Задание 1 кинематика егэ по физике. Подготовка к ЕГЭ по физике: примеры, решения, объяснения

  • Во-первых, это углубленное изучение интересующего предмета,
  • во-вторых – участие в различных предметных конкурсах, олимпиадах (школьных, городских, областных и так далее),
  • а в третьих – возможность заниматься научной работой уже со старших классов.

Важно сделать первые научные шаги уже в школе. В старших классах самые лучшие из учащихся могут быть зачислены в «Малую академию наук». Это тот первый шаг, который поможет школьнику испытать себя в качестве настоящего ученого, исследователя. Результатом обучения здесь станет защита своей первой научной работы. А для победителей конкурса научных работ – возможность поступить в университет на льготных правах.
Настоящий ученый должен иметь широкий кругозор, прочесть большое количество книг. Конечно же, особенно важна литература «по теме». Однако нужно не просто прочесть многое, а как говорится «пропустить все это через себя», усвоив все тонкости изложенной информации.
Необходима также практическая работа в лабораториях (сперва школьной, затем в вузе) по выбранному направлению.

  • Проявлять любопытство. Настоящий ученый всегда дотошен до мелочей в том, что касается поиска правды. Его интересует все на свете.
  • Проверять и сомневаться. Настоящий ученый никогда слепо не верит какой-либо информации, особенно, если она кажется ему недостоверной. Всегда все проверять самостоятельно – важное качество для ученого.
  • Не останавливаться на пути познания. Постоянное самообразование, поиск новой информации, интерес к новинкам науки и техники – то чем постоянно занимается ученый.
  • Открывать дополнительные возможности. Освоение других видов деятельности, приобретение новых знаний и навыков пригодятся ученому. Для этого можно получить дополнительное высшее образование или окончить какие-либо специальные курсы.
  • Изучать иностранные языки. Знание многих языков - это преимущество, которое позволит черпать информацию не только из отечественных научных источников. В других странах часто проводятся интересные научные исследования с получением значимых результатов.
  • После школы будущий ученый обязательно должен поступить в достойный вуз и успешно его окончить. Там под руководством опытных преподавателей, уже состоявшихся ученых, можно узнать все тонкости и подробности в выбранной сфере познания. Важно обратить внимание, что именно в вузе открываются широкие возможности для проявления своей научной индивидуальности, для проведения самостоятельной научной работы.
  • В вузе необходимо стремиться принимать участие в работе научных кружков, подготовить научные работы, участвовать в научных конкурсах. Также желательно принять в студенческих научных конференциях, которые проводятся в вузе. Так можно получить представление о наиболее актуальных направлениях исследований в данной области.
  • Самые лучшие студенты принимают участие сначала в университетских, а затем в более крупных (в масштабе всей страны) олимпиадах по выбранной специальности. Победителям открыта зеленая дорога в студенческую науку.
    Взрослая наука

Как стать ученым физиком, химиком или математиком

Каждая из областей науки по-своему захватывающая, но зависит это от индивидуальных предпочтений и наклонностей каждого.

  • Например, чтобы стать ученым-физиком, нужно хорошо разбираться в свойствах материалов, механике их движения, особенностях взаимодействия и уметь объяснять все это с точки зрения законов физики – вплоть до мельчайшего уровня, то есть до элементарных частиц.
  • Чтобы стать ученым-химиком необходимо иметь углубленное представление о химических элементах, о строении атомов и молекул, реакциях, которые происходят между различными веществами.
  • Чтобы стать настоящим ученым-математиком нужно любить числа и разнообразные расчеты так, чтобы видеть их даже во сне.

Как стать ученым биологом или ученым генетиком

  • Будущему ученому-генетику пригодятся знания в области математики, а также биологии, медицины. Если вам интересно, почему все живое выглядит именно так, почему так или иначе протекают процессы жизнедеятельности, в чем причина подверженности заболеваниям - то генетика именно та сфера, которой будущий ученый сможет посвятить себя.
  • Ученому-биологу открывается живой мир во всей своей красе. Необыкновенное многообразие животных, птиц, насекомых, растений, грибов, а также история их происхождения и развития – лишь немногое из того, что может заинтересовать биолога.

Как стать ученым астрономом

И наконец, одна из самых загадочных отраслей науки, которая влечет нас с детства. Это астрономия. Наверное, каждый из нас, где-то в глубине души, не раз устремлялся к звездам, неизведанным мирам и планетам. Все это открывается ученому-астроному, который изучает космос.

Для начала – интерес к изучению далеких галактик. Вот, что нужно начинающему ученому-астроному.

Как стать соискателем ученой степени

Но время обучения в вузе составляет, в среднем, всего 5 лет. А что же дальше? Науке конец?

Нет. Лучшим выпускникам вуза предоставляется право поступить в аспирантуру. Результатом здесь будет получение научной степени. Но это очень серьезный путь, так сказать «наука по-взрослому». Чтобы пройти его, нужно:

  • выбрать научного руководителя, который будет вести молодого ученого к заветной цели;
  • выбрать новую, важную, ранее не изученную тему;
  • досконально изучать выбранную тему;
  • излагать отдельные результаты своей работы в виде научных статей и докладов на крупных научных конференциях;
  • обмениваться опытом с другими учеными;
  • сотрудничать с научным руководителем, перенимать его опыт;
  • подготовить диссертационную работу, где будут изложены все подробности исследования;
  • успешно защитить эту работу перед ученым советом, в который входят самые передовые ученые в данной сфере.

