Егэ по обществу задания с5 с6. Задание С5 по обществознанию. Называние одних и тех же признаков в различных формулировках

2. 1. 0. С5. Какую формулу, характеризующую современную глобализацию, вывел автор? В чем, по его мнению, проявляется «элитарность» глобализации? Какие данные автор приводит в подтверждение своих оценок? Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл). Балл. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: авторскую формулу современной глобализации: «асимметричная взаимозависимость»; объяснение «элитарности» глобализации: «Главным субъектом, «распорядителем» процесса глобализации выступает постиндустриальный Запад, а остальные части мира, хотя происходящее в них и оказывает обратное действие на западные общества, все же скорее являются объектами (или жертвами) этого процесса»; данные в подтверждение: «Запад, имея менее 15% населения Земли, контролирует более 70% мировых ресурсов, производства, торговли, потребления». В ответе присутствуют три элемента. В ответе присутствуют любые два элемента. В ответе присутствует один любой элемент, или ответ неверный.

Слайд 23 из презентации ««ЕГЭ по обществознанию» 11 класс» . Размер архива с презентацией 239 КБ.

Обществознание 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Порядок проведения выборов» - Укажите на нарушение избирательного права. Поурочное решение тестовых заданий. Комплекс правовых норм о порядке выборов. Официальный документ в РФ. Назовите пропущенное слово. Избирательное право. Избиратели. Верны ли следующие суждения. В этот период запрещено проводить предвыборную агитацию. Женщины российского политического олимпа. Целенаправленная работа. День голосования. Избирательная система.

««Политика» обществознание» - Тоталитаризм. Избирательное право. Демократия. Характеристика федераций. Характеристика коммунистической идеологии. Характеристика конфедераций. Политические идеологии. Механизм дееспособности власти. Государство. Власть. Характеристика неолиберализма. Политическая власть. Монархия. Республика. Государственная власть. Политическая культура. Характеристика либерализма. Политика: понятие, субъекты и объекты.

«Задания части С по обществознанию» - Существование в РФ многопартийности. Задание, требующее выражения и аргументации. Отдельные существенные вопросы. Отдельные формулировки плана некорректны. Предложите свой способ перспективного решения. Проблемы в оценивании заданий первой модификации. Одно из самых сложных по технологии выполнения. Структура ответа не соответствует плану сложного типа. Ответ содержит позиции. Объясните. Разные формулировки условий.

«Биография Маркса» - Материалистическое понимание истории. Карл Маркс. Собрание сочинений. Учение в экономике. Работа в газете. Социализм во всех сферах жизни. Марксизм. Биография. Прибавочная стоимость. Философский материализм. Труды Маркса. Социализм. Деятельность Карла Маркса. Теория классовой борьбы. Творчество Карла Маркса. Стоимость.

«Военная служба по контракту» - Вопросы для закрепления. Отбор кандидатов для поступления на военную службу. Дополни предложение. Прохождение военной службы по контракту. Государственные льготы. Военная служба по контракту. Основания для отказа. Требования к кандидатам службы по контракту. Особенности службы по контракту. Знания по вопросам. Цель урока. Сроки службы по контракту.

«Политика ЕГЭ» - Функционирование нескольких политических партий. Три функции политической партии. Политика. Запишите слово, пропущенное в схеме. Избирательная система во Франции. Суждения. Внешняя функция государства. Государство, характеризующееся единой системой высших государственных органов. Количество голосов. Государство. Суждения о политической партии. Цель общества. Образовательное учреждение. Демократия.

