Пять причин, почему люди уже не ходят в церковь

Православие психически травмирует

(Последствия воцерковления)

Original Message -----

Sent: Sunday, December 13, 2009 8:40 PM

Subject: Литература по вопросу: "Каких святых никогда не было", а также немного о себе.

Евграф Каленьвич!
С огромным удовольствием читаю Ваши статьи и Ваши ответы на письма к Вам.
Я москвичка, имею высшее образование, инженер. В 1992 году я, к моему большому теперешнему сожалению, решила попробовать ходить в церковь. Подумала, может в этом что-то есть хорошего. Ум сопротивлялся всему, что я видела и слышала в церкви. Но я решила преодолеть внутреннее сопротивление. Начала молиться, исповедываться, причащаться. Уговорила детей и мужа ходить в церковь, они тоже исповедывались, причащались, читали молитвы, хотя часто не хотели этого делать. Но я их уговаривала, говорила им: «Потерпите, может постепенно привыкнем к церковным требованиям» и т. п. Я и муж даже обвенчались, детей мы окрестили - они были школьниками, но не крещеными. Но дети и муж вскоре не выдержали и категорично заявили, что больше в церковь не пойдут. Я же продолжала ходить в церковь. В церкви я купила книгу «Заступница усердная» про так называемую Богородицу. В этой книге был приведен пример, что какой-то священнослужитель читал 1000 раз в день одну и ту же молитву Богородице. Я решила попробовать читать эту молитву также, как указывалось в этой книге, т. е. 1000 раз в день (на это уходит 1,5 часа).. Вскоре я стала чувствовать, что больше не могу ходить в церковь, мое здравомыслие сопротивлялось абсолютно всему церковному. К тому же я убедилась, что священники (гораздо уместнее русское слово «попы») настолько невежественны, что верить им абсолютно нельзя. Поскольку в услышанных мною проповедях попы много раз говорили, что надо избегать всего не христианского, то я на исповеди рассказала, что читаю книгу о Махатме Ганди. Мне священник категорично сказал: «Книгу выбросить, ведь Ганди не христианин». Другой священник велел выбросить мне книгу: «Оздоровление с помощью китайской зарядки». Обоснование тоже: «Это не по-христиански». По тем же основаниям мне велели выбросить альбом с репродукциями Николая Рериха («У него даже сын не христианин»,- сказал поп), перестать заниматься оздоровлением по системе Иванова (чем-то он не угодил церкви), «и вообще, молитесь, и не забивайте себе голову чепухой», - как правило именно так заканчивали священники. Я перестала ходить в церковь, но обнаружила, что чтение 1000 раз в день одной и той же молитвы сделало свое дело. Я потом уже узнала, что психологи и психиатры категорически не рекомендуют повторять одну и ту же фразу более 3 раз подряд, т.к. в противном случае нарушается психика. Мне было трудно делать даже домашние дела, т.к. в голове явственно крутились религиозные мысли. Начиная ходить в церковь, я совершенно не ожидала, что разрыв с религией так долог. Около 10 лет я изгоняю из головы все религиозное. Я думала, что когда я не захочу ходить в церковь, то просто брошу это делать, и дальше я опять атеистка. Но, видимо, все религиозное очень привязчиво, возможно потому, что религиозность основана на нездравомыслии, неуверенности, появляются христианские комплексы, от которых приходится избавляться значительное время. И я имею право сказать: «Осторожно, религия! Осторожно, церковь!». В результате моего церковного опыта я стала воинствующим материалистом. Сейчас я стараюсь своим родственникам и знакомым объяснить, что религия не нужна, даже вредна. В этом мне очень помогают Ваши ответы на присылаемые Вам письма. Очень действенны примеры о том, что церковь обманывает людей. Я имею в виду миротечение, а также то, что церковь возит по городам и весям России мощи или частички мощей никогда не существовавших святых, например, мощи Николая Угодника.
Уважаемый Евграф Каленьевич! Если Вас не затруднит выслать мне названия книг или статей, в которых доказывается, что каких-либо святых никогда не было, я была бы Вам очень благодарна за это. Вы писали, что такие книги есть в библиотеках. Но я сейчас веду домашний образ жизни, т.к. помогаю своим детям вырастить их детей, моих внуков, их у меня трое (внуков). Более точные сведения о том, что некоторых святых не было, очень важны, т.к. напрямую говорят об обмане церковью людей, тем более, что Николай Святитель Мир Ликийских - очень почитаемый в России святой, а на гербе моего родного города Москвы помещен Георгий Победоносец, которого, как Вы писали, тоже никогда не было.
С уважением к Вам.
Нина Владимировна.

Уважаемая Нина Владимировна!

Читая Ваше письмо, я невольно вспомнил себя.

Дела давно минувших дней, а если быть точным, то не дней, а 60 – 63 года тому назад.

Окончив за два года четырёхгодичную Одесскую Духовную семинарию, я в 1947 году стал студентом Московской духовной академии. Из семинарии в академию я пришёл глубоко верующим православным молодым (19-тилетним) человеком. Новодевичий мрнастырь, где сначала располагалась Духовная академия, Елоховский собор, а потом три года за стенами Троице-Сергиевой Лавры предрасположили меня к монашескому житию. Я решил было не только стать монахом, а принять на себя самые спасительные монашеские подвиги. Такими подвигами я посчитал исихазм – полное отдание себя на постоянное молитвенное бдение и созерцание… Исихасты рекомендуют приучить себя к чтению «Молитвы Иисусовой». Её читать надо было тихо, чуть ли не про себя, но… Но слова молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне божий» произносить, вдыхая воздух в себя (таким образом я как бы принимаю в себя «Сладчайшего Иисуса»), а заключительные слова: «Помилуй1 мя грешного», - выдыхая воздух. Таким образом, приняв в себя Христа, я выдыхаю воздух, который убирает из меня мои грехи. Что-то на подобии ёжика, которым чистят бутылки: туду – сюда, вздохом о Христа, выдохом о своих грехах. По совету опытных исихастов я сначала уделил «Иисусовой молитве» 15 минут, на другой день – 20, на третий день, встав спозаранку, – 30 минут. Потом до начала завтрака я тратил на Иисусову молитве 2 часа и успевал прочитать молитву 2.000 раз. Для подсчёта количества прочитанных молитв, я по совету тех же исихастов пользовался чётками. Великие подвижники исихазма за день успевали прочитать молитву Иисуса 12.000 раз. Я сожалел, что из-за занятия не успевал прочитать больше 2.000 раз. После исусовых молитв трудно было слушать лекции. Через две недели у меня молитва читалась сама собой, но я перестал понимать учителей… Пошел к своему духовнику, который с одной стороны похвалил меня за молитвенное усердие, а с другой – приказал приступить к молитвенным подвигам только после окончания духовной академии. Умный был старик! Проявив послушание, я еще дней десять не мог отделаться от мысленного повторения молитвы Иисусовой… Одним словом, я понимаю Ваш психический дискомфорт от попыток стать истовой православной.

Зачем ходить в церковь, если Бог в душе? Не важнее ли быть хорошим человеком? Сегодня часто можно услышать эти вопросы. А может ли и должна ли Церковь делать людей хорошими? В чем истинный смысл церковной жизни? О «хороших людях» в церкви и вне ее мы поговорили со священником московского подворья Троице-Сергиевой лавры Сергием Фейзулиным.

Сегодня многие люди хотя и не отрицают веру, хотя и признают Бога, но с церковной жизнью не имеют ничего общего, считая, что Бог у них в душе, и искать Его нужно именно там, а не в построенном человеческими руками храме.

