Приход храма воскресения словущего в марьинском парке

В Симферопольском Свято-Троицком монастыре прошли торжества, отмечаемые в День памяти Святого угодника Божиего Луки, просиявшего в сонме святых Церкви Христовой.

Накануне, 9 июня, в Свято-Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря, где в своё время была архиерейская кафедра архиепископа Симферопольского и Крымского Луки, а ныне покоятся его святые мощи, прошёл традиционный водосвятный молебен с акафистом «врачу благому и милостивому». По сложившейся многолетней традиции был совершен чин освящения халатов, который совершил по благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского клирик собора протоиерей Павел Морозенко.

Протоиерей Павел поздравил врачей, присутствующих на службе и передал им слова поздравлений от Правящего Архиерея, в которых Владыка благодарил медицинских работников, вступивших на путь освященный стопами Святителя Луки, всех, кто соединил жертвенное служение врача с глубокой Православной верой: « Поистине, лечение болезней, забота о приходящих к вам людях дело нелегкое, но благое. Поэтом ныне, я хотел бы еще раз призвать всех вас, дорогие труженики медицины, быть терпеливыми и сострадательными. Отрадно, что уже на протяжении нескольких лет у нас с вами существует благочестивая традиция освящения медицинских халатов у чудотворных молей Владыки Луки. Как же это важно и значимо! Ведь медицинский халат не просто рабочая одежда. Это постоянное напоминание о большой ответственности, которую несет врач перед Богом и пациентом. Из Священного Писания мы знаем, что белые одежды – символ Спасителя. Этот цвет и по сей день употребляется в Православном Богослужении. Это цвет божественной чистоты, символ спасения и высокого доверия. Таким образом, белый халат врача – символ помогающего в беде. Люди в белых халатах – это борцы за жизнь человеческую, а честь халата, – это все равно, что честь мундира! И примером этого является величайший святой нашего времени, молитвенник и чудотворец Крымския земли Святитель Лука, который приходя в больницу в подряснике, поверх всегда надевал белый медицинский халат. И честь своего облачения он всегда держал высоко. В этот праздничный день всех вас, дорогие и многоуважаемые наши врачи, побуждаю носить освященные медицинские белые халаты с их должным символическим значением».

11 июня, в День памяти Святителя Луки, Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь совершил Божественную литургию в сослужении Высокопреосвященнейшего Платона, митрополита Феодосийского и Керченского,

Высокопреосвященнейшего Нектария, митрополита Арголидского и Навплийского, Высокопреосвященнейшего Каллиника, митрополита Артского и Высокопреосвященнейшнго Тимофея, митрополита Фессалиотидский и Фанариоферсальский и Высокопреосвященнейший Алипия,архиепископа Джанкойского и Раздольненского. За богослужением молилось крымское духовенство, греческие священнослужители, многочисленные верующие и паломники, прибывшие в этот день в Симферополь, чтобы почтить память Святителя. По окончании богослужения Владыка Лазарь обратился к присутствующим в соборе с Архипастырским словом, в котором призвал свою паству, паломников и всех прихожан святой обители к совместной молитве и духовному подвигу:

«Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с днем памяти Святителя Луки, Архиепископа Симферопольского и Крымского. Одного из величайших святых Церкви Христовой,великого угодника Божьего,молитвенника и чудотворца,к которому мы притекаем с горячей верой и надеждой. Воистину, богата наша крымская земля святынями. Много здесь просияло и дивных светильников веры. Однако, имя Владыки Луки светит в этом сонме особенно ярко. Его знают и чтут не только в благословенной Тавриде,но и далеко за ее пределами. Во всем мире! И это неспроста, так как Святитель в своей многотрудной,исполненной скорбей и лишений жизни, был живым храмом Духа Святого,подлинным светильником духовности и правды Божией,образцом любви к Богу и ближнему. Здесь он родился,возглавлял архиерейскую кафедру. На этом полуострове Архиепископ Лука завершил свой земной путь,а спустя четверть века состоялась его канонизация.

