Лидия матвеева жена евгения. Биография, история жизни матвеева евгения семеновича. Детство и юность Матвеева Евгения

ПАПА и мама встретились на каком-то смотре художественной самодеятельности. Не помню, где это было, но они рассказывали, что первый раз поцеловались в Свердловске, а поженились в Тюмени. Там и я родилась. Мама из Омска, отец с Украины. Это ж надо было, чтобы их дорожки пересеклись! Мама рассказывала, что папой сначала заинтересовалась ее подруга, а ей он не нравился: тощий какой-то, длинный. Встречались они так: один вечер «женились», второй «разводились». До такой степени осточертели всем родным, что им сказали: или женитесь, или расходитесь, хватит! Тогда они между репетициями забежали в загс и быстренько расписались. У нас даже нет ни одной их свадебной фотографии.

Мамины родители занимали хорошее положение, старались молодым помогать. Но отец это не приветствовал. Он всегда считал, что мужчина всего должен добиваться сам. В Тюмени он работал в театре, на радио, вел несколько драмкружков. Когда в промежутках между работами он прилетал домой, мама разливала ему суп по нескольким тарелкам - чтобы быстрее остывал. Он все это быстро съедал и уходил. Это было послевоенное время, тяжелое. У папы и мамы были продуктовые карточки служащих, у меня - детская, а у папиной мамы, моей бабушки Надежды Федоровны, - никакой. Когда в семье появлялась какая-нибудь конфетка, мы берегли ее для папы. Плиты дома не было, и мама варила мне кашу на утюге - переворачивала и на горячую поверхность ставила кастрюльку. В 1976 году, когда у меня самой родился сын и кончился на даче газ, я вспомнила об этом способе, пристроила утюг между книжками и подогрела ему молоко.

У мамы замечательный голос, и в Новосибирске, куда мы переехали из Тюмени, она была настоящей примой. Потом в Москве у нее была возможность работать на эстраде. Но она ею не воспользовалась - не хотела все время ездить на гастроли и оставлять семью. И все же родители не могли себе позволить, чтобы работал только один отец. Первое время в Малом театре он получал около 120 рублей. На эти деньги невозможно было жить нам всем. Поэтому мама устроилась в хор Большого театра.

- Наверное, быть женой знаменитого актера - не самая легкая женская судьба.

Мама тоже актриса, поэтому спокойно воспринимала минусы, сопутствующие известности. Больше всего нервничала бабушка, папина мама. Нам бесконечно звонили в дверь и по телефону, и стоило бабушке уложить меня спать, как я тут же от этого шума просыпалась. В Москве мы жили на втором этаже, и, начиная от двери в подъезд до самой нашей квартиры, на каждой ступеньке лежали цветы и записочки. А когда папа выходил из Малого театра, ему приходилось переодеваться. Но поклонницы все равно его узнавали, и одна из них как-то чуть не бросилась под колеса такси. Самое интересное, что еще со времени нашей жизни в Новосибирске у него остались две или три поклонницы - не сумасшедшие фанатки, а настоящие театралки, - с которыми родители дружили. С одной семьей они переписывались и до последнего времени. Так что я никогда не видела, чтобы мама устраивала отцу сцены. Хотя когда они выходили куда-нибудь вместе, женщины просто висли на нем. А вот если вдруг мама шла с кем-нибудь танцевать, то папа сразу вмешивался: «Пошли домой».

Вообще мы с моим младшим братом Андрюшей выросли в атмосфере любви и доброжелательности и ни разу в своей жизни не слышали, чтобы отец кричал на мать или чтобы она выговаривала ему за что-то. Конечно, как каждая нормальная семья, они, наверное, ссорились. Но, видимо, шепотом на кухне или на улице. Когда я выходила замуж, то думала, что именно такие отношения и должны быть между двумя любящими людьми. Как-то я даже сказала папе, что они из нас с Андреем воспитали идеалистов, не приспособленных к современной жизни. Он жутко обиделся. Будто бы я обвинила его в том, что они изуродовали нам жизнь, не показав ее такой, какая она есть. Но мы-то видели жизнь, какой она на самом деле была у них. И я, наоборот, хотела сделать ему комплимент.

Женщина - это святое

- ЕВГЕНИЙ Семенович как-то сказал, что для него женщина - святое. Такое отношение было заложено в детстве?

Свою маму отец любил безгранично. Бабушка всегда жила с нами - он перевез ее с Украины, как только начал работать в Тюменском театре. Бабушка ушла из жизни, когда мне было 12 лет. Она умирала дома и страдала ужасно. У нее был рак поджелудочной железы, а количество обезболивающих уколов тогда было ограниченно. Бабушка вообще-то была крутого нрава. Папу она воспитала одна. Насколько я знаю по ее рассказам, с дедом Семеном Калиновичем они были не венчаны. Их брак был зарегистрирован только в загсе. А ее отец, мой прадедушка, был регентом в церкви, внецерковный брак дочери не принимал и вообще не считал ее замужней женщиной. Соответственно и папу он не признавал законным ребенком. На Украине это называлось байстрюк - незаконнорожденный. Дед же, судя по всему, был дворянских кровей. Возможно, он считал, что бабушка недостаточно образованна. А может быть, ее церковная родня мешала ему делать карьеру. Мне кажется, что под давлением с обеих сторон они и расстались. А потом, во время войны, дед погиб.

У папы с самого детства была тяга к актерству. В деревне он копировал то бычка, то птичек. Когда женщины приходили с работы, надевали чистую одежду и садились на завалинку, он начинал песни петь - такие жалостливые, что все плакали. Как-то он сказал дедушке, что хочет балалайку. Прадед был человеком суровым и ответил: «Заработай и купи». И в девять лет папа пошел работать - продавал по обочинам арбузы, возил на полевой стан бочки с водой. Потом бабушка переехала вместе с папой в районный центр, чтобы он учился в хорошей школе. Для этого ей самой пришлось работать там уборщицей. А затем папа поступил в киевскую киноактерскую школу, где учился у самого Довженко. Но это был непростой период в его жизни - он даже хотел покончить жизнь самоубийством.

- Любовь?

В том-то все и дело, что не любовь. В школе ввели плату за обучение. Папа и еще кто-то из его сокурсников не могли заплатить. Они совершенно отчаялись, и тогда за них заплатил сам Довженко. А потом началась война. С 1941 по 1946 год папа служил офицером Тюменского пехотного училища. Кстати, он хотел быть летчиком, но его не взяли в летное училище. Возможно, потому, что он был слишком высоким. На войне с отцом произошла такая история - он чуть не попал под трибунал. Ему прислали необученных новобранцев, которых надо было послать в бой. А они даже с простыми задачами не справлялись. Все шишки за плохое обучение новичков посыпались на папиного командира, и отец встал на его защиту, взял вину на себя. Его пригрозили отправить под трибунал. Сочувствующие друзья налили ему стакан водки, папа хлопнул и отключился. Пока он спал, командир, к счастью, все уладил.

Войну папа воспринимал очень эмоционально. В фильме «Особо важное задание» он показал эпизод, который ему запомнился больше всего. Многих эта картина удивила - ведь столько крови было вокруг, столько человеческих жизней изуродовано, а тут - такая мелочь. Папа мне рассказывал, как в детстве он с друзьями ловил и топил сурков, чтобы они не уничтожали посевы. И вот во время войны он увидел горящую степь и в ней - сурка и услышал его страшный крик. Говорил, что запомнил это на всю жизнь. И еще папа говорил, что, несмотря на все страдания и лишения, во время войны он не видел злых глаз. Видел тоску, боль, горе, но не видел зла. А в начале перестройки, когда ему приходилось иногда ездить общественным транспортом, он возвращался домой совершенно потрясенный: «Я не понимаю, что происходит с людьми». Он чувствовал, что злость висела в автобусах, как гиря. Все были до такой степени наэлектризованы, что, дотронься только до кого-нибудь, тут же разгорался скандал.

После войны папе прочили карьеру военного и советовали поступать в военную академию, но актерство опять перетянуло, и в 46-м году он начал работать в Тюменском областном театре. С 1948 по 1951 год - новосибирский «Красный факел». С 1951 по 1968-й - Малый театр в Москве. А с 1968 года, после травмы, он работал на «Мосфильме».

39 уколов

- ТРАВМА произошла во время съемок?

В те годы устраивали большие концерты на стадионах. Это было на Украине. Папа в костюме Нагульного, которого он сыграл в фильме «Поднятая целина», должен был выезжать, стоя на тачанке. Лошади в нее были запряжены милицейские, в упряжке не ходившие. И когда, увидев папу, зрители вскочили, кони шарахнулись и выкинули его из тачанки. Тогда отец получил две травмы - ноги и позвоночника. Мне трудно сейчас сказать точно, сколько он пролежал, прикованный к постели. Помню, навещала его то в одной больнице, то в другой, и он не поднимался на ноги. Это было довольно сложное время для нашей семьи. Было очень тяжело материально. Фактически мы жили на мамину театральную зарплату, папа получал пенсию по инвалидности - 43 рубля. Ему советовали вообще сменить профессию - было ясно, что на сцену он вернуться уже не сможет. Даже когда отец стал выздоравливать, он не мог долго оставаться в одном положении. Тогда он стал изучать кинорежиссуру и вскоре поставил свой первый фильм - «Цыган». Сам сыграл главную роль. Снимался он в жестком корсете, а по сценарию надо было танцевать. Тогда корсет снимали, отцу делали 39 обезболивающих уколов, и он танцевал. Несколько раз терял сознание - опять вводили обезболивающее, и он снова снимался.