Сразу вспоминается один эпизод из моей священнической практики. Жена одного человека решила привести его в церковь. Она ходила уже сама несколько раз, была на исповеди, причащалась, а муж ее отказывался. И вот она как-то расстроенная стоит – муж рядом с храмом, но не заходит. Я предложил пойти познакомиться с ним. Очень хороший, приятный человек, но отказывался зайти, потому что у него «Бог в душе». Я помолился про себя, думаю, ну что ему сейчас сказать, и вдруг меня осенило, я говорю: «Скажите, а завтракаете вы тоже в душе?» Он как-то так смешался, задумался и так смущенно говорит: «Нет». Так вот, подумайте над этим, вера – это то, что должно быть осуществляемо практически, вера не может быть теоретическая, она должна быть живая, подтвержденная жизнью, непосредственно, нашими поступками.

Но почему нельзя осуществлять веру практически, просто живя по совести, стараясь исполнять заповеди, творить добрые дела? Многие считают, что гораздо важнее быть хорошим человеком, чем регулярно ходить в церковь.

Что такое быть хорошим человеком? Это настолько относительное понятие, все люди хорошие. Бог создал все свое творение хорошим, и человек есть венец творения, самая совершенная его часть. Человек может быть подобен Богу, он есть образ Божий – каждый человек! Независимо от того, знает он об этом или не знает, пытается ли он найти в себе этот образ Божий и осуществить его, приблизиться к Богу, стать похожим на Него, стать Ему родным. Этого Господь ждет от нас – чтобы мы уподобились Ему. А в этом смысле – каждый человек хорош, и не просто хорош, каждый человек прекрасен, человек – это совершенство.

Но в обыденном смысле хороший человек, говорят еще “порядочный человек”, – это очень относительная вещь, все мы для кого-то хороши, а для кого-то не очень хороши. Можно быть, скажем, замечательным врачом и скверным семьянином, невыносимым в личных отношениях. Можно быть готовым на самопожертвование ради своей Родины, и в то же время, жестоким, беспощадным и не иметь милосердия к врагу. Это хороший человек? Для кого хороший? Церковь не призывает нас быть хорошими, более того, желание «быть хорошим» – это очень опасно. Желание быть с каждым человеком хорошим – это не любовь к человеку, а человекоугодие и лицемерие. Об этом говорит сам Господь в Евангелии: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Человек приспосабливается к другому, чтобы произвести на него впечатление, таким образом вызвать о себе доброе мнение, на это затрачивается очень много душевных усилий, и это страшная вещь. Христос в Евангелии таких людей называет унылыми лицемерами.

Мы призваны не к тому, чтобы быть хорошими, а мы призваны быть святыми, это совсем другое измерение человеческого духа. Паскаль, французский философ и ученый, говорит, что условно можно разделить всех людей на праведников и грешников. Праведники, говорит Паскаль – это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники – это те, кто считает себя праведниками, чувствуют себя хорошими людьми. Именно поэтому они не видят своих недостатков, не чувствуют, как далеки они от Бога, от любви. Потому что любви всегда должно быть мало, должна быть великая жажда. Любовь – это когда я всегда во всем ищу собственную вину, в каких-то обстоятельствах, в общении с людьми, в семейных, в профессиональных отношениях. Я чувствую, что у меня всегда не хватает любви. Мы призваны – «Будьте святы, как Я свят». И в этом смысле хороший – это тот, кто постоянно чувствует себя, условно говоря, плохим, недостаточным, чувствует свои недостатки – недостаток веры, надежды, и конечно, любви, недостаток благочестия, молитвенности. В общем-то, это в любом творческом деле так – как только человек начинает удовлетворяться, возникает самодовольство, которое ограничивает его творческие импульсы, и человек замирает, остывает, его творческий огонь не освещает больше его жизнь.

Это как раз очень страшная мысль и очень обывательское представление, что достаточно быть хорошим человеком. Но, слава Богу, Господь помогает нам почувствовать эту свою недостаточность через какие-то обстоятельства, когда мы видим, что у нас нет любви к людям, что мы не можем устоять перед какими-то соблазнами, падаем,– это тоже милость Божья, таким образом самый главный грех обнаруживается – это самодовольство, это себялюбие. Оно противоположно любви. Любовь – это недовольство собой, это сознание собственной ничтожности, малости, и святые – это люди, которые всю жизнь живут в сознании собственной малости, именно поэтому им становится доступно величие Божие. Церковь не призывает нас быть хорошими, это глубочайшее заблуждение. Церковь помогает человеку почувствовать как раз свою греховность, почувствовать глубокую нарушенность личности, глубокую болезнь личности. И Церковь, одновременно обнаруживая эту болезнь, ее и исцеляет.

Почему же только Церковь может исцелить человека? Почему он не может спасаться сам по себе, зачем обязательно быть частью Церкви?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», – говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни,а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Однако, как часто мы видим одну только внешнюю «церковность», но на деле – отсутствие любви и какую-то закостенелость. Сколько людей исправно посещают церковь, но живут совсем не по Евангелию. И исповедь их нередко формальна, и причастие – «привычно». И в то же время, встречаются потрясающие люди, совсем далекие от церкви, даже убежденные атеисты, но живущие – на деле, а не на словах – истинно христианской жизнью.

Да, такое возможно, но это недоразумение, как в том, так и в другом случае. То есть человек чего-то недопонял в своей жизни. «По плодам их узнаете их», «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»,– говорит Христос. Когда человек пытается воцерковиться, он как бы меняет оболочку, надевает длинную юбку, отращивает бороду или еще что-то такое, а сущность, внутренность его, она в каком-то замороженном состоянии пребывает. Он сохраняет себялюбие, сохраняет отчужденность от людей.

Если человек формально относится к себе, он поверхностно воспринимает и мало значения придает своему внутреннему миру (таких людей тоже много, к сожалению), то для него и исповедь формальна – перечисление, наименование грехов. Человек не сознает самое опасное как раз – он хочет быть «хорошим». Хочет быть хорошим в собственных глазах, быть в ладу со своей совестью, в ладу с людьми. Для него это страшное разочарование – оказаться ничтожным, пустым, далеким от великих каких-то вещей. И человек внутренне бессознательно сопротивляется такому страшному знанию, он выстраивает психологические защиты, он пытается спрятаться от самого себя, от Бога, в какую-то тень уйти. Поэтому для него проще назвать какие-то грехи, чем попытаться понять, в чем же он виноват на самом деле.

Ну, а если человек пришел в церковь только потому, что ему кто-то посоветовал – у тебя плохое самочувствие, ты болеешь, ты вот сходи, и у тебя все наладится в жизни – это глубоко противно христианскому отношению вообще к жизни, такая модель восприятия себя и своего места в жизни. Может быть, с этим, конечно, он и останется, к сожалению.

И атеист, который по сути своей христианин и по сути своей несет в себе любовь, радость – это тоже недоразумение, то есть недопонимание, недодуманность какая-то. Это атеизм иллюзии, когда человек не понимает, о чем он говорит. Когда начинаешь с таким человеком общаться, выясняешь, что он верующий человек, и жизнь его, по сути, церковна, то есть он любовью связан с другими людьми. Но он не додумал самую важную мысль. Он живет, подчиняясь не мысли, а своему сердцу, интуиции. Такие люди часто очень страдают в жизни, потому что многие вещи не могут принять, они пытаются отделить свет от тьмы, зерна от плевел, любовь от лицемерия и не могут этого сделать, очень часто ощущая тщету всего того, что они делают. Им недоступно Богообщение, поэтому полноты бытия у них все равно нет. У них есть любовь как деятельность, но любовь как полнота жизни для них недоступна.

А так ли доступно Богообщение в церкви? Ведь там мы встречаем так много несовершенного, неправильного, отвлекающего, множество людей, со всеми их недостатками. Чтобы общаться с Богом, люди ищут уединения, зачем же нужно это разноречивое скопление людей?