И ныне, в этой дивной обители мы имеем счастье каждодневно возносить молитвы у его нетленных мощей,просить угодника Божия об исцелении ран душевних и телесных,исцелении от скорбей, печалей и горестей, которыми мы наполняем себя в этом мире.Поистине, это был избранный благоуханный сосуд Святой Троицы! Никогда в своей жизни святой исповедник не искал своего. Уже в ранние годы он ощутил в себе неодолимую потребность служить бедным и страждущим людям,всеми силами облегчать их страдания. И этот незыблемый принцип определил весь последующий путь дивного архиерея Божия и всемирного светила медицинской науки,открывшего миру новые горизонты в лечении многих тяжелейших заболеваний.Неизмеримо высокая лепта внесена Святителем и в возрождение духовно-нравственной жизни общества.Каждого из нас призывает он к исполнению заповедей Господних,к каждому обращены его слова о том, что именно «духовность есть высшее достижение человеческой души». Дорогие братья и сестры! Владыка Лука это наш небесный заступник и хода тай,духовный пример исполнения евангельских истин,ориентир в нашей сегодняшней жизни. Поэтому в этот праздничный день помолимся ему,чтобы по его молитвам Господь ниспослал всем нам: смирения, кротости и любви.Когда мы достигнем этих великих добродетелей,то тогда станем истинными последователями Христа,и в нашей жизни исполнятся слова Господни. «Тако да просветится свет ваш пред человеки. Яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесах»(Мф.5,16).Святителю отче наш Луко, моли Бога спастися душам нашим!»

11 июня 2014
11 июня - день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского

Святитель Лука Войно-Ясенецкий, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Своим подвигом святитель показал, что есть «несение креста Христова».

Святитель Лука (27 апреля 1877 – 11 июня 1961), в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в г. Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича. В семье было еще два сына и две дочери. Отец исповедовал католичество, а его супруга Мария Дмитриевна воспитывалась в православии, творила дела милосердия. Как вспоминал в своих мемуарах Святитель Лука, религиозного воспитания он не получил, но религиозность унаследовал от отца. С юных лет в сердце мальчика главенствовали любовь к Богу и ближним.

В детстве Валентин проявлял художественные способности. В 1889 г. вся семья переехала в Киев. Одновременно с гимназией в Киеве он оканчивает художественное училище. Затем недолгое время обучался живописи в частной школе профессора Книрра в Мюнхене. После исканий и раздумий о дальнейшем жизненном пути в 1898 г. поступает на медицинский факультет Киевского университета имени святого Владимира.

В подарок от директора гимназии как напутствие в жизнь Валентин получил Новый Завет и старался уяснить себе Христово учение, желая искренно поработать Богу и людям. Блестяще сдав государственные экзамены в университете в 1903 г., он неожиданно для всех объявил о решении стать земским врачом, чтобы помогать бедным.

Во время русско-японской войны работал хирургом в составе медицинского отряда Красного Креста в военном госпитале в Чите. Женился на медсестре Киевского военного госпиталя Анне Васильевне Ланской. Затем семья переехала в г. Ардатов Симбирской губернии, позже – в с. Верхний Любаж и г. Фатеж Фатежского уезда Курской области. В 1907 г. в семье родился первенец Михаил, в 1908 г. – дочь Елена. В 1909 г. Валентин Феликсович уехал в Москву и поступил в хирургическую клинику Дьяконова, затем в Институт топографической анатомии и оперативной хирургии. В 1916 г. защитил докторскую диссертацию («Регионарная анестезия»).

13 лет он работал земским врачом, не имея воскресных и праздничных дней. В те годы ему пришла мысль изложить свой уникальный опыт в особой книге «Очерки гнойной хирургии». Он составил план и вдруг подумал: «А ведь когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Так вел Господь своего угодника. Стать священником, монахом, епископом он и не помышлял. Как напишет впоследствии Святитель Лука: «Неведомые нам пути жизни нашей вполне известны Всеведущему Богу уже когда мы во чреве матери».

В 1915-1916 гг. он заведовал госпиталем для раненых. В начале 1917 г. его супруга Анна Васильевна заболела туберкулезом легких, и вся семья переехала в Ташкент (в семье в 1910 и 1914 гг. родились еще два сына). С марта 1917 г. он становится главным врачом городской больницы Ташкента. В октябре 1919 г. по ложному доносу Валентин Феликсович был арестован. Через несколько дней в возрасте 38 лет скончалась его супруга. После ее смерти Валентин Феликсович вручил попечение о своих детях операционной сестре – Софии Сергеевне Белецкой, которая заменила им мать во все долгие годы ссылок и тюрем их отца. В жизни человека, руководимого Богом, мало случайного. Кто-то назовет это чудесным случаем, а кто-то промыслом Божиим. Однажды, в конце 1920 г., Валентин Феликсович выступил на епархиальном собрании с речью против "обновленцев". Присутствовавший там епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) неожиданно сказал ему: «Доктор, вам надо стать священником!» И знаменитый врач со всей простотой и глубиной веры ответил: «Буду священником, если это угодно Богу!»

