МАК вышел из доверия. Расследовать авиапроисшествия будет новая структура. Международные морские и авиационные организации Ограничение деятельности и лишение многих полномочий

По данным Лайфа, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании Международного бюро по расследованию авиапроисшествий и серьёзных инцидентов. Новая структура призвана выполнять функции МАК, созданного в далёком 1991 году. В новую структуру войдут специалисты Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, которые входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Двери в новую международную организацию открыты и другим странам СНГ.

Часть функций МАК по сертификации воздушных судов, двигателей и аэродромов планируется передать Минтрансу, Минпромторгу и Росавиации.

Так, согласно поручению премьер-министра, функции МАК по сертификации типов воздушных судов будут переданы Росавиации, аэродромов - Минтрансу, а двигателей и воздушных винтов - Минпромторгу. Ранее эти функции были делегированы МАК, по сути, в добровольном порядке.

В правительстве считают, что, в отличие от МАК, новое Бюро будет проводить расследования не только происшествий, но и серьёзных инцидентов, которые отличаются не только последствиями, но и обстоятельствами.

Основная функция новой структуры - экспертное расследование обстоятельств авиационных происшествий, - говорит источник Лайфа в Правительстве РФ.

В Минтрансе РФ отмечают, что после формирования в России и других странах СНГ национального воздушного законодательства соглашение 1991 года о создании МАК "в значительной мере утратило свои функции".

В новую структуру войдут Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Переговоры со странами, входящими в ЕврАзЭС, проходили в течение всего 2018 года. Речь шла об их вхождении в Международное бюро по расследованию авиапроисшествий и серьёзных инцидентов.

По мнению исполнительного директора компании "Авиапорт" Олега Пантелеева, если создание нового органа по расследованию будет проходить без спешки, то новое бюро успеет подготовить персонал, научно-техническую и материальную базу для своей работы. В то же время сохранение взаимодействия с МАК в этой области позволит использовать наработки высококвалифицированных специалистов и международные контакты.

Источники Лайфа в авиационной отрасли высказывают ещё одну версию создания Международного бюро по расследованию авиапроисшествий и серьёзных инцидентов при Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). По их мнению, так Росавиация пытается взять под контроль систему независимых расследований, которые на протяжении 27 лет проводил МАК.

Заслуженный лётчик РФ, Герой России Магомед Толбоев говорит, что он не понимает, зачем создавать новую структуру по расследованию авиационных происшествий в странах СНГ и Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), если в МАК работали компетентные специалисты.

Эксперты связывают проблемы МАК в России и с его правовым статусом на территории страны.

С одной стороны, МАК - это федеральный орган исполнительной власти РФ, ответственный за расследование авиапроисшествий, а с другой - межгосударственная структура, неподотчётная России. В этом и заключается правовая коллизия.

МАК, его должностные лица, а также принимаемые ими решения неподконтрольны административной и судебной системе Российской Федерации. Следовательно, МАК является надгосударственным органом, абсолютно свободным в принятии любых решений, что исключает юридические механизмы привлечения его должностных лиц к ответственности, а также не позволяет использовать предусмотренные законодательством РФ средства судебной и административной защиты нарушенных прав субъектов авиационной деятельности, - пояснил Лайфу юрист Александр Островский.

Сейчас МАК расследует все авиационные происшествия с воздушными судами государств - участников соглашения как на их территориях, так и за их пределами, а также в рамках соглашений, заключённых с другими государствами. Основной принцип системы расследований МАК - это независимость, что соответствует рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ICAO), Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и Директиве европейского сообщества в части независимого расследования авиационных происшествий.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) был учреждён 30 декабря 1991 года. Участниками этого соглашения к настоящему времени являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

В самом МАК отказались рассказать Лайфу подробности о создании новой структуры.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) не комментирует решения государственных органов Российской Федерации, - заявили Лайфу в МАК.

По информации Лайфа, Россия может заявить о выходе из МАК на ближайшем заседании исполкома, что приведёт к цепной реакции.

Нельзя исключать, что вслед за Россией о выходе из учредителей МАК заявят представители и других стран-участниц. Тогда организация просто прекратит своё существование, - заявил собеседник Лайфа, знакомый с ситуацией.