Первая церковь – это Адам и Ева, а вообще первая Церковь – это . Ведь если мы говорим о любви, а Бог есть любовь, сказано в Евангелии, значит, любовь должна на кого-то изливаться. Любовь – это когда ради кого-то я готов даже жизнь свою отдать, я готов умереть ради этого человека. Поэтому не может человек, находясь один, находясь в одиночестве, осуществить высший смысл. Конечно, подвижники-пустынники являются в этом смысле исключением. У подвижников это особый дар Божий – находясь в одиночестве, точнее, в уединении, осуществлять высший смысл. А высший смысл – это любовь. Она неосуществима в одиночестве. Человек должен выйти за пределы, за собственную оболочку, чтобы разрешить проблему любви. Любовь – это когда кого-то ты любишь. Поэтому Бог – это Святая Троица. Как сказал один богослов, если мы понимаем Троицу, мы понимаем, что такое любовь. И напротив, если мы чувствуем любовь, то для нас тайна Святой Троицы становится очевидной. Потому что любовь – это когда ты стремишься отдать кому-то что-то. Когда ты любишь сам себя, то это не любовь, это замыкание в самом себе, это уже почти болезнь. Поэтому в наше время, когда многие люди думают, что можно прожить без Церкви, мы видим, я думаю, такую пандемию психических патологий. Особенно в странах, где религия совершенно четко отделена от государства, где у людей разрушена традиция общежития, где нарушено бытие народа, и люди разделены на островки индивидуальной жизни. Что интересно, после Реформации, когда в протестантских храмах люди перестали исповедоваться, через какое-то время психология становится самостоятельной наукой, и возникает психоанализ как попытка хоть какого-то исцеления. Возвращается языческое отношение к человеку как к мере всех вещей. Возникает сначала антропоцентризм – вокруг человека начинает вращаться вселенная, и потом это приводит уже через какое-то время к разным патологиям в области душевной жизни.

У человека должна быть ответственность и за себя, и за других. Отвечать за себя только перед самим собой – это трагизм, потому что рано или поздно мы чувствуем свою ограниченность и недостаточность, свою немощь и какую-то слабость. И любой человек чувствует потребность в прощении, потому что у каждого, каким бы прекрасным он ни был, все равно в тайниках души возникают какие-то помыслы, человек никакой не может быть идеален. А мы призваны к святости: «Будьте совершенны как Отец ваш Небесный», – говорит Христос. Поэтому святость непременно включает в себя чувство своей недостаточности, глубокое сознание своей греховности, но это одновременно и вера в то, что великий Бог, Владыка мира, тем не менее, любит меня вот таким, какой я есть. Это примиряет. Не я сам себе судья, а Бог мне Судья. Бог, распятый на кресте за меня – вот суд Божий. Взять мой грех на себя, взять мою боль, умереть за меня. Когда это чувствуешь, когда невинный Бог берет нашу вину на себя, что может быть кроме благодарности? Любовь – это когда человеку стыдно за себя и за других людей, он чувствует зло, которое они совершают, как свое собственное. Чувствует, что другой человек совершил нечто, но меня это касается, потому что я тоже человек. Это и есть полнота церковности, это и есть жизнь в Церкви.

Удивительно, но многие интересуются, почему в церкви хочется плакать. Некоторые люди не придают этому значения, потому что считают это явление абсолютно нормальным. Однако многие беспокоятся и считают, что такое желание может быть связано с какими-либо негативными событиями, которые происходят или будут происходить. Для некоторых людей это явление - повод серьёзно задуматься над своей жизнью. Ответ на вопрос «почему в церкви хочется плакать» вас точно удивит!

Следует ли обращать внимание на желание плакать в церкви?

На вопрос о том, почему в церкви можно найти огромное количество ответов, однако нельзя сказать, что какой-либо из них является верным. Поэтому каждый человек должен сам для себя понять, стоит ли обращать внимание на то, что у него появляется желание лить слёзы, а также выяснить, почему так случается.

Нужно сказать, большинство людей считает, что на это явление не следует обращать внимания, так как зачастую человек сам себя программирует на какие-либо мысли и поступки, поэтому данное желание зависит только лишь от собственных мыслей человека и его отношения к происходящему.

Причина желания плакать в церкви - сильная вера в Бога

Стоит сказать, что одной из самых распространённых причин, почему в церкви хочется плакать, является сильная Большинство людей, которые испытывают искренне верят в Бога, и именно поэтому у них возникают такие сильные эмоции. Они не могут устоять перед словами проповеди и церковным хором. Такие люди являются очень чувствительными, поэтому они просто не могут сдержать своих эмоций.

Это явление нельзя назвать каким-либо «плохим» или «неправильным», так как человек не может быть виноват в своей чувствительности и искренности. Нельзя сказать, что желание плакать в церкви является странным, так как каждый переживает поход в это место по-разному. Для кого-то это традиция, которой необходимо придерживаться, а для кого-то - место, где можно побыть наедине с собой и Богом.

Проклятия, сглазы и порчи как причины желания плакать в церкви

Ответы на вопрос о том, почему, когда заходишь в церковь, хочется плакать, могут быть абсолютно разными у разных людей. Стоит сказать, что очень многое зависит от веры человека. Если человек верит, что это желание вызвано хорошими и добрыми эмоциями, которые он испытал, находясь в церкви, то, скорее всего, так оно и есть. Однако существует немало людей, которые, сталкиваясь с данным желанием, ищут какой-либо подвох. Возможно, не зря, потому что существует ещё одна причина, почему, когда приходишь в церковь, хочется плакать. Верить или не верить в её правдивость - решать только вам.

Существует одно распространённое и известное предположение, почему, заходя в церковь, хочется плакать.

Многие считают, что человека, который испытывает желание лить слёзы, сглазили или прокляли. Объясняется это тем, что именно в храме Божьем человек чувствует, что с ним что-то не так. Для некоторых верующих людей это становится поводом для того, чтобы исповедоваться и начать ходить в церковь чаще. Возможно, эта версия и является правдивой, но утверждать этого нельзя. Существуют люди, которые совсем не верят в порчи, проклятия и сглазы, поэтому они считают, что плакать в церкви хочется совсем не из-за этого.

Несовершенство реального мира как причина желания плакать в храме Божьем

Однако если вы считаете, что ни одна из вышеперечисленных версий не является причиной, вызвавшей в вас это желание, существует ещё одно предположение, которое может помочь вам выяснить, почему после церкви хочется плакать.

Некоторые священники говорят, что лить слёзы может хотеться из-за ощущения несовершенства реального мира, в котором мы живем. Когда человек находится в храме, он общается с Богом, у него есть возможность побыть с самим собой и морально отдохнуть от мирской суеты. Именно поэтому у него могут накатываться слёзы, так как верующий понимает, что мир за пределами божьего дома не такой спокойный, добрый и искренний. Человек может плакать из-за того, что представляет, насколько было бы хорошо, если бы наступило царствие божье.

Как объясняют желание плакать в церкви священники?

Человеку, который сталкивался с этим явлением, интересно узнать, почему в церкви хочется плакать. Ответ священника для них является самым важным. По их мнению, именно батюшка может дать правильный ответ и посоветовать, как избавиться от этого желания.

Священники говорят, что желание плакать в церкви вызывается Дьяволом. Он якобы специально обрушивает это состояние на верующего для того, чтобы тот больше не ходил в храм и отвернулся от Бога. В таких ситуациях священники советуют не поддаваться этим ощущениям и плохому состоянию, так как только пройдя через все испытания, верующий человек станет ближе к Богу.

Что делать, если хочется плакать в церкви?

