Развитие общей экологии и становление социальной экологии. Предмет, задачи, история социальной экологии

Социальная экология - молодая научная дисциплина. Фак-тически, возникновение и развитие социальной экологии отра-
жает возрастающий интерес социологии к проблемам окружающей среды, то есть рождается социологический подход к экологии человека, который сначала привел к возникновению экологии человека, или гуманной экологии, а позже - социальной экологии.
По определению одного из современных крупнейших экологов Ю. Одума, «экология - это междисциплинарная область знания, наука об устройстве многоуровневых систем в природе, обществе, их взаимосвязи».
Вопросы экологического благополучия интересовали исследователей достаточно давно. Уже на ранних этапах становления человеческого общества были обнаружены связи между условиями, в которых живут люди, и особенностями их здоровья. В трудах великого врача древности Гиппократа (ок. 460-370 гг. до н. э.) содержатся многочисленные доказательства того, что факторы внешней среды, образ жизни оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека.
В XVII в. появилась медицинская география - наука, которая изучает влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей. Ее основоположником был итальянский врач Бернардино Рамаццини (1633-1714) .
Это свидетельствует о том, что экологический подход к жизни человека существовал и ранее. По мнению Н.Ф. Реймерса (1992), почти одновременно с классической биологической экологией, хотя и под другим названием, возникла экология человека. На протяжении многих лет она формировалась в двух направлениях: собственно экологии человека как организма и социальной экологии. Американский ученый Дж. Бьюс отмечает, что линия «география человека - экология человека - социология» зародилась в трудах французского философа и социолога Огюста Конта (1798-1857) в 1837 г. ив дальнейшем была развита Д.-С. Миллем (1806-1873) и Г. Спенсером (1820-1903).
По определению академика А.Л. Яншина и академика РАМН В.П. Казначеева, экология человека - это комплексное научное и научно-практическое направление исследований взаимодействия народонаселения (популяций) с окружающей социальной и при-родной средой. Оно изучает социальные и природные закономер-ности взаимодействия человека и человечества в целом с окружа-
ющей космопланетарной средой, проблемы развития народонаселения, сохранения его здоровья и работоспособности, совершенствования физических и психических возможностей человека.
Эколог Н.Ф. Реймерс дал следующее определение: «социально-экономическая экология человека - это научная область, исследующая общие структурно-пространственные, функциональные и временные законы взаимоотношения биосферы планеты и антропосистемы (ее структурных уровней от всего человечества до индивидуума), а также интегральные закономерности внутренней биосоциальной организации человеческого общества». То есть все сводится к той же классической формуле «организм и среда», отличие лишь в том, что «организмом» служит все человечество в целом, а средой - все природные и социальные процессы.
Возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому физический (природный) и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга, а для защиты природы от разруше-ния, то есть для сохранения экологического равновесия, требуется создание социоэкономических механизмов, защищающих это равновесие.
Развитие социальной экологии начинается после Первой мировой войны, тогда же появляются и первые попытки определения ее предмета. Одним из первых это сделал Мак Кензи, известный представитель классической экологии человека. Он определял экологию человека как науку о пространственных и временных отношениях людей, на которые воздействуют селективные, дистрибутивные и аккомодационные силы среды. Такое определение предмета экологии человека легло в основу широких исследований пространственного распределения населения и других явлений внутри городских агломераций. Между тем интерес к изучению пространственных параметров общественной жизни со временем привел к упрощенному пониманию взаимозависимости между населением и другими пространственными явлениями, и это обусловило кризис классической экологии человека.
Требование улучшить состояние окружающей среды в 50-е гг. вызвало повышенный интерес к изучению экологических проблем.
Социальная экология возникла и развивалась под влиянием биоэкологии. Так, если отношение человека к среде идентично с отношением любого живого организма, то тогда нет суще-
ственных различий в действии общих экологических закономерностей. Например, болезнь - лишь нарушение уровня биологической адаптации человека, нарушение адаптивных реакций в системе элементов биологической экосистемы. Поскольку технический прогресс постоянно нарушает биотическую и абиотическую среду человека, то он неизбежно ведет к нарушению равновесия в биологической экосистеме. Поэтому он вместе с развитием цивилизации с фатальной неизбежностью сопровождается ростом числа заболеваний. Всякое дальнейшее развитие общества становится для человека фатальным и ставит под вопрос суще-ствование цивилизации. Именно поэтому в современном обществе говорят о «болезнях цивилизации».
Такое понимание отношения человека и его среды неприемлемо.
Развитие социальной экологии ускоряется после Всемирного социологического конгресса (Эвиан, 1966 г.), что позволило на очередном Всемирном социологическом конгрессе (Варна, 197 0 г.) создать исследовательский комитет Международной социологической ассоциации по социальной экологии. Тем самым было признано существование социальной экологии как отраслевой социологии, созданы предпосылки для ее более быстрого развития и более четкого определения ее предмета.
Факторы, повлиявшие на возникновение и формирование социальной экологии:
Появление новых понятий в экологии (биоценоз, экосистема, биосфера) и изучение человека как общественного существа.
Угроза экологическому равновесию и его нарушение возникают как результат сложного взаимоотношения трех совокупностей систем: природной, технической и социальной
Техническая система по существу является общественной системой, возникающей в процессе трудовой деятельности человека, а также в обществе, поэтому она сохраняет творческие способности человека, а также отношение общества к природе, где что-то создается или используется.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки.

Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким зоологом и философом Э. Геккелем, который, разрабатывая систему классификации биологических наук, обнаружил, что нет никакого специального названия для области биологии, изучающей взаимоотношения организмов со средой. Геккель определял также экологию как «физиологию взаимоотношений», хотя «физиология» понималась при этом очень широко - как изучение самых разных процессов, протекающих в живой природе.

