У кого первый показатель iq. IQ. Тестирование на IQ. Показатели IQ разных стран

Многие слышали такие понятия, как уровень IQ, текст на определение IQ, но мало кто до конца понимает, что такое IQ человека . Все знают, что под ним подразумевается коэффициент интеллекта, и чаще всего с ним связывают уровень образованности человека. Если быть точным, то IQ – это intelligence quotient. Это английский термин, который означает количество интеллекта (КИ) и подразумевает под собой интеллектуальное искусство, работу мысли, живость ума.

Тест на IQ человека должен учитывать не только пол, но и возраст человека – лишь тогда можно говорить о его объективности. А вот уровень реальных интеллектуальных способностей он вряд ли покажет. Его задача – охарактеризовать склонность человека к решению определенного типа задач. Поэтому если человека долго занимается определенной деятельностью, а потом проходит тест на IQ человека в этой области, показатели могут быть внушительными.

Если быть откровенными, то IQ человека волновало научные умы еще с 30-х годов ХХ столетия. Они пытались найти закономерности в соотношении веса и размера головного мозга и умственными способностями человека, нервными процессами и реакцией человека, соотношением IQ родителей и детей, IQ человека и его социальным положением, полом, возрастом.

На сегодня ученые пришли к выводу, что на IQ человека влияет наследственность, но его вполне реально увеличить, проходя различные упражнения и тесты на КИ. То есть на уровень интеллекта влияют не столько способности, сколько настойчивость, терпение и мотивация человека. В критических ситуациях в жизни человеку с высоким IQ будет легче справиться, но все же решающими окажутся решительность, честолюбие, темперамент и другие индивидуальные качества.

Первые тесты на IQ содержали только лексические упражнения. Сегодня можно встретить тесты с неарифметическим счетом, логическими рядами, в том числе с использованием геометрических фигур, а также упражнения на запоминание фактов, технических чертежей, манипуляцию буквами в словах.

Так что такое IQ человека?

В соответствии с этими тестами средний человек имеет уровень на 100 условных единиц – это в том случае, если он решил половину задач. Если человек решает все задачи, то получает коэффициент в 200 единиц. Но кроме всего прочего такой тест помогает определить образ мышления человека: вербальный, математический, образный или логический. А также выявить пробелы стратегий человека, над которыми необходимо поработать.

Итак, в ответе на вопрос, что такое IQ человека надо понять главное, что IQ определяет и количественно выражает с помощью специальных тестов уровень интеллекта конкретного человека относительно среднестатистических показателей его возрастной группы. Это не показатель эрудированности, а показатель мыслительных способностей человека.

Как показывает практика применения таких тестов, половина людей демонстрируют показатель IQ 90-110 , четверть – ниже 90, еще четверть – выше 110. А вот значение меньше 70 говорит об умственной отсталости человека. Надеемся, что теперь вопрос, что такое IQ человека, стал более понятным.

Современный мир предоставляет человеку большие возможности для самореализации, но взамен выдвигает к нему высокие требования. Мы должны уметь адекватно оценивать ситуацию и делать правильный выбор. Учеными всего мира доказано, что на способности человека влияет его уровень IQ. Наверняка Вы не один раз сталкивались с этим понятием, и скорее всего, даже проходили тот или иной тест на IQ. Но давайте разберемся, что дает нам коэффициент интеллекта, и для чего он вообще нужен.

Тест на IQ

Итак, коэффициент интеллекта или уровень IQ – это количественная оценка уровня интеллектуальных способностей человека по сравнению с IQ нормального человека такого же возраста, как и испытуемый. Этот показатель определяется с помощью различных тестов, самыми известными из которых являются тесты Айзенка, Векслера, Равена, Амтхауэра и Кеттелла. Само понятие «коэффициент интеллекта» ввел немец Вильгельм Штерн в 1912 году. В последнее время интерес к определению данного показателя многократно возрос, часто работодатели просят пройти тест на IQ претендентов на рабочее место, а абитуриенты проходят его при поступлении в ВУЗ.