Никому нельзя навязать правильный ответ, потому что каждый человек живёт по своим принципам и сам решает, верить ли ему в то, что говорят другие, или нет. Поэтому нельзя найти один правильный ответ на вопрос: «Почему в церкви хочется плакать?» Ответ батюшки кому-то может показаться неправильным. Это связано с тем, что некоторые люди не верят, что Дьявол может оказывать на людей негативное влияние.

Не исключено, что кто-то не найдёт ни одного «правильного» ответа на вопрос «почему плачешь в церкви», и это совсем неудивительно. Религия и вера в Бога - это нечто интимное и сокровенное для каждого. Кто-то относится к ней очень щепетильно, и такое явление, как желание плакать в храме, может вызвать у него массу переживаний и негативных эмоций.

Обращение к священникам, гадалкам, экстрасенсам - выход?

Если вы действительно переживаете по этому поводу и считаете, что это явление не является нормальным, то лучше всего обратиться за советом к священнику. Возможно, он сможет прояснить ситуацию и дать ценный совет. Не исключено, что вы сможете избавиться от желания плакать в церкви либо же просто перестанете придавать этому значение. В любом случае необходимо действовать по зову сердца!

Стоит сказать, что многие люди, плачущие в церкви, предполагают, что на них навели порчу, сглазили и т. д. В связи с этим у них возникает желание обратиться к гадалкам, экстрасенсам и т. п. Однако если вы верующий человек, то делать это не рекомендуется. Церковь не приемлет гадание, и т. д. Но каждый человек имеет право делать свой выбор и поступать так, как считает нужным. Поэтому, если вы считаете, что обращение к людям, обладающим даром ясновидения, - единственный выход, действуйте по зову сердца.

Количество записей: 43

Здравствуйте! У меня такая проблема, как только захожу в церковь, сразу становится не по себе, кружится голова, а как-то я был у гадалки, она сказала, что я хожу под чертом. Иногда кажется, что внутри что-то дёргается. И, если это имеет значение, я родился в пятницу, 13. Объясните, пожалуйста, что бы это могло быть?

Виталий

Виталий, к гадалкам ходить больше не надо, как бы еще хуже они Вам чего не сделали, а в храм ходите, не оставляйте, со временем это искушение от Вас отойдет. Это враг Вас не отпускает: то Вы к нему в гости ходили, к гадалке той, то, может быть, читали какую-то оккультную литературу, его тешили, а теперь Вы отвернулись от него и к Богу пошли. Как же ему такое понравится? Вот и злобствует, пугает, искушает, всякие ощущения почувствовать дает. А Вы не бойтесь! Зато через такие «фокусы» еще больше уверишься, что существует духовный мир. И когда будет плохо, можете даже сказать: «Спасибо, вражина, ты своими фокусами укрепляешь меня в вере: если в духовном мире существует такая дрянь, как ты, то, стало быть, существуют и ангелы, и Сам Господь, вот к ним я и стремиться буду!»

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Когда стою на службе, мне становится плохо - сначала подступает непрерывная зевота, потом плохо. Точно так же в метро. Врачи говорят, что это синдром сердечной недостаточности. Как быть?

Ираида

Вполне возможно, Ираида, так и есть. Во всяком случае, на духовную брань ситуация в метро совсем не похожа. Посоветуйтесь с Вашим приходским священником, возможно, у Вас в храме просто душно.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка. У меня тяжёлая ситуация - у тёщи шизофрения, а у жены некое психическое заболевание, из-за которого у нас весьма ограничена способность к брачному сожитию. Тёща, уходя из дома, выключает электроприборы, жена выключает их перед сном, потому что "они пищат". Жена захотела шкаф с зеркальными дверями, я ей его купил, так она перелегла спать в другое место - зеркал боится. Ни меня, ни священников не слушается, зато по всем вопросам обращается в интернет, либо к подругам В спорных ситуациях неспособна к спокойному диалогу, сразу же срывается на истошный крик, даже если на часах два ночи. Доходило до битья посуды и швыряния телефона. В субботу из-за неё мы не пошли в храм, потому что "в субботу надо в храм идти, только если будешь причащаться". И это несмотря на то, что на дворе пост! Потом и вовсе выдала мне такое, от чего я до сих пор в ступоре: "Мне в храме плохо, вера ничем не подтверждается, зачем Богу мои мучения, меня ведь никто не спрашивал, чтобы я появилась на свет". Много и других страшных слов наговорила, когда же я спросил её: "Так ты христианка или нет", ответила: "Я не знаю". Как это не знаю! Жить с ней стало невыносимо - я постоянно боюсь, что она на себя руки наложит, наверное, от этого скоро сам умом тронусь. Батюшка, венчавший нас, разводиться почему-то не разрешает, хотя к этому есть все причины. Что мне делать?

Алексей

Дорогой Алексей, необходимо много терпения и любви в Вашей ситуации. Вашей жене плохо, она нервничает, и надо понять, отчего и почему, какие проблемы так ее гнетут. Если это поражение психики, необходима консультация врача, и много может понадобиться усилий, чтобы она согласилась пойти. Прислушивается больше, чем к Вам, к подругам - значит не очень сложился общий язык. Вы, похоже, скорее человек рационального склада ума, а жена больше живет эмоциями. Учитесь взаимопониманию, идите на контакт, который ей понятен. Потихоньку разберетесь, в чем дело. Пока же надо с пониманием относиться к неожиданным, кажущимися странными поступкам, как, например, выключение электроприборов. Некоторые люди особо чувствуют то-ли электро-, то-ли магнитные поля, и испытывают дискомфорт от электротехники. Не разобравшись, в чем внутренняя проблема, остерегайтесь давить на соблюдение внешней стороны. Не апеллируйте к понятиям «ты - христианка». Здесь помогут не слова, а горячая молитва за супругу. Да поможет Вам Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что делать, как поступить, если в церкви становится плохо? Когда стою на службе - чувствую себя очень плохо, в ушах звон, тошнит. Бабульки, которые там, говорят, что, несмотря на это, надо стоять. А я не могу - очень плохо. А в церковь хочется. Подскажите, как поступить? Благодарю!

Катя

Катя, во-первых, не бояться и не смущаться, так бывало со многими, это пройдет. Во-вторых, понять, что эти состояния на нас обрушивает дьявол, наш враг, если не будете отступать и пасовать, то победите: он только попугать может нас, а реально навредить ему Господь не даст. А с другой стороны – чем это не подкрепление в вере?! Видите, как он действует? А нас тем самым невольно уверяет, что реально существует духовный тонкий мир, и что в этом мире кое-кому очень дурно из-за того, что мы идем к Богу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос. В моем мировоззрении все поменялось после того, как я пришла к вере, но когда я прихожу в храм, я не могу сдержать слез, особенно когда слышу пение или стою у чудотворных икон, а на исповеди вся дрожу, и так мне стыдно, и рыдания душат, что слова сказать не могу, зато потом как гора с меня сдвинулась, но плакать не перестаю. Мне стыдно от этого, никто не плачет, а я в слезах, и люди смотрят, мне уже стало страшно ходить в храм, а вдруг опять расплачусь. Что это, как с этим бороться?

елена

Да не надо с этим бороться, Елена, это очень хорошо! Слезы умиления – это замечательный дар. Если они текут, не удерживайте, не стесняйтесь. Не надо, конечно, как-то искусственно их вызывать у себя или подогревать какие-то другие эмоции в храме, но если уж слезы есть, не смущайтесь: поплакать о своих грехах, о своей жизни – это хорошо.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, я сегодня с мамой был на утренней службе, прошло минут 30-40, и мне резко стало плохо, начало гореть в голове, звенеть в ушах, закрывались глаза, терялся в пространстве. Я с трудом дошел до лавочки, мне стало немного легче, потом меня вывели на улицу и мне стало хорошо, и я вернулся в храм. Это уже второй раз, подскажите, пожалуйста, что со мной происходит? Спасибо.