В научную литературу новый термин входил довольно медленно и более или менее регулярно стал использоваться только с 1900-х годов. Как научная дисциплина экология формировалась в 20-м столетии, но предыстория ее восходит к 19, и даже к 18 веку. Так, уже в трудах К. Линнея, заложившего основы систематики организмов, было представление об «экономии природы» - строгой упорядоченности различных природных процессов, направленных на поддержание некоторого природного равновесия.

Во второй половине 19 века исследования, которые по сути своей были экологическими, стали проводиться во многих странах, причем как ботаниками, так и зоологами. Так, в Германии, в 1872 г. выходит капитальный труд Августа Гризебаха (1814-1879), впервые давшего описание основных растительных сообществ всего земного шара (эти работы были изданы и на русском языке), а в 1898 г. - крупная сводка Франца Шимпера (1856-1901) «География растений на физиологической основе», в которой приведено множество подробных сведений о зависимости растений от различных факторов среды. Еще один немецкий исследователь - Карл Мебиус, изучая воспроизводство устриц на отмелях (так называемых устричных банках) Северного моря, предложил термин «биоценоз», которым обозначил совокупность различных живых существ, обитающих на одной территории и между собой тесно взаимосвязанных.

Для превращения экологии в самостоятельную науку очень важными были 1920-1940-е годы. В это время публикуется ряд книг по разным аспектам экологии, начинают выходить специализированные журналы (некоторые из них существуют до сих пор), возникают экологические общества. Но самое главное - постепенно формируется теоретическая основа новой науки, предлагаются первые математические модели и вырабатывается своя методология, позволяющая ставить и решать определенные задачи.

Становление социальной экологии и ее предмета.

Для того чтобы лучше представить предмет социальной экологии, следует рассмотреть процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной отрасли научного знания. По сути, возникновение и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин - социологии, экономической науки, политологии, психологии и др., - к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды.

Сегодня все большее число исследователей склоняются к расширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж. Марковича, предметом изучения современной социальной экологии, понимаемой им как частная социология, являются специфические связи между человеком и средой его обитания. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут б ыть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.

Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интерпретацию предмета социальной экологии дают Т.А. Акимова и В.В. Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Такой подход представляется нам более правильным, ибо он не ограничивает предмет социальной экологии рамками социологии или какой-нибудь другой отдельной гуманитарной дисциплины, а особо подчеркивает ее междисциплинарный характер.

Некоторые исследователи при определении предмета социальной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта молодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э. В.Гирусова, социальная экология должна изучать прежде всего законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегуляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.

В результате освоения содержания модуля Ф 1.3 студент должен:

знать

  • o историю становления предмета социальной экологии;
  • o определение социальной экологии, используемое в качестве основного в данном пособии;

уметь

  • o анализировать различные определения социальной экологии и ее предмета;
  • o понимать основания различных трактовок предмета социальной экологии;
  • o вырабатывать и формулировать (в устной и письменной форме) собственную трактовку предмета социальной экологии;

владеть

o различными подходами к трактовке предмета социальной экологии.

Для того чтобы лучше представить предмет социальной экологии, следует рассмотреть процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной отрасли научного знания. По сути, возникновение и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин - социологии, экономической науки, политологии, психологии и др., - к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды.

Своим появлением термин "социальная экология" обязан американским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов - Р. Парку и Э. Берджессу , впервые употребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. Авторы использовали его в качестве синонима понятия "экология человека". Понятие же "социальная экология" было призвано подчеркнуть, что речь в данном контексте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики.

Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе 1927 г. Р. Мак-Кензил , охарактеризовавший ее как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные (избирательные), дистрибутивные (распределительные) и аккомодационные (приспособительные) силы среды. Такое определение предмета социальной экологии призвано было стать основой для исследования территориального деления населения внутри городских агломераций.

Необходимо отметить, однако, что термин "социальная экология", лучше всего, по-видимому, подходящий для обозначения специфического направления исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования, так и не прижился в западной науке, в рамках которой предпочтение с самого начала стало отдаваться понятию "экология человека" (human ecology). Это создало известные трудности для становления социальной экологии как самостоятельной, гуманитарной по своей основной направленности дисциплины. Дело в том, что параллельно с развитием собственно социально-экологической проблематики в рамках экологии человека в ней разрабатывались биоэкологические аспекты человеческой жизнедеятельности. Прошедшая к этому времени длительный период становления и за счет этого имеющая больший вес в науке, располагавшая более развитым категориальным и методологическим аппаратом биологическая экология человека долго заслоняла гуманитарную социальную экологию от взоров передовой научной общественности. И все же социальная экология некоторое время существовала и развивалась относительно самостоятельно как экология (социология) города.

Несмотря на явное стремление представителей гуманитарных отраслей знания высвободить социальную экологию из-под "гнета" биоэкологии, она продолжала на протяжении многих десятилетий испытывать существенное влияние со стороны последней. В результате большую часть понятий, свой категориальный аппарат социальная экология заимствовала у экологии растений и животных, а также у общей экологии. В то же время, как отмечает Д. Ж. Маркович, социальная экология постепенно совершенствовала свой методологический аппарат с освоением пространственно-временного подхода социальной географии, экономической теории дистрибуции и др.

Существенный прогресс в развитии социальной экологии и в процессе ее обособления от биоэкологии произошел в 1960-е гг. Особую роль в этом сыграл состоявшийся в 1966 г. Всемирный конгресс социологов. Быстрое развитие социальной экологии в последующие годы привело к тому, что на очередном конгрессе социологов, прошедшем в Варне в 1970 г., было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Тем самым, как отмечает Д. Ж. Маркович, было, но сути, признано существование социальной экологии как самостоятельной научной отрасли и дан толчок более быстрому ее развитию и более точному определению се предмета.