В помощь выпускнику: «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию». Обществознание - один из самых выбираемых предметов выпускниками школ, т.к. он является профилирующим во многих ВУЗах России. Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимы не только знания, но еще и умения их применять на практике (решение тестовых заданий). Без выполненной части С не может быть высокого балла. Полное правильное выполнение заданий части 3 (С) оценивается от 2 до 5 баллов, С1,С2,С5 - по 2 балла, задания С3, С4,С6,С7, С8по 3 балла, задания С9- 5 баллов, всего за часть С – 26 баллов. В помощь тем ребятам, которые решили в этом году сдавать обществознание, подобраны однотипные задания части С. Задание С5 – задание повышенного уровня на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте. Встречаются две модели этого задания: -первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.); - вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные. Задания части С5 С5. 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании. С5.2. Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему. С5.3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «школьное образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о школьном образовании. С5.4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономические ресурсы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономических ресурсах. С5.5. Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики. С5.6. Назовите любые три функции политики в государстве. С5.7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом поведении. С5.8. Приведите три причины объединения людей в группы. С5.9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности. С5.10. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском браке. С5.11. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите три любые фактора, влияющие на решение избирателя. С5.12. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рынке труда. С5.13. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах общества. С5.14. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях. С5.15. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политическая элита»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической элите. С5.16. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданстве. С5. 17. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предложите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины. С5.18. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле. С5.19. Сформируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе. С5.20. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании. С5.21. Назовите три функции современной науки. С5.22. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех предложений. С5. 23. Назовите три исторических типа общества. С5. 24. Назовите любые три группы потребностей человека. С5. 25. Назовите любые три глобальные проблемы современности. С5.26. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности. С5. 27. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур С5. 28. Назовите любые три причины объединения людей в группы. С5. 29. Назовите три имущественных права супругов. С5. 30. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике. С5. 31. Назовите любые три фактора социализации личности. С5. 32. Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт С5.33. Перечислите любые три функции государственной власти, характерные для демократического государства. С5.34. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии. С5.35. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе. С5.36. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях. С5.37. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности. С5.38. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации. С5.39. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «международное разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о международном разделении труда. С5.40. Назовите любые три типа мировоззрения. С5.41.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности человека. С5.42. Назовите три субъекта экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции. С5.43.Назовите любые три фактора, которые влияют на увеличение предложения товаров. С5.44. .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «контркультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о контркультуре. С5.45. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях. С5.46. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познания». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о познании. С5.47. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о производителе. С5.48. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «революция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о революции. С5.49. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о безработице. С5.50. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической идеологии. ОТВЕТЫ к заданиям С5. С5.1. 1). «Научные знания – это знания, приобретенные с помощью специальных методов в науке». Предложения: -Научные знания включают гипотезу. -Один из методов выявления научных знаний является эксперимент. С5.2. -связь общества с природой; -наличие подсистем; -взаимосвязь частей и элементов общественной структуры; - постоянные изменения в жизни общества. С5.3. «Школьное образование- это этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков, в возрасте 7-17 лет» Предложения: -Школьное образование - важнейший этап социализации личности. - Одна из задач школьного образования - подготовка молодого поколения к трудовой деятельности (поступление в высшие учебные заведения). С5.4. «Экономические ресурсы - это те факторы, с помощью которых в процессе производства создаются услуги и товары». Предложения: - Большинство экономических ресурсов ограничено. -Одним из важнейших экономических ресурсов является труд. С5.5. – строгое отделение законодательной власти от исполнительной; - исключение совмещений правительственных должностей и мест депутатов в парламенте; - президент избирается на выборах, отдельно от