Принимая сан в то время, он осознавал, что идет на страдания и вероятную смерть. В начале 1921 г. он был посвящен во диакона и рукоположен во иерея. Ташкент был взбудоражен: известный профессор медицины, основатель городского университета во времена воинствующего безбожия стал священнослужителем. Когда другие, убоявшись, снимали с себя сан, ученый, хирург его принимает. Его попытались оклеветать, но не смогли: он был всеми уважаем. В мае 1923 г. ссыльный епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) совершил его тайный постриг с именем Лука. 31 мая 1923 г. иеромонах Лука был рукоположен во епископа Ташкентского и Туркестанского. В этом же году он был арестован, и начались многолетние ссылки. Владыка был отправлен сначала в Енисейск, затем Туруханск и деревню Плахино. В январе 1926 г. он вернулся в Ташкент. 6 мая 1930 г. Святитель Лука Войно-Ясенецкий снова был арестован и приговорен к ссылке в Архангельск, откуда был освобожден в мае 1933 г.

Епископ Лука пошел по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества. Бескомпромиссное и ревностное служение Богу и людям, смиренное несение креста возвели его на высоту святости. Будучи в ссылке, он не оставлял своего врачебного долга, совмещая пастырскую и медицинскую деятельность, спасая души и тела людей. В 1934 г. вышла в свет его монографию «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность. Несколько лет профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента. 24 июля 1937 г. его арестовали в третий раз. С марта 1940 г. он отбывал ссылку в Большой Мурте, где работал хирургом (в 110 километрах от Красноярска). С октября 1941 г. он становится консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Ежедневно он делал несколько сложнейших операций, продолжал научную работу. В середине 1942 г. срок его ссылки закончился. Осенью 1942 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. В 1944 г. владыка возглавил Тамбовскую епархию. В 1945-1947 гг.

Святитель Лука пишет известный богословский труд «Дух, душа, тело». За научные медицинские труды ему была присуждена Сталинская премия 1 степени, большую часть которой владыка перечислил в помощь пострадавшим в войну детям. В 1946 г. архиепископ Лука стал главой Крымской епархии, продолжая свою врачебную и педагогическую деятельность. Ушел в мир иной 11 июня 1961 г. в день празднования Всех Святых, в земле Российской просиявших. Десятки тысяч людей провожали его. Господь прославил Своего угодника обильными чудесами. В 1996 г. были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как святитель и исповедник.

По материалам православных интернет-ресурсов

Фильм "Встреча со святым", посвященный святителю Луке


29 мая/11 июня Православная Церковь празднует день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского .

Неугасающая народная любовь, проникновенные истории о чудесных исцелениях, произошедших по молитве к святителю Луке - архиепископу Крымскому и Симферопольскому, - все это происходит сейчас, в наши дни!

Святитель Лука является покровителем всей медицинской науки и прочих естественных дисциплин, связанных с ней, и прежде всего хирургии, так как в миру святитель Лука - В.Ф. Войно-Ясенецкий был великолепным хирургом. Молитва перед иконой Святителя Луки Крымского и Симферопольского поможет врачу перед сложной операцией, равно как и больному, которому предстоит хирургическое вмешательство.

К нему же обращаются с просьбой об исцелении от иных различных недугов, помня, что от мощей его случались чудесные избавления от болезней. Краткая молитва о помощи в том, чтобы верно «услышать» организм больного, поможет медику точнее поставить диагноз, ибо и сам святитель был гениальным, тонким диагностом.

Также к нему можно обращаться за помощью в просвещении в области медицинской и прочих естественных наук - биологии, физиологии и пр., что важно для студентов и исследователей в этих научных сферах.

Его жизнь была истинным служением людям в любых условиях и при любых обстоятельствах. В каком бы звании, на какой бы должности он ни находился: земский врач, заведующий хирургическим отделением, профессор, осужденный и ссыльный, иерей, архиерей или архиепископ, - он всегда оставался верен своим убеждениям, всей своей жизнью проповедуя то, что было близко его христианскому сердцу, и не принимал то, с чем бы примириться не мог. Его любовь к человеку была настолько глубока, а вера в Бога настолько сильна, что это помогало ему пережить невыносимо-сложные жизненные ситуации и не только выжить, но и нести христианскую любовь и действенную помощь тем, кому она была больше всего нужна.