В принципе вопросы IQ теста построены таким образом, чтобы их сложность шла по нарастанию, чтобы испытуемый должен был использовать свое логическое и пространственное мышление. В результате прохождения теста Вы получаете количественную оценку Вашего IQ. Средний уровень IQ взрослого человека по данным теста Айзенка составляет от 91 до 110 баллов, такие показатели имеет 25 % населения Земли. Если уровень Вашего IQ составляет от 111 до 130 пунктов, можете смело считать себя умным человеком. А если Ваш показатель выше 131, то Вы счастливчик, который входит в 3 % населения Земли. Люди с высоким IQ становятся выдающимися учеными, изобретателями и исследователями. Есть гении, обладающие показателем интеллекта выше 140 баллов, как, например, Билл Гейтс и Стивен Хоукинг, эти люди составляют примерно 0,2 % человечества.

На уровень интеллекта влияет большое количество разнообразных факторов, таких как, например, наследственность, гены, пол и раса человека. Согласно недавним исследованиям, средний уровень IQ афроамериканца составляет 85 пунктов, латиноамериканца - 89, белого европейского происхождения - 103, азиата (Китай, Япония, Корея) - 106, а еврея - 113 баллов. Также установлено, что большинство мужчин обладает показателями IQ выше, чем у женщин. Влияет на уровень интеллекта и среда, в которой вырос человек, а также образование его родителей и даже страна проживания.

Как узнать свой IQ

После всего выше изложенного, скорее всего, Вы зададитесь вопросом: «Как узнать свой IQ». Сегодня это очень просто сделать, достаточно найти в интернете один из многочисленных тестов на уровень интеллекта. Однако будьте внимательны, поскольку не все они лицензированы и могут содержать ошибки в заданиях и ответах. Подсчитанный таким образом уровень Вашего IQ может быть неправильным. Проверенный временем тест Айзенка можно пройти на сайте iqtest.com на английском языке. Точного ответа на вопрос: «Какой должен быть IQ» на сегодняшний день не существует, так что если Вас что-то не устраивает, просто работайте над тем, чтобы повысить свой уровень интеллекта. Как? Мы с удовольствием расскажем Вам об этом.

Как повысить IQ

Ваш уровень IQ - это количественная оценка умственного развития, выявляемая при помощи тестов, измеряющих способность человека решать проблемы, воспринимать различные мысленные образы, а также память и общие знания. Мы представляем Вам несколько способов, как повысить IQ.

Способ № 1 – заведите привычку играть в интеллектуальные игры (например, «Эрудит», судоку, шахматы и так далее). Такие игры – отличный тренажер для мозга. Когда научитесь хорошо играть в одну игру, двигайтесь дальше – осваивайте следующую, поскольку, когда Вы овладеваете навыком, Ваш мозг перестает так же интенсивно работать для решения задачи, снижается выработка гормона дофамина, который отвечает за интеллект. Помимо интеллектуальных настольных игр, пробуйте себя в логических и стратегических видеоиграх. Обращайте особое внимание на игры, нацеленные на быстрое принятие решений. Также полезно решать логические пазлы, головоломки, кроссворды и судоку. Все эти виды активности стимулируют мыслительные процессы, повышая уровень IQ.

Способ № 2 – постоянно изучайте что-то новое, будь то иностранный язык, искусство, архитектура или, например, криптология.

Способ №3 – ведите активный образ жизни, постоянно подвергая себя физическим нагрузкам, ведь это научно доказанный способ повысить уровень интеллекта. Расширяйте свой кругозор, поставьте себе цель на всю жизнь – не прекращать учиться, постоянно узнавать что-то новое. Периодически устраивайте себе встряску, прыгните с парашютом или попробуйте себя в банджи-джампинге. Новый опыт способствует выделению гормона дофамина, увеличивающего количество нейронов и вызывающего чувство удовлетворения. И вообще, чем больше Вы знаете и умеете, чем богаче Ваш жизненный опыт, тем выше уровень Вашего интеллектуального развития!

А вот еще несколько простых советов, которые помогут Вам наслаждаться жизнью и повышать свой уровень интеллектуального развития.

  • Постарайтесь получать удовольствие от всего, что Вы делаете, наслаждайтесь классической музыкой, хорошими книгами и общением с приятными Вам людьми.
  • Поменьше пользуйтесь электронными устройствами. Если Вам нужно что-то записать, используйте блокнот и ручку, а вместо электронного сообщения лучше послать письмо, написанное от руки. Это стимулирует визуальное и кинетическое восприятие.
  • Научитесь писать недоминирующей рукой, что стимулирует работу противоположного от руки полушария мозга.
  • Старайтесь правильно и сбалансировано питаться, включите в свой рацион свежие овощи, фрукты и рыбу, насыщенную омега 3, положительно влияющей на работу мозга.
  • Высыпайтесь, ведь только во время сна полученная информация переходит из кратковременной памяти в долгосрочную.
  • Работайте над собой и продолжайте учиться всю свою жизнь.

