтобы быть правильно образованным (то есть иметь специальное, богословское образование) и правильно верующим (то есть разделять веру своей Матери-Церкви), должен быть в своей семье правильным мужем и отцом. Православная Церковь ожидает от будущего священника, чтобы тот до рукоположения доказал свой пастырский талант и дух любви успешным браком. Новозаветные тексты, постановления Соборов, церковные каноны с удивительной настойчивостью подчеркивают необходимость для священнослужителя (а в течение определенного периода истории Церкви даже для епископов) вступать в брак и заботиться о своей семье, как о Церкви Христовой.

Брак священника - свидетельство в этом мире

В православном сознании священно-служитель, его образ жизни, вера и внешний вид имеет статус каноничности. Считается, что священнику стоит подражать, поскольку он сам преуспевает в подражании и ведет жизнь в соответствии с христианскими идеалами. Черты нормативности приобретает и брак священника или диакона. То, как он вступил в супружество, какие царят отношения в его семье, как он относится к своей жене, которую отныне принято называть “матушкой”,- все это представляется любому прихожанину крайне интересным. И дело тут не в любопытстве или желании посудачить о чужой личной жизни, а в том, что семья занимает в жизни каждого человека одно из важнейших мест. Каждый христианин нуждается в позитивном примере супружеской жизни и в мудром «брачном» назидании гораздо больше, чем в наставлениях об и прелести, которыми изобилуют амвонные речи протоиереев и иереев. Достойный пример семьи, отношения в которой основаны на взаимной любви, верности и Его заповедям, может играть не меньшую миссионерскую и душепопечительскую роль, чем проповеди. Ведь где еще, кроме дома священнослужителя, можно найти брак, для которого до сих пор принципиально важным остаются нравственные ценности, надежно забытые миром.

Современные молодые люди боятся связать свою судьбу с кем-то «до конца», на всю жизнь. Священник же связан с супругой навсегда; влечет за собой немедленный запрет в служении. Библейское представление о том, что спутником верующего христианина в браке может быть лишь другой верующий христианин, не всегда понятно современникам. Суженого в миру выбирают, учитывая его достаток, внешнюю привлекательность, статус. А в браке священника подобная ситуация чревата скорой трагедией: ритм церковного служения, множество затруднений и испытаний окажутся настоящей трагедией для матушки, чуждой ценностей своего супруга. Современный человек старается уйти от разного рода ответственности и обязательств.

Многие предпочитают приятельство дружбе, а флирт браку. Даже церковная молодежь не спешит создавать семью, дорожа своей , понимаемой как возможность ни с кем себя не связывать и ни за что не отвечать. Но жизнь стремящегося к служению должна быть свободной от описанных недугов современности: клирик вступает в брак исключительно до принятия сана. Православное предание требует от будущего священника преодоления свойственного каждому человеку эгоизма, нерешительности и инфантилизма в статусе мужа, главы семейства. Тем самым утверждается, что к ответственному и серьезному служению Богу способен лишь тот, кто способен к созданию семьи. Успешный брак священнослужителя, основанный на столь высоких ценностях и христианских принципах, может стать источником вдохновения и надежды, примером для людей, не знающих о том, каким чудесным может быть союз двух верующих людей. Однако в действительности брак священнослужителя тоже оказывается в «зоне риска».

Ситуация 1. Женатый, но как бы неженатый священник

Служение в Церкви создает массу объективных трудностей для брака священнослужителя. Ненормированный рабочий день, наличие «вечерних смен», отсутствие общих для семьи выходных (суббота и воскресенье, дни отдыха для жителей России являются самыми рабочими днями для клириков) - все это вносит в отношения священника со своими домочадцами. Еще вчера муж и жена стояли рядом на церковной службе, держась за руки, но вот супруг оказывается в алтаре, и совместная молитва плечом к плечу теперь возможна лишь в домашней обстановке. Интернет-форумы полны жалоб на то, как тяжело быть женой священника: почти всегда это подразумевает жизнь в одиночестве, без помощи супруга в решении насущных бытовых проблем. У священника, который отдает себя публичному служению, просто не остается времени и сил для решения своих частных, семейных проблем.

Все эти особенности церковного служения не могут стать причиной серьезной семейной трагедии до тех пор, пока клирик воспринимает их как проблемы, которые необходимо преодолевать и чем-то компенсировать во имя сохранения семейного мира. Опасность возникает, когда священник воспринимает свое вынужденное отсутствие в семье как добродетель и Богом санкционированную особенность своей профессии. Между тем, стихийно сложившаяся в современном православии философия священнического брака поощряет подобное отношение.