Даниил

По разным причинам это может происходить, Даниил. И от духовных причин, когда нас бес искушать начинает, и просто от духоты в храме и дыма свечей, если их слишком много. Лучше всего поговорить об этом со священником на исповеди: здесь потребуется совместно покопаться в причинах.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я беременна! После того, как я это узнала, не могу выстоять ни одну службу. До этого всё было в порядке. Подскажите, пожалуйста, что делать и почему так происходит? Спасибо.

Марина

Здравствуйте, Марина. Лучше думать сидя о Боге, чем стоя о ногах. Выстаивать службы совсем не обязательно. Можно их высиживать. А вставать только в самые ответственные моменты – на чтение Евангелия и на Евхаристический канон. Главное, чтобы Вы не забывали молиться. Стыдиться тут нечего. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Батюшка, помогите мне, пожалуйста. Иногда, когда я прихожу в церковь, мне хочется плакать. Порой слезы сами идут из глаз во время служения, без объяснимой причины. Скажите, нормально ли такое явление? Не понимаю, почему мне хочется плакать.

Маша

Маша, просто душа истосковалась без Бога. Вы бы, лучше всего, приготовились как-нибудь к исповеди, причастию, пришли бы пораньше с утра на службу, покаялись в грехах, очистили душу, и с чистой совестью причастились бы. Вот было бы утешение для души! И делали бы это почаще. А так, конечно, положение наше плачевное – и грехов море, и над очищением души от них мы, будем откровенны, не трудимся, как нам положено. Вот и польются невольно слезы.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки! Когда венчали в церкви, упала в обморок, но венчание батюшка провел до конца через какое-то время. Мамина подруга спросила у служителей церкви, как к этому относиться, они сказали, что все тяготы семейной жизни я буду нести на своих плечах и нужно набраться терпения. Так ли это на самом деле? И ещё вопрос, слышала, что по усопшим нельзя плакать, им там плохо, так ли это?

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Думаю, такое странное объяснение дал не священник, а какая-нибудь служащая храма из разряда «церковных бабушек». Верить таким объяснениям не следует. Еще святой апостол Павел предупреждал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим., 4;7). Семейная жизнь сама по себе является совместным несением Креста, и обмороки здесь не имеют никакого значения. По отношению к умершим мы должны скорбеть, но с надеждой на милосердие Божие и вечную жизнь. Безутешный плач может говорить только о нашем неверии.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! У меня есть подруга, с которой у меня много общих интересов, и личных, и профессиональных. В этом году она объявила себя "целителем" после нескольких занятий с человеком, называющим себя колдуном. Теперь она «лечит» людей заговорами и, как она говорит, молитвами; «берет силу» от деревьев. Мне это чуждо, передо мной как стена выросла, после лет десяти хорошего, плодотворного общения мне совсем расхотелось общаться. И самое для меня удивительное, что я не могу с ней в церковь входить, просто зайти, свечку поставить, не могу помолиться, если она рядом со мной. Так и остаюсь у порога, а она входит. Не могу молиться рядом с «целителем». Что это, гордыня моя? Как мне себя вести?

Лариса

Лариса, всякие «целители», «колдуны», «экстрасенсы» - это слуги темных сил. Ваша знакомая использует магию – это колдовство, это богопротивно. Если не получается убедить, то лучше держитесь подальше от такой «подруги», а то, чего доброго, общаясь с ней Вы и сами станете «лечить людей». Это не гордыня, просто Ваша душа чувствует, что это не от Бога. В церковь ходите без нее, одна. Или найдите себе другую подругу, православную.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Недавно, в возрасте 63 лет, у меня умер папа. Крещение он принял осознанно в 40-летнем возрасте, но в церковь не ходил. Говорил, что ему там плохо, что с детства чувствовал себя там неуютно, что-то типа страха. Да и спина у него всегда сильно болела, он не мог долго стоять. Не знаю, всегда ли после крещения, но, по крайней мере, последние лет десять постоянно носил нательный крест. Молитв, думаю, он не знал, хотя, может, и ошибаюсь. Но практически каждый день подходил дома к иконам, крестился, о чём-то просил Бога. Последнее время мне казалось, что он всё больше духовно приближается к Богу. Но в то же время отдаляется от него в поступках: страдал грехом винопития. Умер он (был трезв) скоропостижно, от инсульта. О чём я теперь очень сожалею, если бы он хоть несколько дней полежал, может, мы смогли бы пригласить в больницу или домой священника. Но, значит такова была воля Божья. Может ли иметь надежду на спасение душа человека, который к Богу обращался, но в храм не ходил? Как молиться за него?

Татьяна

Таня, мы – христиане верим, что суд Божий милосерднее суда человеческого. Молитесь за папу и не отчаивайтесь. Ваше усердие – его оправдание перед Господом, что у него дочь – христианка.

протоиерей Максим Хижий

Батюшка, добрый день! Сегодня была на исповеди в записке были перечислены мои грехи: раздражение, обида, осуждение. Батюшка упрекнул меня в том, что сколько можно нервничать. Советовалась с ним, что после святоотеческих книг для меня этот мир видится враждебным, переживаю за ребенка, что много обильной разрушительной информации в мире... Батюшка сказал, что на ребёнка может только повлиять моя нервозность. Мне немного стало обидно. Я стараюсь исправиться, мне сложно уйти от своих страстей, каюсь, молюсь, прошу Бога о помощи, хочу, чтоб ребенок был здоровым и благочестивым. Сегодня снова мне было плохо в храме.

Марина

Марина, ситуации, подобные той, которую Вы описали, являются просто проходными, обыденными для духовной жизни. Да, духовники, бывает, нас укоряют, иногда бывают с нами даже очень строги. И есть за что! Если нас все время гладить по головке, что из нас вырастет? Надо помнить, что мы в храм пришли не ласкателей искать, а серьезных духовных людей. Те из прихожан, кто пришел лишь за тем, чтобы их пожалели, поверьте, очень скоро от храма отваливаются. Не скорбите, постарайтесь принять укор священника с мудростью: нам не на что обижаться – мы делаем только первые неумелые и довольно ленивые шаги в вере, по пути спасения. Укоры и встряски – наши дорогие гости, без них, в ласкательстве и неге, никто из нас не спасется.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Я на Воздвижение Господне пошла в храм на раннюю службу. В этот день у меня был день рождения. Поставила свечи святым, простояла на службе 50минут. Потом мне резко стало плохо во время прочтения Евангелия, в глазах потемнело и началась тошнота, на ногах я не могла удержаться, понимаю, что сейчас упаду. Со мной такое впервые. Я вышла из храма, но и свежий воздух мне не помог, пошла домой. Дома лучше не становилось. Я верю в Бога, магией не занимаюсь, хожу в храм. Не могу понять, почему так произошло. Очень хотелось простоять до конца службы, но состояние не позволяло. Мне очень стыдно и неловко, что я покинула храм в такой момент, ведь так нельзя. Почему так, и с чем это может быть связано?

Вивея

Дорогая Вивея, не придавайте значения произошедшему, если это не повторится. Если же это станет регулярным явлением, обратитесь к врачу. В Вашем возрасте произошедшее может быть причиной гормональных изменений в организме. И, конечно, молитесь перед службой, чтобы Господь помог и больше это не повторилось. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

После походов в церковь на службу, на исповедь, на Причастие, я уже несколько раз себя плохо чувствовал. Скажите, о чем это говорит? Подскажите, что делать? Спасибо.

