Когда заканчивается утренняя литургия в вербное воскресение. Старинные традиции празднования. Свойства освященной вербы

Расписание общественных богослужений в храмах.

Во сколько часов начинается и заканчивается утренняя ранняя и поздняя служба в церкви?

Важно: каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений! Общего расписания для всех храмов не существует!

Две литургии, ранняя и поздняя, служатся по большим христианским праздникам и воскресным дням в храмах, имеющих большие приходы.

Ранняя служба совершается в 6-7 часов утра, поздняя - в 9-10 часов утра. В некоторых храмах время смещается на 7-8 часов утра для ранней службы и 10-11 часов утра - для поздней.

Длительность общественного богослужения 1,5-2 часа. В некоторых случаях длительность утренней литургии может составлять 3 часа.

Во сколько часов начинается и заканчивается вечерняя и ночная служба в церкви?

Вечернее общественное богослужение служится не ранее 16:00 и не позднее 18:00. Каждый храм составляет свое расписание.

Длительность богослужения составляет 2-4 часа и зависит от значимости приближающегося праздника. По Уставу вечерня может быть вседневной, малой и великой.

Вседневная вершится в будние дни, если на них не выпадает праздник с полиелеем или бдением.

Малая является частью Всенощного бдения. Великая служится в большие праздники и может отправляться отдельно или объединяться с утреней.

Мир изменяется, и эти изменения влияют, в том числе, и на церковный Устав. Ночные или всенощные бдения редко длятся от трех до шести часов (для монастырей). В обычных храмах длительность ночной службы 2-4 часа.

Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава.

Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви сегодня: в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу?

Причастие и окончание Литургии

Суточный круг церковных богослужений состоит из девяти разных служб. Сюда входят:

  • Вечерня - с 18:00 - начало круга,
  • Повечерие,
  • Полунощница - с 00:00,
  • Утреня,
  • 1-й час - с 7:00,
  • 3-й час - с 9:00,
  • 6-й час - с 12:00,
  • 9-й час - с 15:00,
  • Божественная литургия - с 6:00-9:00 и до 12:00 - не входит в суточный круг богослужений.

В идеале в каждом действующем храме эти богослужения должны отправляться ежедневно, однако, на практике суточный круг свершается только в больших храмах, кафедральных соборах или монастырях. В малых парафиях обеспечить постоянное богослужение в таком ритме невозможно. Поэтому каждый приход определяет свой темп, согласовывая его со своими реальными возможностями.

Из этого следует, что точное расписание богослужений нужно узнавать в храме, который вы собираетесь посетить.

Примерное время проведения утренних и вечерних служб приводится в начале статьи.

Во сколько часов начинается и заканчивается субботняя служба в церкви?

Внимательно прочитав предыдущую часть статьи, вы, скорее всего, обратили внимание на тот факт, что начало литургического дня соответствует не 00:00 (как принято в мирской жизни), а 18:00 (предыдущего календарного дня).

Что это значит?

Это значит, что первое субботнее богослужение начинается в пятницу после 18:00, а последнее - заканчивается в субботу до 18:00. Самым важным субботним богослужением является полная Божественная Литургия.

Как правило, субботние богослужения посвящаются преподобным отцам и матерям, а также - всем святым, к которым обращаются с соответствующими молитвами. В этот же день происходит и поминовение всех усопших.

Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви в воскресенье?

Первое воскресное богослужение начинается в субботу после 18:00, а последнее - заканчивается в воскресенье до 18:00. Воскресные богослужения наполнены темой Воскресения Господнего. Именно поэтому воскресные службы, особенно Божественная Литургия, являются самыми знаковыми в седмичном цикле богослужений.

Точное расписание богослужений уточните в храме, который собираетесь посетить.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви: расписание

Примерное время утренних и вечерних служб вы можете найти в начале статьи.

Каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений, в том числе праздничных. Общего расписания для всех храмов не существует!

Как правило, Уставом предписывается служить в праздничные дни так называемое «всенощное бдение» - особенно торжественное богослужение, которое в современной интерпретации сохранило разделение на вечерню и утреню.

Кроме того, в дни двенадцатидесятых и других больших праздников обязательно происходит Литургия, во время которой верующие причащаются.

Вместе с тем, каждое праздничное богослужение имеет свойственные исключительно ему одному сопровождающие тексты и обряды, что не может не сказаться на длительности богослужения.

Во сколько часов начинается и заканчивается Рождественская служба в церкви?



Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя
  • Служба 1-го часа. Время - с 7:00. Зачитываются стихиры об исполнении пророчества о рождении Мессии.
  • Служба 3-го часа. Время - с 9:00. Зачитываются стихиры о Боговоплощении.
  • Служба 6-го часа. Время - с 12:00. Зачитываются стихиры с призывом встречать Христа, читается евангелие.
  • Служба 9-го часа. Время - с 15:00. Зачитываются стихиры. В конце читаются изобразительны.
  • В зависимости от дня, на который приходится Сочельник, совершается одна из вечерних Литургий: Василия Великого или Иоанна Златоуста. Время: в зависимости от храма с 17:00.
  • Совершение Великой Вечерни Рождества Христова.
  • Совершение Всенощного бдения Рождества Христова. Время: в зависимости от храма - с 17:00 до 23:00.

Строгой последовательности в проведении праздничной службе нет. В больших храмах и монастырях Рождественские богослужения (вечерняя, самая торжественная, часть) длятся 6-8 часов, в маленьких - 1,5-2 часа.

О точном времени Богослужения узнайте в храме, который собираетесь посетить.

О народных традициях празднования Рождества можно прочитать .

Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви на Крещенский сочельник?

Богослужения в Крещенский Сочельник очень похожи на Рождественские богослужения.

В этот день с утра читаются часы, а вечером совершается Литургия Василия Великого. После Литургии, как правило, происходит первое водосвятие.

В зависимости от дня, а который приходится Крещение, порядок богослужений может отличаться.

19 января служатся утреннее и вечернее богослужения с обязательным последующим водоосвящением.

Точное время проведения богослужений вам подскажут непосредственно в храме.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Сретение?

Сретение завершает Рождественский круг православных праздников. Дата празднования - 15 февраля.

После торжественной утренней литургии проводится обряд освящения воды и свечей.

Обязательно уточните время проведения литургии в храме.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Благовещенье?



Поздравление с Благовещением

Благовещение празднуется 7 апреля. Однако верующим стоит посетить вечернюю службу 6 апреля. В некоторых храмах с 6 на 7 апреля проводятся всенощные бдения.

7 апреля служатся ранняя и/или поздняя литургии с обязательным исповеданием и причащением мирян.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви в Вербное Воскресенье?

Дата празднования Вербного Воскресенья зависит от даты празднования Пасхи и определяется по лунно-солнечному календарю.

Праздничные богослужения начинаются с вечерней службы и последующих всенощных бдений в Лазареву субботу. Лазарева суббота - день накануне Вербного Воскресенья. Во время вечернего богослужения обязательно освящаются вербные веточки.

В Вербное Воскресение совершаются ранняя и/или поздняя литургии с последующим освящением вербы.

Время богослужений зависит от внутреннего устава храма.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Пасху?

Все зависит от внутреннего устава храма. Обязательно уточняйте время богослужений!

Как правило, праздничные богослужения начинаются в субботу с вечернего богослужения (16:00-18:00). В некоторых храмах после вечерней службы проводят благословение куличей.

Затем начинаются всенощные бдения с обязательным крестным ходом в 24:00.

После бдений и утрени служится Божественная Литургия с последующим благословением куличей. Как правило, благословение происходит при первых лучах солнца.

Вечером в Светлое Христово Воскресение правится и вечерняя служба. Однако куличи уже не благословляются.

Красивые поздравления с Пасхой можно найти .

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Радоницу?



Значение праздника Радоница

Радоница - особый праздник, который связывает прошлое и будущее. В этот день принято поминать усопших родных и близких.

Радоница празднуется на девятый день после Светлого Воскресения.

Намедни совершается вечернее богослужение, а с утра ранняя и/или поздняя литургия. Полная панихида служится либо после вечерней службы, либо после утренних богослужений - все зависит от внутреннего устава храма.

Кроме того, уставами многих храмов предписывается совершать пасхальные заупокойные богослужения на городских кладбищах.

Больше информации о Радонице .

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви на Троицу?

Дата празднования Троицы или Пятидесятницы зависит от даты Светлого Воскресения.

Важно: в преддверии праздника Троицы обязательно устраивается Троицкая Родительская Суббота, особенностью которой является специальное заупокойное богослужение. Это специальная Заупокойная Литургия, после которой можно и нужно посетить кладбище и помянуть усопших.

Вечер Родительской Субботы отмечен праздничным Всенощным бдением.

В воскресенье совершаются ранняя и/или поздняя праздничные литургии. Во многих храмах освящаются букетики из веточек и лекарственных трав.