В качестве иллюстрации этой мысли можно привести сложившийся в настоящее время обычай навсегда расставаться с обручальным кольцом после рукоположения. Оказывается, что , знаку взаимной верности двух супругов, видимому символу невидимых отношений, не место на пальце того, кто избрал служение алтарю. В качестве идеологического оправдания этого обычая приводятся возвышенные слова о том, что отныне Церковь Христова является супругой священника, само же Таинство Хиротонии толкуется как обряд венчания священника с Церковью. Однако за этой благочестивой риторикой скрывается неприглядная действительность, рождающая массу острых вопросов и возражений.

Возникает резонный вопрос: если в жизни священника место жены оказывается частично занятым Церковью, то чем должно быть занято место супруга в сердце матушки? Читая Пастырские послания апостола Павла, мы обнаруживаем, что церковное служение является, скорее, продолжением семейной жизни христианина, но никак не ее альтернативой. Писание нам неоднократно сообщает о том, что единственным женихом Церкви является , но нигде мы не найдем слов о том, что таким женихом становится после рукоположения иерей или диакон. Наконец, не будет ли более честным для клирика по отношению к своим жене и детям не жениться вовсе, раз избранное служение является несовместимым с полноценной семейной жизнью?

Часто священник принимает сложившиеся правила игры, предпочитая быть видным вдовцом, окруженным десятками восхищенных духовных дочерей и сыновей. Может быть, этот путь самый удобный? Многие мужчины стремятся проводить как можно больше времени на работе, которая им нравится, и желают свести свои обязательства по отношению к семье до уровня финансовой подпитки, при этом пользуясь всеми привилегиями семейного мужчины. Но, как оказывается, лишь священник или диакон может подвести под это эгоистическое по сути стремление должную идеологическую базу. Излишне напоминать, что неизбежным итогом подобного поведения всегда является кризис брака, который нередко завершается разводом.

Ситуация 2. Брак священника - закрытая тема.

Понимая, что в настоящее время церковное служение окружено массой стереотипов, угрожающих семейному счастью, клирики часто делают тему своей семейной жизни полностью закрытой для общины.

Нередко жена священника специально не посещает тот храм, где служит ее супруг. Ведь пристальное внимание со стороны верующих и поучения церковных бабушек могут лишить душевного равновесия даже самую кроткую из матушек. Прихожане «со стажем» (особенно в небольших городках и сельской местности) могут предъявлять и молодому священнику множество внешне-формальных, бессодержательных требований, от которых он торопится скрыться в уют домашнего очага. Лишь в общении с домочадцами он может снять благочестивую маску, которую требует от него приход, и стать самим собой: любящим мужем и нежным отцом. Подобная «приватизация» семейной жизни не может быть поставлена в упрек священнослужителю, такое поведение обусловлено не его внутренней слабостью, а специфическим укладом приходской жизни, сложившимся до него. Остается только сожалеть, что счастливый брак священника не служит проповеди о Христе, которая более всего действенна, если подтверждена делами и образом жизни.

Ситуация 3. «Патриархальный» брак.

Бывает, что священники не делают тайны из своей семейной жизни. Жаль только, что во многих случаях вместо иконы супружества прихожане видят лубок. Настоящим церковным браком почему-то считается патриархальный тип семьи с элементами архаики, где женщине уготовано место домохозяйки (еще один церковный стереотип: оказывается, жене клирика нельзя работать), а мужчину беспрекословно должны слушаться все члены семьи. Это напоминает какую-то ролевую игру, в которой каждый из участников следует строго определенному, но давно устаревшему амплуа, даже в одежде подражая моде прежних веков. И нередко у прихожан возникает вопрос: почему в XXI веке брак, основанный на христианских началах, должен подстраиваться под стандарты века XVIII? Такой специально выстроенный «православный брак» вряд ли может служить образцом для всех христиан. Не получается у таких супругов отделить то вечное в христианском союзе, что заложено в него Господом, от исторически привнесенного. Христианское измерение семейной жизни, проявляющееся во взаимном , равенстве и эмоциональной близости супругов, забывается в угоду буквальному соблюдению культурных и бытовых реалий безвозвратно ушедших веков.

Любовь - основа брака. Даже у священнослужителя.

Вышеописанные ситуации различны внешне, но во всех одинаково попираются важные принципы, лежащие в основе христианского брака. К сожалению, сегодня достоинство священнического брака приходится защищать не только от угроз и искушений современной цивилизации, но и от специфических церковных стерео-типов. Главным из них является представление, что в жизни клирика семья обречена на «естественное» вытеснение священным служением. учит нас обратному: успешное служение в Церкви Божией является продолжением состоявшейся семейной жизни священника или диакона.Чтобы быть по-настоящему православным, достойным священнического служения, брак клирика вовсе не должен рядиться в одежды прежних эпох. Все, что от него требуется, это соответствовать тем нормам супружеской жизни, которые сообщены браку христианским учением. К счастью, эти нормы совершенно совместимы с семейными ценностями современной культуры: взаимное уважение, ответственность участников брака, равенство и эмоциональная близость.