парламентских; - исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента. С5.6. – обеспечение стабильности государства; -мобилизационная; -управленческая; -гуманитарная. С5.7. «Политическое поведение- это поступки человека, характеризующие его взаимодействие с политическими институтами». Предложения: - Политическое поведение личности объясняется его ценностными установками. -Одной из форм политического поведения является участие в демонстрациях и митингах. С5.8. – группы удовлетворяют потребности человека в социальной принадлежности; - в группе человек удовлетворяет тот или иной интерес; -в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку; - человек принадлежит к той или иной группе по интересам; -человек принадлежит к определенной группе по возрасту, полу, социальному положению. С5.9. «Социализация личности - это усвоение ею основных накопленных обществом знаний и норм общественной жизни». Предложения: -Институтом первичной социализации выступает семья. -Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни. С5.10. «Гражданский брак- это брак, зарегистрированный на законных основаниях в органах ЗАГС». Предложения: - Только гражданский брак порождает правовые отношения между супругами. - Наряду с гражданским браком различаются браки фиктивные, церковные. С5.11.- уровень дохода и образования избирателя; -влияние социальной сферы; -позиция СМИ; -национальные, религиозные факторы. С5.12. «Рынок труда- совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обмениваться своими трудовые услуги на деньги и иные материальные блага. Предложения: - Рынок труда характеризуется мобильностью. -Рынок труда отражает структуру и общее состояние экономики региона и страны в целом. С5.13. «Социальная группа- это совокупность людей, имеющих какой- либо общий значимый социальный признак» или «Социальная группа- любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям». Предложения: - Социальные группы подразделяются по численности, характеру, возрасту, полу. - В социальных группах человек может себя реализовать как личность. - В социальных группах человек реализует свои интересы. С5.14. понятие: «Мировые религии - это группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращенная ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих». Два предложения: - Самой молодой из мировых религий является ислам. -«К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам». - «Одной из самых первых мировых религий был буддизм, возникший в Древней Индии». С5.15. «Политическая элита- это группа людей, занимающих высшие позиции в политической иерархии» или «Политическая элита - относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти». Предложения: -Политическая элита составляет меньшинство общества, обладающая качествами лидерства. -Политическая элита обновляется в процессе избирательной компании. С5. 16. «Гражданство- это устойчивая правовая связь человека с государством» или «Гражданствоэто принадлежность человека к какому- либо государству». Предложения: - Гражданство может быть получено человеком от рождения. -Гражданство – это не только принадлежность к государству, но и взаимные обязанности человека и государства, к которому он принадлежит. С5.17. -низкая активность может быть связана с политической стабильностью в обществе; - избиратели не доверяют властям; -люди заняты своей жизнью, нет интереса к политике; - кризисные явления в обществе, не способность властей найти выход. С5.18. «Социальный контроль- это система способов воздействия на общество, социальных групп на личность». Предложения: - Социальный контроль направлен на обеспечение выполнения норм членами общества. - Социальный контроль- это один из методов, направленных на поддержание стабильности социальной системы государства. С5.19. 1) Деятельность политических партий выявить и обобщить разнообразные социальных интересов. 2) Политические партии выдвигают кандидатов на выборах. 3) Политические партии разрабатывают альтернативные варианты политических курсов страны. 4) Политические партии осуществляют представительство интересов определенных блоков социальных сил в обществе. С5.20. «Образование- это целенаправленный процесс получения знаний и умений, навыков, либо их усовершенствование» или «Образование – специальная сфера социальной жизни, в которой создаются все условия для развития членов общества в процессе усвоения ценностей культуры». Предложения: -Образование необходимо для развития и самореализации личности. -Образование – это процесс овладения людьми культурными ценностями, накопленными предыдущими поколениями. С5. 21. –культурно- мировоззренческая функция; - социальная функция; --производительная сила общества; -катализатор процесса непрерывного совершенствования производства; - выступает участником производства; - определяет уровень технологии и организации производства; - влияет на подготовку квалифицированной рабочей силы. С5.22. – ограниченность пахотных земель; -исчерпаемость полезных ископаемых; -ограниченность трудовых ресурсов. С5. 23. – традиционное (аграрное); -индустриальное; -постиндустриальное (информационное). С5. 24.-биологические (жизненные, физиологические); -социальные; -идеальные; -престижные. С5.25. –угроза экологического кризиса; -проблемы войны и мира; -проблема «Север- ЮГ»; -демографическая проблема; -угроза международного терроризма. С5. 26. – семья; -школа; -СМИ; -трудовой коллектив; -религия. С5. 27. 