В рассматриваемый период существенно расширился перечень задач, которые была призвана решать эта постепенно обретающая самостоятельность отрасль научного знания. На заре становления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску в поведении территориально локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических отношений, характерных для биологических сообществ. Со второй же половины 1960-х гг. круг рассматриваемых вопросов дополнили проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жизни и развития, гармонизации взаимоотношений с другими компонентами биосферы. Охвативший в последние десятилетия социальную экологию процесс ее гуманитаризации привел к тому, что помимо названных задач в круг разрабатываемых ею вопросов были включены проблемы выявления общих заколов функционирования и развития общественных систем, изучения влияния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов.

В нашей стране к концу 1970-х гг. также сложились условия для выделения социально-экологической проблематики в самостоятельное направление междисциплинарных исследований. Существенный вклад в развитие социальной экологии у нас в стране внесли Н. А. Агаджанян, Э. В. Гирусов, В. П. Казначеев, А. Н. Кочергин, Η. Ф. Реймерс, В. С. Преображенский, Б. Б. Прохоров, Е. Л. Райх и др.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета. Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектов взаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное число публикаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последние два-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именно изучает эта отрасль научного знания, по-прежнему существуют различные мнения. Наряду с этим "камнем преткновения" продолжает оставаться не решенным вопрос о соотношении предмета социальной экологии и экологии человека.

Ряд исследователей и авторов учебных пособий склоняются к толкованиям предмета социальной экологии, фактически отождествляющим ее с экологией человека. Так, по мнению Д. Ж. Марковича, предметом изучения современной социальной экологии, являются специфические связи между человеком и средой его обитания. Исходя из этого, основными задачами дисциплины могут быть определены изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни. Сходной точки зрения придерживается А. А. Горелов, который предлагает понимать под социальной экологией научную дисциплину, изучающую взаимоотношения человека и природы в их комплексе.

Еще одним примером "расширительного" толкования предмета социальной экологии является подход Ю. Г. Маркова, который предложил рассматривать экологию человека как часть социальной экологии. По его мнению, предмет социальной экологии составляют природные условия существования человеческих общностей (социальных систем), способных в свою очередь воздействовать на природную среду, организуя производственную деятельность и создавая как бы "вторую природу", тогда как экология человека изучает прежде всего природные условия существования человека как биологического вида (хотя и имеющего особую социальную природу).

Принимая во внимание известное многообразие точек зрения на предмет социальной экологии, следует отметить, что в настоящее время наибольшее признание получил подход, позиционирующий социальную экологию как часть (раздел) экологии человека. Б. Б. Прохоров справедливо указывает, что в настоящее время существует достаточно четко обозначенная научная дисциплина - экология человека (антропоэкология), внутреннюю структуру которой составляют несколько разделов, среди которых важное место занимает социальная экология.

В словаре Η. Ф. Реймерса и А. В. Яблокова (1982 г.) сказано, что "экология социальная - раздел экологии человека, рассматривающий взаимоотношения социальных групп общества с природой". Развивая это положение, Η. Ф. Реймерс в 1992 г. писал, что социальная экология, наряду с этноэкологией и экологией народонаселения, является разделом экологии человека. Как отмечает Б. Б. Прохоров, очень четко эта линия проводится в учебнике Т. А. Акимовой и В. В. Хаскина (1998 г.), по мнению которых экология человека представляет собой комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального субъекта) с окружающей его природной и социальной средой. "Социальная экология как часть экологии человека - это объединение научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) с природной и социальной средой их окружения" . Таким образом, отмечает Б. Б. Прохоров, можно говорить о том, что в исследованиях по экологии человека существует раздел, разрабатывающий социальные аспекты экологии человека, и между социальной экологией и социальными аспектами экологии человека можно поставить знак равенства.

По мнению авторов настоящего учебника, к ведению социальной экологии могут быть отнесены отношения сообществ людей со средой обитания, а также взаимоотношения различных социальных групп по поводу их отношений с окружающей средой, живой и неживой природой. В то же время вопросы отношений человеческого индивида, личности с обществом и его институтами, техносферой и природной средой мы считаем целесообразным рассматривать в контексте антропоэкологии.

Развитие экологических представлений людей с древнейших вре­мен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки.

Возникновение социальной экологии. Ее предмет. Отношение социальной экологии к другим наукам: биологии, географии, со­циологии.

Тема 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъек­ты (4 часа).

Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта соци­ально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность.

Среда человека и ее элементы как субъекты социально-эколо­гического взаимодействия. Классификации компонентов среды человека.

Социально-экологическое взаимодействие и его основные ха­рактеристики. Воздействие факторов среды на человека. Адапта­ция человека к окружающей среде и ее изменениям.

Тема 3. Взаимоотношения общества и природы в истории циви­лизации (4 часа).

Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура, индустриаль­ное общество, постиндустриальное общество. Их характеристика.

Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.

Тема 4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения (4 часа).

Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурс­ный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загряз­нение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроор­ганизмов. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор.

Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде (4 часа).

Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимичес­кий, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения.



Потребности как источник активности личности. Группы и ви­ды потребностей и их характеристика. Характеристика экологиче­ских потребностей человека.

Адаптация человека в естественной и социальной среде. Виды адаптации. Своеобразие поведения человека в естественной и со­циальной среде.

Поведение человека в естественной среде. Характеристика на­учных теорий влияния среды на человека.

Поведение человека в социальной среде. Организационное по­ведение. Поведение человека в критических и экстремальных си­туациях.

Тема 6. Экология жизненной среды (4 часа).

Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Их характеристика. Взаимоотношения чело­века с элементами его жизненной среды.

Тема 7. Элементы экологической этики (4 часа).

Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Предмет экологической этики.

Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм. Субъектно-этический тип отношения к природе. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип. Проб­лема ненасильственного взаимодействия человека, общества и при­роды в различных религиозных концепциях (джайнизм, буддизм, индуизм, даосизм, ислам, христианство).