Одним из величайших сокровищ предания Православной Церкви является практика женатого священства. Несмотря на сильнейшее монашеское влияние, Церкви удалось отстоять эту традицию. Многие святые отцы указывали на то, что жизнь в семье, забота и сердечная любовь к супруге и детям служит для священника хорошим лекарством от разных форм очарованности собой, прельщенности величием своего служения. Можно сказать, что духовность в полном смысле семейного священника, не стесняющегося своего брака, обладает той необходимой степенью здравости и уравновешенности, которая делает из него пастыря ответственного и зрелого.

диакон Алексей Волчков

иллюстрации: Александра Ершова

Вопросы священнику вопросы

вопросы

Дата: 09.01.2009 в 20:48

Отец Андрей, добрый вечер! У меня несколько вопросов по поводу жизни священников:
1. Все ли священники должны быть женаты?
2. Может ли священник принять обет безбрачия?
3. Может ли жениться, когда уже принял сан и служит?
4. Чем священник занимается вне церкви, если, например, у него нет семьи? Может ли ходить в кино, в ресторан, в тренажерный зал и т.д.
5. Разрешено ли священникам выпивать, курить?
6. Может ли священник ездить путешествовать за границу?
7. Может ли иметь друзей среди обычных мирян?
8. Почему все священники носят бороду?
9. Может ли священник заниматься другой деятельностью кроме служения? Подрабатывать по обычной специальности, чтобы кормить большую семью?
Извините за такие вопросы, но они постоянно возникают. Спасибо.

1. Нет, не все. Могут быть и женатыми, и неженатыми. Священники не могут жениться. Ими становятся или уже женатые кандидаты, или нет.
2. Конечно. Только это делается еще до принятия сана.
3. Нет, не может.
4. Священник всегда священник и после службы тоже. Поэтому может заниматься только теми делами, которые не унижают его сан и не противоречат заповедям.
5. Употреблять спиртное в меру и в дозволенные дни могут, а курить - нет.
6. Может, но лучше будет, если это паломничество или деловая поездка.
7. Может.
8. Это древняя восточная традиция. Борода говорит о том, что человек уже мужчина, а не юноша. Да и если Бог нас сотворил такими, зачем, если не для щегольства, ее брить?
9. Может, но если эта работа не противоречит заповедям и канонам. В России, думаю, нет такой нужды: если будет трудиться как следует на "ниве Христовой", то хватать будет с избытком.

Спрашивает Сергей
Отвечает Александра Ланц, 11.03.2010


Сергей спрашивает: "подскажите, почему священникам запрещалось жениться на девушке, потерявшей невинность (). Актуален ли этот запрет сегодня в свете Нового завета () () Почему да или нет? Заранее спасибо".

Мир вам, Сергей!

Дело в том, что всё, предписанное Богом для Его избранного народа, символически раскрывает перед нами план спасения человечества.

Очень важно понимать, что на примере плотских взаимоотношений Бог показывает нам духовные истины (). Если упустить это из виду, если не молиться о том, чтобы правильно понимать образы и символы Священного Писания, то можно впасть в сильное заблуждение. Да поможет нам Спаситель в понимании Его слова, да пребудет Он с нами и в нас Духом Своим Святым, чтобы направлять наш взор к Небу, где нет и не может быть падшей плоти, но всякое Слово Всевышнего чисто и свято и действенно.

В ветхозаветные времена священники, все все вместе и каждый в отдельности, представляли собой Христа (). Помните какое было огромное количество предписаний по их очищению, освящению, хранению себя в святости? Священникам была дана величественная и удивительная по сути привилегия быть представителями Самого Бога среди избранного народа, быть олицетворением Христа (). Однако для того, чтобы они не забывали о своей падшей природе, о том, что они такие же, как и остальные люди, грешники, нуждающиеся в постоянном омовении их грехов, была введена эта разветвлённая система очищения. Да, действие производилось над плотью , но оно символизировало исключительно духовные истины .

«Да соблюдают они повеления Мои, чтобы не понести на себе греха и не умереть в нем, когда нарушат сие. Я Господь, освящающий их » (). Обратите особое внимание на то, что не сами они себя освящают тем, что делают, а Бог освящает их, когда они стараются всё делать правильно.

В связи с тем, что священники олицетворяли Христа и события по спасению человечества, всё в их жизни было так или иначе подчинено цели раскрытия этих событий. Даже их личная жизнь должна была демонстрировать взаимоотношения Христа и Церкви.