Новые горизонты

  1. Передавать опыт. После защиты диссертации перед ученым открывается следующий аспект деятельности – преподавание. Так можно передать весь свой накопленный опыт другим начинающим ученым.
  2. Продолжать исследования . Необходимо найти такой вуз, где возможно совмещать преподавание и дальнейшие научные разработки.
  3. Не прекращать самообразование. Научно-технический прогресс не стоит на месте. Поэтому получив научную степень, ни в коем случае нельзя расслабляться. Настоящий ученый всегда осведомлен обо всех новостях в своей сфере, а также в смежных областях науки.

Возможно Вас заинтересуют.

Часть 1. Выбираем телескоп.

Даже самый простой телескоп собирает света в тысячи раз больше, чем человеческий глаз, позволяя увидеть несравнимо больше. И для тех, кто неравнодушен к виду и красоте звездного неба, этот прибор может стать очень интересным приобретением.

С помощью даже небольшого телескопа можно наблюдать кратеры на Луне, пятна на Солнце, крупные галактики, основные планеты Солнечной системы, кольца Сатурна, некоторые спутники Юпитера… список можно продолжать. О том, как наиболее эффективно выбрать телескоп, и пойдет речь.

Как выбирать

Любой телескоп характеризуется двумя основными параметрами.

1. Апертура (диаметр объектива)
Чем он больше, тем больше света может собирать телескоп, тем более слабые и дальние объекты с его помощью можно видеть. Обычно диаметр объектива указывается в миллиметрах. Телескоп с апертурой менее 60-70 мм покупать не стоит, это все-таки скорее игрушка, чем оптический инструмент. Телескопы с апертурой более 150 мм – уже достаточно дорогие и громоздкие, и к их покупке также следует подходить весьма ответственно.

2. Фокусное расстояние объектива
От него зависит увеличение: чем оно больше, тем крупнее и детальнее будет изображение. Помимо объектива, у телескопа есть окуляр, и реальное увеличение определяется отношением фокусных расстояний объектива и окуляра. Минимум фокусного расстояния, при котором можно что-то разглядеть – это 700-800 мм, максимум – обычно около 2000 мм. Телескопы с меньшим фокусным расстоянием опять-таки можно отнести, скорее, к игрушкам, а с большим, чем 2000, у любителей практически не используется из-за цены и габаритов.

Что выбирать

На рынке существует три основных типа телескопов.

1. Линзовые (рефракторы)

Эти телескопы были изобретены ещё Галилеем, они не требуют какой-либо настройки, просты в использовании, дают весьма качественное и контрастное изображение. Основные их недостатки – это цена, которая сильно зависит от диаметра объектива, и довольно большие габариты (обычно не менее метра в длину).

2. Зеркальные (рефлекторы)

Эти телескопы используют вогнутые зеркала в качестве приемника света. Они дают несколько менее контрастное изображение, а зеркала могут требовать периодической чистки. Однако при той же апертуре зеркальные телескопы значительно дешевле, что является весьма важным преимуществом.

3. Зеркально-линзовые

Эти телескопы объединяют преимущества первых двух типов и дают весьма качественное изображение, при этом обычно имеют большое фокусное расстояние при малых габаритах. Основной недостаток – более высокая цена.

Помимо оптики, телескоп может иметь дополнительные устройства. Например, система электронного наведения. Смысл этой системы в том, что, имея в памяти координаты тысяч небесных тел, телескоп сам может наводиться на выбранный объект. Телескоп также может иметь «треногу» с ручным движением, может быть оснащен микромоторами и пр. Более дорогие модели оснащены даже GPS-приемником, который автоматически определяет время и место наблюдений. Все это также влияет на цену.


Современный телескоп с компьютерным автонаведением

Где наблюдать

Этот вопрос на самом деле очень важен. Телескоп – это не безделушка для забавы, а достаточно крупногабаритный, тяжелый (не менее 10-15 кг) и хрупкий оптический прибор. Можно купить очень качественный телескоп с большой апертурой, а потом выяснится, что он не помещается на балконе, но вытаскивать каждый раз его на улицу тяжело и неудобно. В итоге дорогой аппарат будет без дела пылиться в шкафу…

По мнению автора, для балкона наиболее пригоден зеркально-линзовый телескоп, он весьма компактен и имеет большое увеличение. Остальные типы телескопов тоже могут подойти, но с некоторыми ограничениями, зависящими, в первую очередь, от размеров балкона и габаритов самого наблюдателя.

Определить реальные размеры инструмента лучше всего в магазине, благо что выбор сейчас достаточно велик. При наличии собственного дома или дачи выбор доступных инструментов становится гораздо больше. Периодически в крупных городах проводятся встречи любителей астрономии. Например, такой фестиваль под названием «Астрофест» ежегодно проводится в Московской области, приехать туда может любой желающий.

Цена вопроса

Что касается цен на телескопы, то они не столь уж и велики. Упрощенно можно сказать, что стоимость телескопа среднего качества примерно равна стоимости среднего качества мобильного телефона. Таким образом, практически любой работающий человек вполне может себе это позволить. Удачных наблюдений и чистого неба! О том, как лучше организовать наблюдения, будет рассказано в следующей части статьи.

Часть 2. Планируем наблюдения.

Итак, допустим, после изучения астрономических сайтов и ассортимента магазинов, телескоп выбран и торжественно принесен домой. И как идеальный для начинающего любителя вариант, в наличии имеется балкон с более-менее открытым участком неба. На 95% можно быть уверенным, что первым объектом наблюдений будет… нет, не соседний балкон, конечно, а Луна. Найти её можно без каких-либо познаний в астрономии, но далее возникает резонный вопрос, «что делать дальше?». На этот вопрос и поможем вам ответить.