Тема 8. Элементы экологической психологии (4 часа).

Становление и развитие экологической психологии и ее пред­мета. Характеристика психологической экологии и экологии ок­ружающей среды.

Субъективное отношение к природе и его разновидности. Ба­зовые параметры субъективного отношения к природе. Модаль­ность и интенсивность субъективного отношения к природе. Ти­пология субъективного отношения к природе.

Субъективное восприятие мира природа. Формы и способы наделения субъектностью природных объектов (анимизм, антро­поморфизм, персонификация, субъектификация).

Экологическое сознание и его структура. Структура антропо­центрического и экоцентрического экологического сознания. Проб­лема формирования экологического сознания у подрастающего поколения.

Тема 9. Элементы экологической педагогики (4 часа).

Понятие экологической культуры личности. Типы экологиче­ской культуры. Педагогические условия ее формирования.

Экологическое воспитание личности. Развитие экологическо­го образования в России. Современное содержание экологиче­ского образования. Школа как основное звено экологического образования. Структура экологического образования будущего учителя.

Экологизация образования. Характеристика экологизации об­разования за рубежом.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации (2 часа).

Освоение природы человеком.

Особенности восприятия природы первобытными людьми.

Становление экологического сознания.

Тайлор Б.Д. Первобытная культура. - М., 1989. - С. 355-388.

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 1994.-С. 177-283.

Тема 2. Современный экологический кризис и пути его преодо­ления (4 часа).

Экологический кризис: миф или реальность?

Предпосылки возникновения экологического кризиса.

Пути преодоления экологического кризиса.

Литература для подготовки к занятию

Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. -С. 188-202.

Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 203-257.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - С. 44-79.

Тема 3. Этический аспект взаимоотношений человека и природы (4 часа).

Что такое экологическая этика?

Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм.

Сущность антропоцентризма и его общая характеристика.

Сущность натуроцентризма и его общая характеристика.

Литература для подготовки к занятию

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.-С. 293-325.

Ролстон X. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 258-288.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - С. 216-229.

Тема 4. Экология и этногенез (2 часа).

Сущность процесса этногенеза.

Влияние особенностей ландшафта на этногенез.

Этногенез и эволюция биосферы Земли.

Литература для подготовки к занятию

Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания // Конец и вновь начало. - М., 1997. - С. 385-398.

Тема 5. Человек и ноосфера (2 часа).

Идея ноосферы и ее творцы.

Что такое ноосфера?

Становление ноосферы и перспективы человечества.

Литература для подготовки к занятию

Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: антология философской мысли. -М., 1993. -С. 303-311.

Тейяр де Шарден . Феномен человека. -М., 1987.-С. 133-186.

Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т.-М., 1991.-Т. 1.-С. 85-104; С. 121-130.


Министерство образования и науки РФ

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Реферат
по дисциплине «Социальная экология и экономика природопользования»
на тему:
«Социальная экология. История становления и современное состояние»

                  Выполнила:
                  студентка 3 курса
                  Коноваловой Марии
                  Проверил:
                  Гирусов Э.В.
г. Москва, 2011

План:

1. Предмет социальной экологии, экологические проблемы, экологический взгляд на мир
2. Место социальной экологии в системе наук
3. История становления предмета социальной экологии
4. Значение социальной экологии, и ее роль в современном мире

    Предмет социальной экологии, экологические проблемы, экологический взгляд на мир
Социальная экология – наука о гармонизации взаимодействий между обществом и природой. Предметом социальной экологии выступает ноосфера, то есть система социоприродных отношений, которая формируется и функционирует как результат сознательной деятельности человека. Иными словами, предметом социальной экологии являются процессы формирования и функционирования ноосферы. Проблемы, связанные с взаимодействием общества и среды его обитания, получили название экологические проблемы . Первоначально экология была разделом биологии (термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г.). Экологи-биологи изучают взаимоотношения животных, растений и целых сообществ со средой их обитания. Экологический взгляд на мир – такое ранжирование ценностей и приоритетов человеческой деятельности, когда важнейшим является сохранение благоприятной для человека среды обитания.
Для социальной экологии термин «экология» означает особую точку зрения, особое мировоззрение, особую систему ценностей и приоритетов человеческой деятельности, ориентированных на гармонизацию взаимоотношений общества и природы. В других науках «экология» означает нечто иное: в биологии – раздел биологических исследований о взаимоотношениях организмов и среды, в философии – самые общие закономерности взаимодействия человека, общества и Вселенной, в географии – структура и функционирование природных комплексов и природно-хозяйственных систем. Социальную экологию называют еще экологией человека или современной экологией. В последние годы стало активно развиваться научное направление, получившее название «глобалистика», разрабатывающее модели управляемого, научно и духовно организованного мира с целью сохранения земной цивилизации.
Предыстория социальной экологии начинается с появления человека на Земле. Провозвестником новой науки считают английского богослова Томаса Мальтуса. Он одним из первых указал на то, что существуют естественные границы экономического роста, и требовал ограничить рост населения: «Закон, о котором идет речь, состоит в постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи» (Мальтус, 1868, с. 96); «… для улучшения положения бедных необходимо уменьшение относительного числа рождений» (Мальтус, 1868, с. 378). Эта идея не нова. В «идеальной республике» Платона число семейств должно регулироваться правительством. Аристотель пошел дальше и предлагал определять число детей для каждой семьи.
Другой предшественник социальной экологии – географическая школа в социологии: приверженцы этой научной школы указывали на то, что психические особенности людей, уклад их жизни находятся в прямой зависимости от природных условий данной местности. Вспомним, еще Ш. Монтескье утверждал, что «власть климата есть первейшая в мире власть». Наш соотечественник Л.И. Мечников указывал на то, что мировые цивилизации развивались в бассейнах великих рек, на берегах морей и океанов. К. Маркс считал, что умеренный климат больше всего подходит для развития капитализма. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали концепцию единства человека и природы, основной идеей которой было: познавать законы природы и правильно их применять.
    Место социальной экологии в системе наук
Социальная экология – комплексная научная дисциплина
Социальная экология возникла на стыке социологии, экологии, философии и других отраслей науки, с каждой из которых она тесно взаимодействует. Для того чтобы определить положение социальной экологии в системе наук, необходимо иметь в виду, что под словом «экология» подразумевается в одних случаях одна из экологических научных дисциплин, в других – все научные экологические дисциплины. К экологическим наукам следует подойти дифференцированно (рис. 1). Социальная экология является связующим звеном между техническими науками (гидротехника и др.) и общественными науками (история, правоведение и др.).
В пользу предложенной системы приводится следующая аргументация. Существует настоятельная необходимость того, чтобы на смену представлениям об иерархии наук пришло представление о круге наук. Классификация наук обычно строится по принципу иерархии (подчинение одних наук другим) и последовательного дробления (разделение, а не соединение наук). Классификацию лучше строить по типу круга (рис. 1).