Международные авиационные организации

транспортные - делятся на межправительственные (ММАО) и неправительственные (МНАО). ММАО создаются государствами на основе международных договоров, которые определяют цели и задачи организаций, членство в них, права и обязанности их участников, структуру и компетенцию рабочих органов и т. д. ММАО признаются субъектами международного права. Они вправе заключать международные договоры с государствами и между собой и несут ответственность за соблюдение договоров, принимать рекомендации и другие юридические акты.
В зависимости от круга участников ММАО являются универсальными, например (ИКАО), или региональными (ЕКАК, Евроконтроль, АФКАК, АСЕКНА, КОКЕСНА, ЛАКАК, КАКАС). Они имеют похожую структуру: высший руководящий орган - Ассамблея, Пленарная сессия и т. п.; текущая деятельность ММАО обеспечивается исполнительными органами. При исполнительных органах в некоторых ММАО создаются подчинённые им специальные комитеты или комиссии, которые разрабатывают организационные, технические, административные, правовые вопросы деятельности гражданской авиации. Высшие руководящие органы ММАО во время сессий утверждают отчёты исполнительных органов, заслушивают доклады комитетов и экспертов, принимают резолюции, рекомендации.
Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК) создана в 1954, штаб-квартира в Страсбурге, члены ЕКАК - 22 европейских государства. Приём новых членов из числа европейских государств - только с общего согласия всех членов ЕКАК. Цели ЕКАК: содействие сотрудничеству европейских государств в области воздушного транспорта для более эффективного и упорядоченного его развития, обеспечение систематизации и стандартизации общих технических требований к новому авиационному оборудованию, включая аэронавигационное оборудование и систему связи, исследование вопросов безопасности полётов, сбор статистических данных о лётных происшествиях. Высший руководящий орган - Пленарная конференция, высшие исполнительные органы - Координационный комитет и постоянные комитеты. Решения ЕКАК носят рекомендательный характер. ЕКАК сотрудничает более чем с 20 ММАО и МНАО, связанными с воздушным транспортом - , ИАТА, ЕАРБ, Евроконтроль, ИКАА и другими - и обязана представлять годовые отчёты консультативной ассамблее Европейского Союза.
Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК) создана в 1969, штаб-квартира в Дакаре, члены АФКАК - 41 государство; ими могут быть любые африканские государства - участники Организаций африканского единства (ОАЕ) и заинтересованные в деятельности Экономии, комиссии ООН для Африки (ЭКА). Цели АФКАК: выработка общей политики государств - членов АФКАК в использовании гражданской авиации, обсуждение и необходимых мероприятий по сотрудничеству и координации их деятельности в области гражданской авиации, содействие более эффективному использованию и совершенствованию африканского воздушного транспорта. АФКАК занимается также изучением вопросов стандартизации бортового оборудования и наземных средств, рассмотрением тарифов в Африке и другими вопросами. Высший орган АФКАК - Пленарная сессия, высший исполнительный орган - Бюро. Решения АФКАК носят консультативный характер. При выполнении поставленных задач АФКАК тесно сотрудничает с ОАЕ и ИКАО, а также может осуществлять сотрудничество с любой другой международной организацией в области гражданской авиации.
Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК) учреждена а 1973, штаб-квартира в Лиме, члены ЛАКАК - 19 государств. Члены ЛАКАК могут быть только государства Южной и Центральной Америки, включая Панаму, Мексику и государства, расположенные в бассейне Карибского моря. Цели ЛАКАК: сбор и публикование статистической данных об авиаперевозках по пунктам отправления и назначения, изучение тарифной политики в области воздушного транспорта, выработка рекомендаций по соблюдению тарифов при осуществлении международных авиаперевозок в регионе, по созданию собственного правового механизма, обеспечивающего соблюдение тарифов и наложение санкций, Высший руководящий орган - Ассамблея, высший исполнительный орган - Исполнительный комитет. ЛАКАК сотрудничает с ИКАО и другими международными организациями в области гражданской авиации. ЛАКАК - консультативный орган, поэтому её решения и рекомендации требуют одобрения каждого её члена.