Говоря «святой», мы часто представляем себе личность из далекого прошлого. А есть ли в нашей обычной жизни место святости? Хочется сказать: «Да!» Тем ценнее жизнеописания святых, чья жизнь проходила во временном периоде, не столь отдаленном от нашей собственной жизни. Когда мы говорим, умиляясь: «Святой человек!», что вызывает в нас такие эмоции? В чем же состоит святость? Вопрос не простой. Но если вспомнить заповеди Христа, данные в его Нагорной проповеди, то все становится не так уж и сложно. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:1-7:29; Лк. 6:12-41). Чистота сердца, милость к людям и миротворчество - те качества, которые вели по жизни Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого и побуждали к действиям, за которые ему были признательны его современники и приносим слова благодарности и мы.

Он мог стать художником, но решил посвятить себя медицине. Важнейшим критерием выбора послужило желание облегчать людям страдания.

Святитель Лука, в миру Валентин Феликсович (Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 года. Он был третьим ребёнком в семье, а всего детей было пять.

Отец Валентина, Феликс Станиславович, принадлежал к Католической Церкви. По профессии он был аптекарем. Мать, Мария Дмитриевна, исповедовала истинную, Православную веру.

Согласно сложившимся к тому времени в России устоям, касавшимся воспитания детей, рождённых в смешанных браках, личность Валентина формировалась в русле Православных традиций. Отец его, в общем, не возражал против такого подхода и не навязывал сыну собственного мировоззрения. Религиозные основы ему преподавала мать.

В 1899 году семья Войно-Ясенецких переехала в Киев. Здесь Валентин, помощью Божьей, окончил два образовательных заведения: гимназию и рисовальную (художественную) школу.

Размышляя о выборе дальнейшего жизненного пути, он рассматривал два приоритетных варианта: стать художником или врачом. Уже на стадии готовности поступать в Академию Художеств в Петербурге, он передумал и решил посвятить свои силы медицине. Важнейшим критерием выбора послужило желание облегчать людям страдания. Кроме того он считал, что на месте врача принесёт обществу больше пользы.

В 1898 году Валентин поступил в Киевский университет, на медицинский факультет. Учился он хорошо, как и подобало способному человеку, сделавшему в отношении будущей профессии обдуманный выбор. Из университета он выпустился в 1903 году. Перед ним могла открыться хорошая карьера, о которой многие, менее талантливые сверстники, могли только мечтать. Но он, к удивлению окружения, объявил, что желает стать земским, «мужицким» доктором.

Врачебная деятельность

С началом русско-японской войны Валентин Феликсович, приняв предложение руководства, отправился, на Дальний Восток, для участия в деятельности отряда Красного Креста. Там он возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста, развернутом в Чите. На этой должности В. Войно-Ясенецкий приобрёл колоссальный врачебный опыт.

В этот же период он познакомился и связался узами любви с сестрой милосердия, доброй и кроткой христианкой Анной Ланской. К тому времени она отказала двум искавшим её женского внимания врачам, и как рассказывают, готова была прожить свою жизнь в священном безбрачии. Но Валентин Феликсович сумел достичь её сердца. В 1904 году молодые сочетались венчанием в местной читинской церкви. Со временем Анна сделалась верной помощницей мужу не только в семейных делах, но и в докторской практике.

После войны В. Войно-Ясенецкий осуществил свое давнее желание стать земским врачом. В период с 1905 по 1917 год он трудился в городских и сельских лечебницах, в разных регионах страны: в Симбирской губернии, затем в Курской, Саратовской, на территории Украины, наконец, в Переяславле-Залесском.

В 1908 году Валентин Феликсович прибыл в Москву, устроился в хирургическую клинику П. Дьяконова экстерном.

В 1916 году закончил писать и с успехом защитил докторскую диссертацию. Тема той докторской работы оказалась настолько важной и актуальной, а её содержание настолько глубоким и проработанным, что один из учёных в восхищении сравнил её с пением птицы. Варшавский университет почтил тогда В. Войно-Ясенецкого особой премией.