Рис. 1. Место экологических дисциплин в целостной системе наук
(Горелов, 2002)

Данная схема не претендует на полноту. Не отмечены на ней переходные науки (геохимия, геофизика, биофизика, биохимия и др.), роль которых для решения экологической проблемы исключительно важна. Эти науки способствуют дифференциации знаний, цементируют всю систему, воплощая противоречивость процессов «дифференциации – интеграции» знаний. Из схемы видно, какое значение имеют «связующие» науки, в том числе социальная экология. В отличие от наук центробежного типа (физики и др.) их можно назвать центростремительными. Эти науки еще не достигли надлежащего уровня развития, потому что в прошлом на связи между науками внимание обращалось недостаточно, а исследовать их очень сложно.
Когда система знаний строится по принципу иерархии, есть опасность, что одни науки будут препятствовать развитию других, а это опасно с экологической точки зрения. Важно, чтобы престиж наук о природной среде был не ниже престижа наук физико-химического и технического цикла. Биологи и экологи накопили много данных, которые свидетельствуют о необходимости гораздо более осторожного, бережного отношения к биосфере, чем это имеет место в настоящее время. Но подобный аргумент весом лишь с позиций обособленного рассмотрения отраслей знания. Наука представляет собой связанный механизм, использование данных одних наук зависит от других. Если данные наук конфликтуют между собой, предпочтение отдается наукам, пользующимся большим престижем, т.е. в настоящее время науками физико-химического цикла.
Наука должна приближаться к степени гармоничной системы. Такая наука поможет созданию гармоничной системы взаимоотношений человека с природой и обеспечению гармоничности развития самого человека. Наука способствует прогрессу общества не изолированно, а вместе с другими отраслями культуры. Такой синтез не менее важен, чем экологизация науки. Ценностная переориентация – составная часть переориентации всего общества. Отношение к природной среде как целостности предполагает целостность культуры, гармоничную связь науки с искусством, философией и т.п. Продвигаясь в этом направлении, наука будет отходить от ориентации исключительно на технический прогресс, отвечая на глубинные запросы общества – этические, эстетические, а также те, которые затрагивают определение смысла жизни и целей развития общества (Горелов, 2000).
Место социальной экологии среди наук экологического цикла показано на рис. 2.


Рис. 2. Взаимосвязь социальной экологии с другими науками
(Горелов, 2002)