Момент женитьбы священника всегда указывал на самое последне событие в истории нашей грешной земли – на брак (воссоединение) Агнца (Христа) и Его невесты (Церкви) .

То, что священнику (олицетворявшему Христа) нельзя было выбрать в невесты (невеста олицетворяла Церковь) недевственницу, т.е. женщину, которая когда-либо принадлежала другому, – это символически указывало на то, что Церковь перед вторым пришествием Христа, Святого и Праведного Жениха, будет чистой и непорочной .

На доступном падшему человечеству языке Бог объясняет то, каковы должны быть взаимоотношения между Христом и Его народом (Церковью). Если вы изучаете Библию, то наверняка, заметили, что слово «любодеяние» и «прелюбодеяние» часто используется не только по адресу тех, кто реально блудит по плоти, но и в духовном смысле. Посмотрите, например, на эти стихи:

И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом.

Здесь явно видно, что отступление от Бога рассматривается, как прелюбодеяние со стороны Его народа. Поклонение другим богам, следование за ложными истинами, ложным богослужением – всё это любодеяние и прелюбодеяние народа, обручённого Истинному Богу.

Все истуканы ее будут разбиты и все любодейные дары ее сожжены будут огнем, и всех идолов ее предам разрушению, ибо из любодейных даров она устраивала их, на любодейные дары они и будут обращены.

Опять видим, что поклонение истуканам, принесение даров идолам – это ничто иное, как духовное любодеяние верующих. Христос не может взять подобную «невесту» Себе в жену. Она не любит Его, не ждёт, не жаждет встречи с Ним, но сквернится с «другими». Прочитайте так же

Таким образом, бракосочетание любого ветхозаветного священника всегда было символом того, что должно произойти в последний день существования падшего мира:

«Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» ().

Этот текст совершенно чётко говорит нам о том, что Церковь должна приготовить себя для встречи со Христом. Духовное бракосочетание Спасителя и Церкви (= второе пришествие Христа на землю) не наступит до тех пор, пока «жена» не приготовит себя, пока не окажется одетой в виссон праведности тех, кто к ней принадлежит: «виссон же есть праведность святых».

Ваш второй вопрос касается сегодняшних времён, ведь мы живём во времена нового завета, по которому каждый человек, вступивший в завет с Богом при жертве Христа, становится священником:

«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ()

По моему глубокому убеждению, новозаветные священники должны быть даже более внимательны при выборе жены, чем ветхозаветные, но при этом они должны помнить, что мы живём не по плоти, а по духу (), т.е. при выборе жены человек должен ориентироваться не на плотские признаки непорочности, а на духовные признаки того, что его избранница рождена свыше и всеми силами старается хранить эту свою непорочность.

Ведь согласитесь, что многие из нас приходят ко Христу после страшных лет жизни во тьме, когда мы, водимые нечистым духом, подвергали себя всякого рода нечистоте, и у нас нет никакой возможности исправить то, что мы упустили, живя по языческим меркам. Наше тело так и остаётся грязным, несущим на себе следы прошлого нашего безбожия. И что же теперь? Неужели Бог больше любит ту грешницу, которой удалось избежать физического блудодеяния, чем ту, которая, намучившись в сетях сатаны и растеряв свою физическую чистоту, искренне покаялась и всем своим сердцем полюбила Христа ()? Нет, обеих Бог любит одинаково сильно, и обеих желает видеть счастливыми в браке. А для этого им обеим необходимо стать прежде всего духовными девственницами. Об этом очень хорошо сказано здесь:

Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь ; древнее прошло, теперь все новое .

Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь . ...ни девственность, ни не девственность, ни наличие рук и ног, ни способность зачать детей, ни прошлые грехи, какими бы страшными они ни были... – всё это относилось к жизни по плоти, а теперь всё новое, теперь прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, отложен, но произошло обновление ума и верующая стала совершенно новым человеком, который по Богу свят и праведен ().

И именно таких женщин должны брать в жёны новозаветные священники: рождённых свыше, духовных девственниц, любящих Бога больше своей жизни, больше своего благополучия. Ведь именно такой будет Церковь перед самым пришествием Иисуса.

Относительно вашего вопроса по . Этот текст относится не к жене, а к мужчине-священнику и говорит о том, что верующий во Христа не должен иметь более, чем одну жену.

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

21 фев

Количество записей: 102

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как нам быть. Мы с моим двоюродным братом полюбили друг друга. Мне 45, ему 57 лет. До этого мы виделись пару раз, но очень давно. А теперь вот начали общаться, и поняли, что любим друг друга. Мы не в браке. Детей, ввиду возраста и ограничений по здоровью, не предвидится. Можем ли мы пожениться?