Знать свой IQ (айкью) считается важным для современного человека. Десятки тестов и методик дают возможность нам приоткрыть завесу своих же способностей. Поговорим же в нашей статье, что такое айкью, каковы пути исследования данного показателя человеческого мышления, кто нам помог узнать больше о своем мозге. Также немного поговорим об известных айкью-тестах и о том, какие данные действительно можно из них почерпнуть.

Что такое айкью (IQ): определение

Интеллект человека, выражаемый в показателе IQ, - это способность к познанию, а также совокупность всех его познавательных способностей.

Интеллект определяет успешность деятельности человека, его способность решать задачи быстро, опираясь только на свои знания.

Изучение IQ наукой

Ученые с тридцатых годов ХХ века предпринимали попытки научно определить уровень интеллекта. Решением проблемы изучения и измерения уровня интеллекта на протяжении всего ХХ века занимались такие ученые, как В. Штерн, Р. Стенберг, А. Бине, Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Д. Векслер и другие. Определить, что такое айкью человека, какие показатели нужно учитывать, - все это было обьектом изучения.

Психологи-практики выдвигали различные гипотезы и проводили эксперименты по изучению интеллекта:

  • определение взаимосвязи между процессами, происходящими в головном мозге человека, и его ответными реакциями на них;
  • зависимость от размера и веса головного мозга;
  • сопоставление уровня интеллекта родителей и их детей;
  • взаимообусловленность уровня интеллекта и социального положения человека;
  • зависимость уровня интеллекта от возраста индивида.

Также ученые разрабатывали тестовые методики по определению уровня интеллекта. С того времени стал актуален вопрос о том, что такое номер айкью - количественный показатель, дающий представление о мыслительных способностях.

Методики измерения интеллекта

Изначально тесты содержали только упражнения по лексике. Сегодня подобные методики включают такие упражнения: неарифметический счет, логический ряд, дополнение фигур геометрии, распознавание частей объекта, запоминание фактов и чертежей, действия с буквами и словами.

В научном мире был принят и адаптирован термин «intelligencequotient». Впервые это понятие ввел В. Штерн (1912 год), предложив обозначить число, которое получается при делении возраста ума испытуемого на его В шкале Стенфорда-Бине (1916 год) термин «IQ» был впервые упомянут.

Аббревиатура "IQ" широко используется и в российской литературе, но отечественные ученые переводят это понятие не дословно (в переводе с английского - «количество интеллекта»), а как «коэффициент интеллекта».

IQ - показатель, который определяется после проведения IQ-теста. Коэффициент - величина, выражающая процентное соотношение умственного возраста индивида к биологическому. Определить, что такое уровень айкью, - значит выяснить, насколько человек может применять те или иные возможности своего мозга.

Причем показатели должного уровня интеллекта в определеном возрасте рассчитываются по среднестатистическим показателям людей такого же возраста, что испытуемый.

Значение результатов тестов

Среднеуровневый IQ соответствует 100 единицам. Это средняя цифра между 90 и 110 единицами, которые обычно получают 50% испытуемых людей. 100 единиц соответствует половине решенных в тесте задач, соответственно, максимальный показатель равен 200 единицам. Значения ниже 70 единиц часто квалифицируется как умственная недостаточность, а выше 140 - как гениальность.

IQ - относительный показатель, отражающий уровень выполнения конкретного теста интеллекта. Такой тест не может служить всеобъемлющим показателем интеллектуальных способностей.

Тесты интеллекта не могут показать уровень эрудированности личности, а лишь ее способности мыслить, причем преимущественно определённым образом. Определяется более развитый вид мышления данного человека: логическое, образное, математическое, вербальное. По тому, какой вид мышления менее развит, можно определить желательное способностей.

Конечно, высокий уровень IQ отнюдь не является гарантией успешности в жизни. Огромное значение в жизни человека имеют целеустремлённость, решительность, трудолюбие, наличие четких целей и мотивации к достижению успеха. Не стоит забывать и о наследственности, генетических данных, врожденных задатках и таланте, а также о значимом влиянии социального окружения и семьи.