Обязательно уточняйте время богослужений непосредственно в храме, который хотите посетить!

Советы о том, как говорить с детьми о Троице .

Года поможет вам не пропустить знаковые богослужения.

Видео: Как вести себя в Храме?

Вербное воскресенье это последнее воскресенье перед великой Пасхой. Возвращаясь к библейским историям мы узнаем, что в этот день состоялся вход Господень в Иерусалим. Иисус Христос въехал в город верхом на осле, в то время, когда народ Израиля находился под притязаниями римлян, а накануне произошло значимое событие, воскрешение умершего Лазаря, Христа встречали, как победителя, как Мессию, о котором вещали пророки.

Икона вход Господень в Иерусалим

Все события, описанные в Библии являются притчами, или символизируют что-либо. Вход Господень в Иерусалим по значению символизирует вход праведного человека в рай. Встречали Иисуса, как Царя царей, не земного, но небесного. Встречающие воспринимали это событие как праздник. В то время было принято встречать царей с пальмовыми ветвями и цветами в руках, означающих почтение и преклонение перед правителем или победителем. Еще никто не знал, какая судьба уготована Спасителю в ближайшее семь дней, и как славившие Его, через несколько дней будут распинать Его...

В южных странах, где почти весь год очень жарко, пальмы не являются редкими растениями, их листья - широкие веера, как царские опахала. Как и в библейские времена, этот день недели называется цветоносным воскресением.

В наших широтах пальмы не растут, а вот верба самая первая из растений, которая оживает весной, даже если еще не сошли снега. Еще до проклевывания листиков и травы, почки вербы распушаются на ветках, означая, что зимний сезон завершился. Поэтому именно верба стала символом грядущего возрождения и преддверием Пасхи.

Кстати, если обратить внимание, то веточки, приносимые в храм, выглядят по разному. Это потому, что они принадлежат растениям семейства ивовых, которые имеют разные названия: ива, верба, ветла, ракита, и разную ботаническую классификацию. Но все они первые распускают распушенные серебристые почки.

Накануне воскресения на всенощной субботней службе ветки вербы, которые можно соединять с цветами в букеты, освящают после чтения Евангелия, совершая каждение и окропляя святой водой. Эта православная традиция вторит встрече Иисуса в Иерусалиме.

Иногда прихожане в храмах во время освящения вербы волнуются о том, достаточно ли окропили их веточки святой водой. Но верующие должны знать, что освещение происходит благодатью Святого Духа, поэтому не важно сколько воды попало на веточки, важна истинная вера и глубокое понимание значимости предстоящих дней. Окропление может повторяться и в сам день праздника. В некоторых храмах, освященную вербу предлагают и в церковных лавках.

В русских православных традициях Вербное воскресение давно привычный церковный праздник, а в обращении с вербными ветками можно увидеть отклик доправославного языческого свойства. Принято стучать освященной веткой вербы друг друга, изгоняя тем самым злых духов и хвори, давая жизненную силу и здоровье. А еще считается, что освященная вербная веточка способна управлять даже самыми непослушными домашними животными, а поставленные у изголовья кровати вербочки, хранят семейный очаг. Конечно, это суеверия, но в течение долгих веков эта традиция помнится в народе.

Художник Владимир Сулковский "Вербная неделя"

Освященные вербные ветви сохраняют весь следующий год. По старым традициям их засушивают и оставляют рядом с домашними иконами.

Если нужно утилизировать ветки, потерявшие свой внешний вид, то рекомендуется их сжечь отдельно от других веток и мусора, это можно сделать в некоторых храмах в специально отведенных местах.

Но если держать их в воде, они могут прорасти и дать хорошие корни, ивовые довольно легко укореняются. Тогда везите их на дачу или найдите место во дворе, где можно посадить вербочку, которая будет расцветать нежными пушистыми почками каждую весну.

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим или Неделя Цветоносная) – это весенний православный праздник, который ежегодно отмечается ровно за неделю до самого главного церковного торжества – Воскресенья Сына Господнего Иисуса Христа. Этот праздник как светлый, так и трагичный одновременно. Именно после Вербного воскресенья природа пробуждается после затяжного зимнего сна. Но также этот день дает старт самому траурному периоду для всех православных верующих – с понедельника начинается Великая Страстная седмица (Страстная неделя).

Содержание статьи:
1.
2.
3.

Когда освящают вербу в церкви?

Вербное воскресенье, как и Пасха, относится к переходящим праздникам. В 2017 году его дата припадает на 9 апреля.