Вообще, если сценарий или роль трогали его душу, для него преград не существовало. Если бы отцу надо было бы встать на голову, чтобы снимать фильм, он бы встал и снимал. Это было для него важнее всего. Когда папа работал, в кабинет не допускался никто, трогать там тоже ничего не разрешалось. Но мой сын Алеша эту проблему решил просто. Однажды, когда отец был на съемках, мы с мамой увидели, что Лешка скинул все с папиного стола и крутится посередине на пятой точке. А однажды он, устав подглядывать за дедушкой сквозь стеклянные двери, просто взял вырезанную из куска цельного дерева сувенирную трубку и разбил ею стекло. Зато когда ночью Лешка просыпался с плачем, то успокаивался он только на руках у деда.

- А когда вы с братом были детьми, успевал ли Евгений Семенович заниматься вашим воспитанием? Например, ходил ли он на родительские собрания?

Когда мой брат Андрюша учился в первом классе, папу вызвали в школу, запихали за маленькую парту первоклассника и заставили выучить стишок, который не смог запомнить его сын. Папа пришел совершенно удрученный: «Я такого стыда натерпелся, в жизни ничего подобного не испытывал. Сидел за партой, коленки зажимали мне уши, и я не мог выучить этот стишок». А отец тогда уже был заслуженным артистом. После этого на все собрания к Андрюше ходила я.

Папа, конечно, был очень занят, но он приезжал и устраивал нам разгон, воспоминаний о котором хватало на полгода. А я была девчонка оторви да брось. Мне, правда, тогда казалось, что папа совершенно несправедливо меня наказывает, но перечить ему я не могла. Однажды он поставил меня в угол. Мама с бабушкой по очереди бегали ко мне и упрашивали: «Светочка, ну попроси у папы прощения». Но я считала, что репрессирована незаслуженно, и не соглашалась. Папа уже и сам изнывал и не знал, как меня выковырять из этого угла. Но сказать: «Ладно, я тебя прощаю», - он не мог, поскольку я должна была осознать свою неправоту. Кончилось тем, что я заснула прямо в углу. А один раз отец за что-то лупил меня и никак не мог понять, почему я смеюсь. А у меня была накрахмаленная нижняя юбка, и все его шлепки от нее отскакивали. Чем сильнее он меня лупил, тем смешнее мне было и тем больше он сердился. Но у отца был очень эффективный метод воспитания. Он умел сказать одно такое обидное слово, что запомнишь на всю жизнь. Когда мне было лет восемь, мы с родителями зашли в автобус, и я плюхнулась на единственное свободное место. Папа сказал маме: «Лидочка, ты постой, потому что Светлана у нас устала очень». Этот стыд я не забуду никогда.

Однажды был настоящий скандал. Мама взяла меня в театр на папин спектакль, нас посадили в ложу. Отец играл хорошего персонажа, которому плохой выкручивал руки. Увидев это, я вскочила на парапет ложи и на весь зал запела: «В защиту мира вставайте, люди!» Папа разинул рот, занавес тут же закрыли. Тогда он влетел в ложу, схватил меня за грудки и закрыл в гримуборной. Потом артист, который был с ним на сцене, говорил: «Как я играл! Даже ребенка проняло!»

В детском парке, куда меня водила бабушка, я собирала вокруг себя толпу народа, пела все песни, какие знала, читала стихи и плясала. При этом я залезала на лавку, чтобы всем было видно. Когда мой репертуар заканчивался, я делала русский поклон, говорила: «Концелт окончен» - и уходила. А однажды от детского театра до дома я шла на четвереньках - изображала медвежонка. И когда уже стала постарше, многие друзья папы ему говорили: «Светку твою надо в кино снимать. Она у тебя красавица!» Отцу это не нравилось. Я слышала, как однажды он выговаривал своему приятелю: «Что ты мне дочь портишь?! Ничего красивого нет!» Помню, как после травмы - он тогда уже начинал ходить - папа провожал меня до ворот больницы, где я его навещала. Вдруг он изо всех сил хряснул меня костылем по спине. Я испугалась, думала, что он падает. Оказалось, что папа просто хотел, чтобы я не сутулилась.

Однажды мама пришла с родительского собрания совершенно потрясенная. Учительница ее спросила: «Я надеюсь, Светлана в ваших застольях не участвует?» В ее представлении артисты должны были все время проводить в пьянках. Но тем артистам, которые работают, не до гулянок. Иногда папа после спектакля ехал в другой город, снимался там, на следующий день возвращался, играл спектакль, и все повторялось. А маму в свободные дни я помню так: она что-то убирает, шьет или вяжет перед телевизором. Вот вам и богема.

Брови Ильича

- ЕВГЕНИЮ Семеновичу часто припоминали, что в свое время он сыграл Брежнева в фильме «Солдаты свободы»?

Отца травили за эту роль, хотя это был всего лишь эпизод. Говорили, что власть его осыпала подарками. На самом деле все свои награды и звания он получил до фильма. А из-за него, наоборот, лишился звезды Героя Соцтруда. Он был представлен на звание, уже был подписан указ, и тут ему как раз предложили роль Брежнева. Получилось, что звезду давать было уже как-то неудобно. Говорят, что Брежнев смотрел фильм с женой, и она сказала: «Лень, посмотри, это ты». Он говорит: «Это не я, это артист Матвеев. Но брови мои». Вообще, отец знал о Брежневе много интересного. И сейчас собирался, выйдя из больницы, снова его сыграть.

Брежнева папе припомнили и на 5-м съезде Союза кинематографистов СССР в 1986 году. Тогда не переизбрали весь секретариат. Говорили, что все - и Бондарчук, и Матвеев, и Кулиджанов - конъюнктурщики, что они забронзовели под крылом Кремля. Двуличие и предательство коллег его очень тогда потрясли, и он снова думал о самоубийстве. Вообще, перестройка для нашей семьи, как и для многих других, была временем очень трудным. В 1992 году и я, и Андрюша потеряли работу, а папа и мама - все свои сбережения. Он ужасно переживал - и не столько из-за потери денег, сколько из-за того, что государство, в которое он так верил, его надуло. У родителей в жизни было несколько периодов безденежья и голода, и он очень боялся, что, случись что-нибудь с ним, мама не будет обеспечена, хотя она никогда его не попрекала отсутствием денег и ничего не просила. Отец тогда уже был на пенсии, но получилось, что он один должен был кормить семью из 8 человек. Но он справился.

Вообще, в своей жизни папа выбирался из стольких сложных ситуаций, что мы и сейчас, когда он заболел, никак не думали, что он не выберется.

- Ваш отец знал, насколько серьезно болен?

Трудно сказать. Судя по его планам, не знал. Он, конечно, неважно себя чувствовал, но что до такой степени… Отец планировал сниматься в двух фильмах - в одном должен был играть Брежнева, в другом - раскулаченного старика, который во время войны спасает чекиста и политрука, то есть представителей той самой власти, которая его и репрессировала. Режиссировать сам уже не собирался. Сил не было. В декабре он лежал в больнице, ему должны были делать операцию, но потом сказали, что сердце не выдержит наркоза. Он был очень этим удручен и как-то сник. И все же для всех нас его смерть была как гром среди ясного неба. До последнего момента мы не говорили отцу, насколько серьезна ситуация. Я и маме не хотела говорить, но не смогла - разрыдалась прямо в телефонную трубку. Отца я только просила: «Папа, пожалуйста, продержись еще немножечко». Мы надеялись начать новое лечение, и 1 июня никто не ждал ничего плохого. Мы все были в больнице, отец пошел покурить, вернулся, сел на кровать и вдруг повалился назад. Мы стояли рядом, пораженные. Это настолько было внезапно! У него вдруг прекратилось дыхание, я пыталась нащупать пульс, держала его за руки. Смотрю ему в лицо и вижу, как тускнеют глаза. Этот момент я не забуду никогда.

«Жаль, что они уходят»

Вспоминает Алена ГАЛИЧ, актриса, заслуженная артистка России, президент фонда «Отчий дом» им. Александра Галича:

В 50-е годы в Малый театр были приглашены из провинции два молодых актера - Евгений Матвеев и Юрий Аверин, мой отчим. Они дебютировали в Москве почти в одно и то же время. Актеры тогда жили довольно скудно, в новых домах на улице Левитана Аверину и Матвееву дали двухкомнатную квартиру на две семьи. Евгений Семенович поселился там с мамой, женой Лидией Алексеевной и дочкой Светочкой, с которой мы дружили. Аверин жил со своей женой, моей мамой актрисой Валентиной Архангельской. Я жила у отца, но часто приходила в этот дом.

Аверин и Матвеев оба были спортивными болельщиками. По выходным они любили ездить на стадион и смотрели там все подряд: волейбол, футбол, баскетбол. Нас со Светкой они брали с собой. Помню, нам там было жутко скучно. Мама Евгения Семеновича - Надежда Федоровна была замечательной хозяйкой. Хорошо помню, как она делала украинский борщ и к нему пампушки - белые булочки, которые надо было обмакивать в чесночный соус. Кухня была маленькая, и вся она наполнялась чудесными запахами.