Заключение

В нашей статье мы рассмотрели один из интереснейших вопросов психологии, который волнует современного человека - что такое айкью, каковы методики измерения интеллекта и какую информацию реально можно из них почерпнуть.

Вывод, который стоит сделать из имеющихся знаний об айкью человека, - это то, что цифровые данные, которы дают тесты, вовсе не последняя инстанция, дающая оценку вам как личности. Мыслительные процессы настолько сложны, что никакой тест не сможет дать материал, чтобы оценить их возможности в полной мере. Будем же собой и не перестанем развиваться!

Все слышали о тесте, показывающем уровень интеллекта человека или тесте на IQ. Однако большинство людей ничего о нем не знают. Прежде чем, проходить этот тест, нужно знать, каким должен быть IQ у обычного человека.

IQ (intelligence quotient) можно перевести как «количество интеллекта». В русском языке чаще используется такое устоявшееся выражение как «коэффициент интеллекта». Для того чтобы результатам теста можно было доверять, чтобы результаты были максимально правдивы, нужно учитывать не только результаты самого теста, но и брать во внимание пол и возраст тестируемого.

Некоторые считают, что результаты теста - это способ показать склонность человека к тому или иному типу заданий и, следовательно, к тесту можно подготовиться, решая задачи, подобные представленным в заданиях теста.

Изучать IQ нормального человека начали ещё в 30-е годы прошлого века. Исследователями предпринимались попытки с помощью различных экспериментов определить коэффициент интеллекта человека. Ученые пытались найти закономерность, связывающую умственные способности и характеристики реакций, процессы центральной нервной системы, в ходе экспериментов учитывались даже вес и размер головного мозга. Помимо всего изучалась взаимосвязь коэффициента интеллекта детей и родителей, его взаимосвязь с возрастом человека, его социальным происхождением и т.д.

В настоящее время считается, что на умственный интеллект влияет множество факторов. В большей степени IQ зависит от наследственности. В то же время IQ обычного человека можно увеличить, проходя различные тесты и решая различные задачи. К тому же, в современном мире источником успеха является не столько интеллект, сколько настойчивость и мотивация. Немаловажную роль играют решительность, честолюбие и индивидуальность. Однако именно высокий уровень интеллекта играет основную роль при решении сложных жизненных задач и способствует более выигрышным условиям.

Первые тесты IQ разрабатывались исключительно с лексическими упражнениями. Современные тесты IQ содержат множество разнообразных заданий, среди которых логические ряды, упражнения на счет, умение распознать фрагмент, умение найти недостающий предмет, определить недостающую букву, запомнить факты, техчертежи.

У нормального человека средний уровень коэффициента интеллекта составляет 100 - 120 единиц. Это составляет примерно половину правильно решенных задач. Справившийся со всеми заданиями, получает 200 баллов. Кроме уровня интеллекта тест позволяет определить ещё ряд других показателей, например, выявить образ мышления тестируемого. Определив с помощью теста категорию самого маленького уровня способностей человека, можно помочь ему восполнить пробелы в знаниях, потренироваться, выполняя разные виды заданий, и повысить таким образом коэффициент интеллекта.

О коэффициенте интеллекта впервые заговорил В. Штерн. Он считал неверным определение уровня умений по шкале Бине, так как он обладал серьезным недостатком, касающимся возраста. Ученым было предложено способности человека определять делением умственного возраста на хронологический. Тест IQ нормального человека показывает количественную оценку способностей индивида по отношению к среднестатистическому представителю того же возраста.

На самом деле тест на IQ позволяет определить не уровень эрудированности человека, а дает только оценку общих показателей. Эти тесты специально разрабатываются для получения распределения результатов со средним показателем. У нормального человека IQ может варьироваться, но в то же время существуют обычные показатели. Примерно половина людей, проходивших тест, получают 90 - 100 баллов, 1/4 часть - ниже 90, остальные - выше 110 баллов. Среди выпускников американских ВУЗов средний показатель составляет 115 баллов, отличники показывают результат в 135 - 140 баллов. Значение IQ меньше 70 является признаком умственной отсталости.

IQ-тест позволяет определить уровень развития способностей человека, но не показывает каким-либо образом уровень эрудированности человека. С помощью этого теста можно понять, в каком направлении нужно развиваться человеку.