Послереволюционные годы

Первые годы после Октябрьской революции были в буквальном смысле кровавыми. В это трудное время государство испытывало особую потребность в медицинских работниках. Так что несмотря на приверженность вере, какое-то время Валентин Феликсович не был гонимым.

С 1917 по 1923 года он жил в Ташкенте, трудился в Ново-Городской больнице хирургом. Своим опытом он охотно делился с учениками, преподавал в медицинской школе (впоследствии реорганизованной в медицинский факультет).

В этот период серьёзным испытанием для В. Войно-Ясенецкого обернулась смерть горячо любимой супруги, умершей от туберкулеза в 1919 году, и оставившей без материнской заботы четырех детей.

В 1920 году Валентин Феликсович принял предложение возглавить кафедру в Государственном Туркестанском университете, недавно открытом в Ташкенте.

Священническое служение

Помимо исполнения служебных и семейных обязанностей в этот период он принимал активное участие в церковной жизни, посещал собрания Ташкентского братства. Однажды, после удачного доклада В. Войно-Ясенецкого на церковном съезде Ташкентский епископ Иннокентий высказал ему пожелание, чтобы он стал священником. Не помышлявший о таком варианте своего жизненного пути В. Войно-Ясенецкий вдруг ответил архиерею без промедления, что согласен, если это угодно Богу.

В 1921 году он был посвящен в сан диакона, а через несколько дней – в иерея. Став священником, отец Валентин получил назначение в местный, ташкентский храм, где и служил, угождая Богу. При этом он не прерывал ни врачебную, ни преподавательскую практику.

В 1923 году развернувшееся при Церкви движение обновленцев добралось до Ташкента. Епископ Иннокентий в силу ряда связанных с этим причин покинул город, не передав никому руководство над кафедрой. В этот трудный для духовенства и паствы период отец Валентин, совместно со священником Михаилом Андреевым, приложил максимум усилий для объединения местного духовенства и даже принял участие в организации съезда (санкционированного ГПУ).

Монашеское и епископское служение

В том же 1923 году отец Валентин, движимый ревностью и благочестием, принял монашеский постриг. Сообщают, что изначально Епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) предполагал дать ему монашеское имя Пантелеймон, в честь прославленного Богом христианского целителя, но затем, выслушав его проповеди, поменял решение и остановил выбор на имени Евангелиста, врача и апостола Луки. Так отец Валентин стал иеромонахом Лукой.

В конце мая того же года иеромонах Лука был тайно поставлен во епископа Пенджикента, а через несколько дней его арестовали из-за поддержки им линии Патриарха Тихона. Выдвинутое против него обвинение на сегодняшний день кажется не только надуманным, но и абсурдным: власти обвинили его в контрреволюционной связи с какими-то оренбургскими казаками и в сотрудничестве с англичанами.

Некоторое время арестованный святитель томился в темнице Ташкентского ГПУ, а затем его доставили в Москву. Вскоре ему позволили проживать на частной квартире, но потом вновь взяли под стражу: сперва в Бутырскую тюрьму, а после – в Таганскую. Затем страдальца отправили в ссылку на Енисей.

В Енисейске он служил на дому. Кроме того, ему разрешили оперировать, и он спас здоровье не одному жителю. Несколько раз святителя переводили из одного места в другое. Но и там он использовал все возможности для служения Богу, лечения людей.

После окончания ссылки, епископ Лука возвратился в Ташкент, служил в местном храме. Но советские власти не собирались оставлять архиерея в покое. В мае 1931 года он подвергся очередному аресту и проведя несколько месяцев в тюрьме, услышал приговор: ссылка в Архангельск сроком на три года. В Архангельске он тоже занимался лечением больных.

Вернувшись из мест заключения, в 1934 году он посетил город Ташкент, а затем поселился Андижане. Здесь он исполнял долг архиерея и врача. Несчастьем обернулось для него подхваченная лихорадка: болезнь грозила потерей зрения и святитель пошёл на операцию (в качестве пациента), в результате которой ослеп на один глаз.

В декабре 1937 года последовал новый арест. Святителя допрашивали несколько суток подряд, требовали подписать заранее подготовленные следствием протоколы. В ответ он объявил голодовку, наотрез отказавшись подписывать то, с чем не могла согласиться его христианская совесть. Последовал новый приговор, новая ссылка, на сей раз – в Сибирь.