Евгений Семенович был очень красивый, высокий, худой. И красоту свою сохранил до последних лет. В Малом театре у него было амплуа, как говорят режиссеры, героя-неврастеника. Никто не ожидал тогда, что он вырастет в актера совершенно другого плана, разнохарактерного. К сожалению, очень редко вспоминают его замечательную работу - Нагульного в «Поднятой целине». А ведь она достойна была бы «Оскара».

В одной квартире с Матвеевыми мама и отчим прожили несколько лет. Все праздники отмечали вместе - у нас остались очень смешные фотографии. Я вспоминаю то время с большим удовольствием. Это была эпоха очень порядочных и честных людей, которые всю свою жизнь прожили достойно. Жаль, что они уходят. Именно эти чувства - чести и порядочности во всем - в семье, в актерском мастерстве - отличали Евгения Семеновича. Сейчас такие семьи встретишь редко.

Я горжусь!
mawkins 04.06.2007 09:07:08

такие люди как Евгений Матвеев, вызывают у меня только гордость. Это действительно ВЕЛИКИЙ человек. А особенно мне приятно, что я лично знакома с его внуком Евгением и его женой. У них кстати растет замечательная дочка, думаю Евгений Семенович был бы очень рад правнучке. Совсем недавно сидели на кухне с женой внука и пели песню из кинофильма "Судьба" - мурашки по коже!!! Вот благодаря таким людям как Матвеев старший и живет еще Россия!!!

Советский и российский актер и режиссер. Известен по фильмам серии «Любить по-русски», лентам «Цыган», «Любовь земная» и другим. Народный артист, обладатель многочисленных премий. Отец двоих детей.

Детство и юность

Евгений Матвеев родился в селе Новоукраинке 8 марта 1922 года. Мать актера была крестьянкой, а дед по материнской линии - церковным старостой. Отец актера, Семен Матвеев, был образованным человеком, коммунистом по убеждениям, бросил семью, когда сыну исполнилось четыре года.

Будущий актер переехал с матерью в село Виноградово и там, чтобы подзаработать, торговал на дороге арбузами в детстве. Деньги юный Евгений потратил на то, чтобы купить балалайку. Уже тогда мальчик проявлял склонность к творчеству и сочинял частушки, которые исполнял под аккомпанемент балалайки. Две из них много позже вошли в фильм «Любовь земная», который Евгений Матвеев снял как режиссер.

Мальчик хорошо учился, и мать отослала его получать образование в город Цюрупинск, который ныне называется Алёшки. Там будущий актер впервые познакомился с театром - увидел любительскую постановку, вдохновился и сам стал заниматься в самодеятельности. Доучившись до девятого класса, Евгений оставил школу и отправился в Херсон, где был настоящий профессиональный театр. Там юноша начал с небольших ролей и участия в массовых сценах.


В одном спектакле, где Евгений играл роль музыканта, его заметил актер . По совету Черкасова молодой Евгений Матвеев поехал учиться в Киев. Там актер занимался в школе актеров при Киевской киностудии. После Второй мировой войны работал в разных театрах и в конце концов оказался в Москве, где начал работать режиссером и сниматься в кино.

На канале ТВЦ вышел 40-минутный документальный фильм «Эхо любви», посвященный жизни и творчеству Евгения Матвеева. Об актере и режиссере рассказывают люди, с которыми тому приходилось работать и дружить.

Фильмы

В 1963 году Матвеев сыграл в мелодраме «Родная кровь» в паре с актрисой . Евгений исполнил в этом фильме роль Владимира - танкиста, а затем старшего механика на пароходе. Герой знакомится с паромщицей Соней, которую играет Артмане. Между персонажами начинается роман, который заканчивается смертью Сони, после чего Владимиру приходится столкнуться с бывшим мужем возлюбленной.


Во второй половине 60-х вышел фильм «Цыган» - о , обрусевшем цыгане, который участвовал во Второй мировой войне, был разведчиком, а после войны оказался на донском хуторе, где находит сына. Евгений Матвеев выступил здесь в роли режиссера и исполнителя главной роли одновременно.

В 1974 году вышел фильм «Любовь земная», где Матвеев снова оказался и режиссером, и исполнителем главной роли - Захара Дерюгина. Это немолодой председатель колхоза, семейный человек и отец четырех сыновей, который неожиданно влюбляется в юную односельчанку Маню (ее роль исполняет ).


Через три года вышло продолжение этого фильма, мелодрама «Судьба», где Захар Дерюгин, герой Матвеева, попадает в плен во время Великой Отечественной войны. Позже герой сбегает из плена, оказывается в рядах партизан и спасает собственное село от немецких солдат, которые как раз готовились провести там карательную акцию.

Евгений Матвеев сыграл также роль донского казака и предводителя Крестьянской войны в одноименной исторической дилогии режиссёра Алексея Салтыкова. Здесь актеру снова случилось сыграть в паре с Вией Артмане, которая исполнила роль императрицы . Фильм был выпущен в 1978 году.


В 1984 году вышла двухсерийная драма «Победа», главные герои которой - два военных корреспондента, с советской и с американской стороны, которые встречаются сначала на Потсдамской конференции в 1945 году, а затем, через тридцать лет, на совещании представителей европейских стран в Хельсинки.

В фильме изображены исторические персонажи и присутствуют реальные кадры из документальной хроники. Евгений Матвеев играет здесь генерала Василия Карпова, а также выступает в роли режиссера.


В 90-е годы Евгений Матвеев выпустил на экраны драматическую трилогию «Любить по-русски», где опять исполнил и главную роль. Герой Валерьян Мухин переезжает в деревню и становится фермером. В прошлом Мухин был крупным партийным деятелем, теперь же оставляет жену, заводит роман с хуторянкой, знакомится с новыми людьми и собирается отстраивать жизнь заново. Попутно героям приходится бороться с местным криминальным авторитетом.

Последней работой Евгения Матвеева в кино стала роль генерального секретаря ЦК КПСС в шестисерийной мелодраме «Под Полярной звездой», которая вышла в 2001 году. До этого Матвеев уже исполнял роль Брежнева в фильме «Клан» в 1991 году. Лента посвящена расследованию дела о коррупции, которое ведут двое московских следователей. Действие разворачивается в начале 80-х, в брежневский период.

Личная жизнь

Актер был женат на Лидии Алексеевне Матвеевой, с которой познакомился в 1947 году. Супруги провели в браке пятьдесят шесть лет. Жена родила Евгению двоих детей - сына и дочь, а позже у актера появились трое внуков. С женой актер познакомился еще в Новосибирске, а затем молодые супруги вместе переехали в Москву, где Евгений стал работать в МДТ. В семье к тому моменту уже родилась дочь, и руководитель театра пообещал выделить молодой семье жилплощадь.


Евгений Матвеев с семьей

Первое время семья Матвеевых жила в гостинице, а затем переехала в коммунальную квартиру, и уже там родился младший сын Андрей. Жена актера также была человеком творческой профессии, она окончила вокальный и хормейстерский факультеты и в итоге пела в хоре. Серьезной творческой карьерой Лидии пришлось пожертвовать, чтобы обеспечивать семью в то время, пока карьеру строил муж.

Смерть

Евгений Матвеев умер в июне 2003 года в возрасте 82 лет, причиной смерти стал рак легких. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Фильмография

  • 1978 - «Емельян Пугачёв»
  • 1980 - «Особо важное задание»
  • 1981 - «Фронт в тылу врага»
  • 1984 - «Победа»
  • 1985 - «Анна и Антон»
  • 1985 - «Завещание»
  • 1986 - «Время сыновей»
  • 1988 - «Отцы»
  • 1989 - «Чаша терпения»
  • 1990 - «Место убийцы вакантно...»
  • 1991 - «Клан»
  • 1992 - «Доброй ночи
  • 1995 - «Любить по-русски»
  • 2001 - «Под Полярной звездой»


Евгений и Лидия Матвеевы.

Он признавался, что больше всего на свете боится умереть раньше, чем она, потому что не представлял жизни без своей любимой. Евгений и Лидия Матвеевы познакомились в тяжелое военное время, прошли через славу и забвение, разочарования и расставания. Но их «любовь земная» победила все ненастья.

Трудное детство

Евгений Матвеев в детстве.

Он родился 8 марта 1922 года в украинском селе Новоукраинка на Херсонщине. Мама Евгения Матвеева была крестьянкой, а замуж вышла за коммуниста, что по тем временам считалось очень хорошей партией для простой девушки. Правда, когда сыну исполнилось всего 4 года, отец из семьи ушел.

А мальчик, подрастая, познавал все тяготы крестьянского труда. И бесконечно любил свою родную землю, ее просторы, которым не видно конца, ее силу и красоту. Ему приходилось совсем нелегко. В детстве он даже торговал на обочине дороги арбузами. Впрочем, даже в этом он находил особенную радость. На вырученные от своей нехитрой торговли деньги мальчонка купил балалайку и пел под нее свои частушки. А ещё он умел виртуозно имитировать пение птиц и пародировать односельчан.


Евгений Матвеев с мамой.

В школе отмечали яркие способности парня, и учителя советовали маме везти его в город, чтоб он смог получить хорошее образование. В Цюрупинске, куда они с мамой переехали, он впервые познакомился с театром, увидев самодеятельную постановку. А затем и сам стал играть на сцене. В девятом классе мама отпустила его в Херсон, где был настоящий театр. В Херсонском театре он впервые вышел на большую сцену, играя роли в массовках. Но талантливого юношу невозможно было не заметить. В одной из постановок его увидел актер Черкасов и посоветовал учиться актерскому мастерству в Киеве, у Александра Довженко.