Для нормального человека уровень IQ варьируется от 90 до 120 условных единиц. Обычно для определения IQ используется тест Айзенка. В то же время не стоит забывать, что самыми точными считаются результаты, полученные при первом прохождении теста. Все остальные попытки будут лишь искажать первоначальные результаты.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Страх публичного выступления. Фильм «Коэффициент интеллекта»

    ✪ Как интеллект влияет на финансовый успех? // 16+

    ✪ Почему люди умнеют? Эффект Флинна, коэффициент интеллекта и IQ тесты

    ✪ ТЕСТ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    ✪ Вся правда про IQ тесты айкью интеллект / как проверить айкью

    Субтитры

История

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году . Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста , как показателя в шкалах Бине . Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году (изначально Бине - в 1903 году ).

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов чрезвычайно затруднительно, и само число IQ утратило информативную ценность.

Тесты

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов - в тесты обычно входят логические и арифметические задания, ориентировка в практических ситуациях - умение самостоятельно сопоставлять, обобщать известные факты (творческий подход, в том числе нестандартное мышление - допускается неоднозначный ответ, формулировка нескольких гипотез , разная аргументация), проверка оперативной памяти и т. п. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Наиболее известным тестом является тест Айзенка . Более точными являются тесты Д. Векслера , Дж. Равена , Р. Амтхауэра , Р. Б. Кеттелла . На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы от 18 до 60 лет и предусматривает максимальный уровень IQ 160 баллов.

Что влияет на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003) . До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях. Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8. Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем .

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов. Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта. Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными . Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения, так и среди детей.

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute ) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями . Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например, размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25 - 0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями.

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по разному реагировать на одни и те же окружающие факторы.

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ .

Другое исследование более 13 тысяч детей показало , что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жесткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий , был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ , были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых, отмечена неуравновешенность («bias») испытуемых по языковому составу, подчёркнуты другие методологические проблемы, и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение .

Групповые различия

Пол

Большинство исследователей полагает, что в целом средние показатели интеллекта мужчин выше на 5-10 баллов, а исследования, проведенные для феминистических организаций, подтверждают разрыв в 13 и более раз по наличию среди мужчин большего чем среди женщин значения IQ .

Раса и национальность

Исследования среди жителей США показали [ ] наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп. Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев - 85, латиноамериканцев - 89, белых (европейского происхождения) - 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) - 106, евреев - 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования т. н. «научного расизма», однако по некоторым исследованиям разрыв постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. В результате эффекта Флинна , средний IQ негроидов в 1995 соответствует среднему IQ европеоидов в 1945 . Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми. В одном из исследований в трёх из четырёх тестов не было найдено статистически значимых расовых различий в IQ у малолетних (2-5 лет) воспитанников детских домов Великобритании, в одном тесте белые дети показали более низкие результаты

Разница в 10-15 баллов при оценке IQ наблюдалась при сравнении среднестатистических показателей угнетенных социальных групп (неприкасаемых в Индии, буракумин в Японии, маори в Новой Зеландии) и доминирующих социальных групп в этих странах. При этом разница исчезала при эмиграции в другую страну, например исследование среди детей японцев-иммигрантов в США не показало отличий показателей буракумин от остальных японцев. На этом основании была сформирована теория о ключевом влиянии социальной структуры общества и социальной идентификации при обучении и прохождении тестов. Подобная идентификация может приводить в том числе к тому, что дети афроамериканцев рассматривают хорошую учёбу и стремление получить высокостатусную работу как предательство своей идентичности .

Страна

Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и её экономическим развитием, ВВП (см., например, ), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В развивающихся странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

Здоровье и IQ

Надлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ.

Социальные последствия

Успеваемость в школе

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценками составляет около 0,5. Тесты IQ являются одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

Успех в научной деятельности

Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов в науке . Однако доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов . Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 - максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).

Производительность труда

Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Доход

Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса , в которых человек вырос.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.

IQ и преступность

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объясненные различия в преступности составляют менее 4 %. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми, которые хорошо успевают.

В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсэн цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70-90 вне зависимости от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80-90.

Прочее

Средний IQ населения страны связан с ВВП страны (см. Коэффициент интеллекта и богатство народов) и эффективностью государства.

Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 [ ] между фактором общего интеллекта и баллом SAT (российский аналог - ЕГЭ).

Критика

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ - на логику опираться бессмысленно .