С 1937 по 1941 год осужденный епископ жил в местечке Большая Мурта, на территории Красноярского края. С началом Великой Отечественной войны его переселили в Красноярск и привлекли к лечению раненных.

В 1943 году святитель взошёл на Красноярскую архиепископскую кафедру, а через год его назначили архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В этот период отношение власти к святителю, как будто, изменилось. В феврале 1946 года, за научные разработки в области медицины, он удостоился государственной награды – Сталинской премии.

В мае 1946 года святитель Лука стал архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время начала прогрессировать болезнь его глаз, а в 1958 году он полностью ослеп. Однако, как вспоминают очевидцы, в этом состоянии святой не только не утратил бодрости духа, но и не потерял способности самостоятельно приходить в храм, прикладываться к святыням, участвовать в богослужении.

11 июня 1961 года Господь призвал его в Своё Небесное Царство. Похоронили святителя на Симферопольском кладбище.

После себя он оставил ряд научных и богословских работ. Среди последних уместно отметить: Наука и религия, Дух, душа и тело, О воспитании детей, Евангельское злато, Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы, О семье и воспитании детей, Пасха Господня, Проповеди, Толкование на молитву святого Ефрема Сирина, Я полюбил страдание, Принесем Тебе любовь нашу.

Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.

Молитва

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тридцать первого октября православный мир почитает память святого апостола и евангелиста Луки. В народе этот праздник получил прозвание «Луков день». Празднование всегда сопровождалось соблюдением исконных традиций - многие из них дошли и до нашего времени.

День памяти святого апостола и евангелиста Луки

Согласно преданию, святой апостол Лука был искусным врачевателем, основоположником иконописи, автором четырех Евангелий и Деяний святых апостолов. Считается, что именно его перу принадлежит первая икона Богоматери , а позднее к авторству Луки стали относить многие известные иконы: Владимирскую Богоматерь, Тихвинскую и Иверскую иконы. В православии Лука почитается как покровитель всех, кто связан с живописью и врачебным делом.

Лука — один из семидесяти апостолов, которые присутствовали на первой проповеди о Царствии Небесном и внимали словам Христа. После чудесного воскрешения Спасителя Лука принял участие в апостольской миссии святого Павла, разделяя с ним все тяготы пути. Когда Павел скончался, Лука не прекратил миссионерское путешествие и продолжал читать проповеди. Его земной путь закончился в городе Фивы: апостол принял мученическую кончину.

Традиции Лукова дня

Тем, чье ремесло было связано с живописью и медициной, которым покровительствует Лука, в день памяти святого воздавали почет. Врачи и художники просили апостола о помощи в делах , а земледельцы — о том, чтобы святой защитил зимние насаждения от лютых морозов. Кроме того, к Луке возносили молитвы об исцелении и установлении семейного благополучия: легенда гласит, что Лука в совершенстве владел лечебным мастерством.

Из-за созвучия с именем святого в Луков день большое внимание уделяли луку и его целебным свойствам . Недаром и по сей день мы слышим поговорки о способности лука защищать человека от болезней: «Лук от семи недуг», «Лук да баня все исправят». Несмотря на то, что торговля этим растением редко приносила хорошую прибыль, в деревнях даже устраивали луковые базары.

Каждый человек в этот праздник обязательно съедал немного лука, чтобы укрепить свое здоровье и защитить себя от зимних болезней. Считалось, что лук, съеденный в Луков день, может излечить даже от хронических заболеваний. Растение также использовали для лечения кожных заболеваний и повреждений: лук толкли в ступах, после чего наносили на раны, и в скором времени они затягивались.

Женщины использовали луковый сок для того, чтобы сохранить молодость и красоту . Его втирали в волосы, чтобы они были здоровыми и густыми, и в кожу, чтобы старость не касалась лица.

По погоде на Луков день гадали о том, насколько быстро наступит зима. Считалось, что если в праздник не выпадет снег, а листья на дубах и вишнях не опадут полностью, то зимы ждать долго.

С Лукова дня начинался сезон ловли рыбы, поэтому рыбаки обращали апостолу Луке молитвы с просьбой послать хороший улов и уберечь от опасностей, связанных с водной стихией.

Многие традиции Лукова дня соблюдаются и в наше время. Молитва, обращенная к святому Луке в этот день, обязательно будет услышана. Берите от прошлого лучшее, помните об обычаях наших предков и не забывайте нажимать на кнопки и