Подготовка

Раньше, во времена СССР, печатались специальные астрономические календари, в которых можно было прочитать об астрономических событиях года, в печатной литературе также можно было найти звездные карты с отмеченными наиболее интересными объектами. В настоящее время гораздо проще использовать для этой цели персональный компьютер, который при наличии определенных программ можно превратить в полноценный планетарий. Их довольно много, остановимся на наиболее интересных.

Stellarium
Это бесплатная программа, представляющая собой реалистичный фотосимулятор неба, возможности программы достаточны для практически любых нужд начинающего любителя астрономии. Дистрибутивы программы доступны под различные платформы – от Windows до MacOS. Установка не вызывает каких-либо сложностей, единственное, что важно отметить, – в настройках программы необходимо настроить свое местоположение, для чего желательно знать координаты (широту и долготу), в противном случае программа не сможет корректно показать вид неба в нужной точке. Узнать свои координаты несложно при помощи сервиса Google Maps. Необходимо также, чтобы в компьютере были корректно настроены время и часовой пояс.

Возможности программы действительно поражают. Можно настроить различные режимы отображения, получить информацию по любому выбранному объекту, любой объект можно даже приблизить. Программа может стать даже своеобразной «машиной времени» – можно сдвинуть время на любую дату и посмотреть, как изменится небо через неделю или как будет выглядеть солнечное затмение через год… Можно также, ускорив ход времени, смотреть, как проносятся по небу объекты, как сменяются день и ночь.

Redshift 7
Эта программа имеет большие возможности, включая непосредственное управление телескопом, распечатку звездных карт, встроенные лекции по астрономии, режим трехмерного «полета» по космосу. Однако Redshift – не бесплатная, стоит ли приобретать эту версию, каждый может решить для себя сам.

Этих программ более чем достаточно, чтобы примерно определить, какие объекты будут доступны в течение ночи для наблюдений. Рекомендуется заранее распечатать фрагменты карт наиболее интересных участков, ведь во время наблюдений пользоваться компьютером крайне нежелательно – глаза должны привыкнуть к темноте. Рекомендуется также обзавестись красным фонариком, он позволит ориентироваться в темноте, не раздражая светом глаза (красный свет считается наиболее благоприятным). «Астрономический» фонарик можно либо купить, либо сделать из обычного, покрасив стекло лаком для ногтей, второй способ гораздо дешевле и ничем не хуже по качеству.

Наблюдения

С помощью телескопа можно наблюдать множество различных небесных объектов, попробуем разбить их на несколько категорий.

Луна и Солнце

Луна – самый доступный объект для наблюдений, очень красиво выглядят под большим увеличением лунные ландшафты. Чтобы наблюдения были более осмысленными, можно скачать бесплатную программу «Виртуальный Атлас Луны», с её помощью можно находить различные объекты и получать информацию о них.

Солнце – не менее интересный и загадочный объект для наблюдений. В отличие от Луны, это гораздо более динамичный мир, на солнце появляются и исчезают пятна, на краю диска можно видеть протуберанцы, вид которых также постепенно меняется. Если наблюдать Солнце несколько дней подряд, легко можно видеть вращение солнечного диска, а при наличии фотокамеры несложно подсчитать период вращения Солнца.

Крайне важно – смотреть на Солнце в телескоп можно только при наличии специального защитного фильтра, без него направлять телескоп на Солнце категорически запрещено! Что может быть в противном случае с глазом, несложно увидеть, если провести простой эксперимент с лупой и бумажкой… Специальный фильтр можно приобрести в магазинах астропродукции, с ним наблюдения совершенно безопасны. Для тех, кто захочет более серьезно заниматься наблюдениями Солнца, выпускаются специализированные солнечные телескопы, они имеют узкополосные фильтры, позволяющие видеть более тонкие детали поверхности светила, однако цена таких телескопов довольно высока.

Планеты

Планеты также являются доступным объектом для наблюдений. Полярные шапки Марса, кольца Сатурна, спутники Юпитера – эти объекты легко доступны в любительский телескоп. Самые яркие спутники Юпитера – Ио, Европа, Ганимед и Каллисто – к примеру, были открыты Галилеем ещё в 1610 году, и для современных телескопов тем более не представляют сложностей. Более дальние планеты увидеть несколько сложнее, но их поиск от этого может быть только интереснее.

Объекты дальнего космоса

Не меньший интерес, чем элементы Солнечной системы, могут представлять более дальние объекты. Например, галактики, которые по размерам даже превосходят нашу, газовые и пылевые туманности, звездные скопления… Таких объектов очень много, сотни и тысячи, и может возникнуть вопрос, с чего же лучше начать. Огромную помощь начинающим исследователям звездного неба оказал французский астроном Шарль Мессье, который ещё в 1774 году составил список из 110 наиболее ярких и интересных объектов. Этот каталог актуален и сегодня, он включен во все справочники по астрономии, координаты всех объектов Мессье также заложены в память современных компьютеризированных телескопов.

К сожалению, в условиях современных городов многие туманности наблюдать достаточно сложно, дымка в небе от выхлопных газов и засветка от множества фонарей почти полностью «забивают» свет от слабых объектов. Можно лишь посоветовать периодически вывозить телескоп за город, где можно увидеть гораздо больше. Увы, облако смога крупного города настолько велико, что необходимо отъехать минимум на 20-30 километров, чтобы увидеть более-менее чистое небо. Впрочем, наиболее яркие объекты, например туманность Ориона, видны и в городе.