Петр

Петр, я не склонен сразу придавать этому недомоганию какой-то духовный оттенок, хотя и такое, конечно, бывает. Думаю, это может быть следствием усталости, ранних подъемов на службу поутру, может быть, духоты в храме. Не спешите переживать. Но и молиться не бросайте, а то бес воспользуется этой ситуацией и будет симулировать для Вас такие приступы, лишь бы в храм не пустить.

игумен Никон (Головко)

Благословите, батюшка! В последний раз, когда я только причастилась и уже дослушивала Благодарственные молитвы, у меня неожиданно пошла носом кровь. Я не знаю, с чем это связано, только думаю, что все происходит не случайно, и это считаю тоже не просто случаем. И еще мне сразу дали салфетку, она вся была в крови. Что мне с этой салфеткой сделать? Выкидывать я ее не стала, ведь это все произошло после принятия Святых Тела и Крови Христовых.

Светлана

Светлана, салфетку можно было просто выбросить, не надо добавлять мистицизма к таким простым вещам, да и ситуации, даже, если она произошла после причастия. Все хорошо! Не переживайте.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Ходила на причастие в день своего рождения, разболелась голова в церкви, а после стала очень раздражительная, нервная, даже поскандалила в магазине с продавщицей, меня удивило мое поведение. Сегодня второй день, и состояние тоже. Что это может быть?

Наталья

Наталья, это - самое банальное искушение. Жаль, что Вы ему поддались. Так часто бывает: враг нападает на человека либо перед тем, как он собирается в храм, либо после. На будущее будьте бдительнее.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня нет большой возможности посещать церковные служения, потому что я живу от ближайшей Церкви очень далеко, и мой дедушка не может меня возить каждый раз, поэтому я молюсь часто дома. Но с перерывами: например, первую неделю я молюсь, и вторую тоже, но вот на третей неделе уже лень. И вот, спустя одну неделю, я начинаю опять молиться, и с утра мне (во время молитв) становится очень плохо! Я прервалась, прилегла и потом опять продолжила. И опять мне стало так плохо, что я даже не смогла стоять на ногах! Такого ранее не было! Только в Церкви разве что.

Анна

Анна, молитву оставлять не надо, тем более Вам, в Вашем положении, когда Вы не можете часто бывать в храме и получать духовное подкрепление. Постарайтесь по крайней мере, когда у Вас получается приехать на богослужение, неопустительно исповедоваться и причащаться, это Вас очень укрепит. А если долго нет возможности попасть на службу, то можно и договориться со священником, чтобы он причастил дома. Придерживайтесь пока этих несложных правил, и я надеюсь, Ваша немощь пройдет.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Я нахожусь на пути к воцерковлению. К сожалению, не являюсь крепким и выносливым человеком. Не отличаюсь крепким здоровьем, страдаю частыми головными болями, сильно утомляюсь. Для меня даже отстоять службу в храме - серьезное испытание. Из-за этого и храм посещаю не часто (в зависимости от самочувствия). Я понимаю, что Господь каждому из нас дает те испытания, которые он способен вынести, для нашего же блага. Тем не менее, испытываю чувство вины из-за того, что не могу стать доброй христианкой! Как быть? Что вы посоветуете, батюшка? И еще 1 вопрос. Возможно ли сокращать утреннее и вечернее правило? Существует ли какой-то обязательный минимум утренних и вечерних молитв? К сожалению, у меня зачастую не хватает сил и времени читать все утренние и вечерние молитвы, которые содержатся в моем молитвослове.

Олеся

Здравствуйте, Олеся. Случившееся можно объяснить физическими причинами. Возможно, шестичасовое напряжение не по силам девочке-подростку. Не сомневайтесь, Господь Бог слышит молитвенные обращения всех, кто пришел поклониться Святым Мощам Блаженной и подвиг вашего стояния не остался незамеченным Богом. Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! В воскресенье я ходила на исповедь и причастие. Уже после исповеди (на службе) мне стало плохо (разболелась поясница, голова закружилась). После причастия стало еще хуже - дома до вечера лежала, к тому же еще депрессия какая-то началась, такая тяжесть на душе... Но вечером все неожиданно прошло - боли утихли, и настроение стало прямо замечательным. Что это значит? Как это расценить? Когда раньше я ходила в церковь - я отдыхала там душой. Никогда в церкви плохо не было. К причастию готовилась - это для меня очень важно было. Последний раз на причастии была лет 15 назад...

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия. Поздравляю Вас с принятием Святых Христовых Таин. Тот, кто 15 лет удерживал Вас от Святого Причастия, не сразу сдается, всеми силами старается навести уныние на человека, но под действием Благодати Божией в конце концов отступает. Старайтесь чаще приступать к Исповеди и Святому Причащению, чтобы не подвергать себя таким нападениям вражьих сил. Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

1

С огласно некоторым исследованиям в США, 20-30 миллионов верующих перестали регулярно посещать церковь. Раздается все больше и больше голосов, во всеуслышание заявляющих о необходимости новой реформации церкви. Как должна выглядеть эта реформация, впрочем, никто толком не знает. За 30 лет служения я заметил, что многие раньше активные и зрелые христиане больше не участвуют в жизни поместной церкви. Я понимаю, что понятие «зрелые» здесь немного обманчиво, но под ним я подразумеваю верующих, которые были сильно вовлечены в жизни церкви и любили Христа. Среди них, пожалуй, одни из самых примерных христиан, которых я знаю. Но они больше не состоят в церковных общинах.

Для начала давайте вспомним, что Сам Иисус говорил о некотором проценте людей, которые оставят церковь из-за испытаний, преследований и погони за маммоной. Некоторые христиане в своем заблуждении уверены, что христианская жизнь должна быть полегче. Также я не буду здесь говорить о людях, которые ушли из церкви потому, что их кто-нибудь обидел, им не нравилась музыка или жена пастора. Мне кажется, проблема гораздо глубже. Я хочу призвать читателей к дискуссии и внести свою лепту в обсуждение этого вопроса. Почему некогда зрелые христиане перестали участвовать в жизни церковной общины? Что вы думаете об этих причинах?

1. У них небиблейское мировоззрение.

Первая причина – богословская. Это может оказаться самым главным заблуждением таких верующих. Современные верующие зачастую обладают независимым, индивидуалистическим складом ума, завязанным на уважение частной жизни и прав демократического общества. Но вот Библии эта концепция чужда. В Писании более 30 заповедей про «друг друга», которые исполнить можно лишь в рамках общины верующих. Христиане забывают, что правильная вера и правильное поведение включают в себя и правильную «принадлежность». Познание Бога, ученичество, возрастание духовно, поиск христианского призвания, все эти вещи происходят в общине, в этом и кроется цель общины. И нет такого понятия как «личный Спаситель», о котором верующие так любят говорить. Он ваш Спаситель, потому что Он усыновил вас, привел в Божью семью, в Тело Христово. Иисус возвратится на землю не в гарем, а к Невесте. Наши персональные привилегии мы получаем лишь потому, что мы часть единого целого. Именно поэтому легкие, почки или печень вне тела не живут. Отделение от Его Тела зачастую отделяет нас от Него, а Он – голова. Иисус един со Своим Телом. Впрочем, качество общины, к которой мы принадлежим – это тоже тема для разговора. Но не сегодня.

2. Они переросли свой детский страх перед Богом (и Его судом).

Они больше не боятся чудовища под названием «страх перед Божьим судом». Достигая взрослого возраста, они больше не боятся быть посланными в ад за непосещение богослужений и неучастие в церковных программах, десятине или молитвенных собраниях. Некоторые верующие настолько боялись Бога или людей, что посещали церковь из чувства долга, а не по любви. Они больше не боятся предупреждения Иисуса об «я исторгну Тебя из уст Моих» за «теплоту», потому что встретили достаточное количество верующих, любящих Бога без участия в церковной жизни (Отк. 3:16). Как только они понимают, что Бог любит и принимает их как есть, они больше не видят причин быть частью общины, где когда-то почувствовали надзор над собой. Иногда такая реакция оправданна, если руководство церкви было чересчур контролирующим.