На это можно заметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивному мышлению, но и к индуктивному . Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых заданиях ответы не следуют однозначно из задания, и требуется выбрать наиболее разумный или простой ответ [ ] . Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.

Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским.
Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усредненность .

Не имея целью критиковать тесты на IQ, советский психолог Лев Семёнович Выготский , тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития . В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития ».

См. также

  • Международное общество для философских исследований, ISPE
  • Мэрилин вос Савант - обладательница самого высокого IQ в мире по данным Книги рекордов Гиннесса

Примечания

  1. При этом, по результатам некоторых исследований, немцы в среднем обладают большим коэффициентом IQ, чем граждане других стран [ ] (недоступная ссылка с 26-04-2015 )
  2. Коэффициент интеллектуальности // Большая Советская энциклопедия (в 30 т.) / А. М. Прохоров (гл. ред.). - 3-е изд. - М: Сов. энциклопедия, 1973. - Т. XIII. - С. 306. - 608 с.
  3. Plomin et al. (2001, 2003)
  4. R. Plomin, N. L. Pedersen, P. Lichtenstein and G. E. McClearn (05 1994). “Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life” . Behavior Genetics . 24 (3): 207. DOI :10.1007/BF01067188 . Проверено 2006-08-06 . справка); Проверьте дату в |month= (справка на английском)
  5. Neisser et al.. Intelligence: Knowns and Unknowns (неопр.) . Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (August 7, ). Архивировано 1 июня 2012 года.
  6. Bouchard TJ, Lykken DT, McGue M, Segal NL, Tellegen A (Oct 1990). . Science (journal) . 250 (4978): 223-8. PMID . Используется устаревший параметр |month= (справка)
  7. World Intelligence Network. IQ и генетика
  8. Gosso, MF (2006). “The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts”. Molecular Psychiatry . 11 (9): 878–886. DOI :10.1038/sj.mp.4001868 .
  9. Gosso MF, de Geus EJ, van Belzen MJ, Polderman TJ, Heutink P, Boomsma DI, Posthuma D. The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts
  10. Pietropaolo, S.; Crusio, W. E. (2010). “Genes and cognition”. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science . 2 (3): 345-352. DOI :10.1002/wcs.135 .
  11. Deary, I. J.; Johnson, W.; Houlihan, L. M. (2009). “Genetic foundations of human intelligence”. Human Genetics . 126 (1): 215-232. DOI :10.1007/s00439-009-0655-4 . PMID .
  12. C. F. Chabris, B. M. Hebert, D. J. Benjamin, J. P. Beauchamp, D. Cesarini, M. J. H. M. van der Loos, M. Johannesson, P. K. E. Magnusson, P. Lichtenstein, C. S. Atwood, J. Freese, T. S. Hauser, R. M. Hauser, N. A. Christakis and D. I. Laibson. (2011). Most reported genetic associations with general intelligence are probably false positives. Psychological Science
  13. Davies, G.; Tenesa, A.; Payton, A.; Yang, J.; Harris, S. E.; Liewald, D.; Ke, X.; Hellard, S. Le; Christoforou, A.; et al. (2011). “Genome-wide association studies establish that human intelligence is highly heritable and polygenic” . Mol Psychiatry . 16 : 996-1005. DOI :10.1038/mp.2011.85 . PMC . PMID .
  14. B. Benyamin, B. Pourcain, O. S. Davis, G. Davies, N. K. Hansell, M. J. Brion, R. M. Kirkpatrick, R. A. Cents, S. Franic, M. B. Miller, C. M. Haworth, E. Meaburn, T. S. Price, D. M. Evans, N. Timpson, J. Kemp, S. Ring, W. McArdle, S. E. Medland, J. Yang, S. E. Harris, D. C. Liewald, P. Scheet, X. Xiao, J. J. Hudziak, E. J. de Geus, C. Wellcome Trust Case Control, V. W. Jaddoe, J. M. Starr, F. C. Verhulst, C. Pennell, H. Tiemeier, W. G. Iacono, L. J. Palmer, G. W. Montgomery, N. G. Martin, D. I. Boomsma, D. Posthuma, M. McGue, M. J. Wright, G. Davey Smith, I. J. Deary, R. Plomin and P. M. Visscher. (2013). Childhood intelligence is heritable, highly polygenic and associated with FNBP1L. Mol Psychiatry