Интересно заметить, что небо не является статичным, оно движется и меняется, и при регулярных наблюдениях выражение «небесная механика» обретает вполне зримый смысл. Можно увидеть вращение спутников планет, тени, которые они отбрасывают, некоторые любители занимаются фотографированием движения пролетающих метеоров, комет, с помощью фотоаппаратуры возможна фиксация изменения яркости некоторых переменных звезд. Можно также наблюдать полеты искусственных спутников Земли, а с помощью программы Orbitron определять, какой именно спутник будет видно в конкретное время.

Конечно, для более осмысленных наблюдений целесообразно обратиться к специальной литературе, чтобы узнать о различных объектах более подробно. Как сказал французский ученый Араго, «астрономия – счастливая наука, она не нуждается в украшениях». Звездное небо действительно впечатляет, а его изучение в телескоп – это отличный способ семейного времяпрепровождения. Автор надеется, что среди огромного количества объектов звездного неба каждый найдет самые интересные лично для себя. Удачных наблюдений!

Электронное СМИ «Интересный мир». 29.12.2013

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

37.0

Для друзей!

Справка

Астрономия с древнегреческого языка - наука о законах движения небесных тел. Интерес к их изучению существовал у человека ещё в древности. Первые записи астрономических наблюдений исследователи относят к 8 веку до нашей эры. Однако открытия в этой области совершались ещё 3000 лет назад до н.э. Так, уже за 2000 лет до н.э. в Древнем Китае умели предсказывать даты солнечных и лунных затмений. Такое раннее развитие астрономии объясняется возникновением у людей потребности в знаниях, которые могли бы им помочь во время путешествия или при ведении хозяйства.

Одними из первых астрономических изобретений являются лунно-солнечный календарь и гномон - инструмент для определения высоты Солнца, впоследствии ставший важной деталью солнечных часов. Астрономия во многом была родственна астрологии, поэтому введение зодиаков тоже можно считать её заслугой.

Описание деятельности

Астрономы к настоящему времени вышли далеко за пределы деятельности так называемых звездочётов. Большую часть рабочего времени они проводят вовсе не за телескопами. Чаще всего они занимаются обработкой данных, полученных в ходе наблюдений. Они моделируют процессы, происходящие в космосе, составляют различные формулы, ведут математические расчёты. Проследив за движением созвездий, астрономы составляют звёздные карты. Среди таких специалистов есть разработчики новой аппаратуры для наблюдений за небесными телами и переработки сведений. Есть и те, кто работает над созданием более совершенных методов ведения астрономических исследований.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Астроном исследует положение небесных тел в космическом пространстве, определяет их орбиты - траектории движения, отслеживает изменения, в том числе появление инородных объектов. Он добывает сведения, которые помогли бы прийти к научным открытиям, разрабатывает новые способы наблюдения. Важная часть его деятельности - обработка полученных во время работы с телескопом и другими приборами сведений: здесь он с помощью компьютера проводит различные расчёты. Астроном должен также заниматься анализом результатов, полученных в ходе вычислений.

Особенности карьерного роста

Как и большинство научных сотрудников, астрономы получают заработную плату за счёт государственного бюджета. Повысить уровень дохода им помогает повышение учёной степени и опыт работы. Наиболее изобретательные представители данной профессии получают гранты за научные разработки. Некоторые специалисты выезжают в заграничные командировки или остаются в зарубежных странах в качестве постоянного работника. Астроном также может реализовать себя в сфере преподавания.

ЕГЭ 2017. Физика. Задачник. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. Никулова Г.А., Москалев А.Н.

М.: 2017 - 352 с.

Пособие "ЕГЭ. Физика. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ" подготовлено с учетом потребностей учащихся 10-11 классов средних школ и их преподавателей для активной подготовки к ЕГЭ и другим диагностическим мероприятиям по физике. В книге содержатся задачи в формате ЕГЭ ко всем темам курса физики средней школы. В издание также включены ответы к заданиям, основные законы и формулы, а также справочные данные. Содержание пособия полностью соответствует Кодификатору ЕГЭ по физике.