Евгений Матвеев был удивительно красив.

Поступив в 1940 году в актерскую школу при Киевской киностудии, юноша просто светился от счастья. Когда же за обучение ввели оплату, Евгений понял, что его театральное будущее под большим вопросом. Но Александр Довженко сам оплатил обучение нескольких своих талантливых учеников, в том числе и Матвеева.

Лейтенант Матвеев, преподаватель пехотного училища, 1944 год.

Война внесла свои коррективы в жизни миллионов людей. Будущий актер оказался студентом Тюменского пехотного училища. А затем и его преподавателем. Он рвался на фронт, раз за разом направляя руководству рапорты о том, чтобы его отпустили бить фашистов. Но руководство сочло, что наиболее полезен талантливый молодой человек будет в тылу.

Во время своей преподавательской деятельности Евгений Семенович не забывал и о своей мечте – сцене. Он активно участвовал в самодеятельности, выступая во всех возможных концертах.

Когда приходит любовь...


Евгений Матвеев офицер Красной армии, 1942 год.

На одном из концертов он заметил красивую девушку, которая к тому же прекрасно пела. Лидия до войны, точно так же, как и Женя, училась в Киеве, только в консерватории по классу вокала.

Вторая их встреча произошла уже в Свердловске, во время конкурса артистов эстрады. Удивительно, но девушка даже не обратила внимания на этого высокого, худого, совершенно нескладного молодого человека. Зато ее подруга Нина была ним просто очарована.

Евгений Матвеев.

Девушки с собой в Свердловск привезли много продуктов, потому что все было по карточкам, в чужом городе девушки просто не выжили бы. После более близкого знакомства с Женей, подруги стали подкармливать и его. У них вообще сложился необычный союз. Нине нравился Евгений, Жене нравилась Лида, а у Лиды уже был очень ревнивый кавалер, грозившийся застрелить и себя, и Лиду, и ее нового ухажера. К счастью, все обошлось без крови. Даже этот запутанный клубок симпатий развязался сразу после Победы. Женя демобилизовался и стал играть в театре, а Нине, как выяснилось, нравились исключительно военные.

Лидия с Женей стали встречаться, все больше и больше понимая, что очень симпатичны друг другу. Они то ссорились, то собирались расписываться, пока мама Лиды не поставила ультиматум: или женитесь или разбегайтесь в разные стороны и не мучайте друг друга.


Семья Матвеевых в 1949 году: Евгений, Лидия, дочка Светлана и бабушка.

А 2 апреля 1947 года они пошли в ЗАГС подавать заявление и в этот же день расписались. Настоящую свадьбу они отпраздновали через пару месяцев. А вскоре родилась Светлана, их дочь.

Такая простая сложная жизнь


Лидия всегда была для актера верным другом и надежной опорой.

Их совместная жизнь никогда не была простой. Сразу после войны Евгений Семенович стал играть на сцене Тюменского театра, а после смотра молодежных талантов принял предложение Новосибирского театра. Но становление его, как актера шло сложно и его супруге, Лидии Алексеевне приходилось кормить всю семью. Она играла в театре и была очень популярна.

Евгений Матвеев с сыном Андрюшей.

На гастролях Новосибирского театра в Ленинграде, молодого талантливого актера заметили. Посыпались предложения о работе в лучших театрах страны. Но наилучшие условия оказались в Малом театре, где Евгению Семеновичу были обещаны не только первые роли, но еще и служебная квартира. Это и решило вопрос в пользу Малого театра.


Семья Матвеевых.

Поначалу в столице им пришлось жить в гостинице, потом в коммуналке, где родился сын Андрей. Семья Матвеева переехала в новую квартиру на Комсомольском проспекте.
В Москве Лидия Алексеевна пела в хоре Большого театра. Она могла бы стать солисткой и сделать блестящую карьеру, но понимала, что в этом случае дети будут не присмотренными, а дом - бесхозным. Поэтому супруга Евгения Матвеева осознанно посвятила себя семье.

Любовь преодолеет все


Евгений Матвеев в фильме "Цыган".

Когда Евгений Семенович стал популярен, его осаждали толпы поклонниц, Лидии Алексеевне хватало такта и мудрости не устраивать мужу сцен, не ревновать понапрасну. Но когда она увидела, что Евгений Семенович влюблен, она спокойно собрала его чемодан и сказала, что будет ждать его ровно год. Несмотря на собственную боль и отчаяние, она отпустила его.


Она была рядом всегда.

Он ушел со своими нехитрыми пожитками. Но ушел совсем не к той, в кого был влюблен. Евгений Семенович поселился у приятеля, пытаясь разобраться в себе. Он пил и пытался понять, что же происходит в его жизни. А потом вернулся к своей Лиде. Без нее невозможно было дышать.


Он жил, творил, а главное - любил.

В жизни актера были и влюбленности в актрис, с которыми ему приходилось изображать пылкую страсть и неземную любовь. Но это была увлеченность сценическая, как издержка профессии. Он сам скажет много позже, уже в зрелом возрасте, что главной для него всегда была супруга.

Он умер 1 июня 2003 года, измученный раком легких, на руках у любимой жены. Умирая, смотрел в её полные слёз глаза и умудрился пошутить, что никогда не видел плачущего большевика.



Народный артист СССР (1974)
Лучший актер по опросу журнала «Советский экран» (1967, 1974)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз среди историко-революционных фильмов (1970)
Награжден золотой медалью им. А. П. Довженко (1974, за роль в фильме «Высокое звание»)
Лауреат Государственной премии СССР (1977)

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Специальная премия кинофестиваля» (1978 год, за фильм «Судьба»)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. Братьев Васильевых (1979 за фильмы «Судьба» и «Любовь земная»)
Лауреат Приза МКФ в Чехословакии (1980, за роль в фильме «Емельян Пугачев»)
Лауреат Приза «Золотая арча» за лучшую мужскую роль на МКФ в Ташкенте (1997, за роль в фильме «Любить по-русски-2»)

Кавалер двух орденов Ленина


Евгений Матвеев родился 8 марта 1922 года в селе Чалбасы в Херсонской области.

О своем детстве Евгений Матвеев рассказывал: «Моя мама была неграмотной, а отец — очень образованным человеком, быстро рос по служебной лестнице и нас оставил. И мама, очень гордая женщина, никому не поверяла своего горя. Только иногда она обнимала меня и плакала. Обычно говорят: «Я это впитал с молоком матери», а я со слезами матери впитал уважение к женщине».


После того, как отец Семен Матвеев бросил семью, мама Евгения - Надежда Федоровна Коваленко вернулась с Евгением в деревню, где жили ее родственники, где ее ожидал нелегкий прием, так как она жила с Семеном Матвеевым без родительского благословения. Юный Евгений Матвеев рано приобщился к крестьянскому труду, и быстро научился выполнять любую работу. Маленький Женя любил гулять по полям, слушать пение птиц, и любил петь сам, аккомпанируя себе на балалайке. За эти музыкальные пристрастия его в школе называли Женька-артист.


Учителя в местной школе заметили в Евгении склонность к обучению, перевели его из второго класса сразу в четвертый, и посоветовали Надежде Федоровне переехать в город, чтобы дать сыну образование. Мама Евгения послушалась совета, и переехала город Цюрюпинск. Там Евгений впервые увидел любительский спектакль и понял, что ему нравится театр. Тогда Евгений начал заниматься в самодеятельности, где был фокусником, танцором и певцом, а 9-м классе 17-летний Евгений бросил школу, и получив благословение матери, отправился на барже с арбузами в Херсон, где была театральная студия с профессиональной труппой. С 1939 года в херсонском театре Матвеев стал участвовать в массовых сценах, позже ему начали доверять небольшие роли. Одной из них была роль музыканта в спектакле «Бесталанна», в котором Евгений в такт музыки ударял в бубен, и даже не догадывался, что на него внимательно смотрел Николай Черкасов, находившейся в зале. Черкасов похвалил Матвеева, и посоветовал ему учиться в Киеве у Александра Довженко, обещая свою поддержку.

Окончив экстерном два последних класса школы и получив аттестат, Евгений поступил в актерскую школу при Киевской киностудии, где стал учеником Александра Довженко. Но начавшаяся война разрушила все его планы. Под бомбежками Евгений копал окопы, участвовал в создании укреплений вокруг Киева, и хотел уйти добровольцем на фронт. Но его направили на учебу в Тюменское пехотное училище, где он был отличником, и его оставили в училище в качестве преподавателя, несмотря на его многочисленные рапорты и просьбы об отправке на фронт. Молодой офицер Матвеев не только добросовестно нес службу, но и не забывал про свои актерские увлечения. На конкурсе чтецов Сибирского военного округа он занял первое место. В 1946 году, демобилизовавшись, Евгений Матвеев остался в Тюмени, и стал актером местного драматического театра, которым руководил режиссер Д. Бархатов.