Ульяна

Здравствуйте, Ульяна! Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой - необходимое условие при вступлении в брак. По указу Свя¬тейшего Синода от 19 января 1810 г. безусловно запрещаются и подлежат расторжению браки, заключенные между лица¬ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Поэтому пожениться вы не можете.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, добрые люди! Хочу поблагодарить ас за ваш сайт, к которому можно прибегнуть с вопросом! И большое спасибо за внимание к нам и помощь в наших проблемах. Вопрос вот у меня какой. Дело в том, что я полюбила мужчину другой веры (илам), хотя я сама крещеная и православная! Что мне делать? Будет ли мне грех за проживание с этим мужчиной? Мы хотим заключить брак перед Богом, но у нас, православных, от мусульман отличается обряд заключения брака перед Богом! Вопрос в том, можно ли мне заключать брак, будучи крещеной в православной вере, с мусульманином? Допускает ли это Господь? Ведь, как я думаю, как по мне, все мы одинаковы перед Богом!

Лена, на нашем сайте есть тег – «брак с мусульманином». Пожалуйста, обратите на это внимание, кликните по нему мышкой, и все прочитайте. Много интересного написано. Но Вы должны понимать следующее: гражданский брак (я имею в виду регистрацию в ЗАГСе), разумеется, возможен, но никакого религиозного обряда быть не может! Во-первых, у нас венчают только православных. Во-вторых, участие в бракосочетании по мусульманскому обряду является изменой своей православной вере. Вы явно влюблены в этого человека, отговаривать Вас, я думаю, бессмысленно, а вот предупредить надо. Если он – правоверный, практикующий мусульманин, то Вам придется принять сначала обычаи (одежда, полное послушание мужу (не выйдете из дома без разрешения, например), кухня, телесные наказания жен и т. д., а после, глядишь, не только чадру оденете, но веру их примите. Заставят близкие. Подумайте!

протоиерей Максим Хижий

Доброго дня, батюшка. У меня к Вам такой вопрос. Я недавно встретила мужчину. До меня у него было два брака, в обоих браках остались дети. Во втором браке они с женой венчались, она поменяла даже для этого веру. Сейчас ситуация такая, он мне предлагает выйти за него замуж и повенчаться. Со второй женой он развелся. Подскажите, пожалуйста, как мне правильно поступить, я хожу в церковь, есть ли на мне сейчас грех, и что нам делать если мы любим друг друга?

Наталья

Я так понимаю, Наташа, что Вы хотите исправить свой грех – незаконное сожительство – регистрацией отношений. Такой путь, в сочетании с церковным покаянием, возможен. Главное, чтобы Вы потом не разочаровались в своем избраннике, который уже «дважды герой» в семейных отношениях. А вдруг он и в Вас ошибется, разочаруется, оставит свое потомство и пойдет дальше искать свое счастье? Из грехов быстро не вылезешь, также как и из болота – только постепенно. Если уж «встретились», то хорошо подумайте о своих отношениях. Может быть, лучшее будет покаяться и расстаться?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, может ли священник жениться на девушке, которая была замужем и у неё есть ребёнок?

мария

Здравствуйте, Мария. Священник не может жениться вообще ни на ком. После принятия священного сана вступление в брак невозможно. До принятия сана мирянин может жениться. Но брак со второбрачной является каноническим препятствием для рукоположения.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Можно ли женщине выходить замуж третий раз? Так в жизни случилось, что с предыдущими мужьями я разошлась по собственному желанию, измен не было, просто характеры разные, не смогла я больше. Считается ли это грехом? Если я разведена и у меня появится человек, будет это считаться прелюбодеянием? Как правильно поступить мне?

Ирина

По церковным правилам Вы имеете право на третий брак, но это будет «последняя попытка». То, что измен не было, хорошо. Но плохо, что и второй раз Вы «не сошлись характерами». Значит, надо выходить замуж «по совету» - не спешить с выводами и страстями. Спросите близких о том, что они думают о Вашем выборе, если нет возможности поговорить со священником. Всякое дело надо начинать с покаяния, с исповеди. Такие ошибки, конечно, тоже грех неразумия. А что такое «появится человек» - если в кино ходить, то не грех. А если сожительство – то грех смертный.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, мне 15, а моему парню 25, можно ли нам обвенчаться?