Формат: pdf

Размер: 7,2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google


СОДЕРЖАНИЕ
МЕХАНИКА
Кинематика 10
§1. Механическое движение. Материальная точка.
Система отсчета. Траектория. Путь и перемещение 10
§2. Поступательное и вращательное движение.
Скорость. Мгновенная скорость.
Средняя скорость прохождения пути. Ускорение 13
§3. Равномерное прямолинейное движение.
Сложение скоростей. Относительность движения 17
§4. Равнопеременное прямолинейное движение 25
§5. Ускорение свободного падения. Движение тела, брошенного вертикально вверх и под углом к горизонту 29
§6. Движение материальной точки по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Центростремительное ускорение 35
Динамика 40
§7. Инерция. Инертность тел. Масса тела.
Сила. Сложение сил. Инерциальная система отсчета.
Принцип относительности Галилея 40
§8. Законы Ньютона 44
§9. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Движение искусственных спутников 47
§10. Силы трения, коэффициент трения скольжения. Силы упругости. Закон Гука. Движение тел
и систем тел под действием нескольких сил 51
§11. Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение 66
§12. Механическая работа. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Работа силы тяжести,
силы упругости и гравитационной силы 73
§13. Закон сохранения энергии в механике. Мощность.
Коэффициент полезного действия механизма (КПД) 78
Статика. Гидростатика. Гидродинамика 86
§14. Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести. Виды равновесия.
Условие равновесия рычага 86
§15. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия механизма 92
§16. Давление. Атмосферное давление и его измерение 94
§17. Закон Паскаля для жидкостей и газов. Гидравлический пресс. Давление внутри жидкости.
Архимедова сила. Условие плавания тел 95
§18. Закон постоянства потока жидкости в трубе. Зависимость давления жидкости от скорости ее течения 98
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА 100
Молекулярная физика 100
§19. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Масса и размеры молекул 100
§20. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа 102
§21. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение.
Закон Дальтона. Уравнение состояния идеального газа 106
§22. Изопроцессы в газах 110
Термодинамика 116
§23. Внутренняя энергия. Закон сохранения энергии в термодинамике. Два способа изменения
внутренней энергии: теплопередача и работа 116
§24. Первый закон термодинамики
и его применение к изопроцессам 122
§25. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики. Цикл Карно 129
§26. Уравнение теплового баланса 134
§27. Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары.
Кипение. Влажность воздуха 140
§28. Модели газа, жидкости и твердого тела. Кристаллические и аморфные тела.
Механические свойства твердых тел 145
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА 150
Электростатика 150
§29. Электризация тел.
Взаимодействие заряженных тел.
Дискретность электрического заряда.
Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона 150
§30. Электрическое поле. Напряженность электрического поля точечного заряда.
Линии напряженности электрического поля
(силовые линии). Принцип суперпозиции полей 155
§31. Работа электрического поля при перемещении заряда. Потенциал. Связь между разностью потенциалов и напряженностью однородного поля. Потенциал поля точечного заряда.
Эквипотенциальные поверхности 159
§32. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроемкость. Последовательное
и параллельное соединение конденсаторов.
Энергия поля заряженного конденсатора 166
Постоянный ток 169
§33. Электрический ток. Сила тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для участка электрической цепи.
Закон Ома для замкнутой цепи.
Электрическое сопротивление.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Измерительные приборы 169
§34. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. КПД источника.
Закон Джоуля-Ленца 175
§35. Конденсаторы в цепи постоянного тока 180
§36. Основные положения классической электронной теории проводимости металлов. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры.
Сверхпроводимость 184
§37. Электрический ток в различных средах 187
Электромагнетизм 196
§38. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Линии магнитной индукции. Закон Ампера. Взаимодействие параллельных токов.
Магнитная проницаемость 196
§39. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле 204
§40. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции.
Правило Ленца. Вихревое электрическое поле 211
§41. Самоиндукция. Индуктивность. ЭДС самоиндукции.
Энергия магнитного поля катушки индуктивности. Энергия магнитного поля.
Рамка с током в магнитном поле 221
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ 226
Механические колебания 226
§42. Колебательное движение. Колебания груза на пружине.
Превращение энергии при колебательном движении 226
§43. Математический маятник 230
§44. Вынужденные колебания. Резонанс.
Понятие об автоколебаниях 233
Электромагнитные колебания. Переменный ток 236
§45. Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращение энергии в колебательном контуре.
Затухающие электромагнитные колебания 236
§46. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока.
Двигатель переменного тока 240
§47. Действующие значения напряжения и силы тока. Катушка в цепи переменного тока. Конденсатор в цепи переменного тока.
Колебательный контур. Электрический резонанс 245
§48. Трансформатор. Режим холостого хода. Режим нагрузки. Передача электрической энергии 248
Распространение колебаний в пространстве. Волны 252
§49. Поперечные и продольные механические волны.
Уравнение волны. Звуковые волны 252
§50. Идеи теории Максвелла. Электромагнитное поле.
Опыты Герца. Открытый колебательный контур. Электромагнитные волны и их свойства.
Принципы радиосвязи 254
ОПТИКА 258
§51. Закон прямолинейного распространения света. Скорость света. Понятие луча.
Законы отражения и преломления света.
Явление полного (внутреннего) отражения 258
§ 52. Тонкие линзы. Формула линзы. Построение изображений в собирающих и рассеивающих линзах.
Оптические системы 266
§53. Когерентность. Опыт Юнга.
Интерференция света и ее применение в технике. Дифракция света. Дисперсия света.
Поляризация света 270
§54. Электромагнитное излучение разных диапазонов длин волн.
Свойства и практическое применение этих излучений 275
§55. Основы специальной теории относительности 278
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА 281
Корпускулярно-волновой дуализм 281
§56. Гипотеза Планка. Фотоны и их свойства. Фотоэлектрический эффект и его законы 281
§57. Гипотеза де Бройля.
Корпускулярно-волновой дуализм 286
Физика атома 288
§58. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома.
Квантовые постулаты Бора 288
§59. Спектры испускания и поглощения электромагнитного излучения 291
§60. Лазеры. Люминесценция 294
Ядерная физика 296
§61. Состав ядра атома. Изотопы.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер 296
§62. Ядерные реакции. Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения и их свойства 298
§63. Закон радиоактивного распада 302
§64. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерная реакция 303
Элементарные частицы 306
§65. Элементарные частицы.
Фундаментальные взаимодействия 306
§66. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия 307
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА 309
§67. Эксперимент и теория в физическом познании мира.
Понятие о физических законах и границах их применимости. Измерения физических величин 309
ОТВЕТЫ 314
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И ФОРМУЛЫ 339
СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ 349

Кинематика часть А Стр. из

Кинематика 1 вар

ГРАФИКИ

  1. Равноускоренному движению соответствует график зависимости модуля ускорения от времени, обозначенный на рисунке буквой
  1. Парашютист движется вертикально вниз с постоянной по значению скоростью. Какой график - 1, 2, 3 или 4 - правильно отражает зависимость его координаты Y от времени движения t относительно поверхности земли? Сопротивлением воздуха пренебречь.