3. История становления предмета социальной экологии

Для того чтобы лучше представить предмет социальной экологии, следует рассмотреть процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной отрасли научного знания. По сути, возникновение и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием все более возрастающего интереса представителей различных гуманитарных дисциплин ? социологии, экономической науки, политологии, психологии и др., ? к проблемам взаимодействия человека и окружающей среды.
Своим появлением термин «социальная экология» обязан американским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов ? Р. Парку и Е. Берджесу, впервые употребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. Авторы использовали его в качестве синонима понятия «экология человека». Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контексте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики.
Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе 1927 г. Р. Мак-Кензил, охарактеризовавший ее как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные (избирательные), дистрибутивные (распределительные) и аккомодационные (приспособительные) силы среды. Такое определение предмета социальной экологии призвано было стать основой для исследования территориального деления населения внутри городских агломераций.
Нужно отметить, однако, что термин «социальная экология», лучше всего, по-видимому, подходящий для обозначения специфического направления исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования, так и не прижился в западной науке, в рамках которой предпочтение с самого начала стало отдаваться понятию «экология человека» (human ecology). Это создало известные трудности для становления социальной экологии как самостоятельной, гуманитарной по своей основной направленности, дисциплины. Дело в том, что параллельно с развитием собственно социально-экологической проблематики в рамках экологии человека в ней разрабатывались биоэкологические аспекты человеческой жизнедеятельности. Прошедшая к этому времени длительный период становления и за счет этого имеющая больший вес в науке, располагавшая более развитым категориальным и методологическим аппаратом биологическая экология человека долго «заслоняла» гуманитарную социальную экологию от взоров передовой научной общественности. И все же социальная экология некоторое время существовала и развивалась относительно самостоятельно как экология (социология) города.
Несмотря на явное стремление представителей гуманитарных отраслей знания высвободить социальную экологию из-под «гнета» биоэкологии, она продолжала на протяжении многих десятилетий испытывать существенное влияние со стороны последней. В результате большую часть понятий, свой категориальный аппарат социальная экология заимствовала у экологии растений и животных, а также у общей экологии. В то же время, как отмечает Д.Ж. Маркович, социальная экология постепенно совершенствовала свой методологический аппарат с освоением пространственно-временн?го подхода социальной географии, экономической теории дистрибуции и др.
Существенный прогресс в развитии социальной экологии и процессе ее обособления от биоэкологии произошел в 60-е годы текущего столетия. Особую роль в этом сыграл состоявшийся в 1966 г. Всемирный конгресс социологов. Быстрое развитие социальной экологии в последующие годы привело к тому, что на очередном конгрессе социологов, прошедшем в Варне в 1970 г., было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Тем самым, как отмечает Д.Ж. Маркович, было, по сути, признано существование социальной экологии как самостоятельной научной отрасли и дан толчок более быстрому ее развитию и более точному определению ее предмета.
В рассматриваемый период существенно расширился перечень задач, которые была призвана решать эта постепенно обретающая самостоятельность отрасль научного знания. Если на заре становления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску в поведении территориально локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических отношений, характерных для биологических сообществ, то со второй половины 60-х годов круг рассматриваемых вопросов дополнили проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жизни и развития, гармонизации взаимоотношений с другими компонентами биосферы. Охвативший в последние два десятилетия социальную экологию процесс ее гуманитаризации привел к тому, что помимо названных задач в круг разрабатываемых ею вопросов были включены проблемы выявления общих законов функционирования и развития общественных систем, изучения влияния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов.
В нашей стране к концу 70-х годов также сложились условия для выделения социально- экологической проблематики в самостоятельное направление междисциплинарных исследований. Существенный вклад в развитие отечественной социальной экологии внесли Э.В. Гирусов, А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Ф. Реймерс, С. Н. Соломина и др.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета. Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектов взаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное число публикаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последние два-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именно изучает эта отрасль научного знания по-прежнему существуют различные мнения. В школьном справочнике «Экология» А.П. Ошмарина и В.И. Ошмариной даны два варианта определения социальной экологии: в узком смысле под ней понимают науку «о взаимодействии человеческого общества с окружающей природной средой»,
а в широком ? науку «о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурными средами». Совершенно очевидно, что речь в каждом из представленных случаев толкования идет о разных науках, претендующих на право называться «социальной экологией». Не менее показательно сравнение между собой определений социальной экологии и экологии человека. Согласно тому же источнику последняя определяется как: «1) наука о взаимодействии человеческого общества с природой; 2) экология человеческой личности; 3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах». Хорошо заметна почти полная идентичность определения социальной экологии, понимаемой «в узком смысле», и первого варианта интерпретации экологии человека. Стремление к фактическому отождествлению этих двух отраслей научного знания, действительно, по-прежнему характерно для зарубежной науки, но оно довольно часто подвергается аргументированной критике отечественными учеными. С. Н. Соломина, в частности, указывая на целесообразность разведения социальной экологии и экологии человека, ограничивает предмет последней рассмотрением социально-гигиенических и медико-генетических аспектов взаимоотношений человека, общества и природы. С подобной трактовкой предмета экологии человека солидарны В.А. Бухвалов, Л.В. Богданова и некоторые другие исследователи, но категорически не согласны Н.А. Агаджанян, В.П. Казначеев и Н.Ф. Реймерс, по мнению которых, эта дисциплина охватывает значительно более широкий круг вопросов взаимодействия антропосистемы (рассматриваемой на всех уровнях ее организации ? от индивида до человечества в целом) с биосферой, а также с внутренней биосоциальной организацией человеческого общества. Нетрудно заметить, что подобная интерпретация предмета экологии человека фактически приравнивает ее к социальной экологии, понимаемой в широком смысле. Такое положение в значительной мере связано с тем, что в настоящее время наметилась устойчивая тенденция сближения этих двух дисциплин, когда наблюдается взаимопроникновение предметов двух наук и их взаимообогащение за счет совместного использования накопленного в каждой их них эмпирического материала, а также методов и технологий социально-экологических и антропоэкологических исследований.
Сегодня все большее число исследователей склоняются к расширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж. Марковича, предметом изучения современной социальной экологии, понимаемой им как частная социология, являются специфические связи между человеком и средой его обитания. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.
Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интерпретацию предмета социальной экологии дают Т.А. Акимова и В.В. Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Такой подход представляется нам более правильным, ибо он не ограничивает предмет социальной экологии рамками социологии или какой-нибудь другой отдельной гуманитарной дисциплины, а особо подчеркивает ее междисциплинарный характер.
Некоторые исследователи при определении предмета социальной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта молодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э. В.Гирусова, социальная экология должна изучать прежде всего законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегуляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.