Мужественный, красивый и обаятельный Евгений Матвеев был просто создан для исполнения ролей героев. Он сыграл Ваню Земнухова в спектакле «Молодая гвардия», Боровского в спектакле «За тех, кто в море» и Черемизова в спектакле «Молодой лес». И успех не заставил себя долго ждать. За исполнение роли Боровского Евгений Матвеев получил приз и был допущен к заключительному туру Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве. А успешный показ в Москве повлек за собой массу заманчивых предложений. Молодого актера приглашали в Алма-Ату, Красноярск, и в Московский театр имени Ленинского комсомола. Но он по предложению жены остановил свой выбор на новосибирском «Красном факеле», который многие критики считали «сибирским МХАТом». В котором была собрана прекрасная актерская труппа. Во главе театра стояла Вера Редлих, здесь же работал строгий, требовательный режиссер и педагог Виктор Дени, и Э.М. Бейбутов с его взрывным темпераментом, яркой театральностью. Здесь молодой актер впервые приступил к изучению системы Станиславского. Наставники Матвеева серьезно относились к творческому росту молодого актера, и стремились раскрыть его индивидуальность.


Евгений Матвеев много и успешно играл в новосибирском театре. Среди его работ тех лет были роли Джона Гармона в спектакле «Наш общий друг», Леонтьев в спектакле «Кандидат партии», Виктор Лавров в спектакле «Великая сила», Аксанич в спектакле «Константин Заслонов», Юрий Поднебесько в спектакле «Счастье», барон Фитингоф и Комиссар округа в спектакле «Незабываемый 1919-й» и Нил в «Мещанах». Но самый большой успех выпал на долю молодого исполнителя в роли Улдыса в спектакле «Вей, ветерок!» поставленном Э. Бейбутовым по пьесе классика латышской литературы Яна Райниса. Когда в 1951 году «Красный факел» показал этот спектакль во время гастролей в Ленинграде, Матвеев вновь получил приглашения сразу от несколько московских и ленинградских театров. Он переехал в Москву, и принял предложение старейшего коллектива страны - Малого театра, где в 1952 году дебютировал на академической сцене в роли Незнамова в драме Островского «Без вины виноватые».

В Москве Евгений Матвеев продолжил шлифовать свое актерское мастерство в творческой лаборатории, созданной при Всероссийском театральном обществе учеником Станиславского Михаилом Кедровым. Вместе с молодыми актерами занятия в лаборатории посещали известные актеры и режиссеры, среди которых были Вера Марецкая, Ростислав Плятт и Николай Анненков.

За 12 лет работы в Государственном академическом Малом театре Евгений Матвеев сыграл роли Звонарева в спектакле «Порт-Артур», Ярового в спектакле «Любовь Яровая», Родона в «Ярмарке тщеславия», Трофимова в спектакле «Главная роль», Столбова в спектакле «Осенние зори», Ераста в спектакле «Сердце не камень» и Освальда в«Привидениях». А в 1958 году Евгений Матвеев был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР.



Евгений Матвеев очень хотел сниматься в кино, но только к концу 1950-х годов его мечта осуществилась.Впервые в кино Евгений Матвеев снялся в тридцать три года, и его дебютом на экране стала роль Судьбинина в музыкальной комедии режиссера Андрея Фролова «Доброе утро». В 1955 году эта картина стала одним из лидеров кинопроката,собрав у экрана 30,5 миллионов зрителей.

Позже Матвеев сыграл роли в фильмах «Искатели», «Дом, в котором я живу», «Дело «Пестрых» и «Восемнадцатый год» - работы Матвеева начали следовать одна за другой и имели заслуженный успех. В 1958 году фильм Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу», где Матвеев сыграл главную роль Кости, получил первый приз на Всесоюзном кинофестивале. Не хуже дела Матвеева обстояли и с работой в театре. За короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием. Киноленты, в которых играл Матвеев, не сходили с экранов.


Одним из героев, которых мечтал сыграть актер, был Макар Нагульнов из шолоховской «Поднятой целины». Матвеева привлекали роли людей, живших на пределе физических и эмоциональных сил. И вскоре актеру представилась такая возможность. Из Ленинграда ему пришла телеграмма с приглашением на съемки фильма «Поднятая целина», который ставил режиссер Александр Иванов. Правда, вначале Иванов предложил Матвееву роль Давыдова, а не Нагульнова. Но Матвеев уговорил режиссера попробовать его в роли Нагульнова, и проба произвела на съемочную группу такое сильное впечатление, что сомнений ни у кого не оставалось: Матвееву нужно играть Нагульнова. Так в фильмографии артиста оказалась роль, которая стала одной из лучших работ актера, и подлинным событием в отечественном кинематографе. Евгений Матвеев рассказывал: «Всем актерам и режиссерам необходимо проходить «чистку» классикой. Проверять себя - насколько «доросли» до нее».


Сам Евгений Семенович неоднократно проходил такую проверку. Во время съемок «Поднятой целины» режиссер Михаил Швейцер пригласил Евгения Матвеева на роль князя Нехлюдова в экранизацию романа Льва Толстого «Воскресенье». Матвеев к созданию образа Нехлюдова подошел со всей тщательностью. Актер неоднократно посещал Ясную Поляну, читал дневники Льва Толстого, буквально впитывая в себя новый образ. В повседневной жизни Матвеев старался держаться соответственно, всем своим видом и поведением демонстрируя, что он князь Нехлюдов.

Совмещать одновременно две работы Матвееву было невероятно трудно. Ему приходилось буквально на ходу превращаться из Нагульнова в Нехлюдова и наоборот, притом, что более разных героев трудно себе представить. Матвеева спасала немыслимая работоспособность, и умение работать на пределе физических и душевных сил. В результате обе работы у Матвеева удались, и роль Нехлюдова так же принесла актеру колоссальный успех, после которого Евгений Матвеев снялся еще в нескольких картинах, среди которых наиболее удачной работой стала роль сержанта-танкиста Федотова в фильме «Родная кровь» режиссера Михаила Ершова. Фильм занял в прокате четвертое место, собрав на сеансах почти 35 миллионов человек, а персонаж Матвеева особенно понравился женской аудитории Советского Союза, и на актера обрушился поток писем с признаниями в любви. Не оставили без внимания картину и профессионалы. «Родная кровь» была отмечена призами на международных кинофестивалях в Мар-дель-Плато и Буэнос-Айресе в Аргентине, а также на всесоюзном кинофестивале в Ленинграде в 1964 году.

В 1965 году с Евгением Матвеевым произошло несчастье. В городе Николаеве с его участием было организовано на местном стадионе праздничное театрализованное представление. Матвееву, загримированному по Макара Нагульнова, предстояло проехать круг на тачанке. Однако вместо тачанки Матвееву выдели неисправную телегу. Перед заездом актер, осмотрев ее, хотел отказаться от поездки, но организаторы праздника уговорили его выехать на стадион. Когда Матвеев выехал, включившиеся прожектора испугали лошадей, которые понесли, и во время поворота у телеги отвалилось колесо. Евгений Матвеев упал и получил серьезную травму позвоночника - у него были раздавлены два межпозвоночных диска и защемлен нерв. Ситуацию осложняло то, что ранее на съемках «Поднятой целины» Матвеев так же получил травму, упав с лошади.

Серьезная болезнь надолго оторвала актера от любимого дела. В эти тяжелые дни Евгений Матвеев ощутил всенародную поддержку. Со всех концов страны ему писали люди, предлагая различные способы лечения и деньги, кто-то просто выражал сочувствие. И несмотря на то, что Евгений Матвеев был прикован к постели два года, он не терял зря время, занимаясь изучением теории режиссуры. «Экраном» для будущего режиссера стал потолок, на котором он мысленно просматривал свои будущие фильмы. Матвеев не поддавался панике и унынию - он дал себе слово стать на ноги, и благодаря усилиям врачей, его силе воли и страсти к профессии болезнь отступила. После длительного лечения Матвеева, выписали, присвоив актеру третью группу инвалидности, хотя первоначально врачи собирались дать ему вторую группу без права работы, но он убедил их этого не делать. Позже Евгений Семенович рассказывал о своем здоровье: «Жизнь мне дает медицина. Серьезные взаимоотношения с ней у меня начались еще в 1962 году, когда я упал с лошади и повредил позвоночник. Ни руки, ни ноги не двигались, и для меня это был уже конец. Но меня спасли — хотя пришлось первое время ходить в корсете, на костылях… Посоветовали заняться другой профессией. Я стал режиссером. Образовалось две души… Второй раз медицина подарила мне жизнь, когда у меня вырезали раковую опухоль. Не сделай врачи операцию вовремя, я умер бы 17 лет назад. Кому я этим обязан? Врачам и медсестрам… И дело не только в их высоком профессионализме, но и в их сердечности. Особенно дорога доброта сестры, санитарки. Казалось бы, что ей, вытерла пыль — и ушла. Нет, она зайдет, спросит: может, тебе подушку поправить? Может, чем-нибудь помочь? Вот в этих мелочах звучит красота человеческая. Может быть, эта красота больше спасает, чем лекарства».