Совет гражданской авиации арабских государств (КАКАС) создан в 1967, штаб-квартира в Рабате, члены - 20 государств. Членом КАКАС может быть любое государство - член Лиги арабских государств. Цели КАКАС: изучение международных стандартов и рекомендаций ИКАО, представляющих интерес для арабских стран, международных соглашений в области гражданской авиации, руководство научными исследованиями по различным аспектам воздушного транспорта и аэронавигации, содействие распространению информации, урегулирование споров, разногласий между государствами - членами КАКАС, планирование обучения и подготовки специалистов из арабских стран по обслуживанию гражданской авиации. Деятельность КАКАС способствует повышению эффективности регулярных международных воздушных перевозок, выполняемых авиакомпаниями арабских государств, расширению внутренних и международных маршрутов, модернизации существующих аэронавигационных средств и применению современного оборудования для обслуживания воздушного движения в регионе. Высший руководящий орган - Совет, исполнительные органы - Исполнительный комитет и постоянные подкомитеты. КАКАС сотрудничает с ИКАО, АФКАК, ЕКАК и другими международными организациями в области гражданской авиации.
Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль) создана в 1960, штаб-квартира в Брюсселе, члены - 10 европейских государств. Членство открыто для всех европейских стран при условии согласия всех членов Евроконтроля. Цели Евроконтроля - обеспечение аэронавигации и безопасности полётов, осуществление контроля и координации движения летательных аппаратов гражданской авиации и военно-воздушных сил в верхнем воздушном пространстве над территорией государств - членов Евроконтроля, разработка унифицированных правил полётов и деятельности аэронавигационных служб. Высший руководящий орган - Постоянная комиссия, состоящая из представителей государств в ранге министров гражданской авиации и обороны, высшие исполнительные органы - Агентство по обслуживанию воздушного движения, Комитет управляющих, Секретариат. Евроконтроль сотрудничает с ИКАО, ИАТА и другими международными организациями в области гражданской авиации.
Агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА) создано в 1960, штаб-квартира в Дакаре, члены АСЕКНА - 13 африканских государств. Членство открыто для африканских государств при условии согласия всех членов АСЕКНА. Цели АСЕКНА: обеспечение регулярности и безопасности полётов воздушных судов над территорией государств - членов АСЕКНА, управление, эксплуатация и содержание аэродромов, посредничество в оказании финансовой и технической помощи. Высший руководящий орган - Административный совет, высшие исполнительные органы - Гееральная дирекция, представительства. Решения совета обязательны для государств-членов. АСЕКНА сотрудничает с ИКАО в области подготовки и выполнения рекомендаций Ассамблеи ИКАО.
Центральноамериканская организация по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА) создана в 1960, штаб-квартира в Тегусигальпе, члены КОКЕСНА - 5 центральноамериканских государств. Цели КОКЕСНА: обеспечение предусмотренного в региональном плане ИКАО аэронавигационного обслуживания полётов над территорией государств - членов КОКЕСНА и другими районами, указанными в международных соглашениях, аэропортов и аэронавигационного оборудования государств-членов. Высший руководящий орган - Административный совет, высшие исполнительные органы - Техническая комиссия, Секретариат. КОКЕСНА получает техническую помощь со стороны ИКАО и Агентства международного развития США, заинтересованного в этой организации, так как американским авиакомпаниям принадлежит большое число самолётов, обслуживаемых КОКЕСНА.
Деятельность МНАО, членами которых в большинстве случаев являются юридические лица (транспортные предприятия), посвящена специальным вопросам международных воздушных сообщений. Уставы МНАО определяют их цели, задачи, членство, права и обязанности членов организации, структуру и компетенцию рабочих органов, основные направления деятельности. МНАО в своей деятельности руководствуются внутренним законодательством и нормами международного права. МНАО активно сотрудничают с ИКАО, имеют в ИКАО статус наблюдателя. МНАО по заданиям ИКАО подготавливают экспертные заключения по вопросам их специализации.
Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) создана в 1945, штаб-квартира в Монреале, действительные и ассоциированные члены ИАТА - 188 авиапредприятий 117 стран. « » - член ИАТА с 1989. Ассоциированными членами ИАТА являются авиакомпании, выполняющие внутренние перевозки, они пользуются в ИАТА совещательным голосом. С 1980 в ИАТА допускается «частичное» членство для тех авиапредприятий, которые не хотят участвовать в установлении тарифов на воздушные перевозки. Цели ИАТА: содействие развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта, поощрение авиационной коммерческой деятельности и изучение связанных с этим проблем, обеспечение развития сотрудничества между авиапредприятиями, принимающими участие в воздушных сообщениях. ИАТА обобщает и распространяет опыт экономической и технической эксплуатации авиалиний, разрабатывает типовые между авиапредприятиями, организует согласование расписаний полётов между авиапредприятиями и их работу с агентами по продаже перевозок. Высший орган - Общее собрание, исполнительный орган - Исполнительный комитет (им назначается генеральный директор). Должность президента, избираемого Общим собранием, в основном почётная. К основным органам ИАТА относятся также конференции по перевозкам, на которых разрабатываются пассажирские и грузовые тарифы и правила их применения, единые общие условия перевозок, стандарты обслуживания пассажиров, образцы перевозочной документации и т. д. Для вступления в силу тарифов, разработанных ИАТА, необходимо их одобрение заинтересованными правительствами. ИАТА тесно сотрудничает с ИКАО и другими международными организациями.
Международная ассоциация гражданских аэропортов (ИКАА) создана в 1962, штаб-квартира в Париже, действительных членов - 113 (208 аэропортов из 65 стран); ассоциированных - 19; почётных - 4. Аэропорт Шереметьево - член ИКАА. Основные задачи: содействие развитию сотрудничества между гражданскими аэропортами всех стран, выработке общих позиций членов ИКАА, а также развитию гражданских аэропортов в интересах воздушного транспорта в целом, ИКАА имеет специальный консультативный статус ООН по вопросам строительства и эксплуатации аэропортов. Высший орган - Генеральная ассамблея, руководящий орган - Административный совет, исполнительные органы - Исполнительные комитеты и Генеральный секретариат. Ассоциация сотрудничает с ИКАО, с фирмами - изготовителями авиационной техники и другими международными организациями.
Международная федерация ассоциаций линейных пилотов (ИФАЛПА) создана в 1948, штаб-квартира в Лондоне, члены ИФАЛПА - 66 национальных ассоциаций, в том числе Российские пилоты международных авиалиний. Цели ИФАЛПА: защита интересов пилотов и повышение их роли в развитии безопасной и регулярной системы воздушных сообщений, сотрудничества и единства действий пилотов гражданской авиации. ИФАЛПА способствует развитию авиационной техники, добивается, чтобы в эксплуатацию новых типов самолётов одновременно обеспечивало безопасные и удобные для пилотов условия труда. Федерация защищает профессией, интересы пилотов, оказывает помощь своим ассоциациям в установлении справедливых и обоснованных норм оплаты труда, продолжительности рабочего времени. Высший руководящий орган - Конференция, высший исполнительный орган - Бюро. ИФАЛПА активно сотрудничает с другими международными авиационными организациями.
Международное общество авиационной электросвязи (СИТА) создано в 1949, штаб-квартира в Брюсселе, члены - 206 авиакомпаний из 98 стран. «Аэрофлот» - член СИТА с 1958. Цели СИТА: изучение, создание, приобретение, применение и эксплуатация во всех странах средств, необходимых для передачи и обработки информации, связанной с работой авиакомпаний - членов СИТА. Высший руководящий орган - Генеральная ассамблея, высший исполнительный орган - Совет директоров, в состав которого входят генеральные директора авиакомпаний - членов СИТА. Из состава Совета директоров Генеральная ассамблея назначает Исполнительный комитет, который руководит текущей деятельностью общества. В своей деятельности СИТА сотрудничает с ИАТА.