    Значение социальной экологии и ее роль в современном мире
Завершается двадцатое столетие. Похоже, что человечество собственное уничтожение сделало своей целью и стремительно к ней движется. Никакой разум не сможет понять и тем более объяснить, почему, сознавая, что ресурсы биосферы конечны, хозяйственная емкость жизнеобеспечивающих природных систем ограничена, интенсивное перемещение сырья и отходов по планете чревато непредсказуемыми последствиями, что война не лучший способ разрешения социальных конфликтов, что лишение человека возможности реализовать себя как личность на благо общества оборачивается деградацией самого общества, человек не предпринимает никаких серьезных шагов для своего спасения, а с таким завидным упорством, используя новейшие достижения науки и техники, стремится к гибели, наивно полагая, что это никогда не случится.
В последние годы активно обсуждаются две точки зрения на преодоление экологического кризиса. Первая представляет собой идею биологической стабилизации окружающей среды (существенный вклад в ее развитие внесли российские ученые В.Г. Горшков, К.Я. Кондратьев, К.С. Лосев), суть которой состоит в том, что биота планеты, являясь важнейшим фактором формирования и стабилизации природной среды при условии сохранения ее в достаточном для обеспечения стабильности объеме, в состоянии вернуть биосфере ее устойчивость. Предполагается, что основной механизм стабилизации заключается в замыкании биосферных циклов сохранившимися экосистемами, поскольку основной принцип устойчивости экосистем - круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии. Основанием для существования этой идеи служит утверждение о том, что на Земле еще сохранились экосистемы, не подверженные прямому антропогенному прессу. Так, в ряде государств сохранились территории, не нарушенные хозяйственной деятельностью: в России это участки общей площадью 700-800 млн га (41-47%), в Канаде - 640,6 (65%), в Австралии - 251,6 (33%), в Бразилии - 237,3 (28%), в Китае - 182,2 (20%), в Алжире - 152,6 (64%). Иными словами, у биоты имеются резервы для сохранения жизни. Задача человека состоит в том, чтобы ни при каких обстоятельствах не допустить разрушения этих центров стабильности, сохранять и восстанавливать естественные сообщества организмов в таких масштабах, чтобы вернуться в пределы хозяйственной емкости биосферы в целом, а также осуществить переход только к использованию исключительно возобновляемых ресурсов.
Вторая точка зрения - идея "вписания" человечества в природные круговороты. Основанием для нее является прямо противоположное утверждение о том, что у биоты планеты нет резервов, все экосистемы в той или иной степени деградировали (уменьшилось биоразнообразие, изменились видовой состав экосистем, их физико-химические параметры, водный и почвенный режим, климатические условия и т.п.) если и не напрямую, то опосредованно. Современная наука и техника втягивают в орбиту человеческой деятельности новые типы объектов - сложные саморазвивающиеся системы, в которые включены человеко-машинные (производственные) системы, локальные природные экосистемы и социокультурная среда, принимающая новую технологию. Поскольку нельзя однозначно просчитать, как и по какому пути пойдет развитие системы, то в деятельности человека, который работает с такой саморазвивающейся системой, и в которую он сам включен, особую роль начинают играть запреты на некоторые виды взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия. И эти ограничения накладываются не только объективными знаниями о возможных путях развития биосферы, но и сформированной в обществе системой ценностей.
Что движет человеком, когда он принимает то или иное решение, совершает тот или иной поступок? Новая информация (знания), ответная реакция на нее (эмоции) или то, что скрыто в глубине человеческого "я" (его потребности)? С позиций потребностно- информационной теории человеческую личность определяют потребности, которые переходят в цели и дела. Процесс перехода сопровождается эмоцией, которая возникает в ответ на поступающую к человеку информацию извне, изнутри, из прошлого или в продолжение всей жизни. Следовательно, поступки продиктованы не информацией, не эмоциями, а потребностями, не всегда даже осознаваемыми человеком. Чтобы понять этот мир, понять его проблемы, попытаться их разрешить, прежде всего необходимо понять себя. Мелоди Беатти очень точно сказал: "Мы не можем изменить других, но когда мы изменяем себя, то в конечном итоге мы изменяем мир".
Общество будущего, ориентированное на ноосферное мышление и на иной образ жизни, при котором восприятие и понимание мира опираются на развитую этику, а духовные потребности доминируют над материальными, возможно лишь при условии принятия каждым ее членом идеи самосовершенствования как пути достижения цели, и если духовные потребности будут присущи большинству людей и востребованы общественными нормами. Для этого необходимо соблюдать два правила. Первое: материальные, социальные, идеальные потребности каждого члена общества должны быть увязаны с потребностями развития данного общественного производства. Второе: система производственных отношений общества должна обеспечить возможность не только надежного перспективного прогнозирования удовлетворения потребностей каждого члена данного общества, но и его личного влияния на этот прогноз.
Если какие-то решения, от которых зависит успех или неуспех дела, принимаются помимо личности, если она не в состоянии представить себе отчетливо, как эти решения скажутся на удовлетворении ее потребностей, то механизм прогнозирования не срабатывает, эмоции не включаются, дела не двигаются, знания не становятся убеждениями.
Исходя из того, чем личность определяется - неповторимой, уникальной для каждого человека композицией потребностей (витальных, социальных, идеальных - основной группы, этнических и идеологических - промежуточной, воли и компетенции - вспомогательной группы) - можно предположить следующую схему развития общественно-исторических норм. Человек, движимый заложенной в нем доминирующей потребностью, ищет пути для ее удовлетворения. Повышая свою компетенцию через знания и умения, он достигает цели. Его успешный опыт служит примером для других. Другие культивируют этот опыт в общественной среде как некую новую норму. Появляется новая личность, которая, движимая своими потребностями, эту норму превышает. Новый успешный путь удовлетворения потребностей данной личности входит в опыт других. Возникает новая общественно-историческая норма. В пределах данной среды эта норма определяет систему ценностей каждой конкретной личности.
Социальная потребность развития "для себя" проявляется в стремлении улучшить свое собственное положение, а социальная потребность развития "для других" требует совершенствования самих норм или улучшения норм какой-либо социальной группы.
Идеальная потребность сохранения удовлетворяется простым усвоением объема знаний, а идеальная потребность развития вынуждает стремиться к непознанному, никем ранее не изведанному.
Потребности общественного развития начинают работать лишь тогда, когда они становятся потребностями большинства составляющих общество людей.
Для того чтобы "навести порядок в головах" людей в области проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека в биосфере, необходима, прежде всего, эффективная система образования и просвещения. Именно образование, опирающееся на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить последствия, перебрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации и предложить свою точку зрения. Духовно-нравственный человек - человек свободный, способный отречься от удовлетворения прагматических потребностей, способный проявить "гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления" (В. Хесле).