1) смысл понятия, например: – диалог культур – это взаимодействие культур, обмен ценностями. Предложения: - «Диалог культур – процесс, последствия которого неоднозначны». - «Диалог культур может способствовать как взаимному обогащению культур, так и уничтожению некоторых из них». С5.28. В ответе могут быть названы причины, например: 1) группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности; 2) в группе человек удовлетворяет тот или иной интерес; 3) в группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку. Могут быть названы и иные причины. С5.29. В ответе могут быть названы следующие права супругов: - право на имущество, нажитое в браке; - право на личное владение имуществом, которое было приобретено до брака; - право на личное владение имуществом, полученным в дар, как до брака, так и во время совместной супружеской жизни. С5.30. В ответе могут быть названы следующие условия: 1) свободное ценообразование; 2) законодательное закрепление многообразия форм собственности; 3) обеспечение правовой защиты прав собственности; 4) государственная поддержка конкуренции и предупреждение монополизма; 5) развитие предпринимательства и деловой активности населения. С5.31. В качестве факторов могут быть указаны: 1) семейные воспитательные традиции; 2) социальное окружение; 3) социальные нормы; 4) коммуникативные способности. Могут быть названы и иные факторы. С5.32. Могут быть указаны такие черты, как наличие - ролевой системы (ученик, учитель); - совокупности учреждений (институт, школа); - регулирующих правил (закон об образовании, устав вуза); - важных общественных функций (социализация молодежи). С5.33. В ответе могут быть перечислены следующие функции: 1) обеспечение прав и свобод граждан; 2) развитие парламентаризма; 3) согласование интересов основных социальных групп. С5.34. 1) смысл понятия, например: «Политическая партия – добровольная и устойчивая организация единомышленников, которая выражает политические интересы определенного социального слоя, связывая их достижение с государственной властью»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения, содержащие информацию о политической партии, например: – «Политическая партия имеет программу, которая определяет ее цель, стратегию и тактику»; – «По идеологическим основаниям выделяют либеральные, консервативные, социалистические, коммунистические, националистические политические партии». С5.35. 1) смысл понятия, например: «социальная группа – это любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий значимый социальный признак»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о социальных группах, опирающейся на знания курса, например: – «Социальные группы подразделяются по численности, характеру взаимодействия, способу организации, степени организованности, продолжительности существования, характеру, возрасту и полу». – «В группах человек реализует свою социальную (общественную) сущность». С5.36. понятие: «Мировые религии - это группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращенная ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих». Два предложения: - «Мировые религии обращены к каждому верующему лично». -«К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам». С5.37. 1) совершенствование и развитие производительных сил; 2) результат социального прогресса. С5.38. Понятие: -как ступень исторического развития человечества; -как синоним культуры; - как уровень развития определенного региона, отдельного этноса. Предложения: -В современных условиях известны такие основные цивилизации, как западная, восточноевропейская, мусульманская, китайская и др. -Цивилизация в своем развитии проходит длительный процесс. С5.39. Понятие: -международное разделение труда - это такая организация производства, при которой каждая страна, специализирующая на выпуске определенных товаров, получая в обмен за них то, в чем она нуждается. Предложения: - Международное разделение труда зародилось в мануфактурный период развития капитализма. - На основе международного разделения труда между странами возникают разнообразные экономические связи. С5.40. – обыденно- практическое (житейское); -мифологическое; -религиозное; -научное. С5.41. Понятие: - личность- это человеческий индивид как субъект общественных отношений и сознательной деятельности; -личность- это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества; -личность- это такое понятие, которое показывает, что те или иные черты проявляются у индивида и являются социально значимыми. Предложения -Личность характеризуется как уникальность, своеобразие, неповторимость данного человека. -Личностью является человек, который проявляет активную жизненную позицию и несет ответственность за свой выбор. С5.42. 1) заемщики; 2) правительство; 3)лица, держащие накопления в виде недвижимости, драгоценностей, произведений искусства. С5.43. 1)уменьшение стоимости факторов производства; 2)изменение технологий; 3)увеличение продавцов на рынке; 4) изменение цены на товар. С5.44. Понятие: -Контркультура - оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Предложения: - Для контркультуры характерен отказ сложившихся социальных условностей, моральных норм и стандартов культуры. -Последователи контркультуры стремятся к нестандартному толкованию социальных норм, принятых в данной стране. С5.45. Понятие: -общественные отношения - это многообразие связей, возникающие между социальными группами. Предложения: - Общественные отношения складываются во всех сферах жизни людей. -Не все возникающие отношения между людьми относятся к общественным отношениям. С5.46. Понятие: -Познание- это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека. Предложения: -В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. - Познание представляет собой основной способ познания человека. С5.47. Понятие: -Производитель- это субъект экономической деятельности. Предложения: - Производителем может выступать отдельный человек, предприятие, фирма. -Производитель стремится поступать рационально: получать наибольшую прибыль с наименьшими затратами. С5.48. Понятие: -Революция - коренное, качественное изменение в обществе, познании, каком- либо явлении. Предложения: -Революция носит скачкообразный характер. - По характеру противоречий в обществе определяется тип революции. С5.49. Понятие: -Безработица- это социально- экономическое явление. При котором часть работоспособного населения страны не может трудоустроится и становится резервной армией труда. Предложения: -Государство должно бороться с безработицей. -Безработица может быть структурной и фрикционной. С5.50. Определение: -Политическая идеология- это совокупность взглядов и идей, отражающих понимание власти, государственного устройства, способа управления обществом. Предложения: - Основными политическими идеологиями выступают консерватизм, либерализм, социал-демократия и коммунизм. -В политической идеологии отражены интересы определенных групп населения страны.