На Вербное воскресенье принято святить вербу. Что касается того, когда освящают вербу: в субботу или воскресенье – то в некоторых регионах действительно принято делать это вечером в Лазареву субботу. Но все же большая часть верующих производят этот торжественный обряд на утренней воскресной церковной службе.

Откуда пришел обычай святить вербу

После того, как Иисус воскресил на четвертый день после смерти праведного Лазаря, слава о нем, как о Великом Спасителе, быстро разлетелась по всему Израилю. Те времена (события происходили примерно в 26-36 годах н.э.), были очень тяжелыми для иудеев, так как правили их страной кровожадные и жестокие римляне (Римская империя). Израильтяне устали от своего бесправья, рабства и нищеты, потому появление Иисуса Христа они приняли очень воодушевленно.

Особенно приезд Иисуса ждали в столице Иудеи, в Иерусалиме. Иисус въехал в Иерусалим так, как пророчил Ветхий Завет и как все великие правители той эпохи – верхом на осле. Встреча Иисуса была очень теплой и фееричной одновременно. Жители города стелили ему под ноги свои одежды и пальмовые ветки, старались дотронуться до его тела.

Увы, всеобщая любовь к Иисусу была недолгой. Уже через несколько дней большая часть израильтян утратили в него веру и стали считать его лжепророком. По требованию народа Понтий Пилат был вынужден отдать приказ казнить Иисуса через распятье. Сам же прокуратор в действиях подсудимого не видел ничего противозаконного.

Вербное воскресенье – это праздник, олицетворяющий триумфальный вход Иисуса Христа в Иерусалим, но немного видоизмененный в соответствии с особенностями климата северных стран.

Пальмы в наших широтах не растут, и их аналогом православная церковь выбрала тонкие вербовые ветви. Православные христиане в этот праздник освящают вербу в церкви потому, что именно этот кустарник первым просыпается после длительной зимней спячки.
Вербу принято заготавливать заблаговременно. Дома ее ветви ставят в сосуд с чистой водой, чтобы к моменту праздника они успели зацвести (пустить сережки или котики).

Для освещения в церкви считается пригодной лишь лесная верба, которая растет возле водоемов.
В народе бытует мнение, что веточки с такого кустарника обладают уникальными в своем роде защитными возможностями, также они лечат от сложных болезней, женского бесплодия и приносят в семью мир и достаток.

В некоторых регионах верба встречается очень редко. Особенно это касается больших централизованных городов. Но для решения этой сложности православная церковь разрешает освещать в этот праздник ветви таких деревьев, как ива и ветла.

Верующие теплых стран (обычно католики, православные, которые покинули родные края, а также некоторые протестантские церковные течения), отмечают Пальмовое воскресение.
Кроме пальмовых веток жители южных стран могут освещать еще ветки лавра, оливы и самшита. Сам сценарий праздника идентичен с Вербным воскресеньем: верующие освящают ветви в храме, украшают ими свое жилье и обмениваются между своими родственниками и близкими друзьями.

Что делать с освященной вербой

После освещения вербы в храме ее нужно доставить в собственный дом. По дороге домой этой вербой нельзя ни с кем делиться, даже с ближайшими родственниками. Это делается для того, чтобы из дома не ушли здоровье, благополучие и мир.

Дома ветвями вербы окропляют все углы (с помощью свяченой воды). В некоторых регионах глава семьи также обходил с вербой вокруг дома три раза, а также освещал ею все важные хозяйские сооружения и домашний скот.

После освящения жилого помещения ветками вербы в игровой форме «били» всех домочадцев, приговаривая: «Не я бью, верба бьет». Особое внимание уделяли детям, так как считалось, что этот ритуал избавляет от всех болезней и наделяет человека счастьем и везением.

Свяченая верба на Руси активно использовалась как лечащее средство. При мигренях ее прикладывали или приматывали к голове.

Женщины, у которых были проблемы с зачатием ребенка, в день праздника съедали несколько вербовых котиков. Точно таким же образом у больных лечили лихорадку.

В Чистый четверг также используются вербовые ветви. Их кладут в таз с водой или в ванну, чтобы до рассвета обмыть тело. Такой обряд совершается для общего оздоровления организма. Девушки умывают свое лицо такой водой, чтобы привлечь красоту и достойных женихов.

К освещенным ветвям вербы всегда относились уважительно. Их устанавливали возле икон, в самую красивую вазу.