3. Они больше не видят нужды в духовном родителе.

Они больше не чувствуют необходимость иметь в жизни кого-нибудь, кто мог бы говорить, что им делать. Когда они были детьми или новообращенными, они полагались на кого-нибудь взрослого или лидера, который учил их всему о жизни и Библии. Духовные лидеры помогают детям и новообращенным различать правильное и неправильное, хорошее и злое, чистое и нечистое. Все это для новообращенного или развивающегося ребенка – новая информация. До тех пор, пока человек не разовьет свою собственную духовную жизнь, он полагается на чужую. И это объясняет, почему быстрорастущие церкви наполнены молодежью и новообращенными.

4. Институционная церковь кажется им расточительной и надуманной.

Проходит время, в голове зрелого верующего может сформироваться образ предпочтительной для него церкви, и он начнет сомневаться в той церкви, которую посещает. Возникнут вопросы, а не расточительно ли церковь тратит средства, которые собирает с прихожан. Что насчет этих зданий, которые и наполовину не используются? А потраченные средства на рекламу, на сотрудников церкви и все эти человеко-часы, чтобы произвести «воскресное шоу», эффективность которого для окружающего мира крайне сомнительна. Через какое-то время все покажется притянутым за уши и неестественным. То, что начиналось с вдохновения, превратилось в машину служения, которую нужно постоянно «кормить» ресурсами. Церковь начинает казаться больше бизнесом, чем семьей верующих во Христа. Важно помнить, что мы редко задаемся вопросами эффективности использования средств и человеко-часов для работы наших школ, пожарных, больниц и бизнесов. Разве они все не настолько же важны, как миссия церкви? Но в церкви иногда создается впечатление, что каждый стремится построить «царство» лидера… во имя Иисуса. Бог повел Израиль в Египет, чтобы избавить от голода. Но Египет позже превратился из места процветания в место рабства. Некоторые христиане замечают, что их ранний церковный опыт был питающим и вдохновляющим, а позже церковь стала для них местом, где тяжело дышать. Некоторые верующие доходят до утверждения, что сегодняшняя церковная модель даже вредна для настоящей христианской жизни. Сегодня отвращение к «институциональной церкви» настолько ярко, что первое, что верующие зачастую делают, когда собираются вместе, так это говорят, что они не будут называть это церковью.

5. Они стесняются своего былого служения и греха.

Некоторые верующие, размышляя о своей былой христианской жизни, понимают, что относились к другим верующим с осуждением из-за собственной одержимостью результатами и излишнего усердия. Возможно, они не осознавали, что их посвящение служению Богу было связано с образом гневливого Бога и желанием обрести Его одобрение. Некоторые очень верные на протяжении двадцати лет труженики на ниве Божьей больше не служат в церкви, потому что им стыдно за то, что они обвиняли других христиан в недостаточном участии в церковной жизни. Теперь, когда у них у самих сил не осталось, они вдруг поняли, что их рвение было больше поиском одобрения, а не следованием ведению Святого Духа. Подобно тому, как мы стесняемся старых фотографий нас в вышедшей из моды одежде, мы удивляемся, почему никто нам не сказал, что мы «носили» устаревшие мотивы, поведение и поступки в церкви.

Пожалуй, ничто так не смущает и не смиряет нас, как осознание, что мы согрешили. Особенно, если это происходит с верующим со стажем. Бесчисленное множество верных христиан, преподававших в воскресной школе, малых группах, участвовавших в миссионерских поездках, руководителей в той или иной степени, однажды осознавали, что согрешили в чем-нибудь. И чувство стыда усиливается от понимания, что в этот момент они уверенно преподавали людям Божье Слово. Увлечение результатами, которое присуще молодым верующим, делает их уязвимыми перед грехом. Плоть, заставляющая нас искать одобрения окружающих и Бога, желает, чтобы мы удовлетворяли и другие ее аппетиты. К сожалению, незрелые отношения с Богом, которые позволили им оступиться тогда, в текущей ситуации затуманивают понимание, как углубиться в применении Божьей благодати сегодня. Враг лишает их возможности превратить собственные проблемы в послание о верности Христа, которое имеет силу помочь другим людям.

6. Они разбираются с вопросами жизни в «среднем возрасте».

Многие «зрелые» христиане оказываются в ситуации кризиса среднего возраста, поиска себя, когда дети выросли и покинули дом, когда начались изменения в карьере, из-за развода или супружеской неверности, финансовых проблем, желания разбогатеть или угодить окружающим и т.д. Универсальная «отцовская рана», производящая в нас личность человеческого угодника, вытягивает из нас все силы. Верующие просто устают от лавирования по минному полю взаимоотношений дома, в церкви и на работе. Конфликты в семье, на работе и в церкви усиливают болезненные воспоминания из детства и общее ощущение неуправляемости жизни. Все это выходит на поверхность с возрастом. У нас просто перестает хватать сил притворяться, что все нормально. Мы больше не можем прятать свою неустроенность. И воскресные проповеди, нацеленные на подпитку только интересующихся церковью и новообращенных, кажутся неспособными помочь в решении наших внутренних проблем. Враг тут как тут, лжет таким верующим, что с ними что-то не так, что они чем-то отличаются от остальных, что христианская жизнь для них недоступна. Они не понимают, что они такие же, как все вокруг. Им просто нужно позволить жизни Христа углубиться в них. Им также следует углубить взаимоотношения с окружающими людьми. Это, пожалуй, наихудшее время не быть частью здоровой общины.

7. Они не понимают, что такое благодать.

За последние 20 лет учение о благодати переживает бурный рост. Это учение оказывает влияние почти на каждую проповедь, песню поклонения, радио и телепрограмму и даже название церквей. Евангелие благодати открыло нам, насколько сильно Бог любит нас. Оно напоминает нам, что смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа решило три главных проблемы Ветхого завета: необходимость жертвы (Иисус стал жертвенным Агнцем), необходимость храма (мы храм Бога живого) и необходимость в священнике-проводнике (Иисус наш Первосвященник). И это избавило многих от обязанности появляться в церкви. Некоторые верующие стали сомневаться в необходимости и целях поместной церкви, отведя ей лишь обучение новообращенных и детей.

8. Они уже слушают по 3-5 проповедей в неделю.

Прошло то время, когда в воскресенье вы всей семьей шли в одну из немногих церквей в вашем городе. Когда был только телевизор и ни интернета, ни мобильных телефонов. Когда сам факт проведения какого-нибудь мероприятия в церкви был достаточным основанием, чтобы прийти. Современный верующий в неделю слушает от 3 до 5 любимых проповедников по телевидению, радио или в социальных сетях. Все эти поверхностные знания побуждают верующих, особенно тех, кому тяжело даются отношения с людьми, избегать всяческих пересечений на полях поместных церквей.

9. Они путаются в новых доктринах.

Просидев изрядное количество лет на богослужениях, которые нацелены на неверующих или новообращенных, верующие со стажем теряют способность слушать из-за предсказуемости происходящего на собрании. Те, кто не позволил своему сердцу охладеть, начинают искать ответы на глубокие жизненные вопросы. Если в церкви нет зрелых лидеров или малых групп, где можно обсудить эти вопросы, человек неминуемо начнет искать ответы где-нибудь еще. Он начнет слушать проповеди разных служителей или читать книги разных авторов из совершенно разных богословских лагерей, отличных от его поместной деноминации. Далее неминуемы волнения и даже возмущения, почему «первые учителя» эту информацию утаили. Следует признать, что «первые учителя» фокусируют внимание на заучивании фундаментальных доктрин, а не на всем спектре богословских и философских вопросов. Это как когда наши дети-христиане поступают в университет и профессора говорят, что родители-неучи промыли им мозги, верующие начинают сомневаться в преподанных доктринах.