Режиссерским дебютом Матвеева стал фильм «Цыган», поставленный в 1967 году по повести Анатолия Калинина. Роль Клавдии Матвеев доверил популярной актрисе Людмиле Хитяевой, а Будулая сыграл сам. Евгений Матвеев рассказывал: «Мне уже давно хотелось экранизировать это произведение, дать ему жизнь. Я двигался тогда еще очень плохо после травмы, ходил в специальном корсете. Стали думать о том, кто должен сыграть Будулая. Никак не могли подобрать актера. На мой взгляд, Будулай - это просто совершенство красоты человеческой. Тем более что это цыган и герой войны. Как-то случилось, что приехала актриса на пробу, а актер не приехал. И я решил подыграть ей. А потом, когда показывали пробы художественному совету, мне кто-то сказал: Ну, что ты мучаешься? Сам сыграй. А актер ведь - это существо, жадное невыносимо - жадное до работы. Я не знаю другой такой профессии, в которой можно было бы так страдать от безделья. Поэт может сесть за стол и написать впрок, живописец - нарисовать картину и повесить ее на стенку. А актер может только сейчас, сию минуту. И ему нужен зритель. Обязательно. Как сказал кто-то из великих: Актер в стол трудиться не может. И я сыграл Будулая… Вот так у меня образовалось две души - актер и режиссер. И обе одинаково болят. И я не могу сейчас расстаться с этим. Если я ставлю картину, значит, год, а то и два я актерством не занимаюсь; значит, теряю профессию. Сейчас мне невыносимо представить себе, как бы это я ставил картину и не играл в ней. Как говорят в спорте, я - играющий тренер».


Первая картина начинающего режиссера вызвала разноречивые отклики, но по итогам опроса журнала «Советский экран» именно Матвеев и Хитяева были назвали лучшими актерами 1967 года. С 1968 года Евгений Матвеев окончательно оставил театр, полностью переключившись на работу в кино. И вскоре последовали другие режиссерские работы Матвеева - «Почтовый роман», «Смертный враг», «Особо важное задание», «Бешеные деньги», «Победа», «Судьба» и «Чаша терпения». Так же он поставил фильм «Любовь земная», и сыграл в ней главную роль вместе с Ольгой Остроумовой. Которая сыграла в фильме постельную сцену с Матвеевым. «Я долго думал, как быть, чтобы Оля не чувствовала себя скованной, - рассказывал Матвеев. - Положил ее в постель, накрыл лоскутным одеялом, а сам лег сверху одеяла. Только сняли, Оля поднимается и говорит: «Ну, вы даете, Евгений Семенович. Вы бы еще ватные штаны надели!..»

Режиссеру снова сопутствовал успех. Картина «Любовь земная» вышедшая в прокат в 1975 году, собрала на сеансах около 51 миллиона зрителей, а картина «Судьба» в 1978 году собрала почти 58 миллионов.

Кроме того, Матвеев по-прежнему много снимался у других режиссеров. Он сыграл директора завода в «Укрощении огня», Добротина в «Сибирячке», Гулявина в «Ярости», Ярцева в фильме «И был вечер, и было утро», Арсения в «Смертном враге», секретаря обкома в фильме «Фронт за линией фронта и «Фронт в тылу врага».

Так же он сыграл роль Брежнева в фильме «Солдаты свободы». Это случилось в 1975 году. И узнал он о том, что назначен на эту роль, случайно - в буфете «Мосфильма». К нему подошел режиссер Юрий Озеров и сказал: «Ну, брат, поздравляю!» — «С чем?» — удивился Матвеев. «Тебя утвердили на роль Брежнева в моем фильме…» С этими словами Озеров ушел, оставив размышлять ошарашенного артиста. Матвеев решил отказаться от роли и пошел к генеральному директору «Мосфильма» Николаю Сизову: «Не могу играть эту роль». Тот помолчал и сказал: «Надо». — «Да как же я его играть буду, когда я ничего не знаю про него. Характер, привычки…» — Сизов ответил: «Смотри телевизор». Через некоторое время Матвеева вызвал на беседу тогдашний председатель Госкино Филипп Ермаш. Матвеев спросил: «А как же быть с «г»?» — «Какое еще «г»?» — удивился Ермаш. «Ну, Брежнев звук «г» произносит на украинский манер…» — «Это ничего. Ленин вообще картавил, и ничего…» — «Ленин не слышит, как его дразнят, а вот Брежнев…» — «Хорошо», — согласился Ермаш и набрал номер приемной генсека: «Тут Матвеев у меня, артист, надо его принять, обсудить кое-что…» Прощаясь, Ермаш сказал Матвееву: «Все роли в фильме «Солдаты свободы» утверждал лично Суслов! Так что пути к отступлению нет».

Вскоре после исполнения роли Брежнева Матвеев стал секретарем Союза кинематографистов. Это было еще одним признанием его заслуг перед отечественным кинематографом. А их на тот момент накопилось немало. Зрители неоднократно называли Матвеева лучшим актером года, а его картина «Почтовый роман» получила приз IV Всесоюзного кинофестиваля как лучший историко-революционный фильм. Дилогия «Любовь земная» и «Судьба» принесли Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а после исполнения главной роли в дилогии «Высокое звание» он стал обладателем золотой медали имени Александра Довженко. За роль Пугачева в фильме «Емельян Пугачев» Матвеева признали лучшим исполнителем мужской роли на XVI Международном кинофестивале в Чехословакии. Фильм «Победа» получил специальный приз Оргкомитета и Министерства обороны на XVIII Всесоюзном кинофестивале, и Евгений Матвеев так же был избран академиком Национальной академии кинематогарфических искусств и наук России.


Одной из важных составляющих творческой жизни Евгения Матвеева, помимо всего прочего была педагогическая деятельность. В течение нескольких лет он был профессором Всесоюзного государственного института кинематографии и руководителем Азербайджанской актерской мастерской. Самым ответственным временем в работе с будущими актерами Матвеев считал начальный этап, стадию первых упражнений и несложных этюдов, и несмотря на огромную занятость, все занятия проводил сам. Он учил своих студентов главному закону актерского искусства - внутреннему, целенаправленному, точному действию, через которое можно выразить задачу образа, индивидуальность персонажа и жанр произведения. Он не переставал напоминать своим ученикам, что творческая жизнь актера трудна, что профессия актера - это профессия увлеченных людей: «Мы с вами - чувство, солнце, слово, листья... Бриллиант в золотой оправе - вот что такое актер...». Он часто проводил творческие встречи со зрителями, и относился к этому очень ответственно. Он ездил по стране, читал отрывки из литературных произведений, играл сцены из фильмов и спектаклей, и особенно любил слушать зрителей и отвечать на их вопросы. Но наступившая в середине 80-х годов в Советском Союзе перестройка многое изменила в жизни Евгения Матвеева. В 1986 году на пятом съезде кинематографистов СССР он был освобожден от должности секретаря Союза кинематографистов, что стало для Матвеева большим ударом. По его признанию, он даже одно время хотел покончить с собой, но рядом была семья, и он смирился с наступившими в стране изменениями. Евгений Матвеев рассказывал: «Потеряли где-то мы связь со зрителем. А она должна быть. Сейчас уже почему-то зрители не пишут, а раньше мешками письма приходили. Я считаю, что зрителю нельзя лгать - с ним надо говорить по-человечески, просто. Конечно, я понимаю, искусство должно развиваться, должно экспериментировать. Но кто-то же должен по-человечески говорить с народом! Человек же дышит: вдох, остановка, выдох. Это его естественное физиологическое существование. Современное же кино заставляет его дышать шизофренически - он задыхается на четверти фильма, дальше он уже ничего не видит. Вот попросите хоть одного человека пересказать сюжет какого-то сериала - никто не расскажет! Все перепуталось, все об одном и том же! А вот если вспомнить героев Нонны Мордюковой, Славы Тихонова, Миши Ульянова - судьбы! И народ про эти фильмы расскажет. В них он видит себя и благодарит, что с ним говорят на его языке. А в современных сериалах - не герои, а персонажи».


В конце 80-х Матвеев снял трагическую мелодраму «Чаша терпения», где главные роли вновь сыграл он и Ольга Остроумова. На фестивале «Созвездие» картина была удостоена лестных отзывов и завоевала приз зрительских симпатий. Евгений Матвеев рассказывал: «Для меня женщина — это святое. Возьмите любую из моих картин — вы не увидите пренебрежительного отношения к женщине. Мое отношение таково еще потому, что с детства я познал, что такое слеза женщины… Женщина несет на своих плечах не только семью, но и само государство. Во время войны я видел образцы беспримерного героизма женщины. Они никогда не выходят у меня из головы. Я сажусь за сценарий, начинаю работать, и из памяти выплывают эти эпизоды, окружают меня. Здесь нет пошлости, нет цинизма, есть только одно боготворение. Я боготворю женщину. Да если бы не наши женщины, войну бы мы никогда не выиграли! Потому что женщины спускались в шахты, добывали уголь, стояли у станков по 16 часов в день… Вот почему в моих картинах женщина достойна того, чтобы иной раз перекреститься на нее. Вот почему я стремился показать красоту женщины. А красота не зависит от того, есть греческий профиль или нет, она — в душе».

Андрон Кончаловский в своих воспоминаниях писал: «Кино в России должны снимать такие, как Женя Матвеев. Тогда кино будет быстро развиваться. Это будет национальное кино. Молодые таланты сразу помудреют. Если бы Гайдай и Матвеев родились в Америке или Индии, у них давно были бы дворцы и виллы, миллионы на банковских счетах...» Но Матвеев жил в Москве в достаточно скромном районе недалеко от Мосфильма. И его быт мало напоминал жизнь современных кинозвезд. Хотя Матвеев до последних дней жизни оставался импозантным и удивительно галантным мужчиной, в жизни он всегда примерным семьянином, и всю жизнь был женат на единственной женщине - Лидии Алексеевне Матвеевой, бывшей певице, служившей в Большом театре. Беззаветность и преданность супруги помогли Евгению Семеновичу пережить все трудности в жизни, в творчестве и воспитать двоих детей и троих внуков.