Если верба пускает корни – это очень благоприятный знак. В таком случае ее принято высаживать на территории своего двора и послужит этот куст в дальнейшем мощным оберегом для всей семьи.

Если свяченая верба засохла, выкидывать ее нельзя. Хранить ее веточки можно ровно до следующего праздника, а в его преддверии вербу нужно поблагодарить за помощь и сжечь как можно дальше от дома (лучше всего на территории церковного двора).

Неделя Цветоносная – это важный двунадесятый православный праздник. В этот день нельзя говорить бранных слов, рукодельничать и тяжело физически работать. Хоть припадает этот праздник на шестую неделю Великого Поста, церковью дозволено в этот день употреблять блюда из рыбы.

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение ) - праздник, который совершается в шестое воскресенье и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от . С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица - последняя и самая важная часть Великого поста.

Вербное воскресенье в 2018 году 1 апреля

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

————————

Библиотека Русской веры

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама».

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти.

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с= жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп . Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Службы в храме на Вербное воскресенье 2018 года будут проводиться 1 апреля, в актуальную дату праздника. Это торжественные литургии, после которых происходит обряд освящение букетиков вербы. В праздник верующий человек обязательно должен сходить в храм, чтобы помолиться, принять участие в торжественной литургии и просто насладиться красотой этого замечательного дня.

Вербное воскресенье - так праздник назывался издавна на Руси, хотя в южных странах или, например, в католической церкви, он называется Пальмовое воскресенье. Установлено событие в честь торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим, где его встречали как царя после событий субботы - воскрешение из мертвых праведника Лазаря.

Также читайте материалы по этой теме:

В честь приема столь важного и долгожданного человека, жители Иерусалима вышли встречать его помпезно - в пальмовыми ветками, которые клали с обеих сторон под ноги ослика, на которой ехал Иисуса. Вот так день и получил название Пальмовое воскресенье, но на Руси пальмовые листья ни летом, ни весной не найти, поэтому люди собирают вербу и другие веточки ранних деревьях в праздничные радостные букетики, которые и стали символом этого торжественного дня.

Итак, главным материальным символом праздника является букетик вербы, что касается символизма Вербного воскресенья, то о нем рассказывают во время проповеди после службы. Каждый священник к этому праздничному дню готовит свою проповедь, но в общем и целом они говорят о том, что встречать Господа и впускать его в свою жизнь нужно не только в дни больших церковных праздников, но и каждый день.

Веточки вербочки, окропленные святой водой на службе в храме, имеют целительную силу. Букетики принято хранить дома весь год, без воды они сохраняют свой первоначальный внешний вид. О том, какими целебными свойствами обладает верба, принесенная со службы в храме в Вербное воскресенье, написано в заключительной части этого материала, пока же хочется поговорить о том, когда вербу освящать.

На самом деле, уже вечером в Лазареву субботу в храмах проводится освящение вербы, но это можно будет сделать и после утренней службы непосредственно в Вербное воскресенье. Так что, тут каждый верующий решает, когда удобнее спокойно пойти в храм, чтобы отпраздновать эти прекрасные события праздничной субботы и воскресенья накануне Великого поста до наступления .

Важно! Первое освящение вербы происходит именно после вечерней службы в . Считается, что когда служба ночью окончена и священник освятил вербочки, началось Вербное воскресенье. Всю службу нужно стоять с зажженными свечками.

Праздник Вербное воскресенье встречают тихо и мирно дома в семейном кругу. Все таки, идет Великий пост, когда развлечения и большие сборища еще под запретом. Кроме постных блюд на стол в этот праздник можно ставить рыбу.

Что делать дома с освященной вербой:

  • Если слегка побить букетом по разным частям тела, это обеспечит здоровье на весь будущий год. Люди издавна верят, что человек станет таким же сильным как верба.
  • Чтобы найти наконец-то верное решение для важного дела нужно скушать почку вербы.
  • Хранить освященный букет нужно рядом с иконами дома в течение всего года. Если кто-то заболеет, то нужно будет оторвать от веточки почку и дать больному скушать.
  • Если в этот праздничный денек думать о молодом человеке, то на Руси было суеверие, что он обязательно придет.
  • В день праздника можно посадить комнатное растение, чтобы обеспечить себе богатство и привлечь в жизнь деньги. Но тут есть один нюанс: если цветочек завянет за неделю, то человеку всю жизнь жить в скромном финансовом состоянии, так что, в этот период посвятите определенный уход своему растению.

Все эти, конечно, народные приметы и суеверия, а вот что обязательно нужно сделать