Сегодня необходима смена этических парадигм. Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать. Поэтому в образовании мотивационно- психологически важнее сделать акцент на любви к миру и людям, красоте природы, правде и добре, самоценности человеческой и иной жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. Тогда сформированная морально-этическая норма человека, вступив в согласие с его совестью, вызовет в нем потребность в активном действии.
Таким образом, стратегической целью образования должно стать экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Цель становится тождественна ценностям - мировым, жизненным. Без духовно-нравственной основы в человеке знания или мертвы, или могут стать огромной разрушительной силой.
Тактической целью образования можно считать формирование именно духовных потребностей - идеальных потребностей в познании и социальных потребностей "для других".
Из вышесказанного следует, что современное экологическое образование должно быть нацелено на будущее, опираться на идеи коэволюции природы и общества, устойчивого развития биосферы, должно быть направлено на преодоление сложившихся в обществе стереотипов через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности и создание условий для ее развития, стать фактором социальной стабильности.
На передний план выдвигается идея саморазвития личности, для которой определяющими становятся морально-этические принципы и законы духовного развития.
К основным морально-этическим принципам следует отнести принцип гармонии, принцип любви, принцип золотой середины, принцип оптимизма.
Принцип гармонии проявляется на всех уровнях бытия: духа, души и тела. Гармония мысли, слова и дела (Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело) определяет три вселенских начала, лежащих в основе нашего мира, согласно богословскому его пониманию. В китайской философии им соответствуют начала: ЯН (активное, отдающее, мужское, центробежное, порождающее), ДЭН (объединяющее начало, середина, связка, трансмутация, качественный переход) и ИНЬ (пассивное, принимающее, женское, центростремительное, оформляющее, сохраняющее). Эти же три начала отражены в христианском понятии о Божественной Троице. В индуизме они соответствуют Браме, Вишну и Шиве как активному и творческому началу, а также преобразующему и трансформирующему началу. В зороастризме - трем формам мира: миру духа Меног, миру души Ритаг, миру физических тел Гетиг. По заповедям Заратуштры (Зороастры), задача человека состоит в стремлении восстанавливать гармонию в каждом из этих миров.
Любое дело, любой поступок рождается под действием изначальной мысли, являющейся проявлением духа, активного творческого начала в человеке. Слово связано с воплощением мысли в конкретные дела. Оно - проводник, связь. Наконец, дело - это то, что рождается под действием мысли, то, что накапливается и сохраняется. То есть сначала появляется замысел, идея, желание что-то сделать. Затем четко формулируется, что необходимо сделать. Составляется план действий. И только потом замысел может быть реализован в конкретное дело, действие, изделие. На всех трех стадиях этого процесса человеку необходимо соизмерять свои действия с законами нашего мира, служить добру и созиданию, а не злу и разрушению. Только тогда, когда это выполняется, результат может считаться благим, продвигающим нас вперед по пути нашей эволюции. Мысли, слова и дела должны быть чисты и находиться в гармонии между собой.
В экологическом образовании следование этому принципу абсолютно обязательно. Прежде всего это касается самого учителя, поскольку для многих детей, особенно младшего школьного возраста, именно учитель, а не родители, становится образцом для подражания. Подражание - прямой путь к подсознанию, где заложены врожденные потребности личности. Это значит, что если ребенок в своем ближайшем окружении будет видеть высоконравственные примеры, то, вооружаясь знаниями, умениями, путем подражания, игры, любознательности, а затем образования, он может откорректировать свои врожденные потребности. Учителю важно помнить, что воспитывать других можно только через себя. Поэтому вопрос о воспитании сводится лишь к одному - как жить самому? Вводя детей в мир природы, знакомя их с проблемами окружающей среды, учитель может открыть и усилить в каждом ребенке такие качества, как правда, доброта, любовь, целомудрие, терпение, милосердие, отзывчивость, инициатива, мужество, забота.
По словам Грегори Бэтсона, "самые большие проблемы в мире есть результат разности между тем, как действует природа и как думают (люди)". Принцип гармонии - это примирение индивидуальных, общественных и природоохранных интересов, что и составляет задачу экологического образования.
Принцип любви - основополагающий. Это - высшая ценность мира, которая дает начало жизни, питает ее и служит "маяком" на пути самосовершенствования человека. Высший уровень проявления любви - любовь безусловная, бескорыстная. Такая любовь принимает все сущее на Земле таким, каково оно есть, признавая за каждым его самоценность и неповторимость, безоговорочное право на существование "просто так". Производное от любви - сострадание. Следствием любви и сострадания является созидание и развитие. В любви человек не отстраняется от мира, а делает шаг навстречу ему. И появляется сила, течет творческая энергия, рождается новое, происходит развитие.
Если попытаться выстроить иерархию приоритетов в жизни человека, связанных с проявлением любви, то возникает последовательность: любовь к Богу (для людей верующих) - духовность - любовь к миру и к людям - нравственность - "блага цивилизации".
Главная заповедь учителя - любить детей. Главная задача учителя - научить ребенка любить Творца, жизнь, природу, людей, себя, активно познавая мир, в который он пришел.
Принцип оптимизма означает привнесение в жизнь гармонии через радость, творческую реализацию человеком самого себя, понимание двойственности мира, сущности добра и зла и того, что зло конечно. В экологическом образовании принцип оптимизма проявляется через приоритет позитивных идей, фактов и действий в области решения проблем окружающей среды, а также осознание каждой личностью необходимости (как меры ответственности) и реальной возможности активного участия в сохранении естественного природного окружения.
Принцип золотой середины - то, что соответствует целостности системы. Плох как избыток, так и недостаток любого свойства, качества. В экологии этот принцип полностью соответствует закону оптимума (закон Либиха-Шелфорда). Во всех областях жизни существует оптимальный путь, и отклонение от этого пути как в одну, так и в другую сторону нарушает закон. Осознать золотую середину в том или ином вопросе несколько сложнее, чем абсолютизировать ценность того или иного понятия, но именно она соответствует правильному, гармоничному, целостному миру. Задача человека и состоит в том, чтобы осознать эту золотую середину и следовать ей во всех своих делах. Опора на этот принцип особенно важна в экологическом образовании, где любые крайности вредны: и в выборе идеологии, и в содержании, и в стратегии обучения, и в оценке деятельности. Этот принцип позволяет развивать ребенка как духовно-нравственно, так и интеллектуально, не ущемляя его индивидуальность.
В экологическом образовании наметились качественные изменения: пришло
и т.д.................