В середине 90-х отечественные экраны захлестнула волна американских боевиков, а российское кино оказалось никому не нужно. Но Евгений Матвеев сумел снять еще несколько картин. В 1995 году вышел его новый фильм «Любить по-русски». Картинабыла снята искренне и открыто, и понравилась российскому зрителю. Со всех концов страны шли письма с благодарностями от зрителей и деньгами. Российские пенсионеры присылали свои сбережения с просьбой снять продолжение картины. Евгений Матвеев рассказывал: «Фильм «Любить по-русски» - явление феноменальное. Съемки были очень трудными, бюджет - просто мизерный. Но мы получили такой зрительский отклик, что пришлось снимать продолжение. Мы просто попали в нишу, которая сейчас не заполнена. Никто сейчас не занимается темой простого человека. А мне очень близка крестьянская тематика. Я до боли знаю жизнь простого человека, от которого не зависит государство, но который все держит на своих плечах. А успех был, я думаю, потому что мы делали все искренне. Та же искренность, например, и в фильме «Родная кровь». Когда мы его возили по миру, ревели все - и желтые, и черные…»


В 1987 году на народные деньги Евгений Матвеев поставил «Любить по-русски-2». Картина так же понравилась зрителям, как и первая. В 1999 году Евгений Семенович снял заключительную часть трилогии «Любить по-русски». «Мое кино - прямолинейное, - говорил Евгений Семенович. - Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу. Правду, йоту мечты, йоту сказки - вот, что я хочу оставить людям. Народу сегодня нужна сказка. Как я был сторонником «Кубанских казаков», так им и остаюсь». За роль в фильме «Любить по-русски» Матвеев был удостоен приза за лучшую мужскую роль на XII Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Америки, но, к сожалению, «Любить по-русски» была последний работой в кино Евгения Матвеева.


5 мая 2003 года Евгения Семеновича срочно госпитализировали в Центральную клиническую больницу, после того, как он плохо себя почувствовал на даче. Близкие решили, что у него приступ хронического бронхита. Дочь Матвеева - Светлана, рассказывала: «Врачи мне сказали, что у папы рак легких. Четвертая стадия. Врачи изумились - как мы могли этого не знать?! Оказывается, ему этот диагноз поставили еще в 99-м году. Нам они ничего об этом не сказали. Он, как конь, бегал по разным мероприятиям до последнего. От онкологии не лечился. Это такая нелепость! Нам не хватило одного-двух дней. Мы достали ему лекарство - отечественный препарат, которым лечили жену папиного друга. Она шесть лет живет. Вы не представляете, как нам сейчас тяжело...»


Евгений Матвеев похоронен на Новодевичьем кладбище.

Использованные материалы:

Материалы сайта www.biograph.ru

Материалы сайта www.rusactors.ru

Материалы сайта www.peoples.ru

Текст статьи «Евгений Матвеев: Самый народный народный», автор И.Исаева

Текст статьи «Он хотел вернуть человека к его корням», авторА.Баринов

Фильмография:

1955 Доброе утро
1955 Дорога
1956 Искатели
1957 Дом, в котором я живу
1958 Восемнадцатый год
1958 Дело «Пестрых»
1959 Жеребенок
1959-60 Поднятая целина
1960-61 Воскресение
1963 Родная кровь
1964 Мать и мачеха
1965 Первая Бастилия
1967 Цыган - автор сценария, режиссер, актер
1968 Крах («Операция против Савинкова»)
1969 Почтовый роман - режиссер, актер
1970 Сохранившие огонь
1970 Спорт, спорт, спорт
1971 И был вечер, и было утро...
1971 Смертный враг - актер, режиссер, автор сценария
1972 Сибирячка
1972 Укрощение огня
1973-1974 Высокое звание
1974 Любовь земная - режиссер, автор сценария, актер
1977 Солдаты свободы
1977 Судьба - актер, режиссер, автор сценария
1977 Фронт за линией фронта
1978 Емельян Пугачев («Невольники свободы», «Кровью омытая»)
1980 Особо важное задание - режиссер, актер
1981 Бешеные деньги - режиссер, автор сценария
1981 Фронт в тылу врага
1984 Победа - режиссер, автор сценария, актер
1986 Время сыновей - актер, режиссер
1986 Завещание
1988 Отцы
1989 Чаша терпения - актер, режиссер
1990 Место убийцы вакантно...
1991 Клан
1992 Доброй ночи!
1995 Любить по-русски - актер, режиссер
1996 Любить по-русски - 2 - режиссер, актер
1999 Любить по-русски - 3. Губернатор - режиссер, актер

МАТВЕЕВ ЕВГЕНИЙ

МАТВЕЕВ ЕВГЕНИЙ (актер театра, кино: «Доброе утро» (1955), «Дом, в котором я живу» (1957), «Воскресение» (1960–1962), «Поднятая целина» (1960–1961), «Родная кровь» (1964), «Ярость» (1966), «Цыган» (1967), «Почтовый роман» (1970), «Смертный враг», «Укрощение огня» (оба – 1972), «Я – Шаповалов Т. П.» (1973), «Ради жизни на земле» (1974), «Любовь земная» (1975), «Солдаты свободы» (1977), «Судьба» (1978), «Емельян Пугачев» (1979), «Особо важное задание» (1981), «Любить по-русски» (1994), «Любить по-русски-2» (1995), «Любить по-русски-3» (1999) и др.; кинорежиссер: «Цыган» (1967), «Почтовый роман» (1970), «Смертный враг» (1972), «Судьба» (1975), «Любовь земная» (1978), «Особо важное задание» (1981), «Бешеные деньги» (1982), «Победа» (1985), трилогия «Любить по-русски»; скончался 1 июня 2003 года на 82-м году жизни).

Матвееву стало плохо накануне Дня Победы 6 мая 2003 года – с тяжелейшим бронхитом и болями в области сердца он был госпитализирован в Центральную клиническую больницу. Он был настолько плох, что врачи побоялись проводить ему сложные медицинские процедуры. Дочь артиста Светлана в те дни рассказала в одном из интервью следующее: «Папа и сейчас говорить толком не может. За эти дни похудел страшно. Мы с братом Андреем постоянно приходим, навещаем его. Иногда дежурит в палате и наша мама Лидия Алексеевна. Но врачи пока ничего определенного сказать не могут. Говорят: надо подождать, пока состояние придет в норму…»

Увы, но великий артист не поправился. Он пролежал в больнице почти месяц, после чего в воскресенье, 1 июня, скончался от рака легких. К слову, родные Матвеева узнали о страшном диагнозе примерно за две недели до трагической развязки. А сам актер, судя по всему, обо всем знал, но все равно продолжал надеяться на лучшее. Он каждый день ждал выздоровления и выписки, так как на рабочем столе его ждали два новых сценария (в одном из них Матвееву предназначалась роль Леонида Брежнева, которого он впервые сыграл еще в 1976 году в эпопее Юрия Озерова «Солдаты свободы»).

Между тем на самом деле врачи обнаружили онкологию у Матвеева еще в 1999 году, но держали это в тайне. И открыли секрет родственникам актера и режиссера только за две недели до его ухода из жизни. Как поведала журналистам дочь Матвеева: «Здешние врачи изумились, как мы не могли знать диагноза. Но нам никто об этом не говорил, мы думали, что у него астма. Папа, как конь, бегал по разным мероприятиям до последнего. От онкологии не лечился. Это такая нелепость! Когда мы узнали о страшном диагнозе, мы достали ему лекарство – отечественный препарат, которым лечили жену папиного друга. Она шесть лет живет. Но уже было поздно…

Операцию делать было уже бессмысленно. Мы нашли двух хороших врачей, которые могли бы провести операцию, но нам сказали, что сердце отца при его нынешнем состоянии не выдержит общего наркоза. Он находился на последней стадии рака, и выжить у него не было ни малейшего шанса…»

Когда стало понятно, что Матвееву осталось жить считаные дни, дочь и сын приняли решение круглосуточно быть рядом с ним. Днем приезжала жена актера Лидия Алексеевна.

В воскресенье, 1 июня, у Матвеева собралась вся родня: жена, дочь, сын и 19-летний внук Евгений. Когда пришло время прощаться, на улице внезапно начался ураган. Матвеев уговорил родственников остаться пока в больнице, переждать ненастье. Если бы не это, они бы его смерти не застали.

Вспоминает внук Матвеева Евгений: «В тот день мы были у деда в больнице. Я вышел в коридор. И тут бабушка закричала: „Женя, иди, иди“. Я забежал в палату, помог деду сесть. Он застонал – боли у него были жуткие. И вдруг прошептал мне: „Не кури. Это все из-за этого“. И… откинулся назад. Потом врачи пытались ему делать искусственное дыхание, массаж сердца, уколы. Но бесполезно…»

Л. Зелинская, А. Чистова («Жизнь»): «Жена Евгения Семеновича пришла к церкви рано утром, но долго не заходила в храм (Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. – Ф. Р. ). Стояла с младшей внучкой Надей возле дверей, принимая соболезнования…

Отпевание Евгения Матвеева началось в 11 часов. Гроб с телом артиста в церковь привезли еще вечером, установили перед алтарем. Огромные букеты белоснежных хризантем расставили по всему храму. А гроб украсили белыми лилиями.