С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

В начале статьи хотелось бы обратить внимание 11-классников на то, что модель ЕГЭ по обществознанию в 2014 году остается прежней. Экзаменационная работа по обществознанию, согласно демонстрационному варианту, как и ранее, состоит из трех частей, различающихся по содержанию, уровню сложности и количеству заданий.

Часть 1 содержит задания двух уровней: 14 заданий базового уровня сложности и шесть повышенного уровня.
Часть 2 содержит четыре задания базового уровня (В1, В2, В3 и В8) и четыре задания повышенного уровня сложности (В4, В5, В6, В7).
В части 3 – два задания базового уровня (С1 иС2) и семь заданий высокого уровня сложности (С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9) 1 .

Но изменения в 2014 году все-таки будут.
1. Усовершенствованы формулировка, критерии оценивания и изменен максимальный балл (3 балла вместо 2) за выполнение задания С5.
2. Изменен максимальный балл за полное правильное выполнение всей работы (60 вместо 59). Дополнительный балл получается за счет повышения баллов за задание С5.

Рассмотрим изменения в С5 более подробно.
Напомню, что С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое всмысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Пример С5 из заданий прошлых лет

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения,содержащие информацию о политическом режиме 2 .

Предполагаемый ответ:
1) смысл понятия, например: «Политический режим – совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество»; (может быть приведено иное, близкое по значению определение.)
2) два предложения с информацией о политическом режиме,опирающейся на знания курса, например: «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»; «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».

Если был раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте, то ставилось 2 балла.

Если был раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, или смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия, то ставился 1 балл.

И третья ситуация: смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества и качества составленных предложений, или раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, или одно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в составленных(-ом) предложениях(-и) привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, или смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, или ответ неправильный, то – 0 баллов. Как мы видим, максимальный балл – 2.

В КИМ ЕГЭ 2014 г. задание С5 будет звучать иначе.

Пример С5 3 .
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Задание стало сложнее, у выпускника выбора стало меньше. Новое требование задания – сформулировать предложения о двух конкретных аспектах понятия. Его введение, как считают разработчики, позволит более четко структурировать ответ.

Сначала определим смысл понятия «политический режим». Ответ может быть таким: «Совокупность средств и методов, припомощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество».