Международная федерация независимого авиатранспорта (ФИТАП) создана в 1947, штаб-квартира в Париже, действительные и ассоциированные члены - 60 авиакомпаний 12 стран. Цели ФИТАП: координация деятельности авиакомпаний - члены ФИТАП и защита их интересов, в том числе частных предпринимателей по эксплуатации самолётов на международных линиях, устранение ограничении для частных немонополизированных авиакомпаний и изучение технических, экономических и правовых вопросов, коммерческой деятельности гражданской авиации. Высший руководящий орган - Генеральная ассамблея, высший исполнительный орган - Исполнительный комитет.
Международная федерация ассоциаций диспетчеров воздушного движения (ИФАТКА) создана в 1961, штаб-квартира в Амстердаме, члены - национальные ассоциации 32 стран. Цели ИФАТКА: повышение безопасности, эффективности и регулярности международного воздушного навигации, содействие безопасности и планомерности системы контроля воздушного движения, поддержание высокого уровня знаний и профессиональной подготовки диспетчеров воздушного движения. Высший руководящий орган - Конференция, высший исполнительный орган - Совет.
Международная ассоциация воздушных перевозчиков (ИАКА) создана в 1971, штаб-квартира в Страсбурге, члены - 17 авиакомпаний 9 стран. Цели ИАКА; разработка способов и методов повышения эффективности участия в международных чартерных операциях, развитие воздушного движения путём повышения качества чартерных услуг, укрепление связи и сотрудничества между международными чартерными компаниями. Высший руководящий орган - Ассамблея, высший исполнительный орган - Исполнительный комитет. В своей деятельности ИАКА сотрудничает с ИКАО, ЕКАК, АФКАК, Евроконтролем.
Международный совет ассоциаций владельцев воздушных судов и пилотов (ИОАПА) создан в 1962, штаб-квартира в Вашингтоне, члены - национальные организации гражданской авиации 20 стран. Основные задачи: обеспечение координации взглядов и мнений ассоциированных членов Совета, развитие стандартизации с целью улучшения регулирования и руководства полётами; разработка рекомендаций по применению систем планирования с целью повышения безопасности полётов и эффективности воздушных перевозок. Высший руководящий орган - Управление Совета.
Институт воздушного транспорта (ИТА) создан в 1944, штаб-квартнра в Париже, стал международной организацией в 1954, 390 членов из 63 государств: правительственные учреждения, эксплуатанты воздушного транспорта, изготовители воздушных судов или авиаоборудовання, страховые общества, банки, высшие учебные заведения и т. п. Кроме того, членами ИТА могут быть частные лица. Цели ИТА: исследование экономических, технических и других проблем в области международного воздушного транспорта и туризма. Высший руководящий орган - Общее собрание, исполнительные органы - Административный совет и Дирекция. В своей деятельности ИТА поддерживает отношения с ИКАО, ИАТА и другими международными организациями.
Европейское бюро воздушных исследований (ЕАРБ) создано в 1952, штаб-квартира в Брюсселе, члены - 20 крупнейших западноевропейских авиакомпаний, осуществляющих около 95% всех воздушных перевозок в Европе. Цели ЕАРБ - изучение проблем улучшения развития коммерческого воздушного транспорта в Европе путём анализа статистических данных, координация работы авиакомпаний - членов ЕАРБ, способствующая противодействию конкуренции со стороны других авиакомпаний при эксплуатации воздушных линий на европейском континенте. ЕАРБ ежеквартально издаёт бюллетени, публикует отчёты и классификации европейских воздушных перевозок, сведения об их сезонных колебаниях, а также данные о развитии внутриевропейских пассажирских перевозок, обзоры всемирного состояния воздушного транспорта и сравнительный анализ его развития в Европе и США. Высший руководящий орган - Ассамблея, высшие исполнительные органы - Генеральный секретариат и Подготовительный комитет.
Сведения о членстве в М. а. о. относятся к началу 1990 г.