диана

Диана, прежде чем венчаться, нужно обязательно зарегистрироваться в ЗАГСе – такой порядок. Регистрация в ЗАГСе производится не раньше 18 лет по закону. Без нее Вас венчать не будут. Так что вам придется подождать и потерпеть до 18 лет. Заодно это будет Вам испытание в серьезности ваших намерений. Но нужно помнить, что близкие отношения вне брака не допускаются – это тяжкий грех.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Извините за столь личный вопрос. Мне 36 лет, в разводе. Хочу создать семью, возможно, и родить ребенка. Но у меня ничего не получается. Веду нормальный образ жизни, посещаю храм, по возможности причащаюсь 1 раз в два месяца. Мужчины, с которыми знакомлюсь, мне предлагают только постель. Почему так? Недавно мой родственник, троюродный брат, как я понимаю (моя бабушка и его дедушка брат и сестра, а мой отец и его отец двоюродные, а мы с ним уже троюродные), ему 54 года, предложил мне интимные отношения для проверки совместимости и якобы, это полезно для женского здоровья, т. к. я одна. Но я понимаю, что связь до брака - это грех. Я всегда к нему относилась как к другу, но не более. Он каждый день приходит ко мне домой, а я все нахожу отговорки, оттягиваю время. Как мне поступить, чтобы остались, как говорят, "и волки сыты, и овцы целы"? И еще скажите: 1) как строить отношения с мужчинами в миру? 2) На сколько мужчина может быть старше женщины? 3) сколько нужно время от знакомства до вступления брак? Спасибо. Надеюсь на ответ.

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Насколько мне известно, существуют православные форумы знакомств, возможно, что там Вам не будут предлагать сразу постель. Пользы от блуда для здоровья нет и быть не может. От человека, склоняющего к блуду, надо отвращаться, даже если он приятный собеседник. Под любыми предлогами уклоняйтесь от общения с ним. Старайтесь не рассматривать мужчин, которых встречаете в жизни, как возможных мужей, это прямой путь к разжиганию похоти, по нему Вы неизбежно придете и к действительному совершению блуда. Пока Вы чего-то страстно желаете, именно страсть определяет характер отношений, поэтому Вам и предлагают интим. Положитесь на Бога. «Господи, Ты знаешь мое желание иметь семью, если угодно это Тебе, исполни прошение мое, но не чего я хочу, а чего Ты». Только смирение способно принять благодать Божию, а страсть соединяет с демонами. Разница в возрасте, может иметь значение, а может и не иметь. Если Вы хотите иметь детей, не выходите замуж за мужчину старше Вас намного. Мужчины живут в среднем меньше женщин лет на десять, и дряхлеют раньше. Вы можете остаться с малолетними детьми и стариком. От знакомства до брака должно пройти столько времени, сколько необходимо, чтобы узнать человека. Какие у него страсти и добродетели, может ли он предать, можете ли Вы его простить, если он предаст? Самое главное, у мужа и жены должна быть общность мировоззрения. Симпатии, основанные на влечении, пройдут, и если не будет духовного основания, брак распадется. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Меня зовут Елена. Я бы хотела обратится к Вам с таким вопросом. Я встречаюсь с человеком, с которым хотим создать семью. Сам он был женат, брак был венчаным. После развода человек развенчался. Можем ли мы после вступления в брак обвенчаться? Сама я венчанной не была. Помогите, пожалуйста, ответьте на этот вопрос.

Елена

Здравствуйте, Елена. Вы сами себе ответьте на вопрос: «Зачем я хочу венчаться?» Если Вы хотите получить церковное благословение своего брака, потому что Вы человек православный, исполняете каноны Православной Церкви, живете, или стараетесь жить по Заповедям Христовым, а когда не получается, каетесь, исповедуетесь - значит, двух вариантов быть не может, надо венчаться. В противном случае, какой смысл вкладывается в венчание? Красивый обряд? Он женился, венчался, развелся, «развенчался»… И что дало венчание человеку? Посмотрите в Священное Писание: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф.19.6) Получается, что люди венчали, а Бог не сочетал. Конечно, формально, Вы имеете право на совершение над Вами Таинства брака, но… польза Вам от этого будет только в том случае, если вы оба примете свой брак как домашнюю церковь. А Церковь есть корабль спасения, значит, и брак для того же предназначен. Спасителем мы зовем Христа, а Он говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Мф.11.29) Свойства Спасителя и, следовательно, то средство, которым Он осуществляет спасение, это «кротость и смирение». Брак дает идеальную возможность научиться этим качествам, а благодать Таинства венчания, сообщает необходимую божественную помощь в этом. Но действует она не сама по себе, а через Ваше сознательное и решительное понуждение себя к жизни по Заповедям Христовым. Без этого понуждения венчание бесполезно, а испорченная грехом природа человеческая неизбежно разрушит и опустошит брак, даже если его дважды венчать. Отнеситесь серьезно к своей жизни, она коротка, а каждый наш шаг в ней имеет огромное значение для нашего бытия в вечности. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Я православная, могу ли выйти замуж за мусульманина, я не буду менять веру, но я хочу быть с этим человеком.