Далее требуется составить два предложения: одно с информацией о критериях выделения типов политических режимов, другое – об особенностях демократического режима. Обращаю ваше внимание на то, что при составлении предложений необходимо использовать обществоведческие знания. Являясь экспертом по проверке заданий части С, часто сталкиваюсь с тем, что очень много так называемых «пустых» предложений, т. е. неинформативных суждений.

Вспомним сначала классификацию политических режимов в зависимости от критериев.

Существует множество классификаций политических режимов по разным критериям 4:
1) по тому, кто является источником власти и доминирует в отношениях между властью, обществом и личностью (демократические, авторитарные, тоталитарные);
2) по форме правления (монархические и республиканские);
3) по характеру формирования правящей элиты (открытые и закрытые);
4) по составу правящих кругов – военные, гражданские, теократические и т. д.;
5) по доминирующим методам осуществления власти (диктаторскиеи либеральные).

Повторив теорию, теперь составим предложение синформацией о критериях выделения типовполитических режимов. Предложение может быть таким: «Критерием выделения демократических и недемократических режимов является степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина ». Обратите внимание, предложение должно включать в себя понятие «критерий ». Если вы напишите просто «Политические режимы бывают демократическими и недемократическими», такое предложение получит 0 баллов.

Вспомним особенности демократического режима.
Демократия:
1. Основана на признании естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности. 2. Поощряет активное участие народав политической жизни.
3. Формирует механизмы общественного контроля, ограничивает всевластие государства.
4. Создает условия для постоянногообновления властных структур. 5. Стимулирует многообразие общественной жизни.
6. Предполагает отказ от диктатуры и насилия как способов разрешения конфликтов.

Составляем второе предложение: «Особенностью демократического режима является признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности ».

И снова обращаю ваше внимание на то, что в предложении обязательно должно прозвучать словосочетание «особенность демократического режима ».

В демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию указаны критерии такого задания.

Наименование Баллы
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию осоответствующих аспектах понятия. 3
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.
2

ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
1
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ
Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл 3

Итак, еще раз сравним формулировку заданий С5 и правильность выполнения

2013 г. 2014 г.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
смысл понятия:
совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующеевоздействие на общество;
смысл понятия:
совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
два предложения:
«Политический режим отражает уровень политической свободы общества»; «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».
два предложения:
«Критерием выделения демократических и недемократических режимов является степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина». «Особенностью демократического режима является признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности».

Мы выяснили изменения в формулировке задания С5. Теперь сравним критерии оценивания.

2013 г. 5 2014 г. 6
Раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. 2 Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия. 3
Раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ
Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен вдвух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия.
1 Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведеныошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованиемзадания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.
2
Смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества икачества составленных предложений.
ИЛИ
Раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, илиодно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в составленных(-ом) предложениях(-и) привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.
ИЛИ
Смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено однопредложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0 Правильно раскрыт только смысл понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведеныошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
1
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве другихэлементов ответа. ИЛИ
Смысл понятия не раскрыт при любом количестве другихэлементов ответа.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл 2 Максимальный балл 3
Примечания:
1 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию.
2 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
3 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.
4 Сорокина Е.Н., Поурочные разработки по обществознанию. Профильныйуровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009. С. 134.
5 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
6 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Спецификация контрольных измерительных материалов дляпроведения в 2014 годуединого государственного экзаменапо обществознанию.
2. Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.
4. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009.

«ЕГЭ по обществознанию» - Как выбрать тему эссе? ПОПС- метод. Рекомендации ученикам. Ищите смысловые и структурные связи. Мельникова О.Г. Учитель высшей категории МОУ «Гимназии №1» г. Владивостока. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? Начинайте восхождение от простых к более сложным заданиям. Практические советы учителям и ученикам.

«Эссе по обществознанию ЕГЭ» - Внутреннее смысловое единство. Пример Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей). 2. Грамотно определить круг подлежащих рассмотрению вопросов. 3. Я полностью согласен с данным высказыванием. Лат. exagium - взвешивание. 1. Наличие конкретной темы или вопроса.