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .


Межгосударственный авиационный комитет (МАК) учрежден на договорной основе 30 декабря 1991 г. Он включен в Реестр международных межправительственных организаций ICAO и зарегистрирован в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

МАК является межправительственной организацией суверенных государств региона Восточной Европы, присоединившихся к Соглашению о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, которое было подписано в г. Минске (Республика Беларусь). По состоянию на конец

2005 г. участниками Соглашения являются 12 государств: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина. Два государства - Латвийская Республика и Эстонская Республика - имеют статус наблюдателей.

В соответствии с полномочиями, делегированными государствами-учредителями, МАК призван служить достижению целей единой политики и координации деятельности в области использования воздушного пространства, управления воздушным движением, сертификации ВС, аэродромов и оборудования, расследования авиационных происшествий, обеспечения унификации систем Авиационных правил, разработки согласованной политики в сфере воздушного транспорта, координации разработки и реализации межгосударственных научно- технических программ. Так как степень делегирования полномочий МАК государствами-учредителями неодинакова, то и характер их участия в деятельности МАК имеет существенные отличия.

Основными направлениями деятельности МАК являются:

    разработка и формирование структуры единых Авиационных правил и процедур в сфере ГА и использования воздушного пространства в регионе СНГ, а также их гармонизация с Авиационными правилами, признанными Мировым авиационным сообществом;

    создание и обеспечение функционирования единой системы сертификации авиационной техники и ее производства, гармонизация ее с другими международными системами;

    сохранение для государств - участников СНГ профессионального независимого органа по расследованию авиационных происшествий, обеспечивающего объективное расследование авиационных происшествий не только на территориях государств Содружества, но и за их пределами;

    защита для государств СНГ рынка авиатранспортных услуг через межгосударственные соглашения и согласованные нормативные акты в области тарифов и взаиморасчетов;

    координация взаимодействия полномочных органов в чрезвычайных ситуациях и в зонах локальных военных конфликтов на территории государств - участников Соглашения;

    борьба против незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;

    развитие международного сотрудничества с государствами и международными организациями гражданской авиации в целях интеграции государств - участников Соглашения в мировое авиационное сообщество.

Почти детективная история! И, кажется, с продолжением... В ноябре 2015 года правительство Российской Федерации приняло решение о перераспределении функций Межгосударственного авиационного комитета (МАК) между Минтрансом, Росавиацией и Минпромторгом.

По этому решению функции по определению порядка сертификации международных и коммерческих аэропортов, типов воздушных судов и ряда других важнейших авиационных систем были переданы Минтрансу. Процесс сертификации и проверки сертификационных требований должны проводить специалисты из Росавиации. Минпромторг получил полномочия по сертификации предприятий, связанных с производством воздушных судов. И началась непонятная возня.

Давление на МАК пошло, когда в рамках разработки ФЗ-253 от 21 июля 2014 года были внесены поправки в ст. 8 Воздушного кодекса РФ в части наделения Росавиации полномочиями по выдаче разрешительных документов разработчикам и изготовителям гражданской авиатехники.

Без логики

Так как инициаторы изменений не представляли себе, как «новшества» начнут работать на практике, то с принятием этого закона ранее существовавшие документы правительства, по которым МАК осуществлял функции уполномоченного органа по сертификации разработчиков и изготовителей в РФ, не были отменены или изменены. И Авиационный регистр МАКа продолжал работу по всем направлениям. Окончательный старт ранее принятым решениям был дан в ноябре 2015 года.

По мнению авиационных специалистов, ситуация, разворачивающаяся вокруг МАКа, не имеет под собой никакой логики. Ведь на нём «висит» вся договорная база с EASA, FAА и ICAO. При передаче функций Росавиации вся она «летит», не только по России, но и по всему авиационному пространству бывшего СССР. МАК является регулятором всего постсоветского пространства и выступает от имени всех бывших кусков Союза во внешней авиационной сфере. Даже Украина, которая в пику России (кстати, именно при Викторе Януковиче) ввела свою систему регистра, потом, одумавшись, не стала разрывать связи с МАКом. Начав процесс создания национального регистра, она упёрлась в невозможность создать внешнюю договорно-правовую базу в мировом авиационном пространстве, которую имеет МАК.

Нарисованные сертификаты

В конце 2015 года глава правительства РФ Дмитрий Медведев принял окончательное решение о фактической ликвидации этого института. Надо отметить, что МАК г-н Медведев недолюбливает давно. После крушения самолёта Як-42 в Ярославле можно сказать, что Медведев остановил эксплуатацию этого типа машин. МАК считает: техника была в порядке, а вопросы имеются к работе Росавиации. Помнится, тогда началась проверка лётных училищ, поймали кого-то на фиктивных дипломах и фальшивых свидетельствах. Но дело замяли.

В связи с этой катастрофой Александр Нерадько, возглавляющий Росавиацию, поддерживаемый Минпромторгом, начал атаку на МАК. У министра Дениса Мантурова имеется свой интерес. Он неоднократно пытался продавить через МАК выдачу сертификата разработчика и производителя для созданного им АО «Вертолёты России» (ВР). И регулярно получал ответ: для проведения сертификации в соответствии с АП-21 требуется подготовить необходимые документы (в том числе и реальное материальное производство). Но ВР – это бюрократическая надстройка численным составом около 800 человек. Материального производства она, являющаяся обычным акционером ряда вертолётных активов, у каждого из которых свои сертификаты на производство

и/или разработку авиационной техники, на своём балансе не имеет. После нескольких попыток уговорить руководство МАКа, Мантуров, по всей видимости, начал сам «рисовать» сертификаты от Минпромторга. Но вот только их до сих пор никто за пределами России не признаёт. Впрочем, это не мешает продавать их по сходной цене предприятиям, получая гонорары за «сертификацию».