Акилина

Вы можете зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Церковный брак, разумеется, невозможен. Церковь не регулирует гражданские отношения. Но мы предупреждаем, что мусульмане бывают разные. Есть и такие, кто будет требовать от Вас перехода в ислам, исполнять его законы (например, полной покорности мужу), не дадут крестить детей и т.д. Хорошо подумайте, прежде чем решиться на такой шаг.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Мне всего 19 лет, а я попала в крайне сложную ситуацию. Я 2 года близко знакома с 29-летним мужчиной, иностранцем. Он из Японии. Он болен эпилепсией. Эта форма болезни излечима, но для него момент упущен. В подростковом возрасте сами припадки закончились. Но остались припадки агрессии. Время от времени он теряет контроль и начинает кричать ужасные вещи на близких, оскорблять и унижать их. Не дерется. Потом раскаивается. Он хочет на мне жениться. Принял православие под именем Назарий. Но христианином не стал. Ни разу не причащался. Я люблю его и хочу о нем заботиться, но его истерики меня выматывают и я опускаю руки. Как понять, должна ли я быть с ним и нести его болезнь как Богом данный крест, или постараться забыть о нем и не забивать себе голову, как настаивают родители? Бог посылает человеку тот крест, который он осилит. Но мне ли послан этот крест? Назарий умоляет обвенчаться с ним, мечтает быть со мной до гроба. Но во время помутнений рассудка не может спасти меня от самого себя.

Анна

Аня, Вы, по большому счету, еще ребенок! Какая помощь от Вас взрослому больному мужчине, к тому же иностранцу!? Все, что Вы тут написали «про крест», является крестом самодельным – следовательно, самым тяжелым. Как можно венчаться с человеком, который, по Вашим словам, христианином не стал? У Вас уже опускаются руки от его истерик, а Вы еще думает о замужестве… Вы пишете, что болезнь для него уже неизлечима, а с психоневрологическим больными, тем более в тяжелой форме, разумный священник благословение на брак не даст. Раньше было такое определение для болящих – «пожизненное безбрачие». Прислушайтесь к словам родителей.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли жениться на разведенной женщине с ребенком? Сердечно благодарю за ответ!

Максим

Здравствуйте, Максим. Если не Вы стали причиной этого развода, то и смущаться Вам не чем. Женитесь. Дай Вам Бог согласия и любви.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Могу ли я венчаться с двоюродным дядей? Брак с ним - это грех?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! По церковным нормам, безусловно, запрещаются браки между родственниками до четвертой степени кровного родства включительно. Между Вами и двоюродным дядей пятая степень бокового родства, и такой брак может быть заключен, но с благословения правящего архиерея.

иерей Владимир Шлыков

Я люблю мужчину, который старше на 18 лет. Мне 23, ему 41, он очень глубоко верующий воцерковленый человек. Можно ли нам венчаться? Не является ли такая разница в возрасте каноническим запретом для брака?

Иоанна

Здравствуйте, Иоанна! Канонических запретов на такой брак нет. Но это не всегда бывает разумно по этическим соображениям. Если, как Вы говорите, Ваш избранник - человек воцерковленный, то разумно будет попросить совета и благословения на брак у его духовника, наверняка знакомого с ситуацией изнутри.

иерей Владимир Шлыков

Доброго времени суток! Хотелось бы задать вопрос: можно ли венчаться во время беременности?

Юлия

Юлия, во время беременности венчаться можно. А перед венчанием нужно обязательно исповедоваться и причаститься.

иеромонах Викторин (Асеев)

Живу в блуде с гражданским мужем, так как не могу с ним официально пожениться из-за его судимости, а у меня ответственная работа. Очень хотим венчаться, но церковь не разрешает без штампа. А я очень страдаю, что не могу ходить к причастию, чувствую себя очень грешной перед Богом.

Эльвира

Эльвира, мы живем в "прозрачном мире». Люди, занимающие ответственные посты в банковской, правоохранительной системе, крупном бизнесе, всегда проверяются службой собственной безопасности. Я не уверен, что сожительство можно скрыть, и то, что к нему отнесутся лучше, чем к браку с судимым человеком. Судимости тоже бывают разные, и контролируют Вас люди неглупые… Но если Вы все-таки считаете, что расписываться Вам пока нельзя, что это поставит крест на Вашей карьере, то задайте себе вопрос: «А когда будет можно?" Вы настолько уверены в своем мужчине, что скоро будете готовы отказаться или рискнуть своим статусом во имя любви? Может быть, Ваша неготовность к браку на самом деле - отсутствие полного доверия любимому?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. У меня вопрос банальный, и в то же время для меня очень важный и, как оказалось, сложный. Вопрос по поводу второго брака. (разведена по инициативе мужа, брак был не венчанный и вынужденный) Я знаю, что в концепции Церкви можно выходить замуж и второй, и даже третий раз. Но скажите, как правильнее? Это для меня очень важно. Спаси Вас Господи!