«Эссе для обществознания» - К структуре экзаменационного эссе строгих, формализованных требований не предъявляется. Автор: Кравченко Т.В.,тьютор, учитель истории и обществознания МОУСОШ№9 Павловского района. Продуманной структурой. Эссе по обществознанию.Изменения критериев оценивания в 2009г. Вступительная часть. Эссе по обществознанию должно.

«Эссе по обществознанию» - Как правильно организовать работу по написанию эссе? Определение проблемы. Как выбрать одно из шести предложенных высказываний. Прочитайте все имеющиеся в задании С9 цитаты. Выявление проблемы осуществляется в процессе обобщения. Для работы необходим черновик. Образец черновика. Каковы критерии оценивания эссе?

«Обществознание ЕГЭ» - Обратить внимание на задание С5. Обратите внимание! 10 июня обществознание 14 июня история. Особенности единого государственного экзамена. Важно! Особенности обществознания, как школьного предмета. Обществознание 2011 год. Ответы заполняются в бланке, как горизонтально, так и вертикально. ЕГЭ обществознание в 2010 г.

«Задания ЕГЭ по обществознанию» - При ответе на подобные типы заданий типичными являются следующие ошибки: Сокращено число заданий с выбором ответа (ч.А - с 24 до 22). Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере - функция государства. Составитель - ст. преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Аверьянова Ирина Юрьевна.

С5 Назовите любые три мыслительных действия , необходимые для раскрытия сущности явления.

В ответе могут быть названы следующие мыслительные

действия:

1) сравнение;

2) уподобление;

3) обобщение;

4) абстрагирование

Могут быть названы другие мыслительные действия.

С5 Перечислите три характерных признака командно-административной экономической системы.

В ответе могут быть названы следующие признаки:

1) контроль над производством и распределением со стороны государства;

2) преобладание (господство) государственной собственности на средства производства;

3) централизованное ценообразование;

4) административные методы управления.



С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

Данное задание проверяет умение применять обществоведческие понятия в заданном контексте. оно, казалось бы, может считаться относительно простым. Однако необходимо обратить внимание учащихся, что правильный ответ состоит из трёх элементов: раскрытия смысла понятия и двух предложений с информацией о явлении, которое обозначается данным понятием.

Нередко экзаменуемые понимают формулировку задания как необходимость раскрыть смысл понятия в двух предложениях. Это ведёт к потере как минимум одного балла. Да и, как показывает практика, составить два предложения с пусть и с простейшей информацией о социальном явлении или объекте зачастую оказывается не так-то легко.


С5 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политическая элита»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о политической элите.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: политическая элита - это группа людей, занимающих высшие позиции в политической иерархии;

2) два предложения с информацией о политической элите, опирающейся на знания курса, например:

К политической элите относят главу государства, высших государственных чиновников, депутатов парламента, лидеров крупных политических партий и общественных движений

Политическая элита обновляется в процессе избирательных кампаний, а также за счёт действия механизма государственной службы.



Типичные ошибки при выполнении данного задания:

  • Называние несущественных признаков понятия.

  • Указание не характеристик конкретного социального объекта, а более общих родовых признаков класса, куда входит этот объект.

  • Называние одних и тех же признаков в различных формулировках.

  • Называние признака понятия и его конкретизация, уточнение, которое не может считаться самостоятельным признаком.

  • Описание отдельных проявлений того или иного социального явления, не могущих считаться его признаком (например: «признак массовой культуры - её часто показывают по телевизору», «в административной системе много чиновников и бюрократов»).


Задания С6

Можно выделить три модели данного задания:

1. Раскрытие на примере:

Раскройте на трёх примерах глобальный характер экологических проблем современного общества;

Раскройте на трёх примерах различные проявления воздействия политики на культуру.

2. Подтверждение примером:

Подтвердите тремя примерами наличие в современной России политического плюрализма;

Подтвердите тремя примерами действие принципа разделения властей в государственной системе РФ.