К чему приведёт уничтожение?

Свою заинтересованность в «разгоне» МАКа имела и Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), которая совместно с ВР придумала свою систему внешней «военной сертификации» ремонтных предприятий. Хотя похоже, что это полностью противозаконное действие, так как в других странах военная торговля и услуги по ремонту регулируются точно так же, как и в РФ, на уровне специальных нацио­нальных регуляторов.

Таким образом, получается, что группа заинтересованных лиц в ликвидации МАКа – это Денис Мантуров (министр промышленности и торговли), руководство ФСВТС и Александр Нерадько (Росавиация), а возглавил её по поручению Дмитрия Медведева Аркадий Дворкович . Эта группа и организовала «наезд» на МАК.

Бесспорно, по многим направлениям есть вопросы к деятельности МАКа и его руководителю Татьяне Анодиной. Но это не может являться причиной уничтожения целого межгосударственного института, на котором держится вся договорная база по авиационным вопросам. Уничтожение МАКа потянет за собой развал всей внешней договорной базы не только для РФ, но и для стран бывшего СССР.

Минпромторг перевёл стрелки

На фоне стремления российских властей интегрировать государства бывшего Союза в единую систему развал МАКа (готового интегратора авиационного пространства) выглядит отсутствием какой-либо элементарной государственной логики.

Минпромторг, столкнувшись в вопросах реорганизации с большими проблемами, уже перевёл стрелки на Росавиацию. И Россия разослала официальные уведомительные ноты, что функции МАКа переходят к Росавиации. Но ни на одну не получила одобрительного ответа.

Организаторы уничтожения МАКа не придали значения тому, что вопросы авиационной безопасности не регулируются в уведомительном порядке. Тут действует двусторонний принцип признания квалификации и прочих атрибутов этого направления.

США и ЕС в течение восьми лет состыковывали свои позиции, и это при полном благоприятном отношении. Сколько будет состыковывать их Александр Нерадько в нынешних условиях конфронтации России с Западом, никому не известно.

Для создания договорной базы с EASA необходимо подписать межправительственное соглашение с Еврокомиссией. А вот это большая проблема, так как если хоть одно государство ЕС будет против, то такого соглашения России не видать.

И пока не поздно, этот процесс надо срочно останавливать. С момента принятия решения о передаче федеральным органам исполнительной власти РФ функций, ранее исполняемых МАКом, не было организовано надлежащее исполнение полномочий, возложенных на Минтранс, Минпромторг и Росавиацию в соответствии с постановлением правительства РФ от 28 ноября 2015 года № 1283.

В зоне высокого риска

Российская авиационная промышленность находится в зоне высокого риска обнуления экспортного потенциала для гражданской авиационной продукции (программы SSJ, МС-21, вертолёты Ми-172, Ми-171А1, Ка-32А11ВС и т.п.) как минимум на протяжении всего срока проведения работ по признанию новой системы сертификации. Учитывая, что в современном мире существует высокий уровень конкуренции в авиационной сфере, можно предположить, что переформатирование регулирования в авиационной области будет использовано внешними конкурентами как на мировом рынке, так и для получения преференций внутри России в обмен даже на частичное признание новой системы сертификации.

Для выхода из сложившейся ситуации было бы полезно отменить ранее принятые решения и вернуться к уже созданной системе на базе МАКа, провести смену руководства в рамках права России в этой организации. И ещё провести созыв Совета по авиации и использованию воздушного пространства. Утвердить новую кандидатуру на пост председателя. Принять обновлённый регламент работы Совета. Но профессиональная компетенция нового руководителя должна быть признана в ИКАО и других международных авиационных структурах. Юристы и «эффективные менеджеры» там восприняты не будут.

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) – исполнительный орган 11 государств бывшего СССР (Содружества Независимых Государств) по делегированным государствами функциям и полномочиям в области гражданской авиации и использования воздушного пространства.

Европейское агентство по безопасности полётов (EASA) является агентством Европейского союза по регулированию и исполнению задач в области безопасности гражданской авиации.

Федеральное управление гражданской авиации (FAA) – центральный орган государственного управления США в области гражданской авиации.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) – федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ контроль и надзор в области военно-технического сотрудничества.