Эта фаза христианской жизни важна для личного роста, но она таит в себе много опасностей. Главная из них, старая как мир демоническая атака на ум Человека в райском саду. Это когда сатана хитро напал на Адама и Еву с вопросом: «А правда, что Бог сказал… ?» В результате они ели от дерева познания, и смерть вошла в этот мир. Современному верующему задается уйма различных вопросов о «познании», касающихся непогрешимости Писания, конфликта между новозаветным Христом и ветхозаветным Богом, теорий искупления, эсхатологии и вечного состояния души. В долине принятия решений многие верующие поддаются волкам и отпадают от живой христианской общины, сомневаясь почти во всем, что Бог открыл через Писание. Это сродни тому, как Соломон отошел от Бога из-за соблазна многих религиозных мировоззрений, пришедших к нему через его многочисленных жен. Единственный для них выход – распять свою плоть на «лобном месте» как Иисус и открыть новую страницу отношений со Святым Духом, который и есть наш Учитель. В 1 послании Иоанна 1:7 Слово утверждает, что если мы будем ходить во свете, как Он во свете, то будем иметь общение друг с другом. Из этого отрывка становится понятно, кто ходит во свете, а кто нет. Наш уровень общения с другими верующими хорошо показывает, во Его свете мы или нет.

10. Им тяжело общаться с людьми, когда рядом нет «лидера».

Некоторые верующие даже не осознают, что их текущая изоляция связана с социальной незрелостью. Когда верующие попадают в традиционную церковную модель, там есть некое «навязанное» единство, как люди, которые жили в вашем доме, когда вы были маленьким. Другими словами, из-за того, что в доме или в общине все подчиняются одному лидеру (родителю), кажется, что все хорошо ладят друг с другом, по крайней мере, на полтора часа богослужения. Но что происходит, когда миллионы верующих начинают чувствовать, что они «переросли» церковь и прекращают свое участие в христианской общине, где нет явного руководства, нет ни порядка, ни иерархии? Оказывается, что многие верующие не умеют решать конфликтные ситуации, не умеют находить мир с представителями разных темпераментов и уровней зрелости. Они не ценят, насколько их духовные лидеры были важны для удержания абсолютно разных людей в одном доме без того, чтобы те друг друга не поубивали. Именно в этот момент отколовшийся от общины верующий вдруг начинает понимать, что у него нет ни зрелой любви, ни благодати, ни мудрости Христовой, какая есть у лидеров церкви. Может быть из-за этого человеку и нужны родители, пасторы, учителя, тренеры, инструкторы и руководители, чтобы создавать «жизнеспособные» сообщества?

11. Они не знают, куда идти.

Некоторые верующие говорят, что «не чувствуют» Бога в церкви так, как «чувствовали» раньше. И никто не знает, то ли это потому, что благодатные времена пробуждения канули в лету, то ли просто верующие стали ни холодны, ни горячи. Может это походить на то, как дети постепенно теряют чувство сказки на Рождество? Некоторые верующие в такой ситуации решают остаться в традиционной церкви и помогать воспитывать других детей через церковные программы, а кто-то оставляет эти «домашние дела» на других и начинает искать смыслы вне дома (церкви). Верующие, которые идеализировали свою церковь, пасторов, лидеров служений, теперь начинают находить всякого рода недостатки и проблемы в своих «идолах». Психологи говорят, что когда дети начинают видеть недостатки своих родителей и понимать, что их родители всего лишь люди, это признак начала зрелости. Но куда идти этим верующим? Другая традиционная церковь – это явно не ответ, там будет все так же. Представляется, что миллионы верующих сегодня чувствуют, что они достаточно зрелы, чтобы покинуть дом, но недостаточно зрелы, чтобы самим стать родителями. И от этого происходит разрыв связей. Что сделают эти верующие без церкви? Сделают ли следующий шаг к зрелости и поведут за собой общину христиан или просто останутся в комнате играть со своими «игрушками»?

12. Они ищут чего-нибудь другого.

Есть люди, которые считают, что снижение посещаемости церквей связано с тем, что они называют «великим отпаданием». Это результат компромисса с греховной культурой, на который пошли миллионы верующих представителей западной цивилизации. Такое общество порождает верующих отступников. Но ведь многие из этих внецерковных верующих не утратили свою любовь ко Христу, просто ищут они чего-то другого. Не все верующие, переставшие ходить в церковь, теплы или отступники. Возможно, их удаление от церкви связано с юношеским идеализмом, который цинично находит недостатки во всем, что они видят в традиционной церкви. Некоторые ищут чего-то большего, чем американизированную, предпринимательскую, удобную в потребительском плане церковную модель, которая сложилась во многих протестантских церквях. Некоторые говорят, что ищут чего-то более аутентичного. Один мой приятель, лидер служения, выразил эту мысль вот так: «Аутентичность, подлинность – это термин, которые очень нравится нашему постмодернистскому обществу. Совсем необязательно, что это слово библейское. Однако, мне кажется, что ты понимаешь, о чем я. Хотя мы и не можем нарисовать полную картину того, как должна выглядеть церковь в своем естестве и функционале, мы можем прояснить важные точки соприкосновения с тем, как всё было задумано Иисусом. Меньше – это лучше. Иисус повлиял на 12 человек, которые изменили мир. Он бросал семена в толпу, служил на разных уровнях, но особое внимание он уделил этим двенадцати. Что это говорит о нашем подходе, когда мы только и думаем, чтобы в церкви стало больше людей и пожертвования увеличились, стало больше сотрудников и здание можно было побольше построить? Хотя все это само по себе (сотрудники и здание побольше) и не плохо» .

Сколько из этих внецерковных верующих ищут церковь с моделью «меньше – лучше»? Мне бы хотелось знать. Некоторые, возможно, ищут город (церковное выражение), который строит и созидает Бог (Евр. 11:10). Возможно, они ищут возможности стать частью Божьего Царства, произрастающего между домов, где они живут. Рост домашних церквей в Америке может служить индикатором, насколько трудно многим верующим подчиняться руководству. Но это может быть и показателем, что некоторые стремятся углубить свои определенные дары и служение. В Китае, самой большой современной церкви (120 миллионов христиан), 90 процентов – это домашние церкви. Во многих китайских провинциях христиан травят и пытают, при этом верующие все равно идут на риск быть частью общины веры. Судя по всему, оригинальная церковная модель из Деяний 2 жива и процветает.

Подписывайтесь:

Некоторые считают, что нам следует вернуться к литургическому поклонению. Это воспоминания о контркультуре, предложенной Церковью в 1-3 веке. Другие напоминают о «Варианте Бенедикта», который призывает создавать монашеские общины для детоксикации от мирского и скомпрометированной церкви. Наравне с дисциплинами духовного образования они надеются с помощью этого восстановить ощущения нормальности и преемственности, которое введет нас и наших детей в следующее поколение. Кто-то считает, что нам просто нужно придерживаться круглосуточного нерелигиозного образа жизни Христа. Эти верующие заявляют, что их христианская жизнь более полноценна через отношения в футбольной команде и разговоры в кофейнях, чем через все эти религиозные ритуалы и атрибуты.

Что бы вы ни выбрали, я продолжу верить, что каждый христианин живет полноценной христианской жизнью, если участвует в общине верующих, не важно, как эта община выглядит. Что бы новое ни приходило от Бога, я хочу быть частью этого. Я молюсь, чтобы вы нашли свое место в общине верующих для вашего блага и для их… а также для блага этого мира и славы Господней. Мир вам!