1) 1 2) 2 3 ) 3 4) 4

  1. На графике приведена зависимость проекции скорости тела от времени при прямолинейном движении. Определите проекцию ускорения тела.
  1. – 10 м/с 2
  2. – 8 м/с 2
  3. 8 м/с 2
  4. 10 м/с 2

4. По графику зависимости проекции скорости от време ни, представленному па рисунке, определите модуль ускорения прямолинейно движущегося тела в момент времени t = 2 с.

  1. 2 м/с 2
  2. 3 м/с 2
  3. 10 м/с 2
  4. 27 м/с 2

5. Четыре тела движутся вдоль оси Оx υ x от времени t для этих тел. Какое из тел движется с наименьшим по модулю ускорением?

1) 1 2) 2 3 ) 3 4) 4

6.На рисунке приведен график зависимости проекции скорости тела от времени.

Проекция ускорения тела в интервале времени от 5 до 10 с представлена графиком

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

7.Материальная точка движется прямолинейно с ускорением, зависимость от времени которого приведена на рисунке. Начальная скорость точки равна 0. Какая точка на графике соответствует максимальной скорости материальной точки:

  1. x(t) = 2 + 2 t
  2. x(t) = – 2 – 2 t
  3. x(t) = 2 – 2 t
  4. x(t) = – 2 + 2 t

9.По графику зависимости скорости тела от времени определите путь, пройденный прямолинейно движущимся телом за 3 с.

  1. 18 м
  2. 36 м

10.Камень брошен вертикально вверх. Проекция его скорости на вертикальное направление изменяется со временем согласно графику на рисунке. Чему равно перемещение камня за первые 3 с?

  1. 30 м
  2. 45 м
  3. 60 м

11.Камень брошен вертикально вверх. Проекция его скорости на вертикальное направление изменяется со временем согласно графику на рисунке к заданию 10. Чему равно перемещение камня за все время полета?

  1. 30 м
  2. 60 м
  3. 90 м

УРАВНЕНИЯ

12.Движение троллейбуса при аварийном торможении задано уравнением: x = – 2,5 t 2 +15t +30 , м Чему равна начальная координата троллейбуса?

  1. 2,5 м
  2. 15 м
  3. 30 м

v x = 2 +3t

1) S x = 2 t + 3 t 2 2) S x = 4 t + 3 t 2 3) S x = t + 6 t 2 4) S x = 2 t + 1,5 t 2

х = 8t – t 2

ТАБЛИЦЫ

15.В таблице представлена зависимость координаты х равномерного движения тела от времени t :

t, с

х, м

С какой скоростью двигалось тело от момента времени 0 с до момента времени 4 с?

  1. 0,5 м/с
  2. 1,5 м/с
  1. 2 м/с
  2. 3 м/с

Движение по окружности

  1. При равномерном движении точки по окружности со скоростью v. Модуль изменения скорости |∆v| за половину периода равен

L) v /2 2) v 3) v 4) 2 v

2.Вектор ускорения при равномерном движении точки по окружности

  1. постоянен по модулю и по направлению; 2) равен нулю

3)постоянен по модулю, но непрерывно изменяется по направлению

4)постоянен по направлению, но непрерывно изменяется по модулю

3.Автомобиль движется с постоянной по модулю скоростью по траектории, представленной на рисунке. В какой из указанных точек траектории его центростремительное ускорение максимально?

  1. Во всех точках одинаково
  1. Период обращения Земли вокруг Солнца равен одному году, радиус орбиты Земли равен 150 млн.км. Скорость движения Земли по орбите равна примерно
  1. 30 м/с
  2. 30 км/с
  3. 150 км/с
  4. 1800 км/с
  1. Диск радиусом 20 см равномерно вращается вокруг своей оси. Скорость точки, находящейся на расстоянии 15 см от центра диска, равна 1,5 м/с. Скорость крайних точек диска равна

1) 4 м/с 2) 0,2 м/с 3) 2 м/с 4) 1,5 м/с

  1. Точка движется по окружности радиуса R со скоростью v . Как изменится центростремительное ускорение точки, если скорость уменьшить в 2 раза, а радиус окружности в 2 раза увеличить?
  1. уменьшится в 2 раза
  2. увеличится в 2 раза
  3. уменьшится в 8 раз
  4. не изменится
  1. Два спутника движутся по разным круговым орбитам вокруг Земли. Скорость первого из них в 2 раза больше, а радиус орбиты в 4 раза меньше, чем второго. Центростремительное ускорение первого спутника а 1 , второго - а 2 ? Чему равно отношение a 1 / a 2 ?

1) 1

2) 2

3) 4

4) 16

  1. R 1 и R 2 = 2R 1 с одинаковыми по модулю скоростями. Их периоды обращения по окружностям связаны соотношением
  1. Т 1 = 0,5 Т 2
  2. Т 1 =Т 2
  3. Т 1 = 2 Т 2
  4. Т 1 = 4 Т

Задания части В

  1. Материальная точка движется по окружности радиуса R . Что произойдет с периодом, частотой обращения и центростремительным (нормальным) ускорением точки при увеличении линейной скорости движения?