– Это его цвет, – переговаривались между собой друзья, пришедшие попрощаться с великим артистом. – Как его душа, чистые…

В руки покойному вложили маленькую иконку «Вознесение Господне» с изображением Иисуса Христа, которого в раю встречают апостолы. Евгения Семеновича отпевали в канун праздника Вознесения и в последний день отдания праздника Пасхи.

– Господь в такие дни своих людей к себе призывает! – шепчет свечница Екатерина Тарасюк.

Отпевание священник Владимир Сафонов начал с пасхального пения «Христос воскресе, смертию смерть поправ!». Родственники Евгения Семеновича с зажженными свечами собрались у гроба. Супруга Лидия Алексеевна и дочь Светлана сидели рядом, ничего и никого не замечая вокруг…

Рядом с Лидией Алексеевной стояли сын Андрей и внук Женя, который больше всех похож на своего деда. Когда во время чтения Евангелия вдову и дочь попросили встать, внук подхватил бабушку под руку и уже не отпустил ее.

Знаменитостей в церкви не было. Только Василий Ливанов, который положил цветы на гроб. Их было множество – шикарные букеты и простые веточки сирени…»

С. Хрусталева («Комсомольская правда»): «…А у Дома кино в это время собралась огромная людская толпа.

– Такого я уже давно не видел, – сказал министр культуры Михаил Швыдкой. – Жаль только, что не на премьеру, а на похороны.

Охрана пыталась сдержать фотографов:

– Посторонитесь, народу столько! Только б не было второй Ходынки…

Мимо гроба шли известные политики, актеры и режиссеры, старушки с тюльпанами…

Из Екатеринбурга на похороны прилетел Эдуард Россель. С «настоящим солдатом державы» пришел проститься Геннадий Зюганов. Низко склонил голову режиссер Сергей Соловьев.

Был надрыв Михаила Ножкина:

– Ушел солдат Родины. Он поднимался за нее всю жизнь…

Пришли проститься известные актрисы, с которыми Евгений Матвеев показывал в своих фильмах, как нужно любить по-русски.

Заплаканная Лариса Удовиченко трижды поклонилась у гроба до земли. Людмила Хитяева положила белые колокольчики… Ольга Остроумова, та самая Маня Поливанова из «Любви земной», принесла желтые хризантемы.

За кулисами нам удалось задать вопрос Галине Польских, партнерше Матвеева по фильму «Любить по-русски»:

– Вы знали, что у Матвеева рак легких?

– Я его видела последний раз в Новый год. И он мне на ушко: «Я тебе по секрету скажу: у меня одна очень нехорошая вещь. Очень нехорошая»…

На экране мелькали кадры с Матвеевым. Вот он на току, счастливый, осыпает всех пшеницей. И голос Анны Герман: «Мы звездная память друг друга».

Женщины плакали все…»

Л. Зелинская, А. Чистова («Жизнь»): «Проход на Новодевичье кладбище с утра перекрыла милиция. Собравшиеся у ворот люди упрашивали пропустить их:

– Он наш, народный артист!

– Только после четырех, когда похоронят! – отвечали милиционеры.

Но когда на кладбище въехал траурный кортеж, толпа прорвала оцепление. Гроб установили для прощания в центре кладбища на просторной площадке, но и здесь было тесно.

Семья Матвеева безмолвно стояла у изголовья гроба. Лидия Алексеевна не отводила взгляда от лица мужа. Галина Польских все время была рядом с Лидией Алексеевной, держала ее за плечи. И сама плакала, не замечая, что слезы смыли всю косметику…

Люди обступили гроб плотным кольцом. Их попросили:

– Отойдите, пожалуйста, дайте родным побыть с ним последние минуты…

Но толпа нахлынула еще ближе.

– Мама, пора прощаться, – обнял Лидию Алексеевну за плечи сын Андрей.

Лидия Алексеевна склонилась над мужем, замерла на несколько секунд. И, поцеловав его в лоб, поднялась из последних сил.

– Закрывайте, – прошептала Лидия Матвеева. – Прощай, Женечка…»

Из книги Белые призраки Арктики автора Аккуратов Валентин Иванович

Владимир Матвеев, Москва Арктика Арктика… Она бывает разная Добрая и склонная к борьбе, Но всегда - по-своему прекрасная И всегда - манящая к себе. Сознаю, что это мненье личное. Но - быть может, на свою беду, Оставляя благодать столичную, Снова на свиданье к ней

Из книги Воспоминания, письма, дневники участников боев за Берлин автора Берлина Штурм

КАПИТАН И. МАТВЕЕВ С передовым батальоном ЗАПИСКИ АГИТАТОРА В ночь прорыва обороны на Одере я находился среди бойцов полковника Зинченко.Во время артподготовки все мы повыскакивали из траншей и любо-вались тем, как рвутся наши снаряды в стане врагов. Все испытывали

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

БЕЛОШЕЙКИН ЕВГЕНИЙ БЕЛОШЕЙКИН ЕВГЕНИЙ (хоккейный вратарь ленинградского СКА (1983–1984), столичного ЦСКА (1985–1988), сборной СССР (1986–1988), чемпион СССР (1985–1987), чемпион мира (1986), чемпион Европы (1986, 1987), чемпион Олимпийских игр (1988); покончил с собой 18 ноября 1999 года на 34-м году

Из книги Криминальный футбол. От Колоскова до Мутко. Расследование с риском для жизни автора Матвеев Алексей Владимирович

МАТВЕЕВ ЕВГЕНИЙ МАТВЕЕВ ЕВГЕНИЙ (актер театра, кино: «Доброе утро» (1955), «Дом, в котором я живу» (1957), «Воскресение» (1960–1962), «Поднятая целина» (1960–1961), «Родная кровь» (1964), «Ярость» (1966), «Цыган» (1967), «Почтовый роман» (1970), «Смертный враг», «Укрощение огня» (оба – 1972), «Я –

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

УРБАНСКИЙ ЕВГЕНИЙ УРБАНСКИЙ ЕВГЕНИЙ (актер театра, кино: «Коммунист» (1958), «Баллада о солдате» (1959), «Неотправленное письмо» (1960), «Чистое небо» (1961), «Большая руда» (1964); трагически погиб 5 ноября 1965 года на 34-м году жизни).Урбанский погиб во время съемок фильма «Директор».

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

Евгений МАТВЕЕВ Евгений Матвеев родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Его отец - Семен Калинович - «в гражданскую войну воевал на стороне красных, тогда его и занесло на Таврию. Там он и познакомился с матерью нашего героя -

Из книги Свет погасших звезд. Они ушли в этот день автора Раззаков Федор

Евгений МАТВЕЕВ Свою первую и единственную жену Евгений Матвеев повстречал в 1946 году в Тюмени. Это была молоденькая студентка музыкального училища Лида. Матвеев руководил самодеятельностью военного училища, где тогда служил. И сам тоже в самодеятельности участвовал.

Из книги Чтобы люди помнили автора Раззаков Федор

МАТВЕЕВ Евгений МАТВЕЕВ Евгений (актер театра, кино: «Доброе утро» (1955; начальник строительства Судьбинин), «Искатели» (главная роль – Андрей Николаевич Лобанов), «Дом, в котором я живу» (Константин Давыдов, старший сын) (оба – 1957), «Дело «пестрых» (следователь МУРа

Из книги Как знаю, как помню, как умею автора Луговская Татьяна Александровна

1 июня – Евгений МАТВЕЕВ Это был истинно народный артист в высшем понимании этого слова. За долгие годы своей работы в кинематографе он переиграл множество ролей, среди которых были рабочие, крестьяне, военные, князья, цыгане и даже один будущий генеральный секретарь,

Из книги Фавориты у российского престола автора Воскресенская Ирина Васильевна

Евгений Матвеев Евгений Семёнович Матвеев родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Его отец - Семён Калинович - в гражданскую войну воевал на стороне красных, тогда его и занесло на Таврию. Там он и познакомился с матерью нашего

Из книги Каменный пояс, 1981 автора Юровских Василий Иванович

ЕВГЕНИЙ МАТВЕЕВ В изостудию Центрального Дома пионеров, что был в Москве в переулке Стопани, я поступил в 1945 году в группу, преподавателем которой была Татьяна Александровна Луговская. Тогда я не мог и представить себе, какую огромную роль в моей жизни сыграет эта

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Фавориты царя Алексия Михаиловича - Борис Морозов и Артамон Матвеев После смерти царя Феодора Иоанновича московский престол занял Борис Фёдорович Годунов. Во всё своё семилетнее правление (1598–1605) он не имел никаких фаворитов: он советовался в основном только со своей

Из книги Рассказы о героях автора Карпов Николай

Из книги автора

Матвеев Олег Петрович Родился в 1924 году в Туле. Учился в 29-й тульской средней школе. Член ВЛКСМ. В 1942 году ушел добровольцем в Советскую Армию. 5 февраля 1945 года погиб в бою. За участие в освобождении ряда польских городов, уничтожение техники и живой силы фашистской

Из книги автора

Д. Матвеев СУРОВОЕ МУЖЕСТВО Герой Советского СоюзаИван Федотович Крашенинников Дом Крашенинниковых в селе Платовке стоит близ станции по улице Маяковского. Хозяин дома Иван Федотович - мой старый фронтовой друг. Служили с ним в одной армии, а теперь встретились через