Анастасия

Анастасия, я не понял, у Вас второй брак тоже распался? Да, третий брак – это предел. Выходить замуж или нет, зависит, в первую очередь от Вас. Надо взвесить все: есть ли у Вас любимый человек, какие препятствия существуют к браку, как относятся близкие, Ваш возраст, Ваши дети и т. д. Замуж выходят по любви и желанию спасаться вместе, а не потому что «надо», «воды никто не подаст».

протоиерей Максим Хижий

Уважаемый батюшка, помогите, пожалуйста. От меня ушла девушка. Мы не были расписаны, не венчались, просто жили долгое время вместе. Какой теперь я имею статус по православным канонам? Имею ли я право искать себе другую женщину? Может, лучше мне вообще никого не искать (где-то написано в Библии, что если разошлись, лучше оставаться не женатыми). Заранее Вам благодарен.

Евгений

Евгений, у Вас по православным канонам статус человека, который жил в смертном грехе. Сейчас Вам надо серьезно подумать, если Вы считаетесь христианином, как будете жить дальше. Думаю, что начать надо с исповеди в храме. Не искать женщину, а разобраться с собой, привести в порядок душу. Верующий человек, я думаю, не женщину должен искать, а найти в себе способность любить другого человека. Брак – школа любви, сожительство – школа страстей.

протоиерей Максим Хижий

Считается ли венчание действительным, если после венчания выяснилось, что мужа крестила его бабушка дома в тазу, и это крещение священнослужители нашей церкви признали недействительным. Мужа крестили в храме через несколько лет после венчания. Сегодня первый брак расторгнут. Наш брак у мужа второй. Можем ли мы венчаться? Если считать, что первый брак был венчан без крещения?

Анна

Анна, на моем приходе был похожий случай – венчалась пара, а позже выяснилось, что мужа крестила бабушка. Венчать вновь епархиальный духовник их не благословил. Церковный брак признали действительным. Вопрос о вашем венчании во втором браке не сводится только к формальным основаниям. Не менее важны причины расторжения первых браков, установление вины супругов, ваше покаяние, нынешняя церковная жизнь. Все эти вопросы должен решать священник по месту вашего проживания. Он советуется с епархией в случае канонических препятствий к церковному браку.

протоиерей Максим Хижий

Батюшка, случилось так,что я женился на женщине разведенной. Во время первого брака она была повенчана. Есть ребенок от первого брака (девочка). Жена подала прошение в епархию о развенчании, бывший муж тоже дал согласие. Можно ли нам с ней венчаться вновь, или так и придется остаток жизни прожить во грехе?

Алексей

Алексей! Зарегистрированный в ЗАГСе брак не является грехом! Он не является и вершиной супружества, но это никак не блуд. У вас второй брак, и это другая история. Да, Евангелие осуждает развод и женитьбу на разведенной как путь, принятый ветхозаветной моралью. Но христианство – это еще и жизнь в покаянии, исправлении себя. Дело ведь не только в форме: повенчались, и теперь уже живем не в блуде. Живите как христиане: молитесь вместе, ходите в храм, причащайтесь, воспитывайте детей, храните любовь и верность. Тогда ваша семья станет «домашней церковью» и Господь будет хранить Вас. Многие добились в епархиях «развенчаний» и «повенчаний», а на деле остались венчанными язычниками. Будьте христианами по жизни.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, благословите! Дядя моего мужа - батюшка. Мы с мужем зарегистрированы в ЗАГСе, но не венчаны. Муж хочет, чтобы венчание совершил его дядя, но приход, на котором он служит, очень далеко, поехать туда у нас нет возможности. Дядя приезжает в наш город, и мы хотели обвенчаться дома, возможно ли это, и будет ли такое венчание действительным? Спасибо.

Екатерина

Божие на Вас благословение! Дядя Вашего мужа может попросить настоятеля любого храма в Вашем городе, либо правящего архиерея, чтобы ему разрешили обвенчать племянника в храме. Пусть дядя заранее побеспокоится о справке из епархии, где он служит, в которой будет указано, что он действительно является клириком такой-то епархии и не имеет канонических прещений для совершения богослужений. Думаю, что ему разрешат обвенчать племянника в храме. Что же касается венчания на дому – то это будет незаконно, так как совершение треб в другой епархии без разрешения запрещено. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

назад
CTRL ←
2