Установите соответствие между физическими величинами и их изменением: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Предварительный просмотр:

Из

Кинематика 2 вариант

ГРАФИКИ

Определение вида движения по графику

  1. На рисунках изображены графики зависимости модуля ускорения от времени для разных видов движения. Какой график соответствует равномерному движению?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

  1. Какой из графиков зависимости проекции скорости от времени (рис.) соответствует движению тела, брошенного вертикально вверх с некоторой скоростью (ось Y направлена вертикально вверх)?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Определение и сравнение характеристик движения по графику

  1. На рисунке изображен график зависимости скорости движения тел от времени. Чему равно ускорение тела?
  1. 1 м/с 2
  2. 2 м/с 2
  3. 3 м/с 2
  4. 18 м/с 2
  1. На рисунке представлен график движения автобуса из пункта А в пункт Б и обратно. Пункт А находится в точке х = 0, а пункт Б в точке х = 30 км. Чему равна скорость автобуса на пути из А в Б?
  1. 40 км/ч
  2. 50 км/ч
  1. 60 км/ч
  2. 75 км/ч
  1. Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость скорости автомобиля от времени. Модуль ускорения максимален в интервале времени
  1. от 0 с до 10 с

2) от 10 с до 20 с

3) от 20 с до 30 с

4) от 30 с до 40 с

  1. от 5 с до 7 с
  2. от 3 с до 5 с
  3. от 1 с до 3 с
  4. от 0 до 1 с

7. Материальная точка движется прямолинейно с ускорением, зависимость от времени которого приведена на рисунке. Начальная скорость точки равна 0. Какая точка на графике соответствует максимальной скорости материальной точки:

Составление кинематических зависимостей (функций зависимости кинематических величин от времени) по графику

8.На рис. изображен график зависимости координаты тела от времени. Определите кинематический закон движения этого тела

  1. x(t) = - 2 + 2t
  2. x(t) = – 2 – 2t
  3. x(t) = 2 – 2t
  4. x(t) = 2 + 2t

Определение перемещения и пути по графику

9.Камень брошен вертикально вверх. Проекция его скорости на вертикальное направление изменяется со временем согласно графику на рисунке. Чему равен путь, пройденный камнем за первые 3 с?

  1. 30 м
  2. 45 м
  3. 60 м
  4. 90 м

10.Камень брошен вертикально вверх. Проекция его скорости на вертикальное направление изменяется со временем согласно графику на рисунке к заданию 9. Чему равно перемещение камня за 6 с?

  1. 30 м
  2. 45 м
  3. 60 м
  1. На рисунке дан график зависимости проекции скорости тела, движущегося вдоль оси Ох, от времени. Чему равен путь, пройденный телом к моменту времени t = 10 с?
  1. 1м 2) 6м 3) 7м 4) 13м

УРАВНЕНИЯ

  1. Движение самолета при разбеге задано уравнением: x = 100 + 0,85t 2 , м Чему равно ускорение самолета?
  1. 0 м/с 2
  2. 0,85 м/с 2
  3. 1,7 м/с 2
  4. 100 м/с 2

13.Уравнение зависимости проекции скорости движущегося тела от времени: v x = 5 - 3t (м/с). Каково соответствующее уравнение проекции перемещения тела?

1) S x = 5 t - 3 t 2 2) S x = - 3 t + 10 t 2

3) S x = 5 t - 6 t 2 4) S x = 5 t - 1,5 t 2

14.Зависимость координаты от времени для некоторого тела описывается уравнением х = 8t – t 2 . В какой момент времени скорость тела равна нулю?

ТАБЛИЦЫ

15.Четыре тела двигались по оси Ох. В таблице представлена зависимость их координат от времени.

t, с

x 1 м

х 2 , м

х 3 , м

х 4 , м

У какого из тел скорость могла быть постоянна и отлична от нуля?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Движение по окружности

1.При равномерном движении по окружности модуль вектора изменения скорости при перемещении из точки А в точку В (см. рис.) равен

L) 0 2) v 3) v 4) 2 v

2. Какая из физических величин не изменяется при равномерном движении по окружности?

  1. Перемещение
  2. Ускорение
  3. Скорость
  4. Все перечисленные выше величины изменяются

3.Автомобиль движется по закруглению дороги радиусом 20 м с центростремительным ускорением 5 м/с 2 . Скорость автомобиля равна

  1. 12,5 м/с
  2. 10 м/с
  3. 5 м/с
  4. 4 м/с

4.Материальная точка, двигаясь равномерно по окружности против часовой стрелки, через 3 секунды первый раз попала из точки А в точку В (см. рисунок). Частота обращения точки равна

  1. 1/12 с -1
  2. 1/4 с -1
  3. 1/3 с -1
  4. 1/2 с -1

5.На рисунке изображены положения шарика, равномерно движущегося по окружности радиусом 1 м в горизонтальной плоскости. Положения шарика зафиксированы через каждые 0,1 с. Каков модуль скорости шарика?

1) 1,07 м/с 2) 3,14 м/с 3) 6,28 м/с 4) 31,4 м/с

6. Точка движется с постоянной по модулю скоростью v по окружности радиуса R . Как изменится центростремительное ускорение точки, если ее скорость увеличить вдвое, а радиус окружности вдвое уменьшить?

1)уменьшится в 2 раза

3)увеличится в 4 раза

2)увеличится в 2 раза

4)увеличится в 8 раз

  1. Две материальные точки движутся по окружностям радиусами R 1 и R 2 = 3R 1 с одинаковой угловой скоростью. Отношение модулей их центростремительных ускорений a 2 / a 1 равно

Блок В

Тело брошено под углом к горизонту. Как меняются в ходе полета до верхней точки траектории модуль его скорости, проекция скорости на горизонтальную ось и ускорение?

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.

Предварительный просмотр:

Кинематика Движение по окружности Страница из

Кинематика 3 вариант

ГРАФИКИ

Определение вида движения по графику

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Определение и сравнение характеристик движения по графику

  1. 40 км/ч
  2. 50 км/ч
  3. 60 км/ч
  4. 75 км/ч
  1. v 1 > v 2 = v 3
  2. v 1 > v 2 > v 3
  3. v 1 2 3
  4. v 1 = v 2 > v 3
  1. Четыре тела движутся вдоль оси Оx .На рисунке изображены графики зависимости проекций скоростей υ x от времени t для этих тел. Какое из тел движется с наибольшим по модулю ускорением?

1) 1 2) 2 3 ) 3 4) 4

  1. 2
  2. 3
  3. 4
  4. 5
  1. v x = – 30 + 10 t
  2. v x = 30 + 10 t
  3. v x = 30 – 10 t
  4. v x = – 30 + 10 t

Определение перемещения и пути по графику

  1. Камень брошен вертикально вверх. Проекция его скорости на вертикальное направление изменяется со временем согласно графику на рисунке к заданию 7. Чему равен путь, пройденный камнем за все время полета?
  1. 30 м
  2. 45 м
  3. 60 м
  4. 90 м

9.Камень брошен вертикально вверх. Проекция его скорости на вертикальное направление изменяется со временем согласно графику на рисунке к заданию 7. Чему равно перемещение камня за первые 3 с?

  1. 0 м
  2. 30 м
  3. 45 м
  4. 60 м

10.Тележка начинает движение из состояния покоя вдоль бумажной ленты. На тележке стоит капельница, которая через равные промежутки времени оставляет на ленте пятна краски.

Выберите график зависимости величины скорости от времени, который правильно описывает движение тележки.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

УРАВНЕНИЯ

11.Движение легкового автомобиля задано уравнением: x = 30t + 0,7t 2 +150 , м. Чему равна начальная скорость автомобиля?

1) 0,7 м/с 2) 1,4 м/с 3) 30 м/с 4) 150 м/с

12.Уравнение зависимости проекции скорости движущегося тела от времени: v x = 3 +2t (м/с). Каково соответствующее уравнение проекции перемещения тела?

1) S x = 2 t + 3 t 2 2) S x = 4 t + 3 t 2 3) S x = 3 t + 6 t 2 4) S x = 3 t + t 2

13.Зависимость координаты от времени для некоторого тела описывается уравнением х = 8t – 2t 2 . В какой момент времени скорость тела равна нулю?

  1. 0,5 м/с 3

    3

    3

    3

    3

    х 3 , м

    0

    1

    4

    9

    16

    25

    х 4 , м

    0

    2

    0

    -2

    0

    2

    У какого из тел ускорение могло быть постоянно и отлично от нуля?

    1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

    Движение по окружности

    1. Часовая и минутная стрелки различаются размерами и скоростями. Куда направлено центростремительное (нормальное) ускорение конца часовой стрелки (короткая стрелка) в положении, которое изображено на рис. а? На рис. б указаны варианты направлений ускорения часовой стрелки.

    1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

    1. Кинематическое уравнение движения некоторой точки по окружности имеет вид s = 2t (все величины в системе СИ). Точка находится на расстоянии 0,4 м от центра окружности. Центростремительное ускорение указанной точки равно

    1) 12,5 м/с 2 2) 10 м/с 2 3) 5 м/с 2 4) 0,8 м/с 2

    1. Период обращения тела, движущегося равномерно по окружности, увеличился в 2 раза. Частота обращения
    1. возросла в 2 раза
    2. уменьшилась в 2 раза
    3. возросла в 4 раза
    4. уменьшилась в 4 раза

    4 .Период равномерного движения материальной точки по окружности равен T , радиус окружности R . Точка пройдет по окружности путь, равный πR , за время

    5. Материальная точка равномерно движется со скоростью v по окружности радиусом r . Если скорость точки будет вдвое больше, то модуль ее центростремительного ускорения

    1. не изменится
    2. уменьшится в 2 раза
    3. увеличится в 2 раза
    4. увеличится в 4 раза
    1. Две материальные точки движутся по окружностям радиусами R 1 и R 2 , причем R 2 = 2R 1 При условии равенства линейных скоростей точек их центростремительные ускорения связаны соотношением
    1. a 1 =2a 2
    2. a 1 =a 2
    3. a 1 =0,5a 2
    4. a 1 =4a 2
    1. К боковой поверхности цилиндра, вращающегося вокруг своей оси, прижимают второй цилиндр с осью, параллельной оси первого, и радиусом, вдвое превосходящим радиус первого. При совместном вращении двух цилиндров без проскальзывания у них совпадают
    1. центростремительные ускорения точек на поверхности
    2. периоды вращения
    3. частоты вращения
    4. линейные скорости точек на поверхности

    Часть В

    1. Материальная точка движется с постоянной скоростью по окружности радиуса R, совершая один оборот за время T. Как изменятся перечисленные в первом столбце физические величины, если радиус окружности увеличится, а период обращения останется прежним?

    Установите соответствие между физическими величинами и их изменением: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.

    Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

    А

    Б

    В